Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

у м е н я р а с т у т г о д а . . . Щ 25 мая 1996 г. п о п у т н о г о в е т р а в а м , р е б я т а ! № 9 6 -9 7 (1160 -1161 ) Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А С Л У Ж Б А З А Н Я Т О С Т И Р Ы Н О К Т Р У Д А Бюллетень управления труда и занятости населения администрации Л ипец кой области дело тонкое О ТКО ЧКИ ид о КАЗБЕКА - ВЗАВИСИМОСТИ от ЧЕЛОВЕКА На днях пригласили меня на классный час в добрин- скую среднюю школу № 1. Его участниками были один­ надцатиклассники, и речь там шла о самом важном в жизни этих юношей и девушек: кем стать? Ведь на поро­ ге — весна, выпускные экзамены... А дальше — прощай школа, беззаботное детство и отрочество. Здравствуй, боль­ шая жизнь. Кем станут в ней эти юные создания? Й главное — ^ к а к и м и ? I Об этом и говорили мы с ребятами. Вести диалог было нетрудно. Потому что с большинст- ^ вом из них мы уже успели познакомиться в нашей служ ­ бе, куда юноши и девушки приходят, чтобы посредством тестирования лучше узнать себя, сверить свой выбор с теми результатами, которые выдает беспристрастный компьютер. Конечно, очень важно уже сейчас знать, какую про­ фессию ты захочешь выбрать в своей жизни. И тем не менее разговор на эту тему мы с выпускника­ ми начинаем с иного: с познания себя. Современные юно­ ши и девушки (во всяком случае, те из них, с кем мне приходилось общаться) имеют самые общие представле­ ния о своем характере, темпераменте, типе своей личнос­ ти. Помочь им лучше «разглядеть» себя и стремится наш центр занятости. Благодаря имеющейся тут базе: множес­ тву разнообразных тестов (как в компьютерном варианте, так и в письменном), подробным профессиограммам (и печатным, и записанным на видеокассеты) — выпускни­ ки могут получить более углубленное представление и о себе, и о мире профессий. Вот прочитают эти строки люди, закончившие школу лет 10-20 тому назад, и скажут: «Мы не знали ничего о своем типе темперамента, да и о психологии имели самые общие представления, а, слава богу, и вузы окончили, и работаем отлично, и в жизни многого достигди». С этой позицией можно согласиться лищь отчасти. Тог­ да было другое время и другие требования к абитуриен­ там, к молодым специалистам. Сейчас же спрос на рынке труда резко изменился. Если у выпускников щкол 70- 80-х годов голова «болела» лишь о том, как бы поступить в вуз или техникум, выдержав конкурс, то нынешние аби туриенты (и их родители, конечно) должны думать и о многом другом: куда дешевле поступить (ведь многие учеб­ ные заведения стали платными), по какой специальности (ведь после обучения нужно искать себе работу, а это, пожалуй, еще труднее, чем поступить). Словом, не позавидуешь современным выпускникам. И помощь центра занятости в этой ситуации вовсе не лиш­ няя. В общем-то, ребята, которые прошли через центр, и не спорят с этим. — Я как бы со стороны увидела себя, — делится свои­ ми впечатлениями одна из девушек. ^ По характеру я человек застенчивый, даже закомплексованный. Когда компьютер выдал мне мою характеристику, я стала ана­ лизировать свои поступки с позиции полученных выво­ дов. И это здорово помогло, я стала лучше понимать себя и даже увереннее чувствовать в сложных ситуациях. К сожалению, у меня и моих коллег мало шансов эф­ фективно и целенаправленно организовать работу по про­ фессиональному консультированию выпускников школ. дело не в том, что мы слабы в этом вопросе. Наоборот, теоретически мы, как говорится, подкованы (даже закон­ чили обучение на кафедре психологии Липецкого госпед- института). Беда в другом: в загруженности работников центров занятости, занимающихся не только профконсуль- тированием, но и другими должностными обязанностя­ ми: и профессиональным обучением, и работой с инвали­ дами, военнослужащими, участниками программы «Мо­ лодежная практика», и Клубом ищущих работу... Но это к слову. А что касается профессионального кон­ сультирования, в частности и выпускников школ, то им мы занимаемся с удовольствием. Да и сами школьники небезучастны. В наш центр они приходят добровольно, без малейшего принуждения. И все-таки их количество велико: только за первый квартал нынешнего года обра­ тилось по вопросам профессионального консультирования более 30 только выпускников. Приходят к нам и школь­ ники младшего возраста, и родители подростков, с воспи­ танием или трудоустройством которых возникают пробле- мы. То есть сама жизнь подтверждает необходимость бо­ лее углубленной профконсультационной и Психологичес­ кой помощи тем, кто в ней нуждается. . ..А тот классный час с выпускниками мы закончили коротким, но очень значимым тестом, позволяющим вы­ явить уровень самоуважения. Точку на этом не постави­ ли. Потому что цель тестирования — не просто констата­ ция того или иного результата, а размышление над ним: почему человек относится к себе именно так, а не иначе? Помогает ли ему подобная самооценка в жизни или ме­ шает? Может ли он изменить себя? Вопросы, вопросы, вопросы... Их сотни. Но они не за ­ водят старшеклассника в тупик. Они заставляют познать себя, работать над собой, видеть впереди цель и идти к ней. А значимость этой цели может быть разной: от коч­ ки и до Казбека — в зависимости от человека. Т . Л Е Б Е Д Е Н К О , в ед ущ и й с п е ц и а л и с т ц ен тр а з а н я т о с т и н а с е л е н и я Д о б р и н ск о г о р а й о н а . п р о ф е с с и о н а л ь н ы й м а рш р у т ОЛ Ж ЕН БЫ ТЬ ЧЕТ К О ВЫВЕРЕН ^ лл^венел последний школьный звонок, и вам предстоит окончательно выбрать свой профессиональный маршрут. Куда он вас , приведет? Как ориентироваться в пути? Что следует взять с собой в дорогу? Что ожидает вас в профессиональном путешествии? >'' Специалисты областной службы занятости . подготовили этотвыпуск для вас, старшеклассники. И для ваших родителей, ^ которым предстоит вместе с вами держать главный экэамен, связанный с определением ' ' ' ' - жизненных ориентиров. Советуем вам перед «стартом» четко наметить . 4 ^ свой профессиональный маршрут. На что ориентироваться? В первую очередь, на свои~ способности, склонности, интерес к будущей , профессии, общественную потребность в ней.. Их общественное признание существенно меняется со временем. Еще совсем недавНо. считалось престижным иметь высшее ' техническое образование. И многие люди по окончании школы поступали в гехнические вузы. Но изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров. И многие из тех, кто ставил прщвыше всего престижность профессии, остались за воротами предприятия. Не делайте ставку на высокую зарплату, учтите, чтооплачивается не профессия, а «Если ВЫ н е знаете, в ка кую гавань держит е путь, то н и о д и н ветер н е будет д л я в а с попутным.» СЕНЕКА. мастерство. Условия труда —тоже не самое главное при „выборе профессии. Любая профессия на самом деле предполагает довольно широкий спектр возможных рабочих мест. И чем выше уровень квалификации человека, тем шире его возможности выбрать себе место работы по д у ш е . Если вы — профессионал высокого ' класса, то у вас будет гораздо больше возможностей и для выбора условий труда. Не поступайте в учебное заведение за компанию с кем-нибудь, иначе вы рискуете выбрать себе профессию в соответствии с интересами и способностями друзей или приятелей, а не с вашими собственными. Итак, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам необходимо сориентироваться всего в трех вещах. Во-первых, оценить, каковы ваши профессиональные интересы и , " склонности, кратко мы называем это вашим Т «ХОЧУ». Во-вторых, оценить, каковы ваши ,, профессионально важные качества: здоровье, способности, которые определяют в конечном счете вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, это ваше «МОГУ». В-третьих, узнать, какие профессии пользуются , спросом у работодателей на рынке труда, по / каким профессиям можно наити себе работу. - Иначе говоря, каково сегодня «Надо». Это надо знать К А К И Х СПЕЦИАЛИС ТОВ ГОТОВЯТ В Л И П Е Ц К Е ? Завершается учебный год, и сотни выпускников средних школ и, конеч­ но же, их родители задаются вопроса­ ми: какой путь выбрать в жизни? Ка­ кую и где получить профессию? Большинство выпускников по опы­ ту прошлых лет продолжат образова­ ние в липецких учебных заведениях. Предлагаем обзорную информацию об учебно-курсовой сети нашей области. Местные вузы готовят специалис­ тов для различных отраслей народно­ го хозяйства — металлургии, маши­ ностроения, строительства, а тгЕкже в области экономики, менеджмента, на­ родного образования, бакалавров (пер­ вый уровень подготовки специалистов) по направлениям - психология и юрис­ пруденция. В области действуют 22 средних специальных учебных заведения. Специалистов среднего звена для таких отраслей, как металлургия, ме­ таллообработка, ремонт и обслужива­ ние оборудования, готовят липецкие машиностроительный и металлурги­ ческий колледжи, для строительного комплекса — Липецкий строительный техникум, Елецкий техникум желез ­ нодорожного транспорта, Грязинский технический колледж. Кузницей кад­ ров для сельского хозяйства являются Задонский колледж механизации и электрификации сельского хозяйства, Усманский и Чаплыгинский совхозы- колледжи, Конь-Колодезский совхоз- техникум. Специалистов для учреждений здравоохранения готовят Липецкий ме­ дицинский колледж. Елецкое городское и железнодорожное, Данковское и Ус- манское медицинские 1 шилища, для на­ родного образования — Лебедянский и Усманский педагогический колледжи. К услугам тех, кто решил посвятить себя культуре и искусству, — Липец­ кое государственное музыкальное учи­ лище им. К.Н. Игумнова, Елецкое го­ сударственное училище искусств им. Т.Н. Хренникова, Липецкое областное училище культуры, расположенное в Задонске. Бухгалтерскому учету, контролю и анализу хозяйственной деятельности предприятий, юридической специаль­ ности обучают в лебедянских сельско­ хозяйственном и торгово-экономичес­ ком техникумах, в Липецком коопера­ тивном техникуме. «Новые» веяния не обошли сторо­ ной и учебные заведения нашей облас­ ти. Все более широкие масштабы при­ обретает платное обучение. В высших учебных заведениях области до 25 % учебных мест занимается по договорам с юридическими и физическими лица­ ми на платной основе. Второй год дей­ ствует в Липецке платный эколого-гу­ манитарный институт (бывший инсти­ тут международного эколого-палеонто­ логического университета). Платные группы (в основном экономика, бухгал­ терский учет и контроль, финансы) пла­ нируются в липецких строительном тех­ никуме и машиностроительном коллед­ же, Чаплыгинском совхозе-колледже. Полностью на коммерческую основу перешли учебно-производственный комплекс Липецкого облпотребсоюза, Липецкий филиал Лебедянского тор­ гово-экономического техникума. Самыми «доступными» учебными заведениями в настоящее время для юношей и девушек из большинства семей остаются профессиональные училища. Несмотря на трудности фи­ нансирования, в области полностью сохранена сеть учебных заведений на­ чального профессионального образова­ ния, где можно стать квалифициро­ ванным рабочим. 83 процента выпус­ кников профтехучилищ устраиваются по полученным в учебных заведениях профессиям. Это самый высокий по­ казатель в России. В области действуют 21 городское (из которых два вечерне-сменных) и 12 сельских профтехучилищ. В настоящее время в ПТУ области по дневной форме обучаются свыше 15 тысяч учащихся. Подготовка ведется по новому, утвержденному Правитель­ ством России перечню профессий, большинство из которых интегриро­ ванные, то есть включают в себя от двух до 10 специальностей. Это нема­ ловажный фактор! Потому что безра­ ботица — это удел тех, кто имеет одну, максимум две родственные профессии. Давно замечено: чем больше человек знает и умеет, тем больше шансов у него найти хорошо оплачиваемую ра­ боту. I Проверьте себя | С О Б С Т В Е Н Н О Е Д Е Л О В А М П О П Л Е Ч У ? П р е д п р и н и м а т е л ь с т в о — с п е ц и ф и ч е с к а я с ф е р а д е я т е л ь н о с т и , т р е б у ю щ а я о п р е д е л е н н ы х л и ч н о с т н ы х к а ч е с т в . Т о л ь к о н е б о л ь ш а я ч а с т ь л ю д е й ( 1 0 - 1 5 % ) и м е е т с к л о н н о с т и и с п о с о б н о с т и о р г а н и з о в а т ь с о б с т в е н н о е д е л о . П о с к о л ь к у н и к а к и х о б ъ е к т и в н ы х к р и т е р и е в , п о з в о л я ю щ и х о д н о з н а ч н о о п р е д е л и т ь , о б л а д а е т е л и в ы н е о б х о д и м ы м и д л я п р е д п р и н и м а т е л я д а н н ы м и , н е т , м о ж н о п о с о в е т о в а т ь с т р е м я щ и м с я к с а м о с т о я т е л ь н о й з а н я т о с т и о ц е н и т ь с в о и в о з м о ж н о с т и п о п р е д л о ж е н н о й а н к е т е : Отвечать надо «да» или «нет». 1. Вы определились, какие услуги можете предложить? 2. Как Вы думаете, предложенные Вами услуги будут поль­ зоваться спросом? 3. Считаете ли Вы, что у Вас будет мало конкурентов? 4. Знаете ли Вы, чем займетесь, если Ваше дело окажет­ ся убыточным? 5. Умеете ли Вы доводить начатое дело до конца, не­ смотря на все препятствия? 6. Есть ли у Вас партнеры, которым вы абсолютно дове­ ряете? 7. Ваши партнеры являются достаточно компетентными в выбранной области предпринимательства? 8. Как Вы считаете, сможете ли вы в своей деятельности всегда соблюдать закон? 9. Если Вам предложат дело, дающее мгновенно 200-300 процентов прибыли. Вы задумаетесь, прежде чем согласить­ ся? 10. Склонны ли Вы всегда тщательно проверять деловую информацию? 11. Собираетесь ли Вы ограничивать свои потребности при использовании первой прибыли? 12. Поддерживают ли Ваше начинание ваши родные? 13. Умеете ли Вы дорожить своими партнерами? 14. Сможете ли Вы в случае удачи не хвалиться своими доходами? 15. Готовы ли Вы работать по 12-14 часов в сутки? Оценка ре зультатов Подсчитайте количество положительных ответов. Каждый положительный ответ дает одно очко. Если сумма составила 10 и более оч ко в , у Вас имеются необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. От 6 д о 10 оч ков : шансы на успех в качестве предпри­ нимателя не так очевидны. М енее 5 оч ко в : Ваши шансы добиться успеха в качест­ ве предпринимателя, по-видимому, невелики. Более подробно проверить свои возможности и получить необходимые консультации Вам помогут работники район­ ных центров занятости населения по месту жительства или специалисты областного центра профессионального обуче­ ния и'АЭЭНсулвтирования незанятого населения. -9 а П.9ШПЦ]] Особый случай ПОМОГУТ СДЕЛАТЬ ВЫБОР Ситуация на рынке труда слож ­ ная, но еще более непроста она для инвалидов. Каждый день приносит им новые разочарования и пробле­ мы. И сталкиваться с ними люди, имеющие недостатки физического развития, начинают сразу после окончания специализированных учебных заведений и школ-интер­ натов. Поэтому именно выпускни­ кам этих учебных заведений психо­ логи областного центра профессио­ нального обучения и консультиро­ вания незанятого населения уделя­ ют особое внимание. С ними проводятся групповые профконсультации, тестирование с целью выявления профессиональ­ ных интересов и склонностей. В зависимости от специфики за ­ болевания учащихся знакомят с тре­ бованиями, которые предъявляют профессии к человеку, с состояни­ ем рынка труда области. Например, в Дмитряшевской речевой школе Хлевенского района проводилась индивидуальная беседа с каждым учащимся. Приоритетны­ ми ребята назвали для себя профес­ сии швеи, плотника, водителя, ма- ляра-штукатура, повара, художни ­ ка. Они получили информацию, в каких учебных заведениях можно продолжить образование по выбран­ ным профессиям. Встречи профконсультантов с детьми-инвалидами и их педагога­ ми, наставниками помогают развить выявленные у ребят склонности и в конечном итоге помогают сделать им правильный выбор в жизни. По окончании специализирован­ ных школ дети-инвалиды имеют возможность обучаться в учебной сети Липецка и Липецкой области. Например, глухих и слабослыша­ щих детей обучают в СПТУ-5 и ОПТУ-7 профессиям столяра и то­ каря-резчика по дереву. Есть воз­ можность получить специальность в учебных заведениях Минсоцзащи- ты России. Областной программой содействия занятости населения в Липецкой области на 1996 год так­ же предусмотрено обучение безра­ ботных инвалидов по 29 приоритет­ ным для региона профессиям, та­ ким, как швея, скорняк, закрой­ щик, обувщик, столяр, часовщик по ремонту механических, кварцевых, электронных часов, радиомеханик по ремонту радиотелеаппаратуры, пчеловод, и другим за счет средств фонда занятости населения. У важаемые юноша и девушки! предлагаем вам воспользоваться бесплатными услугами профконсультационных пунктов с целью получения помощи в выборе наиболее подходящей профессии. Квалифицированные специалисты помогут вам познать самих себя, свои способ­ ности, склонности, интересы, психологические особенности. Профконсультационные пункты действуют при центрах занятости населения гг. Елец, Лебедянь, Грязи и при област­ ном центре профобучения и консультирования незанятого на­ селения Липецка по адресу: ул. Советская, 66. Тел. 74-72-69. Консультирует юрист ГДВ РАВОТАТЬ М НВ ТОГДА? «Если я не поступлю в институт, что делать? Мне примут ли меня на работу, да еще без специальности?» Д л я Алеш и и д р у ги х несовершеннолетних ребят, которым, в о з ­ м ож но , придется вступить в трудовые отношения с предприятия ­ м и и органи зациям и и л и обратиться в сл уж б у занятости, — к о н ­ сультация юриста управле ни я Николая СУРОВА: Прежде всего, отметим, что законодательством уменьшен на один год возраст, с которого до ­ пускается прием на работу. Теперь он равен 15 годам (федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 182). По-прежнему разрешен прием на работу учащихся школ по до ­ стижении ими 14-летнего возрас­ та для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего учебный про ­ цесс в свободное от учебы время. Однако если раньше для приема на работу 14-летних требовалось согласие только одного из роди­ телей, то сейчас, согласно выше­ указанному федеральному закону, такое согласие должны дать оба родителя. При приеме учащихся администрация обязана ознако ­ мить их с характером работы, ус ­ ловиями труда, объяснить права и их обязанности, ознакомить с пра­ вилами внутреннего трудового распорядка, подробно проин ­ структировать по технике безопас­ ности, производственной санита­ рии и другим правилам по охране труда. Попутно отметим, что согласие родителей требуется и для того, чтобы несовершеннолетний, до ­ стигший 16-летнего возраста. смог заниматься предприниматель­ ской деятельностью. Молодые люди должны знать также, что перечень работ, на ко ­ торых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, допол­ нен. Помимо тяжелых и подземных работ, а также работ во вредных и опасных условиях (ст. 175 КЗоТа РФ) запрещается применение тру­ да, причиняющего вред их нрав­ ственному развитию (производст­ во, перевозка и торговля спиртны­ ми напитками, табачными издели­ ями, игорный бизнес и т.д.). Запре­ щается работа несовершеннолет­ них и в качестве спасателей в про ­ фессиональных аварийно-спаса ­ тельных формированиях. Согласно законбдательству, при приеме на работу обязателен ме­ дицинский осмотр. Для лиц моло­ же 21 года он проводится за счет средств работодателя. Подростки, испытывающие за ­ труднения при самостоятельном поиске работы, вправе обратиться в службу занятости. Они должны знать, что в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» любой гражданин, об ­ ращающийся в службу занятости, в том числе и 14-15-летние подрос­ тки, имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное полу­ чение информации с целью выбо- недавно исполнилось 17 лет, Алексей ШАТАЛИН . г. Липецк. ра работы, режима труда, возмож­ ности обучения. Для той части молодежи, кото­ рая не смогла поступить в про ­ фессионально-технические учили­ ща, образовательные учреждения среднего и высшего профессио­ нальных образований в силу раз­ личных обстоятельств, служба за ­ нятости организует профессио­ нальную подготовку, оказывает услуги в профориентации, оплачи­ вает стоимость профобучения, ус ­ танавливая при этом на весь пе­ риод учебы стипендии в размерах, предусмотренных законодательст­ вом. В соответствии со ст. 3 Зако­ на о занятости безработными при­ знаются только те граждане, ко­ торым на момент обращения в службу занятости исполнилось 16 лет. Лица моложе 16 лет, обратив­ шиеся в службу занятости, могут быть зарегистрированы в целях поиска работы без предоставле­ ния статуса безработного. Молодые люди, никогда и ни­ где не работавшие и ищущие ра­ боту впервые, предъявляют пас­ порт и документ об образовании. Решение о назначении пособия принимается центром занятости одновременно с решением о при­ знании подростка безработным. Пособие по безработице назнача­ ется для такой категории граждан в размере установленного зако ­ ном минимального уровня оплаты труда. Материалы этого вы пуска подготовлены специалистами областной службы занятости населе ­ ния —М . Золотаревой, Т. Ко сен ковой , Л . Ф урсовой , А. Переверзевым , С. Соболевой , А. Ивановым. Ответственная за вы пус к Л . ГОНЧАРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz