Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
ш в е й ц а р с к и е р а м к и д л я Р о с с и и ? в Б у д е н н о в с к е р о ж а т ь л е г ч е . 1 июня 1996 г. № 102 (1166) Закон есть закон БРАКИ, КОНЕЧНО, ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ Но В земной Ж ИЗНИ без Семейного кодекса не обойтись. . . На вопросы читателей «Липецкой газеты* отвеча ет старший помощник про- курора области, старший советник юстиции Раиса ГУСЕВА. данского со сто яни я , т .е . если религиозные обряды были совершены на террито рии России до революции 1917 года или в период гражданской войны. Венчание в церкви Медицина - или регистрация в ЗАГСе? М о я дочь ч а ст о гово р и т о т о м , чт о ж е л а ет венч ат ься т о л ь ко в ц е р к в и . Д е й с т в и т е л ь н ы л и цер ковны е б р а ки ? К а к от носит ся новы й С ем ей ны й код е кс к ц е р к о в ны м б р а к а м ? С . Ст уд енова . г. Л и п е ц к . Венчание в церкви — это, действительно, надолго запоминающийся празднич ный, красивый обряд. И только лишь обряд. Право вой силы по новому Семей ному кодексу он не имеет. В п. 2 ст. 1 Семейного ко декса говорится, что «при знается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состо яния*. Но есть в новом кодексе существенная оговорка, со держащаяся в положении заключительного раздела закона. В ней указывается на то, что правовую силу имеют браки, совершенные по религиозным обрядам, в том случае, если это имело место в период Великой Отечественной войны на ок купированных территори я х , входивш их в состав СССР. Религиозные браки так же могут быть приравнены к бракам зарегистрирован ным, если они были совер шены до образования или восстановления советских органов записи актов граж- союзиик новобрачных О б я заны л и ж е н и х и н е в е с т а и н ф о р м и р о в а т ь д р у г д р у г а о с о ст о я н и и своего здоровья? С. Ст р а хов а . г. Л и п е ц к . Непривычно для многих название новой статьи 15 Семейного кодекса — «Ме диц и н ско е обследование лиц, вступающих в брак*. Оно будет проводиться бес платно учреждениями госу дарственной и муниципаль ной системы здравоохране ния по месту их жительства и только с согласия лиц , вступающих в брак. Результаты обследования составляют медицинскую тайну и могут быть сообще ны лицу, с которым вы же лаете заключить брак, толь ко с вашего согласия. Семейный кодекс предо ставляет возможность граж данам, вступившим в брак, защититься от лиц, не со всем порядочных. Это за креплено в п. 3 ст. 15, где говорится: если одно из лиц, вступивших в брак, скрыло от другого лица наличие ве нерического заболевания или ВИЧ-инфекции, послед нее вправе обратиться в суд с требованиями о признании брака недействительным. Законодательство также предусматривает привлече ние к уголовной ответствен ности лица, знавшего о на личии у него ВИЧ-инфекции или венерической болезни и заразившего другое лицо (ст.ст. 115, 115=' УК РФ). Возможны л и браки м еж ду родственниками? в п р ош л о м году был в г о с т я х н а У р а л е у р о дст венни ков . Т а м п о з н а к ом и л с я со своей двоюрод ной сестрой . М ы р еш и л и п о ж е н и т ь с я , о д н а к о все говорят , чт о б р а к и м е ж ду р о д ст в е н н и к ам и з а п р е щ ены . Р а з ъ я с н и т е , к а к и е в н а ст о ящ е е в р е м я у с т а новлены у словия и п о р я д о к з а к л ю ч е н и я б р а к а м е ж д у р о д с т в е н н и к а м и по с е м е й н о м у з а к о н о д а тельству? В . С и ниц и н . В ст. 14 Семейного ко декса РФ от 29.12.95 г. ус тановлен ряд обстоятельств, препятствующих заключе нию брака. Одним из них является наличие близких родственных отношений (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, родители и дети, де душка, бабушка и внуки), полнородные и неполнород ные (имеющие общих отца и мать, братья и сестры). Из этого следует, что браки между родственника ми других, более отдален ных степеней родства до пустимы. Сказанное относится к бракам, заключаемым меж ду двоюродными братьями и сестрами, между теткой и племянником и т.д. Таким образом, в вашем случае ни каких препятствий для за ключения брака нет, если только вы добровольно изъ явите желание на вступле ние в брак и достигли брач- ного возраста._____________ Позвольте задать идиотский вопрос: вы хотели бы иметь очень много денег? Заранее предвижу в ответ покручива ние пальцем у виска — мол, с ума сошла, кто же не хотел бы? С ответом на вопрос «А для чего?* вышла бы, наверное, небольшая заминка, но при всем различии ответов в перечень непременно бы вошли: шикарная КвЯрти)>а,' ЯрЩ^^ижная машина, отдых на Канарах и т.п. Кто спорит, можно только мечтать об идеале фильма «Ширли-мырли*, где в финале вся страна поголовно летит отдыхать на пресловутые Канарские острова. Вот только не надо забывать, что фильм-то гротескный, пародийный... Кто спорит, люди должны быть сыты и одеты, у них должны быть крыша над головой и своевременная медицинская помощь. Кто спорит, нищета народа — позор для государства и его руководства, такое руководство народу не нужно. о бе;------- ----------------------------------- ^----------- Но мы достаточно много и часто говорим Сегодня нам усиленно навязывается стандарт сред- н е ам е р и к а н с к о г о обр а за жизни не только в его чисто внешних атрибутах, но и в его сути: надо все время вер теться, чтобы хорошо зара батывать. И если ты быстро вертишься, если у тебя есть волчий нюх и бульдожья хватка, то ты и жить будешь прилично . Н аверное , это нормально для западного человека. Вот только при дных, давайте же поговорим о богатых... Д У Ш А 9 этом как-то забывается, что Россия — этот непостижимый и загадочный феномен — всегда стояла особняком. Нынче ее усиленно пытаются втис нуть в западные рамки, доказывая, что именно это и требу ется для ее же спасения. Однако с каких пор стала спасени ем утрата собственной сути? Неужели непонятно нынеш ним кормчим, что Россия никогда не могла жить исключи тельно идеалом сытого желудка, что ей всегда требовались, мягко говоря, более высокие цели и ориентиры? * * * Мне все чаще вспоминается моя пятилетней давности командировка в Швейцарию. Нет, не потому, что я тоскую по этой исключительно благополучной и ухоженной стра не. Напротив: я бы и сегодня не хотела жить в этом акку ратном уюте, в этом раю, на который с таким восторгом смотрят многие мои соотечественники. Как не хочу я и того уже отечественного рая, в который меня сегодня зовут рос сийские пропагандисты без оглядной трансформации на ционального образа жизни. Итак, Швейцария. Впол не понятно, что я пользова лась тогда любой возможностью познакомиться с русски ми, хотя бы для того, чтобы переброситься парой фраз на родном языке. Ольга Вернер, русская девушка, вышедшая замуж за швейцарца, прожила к тому времени в Берне уже три года. Муж, очень хорошо зарабатывающий, трехком натная квартира с такой «начинкой», которая нам и не сни лась, машина, ежегодный отдых на самых престижных ку рортах. Я шла в гости, рассчитывая отдохнуть от бесконеч ных интервью на английском и по-русски выведать все то, что мне требуется для статей о Швейцарии. Но надеждам моим сбыться не пришлось. Ольга накинулась на меня с разговорами о Достоевском и Булгакове, о судьбах русской интеллигенции, о Боге и душе. Короче — обо всем том, о чем мы говорим на своих кухнях за сковородкой с картош кой и бутылкой того, что нашлось в доме. С той лишь раз ницей, что у меня на донышке бокала плескался какой-то аперитив («Это очень дорогое вино! Попробуй...*) и встава ла поперек горла сосиска, явно предназначенная мужу, ко торому пришлось (ради гостьи) довольствоваться овощным гарниром. Да, они более чем обеспеченные люди, но здесь принято считать каждый сантим и франк. Да, моим вопросам о Швейцарии места не было -«изго лодавшаяся» Ольга выуживала из меня рассказы о России. Не выдержав, я поинтересовалась, почему она не общается с русскими, которых здесь, извиняюсь, как «собак нереза ных*, тем более, что страну эту можно проехать на элек тричке из конца в конец за четыре часа. Ольга задумывает ся: «Да была тут одна эмигрантка, которая попыталась ор ганизовать у себя «русский салон». Но через несколько ме сяцев все это распалось... Понимаешь, невыгодно это гостям за билет на поезд надо платить, хозяйке — на ка кое-то угощение тратиться». «Да что там, — с воодушевле нием говорю я, — купила сухонького, наделала бутербро ды и салаты, встретились, пообщались». Ольга скептичес ки смотрит на меня и пожимает плечами: «Все равно тра ты ...» И я понимаю, что за разговоры о Достоевском и душе здесь можно заплатить максимум сосиской, скормленной неожиданной гостье. Да и то раз в три года. Хочется, ко- нечно, чего-то высокого, но... денежки счет любят. 4г 4г * Мы как-то забываем о кардинальном различии в отно шении к деньгам в странах, где господствующей религией было протестйнтство, и в Православной России. В той же Швейцарии бережливость (или скупость?) была_ возведена ранг религиозной добродетели. Копите каждый франк! А отелей. Мне хотелось домой. Мне было тошно видеть этих вечно спешащих, озабоченных людей, у которых вместо глйз блёб'^елб 'йо франку.‘Честь и хвала и к — они вкаЙЬгва- ют с утра до ночи, они трудоголики. Но опять вылезает вредная сущность русской интеллигенции в виде ехидного вопроса: «А зачем?» Ну, правда, зачем, если у интеллиген тной и начитанной Ольги я не нахожу в квартире ни одной книги? Что, интересуюсь, есть проблемы? Оказывается, в Швейцарии можно купить на русском практически любую кн и гу (до к а за те л ь ст в о : Ханс Фрай прислал мне из данного на русском Алек сандра Меня, которого у нас тогда было не достать). Объ ясняется это все тем же са мым: покупать книги не выгодно (?!). Так же, как невыгодно ходить в театр или на концерт. Судя по вы сказываниям Ольги, они на зывают это «выбросить на ветер деньги». Ну, как объяснить и до- ПОДВИНЬСЯ - молчи... П о ч е м у м н е н е н уж е н билет в р а й и д а ж е н а К а н а ры ? у нас — «бедность не порок». А у нас даже у преуспеваю щих русских купцов все равно подсознательно жило ощу щение греховности нажитого капитала — потому и тратили на поддержку неизвестных талантов, постройку храмов, на худой конец — просто прокучивали с цыганами за одну ночь. Впрочем, я не о кутилах, я о меценатах. Ведь что интерес но: меценатствовали-то не из-за того, что с них за это нало ги снимали, а — из любви к искусству. Мне довелось встречаться с доктором теологии Хансом Фраем, руководителем организации «Содружество Христи анских конфессий». Помню, как он с грустью говорил: «По нимаете, формально у нас на 95 процентов религиозная стра на — это в смысле отправления религиозного культа. Да, почти все ходят на воскресные службы, венчаются, прохо дят обряд конфирмации. Но на самом деле у вас гораздо больше истинно верующих людей, чем у нас. Увы, у нас народ бездуховный. Больше всего их волнует снижение налогов и увеличение за рплаты. Этим и ограничива ются интересы. Нет, Россия гораздо более верующая страна...». Я не удерживаюсь от крамольного вопроса: «Может, это от того, что мы нищие?». Он пристально смотрит: «Вероятно, вы правы. Не храните своих сокровищ на земле...». Вот так. У нас более 75 лет господствовала атеистическая идеология, и все равно — «Вы более верующая страна». А I впрочем, чему же удивлять ся? В коммунистических идеалах, так же, как и в Пра вославных, всегда был при- ' мат духовного над материальным, всегда осуждалось накоп ительство как самоцель. Мы так воспитаны. Причем не семь юдесятью пятью годами советской власти, а всей историей Православной России, в которой всегда считались «божь ими людьми» странники и юродивые. А сегодня мне пыта ются доказать, что вкалывать надо ради того, чтобы купить очередную шубу или машину, телефон сотовой связи или виллу. Мне скучно в таком «раю», и я не хочу брать в него билет, даже если он достанется недаром. * * * Мне предсказывали: «Возвратясь ОТТУДА в Шереметь ево, ты будешь рыдать от ужаса нашей действительности». Я рыдала. Причем начала дней за пять до возвращения, сидя по вечерам в роскошных номерах своих пятизвездочных Р у сс ки й — это ди агно з . Но нужны л и лекарства от этой высокой болезни? казать , что истинно рус ский культурный человек не может сделать целью своей жизни зарабатывание денег? Прочитайте интервью Гусин ского в «Общей газете», в котором этот магнат СМИ* этот богатейший из нынешних «новых русских» с очевидной тоской говорит: «Я плохой муж и отец. Я практически не вижу свою жену и своих детей». Богатство? Но сами по себе деньги ему уже не интересны. Недаром он приводит такой удивительно точный образ: «Это только на первых порах белка крутит колесо. А потом уже само колесо кру тит белку, не давая ей остановиться. Если она это сделает — ей переломает лапы*. Вы хотите такой жизни? Я — нет. * * * Но ведь что самое парадоксальное: они ТАМ тоже не слишком этой своей жизнью довольны. Иначе чем объяс нить, что в странах Скандинавии, где самый высокий уро вень жизни, самый же высокий уровень самоубийств. Им- то что уходить из жизни, когда есть все? Но в том и беда, что это «все» включает в себя исключительно материаль ные ценности, а тут, как ни суди, — не хлебом единым... Ну, еще одна машина, ну, квартира, в которой на две ком наты больше. Скучно, братцы. В Цюрихе довелось мне быть в одной фирме. Вдруг — полнейшая неожиданность: «Вас к телефону». С трепетом беру трубку (на английском, да еще по телефону!). И вдруг с облегчением слышу ломаную русскую речь. Это оказался балетмейстер, который три года стажировался в Кировс- ком театре в Ленинграде. Случайно узнав, что здесь русская журналистка, он не мог не позвонить. В тече ние минут тридцати он объ яснялся в любви к России. Он взахлеб доказывал мне, что другой такой страны нет, что он не может забыть эти три года, что он сделает все для того, чтобы поехать еще раз. «Какие у вас люди, как я им благодарен!» — вопил он. Ну еще бы! Небось, снятся ему наши застолья с гитарой, наши ломящиеся от снеди столы (плевать, что хозяйка на кухне уже костьми легла, что холодильник пуст и завтра жрать будет нечего, — сегодня гуляем!), снятся наши разговоры по душам за полночь. Наверняка думалось — вот так бы и жить... Тоскует, капиталист, в своей Швейцарии. * * * И я тоже тоскую. Тоскую от того, что сегодня нам твер дят: зарабатывай везде, где можно, и всегда, когда можно. Впрочем, когда нельзя — тоже зарабатывай. Зарабатывай, чтобы сменить марку джинсов и машины, район города и гражданство. Душа, подвинься и молчи — на тебя новые джинсы не натянешь. Недавно один «новый русский», презрительно глядя на меня, заявил: «Ты не живешь, ты существуешь!» Цирк — оказалось, что это он меня жалеет. Поскольку у меня нет иномарки и я не летаю отдыхать на эти самые Канары. Ну, не хочу!!! Не верит... Перед отъездом из Берна я сказала Ольге: «Вот вер нусь, соберу друзей, буду рассказывать о поездке, возьмем гитару...» И вдруг услышала в ответ от этой европеизиро ванной женщины, ни в чем не нуждающейся и разъезжаю щей по самым престижным курортам, тоскливое: «Боже, как я тебе завидую!» Даже смешно стало — это живя-то в Берне... Я спросила: «Почему ты ни разу не поехала в от пуск на Родину?» — «Один раз я уже пережила отъезд. Уехать второй раз из России я уже не смогу». Русский — это диагноз. И никакими европейскими ле карствами эту болезнь души не излечить. А самое главное — и не надо. Рисовал В. ШИЛОВ Елена БРЕЩ1С, обозреватель «ЛГ*. Подождем до XXI века? СХВАТКИ В АРЕСТАНТСКОМ ДОМЕ Красть грешно. Красть у больных — беспредел. Тем не менее в Усмани под плач о нищете бюджетной сферы, в частности здравоохранения, тащили из районной болЬ' ницы кто сколько мог. Предварительное следствие на звало сумму похищенного — она приближается к мил лиарду рублей. На этом фоне совершенно по-особому вы глядит усмавский долгострой — возведение (простите за высокий штиль) акушерского корпуса, заложенного еще в 1986 году. О ситуации вокруг этой «бородатой* строй ки рассказывает наш нештатный автор. — Я, признаться, иногда мечтаю: вот если бы мужики рожали... Особенно те, от которых зависит решение на ших проблем... С Ларисой Саид-Мурадовной Захаровой, заведующей родильным отделением Усманского медобъединения, мы беседуем в ее рабочем кабинете в здании по улице Энгель са, 145. Эта красно-кирпичная постройка 1912 года пер воначально предназначалась для ... арестантского дома. С 1913 года здание было отдано для нужд местного здраво охранения. Условия пребывания родильного отделения в приспо собленном, а теперь аварийном здании не вписываются ни в какие санитарные нормы. Районный центр Госсгш-, эпиднадзора время от времени, дабы в случае чего не ока заться крайним, издает постановления о прекращении фун кционирования отделения. Однако никто родильное отде ление переводить никуда не спешит. О здешних условиях можно судить хотя бы по актам проверок. К примеру, в январе сего года работники санитарной службы указыва ли, что в послеродовой палате температура воздуха всего 10 градусов по Цельсию... На дворе — весна. Недавно все человечество отметило юбилей полета человека в космос. Между прочим, рус ского. А в Усмани на первом этаже три молодые женщи ны, только ставшие мамами, ежатся под шерстяными оде ялами на ржавых кроватях. Я смотрел на эту убогую об становку и мне казалось, что я не в родильном доме, а в той арестантской, под которую первоначально и отводи лось здание. — Вот в таких условиях и вынуждены находиться наши роженицы. — Заведующая отделением указывает на сто ящий прямо в палате умывальник — приспособление из жести для воды и разбитой раковины. — Такие умываль ники давно сняты с производства, и место им где-нибудь в музее. Впрочем, в палатах, коридорах, подсобных помещени ях я видел многое из того, чему место среди музейных экспонатов. Полувековой давности кровати, покрытые ржавчиной. Единственная ванна, так тщательно вытер тая старательными санитарками, что на ней не осталось и следа от эмалированного покрытия. Кушетки, детские кро ватки дышат на ладан. Кровать для родов сломана. Здесь все шокирует и подавляет. В подсобном помеще нии на потолке гнилыми досками зияет заплата от битой штукатурки. Всюду полиэтиленовые мешки с грязным бельем. Но, с точки зрения специалиста, проблемы этого медучреждения выглядят куда острее. Во-первых, отде ление находится в приспособленном аварийном здании и поэтому согласно санитарным нормам здесь дважды в год не проводят дезинфекции. Нет служебного выхода, и при ем рожениц, посетителей, выписка матери и ребенка, до ставка медикаментов, белья — все идет в одни двери. Нет р^)рд^валки, душа, и^медперсоналу очень сложно подгото- ' виться к работе. Мно(’'й4 палкй ) из-Зк’&'ййкбй температу ры используются не по назначению. Рассчитанное на од новременный прием 25 рожениц, отделение способно «взять» около 20 человек в месяц. Окажется вдруг боль ше — это будет уже ЧП. Из-за отсутствия операционной «трудных» рожениц отправляют на «скорой» в Липецк. — Только благодаря напряженному труду медперсо нала поддерживается санитарный порядок и удается из бежать ЧП в работе, — говорит Л. Захарова. — Не остав ляет нас без внимания наш куратор — главный гинеко лог области О.А. Смоликова, делая все, что в ее силах. Но нужны, конечно же, кардинальные меры, то есть ввод в строй нового акушерского корпуса. Постановление главы администрации области обязы вало сдать объект в 1995 году. Прошел первый квартал 1996-го. Но никто не спешит рапортовать о сдаче. Более того, с 16 апреля ОСП-4 АО «Промстрой», подрядившее ся довести объект, из-за хронического нефинансирования приостановило работы. На сегодня заказчик, «Чернобыль- строй», должен промстроевцам 700 миллионов рублей. А чтобы сдать корпус под ключ, требуется еще 2,5 милли арда. Район, который когда-то (в 1986 году) по собственной инициативе наскреб по хозяйствам и предприятиям око ло двух миллионов рублей и развернул стройку, теперь захлебнулся в инфляционной волне. Денег таких просто нет. Областной бюджет, хоть и побогаче, но и он на такую сумму вряд ли раскошелится. Так где же выход? Ведь если не сдать нового родиль ного помещения — его, как это было и прежде, растащат, разукомплектуют, разберут, разломают по кирпичику. Видишь всю эту безнадегу, и лезут в голову очень стран ные мысли: неужели для того, чтобы найти средства и что-то построить для нужд медицины, надо сначала под вергнуть объект... обстрелу, как это было в Буденновске? Там после налета дудаевцев в рекордные сроки был от строен родильный дом. ...В коридоре рядом с укутанными на зиму трубами (чтоб не поморозить!) на доске объявлений я прочитал та кие строчки: Человек рождается на свете. От беды заботливо храним. За него все взрослые в ответе, С первых дней склоняются над ним. Хорошие стихи, не правда ли? Только я никак не пой му, какому веку этот поэт принадлежит? Наверное, двад цать первому... Владимир МАКСИМЮК. риска ЛЕК АРСТВО о т СК ВЕРНОЙ п о г о д ы Отчего весной у нас вдруг может участиться пульс, за болеть голова, замереть сердце, расстроиться желудок? По чему весной мы к вечеру чаще устаем, а ночью хуже спим? Да, конечно, каждый знает, за зиму наши силы истощи лись. Но не каждый догадывается, что скверная погода — не просто неприятность, а фактор риска. И если к тому же вы переутомились на работе, с кем-то поссорились или вас обидели, непогода только усилит дурное самочувст вие. Наш совет: в ненастные дни особенно четко соблюдай те режим труда и отдыха, старайтесь выспаться, больше бывать на свежем воздухе. И не забывайте о витаминах. Второй совет: не вслушивайтесь в себя ежеминутно, не преувеличивайте свои недомогания. Если к вечеру «пол зет» давление, попытайтесь раскачать свои регуляторные механизмы: сделайте контрастные ванны для рук и ног. Перед сном примите душ и — в постель. Форточка обяза тельно должна быть открыта. У женщин иногда от «погоды» ломит голову. Подставь те руки под струю горячей воды, потом приложите влаж ные ладони к лицу и шее — вы поможете сосудам "уйти" от спазма. После этого можете пить лекарство, если пона добится.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz