Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

арсенал " Арсенала" и загадки Линды победа х — с обидой и досадой а п р е л я 1 9 9 6 г . № 7 5 ( 1 1 3 9 ) -V, ГОРЯЧИЕ М У ЗЫ К А Л Ь НЫ Е Д ЕН ЕЧ КИ Последняя д е к а д а апреля в Липецке , если говорить о гастролях, — это «нечто». К аки е имена , какие коллективы! Причем , собрались они на этом коротком временном промежутке как-то спонтанно. Не одна , а три «фирмы» организуют их выступления у нас . Побольше бы, почаще бы таких спонтанных сюрпризов, а? В ы с о к а я м у зы к а п р о зву ч и т з а в т р а в Доме к у л ь т у р ы с а н а т о р и я « Л и п е ц к » т н а ч а л о в 1 8 .0 0 ) — вы с о к а я м есса си -м и н о р Б а х а , в ер ­ ш и н а его тво р ч е с тва , в п е ч а т л яю щ а я к ом п о ­ з и ц и я и з 24 ном еров . М ессу и сп о л н я т свод ­ ны й хо р и з В о р о н еж а (и н с ти т у т а и ску с с т в и к ам е р ны й ) под р у ко во д ством за сл уж енн о го д е я т е л я и ску с с т в Р о сси и проф ессор а О лега Ш е п е л я , с о л и с ты и Л и п е ц к и й сим ф о н и ч е ­ с к и й о р к е с т р , в о з г л а в л я ем ы й Г ари ем О гане ­ зо вы м . В том и л и и н ом со ставе «детищ е» О. Ш еп е л я о бъ е зд и л о р я д евр оп ей ских стр ан , за п и с а л о б ах о в скую м ессу в А н г л и и н а к ом ­ п а к т -д и с к е , п о л у ч и вш ем н аи вы сш и е оц ен ки с т е ц и а л и с т о в . П о э том у ко нц ер т в м у зее , со ­ гласи тесь , собы тие д л я Л и п е ц к а у н и к ал ьн о е . Не п ож а л ей т е п о том , что п р оп у с ти ли его. П о ч ти п р я м и к о м и з М о ск вы , со сц ены Ц ен тр ал ьн о го го судар ств енн о го конц ер тн о го ■ 1 а л а « Р о с си я» , к н ам о тп р а ви тс я б елорусский а н с ам б л ь «П е с н я р ы » . Ч то т а м н и го во р и , п ер в а я м у зы к а л ь н а я «л асточка» после под ­ п и с а н и я Б . Е л ь ц и ны м и А . Л у к аш е н к о до го ­ вора об о б р а зо в ан и и ССР. «П есняр ам » в н ы ­ н еш нем го ду с т у к н е т 2 7 л ет . В зл е т группы бы л н а у д и в л ен и е бы стр , особенно д л я той п о ры , к о г д а э с т р а д и з а ц и я н а р о д н ы х песен с ч и т а л а с ь , м я г к о го в о р я , п р едо суди тел ьны м н н и к ч ем ны м з а н я т и ем . Н о «П есняры » с у ­ м ели п о к о р и т ь с ер д ц а чл ен о в ж ю р и V Всесо ­ ю зного к о н к у р с а ар ти стов эстрады (1 9 7 0 год), и б ел о р у сски е п есни в вои сти н у «классной» а р а н ж и р о в к е а н с а м б л я з а з в у ч а л и по всей м н о г о н ац и о н ал ьн о й , д р уж н о й стр ан е . Д а , зо л о то е , су п е р зв е з д н о е п е р еж и в а л и то гд а «П есн яры * вр ем еч к о . О н ем и о м н о ­ гом дру гом они в сп ом н я т в п р о гр ам м е «Н ос ­ т ал ь ги я* в Л и п ец к ом др ам театр е им ени Л .Н . Толстого 22 а п р е л я . И в самом дел е , хорош о вновь увид еть В л а д им и р а М у л я в и н а со то в а ­ р ищ и и у с лыш а т ь и х х и т «К осил Я сь коню - ш и н у , п о гл я д а л н а д и в ч и н у . . .» Т ам ж е 30 ап р е л я свою д в ад ц а тую весну (в к а ч е с т в е п р о ^ с с и о н а л ь н о й гр у п п ы ) д о ­ л ж е н встр е ти ть ан с ам б л ь , одно уп ом и н ан и е к о т о р о го в ы зы в а е т м а с су п о л ож и т е л ь н ы х эм оц ий , — «А рсенал* . «Вечный дви гатель» группы , ее руководитель А лек сей Козлов вос ­ п р и н им а е т с я се го дн я , вне сом н ен и я , к у л ь ­ товой ф и гу р ой , о л и ц е т в о р я я собой и и с ти н ­ ного , энц и клоп еди чн о го дж а зм ен а , и «мэна» и з легендарного п околения с тиляг -п ятидесят - н и к о в . Зн а е т е л и вы , к т о в СССР п ервы м (и по ­ луп о д п о л ьн о , в к онц ер тн ой версии ) и спол ­ н и л рок -оп еру «Иисус Х ристос -суп ерстар»? П р а ви л ьн о , «А рсенал* . А к т о м ож ет и гр ать м у зы к у ш и р о ч айш е го д и ап а зо н а — ф ью ж н , дж а з -к ом ф о р т , «а 1а В о сток» , в р ам к а х а н ­ тиш о у , блю з , «песни без слов» и т .д . и т .д .? Снова он , «А рсенал» . Т ак что с н етерпением ж д ем в стр ечи с в ам и , дорогой и м н о гоува ­ ж а ем ы й А л ек с ей Семенович! К россворд в «Ком сом ольской правде» за п я т о е а п р е л я . Ц и ф р а 33 по г о р и зо н т а л и : «Едва л и н е с ам а я з а г ад о ч н а я и з во сходя ­ щ и х зв е зд р о ссийской э с тр ады » . П я т ь букв . Смело впи сы ваю «Линда» и , с ам о собой , не ошибаю сь . 29 ап р ел я во Дворце спорта «Звез ­ дный» Л и н д а с группой «Конвой» предста ­ ви т э к зо т и ч е с к ую м у зы к ал ьн о -э тн и ч е ск ую п р о гр ам м у «П есни ти б етских л ам » . П ром оутер п е ви цы пообещ ал р а сп о р яд и ­ телю «С алона м у з» , что Л и н д а раскро ет ч и ­ т а т е л ям «ЛГ* гл а в ны е свои за г ад к и . Н а сн им к е : А л е к с е й К о зл о в (г а с т р о л и в Л и п е ц к е , 1 977 год). КАК АВАНС ЗА БУДУЩИЕ ПОБЕДЫ.,. Ю ны е в о с п и т а н н и к и о б л а с т н о й сп еци ал ьн о й ш к о лы и ску сств п родол ­ ж аю т д ем он с три р о в а т ь то , ч то он и — и п р и л еж ны е у ч ен и ки , и л ид еры твор ­ ч е с ки х соревнований среди и х ро ссий ­ с к и х и з а р у б еж н ы х с в ер с тни к о в . Н и к о г о не у д и в и л а н а гр а д а б а л а ­ л а е ч н и к у А н тон у Ж у к о в у (п р еп одава ­ т е л ь В. Ш ел ам о в , к о н ц е р тм ей с т е р И . Д уш ен и н ) н а втором м еж д ун ар о д н ом к о н к у р с е и м е н и В .В . А н д р е е в а (С ан кт -П етербур г ) . Н е у д и в и л а , п о то ­ м у ч то вир туо зн ую и гр у А н т о н а х о ­ р ош о зн аю т во м н о ги х городах Р о с ­ си и и д аж е за ее п р ед ел ам и . Т а к ж е м ож н о бы ло с п р о гн о зи р о ­ в а т ь у с п е х С е р г е я Б а с у к и н с к о г о (к л а с с з а сл уж ен н о г о у ч и т е л я Р о с си и О. П о таш е вой ) . С ергей удостоен сн е -’ ц и а л ь н о й п р е м и и н а п р е с т и ж н о м Х ар ько в ск ом третьем м еж дун ародном к о н к у р с е им ен и В. В. К р ай н е в а . У ч ­ р еж д е н н ы е п роф ессором Т у л у з с к о й к о н с е р в а т о р и и , п р е зи д ен том Ё ’А ссо- с1аПоп СиНигеПе П и зо ти зх с Т ер езой Дю ссо п р ем и я и п р и з п р и с уж д е н ы С ергею з а его р ед к о с тн ую п и а н и с т и ­ ч е с к ую одар енно сть . Ещ е тр и у ч е н и к а ф о р тепи ан н о го о т д е л е н и я ОСШ И з а н я л и п о ч е т ны е м е с т а , но уж е н а в о р о н еж ском р е г и о ­ н а л ь н ом к о н к у р с е «Ю ные т а л а н ты * . Это С в е тл ан а А н и с к и н а (п р еп о д а в а ­ тел ь О. Ш епелева) , Е л ен а З ен и н а (пре ­ п о д а в а т е л ь О. К р у гл о в а ) — п ер вы е м е с т а и Е гор К а к о в к и н (п р еп о д а в а ­ т е л ь О. К р у гл о в а ) — тр еть е м есто . С реди к о н к у р с ан т о в — п о б еди те ­ л е й и п ри зер о в — о к а з а л и с ь , н а р я д у с у ч ащ и м и с я ср едн и х к л а с с о в , и со ­ всем м а л е н ь к и е — п е р в о к л а с с н и к и . Т а к , н а втором о т к ры т ом к о н к у р с е ю ны х и с п о л н и т е л е й , п р ош е дш ем в Р я з а н и , М иш а Ф ар аф он о в (в и о л о н ­ ч е л ь , п р еп о д а в а т е л ь С. К а к о в к и н а , к о н ц е р тм ей с т е р О. Гусева) и О л я В а ­ си л ь е в а (ф о р т еп ь я н о , п р еп о д а ва тел ь О. П о таш е в а ) п о л у ч и л и по сп е ц и а л ь ­ ном у п р и з у «Н ад еж д а» — за п р о я в ­ л е н н ы е см ел о с т ь и уп ор ство и в к а ­ ч ес тв е « аванса» з а будущ и е победы м у зы к ан т о в . Ж . ВИКТОРОВА. «МЫ - ПОСЛЕДНЕЕ В РОССИИ ТРИО БАЯНИСТОВ...» Подходит к завершению юбилейный, двадцатый’, концертный сезон заслуженных артистов России, лауреатов Всесоюзного, Всероссийского и международных конкурсов, участников известного липецкого трио баянистов. Долгий творческий путь ансамбля (не распавшегося, ка к другие знаменитые российские трио: орловское, уральское, сыктывкарское) усыпан не столько розами , хоть их и было достаточно, сколько ш ипам и ... Один из трех, Вячеслав Мельник — о наболевшем , о нетворческих трудностях и творческих радостях. — З а д в а д ц а т ь л е т с ущ е с т в о в а н и я три о , мы с А н а т о л и ем Н а у м е н к о и В и к т о р ом К а р п и ем с т а л и н е р а з л у ч н ы , к а к т р и б р а т а . П е р еж и л и вм есте м н о го побед , но и н ем а л о обид . Н е х о ­ ч е т с я го во р и т ь о п о с т о я н н ы х ф и н а н с о вы х п р о ­ б л ем а х , сущ е с т в у е т и м н ож е с т в о д р у г и х , р е ­ ш а е м ы х . Мы всю ж и з н ь н о сим свои и н с т р у ­ м е н ты , ч то н а зы в а е т с я , «н а с в о и х д в о и х » , а ведь н и к т о н е п робов ал , д а ж е н е и г р а я , п он о ­ си т ь б а я н д в а д ц а т ь лет! Д а л е е . Н аш и б а я н ы ф и з и ч е с к и у с т а р е л и . А т а к к а к в о зм ож н о с т и п ри о б р е с ти н овы е у н ас н е т , то н ео бх о дим о х о ­ р ош е н ь к о и х о т р ем о н т и р о в а т ь , в ед ь э к с п л у а ­ т и р ую т с я он и , м ож н о с к а з а т ь , н ещ а д н о и со ­ п р о в ож д аю т н ас и в к у п е й н ы х в а г о н а х , и по у х а б ам р о с си й ск о й г л у б и н к и . Н ам н е гд е р е п е ­ т и р о в а т ь , з а н и м а е м с я мы у м е н я в к в а р т и р е , д н ем , к о гд а н и к о г о не бы в а е т д ом а . А сам ое г л а в н о е , п р а к т и ч е с к и н и к а к о й м о р а л ь н о й п о д ­ д е р ж к и , заи н т е р е с о в ан н о с т и м ы т ож е , к с о ж а ­ л ен ию , не ощ ущ а ем . М ож е т , мы и гр а ем « ср едн е» ? Д а вроде н ет . Вот последние том у свид етельств а . В к о н ц е ф е в ­ р а л я т р и о у сп еш н о вы с т у п и л о с к о н ц е р т а м и в п р е с т и ж н е й ш и х с т о л и ч н ы х з а л а х и м е н и Ч а й ­ к о в с к о г о , к о н с е р в а т о р и и , з а т ем н ас п р и г л а с и ­ л и в м у зы к а л ь н ы е ш к о л ы . И в е зд е в о сто р г , у д и в л е н и е , п р е д л ож е н и я з а п и с ы в а т ь с я . Ч ер е з м е с я ц М о ск в а ж е п р и г л аш а е т н а с н а п р а з д н и ч ­ ную п р о гр ам м у к т р и д ц а ти л е тию ан с ам б л я «Во ­ р о н еж с к и е д е в ч а т а » . М ы вы х о д и л и н а сц ен у вм есте с т а к и м и а р т и с т а м и , к а к Аьлександра С т р е л ь ч е н к о , Л ю д м и л а Р ю м и н а , Е к а т е р и н а М олодцова , В а л ен ти н а Г лу х о в а , С ергей Л у к и н , .Л ю б о в ь С о ко л о в а , А н а т о л и й П о л и т а е в , Н и н а Р у с л а н о в а , Н а т а л ь я В арлещ , Ю ри й Соломин* Е в г ен и й Д о г а . И п о в ер ь т е , см о т р е л и с ь и сл у ­ ш а л и с ь н и ч у т ь н е х у ж е , ч ем они . Х о тел о с ь бы п о ж е л а т ь , ч то бы р у к о во д ство бо л ьш е в н и м а н и я у д е л я л о п р оф е с си о н ал ьн ом у и с к у с с т в у , ко то р о е в н аш е с л ож н о е в р ем я о к а ­ за л о с ь в р о л и п а с ы н к а , заб р ош ен н о го д и т я т и . Не сек р е т , что мн о ги е р о сси й ски е т а л а н ты у е х а ­ л и з а р у б еж . З д е с ь ж е о с т ал и с ь н а с т о ящ и е п а т ­ р и о ты . Н о есл и и х до в е с ти до о т ч а я н н о г о п о л ­ о ж е н и я — они , н а в е р н о е , т о ж е у ед у т . А к т о и ч то о с т ан е т с я ? Т а к н а зы в а е м о е « к ом м е р ч е с к о е и с к у с с т в о » , з а п о л н и вш е е э к р а н ы и эф и р ? Д а , мы н е « к ом м ер ч е ско е и с к у с с т в о » , н а с н уж н о п о д д е рж и в а т ь и с о д ей с т в о в а т ь н аш е й рабо те . В едь р у с ск ую д уш у с ей ч а с см о ж е т «отогреть» л и ш ь п о д л и н н о е и с к у с с т в о , буд ь то р у с с к а я м у зы к а , и л и р у с с к а я п о э з и я , и л и ж и в о п и с ь . Т а к т я ж е л о см о тр е т ь во в р е м я к о н ц е р т н ы х п о е зд о к по обл асти н а н аш и х к р е с т ь я н . Т ем н е м ен ее , к о гд а мы п р и е зж а е м вы с т у п а т ь в п олу - р а з в а л и вш и е с я к л у бы (и з и м о й тож е , к о гд а они ч а с т е н ь к о н е о т а п л и в аю т с я ) , т а м в с е гд а а н ш ­ л а г . С оби р аю тся все — от м а л а до в е л и к а . И п о сле к о н ц е р т о в в с е гд а б л а г о д а р н о с т и и п р и ­ з н а н и е , что есть г а рм о н и с ты с в о и , но т а к и г ­ р а т ь н е ум ею т . П о этом у и н у ж н а р аб о т а н аш а , чтобы п о к а з а т ь : ж и в ещ е р у с с к и й ду х . В н а с т о ящ е е в р е м я мы з а н и м а е м с я м ен ьш е т во р ч е с твом , ч ем его « и з н а н к о й » , р або ч ей к у х ­ н ей : п ы т а ем с я н а й т и д ен ь г и и л и г ен е р а л ьн о го сп он со р а по у д а ч н ом у п р и м е р у м н о г и х т в о р ­ ч е с к и х вы со к о п р оф е с си о н ал ьны х к о л л е к т и в о в . Мы н акон ец -то п очув ствов али востребованность своего к о л л е к т и в а . В б л и ж а й ш и х п л а н а х — д в а в ы с т у п л е н и я в а п р е л е в В о р о н еж е , п о с в ящ е н н ы е 3 0 0 -л е т ию Р о с си й с к о г о ф л о т а и 3 0 -л е тию «В о р о н еж ск и х д е в ч а т » . В м а е н ас вно в ь ж д у т к о н ц е р ты в М ос ­ к в е . О сенью о ч ен ь н а д е ем с я п о е х а т ь н а м еж д у ­ н ар о д н ы й к о н к у р с б а я н и с т о в -а к к о р д е о н и с т о в в И т а л ию , а под к о н е ц г о д а — н а м еж д у н а р о д ­ н ы й м о ск о в ски й ф е с ти в а л ь « Б а я н и б а ян и с ты » . С овсем с к о р о В о р о н еж ск о е т е л е в и д ен и е н а м е ­ р ен о с д е л а т ь п ер е д а ч у о н аш е м тр и о . Е с т ь к о н ­ к р е т н о е п р е д л ож е н и е з а п и с а т ь с я н а к о м п а к т - д и с к . Н о все у п и р а е т с я в о п р е д е л ен ны е м а т е ­ р и а л ь н ы е з а т р а ты . У д астся л и н ам о ты с к а т ь о бщ ий я з ы к с к ем -то , к т о готов в л о ж и т ь д е н ь ­ ги н е т о л ь к о в свой б и зн е с -п р о е к т , н о и в н ас? Н е з н аю . . . л Отпх/» ^ тжо Ж анна БАРЫШНИКОВА. Ф Е Н О М Е Н С Е Р Г Е Я Д О В Л А Т О В А К а к -т о л е гч е , ровнее , сп о ко й н е е стало дыш ать ся н а с т р а н и ц а х прозы «толстых» ж урналов в их первых н ом ер а х ны неш не го го д а . М а л о че го ш и б ко з а ум н о го , а в а н г а р ­ д н о - э к с п е р и м е н т а л ь н о г о . В п о л н е « ч и т а ­ бельные» прои зв ед ени я в той или иной с т е ­ пени словно осенены им ен ем писателя , у к а ­ зан н о го в з а го л о в к е о б о зр е н и я , с р а с с к а з а ко то р о го я и начну. Н е зн аю — кто н е д о га д а е т с я , что Л е ­ вицкий («Ж и знь коротка» , «З везда» № 3 ) — э то Н або ков . О п и с а н и е е го н есколь ко э к ­ сцентричных манер , пом нож енное на довла - тов с кую и н т о н а ц и ю , д а е т н е п о в т о р и м о ­ дво йно й эфф е кт . В крош е чн ом э п и з о д е с н е ко е й л и т е р а т о р ш е й , н ич тож е сум няш еся з ахо тевш ей получить п и сьм ен но е «б л а го ­ словение» мэтра , д ан м гновенно -объ емны й , к а к бы с ка за ть , о т ч ер к ум у д р ен н о го о т н о ­ ш ени я 7 0 -л е т н е г о Н аб о ко в а к п и с а т ел ь с ко ­ м у творч еству и ж и зн и . О т ч е р к ам и , но уж е в ином смы сле , я бы п о -д и л е та н т с ки рискнул назва ть и о тд ел ь ­ ные со чин ени я на сты ке о ч е р к а и п овести в «Урале» , «З в е зде» и «З н ам ен и » . О ч е р к —■ по том у что авторы п р ед л а гаю т н ам явные «м ем уарии » и з сво е го н о в ейш е го п р ош л о ­ го . С д р у го й стороны , э то — д а л е ко н е ж у р ­ н ал и с ти ка . Л и тер а турны й д а р авторов вы ­ води т их опусы на уровень , относи тельно , н омин ально б л и з ки й , опять ж е , к д о в л а то в - с ком у . Пр авда , «Опыт социальной скульпту ­ ры» М а р и и А рб а товой («Зв е зд а » № 2 ) г а з е ­ та «Сегодня» о ц енил а как «ср ед н еж ур н ал и с ­ т с к и е путевы е впеча тл ения , . . .п ош л е йш и м о б р а зом об ли ч ающ и е пошлость». К а т е го р и ­ ч е с ки п о зволь те н е со гла си ть ся . Р а с с к а з о м е ж д у н а р о д н о м « к а р а в а н е культуры» по Р о ссии и М о н го л и и п рочи ты ­ в ае тся н а од ном ды хании (ч то уж е б е з у с ­ ловный плю с М . А р б а то в о й ) и вполне м о ­ ж е т п р е тен д о в а ть называться , говоря с л о ­ го м мин увш и х д н е й , «художес твенным д о ­ кум ен том врем ени » . В «Опыте» ад е кв а тн о и с л и я н н о п ер е д аны э н т у з и а зм , а в а н тю ­ р и зм , к ом и зм и м а р а зм в се го то го , что с о ­ п у тс тв о в а л о к а р а в а н у . П о -м о е м у , с т о и т , почтительно поклонивш ись , об ой ти с то р о н ­ кой кри ти ков «С егодня» с их н е д о с т и ж и м о ­ вы сочайш ей ш калой оц е н о к и прочитать эту вещь . П а р и ж , б о г е м н о - с т у д е н ч е с к о е в н ем п р ебы в а ни е , и О д е с с а , м е с я ц на тю рем ны х н ар а х , — коо рд ина ты «взлетов и п адений » И горя С т е п а н о в а («Воп5о1г, кичи !» , «Урал» № 1). М о л о д е ц И горь ! Н е к а ж д о м у д а н о быть т а к и м о п тим и с том , находи ть в любых с и т у а ц и я х п о л ож и т е л ь ны й , и р о н и ч е с к и й смы сл . П о хв ал ь н о с т р е м л е н и е « З н а м е н и » (в о п р е д е л е н н о м о т н о ш е н и и « з н а м е н о с ц а » т е к ущ е го ж ур н ал ьн о го п р о ц е с с а ) п еча та ть н е только мас ти ты х Ч. А й тм а тов а , Г. Б а к л а ­ нова , Г. В ладим о в а , В. В ойнови ча , В. М а ­ кан ин а , но и молодых авторов . В № 2 ж у р ­ нал п р ед с тав л яе т 2 в -л е т н е го д е бю т а н та в п р о з е А р тем а Р о нд ар ев а с «Б еседами о п р е ­ красном» (б е з жанрово го подзаголовка ). Но ... П о -м о ем у , «Знамя» п о торопил ось вынести е го п ро зу на чи тательский суд . К п рим ер у , в «Ю ности» э ти «Беседы» см о трел ись бы куда у м е с т н е е . С о о б р а з у я с ь с б е з а п е л л я ц и о н ­ ностью «Сегодня» , я бы назвал их «Б е с е д а ­ ми о занудном» . Д а , д овол ьно -таки занудно , скучно описы вает А. Рондар ев , ка к е го о с ­ новной п е р с о н а ж М и тя прово ди т время с друзьями на в еч ер и н ке и д аче , с коллегами и один — на га з е тн о й р а б о те . Ну и что, — хо ч е т с я сп р о си ть д е бю т а н т а , — м н о го ль зд е с ь т а ко го р а с п р е кр а с н о го , и н тер есн о го , сп о с о б н о го хоть н ем н о го захватить ч и т а т е ­ ля? В о зм ож но , по «Беседам » умелый р е ж и с ­ с е р см о г бы снять симпатичны й тел ев и зи о н ­ ный фильм н а с е го д н яш н и е м о с ко в с ко -м о ­ л од еж ны е темы . А сам и по с е б е «Беседы» о с таю тся , с ко р е е , «личным д елом» их п е р ­ с о н аж ей и про тотипов . Н е м е н е е солидный «Октябрь» оп уб ли ко ­ вал в М9М9 2 - 3 роман «До встречи в раю» С е р ­ гея Дыш ев а . Имя — м н е н еи зв е с тно е ; н ав ер ­ но е — т о ж е д ебю т ан т . Ром ан — о собы тиях явно в Т а д ж и к и с та н е (хотя точно е их м ес то не у ка зы в а етс я ). Судя по отдельным ш т р и ­ хам , С . Дыш ев з н а е т о тадж и к с ко й войн е не понаслыш ке . О д нако мы им е ем случай ан ти - д о в л а то в с ки й . Р еально сть войны и р е ал ь ­ ность присутствия н а ней ав тор а — лишь п о ­ вод для кон струирования су губо ды ш евско - го ром анно го «пространства» . В чем , по идее , н е т аб солю тно нич е го за зо р н о го . Автор во ­ лен творить собственную художественную р е ­ альность. Но , про с ти те , э то «художество» чем д аль ­ ш е , т ем ощ у тим е е н а чи н а е т напомина ть ал я ­ повато исполненную опер етку . Боевик С ал а т - суп (ил и С уп с ал а т ) , р е п о р т е рш а СММ Фывап Ролдж э , к ^ а у головников со столь ж е «вы­ вернутыми» им ен ам и , невероятн ая р е сп уб ­ л и ка умалиш енны х .. . У ж не кощ унственная ли п аро ди я п е р е д нами? Н е весь ром ан таков , ес ть в н ем гер о и и эпизоды , которых к п а р о ­ дийным н икоим о б р а з о м н е причислишь . Но «ф антазия» , элем ен ты д урновкусия сы грали с С . Дыш евым 'злую ш утку . Воистину , м еж ду «О ктябр ем » и ю гом С Н Г п рол е гл а удручаю ­ щ ая проп асть заб в ен и я элем ен тарны х э т и ­ ческих , чело в ече с ки х понятий . К счастью , п од о бн о го «До встречи в раю» бо льш е в первых н ом ер а х «толстых» ж у р н а ­ лов не встре тилось . П о д ко н ец ж е о б о з р е ­ ния по зволь те н а зв а ть два , на мой взгляд , лучш их писател я з а «прочитанный период» . Н а усло вно е в торо е м е с то ж урнально го р е й ­ т и н г а я бы поставил 4 0 -л е т н е г о сар а товц а А л е кс е я С ла п о в с ко го . Плодовитый п р о заи к (а т а к ж е д р ам а т у р г ) , он , п о сл е м ес тной «В о ­ л ги» , ув еренно заво евы в а е т страницы с т о ­ личны х и п е т е р б у р гс к и х и з д а н и й . «Знамя» (х о тя и п р о ш л о го д н и й , 1 2 -й , н о м е р ) — «Братья» (уличный романс , ав тор ское о б о з ­ н ачение ж а н р а ) . «Звезда» (№ 1) — «Смерть ги тарис та» . Р ассказы — в № 2 «Октября». А. Слаповский — отнюдь не «последо ­ ватель» С . Д овлатова . По э том у сейчас буду кр а то к и прош у поверить м н е на слово: А. Слаповский — н ас тоящ ий проф ессионал от л итературы , ум ею щ ий выстроить п р о и зв е ­ д ен и е м ас терски , гармонично , расположить к с е б е , з аи н три го в а ть с ам о го р а зн о го чи ­ тател я . Н адею сь при р а з го в о р е о последу ­ ющих е го вещ ах п о д р о б н е е вспомнить и о названных. П ерво е м ес то о тдаю Д м и тр ию С ав и ц ­ кому . Ему — 5 2 года , 1 6 л е т ж ив е т во Ф р а н ­ ции . Со сб о р н и ка Д . С авиц ко го «Ниоткуда с любовью» началась в 1 9 9 0 -м году серия «Русское заруб еж ь е » и зд ател ьства «Раду ­ га». Н овейш ий ром ан писателя «Тема б е з в ар и ац и й » («Зн ам я » № 3 ) п о д т в е р ж д а е т ощ ущ ен и е , что Д . С ав и ц ки й все время п и ­ ш е т один -един с тв ен ны й ром ан своей ж и з ­ ни , своих реф лексий и лю бвей , своих с к и ­ т а н и й -п у т еш е с т в и й — по Европ е и Нью - Йорку , как в «Теме» , с обязательным , то и д ело , в о звр ащ ени ем (памятью ) в Москву . «Ф р анц у зс кий русский» п иш е т отнюдь не по -д овл а тов с ки — п о -с ав и ц ки . С ти л и с ти ­ чески и зощ р ен н е е . Д и с танцир уя сь о т л и ­ рич ес ко го гер оя . Но все равно сочинения Д . С а в и ц к о го — н еч то вр о д е м ем браны , тон чайш ей пленки , р а зд ел яющ ей е го с ам о ­ го и исповедально «выплеснутое» им. О сновная , пожалуй , ч е р т а главных п е р ­ с о н а ж е й «Т емы » , э м и г р а н т о в Б о р и с а и Ким а , — н епри каяннос ть . Они — н е б е с т а ­ ланны е тв о р ч е с к и е люди (л и те р а то р и ф о ­ то гр аф ) , что п ом о га е т им вписаться в «за ­ падный о б р а з ж и зни » , который они к а т е го ­ рически предпочли со в етском у . О тче го ж е ребя та маю тся , заним аю тся само копанием , испытывают внутренний дис комф ор т? П р и ­ веду самую , н ав ерн о е , прос тень кую цитату из ром ана : «Свали ть -то они свалили . С г е ­ о гр аф и ей у них полный порядок . Но во в р е ­ м ени ос тались все т ам ж е — на счастливой и пьяной о д н о й -ш е с т о й . И ни о т т у д а — сюда , ни отсюда — туда . Ш изофрения» . Нет, конечно , речь ид е т не о кл иническом д и а г ­ н о зе , а о носталь гии . По п р еж н им самим с е б е , по своей молодос ти — лучш им , н е ­ смо тря ни на что , нево звратным своим г о ­ д ам . Н е ш и зоф р е н и я . Н еи зб еж н о с ть . Г о ­ речь. См ер ть . «Ж изнь это м ес то , гд е ж и ть нельзя! Т ем а б е з в ар и ац и й . . .» Л у чш и е «толстые» журналы , при д о с а д ­ но -случайны х их п убл и каци ях (с одной с т о ­ роны ) и при и зве с тно й их эл и тар но с ти (с д р у го й ), становятся все ин тер есн ее . М ожет , вско р е у н ас вновь появится привычка а к ­ тивно читать и д а ж е выписывать их? Константин КЛЮТКИН. л"#' . : ____________________; К У К Л А , ЗН А Й С В О Е М Е С Т О ! в новом с п е к т а кл е Л и п е ц к о го т е а тр а кукол «Как И в а н -д ур а к цар еви чем стал» (п ь е с а С е р ге я С ед ов а ) почти все н аоб оро т , чем в больш ин стве остальных е го с к а зо к . З д е с ь актеры не скрываю тся з а ш ирм ой , они сам и на с ц е н е , они ра сс ка зы в аю т и показы ваю т , они ведут с к а з к у и в буквальном смы сле слова ведут , то ес ть со пр овож д аю т , направляю т за гл ав но го героя в е го п ои ска х цар евой д оч ки . Э к а невидаль , — с к а ж е т лю бой , побы вавш ий хоть на од ном кукольном ф е с ти ­ вале . Д а , п р им ер ам и таких подчер кнуты х в з а им о д е й ­ ствий а к тер о в и их тряпичных п ер с о н а ж е й д авно уж е н и ко го н е удивишь . Д е л о лишь в том , что сп е к та кл ь (п о с тан о вщ и к — н аро дны й а р т и с т Р о ссии В ад им Ж у ко в , х у д ож ни ки Н ад еж д а П ерц ел ь и Д е н и с С ер ов ) д ем о н с тр и р у е т это т при ем к а к бы и счерпы вающ е , довод и т е го д о н е ко е го смы слово го кон ц а . А ктеры , в с ком о р ош ь ем стиле , не «поды грывают» , н е а с си с тир ую т кукл ам , не д е р ж а т их на первом пл ан е , н е закр епл ены с тр о го з а о п р е д е ­ ленным п е р с о н а ж ем . С ком о р о хи — сам и на первом план е , они лидирую т , они манипулир ую т куклами ка к хо тят (п он я тн о , с тр о го в р ам ках сю ж е та ) . Б олее то го , актеры настоль ко п о -х о з яй с ки тут расположились , что подм еняю т с о б о й неживы е п р едм еты , р е кви зи т , п о ­ теш н о ож ивляю т их. Ну, н ап р им ер , в од ном и з эпи зод ов Н иколай Чи - б и с ен ко в появляется н а с ц е н е . . . кас трю л е й -ко тл ом . Большой б е р е т выполняет ф ункции крыш ки . Ив ан а - дура ка (о чер ед но е для не го испы тание «на прочность») кид аю т в якобы кип ящ ий ко тел . П о сл е че го крыш ка , ка к н азло , н е хочет открываться , н и к а к н е сн им ае тся . Чис той воды т е а тр , предельная пон арош но с ть . И — ниче го : д е ти верят и в эту условность , они уж е вклю ­ чились р та к ую с к а з к у , приняли правила е е игры , п р а ­ вила п р я м о -т а к и по привольном у п ри нц и п у «твори , выдумывай, пробуй» . П о э том у актеры у с п еш н о пробую т и вывести з р и - т ел ей -эн ту зи ас то в на сцену , гд е те оказываются в роли ж ен и хо в принц е ссы и о п р е д ел яю т е е р е а кц ию на их поцелуи . П р авд а , р е а кц и и — н и к а ко й , опять ж е , с о ­ гл асн о с тр еб о в ан и ям и сю ж е та . О ставш и сь очень д о ­ вольными столь а к т ер с ки -лю б и т ел ь с ким е г о п ов о р о ­ том , з р и т ел и с н е м ен ьш им удовольствием п род ол ­ ж аю т сл ед и ть з а с к а з к о й д ал ьш е . З а а к т е р ам и -п р оф - е с с и о н а л а м и , ко то ры е р а д о с т н о , ув л еч енн о верны хр е с том а тий н о й зап о в ед и «и грать для д е т е й т а к ж е хо рош о , к а к для взрослых , только ещ е лучш е» . М а л о с к а з а т ь , ч то з а с л уж е н ны й а р т и с т Р о с с и и В ладим ир Тепл я ков , ар тисты Лю дм и л а Черных , Н и к о ­ лай Ч иб и с ен ко в , В ал ерий Яваев о б р а з ую т слаженны й а к т е р с ки й ан сам бль . Он у них с о зд а е т с я на особы х га рм о н и зи р ую щ и х условиях , будто п е р е д нами — м у ­ зы кальный кв ар те т с соло , д у э там и , тр и о и о бщ им «во кализмом » . Н ен ав я зчиво , но откры то актеры д аю т понять , кто ес ть кто в те а тр а л ь н о -ку ко л ь ном ц а р с т в е -го с у д а р с т ­ ве. О б н аж а я м ех ан и ку кукольно го т е а т р а , актеры (п о ­ вторю с к а з а н н о е в н а ч а л е ) н едв у смы сл енно з ая в л я ­ ют; они зд е с ь главны е , о т них все зд е с ь зав и си т . А ты, кукла , зн ай сво е п од ч и н е н н о е м ес то ! В о с кл и ц а ­ н ие , впроч ем , н е и м е е т для гер о е в с к а з к и н и к а ко го ун и чиж и тел ьно го зн ач ен и я . По о т н ош е н ию к ним а к ­ теры вы ступаю т «братьями с т арш им и » , вним ательны ­ ми и сп раведл ивыми , о б я за тел ь но встающ!< 1 ми н а с т о ­ ро н у д о б р а и про тивоб орс тв ующ им и злу , о бм ан у . Д о б р о , зло , И в ан -д ур а к , е го братья , король , п р и ­ н ц е с с а , д р а ко н и т . д . Обычная вроде бы с к а з к а с н еко торы м и п рид ум кам и е е ав тор а и отличным о т ­ крытым игровым п о с тр о ен и ем . Обы чная , д а н е с о ­ в сем . Л и чно я был заи н три го в ан ею т а к , к а к н е на всяком «нормальном» д р ам а ти ч е с ко м с п е к т а к л е . З а ­ и н тр и гов ан о б р а з о м И в а н а -д у р а к а . В едь к л а с с и ч е с ­ кий И в а н -д у р а к таковым является лишь в н еш н е , по п ри чи н е сво ей просто ты , и по ходу с к а з к и о к а зы в а ­ е т с я сметливым , энер гичным ге р о ем , б е зо го в о р о ч н о заво евы в ающ им зр и т ел ь с ки е сим п а ти и . Э т о го ж е И в ан а на п ро тяж ен ии почти в сей с к а з к и и д у р а к о м -т о тр уд но считать . Э то т Иван — м алохоль - ный , з а т о р м о ж е н ны й , квелый , н е м о й . Если бы н е д р уж ны е усилия а к тер ов , сд ел авш и х з а н е го т о , что ем у по с к а з к е п ол ож ен о , Ивану н е то чтобы п р и н ц е с ­ сы , во о бщ е н и к а кой подруги ж и з н и с р о д у бы н е ви ­ д а ть . И вот к о гд а в ф инал е И в ан а сп р аш и в аю т н асч е т выш епер ечисленны х е го «достоинств» , он э д а к с п о ­ койн ен ь ко вы сказы вает п рим ер но с л е д ую щ е е . М о л , а ч е го м н е н ад о было раньш е суетиться ; мол , п р и ­ н ц е с с а -т о все равно м оя , м н е о н а п р е д н а з н а ч е н а судьбой ; мол , те п е р ь м ож но , н е су етясь , и ц а р е в и ­ чем стать . И н тер е сны й поворо т , и н т ер е сн а я м ораль , н е правда ли? В сп ом н им , одна ко : короля «и гр ает» е го сви та . В сп е к т а к л е сви ту Ивана б е зу п р е ч н о сы гр али с ко м о р о хи . З а что им о т Ив ана , с т а вш е го че л о в е ком , ц ар ев и ч ем , и о т всех зр и т ел е й о г р о м н о е с п а с и б о . К. ВАСИЛЬЕВ. Н а сн им к е : В. Я в а е в (с л е в а ) и Н . Ч и б и с е н к о в в с п е к т а к л е «К а к И в а н -д у р а к ц а р е в и ч е м с т а л » . Фото А лексея ЩУРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz