Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
2 3 мая 1996 г. р а з г о в о р п о с у щ е с т в у о б р а щ е н и е к к л а с с и к е . . . «я В П Е Р В ЫЕ И СПЫТЫВАЛ ТА К УЮ ГОРД ОСТЬ (Окончание. Начало на 1-й стр.) — В связи с публикацией лживого со общения в «Комсомольской правде» ваши зрители задают один и тот же вопрос: как ваше самочувствие? —_Ну, вы же понимаете, что вся эта не достойная игра, вся эта мерзость, затеянная вокруг меня, не прошли даром. Но это бы еще полбеды. Можно попринимать лекарст ва, сделать уколы, полежать в больнице. Беда в другом: именно в эти дни нашему театру выпал ответственнейший экзамен на прославленной сцене МХАТа имени Чехо ва. Предстояло выдержать сравнение с луч шими театральными коллективами мира. Разумеется, готовясь к фестивалю, я наме ревался интенсивно репетировать, много ра ботать. А вместо этого каждые три-четыре часа мне вызывали «скорую помощь». Очень болело, да и болит, сердце, зашкаливало дав ление. Ни одна из намеченных репетиций так и не состоялась. Актеры и мои помощ ники вынуждены были уехать в Москву без меня. Тем не менее спустя сутки благодаря стараниям врачей я все-таки присоединил ся к ним. И даже провел репетицию на мха товской сцене. Хотя далось мне это нелег ко. Но знаете, я бы не хотел больше гово рить об этой грязной истории. По крайней мере, сегодня. Потому что, несмотря на все, меня переполняет радость, если угодно, гор дость за то, что нам удалось, за редкий ус пех, который имел наш спектакль на фес тивале... Давайте побеседуем об этом. — Итак, вы показали на фестивале спектакль по пьесе Игоря и Марлена Ху циевых «Визит к больному палаты № 16» — о Толстом и Чехове. Были ли в тот ве чер в театре авторы пьесы? Как они отнес лись к сделанному вами? Ведь обычно дра матурги строже самого сурового критика оценивают постановки по своим произве дениям... — Да, выдающийся кинорежиссер, сце нарист, драматург Марлен Мартынович Ху циев был на спектакле. А когда отзвучали аплодисменты после финальной сцены, он, нарущив традицию, не просто с благодар ностью обнял актеров, но и, представьте, произнес целую речь. В ней были самые вы сокие, добрые слова признательности. Ху циев говорил, что липецкий спектакль по разительно тонко, точно и полно реализо вал замысел авторов пьесы. Дорогого стоит и признание в любви к театру — поверьте, иначе это просто не на зовешь, — и доктора филологических наук. о а ь . . . Кстати. профессора, ныне ведущего в России специа листа по творчеству Льва Толстого Лидии Дмитриевны Опульской. Кстати, она — вдова чеховеда Михаила Громова, написавщего луч шую из всех существующих биографию Чехо ва для серии «Жизнь замечательных людей». Эту книгу Лидия Дмитриевна преподнесла мне, как бы признав плодотворность много летних трудов Липецкого академического те атра над драматическим наследием Чехова и Толстого. — Вашу работу наверняка смотрели за рубежные гости фестиваля. Ну, русскому зри телю непростой, напряженный диалог двух великих писателей о жизни и смерти, о на роде и России, о совести и литературе ва жен, интересен, близок. А как восприняли спектакль иностранцы? — Одного из зарубежных гостей, вернее — одну гостью хочу назвать особо. Это Рита Лип- сон, знаток Толстого, Чехова, Бунинщ заведу ющая кафедрой русской литературы Йельско го университета в США. Она знает наш театр, дважды была в Мелихове, на знаменитых «вес нах», вместе со своим мужем, тоже ученым, профессором Джексоном, приезжала в Липецк. Так вот, Рита, я не преувеличиваю, рыдала в конце спектакля, как ребенок, и все повторя ла, что увидела настоящего Толстого и это ее потрясло. Смотрели «Визит к больному» и японцы, не говорю уже о крупнейших масте рах театра России. И все так высоко отозва лись о нем, что мне, постановщику, и повто рять неловко. Спектакль полностью сняли для Российского телевидения, записали для «Ра дио России». Кроме того, сочла необходимым взять у меня интервью талантливая радиожур налистка Алина Силикашвили, вы знаете ее программу «В гриме и без грима». Кстати, в канун Дня Победы именно она подарила зри телям удивительную часовую передачу о на шем «Василии Теркине». Увы, обидно и горь ко лишь, что в нашем интервью речь шла не только о делах театральных, но и об инциден те с «Комсомольской правдой», чьей публика цией моя собеседница была возмущена, кажет ся, больше меня... — А как вас, Владимир Михайлович, во обще встретила Москва после скандальной дезинформации в газете? — Поистине: друзья, вообще порядочные люди познаются в таких вот ситуациях. Ложь возмутила театральную общественность не только в Москве. Мне звонят, шлют телеграм мы и из столицы, и из Санкт-Петербурга, и Орла, и из Воронежа. Сочувствуют, выража ют возмущение по поводу навета. В Москве ко мне с поразительной теплотой, бережностью отнеслись Олег Табаков, великолепная актриса Людмила Шапощникова и многие другие. Не забудьте записать: и журналисты. Йз «Аргу ментов и фактов», «Культуры»... Они испы тывают стыд за тех своих коллег из «Комсо мольской гщавды», что причастны к оскорби тельной публикации. Выходя за «московские» рамки, хочу, пользуясь случаем, поблагода рить за поддержку всех моих зрителей, кол лег, земляков, которые ни на секунду не по верили в вымысел. Йм не нужны были ника кие опровержения. Вот только что, собираясь на встречу к вам, получил очередную теле грамму из Льва Толстого от сотрудников му зея великого писателя. Хотите посмотреть?.. Т е л е г р а м м а н е м н о г о с л о в н а , н о к р а с н о р е ч и в а : « У в а ж а е м ы й В л а д и м и р М и х а й л о в и ч , д о г л у б и н ы д у ш и в о з м у щ е н ы т о й л о ж ь ю , к о т о р о й с т а р а ю т с я о п о р о ч и т ь в а с . М ы в а с л ю б и м , ц е н и м , и с к р е н н е в е р и м . » — После Москвы вы ведь не сразу вы ехали в Липецк? Было еще и Мелихово?.. — Конечно, на следующий день мы при ехали на четырнадцатую для нашего театра «Мелиховскую весну». И опять был горячий, сердечный прием, и опять был спектакль, на котором огорчило лишь одно — зал музея, где он шел, не вместил всех желающих. Ак теры играли так, как никогда еще не играли. Я нечасто переживал такие минуты гордости за свой коллектив. И, кажется, впервые был удовлетворен собственным спектаклем. — Вопрос, без которого в интервью с ру ководителем театра не обойдешься. Что даль ше?.. — Работа. Идут репетиции спектакля, ко торый мы решили подарить себе и нашему зрителю в юбилейный, 75-й, сезон театра. Это комедия классика русской литературы князя Шаховского «Липецкие воды». Его мало зна ют, но он был талантлив, он был предтечей Фонвизина, дружил с Гоголем, он написал около ста пьес в стихах. И среди лучших — эта: «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Это — о зарождении липецкого курорта, о нра вах липчан начала прошлого века. Действие пьесы происходит на месте курзала, где поз же появился театр. Это единственная своего рода классическая вещь, которая так связана с нашим городом, посвящена ему. Параллель но я предполагаю репетировать пьесу Влади мира Муштаева «Последняя любовь Маяков ского». В планах — ибсеновская «Но^а», че ховские «Три сестры», шекспировский «Гам лет». И, конечно, новые современные пьесы, и, конечно, спектакли для юного зрителя. Интервью записал И . Н Е В Е Р О В . У ДРУ Г О Г О «СПЕКТАКЛЯ» С В О И ГЕ РОИ к сожалению, практика все более желтеющей столичной прессы поти хоньку заимствуется некоторыми мес тными изданиями. Охотно подхватив «почин» «мастеров опечаток» Москвы, одна из липецких газет, частенько не брезгующая ради скандальчика недо стоверными сообщениями, предостави ла свои страницы для «оправдания» ни в чем, оказывается, не повинному ав тору информации (а правильнее ска зать — дезинформации) в «Комсомоль ской правде». И он простодушно по делился с публикой «секретами» своей «творческой кухни», объяснив появле ние крупнотиражной клеветы спеш кой, случайностью, чисто технически ми накладками. В. Бугаков, видите ли, ну, просто страшно торопился позаба вить читателя «жареными» фактами. А посему — даже не удосужился уз нать имя человека, коему приписал без суда и следствия участие в преступле нии. А потом, по предложению редак ции «Комсомольской правды», вместо этого имени назвал имя Владимира Ми хайловича Пахомова вкупе с его до лжностью и высокими званиями. По чему? Да потому, что тот, кого горе- журналист произвел в «преступники», состоит с Владимиром Михайловичем в родстве. И В. Бугаков, похоже, ре шил, что если в его заметке честный, достойный уважения земляк будет фи гурировать в качестве лица, связанно го родственными узами с «преступни ком», то это добавит ей «перчика». Вот какой добросовестный «про фессионал» приложил руку к публи кации «Драма в театральной семье». А все остальное довершили професси ональные мастера очень кстати случив шихся опечаток, наповал убивающих добрую репутацию ни в чем дурном не замешанных людей. А дальше В. Бугаков, по-видимому, рассчитывая на сочувствие к себе, так безвинно пострадавшему, рассказыва ет, что после публикации в «Комсо мольской правде» с ним невежливо бе седовали в кабинете руководителя об ластного УВД и даже обещали уголов ное дело по статье за клевету. А он же не клеветал. Он всего лишь зарабаты вал гонорар, бросая комочек липкой грязи в известного человека... « У КЛОНИСТОВ» в ГРЯЗЯХ НЕТ М а й — т р а д и ц и о н н о е в р е м я п р и з ы в а м о л о д е ж и в Р о с с и й с к у ю А р м и ю . К а к о н п р о х о д и т в Г р я з я х ? В о т чт о о т в е т и л н а э т о т и д р у г и е в о п р о с ы к о р р е с п о н д е н т а в о е н н ы й к о м и с с а р о б ъ е д и н е н н о г о в о е н н о г о к о м и с с а р и а т а г о р о д а Г р я з и п о л к о в н и к А л е к с е й В О Р О Н К О В : — В мае-июне мы должны призвать 133 человека. Трид цать семь уже убыли на сборный пункт. — Алексей Петрович, были ли случаи отказов гря- зинцев от службы, уклонений от призыва? — К счастью, не было. В апреле мы провели День при зывника, на котором подробно ответили на все интересу ющие молодых людей и их родителей вопросы, разъясни ли положения Закона, права и обязанности будущих во инов. — Родители, конечно, обеспокоены, не грозит ли их детям отправка в Чечню? — Мы туда призывников не посылаем. А как сложит ся их дальнейшая служба, предсказать невозможно. В Чечню же командируем только контрактников, и только по их собственному желанию. С начала года туда убыли десять человек, некоторые, кстати, уже вернулись. — Что побуждает их принимать столь неординарное решение? — Причины разные, но главные, как выясняется из бесед, тестирования на психологическую устойчивость, — это материальные затруднения, отсутствие твердого зара ботка, устойчивой жизненной перспективы. Всплывают и сугубо личные мотивы: не заладились отношения на рабо те, в семье (поругался с женой), захотелось парню постре лять. С такими контракт, разумеется, не заключаем. — Насколько здоровы нынешние призывники? — К сожалению, каждого четвертого врачи признают негодным к строевой службе по состоянию здоровья. Ди агнозы самые разные: олигофрения, сердечно-сосудистые заболевания, плоскостопие, болезни почек. — Окончен прием документов в военные училища. Есть ли ныне желающие стать офицерами? — Заявления с просьбой зачислить кандидатами для поступления в военные вузы написали 47 человек. П р и з ы в п р о д о л ж а е т с я . П о н я т н ы о з а б о ч е н н о с т ь , т р е в о г а р о д и т е л е й . К а к т а м , в а р м и и , б у д у т с ы н о в е й к о р м и т ь ? П р е д с т о и т л и и м и с п ы т а т ь « п р е л е с т и » д е д о в щ и н ы ? А г л а в н о е — Ч е ч н я . В п р о ч е м , м и н и с т р о б о р о н ы Р о с с и и П а в е л Г р а ч е в н е д а в н о з а я в и л , ч т о о т н ы н е в о и н ы с р о ч н о й с л у ж б ы н а ч е ч е н с к у ю в о й н у о т п р а в л я т ь с я н е б у д у т . П о в е р и м м и н и с т р у н а с л о в о . И у с п е ш н о й в а м с л у ж б ы , р е б я т а ! И г о р ь Ф А Т А Е В . СДАЛИСЬНАМИЛОСТЬ «ПОБЕДИТЕЛЕЙ»? в пр ошл ом году газета профс оюзов Липецкой области «Единство» отметила свой пятилетний юбилей. Созданная в са мом начале «перестройки», она с первых дней существования заняла ответствен ную и важную общественную позицию — защиту интересов трудовых коллективов и отдельных граждан. Причем становле ние газеты, утверждение и отстаивание принципов социальной защиты именно труженика проходили в годы весьма не благоприятные для самих профсоюзов — шла ломка закоснелых форм и методов работы, структурная и организационная перестройка, нарастала критика со сто роны тех, кто исповедовал лозунг «до ос нования, а затем...» И все-таки газета вы жила, заняла среди других газет области свою социальную нишу. Потребность именно в такой газете велика и по сей день, как будет необходима она и в буду щем. Понимают ли это сами профсоюзные чиновники — Совет федерации профсо юзов области, «вожди» отраслевых проф союзов. лидеры низовых профорганиза ций? Понимают, но с оговоркой: «Хоть дело общее, но табачок — врозь!» Вот уже третий месяц изрядно поре девший журналистский коллектив «Един ства» сидит без зарплаты, да и сам еже недельник, «отощав» вполовину былого объема (16 полос), выходит через пень- колоду. А перспектива, похоже, у газеты и того хуже. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что чиновники в отношении со бственной зарплаты отнюдь не бедству ют, а сами профсоюзы пока не бессреб реники и кое-каким капиталом владеют. В нынешней драматической ситуации в стра не, когда развал производства продолжа ется, безработица растет, социальные льготы и гарантии трудящихся сведены к нулю, когда интересы труженика не за щищены как должно законодательством (какой пустяк~— несколько месяцев без зарплаты!), позиция профсоюзов, занятая по отношению к собственной газете (три буне профсоюзов и рабочих!), может быть охарактеризована просто — «равноду шие». А если взглянуть на ситуацию с точки зрения журналистского коллектива, то она расценивается еще проще: «Нас просто предали». А как воспринимается агония «Единства» подписчиками, членами проф союза? Недоумевают и возмущаются. Что ж, то, как «защищают» липецкие профсоюзы журналистов своей же газе ты, говорит о многом. В этой ситуации, как в зеркале, отражается сегодняшняя роль профсоюза, «защитника прав и ин тересов» труженика. Владимир ПЕТРОВ, член Союза писателей России. ПАНИН Дмитрий Михайлович 21 мая 1996 года ушел из жизни Дмитрий Михайлович Па- ” д .М . Панин родился 12 декабря 1921 года в деревне Буш- нево Волховского района Орловской области в семье кресть янина. Свою трудовую деятельность он начал в июне 1939 года литсотрудником районной газеты «Волховская коммуна», вско ре став редактором радиовещания в г. Волхове. С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте, служил красноармейцем разведвзвода, был ранен, после лечения вновь возвращался в действующую армию. За кончил воевать в 1945-м, командиром взвода 87 запасного арт полка. Демобилизован в 1948 году по состоянию здоровья. Дальнейшая судьба Д.М . Панина связана с партийной и советской работой. В 1955 году, с отличием закончив парт школу, он был назначен инструктором, а затем заведующим сектором пропаганды и агитации Липецкого обкома КПСС. В последующие годы был вторым секретарем Водопьянов- ского райкома КПСС, председателем райисполкома Донского района Липецкой области, заместителем секретаря сельского парткома Липецка, в течение 12 лет — с 1965 по 1977 год -- избирался председателем Добровского райисполкома. С 1977 по 1986 год — помощник председателя Липецкого облиспол- иа. _ . Его участие в Великой Отечественной воине, честный и до бросовестный труд отмечены государственными наградами — орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За победу над Германией», орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть». За многолетнюю плодотворную работу в партийных и советских органах Д -^ * Панин неоднократно получал благодарности, награждался По четными грамотами обкома КПСС и облисполкома. На всех учас тках трудовой и общественной деятельности его отличали вы сокая работоспособность и ответственность за порученное дело. Горько осознавать, что нет сегодня с нами нашего коллеги, друга, товарища. Но человек жив до тех пор, пока жива память ° ” ^ е т л а я память о Дмитрии Михайловиче Панинр навсегда сохранится в наших сердцах, в сердцах тех, кто знал его, кто работал, общался с ним. Областное Собрание депутатов. Администрация области. 7 А 1 Л Е Г Л т О А Казалось бы, что можно привнести нового в древнее гон чарное ремесло — все та же глина, гончарный круг? Но нет границ у творчества. Об этом можно судить, глядя на заме чательные изделия задонских мастеров. Умельцы решили не просто возродить искусство, но и внести что-то свое, неповторимое. Конечно, этому предшествовала большая предварительная работа. Художники знакомились с рабо той признанных мастеров, вели творческие споры, ра зра батывали эскизы , делали пробы. Теперь изделия гончарно го цеха, который, кстати, работает при районном отделе культуры, украшают наш быт. На снимках: Надежда Чурсина расписывает готовые и з делия ; Александр Алехин освоил новое для себя дело ; гото вые изделия. Фото Алексея [ДУРОВА. СОКОЛИНАЯ ОХОТА ПОСЛА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА в заповеднике «Галичья гора» побывал с частным визитом посол Ее Величес тва Королевы Нидерландов барон фон Восс. Его привело сюда стремление поз накомиться с природой Черноземного края. В заповеднике барон, по его собствен ному признанию, смог осуществить свою давнюю мечту: совершил прогулку на скаковой лошади с соколом-балобаном, которых разводят на «Галичьей горе». Получивший массу впечатлений, фон Восс заявил, что заповедник имеет боль шие перспективы для развития научного туризма, а организация соколиной охоты наверняка привлечет немало желающих и может стать очень выгодным делом. Визит посла Нидерландов совпал с проведением международного праздника «Марш парков», в котором заповедник «Галичья гора» в нынешнем году впервые принимал участие. Марш парков и заповедных территорий проводится с 1990 года в США и ряде других стран и призван привлечь внимание к проблемам сохране ния уникальных природных комплексов. Девиз праздника-96 в нашей стране был таким: «Заповедники и национальные парки — гордость России». В рамках праздника ученые-экологи «Галичьей горы» провели несколько лек ций-уроков в и:коле села Донское, а ребята, в свою очередь, приняли участие в озеленении центральной усадьбы заповедника и обустройстве экологической тро пы. Состоялся также конкурс детских рисунков на темы природы. Юным художни кам он наверняка запомнится надолго: ведь среди тех, кто оценивал их мастерст во, был и нидерландский посол. («Липецк-Инфоцентр») Футбол в о т ЭТО ПОБЕДА ! «Ростсельмэш-Д» (Ростов-на-Дону) - «Локо мотив» (Елец) - 0:9 (0:4). Стадион «Ростсельмаш». 20 мая. 1000 зрителей. Судья М. Гладкий (Крас нодар). «Локомотив»: Иванчихин, Ламонов, Чурляев (Смольянинов, 55), Вл. Рогачев, А. Адоньев, Суш- ков (Ноздрин, 65), Веретин, Вал. Рогачев, Кобзев (Баскаков, 55), Илларионов (Ю. Адоньев, 46), В. Кириллов (Дятчин, 65). Голы: Кириллов (15, с 11-метрового), Влад. Рогачев (20), Веретин (21, 54, 81), Сушков (42), Ю. Адоньев (50, 67), Баскаков (85). После обидного поражения в Таганро ге в следующем туре ельчане провели луч ший матч (будем надеяться — не послед него) нынешнего сезона. Судьба встречи была практически решена уже в первом тайме. «Локомотив» набрал десять очков и замыкает пятерку сильнейших второй зоны третьей лиги. _______ (Соб. инф.) № 94 (1158 ) « С О В А М » И « Ф И Л И Н А М » Х О Р О Ш О И В н ы н е ш н е м « л е с у » .. . в к у л ь т у р н о й Ж И З Н И Е л ь ц а п р о и з о ш л о в а ж н о е с о б ы т и е — с о с т о я л а с ь п р е м ь е р а п ь е с ы А . О с т р о в с к о г о « Л е с » , п о с т а в л е н н а я р е ж и с с е р о м Ю р и е м М е л ь н и ц к и м . О б р а щ е н и е к о д н о й и з л у ч ш и х к о м е д и й р у с с к о г о к л а с с и к а н е с л у ч а й н о : с о б ы т и я в « Л е с е » , в о з м о ж н о , п р о и с х о д и л и в н а ш и х к р а я х ( г е р о й у п о м и н а е т Л е б е д я н ь ) . Д а и м и р О с т р о в с к о г о , в к о т о р о м ж и в у т д в о р я н е , к у п ц ы , п р и к а з ч и к и , п р о в и н ц и а л ь н ы е а р т и с т ы , н е с о м н е н н о , б л и з о к и п о н я т е н с т а р и н н о м у Е л ь ц у . А б л и з о к л и « Л е с » н а м н а и с х о д е т а ю щ е г о д в а д ц а т о г о в е к а , н а м , в ч ь и х д у щ а х н ы н ч е р а з л а д и т р е щ и н ы , п у с т о т а и б е з д у х о в н о с т ь ? П о р а з м ы с л и т ь о б э т о м и п р е д л а г а е т « Б е н е ф и с » . С в о и м з р и т е л я м , к а к з а п л у т а в ш и м в д е б р я х н ы н е ш н е й ж и з н и п у т н и к а м , о н п р о т я н у л п о с о х — в е ч н о ж и в у ю р у с с к у ю к л а с с и к у , в о з в р а щ а я н а с к и с т о к а м н а ц и о н а л ь н о й к у л ь т у р ы . И в о т в н е б о л ь щ о м п о л у т е м н о м - з а л е с р е д и п р и т и х ш и х з р и т е л е й в п а м я т и м е д л е н н о в с п л ы в а ю т т а к и н е п е р е ч и т а н н ы е е щ е с о ш к о л ь н ы х в р е м е н с т р а н и ц ы п ь е с ы . . . . У ж е п е р в о е п о я в л е н и е л и ц е м е р н о й , в р е м е н а м и н а б о ж н о й , а б о л ь ш е н а д м е н н о й б а р ы н и Р а и с ы П а в л о в н ы Г у р м ы ж с к о й ( а р т и с т к а Л ю д м и л а С о л о в ь е в а ) п е р е н о с и т н а с в с р е д у « о б и т а т е л е й л е с а » , г д е ж и в у т и т в о р я т с в о и т е м н ы е д е л а « с о в ы » и « ф и л и н ы » . И н т е р е с н о и л ю б о п ы т н о н а б л ю д а т ь н е т о л ь к о з а н е п р а к т и ч н о й и б е з а л а б е р н о й п о м е щ и ц е й , п о т е р я в ш е й н р а в с т в е н н ы е о п о р ы в ж и з н и , н о и з а п р и ж и м и с т ы м с а м о д у р о м к у п ц о м В о с м и б р а т о в ы м , к о т о р о г о с у б е д и т е л ь н о й т о ч н о с т ь ю с ы г р а л з а с л у ж е н н ы й а р т и с т К а з а х с т а н а А л е к с е й П р а с л о в . Р а з н ы е л и ц а , о б р а з ы , х а р а к т е р ы в о з в р а щ а ю т з р и т е л я в у ш е д ш у ю э п о х у , с о з д а в а я к а р т и н у р у с с к о й д е й с т в и т е л ь н о с т и . В о т н е д о у ч и в ш и й с я г и м н а з и с т д в о р я н и н А л е к с е й Б у л а н о в ( а р т и с т А н д р е й С к о р о в ) — ч е л о в е к , у м е ю щ и й п о д л и ч а т ь , е с л и э т о в ы г о д н о . О н в с е г о б о и т с я , х о д и т н а « п о л у с о г н у т ы х » , г о в о р и т о с т о р о ж н о , н е г н е в я , п р е ж д е в с е г о , с в о ю х о з я й к у . А т а , х о т я и п р е д с т а в л я е т е г о в с е м ж е н и х о м ж и в у щ е й у н е е р о д с т в е н н и ц ы А к с ю ш и ( а р т и с т к а И р и н а Ш а т р о в а ) , « д е в у ш к и с у л и ц ы » , к о т о р у ю к о р м я т и о д е в а ю т « и з ж а л о с т и » , н о д е р ж и т г и м н а з и с т а д л я с е б я л ю б о в н и к о м . В о з л е п о м е щ и ц ы п р е с м ы к а е т с я и к л ю ч н и ц а У л и т а ( а р т и с т к а Л ю д м л а Б е з б о ж н а я ) , в к о т о р о й в с е — д о и з г и б а б р о в е й — п о д ч и н е н о ж е л а н и ю у г о д и т ь Р а и с е П а в л о в н е , о н а с л у ж и т е й к а к в е р н ы й п е с , в ы с л е ж и в а я , в ы н ю х и в а я . К а з а л о с ь б ы , н и ч т о н е н а р у ш и т м е р н о й ж и з н и в э т о м з а х о л у с т ь е с е г о п р о н и ц а т е л ь н ы м и и я д о в и т ы м и л ю д ь м и , о б м а н ы в а ю щ и м и д р у г д р у г а н а н е ч е с т н ы х с д е л к а х , т и р а н я щ и х с о б с т в е н н ы х д е т е й и р а з л у ч а ю щ и х в л ю б л е н н ы х . Н о и м е н н о с ю д а з а б р е л и п е ш и е с т р а н н и к и — с в о б о д н ы е а к т е р ы . И з г н а н н и к и и б р о д я г и , и щ у щ и е т р у п п ы н а п у т и и з К е р ч и в В о л о г д у и и з В о л о г д ы в К е р ч ь : А р к а д и й С ч а с т л и в ц е в ( а р т и с т В л а д и м и р Г р о м о в и к о в ) и Г е н н а д и й Д е м ь я н о в и ч Н е с ч а с т л и в ц е в ( а р т и с т В и т а л и й П е т р о в ) . К о м и к и т р а г и к , п о л о ж е н и е к о т о р ы х о д и н а к о в о с к в е р н о , п о т о м у ч т о о б а н е м о г у т н а й т и т е а т р , а з н а ч и т , р а б о т у . О к а з а в ш и с ь в д о м е с в о е й т е т к и , п о м е щ и ц ы Г у р м ы ж с к о й , г о р д ы й Н е с ч а с т л и в ц е в н е м о ж е т п р е д с т а т ь п е р е д н е й в п о х о д н о й ш и р о к о п о л о й ш л я п е и п а р у с и н о в о м п а л ь т о - р у б и щ е . О н п е р е о д е в а е т с я в е д и н с т в е н н ы й с в о й т е а т р а л ь н ы й к о с т ю м и п р и з ы в а е т п о д ы г р а т ь е м у А р к а ш к у , ч е л о в е к а б е с х а р а к т е р н о г о , н е з л о б л и в о г о , н а с м е ш л и в о г о , в ы б р о ш е н н о г о и з а к т е р с к о й ж и з н и . И с т и х и я а к т е р с т в а , л и ц е д е й с т в а п о б е ж д а е т . О н а в р ы в а е т с я в с ы т у ю и с п о к о й н у ю ж и з н ь о б и т а т е л е й у с а д ь б ы , г д е р а з ы г р ы в а е т с я б ы т о в о й к о н ф л и к т с а в а н т ю р н ы м и м о м е н т а м и , в к о т о р ы х А р к а ш к а - " с л у г а » п / э е д с т а е т п е р е д з р и т е л е м а р т и с т о м д о м о з г а к о с т е й : о н ш у т и с к о м о р о х , о н б е с ц е р е м о н е н и б е с ш а б а ш е н , д а о н с р о д н и с а м о м у ч е р т у ! В л а д и м и р у Г р о м о в и к о в у у д а л о с ь з о р к о в с м о т р е т ь с я в с в о е г о С ч а с т л и в ц е в а и п р а в д и в о и з о б р а з и т ь о б р а з с ц е л о й г а м м о й ч у в с т в , ж е с т а м и . Е г о м о н о л о г и о н е у д а в ш е й с я а к т е р с к о й к а р ь е р е , е г о п о с т о я н н ы е к а л а м б у р ы в ы з ы в а ю т т о ж а л о с т ь , т о с м е х , т о у м и л е н и е . В ы з ы в а е т в о с х и щ е н и е и в т о р о й с л у ж и т е л ь и с к у с с т в а Н е с ч а с т л и в ц е в . В и т а л и й П е т р о в с у м е л п о к а з а т ь з р и т е л я м , к а к п р о т и в о с т о и т о б и т а т е л я м м е щ а н с к о й ж и з н и е г о г е р о й , з а р а н и м о с т ь ю , н е з а щ и щ е н н о с т ь ю и б л а г о р о д с т в о м к о т о р о г о п р о с м а т р и в а е т с я т р а г и ч е с к а я с у д ь б а ч е л о в е к а , и в б е д н о с т и н е р а с т е р я в ш е г о ч е л о в е ч е с к о г о д о с т о и н с т в а . А к т е р д е м о н с т р и р у е т в ы с о к у ю а р т и с т и ч е с к у ю к у л ь т у р у и б о л ь ш о е у в а ж е н и е к к л а с с и к е . Е г о с ц е н ы с б а р ы н е й , г и м н а з и с т о м , к у п ц о м В о с м и б р а т о в ы м н е с у т п р а в д у о ж и з н и , о п р о в и н ц и а л ь н о м а к т е р е , к о т о р о м у п о д у ш е с в о б о д а , н о н е с к у к а м е щ а н с к о й ж и з н и , и з к о т о р о й о н т а к и н е с м о г в ы р в а т ь А к с ю ш у . О н а в ы б и р а е т з а у р я д н о г о П е т ю , н о н е с ц е н у , « г д е з а о д н у с л е з у з а п л а ч е т т ы с я ч а г л а з » . И т р а г и к Н е с ч а с т л и в ц е в п у с к а е т с я в р о м а н т и ч е с к и е с к и т а н и я с А р к а д и е м С ч а с т л и в ц е в ы м — т а к и м ж е и з г н а н н и к о м и б р о д я г о й . А « с о в ы » и « ф и л и н ы » о с т а ю т с я , х о т я и р а з б у ж е н н ы е , о н и т о л к у ю т о б л а г е ч е л о в е ч е с т в а , о л ю б в и к н е м у . « А ч т о в ы с д е л а л и , к о г о н а к о р м и л и , к о г о у т е ш и л и ? » — б р о с а е т и м в п о с л е д н е м м о н о л о г е Н е с ч а с т л и в ц е в . И е г о с л о в а н е п о т е р я л и с в о е й а к т у а л ь н о с т и и с е г о д н я , а п ь е с а — с в о е г о о б щ е с т в е н н о г о з в у ч а н и я и о с т р о т ы . И х о т я в р у к а х р е ж и с с е р а - п о с т а н о в щ и к а о н а п р е т е р п е л а з н а ч и т е л ь н ы е с о к р а щ е н и я , г н е в и с а т и р а О с т р о в с к о г о о с т а ю т с я и п р о б у ж д а ю т д у ш у . П о т о м у ч т о н е л ь з я н е в и д е т ь и в с е г о д н я ш н е й ж и з н и п о ш л о с т и , л и ц е м е р и я д а и т а к о г о ж е п р о х л а д н о г о о т н о ш е н и я к п р о в и н ц и а л ь н ы м а к т е р а м . Т а к о е и с п ы т ы в а е т , к с т а т и , н а с е б е и « Б е н е ф и с » . Д в а г о д а т р у п п а в Е л ь ц е , н о и п р е м ь е р а д л я в з р о с л о г о з р и т е л я , к а к и д в а с п е к т а к л я д л я д е т е й , с о с т о я л а с ь , у в ы , н е н а с ц е н е т е а т р а . В т о р о й г о д д л и т с я н е с к о н ч а е м ы й р е м о н т . В о т п о ч е м у « Л е с » ш е л в н е б о л ь ш о м ф о й е , г д е у с т а н о в л е н о в с е г о п я т ь д е с я т к р е с е л , п е р в о е п р а в о з а н я т ь к о т о р ы е н а п р е м ь е р е б ы л о п р е д о с т а в л е н о в л а с т ь п р е д е р ж а щ и м . Н о ч и н о в н и к и н е п р и ш л и . . . « Л е с » п р о д о л ж а е т с я . . . , , Т ам а р а Ф Е Д КЖ И Н А . На с н и м к е : Р а и с а П а в л о в н а Г у р м ы ж с к а я — а р т и с т к а Л ю д м и л а С о л о в ь е в а . Г е н н а д и й Н е с ч а с т л и в ц е в — а р т и с т В и т а л и й П е т р о в . Ф о т о В . М ЕРЕН КОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz