Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
к о н к у р с ы , к о н ц е р т ы , в с т р е ч и п о э з и я , м у з ы к а , т е а т р 6 апреля 1996 г. № 66 (1130) САЛОН МУЗ Р а сп ор яд и тел ь К о н с та н ти н К ЛЮ Т К И Н Память «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ» I | Ь 1 ДУ 1 ДИ Так называлась программа, которую преподаватели Липецкого музыкального училищ а Лю дмила А патова и Евгения Мельник посвятили талантливому музы канту и п ед аго гу Т атьян е Евгеньевне Кранц. Выпускница Смольненского пансиона б л а го р о д ны х девиц , затем С ан кт - Петербургской консерватории, Татьяна Ев геньевна была человеком ярким, щедро одаренным. Она прекрасно рисовала, пи сала превосходные стихи и эпиграммы, хо- рощо знала латынь, немецкий, французс кий языки, а на склоне лет начала изучать английский. Прожила Т атьян а Евгеньевна более века, являла собой пример бескорыстного служения творчеству, работая в нашем муз- училище со дня его основания и воспитав много учеников. При этом судьба отнеслась к Т.Е. Кранц неласково. До шестидесяти лет она не имела своего угла, ютилась в классах музыкальных школ. Самым же большим счастьем для Татьяны Евгеньевны стало при обретение собственного рабочего инстру мента — рояля. Подвижнический труд педагога почему- то «забывали» отметить званиями, награда ми. Ученики же бережно хранят память о Татьяне Евгеньевне как о взыскательном, требовательном педагоге, воспитавшем не сколько поколений музыкантов. На вечере памяти Т.Е. Кранц звучали любимые ею про изведения Бетховена, Мясковского, Рахма нинова, Чайковского... Жанна БАРЫШНИКОВА. иКДЗйКИ РОССИИ» СУ П ЕРА Н САМ Б Л ЕМ ? Интервью ш ж ш т 1 ПОД 1СЕНЫО ЕСЕНИНСКОЙ I 1МУЗЫ I I Г| Музеи I штшшттттшшт ^^шттт ^ттш хтш ^т " П : - р ы И] Разных посетителей встречает в Липецком музее Сергея Есенина его созда тель Валентин Иванович Синельников. «Тон» здесь задают, пожалуй, школьни ки, приезжающие на эк скурсии из городов и сел об ласти. Но вот на днях в му зее появился гость, к кото рому у Валентина Иванови ча особое отношение. Это — член Союза журналистов России, критик Алексей Ка заков, председателе литера турно-издательской артели «Алексей Казаков сотова рищи». Есть, оказывается, в да леком Челябинске такое со дружество, специализирую щееся на издании литерату ры ПОСССНЙ11СКОМТО.\1аТПКС. приезд Алексея в наш го род связан с выходом бук лета «Есенин объединяет | нас всех» к 100-летию со дня : рождения поэта и 25-летию | создания Липецкого музея ; его имени. — Мысль о буклете воз- ■ никла у меня в 1989-м году, когда я впервые оказался в ^ Липецке на очередных есе- ■ нинских чтениях,— расска зывает А. Казаков. — На . протяжении 30 лет я зани маюсь изучением творчест- ■ ва поэта, сбмом материа- ^ лов о нем. Приходилось бывать и в других есенин- : ских музеях — в Вязьме на Смоленщине, в школьном музее поселка Новожков на Луганщине, в частном му- ; зее Омска... ^ Для начала я написал . 1 несколько газетных статей ; о «детище» Валентина Ива- ; новича. Ну, а раз я занима- ; юсь издательской деятель- ; ностью, то и решил сам осу ществить когдагто задуман- : ное. Все фотографии и ма- > 1 териалы для буклета были ? ' любезно предоставлены ар- . ; тели из фондов музея. ' • Во время беседы у меня, естественно, возник вопрос: ; ‘ неужто буклет нельзя было : издать в Липецке? Оказыва- ■ !■: ется. еще в 1990 году Алек- , . сеи поднимал этот вопрос в ! коридорах власти облас- :■тного центра. Но то ли не : ^■нашлось средств, то ли же- лания у кого-то. Во всяком I : 1 случае, факт остается фак- - том буклет в те времена не : издали, а спустя пять лет он , I- вышел за тысячи километ- ров от места нахождения ^ . музея... м Думается, что «по- . : дарок» А. Казакова (с лако- нично изложенной исто- ' риеи создания нашего есе- нинского музея, с рассказом : . о встречах с его именитыми . ' посетителями, с иллюстра- 1 циями) найдет здесь своего ; ■■ читателя. Тем более, почти весь тираж (пусть он и не |, велик — всего 1200 экзем- пляров) Алексей передал Й Валентину Ивановичу. ! Владимир ПЛЯСОВ, ; член литературной студии «Вдохновение» при Липецком отделении Союза писателей России. .3! I ЙС' 1 ? ' - Ч ' I Г ' 'Ч,- Очередная репетиция Государственного ансамбля танца «Казаки Рос сии» Липецкой филармонии проходила совсем не как «очередная». Хотя танцоры были отнюдь не в нарядных костюмах, непрерывной сменой номеров создавалось ощущение прямо-таки концерта. Дело в том, что ансамбль показывался народному артисту России, лауреату Госпремии, профессору Московского университета культуры, вице-президенту Все российской хореографической ассоциации, члену художественного со вета Министерства культуры России Андрею Андреевичу КЛИМОВУ. I Дар ;Н А Ч А Л О П О Л О Ж Е Н О ! Щ 'I I Открытие Усманской картинной галереи пока еще толь- ; ^ко планируется, но первые экспонаты для нее уже есть. По ] кинициативе областного комитета по делам культуры и ис - \ %!^сства в Дар галерее преподнесли свои работы художники ; ^Липецка и Ельца. Сначала эта приятная «процедура» про- \ йшла в Д ом е мастера, где представителям Усмани вручили ^ ккартины И. Дворянчикова В. Королев, Е. Сальников, А. Со- $ Ирочкин, В. Дворянчиков, И. Мишин, А. Тимофеев, В. Д а й - ; I мидзенко , Л . Головин. : I Затем гостей пригласили в выставочный зал Липецкого отделения СХ России. Тутих встречали.и также не с пусты ми руками , скульпторы Ю. Гришко, А. Вагнер, И. Мазур , Е. Вольфсон. Усманцы горячо поблагодарили з^дожников за \ проявленное к их будущей галерее, к их городу внимание. ■ ГСоб. инф .); На снимке: народный художник России В.С: Сорокин в - своем Доме мастера с усманцами — завотделом культуры ; Т. Гореловой, архитектором И. Дрюниным, директором кра- ; еведческого музея С. Левиным. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. ^ —Андрей Андреевич, с чем связано ваше появление на репетиции «Казаков России»? — Все очень просто. Художественный руководитель ансамбля Леонид Милованов — мой ученик. Впервые я увидел «Казаков» в Москве, в Концертном зале имени Чайков ского года четыре назад. Тогда они заста вили говорить хореографический мир сто лицы о себе, о рождении нового многообе щающего коллектива. Теперь же захотелось посмотреть на Леонида, на его артистов в рабочей, обычной для них обстановке. Сравнить, пообщаться, высказаться. — Каковы же впечатления? — Я считаю — в целом ансамбль в рас цвете, в прекрасной творческой форме. Рад за Леонида, рад за его ребят— по всему вид но, что они хорошо понимают друг друга, преданы своему делу и умеют выполнять его мастерски. Скажу даже так: буквально в каждом танцоре я увидел самого Леонида, его манеру, темперамент. То есть, коллек тив и его лидер не напоминают лебедя, рака и щуку, они — несомненно в одной, общей «упряжке». — Значит, у вас никаких замечаний к «Казакам России» нет? — Почему же, замечания были — част ные, незначительные: где-то в танце пере держана пауза, где-то в нем не совсем удач ное вокальное вкрапление... Знаете, сейчас в ходу слова типа «супергруппа», «суперан самбль». Применительно к жанру профес сионального народного танца таковы.м бе зусловно следует считать, например, кол лектив Игоря Моисеева. Мне кажется, что ' «Казаки России», в принципе, тоже могли бы претендовать на этот неофициальный! статус. При условии, что они, как и ан-:® самбль Моисеева, будут располагать н ор - | мальной, собственной репетиционной ба-й ЗОЙ, студией для подготовки танцоров-юни-1 оров, а все артисты получат достойные их! жилищные условия. й Но когда налицо — лишь студийные «за- ' чатки», возникает в некотором роде и тре вога за будущее «Казаков России». Пя гь лет своего существования они держатся на эн тузиазме, на преданности танцу, на надеж де, что со временем все образуется. Не знаю, насколько их еще хватит, если не получат реальной и весомой помощи. А ведь ан самбль достоин представлять искусство Липецкой области, искусство России на са мом высоком фестивальном, гастрольном уровне. Вообще, я считаю, что русский на родный танец явление уникальное, много образное. Это неисчерпаемая-сокровищ- ница. К русскому танцу, его пропагандист там наДо относиться бережно, вниматель но. Т акое отношение я почувствовал на при-; еме в вашей областной администрации.: Очень хотелось бы, чтобы оно практически',: конкретно отразилось на дальнейшей судь-» бе «Казаков России». ' Константин КЛЮТКИН. Юбилеи — — ж ж 4 4ш ш т т т ш . ^«ЭСТАФЕТА» тг ПРО Ш ЛОГО в е к а , I Чаплыгинскому народному театру — 30 лет. | I Недавно в районном Доме культуры п р о - 1 I шел вечер, посвященный этой годовщине | ш Как и положено на юбилеях, звучало множество по- | здравлений, вручались цветы. Правда, человеку посторон- р в нему могло показаться странным, почему большинство | й букетов вручали не актерам, которые последние годы ра- ц - дуют нас своей игрой, а сидящим в зале мужчинам и жен- I шинам, скажем так, солидного возраста. Но для давних I поклонников чаплыгинского театра ничего странного в | этом не было. Они помнили и самый первый спектакль | театра, и то, как играла юную героиню десятиклассница р Галя — сегодня главный бухгалтер местной редакции, как | аплодировали Володе Алексееву, Зое Кургузовой, Генна- | дию Рослякову и другим, чей талант позволил в далеком | 8 1966 году всего третий месяц существующему драмкруж- I ку получить почетное звание народного театра. р 8 Много говорили на вечере о человеке (к сожалению, й 8 сегодня его нет с нами), который сумел не просто собрать щ вместе очень разных людей, но и сделать их единомыш ленниками, сплотить в единый творческий коллектив. Ре жиссер Лев Павлович Кузовлев поставил на сцене им же 8 созданного театра 40 спектаклей, сам сыграл более трид- цати ролей. К тому же он руководил музыкальным ан- самблем и изостудией, а картины живописца Л. Кузовле- ш ва не раз выставлялись на различных экспозициях. А со сцены звучит: — Он умел все, за что бы ни брался. Но главным его умением было умение общаться с людьми, искрой своего таланта зажигать души тех, кто находился рядом. Здесь надо заметить, что Раненбург (ныне Чаплыгин) всегда отличало неравнодушие к театру. Еще в прошлом веке в городе работало две профессиональные труппы. В советское время постоянно действовали драмкружки. А в ж годы Великой Отечественной войны давал спектакли и ж концерты передвижной фронтовой театр, причем с учас- . тие.м известных тогда мастеров — Василия Орлова (позд- ' нее мхатовца, киноактера), Варвары Маслюченко (при мы Киевского театра), Николая Виноградова, Веры Го родецкой... И вот эту «эстафету», можно сказать, и подхватил Л.П. Кузовлев. Более двух десятилетий чаплыгинский коллек тив по праву назывался народным. Потом настал период затишья. До тех пор, когда пять лет назад в роднбй город вернулась после учебы режиссер Елена Пахомова. Вско ре театр снова заслужил звание народного. Новое поколение актеров показало на вечере несколь- 8 ко отрывков из различных пьес и «Свадьбу», поставлен ную Е. Пахомовой по мотивам известного произведения М. Зощенко. Вячеслав Ефремов и Константин Самохин (жених и его приятель), Оля Бабина и Наталья Коновало- *; ва (невеста и ее мать), а особенно Евгений Кузнецов (отец невесты) вместе с исполнителями эпизодических ролей иг рали блестяще и заставили хохотать весь зал. Да. это — театр! В нем не обойтись и без заведующего постановочной частью Вячеслава Еремеева, и без компо- 8 зитора Сергея Сонина, написавшего музыку к спектаклям Е. Пахомовой, и без электрика Василия Петрова (он же : — один из лучших актеров). Пусть не хватает многого, I пусть самим приходится шить большую часть костюмов — это все же, действительно, театр! После спектакля в очередной раз грянула овация: чап- (: лыгинцы благодарили свой театр за то, что он есть, за то, . что он — такой. ! Александр АНДРЕЕВ. ш ''Л и .! I ! С «■ С Алексавдром Ролдуги- ным мы встретились бук вально через день после его возвращения с Международ ного конкурса, в котором липецкий ансамбль наро дных инструментов «Мозаи ка» занял второе место. Мы сидим у него на кухне, не *чинясь, поскольку знаем друг друга почти двадцать ' лет, и я пытаюсь выяснить, что же должен чувствовать человек, чей коллектив . только что одержал такую ' победу среди чуть ли не ста : лучших ансамблей России и СНГ. Наверное, пройдет . время, и Саше будет вспоми наться только успех, поз дравления, похвалы членов высокого жюри. Но это потом. А пока слишком живы в памяти события, предшествующие конкурсу, слишком остро ощущается <та пена, которая была заплачена за победу. — 'Узнав об этом конкур се, я понял: это наш шанс. Ансамбль существует девя тый год, а последний раз принимали участие во все российском конкурсе в 1990 году, где вошел в десятку лучших. И все. С тех пор ни на какие конкурсы мы не ез дили. Ну грех упустить та кой случай! Раздобыл усло вия, начали готовиться. Со стороны это все легко и про сто: выучили программу, по ехали, отыграли, завоевали. А мне до сих пор еще плохо верится , что мы вообще смогли в Москву попасть,— до самого последнего мо мента полной уверенности не было. Нет, не в наших си лах — тут мы сомнений не испытывали... ♦ * » — Были, конечно, чисто профессиональные пробле мы. Например, по условиям конкурса надо исполнять ка кую-то пьесу о Москве, пос кольку соревнование посвя щено 850-летнему юбилею столицы. Где взять что-то оригинальное, да еще ин струментовать именно для нашего ансамбля? Были до говоренности, были обеща ния, но все сорвалось. Что делать? Вдруг узнаю: в Орле есть композитор Дербенко, автор пьесы о Москве как раз для ансамбля народных инструментов . Звоню в Орел , умоляю : «Дайте пьесу!» Ноты мы получили только за десять дней до БЙ Ш Й И К Й 1Е ВИ1ПВЙТЙ, ЧТВ МВЦЙРТ В ВЕЙ ЙИЧЕГВ ВЕ ЗВЙЙ... История одного конкурса, рассказанная на кухне конкурса. Представляешь? Или еще: также за десять дней до конкурса нам приходится срочно менять балалаечника, поскольку наш уезжает на дру гой конкурс — молодых ис полнителей. Алексей Крюков — прекрасный музыкант, не могу же я запретить ему попы тать счастья... А до Крюкова у нас был другой великолеп ный балалаечник — Геннадий Мартынов, он сейчас в Ельце преподает. Еду к Гене: выру чай, спасай! Он удивительно надежный человек. «Раз надо — значит, надо». И все десять дней мотался из Ельца в Ли пецк на репетиции за свои деньги. Отрепетирует, перено чует у нас — и в Елец, на ра боту. А не достань мы пьесу, не уговори Гену... Впрочем, это только на первый взгляд счастливые совпадения и везу- ха. На самом деле все дается ценой жутких нервных затрат. * * ♦ — Да, успех достигается только такой ценой. Все, что я до сих пш5 рассказывал, — это чисто рабочие моменты, проф ессиональные проблемы, ре шение которых зависело толь ко от нас. Но ведь были и дру гие, и они вплоть до отъезда казались вообще неразреши мыми. Говорят, один из липец ких руководителей сказал пос ле нашего возвр^ащения: «А почему не первая премия?» Ну что можно ответить? Что до самого последнего момента я не знал, добуду ли деньги? А ведь и надо было всего три миллиона на автобус до Мос квы и на проживание в самой захудалой, нет, не гостинице, — общаге. Причем с директо ром филармонии все было до говорено, но у него в семье случилось несчастье, и он срочно вынужден был уехать. И мы оказались никому не нужными. И вот я бегаю по городу с протянутой рукой, пытаясь раздобыть эти три «лимона». Но даже крупней шее предприятие Липецка не сумело по каким-то причинам нам помочь. И тогда я понял: мы никуда не едем. Плюнул на все и ушел на рыбалку. Спасе ние пришло из областного ко митета по культуре, там все- таки нашли необходимые средства. * * ♦ — Конечно, то, что мы по ехали, — заслуга комитета и его руководства. Но знала бы ты, какими нищими мы себя ощущали! У нас не было денег, чтобы заплатить мастеру за починку инструмента, если бы он вдруг сломался. Не говорю уже про ремонт автобуса, ко торый мог остановиться пос реди дороги, и тогда плакал наш конкурс. Да что там! У меня, руководителя ансамбля, приличного инструмента для конкурса не было. На своем баяне я играю уже восемнад цать лет. Но как баян его мож но воспринимать только изда ли, в качестве бутафорского предмета. Все меха в дырках, сожмешь — из них выходит воздух, от которого у меня в буквальном смысле волосы дыбом встают. Самому купить новый баян сегодня не под силу, а город эта проблема, понятно, не волнует. Спасибо моему коллеге, блестящему артисту , музыканту нашей филармонии Виктору Карпию — он одолжил мне инструмент для конкурса. Мир не без до брых людей... Ну, остальное было уже проще. Мы везли с собой в Москву колбасу, кар тошку и кипятильники. Так и питались. Правда, комплекс провинциалов был жуткий. Конечно, теперь можно спра шивать: «А почему не первое место?» Нет, по уровню испол нения мы понимали, что нахо димся среди лидеров. Но пред ставь: из 96 коллективов-кон- курсантов 30— московские. И вот те ребята запросто так подходят к членам жюри, за руку здороваются, общаются по—приятельски. А тут мы — как говорится, бедненько, но чисто одетые. Провинция, сло вом. Ну, думаем, все, нам ло вить нечего. И тем не менее — стали лауреатами! Для нас второе место на таком конкур се — не российском, междуна родном — это,действительно, победа. Особенно если учесть, чего стоило просто попасть на него. — На Липецк, если честно, у меня большой зуб имеется. Суди сама: ансамбль сущес твует девятый год и за все это время всего пять самостоя тельных концертов дали. Даже по концерту в год не получа ется. Зато сейчас у начальства крутится идея создать городс кой оркестр народных инстру ментов. Господа хорошие, да наш готовый, опытный ан самбль, теперь уже лауреат, никому не нужен, а вы — ор кестр...Где мы свою програм му «обыгрывали»? А по музы кальным школам. Кстати , дети воспринимают с востор гом, Тут ты еще учти опреде ленный снобизм нашей взрос лой аудиторци: пойти на сим фонический оркестр вроде как престижно, а на ансамбль на родных инструментов — нет. Хотя мы сейчас играем очень много и классики, и джаз. Мне вообще хочется сделать теперь упор на классику, например, подготовить для ансамбля ин струментовку увертюры к «Свадьбе Фигаро». Ты права: есть у музыкантов такое мне ние, что перекладывать сим фоническую или органную музыку для народных инстру ментов — это вроде бы кощун ство. Но я с этим не согласен. Моцарт не виноват, что не был знаком, скажем, с балалайкой. И балалайка не виновата. Что же касается баяна, то камер ный органчик был его пращу ром, так что тут все звучит очень органично. Извини за каламбур. И вообще: разве суть в том, что у балалайки всего три струны? Главное — сколько струн этот инстру мент способен затронуть в душе человеческой. Конечно, в руках мастера, профессиона ла, художника... Я же вижу, как реагирует публика на наше исполнение. И конкурс показал, что у нас —получает ся. Начальник областного ко митета по культуре Владимир Похваленный сказал, что сей час приоритет отдается клас сике и народному искусству. Так вот, наш ансамбль как раз оба эти приоритета и совме щает, Мне бы очень хотелось, чтобы липецкое начальство помнило: мы — это тоже лицо города. И если перед конкур сом коллеги -конкурсанты спрашивали: «Липецк? Это, кажется, Елецкая область?», то после наших выступлений они уже твердо запомнят наш го род. Как будет дальше склады ваться наша судьба? Не знаю. Я вообще за эти годы стал большим скептиком. Когда мы учились, главными были фанатичная любовь к музыке и трудолюбие. А сегодня уже пойнмаешь, как много слага емых успеха, от тебя не зави сящих, И самое страшное, что я постепенно прихожу к выво ду: сегодня настоящее профес сиональное искусство непре стижно. В Москве концертные залы отданы под «попсу» и презентации. Даже наш Меж дународный конкурс прохо дил в музыкальной школе, хотя на него приехали коллек тивы и с Запада, и из Израиля, а в жюри вошли такие всему миру известные мастера, как Николай Некрасов и Анато лий Беляев. Впрочем, понима ешь, мой скептицизм не Меша ет мне оставаться фанатиком избранного пути. » * * — 'У меня лично это был уже восьмой конкурс. А у большинства ребят из ансам бля — только второй. Для них эта поездка была особенно важна. Как и эта победа. И принадлежит она каждому из них и всем нам вместе. Поэто му наш «кухонный» разговор я бы все-таки хотел закончить тем, что просто назову людей, которые сейчас рядом с нами не сидят. Евгений Анискин, баян: выпускник Воронежского ин ститута искусств. Это бывший руководитель ансамбля. Очень опытный музыкант, не вероятно трудолюбивый, к нему всегда можно обратить ся за советом и помощью. Евгений Безденежный, бас- гитара: выпускник Тамбов ского института культуры, фа натик, который со своим ин струментом не расстается ни где — с гитарой встает и с ги тарой ложится. Тут тот слу чай, когда хобби совпадает с профессией. Геннадий М артынов, балалайка : выпускник ВГИИ, лауреат Всероссий ского конкурса молодых ис полнителей. Очень ответ ственный человек, как в ра боте, так и в жизни. Благо даря его согласию «выйти на замену» мы смогли пое хать на конкурс. Очень та лантлив. Александр Суворов, до мра: выпускник ВГИИ , Виртуоз, на редкость ста бильный музыкант. Велико лепно владеет собой на лю бом выступлении. Людмила Романова, до мра-альт: закончила наше музучилище. Сценична и артистична. Как любая женщина, подвержена рез ким сменам настроения, но на сцене ансамбль украша ет. Валентина Макарова, ударные: тоже закончила ЛМ'У. Она долго искала свое призвание и, на мой взгляд, нашла его в нашем ансамбле. Во всяком случае, я рад, что она сейчас с нами. Вот такой у нас коллек тив. Впрочем, чтобы позна комиться поближе, надо просто прийти на концерт. Правда, кроме, как в музы кальную школу, я тебя пока никуда пригласить не могу. Хотя... Можешь приехать на наш сольный концерт в московском Доме компози торов, он состоится 28 ап реля. Еще мы связываем свои концертные надежды с тем, что нас включили в график гастролей Ассоциа ции социально-культурных инициатив «Классическое наследие». Что же касается нашей востребованности в Липецке, то пока что ниче го обнадеживающего, по крайней мере — определен ного сказать не берусь. Ко нечно, я буду только рад, если жизнь этот мой хрони ческий скептицизм излечит и я стану оптимистом. Дай- то Бог... Монолог записала Е)лена БРЕДИС. На снимке: ансамбль «Мозаика». Здесь, правда, нет Геннадия Мартынова, ельчанина, с которым ребя та не успели сфотографиро ваться... ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz