Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

2 3 мая 1996 г. р а з г о в о р п о с у щ е с т в у о б р а щ е н и е к к л а с с и к е . . . «я В П Е Р В ЫЕ И СПЫТЫВАЛ ТА К УЮ ГОРД ОСТЬ (Окончание. Начало на 1-й стр.) — В связи с публикацией лживого со ­ общения в «Комсомольской правде» ваши зрители задают один и тот же вопрос: как ваше самочувствие? —_Ну, вы же понимаете, что вся эта не­ достойная игра, вся эта мерзость, затеянная вокруг меня, не прошли даром. Но это бы еще полбеды. Можно попринимать лекарст­ ва, сделать уколы, полежать в больнице. Беда в другом: именно в эти дни нашему театру выпал ответственнейший экзамен на прославленной сцене МХАТа имени Чехо ­ ва. Предстояло выдержать сравнение с луч­ шими театральными коллективами мира. Разумеется, готовясь к фестивалю, я наме­ ревался интенсивно репетировать, много ра­ ботать. А вместо этого каждые три-четыре часа мне вызывали «скорую помощь». Очень болело, да и болит, сердце, зашкаливало дав­ ление. Ни одна из намеченных репетиций так и не состоялась. Актеры и мои помощ­ ники вынуждены были уехать в Москву без меня. Тем не менее спустя сутки благодаря стараниям врачей я все-таки присоединил­ ся к ним. И даже провел репетицию на мха­ товской сцене. Хотя далось мне это нелег­ ко. Но знаете, я бы не хотел больше гово­ рить об этой грязной истории. По крайней мере, сегодня. Потому что, несмотря на все, меня переполняет радость, если угодно, гор­ дость за то, что нам удалось, за редкий ус ­ пех, который имел наш спектакль на фес­ тивале... Давайте побеседуем об этом. — Итак, вы показали на фестивале спектакль по пьесе Игоря и Марлена Ху ­ циевых «Визит к больному палаты № 16» — о Толстом и Чехове. Были ли в тот ве­ чер в театре авторы пьесы? Как они отнес­ лись к сделанному вами? Ведь обычно дра ­ матурги строже самого сурового критика оценивают постановки по своим произве­ дениям... — Да, выдающийся кинорежиссер, сце­ нарист, драматург Марлен Мартынович Ху ­ циев был на спектакле. А когда отзвучали аплодисменты после финальной сцены, он, нарущив традицию, не просто с благодар­ ностью обнял актеров, но и, представьте, произнес целую речь. В ней были самые вы­ сокие, добрые слова признательности. Ху ­ циев говорил, что липецкий спектакль по­ разительно тонко, точно и полно реализо­ вал замысел авторов пьесы. Дорогого стоит и признание в любви к театру — поверьте, иначе это просто не на­ зовешь, — и доктора филологических наук. о а ь . . . Кстати. профессора, ныне ведущего в России специа­ листа по творчеству Льва Толстого Лидии Дмитриевны Опульской. Кстати, она — вдова чеховеда Михаила Громова, написавщего луч­ шую из всех существующих биографию Чехо­ ва для серии «Жизнь замечательных людей». Эту книгу Лидия Дмитриевна преподнесла мне, как бы признав плодотворность много­ летних трудов Липецкого академического те­ атра над драматическим наследием Чехова и Толстого. — Вашу работу наверняка смотрели за ­ рубежные гости фестиваля. Ну, русскому зри­ телю непростой, напряженный диалог двух великих писателей о жизни и смерти, о на­ роде и России, о совести и литературе ва­ жен, интересен, близок. А как восприняли спектакль иностранцы? — Одного из зарубежных гостей, вернее — одну гостью хочу назвать особо. Это Рита Лип- сон, знаток Толстого, Чехова, Бунинщ заведу­ ющая кафедрой русской литературы Йельско­ го университета в США. Она знает наш театр, дважды была в Мелихове, на знаменитых «вес­ нах», вместе со своим мужем, тоже ученым, профессором Джексоном, приезжала в Липецк. Так вот, Рита, я не преувеличиваю, рыдала в конце спектакля, как ребенок, и все повторя­ ла, что увидела настоящего Толстого и это ее потрясло. Смотрели «Визит к больному» и японцы, не говорю уже о крупнейших масте­ рах театра России. И все так высоко отозва­ лись о нем, что мне, постановщику, и повто­ рять неловко. Спектакль полностью сняли для Российского телевидения, записали для «Ра­ дио России». Кроме того, сочла необходимым взять у меня интервью талантливая радиожур­ налистка Алина Силикашвили, вы знаете ее программу «В гриме и без грима». Кстати, в канун Дня Победы именно она подарила зри­ телям удивительную часовую передачу о на­ шем «Василии Теркине». Увы, обидно и горь­ ко лишь, что в нашем интервью речь шла не только о делах театральных, но и об инциден­ те с «Комсомольской правдой», чьей публика­ цией моя собеседница была возмущена, кажет­ ся, больше меня... — А как вас, Владимир Михайлович, во­ обще встретила Москва после скандальной дезинформации в газете? — Поистине: друзья, вообще порядочные люди познаются в таких вот ситуациях. Ложь возмутила театральную общественность не только в Москве. Мне звонят, шлют телеграм­ мы и из столицы, и из Санкт-Петербурга, и Орла, и из Воронежа. Сочувствуют, выража­ ют возмущение по поводу навета. В Москве ко мне с поразительной теплотой, бережностью отнеслись Олег Табаков, великолепная актриса Людмила Шапощникова и многие другие. Не забудьте записать: и журналисты. Йз «Аргу­ ментов и фактов», «Культуры»... Они испы­ тывают стыд за тех своих коллег из «Комсо­ мольской гщавды», что причастны к оскорби­ тельной публикации. Выходя за «московские» рамки, хочу, пользуясь случаем, поблагода­ рить за поддержку всех моих зрителей, кол­ лег, земляков, которые ни на секунду не по­ верили в вымысел. Йм не нужны были ника­ кие опровержения. Вот только что, собираясь на встречу к вам, получил очередную теле­ грамму из Льва Толстого от сотрудников му­ зея великого писателя. Хотите посмотреть?.. Т е л е г р а м м а н е м н о г о с л о в н а , н о к р а с н о ­ р е ч и в а : « У в а ж а е м ы й В л а д и м и р М и х а й л о ­ в и ч , д о г л у б и н ы д у ш и в о з м у щ е н ы т о й л о ж ь ю , к о т о р о й с т а р а ю т с я о п о р о ч и т ь в а с . М ы в а с л ю б и м , ц е н и м , и с к р е н н е в е р и м . » — После Москвы вы ведь не сразу вы­ ехали в Липецк? Было еще и Мелихово?.. — Конечно, на следующий день мы при­ ехали на четырнадцатую для нашего театра «Мелиховскую весну». И опять был горячий, сердечный прием, и опять был спектакль, на котором огорчило лишь одно — зал музея, где он шел, не вместил всех желающих. Ак­ теры играли так, как никогда еще не играли. Я нечасто переживал такие минуты гордости за свой коллектив. И, кажется, впервые был удовлетворен собственным спектаклем. — Вопрос, без которого в интервью с ру­ ководителем театра не обойдешься. Что даль­ ше?.. — Работа. Идут репетиции спектакля, ко­ торый мы решили подарить себе и нашему зрителю в юбилейный, 75-й, сезон театра. Это комедия классика русской литературы князя Шаховского «Липецкие воды». Его мало зна­ ют, но он был талантлив, он был предтечей Фонвизина, дружил с Гоголем, он написал около ста пьес в стихах. И среди лучших — эта: «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Это — о зарождении липецкого курорта, о нра­ вах липчан начала прошлого века. Действие пьесы происходит на месте курзала, где поз­ же появился театр. Это единственная своего рода классическая вещь, которая так связана с нашим городом, посвящена ему. Параллель­ но я предполагаю репетировать пьесу Влади­ мира Муштаева «Последняя любовь Маяков­ ского». В планах — ибсеновская «Но^а», че­ ховские «Три сестры», шекспировский «Гам­ лет». И, конечно, новые современные пьесы, и, конечно, спектакли для юного зрителя. Интервью записал И . Н Е В Е Р О В . У ДРУ Г О Г О «СПЕКТАКЛЯ» С В О И ГЕ РОИ к сожалению, практика все более желтеющей столичной прессы поти­ хоньку заимствуется некоторыми мес­ тными изданиями. Охотно подхватив «почин» «мастеров опечаток» Москвы, одна из липецких газет, частенько не брезгующая ради скандальчика недо­ стоверными сообщениями, предостави­ ла свои страницы для «оправдания» ни в чем, оказывается, не повинному ав­ тору информации (а правильнее ска­ зать — дезинформации) в «Комсомоль­ ской правде». И он простодушно по­ делился с публикой «секретами» своей «творческой кухни», объяснив появле­ ние крупнотиражной клеветы спеш­ кой, случайностью, чисто технически­ ми накладками. В. Бугаков, видите ли, ну, просто страшно торопился позаба­ вить читателя «жареными» фактами. А посему — даже не удосужился уз ­ нать имя человека, коему приписал без суда и следствия участие в преступле­ нии. А потом, по предложению редак­ ции «Комсомольской правды», вместо этого имени назвал имя Владимира Ми­ хайловича Пахомова вкупе с его до ­ лжностью и высокими званиями. По­ чему? Да потому, что тот, кого горе- журналист произвел в «преступники», состоит с Владимиром Михайловичем в родстве. И В. Бугаков, похоже, ре­ шил, что если в его заметке честный, достойный уважения земляк будет фи­ гурировать в качестве лица, связанно­ го родственными узами с «преступни­ ком», то это добавит ей «перчика». Вот какой добросовестный «про­ фессионал» приложил руку к публи­ кации «Драма в театральной семье». А все остальное довершили професси­ ональные мастера очень кстати случив­ шихся опечаток, наповал убивающих добрую репутацию ни в чем дурном не замешанных людей. А дальше В. Бугаков, по-видимому, рассчитывая на сочувствие к себе, так безвинно пострадавшему, рассказыва­ ет, что после публикации в «Комсо­ мольской правде» с ним невежливо бе­ седовали в кабинете руководителя об­ ластного УВД и даже обещали уголов­ ное дело по статье за клевету. А он же не клеветал. Он всего лишь зарабаты­ вал гонорар, бросая комочек липкой грязи в известного человека... « У КЛОНИСТОВ» в ГРЯЗЯХ НЕТ М а й — т р а д и ц и о н н о е в р е м я п р и з ы в а м о л о д е ж и в Р о с с и й с к у ю А р м и ю . К а к о н п р о х о д и т в Г р я з я х ? В о т чт о о т в е т и л н а э т о т и д р у г и е в о п р о с ы к о р р е с п о н д е н т а в о е н н ы й к о м и с с а р о б ъ е д и н е н н о г о в о е н н о г о к о м и с с а р и а т а г о р о д а Г р я з и п о л к о в н и к А л е к с е й В О Р О Н К О В : — В мае-июне мы должны призвать 133 человека. Трид­ цать семь уже убыли на сборный пункт. — Алексей Петрович, были ли случаи отказов гря- зинцев от службы, уклонений от призыва? — К счастью, не было. В апреле мы провели День при­ зывника, на котором подробно ответили на все интересу­ ющие молодых людей и их родителей вопросы, разъясни­ ли положения Закона, права и обязанности будущих во­ инов. — Родители, конечно, обеспокоены, не грозит ли их детям отправка в Чечню? — Мы туда призывников не посылаем. А как сложит­ ся их дальнейшая служба, предсказать невозможно. В Чечню же командируем только контрактников, и только по их собственному желанию. С начала года туда убыли десять человек, некоторые, кстати, уже вернулись. — Что побуждает их принимать столь неординарное решение? — Причины разные, но главные, как выясняется из бесед, тестирования на психологическую устойчивость, — это материальные затруднения, отсутствие твердого зара­ ботка, устойчивой жизненной перспективы. Всплывают и сугубо личные мотивы: не заладились отношения на рабо­ те, в семье (поругался с женой), захотелось парню постре­ лять. С такими контракт, разумеется, не заключаем. — Насколько здоровы нынешние призывники? — К сожалению, каждого четвертого врачи признают негодным к строевой службе по состоянию здоровья. Ди ­ агнозы самые разные: олигофрения, сердечно-сосудистые заболевания, плоскостопие, болезни почек. — Окончен прием документов в военные училища. Есть ли ныне желающие стать офицерами? — Заявления с просьбой зачислить кандидатами для поступления в военные вузы написали 47 человек. П р и з ы в п р о д о л ж а е т с я . П о н я т н ы о з а б о ч е н н о с т ь , т р е в о г а р о д и т е л е й . К а к т а м , в а р м и и , б у д у т с ы н о в е й к о р м и т ь ? П р е д с т о и т л и и м и с п ы т а т ь « п р е л е с т и » д е д о в щ и н ы ? А г л а в н о е — Ч е ч н я . В п р о ч е м , м и н и с т р о б о р о н ы Р о с с и и П а в е л Г р а ч е в н е д а в н о з а я в и л , ч т о о т н ы н е в о и н ы с р о ч н о й с л у ж б ы н а ч е ч е н с к у ю в о й н у о т п р а в л я т ь с я н е б у д у т . П о в е р и м м и н и с т р у н а с л о в о . И у с п е ш н о й в а м с л у ж б ы , р е б я т а ! И г о р ь Ф А Т А Е В . СДАЛИСЬНАМИЛОСТЬ «ПОБЕДИТЕЛЕЙ»? в пр ошл ом году газета профс оюзов Липецкой области «Единство» отметила свой пятилетний юбилей. Созданная в са­ мом начале «перестройки», она с первых дней существования заняла ответствен­ ную и важную общественную позицию — защиту интересов трудовых коллективов и отдельных граждан. Причем становле­ ние газеты, утверждение и отстаивание принципов социальной защиты именно труженика проходили в годы весьма не­ благоприятные для самих профсоюзов — шла ломка закоснелых форм и методов работы, структурная и организационная перестройка, нарастала критика со сто­ роны тех, кто исповедовал лозунг «до ос­ нования, а затем...» И все-таки газета вы­ жила, заняла среди других газет области свою социальную нишу. Потребность именно в такой газете велика и по сей день, как будет необходима она и в буду­ щем. Понимают ли это сами профсоюзные чиновники — Совет федерации профсо­ юзов области, «вожди» отраслевых проф­ союзов. лидеры низовых профорганиза­ ций? Понимают, но с оговоркой: «Хоть дело общее, но табачок — врозь!» Вот уже третий месяц изрядно поре­ девший журналистский коллектив «Един­ ства» сидит без зарплаты, да и сам еже­ недельник, «отощав» вполовину былого объема (16 полос), выходит через пень- колоду. А перспектива, похоже, у газеты и того хуже. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что чиновники в отношении со­ бственной зарплаты отнюдь не бедству­ ют, а сами профсоюзы пока не бессреб­ реники и кое-каким капиталом владеют. В нынешней драматической ситуации в стра­ не, когда развал производства продолжа­ ется, безработица растет, социальные льготы и гарантии трудящихся сведены к нулю, когда интересы труженика не за­ щищены как должно законодательством (какой пустяк~— несколько месяцев без зарплаты!), позиция профсоюзов, занятая по отношению к собственной газете (три­ буне профсоюзов и рабочих!), может быть охарактеризована просто — «равноду­ шие». А если взглянуть на ситуацию с точки зрения журналистского коллектива, то она расценивается еще проще: «Нас просто предали». А как воспринимается агония «Единства» подписчиками, членами проф­ союза? Недоумевают и возмущаются. Что ж, то, как «защищают» липецкие профсоюзы журналистов своей же газе­ ты, говорит о многом. В этой ситуации, как в зеркале, отражается сегодняшняя роль профсоюза, «защитника прав и ин­ тересов» труженика. Владимир ПЕТРОВ, член Союза писателей России. ПАНИН Дмитрий Михайлович 21 мая 1996 года ушел из жизни Дмитрий Михайлович Па- ” д .М . Панин родился 12 декабря 1921 года в деревне Буш- нево Волховского района Орловской области в семье кресть ­ янина. Свою трудовую деятельность он начал в июне 1939 года литсотрудником районной газеты «Волховская коммуна», вско ­ ре став редактором радиовещания в г. Волхове. С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте, служил красноармейцем разведвзвода, был ранен, после лечения вновь возвращался в действующую армию. За ­ кончил воевать в 1945-м, командиром взвода 87 запасного арт­ полка. Демобилизован в 1948 году по состоянию здоровья. Дальнейшая судьба Д.М . Панина связана с партийной и советской работой. В 1955 году, с отличием закончив парт ­ школу, он был назначен инструктором, а затем заведующим сектором пропаганды и агитации Липецкого обкома КПСС. В последующие годы был вторым секретарем Водопьянов- ского райкома КПСС, председателем райисполкома Донского района Липецкой области, заместителем секретаря сельского парткома Липецка, в течение 12 лет — с 1965 по 1977 год -- избирался председателем Добровского райисполкома. С 1977 по 1986 год — помощник председателя Липецкого облиспол- иа. _ . Его участие в Великой Отечественной воине, честный и до ­ бросовестный труд отмечены государственными наградами — орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За победу над Германией», орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть». За многолетнюю плодотворную работу в партийных и советских органах Д -^ * Панин неоднократно получал благодарности, награждался По­ четными грамотами обкома КПСС и облисполкома. На всех учас­ тках трудовой и общественной деятельности его отличали вы­ сокая работоспособность и ответственность за порученное дело. Горько осознавать, что нет сегодня с нами нашего коллеги, друга, товарища. Но человек жив до тех пор, пока жива память ° ” ^ е т л а я память о Дмитрии Михайловиче Панинр навсегда сохранится в наших сердцах, в сердцах тех, кто знал его, кто работал, общался с ним. Областное Собрание депутатов. Администрация области. 7 А 1 Л Е Г Л т О А Казалось бы, что можно привнести нового в древнее гон ­ чарное ремесло — все та же глина, гончарный круг? Но нет границ у творчества. Об этом можно судить, глядя на заме ­ чательные изделия задонских мастеров. Умельцы решили не просто возродить искусство, но и внести что-то свое, неповторимое. Конечно, этому предшествовала большая предварительная работа. Художники знакомились с рабо ­ той признанных мастеров, вели творческие споры, ра зра ­ батывали эскизы , делали пробы. Теперь изделия гончарно ­ го цеха, который, кстати, работает при районном отделе культуры, украшают наш быт. На снимках: Надежда Чурсина расписывает готовые и з ­ делия ; Александр Алехин освоил новое для себя дело ; гото­ вые изделия. Фото Алексея [ДУРОВА. СОКОЛИНАЯ ОХОТА ПОСЛА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА в заповеднике «Галичья гора» побывал с частным визитом посол Ее Величес­ тва Королевы Нидерландов барон фон Восс. Его привело сюда стремление поз­ накомиться с природой Черноземного края. В заповеднике барон, по его собствен­ ному признанию, смог осуществить свою давнюю мечту: совершил прогулку на скаковой лошади с соколом-балобаном, которых разводят на «Галичьей горе». Получивший массу впечатлений, фон Восс заявил, что заповедник имеет боль­ шие перспективы для развития научного туризма, а организация соколиной охоты наверняка привлечет немало желающих и может стать очень выгодным делом. Визит посла Нидерландов совпал с проведением международного праздника «Марш парков», в котором заповедник «Галичья гора» в нынешнем году впервые принимал участие. Марш парков и заповедных территорий проводится с 1990 года в США и ряде других стран и призван привлечь внимание к проблемам сохране­ ния уникальных природных комплексов. Девиз праздника-96 в нашей стране был таким: «Заповедники и национальные парки — гордость России». В рамках праздника ученые-экологи «Галичьей горы» провели несколько лек­ ций-уроков в и:коле села Донское, а ребята, в свою очередь, приняли участие в озеленении центральной усадьбы заповедника и обустройстве экологической тро­ пы. Состоялся также конкурс детских рисунков на темы природы. Юным художни­ кам он наверняка запомнится надолго: ведь среди тех, кто оценивал их мастерст­ во, был и нидерландский посол. («Липецк-Инфоцентр») Футбол в о т ЭТО ПОБЕДА ! «Ростсельмэш-Д» (Ростов-на-Дону) - «Локо­ мотив» (Елец) - 0:9 (0:4). Стадион «Ростсельмаш». 20 мая. 1000 зрителей. Судья М. Гладкий (Крас­ нодар). «Локомотив»: Иванчихин, Ламонов, Чурляев (Смольянинов, 55), Вл. Рогачев, А. Адоньев, Суш- ков (Ноздрин, 65), Веретин, Вал. Рогачев, Кобзев (Баскаков, 55), Илларионов (Ю. Адоньев, 46), В. Кириллов (Дятчин, 65). Голы: Кириллов (15, с 11-метрового), Влад. Рогачев (20), Веретин (21, 54, 81), Сушков (42), Ю. Адоньев (50, 67), Баскаков (85). После обидного поражения в Таганро­ ге в следующем туре ельчане провели луч­ ший матч (будем надеяться — не послед­ него) нынешнего сезона. Судьба встречи была практически решена уже в первом тайме. «Локомотив» набрал десять очков и замыкает пятерку сильнейших второй зоны третьей лиги. _______ (Соб. инф.) № 94 (1158 ) « С О В А М » И « Ф И Л И Н А М » Х О Р О Ш О И В н ы н е ш н е м « л е с у » .. . в к у л ь т у р н о й Ж И З Н И Е л ь ц а п р о и з о ш л о в а ж н о е с о б ы т и е — с о с т о я л а с ь п р е м ь е р а п ь е с ы А . О с т р о в с к о г о « Л е с » , п о с т а в л е н н а я р е ж и с с е р о м Ю р и е м М е л ь н и ц к и м . О б р а щ е н и е к о д н о й и з л у ч ш и х к о м е д и й р у с с к о г о к л а с с и к а н е с л у ч а й н о : с о б ы т и я в « Л е с е » , в о з м о ж н о , п р о и с х о д и л и в н а ш и х к р а я х ( г е р о й у п о м и н а е т Л е б е д я н ь ) . Д а и м и р О с т р о в с к о г о , в к о т о р о м ж и в у т д в о р я н е , к у п ц ы , п р и к а з ч и к и , п р о в и н ц и а л ь н ы е а р т и с т ы , н е с о м н е н н о , б л и з о к и п о н я т е н с т а р и н н о м у Е л ь ц у . А б л и з о к л и « Л е с » н а м н а и с х о д е т а ю щ е г о д в а д ц а т о г о в е к а , н а м , в ч ь и х д у щ а х н ы н ч е р а з л а д и т р е щ и н ы , п у с т о т а и б е з д у х о в н о с т ь ? П о р а з м ы с л и т ь о б э т о м и п р е д л а г а е т « Б е н е ф и с » . С в о и м з р и т е л я м , к а к з а п л у т а в ш и м в д е б р я х н ы н е ш н е й ж и з н и п у т н и к а м , о н п р о т я н у л п о с о х — в е ч н о ж и в у ю р у с с к у ю к л а с с и к у , в о з в р а щ а я н а с к и с т о к а м н а ц и о н а л ь н о й к у л ь т у р ы . И в о т в н е б о л ь щ о м п о л у т е м н о м - з а л е с р е д и п р и т и х ш и х з р и т е л е й в п а м я т и м е д л е н н о в с п л ы в а ю т т а к и н е п е р е ч и т а н н ы е е щ е с о ш к о л ь н ы х в р е м е н с т р а н и ц ы п ь е с ы . . . . У ж е п е р в о е п о я в л е н и е л и ц е м е р н о й , в р е м е н а м и н а б о ж н о й , а б о л ь ш е н а д м е н н о й б а р ы н и Р а и с ы П а в л о в н ы Г у р м ы ж с к о й ( а р т и с т к а Л ю д м и л а С о л о в ь е в а ) п е р е н о с и т н а с в с р е д у « о б и т а т е л е й л е с а » , г д е ж и в у т и т в о р я т с в о и т е м н ы е д е л а « с о в ы » и « ф и л и н ы » . И н т е р е с н о и л ю б о п ы т н о н а б л ю д а т ь н е т о л ь к о з а н е п р а к т и ч н о й и б е з а л а б е р н о й п о м е щ и ц е й , п о т е р я в ш е й н р а в с т в е н н ы е о п о р ы в ж и з н и , н о и з а п р и ж и м и с т ы м с а м о д у р о м к у п ц о м В о с м и б р а т о в ы м , к о т о р о г о с у б е д и т е л ь н о й т о ч н о с т ь ю с ы г р а л з а с л у ж е н н ы й а р т и с т К а з а х с т а н а А л е к с е й П р а с л о в . Р а з н ы е л и ц а , о б р а з ы , х а р а к т е р ы в о з в р а щ а ю т з р и т е л я в у ш е д ш у ю э п о х у , с о з д а в а я к а р т и н у р у с с к о й д е й с т в и т е л ь н о с т и . В о т н е д о у ч и в ш и й с я г и м н а з и с т д в о р я н и н А л е к с е й Б у л а н о в ( а р т и с т А н д р е й С к о р о в ) — ч е л о в е к , у м е ю щ и й п о д л и ч а т ь , е с л и э т о в ы г о д н о . О н в с е г о б о и т с я , х о д и т н а « п о л у с о г н у т ы х » , г о в о р и т о с т о р о ж н о , н е г н е в я , п р е ж д е в с е г о , с в о ю х о з я й к у . А т а , х о т я и п р е д с т а в л я е т е г о в с е м ж е н и х о м ж и в у щ е й у н е е р о д с т в е н н и ц ы А к с ю ш и ( а р т и с т к а И р и н а Ш а т р о в а ) , « д е в у ш к и с у л и ц ы » , к о т о р у ю к о р м я т и о д е в а ю т « и з ж а л о с т и » , н о д е р ж и т г и м н а з и с т а д л я с е б я л ю б о в н и к о м . В о з л е п о м е щ и ц ы п р е с м ы к а е т с я и к л ю ч н и ц а У л и т а ( а р т и с т к а Л ю д м л а Б е з б о ж н а я ) , в к о т о р о й в с е — д о и з г и б а б р о в е й — п о д ч и н е н о ж е л а н и ю у г о д и т ь Р а и с е П а в л о в н е , о н а с л у ж и т е й к а к в е р н ы й п е с , в ы с л е ж и в а я , в ы н ю х и в а я . К а з а л о с ь б ы , н и ч т о н е н а р у ш и т м е р н о й ж и з н и в э т о м з а х о л у с т ь е с е г о п р о н и ц а т е л ь н ы м и и я д о в и т ы м и л ю д ь м и , о б м а н ы в а ю щ и м и д р у г д р у г а н а н е ч е с т н ы х с д е л к а х , т и р а н я щ и х с о б с т в е н н ы х д е т е й и р а з л у ч а ю щ и х в л ю б л е н н ы х . Н о и м е н н о с ю д а з а б р е л и п е ш и е с т р а н н и к и — с в о б о д н ы е а к т е р ы . И з г н а н н и к и и б р о д я г и , и щ у щ и е т р у п п ы н а п у т и и з К е р ч и в В о л о г д у и и з В о л о г д ы в К е р ч ь : А р к а д и й С ч а с т л и в ц е в ( а р т и с т В л а д и м и р Г р о м о в и к о в ) и Г е н н а д и й Д е м ь я н о в и ч Н е с ч а с т л и в ц е в ( а р т и с т В и т а л и й П е т р о в ) . К о м и к и т р а г и к , п о л о ж е н и е к о т о р ы х о д и н а к о в о с к в е р н о , п о т о м у ч т о о б а н е м о г у т н а й т и т е а т р , а з н а ч и т , р а б о т у . О к а з а в ш и с ь в д о м е с в о е й т е т к и , п о м е щ и ц ы Г у р м ы ж с к о й , г о р д ы й Н е с ч а с т л и в ц е в н е м о ж е т п р е д с т а т ь п е р е д н е й в п о х о д н о й ш и р о к о п о л о й ш л я п е и п а р у с и н о в о м п а л ь т о - р у б и щ е . О н п е р е о д е в а е т с я в е д и н с т в е н н ы й с в о й т е а т р а л ь н ы й к о с т ю м и п р и з ы в а е т п о д ы г р а т ь е м у А р к а ш к у , ч е л о в е к а б е с х а р а к т е р н о г о , н е з л о б л и в о г о , н а с м е ш л и в о г о , в ы б р о ш е н н о г о и з а к т е р с к о й ж и з н и . И с т и х и я а к т е р с т в а , л и ц е д е й с т в а п о б е ж д а е т . О н а в р ы в а е т с я в с ы т у ю и с п о к о й н у ю ж и з н ь о б и т а т е л е й у с а д ь б ы , г д е р а з ы г р ы в а е т с я б ы т о в о й к о н ф л и к т с а в а н т ю р н ы м и м о м е н т а м и , в к о т о р ы х А р к а ш к а - " с л у г а » п / э е д с т а е т п е р е д з р и т е л е м а р т и с т о м д о м о з г а к о с т е й : о н ш у т и с к о м о р о х , о н б е с ц е р е м о н е н и б е с ш а б а ш е н , д а о н с р о д н и с а м о м у ч е р т у ! В л а д и м и р у Г р о м о в и к о в у у д а л о с ь з о р к о в с м о т р е т ь с я в с в о е г о С ч а с т л и в ц е в а и п р а в д и в о и з о б р а з и т ь о б р а з с ц е л о й г а м м о й ч у в с т в , ж е с т а м и . Е г о м о н о л о г и о н е у д а в ш е й с я а к т е р с к о й к а р ь е р е , е г о п о с т о я н н ы е к а л а м б у р ы в ы з ы в а ю т т о ж а л о с т ь , т о с м е х , т о у м и л е н и е . В ы з ы в а е т в о с х и щ е н и е и в т о р о й с л у ж и т е л ь и с к у с с т в а Н е с ч а с т л и в ц е в . В и т а л и й П е т р о в с у м е л п о к а з а т ь з р и т е л я м , к а к п р о т и в о с т о и т о б и т а т е л я м м е щ а н с к о й ж и з н и е г о г е р о й , з а р а н и м о с т ь ю , н е з а щ и щ е н н о с т ь ю и б л а г о р о д с т в о м к о т о р о г о п р о с м а т р и в а е т с я т р а г и ч е с к а я с у д ь б а ч е л о в е к а , и в б е д н о с т и н е р а с т е р я в ш е г о ч е л о в е ч е с к о г о д о с т о и н с т в а . А к т е р д е м о н с т р и р у е т в ы с о к у ю а р т и с т и ч е с к у ю к у л ь т у р у и б о л ь ш о е у в а ж е н и е к к л а с с и к е . Е г о с ц е н ы с б а р ы н е й , г и м н а з и с т о м , к у п ц о м В о с м и б р а т о в ы м н е с у т п р а в д у о ж и з н и , о п р о в и н ц и а л ь н о м а к т е р е , к о т о р о м у п о д у ш е с в о б о д а , н о н е с к у к а м е щ а н с к о й ж и з н и , и з к о т о р о й о н т а к и н е с м о г в ы р в а т ь А к с ю ш у . О н а в ы б и р а е т з а у р я д н о г о П е т ю , н о н е с ц е н у , « г д е з а о д н у с л е з у з а п л а ч е т т ы с я ч а г л а з » . И т р а г и к Н е с ч а с т л и в ц е в п у с к а е т с я в р о м а н т и ч е с к и е с к и т а н и я с А р к а д и е м С ч а с т л и в ц е в ы м — т а к и м ж е и з г н а н н и к о м и б р о д я г о й . А « с о в ы » и « ф и л и н ы » о с т а ю т с я , х о т я и р а з б у ж е н н ы е , о н и т о л к у ю т о б л а г е ч е л о в е ч е с т в а , о л ю б в и к н е м у . « А ч т о в ы с д е л а л и , к о г о н а к о р м и л и , к о г о у т е ш и л и ? » — б р о с а е т и м в п о с л е д н е м м о н о л о г е Н е с ч а с т л и в ц е в . И е г о с л о в а н е п о т е р я л и с в о е й а к т у а л ь н о с т и и с е г о д н я , а п ь е с а — с в о е г о о б щ е с т в е н н о г о з в у ч а н и я и о с т р о т ы . И х о т я в р у к а х р е ж и с с е р а - п о с т а н о в щ и к а о н а п р е т е р п е л а з н а ч и т е л ь н ы е с о к р а щ е н и я , г н е в и с а т и р а О с т р о в с к о г о о с т а ю т с я и п р о б у ж д а ю т д у ш у . П о т о м у ч т о н е л ь з я н е в и д е т ь и в с е г о д н я ш н е й ж и з н и п о ш л о с т и , л и ц е м е р и я д а и т а к о г о ж е п р о х л а д н о г о о т н о ш е н и я к п р о в и н ц и а л ь н ы м а к т е р а м . Т а к о е и с п ы т ы в а е т , к с т а т и , н а с е б е и « Б е н е ф и с » . Д в а г о д а т р у п п а в Е л ь ц е , н о и п р е м ь е р а д л я в з р о с л о г о з р и т е л я , к а к и д в а с п е к т а к л я д л я д е т е й , с о с т о я л а с ь , у в ы , н е н а с ц е н е т е а т р а . В т о р о й г о д д л и т с я н е с к о н ч а е м ы й р е м о н т . В о т п о ч е м у « Л е с » ш е л в н е б о л ь ш о м ф о й е , г д е у с т а н о в л е н о в с е г о п я т ь д е с я т к р е с е л , п е р в о е п р а в о з а н я т ь к о т о р ы е н а п р е м ь е р е б ы л о п р е д о с т а в л е н о в л а с т ь п р е д е р ж а щ и м . Н о ч и н о в н и к и н е п р и ш л и . . . « Л е с » п р о д о л ж а е т с я . . . , , Т ам а р а Ф Е Д КЖ И Н А . На с н и м к е : Р а и с а П а в л о в н а Г у р м ы ж с к а я — а р т и с т к а Л ю д м и л а С о л о в ь е в а . Г е н н а д и й Н е с ч а с т л и в ц е в — а р т и с т В и т а л и й П е т р о в . Ф о т о В . М ЕРЕН КОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz