Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
19 июня 1996 г. п р е с т и ж в у з а е л е ц к и й б и г - б э н д * Былое ГОЛОСА ИСТОРИИ в МУЗЕЙНОЙ ТИШИНЕ с т е м и , к т о у т в е р ж д а е т , что мы — Иваны, не пом нящ и е р о д с т в а , г о т о в п о с п о р и т ь ст арш и й научны й с о т р у д н и к ел ецк о го краеведческого музея Е в гений Ш м ан ов . П о е го н а б лю д ен и я м , и н т ер ес лю д ей к и с т ор и и , св оим корням зам е т н о в о з р а с т а е т . Ещ е н е д а в н о п у с т ующ и е м у зейны е залы с е годня зап олн яю т ся ельчанами и г о с т я м и г о р о д а . О с о б е н н о м н о г о м осквичей . Н едаро .м же в н а р о д е ж и в е т п о г о в о р к а : « Е л е ц - г о р о д о к , М о ск вы у г о лок » . С вя зь Е л ь ц а с п е р в о п р е с т о л ь н о й п р о сл еж и в а л а сь во все врем ена . И к о г да о б а г о р о д а славили сь своим к уп еч е ст в ом , и р ан е е , к о г д а Е лец был ф о р п о с т о м на юж ны х гр ан и цах к М о ск в е . Е льчан е к о сть ми лож или сь на пути Т ам ер л а на в 1395 г о д у и на пути ф а ш и стов , рвавш ихся к с тол и ц е Р о ссии . В м у з е й н о й т иш и н е ощ у - I щ аеш ь ды х а н и е веков . Б ол е е ' т р и д ц а т и ты ся ч э к с п о н а т о в х р а н я т ся в э т и х с т е н а х . О т крылся м у зей в 1918 г о д у с та раниями писателя , наш его зем л я к а М и х а и л а П р и ш в и н а . С т а р и н н о е о р уж и е и м еб ель , д ок ум ен ты , н аходк и а р хи в и с т ов , мак ет ел ецк ой к р еп о сти , серп и м оты га , кости м ам он та , первы й р о с сий ски й в ел о си п е д и ткацкий стан ок — все э т о в р а в н о й с т е п е н и и н т е р е с н о и краеведам , и и сторикам , и п р о с т о л ю б и т е л я м с т а р и н ы . В п р ош л ом г о д у м у з ей ны е р а ботн и к и удивили д е т в о р у , п о полнив отд ел прир оды чучела ми л о с я , с ем ей с т в а в ол к ов и к а б а н о в , з а с ты вш и х в с м е р т ел ьн ой схватк е . Г о р о д пош ел для э т о г о на немалы е расходы . А ны н еш н ий г о д о с о б е н ный — ю бил ейны й . У ж е р а б о т аю т три выставки: пр едм етов к го р о д ск о г о бы та д ор ев олю ц и - Р энн ой эп о х и , ор уж и я др евн ей Р уси , стр ан Е вропы и В о сток а и зн ам ени ты х елецких круж ев , пр едставл енны х о д еж д о й и д е кор ативны ми изделиями р а з ных веков. Есть ч то по см отр еть и в х у д ож е с тв ен н ом отдел е . Е ж е г о д н о д о дв ен а дц а ти тысяч ч ел о век п р и х о д я т с ю д а п о л ю б о ваться п ол отн ам и известны х и н ачин ающ и х х у д ож н и к о в , р а б о т ам и н ар одны х умельцев . С о в сех к о н ц о в стр аны и и з -за р у б еж а п р и е зж аю т и п о к л о н н и к и т а л а н т а Б у н и н а , ч т о бы п о к л о н и т ь с я м е с т а м , связанным с им ен ем писателя . В е го м у зе е , о тк ры том в 1988 г о д у , с т а л и т р а д и ц и о н н ы м и л и тературны е встр ечи , вечера . Р а ст ет п оп ул я р н о с ть и с а м о г о м о л о д о г о м у зея — х у д ож н и к а Н ик ол ая Ж у к ов а , с о з д а вш е г о с о т н и з а м е ч а т е л ь ных ри сунк ов и ил лю стр аций к и звестным книгам . Ж дем мы в ск ор ом в р ем е ни откры тия ещ е о д н о г о м у зея — р ем е с ел и п р омы сл ов . О н т о ж е с о е д и н и т , с в я ж е т нити пам яти , ни ти и с т ори и и с ов р ем ен н о с ти . . . Тамара Ф Е ДЮ КИ Н А . На снимке: в музее Бунина. Фото С. Т РУ БИ ЦЫ Н А . № 114 (1178) * Экология • • • ЧП ПРЕ ДОТ ВР АТИТ Ь Л Е Г К О Елец второн по ве.тнчнне про.мышленнын центр области. И проблем с загрязнением воздуха , воды и почвы у ельчан не меньше, чем у жителей Липецка. О том , как их здесь пытаются решать, нашему корреспонденту рассказала председатель Елецкого городского комитета охраны окружающ ей среды Алла АВТОНОМОВА . — .Ллла Григорьевна, какова сегодня экологи ческая обстановка в городе? — О б ст ан ов к а сл ож н ая . Если по валовым выбросам загрязняющих веществ елецкие пред приятия от липецких , к счастью , отстаю т , то по количеству содерж ащ ихся в них вредных ингре диентов они явно ушли вперед. Выбросы наших основных загрязнителей — НПК «Энергия» и за вода «Эльта» — н аи бол ее токсичны , так как с о держ ат цинк, кадмий , никель, свинец... К аж дое промышленное предприятие по на стоянию комитета провело инвентаризацию ис точников выбросов . П о ее результатам проводим контроль совместно с санитарной службой горо да . Выявляем множ ество нарушений. В этом году по сравнению с прошлым их количество значи тельно возросло . За пять месяцев на предприятия наложено 15 штрафов. Впрочем , наказание руб лем — это мера оперативная. А долгосрочная ра бота комитета в том , чтобы помочь предприяти ям в решении их конкретных проблем , связанных с экологией. Приведу в пример наиболее серьезную из этих проблем — отходы гальванических производств. Немалую долю они составляют в НПК «Энергия». П р еж де ник ель содерж ащ нй о с а д о к вывозился этим предприятием на свалку. Теперь отправля ется на переработку , а после идет в п р о д аж у . Путь б е зо т ходн о го производства выбрали и на пред приятии «Е л ец к ож а » . Б л а го д ар я вн е др енн ой здесь новой технологии из отходов теперь произ водят строительные блоки , клей, утеплители для коровников , другую продукцию . — Выходит, внедряй новые технолопш — и нет проблем? — Сделать производство менее опасным для окружающей среды — сложный и долгий процесс. От технологического проекта д о его воплощения порой пр оходит не один год. И важно , чтобы ру ководители предприятий были заинтересованы в этом . Чего, например , не скажешь о Елецкой та бачной фабрике. В рыночной стихии это предпри ятие держится , что называется, на плаву. Н о его очистные сооружения давно устарели , б е е н еоб ходим ое обор удов ани е для их реконструкции у предприятия есть. Н о д о установки этого о б о р у дования руки у руководства не доходят . У завода тракторных гидроагрегатов — др у гая проблема . Несколько лет здесь разрабатыва ли и внедряли т ехн ол о гию по использованию обезвреж енного хромосодерж ащ его осадка в про изводстве кирпича. Поначалу дело пошло. Н о д о вести его д о конца на предприятии не успели — экономические трудности привели к его останов ке. Многие други е заводы Ельца также находят ся в тяжелом экономическом положении . Что, впрочем , не снимает с них обязанности заботить ся об окружающ ей среде. — Вы, наверное, помните о том, что стоки пти цефабрики совхоза «Солидарность» чуть было не прнве.ли к экологической катастрофе. Был выве ден из строя один из водозабо'ров. Каково состоя ние питьевой воды сейчас? — Загрязнение лок ализован о , но в о д о за б о ром люди не смогут пользоваться еще несколько лет. Для предотвращения ЧП т огда требовалась лишь бетонная площадка для складирования на воза. Кстати, она на птицекомплексе не построе на д о сих пор. Интервью взял Георгий АТАНАСЯН . Какую газету читают ельчане охотнее всего? «И звест ия» . «П р а в д у » , «Общую», «Комсомолку»? Судя по всему, популяр нее всего здесь своя, го родская, «Красное знамя». Лю ди хотят быть в курсе того, чем живет их город. И журналисты умеют в ес ти диалог со своим чита телем. На снимке внизу: каким будет завтрашний номер — решает весь н е большой, но энергичный коллектив редакции . На верхнем снимке — один и з самых известных ельчан художник Евгений Миронов, человек талант ливый, яркий , влюблен ный в искусство и свой з а мечательный город. Фо то А л е к се я Щ УРОВА . * Высшее образование И Н С Т И Т ' У Т М О Ж Е Т п о й т и с М О Л О Т К А . и в с е - т а к и д у х о в н о е б а н к р о т с т в о с т р а ш н е е ф и н а н с о в о г о . . . И з дверей старинного здания навстречу мне вы.лнвался бурный поток студентов. Я предусмотрительно отошла в сторонку: лучше уж переждать, чем пробиваться против течения. Внезапно два парня резко затормозили и сдвинули поток в сторону: «Что же вы стоите, проходите!». Так нача лось мое знакомство с Елецким пединститутом. Его ректор — Валерий Петрович Кузовлев, улыбаясь, пожимает плечами: «Ну что же... Нормаль ные воспитанные ребята». С тем, что это сегодня «нормально», я согла ситься, увы, не могу. А потому и пытаюсь выяснить у Валерия Петрови ча, как удалось в нынешних условиях сохранить этакий «заповедник куль туры» — ни тебе пляжных шортов, ни надписей в туалетах п на столах ... — Вы правы , престиж высшего о б разования , о с о б ен н о в крупных г о р о дах , в последнее время стал падать. Как удается удерж аться нам? Причин м н о го . В о -первы х — эк он ом ич ески е . С е годня больш ин ство р оди тел ей не в с о стоянии с о д е рж а т ь сы на или д оч ь в др у гом го р о д е на время учебы . А п о т ом у единственный вы ход для них — св ой м е стны й ву з . В п р ош л ом г о д у средний конкурс у нас был три челове ка на м есто , а на некоторых факульте тах — в два -три раза больш е . И к он курс на наших экзам енах из года в го д растет . Н о ведь эт о налагает и о гр ом ные обязательства: мы должны п р ед о ставить м о л о д ом у ч еловеку в о зм ож ность получить им енно ту пр оф ессию , то обр а зов ани е , к о т ор о е его интер есу ет. Нельзя же ставить ребят в безвы ход н о е п о л ож е н и е , к о г д а вы б ор а н ет и приходи тся выбирать пр оф ессию «по месту жительства» . В о т так и стали появляться у нас новые факультеты: т о т ж е музыкально- п едагогический , которы й готови т учи телей музыки и мировой худож еств ен ной культуры , т о т ж е экономический факультет , юридический . Я понимаю скепсис мн огих людей: мол , т ож е мне, юрфак открыли , а с какими кадрами? П оверьте , мы эту пр обл ем у п р од ум а ли заранее: у нас заключены д о г о в о р а с М ГУ . ВГУ , Н И И М ВД . И сегодня у нас на ю рф аке пр еп одаю т два д ок т ор а ю ри ди ч е ски х наук и три к ан ди д а т а . Более т о г о , сейчас мы готовим ся о т крыть с о б с т в ен н ую а сп и р а н т у р у по у гол овн ом у праву — уж е отправлены докум енты на получени е лицензии . Э т о ж е аксиом а : чтобы студенты серьезно относили сь к учебе , н адо , ч то бы пр еподаватели серьезно относились к своей р а б о т е , прости те за ш тамп , — не останавливали сь в своем пр оф ес си он ал ьн ом ра звитии . С е годня у нас в вузе два академика , четыре член -кор- ра , 30 док т ор ов наук и пр оф ес сор ов и 120 кандидатов . Более 60 человек учит ся в аспирантуре . Открыты аспир анту ры по десяти специальностям , причем все это с учетом п отр ебн ост ей р е ги о на. Сам не видел , но слышал: в н ек от о рых московских вузах пр еподаватели на занятиях м огут заниматься вполне посторонним и делами — о т проверки р а б о т своих платных учеников д о вя зания . О каком ж е пр естиж е высшей школы мож ет идти речь? У нас нет ин о го м етода влияния, кроме личн ого при мера . Мы гордимся тем , что у нас по т ем е «И сп оль зовани е эл ектронно -вы числительной техники и информатики в физических пр оц ессах» занимаю тся д в а аспиранта из М осквы . В сл едую щем году собираемся открыть аспиран туры по другим специальностям и н о вые советы по защ ит е кан дидат ски х ди ссер таций . Н о ведь щ зеподаватели занимаю тся научной р а а д т ой не в б е з воздуш ном пространстве — их окруж а ю т студенты , к оторы е впитывают эту атм осф еру , загораю тся ею . — Вот вас удивило , что ребята у нас воспитанны е . Вы правы, ниоткуда они такие не возьмутся. В М оскве и П ет ер б у р г е уж е д а в н о отм ен или к у р а т о р скую работу : ком у она нужна , если за нее не платят? Результат не замедлил сказаться: треть п ервок урсников П е т ер бургск ого университета уп отр ебля ю т наркотики . Мы сохраняем практи ку к ур аторской работы . Что такое ку ратор? Э то все равно что классный р у ководи тель в школе. Н о ведь студенты т ож е ещ е во многом дети: им н адо п о мочь органи зовать с в о б о д н о е время. поговорить с ними по душ ам , пр осл е дить за успеваемостью . И х надо суметь настроить на то , что они — будущ и е педагоги . За последние годы мы открыли в своей области и в други х областях 20 педагогических классов с ори ен тир ов кой на наши опр еделенны е факульте ты. О коло 40 пр оцентов пр еп одавате лей и м етоди стов регулярно выезжают т уда пор аботать . Так что мы получа ем уж е определенным о б р а з ом п о д г о товленных абитуриентов . А что такое т а ж е х у д ож е с тв ен н ая с ам о д ея т е л ь ность , КВНы , студии? Э т о т ож е п о д готовка будушихсучителей: чтобы о р гани зовать для св ои х -уч ен йК о г в н е - . классную работу , они должны сами все ее виды освоить . И это совсем не ме- .ючь . Мы специально готовим студентов к р а б о т е в сельских ш к ол ах , г д е им придется совмещать несколько сп еци альностей . Вас удивляет , что они едут туда работать? П р едставьте себе! Н о ведь они с самого начала готовили себя к этой проф ессии ... Н а наших выпус кников поступаю т заявки из П рим ор ского края, из Ухты . В о о бщ е ок ол о & пр оц ентов из них хотят р а б о т а ть по специальности . Н е н адо думать , что мы безм ятеж но процветаем в каком -то , непонятно откуда взявшемся, оазисе! Мы испыты ваем те ж е трудн ости , что и остальные вузы в стоан е. Н а парламентских слу шаниях были зачитаны данны е ООН по состоянию национ альн ой б е зо п а с ности . Там есть 20 пок азател ей , так у России 19 из них находятся уж е за крас н о й , к р и т и ч е ск о й , ч е р т о й . Т о л ь к о один показатель чуть выше — о б р а з о вание. Н о я могу с ув еренностью ска зать , что если и дальш е все б у д ет так п р од олж ать ся , т о уж е к с ен тя брю и эт от показатель опустится ниже крас ной черты. С егодня у нас д о л г з а к ом мунальные услуги составляет д в а мил лиарда . К новом у го д у эта сумма пре высит стоим ость основны х ф ондов (а он а составляет три миллиарда ), и т о г д а мож ет вступить в силу Зак он о б а н кротстве, после чего начнется п р о д а ж а институтских к орп усов . В П ет ер бурге Собчак таким о бр а зом уж е п р о дал несколько корпусов коммерческим структурам . И эта страшная перспек тива вполне реальна для всех го с у д ар ственных вузов. Как и в др у ги х вузах , мы вынуждены отправлять своих с о трудников в летние отпуска без с о д е ^ жания — когда такое бы ло видано? В нашем ф онде м ат ериального п о ощ р е ния осталось 100 тысяч — мы их не сни маем . чтобы счет не закрывать. П ока что держим ся , в о сн овн ом , за счет поддерж ки го р о д а и обл а сти — даж е умудряемся строить жилье , пы таем ся начать с тр ои т ел ь ст в о новых корпусов , которы е нам как во здух не обходимы . Если бы не финансовая п о мощь Елецкой и обл а стн ой админи с траций , в ообщ е не зн аю , как бы выжи вали. Н о они ж е не в состоянии гло бально решить катастрофическую пр о блему с долгами . В ерю ли я в т о , что культурное о б новление России придет из провинции? Л о ж а л у й , да . К ультура — это н е про - гсто яркая «столичная» жизнь , она из н е зам е тны х м ел о ч ей ск л ады в а ет ся . М не как -то дов ел ось заходи ть в им ен ную аули тооию академика Л о гун ова в М ГУ . К акими н адпи сями там были исписаны и изрезаны столы — я вам и повторить не решусь. И это МГУ ... Мы с сам о го начала объя сняем р ебятам , что за посл едни е три го д а нам на м е бель и рубля не дали , так что за этими столами учиться не т ольк о им , но и, в о зм ож н о , их детям . Н а больш инство это д ей ствует , ну , а к тем , на к о го не дей ствует , принимаем меры. М ож ет е пройтись по аудиториям и посмотреть , в каком состоянии у нас мебель . Мы не р а з р еш а ем х о д и т ь на за н я ти я в пляжных к остюм ах , объясняя , что это неуваж ение к пр еподавателю . Мы ка т егор ич ески зап р етили откры вать у себя в столовой , не говоря уж про уч еб ные к орпуса , коммерческий ларек со спиртными напитками. К он ечн о , м ож но и за углом купить — но уж по край ней мере не в вузе. Пусть к то -то н а з о вет нас к о н с е р в а т о р ам и , н о т ол ьк о бл агодаря к о н ем в а т о р ам и сохр ан я ются традиции . Д а , мы сохранили т р а дицию приходи ть на экзамен с цвета ми — это же не взятка, а благодарность пр еп одавателю за его труд . Мы стар а емся в оспитать р е бя т п а тр и от ам и и р о д н о г о гор о да , и своей страны . Н е д а в н о о д и н наш выпускник е здил в Ам ерик у , где его бр а т р а б о т а е т вра чом . Вернулся и рассказывает: «Брат зарабаты вает 50 тысяч долл ар ов в год , но собирается возвращаться — б о л ь ше там жить не может. Я посм отр ел — т ож е не хотел бы остаться» . А сам эт от п ар ен ь р а б о т а е т с ей ч а с в с ел ь ск ой школе. Скаж ете, чудак? Н а таких чу даках Россия держится . Н ет , у р у с ск о го нар ода всегда ценилось о б р а з о в а ние. А вот уж как им распорядиться — о б этом д олж н о думать и заботиться го судар ство . ^ Беседовала Елена БРЕДИС . * Музыка «ДЖАЗУ ДОСТУПНА ЛЮБАЯ МЕЛОп> Немногим более года назад в Ельце состоялась презен тация нового творческого коллектива — концертного дж аз- оркестра . С озданны й при историко -к ультурном центре «Прожектор», биг-бэнд сумел занять свое, ранее пустовав шее, место в музыкальной «нише» города, получил, хоть и небольшое, помещение д.ля репетиций. Здесь корреспондент «ЛГ» и встретился с руководителем оркестра Василием ГАВ РИЛОВЫМ . — Не было в Ельце подобного состава, и вот он появился. С чего бы это? Затем, насколько ваш оркестр «насущно» необхо дим городу, Д .1Я которого джаз—может быть, приятная новость, а может быть, излишние, не самые обязате-чьные заботы на бед- новатой ниве культуры? — П оявился о н в силу вы н уж д ен н о г о , в о бщ ем , о б с т о я т е л ь ства . Я — б еж ен ец из Д а г е с т а н а . Р у к о в о д и л в е го с тол и ц е п о д о б ны м к ол л ек ти в ом , и к о г да т ам ст ал о не д о дж а з о в о й м у зы ки , сум ел выкупить а п п ар а т ур у , ин стр ум ен ты орк естр а и при везти их в Ел ец , где я и живу . О р к е с т р о в о е о сн ащ ен и е — д а л е ко не н ов ейш е е , н о играть с е го п ом ощ ью вп ол н е в о зм ож н о . Н еск ольк о месяц ев н и гд е не в езл о с р а б о т о й , за т о сейчас , п о м им о орк естр а , зав е д ую отд ел ени ем ду х овы х и ударны х ин стр у м ентов Е л ецк о го училищ а искусств . Т ак ли уж нуж ен наш орк естр г о р о д у — н еп р о ст ой в оп р о с . Н ав ер н о е , нужен: г о р о д ск и е власти прил ож или усилия для е го с о зд а н и я , м узы кантам оп р ед ел ены окл ады (как приятная , что там ни го в о р и , д о п л а т а к о сн о в н о м у зар а б о тк у ) . Г л авн о е — орк естр оч ень т епл о п р и н им аю т ельчан е на е го к он ц ер т ах . А если мы нашли св о е г о зрит еля , если м еж ду нами п о л н о е в заи м о п о н и м а н и е— эт о ж е зд о р о в о ! И з «н еглавны х» пр обл ем я бы выделил сл едующ ую : орк естр б ол ьш е , чем т о г о бы хо т ел о сь , пр едо ст авл ен с ам ом у с е б е в м ат ери альн ом смы сле . Н е т н о тн ой б ум а ги . П ривезенн ая к он чи л а сь , и зак упи ть ее для ц ел о го би г - б эн д а с зап а сом с т о и т д а л ек о не коп ейки . И н стр ум ен ты пок а ухитряем ся р ем он ти р ов а т ь сам’и. М еч таем о новы х клавишных и звук овом пультах . В се понятно : д ен е г на культуру х р о н и ч е с ки не хватает , орк естр в о зник , в н ек о т ор ом смы сл е , п о -дж а зо - в ом у « им п р о в и за ц и о н н о » , и не м оим м узы кантам реш ать , к уда направлять бю дж е т ны е и лю бы е иные ср едства — на с оли дны е гон ор ары э стр адным га стр ол ер ам или на эл ем ен тар н о е п о д д е р ж ани е местны х к ол л ек ти в ов . В о зм ож н о , орк естр сущ ествует слиш ком мало врем ени , ч тобы заслужить ад ек ватн о е к с еб е вни м ани е не тольк о в виде зри т ел ь ски х а пл о ди см ен тов . Ч т о ж , п о стар аем ся оставаться в э т ом о т н ош ен и и оп тим и стам и . — Кто играет в оркестре, какой его, на ваш взгляд, уровень, близок ли он к джазово-фестивальному? Да и зачем сразу целый биг-бэнд, не лучше ли постепенный путь — допустим, от квар тета, от состава с небольшой группой? — Раньш е я заним ал ся им енн о с ор к е с т р ом , п о э т ом у н ачи нать на н овом м есте с квар т ета для меня уж е н еин т ер есн о . Н е т е задачи и в о зм ож н о с т и , не т о т звук и так дал е е . О рк естр с о с тои т , в о сн о в н ом , из пр еп одав ат ел ей музыкальных ди сциплин . Есть сп ециалисты с к о н сер в а т ор ск им о б р а з о в а н и ем , есть и те , к то п р о ст о вы ступал с сам од еят ельны м и ду х овы м и к олл ек ти вами . Н а дж а зовы й ф естиваль везти орк естр я пок а бы п о о с т е регся и п о т ом у ещ е , ч то наш и м узы канты , при всех их н епл о хих качествах и эн т у зи а зм е , как гов ори т ся , сл ож или сь (их с р е д ний в о зр а ст — п ор ядк а с о р о к а лет). В ид еал е хо т ел о сь бы о м о л о ди т ь с о ст ав орк естра ; пригл аш ать , н ап рим ер , самы х с п о с о б ных во спи т анник ов наш е го училищ а искусств . К стати , есть ли т ут какая -то за к о н ом е р н о с т ь , связанная с появлением д ж а з - о р—• к естр а , или нет , но в училищ е на д у х о в о е о тд ел ени е п одали д о - ' кум енты зам етн о б о л ьш е е чи сло р ебя т , чем в прош лы е го.ты. — Я смотрю на ваш репертуар и вижу, что собственно джаз в нем представлен лишь примерно наполовину. Остальное—эстра да, песни прошлых .чет. Вряд ли такой репертуарный баланс слу чаен. А как вы относитесь к модерному, авангардному джазу? — Зн ает е ли , играя «чи сты й » дж а з , мы не бы ли бы н а ст ол ь ко поняты зрителями . П о т ом , б ук в ал ьн о каж ды й наш н ом ер п ода ет ся в дж а зо в о й «уп ак овк е» , для ч его сделаны соо тв е т ст в у ющ и е ар анж ир овки . П о зак он ам ж ан р а п ою т вокальная гр уп па , соли сты . Т о есть на о сн о в е во м н о гом зн а к ом о г о п убл ик е м ат ериала мы стараем ся п о зн ак ом и ть ее с т р адиц и он ны м и , луч ш ими , на мой в згляд , при ем ами дж а за . А аван гардн ая д ж а з о вая музы ка — э т о , с о гл а си т есь , музы ка сл ож н ая , тр ебующ ая для св о е г о в опл ощ ени я и стинны х в и р т у о зов -и сп ол н и т ел ей и оч ен ь п о д го т ов л ен ны х слуш ат ел ей . И т о , и д р у г о е — д е л о б у д ущ е г о для орк естр а и г о р о д а , и д о т а к о г о б у д ущ е г о ещ е н а д о д ож и т ь . — Василий Васильевич, вы приобрели солидный музыкаль ный опыт. В чем он, в двух словах, выражается и основан ли он на встречах, общении с «мэтрами»? — П о в т о рю , ч то я являю сь п рив ерж енц ем т р а д и ц и о н н о г о дж а за , н екоей « з о л о т о й сер едины » в нем и у б еж д ен : дж а зо в ом у п ер ел ож ению д о с т у п н а лю бая м елодия . И н ач е говор я , своей о с н овн ой задач ей счи таю п оп ул я р и зац ию дж а з а — п о ан ал о ги и с н ек о т о ры м и сим ф о н и ч е ск им и о р к е с т р ам и , пр и вл ек ающ им и слуш ат ел ей , к п рим ер у , отры вк ами из оп ер е т т . В чем , к стати , не вижу а б с о лю т н о нич е го за з о р н о г о . И з «м э т р ов » встречался с М ур а т ом К аж л аевы м , К им ом Н а зар е т овы м , общ ал ся с к о л л е гам и на ра зличны х ф естивалях . Е сть т а к о е выраж ени е: ч ел о век — эт о стиль. У больш и х мастеров стиль выражен очень ярко , у м у зы кантов р ан гом п о н иж е — не таким отчетливым о б р а з о м , н о все р авн о он есть. В м еру им еющ и хся скр ом ны х в о з м ож н о с т ей я и пы таю сь вы разить соб ст в ен ны й стиль на р еп е тиция х , п ер е д зрит елями . И р а д , ч то м н о ги е из них м о е п о н и м ани е музы ки , д ж а з а ра зд еляю т . — Спасибо за интервью. Дальнейших вам и вашему оркест ру успехов. Когда же ждать вас с концертами в Липецке? — Я оч ен ь х о ч у , ч тобы наш и музы канты вы ступили в о б л а с тн ом ц ентр е , п ол учили оц ен к у сл уш ат ел ей , п ер е д к о т о ры ми время о т врем ени и гр аю т вы сок окл а ссны е дж а зм ены . П о е з д к а , о д н а к о , упи р а ет ся в пр о бл емы м а т ер и ал ь н о го , опять ж е , свой ства , начиная с от сут ствия б ен зи н а на д о р о г у . Д у м аю , р ан о или п о з д н о они р еш ат ся , и в ерю , ч то м ои тв ор ч е ски е надеж ды на к он ц ер т в Л ип ец к е хо т ь в к а к ой -т о м ер е оп р ав д аю т ся . Константин КЛЮ ТКИН . Н А Ш А П Р О Ш Л А Я Ж И З Н Ь р ев о лю ц и о н ны й п оры в , с б р о с и вш и й к о л о к о л а н а з е м л ю , бы л б е с о в с к и м з н а к о м и л и ч н о й т р а г е д и е й ! И м , в е л и к и м , п р а в д а , н е п р и ш л о с ь н а б л ю д а т ь в с е э т и б е с с ты д с т в а в л ю б и м о м Е л ь ц е , г д е б о л ь ш е в и к и о б о б р а л и д в а м о н а с т ы р я , в з о р в а л и ц е р к о в ь К о сь - мы и Д е м и а н а н а Д а м с к о й с л о б о д е , к а к и х р а м В о з н е с е н и я Г о с п о д н я , к а к и п о л ь с к и й к о с т е л , е в р е й с к у ю с и н а г о г у и к и р х о у . . . Н о г о р о д п р и з н а е т с в о и ош и б к и — д а и ч т о он м о г п о д е л а т ь с н о в ой э п о х о й , о д е т о й в г а л и ф е и с к р и п я щ у ю к о ж у ? В с я к о е с л о в о п о п е р е к т у т ж е л о в и л о д у л о н а г а н а . И в с е ж е и с т о р и я б ь е т с я з д е с ь в к а ж д о й к л е т о ч к е с т а р о й м о с т о в о й , в к а ж д о й ж и л к е п е р е с о х ш и х п о ч т и р у ч ь е в в р о д е Л у ч к а , г д е ещ е н е д а в н о б а бы с к р а с н ы м и п о л о к о т ь р у к а м и п о л о с к а л и на м о р о з е б е л ь е . И г р у д ь в з ды м а е т в о с т о р г , к о г д а в с п о м и н а еш ь , ч т о т у т , н а м е с т н о й с ц е н е , п е л Ш а л я п и н , а п о с л е к о н ц е р т а х о д и л г д е - т о з д е с ь в с в о е й н е в е р о я т н о й ш у б е и с г р ом а д н о й тр о с тью . У л и ц ы и м е л и с а м ы е о бы ч ны е н а з в а н и я — К о н о - в я з н а я . М а н е ж н а я , С т а р о - м о с к о в с к а я , Д в о р я н с к а я . З д е с ь бы л п о с т р о е н п ер вы й в Р о с с и и э л е в а т о р , м у ч и ц у м е с т н о г о , « в о р г о л ь с к о г о » , п ом о л а о т п р а в л я л и в П а р и ж , и в с е э т о с в и д е т е л ь с т в о в а л о о х л е б н о м и з о б и л и и о к р у г и . . . Г о р о д н е з а бы л н и ч е г о , з а п а к о в а в с в ою и с т о р и ю в с т е к л я н н ы е в и т р и ны м у з е я (о д н о г о и з л у ч ш и х в Р о с с и и ) , в з о л о ч е н ы е р ам ы к а р т и н с и м е н а м и А й в а з о в с к о г о , П о л е н о в а , Ф е д о т о в а , Р о к о т о в а (в с е п о д л и н н и к и ! ) . Е л ец п р о д о л ж и л д е л о п р е д к о в -к ож ев - н и к о в , к р у ж е в н и ц , к у з н е ц о в , т а б а ч н и к о в . А ещ е он о п р е д е л и л с в о и х п о ч е т н ы х г р а ж д а н и вы в е си л и х п о р т р е ты н а п р о т и в р а й а д м и н и - с т р а ц и и . Б р о д и т в у м а х е л ь ч ан и и д е я о т к ры т ь вы с т ав к у р е м е с е л и с о х р а н и т ь д л я п от ом к ов у н и к а л ь н ую р о я л ь н ую г а р м ош к у , п р и с т а в и в к н е й м а с т е р о в . А ещ е в Е л ьц е м н о г о м у з е е в и п ам я т н и к о в . . . . П е р в ы й р а з И в а н а А л е к с е е в и ч а Б у н и н а я у в и д е л в н е б о л ьш ом ск в е р и к е за б аш н е й с ч а с а м и . Т о н к и й , и з я щ н ы й , ч ем - т о п о х о ж и й н а и с п а н с к о г о и д а л ь г о , он с и д е л в к р е с л е с г н у ты м и н о ж к а м и , н е м н о г о о т к и н у в ш и с ь , н о г а н а н о г у , и з а д у м ч и в о с м о т р е л н а к у р а н ты . К у р а н т ы н е в ы д е р ж а л и в з г л я д а , о т ры в и с т о з а б о р м о т а л и : б ы л о р о в н о д е с я т ь у т р а . Р я д о м с б р о н з о в ы м Б у н и ны м с у е т и л с я ф ото гр аф и з ТОО «Б а ги р а » , д ем о н с т р и р у я у н о г М а ст ер а свою ц в е т н ую , а -л я «К о н и к а » , п р о д у к ц и ю . Н о ж е л а ю щ и х с н я т ь с я н а ф о н е к л а с с и к а н е бы л о . В с к в е р и к е н а п р о т и в , на г р а н и т н о м п о с т а м е н т е — бю с т д в а ж д ы Г ер оя С оц тр у - д а С о л о м е н ц е в а . Р я д о м со з н а т н ы м з е м л я к о м к о с а р и в а л я л и т р а в у . Т у т р я д о м с С о л ом ен ц е вы м о с т а н о в и л с я с т а р и ч о к , п о х о ж и й н а Гер- д а -П а н и к о в с к о г о . В а ж н о з а б р о си в з а с п и н у р у к и , он д е - л о в о о б с л е д о в а л у р н ы , н о к р о м е о д н о й п у с т о й б у ты л к и н и ч е г о н е н аш е л . И ещ е о д н о « б у н и н с к о е » м е с т о . В с а д у . . . « и г р а л а м у з ы к а , с ы п а л п р о х л а д н о й пы л ью в ы с о к и й , р а с к и д и с ты й ф о н т а н и с к а к о й - т о ж е н с т в е н н о й р о с к ош ью п а х л о ц в е т ам и в б о д р ом и с т у д е н о м в о з д у х е б а г р я н о г о о с е н н е г о з а к а т а . . . » ( «Ж и з н ь А р с е н ь е в а » ) . С ад х о р ош о с о х р а н и л с я , т о л ь к о ф о н т а н в т от д е н ь н е р а б о т а л . Я х о д и л п о с е р ы м о т т е н и д ер ев ь ев д о р о ж к а м и в с е п р и с т а в а л к п р о х о ж и м : — Н а к а к о й п о т а е н н о й а л л е е н а с к а м е й к е ж д а л м о л о д о й Б у н и н св ою лю б о в ь , В а р е н ь к у П ащ е н к о ? — ц и т и р о в а л я с т р о ч к у и з и з д а н н о г о в Е л ь ц е п у т е в о д и т е л я . М о л о ды е л ю д и л е т т р и д ц а т и н а д в о и х п е р е г л я н у л и с ь и п о ж а л и п л е ч а м и . И у ж е м н е в д о г о н к у сп р о си л и : — А ч т о , д о ж д а л с я он и л и н ет ? М о л о д еж и в п а р к е бы л о м н о г о . О н а ф л а н и р о в а л а т у д а - сю д а , к у р и л а , и г р а л а в к а р ты , с п и сы в а л а «ш п оры » и , м о ж е т бы т ь , д а ж е в т а й н е к о го -т о о б ож а л а . И т у т я у в и д е л И в а н а А л е к с е е в и ч а в т о р и ч н о . Н а э т о т р а з о н с и д е л в б е с е д к е с р а с к р ы т о й к н и г о й н а к о л е н я х , е г о ги м н а - з и с т с к а я т у ж у р к а « св и с ал а » с п е р и л . А н а б у н и н с к о й ф у р а ж к е с и д е л а к а к а я -т о п т и ч к а и , р а з и н у в р о з о в ую п а сть , н а д с а д н о к р и ч а л а . Я з а г л я н у л з а б е с е д к у — т ам , в к у с т а х , н а п о в а л е н н о м д е р е в е к р а с н о р о ж и й м а лы й в з в о л н ов ан н о о бн им ал ч ью -т о с п и н у в б е л о й м а й к е , и н а э т о й с п и н е бы л о н а п и с а н о «У ез!» И т о г д а я сп р о с и л с ебя : а ч то ты х о т е л у в и д е т ь ? Р о т у п о ч е т н о г о к а р а у л а ? П и о н е р о в с п р и л и п ш и м и к г у б ам г о р н ам и ? Д р у ж и н н и к а с к р а с н о й п о в я зк о й ? В с е бы л о п р а в ил ьн о : Б у н и н о ч ен ь л ю б и л ж и з н ь и ж е н щ и н д о с ам о й с т а р о с т и , н у а з д е с ь , в Е л ь ц е , он бы л и в ов с е ю ны м , у к о т о р о г о и п е р в ы й б а л , и «р о к о в а я » лю б ов ь бы л и в п е р е д и . Н а м о й все т о т ж е з а к о вы р и с ты й в оп р о с о х о т н о о т в еч ал а с т а р уш к а . Она п о п р а в и л а п а н а м к у н а к а р а п у з е , и м евш ем с х о д с т в о с о д у в а н ч и к о м , и у л ы б н у л а с ь б е з з у бы м ртом ; — Д а т у т о н и в с е , п о ч и т а й , п о т а е н н ы е , а л л е и - т о . . . А ещ е Е л ец — э т о с л о б о д к и , г д е п р и т а и л а с ь ещ е т а , п р ош л а я , ж и з н ь , г д е у м ею т кр ести ть л о б , п о дн им а т ь в н у к о в , д е р ж а т ь ж и в н о с т ь , с к о ро м и ри т ь ся с с о с е д ом и в ста вать с п е т у х а м и , а н е п о б у д и л ь н и к а м . У л о ч к и з д е с ь и в ов с е з а р о с л и к у с т а м и и д е р е в ь я м и , и з - з а к о т о р ы х п о м а х и в а ю т х в о с т а м и с о в с ем н е злы е с о б а к и . В от Ч е р н а я с л о б о д а . О на в с е в р ем я и г р а е т с т о б о й в п р я т к и : т о п о м аш е т и з з е л е н и с в о и х х о л м о в к р а сн ы м и л о с к у т а м и к р ы ш , то п о д м и г н е т н а с о л н ц е о к о н ц а м и , т о з а г о р о д и т с я с т а р и н н ой к и р п и ч н о й кл а дк ой п о л у р а з р у ш е н н о й ц е р к в уш к и . О дн а и з н и х , С ер ги е в а , с т о и т н а б е р е г у Е л ь н и к а , м а л е н ь к о й р е ч о н к и , г д е п ац ан б е з н а д еж н о п ом а х и в а е т у д о ч к о й , а с о л о в ей в к у с т а х д о б и в а е т с я п р и зн а т е л ь н о с т и . . . .В о т т а к я н е о д и н ч а с б р о д и л п о г о р о д у . С л уш а л , д у м а л , в с п о м и н а л . . . И з а в и д о в а л е л ь ч а н ам , к о т о ры е и с к р ен н е и п р е д а н н о лю б я т с в о й г о р о д , н е з а м е ч а я д а ж е , к а к д ы х а н и е м и н у в ш и х с т о л е т и й с о гр е в а ет и х , п о м о г а е т в к а ж д о д н е в н ы х т р у д а х и з а б о т а х . С ч а с т л и вы е ч а с о в н е н а б л ю д а ю т . . . А л е к с а н д р КОСЯКИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz