Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

6 июля 1996 г В ногу со временем кадры решают все №127 (1191) СЕГОД НЯ - М ЕЖ Д У Н АРОД НЫЙ Д ЕНЬ К 0 0 Н ЕРАЦ И И 1 1 Н б АЕТ СО ДНЯ ОБРАЗННАИНН ПОТРЕБИ ТЕАЬСК Н Й К 0 0 П ЕРАЦ Н Н РОССИИ ЗДЕСЬ СЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ Один из самых важных объектов Облпотребсо­ юза — кооперативный техникум, расположенный рядом с магазином «Кристалл». .Именно здесь на­ чинаются профессионалы, на которых держится ли­ пецкая (и не только!) тмговля. Техникумом это учебное заведение было не всег­ да. Начиналось оно с четырех аудиторий в здании Облпотребсоюза, которые были отданы под шко­ лу кооперации. Тогда она готовила бухгалтеров и продавцов. Чуть позже на базе нового уже здания появились кооперативное училище и кооператив­ ный техникум. Расширился перечень специальнос­ тей. А в 1991 году родилось новое название — «Учебно-производственный комплекс» «ПТУ — техникум». Лучшие выпускники ПТУ продолжали учиться дальше. Эпопея с переименованиями закон­ чилась просто — с 1996 года комплекс вновь стал и по сей день остается Липецким кооперативным тех­ никумом (ЛКТ) Облпотребсоюза. Увы, переход к рыночной экономике и после­ довавшее за ним резкое сокращение кадров в сис­ теме потребкооперации нанесли по нему серьезный удар. Сегодня из рабочих специальностей здесь можно получить только две — продавца и загото­ вителя. Зато специальности техникума по престиж­ ности и популярности можно сравнить лишь с фа­ культетами бизнеса и менеджмента ЛГТУ и иноя­ зычной культуры ЛГПИ. Бухгалтеров-финансис- тов, коммерсантов, менеджеров, юристов готовят здесь как на дневном, так и на заочном отделени­ ях. Недаром, несмотря на необходимость оплачи­ вать учебу (техникум ведомственный), конкурс при поступлении растет с каждым годом. Студенты считают, что, получив диплом, им будет куда пой­ ти: практически при всех более-менее солидных ор­ ганизациях сегодня созданы отделы маркетинга. Более 90 процентов специалистов, работающих в системе потребкооперации, выпускники ЛКТ. А в 1995 году на базе техникума был создан фи­ лиал Белгородской коммерческой академии, и его лучшие выпускники (только они!) получили воз­ можность повышать свой профессиональный уро­ вень, не выезжая в Белгород. Это приветствовалось всеми без исключения. Ведь, согласитесь, сегодня никому не помешает прослушать курс по финан­ сам и кредиту, товароведению и коммерческой эк­ спертизе. Педагогический коллектив с богатым стажем работы делает все для тото, чтобы выпустить от­ сюда не просто обладателей желанных «корочек», а настоящих мастеров своего дела. В здании —два современных компьютерных класса. Правда, с учебно-методической литературой туговато: учеб­ ников мало, цены на них высокие. Многое прихо­ дите* делать самим, но эти трудности преодолимы. — Главная наша головная боль — частая невос- требованность знаний, которые даем мы своим вы­ пускникам,— вздыхает директор Владимир Михай­ лович Владимиров. — При всей распространеннос­ ти наших специальностей около половины диплом­ ников работают не на своем месте. Везде, куда они приходят устраиваться, требуется одно — стаж. От­ куда он у вчерашнего студента? Вот и получается, что грамотный, способный бухгалтер сидит в киос­ ке. А центр занятости населения тем временем 'ор­ ганизовывает при техникуме курсы бухгалтеров. У их слушателей шансов найти работу больше, чем у студентов, — их-то направляют предприятия. Да-а, дела... — Другая проблема — низкий уровень культу­ ры поступающих к нам ребят, — продолжает ди­ ректор. — Кругозор сегодняшних абитуриентов, к сожалению, узковат. На первых курсах многих при­ ходится практически учить и воспитывать заново. Это тоже непросто. Но неразрешимых проблем нет. Фестиваль «Студенческая весна», на котором ребята представили интереснейшие номера, — пре­ красное тому доказательство. Словом, жизнь кипит. Наталья АЛЕКСАНДРОВА . И СОВРЕМЕННЫ М .................. П Р ИШ А ИО ВЫ ЖИЛИ Директор пищевого предприятия «Дон» А. Хрипченко показал мне про­ изводственные цехи, склады-модули с готовой продукцией, прочие действу­ ющие объекты. — А это консервный цех, — кив­ нул он в сторону приземистого, слов­ но сгорбленного временем,кирпично­ го корпуса, — наш главный кормилец. С него-то и пошел завод. Датой рождения завода считают 1 августа 1936..года. Именно тогда, шестьдесят лет назад; соз!дан'ноё'(й"' средства пайщиков предприятие по пе­ реработке садовой продукции получи­ ло статус плодово-ягодного комбина­ та. Сегодня «Дон» — один из лидеров российской экономики, продукцию которого знают во всех уголках Рос­ сии. В ассортименте— 120 видов мясо­ растительных и плодово-овощных консервов, 35 видов колбас и свиных окороков отечественного и зарубеж­ ного посола, солидный набор рыбных деликатесов, винно-водочных, мака­ ронных и кондитерских изделий, включая фигурную карамель и пасти- В прошлом году заводчане зарабо­ тали от реализации 18 млрд, рублей, а за пять месяцев текущего на заводской счет поступило уже 9 миллиардов. «Дон» и его директор стали зачи­ нателями в Лебедяни фирменной тор­ говли. В «арсенале» — кафе-бар «Та- наис», два продовольственных мага­ зина и сеть торговых палаток. Свой фирменный магазин открыли и в Ли­ пецке. Не пренебрегают й выездной торговлей. А чтобы привлечь покупа­ телей, «переходят» на мелкую тару и фирменную упаковку товара. Пока та ­ кое оформление коснулось рыбных, колбасных и кондитерских изделий, но уже завершается разработка техно­ логии производства тушенки в жестя­ ных банках. При всем при том не зря лебедян- цы называют завод «винным». Мучи­ тельно пережив горбачевскую «трез­ вость», пищевики с жадностью изго­ лодавшихся принялись за привычное ремесло. Сегодня в ассортименте — более трех десятков слабых и креп­ ких хмельных напитков с этикетка­ ми, прославляющими лебедянскую фауну и флору: «Сады лебедянские», «Кузьминская»... Только что заводс­ кие специалисты разработали техно­ логию фирменной водки «Донская кристальная», в основу которой по­ ложены старинные рецепты. И уже завершается строительство нового цеха, оснащенного современным ббЬрудованием, где «рбдЙХ|а'й»'бу­ дет разливаться в современную кра­ сивую стеклотару. Для того, чтобы держаться на плаву, завод много строит. Коптиль­ ный и бродильный цехи, склады-мо­ дули, котельная, гаражи, своя «не­ фтебаза». Сохранили, несмотря на реформы, и подсобное хозяйство — 175 гектаров земли и ферму на 300 свиней. Предприятие «Дон» — не остров в океане, и его не обходят стороной проблемы, в том числе финансовые. Простой пример. В прошлые годы правительство расщедрилось на бес­ процентные кредиты под закупку сырья в сезон его переработки, И не было, как говорится, печали. Сегод­ ня рассчитывать приходится только на себя. Нехватка средств осложня­ ет взаимоотношения со сдатчиками сырья. Тем не менее и в этой ситуа­ ции нашли выход... Своих людей Хрипченко настав­ ляет: — Надо зарабатывать деньги, а мы не умеем. Говорит так скорее для того, что­ бы заставить каждого думать и еще лучше работать. Люди это понима­ ют, стараются. Свое 60-летие и 165- ю годовщину российской потребко­ операции заводчане встречают с гор­ до поднятой головой. Евгений КАРПУХИН , соб. корр. «Липецкой газеты». На последней ярмарке, случив­ шейся в начале лета в Задонске, мес­ тные кооператоры сразили всех. Не товарным изобилием — оно было, а, так сказать, его подачей. Их распис­ ные павильоны походили на шатры половецких ханов... Вообще-то задонские коробейни­ ки славятся не только радушием, но и традиционной тягой украшать свой дом. Хотя это сегодня и непросто. Материально-техническая база ро­ зничной сети пр, 9 |?д^^,чице,ртр.рдя,в., области. 97 магазинов с торговой площадью 8 тысяч 600 квадратных метров требуют немалого ухода. Одно отопление в зймнее время чего стоит. Но здесь ведь еще следят и за внутренним, и внешним видо.м зда­ ний. И даже, как в старые добрые времена, проводят в начале лета смотры-конкурсы на лучшую торго­ вуюточку—любовно чистят перыш­ ки. Вот и сегодня в самом райцентре часть магазинов заковали в оцинков­ ку, а часть выкрасили в «оптимисти­ ческий» нежно-зеленый цвет, так что уже собственность райпо ни с какой другой не спутаешь. В селах только в прошлом году было переведено на газ 25 магазинов, почти столько же планируют подключить и в нынеш­ нем. Но главный обьект — новое зда­ ние пищекомбината, ввод которого позволит расширить узкие места во всей районной торговле и заодно на­ кормить «своей» колбасой (произво­ дительность — тонна в сутки!) мест­ ное население. Всякое строительство в провинции в наши дни идет туго. Не исключение и это. Но, понимая важность объекта, помогают и об­ ласть, и район. Беспроцентная ссуда в миллиард рублей, освобождение от ряда местных налогов — как раз и есть свидетельство такой помощи. Впрочем, помогают тем, кто, как го­ ворится, везет. И вот дело близится к концу. Идут отделочные работы, полностью закуплено технологичес­ кое оборудование, построена котель­ ная (газ уже на котлах), на подходе аммиачный холодильник емкостью 100 тонн — солидная добавка к уже имеющимся в новом здании морозиль­ никам на 45 тонн. В общем, к осени можно будет перерезать алую ленточ­ ку. С этого момента производство то­ варов народного потребления в систе­ ме потребкооперации района увеличит­ ся в три раза. К слову, по росту объ­ емов товарооборота, а также продаже товаров на душу населения (все глав­ нейшие показатели) задонцы занимают постоянно ведущие места в области. И еще о переработке в систе.ме За- дондаго райпо. И^здкупрчцргр здесь готовят четыре вида сала: соле­ ное, по-венгерски, по-домашнему'и' копченое. С прошлого года освоено производ­ ство макаронных изделий. Для этого за­ куплены и установлены, две технологи­ ческие линии. Только в 1995 году было реализовано 36 тонн, столько же выпу­ щено уже и в нынешнем. Макароны вы­ сшего качества, ничуть не хуже знаме­ нитых «спагетти», зато дешевле, поль­ зуются популярностью на селе, причем потребности удовлетворяются пока только наполовину. Входе реализации райповцы пошли на маленькую хит­ рость. Они стали собирать со всех ма­ газинов тару —коробки из-под разных кондитерских изделий и, проведя соот­ ветствующую зачистку и маркировку, отправлять потребителю, который, между прочим, ни о чем и не догадыва­ ется. Экономия от этого существенная. И чуть-чуть о коллективе. Всего в системе районной и потребительской кооперации трудятся 523 человека. Ва­ кансий практически нет. Сокращения, имевшие быть два года назад, теперь в прошлом, ситуация стабилизирова­ лась. Остались те, кто хочет и, главное, умеет работать в торговле. Здесь тру­ дятся 480 женщин. С высшим образо­ ванием — 29, со среднеспециальным — 206 человек. 43 человека имеют стаж работы бо­ лее двадцати пяти лет. К ветеранам здесь отношение особое. Как и к пай­ щикам, которых 6500 человек. Перио­ дически их собирают, с ними советуют­ ся, от них набираются ума и конкрет­ ных заказов. Чтобы жить и выживать дальше. Александр КОСЯКИН . НА БАЗУ ОТДЫХА, КАК К СЕБ1 ~ ~~ I . Свой профессиональ­ ный праздник, равно, как и отпуска, сотни работников отрасли проводят на со ­ бственной базе отдыха «Ко­ оператор». Расположена она в лесу, на берегу Ма- тырского водохранилища. Чудные места, да и для от­ дыху созданы необходимые условия. Корреспонденты «ЛГ», здесь побывавшие, были очарованы и завидо­ вали белой завистью счас­ тливчикам, которые приез­ жают на базу, как к себе до­ мой. «Эх, редакции бы та­ кую, — вздыхали по возвра­ щении. — Ну, хотя бы малый уголочек...» Председатель обкома профсоюза работников ко­ операции Георгий Куликов бывал на базе тысячу раз, поэтому, в отличие от нас, эмоции его не захлестыва­ ли. Рассказывал о базе не­ сколько суховато, словно отчет с трибуны читал: — Отдыхающие разме­ щаются в одно-двухэтажных корпусах общей вмести­ мостью 160 человек. Номе­ ра рассчитаны на двух-трех­ четырех человек. В них и современная мебель, и хо­ лодильники. Есть сауна, бар, кафе, спортивные площадки для взрослых и детей, бильяр­ дная, пляж, «костровая». Летом прошлого года кооператорам и членам их семей было выдано более 260 льготных 12-днев­ ных путевок. И в этом году от­ дохнут примерно столько же работников. Расходы по приобретению путевок несут, в основном, предприятия и организации облпотребсоюза. С учетом это­ го стоимость одной двенадца­ тидневной путевки составляет всего 66 тысяч рублей. Орга­ низуется выезд кооператоров и на выходные Дни. Впрочем, отдыхают не только они, но и работники других организаций, купившие сюда путевки. Побывали мы и в детском оздоровительном лагере «Чай­ ка», который содержит облпот­ ребсоюз и в котором отдыха­ ют дети как работников потре­ бительской кооперации, так и работников других организа­ ций и предприятий. Куликов о «Чайке» сказал следующее: — Осенью прошлого года, при финансовой поддержке регионального отделения фон­ да социального страхования. |^Ч< V введен двухэтажный спальный корпус на 72 места. Сегодня лагерь способен принять 290 мальчиков и девочек в одну смену. Кормят ребят в про­ сторной столовой на 300 по­ садочных мест. Питание пяти­ разовое. Для занятий физкуль­ турой и спортом есть два тре­ нажерных зала атлетической гимнастики, два бильярдных зала, спортивный комплекс с футбольным полем, волей­ больной и бадминтоновой пло­ щадками и площадками для занятий настольным теннисом. Есть клуб на 250 человек. А в нем — дискотеки, концерты. Ребята, что здесь побывали хоть однажды, никогда не за ­ бывают «Чайку».., Фото Евгения САМОХВАЛОВА. НА ЯРМ АРК У С ТОВ АРОМ , ОБРАТВО - С «В АВ АРВ М » Недавно в бурлящем потоке покупателей на рч^а^даой ярмарке в Тербуна^ вс;гррт^ 1 л щк9/11>7. нбго товарища,,а ныне жителя столицы'. Оказа­ лось, »то по звонку родственников наведался он на родину «подзатариться» экологически чисты­ ми продуктами питания. —Удивляюсь, —поделился он своими наблю­ дениями, — как при таких низких ценах на про­ дукты торгаши не прогорают? Тут же при встрече переадресовал этот во­ прос председателю Тербунского райпотребсо­ юза Николаю Полехину. — Ну что вы, даже при скидках в ценах и до­ полнительных расходах ярмарки очень выгодны. Сегодня, по моим расчетам, мы возьмем не мень­ ше десяти миллионов рублей. А это — половина дневной выручки всей торговой сети района. В прошлом году на ярмарках в общей сложности мы выручили 93 миллиона, да и в этом уже бо­ лее пятидесяти. Возникает вопрос: какими же «калачами» за­ манивают тербунские кооператоры к своим яр­ марочным прилавкам уже освоившегося в ры­ ночной обстановке взыскательного покупателя? Оказывается, именно «калачи», то есть изде­ лия местных пищевиков, и составляют львиную часть реализации при выездной торговле. И вся эта продукция пользуется хорошим спросом у покупателей. конкуренция в торговых рядах заставила тер- бунских пищевиков поломать головы над тем, как наити свое место под рыночным солнцем. Если, скажем, раньше работничков здешне­ го комбината кооперативной промышлен­ ности вполне устраивал выпуск пррдуййчи дюжины наименований, то теперь в "угоду покупателю ее ассортимент увеличился многократно. Здесь освоен выпуск макарон­ ных изделий. Работают крупорушка, масло­ бойка, колбасный цех и цех безалкоголь­ ных напитков. На местном хлебокомбинате освоены технологии выпечки пряников и пе­ ченья десятка разновидностей и даже кон­ фет. Представительно выглядит и тербунский общепит, кстати, признанный лучшим в об­ ласти по итогам четвертого квартала минув­ шего года. Здесь тоже освоено производ­ ство многих новых видов кулинарных и кон­ дитерских изделий. Улучшилось и качество продукции. А рынок заставляет тербунских коопе­ раторов искать все новые пути к кошель­ кам покупателей. Узрев незаполненную нишу, раипищекомбинатовцы решили (благо леса рядом) открыть собственную грибовар­ ню и уже завершают установку оборудова­ ния. Иван АЛЕКСЕЕВ. На снимке: воловские коопера ­ торы на ярмарке в Липецке. Фото Алексея ЩУРОВА. КАК «ЗОЛОТАЯ» РЫБКА ЗАОЛЫДА 0 еОАОвЯ, ИЛИ «Океан» в глубинке На днях в воловском магазине «Рыба» стал свидетелем такой сцены. — Таня, завесь-ка мне пару кило нашенской селедочки. Мой вчера за день целый килограмм умял. И еще просит... Сначала подумалось, что это розыгрыш. Ну откуда здесь взяться «свойской» сельди, если в местных водоемах даже караси редко на крючок попадаются? Но, видимо, узрев мое недоумение, завмаг «Рыбы» Антонина Печерская пояснила: — Сельдь-то у нас мурманская, да посол во- ловский: самый ходовой товар из рыбных. Ка­ чество отменное. А цена — всего девять восемь­ сот. На тысячу-другую дешевле любой завозной. А через несколько минут мне представилась возможность совершить экскурсию по рыбному цеху воловской заготконторы. Собственно, це­ хом служат две комнатенки, в одной из которых разместились холодильные камеры и засолоч­ ная ванна, а в другой — коптильное оборудова­ ние, которое таковым можно назвать разве лишь в шутку. — Вот и все наше производство, — развел руками директор Анатолий Селищев. — Да и за ­ траты минимальные. Все засолочные операции проводят завскладом и двое рабочих. ...Заняться столь необычным для этих мест делом воловцев заставили козни рынка. Пере­ работчики диктовали такие цены, от которых гла­ за на лоб лезли. — А мурманская селедка для нас стала вроде "золотой" рыбки из популярной сказ­ ки, — говорит Селищев. — Всего два меся­ ца занимаемся засолом, а уже получено бо­ лее 5,6 миллиона рублей прибыли. Доволь­ ны и покупатели. Во-первых, дешево, А во- вторых, изучив спрос, мы готовим к прода­ же небольшие партии на разные вкусы — кому малосольную, а кому нормального по­ сола. Почувствовав вкус к «рыбному бизнесу», воловские заготовители решили расширить засолочное производство. Закуплена оче­ редная партия мурманской сельди. Причем в полтора раза дешевле, чем прежде. Зна­ чит, снизится и цена реализации. Ведутся переговоры с воронежскими оптовиками о закупке скумбрии. Готовы к работе коптиль­ ни, И, наверное, не будет удивительным,, если в скором времени воловская рыбка, «золотая» для заготовителей, но дешевая для покупателей, потеснит с прилавков ма­ газинов завозную с кусающимися ценами. А там, глядишь, по рыночным каналам вы­ плывет эта «золотая» рыбка и за пределы района. Иван ПЕРЕКРЕСТОВ. СУМЕЛИ ДОЙТИ ДО КАЖДОГО Елецкое оптово-торговое предприятие обслу­ живает северную часть области — восемь из во­ семнадцати районов. Как работается сегодня коллективу, возглавляемому Алексеем Леонть­ евым? Ответ на вопрос — в одно слово: сложно. Сократился не только ассортимент товаров, но и их запасы. До реформы на межрайбазе дей­ ствовали одиннадцать торговых складов, теперь лишь два. На складах тех нет детских игрушек, спортивных и культтоваров, швейных изделий, обуви... И все же, несмотря на экономический и фи­ нансовый хаос, снизившийся покупательский спрос (на селе месяцами не выплачивают зарпла­ ту), оптово-торговое предприятие держится. За счет чего? Коллектив нашел новые формы рабо­ ты. А определиться в их выборе помог поиск от­ вета на вопрос: кто привезет крестьянину в глу­ бинку вилы, цемент, шифер, электрическую лам­ почку, недорогой холодильник? Да никто не при­ везет, с ножовкой и граблями коммерсант на село не помчится. Значит, сам Бог повелел заботить­ ся о нуждах селян межрайбазе, которая, к счастью, не растеряла своих поставщиков ни в России, ни за ее пределами. Но сегодня уже мало просто завозить товар. важно его реализовать. Большими партия­ ми торговля давно не идет, вот почему меж- райбаза делает упор на розницу, для чего в районах созданы свои отделы, в коих това­ ры дешевле. А в Измалковском районе в июне открыли магазин — арендовали пло­ щади в местном универмаге. В чем преимущества такой формы тор­ говли? В кассу сразу поступают «живые деньги», которыми расплачиваются с пос­ тавщиками. В том же Измалковском районе за две недели собрали 25 миллионов руб­ лей. Есть и еще один плюс: в таких отделах работают местные продавцы, они знают на­ селение, знают спрос, принимают от людей заявки на товар. Вся информация о покупа­ тельском спросе за день-другой поступает на головное предприятие, а дальше с ней работают уже специалисты, а не «челноки». Такая система обслуживания поначалу отрабатывалась в Ельце, где за последнее время открыли три магазина. А теперь она прижилась и на селе. Тамара ФЕДКЖИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz