Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

м о и д р у г , о т ч и з н е посвятим д у ш и п р е к р а с н ы е порывы ! 25 мая 1996 г. № 9 6 -9 7 (1 1 6 0 -1 1 6 1 ) Интервью по поводу Х Р А Н И Т Е Л И Д У Х О В Н Ы Х Ц Е Н Н О С Т Е Й в 9 ТОМ году, 27 мая, в России будет впервые отмечаться новый праздник — общероссийский День библиотек. Он был установлен год назад Указом Президента России, в котором подчеркнут значительный вклад российских библиотек в разви­ тие отечественного 4^росвещения, науки и культуры. В канун праздника мы встретились с директором Липецкой областной научной библиотеки К. СУХИНИНОЙ. — Клавдия Никифо­ ровна, наша газета уже не раз писала о том, что библиотекам непросто ж ив ет ся в нынешнее время, а вам, специалис­ там, работается. Резко ухудшилось комплекто­ в ан и е , ум ен ьш а ет ся книжный фонд, ослабле­ на материально-техни ­ ческая база, ограничено бюджетное финансиро ­ вание... Конечно, не в празд ­ ник бы обо всем этом го­ ворить. Какие надежды питаете лично вы, каких перспектив ждете? — Надежды появи ­ лись. Месяц назад при­ нят Закон «О библиотеч­ ном деле в Липецкой об­ ласти». Кстати, немно­ гие другие области при­ няли подобный во испол­ нение Указа Президента от декабря 1994 года, ре­ шений Госдумы. Так что мы в числе первых и надо отдать должное и депутатам областного Собрания, и главе адми­ нистрации области. Для нас этот документ очень важен, так как он явля­ ется правовой основой организации, сохране ­ ния и развития библио­ течного дела в области. Он ставит своей целью содействовать реализа ­ ции конституционных прав граждан на поиск и получение информации, образование, доступ к культурным ценностям. Слово «библиотека» всегда невольно ассоци­ ируется с духовным мес­ том. Она должна быть общедоступна, открыта для всех... — Что принципиаль­ но нового песет приня­ тый .Закон? — Прежде всего это гарантия бесплатного библиотечного обслужи­ вания. Это также госу­ дарственная гарантия комплектования книж ­ ного фонда. В Закон во­ шло положение об обя­ зательном бесплатном экземп.чяре, а, значит, мы получаем большую возможность сохранения истории нашей области. Важно, что в этом доку­ менте узаконены взаимоот­ ношения библиотеки-учре­ дителя и права пользовате­ лей. У наших читателей по­ явилась возможность выбо­ ра библиотеки независимо от места жительства, микро ­ района. Кстати, мы уже у себя почувствовали, как «ра­ ботает» это право. Читатели все чаще выбирают нашу, главную библиотеку. Если в 1993 году мы обслужили 153 тысячи человек, то толь­ ко за три месяца этого года нашими услугами восполь­ зовались 190 тысяч. Ежед­ невно ощущаем рост посе­ щаемости. Тут, конечно, сказывается и то, что в ин­ ститутах, колледжах откры­ лись новые факультеты , курсы, специализации , а местные библиотеки при нынещней бедности просто не располагают нужным книжным фондом—моло ­ дежь идет к нам... Хотелось бы отметить еще вот что. Впервые узако­ нены основы хозяйственной деятельности библиотеки. Мы получили право и самим зарабатывать, и спонсоров иметь, и эти деньги можем иметь независимо от бюд­ жетного фонда. Кстати, не­ много, но сами уже зарабо­ тали — за четыре месяца 20 миллионов рублей... Рады мы и тому обстоя­ тельству, что запрещена приватизация библиотек, как общенародного достоя­ ния, причем за это несут от­ ветственность местные влас­ ти. Еще до недавнего време­ ни как было? Цришел в не­ годность где-то детский са­ дик — где брать помещение? Давайте библиотеку высе­ лим или потесним... Теперь такого не будет. — 27 мая впервые будет отмечаться ваш профессио­ нальный праздник — обще­ российский День библио ­ тек... — Установлен он был в этот день, в прошлом году, когда отмечгщось 200-летие Российской национальной библиотеки в Москве. У себя мы решили провести этот праздник широко 24 мая, в День славянской письмен­ ности и культуры, а в рай­ онных центрах он состоит­ ся 27 мая. — Что бы вам хотелось пожелать своим коллегам в этот день? — И не только колле­ гам. Общероссийский День библиотек — праздник всех, кто обращается к кни­ гам за знаниями, для отды­ ха или утешения. Да, библиотекам трудно живется последние годы. Но, несмотря на экономи­ ческие условия, коренную ломку социальной структу­ ры, большинство учрежде­ ний культуры продолжает выполнять свою высокую просветительскую миссию в мире меняющихся ценнос­ тей. Многие из них успеш­ но учатся работать и жить в новых рыночных отноше­ ниях. В 1994 году была созда­ на Российская библиотеч­ ная ассоциация — объеди­ нение работников библио­ тек. И принятые законы о библиотечном деле, и то, что мы, специалисты, по­ чувствовали себя одной, профессиональной семьей — все это радует. Наша тру­ довая история привела к осознанию того, что строить справедливые социальные отношения, формировать граж данскую культуру можно только в том общес­ тве, где библиотекам отве­ дено достойное место. По крайней мере, в это хочет­ ся верить. Мы надеемся, что наш профессиональный празд­ ник станет таковым для всех, кто любит чтение, писателей, ученых, учите­ лей, рабочих, книгоиздате­ лей и распространителей книги. Хотелось бы также, чтобы День библиотек стал хорошим поводом для всех руководителей вспомнить о книгах, о библиотеках и о людях, несущих свои зна­ ния. Ведь все мы в той или иной мере — читатели. Поздравляю работников библиотек области всех форм собственности, наших читателей с праздником чтения и культуры и желаю им терпеливо продолжать «сеять разумное, доброе, вечное...» Беседовала Лидия ДУВИНЛ. Только что издано В О П Л О Щ Е Н И Е М Е Ч Т Ы Об этой книжке коренной л е б е д я н е ц Н. Волынчиков м еч тал всю свою дол гую жизнь. И тогда, когда "тянул срок" репрессированного на Крайнем Севере, и когда ин- женерил на предприятиях, а потом поочередно и с успе ­ хом возглавлял инструмен ­ тальный 1 | машиностроитель- ' ный заводы. По уму, по складу харак ­ тера Н. Волынчиков — чело ­ век творчески разносторон ­ ний. На его счету есть изо ­ бретения, он — автор более трех десятков повестей и рас­ сказов , мно гие из которых увидели св е т в «толстых» журналах и центральной пе ­ чати. И вот — дол гожданны й сборник «На разломе», толь­ ко что сошедший с переплет ­ ного стола Липецкого изда ­ тельства Р о с ком п еч а ти . В нем всего-то четыре повести и два рассказа — на большее не хватило средств. Но все равно для Николая Василь ­ евича это — заветное вопло­ щение мечты. Автор не выдумывает в «муках творчества» сногсши ­ бательные сюжеты, он лишь отбирает типичные явления, с которыми сводила жизнь, художественно их п е р е о с ­ мысливает. Героиня повести «Беличье колесо» интеллигентная жен ­ щина независимых суждений, кандидат наук, принимает на себя тяготы по спасению за ­ вода. У нее погибают муж и сын; не складываются дело ­ вые отношения с первым сек ­ ретарем обкома. В результа­ те подвижница техпрогресса в 55 лет оказывается пенси- онеркой-нищенкой, так и не израсходовав до конца свой могучий потенциал руководи­ теля. На одном дыхании читает ­ ся повесть «Чужие». В ней и неудавшаяся любовь, и пре ­ данность друзей, смело бро ­ сившихся на помощь талан ­ тливому изобретателю . А в повести «Золотистая Энн» с первой и до последней стро ­ ки звучит тревога за окружа ­ ющую нас природу, которую надо спасать от неразумных действий самого человека. Главный персонаж «Демона» — внук репрессированного и погибшего в чужой холодной стороне священнослужителя. Положив на алтарь святого дела здоровье и капитал он восстанавливает о б е зо бр а ­ женный Божий храм, в кото ­ ром настоятелем был его реп ­ рессированный дед. Рассказ «Возмездие» про ­ низан болью оклеветанного и погибшего в холодной Колы­ ме геройского комбата. Тихой грустью воспоминаний о се ­ верных просторах Вычегды полон рассказ «Пересадка». Всем произведениям Н. Волынчикова присущи с о ­ чный язык, динамичные диа ­ логи, интересные пейзажные и бытовые зарисовки. Жаль лишь, что не нашлось в книге места для кратких данных об авторе и его фотографии. В л а д и м и р М И Х А Й Л О В , о т в е т с е к р е т а р ь Л е б е д я н с к о г о р а й о н н о г о о б щ е с т в а к н и го л ю б о в . ____________________________ ________ I О б щ е с т в е н н ы е б е с п л а т н ы е б и б л и о т е к и о с т а л и с ь н а д е ж н ы м м а я к о м в п р и в и т и и к у л ь т у р ы ч т е н и я . О н и п р о д о л ж а ю т , н е с м о т р я н а в с е с е г о д н я ш н и е т р у д н о с т и , о с у щ е с т в л я т ь г л а в н у ю з а д а ч у — в о с п и т а н и я г р а ж д а н с к и х , н р а в с т в е н н ы х к а ч е с т в у ю н о ш е с т в а , л ю б в и к с в о е м у О т е ч е с т в у , Р о д и н е . . . О б э т о м р а з м ы ш л я е т с е г о д н я в е д у щ и й с п е ц и а л и с т о б л а с т н о й ю н о ш е с к о й б и б л и о т е к и О л ь г а Б А Р А Н О В А . О патриотизме написано и сказано столь­ ко. что, кажется, добавить нечего. Но сегод­ ня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечес­ тво. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает неопределенностью буду­ щее. Еще совсем недавно все мы были уверены в том, что наша страна самая могуществен­ ная, богатая, сильная. В годы реформ неожи­ данно оказалось, что наша история — чуть ли не сплошная роковая ошибка, что мы са­ мые отсталые, что у нас рабская психология и вообще — Россия проклятая и обреченная страна... Словно бы рухнул крепкий утес, а его развалины затопил океан претензий, об­ винений, проклятий. Равновесие в сознании людей грубо нарушилось. Для многих взрос­ лых, зрелых людей это серьезная психологи­ ческая травма, которую можно назвать идео­ логическим землетрясением. Как же в такой ситуации чувствует себя наше подрастающее поколение, усваивающее, что их дом, их Родина — хуже всех, а они сами жалкие, ни на что не годные «совки*?^ Недавно в Российской государственной библиотеке совместно с Центром художествен­ ного творчества был проведен конкурс сочи­ нений на тему «Моя Россия». В нем приняли участие ребята из разных регионов страны. Приведу отрывки из нескольких писем, авто­ рам которых не больше 15 лет. «Сейчас обливают грязью все то, во что люди верили, пишет Светлана Кузнецова из Калуги. — Какими будем мы, если на на­ ших глазах рушится старое и не строится ■каюе? По-мс ему, так нельзя, это ошибка». Оксана Вербинина из Курска пишет: .Когда мы возмущаемся трудной жизнью, бабупгка сердится, говорит, политики прихо­ дят и уходят, а народ остается. Но я верю в своих внуков. Верю, что разберетесь, что луч­ ше - - хлеб и вода вместе с Родиной, или счет в швейцарском банке? Она верит, знает. А мы . .? ' „ Ребя .а разм .Щ 1 .ЧЯЮТ о прошедшей Вели- ко - 7 ■'!г- .'рсгвеппон войне, о войне в Чечне, об •I , . и 1 НО. ы о п г , , всем не равпо- ■’ . . че< : ..чл!. Родины от­ дается и в их сердцах. Сегодня в отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном — глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на дру­ гом — вандализм и циничный отказ от Оте­ чества. Между ними несчетное множество пе­ реходных вариантов. В этой зоне колеблющих­ ся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. Судьба молодых тревожит. Воспитывает­ ся подрастающее поколение с чистого листа, что называется, без роду без племени, с ущем­ ленным национальным достоинством, свобод­ ное от родовой памяти. Они побаиваются сло­ ва «патриот», чураются армии, стесняются во­ енной формы. Не случайно, как показывают опросы социологов, 80 процентов старшеклас­ сников Москвы и СанктПетербурга хотят уехать из России. Люди, далекие от детей и молодежи, не чувствуют всей остроты создав­ шейся ситуации, но ее ощущают те, кто не­ посредственно работает с молодежью, в том ем в сознании ребят чувство собственного до ­ стоинства, национальную гордость, уважи ­ тельное отношение к памяти Отечества, лю­ бовь к Родине, гордость за историческое про­ шлое страны, любовь к своему краю, «малой» Родине. Системно организуем циклы обзоров, вы­ ставок, бесед по пропаганде .дучшей военно- патриотической, исторической литературы. Большим вниманием читателей пользовались выставки: «Я только Русью и живу» (история России в художественной литературе); «Оте­ чества достойные сыны* (посвященная вели­ ким полководцам России); «Люблю тебя, мой край родной» (выставка книг писателей и по­ этов наших земляков). Учащиеся 9-11-х клас­ сов школы № 2 познакомились с произведе­ ниями современных писателей по теме «Че­ ловек на войне». Познавательным для специалистов средних школ № 61 и Сырской школы был цикл бесед «Воспитание историей», посвященный герои­ ческому прошлому народа. Вооруженным Си- К О М У Д О В Е Р И М Б У Д У Щ Е Е С Т Р А Н Ы ? числе и мы, библиотекари. Основную категорию читателей нашей об­ ластной юношеской библиотеки составляют подростки и юноши в возрасте от 13 до 21 года. Учащиеся старших классов общеобра­ зовательных школ, ОПТУ, студенты вузов и техникумов, работающая молодежь, служа ­ щие, интеллигенция... Социальное и личнос­ тное значение этого возраста трудно переоце­ нить. Главная задача библиотеки — приобщение молодежи к материальной и духовной куль­ туре, гармоничное развитие личности. С этой целью нами разработана комплексная целе­ вая программа «Книга, библиотека и форми­ рование личности молодого читателя». Она ох ­ ватывает многие направления работы. Патри­ отическое воспитание молодежи — приори­ тетное для нас. Воспитывая юных книгой, которая мощ­ ной силой вторгается в духовный мир, мы помогаем им что-то переосмыслить в своей нравственнбй жизненной позиции, утвержда- лам, выдающимся деятелям отечественной истории. При библиотеке в год празднования 50-ле­ тия Великой Победы работал совет историчес­ кого общества, в который вошли краеведы, ветераны войны и труда. Волнующие встречи ветеранов с молодыми читателями сыграли огромную роль в осмыслении ими эпохально­ го события Победы советского народа в Вели­ кой Отечественной. Патриотическому воспитанию способство­ вали занятия в созданном при библиотеке клубе «Родина»; недели и месячники военно­ исторической книги «У войны не женское лицо»; тематические вечера: «Поэты-фронто­ вики и композиторы Великой Отечественной войны», «Афганская война: как это было?» И, надо сказать, что к патриотическому воспитанию детей и юношества, как важней­ шему, обратились сегодня в своей деятельнос­ ти многие библиотеки города и области. По нашему т и м е р у созданы клубы — краевед- ч’есйй^'Ч^ЭфдйнаЧ при филиале № 3 ЦБС Ли­ пецка, юных любителей истории при филиа­ ле Хв 5 и другие. Возродился интерес к народной традици­ онной культуре. Идет активное освоение на­ родных обычаев, обрядов, праздников. Изу ­ чается национальный фольклор, возрождают­ ся народные ремесла и промыслы. Библиоте­ ки принимают в этой работе самое активное участие. Широко, с выдумкой Грязинской Центральной районной библиотекой органи­ зуются фольклорные праздники. Один из них был посвящен Рождеству. В этот вечер зву­ чали старинные песни, вспомнили русские обычаи, гадания. Библиотекари рассказали ре­ бятам об обрядности Святок, игрищах, поси­ делках. Интересно прошел и другой фоль­ клорный театрализованный праздник «Ши­ рокая Масленица»: с пением коляды под буб­ ны, рожки, балалайки, с «хороводами» и «ку­ лачными боями*. Читатели познакомились с обрядами и обычаями всех семи дней масле­ ничной недели. Славяне всегда были искусными воинами, очень уважительно относились к воинской обязанности. Из древности доносит до нас время: «Почитай за благо послужить своему Отечеству и на поле брани». Во все времена русские воины дорожили честью своего мун­ дира, а она подразумевает храбрость, верность долгу. Родине, своим идеалам, присяге. Та­ кой теме был посвящен вечер «Честь имею», проведенный в нашей библиотеке в этом году. Под эгидой клуба «Родина» состоялась встре­ ча с ребятами из средней школы № 12, она прошла ярко, эмоционально. Политики приходят и уходят, а армия, наши солдаты и офицеры — остаются. Поче­ му сегодня так часто ругают армию, все, мол, в ней было и есть плохо, бездарно, а потому никому не нужно. Такая волна нигилизма наносит ощутимый удар по сознанию моло­ дежи. Пока недостаточно глубоко в библиотеках ведется работа по изучению исторического прошлого Отечества. Редко используются активные формы работы, в основном специа­ листы ограничиваются организацией выста­ вок, посвященных истории Родины. Да, тема эта трудная, говорить о ней сложно. Порой к нам попадают книги, совершенно противоре­ чащие друг другу в оценке исторических со­ бытий. Сильно изменились устоявшиеся взгляды на события прошлого, порой в про­ тивоположную сторону. Но это не должно быть причиной для забвения темы. Молодежь должна знать историю своей страны, истори­ ческие корни, чтобы на опыте предков обре­ тать мудрость и не повторять их грубых оши­ бок. Ведь другого Отечества, другой истории у нас не будет. Без знания прошлого невозможно творить настоящее и думать о будущем, любить ту землю, на которой ты родился и живешь, где будут жить твои дети п внуки. Мне уже приходилось предварять поэтические премьеры земляков запоздалой признательностью. Вот и эта встреча запоздала на целую жизнь. С высоких падаюткустов Смешные пе/зышки акаций. И лишь черемуха крестом Сложила сломанные пальцы. Непритязательны строки о весне, но какая в них поэтическая зоркость и чуткость, боль нераспахнутая, художественно мотивированный переход от бытовых деталей, частностей к неоднозначным, г л ^ и н ны м явлениям бытия! Из тридцати восьми летЮрий Брюшков прожил в Липецке двадцать. Закончил пединститут, работал на разных предприятиях. В августе прошлого года, во время отпуска, ушел в лес на про/улку. Ушел, как оказалось, навсегда: не выдержало больное сердце. Друзья Юры, его мама Анна Васильевна, поэты Александра Тамбовская и Сергей Панюшкин сделали все, чтобы увидела свет книжка безусловно одаренного поэта. Книжка уже в наборе. Она невелика по объему, но благодарный читатель откроет в ней немало родного и близкого — от незабытого детства д о высокой печали любви: И я стоял, смирившийся с судьбой, Наедине оставшись с черной ночью, — Я, видевший печальное воочию: Как солнце уходило за тобой. Публикуемая подборка стихов из И д ущ е й книги —первый шаг возвращения безвременно ушедшего Юрия Брюшкова к землякам. Борис ШАЛЬНЕВ. ВЕЧЕР Бесцветен мир, безропотна река. Угрюмы горы и безмолвны степи, — Стоит ребенок у д в ун о го косяка. Ладошки мнет, как будто пальцы лепит. За дверью одиночество его — Во тьме зеркал, под пылью вечных знаний. Он там забыт, как на песке совок. Воздушный шарик среди серых зданий. Но снова вечер спать его кладет. Поет о счастье в тихой колыбельной. Его баюкает, не зная слов и нот. Тот вечер — всемогущий, добрый, цельный. Какие звезды ночь на небе шьет. Какие яркие, как быстро и умело! И мальчика несет под небосвод, И ветром гладит худенькое тело. Д Р У Г РУБИТ Д Р О В А . . . Эта колка свежих дров! — Наслаждение и только. Сколько звона, гула сколько, Ох и рубит, ну здоров! Здоровее прочих не был А смотрите-ка — подрос. Вот и двор — щепой зарос, И сияет солнце с неба. Вот и выросла гора Белых, маленьких полешек, И — растрепанный, как леший, Гладит обух топора! X X X Уж пади синие сухи, И громко сватаются вороны, И крошкой вербной шелухи Земля весенняя посолена. И. зная, — лето впереди. Жуки ломают свои коконы, И беспокойные дожди Идут на розовые окна. С высоких падают кустов Смешные перышки акаций. И лишь черемуха крестом Сложила сломанные пальцы. РОЖ ДЕСТВО А перед этим падала листва. Дрожащая у дерева на теле, А та, что оставалась — еле-еле На веточках качалась чуть жива. И было все — и яркая звезда, И ангел, утомленный в изголовье, И морды равнодушные коровьи. Жевавшие былинки, как всегда. И сам отец, склонившийся в тоске Над слабым тельцем сонного младенца, И Млечный Путь — большой, как полотенце, В огромной, но невидимой руке. И осветили сонное жилье Горячие и чистые зарницы. Святую мать и нищую царицу, И жизнь обреченную ее. X X X Наш поезд больше часа там стоял. Среди холмов, полыни и левкоев. И вечер стал похож на ритуал Прощания с землей ее изгоев. И мы смеялись, видя птичью прыть, И долго-долго грустные молчали, И старый враг пришел поговорить, — С глазами друга, полными печали. И сбивчиво шептал, что счастья нет, А если есть, то в этом нету проку, — И ни к чему погиб большой поэт. Когда-то живший здесь неподалеку. СТАРЫЕ ФО ТО ГРАФИИ Мне в этом доме, как во сне, — Так необычно и уютно... И все же горестно и смутно От этих взглядов на стене. Грустна похожесть добрых глаз Моих когда-то живших предков. Их лиц улыбчивая редкость На фотографиях в анфас. И снова все они молчат. Как будто, встав у теплой печки. Глядят, как тоненькие свечки. Им принесенные, горят. X X X Я солнце до заката провожал. Оно ушло за поездом далеким. Светило долго и, наверное, многим, — Тем, кто того вовек не ожидал. Я за уходом солнечным следил. За светом —ласковым и ясным. Смотрел и думал, как оно прекрасно. Единственное изо всех светил. И я стоял, смирившийся с судьбою. Наедине оставшись с черной ночью. Я, видевший печальное воочию: Как солнце уходило за тобой. X X X Какая свежесть, боже мой! Хотя при чем здесь имя божье? Я трогал дерево зимой С какой-то вдохновенной дрожью. О запахе его мечтал^ И воздух таял тонкой льдинкой. Растаял... и в губах пропал. Но к сердцу продышал тропинку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz