Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
м о и д р у г , о т ч и з н е посвятим д у ш и п р е к р а с н ы е порывы ! 25 мая 1996 г. № 9 6 -9 7 (1 1 6 0 -1 1 6 1 ) Интервью по поводу Х Р А Н И Т Е Л И Д У Х О В Н Ы Х Ц Е Н Н О С Т Е Й в 9 ТОМ году, 27 мая, в России будет впервые отмечаться новый праздник — общероссийский День библиотек. Он был установлен год назад Указом Президента России, в котором подчеркнут значительный вклад российских библиотек в разви тие отечественного 4^росвещения, науки и культуры. В канун праздника мы встретились с директором Липецкой областной научной библиотеки К. СУХИНИНОЙ. — Клавдия Никифо ровна, наша газета уже не раз писала о том, что библиотекам непросто ж ив ет ся в нынешнее время, а вам, специалис там, работается. Резко ухудшилось комплекто в ан и е , ум ен ьш а ет ся книжный фонд, ослабле на материально-техни ческая база, ограничено бюджетное финансиро вание... Конечно, не в празд ник бы обо всем этом го ворить. Какие надежды питаете лично вы, каких перспектив ждете? — Надежды появи лись. Месяц назад при нят Закон «О библиотеч ном деле в Липецкой об ласти». Кстати, немно гие другие области при няли подобный во испол нение Указа Президента от декабря 1994 года, ре шений Госдумы. Так что мы в числе первых и надо отдать должное и депутатам областного Собрания, и главе адми нистрации области. Для нас этот документ очень важен, так как он явля ется правовой основой организации, сохране ния и развития библио течного дела в области. Он ставит своей целью содействовать реализа ции конституционных прав граждан на поиск и получение информации, образование, доступ к культурным ценностям. Слово «библиотека» всегда невольно ассоци ируется с духовным мес том. Она должна быть общедоступна, открыта для всех... — Что принципиаль но нового песет приня тый .Закон? — Прежде всего это гарантия бесплатного библиотечного обслужи вания. Это также госу дарственная гарантия комплектования книж ного фонда. В Закон во шло положение об обя зательном бесплатном экземп.чяре, а, значит, мы получаем большую возможность сохранения истории нашей области. Важно, что в этом доку менте узаконены взаимоот ношения библиотеки-учре дителя и права пользовате лей. У наших читателей по явилась возможность выбо ра библиотеки независимо от места жительства, микро района. Кстати, мы уже у себя почувствовали, как «ра ботает» это право. Читатели все чаще выбирают нашу, главную библиотеку. Если в 1993 году мы обслужили 153 тысячи человек, то толь ко за три месяца этого года нашими услугами восполь зовались 190 тысяч. Ежед невно ощущаем рост посе щаемости. Тут, конечно, сказывается и то, что в ин ститутах, колледжах откры лись новые факультеты , курсы, специализации , а местные библиотеки при нынещней бедности просто не располагают нужным книжным фондом—моло дежь идет к нам... Хотелось бы отметить еще вот что. Впервые узако нены основы хозяйственной деятельности библиотеки. Мы получили право и самим зарабатывать, и спонсоров иметь, и эти деньги можем иметь независимо от бюд жетного фонда. Кстати, не много, но сами уже зарабо тали — за четыре месяца 20 миллионов рублей... Рады мы и тому обстоя тельству, что запрещена приватизация библиотек, как общенародного достоя ния, причем за это несут от ветственность местные влас ти. Еще до недавнего време ни как было? Цришел в не годность где-то детский са дик — где брать помещение? Давайте библиотеку высе лим или потесним... Теперь такого не будет. — 27 мая впервые будет отмечаться ваш профессио нальный праздник — обще российский День библио тек... — Установлен он был в этот день, в прошлом году, когда отмечгщось 200-летие Российской национальной библиотеки в Москве. У себя мы решили провести этот праздник широко 24 мая, в День славянской письмен ности и культуры, а в рай онных центрах он состоит ся 27 мая. — Что бы вам хотелось пожелать своим коллегам в этот день? — И не только колле гам. Общероссийский День библиотек — праздник всех, кто обращается к кни гам за знаниями, для отды ха или утешения. Да, библиотекам трудно живется последние годы. Но, несмотря на экономи ческие условия, коренную ломку социальной структу ры, большинство учрежде ний культуры продолжает выполнять свою высокую просветительскую миссию в мире меняющихся ценнос тей. Многие из них успеш но учатся работать и жить в новых рыночных отноше ниях. В 1994 году была созда на Российская библиотеч ная ассоциация — объеди нение работников библио тек. И принятые законы о библиотечном деле, и то, что мы, специалисты, по чувствовали себя одной, профессиональной семьей — все это радует. Наша тру довая история привела к осознанию того, что строить справедливые социальные отношения, формировать граж данскую культуру можно только в том общес тве, где библиотекам отве дено достойное место. По крайней мере, в это хочет ся верить. Мы надеемся, что наш профессиональный празд ник станет таковым для всех, кто любит чтение, писателей, ученых, учите лей, рабочих, книгоиздате лей и распространителей книги. Хотелось бы также, чтобы День библиотек стал хорошим поводом для всех руководителей вспомнить о книгах, о библиотеках и о людях, несущих свои зна ния. Ведь все мы в той или иной мере — читатели. Поздравляю работников библиотек области всех форм собственности, наших читателей с праздником чтения и культуры и желаю им терпеливо продолжать «сеять разумное, доброе, вечное...» Беседовала Лидия ДУВИНЛ. Только что издано В О П Л О Щ Е Н И Е М Е Ч Т Ы Об этой книжке коренной л е б е д я н е ц Н. Волынчиков м еч тал всю свою дол гую жизнь. И тогда, когда "тянул срок" репрессированного на Крайнем Севере, и когда ин- женерил на предприятиях, а потом поочередно и с успе хом возглавлял инструмен тальный 1 | машиностроитель- ' ный заводы. По уму, по складу харак тера Н. Волынчиков — чело век творчески разносторон ний. На его счету есть изо бретения, он — автор более трех десятков повестей и рас сказов , мно гие из которых увидели св е т в «толстых» журналах и центральной пе чати. И вот — дол гожданны й сборник «На разломе», толь ко что сошедший с переплет ного стола Липецкого изда тельства Р о с ком п еч а ти . В нем всего-то четыре повести и два рассказа — на большее не хватило средств. Но все равно для Николая Василь евича это — заветное вопло щение мечты. Автор не выдумывает в «муках творчества» сногсши бательные сюжеты, он лишь отбирает типичные явления, с которыми сводила жизнь, художественно их п е р е о с мысливает. Героиня повести «Беличье колесо» интеллигентная жен щина независимых суждений, кандидат наук, принимает на себя тяготы по спасению за вода. У нее погибают муж и сын; не складываются дело вые отношения с первым сек ретарем обкома. В результа те подвижница техпрогресса в 55 лет оказывается пенси- онеркой-нищенкой, так и не израсходовав до конца свой могучий потенциал руководи теля. На одном дыхании читает ся повесть «Чужие». В ней и неудавшаяся любовь, и пре данность друзей, смело бро сившихся на помощь талан тливому изобретателю . А в повести «Золотистая Энн» с первой и до последней стро ки звучит тревога за окружа ющую нас природу, которую надо спасать от неразумных действий самого человека. Главный персонаж «Демона» — внук репрессированного и погибшего в чужой холодной стороне священнослужителя. Положив на алтарь святого дела здоровье и капитал он восстанавливает о б е зо бр а женный Божий храм, в кото ром настоятелем был его реп рессированный дед. Рассказ «Возмездие» про низан болью оклеветанного и погибшего в холодной Колы ме геройского комбата. Тихой грустью воспоминаний о се верных просторах Вычегды полон рассказ «Пересадка». Всем произведениям Н. Волынчикова присущи с о чный язык, динамичные диа логи, интересные пейзажные и бытовые зарисовки. Жаль лишь, что не нашлось в книге места для кратких данных об авторе и его фотографии. В л а д и м и р М И Х А Й Л О В , о т в е т с е к р е т а р ь Л е б е д я н с к о г о р а й о н н о г о о б щ е с т в а к н и го л ю б о в . ____________________________ ________ I О б щ е с т в е н н ы е б е с п л а т н ы е б и б л и о т е к и о с т а л и с ь н а д е ж н ы м м а я к о м в п р и в и т и и к у л ь т у р ы ч т е н и я . О н и п р о д о л ж а ю т , н е с м о т р я н а в с е с е г о д н я ш н и е т р у д н о с т и , о с у щ е с т в л я т ь г л а в н у ю з а д а ч у — в о с п и т а н и я г р а ж д а н с к и х , н р а в с т в е н н ы х к а ч е с т в у ю н о ш е с т в а , л ю б в и к с в о е м у О т е ч е с т в у , Р о д и н е . . . О б э т о м р а з м ы ш л я е т с е г о д н я в е д у щ и й с п е ц и а л и с т о б л а с т н о й ю н о ш е с к о й б и б л и о т е к и О л ь г а Б А Р А Н О В А . О патриотизме написано и сказано столь ко. что, кажется, добавить нечего. Но сегод ня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечес тво. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает неопределенностью буду щее. Еще совсем недавно все мы были уверены в том, что наша страна самая могуществен ная, богатая, сильная. В годы реформ неожи данно оказалось, что наша история — чуть ли не сплошная роковая ошибка, что мы са мые отсталые, что у нас рабская психология и вообще — Россия проклятая и обреченная страна... Словно бы рухнул крепкий утес, а его развалины затопил океан претензий, об винений, проклятий. Равновесие в сознании людей грубо нарушилось. Для многих взрос лых, зрелых людей это серьезная психологи ческая травма, которую можно назвать идео логическим землетрясением. Как же в такой ситуации чувствует себя наше подрастающее поколение, усваивающее, что их дом, их Родина — хуже всех, а они сами жалкие, ни на что не годные «совки*?^ Недавно в Российской государственной библиотеке совместно с Центром художествен ного творчества был проведен конкурс сочи нений на тему «Моя Россия». В нем приняли участие ребята из разных регионов страны. Приведу отрывки из нескольких писем, авто рам которых не больше 15 лет. «Сейчас обливают грязью все то, во что люди верили, пишет Светлана Кузнецова из Калуги. — Какими будем мы, если на на ших глазах рушится старое и не строится ■каюе? По-мс ему, так нельзя, это ошибка». Оксана Вербинина из Курска пишет: .Когда мы возмущаемся трудной жизнью, бабупгка сердится, говорит, политики прихо дят и уходят, а народ остается. Но я верю в своих внуков. Верю, что разберетесь, что луч ше - - хлеб и вода вместе с Родиной, или счет в швейцарском банке? Она верит, знает. А мы . .? ' „ Ребя .а разм .Щ 1 .ЧЯЮТ о прошедшей Вели- ко - 7 ■'!г- .'рсгвеппон войне, о войне в Чечне, об •I , . и 1 НО. ы о п г , , всем не равпо- ■’ . . че< : ..чл!. Родины от дается и в их сердцах. Сегодня в отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном — глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на дру гом — вандализм и циничный отказ от Оте чества. Между ними несчетное множество пе реходных вариантов. В этой зоне колеблющих ся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. Судьба молодых тревожит. Воспитывает ся подрастающее поколение с чистого листа, что называется, без роду без племени, с ущем ленным национальным достоинством, свобод ное от родовой памяти. Они побаиваются сло ва «патриот», чураются армии, стесняются во енной формы. Не случайно, как показывают опросы социологов, 80 процентов старшеклас сников Москвы и СанктПетербурга хотят уехать из России. Люди, далекие от детей и молодежи, не чувствуют всей остроты создав шейся ситуации, но ее ощущают те, кто не посредственно работает с молодежью, в том ем в сознании ребят чувство собственного до стоинства, национальную гордость, уважи тельное отношение к памяти Отечества, лю бовь к Родине, гордость за историческое про шлое страны, любовь к своему краю, «малой» Родине. Системно организуем циклы обзоров, вы ставок, бесед по пропаганде .дучшей военно- патриотической, исторической литературы. Большим вниманием читателей пользовались выставки: «Я только Русью и живу» (история России в художественной литературе); «Оте чества достойные сыны* (посвященная вели ким полководцам России); «Люблю тебя, мой край родной» (выставка книг писателей и по этов наших земляков). Учащиеся 9-11-х клас сов школы № 2 познакомились с произведе ниями современных писателей по теме «Че ловек на войне». Познавательным для специалистов средних школ № 61 и Сырской школы был цикл бесед «Воспитание историей», посвященный герои ческому прошлому народа. Вооруженным Си- К О М У Д О В Е Р И М Б У Д У Щ Е Е С Т Р А Н Ы ? числе и мы, библиотекари. Основную категорию читателей нашей об ластной юношеской библиотеки составляют подростки и юноши в возрасте от 13 до 21 года. Учащиеся старших классов общеобра зовательных школ, ОПТУ, студенты вузов и техникумов, работающая молодежь, служа щие, интеллигенция... Социальное и личнос тное значение этого возраста трудно переоце нить. Главная задача библиотеки — приобщение молодежи к материальной и духовной куль туре, гармоничное развитие личности. С этой целью нами разработана комплексная целе вая программа «Книга, библиотека и форми рование личности молодого читателя». Она ох ватывает многие направления работы. Патри отическое воспитание молодежи — приори тетное для нас. Воспитывая юных книгой, которая мощ ной силой вторгается в духовный мир, мы помогаем им что-то переосмыслить в своей нравственнбй жизненной позиции, утвержда- лам, выдающимся деятелям отечественной истории. При библиотеке в год празднования 50-ле тия Великой Победы работал совет историчес кого общества, в который вошли краеведы, ветераны войны и труда. Волнующие встречи ветеранов с молодыми читателями сыграли огромную роль в осмыслении ими эпохально го события Победы советского народа в Вели кой Отечественной. Патриотическому воспитанию способство вали занятия в созданном при библиотеке клубе «Родина»; недели и месячники военно исторической книги «У войны не женское лицо»; тематические вечера: «Поэты-фронто вики и композиторы Великой Отечественной войны», «Афганская война: как это было?» И, надо сказать, что к патриотическому воспитанию детей и юношества, как важней шему, обратились сегодня в своей деятельнос ти многие библиотеки города и области. По нашему т и м е р у созданы клубы — краевед- ч’есйй^'Ч^ЭфдйнаЧ при филиале № 3 ЦБС Ли пецка, юных любителей истории при филиа ле Хв 5 и другие. Возродился интерес к народной традици онной культуре. Идет активное освоение на родных обычаев, обрядов, праздников. Изу чается национальный фольклор, возрождают ся народные ремесла и промыслы. Библиоте ки принимают в этой работе самое активное участие. Широко, с выдумкой Грязинской Центральной районной библиотекой органи зуются фольклорные праздники. Один из них был посвящен Рождеству. В этот вечер зву чали старинные песни, вспомнили русские обычаи, гадания. Библиотекари рассказали ре бятам об обрядности Святок, игрищах, поси делках. Интересно прошел и другой фоль клорный театрализованный праздник «Ши рокая Масленица»: с пением коляды под буб ны, рожки, балалайки, с «хороводами» и «ку лачными боями*. Читатели познакомились с обрядами и обычаями всех семи дней масле ничной недели. Славяне всегда были искусными воинами, очень уважительно относились к воинской обязанности. Из древности доносит до нас время: «Почитай за благо послужить своему Отечеству и на поле брани». Во все времена русские воины дорожили честью своего мун дира, а она подразумевает храбрость, верность долгу. Родине, своим идеалам, присяге. Та кой теме был посвящен вечер «Честь имею», проведенный в нашей библиотеке в этом году. Под эгидой клуба «Родина» состоялась встре ча с ребятами из средней школы № 12, она прошла ярко, эмоционально. Политики приходят и уходят, а армия, наши солдаты и офицеры — остаются. Поче му сегодня так часто ругают армию, все, мол, в ней было и есть плохо, бездарно, а потому никому не нужно. Такая волна нигилизма наносит ощутимый удар по сознанию моло дежи. Пока недостаточно глубоко в библиотеках ведется работа по изучению исторического прошлого Отечества. Редко используются активные формы работы, в основном специа листы ограничиваются организацией выста вок, посвященных истории Родины. Да, тема эта трудная, говорить о ней сложно. Порой к нам попадают книги, совершенно противоре чащие друг другу в оценке исторических со бытий. Сильно изменились устоявшиеся взгляды на события прошлого, порой в про тивоположную сторону. Но это не должно быть причиной для забвения темы. Молодежь должна знать историю своей страны, истори ческие корни, чтобы на опыте предков обре тать мудрость и не повторять их грубых оши бок. Ведь другого Отечества, другой истории у нас не будет. Без знания прошлого невозможно творить настоящее и думать о будущем, любить ту землю, на которой ты родился и живешь, где будут жить твои дети п внуки. Мне уже приходилось предварять поэтические премьеры земляков запоздалой признательностью. Вот и эта встреча запоздала на целую жизнь. С высоких падаюткустов Смешные пе/зышки акаций. И лишь черемуха крестом Сложила сломанные пальцы. Непритязательны строки о весне, но какая в них поэтическая зоркость и чуткость, боль нераспахнутая, художественно мотивированный переход от бытовых деталей, частностей к неоднозначным, г л ^ и н ны м явлениям бытия! Из тридцати восьми летЮрий Брюшков прожил в Липецке двадцать. Закончил пединститут, работал на разных предприятиях. В августе прошлого года, во время отпуска, ушел в лес на про/улку. Ушел, как оказалось, навсегда: не выдержало больное сердце. Друзья Юры, его мама Анна Васильевна, поэты Александра Тамбовская и Сергей Панюшкин сделали все, чтобы увидела свет книжка безусловно одаренного поэта. Книжка уже в наборе. Она невелика по объему, но благодарный читатель откроет в ней немало родного и близкого — от незабытого детства д о высокой печали любви: И я стоял, смирившийся с судьбой, Наедине оставшись с черной ночью, — Я, видевший печальное воочию: Как солнце уходило за тобой. Публикуемая подборка стихов из И д ущ е й книги —первый шаг возвращения безвременно ушедшего Юрия Брюшкова к землякам. Борис ШАЛЬНЕВ. ВЕЧЕР Бесцветен мир, безропотна река. Угрюмы горы и безмолвны степи, — Стоит ребенок у д в ун о го косяка. Ладошки мнет, как будто пальцы лепит. За дверью одиночество его — Во тьме зеркал, под пылью вечных знаний. Он там забыт, как на песке совок. Воздушный шарик среди серых зданий. Но снова вечер спать его кладет. Поет о счастье в тихой колыбельной. Его баюкает, не зная слов и нот. Тот вечер — всемогущий, добрый, цельный. Какие звезды ночь на небе шьет. Какие яркие, как быстро и умело! И мальчика несет под небосвод, И ветром гладит худенькое тело. Д Р У Г РУБИТ Д Р О В А . . . Эта колка свежих дров! — Наслаждение и только. Сколько звона, гула сколько, Ох и рубит, ну здоров! Здоровее прочих не был А смотрите-ка — подрос. Вот и двор — щепой зарос, И сияет солнце с неба. Вот и выросла гора Белых, маленьких полешек, И — растрепанный, как леший, Гладит обух топора! X X X Уж пади синие сухи, И громко сватаются вороны, И крошкой вербной шелухи Земля весенняя посолена. И. зная, — лето впереди. Жуки ломают свои коконы, И беспокойные дожди Идут на розовые окна. С высоких падают кустов Смешные перышки акаций. И лишь черемуха крестом Сложила сломанные пальцы. РОЖ ДЕСТВО А перед этим падала листва. Дрожащая у дерева на теле, А та, что оставалась — еле-еле На веточках качалась чуть жива. И было все — и яркая звезда, И ангел, утомленный в изголовье, И морды равнодушные коровьи. Жевавшие былинки, как всегда. И сам отец, склонившийся в тоске Над слабым тельцем сонного младенца, И Млечный Путь — большой, как полотенце, В огромной, но невидимой руке. И осветили сонное жилье Горячие и чистые зарницы. Святую мать и нищую царицу, И жизнь обреченную ее. X X X Наш поезд больше часа там стоял. Среди холмов, полыни и левкоев. И вечер стал похож на ритуал Прощания с землей ее изгоев. И мы смеялись, видя птичью прыть, И долго-долго грустные молчали, И старый враг пришел поговорить, — С глазами друга, полными печали. И сбивчиво шептал, что счастья нет, А если есть, то в этом нету проку, — И ни к чему погиб большой поэт. Когда-то живший здесь неподалеку. СТАРЫЕ ФО ТО ГРАФИИ Мне в этом доме, как во сне, — Так необычно и уютно... И все же горестно и смутно От этих взглядов на стене. Грустна похожесть добрых глаз Моих когда-то живших предков. Их лиц улыбчивая редкость На фотографиях в анфас. И снова все они молчат. Как будто, встав у теплой печки. Глядят, как тоненькие свечки. Им принесенные, горят. X X X Я солнце до заката провожал. Оно ушло за поездом далеким. Светило долго и, наверное, многим, — Тем, кто того вовек не ожидал. Я за уходом солнечным следил. За светом —ласковым и ясным. Смотрел и думал, как оно прекрасно. Единственное изо всех светил. И я стоял, смирившийся с судьбою. Наедине оставшись с черной ночью. Я, видевший печальное воочию: Как солнце уходило за тобой. X X X Какая свежесть, боже мой! Хотя при чем здесь имя божье? Я трогал дерево зимой С какой-то вдохновенной дрожью. О запахе его мечтал^ И воздух таял тонкой льдинкой. Растаял... и в губах пропал. Но к сердцу продышал тропинку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz