Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
д у ш у р у с с к у ю о д о л е т ь н е у д а л о с ь . . . 1 ИЮНЯ 1996 г. п о г и б л и в м и р н о м н е б е № 102 (1166) I Возвращаясь к напёчатанж Обзор'писем :..у--:г.-^,, , шли БАТАЛЬОНЫ... а Ежегодно, примерно за месяц до праздно вания очередного Дня Победы, резко возраста ет количество писем в редакцию. Пишут фрон товики, пишут участники трудового фронта. Большинство делится воспоминаниями собы тий полувековой давности, некоторые расска зывают о боевых товарищах, доживших и не до живших до мая победного 45-го, до наших дней. Т1 каждое из писем — своего рода дополнитель ная строчка в историю Великой Отечественной, о которой мы, кажется, знаем все и, вместе с тем, — очень мало. Что движет нашими авторами, выводящим 1 ^ ж е неуверенной рукой «Дорогая редакция!»? Потребность высказаться в надеж де быть услышанным? Стремление донести «ку сочки правды» о войне до людей, родившихся после ее победного окончания? з1Ллание поч тить, таким образом, память близких людей? Побудительные мотивы разные, равно как и содержание исписанных листков, выдранных из школьных тетрадей внуков и правнуков. Но старики, их написавшие, похожи друг на друга. Не внешне, разумеется. Они, представители ухо дящего от нас поколения, видятся людьми со вести и долга, для которых Родина была пре выше всего. Они в обыденной жизни не козы- яли фразой из прошлого века «Честь имею!» )ни просто имели эту честь, не разменяв и не утратив ее в любых испытаниях. Читаешь о про житом и пережитом, и невольно всплывают в памяти лермонтовские строчки: «Да, бьши люди в наше время...» И мы не вправе не упомянуть их имена в преддверии еще одной крупной, но горькой даты — 55-летия с начала Великой Отечествен ной войны. Своими воспоминаниями о грозных годах поделилась с редакцией Галина Сергеев на Котлова, военный медик, воевавшая в соста ве 111-го стрелкового полка 55 стрелковой ди визии. Участница сражения на Курской дуге прислала даже стихотворение, начальная стро ка которого «Шли батальоны дальними по лями»... Шли батальоны... Шагали в них тысячи и ысячи наших земляков — Александр Василь- 'евич Шишкин, награжденный 22 орденами и медалями, Вадим Николаевич Котельников, Алексей Дмитриевич Амосов О них написала нам липчанка Нина 1>либина, заметки которой публиковалиС-В'В «ЛГл.ВДа-вОйне знакомые ей люди были команди]рами и рядовыми, сделали все от них зависящее для разгрома врага. О Живи и помни ПОБЕДНЫЕ ВЕРСТЫ... в годы Великой Отечес твенной войны с тербунской земли ушли на фронт около шести тысяч человек. Девять тербунцев стали Героями Со ветского Союза. Сотни пали смертью храбрых в боях за Ро дину. А вернувшиеся были от мечены боевыми наградами за ратные подвиги. Сегодня поредевшая ко лонна фронтовиков-т^бунцев насчитывает всего 470 чело век. Защитившие страну во ины уходят из жизни, но их подвигу суждено жить века — так решили земляки. А посему в Елецкой типографии гото вится к изданию книга «По бедные версты тербунцев» под редакцией бывшего собствен ного корреспондента газеты «Ленинское знамя» (ныне «Ли пецкая газета») Сергея Безлеп кина. В этом сборнике — бо лее пятидесяти очерков и зари совок о героях фронта и тыла, воспоминаний ветеранов во йны и труда. В числе авторов — фронтовики Александр Го- лубев, Иван Колпаков, Васи лий Широбоких, Николай Че канов и другие, учителя, жур налисты районной газеты «Маяк». Несколько слов об иници аторе издания, старейшем журналисте области Сергее Тимофеевиче Безлепкине. С первого и до последнего дня войны прошагал он по путям- дорогам фронтовым. Участво вал в боях на Малой земле. Был тяжело ранен под Брес том. За личное мужество на гражден боевыми орденами и медалями. После войны рабо тал учителем,секретарем рай кома партии,более сорока лет — корреспондентом республи канских и областных газет. Из- под его пера вышли сотни ма териалов о героях фронта и тыла. Он же и «главный» ав тор «Победных верст». Средства на издание книги выделила районная админис трация. А на состоявшемся не давно заседании районного со вета ветеранов решено боль шую часть тиража передать школам и библиотекам. Иван П Е Р Е К Р Е С ТО В . Служба К АК ДЕЛА НА ФЛОТЕ ЧЕРНОМОРСКОМ? , с необычной просьбой обратилась на днях в редакцию «ЛГ» липчанка Д. Литвинова: «Мой племянник Игорь Коршинов, ко торого я, как мать, вырастила и воспитывала до призыва в ар мию, ныне служит на Черноморском флоте. В единственном письме он сообщил, что попал на надводные корабли, команди ры о нем заботятся, а он старается их не подводить. Но в последнее время от него что-то нет писем. Зато в сред ствах массовой информации появляются тревожные сообщения о судьбе Севастополя, разделе Черноморского флота. Волнуюсь: вдруг там из-за этого дележа люди пострадают и мой племян- НИК тоже? Может, ваши корреспонденты были в Севастополе, знают, что на самом деле там происходит, и рассказали бы об этом на страницах газеты?» К сожалению, наши корреспонденты в последнее время в тех краях не бывали. Но вот что удалось узнать у заместителя об ластного военного комиссара по призыву полковника Влади мира .^утюняна: — Тревожных сигналов с Краснознаменного Черноморско го флота не поступало. Ребят, желающих там служить, нынче более чем достаточно. 20 мая этого года согласно наряду Гене- рального штаба отправили в Севастополь для прохождения службы на флоте 42 липецких призывника. Дополнительную информацию о том, что сегодня происхо дит на южных морских рубежах России, дает публикация газе ты Краснознаменного Черноморского флота «Флаг Родины», которую перепечатываем с незначительными сокращениями. «Наконец-то, кажется, ста ло больше ясных, солнечных дней над остывшей за долгие зимние месяцы Севастополь ской бухтой, над кораблями все еще не разделенного до конца Черноморского флота и над городом русской славы. Но даже приход долгожданной весны и начало нового дачно го сезона не повлияли на реши мость севастопольцев отстаи вать судьбу Черноморского флота и Севастополя. Во время последнего ми тинга, проведенного по иници ативе Всекрымского движения избирателей за Республику Крым, севастопольцы вновь (уже в который раз!) потребо вали от руководителей России и Украины прекратить раздел Черноморского флота, по скольку, по мнению митингую щих, этот раздел незаконен. «Незаконность» мотивируется тем, что на межгосударствен ном уровне не заключено от дельное соглашение по разде лу флота и его инфраструкту ры, которое и.мело бы силу за кона после ратификации Гос думой России и Верховным Со ветом Украины. Раздел флота происходит в ущерб интересам братских народов двух с^зан и осуществляется для подрыва их обороноспособности в районе «жизненно важных интересов» США и НАТО. Абсурдность нынешней си туации, по мнению митингую щих, заключается в том, что указанное сотлашение будет подписано и представлено в Госдуму России после... окон чания раздела флота, в то вре мя как в Верховном Совете Украины определенные силы настаивают на принятии зако на «О статусе Вооруженных Сил иностранных государств на территории Украины», ко торый, в случае его принятия, не оставит Черноморскому флоту никакой надежды на со хранение достаточного соста ва сил и средств и приведет к его фактическому уничтоже нию. Крах флота — это упадок Севастополя, утрата им своего значения как для России, так и для Украины». А ГО РО Д П О Д УМ А Л - УЧЕН ЬЯ И Д У Т . . . В «ЛГ» от 18 мая опубликовано интервью с автором памят ника погибшим липецким летчикам Юрием Гришко. В тексте названы фамилии пилотов (Крнвенков и Шерстобитов), под виг которых решено увековечить. Липчане, надо думать, зна ют о своих героях. А мы, переехавшие в ваш город недавно, о летчиках нс слышали. Мало что могли рассказать наши новые знакомые. Напишите, пожалуйста, о том, что произошло в да леком б8-м году... Семья Затонскнх. г. Липецк. Долгожданный день Победы, говоря сло вами из песни, приближала, как могла, и Катя Лапшина, бывшая ученица школы № 1 г. Ли пецка. На фронт она пробралась «обманным путем», приписав себе, 16-летней, «лишний го дик», в 1942 году. Дошла до Берлина и здесь, в столице поверженной Германии, вышла замуж за танкиста-разведчика Демченко. Он, Нико лай Андреевич Демченко, подполковник в от ставке, имеющий восемь боевых орденов и 19 медалей, и написал о том, какой храброй была его жена. Не о себе написал овдовевший тан кист-разведчик, а о единственной и неповто римой... Своими воспоминаниями об участии в Ве ликой Отечественной поделились с редакцией «ЛГ» липчанин Н.Д. Савенков, нынешний жи тель Санкт-Петербурга, а в прошлом житель села Второе Хмелевое Елецкого района Петр Васильевич Казинов... Напомнил о погибших братьях-танкистах Иван Григорьевич Пеньков, о боевых подвигах которых «ЛГ» сообщала в прошлом году. Взяться за перо ветерана войны заставила несправедливость, допущенная по отношению к погибшим братьям. Их, урожен цев ст. Хворостянка Добринского района, по чему-то не внесли в список имен на памятнике павшим землякам. И еще одно письмо, автор которого подпол ковник в отставке Василий Кузьмич Кирнос. О себе он написал всего несколько слов: «Ро дился в 1904 году на Кубани в беднейшей боль шой семье. При Советской власти стал челове ком. Много трудился. Служил в Красной Ар мии. Воевал. В пехоте-матушке дослужился до комбата». Василий Кузьмич, в отличие от дру гих авторов, «посмотрел» на минувшую войну как на одну из войн, что вели в нынешнем ты сячелетии против Р^си многочисленные ее вра ги. «Но не удалось убить русскую душу, поко рить Россию, хотя ставили такую цель монго ло-татарские завоеватели, печенеги и половцы, немецкие псы-рыцари, турецкие султаны, поль ские паны, шведские короли и прочие напол еоны. Не удалось сломить нас и кровожадно му Гитлеру. И какие бы великие походы ни ус- г )аивались против нашей страны, защитники вятой Руси, России, Советского Союза не от давали Родину на поругание. С 11 . 10 Ннас нико му и нйкоГДа не удавайось вэйть...»''* “ Михаил П О К Р О В С К И Й . 17 декабря 1968 года для 760-го смешанного инструк торского авиаполка было обычным днем полетов. На 48-м (бортовой номер фронто вого бомбардировщика Як- 28) должны были вылетать ко мандир звена военный летчик первого класса майор С. Шер стобитов и военный штурман первого класса подполковник Л. Кривенков — заместитель командира полка по полит части. На самолет подвесили бомбу и примерно в полови не второго они получили <едо- бро» для вылета на полигон. Неожиданно во время взлета за самолетом потянул ся шлейф черного дыма. Мак- симыч (так по-дружески назы вали в полку Сергея Макси мовича Шерстобитова) доло жил: «Горит лампочка, «по жар левого двигателя». Руко водитель полетов подполков ник Л. Серпокрылов дал команду: «Набирайте высоту, покидайте самолет» и однов ременно — майору П. Колпа- кову, взлетавшему следом на истребителе Миг-21; «Сбли зиться с бомбардировщиком и оценить ситуацию визуаль но». После маневра тот доло жил: «Пламя с левой сторо ны». Действуя по штатной схе ме, Шерстобитов включил систему пожаротушения, пе рекрыл подачу топлива и вы ключил левый двигатель. Че рез некоторое время доложил; «Лампочка погасла, машина тянет нормально, набираю высоту». Приблизившись к Як-28 во второй раз. Колпа ков сообщил; «Иду следом... Факел прекратился, огней ни каких нет». Происходило это над «Центролитом». Оценив ситуацию, руково дитель полетов дал команду экипажу бомбардировщика заходить на посадку. С одним работающим двигателем это было вполне возможно, но в самый ответственный момент машина не выдержала: сказа лись конструкторско-произ водственныенедостатки само лета. Як-28 проектировался вначалекак истребитель-пере хватчик, но не прошел испы таний, и его переделали во фронтовой бомбардировщик. Самолет получился неудач ным. Летавшие на нем летчи ки окрестили его как «аэроди намическое безобразие». Во время взлета на самоле те произошло разрушение дю ралевой трубки гидросистемы в мотогондоле, и вытекшая рабочая жидкость стала при чиной пожара. При заходе на посадку на четвертом разво роте (весь полет длился 7-8 минут) самолет, имевший полную заправку топливом, начал «сыпаться», его трудно было удержать в воздухе. Но экипаж все еще надеялся пере тянуть через жилой массив... Магнитофонная запись бесстрастно зафиксировала последние трагические мгно вения. Руководитель полетов: «Перейдите на ручное управ ление, выпустите шасси и за крылки». Шерстобитов: «Понял , знаю, делаю, но не получает ся». Кривенков: «Скорость?» Шерстобитов: «Не растет». Кривенков: «Максимыч, не задирай ее... Разворачи вай...» Внизу был сплошной жи лой массив. Впереди по курсу —Дом культуры трубного за вода, 24-я школа, детский сад. Над 67-м домом по улице Га гарина самолет сделал левый разворот. В густонаселенном районе Шерстобитов и Кри венков выбирали редкий кло чок свободной земли и туда направил свою машину. В последние мгновения своей жизни они рассчитали все уди вительно точно, не оставив в этих расчетах места себе... шерстобитов: «Может быть, ты катапультируешь ся?» Кривенков: «Нет, будем вместе». Последними были спокой но-будничные слова Шерсто битова; «Ну, все, конец...» НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ Леонтий Александрович Кривенков и Сергей Макси- Боевая техника и оружие И С Т Р Е Б И Т Е Л И На протяжении всего развития авиации между странами шло соревнование за первенство в области самолетостроения. Качес тво состоящих на вооружении самолетов наглядно характери зовало уровень научно-исследовательских и опытно-конструк торских разработок, состояние промышленно-производственной базы того или иного гостдарства. Долгие годы «холодной во йны» между Советским Союзом и США, ФРГ и другими стра нами Запада шло противоборство за превосходство в воздухе, большей частью в демонстрационном плане. Бывали, однако, и «горячие» времена, когда преимущества техники определялись в боевой обстановке (война в Корее, во Вьетнаме, вооруженный конфликт на Ближнем Востоке). С распадом СССР соревнова ние не прекратилось. Оно перешло в сферу конкурентной борь бы за рынки сбыта передовой авиационной техники и вооруже ния. струкцию планера, могут выполнять такие фигуры высшего пи лотажа, ^жны е для воздушного боя, как «колокол» Квочура и «кобра» Пугачева. Американским истребителям это не под силу. Однако время не стоит на месте. В США и других ведущих в военном отношении странах идет постоянная модернизация ави ационной техники. С 1991 года фирма «Локхид» осуществляет разработку нового тактического истребителя Р-22А, предназна ченного заменить в ВВС США всепогодный Р-15. Особенностью этого «самолета XXI века» является широкое применение супер современной оптроники, а также стелсовских технологий, дела ющих самолет «невидимым». Предметом особой гордости аме риканских авиаконструкторов и летчиков является исполнение Быстрее всего меняется парк боевых машин истребительной авиации. Современный истребитель — это сверхзвуковой одно местный (реже двухместный) самолет с гермокабиной и средства ми спасения экипажа— катапультой. Он предназначен для унич тожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в воздухе. Авиационное вооружение и бортовое оборудование истреб^ителя обеспечивают возможность выполнения задачи на значительном удалении от аэродромов базирования (500 км и более), на малых и больших (свыше 20 тыс. м) высотах, в любую погоду, днем и ночью. Одно из самых главных требований к истребителю— его ма невренность, необходимая для ведения воздушного боя. Его ис требители ведут с большими перегрузками (до 8-10 единиц), раз вивая высокую скороподъмность (250-350 м/сек). Их скорость полета у земли — до 1500 км/ч (сверхзвуковая), на больших вы сотах — 2000-3000 км/ч. Для поражения воздушных и наземных целей истребители применяют управляемые и неуправляемые авиационные ракеты и скорострельные пушки. Наведение осуществляется с помощью радиолокационного, инфракрасного и оптического прицелов, что позволяет поражать цели в облаках и ночью. На борту уста навливаются пилотажно-навигационные комплексы ЭВМС для ручного, полуавтоматического и автоматического управления самолетом и оружием. Т и п С а 1 м о л е т т Тактико-темнические данные 1 С у -27 1 1 ------------ п------------ г р-15 !| МиГ-291 ------------п Р-16 1 Взлетная масса, к г Ц 2280 о ” 1 20500 1Г 14850 1 ------------1| 11100 II Максимальная скорость, км /ч п ----------- ! 2400 1 ------------ Ц- 2450 II ----------- н 2375 1 ------------II 2100 II Практический потолок, м II ----------- 1 17800 1 ------------ №- 17900 II ----------- 1- 17500 1 ----------- II 17000 II Практичевкая дальность полета!! без подвесных баков, км || ----------- 1 3000 1 1 ------------ в- 2650 II II ----------- 1- 1430 1 1 ----------- II 2000 II II Количество одновременно сопровождаемых шлей II II 1 10 1 ------------В- II Ю11 ----------- 1- 1 10 1 ----------- II II 10 II Возьмем для сравнения современные истребители двух стран — России и США, которые можно подразделить на «легкие» (МиГ-29 и Р-16) и «тяжелые» (Су-27 и Р-15). Эти самолеты, за исключением Р-16, многие липчане видели не раз на нашем во енном аэродроме во время авиашоу. Одним из важных параметров ведения воздушного боя яв ляется удельная нагрузка на крыло. У наших истребителей этот показатель значительно выше, чем у зарубежных. Благодаря это му самолеты Су-27, пилотируемые летчиками Липецкого авиа центра, осенью 1995 года выиграли все учебные воздушные бои, а их было более 30, у пилотов ВВС ЮАР, выполнявших полеты на «Миражах». Как видим, наши истребители по основным показателям ни в чем не уступают лучшим американским. Более того, МиГ-29 и Су-27, имея высокую тяговооруженность и оригинальную кон- на Р-22 «кобры» Пугачева. Авиационная техника России тоже совершенствуется на базе истребителей МиГ-29 и Су-21. В конструкторских бюро созда ны самолеты с такой глубокой модернизацией, что это факти чески новые машины. По боевым возможностям они в 1,5-2 раза превышают те, которые сейчас состоят на вооружении россий ских ВВС. Мы имеем потенциальную возможность значитель но повысить боевые характеристики истребительной авиации за счет введения подобных самолетов в строй. Но... проблемы в отс\^ствии финансирования. Новые истребители не поступают в ВВС, самолетный парк стареет и морально, и физически. Получается парадокс. У нас есть конструкторские бюро, спо собные создавать истребители экстра-класса. У нас есть авиа ционные заводы, способные выпускать их в достаточном коли честве. Но все это остается невостребованным. Таковы послед ствия «экономических экспериментов», которые проводятся ныне в России. Военный летчик первого класса подполковник Юрий ВИНЯР. (П о материалам военной печати). На снимке; истребители Су-21, пилотируемые летчиками Липецкого авиацентра А. Харческим и В. Кахановскнм, Г. Ка- рабасовым и В. Жмаевым, в сопровождении американских ис требителей Р-15 во время дружественного визита в США летом 1992 года. мович Шерстобитов были по хоронены на Евдокиевском кладбище г, Липецка за пло щадью Героев. Руководство и общественность города вы шли сходатайством вВерхов ный Совет СССР о награжде нии отважных летчиков. 26 мая 1969 года Л. Кри венков и С. Шерстобитов были награждены (посмерт но) орденами Красной Звез ды. Вслед за трагедией в Ли пецке аналогичный случай произошел в Прибалтике. Полеты на этом типе самоле тов были запрещены. Подробности того роково го дня по.могли восстановить ветераны Липецкого авиагм - низона Аркадий Павлович Ба лашов, командовавший в то время 91-.М авиаполко.м, Ко н стантин Витальевич Вашурин — за.меститель ко.мандира 4-й эскадрильи 760-го авиапол ка по инженерно-авиационной службе , Анато.пий Иванович Кривенков — инженер того ж е по.пка по авиационно.иу обо рудованию, Нико.чай Георгие вич Савченко — инженер-ис следователь Авиацентра. Публикацию подготовил Владимир М А С Л И К О В . Мнение НЕТ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В ходе месячника оборон но-массовой работы, посвя щенного 51-й годовщине Побе ды, 100-летию со дня рождения Г.К. Жукова и 300-летию Рос сийского флота, в школах и ПТУ Липецка был проведен смотр-конкурс героико-патри отического воспитания моло дежи. Как выяснилось, эта ра бота хорошо поставлена в шко лах №№ 1,14,17,27, машинос троительном колледже. Здесь созданы музеи боевой славы, в которых проходят вс-шечи с участниками Великой Отечес- Тй&н'ной воййы, ветеранами труда, воинами местного гар низона. В то же время смотр-кон курс подтвердил полный раз вал существовавшей некогда четкой структуры и системы деятельности октябрятских, пионерских и комсомольских организаций, а также других детских объединений. Негатив но отразилась на подготовке к службе в армии и ликвидация начальной допризывной под готовки в школах, ПТУ, техни кумах. Вызывает у ветеранов тре вогу также то, что в общеобра зовательных учреждениях мо лодежь учат порой на приме рах, искажающих отечествен ную историю, перечеркиваю щих массовый боевой и трудо вой подвиг нашего народа, его выдающиеся научные и техни ческие достижения. Думаю, что одной из при чин такого положения являет ся отсутствие единой государ ственной программы и какой- либо системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Василий Л И Ч К О В , ветеран войны. ДАВАЙТЩ ВС1101У1НИМ1; Уважаемые фронтоан- ки , тр у ж ени ки тыла^ с о л - ”' I ш и н а с начала В еликой -^ О те че е тв е нн о и в ои ны самой страшной из войн в ^ и сто рии человечества . ней н а п и с а н о и с к а з а н о I немало, равно ка к и о пер* вом ее дне^ 22 июня 19 4 1 ^ года^: Ко все ли с ка зано . все ли написано? Давайте ещ е ра з вспомним , каким р ои бы л , т о т в о с к р е с ны й , ^ д ень 55 лет назад? Что вы I д ел а л и , гд е на ходил ись , к а к им обр а зом у зн а л и о начале воины , что говори» . ли то гаа окр у ж авш ие вас л ю д и ? Ваши в о с п о м и н а » ! ния, которые мы оп у блик у*"^ “ ем в «ЛГ», стан у т ещ е од * НОИ дополнительной стра * кич ко й в летописи Великой Отечественной, П иш и те , п о ж а л у й с т а ! к о р о т к о , ч т о б ы г а з е т а смогла поместить ка к мож* ольше вопоминаиий й м : тем самым дать ны неш ним : ее читателям более полное . «зпр ед о тавле нив о пе рвом I |:ДНе:ВОЙНЫ. Журналисты аЛГ». Ситуация П Л А Т И Т Ь И Л И Н Е П Л А Т И Т Ь ? Вопрос, вынесенный в заголовок, волнует очень многих военнослужащих. Поэтому прошу поставить его, вопрос, на понравившуюся мне страничку «Честь имею!» Суть дела такова. Военным местного гарнизона приходится пользоваться автобусами маршрута № 106 «Грязи-Липецк», электропоездами пригород ных направлений. И с людей в погонах за проезд в автобусах и электричках требуют плату. Защитникам Отечества приходится объясняться с водителями, кон тролерами в электропоездах. При «разборках» на тему «Платить или не платить?» они вынуждены играть роль оправдывающихся. Выяснение отно шений частенько ведется на повышенных тонах, что не красит ни ту, ни другую сторону. На мой взгляд, не правы представители тран спортников, поскольку они нарушают Закон о ста тусе военнослужащих от 22 января 1993 года, статья 20-я которого гласит: «Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд на всех видах общес твенного транспорта городского, пригородного и местного сообщения». По закону, как видим, право имеем, а фактически его приходится отстаивать. Думается, транспортное начальство должно об ратить внимание на эту проблему и принять меры к ее разрешению. Ю . Д Е ДО В , воениослужащнн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz