Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
3 апреля 1996 г. № 63 -64 (1127 -1128 ) ТРЕХСТОРОННЕЕ С0ТЛАН1ЕИНЕ МЕЖДУ ЙАМИННСТРЙ1| ИЕ0 ФЕДЕРйЦНЕЙ НР0ШС010300 И РЙБОТОДЙТЕЙНМИ Ой ЙИПЕЦХОЙ ЮНО -1007 ОБЙЙСТН, ГОДЫ (Окончание. Начало на 5-й стр.) 6.4. Выделяет дотации на организацию работы спортивно- оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений, областного физкультурно-спортивного клуба инвалидов, содержание команд мастеров по футболу и хоккею, учреждение стипендий и премий сильнейшим спортсме нам области — членам сборных команд страны. _ _ . РАБОТОДАТЕЛИ: 6.5. Финансируют работу по организации досуга и отдыха трудящихся и их семей, обеспечивают хозяйственное содержа ние учреждении культуры, спорта, туризма, оздоровления и от дыха, находящихся на их балансе, не допуская их перепро филирования и продажи. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 6.6. Оказывают организационно-методическую помощь клуб ным учреждениям, спортсооружениям, библиотекам, детским оз доровительным лагерям предприятий и организаций. АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 6.7. Войдут в областное Собрание депутатов с предложени- ем_о расширении льгот по налогообложению для предприятий в той части прибыли, которая направляется на строительство и содержание учреждений социально-культурной сферы, а также об освобождении некоммерческих учреждений социально-куль турной сферы предприятий от налогов и обязательных плате жей. РАБОТОДАТЕЛИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 6.8. Предусмотрят в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых к^льтучреждения- ми, спортсооружениями, столовыми, другими оздоровительны ми^ социально-бытовыми объектами предприятий и организа ций с учетом численности работающих. 6.9. Предусмотрят в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов предприятий, проф- бюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию условий для отдыха работников, их детей и членов семей. 6.10. Организуют праздники новогодней елки для детей, вы деляя на эти цели средства в долевом участии из различных фондов. VI I . ПО 0РГАНИЗАШ1И СОЦИЙАЫОГО ПЙРТППСТВА ВСЕ УЧАСТНИКИ СОГЛАШЕНИЯ: 7.1. Содействуют заключению коллективных договоров на предприятиях и в организациях всех форм собственности. 7.2. Через комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяют основные направления в развитии со циального партнерства в районах и городах области. АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ: 7.3. В ситуациях, вынуждающих администрацию области при нимать решения, затрагивающие социально-экономические пра ва и интересы трудящихся и населения, соответствующие нор мативные акты принимаются после консультаций и согласова ния с профсоюзами и работодателями. 7.4. Обеспечивает нормальную деятельность объединений профсоюзов на основе существующего законодательства (зако на о профсоюзах, КЗоТ РФ). Поддержит предложения профсоюзов об оплате коммуналь ных услуг и услуг связи профсоюзными организациями и учреж дениями, содержащимися за счет средств профсоюзного бюд жета наравне с госбюджетными организациями. РАБОТОДАТЕЛИ: 7.5. Способствуют реализации прав профсоюзов и их вы борных органов на предприятиях и в организациях(независимо от форм собственности) в соответствии с федеральным зако ном “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея тельности». ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 7.6. В период действия настоящего соглашения профсоюзы не организуют забастовок по вопросам, включенным в соглаше ние, при условии их выполнения. Возникающие конфликты и разногласия рассматриваются в недельный срок областной ко миссией по регулированию социально-трудовых отношений. 7.7. Поддерживают усилия администрации области и ее ис полнительных органов, представителей работодателей, направ ленные на повышение эффективности народного хозяйства, жизненного уровня трудящихся, социальную защиту малообес печенных слоев населения. VI I I . ДЕЙСТВИЕ ОБЛАСТНОГО СОГЛАШЕНИЯ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ: 8.1. Стороны признают настоящее соглашение областным правовым актом социального партнерства. Создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, обмениваются взаимной информацией и сообщают населению о ходе реализации соглашения 1 раз в полугодие с промежуточным заслушиванием ответственных исполнителей на заседании областной комиссии по регулированию социально трудовых отношений. 8.2. В месячный срок после подписания соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер по реализации согла шения. 8.3. В соответствии с Законом РФ «О коллективных догово рах и соглашениях» контроль за выполнением настоящего со глашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляют стороны, подписавшие его, област ная координационная комиссия по регулированию социально трудовых отношений, управление труда и занятости населения администрации области. 8.4. В течение срока действия трехстороннего соглашения отдельные его положения могут быть изменены или дополнены с согласия сторон. Споры, возникающие при реализации согла шения, разрешаются в соответствии с федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». 8.5. В случае реорганизации или ликвидации субъектов, под писавших данное соглашение, оно будет действовать и иметь силу весь период, на который заключено, а ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников. 8.6. Настоящее соглашение открыто для присоединения к нему других объединений профсоюзов и работодателей соглас но установленному порядку. 8.7. В соответствии с Законом РФ «О коллективных до гово рах и соглашениях»: — стороны, подписавшие настоящее соглашение, несут от ветственность за его выполнение; — настоящее соглашение обязательно для выполнения пред приятиями, организациями и учреждениями всех форм собствен ности. 8.8. Соглашение вступает в силу со дня его подписания до говаривающимися сторонами и действует до подписания ново го соглашения. Текст соглашения публикуется в печати. Соглашение подписали: От администрации области М. Наролин От Федерации профсоюзов М. Моторин От работодателей В. Во^}ончиxин, генеральный директор АО «Липецкий трубный завод»; И. Гаркушин, председа тель ассоциации товаропроизводителей области, началь ник ГТС; Н. Горевалов, генеральный директор АО «Желе зобетон»; М. Кузнецов, председатель Аграрного союза об ласти, исполнительный директор производственного коо ператива «Воробьевский»; п . Ледвинов, директор МТП тон, председатель Липецкого отделения Российской ассоциа ции малого предпринимательства; П. Рублев, генедаль- ный директор АО «Липецкий тракторный завод»; И. Фран- ценюк, генеральный директор АО «НЛМК». Подписано в г. Липецке 6 марта 1996 года. ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О БИБДИ0ТЕЧ10М ДЕЛЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛЛСТИ Настоящий закон является правовой основой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Липецкой облас ти. Он ставит своей целью содействовать реализации конститу ционных прав граждан на поиск и получение информации, об разование, пользование учреждениями культуры и доступ к куль турным ценностям. Закон определяет политику органов государственной власти и местного самоуправления Липецкой области в деле предос тавления гражданам информационных услуг через библиотеч ную и информационную систему области, а также обеспечивает экономические основы и гарантии библиотечного дела и уста навливает принципы деятельности библиотек. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Б настоящем областном законе применяются следующие понятия: библиотека — информационное, культурное, образо вательное учреждение, располагающее организованным фон дом тиражированных до 1 ^м ен то в и предоставляющее их во вре менное пользование физическим и юридическим лицам, биб лиотека может быть самостоятельным учреждением или струк турным подразделением предприятия, учреадения, организа ции; общедоступная библиотека — библиотека, которая предос тавляет возможность пользования ее фондом и услугами юри дическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по 'уровню образования, специальности, отношению к религии; библиотечное дело — отрасль информационной, культурно- “ просветительной и образовательной деятельности, в задачи которой входит создание и развитие сети библиотек-, формиро вание и обработка их фондов, организация библиотечн€гО|.ин-< форЛ 1 ационного и справочно-библиографического обсду>|<цвания пользователей библиотек, подготовка кадров работников биб лиотек, научное и методическое обеспечение развития библио тек; документ — материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, пред назначенный для передачи во времени и пространстве, в целях хранения и общественного пользования; пользователь библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки; централизованная библиотечная система — добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование; центральная библиотека области (города, района, центра лизованной библиотечной системы) — государственная обще доступная библиотека, являющаяся руководящим и методичес ким центром и выполняющая централизованные функции по отношению к библиотекам-филиалам, либо методические по от ношению к библиотекам регионов, независимо от организаци онно-правовых форм и форм собственности; биедиотека — филиал централизованной библиотечной сис темы — подразделение централизованной библиотечной систе мы, выполняющее свои функции согласно Уставу и правилам пользования централизованной библиотечной системы; сеть библиотек— организованная по территориальному, воз растному или другому признаку совокупность общедоступных библиотек, находящихся в ведении государственных органов власти, органов местного самоуправления либо общественных объединений и организаций. Устав библиотеки — нормативный акт, закрепляющий юри дический статус и общие принципы функционирования библио теки, цели и виды ее деятельности, порядок управления библи отекой и условия участия учредителен в ее деятельности, иму щественные и финансовые средства библиотеки, порядок пре кращения ее деятельности; правила пользования библиотекой — нормативный право вой акт, определяющий основные вопросы организации обслу живания пользователей в библиотеке в соответствии с ее Уста вом. Статья 2. Законодательство в библиотечном деле в Ли пецкой области Законодательство о библиотечном деле в Липецкой области включает основы законодательства Российской Федерации о культуре, законодательство Российской Федерации о библио течном деле, принимаемые в соответствии с ними федераль ные законы, иные нормативные правовые акты Российской Ф е дерации, а также настоящий закон. Статья 3. Сфера деятельности настоящего закона Действие настоящего закона распространяется на библио теки Липецкой области, финансируемые из областного бюдже та и бюджетов органов местного самоуправления, а в части со хранения и использования библиотечных фондов как части об щекультурного наследия жителей области — на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм со бственности. Статья 4. Основные виды библиотек 1. Библиотеки на территории Липецкой области могут быть учреждены органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. 2. В соответствии с порядком учреждения и формами с о бственности устанавливаются следующие виды библиотек: 1) государственные библиотеки, учрежденные органами го сударственной власти, в том числе: областная универсальная научная библиотека; областная детская библиотека; областная юношеская библиотека; областная специальная библиотека для слепых; 2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами мес тного самоуправления — централизованные библиотечные сис темы, объединяющие центральную библиотеку района, города, библиотеки-филиалы для детей и взрослых, районные и город ские детские библиотеки — детские отделы централизованных библиотечных систем; 3) библиотеки высших учебных заведении, научно-исследо вательских и проектных институтов, образовательных учрежде ний; . - - 4) библиотеки предприятии, учреждении, организации, 5) библиотеки общественных объединений; 6) частные библиотеки. ПО С ТА НО В Л ЕН И Е двадцать четвертого з а с е д а н и я Л и п е ц к о г о областного С о б р а н и я депутатов № 4 8 3 - п с от 2 2 . 0 3 . 9 6 г. О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Рассмотрев указанный проект областного за кона, предложение по нему комитета областного Собрания депутатов по делам семьи, детства и молодежи и руководствуясь ст. 2 федерального закона «О библиотечном деле» от 2 9 .1 2 .94 г. и п. 2 ст. 30 Устава области, областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: Принять областной закон «О библиотечном деле в Липецкой области» (прилагается). Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ. Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 5. Право на библиотечное обслуживание 1 Каждый гражданин Липецкой области независимо от пола, юзраста, национальности, образования, социального положе- 1 ИЯ политических убеждений, отношения к религии имеет пра во на библиотечное обслуживание на территории области. 2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечи- созданием государственной и муниципальной сети общедос- упных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды жблиотечного обслуживание многообразием видов библиотек, государственным протек ционизмом в деле создания юридическими и физическими ли цами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов дея тельности. 3. Права граждан в области библиотечного обслуживания при оритетны по отношению к правам в этой области государства и • любых структур, общественных объединений, религиозных и дру гих организаций. Статья 6. Право на библиотечную деятельность И 1 ■ 1 . Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских и читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями биб лиотек или их Vмредителями. 3. Работники библиотек имеют право создавать обществен ные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав. 4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые коллекции, от несенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохран ности, при условии регистрации этих собраний в качестве па мятников истории и культуры в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, администрации области или органе местного самоуправления. Статья 7 . Права пользователей библиотек 1. Все пользователи библиотек Липецкой области имеют пра во доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. 2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавлива ются в соответствии с уставами библиотек, законодательством по охране государственной тайны и законодательством об обес печении сохранности культурного достояния народов Россий ской Федерации. 3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно полу чать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотеч ных фондах конкретного документа. 4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право: 1) стать пользователями библиотек по предъявлении доку ментов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет — документов, удостоверяющих личность их законных представителей; 2) бесплатно получать полную Информацию о составе биб лиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; 3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 4) бесплатно получать во временное пользование любой д о кумент из библиотечных фондов; 5) получать документы или их копии из других библиотек по межбиблиотечному абонементу; 6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платны ми, перечень которых определяется Правилами пользования библиотекой. 5. В государственных и муниципальных библиотеках Липец кой области пользователи библиотек имеют право на обслужи вание и получение документов на русском языке как государ ственном языке Российской Федерации. 6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд дейст вия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права. Статья 8. Права особых групп пользователей 1. К особым группам пользователей библиотек Липецкой области относятся: национальные меньшинства, слепые и сла бовидящие, лица преклонного, юношеского и детского возрас та. Национальные меньшинства имеют право на получение до кументов на родном языке через систему государственных биб лиотек посредством межбиблиотечного абонемента. 2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носите лях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках при условии дополнитель ного финансирования. 3. Пользователи библиотек,, которые не могут посещать биб лиотеку в силу своего преклонного возраста и физических не достатков, имеют право получать документы из фондов обще доступных библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов, федеральных и местных программ. 4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образователь ных учреждений в соответствии с их уставами. Статья 9. Ответственность пользователей библиотек Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила поль зования библиотеками. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенси руют его в размере, установленном правилами пользования биб лиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, пред усмотренных действующим законодательством. Статья 10. Учредитель библиотек Общедоступные библиотеки области могут быть учреждены органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими и фи зическими лицами, в том числе и на совместной основе. Учредитель обеспечивает библиотеку достаточным финан сированием, материальными ресурсами, необходимыми для ее основной деятельности, и осуществляет контроль за деятель ностью библиотек в соответствии Сдействующим законодатель ством. Учредитель назначает на должность руководителя библио теки, утверждает устав библиотеки, в котором должны быть за креплены ее юридический статус, источники постоянного фи нансирования, цели и виды деятельности, условия ее доступ ности, порядок имущественных взаимоотношений библиотеки и учредителя, порядок управления библиотекой. Учредитель библиотеки не вмешивается в творческую и про фессиональную деятельность библиотеки за исключением слу чаев, предусмотренных действующим законодательством и ее уставом. Глава III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА БИБЛИОТЕК Статья 11. Статус библиотек Государственные и муниципальные библиотеки, централи зованные библиотечные системы получают статус юридическо го лица с момента их регистрации в соответствии с действую щим законодательством. Статус других библиотек определяется их учредителями. Статья 12. Обязанности библиотек 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализа цию прав граждан, установленных федеральным законом «О биб лиотечном деле» и настоящим законом. Библиотеки области обслуживают пользователей в соответствии со своими устава ми и правилами пользования библиотеками и действующим за конодательством. Не допускается государственная или иная цензура, ограни чивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о поль зователях библиотек и читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания. 2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюд жетном финансировании, должны в своей деятельности отра жать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие. 3. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), имеющие в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам исто рии и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответ ственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Рос сийской Федерации, а также за их включение в автоматизиро ванные базы данных в рамках федеральных программ сохране ния и развития культуры. 4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителя ми и органами государственной статистики в порядке, предус мотренном действующим законодательством и учредительны ми документами библиотек. 5. Государственные библиотеки по требованию пользовате лей обязаны предоставлять им информацию о своей деятель ности по формированию и использованию фондов. Статья 13. Права библиотек Библиотеки имеют право: 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задача ми, указанными в их уставах; 2) утверждать по согласованию с учредителями правила поль зования библиотеками; 3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных пра вилами пользования библиотеками; 4) определять в соответствии с правилами пользования биб лиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек; 5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях рас ширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при усло вии, что это не наносит ущерба их основной деятельности; 6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; 7) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения; 8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и областных программ развития библиотечного дела; 9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями инос транных государств, в том числе вести международный кни го обмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библи отечных и иных программ; 10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; 11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласован ным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки неза висимо от йх организационно-правовых форм и форм собствен ности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с дей ствующим законодательством; 12) совершать иные действия, не противоречащие действу ющему законодательству. Библиотеки области имеют преимущественное право на при обретение документов, выпускаемых по федеральным и облас тным программам книгоиздания, и первоочередное приобрете ние документов ликвидируемых библиотек. Глава IV. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 14. Государственная политика в области библи отечного дела Органы государственной власти области и органы местного самоуправления Липецкой области содействуют реализации федерального закона «О библиотечном деле» и «Об обязатель ном экземпляре документов» на территории области в создании условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых в пользование биб лиотеками. Органы государственной власти и местного самоуправления выступают гарантом прав граждан и библиотечн^ 1 х учреждений,, предусмотренных федеральным законом, и не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек, за исключением слу чаев, предусмотренных законодательством Российской Ф еде рации, поддерживают развитие библиотечного дела путем фи нансирования, проведения соответствующей налоговой, кредит ной и ценовой политики. Финансирование библиотек может осуществляться за счет: бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм деятельности; платежей за оказание услуг по договорам; добровольных пожертвований, субсидий, кредитов банков и других доходов и поступлений в соответст вии с законодательством Российской Федерации. Размеры бюджетного финансирования рассчитываются и с ходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии их — на основе общих принципов, предусмот ренных законодательством Российской.федерации. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления разрабатывают в установленном порядке са мостоятельные областные и муниципальные программы разви тия библиотечного дела, являющиеся составной частью феде ральных государственных программ сохранения и развития куль туры Российской Федерации. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления поддерживают развитие библиотечного обслу живания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности). Органы государственной власти области и органы местного самоуправления стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организу ющие бесплатное общедоступное обслуживание населения. Статья 15. Обязанности органов государственной влас ти области и органов местного самоуправления по разви тию библиотечного дела 1. Органы государственной власти области и органы мес тного самоуправления обеспечивают: 1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации; 2) создание и финансирование областных, центральных, му ниципальных библиотек, управление этими библиотеками; 3) определение принципов областной политики в вопросах переподготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление социальных гарантий и льгот для работников библиотек; 4) разработку и реализацию областных и местных программ и нормативов, направленных на развитие и совершенствование сети государственных общедоступных библиотек; 5) гарантированное финансирование комплектования и со хранности библиотечных фондов государственных и муниципаль ных библиотек; 6) реализацию прав граждан на библиотечное обслужива ние. 2. Органы государственной власти области и органы мес тного самоуправления области не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материаль но-технического обеспечения действующих библиотек, находя щихся на бюджетном финансировании, их перевод в помеще ния, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользо вателей, могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 16. Участие трудовых коллективов и обществен ности в управлении общедоступными библиотеками Трудовые коллективы библиотек участвуют в управлении библиотеками через общее собрание, советы трудовых коллек тивов, советы библиотек, коллегиальные органы по основным направлениям деятельности библиотек, иные формы в соответ ствии с действующим законодательством и уставами библио тек. Попечительские, читательские советы, создаваемые при биб лиотеках по согласованию с руководителями библиотек или с их учредителями, оказывают библиотекам содействие в их дея тельности и осуществляют общественный контроль за деятель ностью библиотеки в соответствии с существующими положе ниями. Глава V. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 17. Библиотечные фонды как культурное досто яние народов Российской Федерации Библиотечные фонды, комплектуемые Центральной государ ственной библиотекой области на основе системы обязатель ного экземпляра документов, а также содержащие особо цен ные и редкие документы, являются культурным достоянием на родов Российской Федерации и могут объявляться памятника ми истории и культуры в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации. Указанные фонды находятся на особом режиме охраны, хра нения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специального уполномоченного государственного органа по охране памятни ков истории и культуры с обеспечением последующей сохран ности и использования указанных фондов. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, яв ляются составной частью Архивного фонда Российской Ф еде рации. (Окончание на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz