Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
к т о в е с е л о т с е с с и и д о с е с с и и ? 1 8 мая 1996 г. б о г и н я з а б в е н и я — д о ч ь б о г и н и р а з д о р а . . . № 9 1 (1 1 5 5 ) М ойоде^а11СЧ )аницо ”Л Г > Ведущая Наталья Алексондрова (т. 25 -40 -47 ) Перед » 1 аам еном • Ковяментарий дня • Послесловие к событию О казывается, нет ничего труднее, чем придумывать название для молодежной странички. Чего только не предлагали: от безликой «Смены», от модной в 6 0 -е годы «Бригантины», от вызывающего в памяти еще более отдаленную эпоху «Авангарда» до сленговой «Тусовки». А мы, устав спорить, выбрали, пожалуй, самое простое и непретенциозное: «Ступени». Кому-то это понравится, кому-то нет. Но мы постараемся (конечно, с вашей помощью), чтобы вы их, в конце концов, приняли, чтобы к ним привыкли. Ведь дело все-таки не в названии. Давайте вместе сделаем нашу страничку такой, от которой нельзя оторваться, не дочитав. Пишите нам, рассказывайте обо всем, что вам интересно, важно, любопытно. И тогда нашим «Ступеням» не будет конца ... И Мысли вслух ПОСЛЕ Ж АРК О Г О МАЯ БУДЕТ . . . Ж АРК ИМ ИЮНЬ в м ае ЛГТУ напоминает растревоженный ул ей — с е с с и я в с ам о м ра згаре . Хлопают д в е р и аудиторий, пест р а я толпа студентов деловито снует по университетс к и м к о р и д о р ам . Строгие костюмы чередуются с «пляж ным» стилем о д е ж ды — шортами и м а й к ам и самы х б е з ум ны х расцветок. Что и говорить, в такую ж а р у валять ся бы г д е -н и б у д ь у р е к и на песо ч ке . О дна ко «загорать» приходится в пыльны х аудиториях, об лож ивш и сь к о н спектами. С е ссия д л я студента — своего р о д а р уб еж , за кото ры м новые д е л а , новы е планы . Поделиться «планов гро м адьем» в х о д е им п ро ви зи ро в ан но го б л и ц -о п р о са п о п р о с и л ребят корреспондент «ЛГ». Алексей Т арасо в —ф и зи ко -те хн ол о ги че с ки й ф акуль т е т , п я т ы й к у р с ; — С е й ч а с з а к а н ч и в а ю п о д г о т о в к у д и п л о м а , с к о р о з а щ и т а . П а р а л л е л ь н о з а н и м а ю с ь о б щ е с т в е н н о - п о л и т и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т ь ю , у ч а с т в ую в г р у п п е п о д д е р ж к и о д н о г о и з к а н д и д а т о в в п р е з и д е н т ы . В о т и п р и х о д и т с я б у к в а л ь н о р а з р ы в а т ь с я н а ч а с т и . В р е м я с е й ч а с т а к о е , ч т о м о л о д е ж ь н е д о л ж н а о с т а в а т ь с я в с т о р о н е о т п о л и т и к и , а т о в з р о с л ы е д я д и о п я т ь в с е р е ш а т з а н а с . Т а к ч то л е т о м о т д ы х а т ь б у д е т н е к о г д а . К о н е ч н о , п о с л е з а щ и ты с о б е р е м с я с о д н о к у р с н и к а м и г д е - н и б у д ь н а п р и р о д е , вы п ь ем , п о п л а ч е м с я д р у г д р у г у «в ж и л е т к у » . Ж а л ь р а с с т а в а т ь с я , в е д ь з а п я ть л е т н е о д и н ф у н т с о л и в м е с т е с ъ е л и . . . Алекс андр Козло в — с троительн ы й ф акультет , 3 курс : — Я т о ж е с ч и т а ю , ч т о м о л о д ы м л ю д я м н у ж н о д у м а т ь н е т о л ь к о о р а з в л е ч е н и я х , м у з ы к е и л и с е к с е . В о б щ е с т в е е с ть н е м а л о п р о б л е м , к о т о р ы е к а с а ю т с я н а с н а п р я м у ю . Н а п р и м е р , — с л у ж б а в а р м и и . С а м я — а к т и в и с т л и п е ц к о г о о т д е л е н и я м о л о д е ж н о й « А н т и м и л и т а р и с т с к о й а с с о ц и а ц и и » , к о т о р а я вы с т у п а е т п р о т и в вой ны в Ч е ч н е , з а с о к р а щ е н и е с р о к о в с л у ж бы , в в е д е н и е в н а ш е м у н и в е р с и т е т е в о е н н о й к аф е д р ы . М а й и ию н ь — в р е м я п р и зы в а в В о о р у ж е н н ы е С и лы . Б у д е м в е с ти р а з ъ я с н и т е л ь н у ю р а б о т у с р е д и п р и з ы в н и к о в , п о п р о б у е м в с т р е т и т ь с я с в о е н н ы м и , н а л а д и т ь с о т р у д н и ч е с т в о с К о м и т е т о м с о л д а т с к и х м а т е р е й . У ч е б е м о я о б щ е с т в е н н а я р а б о т а н е м е ш а е т . У в е р е н — э к з а м е н ы с д а м н о р м а л ь н о . В п р о ч е м , н е т о л ь к о о б щ е с т в е н н о - п о л и т и ч е с к и е п р о б л е мы в о л н ую т с т у д е н т о в Л Г Т У . У м н о г и х п л аны н а л е т о — б о л е е з е м н ы е и п р а г м а т и ч е с к и е . М ария Ч ебоненко — факультет би зне са и менеджмен т а , 4 к у р с : — П о с л е э к з а м е н о в с о б и р а ю с ь в р е м е н н о п о р а б о т а т ь в о д н о й и з к о м м е р ч е с к и х ф и р м , з а к р е п и т ь з н а н и я , п о л у ч е н н ы е в у ч е б н о м г о д у . К о н е ч н о , и о т д о х н у т ь х о ч е т с я — л е т о в с е - т а к и . Н о д л я б у д у щ е г о м е н е д ж е р а в с е г д а « п е р вы м д е л о м с а м о л е ты» . С е р гей Ко зл о в — ф и з и ко -те х н о л о ги ч е с ки й ф а кул ь т е т , 3 к у р с : — Н е м о г у д о ж д а т ь с я , к о г д а о т п р а в л ю с ь в с е л ь х о з о т р я д « А гр о н о м » н а я б л о к и . В п р о ш л о м г о д у т а м бы л о т а к в е с е л о ! А с р а з у п о с л е с е с с и и п л а н и р ую с о б р а т ь с в о й н е б о л ь ш о й с т р о й о т р я д д а м а х н у т ь к у д а -н и б у д ь в Т ю м е н ь . Ч т о бы б ы л а н а с т о я щ а я м у ж с к а я р а б о т а и п р и л и ч н ы е з а р а б о т к и . Со с '^ д е н т а м и беседо ва л Ге о р ги й АТА НАСЯН. З а ко н гарантирует ПО ПАЛЬЦАМ УЖЕ НЕ ПЕРЕСЧИТАЕШЬ. . . Вообще-то законотворчество — дело сложное и серьезное. Немногие молодые люди находят время побольше узнать о нем. И все же закон «О государ ственной поддержке молодежных и детских общес твенных объединений в Липецкой области» -особен ный, такили иначе касающийся многих из нас. А зна чит, есть смысл поговорить о нем подробнее. Итак, наш собеседник — начальник областного отдела по делам молодежи Николай Комаров. Его мы и попро сили ответить на несколько конкретных вопросов. — Николай Александрович, чем вызвана необхо димость принятия нового закона? — Начнем, пожалуй, с предыстории. Минули времена, когда организации детей и молодежи можно было по паль цам пересчитать. После принятого в 1992 году постанов ления главы администрации области о создании социаль ных молодежных служб число их заметно выросло. Рос сийский Союз Молодежи, Ассоциация студентов. Союз детских организации. Центр социально-психологической адаптации и информации молодежи — целый ряд объ единений повел активную работу. Поначалу они сущес твовали на членские взносы. Денег не хватало, да и регу лировать отношения с государством нужно было на ка кой-то основе. Отсюда и возникла мысль о создании но вого закона, обязывающего государство поддерживать детей и молодежь. — Что же конкретно дает им закон? — Многое. Во-первых, в нем оговорены права моло дежных и детских объединений. Например, право учас твовать в подготовке и обсуждении проектов областных программ, вносить предложения по изменениям норма тивно-правовых актов. И даже участвовать в заседаниях областных органов власти при принятии важных решений, затрагивающих интересы этих организаций. Закон предусматривает обеспечение объединений ин формацией и подготовку кадров для них, разные льготы (налоговые, имущественные), выполнение ими госзака зов, финансирование их программ, выделение субсидий и так далее. — И всем этим могут пользоваться любые детс кие и молодежные организации? — Нет. Из восемнадцати таких объединении, сущес твующих в области сегодня, под закон попадают лишь две надцать. Это организации, имеющие свой устав, числен ность не менее трехсот человек, зарегистрированные в управлении юстиции, и так далее. — А защищает ли закон права конкретных ребят? — Личные вопросы они могут решить с руководством своих объединений. Ну, а те —требовать соблюдения сво их прав, оговоренных в законе. — Итак, закон принят. Что конкретно по нему уже сделано? , , — На первый квартал 1996 года из областного бюдже та выделено 84 миллионов рублей. Если учесть, что в том году на осуществление молодежной политики выделяли 380 миллионов рублей, то, конечно же, это — капля в море. И все же объединения получили некоторые средства на реализацию своих программ, Конечно же, чтобы выпол нить все задуманное —создать центры информации в Ли пецке, Ельце и Лебедяни, установить сеть телефонов до верия, провести массу встреч, фестивалей и многое дру гое — их надо куда больше. Увы, недофинансирование сегодняшняя всеобщая беда. Но вопросы будем решать. Утвержденные в 1996 году программы профинансируют- с я . Т е п е р ь н а д о с л е д о в а т ь з а к о н у . о с т и е о д Наталья ВЕШНЕВА. З н а й н а ш и х ! НОСТАЛЬГИИОНИ ПОКАЧТОНШСТРАШАТСЯ. Трудно найт и студента, не ме чтающ его об интерес ных путешествиях и дале ких странах. « Что ж , ме ч тать н е вредно», — грустно воскликните вы, представив расстояние от желаемого до действительного. Преодоли мо ли оно для россиянина , который не работает и по лу ча ет только стипендию («новые русские» — не в с ч ет)? Оказывается, да! Что бы ни происходило во круг, ум и знания по -прежнем у остаются самым ценным и надежным капиталом. Второкурсницы факуль тета иноязы чной культуры Л ГПИ Лера Дырдина и На таша Егорова взялись это доказать . И, судя по тому, что обе вышли в финал кон курса России и стран СН Г по английскому языку, сде лали сие совсем неплохо . Проводила конкурс аме риканская организация АС - ПРЯЛ совместно с россий с кими колл е гами . Ну, а у частн иками стали ребята с гуманитарных факультетов провинциальных вузов. Им было за что бороться — по бедителей ожидает бесплат ное годовое обу ч ени е в США. Напряженность борь бы нетрудно себе предста вить. За несколько этапов кон курса у частн икам пришлось продемонстрировать немало знаний и умений. Пол у ч ив рекомендации преподавате лей вуза, девушки написа ли и отправили в Вашингтон со ч инения о целях возмож ной поездки в Америку. Ра з умеется, все — на английс ком. Высоко оценив работы л и п ч а н о к , о р г ан и за то ры пригласили их в Москву. А там... тни к ам приш лось искать крышу над головой и все про ч ее своими силами. Да и некогда было особо развле каться. В первый день гостей сто лицы ожидало устное собес едование с американцами . Если романти ч ески на строенный ч итатель уже ри сует себе шикарные гостини цы и заполненный сопут ствующими конкурсу раз влекательными мероприяти ями досуг, — не торопитесь. В том -то и за клю ча ется одно из отли ч ий американского и русского стилей жизни, что там, на Западе, каждый ус траивается сам, как может. Н и каких бытовых хлопот сотрудники АС ПРЯЛа на себя не взяли. Та к что на два дня сложной работы учас- Говорили о карьере, об отно шении к будущей профессии . Ну, а назавтра —: письмен ный экзамен, американский тайфл -тест с разли чным и уровнями преодоления, оп ределяющими глубину зна ний. Увы, в финал конкурса пос ч астл ивилось попасть лишь трем - ч етырем десят кам представителей бывше го многонационального госу дарства. Удивительно, но один из главных критериев отбора финалистов — способность психологи ч ески выдержать пребывание в чужой стра н е. Наташа Егорова уже знает, что это тако е. За ее спиной — одиннадцатый класс средней школы, ко торый она окон ч ила в Аме рике. Кстати, это право у ч е ница тоже выиграла на кон курсе. Наташа рассказыва ет, что мно гие русские ре бята не могли долго оста ваться вдали от близких и знакомых, на чужой з емле. Они возвращались на Роди н у уже ч ерез месяц -два , так и не сумев приспособиться к американскому образу жизни. Выходит, выиграть — это еще не все. Но пока девушек это не страшит. — Главное — попасть в А м е ри ку , — у лы б а е т ся Лера. — Там гостям пред ложат специализацию. Хо телось бы полу чш е изу ч ить английский и американс кую культуру под руковод ством носителей языка. Что до ам ери к анц ев — то с ними мы немного в Москве общались, они показались нам живыми, интересными людьми, хорошо владею щими техникой общения. Будем над еяться , что вс е ме чты наш их героинь сбудутся. Тем более, что он и этого достойны... Наталья АЛЕКСАНД РОВА. Н а сним к е ; В а л е р и я Дырдина и Н аталья Егоро ва. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. К р и к душ и НЕ ХОЧУ ИСКАТЬ «СПОНСОРА»! Здравствуйте, молодежная страничка! Я— обыкновенная липецкая студентка. Живу в об щежитии. Обучение мое подходит к «финишной пря мой» — в следующем году защита диплома. Но это не проблема, учусь хорошо. Огорчает и «напрягает» меня другое: становится все труднее раздобыть на хлеб насущный. Родители мне не помогают, они очень ста ренькие. Стипендия, сами знаете, проблемы не ре шает. Я подрабатываю уборщицей, но это тоже ко пейки. Конечно, вы можете сказать, что тот, кто ищет, всегда найдет. То есть я могла бы найти работу пре стижнее и поденежнее: в коммерческом ларьке, на пример, или какой-нибудь фирме. Но такая работа отнимает много времени и физических сил. Моя под руга забросила учебу из-за того, что на работе силь но выматывается. А по специальности меня нигде не берут. Потому что отпускать на сессии в оплачивае мый отпуск невыгодно. Да если бы и взяли, появи лась бы масса новых проблем. Пришлось бы перево диться на заочное. Сие удовольствие стоит пять мил лионов. К тому же общежитие студентам заочного отделения не дают. А снимать квартиру — новые за траты. А мне — двадцать один... Хочется носить краси вые вещи, пользоваться хорошей парфюмерией. Да и питаться хоть иногда фруктами и молочными про дуктами, а не сухой картошкой на растительном мас ле. Иногда от недоедания кружится голова, все чаще стала утомляться. А может, найти богатого «спонсора»? Да боюсь, что на мой «прикид» и бледное лицо никто не клюнет. Оль га . г. Липецк. Фестиваль Вечйьге кбуйьы Выткался над озером алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мнё не плачется - на душе светло. Сергей ЕСЕНИН. Фото Алексея ЩУРОВА. ПОЙ , СТУДЕНТ, ПОК А ВЕ С НА . . . «лг» уже сообщала, что в Липецком техническом университете состоялся самый кдупный за послед ние годы областной межвузовский конкурс «Студен ческая весна-96». Жюри подвело итоги, лучшие кол лективы награждены. Ну, а сегодня — как бы эхо праз дника... Кто сказал, что студент нынче не тот пошел — ни петь, ни плясать, как раньше, не умеет? Нет, не оску дела молодость талантами. Концерт, который длился на сцене актового зала ЛГТУ много часов, — гшекрасное тому доказательст во. Из трех вузов — ЛГТ у , ЛГПИ и ЕГПИ — в грязь лицом не ударил никто. Силы были, конечно, не оди наковы. Сказалось то, что студенты главных вузов об ласти редко встречаются на такого рода смотрах. А когда не с чем сравнить, не с кем соревноваться — нет и творческого роста. И все же зрители остались довольны. Поистин азартным, подогревающим зал, полным н ^ е фантазии было выступление команды ЛГТУ. В целом программа — а в нее вошли и танцы, и эстрадные монологи, и интермедии — смотрелась как динами ческое шоу, где главным героем был юмор. Больше всего наград получили педагогические ин ституты. Безусловно, отчасти сказалось и то, что пед вузы имеют музыкально-художественные учебные программы работы со студентами. Самодеятельные артисты Елецкого пединститута порадовали вокаль ным пением, прекрасной, оригинальной хореогра фией, показали своеобразное представление из сту денческих эстрадных миниатюр... Музыкально-хоре ографический факультет показал наиболее высокий уровень. Яркий концерт — в основном академического пла на — дал Липецкий пединститут. За последнее время художественная самодеятельность в вузе заметно ожила. Появился академический хор, да еще какой многочисленный! Порадовали солисты, фольклорный коллектив, хореографические группы. В основном все — в традициях русской народной культуры, что для педагогического вуза особенно ценно... Словом, сказать, кто проиграл и кто выиграл — до вольно сложно. Награды наградами, но в них ли дело? Межвузовский праздник явно удался. Дай Бог ему и дальше жить. Л иди я ДУВИНА. I » Послесловие к дискуссии ЗА ОТЦА Мы уже сообщали , что на факультете иноязычной культуры ЛГПИ прошло первое заседание Молодежного дискуссионно го клуба по теме : «Историческая ответственность: от человека к человечеству, от прошлого к будущему». В основу ди с куссии легла книга Петера Зихровско го «Рожденные виновными», состоящая из интервью , взятых автором у потомков немецких нацистов. Ощущают ли они сегодня свою ответственность за деяния отцов? Можно ли и нужно ли жить с этим грузом? Возможно ли преодоление комплекса вины и если — да , то каким путем? Эти и множество других вопросов стали предметом обсуждения для липецких студентов и их гостей : ведущего редактора издательства «Прогресс» Натальи Ильиной, сотрудника Института социологии РАН, организатора М осковско го дискуссионно го клуба Татьяны Резниковой, члена Ассоциации юных лидеров, студента М осковской медицинской академии им. Сеченова Александра Севрюкова, а также стажеров московских вузов немецких студенток Яны Бургер и Нойман Хайке . Тема, как вы понимаете, была выбрана не случайно накануне празднования очередной годовщины Победы над фашистской Германией. Как не случайно и активное участие в организации и поддерж ке молодежных дискуссионны х клубов Фонда Фридриха Науманна, входящего в структуру немецких организаций либерального направления и тесно связанного со Свободно-демократической партией Германии. Почему не случайно? Надеемся, что ответ на этот вопрос вы найдете в рассказе о первом заседании липецкого молодежного дискуссионно го клуба. Сергей ДАНКОВЦЕВ, к .ф .н ., доцент ЛГПИ: — На первый взгляд может показаться, что для дискуссии была выбрана тема, ко торая далеко отстоит от интересов нашей сегодняшней молодежи. Им ли, не пере жившим войну, задумываться над мерой исторической вины и ответственности? А вот представьте себе, они задумываются. И размышляют, и мучаются в поисках от ветов. Почему мы представляем себе мо лодежь какой-то аморфной массой, озабо ченной исключительно собственным бла гополучием в рамках материального пот ребления? Мы сами отводим им эту роль, а потом стенаем, что они не идут на выбо ры. Но ведь это наша с вами задача на учить их самостоятельно мыслить и ощу щать собственную сопричастность тому, что происходит (и происходило!) в стране. Кто задал сегодня молодым вопрос, при нимают ли они то, что им предлагается в качестве «новой Р о с с ш » ? Да и вообще: какой они хотят видеть Россию? И есть ли у них ответы на эти вопросы? Мы убежде ны, что найти их они могут только в дис куссии, в свободном обмене мнениями. Катя МЕРКУЛОВА, студентка 2 к у р са: — И знаете, у нас дискуссия вышла го раздо более цивилизованной, чем те, ко торые мы привыкли видеть у наших поли тических деятелей. Понимаете, была куль тура общения — мы заранее выработали правила дискуссии, которые никто не имел права нарушать. Например, никто не до лжен считать свое мнение истиной в пос ледней инстанции. Нельзя перебивать друг друга и переходить «на личности». Нельзя «лить воду», надо аргументировать каждую свою мысль. Нельзя заявлять: «Вы не пра вы», можно только: «Я с вами не согласен». Сегодня, среди процветающей в нашем об ществе анархии, мы попытались постро ить модель порядка, основанного не на то талитаризме, а на взаимном уважении. Мы поняли, что только выслушав множество точек зрения, найдя в них рациональное зерно, можно найти и ответ на поставлен ный вопрос. Ка к известно , истина рождается в спорах. Впрочем, кто-то может сказать: да ка кую истину пытались найти ребя та? Преступления нацистов человечес тво осудило, тут и двух мнений быть не м о ж г ' Однако не все та к просто и однозк;^ !но, о чем свидетельствую т многочисле 1 ;ные интервью в книге Зих ровско го . И дело не только в том , что до сих пор кто -то продолжает давать положительную оценку нацистской иде ологии , призывая возродить фашизм. Дело еще и в том , что многие из по том ков нацистов продолжают нести в себе комплекс чудовищной вины за д е яния отцов, >щущая внутреннюю задав ленность этим грузом . И это тоже и с кале ченны е с у д ь б ы , и с ка л е ч е н н о е мышление. Ольга ВОРОБЬЕВА, ассистент ЛГПИ: — Естественно, наша дискуссия не мог ла замкнуться в рамках одной этой книги. А разве сталинские времена в истории на шей страны не ложатся грузом вины и от ветственности на плечи потомков? И во обще, что есть вина, а что есть ответствен ность? Об этом тоже говорилось на заседа нии клуба. Ребята пришли к выводу, что народ не может быть преступником, пос кольку всегда находятся группы, отдельные личности, противостоящие режиму. И все- таки пришлось вспомнить: каждый народ имеет того правителя, которого заслужива ет, хотя и очень соблазнительно взвалить на конкретную личность всю вину. И знае те, каким конкретным решением закончи лась дискуссия по этому вопросу? Ребята заявили, что все без исключения пойдут 16 июня на выборы. И нам кажется, что это и есть главное: они почувствовали свою от ветственность за то, что происходит в стра не, они поняли, что и от их личного реше ния будет зависеть ее будущее. Ирина ОСЕЛЕДКИНА, студентка : — Все не так просто, как кажется на пер вый взгляд. У нас встал один мальчик и ска зал, что его дед служил в НКВД, а значит на его совести тоже была кровь репрессий. И все-таки сам он всегда относился к деду как к родному человеку, а не как к преступ нику. И мы вдруг поняли, что самое главное — это человечность. Самое главное — это помнить и знать свои корни, любить свою Родину вместе со всеми черными пятнами в ее прошлом. Бессмысленно клеймить по зором это прошлое и бессмысленно посто янно посыпать голову пеплом. Наша ответ ственность за это прошлое должна выра жаться только в одном: в стремлении сде лать все возможное, чтобы ошибки из это го прошлого не повторились. Александр БОРОЗНЯК, д .и .н . , проф ессор ЛГПИ: — Это формулировка сталинской эпохи: «Сын за отца не отвечает», хотя именно в те времена дети сполна отвечали за сво их родителей «врагов народа». Парадоксально? Ничуть. В этом была четкая политическая установка: разорвать связь поколений, вычеркнуть из памяти прошлое, своих отцов и дедов. Таким «стадом манкуртов» проще управлять. Установка на историческую амнезию. К чему ведет «выпадение исторической па мяти» в развитии цивилизации мы уже знаем. Однако сегодня упорно повторя ем Э'то ошибку. А ведь не случайно в Древ ней Греции Лета — богиня Забвения — была дочерью богини Раздора. Об этих, «родственных связях» необходимо пом нить. Катя МЕРКУЛОВА: — Не надо думать, что молодежь се годня поголовно раболепствует перед За падом. На заседании клуба- прозвучала мысль о том, что мы все устали от состо яния «национальной униженности», что его необходимо преодолеть. Поверьте, нам надоела американизация нашей жиз ни. Да, мы понимаем, какая ответствен ность лежит на нас в связи с ошибками в прошлом нашей страны. Но мы знаем и то, что нам есть чем в этом прошлом гор диться, есть за что уважать своих пред ков. Мы знаем, что Россия все-таки ве ликая страна. Невозможно, стоя на коле нях, выкарабкаться из пропасти, для это го нужна вера в свои силы. А потому хва тит уже задавать вопрос «Кто виноват?», пора уже задать себе вопрос «Что де лать?» Для себя мы на этот вопрос пока ответили так: каждый должен быть Чело веком и Мастером своего дела. Сергей ДАНКОВЦЕВ: — Если же говорить о том, что стало главным достижением в работе клуба, то я бы сформулировал это так: ребята по няли, что история персонифицирована, личностна. И если ты личность — то ты можешь и должен влиять на историчес кие обстоятельства, изменять их. Да, таком случае твоя личностная ответствен ность возрастет, а это, несомненно, груз. Но, думается, что после таких дискуссий этот груз ответственности не будет в тя гость нашим ребятам. Елена БРЕДИС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz