Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
меж д у стар ыми и новыми мифами 2 0 а п р е л я 1 9 9 6 г . 22 апреля — 126 лет со дня рождения Ленина ^ ис т ория продолж ае тся ... № 7 5 ( 1 1 3 9 ) ШШШ д м » НЕ ВРЕМ Я НАЧИНАТЬ ПРН АЕНИ НА РАССК АЗ . . . Время — начинаю про Ленина рассказ... В л а д и ми р М а я к о в с к и й Уверен: минует нынешнее смутное время, и история еще даст всестороннюю и заслуженную объективную оценку В.И. Ленину как политическому деятелю, гениальному мыслителю, дела и идеи которого великой и великой мерой отразились на судьбах народов планеты. И з п и с ь ма в е т е р а н а в о й н ы и т р у д а , ч л ен а К П Р Ф А . Н . Г а р ю г и н а ( Л и п е ц к ) . С об ств енн о , и сегодня м асш табы личности Л енин а , сте пень его влияния н а судьбы России и мира никто уже не пы тается преум еньш ить . П р о б о в али где-то в н ачал е п ер естрой ки о б ъ я ви т ь и О ктябр ьскую р еволю цию не р еволю цией , а ' нелепым , н езаконом ерным зи гзагом русской и стории , и Л е н ин а не вождем , а чем -то вроде ло вко го а в ан тю ри ста , о р г а ни зо в авш е го крохотную группку т о ли ф ан ати ков , то ли за- го во рш и ко в , к о то ры е непонятным о бр а зом захватили власть в о гр ом н ой стране . Н о теперь даж е самы е суровые обвини те ли о т э то го ан екдо тич еско го п рим и ти ва отк а зали сь . И спор идет о дру гом : бы ло л и то , чему учил и служил Л енин , вели ким бл а гом дл я человечества или великой п агубой? П р и б ли зил ли он р е в о лю ц и о н ны м н асили ем то рж е с тв о н аи б о л е е сп р авед ли во го и гум анного обш ественного у строй ства или н ап р о ти в , о тдали л , зап у тав и сбив с д о р о ги сотни м иллионов поверивш их ему людей? Мы с детским упорством стремимся к абсолю тной оц ен ке. Н ам п ривы чнее и прощ е иметь дело с ум о зри тельными схемами, а не с п ротиворечивой и многослойной реальностью . А в и то ге — гром че всех о Л енине судят д а рядя т ли б о б е з о г о во р о ч ны е его ап оло геты и последователи вроде н ес ги б а емой бол ьш евички Н ины Андреевой , ли б о столь же беском проми ссны е п ро тивни ки вроде В л адим ир а С олоухин а , убеж д аю щ е го публику , что н енавистный ему человек бы л д ь я в о лом во п ло ти и вр а гом России. П ретендуя н а научную объ ек тивн о сть , твердя , что не н а мерены вп ад а т ь ни в чрезм ерные похвалы , ни в безудержную хулу, ав то ры многих р а б о т о Л енине н икак не способны удер ж аться в точк е « золо той середины». И — стреми тельно с о ск ал ь зы в аю т к полю сам . Т ак , н априм ер , случилось с Д м и т ри ем В о л ко гон о вы м , чей н адел авш ий шуму дву х том н ик о жизни В л адим ир а И л ьи ч а н апи сан с явн ой предвзятостью к главн ом у герою . С кеп тичный мудрец Вольтер одн аж ды заметил : каждый пиш ет р ом ан по-своему , п о том у что у нас нет п р авд ивой ис то ри и . Вот и «ром аны о Л енине» , п р о ди кто в анны е п а р т и й ными , идеологическими симпатиями и ан тип ати ям и , в о сп ри ним аю тся им енно как ром аны . К ак «ф антазии н а тему», в к о то ры х п ерсонаж с реальными именем, ф амилией , биографи ей вольн о или н евольно придумывается , подменяется прои звол ь но ск он струи рованны м и гипотезами о нем. П о к а э т о неизбежно . С лиш ком час то п ер еписы вали мы, россияне , свою историю . И теперь уже сами не знаем , где п р ав да , а где со зн ательны й или б ессознательный вымысел , что р о ж д ал о сь во имя истины , а что — из страха , у годливости или о бы кн о в енн ой коры сти . П осле десятилетий , п р евр ати вш их лиц о Л ени н а в и ко н о писный лик , н а с т ал а эпо х а р а зв енч ани я , причем то т а л ьн о г о и зл о б н о го . Те, к то п ро бую т все же удерж ать миф о нико гда не ош ибавш ем ся , аб со лю тно бл а го р о д н ом и во всем пр авом вожде , вынуждены защ ищ ать его , нередко пренебрегая в новь обн аруж енным и (вернее — впервы е о б н ар о до в ан ны м и ) д о кум ен тами . А грессивны е обличи тели п ро сто не д аю т им в о з м ож но сти тр е зв о оц ени ть эти м атери алы и ф акты , о т к о р р е к т и р о в а т ь свое отн ош ени е к «И льичу» . Лю дям то р о п ли в о и грубо н а вя зы в аю т новый — теперь сугубо н егативны й — сте р ео ти п . А грубая п р о п а г ан д а н еизм енно вы зы вает с о п р о ти в л ение , р а зд р аж ени е , о тветную реакцию . К р айн о сть п о р ож д а е т кр айн о с ть , засти т взор . И если о сложнейш ей личности и эпохе , допустим , П етр а Великого , с коим Л ени н а не р а з ср авни вали , мы го во рим б о лее-менее рассудительно и основательно , отдаем ему дан ь ува ж ения , д аж е восхищ ения , но не зак ры в а ем г л а з а н а его б есп о щ ад но сть , нетерпи .мость, на все и здерж ки его п одвиж ни чес ких трудов , то с Л ениным и л енини зм ом п о к а т а к не п о лу ч а ется. Не удается увидеть вождя р еволю ции человеком своего вр ем ени , к о то р о е о б у словило ленинскую веру, ленин ски е м е то ды б о р ь бы , ленинскую п р о зо р ли в о с т ь и огр ани ченн о сть . И злиш н яя к ате го ри чн о с ть п ри го во р о в , бы ть может, н е ум естн а и п о том у , что излучение ленин ских идей о тню дь не и ссякло . И т р у д н о ск а зать , не прин есет ли он о в отдал енном , а т о и б ли зк ом будущ ем ины е п лоды , ины е р е зу л ь таты , неже ли прежде . Не случайн о же крупны е , яркие , глуб оки е умы з а предел ам и России — о тню дь не ф ан ати чны е , не о слепленны е ни преувеличенной лю бовью , ни н енавистью , — о тзы вали сь и о т зы в аю т с я о Л енине не без п очти тельн о сти , дем онстрируя о стры й интерес и к осущ ествленном у им , и к неосущ ествив - шемуся (или исказивш емуся в ходе и сторич еской пр акти ки ) . Вот почему, осмелю сь в о зр ази ть М аяковском у , еще не вре мя н а ч и н а т ь п ро Л ен и н а р ассказ . П о кр айн ей мдзе, рассказ , за служ ив ающ ий п о лн о го дов ери я , н епред взя тый и точны й . Время т а к о г о р а с ск а за — впереди . И п р а в А. Г арю гин : он о н а с ту п и т т о л ь к о после нынеш него м еж врем енья , после сму ты ум ов и преодол ени я кри зиса ... И. НЕВЕРОВ. Как-то раз я заметила, что мой ребенок пропускает в учеб нике по нескольку страниц. По интересовалась, в чем дело, н получила ответ: «А это гн»о Ле нина, мы не проходим». Спустя какое-то время она стала выяс нять, что такоеСоветский Союз, что такое Октябрьская револю ция. И это втретьем классе! Мне вспомнилось, как мы в свое время в ущерб другим историческим эпохам изучали прежде всего именно этот период нашей истории, как проводились всевозможные «Ленинские уроки». Не стану кри вить душой — особого энтузиазма у нас это не вызыва.ю, как и изучение впоследствии всевозможных партийных съездов. Любой идеологический перекос у здравомыслящих людей ничего, кроме тошноты и скуки, вызвать не может— это ясно. Но вот сменилось на 1 у)авление политического ветра, и оказалось, что в прошлом на шей страны вообще отсутствует целый период. И я должна по со бственному разумениюобъяснять ребенку, что хорошего, а что пло хого было при Советском Союзе идля чего соверша.зась социалис тическая революция. В результате у меня неизбежно возникает вопрос: что же такое историческая наука — несчастная изнасило ванная жертва или женщина легкого поведения, которая задешево продается власть предержащим?Я рискнула именно сэтого начать разговор сдоктором исторических наук Александром Ивановичем Борозняком. Улыбнувшись, Александр Иванович ответил: «Да не то и не другое — это нормальная женщина». Впрочем, несмотря на несколько шутливое начало разговора, получился он, естественно, более чем серьезным, — слишком мно гие процессывобществе и государстве зависятот того, каким имен но будет историческое сознание народа. В А Ш СОБЕСЕДНИК - ДОК ТОР И С ТОР И Ч Е СКИХ Н А У К АЛ Е К С АН ДР БОРО ЗН Я К Александр Иванович Борозняк—историк, доктор наук, профессор Липецкого пединститута, член Нью-Йоркской Академии. Он преподает на факуль тете иноязычной культуры ЛГПИ, где его предмет занимает особое место, поскольку нельзя овла деть другим языком, не постигнув всех законо мерностей и проявлений другой культуры. На пер вых двух курсах студенты факультета проходят основы исторической культуры, на третьем — ос ваивают историю и культуру *конкретной страны изучаемого языка. Источниками являются не толь ко документы, но и художественные произведе ния, так сказать, литературные версии истории. Планируются на факультете и курсы политичес кой и социальной культуры. Естественно, что, з а думав обсуждение острых проблем изучения ис тории сегодня, отношения к нашему прошлому, редакция «ЛГ» решила обратиться именно к А.И. Борозняку. Надеемся, что начатый им разговор бу дет продолжен... — Ч то т а к о е и сторич ес к ая культура? Н аверное , это сп особность сделать вы воды и з п р о ш л о г о , с п о с о б н о с т ь оценить наследие предков без всяких и зъятий и вы ч ерки ва ний и одновременно осознать н е о б х о д им о с т ь о бн о в л ен и я э т о го н аеледия . П ричем су щ ествую т две оп асны е к р а й ности : э то полное отриц ани е п р ош л о го опы та , т о есть то , что происходит сейчас, и иде али заци я прош ло го , чем мы гр еш или р ан ьш е . Э то с в ой ственно не тол ько России, это касается и всех стран . — Вам не кажется, что в истории должны существо вать какие-то святыни, на ко торые нельзя поднимать руку? И если принять эту точ ку зрения, то стоило ли тира жировать такие книги, как, к примеру, «Ледокол» Суворо ва? — Я п ро тив то го , чтобы ч то -то зап р ещ ать . М еня в о лнует другое: в К ниж ной п а л а т е в М о ск ве мне ск а зали , что э то наиболее ти р аж и р у е мая сегодня кни га , о н а поль зуется н аибол ьш им спросом . Э т о кни г а , в к о то р о й г о в о ри тся о том , что агрессором бы л не Гитлер, а Сталин , в р е зул ьтате чего полностью ме няется хар ак тер войны , з н а чение П обеды . Х о р ош о , это т о ч к а зр ени я С у во р о в а . Н о ск аж и те , где вы увидите н а книж ны х л о тк ах п рои зведе ния с контраргументами? Ч то сегодня в общ естве п р о ти в о п о с т а в л яю т э т о й п о з и ц и и / Вот ведь что опасно! В такие к р и з и с н ы е м ом ен ты , к а к у нас сегодня, историческое со зн а н и е в с е гд а о к а зы в а е т с я исковерканным : попы тки од н о сторонн е т р а к то в а т ь исто рию , вывернуть ее наи зн анку — это ведь тож е средства п о литики и политиков . И з исто р и и лю б о й с т р а н ы н е л ь з я и зъять ни одной с тр аницы — их надо объясни ть . П ри этом необходимо помнить , что мы в ответе за все — и хорош ее , и плохое , надо всему н айти место. Д а и вообщ е в истории не бы вает абсолю тно белых или абсолю тно черных с т р а ниц, надо стараться н айти р а цион ал ьно е зерно и в тех п е риодах , к о то ры е нам не н р а вятся. — Но ведь от всей той ин формации, которую мы узна ли о советском периоде за по следнее время, на самом деле становится страшно... — Д а , 30-е го ды — э то р еп р ессии , э т о ж ер твы . Н о н ельзя забы т ь и о том , что именно в эти годы с тр ан а ста новилась великой держ авой . К акой ценой — э то уже д р у г о й в о п р о с , к о т о р ы й т ож е н ель зя з ам а л ч и в а т ь . Н а р о д с т ал г р ам о тны м при с о в е т ской власти , и это тож е не пе речеркнеш ь . И если бы всех э т и х в ещ ей не б ы л о — не бы ло бы и победы в Великой О теч ественной войн е . Ц ен а р еволю ции и цена П обеды — э т о в о п р о с ы в с е г д а б ы л и больны е , они полны п р о т и воречий , но они остаю тся . И . . . О С Т А Т Ь С Я физике , где во зм ож на п о в т о ряемость явлений . В истории же есть тол ько схожесть си ту а ц и й . В а с и л и й О с и п о в и ч К лю ч евский п р е к р а сн о с к а зал , что история не учит, и с то р и я тол ько н ака зы в ает тех, кто не хочет учиться . Не сто ит дум ать , что исторический прогресс неизбежен. Помните, сущ ествовал ло зун г «П обеда комм уни зм а неизбежна»? Ну, конечно же, это не т ак , теперь это абсолю тно ясно. — Стало быть, и то, что мы выкарабкаемся, это тоже не неизбежно? — И все же хочу верить — в ы к а р а б к а е м с я ! В и с т о р и и России бы ло н ем ал о п е р и о дов , к о гд а ситуация бы л а не сравнимо хуже, чем сейчас, но ведь вы кар абки вали сь . Н адо п р о сто о с о зн а в а т ь к р и з и с и пути выхода из него . К ри ти ческие ситуации были в и сто рии любой нации . Н еобходи мо н айти сочетани е м а т ер и альны х и идейных интересов , найти како е -то единство в о б ществе. — Но сегодня идеологии вообще нет... ■ — Х уж е то го ! Я д ум аю , что и ’идеологов -то к ак т а к о вых тож е нет. Н о и деология д о л ж н а с ф о р м и р о в а т ь с я , и н адо н а них отвечать . Д ру го е дело , что р аньш е нашей науке не дав али о твечать ... — А нужно ли так дотош но копаться во всех язвах и гнойниках истории? Ведь, в конце концов, в сознании на рода должна жить гордость за свою страну. — О гордости мы еще п о говорим — это вопрос очень важный . Ч то же касается язв и н ары вов , т о к ак можно л е чи ть человека , не зная , чем он бо л ен ? Б о л е зн ь м ож но п р е о д о л е т ь , т о л ь к о зн а я о ней. Э то больном у р аком не г о во р я т д и а гно за . Н о я верю , что у нас не р ак , что мы не смер тельно больны и сможем вы к ар абк аться . В истории , к ак и в лю б ой д р у гой н ауке , п р о цесс по зн ани я бесконечен , и всегда в нем будут как п ри я т ные, т а к и неприятны е сто р о ны . Д р у г о е дело , что всегда н уж н о с т а р а т ь с я с о х р а н я т ь баланс ... — Но сейчас этот баланс нарушен... — Н есомненно . С егодня в м о д е р а з о б л а ч е н и я . И мне вполне п онятно почему — п о том у что в недавнем прош лом э т о т б а л ан с бы л н аруш ен в д р у г у ю с т о р о н у . Н о м ен я очен ь волнует ш кол а — вот э т а сам а я о д н о с то р о н н о с т ь : п ро револю цию не надо , про Л ени н а не н адо ... А все поче му? П о т о м у ч то н е т общ ей концепции . — На уровне школы? — Д а н а лю б ом уровне! С е го д н я и и с то р и ч е ск а я н а ука , и и сторическое сознание находятся в кризисе . Трудно с к а з а т ь , ч то н а что вли я ет : кри зи с общ ества н а сознание или к р и з и с с о зн ан и я н а о б щ ество . Н о я твердо знаю : мы не выберем ся н а нужную д о рогу , если э т о т кри зис со зн а ния не преодолеем. Если мы не вы с т р о и м себе п р и о р и т е ты , если не исходить из то го , что мы лю бим свою Родину , что мы забо тим ся 0 ее настоящ ем и будущем , что мы гордимся ею . И еще н еобходим о п ом нить: мы не существуем и золи р о в анн о — мы неотъемлем ая часть м и ровой цивили зации . Й э то о тли ч н о п оним аю т за границей люди, ко торы е зани маю тся историей . Н адо о со з н а т ь , что д р у ги е н ар о ды — наш и партнеры . Н о э то нелег ко. — Тем более сейчас, когда мы из полусогнутого положе ния смотрим на Запад... — Д а . П ричем , что п о р а зительно : мы берем за идеаль ный о бр а зец зап адную дем о кр атию , в то время как гр аж дан е З ап а д а видят в ней нем а ло н егати вн о го и п орочного . А мы э то го к ак будто не зам е чаем . Д а не мож ет бы ть н и к а ких образцов ! Александр Сер- г е е в и ч П уш к и н п р е к р а с н о Р О С С И Е Й ! • Пропущенные страницы школьного учебника * Прошлое, вывернутое наизнанку, на службе политики • История нс учит, но наказывает тех, кто не хочет учиться * Читали ли в Кремле «Хаджи-Мурата»? • Реформы + Единство = Выход из кризиса с к а з а л , ч то н аш а з а д а ч а — войти в Европу . Вроде бы все согласны . Н о он еще добавил : «И остаться Россией». Д а , мы п ы т а е м с я с е г о д н я с т а т ь ч а с т ью м и р о в о й ц и в и л и з а ции , и э то в чем -то даж е полу чается . Н о в тб р ая за д а ч а це вы ходи т — о с ^ т ь с я Россией. С о х р а н и т ь т о , ч то бы л о , и приумножить то , что есть. Н е н аплевательски относиться к тому , что сделали наши отцы и деды . — Н о у нас сейчас приори теты-то, в основном, матери альные... — Э т о п о н я т н о — мы слиш ком в этом плане о т с т а ли о т З ап ад а . Н о п о р а уже п о нять : м а т е р и а л ьн о е п о л ож е ние не исправится , п о к а мы не включим механизмы идейные. — Тем более, что у тех же американцев необыкновенно развита гордость за свою стра ну... — У них о н а даж е гипер т р оф и р о в а н а — э таки й п ан ам ери к ани зм . В этом есть как н ем ало хорош его , т а к и нема ло п л о х о г о . О ни в п а д аю т в к р а й н о с т ь , к о г д а г о в о р я т : «Ч то бы ни сдел ал а родин а , он а всегда права» . В то же вре мя военная служба считается там о ч ен ь п о ч е тны м делом , каждый считает своим долгом п овеси ть в о зл е д о м а ам е р и канский флаг. Они тож е пере жили после В ьетнам а мом ен ты тяж ел о го кри зи с а , но се годня это бл а гоп олучно е о б щ ество , он о из кри зиса суме л о в ы й т и . В п р о ч ем , п о в т о рюсь: крайн о сти всегда оп ас ны . И сегодня СШ А впад аю т в к р айн о с т ь в седо зволеннос ти , б е з г р а н и ч н о г о в ли я ни я . Есть т ак а я оп асность и в Гер мании . Им нужно и зб ав л я ть ся о т э то го , нам — п ор а пере стать униж аться и просить . — Вот мы сейчас посыпа ем голову пеплом по поводу на шего прошлого. А было такое у немцев после Второй миро вой воины.' — Бы ло , д а э т о и сейчас еще присутствует . Немцы н а з ы в а ю т э т о п р е о д о л е н и е м п рош ло го . Н о вся р а зн иц а в том , что у них э т о т процесс бы л п р о тяж енны м во врем е ни. И он п р оходи л в отн о си тел ьн о стаби л ьны х с о ц и ал ь но -экон ом и чески х й п оли ти ческих условиях , к о гд а в о б щ естве Оыло д о с т и гн у т о с о гласие по главн ом у вопросу : осуждение т о т а л и т а р н о г о р е ж им а Гитлера , о т к а з о т всяко го р о д а оп р авд аний и ф о рм и рование т ак о го дем ократичес к о г о с т р о я , к о т о р ы й бы не доп у ск ал вн о в ь в о зн и к н о в е ния п одо бн о го реж им а . У нас же, к ак вы поним аете , т ак о го в сеобщ е го со гл а си я сегодн я нет, как нет и к акой -то общ ей д л я всех о ц ен к и п р ош л о г о . Х отя бы т ак о й прим ер : в Гер мании после войны сложились с т а б и л ь н ы е п о л и т и ч е с к и е п артии , 'у к о то ры х бы ли м ощ ные к орни в общ естве . К ром е то го , у всех конкури рующ и х п ар тий в Г ерм ании сущ ество вало согласие по главным в о просам , в том числе по оцен ке прош лого . И деали зировать опы т немцев нельзя, но учиты вать и и зучать его н еобходи м о , п о с к о л ь к у э т о д в а а к т а о д н о й д р а м ы . И м е н н о д л я то го , чтобы не о тр и ц а т ь п р о ш л о е , а п р е о д о л е в а т ь е г о . Причем в о т ведь парадокс: где в спы хи в аю т о ч а г и н а ц и о н а ли зм а , н еоф аш и зм а , где вы сказы вается мнение, что Гер мания снова долж н а к ом ан до вать? В бы вш ей ГДР , т о есть т а м , г д е м а т е р и а л ь н о е п о ложение хуже, где ищ ут вино ватых. Д ругой вопрос , что о б щ ество в целом не прием лет так ой позиции . — Но раз есть такой опыт, раз есть какие-то закономер ности, почему мы в очередной раз не хотим чему-то поучить ся? — З акон ом ерно сти есть в это сейчас к ак -то н ащ упы в а ется . П р а в д а , если п о с м о т р е т ь , д оп у с тим , п р о г р ам м ы к андид атов н а пост президен та , то в них очень м ного о б щего. Впрочем, поня тно , что все они х о тя т п овернуться к н а р о д у л у чш е й с т о р о н о й . С ей ч а с , н а п р и м е р , а к т и в н о обсуждается вопрос , являемся ли мы великой д ерж а в о й . В потенции , несомненно , да . — А разве может выбрать ся народ, который не ощуща ет себя народом великой дер жавы? — Будем ощ ущ ать — вы беремся, не будем — не вы бе р ем с я . М ы д о лж ны с к а з а т ь себе, что можем сами себя к о р м и ть , а не р а с с ч и ты в а т ь н а «ножки Буша». Мы сами м о жем что угодно вы р асти ть и всех этими ножками закидать . Ведь кто сегодня п р о д а е т сы рую нефть? Т о л ько с л аб о р а з в и ты е стр аны и ... мы . Д аж е М ек си ка п р о д а е т н еф т еп р о дукт . Э то в двадц ать р а з вы годнее, надо то л ько один р аз сд е л а т ь к а п и т а л о в л ож е н и я . О пы т России и других стран показы вает : чтобы выбраться из кризисной ситуации , нуж ны реформы , нужно единство н ар о д а по важнейшим во п р о сам и н ужн а з аи н т ер е со в ан ность к аж д о го в общ ем успе хе. Без о бъ ед ин яю щ ей идеи э то невозможно . — Вот мы с вами говорим о каких-то процессах в общес тве, а какую роль на этомфоне играет личность в истории? — Очень больш ую . И речь даж е не о той личности , к о т о р ая руководи т государством . Г ораздо важнее то , к акой тип личности п орож д аю т данное общ ество и д анн ая эпоха . О б р ати те внимание , н а групп о вых ф отографиях ваших бабу ш ек и д е д уш е к вы у в и д и т е одни л иц а , н а ф о т о гр аф и я х времен молодости ваших р о д и т е л е й — с о в с ем д р у г и е . К аж д ая эп о х а р ож д а е т свой тип личности . И мы выйдем из т яж е л о г о п о л ож ен и я т о г д а , к о г д а к аж д ы й ощ у т и т себя личностью . Западные цивили зац ии и з н а ч а л ь н о бы ли п о строены вокруг личности, вос точны е — вокру г массы , где л и ч н о с т ь р а с с м а т р и в а л а с ь , к а к п е с ч и н к а . А п о с к о л ь к у Росси я з а н и м а е т ср е д и н н о е полож ение между Востоком и З ап адом , то нам н еобходимо это совместить. Сохранив рус скую идею с о б о р н о с ти , нам стоит взять у З ап ад а уважение ’к ли ч н о с ти к а к их гл а в н ую ценность . — Вы согласитесь с тем, что с точки зрения истории России все то, что мы сегод ня переживаем, не так уж страшно? — С т р а ш н о , с т р аш н о Э то тяжелейший период в ис т о р и и н аш е й Р о д и н ы . Вы по смотрите : падение п р о и з вод ства к а к во время войны п р ои зош ло , даж е больш е . — Александр Иванович, на ваш взгляд, историки мог ли бы чем-то конкретным по мочь политикам? — К о н е ч н о . Н о мы не в о с тр е бо ваны , нас не сп р а ш и в аю т . И ли не сл уш аю т . Среди кон сул ьтан тов в п р а в и т е л ь с т в е я и с т о р и к о в не в иж у , в с о с т а в е п р е з и д е н т с к о г о со в е т а их т ож е нет . Если бы там хоть один и сто р и к бы л , м ож ет , чеченской войны бы не было? Ее п р о сто н ель зя бы л о н а ч и н а т ь . Чеченский этнос р езко о тл и чается даж е о т других э тн о сов К а в к а з а . Ведь чеченцы т а к и не п окорились при з а воевании К авказа . Еще более в аж н о то , что при С талин е они выселялись в Среднюю^ А зию . Э т о т о ж е оставило '^ след. Я не могу ск а зать , к ак н адо бы л о р а зр еш и т ь к о н фликт, я только знаю , что его нельзя бы ло допускать . Н адо бы ло и зучать и сторию К а в к а з с к о й войны , н адо бы л о чи тать «Х аджи М урата» . Я более чем уверен, что р у к о в о д и т е л и г о с у д а р с т в а э т о произведение не читали . К ак не читали вдумчиво и эпи ло г «В ойны и м и р а» , гд е и д е т речь о роли масс в и стории , о р о ли власти , о том , к а к и кем делается история . В том - т о и беда , что руко во д ство наше, судя по всему, книжек не читает . Ведь т о т же А лек сандр Сергеевич Грибоедов бы л великим адм ин и стр а то ром н а К авказе , и в его п р о ектах сказано и об о тн ош е нии к тем же чеченцам, о том , что там необходимо создать т а к о е п р а в л ен и е , к о т о р ы м бы о н и не бы л и ун иж ены , ко торо е бы не входило в п ро тиворечия с их р ели ги о зны ми устремлениями . И он счи т а л э т о т п у ть еди н с твен н о в о зм ож н ы м . С е го д н я я сн о о д н о : ч е ч ен ск а я п р о б л е м а во енн о го реш ения не им еет ,( о н а ведет то л ько к в заим н о м у о з л о б л е н и ю . Т а к т и к а «выжженной земли» резуль татов не д аст — чеченцев уже ' одн аж ды выселяли , и что же? Ч ем больш е народу мы там убьем , тем больш е вр а го в у нас станет. Т ам же другие за- конр! жизни — там к ровн ая месть. И э то в «Х аджи М у рате» все описано , р ади Бога , пусть читаю т . — А на ваш взгляд, воз можно ли в дальнейшем ка кое-то воссоединение по типу бывшего Союза? — Э то неизбежно . К ста ти , не н а д о з а б ы в а т ь , что С ою з объективно очень мно го д ал н ацион альным о к р а и н ам — и о б р а з о в а н и е , и иной уровень п рои зводства . Д ру го е дело, что в нем р еал ь но о тсутствовал принцип фе- деративности . И т у т критики правы , С СС Р во м ногом был п р о д о л ж е н и е м и м п е р и и . Х о тя и это до н еко торой сте пени спорно , п о скольку п о л о ж е н и е р у с с к о г о н а р о д а бы ло не лучш е , чем в каких - то н аци он альны х окр аин ах , м ож ет бы ть , даж е хуже. Н о объединение , п овторяю , не и збеж но . Э т о о бъ ек ти вны й процесс . Д л я э то го нам нуж н а экон ом и ческ ая и п оли ти ческая ст аби л ьн о с т ь . Н о ее п о ка нет... О дн ако э то не д ает о сн о в а н и й д л я б е з н а д еж н о с т и . И стори я п родолж ается . Рос сия живет. Трудно , но живет. Зн ачи т , о стается одно : тр у диться и надеяться, верить . А в ер а и н адеж да неотделимы о т лю бви к Родине , о т г о р дости з а ее великое прош ло е — при с ам о й о б ъ е к т и в н о й его оценке . Беседовала Елена БРЕДИС. Из блокнота журналиста К о гд а съезж али по к ру том у спуску к д о мику с тари ка Ш атских , мои спутники г о в о р и ли: — М ож ет , не стои т ри сковать? Д еду сей час за восемьдесят , поди , и п ам ять о тш ибло . Н о Б о ри са Е го р о в и ч а застаем в полном здравии и в трезвой п амяти . И, глядя н а это го бо г а ты р я , трудн о бы ло пр едполож и ть , что он давн о уже р азм ен ял девятый десяток , а вся его м огучая грудь слож ен а из о ско л о ч ко в костей лип ецкими хирургами . А случилась тр а геди я д в ад ц а т ь лет н азад . Бори с Е горови ч бы л уже н а пенсии , но п р о д олж ал р а б о т а т ь ш оф ером . В к о лхо зе его ц е нили и доверяли самы е о тветственны е рейсы . В т о т злополучный июньский день, поручили ему дело , как говори тся , не бей леж ачего — п одво зи ть удобрения к свекловичном у полю . С таким поручением м о г бы и лю бой м ал ь чиш ка справи ться : подвез — и о тды х ай за ру лем , о т зап р авки до зап р авки . Решил в о спол ь зоваться этой во зм ож но стью и Ш атских . З а рулил машину к лесополосе и прил ег перед к а биной . Вроде все тр ебов ани я техники б езоп ас ности выполнил ... О том , что случилось по зж е , Бори с Е го р о вич в спом ин ает с удивлением : — Л еж у я, зн ачи т , и п риродой любую сь . С 1 РАИНЫЙ ЧЕЛОВЕК... Красота! С олныш ко пригревает . С ороки гнез д а веточками укрепляю т . А я к ак бы подр е мы ваю . Где-то вдал еке т р а к т о р стрекочет ... Очнулся, а мне н а грудь тр а к т о р н а я гусеница наезж ает . Т о л ько и успел подум ать : «Ну, вот и см ертуш ка приш ла» . П о том , как сквозь т у ман , слышу голос п ьян о го тр ак то ри ста : «Ре б я та , я дядю Борю задавил» ... Н о костлявой не п риш лось торж ес твовать победу . Уже находясь н а оп ер аци онном сто ле, к ак скво зь дрему , он услыш ал заключение м ного повидавш его тербун ско го хирурга : «Не жилец , го то вьте доски» . А со би р али его «из запчастей» уже в обл астн ой больнице . — С ко л ько живу, имя то г о хи рур га п ом нить буду: А натолий М у р ато в . Он меня с т о го света вернул . И з о ско л ко в р ебер и клю чиц з а н ово мне грудь скон струи ровал ... О человеке-легенде , п обы вавш ем под гусе ницами пропаш н о го т р а к то р а , писали во мно гих ц ентральны х г азетах . Н о к ак о в о же бы ло удивление нахлы нувш их в О зерки ж урнали с тов , ко гд а они узнали , что вернувшийся с то го света бо гаты р ь , оклемавш ись , снова вышел на р або ту в колхо з . Еще больш е удивились , о б наружив на п од вор ье Бори са Е горови ча це лый дом аш ний зо о п ар к : енота Яш ку , м оло дую лосиху М аш еньку , горды х лебедей, блис тающ их оп ерением ф а зан ов , р а зн о к а ли б е р ных п опу гай чи ко в и прочих пернаты х . — К ак же вы управляетесь с этой оравой? И р ади чего? — спросили т о г д а у Ш атских . — Т ак ведь я без р аб о ты сидеть не п ри вык . А пташ ки и ж ивотны е — моя слабость с детства . Вот и людей учу относиться к ним с лю бовью . Ш ко л ьн и ки на экскурсии п риезж а ют, д а и о т взро слы х о тбо я нет. — Н о п р о ко рм и ть т ак ой «зверинец» б о л ь ших денег стоит? — А они сами себя корм я т , — пояснил Б о рис Е горович . — П родаю птенцов любителям редких птиц , а вы р у ч ка идет н а корм . Не ж и руем , но хвата ет , весело живем ... Ч то не ко ры сти р ади содерж и т Борис Е го р о ви ч свой « зо оп ар к » , на селе зн аю т все. А недавно он еще р а з п одтвердил свое бескоры с тие нестандартным по ступком , о к о то р ом р а с ск а зал а мне при встрече г л а в а местной адм и нистрации Л ю б о в ь Батищ ева : — У зн ал а я, что он группы по и н в алид но с ти не имеет, и р еш и л а оф о рм и ть его н а ВТЭК . С горем попол ам у го во р и л а поехать в б о л ь ницу. А там он о т меня сбеж ал . Ч то ж ты , Б о рис Е горови ч , сп р аш иваю по том , к а к ребенок малый? Или деньги лишние? А мне, го вори т , лиш них и не н адо . Я п о к а в силах сам себя со держ ать . С тр анны й человек ...' А ведь, дей ствительно , с т р а н н е й . С ам (в его -то годы !) п аш ет н а тр а к т о р е свой о го р о д , будто бы к о лхо з м о г о т к а за т ь ему в этой услу ге. И убивается, к ак ди тя , и з -за п роп аж и с п ру да у подворья своих лебедушек . Н аверное , ску ш али их н едобры е лю ди . Н о что то л к у уби- ваться-то? — Д а с т Бо г зд о р о в ь я , еще заведу . П усть д е т в о р а дивится , — буд то усп окаи вает нас Б о ри с Е го рови ч . — Еще успею . Ведь М у р ато в мне сто лет жизни сулил . Н ад о оп р а вды в а т ь доверие , правда? Иван ПЕРЕКРЕСТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz