Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
6 ию л я 1996 г . Распорядитель салона Константин КЛЮ ТКИН ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ Письма о провинциальной культуре жив родник народного творчества самый модный кинематографист СЙШНУ З- ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ Т е л . 3 5 - 4 1 - 0 5 ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ^ Впечатление 2 . ДОН - К И ХОТЫ ДОСУ ГА Культуру, быт, нравы провинциального (уез дного, как сказал бы классик) городка форми- ★ руют разные события, случайные обстоятельст ва и совсем не случайные ★ люди. В тот день на общей районной сцене сошлись Задонский сельскохозяй ственный колледж и об ластное училище культу- ★ ры. Не просто два кол лектива, нет. Физики и ★ лирики. Лед и пламень. Школа сельских коман диров — от старшины и выше — и кузница иде ологических (как сказал бы классик «застоя») кадров — от завклубом и дальше. Они и распо- ложились-то в разных концах города; на горе да под горою. Но остались тем не менее двумя со общающимися сосудами, из которых пьют многие десятилетия и сам город, и район, и область. «Технари* выступа- .ли в жанре городского романса. Второкурсники (ребят постарше на сце- ну уже не загонишь) в ^ основном пели. Но такой искренностью веяло от этих несовершенных «ля» и петушиных «си», такая непосредствен ность была в каждом жесте артистов, что зал ревел от восторга. Осо бенно когда исполнители кланялись публике — смешно, по-детски расто пырив руки, и, похожие на пингвинов, уходили ★ поскорей со сцены. Учи лище ответийстта^!^^-'’ ной професс«рдад^%Р 1 ч выстроенной компози цией, где было все — от половецких, в отблесках костров, плясок,строгих монологов Ивана Грозно го до пируэтов современ ного балета. Последние очень понравились зри телям, но не очень гля нулись (что нередко бы вает) жюри. Судьи мно го чего понимали в этом жанре, но озадачила ре акция одной экзамена- торши. С1идя за завален ным хлебом-солью и тюльпанами столом в самом центре зала, она все расчесывгша и расче сывала свои патлы, све ряясь с зеркальцем. И начинало казаться, что дело происходит не на ответственном концерте, а в будуаре или спальне, что эта блондинка ски нет сейчас комнатные тапочки и юркнет под одеяло. Но это так, к сло- ^ ву, о культуре самих це- нителей культурных ме- ★ ! ★ : ★ ★ ★ ★ ★ ★ : ★ ★ ★ ★ ★ роприятии , живущих ★ среди трамваев, о судь ях, для которых район- ^ ный городок — все та же ★ только боль- деревня, шая. А самодеятельные ^ артисты были на высоте. Блеснули. Напомнили ★ всем о том, что они су ществуют. Что есть еще порох в пороховницах (а кроме концерта в Доме ^ культуры были развер- ★ нуты выставки работ сту дентов и их преподава- ★ телей), что, если захо теть... Блеснули и разо- ★ шлись по домам. Жаль, но этого замечательного ★ концерта не увидел город — в зале присутствова ли лишь болельщики- студенты. Чистый ро дник выдал порцию жи вительной влаги и снова ушел в землю. Так было и со знаменитым конкур сом «Играй, гармонь!*, имевшим оглушитель ный успех у задонцев. Так было и с отдельны ми постановками наро дного театра, который сегодня скорее умер, не жели жив. И так , потенциал творческий у глубинки есть. Но вот задачка: как бы так сделать, чтобы таланты радовали по клонников если и не по стоянно, то как можно чаще? А не по календар ным датам и телефоно граммам сверху? Сознаю, любой мора лист может бросить в меня камень, но выска жу свое предложение. Следует культурно-раз влекательные мероприя тия сделать платными. Да-да. Чтобы трубач ду хового оркестра получал не только за похоронные ★ ★ ★ ; ★ ★ ★ ★ ★ ★ : ★ ★ ★ ★ ★ марши, но и за вальсы Шу берта, танцор имел деньги за свои труды на сцене и мог бы справить на них новые сапо ги и сделать презент своей де вушке. Ведь не задумываем ся же мы, просовывая голо ву в кассу, над тем, почему столько-то приходится пла тить заезжей знаменитости. И тогда, может быть, не при дется молодому режиссеру из Задонска М. Гришиной из подручного материала обши вать самого Ивана Грозного, а заслуженному работнику культуры России А. Давыдо ву чинить за свой счет рояль ные гармошки... Еще скучнее, еще, я бы с к а зал , оскорбительней жизнь в деревне. В ней, за вьюженной ядреными мете лями, заплеванной осенними дождями, слово «концерт» звучит уже как иностранное, и его долго нужно «перево дить» на местный, снабжая всякими подробностями: что, почему, кто и откуда... В лучшем случае до какой-ни будь Ксюшевки сегодня до бирается, захватив литые са поги, агитбригада районного ДК. Да и то по какому-ни будь фантастическому (мес тному старожилу двести лет стукнуло, колхоз с кредитом рассчитался...) случаю. Рань ше была такая система: по заранее объявленным дням в отдаленные села прибывали районные автолавки с солью, спичками и новостями. Хоть какое-то развлечение! Вот бы, мечтают деревенские, вместо кулей с солью («Да есть она у нас, запасли на случай вой ны еще лет десять назад...») . привезли к нам артистов... ' Уггы; (леЧтам и годам нет воз- I,врата. Даже важного уполно моченного, выколачивавше го из местных — хлебосда чу, из коров — сверхплано вое молоко, больше нет. А ведь все свежий человек был. Теперь в село никто не едет... Правда, попробовали под мигнуть глубинке да вспом нить былое в Усмани, где за зиму строго по графику про вели Дни села, явившиеся, по сути дела, смотром твор ческих сил и народного оп тимизма. Я бывал на неко торых выездных мероприя тиях и видел, как на глазах, за считанные минуты, ожи вала и начинала улыбаться деревня. Словом, хорошее дело придумали в районе, но опять-таки несколько камер ное, домашнее, что ли. Ведь о том, как играют в Заваль ном, в соседней Грачевке уз навали из... отчета в район ной газете. Конечно, до столичных «стрит», окутанных романти ческим неоном, нам далеко. Несколько меньше в наших местах театров, ресторанов, филармоний и казино. Да и желающих развлекаться каждый день, по правде го воря, у нас не очень (исклю чение может составить разве что ежесекундно готовая «прикалываться» молодежь) — дела домашние, дела се мейные... Но и оставлять деда Ерофея наедине с глаз- ливой Тропиканкой тоже не след — за что ж ему такое на старости-то лет... Как и все в этом мире, культура провинции держит ся на энтузиастах. Чудаках. Мечтателях. Искателях, не- довыкопавших по каким-то причинам талант из земли. Недополучивших глоток све жего воздуха и порцию про стого человеческого призна ния. Это нам зимними вече рами воет ветер в трубах, а осенью льет за шиворот хо лодный дождь. Им — поют соловьи, улыбаются девуш ки. Даже если это им только кажется. В Задонском хоре был со лист, шофер из совхоза, ко торый добирался на репети ции за восемь км! В Хлевном многие годы беззаветно тру дится истый интеллигент, а по совместительству зав. от делом культуры В. Макаров. Он практически задаром мно гие годы руководил наро дным театром. Не дал про пасть местному захиревшему кинопрокату, взяв его под крыло отдела культуры, пер вым начал создавать видео теку районной жизни. Его коллега из Задонска Н. Ку- лингин много сил положил на то, чтобы возродилось бук вально из черепков гончар ное ремесло, чтобы возник и стал заметным явлением ду ховой оркестр. В Усмани во время премьерных спектак лей местного театра публика шепчет друг другу: «Смотри, опять Страхов играет...» Ну да, редактор районной газе ты Николай Николаевич Страхов сам имеет массу ув лечений и редакцию пытает ся превратить в один из ак кумуляторов духовной жиз ни района. Талантливейший и само бытнейший А. Давыдов за свою жизнь успел вывести хор в «народные», поднять самодеятельность в одном, а затем и в другом районах, открыть в Задонске первый в области художественный класс, после чего точно такой же в Хлевном, разбудить и собрать всех гармонистов-ро- яльщиков округи, потом со здать первый в России дет ский ансамбль гармонистов, получить строгача с занесе нием в партийное лихолетье, написать портреты земляков, устроить несколько персо нальных выставок прямо на улице, преподать азы про фессии художника ученикам и... остаться теперь не у дел со своей неуемной энергией, нереализованными планами, повторив судьбу многих ин теллигентов земли русской. В Долгорукове И. Хрис тенко создал и выпестовал музей, в котором мирно ужи ваются А. Толстой и... Сажи Умалатова. А еще собствен ными руками вылепил К. Пруткова, прослыв чудаком и вольнодумцем. В Задонске первым мно го лет назад купил концерт ный баян А. Мосолов, и обы ватель, узнав его стоимость, имел привычку присвист нуть: «Это ж целые «Жигу ли»!» А баян служит хозяи ну и доныне. За какой-то год сандр Иванович из ду- й1^аВшёго в основном на «жмурах», создал по-на стоящему профессиональный оркестр, равный которому надо поискать еще и в облас ти. А, кроме того, руководи мый им ансамбль иародпы.ч инструментов «Задонский сувенир» стал лауреатом Все российского конкурса. А еще Мосолов преподает ,в музы кальной школе, поет на кли росе в церкви, депутатствует в районном Собрании и не стандартно рассуждает о жизни в местной газете. А во Льве Толстом стара ниями местных энтузиастов создана замечательная кар тинная галерея. Сегодня пы таются открыть ее и в Усма ни. А в Хлевном пятый год работает постоянно действу ющий выставочный зал, где экспонируются картины мес тных художников. Нет, не заросла оконча тельно лопухами российская глубинка. А ведь то, что по пало на выставку, на страни цы газет, в музей — малая толика того, что хранит в своих «запасниках* деревня. Самотканые ковры и цинов ки, искусные вышивки с ума сводят городских эстетов, если они еще до «экспонатов» доберутся. А корзинщики, а плетенщики? А гончары? А резчики по дереву? А плот ники, способные из любого дома сотворить Кижи? К со жалению, этот громадный потенциал, могучий коллек тивный талант провинции не востребован... прежде всего самой провинцией. Как и язык, как и фольклор. Как и многие культурные тради ции. Между тем именно че рез провинцию проходит зо лотоносная жила народного дарования, самый мощный ее пласт. Всегда ли можем мы этим добром распорядиться? ВЫБОРЫ ПРОХОДЯТ, А АРТИСТЫ ОСТАЮТСЯ Вот такой парадоксальный во прос: нужны ли Липецку и облас ти, вообще провинции, городам и весям за пределами обеих россий ских столиц гастролеры? Ведь мас штабные (в зале «Россия») и камер ные (в ночных клубах) шоу — это же совсем не то, что выступления тех же артистов вне Москвы. Пом ню, как был удивлен, когда уви дел, сколь разительно отличались когда-то представления В. Леонть ева и «Нау» в Москве и Липецке. Да и после отличного концерта у нас Линды ее промоутер рассказал мне про ее же шоу в Петербурге такое, что аж завидки взяли. А по явление на наших подмостках про славленных театральных актеров, чьи программы в лучшем случае можно назвать спектаклями-кон цертами? Исключений за прошедший се зон совсем немного: «Песняры», «Русская песня», потрясающий сюрприз в лице французского джаз- квартета Э. Трюффа... Эти мастера работали без скидок на провинцию, уважая свое искусство и свою пуб лику.... Да, все же гастролеры нужны. Мы их ждем, мы всякий раз наде емся на чудо. Но — такое ощуще ние, что от сезона к сезону они при езжают к нам все реже (слишком уж давненько мы не встречались с ними, например, на крупнейшей крытой площадке ДС «Юбилей ный»). И оттого уже любая встре ча с ними способна стать событи ем. Даже тем, кто вполне в курсе всяческих аудио- и ви деозаписей популяр ных артистов, недоста ет главного: глаз акте ра. Живого их голоса. Незафиксированного жеста. А без этого не проникнуться их твор чеством, их энергети кой, как невозможно на расстоянии и награ дить любимцев апло дисментами и цвета ми... Именно это удалось под занавес сезона де сятку тысяч липчан, которые на стадионе «Металлург* принима ли целое созвездие рос сийских эстрадных ис полнителей. Да, этот концерт был связан с выборами, но... Что бы ни писали на афише, однако по непосред ственному впечатле нию, по собственно му зыкальному счету ка кая, скажите, разница, чем обусловлен был этот Приезд звезд? В конце КОНЦОВ', выборы (независимо от степени их судьбоносности ) проходят, а артисты ос таются. С нами, В на шей памяти, В ожида нии следующих их гас тролей. Константин КЛЮТКИН. На снимках: фраг м ен ты э с т р а д н о го праздника на стадио не «Металлург». Фото Николая ТКАЧЕНКО. Киносеанс «Б Е ЗУМ ЕЦ » В ЖАНРЕ ШИРПОТРЕБА ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ Александр КОСЯКИН --------------- Бенефис Имя Квентина Таранти но, американского режиссе ра, сценариста, актера, про дюсера, впервые появилось в прессе всего года три на зад. Зато сколько (и самого разного!) за это короткое время написано, сказано о нем! Просто к Тарантино не льзя относиться спокойно, объективно. И в любом слу чае, при любых оценках это — самый модный сегодня кинематографист в мире. Причем стал он таким не во лею случая, а после долгих и упорных трудов. Квентин Тарантино ро дился 27 марта 1963 года в городке Кноксвилл штата Теннесси. Его мать напо ловину индианка, отца он не знает. С двух лет Квентин живет в Лос-Анджелесе. Ки нематограф был любимым развлечением семьи. В то время, как его ро весники увлекались девуш ками, машинами и футбо- Завтра ВНижнем парке Липецка пройдет творчес кий вечер Ларисы Поповой. Про нее, в первую очередь, можно сказать, что она — женщина, сделавшая сама себя. К тому же определив шаяся не в одном, а в не скольких жанрах. Л. Попо ву, после нашего педвуза и Московского института культуры, ждала, казалось ОДНА ВО МНОЖЕСТВЕ ЛИЦ бы, привычная участь культпросветработника. Но на сегодняшний день она — мим (это основа ее творчес тва), клоунесса, музыкаль ная пародистка, исполни тельница сатирических мо нологов, тамада, кукло вод, массовик-затейник. В чем-то ей помог «встать на ноги* известный мим Александр Андреев, ну а дальше все зависело толь ко от ее способностей, рас кованности и неуспокоен ности на достигнутом. На бенефис Ларисы при глашены многие ее друзья- коллеги, так что он обеща ет вылиться в большое, раз нообразное шоу. К. КОСТИН. Па снимке: Лариса По пова. лом, Тарантино думал лишь о кинематографе. «Я не пом ню дня, когда я не хотел бы стать актером», — вспоми нал он впобледствии. )Я вот в 16 лет, даже не закончив школы, Квентин выходит на кинематографи ческую стезю — правда, пока в качестве билетера ки нотеатра. Тогда же он запи сался и. в актерский класс Джеймса, Беста. Лишь через четыре года молодой человек нашел себе более-менее «солидную» ра боту — стал продавцом-кон- сультантом в магазине «Ви деоархивы» Лос-Андже леса. И не случайно. Квен тин уже великолепно ориен тировался в области киноис кусства . Не было такого фильма, который Таранти но бы не видел, а многие знал наизусть. Немногим позже Таран тино берет напрокат 16-мил- лиметровую камеру, три года снимает первый свой фильм, но из-за брака плен ки терпит неудачу. Чтобы начать заново, требовались деньги. И тогда Тарантино прин.члся писать сценарии. За первый из них, вопло щенный впоследствии ре жиссером Тонки Скоттом (фильм «Настоящая лю бовь», иначе — «Всепожи рающая страсть»), Квентин полу чил 50 тысяч долларов. Их он решил использовать в качестве первоначального взноса на постановку следу ющего своего сценария «Бе шеные псы», пригласив на роли своих друзей. Фильм был закончен в 1991 году (недавно его показывали по нашему телевидению) и при нес его автору, по дебютным меркам, успех. После чего жизнь Тарантино измени лась, По его сценарию на шумевший фильм «Приро ж д енны е убийцы» снял Олинер Стоун. Правда, по следний настолько переина чил первоначальный замы сел Тарантино, что тот в титрах решил обозначиться лишь автором сюжета. В том, что за кинемато графист Тарантино, липча не могут разобраться сами. На наших экранах сейчас демонстрируются два филь ма, имеющих к нему отно шение. В комедии «Четыре комнаты» он выступает сце наристом, режиссером и ис полнителем роли в одной из новелл, а Роберт Родригес в уголовно-вампирном трил лере «От заката до рассве та» воспользовадся услуга ми Тарантино как драматур га и актера. На сегодняшний день главным достижением Та рантино явл яет ся лента «Криминальное чтиво» («Макулатура») — кинема тографическая сенсация 1994 года, получившая на фестивале в Канне главный приз — «Золотую пальмо вую ветвь». Слово — само му автору. «Моя работа до сих пор подпадает под категорию ширпотребной литературы или макулатуры. Под это определение подходят и «Бе шеные псы», и «Настоящая любовь». Жутковатая кри минальная литература у меня всегда ассоциируется с макулатурой. С историчес кой точки зрения макулату ра — это книжка в бумаж ной обложке, которой вы не дорожите... Если у меня и есть какая-то проблема, то она состоит в том, что мне хочется поработать с огром ным количеством актеров. Поэтому я стараюсь впих нуть их в фильм как можно больше. Герои наделены на стоящими характерами, так что актерам приходится иг рать по-настоящему*. В «Криминальном чти ве* занято много известных ак теров : Брюс Уилли с , Джон Траволта, Ума Тур ман, Тим Рот, Розанна А ркет . П ер еск а зать фильм практически не возможно — составля ющие его новеллы пе ретасованы без всякой видимой последователь ности (например, уби тый в середине фильма персонаж спокойно за втракает в финале). Здесь показан мир тотального насилия , эпизоды из жизни пре ступного мира, ирони чески перекликающие ся с шедеврами крими нального кино. Боль шинство критиков уви дело в фильме виртуоз ный образчик сценарно го мастерства, весьма парадоксальное исполь зование кинозвезд, иг ровую раскованность, отказ от устоявшихся традиций криминаль ного жанра, когда пре ступление не могло не быть наказано. Судя по лучшей ра боте Тарантино, которо го называют, помимо модного, еще и безум ным (даже без кавычек) режи ссером , это не только искусство, это не только фильмы, не только комм ерци я . Есть еще и нечто дово льно трудно постижи мое, стоящее за всем этим, — я р к а я л и ч ность, ее магическая аура, способная заворо жить и полсотни сно- бов-критиков, и милли оны рядовых зрителей. Такой личностью и стал Квентин Т арантино , вне всякого сомнения, сколь спонтанно, столь и целенаправленно ус тремленный в искусст во XXI века. Ю Материал подготовил РАЗУМОВСКИЙ. ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ № 127 (1191) Выставки У н а ло г о во й И Н С П Е КЦ И И ТОЖЕ ЕСТЬ СВОЯ ИСТОРИЯ Липецкий областной краеведческий музей уже запечатлел первые ее стра ницы. На днях в нем откры лась выставка, посвящен ная шестилетнему юбилею налоговой инспекции. Вы ставка располагает хотя и скромными, но достаточно интересными в познава тельном плане материала ми. Среди них — приказ об образовании налоговой ин спекции, личные вещи ее начальника В. Бербенца, диаграммы роста и графи ки сбора налогов и различ ных видов денежных по ступлений и многое другое. Впервые представлена форменная одежда налого вых инспекторов. На состоявшемся от крытии присутствовали представители налоговой инспекции, которые ответи ли на вопросы гостей вы ставки. Н. ВЕШНЕВА. П л яж ны й се зон Н Ы Р Н УЛ и... Н Е В Ы Н Ы РН УЛ Лето. Вроде бы по-на стоящему знойных дней нет, а людей все равно тя нет на водоемы. Одни го рячие головы лезут в них и заплывают так далеко, что не рассчитывают собствен ные силы. Другие — направ ляются не на пляж, где, слу чись что, придут на помощь спасатели, а в укромные места, где купаться риско ванно или вообще запре щено. В итоге — гибель. За пять месяцев этого года в области утонуло 36 чело век, из них пять детей. Только за эти дни погибли на воде в Измалковском районе три человека, в Елецком — пять, Данков- ском— четыре, Хлевенском —два, Лебедянском — два, в Липецке — семь. В чем же причина гибе ли людей? Вот только один пример. Рабочая ТОО «Агроном» Лебедянского района Л. Ко- вешникова и слесарь А. Трубников из села Троиц кое Липецкого района,•'на пример, сначала употреби ли спиртные напитки, потом решили охладиться в воде. Нырнули и'не вынырнули... И это не единичный случай. Львиная доля утонувших — любители спиртного, полезшие в воду в пьяном виде и пренебрегшие эле ментарными мерами бе зопасности. Немало среди утонувших и детей. Есть о чем задуматься родителям. И. КОНОНЕНКО, госинспектор Государ ственной инспекции по маломерным судам Ли пецкой области. ГОСТЬЯ с У К Р А И НЫ ОКАЗАЛАСЬ БОЛЬНА СПИДОМ Четвертый по счету слу чай заболевания СПИДом зарегистрирован в Липец кой области. Выявили его следующим путем. 13 июня органами милиции города Липецка была задержана молодая особа, приставав шая на улице к мужчинам. Подозрительная гражданка была помещена в прием ник-распределитель, где и прошла тестирование на ВИЧ-инфекцию. Как сообщили редакции из областного Центра Гос- санэпиднадзора, 19-летняя жительница Украины оказа лась наркоманкой. В Рос сию же она приехала «на заработки». В настоящее время «гостья» депортирована на родину. (Соб. инф.). ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ РОЗЫСК 23 декабря 1995 года око ло 12 часов в д, 5-а по ул. Бар дина Водопьянов Анатолий Ва сильевич, 1949 г. р,, из хули ганских побуждений, выстре лом из охотничьего ружья убил Воронина Н.К. До настоящего времени местонахождение Водопьянова А.В. не установлено. По имеющейся информа ции, Водопьянов А,В. может скрываться либо в г. Липецке, либо в г. Ельце, возможно, он вооружен. Всех, кто что-либо знает о Водопьянове А. В. ип ^1 его мес те пребывания или может со общить любую информацию о нем, просим позвонить по те лефонам; 02, 24-02-02, 71-53 90, 71-55-81, 71-52-60. Правобережный _______ ОВД УВД г. Липецка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz