Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
6 июля 1996 г В ногу со временем кадры решают все №127 (1191) СЕГОД НЯ - М ЕЖ Д У Н АРОД НЫЙ Д ЕНЬ К 0 0 Н ЕРАЦ И И 1 1 Н б АЕТ СО ДНЯ ОБРАЗННАИНН ПОТРЕБИ ТЕАЬСК Н Й К 0 0 П ЕРАЦ Н Н РОССИИ ЗДЕСЬ СЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ Один из самых важных объектов Облпотребсо юза — кооперативный техникум, расположенный рядом с магазином «Кристалл». .Именно здесь на чинаются профессионалы, на которых держится ли пецкая (и не только!) тмговля. Техникумом это учебное заведение было не всег да. Начиналось оно с четырех аудиторий в здании Облпотребсоюза, которые были отданы под шко лу кооперации. Тогда она готовила бухгалтеров и продавцов. Чуть позже на базе нового уже здания появились кооперативное училище и кооператив ный техникум. Расширился перечень специальнос тей. А в 1991 году родилось новое название — «Учебно-производственный комплекс» «ПТУ — техникум». Лучшие выпускники ПТУ продолжали учиться дальше. Эпопея с переименованиями закон чилась просто — с 1996 года комплекс вновь стал и по сей день остается Липецким кооперативным тех никумом (ЛКТ) Облпотребсоюза. Увы, переход к рыночной экономике и после довавшее за ним резкое сокращение кадров в сис теме потребкооперации нанесли по нему серьезный удар. Сегодня из рабочих специальностей здесь можно получить только две — продавца и загото вителя. Зато специальности техникума по престиж ности и популярности можно сравнить лишь с фа культетами бизнеса и менеджмента ЛГТУ и иноя зычной культуры ЛГПИ. Бухгалтеров-финансис- тов, коммерсантов, менеджеров, юристов готовят здесь как на дневном, так и на заочном отделени ях. Недаром, несмотря на необходимость оплачи вать учебу (техникум ведомственный), конкурс при поступлении растет с каждым годом. Студенты считают, что, получив диплом, им будет куда пой ти: практически при всех более-менее солидных ор ганизациях сегодня созданы отделы маркетинга. Более 90 процентов специалистов, работающих в системе потребкооперации, выпускники ЛКТ. А в 1995 году на базе техникума был создан фи лиал Белгородской коммерческой академии, и его лучшие выпускники (только они!) получили воз можность повышать свой профессиональный уро вень, не выезжая в Белгород. Это приветствовалось всеми без исключения. Ведь, согласитесь, сегодня никому не помешает прослушать курс по финан сам и кредиту, товароведению и коммерческой эк спертизе. Педагогический коллектив с богатым стажем работы делает все для тото, чтобы выпустить от сюда не просто обладателей желанных «корочек», а настоящих мастеров своего дела. В здании —два современных компьютерных класса. Правда, с учебно-методической литературой туговато: учеб ников мало, цены на них высокие. Многое прихо дите* делать самим, но эти трудности преодолимы. — Главная наша головная боль — частая невос- требованность знаний, которые даем мы своим вы пускникам,— вздыхает директор Владимир Михай лович Владимиров. — При всей распространеннос ти наших специальностей около половины диплом ников работают не на своем месте. Везде, куда они приходят устраиваться, требуется одно — стаж. От куда он у вчерашнего студента? Вот и получается, что грамотный, способный бухгалтер сидит в киос ке. А центр занятости населения тем временем 'ор ганизовывает при техникуме курсы бухгалтеров. У их слушателей шансов найти работу больше, чем у студентов, — их-то направляют предприятия. Да-а, дела... — Другая проблема — низкий уровень культу ры поступающих к нам ребят, — продолжает ди ректор. — Кругозор сегодняшних абитуриентов, к сожалению, узковат. На первых курсах многих при ходится практически учить и воспитывать заново. Это тоже непросто. Но неразрешимых проблем нет. Фестиваль «Студенческая весна», на котором ребята представили интереснейшие номера, — пре красное тому доказательство. Словом, жизнь кипит. Наталья АЛЕКСАНДРОВА . И СОВРЕМЕННЫ М .................. П Р ИШ А ИО ВЫ ЖИЛИ Директор пищевого предприятия «Дон» А. Хрипченко показал мне про изводственные цехи, склады-модули с готовой продукцией, прочие действу ющие объекты. — А это консервный цех, — кив нул он в сторону приземистого, слов но сгорбленного временем,кирпично го корпуса, — наш главный кормилец. С него-то и пошел завод. Датой рождения завода считают 1 августа 1936..года. Именно тогда, шестьдесят лет назад; соз!дан'ноё'(й"' средства пайщиков предприятие по пе реработке садовой продукции получи ло статус плодово-ягодного комбина та. Сегодня «Дон» — один из лидеров российской экономики, продукцию которого знают во всех уголках Рос сии. В ассортименте— 120 видов мясо растительных и плодово-овощных консервов, 35 видов колбас и свиных окороков отечественного и зарубеж ного посола, солидный набор рыбных деликатесов, винно-водочных, мака ронных и кондитерских изделий, включая фигурную карамель и пасти- В прошлом году заводчане зарабо тали от реализации 18 млрд, рублей, а за пять месяцев текущего на заводской счет поступило уже 9 миллиардов. «Дон» и его директор стали зачи нателями в Лебедяни фирменной тор говли. В «арсенале» — кафе-бар «Та- наис», два продовольственных мага зина и сеть торговых палаток. Свой фирменный магазин открыли и в Ли пецке. Не пренебрегают й выездной торговлей. А чтобы привлечь покупа телей, «переходят» на мелкую тару и фирменную упаковку товара. Пока та кое оформление коснулось рыбных, колбасных и кондитерских изделий, но уже завершается разработка техно логии производства тушенки в жестя ных банках. При всем при том не зря лебедян- цы называют завод «винным». Мучи тельно пережив горбачевскую «трез вость», пищевики с жадностью изго лодавшихся принялись за привычное ремесло. Сегодня в ассортименте — более трех десятков слабых и креп ких хмельных напитков с этикетка ми, прославляющими лебедянскую фауну и флору: «Сады лебедянские», «Кузьминская»... Только что заводс кие специалисты разработали техно логию фирменной водки «Донская кристальная», в основу которой по ложены старинные рецепты. И уже завершается строительство нового цеха, оснащенного современным ббЬрудованием, где «рбдЙХ|а'й»'бу дет разливаться в современную кра сивую стеклотару. Для того, чтобы держаться на плаву, завод много строит. Коптиль ный и бродильный цехи, склады-мо дули, котельная, гаражи, своя «не фтебаза». Сохранили, несмотря на реформы, и подсобное хозяйство — 175 гектаров земли и ферму на 300 свиней. Предприятие «Дон» — не остров в океане, и его не обходят стороной проблемы, в том числе финансовые. Простой пример. В прошлые годы правительство расщедрилось на бес процентные кредиты под закупку сырья в сезон его переработки, И не было, как говорится, печали. Сегод ня рассчитывать приходится только на себя. Нехватка средств осложня ет взаимоотношения со сдатчиками сырья. Тем не менее и в этой ситуа ции нашли выход... Своих людей Хрипченко настав ляет: — Надо зарабатывать деньги, а мы не умеем. Говорит так скорее для того, что бы заставить каждого думать и еще лучше работать. Люди это понима ют, стараются. Свое 60-летие и 165- ю годовщину российской потребко операции заводчане встречают с гор до поднятой головой. Евгений КАРПУХИН , соб. корр. «Липецкой газеты». На последней ярмарке, случив шейся в начале лета в Задонске, мес тные кооператоры сразили всех. Не товарным изобилием — оно было, а, так сказать, его подачей. Их распис ные павильоны походили на шатры половецких ханов... Вообще-то задонские коробейни ки славятся не только радушием, но и традиционной тягой украшать свой дом. Хотя это сегодня и непросто. Материально-техническая база ро зничной сети пр, 9 |?д^^,чице,ртр.рдя,в., области. 97 магазинов с торговой площадью 8 тысяч 600 квадратных метров требуют немалого ухода. Одно отопление в зймнее время чего стоит. Но здесь ведь еще следят и за внутренним, и внешним видо.м зда ний. И даже, как в старые добрые времена, проводят в начале лета смотры-конкурсы на лучшую торго вуюточку—любовно чистят перыш ки. Вот и сегодня в самом райцентре часть магазинов заковали в оцинков ку, а часть выкрасили в «оптимисти ческий» нежно-зеленый цвет, так что уже собственность райпо ни с какой другой не спутаешь. В селах только в прошлом году было переведено на газ 25 магазинов, почти столько же планируют подключить и в нынеш нем. Но главный обьект — новое зда ние пищекомбината, ввод которого позволит расширить узкие места во всей районной торговле и заодно на кормить «своей» колбасой (произво дительность — тонна в сутки!) мест ное население. Всякое строительство в провинции в наши дни идет туго. Не исключение и это. Но, понимая важность объекта, помогают и об ласть, и район. Беспроцентная ссуда в миллиард рублей, освобождение от ряда местных налогов — как раз и есть свидетельство такой помощи. Впрочем, помогают тем, кто, как го ворится, везет. И вот дело близится к концу. Идут отделочные работы, полностью закуплено технологичес кое оборудование, построена котель ная (газ уже на котлах), на подходе аммиачный холодильник емкостью 100 тонн — солидная добавка к уже имеющимся в новом здании морозиль никам на 45 тонн. В общем, к осени можно будет перерезать алую ленточ ку. С этого момента производство то варов народного потребления в систе ме потребкооперации района увеличит ся в три раза. К слову, по росту объ емов товарооборота, а также продаже товаров на душу населения (все глав нейшие показатели) задонцы занимают постоянно ведущие места в области. И еще о переработке в систе.ме За- дондаго райпо. И^здкупрчцргр здесь готовят четыре вида сала: соле ное, по-венгерски, по-домашнему'и' копченое. С прошлого года освоено производ ство макаронных изделий. Для этого за куплены и установлены, две технологи ческие линии. Только в 1995 году было реализовано 36 тонн, столько же выпу щено уже и в нынешнем. Макароны вы сшего качества, ничуть не хуже знаме нитых «спагетти», зато дешевле, поль зуются популярностью на селе, причем потребности удовлетворяются пока только наполовину. Входе реализации райповцы пошли на маленькую хит рость. Они стали собирать со всех ма газинов тару —коробки из-под разных кондитерских изделий и, проведя соот ветствующую зачистку и маркировку, отправлять потребителю, который, между прочим, ни о чем и не догадыва ется. Экономия от этого существенная. И чуть-чуть о коллективе. Всего в системе районной и потребительской кооперации трудятся 523 человека. Ва кансий практически нет. Сокращения, имевшие быть два года назад, теперь в прошлом, ситуация стабилизирова лась. Остались те, кто хочет и, главное, умеет работать в торговле. Здесь тру дятся 480 женщин. С высшим образо ванием — 29, со среднеспециальным — 206 человек. 43 человека имеют стаж работы бо лее двадцати пяти лет. К ветеранам здесь отношение особое. Как и к пай щикам, которых 6500 человек. Перио дически их собирают, с ними советуют ся, от них набираются ума и конкрет ных заказов. Чтобы жить и выживать дальше. Александр КОСЯКИН . НА БАЗУ ОТДЫХА, КАК К СЕБ1 ~ ~~ I . Свой профессиональ ный праздник, равно, как и отпуска, сотни работников отрасли проводят на со бственной базе отдыха «Ко оператор». Расположена она в лесу, на берегу Ма- тырского водохранилища. Чудные места, да и для от дыху созданы необходимые условия. Корреспонденты «ЛГ», здесь побывавшие, были очарованы и завидо вали белой завистью счас тливчикам, которые приез жают на базу, как к себе до мой. «Эх, редакции бы та кую, — вздыхали по возвра щении. — Ну, хотя бы малый уголочек...» Председатель обкома профсоюза работников ко операции Георгий Куликов бывал на базе тысячу раз, поэтому, в отличие от нас, эмоции его не захлестыва ли. Рассказывал о базе не сколько суховато, словно отчет с трибуны читал: — Отдыхающие разме щаются в одно-двухэтажных корпусах общей вмести мостью 160 человек. Номе ра рассчитаны на двух-трех четырех человек. В них и современная мебель, и хо лодильники. Есть сауна, бар, кафе, спортивные площадки для взрослых и детей, бильяр дная, пляж, «костровая». Летом прошлого года кооператорам и членам их семей было выдано более 260 льготных 12-днев ных путевок. И в этом году от дохнут примерно столько же работников. Расходы по приобретению путевок несут, в основном, предприятия и организации облпотребсоюза. С учетом это го стоимость одной двенадца тидневной путевки составляет всего 66 тысяч рублей. Орга низуется выезд кооператоров и на выходные Дни. Впрочем, отдыхают не только они, но и работники других организаций, купившие сюда путевки. Побывали мы и в детском оздоровительном лагере «Чай ка», который содержит облпот ребсоюз и в котором отдыха ют дети как работников потре бительской кооперации, так и работников других организа ций и предприятий. Куликов о «Чайке» сказал следующее: — Осенью прошлого года, при финансовой поддержке регионального отделения фон да социального страхования. |^Ч< V введен двухэтажный спальный корпус на 72 места. Сегодня лагерь способен принять 290 мальчиков и девочек в одну смену. Кормят ребят в про сторной столовой на 300 по садочных мест. Питание пяти разовое. Для занятий физкуль турой и спортом есть два тре нажерных зала атлетической гимнастики, два бильярдных зала, спортивный комплекс с футбольным полем, волей больной и бадминтоновой пло щадками и площадками для занятий настольным теннисом. Есть клуб на 250 человек. А в нем — дискотеки, концерты. Ребята, что здесь побывали хоть однажды, никогда не за бывают «Чайку».., Фото Евгения САМОХВАЛОВА. НА ЯРМ АРК У С ТОВ АРОМ , ОБРАТВО - С «В АВ АРВ М » Недавно в бурлящем потоке покупателей на рч^а^даой ярмарке в Тербуна^ вс;гррт^ 1 л щк9/11>7. нбго товарища,,а ныне жителя столицы'. Оказа лось, »то по звонку родственников наведался он на родину «подзатариться» экологически чисты ми продуктами питания. —Удивляюсь, —поделился он своими наблю дениями, — как при таких низких ценах на про дукты торгаши не прогорают? Тут же при встрече переадресовал этот во прос председателю Тербунского райпотребсо юза Николаю Полехину. — Ну что вы, даже при скидках в ценах и до полнительных расходах ярмарки очень выгодны. Сегодня, по моим расчетам, мы возьмем не мень ше десяти миллионов рублей. А это — половина дневной выручки всей торговой сети района. В прошлом году на ярмарках в общей сложности мы выручили 93 миллиона, да и в этом уже бо лее пятидесяти. Возникает вопрос: какими же «калачами» за манивают тербунские кооператоры к своим яр марочным прилавкам уже освоившегося в ры ночной обстановке взыскательного покупателя? Оказывается, именно «калачи», то есть изде лия местных пищевиков, и составляют львиную часть реализации при выездной торговле. И вся эта продукция пользуется хорошим спросом у покупателей. конкуренция в торговых рядах заставила тер- бунских пищевиков поломать головы над тем, как наити свое место под рыночным солнцем. Если, скажем, раньше работничков здешне го комбината кооперативной промышлен ности вполне устраивал выпуск пррдуййчи дюжины наименований, то теперь в "угоду покупателю ее ассортимент увеличился многократно. Здесь освоен выпуск макарон ных изделий. Работают крупорушка, масло бойка, колбасный цех и цех безалкоголь ных напитков. На местном хлебокомбинате освоены технологии выпечки пряников и пе ченья десятка разновидностей и даже кон фет. Представительно выглядит и тербунский общепит, кстати, признанный лучшим в об ласти по итогам четвертого квартала минув шего года. Здесь тоже освоено производ ство многих новых видов кулинарных и кон дитерских изделий. Улучшилось и качество продукции. А рынок заставляет тербунских коопе раторов искать все новые пути к кошель кам покупателей. Узрев незаполненную нишу, раипищекомбинатовцы решили (благо леса рядом) открыть собственную грибовар ню и уже завершают установку оборудова ния. Иван АЛЕКСЕЕВ. На снимке: воловские коопера торы на ярмарке в Липецке. Фото Алексея ЩУРОВА. КАК «ЗОЛОТАЯ» РЫБКА ЗАОЛЫДА 0 еОАОвЯ, ИЛИ «Океан» в глубинке На днях в воловском магазине «Рыба» стал свидетелем такой сцены. — Таня, завесь-ка мне пару кило нашенской селедочки. Мой вчера за день целый килограмм умял. И еще просит... Сначала подумалось, что это розыгрыш. Ну откуда здесь взяться «свойской» сельди, если в местных водоемах даже караси редко на крючок попадаются? Но, видимо, узрев мое недоумение, завмаг «Рыбы» Антонина Печерская пояснила: — Сельдь-то у нас мурманская, да посол во- ловский: самый ходовой товар из рыбных. Ка чество отменное. А цена — всего девять восемь сот. На тысячу-другую дешевле любой завозной. А через несколько минут мне представилась возможность совершить экскурсию по рыбному цеху воловской заготконторы. Собственно, це хом служат две комнатенки, в одной из которых разместились холодильные камеры и засолоч ная ванна, а в другой — коптильное оборудова ние, которое таковым можно назвать разве лишь в шутку. — Вот и все наше производство, — развел руками директор Анатолий Селищев. — Да и за траты минимальные. Все засолочные операции проводят завскладом и двое рабочих. ...Заняться столь необычным для этих мест делом воловцев заставили козни рынка. Пере работчики диктовали такие цены, от которых гла за на лоб лезли. — А мурманская селедка для нас стала вроде "золотой" рыбки из популярной сказ ки, — говорит Селищев. — Всего два меся ца занимаемся засолом, а уже получено бо лее 5,6 миллиона рублей прибыли. Доволь ны и покупатели. Во-первых, дешево, А во- вторых, изучив спрос, мы готовим к прода же небольшие партии на разные вкусы — кому малосольную, а кому нормального по сола. Почувствовав вкус к «рыбному бизнесу», воловские заготовители решили расширить засолочное производство. Закуплена оче редная партия мурманской сельди. Причем в полтора раза дешевле, чем прежде. Зна чит, снизится и цена реализации. Ведутся переговоры с воронежскими оптовиками о закупке скумбрии. Готовы к работе коптиль ни, И, наверное, не будет удивительным,, если в скором времени воловская рыбка, «золотая» для заготовителей, но дешевая для покупателей, потеснит с прилавков ма газинов завозную с кусающимися ценами. А там, глядишь, по рыночным каналам вы плывет эта «золотая» рыбка и за пределы района. Иван ПЕРЕКРЕСТОВ. СУМЕЛИ ДОЙТИ ДО КАЖДОГО Елецкое оптово-торговое предприятие обслу живает северную часть области — восемь из во семнадцати районов. Как работается сегодня коллективу, возглавляемому Алексеем Леонть евым? Ответ на вопрос — в одно слово: сложно. Сократился не только ассортимент товаров, но и их запасы. До реформы на межрайбазе дей ствовали одиннадцать торговых складов, теперь лишь два. На складах тех нет детских игрушек, спортивных и культтоваров, швейных изделий, обуви... И все же, несмотря на экономический и фи нансовый хаос, снизившийся покупательский спрос (на селе месяцами не выплачивают зарпла ту), оптово-торговое предприятие держится. За счет чего? Коллектив нашел новые формы рабо ты. А определиться в их выборе помог поиск от вета на вопрос: кто привезет крестьянину в глу бинку вилы, цемент, шифер, электрическую лам почку, недорогой холодильник? Да никто не при везет, с ножовкой и граблями коммерсант на село не помчится. Значит, сам Бог повелел заботить ся о нуждах селян межрайбазе, которая, к счастью, не растеряла своих поставщиков ни в России, ни за ее пределами. Но сегодня уже мало просто завозить товар. важно его реализовать. Большими партия ми торговля давно не идет, вот почему меж- райбаза делает упор на розницу, для чего в районах созданы свои отделы, в коих това ры дешевле. А в Измалковском районе в июне открыли магазин — арендовали пло щади в местном универмаге. В чем преимущества такой формы тор говли? В кассу сразу поступают «живые деньги», которыми расплачиваются с пос тавщиками. В том же Измалковском районе за две недели собрали 25 миллионов руб лей. Есть и еще один плюс: в таких отделах работают местные продавцы, они знают на селение, знают спрос, принимают от людей заявки на товар. Вся информация о покупа тельском спросе за день-другой поступает на головное предприятие, а дальше с ней работают уже специалисты, а не «челноки». Такая система обслуживания поначалу отрабатывалась в Ельце, где за последнее время открыли три магазина. А теперь она прижилась и на селе. Тамара ФЕДКЖИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz