Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
я пошел военной дорог ой отца хомодицея — оправдание человек а 11 июля 1996 г. Книги липецких № 130 (1194) авторов А Д А М А Хо м о диц ея — о пр авд ани е человека . Читателю, хоть в м ал о й м ер е интересующемуся в опро сам и философии , понятней и ближе , пожалуй , другая проблематика , выраженная в термине «теодицея» — о пр авд ани е Бога за то зло , что совершается на з ем л е . П р о бл ем а н е только и н е столько богословская — ведь во зле проходит вся лю д ская жизнь . Так подлежит л и оправд анию человек, в се человечество на тернистом св о ем пути? Д а и что такое, п р еж д е всего, человек — субъект эксперимента некоего высшего ко см и чес ко го р а зум а , ош ибка природы , А дам , отступившийся, в гордыне познания , от Бога? . В ер а л и спасительна или з н ан и е? А может быть В ера ч ер е з бесконечность познания? Могущество человека — д о каких пред елов? И , наконец , — з а ч ем мы? В чем заклю чена м и с си я человечества? Каков у р о к и з нашего пути, и ком у его извлекать? Эти и множество других , н е м е н е е важных вопросов поставлены и рассмотрены в инт ереснейшей книге липчанина Геннадия Ж ер ебилов а , которая так и н азв ан а — «Оправдание человека (хомодицея )» . Ставя проблем у , автор привлекает (в кратком и зл ож е н и и ) для оцен ки ее множество авторов и учений (религиозных, ф илософ ских ) с д р евн ейш и х в р ем ен д о совр ем енны х . Трагический разры в духовного «я» человека с его биологической оболочкой , м е ж «духом» и «материей» — вот источник бесконечны х колли зий на всем крестном пути человечества (и в плане индивидуальном , и в общественном ). П р и ч ем разры в этот — д о настоящего исторического этапа — характерен не о сво б ож д е ни ем «духа» от «плоти», а отчуждением. О свобож д ени е индивидуального сознания , переход на б о л ее высокий уровень д^овно -т ел есн о го развития человека ещ е только предстоит. Гарм ония тела и д уш и — и д еал пусть и недостижимый, но единственно возможный на пути сп асения и выживания человечества. (В сп ом ним в связи с этим один и з трагических п рим еров подобного прорыва в п ер ед — судьбу Льва Толстого, гениально осмы сленную в «О свобождении Толстого» И .А . Буниным). Н о в чем ж е соединит ься? Что явится с к р е п л яю щ е й субст анцией в гр я д ущ ем в о з р о ж д е н и и чел ове ка и чел о в е ка ? Автор ф ормирует с в о ю м ы сл ь так: ' «П ериод отчуждения д о лж е н быть з ав ерш е н .. . посредством создания качественно нового единства — слияния в Лю б в и — различны х уровней системы ка к в человеке , так и в планетарном и вселенском масштабах». «Ибо , если человек не воспримет логи ку Лю б в и .. . то гибель н е только человечества, но и планеты Земля может стать реальной» . Д р у г им и словами , человечеству, чтобы спастись, надо преодолеть первородно е и скуш ение , п ри в едш ее на путь механическо го «прогресса» и в теряющую духовность «цивилизацию» , и осуществить «второй искус», антиискуситься, вернуться к Спасителю — к «Его милосердным коленям припав» . Гипотеза отчужденного сознания Г. ж е р е б и л о в а опр авд ани е человека основывает на р ещ е н и и последующ ей — эволю ционно и исторически п р е д о п р е д е л е н н о й — задачи : «Человек р азум ны й .. . д о лж е н стать человеком -Спасит елем , то есть тем самым божественным посланцем , призванным уничтожить на З ем л е зло и установить «Царство н еб есно е» , прихода которого ожидает земля» . Отвлекаясь от чисто научной ф илософ ской проблематики (а им енно в этой сф ер е формулирует свои вопросы и выводы автор), следует подчеркнуть вот что. Подготавливая н ар о д о н асел ени е сегоднящ них государств к «спасительности» (и якобы объективной необходимости ) единого «мирового порядка» с его «общ ечелов еческим и ценностями», ангажированны е западны е философы и футурологи выстраивают такую модель будущего м ира , где нет места истории. «Конец истории» — им енно так названа нащ ум евш ая в свое врем я работа ам ер и ка н с ко го футуролога Фукуямы . Постиндустриальное сообщество, п ро н и зан н о е насквозь либеральными ценностями, отвергает традиционное общество и государство (а значит, и с в о ео б р а з и е национального развития, языка, культуры, истории), и человечество входит в новую «эпоху» — безисторического , биологически разум но го существования, регулир уем о го и з наднационального «Центра». П ечальная перспектива! К а к тут не вспомнить б и б л ей с ко е пророчество апокалиптического конца света: «И н ебо взовьется, к а к свиток пергамента, и в рем ени больш е н е станет»! И этот-то путь «цивилизационного развития» мы должны воспринять ка к бл агод еяни е? Разумеется, на пути С пасения он будет отвергнут — но ка ко й цен о й? Мы уж е стали свидетелями, участниками и жертвами п ервого шага в лон о зап ад н о й цивилизации , вкуш аем «прелести» либ ер альны х свобод , б е зд ум н о лиш аясь (и отвергая) былые духовны е ценности и ориентиры. Б уд ем л и оправданы мы, сего д н яш н и е? Достойны л и оправдания п е р е д грядущ им? Или , терпящие п о р аж ен и е в с ам ом в аж н ом — духовном , нравственном . Б о ж е с ком усовершенствовании , — мы лишь атомы чудовищного эксперимента над христианской д ущ ой ? И н е «хомодицеи» достойны, а «хам о -диц еи » — мы, рож денны е и з «Гоядущ его Хама» , н апророченного в н а ч ал е века Дмит рием М ер еж ко в с ким . В прочем , м рачны е прогнозы (к а к и ож и д а н и е грядущ его А по кал ип си с а ) не отнимают у н а с пути к сп асению — он в и скуп л ен ии . А что ж е такое история человечества, к а к н е трагическое и с купление з а ош и б ки и заблуж д ения , самым страшным и з которых является гордыня р а зум а , отчужденного от Бога? Вот это отчуждение и н ад о преодолеть! И м е н н о этому посвящ ена работа Г. Ж е р еб и л о в а , книга свежая , в чем - то д е р з к а я , р ож д е н н а я ум ом неспекулятивным и чувством неложным . В л а д и м и р ПЕ ТРО В , ч л ен С ою за писат елей Р о с с и и . п р ^ Р Ъ 1ш ^ то А Г щ ш / ] ^ т ы ........................................ ' ......................... ' .............. * .... * ......................... ................. Сцену щедро обрамляли шары. Некоторые из них шумно лопались — не от мальчишеских проказ, а от жары — но все равно ни малейшего дискомфорта не вызывали. Потому что очень «комфортным», приятным ожидалось в заполненном до отказа зеленом театре Нижнего парка «Сатирикон-шоу- 96» (так гласил транспарант над сценой), то есть «Бенефис Ларисы Поповой и К°», на который приглашали афиши, рас клеенные по Липецку. К сожалению, скажу сразу, лично меня бенефис разочаро вал. Нет, к самой бенефициантке претензии предъявить труд но. Неплохи были ее музыкально-пародийные номера (лучше остальных певиц она изобразила Валерию). Жаль только, что Л. Попова мало выступала в качестве мима. Ведь пантомима — это «чистый» жанр демонстрации возможностей артиста. А шоу в целом не получилось. Вместо него зрители увиде ли (такое ощущение) наспех собранный концерт из никак, пусть даже условно, не связанных между собой номеров. Не качественно звучала аппаратура, то и дело возникали «про вальные» паузы, хотя промедление в несколько секунд меж ду уходами и выходами артистов для любого представления губительно. Подобных претензий, за исключением плохого звука, не могло и возникнуть, если бы речь шла о концерте на Цен тральной эстраде парка, открытой со всех сторон. Отдыхаю щие здесь вольны подходить и отходить в любой момент, и потому продуманность, цельность программ на этой эстраде не имеет никакого значения. Лишь бы концерт шел, длился, слу жил поводом для отдыха наряду с аттракционами и шашлыка ми. Не совсем то, по идее, должно быть в замкнутом простран стве Зеленого театра, где сновать туда-сюда негоже (разве что с задних лишь рядов). Зритель пришел, сел, и парк уж тут обя зан выдать ему программу, что называется, на одном дыхании. «Дыхание» же шоу оказалось прерывистым, заторможен ным. Произвольность сценария и режиссуры (если о таковых вообще имеет смысл говорить), к счастью, скрашивали отдель ные гости бенефиса — шоу-студия ЛГТУ «Сюрприз» (Евгений Власов и особенно Василий Шевяков — браво!) и профессио нального уровня данс-трио «МиСС». С их участием — плюс, разумеется, Л. Попова — и могло бы, при желании, получиться динамичное, незатянутое представление. И последнее. Почему бы за вход в Зеленый театр не брать небольшую, чисто символическую плату? Это бы «дисциплини ровало» и зрителей, и артистов, налагая на последних извест ную ответственность и служа, что немаловажно, материальным для них стимулом. Константин КЛЮТКИН. Фото Алексея ЩУРОВА. Футбол ПРЕТЕНДЕНТОВ ПОКА МНОГО Сыгран очередной, 13-й, тур чемпионата области по футболу среди команд первой группы, который не внес особых изменений в турнирную таблицу. Сейчас трудно сказать, что она будет собой представлять к концу пер венства, но вряд ли можно припомнить год, когда коман ды шли к пьедесталу такой плотной группой. Динамовцы Липецка, возглавляющие турнирную таб лицу, встречались с юношами 1979 года рождения из ФСК «Металлург». Если в первом тайме шла примерно равная борьба, то на последние 15 минут тактической мудрости у юношей не хватило. Сначала защитник «Динамо» Алексей Бирюков, под ключившись к атаке, беспрепятственно вышел в штраф ную площадку и точным ударом послал мяч в сетку во рот. Это расстроило молодых футболистов, и через несколь ко минут Виталий Иванов удвоил результат — 2:0. Дина мовцы набрали 29 очков и продолжают возглавлять тур нирную таблицу. На три очка от лидера отстает «Усманец», который вновь одержал победу на выезде. Единственный гол в Ельце местной команде «Спартак-Мясокомбинат* забил Виктор Гуров. Сыграв вничью — 1:1 в Данкове с ФК «Химик», чемпионы области-95 спартаковцы Казинки с 25 очками замыкают тройку сильнейших. На очко от них отстает «Литейщик», поттепевший поражение в Чаплыгине от «Авангарда» — 1:2. Сокольцы в поселке Плавица Добринского района забили четыре безответных мяча в ворота хозяев поля. Второй хет-трик в этом сезоне записал на свой счет Вадим Логунов Остальные матчи последнего тура закончились так: _ 5й) — 4 " (Елец) «Торпедо» (Грязи) — «Локомотив» (Лев Толсто :0, «Горняк» (Липецк) — «Пищевик-Гидравлика» — 0:1, «Союз» (Добринка) — «Дон» (Лебедянь) — 3:3. Про пущенный матч 11-го тура: ФК «Химик» — «Металлург» (АО «Свободный сокол»). Сегодня состоится предпоследний тур первого круга. Юрий КУЛИНИЧ. САМОЛИКВИДАЦИЯ «КОЛОСА» НА РУКУ ТАГАНРОЖЦАМ в западной зоне второй лиги, где играет липецкий «Металлург», на одну команду стало меньше. Краснодар ский «Колос», слухи о финансовой несостоятельности которого ходили еще до начала чемпионата, решил снять ся с розыгрыша. А поскольку краснодарцы не успели про вести 50 процентов запланированных матчей, все резуль таты игр с их участием аннулируются. Из изменений в турнирной таблице, вызванных отка зом «Колоса», следует отметить сократившийся на 2 очка разрыв между двойкой лидеров — «Металлург»—«Анжи» и их преследователем — таганрожским «Торпедо». На помним, что махачкалинцы и липчане сумели обыграть «Колос» в гостях, а таганрожцы довольствовались домаш ней ничьей. Кроме того, подтянулся к лучшим бомбарди рам зоны и торпедовец Ермилов, поскольку голы, заби тые Гасанбековым («Анжи») и Полстяновым («Метал лург») в ворота краснодарцев, также аннулированы. (Соб. ивф.) ч т о Б Ы Л О НШ с о м н о й . ПОМНЮ ! ДЕТИ БЛОКАДЫ в сентябре 1941 года фашистские войска прорвались к Ленинграду. Начались долгие и тяжелые дни блокады. ...По дороге к Неве идет тощий матьчик. Его худое изможденное лицо залито слезами. Встречный пронзительный ветер хлещет по мокрым щекам. Мальчик голоден. У него мало сил. Он хочет лечь. Лечь прямо на заснежен ной улице. «Нельзя! — приказывает он себе. —Дедуш ке нужна вода. Он один в квартире.» Мальчик останавливается. Одной рукой держит ведро, а другой намертво вцепился в металлическую ограду. В его головке проносятся обрывки событий вчерашнего дня. Встав утром, он, как всегда, пошел на кух ню, чтобы согреть в чайнике воду и напоить кипятком мать. В эту минуту ему почему-то за хотелось уткнуться в плечо матери и тихо-тихо плакать. Он подошел к кровати, на которой ле жала исхудавшая женщина. Она не шевелилась. «Видно, еще спит», — решил мальчик. Он опус тился на колени, коснулся ими пола, прилег щекой на руку матери. Но тут же отстранился: материнская рука была холодной. — Мамочка! Мамочка, что с тобой? —закри чал мальчик, захлебываясь слезами. — Не трожь ее, — раздался за спиной маль чика спокойный и тихий голос деда. —Она умер ла. Мальчик обернулся. Лицо старика не выра жало ни скорби, ни тревоги. Глубоко сидящие глаза его горели каким-то неестественным ог нем ; по морщинистым небритым щекам прока тилась судорожная дрожь. Мальчик так и сидел в прежней позе на полу с широко открытыми глазами. Воспоминания оборвались, словно наваж дение. Мальчик снова увидел людей, бредущих к реке за водой. Он вытер рукавом ватной кур тки мокрое от слез лицо, зябко передернул пле чами и направился к хвосту очереди. Послед ней стояла девочка. Была она мала и худа. — А ты зачем сюда, такая крошка? — спро сил ее мальчик. — Рыбу ловить, — по-взрослому ответила девочка. — Папа сказал, что в Неве водится много рыбы. — А чем же ты ее будешь ловить? — Руками. — Сегодня рыба не ловится, —сказал маль чик.— Сейчас я наберу воды и мы с тобой пой дем к нам. Мой дедушка что-нибудь найдет для твоего папы. Папа твой болеет? - Д а . — А мамка где? — У нас нет ее. — Девочка вздохнула. Так и познакомились. Девочку звали Верой. Отец ее вскоре умер. Мальчик с дедушкой взя ли ее к себе и стали жить втроем. А как жили — о том только блокадники Ленинграда знают. А когда и дедушка умер, детей добрые люди ус троили в детский дом... Мальчик вырос и после окончания железно дорожного училища стал машинистом, женил ся, вырастил двух сыновей, А Вера выучилась на учительницу. У нее тоже давно своя семья. Но они по-прежнему дружат. Эту историю из своей жизни рассказал мне Анатолий Петрович Герасимов, коренной ленин градец, который приезжал в гости к нашим со седям по квартире. Инна ГОЛУБЦОВА . КАК БАБУШКУ АНЮ НЕ УГНАЛИ В ГЕРМАНИЮ Моя бабушка — Анна Кузьминична Зуева — рано осталась сиротой. Вместе с двумя сес тренками и братишкой ее воспитывала мачеха, добрая женщина, которую дети любили, как родную мать. В начале войны их родное село Репьевка, что в Воронежской области, попало А л е к с а н д р В а с и л ь е в и ч П о п о в п р е п о д а ет в Л и п е ц к о м м аш и н о ст р о ит ел ь н ом к о л л е д ж е у ж е д в а д ц ат ь лет. О н — от л и чн и к с р е д н е с п е ц и а л ь н о г о о б р а з о в а н и я , п р е п о д а в ат е л ь в ы с ш е й кат е г о р и и . Н о есть у А л е к с а н д р а В а с и л ь е в и ч а , о ч е м у ж е р а с с к а з ы в а л а « Л и п е ц к а я газета» , д р у г о е в а ж н о е д е л о — в о е н н о -п ат р и от и ч е с к о е в о с п ит а н и е , кот оры м о н « з а б о л е л » ш ест надцат ь лет н а з а д . «А п о дт о л кн у л о м е н я к н е м у . . . м о л ч а н и е отца , — р а с с к а зы в а ет П о п о в . — Отец м о й — ф ронт ови к . Почти в сю в о й н у бы л н а п е р е д о в о й . А что там п р о и с х о д и л о , н а этой п е р е д о в о й , о н н а м , с в о и м ч ет в еры м с ы н о в ь я м , н и к о г д а н е р а с с к а з ы в а л . Т о л ь к о в зд о х н ет и е щ е с и л ь н е е з а м к н ет с я . И тогда р е ш и л я пройт и в о е н н о й д о р о г о й отца. А к а к я е е п р о ш е л , что в и д е л , что у з н а л , я р а с с к а з а л в д о к у м е н т а л ь н о м о ч е р к е , кот оры й стал п е р е д о в и ц е й четвертой р у к о п и с н о й к н и г и , кот орую п и ш ^ м о и дети» . П е р в о к у р с н и к а м н а с а м о м п е р в о м занят ии П о п о в п р е д л а г а ет н ап исат ь с о ч и н е н и е - р а с с к а з о с в о и х р о д н ы х : отце, м ат ери , д е д у ш к е , б а б у ш к е . П о ст е п е н н о п о д в о д ит и х к и з у ч е н и ю п р о ш л о г о н а ш е й страны , е е г е р о и ч е с к о й и ст ор ии . К 5 0 -л ет ию В е л и к о й П о б е д ы у ч а щ и е с я м аш ин о ст ро ит ел ь н о го к о л л е д ж а с в о и м и р у к а м и и з гот ов ил и и о ф о р м и л и а л ь б о м ы , р а с с к а з ы в а ю щ и е о ф ро нт ов ом пути д е д о в . Т а к п о ст е п е н н о р у к а м и р еб ят в к о л л е д ж е бы л с о з д а н с в о й м у з е й : з д е с ь и ст енды с ф от о г р аф и ям и и кр ат ким о п и с а н и е м б о е в о г о пути ф ро нт о в и ко в , н а ст е л л а ж а х п о д ст е кл ом - - э к с п о н ат ы в о е н н о г о в р е м е н и . — К с о ж а л е н и ю , м у з е й у к о м п л е кт о в а н н е д о к о н ц а , — говорит А л е к с а н д р В а с и л ь е в и ч . — М н о г и е и нт е р е с ны е в ещ и е щ е пылятся в з а п а с н и к а х , п от ом у что в к о л л е д ж е п р о б л е м а с м ат е р и а л а м и , и з кот оры х м ы м о г л и бы сд ел ат ь ст енды . А в е д ь м у з е й — это д е л о свят о е ! В с о ч и н е н и я х у ч ащ и х с я Л и п е ц к о г о м аш и н о ст ро ит ел ь н о го к о л л е д ж а , з а н е у к л ю ж и м и в ы р а ж е н и я м и , ш ероховат ост ью с л о в , а то и , н ао б о р от , з а и г р о й в о о б р а ж е н и я ю н о г о у м а , я с н о видят ся карт ины тех д а л е к и х т р а г и ч е с к и х и г е р о и ч е с к и х лет. И с о в с е м н е д а в н и х — г о р ь к и х и т р евож ны х . Я у в е р е н , что и з этих р ебят и д е в ч ат выйдут л ю д и , г о р я ч о и п р е д а н н о л ю б я щ и е с в о е р о д н о е Отечество. И в а н С Т Р Е Л Ь Н И К О В , поэт , п р о з а и к , ч л е н Л и п е ц к о г о обл аст но го к р а е в е д ч е с к о г о о бщ ест в а . в зону немецкой оккупации. Шла зима сорок второго. Вечерело. Дети грелись на русской печи, а мачеха чистила кар тошку для ужина. В это время в сенях неожи данно громко затопали. Мачеха вздрогнула и уронила недочищенную картофелину. Откры лась дверь, и в дом вбежала соседка. — В Шубном фашисты дома жгут. А людей угоняют в Германию, —с тревогой сообщила она. Аня спрыгнула с печки и, в чем была, выбе жала на крыльцо. Над соседним селом в пол неба полыхало зарево. Ледяной колючий ветер гнал огромное облако черного дыма в сторону леса. — Смотрите, фашисты и к нам едут! — ус лышала Аня за своей спиной испуганный голос мачехи. Повернув голову к дороге, она увидела дви жущуюся машину, а за ней каски мотоциклис тов. Машина остановилась, и из кузова стали выпрыгивать немецкие солдаты. Двое гитлеров цев направились к крыльцу их дома. — Бистро! Бистро! Одеваться,., — на лома ном русском языке прокричал один из них. Братишка испугался и ударился в плач. Ему было всего три годика. Вражеские солдаты в считанные минуты согнали все население Репьевки в центр села. — Антихристы! — кричал на немецких со лдат самый старый житель Репьевки, восьми десятилетний дед. — Супостаты! В аду будете гореть за свои поступки. — Молчать! — оборвал старика высокий, с длинной шеей ефрейтор. —Штоять шмирно! Кто сделает хоть маленький шажок —штрелять. По няла?.. По обезлюдевшему селу сновали фашисты. Они гнали по улицам коров, телят, запихивали в мешки кудахчущих кур. Аня увидела, как вы вели мачехину корову, которая кормила их, си рот. Корова не хотела идти, упиралась, мыча ла. Фашисты стали бить ее прикладами кара бинов. Вот взметнулся над селом первый язык пламени. За ним — второй, третий... Вскоре вся Репьевка была охвачена страшным ревущим по жаром. Люди молчали — они словно окаменели. В гробовой тишине раздался истошный крик не мецкого ефрейтора: — Русс партизан!.. От леса в сторону Репьевки быстро двигал ся отряд народных мстителей. Жители села были спасены. О ксана ВОСТРИКОВА. МОЙ ДЕД ДУХОМ СИЛЕН В сорок первом Кузьма Иванович Шевчен ко, не дожидаясь повестки из военкомата, до бровольно ушел на фронт. Но ему не повезло: попал в плен. Как и многие его соотечествен ники, он оказался в далекой Германии. Нахо дился в разных концентрационных лагерях, где узников заставляли работать до изнеможения. А когда у них не оставалось сил — расстрели вали. Мой дедушка был физически сильным, рано начал работать, не злоупотреблял ни спиртным, ни куревом. И это ему помогло выжить. Но не воля есть неволя. И дедушка решил бежать. Вскоре он с группой своих товарищей был уже за пределами фашистского лагеря. Днем бег лецы прятались, а ночью лесами, балками, сто ронясь магистральных дорог, обходя города и большие поселки, шли на восток. Неблизкий путь длился много дней, всех мучил страшный голод. Они не выдержали — вышли к попавшейся на пути фермерской усадь бе. Хозяева обогрели, накормили русских. Но кто-то донес о них местным властям, и мой дедушка опять оказался в гитлеровском лаге ре. Пойманных беглецов избивали, морили го лодом. Но дедушка был не только физически здо ровым, но и сильным духом, поэтому плен его не сломил. Алексей СОМОВ. ОГОНЬКИ в ночи Весной 1942 года моей бабушке — Софье Федоровне Усковой— исполнилось всего 19 лет. Окончив курсы трактористок, она работала в одном из колхозов Воронежской области. Отец и старший брат погибли на войне. На попече нии у совсем еще юной девушки остались боль ная, убитая горем мать да двое братишек-не- смышленышей. Часто Софье приходилось работать в ноч ную смену. И вот в одну из таких ночей каприз ный трактор неожиданно заглох и встал посре ди поля. Девушка уже было выскочила из каби ны, как увидела впереди несколько пар злых зе леных огоньков. «Волки!» — со страхом догада лась Софья, Резко захлопнула дверцу кабины. Если трактор не заведется —придется сидеть в нем до утра». Софья изо всех сил нажала на газ. И вдруг трактор заревел и пошел вперед по паш не. Огоньки исчезли — шум мотора распугал се рых разбойников. Евгений БОЕВ. ПОСЛЕДНИМ БОИ После второго курса Липецкого машиностро ительного техникума Юрий Курасов был призван в армию. Служил в Афганистане, участвовал в пятнадцати боевых операциях и за одну из них награжден орденом Красной Звезды. По просьбе руководителя поисковой работы техникума он написал о своем последнем бое, за который, кстати, и получил высокую награду. Когда меня просят рассказать о каком-нибудь эпизоде из своей армейской службы или о том, за что я получил орден Красной Звезды, я всег да отчетливо вижу блокнотик со стихами своего боевого друга Виктора Иванченко—заряжающего минометного расчета, которым я командовал. Этот блокнотик, пробитый пулей английского про изводства, сейчас хранится вмузее воинской час ти, в которой мы с моим другом проходили служ бу. ... Всему подразделению была поставлена задача: блокировать кишлак, в котором находи лась банда душманов численностью около тыся чи человек. Нашему минометному расчету по ставили более конкретную цель: прикрывать на ступление пехоты. Узкий участок густых деревь ев на окраине кишлака, который мы называли «зеленкой», был наиболее вероятным путем от хода банды. С этого-то участка мы и не спускали глаз. Сразу после десанта пехоты наш расчет раз вернулся в боевой порядок. Сначала была тиши на. Потом ее нарушили пулеметные очереди про тивника. Мы поняли — наши ребята из десанта попали в засаду. Вскоре получили приказ: открыть огонь по тем точкам, откуда стреляли «духи». После несколь ких выстрелов враг заметил нас, и мы оказались под градом пуль. А тут еще другая беда — кончи лись боеприпасы: мы ведь не рассчитывали на долгое сражение. Склады вооружений находи лись от места боя в полутора километрах. Сна ряды надо было доставить во что бы то ни стало. А огонь противника все усиливался. — Кто со мной? — обратился я к солдатам своего расчета. Вызвались все. Короткими перебежками мы с четырьмя бой цами двинулись к складам. И таким же образом вернулись, неся на спинах ящики со снарядами. Бой продолжался. Рядом раздался глухой удар. Я увидел лицо Виктора Иванченко, недоумеваю щее и какое-то совсем детское. Бронежилет на его груди был пробит навылет. Я стал трясти его за плечо: — Виктор! Виктор! Ты жив? — Ничего не чувствую... Ни-че-го... Неожиданно он полез в карман, достал из него блокнот со стихами, которые мы сочиняли вмес те, и передал его мне:«Храни... Не забывай...» Под нашим прикрытием пехотинцы выдвину лись вперед. А мы еще раз, запасшись боепри пасами, под защитой бронетранспортеров дви нулись на подмогу наступающей пехоте. В это время я почувствовал резкий толчок в грудь. Но не придал этому значения. Я горел только одним желанием: вперед! Не отставая от боевой маши ны, я на ходу достал бинт, сунул его под гимнас терку, липнувшую к телу, и продолжал бежать вместе со своим расчетом. Вот за этот бой, который оказался послед ним в моей армейской службе, я и получил ор ден Красной Звезды. Юрий КУРАСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz