Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
к 3 0 0 - л е т и ю Р о с с и й с к о г о ф л о т а 25 мая 1996 г. а с т р о л о г и с о в е т у ю т , о б е щ а ю т . . . С оздание боевого флота Петру I при шлось начать совсем не так, как ему хотелось. Причин тому много — не было средств, верфей, не было людей, способных в кратчайшие срока добиться пос тавленной цели, упорствовали думные боя ре. Поэтому Петр приказал сначала стро ить струги. Его распоряжение касалось го рода и огромного количества деревень. Дух того времени передает любопытный доку мент: «В Добром стольник Селиверст Оги- балов да подъячий Иван Судовцев, добрен- цы, данковцы, епифанцы, ельчаны, туль- чаны 3065 человек сделали 205 стругов ме рою по 13 и 12 сажен, и в том числе два с чердаками (каютами) да 1 ертаульский (быс троходный), да и отписано 42 лодки. В Сокольску стольник Степан Овцын да подъячий Иван Наумов, соколенцы, лебе- дянцы, усманцы, демшинцы, землянцы да ромавовцы дворовые крестьяне 2548 чело век сделали 215 стругов. А мастеровым и работным людям дава- но у них кормовых денег на день по 4 и по 3 деньги (полкопейки) человеку». По царскому указу на строительство стругов только на верфи Сокольска отпус калось 168 пудов пеньки, 375 четвертей березового угля, 316 железных буравов, 500 пудов смолы, 980 кровельных гвоздей и многое другое. Струги потребовались царю для перевозки войск и припасов к крепости Азов. 30-тысячная армия подошла к про тивнику 27 июня. Осада началась 4 июля. Штурмы 5 августа и 25 сентября были от биты. Видя бесперспективность похода, оса ду пришлось снять. Неудачи Азовского похода окончатель но убедили Петра I в том, что без флота ему не овладеть даже небольшой приморской крепостью. Брать же Азов надо было во что бы то ни стало. Надвигалась Северная во йна, которая также настоятельно требова ла создания военного флота. Однако пред стояло в этом еще убедить Боярскую Думу, игравшую в государстве значительную роль. И царю это удалось. 20 ОКТЯБРЯ 1696 года Дума издала из вестный приговор, в котором записано: «Морским судам быть». Были отпущены деньги и вскоре началось массовое строи тельство кораблей. Но еще раньше, зимой 1695 года, по приказу Петра I начались ра боты по созданию судостроительных верфей на реке Воронеж. В то же время заложили два больших корабля. Что же предопределило выбор Вороне жа в качестве базы российского судострое ния? Прежде всего — предназначение бое вых судов к баталии за Азов и последую щей экспансии на Черное море и его побе режье. Кроме того, наши земли в конце XVII века были хорошо освоены, хватало продук ции земледелия и животноводства. В на чальной стадии промышленной разработки находились месторождения железной руды, строились железоделательные заводы. Леса могли поставлять строительную древесину, а разветвленная сеть больших и малых рек обеспечивала возможность сплавлять ее к судоверфям. В конце февраля 1696 года в Воронеж прибыл государев человек Лукьян Вереща гин, под присмотром которого построены скромные покои для царя на берегу реки. Неподалеку фубвед/бащо,'',да порарвю. В марте город встречал'Петра I, приехавшего лично посмотреть на первенцев своего мор ского флота. Весной 1696 года первые корабли — два больших и около сорока малых — были спущены на воду. Один из них — 36-ти пу шечный парусно-гребной фрегат «Апостол Петр». Большие мастера корабельного дела Ф. Склярев и Л. Верещагин заложили в декабре 1698 года корабль «Божие Предви дение» («Гото Предистинация»). Чертежи правил сам Петр I, при этом внося такие новщества, до которых западноевропейские законодатели кораблестроительной «моды» дошли только через 40 лет. Всего же на вер фях России за тридцать лет, до смерти императора, построены 111 линейных кораб лей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 галер, большое количество скампавей, бом бардирских кораблей, других мелких судов. По подсчетам некоторых историков, создан ный Военно-Морской Флот России насчиты вал 895 вымпелов. К акой же вклад в создание флота внесли жители нашего края? Об этом «Липецкая газета» уже писа ла, поэтому считаю нужным лишь напом нить. менного села Боринское. Руду и уголь достав ляли сюда романовские крестьяне.. Несмотря на то, что заводы работали на полную мощность, металла в Воронеже не хватало. Дефицит усиливался в связи с на чалом Северной войны. Поэтому в 1700 году в слободе Малые Студенки началось строи тельство Верхних Липецких заводов. Оно велось местными рабочими, которыми руко водил М. Красильников, И. Баташов и мно гочисленные надсмотрщики. Трудились при огромном напряжении физических и духов- «Липецкая газета» уже поместила несколько материалов, приуроченных к славному юбилею. Однако, на взгляд читателеи-краеведов, напечатанных материалов недостаточно для того, чтобы жители земли липецкой —колыбели Российского флота -- имели полное представление об эпохе Петра, о реформах трехвоковой давности, о том, как «собирали Россию» наши предки-земляки и обороняли ее отворогов. Разделяем мнение и ряда читателей, полагающих, что писать надо не только о рождении флота, но и его развитие отпетровских времен до наших дней. Необходимость написания «истории флота» на страницах «ЛГ» обосновывается ссылкой на тотогромный вклад, который внесли наши земляки — работные люди, флотоводцы и моряки —в становление и развитие военно-морских сил. Причем не только в далеком прошлом, но и в текущем столетии. Не всем, наверное, известно о том, что на создание атомного ракетного флота работали и некоторые предприятия области. Новолипещсий комбинат, Лебедянский машиностроительный, елецкие завод «Эльта» и -факторных гидроагрегатов... Поистине, наш край^ далекий отмбрей и окешюа географически, тысячью невидимых нитей связан с детством, мужанием и совершенствованием Военно-Морского Флата. Об этом и пойдет речь в ни исторических очерков, которые подготовил по просьбе редакции '» капитан первого ранга запаса, доцент Липецкого государственного технического университета Анатолий БЕРЕЗНЕВ. Металл, столь необходимый для боевых кораблей, выплавлялся на железоделатель ных заводах Ельца, Сокольска, Романова (ныне село Ленино). 80 рабочих работали на двух домнах и четырех молотах вододейству ющего металлического завода купцов Бори на и Аристова на речке Белом Колодезе, ос нованного в 1693 году на территории совре- ных сил, что и обеспечило получение про дукции уже в 1702 году. 6 мая 1703 года Лукьян Сытин в «отпис ке» сообщал: «... По твоему Великого Госу даря Царя и Великого Князя Петра Алексее вича Всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу с Воронежа из приказу Адмиралтейских дел велено мне, холопу тво ему, строить в Романовс 1 «ом уезде в селе Липских Студенках новые железные заво ды, и те, государь, заводы, строятца, а до- мня вся в отделке, а той домни учинилась остановка за мехами...» 11 августа 1703 года главный началь ник Адмиралтейского приказа Ф.М. Апрак син доносил царю о том, что «железные заводы совершили и две домны задуты, и льют непрестанно для флота пушечные ядра. По роспимкам надобно к весне 120000. И другие сего лета, на которых стоят четыре домны, чаят совершатся ж». Из года в год наращиваются производ ственные мощности нашего края. На речке Кузьминка в 1703-1706 годах построен Кузьминский якорный завод и при нем ору жейно-сборочная мастерская. Это дало воз можность ослабить остроту проблемы с пос тавками некоторых видов металлоизделий для строящихся судов. Разрешить ее стало возможным со строительством в 1707-1712 годах Нижних Липецких заводов, руково дил которыми Емельян Веревочкин. Заво ды выпускали пушки, ядра к ним, бомбы, гранаты, корабельные якори, пистолеты, бердыши, шпаги, тесаки, топоры, молотки и многое другое С троительство флота потребовало со здания предприятий легкой про мышленности, изменения структу ры посевных площадей. В Липецке однов ременно с заводами строились суконная и шляпная фабрики: 7 тысяч аршин тканей и 20 тысяч шляп в год для солдат и матро сов — таков их вклад в общую копилку. Фабрики потребовали резкого увеличения посевных площадей технических культур — льна и конопли. На овчинном заводе в селе Казинка (имение Волконских) содер жалось около 800 овец, хранились и выде лывались овчины, шились тулупы. Шерсть отправлялась на суконные фабрики Липец ка и Москвы. Новодубовцы принимали ак тивное участие в строительстве военных кораблей. В Воронеж они приходили со своим инструментом: напарьями, бурава ми, топорами, пилами. Часть населения за нималась производством древесного угля. Готовили и смолу. Сначала ее варили в ямах, а потом переваривали в глиняных горшках и отправляли на смоление судов. В переписных книгах того времени мож но прочитать, что из того или другого села «всяких чинов люди работают на Вороне- жи у корабельных дел и всяких лесных припасов, переменяясь по полам помесяч но, по триста и по четыреста человек к из того числа из тех же всяких чинов, людей ходят в гребцы с хлебным запасом...» Или: «По указу Воронежского губернатора были в походах, в полку князя Василия Володи- меровича Долгорукого шестьдесят подвод и те подводы... отпущены из походу в домы свои». Особая страница — работа жителей на шего края на сплаве леса, лесопильнях и судоверфях. Изнурительный труд, избие ния кнутами и батогами, болезни — тако ва действительность тех лет. Большое и важное дело для России, каким стало создание военного флота, ста ло бедствием для жителей нашего края. О масштабах смертности можно судить по поминальнику синодика святого Митрофа на, епископа Воронежского, где молитва по усопшим кораблестроителям помещена ря дом с молитвой по убиенным в Азовском походе. Об этом же писал и Ф.М. Апрак син 7 сентября 1703 года Петру I: «Только великое оскудение в плотниках... Зело мно го померло, такожде больных множество». ^Тдаким образом, в том, что в конце I XVII — начале XVIII века появил ся Военно-Морской Флот России, корабли которого отличались от европейс ких и турецких строгостью такелажного уб ранства, совершенством парусного оснаще ния, высокими мореходными качествами, есть огромная заслуга и наших предков, на селявших липецкую землю три века назад. А на тол ий Б ЕРЕ ЗН ЕВ . ОСТОРОЖ НО , ДШТИ! в текущем году пятеро детей пострадали в доро жных происшествиях. Все они получили ранения раз личной степени тяжести. Любопытная закономер ность: в учебные месяцы за регистрировано меньше происшествий, чем в дни каникул. Это говорит о том, что, когда в школах дети изучают правила дорожно го движения, они реже по падают в аварии. Родите лям следовало бы взять этот факт на заметку и постоян но напоминать детям в дни каникул, как правильно вести себя на улице. Предметом серьезного разговора с ребенком могла бы стать информация ГАИ о тех или иных происшестви ях с детьми на дорогах. Но, к сожалению, большинство родителей этих сообщений даже не читает: дескать, слу чилось это не с моим ребен ком, и слава Богу! Вот в этом равнодущии и кроется источ ник многих бед. Какие причины приводят детей к беде? Это переход улицы в запрещенном месте, перед близко идущим тран спортом, игра на проезжей части. Вот несколько примеров. 14 апреля на ул. Советская был сбит ученик 6 класса Никита Коваль, 3 мая на ул. Неделина был сбит ученик 5 класса Василий Самохин. Водитель с места происшес твия скрылся, не оказав помощи мальчику. На по иск были брошены все ра ботники ГАИ. Водитель за держан. Невозможно спокойно смотреть на получивших травмы детей, в глазах ко торых сохранился ужас пе режитого. Долг каждого из нас: родителей, педагогов, водителей — сделать все возможное, чтобы предот вратить несчастье. В. ТУТЫХИН , зам. начальника отдела ГАИ УВД г. Липецка. п ь я н ы й З А Р У Л Е М - О Н Н З А Г Р А Н И Ц Е Й Н А Р У Ш И Т Е Л Ь . . . Конечно, лето клонит к лирике — река, лес, цветы. Но, увы, не только природа дур манит голову. Поэтому, кроме лирики, по является и статистика. Печальная, потому что касается она жизни людей. В текущем году в Липецке зафиксиро вано 1170 любителей прокатиться под хмельком, семеро из них совершили в этом состоянии аварии. Печально, что садятся за руль машины в нетрезвом виде даже те, кто в силу своего служебного положения должен быть при мером для подражания и в быту, и на рабо те. Но, «командиры» порой откалывают такие номера, что «рядовым» остается толь ко разводить руками. Например, в пьяном виде задержан за рулем личного «Москвича» начальник од ного из отделов УПТК С. Колесников. Пре зидент АО «Шейх» Р. Панов никак не отре агировал на требование остановиться. При шлось целых двадцать километров гнаться за очень веселым водителем, решившим под кайфом поиграть с гаишниками в догонял ки. У любителей острых ощущений хвата ет горючего для подобных шуток. Не то что у дорожных инспекторов, которым порой не хватает бензина даже для выезда к мес ту происшествия. Генеральный директор МП «Восток» Н. Короленок, директор малого предприятия «Шик» С. Березин, начальник участка ЛСМУ К. Семенов — список этот можно про должить. Все они, как принято говорить, деловые люди, но эта характеристика от нюдь не дает им права садиться за руль в нетрезвом виде. Такой «шик» к добру не приводит. Врезался же под кайфом в столб директор ИЧП «Век» Л. Кирин — в итоге разбил свой и чужой автомобили. Не надо считать, что госавтоинспекция только и думает о том, как бы получше при нюхаться к водителю и «нагреть» его. По верьте, принюхиваться приходится не от хорошей жизни, ведь пьяный человек за рулем — потенциальный преступник. Он ставит под угрозу не только собственную жизнь, но и жизнь окружающих. Мы и впредь будем принципиально спрашивать с нарушителей. Насколько мы строги? Давайте посмот рим, как наказывается пьяный водитель за рубежом. Например, в Швеции — тюрем ным заключением сроком до трех недель, в Австрии — нарушители караются тюрем ным заключением, а их имена публикуют ся в местных газетах под рубрикой «В тюрь ме за пьянство». Еще хлеще в Малайзии: тюремное заключение, а если водитель ж е нат, то приговор автоматически распростра няется и на его супругу. А . ГО ГО Л ЕВ , начальник автотехнической инспекции ГАИ г. Липецка. - Одним из центральных собы тий состоявшегося недавно праз дника города Липецка было от крытие памятного знака в честь 300-летия Российского флота. Интересное художественное ре шение вызвало интерес у земля ков. Поэтому предоставляем сло во автору работы; — Честно говоря, нас поджи мали жесткие сроки изготовле ния знака, — говорит руководи тель творческой группы, предсе датель липецкой организации Со юза художников России Игорь Мазур. —Но нам самим очень хо телось закончить работу к Дню города. Трудились в полную силу, не считаясь со временем. Лично я жил этой темой давно. Помню стоявшую примерно на месте те перешнего памятного знака кан целярию Петра, хотя это уже бо лее позднее строение, а настоя щая контора была бревенчатой. Мне пришлось основательно по работать и с архивом. Вместе с известным липец ким скульптором Е. Вольфсоном искали такое образное решение, в котором бы сочетались симво лы той эпохи и наше понимание времени. Насколько это удалось — судить липчанам. Хочется поблагодарить за по мощь городскую администра цию. Кроме того, с нами работа ли художники Сергей Белый и Виктор Щетинин, архитекторы Владимир Вюсти Светлана Кула гина. Всем им спасибо. На снимке: И. Мазур в мас терской. Ф ото Алексея ЩУРОВА. Ну и ну ВАНДАЛИЗ М, Д АИ ТОЛЬКО в минувшие выходные, в День горо да, липчане культурно отдыхали в пар ках, на площадях, с интересом внимали выступлениям местных и московских ар тистов, фейерверкам, салюту... Но так, оказывается, праздновали и от дыхали не все. Некоторые в это время гро мили ... телефонные будки. Чем-то они им не приглянулись в поселке тракторного завода. В результате там почти во всех таксофонах неизвестные, что называется, с корнем вырвали телефонные трубки. В центре города недавно были установ лены 15 особо прочных телефонов-авто матов с кнопочными номеронабирателя ми. Так вот, не осилив аппараты, «бое вики» варварски раскурочили оранжевые пластмассовые навесы над ними. В целом за праздник было выведено из строя более сорока таксофонов. А ведь только одна телефонная трубка или но меронабиратель стоит 50 тысяч рублей. Работникам городской телефонной сети было не до отдыха. Они оперативно восстанавливали разбитые, покорежен ные аппараты. И вот как прокомменти ровали случившееся: — Вандализм, да и только. Ю р и й Д Ь Я К О В . № 9 6 -9 7 (1160 -1161 ) ззадным ПРОГНОЗ Н Е Д Ш ) с 27 мая по 2 июня Романтическое настроение, ностальгия по прошлому будут присущи на этой неделе О ВНАМ . Возможно, полагают астрологи, это заставит вас искать и восстанавливать прежние связи, вспо минать старых друзей, мечтать о малой родине. Не всегда это будет удаваться, и потому вероят ность разочарований будет высокой. Еще у вас появится желание глубже заглянуть в себя с тем, чтобы лучше осознать собственные проблемы и сделать соответствующие выводы. Финансовая удача не предвидится, но и безденежья у вас не будет. Однако в среду будьте осторожны с на личностью и вкладами, рискованных решений не принимайте. В здоровье особых изменений не ожидается. Не разглагольствовать много о помощи ближ ним, а браться за это и делать дело будут нынче ТЕЛ Ь ЦЫ . Люди будут очень благодарны, и это повысит ваш авторитет. В целом же предстоящая неделя для вас обещает быть деловой и насы щенной, с хорошим рабочим настроением, рожде нием новых замыслов и планов. Не только высо кая активность, но и тайные силы помогут вам в этом. Однако среда неблагоприятна для вас. В этот день нужно проявить чрезвычайную осторож'- ность, так как звезды подсказывают, что вероят ность несчастного случая очень велика. Благопо лучно переживете этот день — и проблем со здо ровьем не будет. Духовное одиночество продолжают пережи вать Б Л И ЗН ЕЦЫ . Но, как утверждают звездоче ты, потерпите еще немного, и новый месяц изме нит обстановку вокруг вас к лучшему. Проблески этого вы почувствуете уже на этой неделе. Поне дельник — благоприятный день для встреч, биз неса, начинаний, коммерции. Во вторник можете планировать получение прибыли. А пятница — вновь срыв: придется проявить максимальную осторожность и поберечь здоровье. Выходные дни лучше всего посвятить активному отдыху. Смутное время проверяет природный патрио тизм РАКОВ и дает вам возможность для само утверждения. Многим из вас придется на этой не деле защищать свои дома и родное Отечество. Не будете вы забывать и о делах финансовых. Они неплохо складываются. Плохо лишь тем Ра кам, кто оторвался от корней, родины, своих пред ков. Для них наступает период самых суровых испытаний, грозящих лишениями. Придется взва лить дополнительную ответственность и безро потно тащить воз, пока хватит сил. Энергия Л Ь В О В будет направлена на со бственное самоутверждение и желание добиться личных побед. Но планеты пошли назад, и вам придется продираться сквозь многочисленные препятствия, в одиночку бороться с проблемами, которые ставит жизнь. Возможны в связи с этим конфликтные ситуации с ближайшим окружени ем и партнерами по работе, неудачи в браке и сексуальных отношениях, осложнения со здоровь ем. Помогут вам справиться со всем этим только уверенность в себе и присутствие силы духа. Для ■(вас неделя не обещает быть легкой, но попро буйте прожить ее достойно. Благосклонность звезд дарит Д Е В А М новые шансы наладить свои повседневные дела, хоро шо укрепиться на работе. Дальние партнеры же лают выйти с вами на связь, и это у них наверня ка получится. Ожидайте какого-то известия изда лека либо приезда гостей, а может, вы сами за хотите отправиться в дальнюю дорогу. В этом плане так или иначе переломный день — четверг. В любви и деньгах вам повезет, а вот со здо ровьем могут быть осложнения. Не перегревай тесь на солнце и не слишком увлекайтесь тяже лым физическим трудом. Расположение звезд предлагает ВЕСАМ вер нуться к старому окружению, чтобы глубже усво ить пройденный опыт. Ситуация сложна для тех, кто любит быстро сжигать за собой все мосты, и предоставит новые шансы тем, кто умеет извле кать все ценное из своих собственных ошибок и заблуждений. Наиболее благополучным предста вителям этого знака новая неделя обещает быть удачной. Понедельник и вторник для вас — хоро шие дни, чтобы заключить договоры, заняться ре ализацией новых планов. Для всех Весов четверг — наиболее опасный день в плане здоровья. Способность к риску С К О Р П И О Н А М дана из начально, утверждают астрологи. Это сказывает ся и на вашей судьбе. Играя на рисковой карте, вы испытываете вкус к жизни, а если повезет, то и побеждаете. Вам сейчас везет, и вы вновь на своем лихом боевом коне, деловая активность приносит свои результаты. Однако и завистников у вас хватает. С вами заигрывают и даже домога ются вашей любви, пытаются хоть немного пог реться у чужого огня, перенять хотя бы отблеск чужой славы. Почему у вас все, а у других ниче го? Ответ прост: прежде, чем получить, надо сна чала отдать. Единственная неприятность на ва шем небосклоне — здоровье. Вы не обращаете на недуги внимания, а жаль. От природы везучи и всегда умело держатся на плаву СТРЕЛЬЦЫ . Вот и нынче вы окажетесь в нужное время и в нужном месте, а значит, вам тоже, перенявщему ухватки скорпиона, гаранти рован успех. Звезды сулят вам расширение со циальных перспектив и неожиданные материаль ные доходы из неизвестного источника. Кто-то признается вам в любви, а кого-то вы сами попы таетесь соблазнить. Но осторожно! Все ваши тай ные утехи очень быстро станут явными. Начнете переживать — и настроение может испортиться. Скажется это и на вашем здоровье. В целом адачной обещает быть эта неделя для КО ЗЕ РО ГО В . В понедельник и среду ваша дело вая активность может принести хорошие резуль таты. Вероятность несчастного случая предска зывают звезды в четверг. У многих из вас возни кнет желание в ближайшие дни погрузиться в вос поминания, что может принести как глубокую боль, так и минуты радости. Вы нравитесь ближайшему окружению; оно замечает вашу ранимость и ка кую-то обостренную незащищенность. На помощь людей можете рассчитывать. Побеспокойтесь о себе, особенно в плане здоровья. Не принимать серьезных решений и быть ос торожными с финансами советуют звездочеты на этой неделе В О Д О Л Е Я М . Лучшее для вас вре мя, полагают они, чтобы откликнуться на призыв о помощи. А и надо-то всего — поработать в саду или на даче, произвести кое-какие перестановки в доме, помочь пожилым родителям или старым друзьям, родственникам. Все эти реальные зем ные дела, добро, к о т т о е вы сейчас творите, от зовутся в недалеком будущем сторицей, укрепят ваши связи, дадут новых надежных друзей. Бес корыстная работа в радость позволит вам забыть о недугах и укрепит здоровье. Излишняя импульсивность и резкая перемена настроения могут подорвать здоровье РЫБ . Если вы сумеете избежать этого, то нынешняя неделя в целом окажется для вас благополучной. У вас сейчас как никогда много близких контактов, в ходе которых вы имеете возможность получить максимум ценной информации и реальную по мощь. С важными делами вы удачно справитесь во вторник и четверг. Те же, кто испытал мисти ческий опыт, будут приобщены к религии, а неко торые из вас пройдут через духовное посвяще ние. г*! %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz