Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

I? Я ПОМНЮ го л о с т в о й . . . II 1 июня 1996 г. трехрядка + ТУ? № 102 (1166) * Штрихи П р и д и т е и сл у ш а й т е . . . Концерт и «ЗАМИНКИ» БЫВАЮТ ПРИЯТНЫМИ... Отчетный концерт учащихся Усманской музыкаль ­ ной школы впервые прошел в районном Доме культу ­ ры. « В течение часа звучала музыка на самых разнооб­ разных инструментах. Удались выступления младшего и старшего хоров. И слушатели, аплодируя, ладоней не жалели. По ходу отчетного концерта была лишь одна «за- минка», когда глава администрации Н. Жули 1 ^ в вру­ чал памятный подарок и диплом, завоеванный Христи ­ ной Голощаповой на областном конкурсе юных испол­ нителей на духовых инструментах. Юрий ШАЙДУЛИН. Распорядитель Константин КЛЮТКИН «я помню голос твой и ласковый , и нежный ...» , то торжествующий, то томительно-щемящий, неуло ­ вимо меняющийся, но всегда ясный , прозрачный и чистый. Да, этот голос хорошо помнится всем, кто услышал его хотя бы раз , — хрустальный , звеня ­ щий тембр солистки нашей филармонии Марины Ов­ сянниковой , недавно удостоенной почетного звания заслуженной артистки Российской Федерации. «Любой творческий человек — область закрытая», — так считает певица, будучи действительно чело ­ веком «закрытым» — от посторонних, случайных взглядов. А что, если попытаться посмотреть на нее иначе — пристально, заинтересованно? Голос — это, наверное, единственный из музы ­ кальных «инструментов», владение которым дается человеку сразу, почти с рождения . Все певцы и пе­ вицы начинают петь, будучи совсем юными, и вос­ принимают пение столь ж е естественно, к ак и спо ­ собность дыш ать . Колоратурное сопрано Марины Петровны , голос высокий , гибкий и пластичный, такж е зазвучало очень рано. Ее родители — не музыканты , но были людьми образованными и очень музыкальными : оба пели, отец играл на мандолине, мать — на гитаре. Марина Петровна хорошо помнит совместное музицирование по праздникам , когда звучали и русские народные, и украинские песни, и баллады , и классическая му ­ зыка . Постоянная внутренняя потребность петь, про ­ будившаяся в детстве, — ее единственная страсть. Она пела дома, затем в различных хорах: под управ ­ лением В. Загвоздкина, В. Ж иглова . Но сделать ис ­ кусство своей профессией Марина Петровна реши ­ лась не сразу. Будущая ааслуж^цная, артиртка России закрцчн - ; л а сначала Липецкое медучилище и лиш ь затем пос ­ тигла секреты вокала в музыкальном училище и ин ­ ституте искусств Воронежа. А потом Марина Пет ­ ровна возвращается в Липецк и с 1983 года работает в областной филармонии. «Я люблю работать, и репетиции люблю даже больше, чем концерты . Сольное выступление для меня это стресс, а вот подготовка к нему приносит настоящую радость», — говорит певица. С чем кол ­ леги-музыканты соглашаются, называя среди мно ­ гих достоинств М. Овсянниковой редкое трудолюбие, тщательную, филигранную отработку всех музыкаль ­ ных нюансов и деталей. Репертуар Марины Петров ­ ны обширен, включает произведения разных эпох и стилей: от Россини, Доницетти, Верди, Массне, Пуч ­ чини до вокальных миниатюр и отрывков из боль ­ ш их произведений Прокофьева, Петрова, Шапори ­ на, Василенко, не говоря уже об обработках наро ­ дных песен и романсах. Именно романсы Глинки , Чайковского и Р ахм а ­ нинова в исполнении певицы наиболее впечатляют. К ак а я неподдельная, но светлая грусть сквозит в праздничном , трепещущем на высоких нотах голо ­ се, какое глубокое постижение русской души и к а ­ кое мастерство! «Мне нравится то, что я хорошо сде ­ лала , во что я «вошла». Начинаешь знакомиться, осваивать новое произведение, сначала — просто напеваешь, затем — что-то в нем начинает прояс ­ н яться , а там — пробуждается фантазия , которая дорисовывает все остальное. И этот процесс бесконе ­ чен. И бесконечно увлекателен*. И зысканная камерность и аристократичность Ма ­ рины Петровны настраивают и слушателей на высо ­ кий «штиль» , заставляют вслушиваться в каждое слово, улавливать тончайший музыкальный оттенок. Но ведь надо еще и уметь вслушиваться. Поэтому певице особенно дорого ее участие в международном фестивале «Рождественские встречи в Северной Паль ­ мире» (Санкт-Петербург, 1993 год). Как раз там она встретила такого слуш ателя, взыскательного и ум ­ ного, и там ей представилась возможность, «оставив жесты , работать с самим звуком , выраж ая все эмо ­ ции посредством голоса», и завоевывать аудиторию только интонациями и красками . На традиционный вопрос о планах на будущее Ма­ рина Петровна Овсянникова ответила коротко: «При ­ ходите и услышите...» «.. .Ж ить надо незаметно — это дает человеку боль-* ше свободы, больше возможностей заниматься сво ­ им делом. Я считаю, что человек столько стоит, сколь ­ ко он сможет сделать в выбранной им раз и навсегда профессии». _ Жанна БАРЫШНИКОВА. Фото Алексея ЩУРОВА. Когда зачитанная до дыр, захватанная до последнего объявления газета обижен­ ным комочком уляжется воз­ ле веника, когда отойдет ко сну солирующ ая Уинтни Хьюстон, когда угомонятся даже неугомонные Сиси, Круз, Джинна, а Чак Норрис подует наконец на свой рас­ пухший кулак, сделает при ­ мочки и тоже отправится спать, — вот тогда мы и спро­ сим себя, любимых: а что же, чего-нибудь своего в наших лопухах мы уже никогда и не усльппим? И, завернув ухо от бубнящего где-то в ночи из транзистора «Зеогрюпз», зевнем напоследок: хоть бы Киркоров к нам приехал , што ли ... Увы, всеэсэвговский лю­ бимец может явиться только во сне, да и то к утру побли­ же, когда и смотреть-то уже не к ч ем у .. . Х о т я . . . Как знать, может быть, где-то там, зарывшись в подушках, грезит о сельской заплеван­ ной сцене какая-нибудь на ­ родная артистка, а, продрав глаза, кричит своему импрес­ сарио: «Прошка, одеваться! В Колыбелку едем!..» А что, показало же недавно телеви­ дение эти всхлипы «всена­ родной» постаревшей эстрад­ ной звезды, которой не дают, видите ли, концертных пло­ щадок, а так хочется петь для народа... Ах, милая, горю твоему помочь можно. Сбрось с ко лен облажневшую моську поезжай на Павелецкий во кзал, а оттуда до нас — ру кой подать. Парод созрел народ ждет, народ побрит поодеколонен и не пожалеет своих мозолистых ладоней на бурные аплодисменты. По нет, визит в глубинку не предвидится — не те сборы, да и удобства в гостинице — во дворе, что как-то, знаете, непривычно и даже унизи ­ тельно... И все же раньше всяких- разных мастеров сцены глу­ бинка видела чаще. Правда, и тогда «подавали» они себя, будучи хорошо осведомлен­ ными о том, где на самом делцжнзць культурная, а где — так себе, на троечку с ма­ леньким плюсом. Однажды какая-то эстрадно-цирковая труппа снизошла до уездно­ го городка и целую неделю прожила в провинциальной гостинице. Наша редакция находилась с ней по соседст­ ву, и каждое утро мы наблю­ дали одну и ту же картину. Маленькая изящная артист­ ка (возможно, укротительни­ ца болонок) выгуливала на нашем газоне свою собачку. И когда та грациозно подни­ мала заднюю лапку напротив окна редакторского кабине­ та , притворно грозила ей пальчиком: «Ну, как тебе не стыдно, здесь же интеллиген­ тные люди работают, где же твоя культура...» И сегодня, когда речь заходит о культу ­ ре исполнителей, культуре «выездной» и «привнесен ­ ной», я вспоминаю именно эту картинку: дама в шляп ­ ке и собачка с поднятой лап ­ кой. Так похожие друг на друга... Но и эти набеги на ма­ ленькие российские города артистов средней руки пре­ кратились . От провинции отказались даже вечные ви­ зитеры — цыганские ВИА и гипнотизеры. Странное дело, но в Усмани, например, лег ­ че теперь встретить иностран­ ного артиста, чем своего, до­ морощенного. Прошлогодние гастроли фольклорного ан ­ самбля из США взбудоражи­ ли полудремотную жизнь райцентра — американцы от­ работали несколько концер­ тов честно, полив собствен- искусств, ни даже лилипу ­ тов. И потому мы все обрече­ ны на комнатные тапочки у телевизора. Гастроли же ка ­ кой-нибудь звезды (как пра ­ вило, сгоревшей) хоть и вос­ принимаются многими как возвращение блудного сына (дочери) — ведь каждый вто­ рой вышел из наших лебеды да крапивы , — способны лиш ь на к р а т к о е вр ем я взвихрить провинциальные праздник животноводов (где еще можно было совместить массовую читку докладов с выпивкой на халяву?) доду­ мались однажды рассадить участников по разным лав ­ кам. Передовиков— за крас­ ные столы, отстающих — за черные. Представляете — сидит за покрытым траурной скатертью столом директор совхоза со своей делегацией, сжимает в кулаке стакан, и этому Митрошке, готовый пить, есть и играть до ломо­ ты в коленях. Есть, есть маленький та ­ кой гвоздик в стуле, который не дает сидеть спокойно, а заставляет деревенского че­ ловека разного пола и возрас­ та собираться на спевки в клуб, а то и на дом к кому- нибудь, а еще — раздеваться на «Проводы зимы» — пря ­ мо на снегу до трусов — и лезть, сверкая крепкими пят­ ками, на столб за полудо- хлым петухом в клетке. А потом — колотить под всхли­ пы гармошки каблуками об пол, орлом поглядывая на толпу зевак. Все это значит, что пришло время и душа праздника просит. Ведь не • Письма о провинциальной культуре 1 . «АЧЕГОИ-ТОКИРКОРОВ ИЛЕОНТЬЕВКНАМНЕЕДУТ?» Александр КОРЯКИН ным потом усманскую зем ­ лю, и укатили к себе в штат Миссури. В Задонске ситуация по­ хож ая , только еще хуже. Филипп Киркоров запросто оправдается перед местными «фанами»: у вас же, ребята, целый год ДК был на ремон­ те, где ж развернуться мне и моей фонограмме? Да и что вообще считать провинцией? Для московско­ го бомонда всякий областной город — уже непролазная глубинка, и выезд туда зна ­ менитости приравнивается к подвигу, подвижничеству, о которых уже можно будет рассказывать внукам. И про­ винциал это хорошо понима­ ет. В Хлевном, например, еле-еле удержались от того, чтобы не назвать одну из улиц именем посетившего местный ДК на заре своей карьеры Г. Хазанова. В Ус­ мани до сих пор живет такой парень , который не моет руку, пожатую однажды В. Малежиком. А гостям Задо- щска.пцказывают здавие.уч^- ^ лища культуры, где проти­ рал штаны Гарик Сукачев! А сколько хлопот достав­ ляют хозяевам гости дорогие (воистину так) во время сво­ их гастролей! Капризно роня­ ют на пол микрофон, кото­ рый стоит миллионы. Требу­ ют к себе в номера отцов го­ рода — «Пусть сами попро­ сят выйти на ихнюю сце ­ ну ...» Об этих невидимых миру слезах рассказал мне человек, довольно близкий к областной сцене, которому не верить не могу. А еще о том, например, как дули всеми на оцарапанный пальчик извес­ тного и подающего надежды молокососа-певца — лишь бы не сорвал гастроли... А что прикажете делать? Гнать таких в шею? Но они защищены контрактом и кас­ совым сбором. Читать лек ­ ции по этике? Но тогда на­ чинать придется с букваря... Нет, это как в геометрии: дано... Что же до российской глубинки, то от столицы ей ждать каких-нибудь куль ­ турных инъекций не прихо­ дится: не пришлет больше ни «народников», ни мастеров будни. После чего жизнь вой­ дет в свои культурные бере­ га и потечет обычным поряд­ ком. А обычным — это как? И .что она такое — куль ­ тура провинции? При беглом взгляде на вещи она у нас выходит ка ­ кая-то песенно-танцеваль ­ ная. По количеству гармо­ шек, агитбригад и расшитых сарафанов и судят часто о со­ стоянии дел в этой, с позво­ ления сказать, отрасли чело­ веческой жизнедеятельности. Ну, и, разумеется, по числу проведенных мероприятий. Повелось это издавна. Со вре­ мен пролеткульта (остроум­ ные современники характе ­ ризовали это время как «про­ лет мимо культуры») и по­ сиделок в избах-читальнях в массовом сознании эта самая культура ассоциировалась с... соответствующим отде­ лом в органе местной влас­ ти. Собственно, этот отдел всегда обслуживал админис­ трацию (рацьше партийную, советскую»,Д'ецед|,дрда5р мивистрацию»), и она высту­ пала основным заказчиком и контролером мероприятий. По требованию сверху пыта­ лись «дойти до каждого», но прежде всего доходили до «первого», «второго» и про­ чи х н ом ен к л а ту рщ и к о в . Вспомните все эти «роднико­ вые» свадьбы с партийным прибабахом и подкрашенной водкой в самоваре, показа ­ тельные сенокосы, праздни­ ки «первой борозды», полу­ пьяные «огоньки» с прито­ пом, прихлопом, приплясом и с холодными, как резино­ вая подошва, обещепитовски- ми котлетами (это для артис­ тов) вприкуску. Может быть, подобные шоу и отогревали задубевшую душу чиновни­ ка, но только народ вооду­ шевляли слабо. Сколько де­ ловых семинаров отработано культпросветчиками, когда, под звон стаканов, полутрез­ вый гомон и шкрябание ло­ жек по тарелкам, пели — ста­ рались местные сударушки, а обожравшиеся хозяева ко­ выряли в зубах вилками и орали: «Лаванду» давай!» В одном из районов области на кажется ему, что это он на собственных поминках... Ра ­ зумеется, всякий раз «галоч­ ку» в отчете вместе с секре­ тарем райкома ставил и зав. отделом культуры, хотя все эти увеселительные меропри­ ятия, оплаченные, кстати, за счет налогоплательщика, к культуре отношения не име­ ли. Съехавшая на обочину культурной, как ее понима­ ют обычно, жизни, деревня давно перешла на самообслу­ живание . И, может быть, прежде всего именно — в сфере развлечений. Ни на кого не надеясь, замордован­ ная работой, праздники она устраивает себе сама. Но не когда вздумается — когда время придет. Свадьба, крес­ тины , сватовство, выборы кого угодно и куда угодно — уже случай снять с гвоздя трехрядку и вытащить из шифоньера новую шаль. Бы ­ вают поводы, которые город­ ским непонятны будут вовсе. «На печенку к Митрошке!» — хвастливо объявит гармо­ нист встречному и завалит к "Ри’еова/г'Атндрей ИСУПОВ. век же ходить в фуфайке, клянчить зарплату у предсе­ дателя и пить тайком от уп­ равляющего — есть, есть у крестьянина и костюмчик «для повода», и новая шап ­ ка набекрень, и деньжата н айду тся , а уж ж ел ани е «гульнуть» и сноровка оты­ щутся еще раньше. Вот тут-то и встревал на ­ ходящийся на казенном до­ вольствии культработник. Он норовил шагать в ногу с этой самой жизнью — точно так, как стриженый новобранец пытается попасть в такт стро­ евого шага, заглядываясь на правофланговых, оступаясь и получая от них затрещины. И гудели на зеленых лугах игривые сенокосы с ведущи­ ми, забывающими текст. Де­ монстрировались «посидел­ ки» за сломанными прялка ­ ми. Выдавались показатель­ ные свадьбы с конспиратив­ ной выпивкой, зато — с по­ даренным «молодым» (как самым главным статистам) бычком от щедрот колхоз ­ ных. Время выпестовало це­ лую генерацию дипломиро­ ванных массовиков-за- тейников, умевших по­ казать «в лицах* «Це­ лину» писателя Бреж ­ нева, продемонстриро­ вать единство и преем­ ственность , поднять дух и привесы. Эта мас­ сов ая поп -гоп -стоп - культура была корен­ ником в тройке с поли- тсамообразованием и агитацией, а правила этой птицей-тройкой партийная идеология — лихо и прямиком... к миражам. Разумеет­ ся, меньше всего како ­ го-либо упрека в тех скачках заслуживали культпросветработни ­ ки (кучер знает, куда править...), они честно исполняли свой долг, получая за это, между прочим, гроши (помни­ те знаменитые заголов­ ки тех лет: «Три коп ­ ейки на культуру»?) Но вот пришли но­ вые задиристые нарко ­ мы и рубанули,словно ш аш кой по тонкой шее: «Это што за дрянь вы тут до сих пор чи ­ тали? Зачем лаптем щи хлебаете? Почему топ­ четесь на месте, а не рысите, задрав штаны, за цивилизованным За ­ падом?» И вздрогнула привычная к послуша­ нию глубинка. И шаг ­ нули на пыльную сель­ скую сцену конкурсы красоты «Мисс Гнилу- ша*. Закрутили само­ дельную, из тележного колеса, рулетку «знато­ ки» из Крысиных Дво­ риков. Местных само- дельщиков из ВИА, умевших переключать­ ся с «Битлов» на «Ма- таню» , сменили н а ­ шпигованные компь ­ ютерной музыкой ин ­ струменты. Сельские киномеханики демон­ стрируют теперь з а ­ тяжной голливудский поцелуй, плавно пере­ ходящий в скулодроби­ тельный удар на фоне обязательного огня все­ пожирающего. Моло­ дежь еще больше отда­ лилась от стариков , старики, поглядев-по- нюхав все это, плюну­ ли и . . . полюбили «мыльны е о п е ры » . Глубинка'сяовйб кгаля ждать чего-то. И при­ шло время духовных фантиков и жвачки . Время развлечений. На фоне неплатежей и оче­ редных выборов. Те ­ перь порезанные крес­ ла после киносеанса в клубе и мусор на полу уже кажутся семечка­ ми. На фоне сплошно­ го всеобъемлющ его мата, на который пере­ шло подросшее и под­ растающее поколение. Но я, кажется, сгус­ тил краски. Конечно, наряду с отдельными недостатками в виде поголовного духовного обнищания масс есть и положительные приме­ ры. Есть — есть! Вот, например, не­ давно в области прошла «Студенческая весна». П р е к р а с н а я идея . Взыскательный смотр рядов и дотошный по­ иск наших же талан ­ тов. Но об этом мы по­ говорим в следующем письме. * Московские впечатления < 4 ВИЗИТ» НАФОНЕ«АНГЕЛА» И«НИНЫ» Итак, и з Москвы возвратился Л и п е ц к и й а к а д е м и ч е с к и й театр д р ам ы имени Л .Н . Толстого, пока ­ завш ий на / / М еж дународном теат­ ральном фестивале имени А.П . Че­ хова спектакль «Визит к больному палаты № 16» по пьесе М . и И. Х у ­ циевых . В «ЛГ» об этом событии уже рассказал художественный р у ­ ководитель нашего театра В лади ­ м ир Пахомов. Но наш корре спон ­ дент сегодня предлагает несколь ­ ко иной ра курс —спектакль липчан в контексте того, что ем у еще д о ­ велось увидеть и узнать за эти н е ­ сколько м ай ских д н е й в столице. Межд у народный чеховский фестиваль —грандиозное начинание, особенно на фоне нынешней (столич­ ной и нестоличной) отечественной к у льт у ры. С марта по июль кажд у ю неделю в рамках его приезжают по два-три коллектива, признанных л у ч­ шими в своих городах и странах. Это и ряд российских трупп, и театры прак­ тически всех республик бывшего СССР, и многих стран Европы; быва­ ют акт^ы даже и из Америки, в том числе Южной. Представьте, к приме­ ру, чего стоит пригласить на фести­ валь труппу из аргентинской Кордовы, чтобыудовлетворить интерес к ее вер­ сии "Дяди Вани», адаптированной к местным реалиям! Естественно, и ре­ жиссеры выбраны наиизвестнейшие: П. Штайн, П. Брук, Э. Някрошюс, П. Лебл, Н. Чарнок, Р. Стуруа... Но, насколько я понял, далеко не все фестивальные спектакли вызыва­ ют ажиотаж, хотя почти каждый из них играется всего один-два раза, и со­ брать в Москве на такие нечастые гас­ трольные показы одну-две тысячи мос­ ковских театралов вроде бы не про­ блема. Но искусство драматической сцены любимо сейчас не столь широ­ ким кругом людей, чем раньше. В него входят профессионалы (от режиссеров до критиков), немногие зрители, со­ храняющие верность театру вообще и какому-то конкретному коллективу в частности. Досадно, что чеховский фестиваль порой явно подводит такая «мелочь», как реклама. Если не знать заранее, можно с тем или иным спектаклем за­ просто «пролететь». В сводной афише «Театральная Москва» фестиваль по­ чему-то не фигурирует, ежедневные газеты его текущие анонсы не публи­ куют. Если же реклама есть, то она не обходится без ляпсусов. Многостра­ ничный, с прекрасной полиграфией ежемесячник «Разгуляй» (издание со­ лидного театрального журнала «Мос­ ковский наблюдатель») мало того, что спутал дату показа липецкого спектак­ ля и не назвал авторов пьесы, но еще и проиллюстрировал сообщение фо­ тографией, никакого отношения к «Ви- — т зиту к больному» не имеющей. «Раз- гуляевцы», похоже, купились на белый врачебный халат одного из актеров, запечатленных на снимке. Помимо «Визита к больному», мне удалось посмотреть на фестивале лишь еще одну работу—«Прости меня, мой ангел белоснежный» Воронежско­ го академического театра драмы име­ ни А.В. Кольцова в постановке его главного режиссера Анатолия Ивано­ ва. Любопытно было узнать, как и чем живет самая солидная труппа сосед­ ней с нащей области. Живет она, судя по «Ангелу», хорощо. Обратившись к ранней чеховской пьесе «Безотцовщи­ на» (когда-то Н. Михалков экранизи­ ровал ее под названием «Неокончен­ ная пьеса для механического пиани­ но»), А. Иванов создал, я бы сказал, многокрасочное зрелище с использо­ ванием различных компонентов искус­ ства. Тут —и что-то от цирка (эдакие подчеркнутые антре-знакомства с пер­ сонажами; причем, мужчины одеты в подобие униформы — одинакового покроя «тройки»; да и «богатая» деко­ рация из металла напоминает цирко­ вой шатер); и часто повторяющийся опереточный чардаш, знак внешней веселости, легкомыслия героев. Режиссер точно обозначил пере­ ход комедии вжестокуюдраму. Основ­ ной герой, Платонов, предстает шут­ ливо-беспардонным «провокатором», в итоге смертельно изнемогающим под тяжестью собственных шуток, претен­ зий и отношений с женщинами. Но вот что странно: в слаженном исполни­ тельском ансамбле я не заметил яв­ ных «солистов», артистов, что называ­ ется, на одну роль, сыгранную хоть чуть-чуть бенефисно. Да, все в меру нервны, все проявляют себя абсолют­ но «непровинциалами». Однако на сце­ не есть перекос немножечко в сторо­ ну текста в ущерб характерам. А, до­ пустим, сыграть Платонова с не мень­ шим успехом, по-моему, смогли бы еще минимум два актера, занятые в «Ангеле» в других ролях. На с л е д у ю щ и й в е ч е р — уже не фестивальный —открыто коммерчес­ кий проект. Ленком, находившийся на гастролях в Риге, предоставил свою сцену Елене Шаниной, Сергею Нико­ ненко и Олегу Фомину (он же — пос­ тановщик спектакля) в комеДии фран­ цуза А. Руссена «Нина» под патрона­ жем продюс^ской компании Анатолия Воропаева. Тут публика стала свиде­ телем настоящего тройного бенефи­ са, театрального шоу, «хорошо сделан­ ной пьесы» на неувядаемую тему лю­ бовного треугольника (уточню—тема эта мило пародируется). Комедия поставлена и сыграна безупречно — смешно, в отличном ритме, с каскадом остроумных нахо­ док известных артистов. «Нина» —те­ атр в чистом виде. Театр как таковой. Театр игры, лицедейства, к мало-маль­ ски духовным проблемам не имеющий никакого отношения, сугубо развлека­ ющий, условный, «понарошку». (Надо ли подчеркивать, что в том же «Анге­ ле» есть серьезно-эмоциональные ноты, захватывающие зрителей?). Но при всем при том «Нина» могла бы иметь отношение и к Липецку по причине ее гастрольно-коммерческой ориентации. Липчане, наравне со зрителями других городов, где наме­ чают прокатывать комедию, с удоволь­ ствием, думаю, посмотрели бы ее. Сложность — разве что в расчетах с организаторами постановки. Билеты на «Нину» стоили тысяч по 40; за пре­ делами Москвы они наверняка подо­ рожают. Будет ли у нас аншлаг на «Нину», окупятся ли затраты на ее «до­ ставку» в Липецк? На «А н ге ле » и н а «Нине» почти не встречалось знакомых лиц, было со­ всем немного знаменитостей из мира театра и журналистики. Зато «Визит к больному» на Новой сцене МХАТа име­ ни А.П. Чехова уже за полчаса до на­ чала создал ощущение, будто ты на­ ходишься на выездном заседании Ли­ пецких театральных встреч. Большин­ ство из тех, кого мы привыкли видеть у нас в театре в феврале, пришли на спектакль, привели друзей. Пришли, разумеется, и «рядовые» зрители. В интервью «ЛГ» В. Пахомов уже обрисовал, кто был, что и как было на спектакле. Поэтому мне остается лишь немногое дополнить. Во-первых, Марлен Хуциев объявил, что, оказы­ вается, дописал концовку первого акта пьесы, придав ей большую остроту, «интригу». Помешало же Марлену Мартыновичу довести это добавление до липецких артистов, в общем-то, досадное недоразумение. Просто он собирался в начале мая приехать в Липецк, обсудить с театром новый вариант пьесы, но обстоятельства тому не способствовали. Во-вторых, особые комплименты выпали на долю Михаила Никифоро­ вича Соболева, сыгравшего Льва Ни­ колаевича Толстого с такой степенью убедительности, что нашего артиста сравнивали со старейшими мастера­ ми МХАТа, говорили применительно к нему о сохранении традиций «ста­ рой» русской актерской школы. Сам Михаил Никифорович потом признал­ ся мне, что крайне сэлновался перед спектаклем, но сумел взять себя в руки. Исыграл—прекрасно. Это дей­ ствительно, большой артист с его тре­ петным, несмотря на огромный опыт, отношением к творческому экзамену на прославленной сцене. ... А назавтра «Визит к больному» показывали в Мелихово... К он с тан ти н КЛЮ ТКИН . Липецк — Москва. На Снимке — майская картин ­ ка в Мелихово: Андрей Новиков (А.П. Чехов) и Михаил Соболев (Л.Н. Толстой). Фото А л ек с ан д р а КО ЗИНА . 1 * 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz