Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

3 апреля 1996 г. № 63 -64 (1127 -1128 ) ТРЕХСТОРОННЕЕ С0ТЛАН1ЕИНЕ МЕЖДУ ЙАМИННСТРЙ1| ИЕ0 ФЕДЕРйЦНЕЙ НР0ШС010300 И РЙБОТОДЙТЕЙНМИ Ой ЙИПЕЦХОЙ ЮНО -1007 ОБЙЙСТН, ГОДЫ (Окончание. Начало на 5-й стр.) 6.4. Выделяет дотации на организацию работы спортивно- оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений, областного физкультурно-спортивного клуба инвалидов, содержание команд мастеров по футболу и хоккею, учреждение стипендий и премий сильнейшим спортсме ­ нам области — членам сборных команд страны. _ _ . РАБОТОДАТЕЛИ: 6.5. Финансируют работу по организации досуга и отдыха трудящихся и их семей, обеспечивают хозяйственное содержа ­ ние учреждении культуры, спорта, туризма, оздоровления и от ­ дыха, находящихся на их балансе, не допуская их перепро ­ филирования и продажи. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 6.6. Оказывают организационно-методическую помощь клуб­ ным учреждениям, спортсооружениям, библиотекам, детским оз ­ доровительным лагерям предприятий и организаций. АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 6.7. Войдут в областное Собрание депутатов с предложени- ем_о расширении льгот по налогообложению для предприятий в той части прибыли, которая направляется на строительство и содержание учреждений социально-культурной сферы, а также об освобождении некоммерческих учреждений социально-куль ­ турной сферы предприятий от налогов и обязательных плате ­ жей. РАБОТОДАТЕЛИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 6.8. Предусмотрят в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых к^льтучреждения- ми, спортсооружениями, столовыми, другими оздоровительны ­ ми^ социально-бытовыми объектами предприятий и организа ­ ций с учетом численности работающих. 6.9. Предусмотрят в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов предприятий, проф- бюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию условий для отдыха работников, их детей и членов семей. 6.10. Организуют праздники новогодней елки для детей, вы­ деляя на эти цели средства в долевом участии из различных фондов. VI I . ПО 0РГАНИЗАШ1И СОЦИЙАЫОГО ПЙРТППСТВА ВСЕ УЧАСТНИКИ СОГЛАШЕНИЯ: 7.1. Содействуют заключению коллективных договоров на предприятиях и в организациях всех форм собственности. 7.2. Через комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяют основные направления в развитии со ­ циального партнерства в районах и городах области. АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ: 7.3. В ситуациях, вынуждающих администрацию области при ­ нимать решения, затрагивающие социально-экономические пра ­ ва и интересы трудящихся и населения, соответствующие нор ­ мативные акты принимаются после консультаций и согласова ­ ния с профсоюзами и работодателями. 7.4. Обеспечивает нормальную деятельность объединений профсоюзов на основе существующего законодательства (зако ­ на о профсоюзах, КЗоТ РФ). Поддержит предложения профсоюзов об оплате коммуналь ­ ных услуг и услуг связи профсоюзными организациями и учреж ­ дениями, содержащимися за счет средств профсоюзного бюд ­ жета наравне с госбюджетными организациями. РАБОТОДАТЕЛИ: 7.5. Способствуют реализации прав профсоюзов и их вы­ борных органов на предприятиях и в организациях(независимо от форм собственности) в соответствии с федеральным зако ­ ном “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея ­ тельности». ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ: 7.6. В период действия настоящего соглашения профсоюзы не организуют забастовок по вопросам, включенным в соглаше ­ ние, при условии их выполнения. Возникающие конфликты и разногласия рассматриваются в недельный срок областной ко ­ миссией по регулированию социально-трудовых отношений. 7.7. Поддерживают усилия администрации области и ее ис ­ полнительных органов, представителей работодателей, направ ­ ленные на повышение эффективности народного хозяйства, жизненного уровня трудящихся, социальную защиту малообес ­ печенных слоев населения. VI I I . ДЕЙСТВИЕ ОБЛАСТНОГО СОГЛАШЕНИЯ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ: 8.1. Стороны признают настоящее соглашение областным правовым актом социального партнерства. Создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, обмениваются взаимной информацией и сообщают населению о ходе реализации соглашения 1 раз в полугодие с промежуточным заслушиванием ответственных исполнителей на заседании областной комиссии по регулированию социально ­ трудовых отношений. 8.2. В месячный срок после подписания соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер по реализации согла ­ шения. 8.3. В соответствии с Законом РФ «О коллективных догово ­ рах и соглашениях» контроль за выполнением настоящего со ­ глашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляют стороны, подписавшие его, област ­ ная координационная комиссия по регулированию социально ­ трудовых отношений, управление труда и занятости населения администрации области. 8.4. В течение срока действия трехстороннего соглашения отдельные его положения могут быть изменены или дополнены с согласия сторон. Споры, возникающие при реализации согла ­ шения, разрешаются в соответствии с федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». 8.5. В случае реорганизации или ликвидации субъектов, под ­ писавших данное соглашение, оно будет действовать и иметь силу весь период, на который заключено, а ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников. 8.6. Настоящее соглашение открыто для присоединения к нему других объединений профсоюзов и работодателей соглас ­ но установленному порядку. 8.7. В соответствии с Законом РФ «О коллективных до гово ­ рах и соглашениях»: — стороны, подписавшие настоящее соглашение, несут от ­ ветственность за его выполнение; — настоящее соглашение обязательно для выполнения пред ­ приятиями, организациями и учреждениями всех форм собствен ­ ности. 8.8. Соглашение вступает в силу со дня его подписания до ­ говаривающимися сторонами и действует до подписания ново ­ го соглашения. Текст соглашения публикуется в печати. Соглашение подписали: От администрации области М. Наролин От Федерации профсоюзов М. Моторин От работодателей В. Во^}ончиxин, генеральный директор АО «Липецкий трубный завод»; И. Гаркушин, председа ­ тель ассоциации товаропроизводителей области, началь­ ник ГТС; Н. Горевалов, генеральный директор АО «Желе­ зобетон»; М. Кузнецов, председатель Аграрного союза об­ ласти, исполнительный директор производственного коо ­ ператива «Воробьевский»; п . Ледвинов, директор МТП тон, председатель Липецкого отделения Российской ассоциа ­ ции малого предпринимательства; П. Рублев, генедаль- ный директор АО «Липецкий тракторный завод»; И. Фран- ценюк, генеральный директор АО «НЛМК». Подписано в г. Липецке 6 марта 1996 года. ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О БИБДИ0ТЕЧ10М ДЕЛЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛЛСТИ Настоящий закон является правовой основой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Липецкой облас ­ ти. Он ставит своей целью содействовать реализации конститу ­ ционных прав граждан на поиск и получение информации, об ­ разование, пользование учреждениями культуры и доступ к куль­ турным ценностям. Закон определяет политику органов государственной власти и местного самоуправления Липецкой области в деле предос ­ тавления гражданам информационных услуг через библиотеч ­ ную и информационную систему области, а также обеспечивает экономические основы и гарантии библиотечного дела и уста ­ навливает принципы деятельности библиотек. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Б настоящем областном законе применяются следующие понятия: библиотека — информационное, культурное, образо ­ вательное учреждение, располагающее организованным фон ­ дом тиражированных до 1 ^м ен то в и предоставляющее их во вре ­ менное пользование физическим и юридическим лицам, биб ­ лиотека может быть самостоятельным учреждением или струк ­ турным подразделением предприятия, учреадения, организа ­ ции; общедоступная библиотека — библиотека, которая предос ­ тавляет возможность пользования ее фондом и услугами юри ­ дическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по 'уровню образования, специальности, отношению к религии; библиотечное дело — отрасль информационной, культурно- “ просветительной и образовательной деятельности, в задачи которой входит создание и развитие сети библиотек-, формиро ­ вание и обработка их фондов, организация библиотечн€гО|.ин-< форЛ 1 ационного и справочно-библиографического обсду>|<цвания пользователей библиотек, подготовка кадров работников биб ­ лиотек, научное и методическое обеспечение развития библио ­ тек; документ — материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, пред ­ назначенный для передачи во времени и пространстве, в целях хранения и общественного пользования; пользователь библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки; централизованная библиотечная система — добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование; центральная библиотека области (города, района, центра ­ лизованной библиотечной системы) — государственная обще ­ доступная библиотека, являющаяся руководящим и методичес ­ ким центром и выполняющая централизованные функции по отношению к библиотекам-филиалам, либо методические по от ­ ношению к библиотекам регионов, независимо от организаци ­ онно-правовых форм и форм собственности; биедиотека — филиал централизованной библиотечной сис ­ темы — подразделение централизованной библиотечной систе ­ мы, выполняющее свои функции согласно Уставу и правилам пользования централизованной библиотечной системы; сеть библиотек— организованная по территориальному, воз ­ растному или другому признаку совокупность общедоступных библиотек, находящихся в ведении государственных органов власти, органов местного самоуправления либо общественных объединений и организаций. Устав библиотеки — нормативный акт, закрепляющий юри ­ дический статус и общие принципы функционирования библио ­ теки, цели и виды ее деятельности, порядок управления библи ­ отекой и условия участия учредителен в ее деятельности, иму ­ щественные и финансовые средства библиотеки, порядок пре ­ кращения ее деятельности; правила пользования библиотекой — нормативный право ­ вой акт, определяющий основные вопросы организации обслу ­ живания пользователей в библиотеке в соответствии с ее Уста ­ вом. Статья 2. Законодательство в библиотечном деле в Ли ­ пецкой области Законодательство о библиотечном деле в Липецкой области включает основы законодательства Российской Федерации о культуре, законодательство Российской Федерации о библио ­ течном деле, принимаемые в соответствии с ними федераль ­ ные законы, иные нормативные правовые акты Российской Ф е ­ дерации, а также настоящий закон. Статья 3. Сфера деятельности настоящего закона Действие настоящего закона распространяется на библио ­ теки Липецкой области, финансируемые из областного бюдже ­ та и бюджетов органов местного самоуправления, а в части со ­ хранения и использования библиотечных фондов как части об ­ щекультурного наследия жителей области — на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм со ­ бственности. Статья 4. Основные виды библиотек 1. Библиотеки на территории Липецкой области могут быть учреждены органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. 2. В соответствии с порядком учреждения и формами с о ­ бственности устанавливаются следующие виды библиотек: 1) государственные библиотеки, учрежденные органами го ­ сударственной власти, в том числе: областная универсальная научная библиотека; областная детская библиотека; областная юношеская библиотека; областная специальная библиотека для слепых; 2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами мес ­ тного самоуправления — централизованные библиотечные сис ­ темы, объединяющие центральную библиотеку района, города, библиотеки-филиалы для детей и взрослых, районные и город ­ ские детские библиотеки — детские отделы централизованных библиотечных систем; 3) библиотеки высших учебных заведении, научно-исследо ­ вательских и проектных институтов, образовательных учрежде ­ ний; . - - 4) библиотеки предприятии, учреждении, организации, 5) библиотеки общественных объединений; 6) частные библиотеки. ПО С ТА НО В Л ЕН И Е двадцать четвертого з а с е д а н и я Л и п е ц к о г о областного С о б р а н и я депутатов № 4 8 3 - п с от 2 2 . 0 3 . 9 6 г. О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Рассмотрев указанный проект областного за ­ кона, предложение по нему комитета областного Собрания депутатов по делам семьи, детства и молодежи и руководствуясь ст. 2 федерального закона «О библиотечном деле» от 2 9 .1 2 .94 г. и п. 2 ст. 30 Устава области, областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: Принять областной закон «О библиотечном деле в Липецкой области» (прилагается). Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ. Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 5. Право на библиотечное обслуживание 1 Каждый гражданин Липецкой области независимо от пола, юзраста, национальности, образования, социального положе- 1 ИЯ политических убеждений, отношения к религии имеет пра ­ во на библиотечное обслуживание на территории области. 2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечи- созданием государственной и муниципальной сети общедос- упных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды жблиотечного обслуживание многообразием видов библиотек, государственным протек ­ ционизмом в деле создания юридическими и физическими ли ­ цами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов дея ­ тельности. 3. Права граждан в области библиотечного обслуживания при ­ оритетны по отношению к правам в этой области государства и • любых структур, общественных объединений, религиозных и дру ­ гих организаций. Статья 6. Право на библиотечную деятельность И 1 ■ 1 . Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских и читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями биб ­ лиотек или их Vмредителями. 3. Работники библиотек имеют право создавать обществен ­ ные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав. 4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые коллекции, от ­ несенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохран ­ ности, при условии регистрации этих собраний в качестве па ­ мятников истории и культуры в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, администрации области или органе местного самоуправления. Статья 7 . Права пользователей библиотек 1. Все пользователи библиотек Липецкой области имеют пра ­ во доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. 2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавлива­ ются в соответствии с уставами библиотек, законодательством по охране государственной тайны и законодательством об обес ­ печении сохранности культурного достояния народов Россий ­ ской Федерации. 3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно полу ­ чать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотеч ­ ных фондах конкретного документа. 4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право: 1) стать пользователями библиотек по предъявлении доку ­ ментов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет — документов, удостоверяющих личность их законных представителей; 2) бесплатно получать полную Информацию о составе биб ­ лиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; 3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 4) бесплатно получать во временное пользование любой д о ­ кумент из библиотечных фондов; 5) получать документы или их копии из других библиотек по межбиблиотечному абонементу; 6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платны­ ми, перечень которых определяется Правилами пользования библиотекой. 5. В государственных и муниципальных библиотеках Липец ­ кой области пользователи библиотек имеют право на обслужи ­ вание и получение документов на русском языке как государ ­ ственном языке Российской Федерации. 6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд дейст ­ вия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права. Статья 8. Права особых групп пользователей 1. К особым группам пользователей библиотек Липецкой области относятся: национальные меньшинства, слепые и сла ­ бовидящие, лица преклонного, юношеского и детского возрас ­ та. Национальные меньшинства имеют право на получение до ­ кументов на родном языке через систему государственных биб ­ лиотек посредством межбиблиотечного абонемента. 2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носите ­ лях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках при условии дополнитель ­ ного финансирования. 3. Пользователи библиотек,, которые не могут посещать биб ­ лиотеку в силу своего преклонного возраста и физических не ­ достатков, имеют право получать документы из фондов обще ­ доступных библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов, федеральных и местных программ. 4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образователь ­ ных учреждений в соответствии с их уставами. Статья 9. Ответственность пользователей библиотек Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила поль ­ зования библиотеками. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенси ­ руют его в размере, установленном правилами пользования биб ­ лиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, пред ­ усмотренных действующим законодательством. Статья 10. Учредитель библиотек Общедоступные библиотеки области могут быть учреждены органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими и фи ­ зическими лицами, в том числе и на совместной основе. Учредитель обеспечивает библиотеку достаточным финан ­ сированием, материальными ресурсами, необходимыми для ее основной деятельности, и осуществляет контроль за деятель ­ ностью библиотек в соответствии Сдействующим законодатель­ ством. Учредитель назначает на должность руководителя библио ­ теки, утверждает устав библиотеки, в котором должны быть за ­ креплены ее юридический статус, источники постоянного фи ­ нансирования, цели и виды деятельности, условия ее доступ ­ ности, порядок имущественных взаимоотношений библиотеки и учредителя, порядок управления библиотекой. Учредитель библиотеки не вмешивается в творческую и про ­ фессиональную деятельность библиотеки за исключением слу ­ чаев, предусмотренных действующим законодательством и ее уставом. Глава III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА БИБЛИОТЕК Статья 11. Статус библиотек Государственные и муниципальные библиотеки, централи ­ зованные библиотечные системы получают статус юридическо ­ го лица с момента их регистрации в соответствии с действую ­ щим законодательством. Статус других библиотек определяется их учредителями. Статья 12. Обязанности библиотек 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализа­ цию прав граждан, установленных федеральным законом «О биб ­ лиотечном деле» и настоящим законом. Библиотеки области обслуживают пользователей в соответствии со своими устава ­ ми и правилами пользования библиотеками и действующим за ­ конодательством. Не допускается государственная или иная цензура, ограни ­ чивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о поль­ зователях библиотек и читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания. 2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюд ­ жетном финансировании, должны в своей деятельности отра ­ жать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие. 3. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), имеющие в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам исто ­ рии и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответ ­ ственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Рос ­ сийской Федерации, а также за их включение в автоматизиро ­ ванные базы данных в рамках федеральных программ сохране ­ ния и развития культуры. 4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителя ­ ми и органами государственной статистики в порядке, предус ­ мотренном действующим законодательством и учредительны ­ ми документами библиотек. 5. Государственные библиотеки по требованию пользовате ­ лей обязаны предоставлять им информацию о своей деятель ­ ности по формированию и использованию фондов. Статья 13. Права библиотек Библиотеки имеют право: 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задача ­ ми, указанными в их уставах; 2) утверждать по согласованию с учредителями правила поль­ зования библиотеками; 3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных пра ­ вилами пользования библиотеками; 4) определять в соответствии с правилами пользования биб ­ лиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек; 5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях рас ­ ширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при усло ­ вии, что это не наносит ущерба их основной деятельности; 6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; 7) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения; 8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и областных программ развития библиотечного дела; 9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями инос ­ транных государств, в том числе вести международный кни го ­ обмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библи ­ отечных и иных программ; 10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; 11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласован ­ ным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки неза ­ висимо от йх организационно-правовых форм и форм собствен ­ ности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с дей ­ ствующим законодательством; 12) совершать иные действия, не противоречащие действу ­ ющему законодательству. Библиотеки области имеют преимущественное право на при ­ обретение документов, выпускаемых по федеральным и облас ­ тным программам книгоиздания, и первоочередное приобрете ­ ние документов ликвидируемых библиотек. Глава IV. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 14. Государственная политика в области библи­ отечного дела Органы государственной власти области и органы местного самоуправления Липецкой области содействуют реализации федерального закона «О библиотечном деле» и «Об обязатель ­ ном экземпляре документов» на территории области в создании условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых в пользование биб ­ лиотеками. Органы государственной власти и местного самоуправления выступают гарантом прав граждан и библиотечн^ 1 х учреждений,, предусмотренных федеральным законом, и не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек, за исключением слу­ чаев, предусмотренных законодательством Российской Ф еде ­ рации, поддерживают развитие библиотечного дела путем фи ­ нансирования, проведения соответствующей налоговой, кредит ­ ной и ценовой политики. Финансирование библиотек может осуществляться за счет: бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм деятельности; платежей за оказание услуг по договорам; добровольных пожертвований, субсидий, кредитов банков и других доходов и поступлений в соответст ­ вии с законодательством Российской Федерации. Размеры бюджетного финансирования рассчитываются и с ­ ходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии их — на основе общих принципов, предусмот ­ ренных законодательством Российской.федерации. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления разрабатывают в установленном порядке са ­ мостоятельные областные и муниципальные программы разви ­ тия библиотечного дела, являющиеся составной частью феде ­ ральных государственных программ сохранения и развития куль­ туры Российской Федерации. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления поддерживают развитие библиотечного обслу ­ живания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности). Органы государственной власти области и органы местного самоуправления стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организу ­ ющие бесплатное общедоступное обслуживание населения. Статья 15. Обязанности органов государственной влас­ ти области и органов местного самоуправления по разви ­ тию библиотечного дела 1. Органы государственной власти области и органы мес ­ тного самоуправления обеспечивают: 1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации; 2) создание и финансирование областных, центральных, му ­ ниципальных библиотек, управление этими библиотеками; 3) определение принципов областной политики в вопросах переподготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление социальных гарантий и льгот для работников библиотек; 4) разработку и реализацию областных и местных программ и нормативов, направленных на развитие и совершенствование сети государственных общедоступных библиотек; 5) гарантированное финансирование комплектования и со ­ хранности библиотечных фондов государственных и муниципаль­ ных библиотек; 6) реализацию прав граждан на библиотечное обслужива ­ ние. 2. Органы государственной власти области и органы мес ­ тного самоуправления области не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материаль ­ но-технического обеспечения действующих библиотек, находя­ щихся на бюджетном финансировании, их перевод в помеще ­ ния, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользо ­ вателей, могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 16. Участие трудовых коллективов и обществен ­ ности в управлении общедоступными библиотеками Трудовые коллективы библиотек участвуют в управлении библиотеками через общее собрание, советы трудовых коллек ­ тивов, советы библиотек, коллегиальные органы по основным направлениям деятельности библиотек, иные формы в соответ ­ ствии с действующим законодательством и уставами библио ­ тек. Попечительские, читательские советы, создаваемые при биб ­ лиотеках по согласованию с руководителями библиотек или с их учредителями, оказывают библиотекам содействие в их дея ­ тельности и осуществляют общественный контроль за деятель ­ ностью библиотеки в соответствии с существующими положе ­ ниями. Глава V. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 17. Библиотечные фонды как культурное досто ­ яние народов Российской Федерации Библиотечные фонды, комплектуемые Центральной государ ­ ственной библиотекой области на основе системы обязатель ­ ного экземпляра документов, а также содержащие особо цен ­ ные и редкие документы, являются культурным достоянием на ­ родов Российской Федерации и могут объявляться памятника ­ ми истории и культуры в соответствии с законодательством Рос ­ сийской Федерации. Указанные фонды находятся на особом режиме охраны, хра ­ нения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специального уполномоченного государственного органа по охране памятни ­ ков истории и культуры с обеспечением последующей сохран ­ ности и использования указанных фондов. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, яв ­ ляются составной частью Архивного фонда Российской Ф еде ­ рации. (Окончание на 7-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz