Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
п о п ы т к а п о с т а в и т ь д и а г н о з № 63-64 (1127-1128) « ОБОРОНКА . ПРЕОДОЛИМ ЛИ • КРИЗИС? П р и ч и ны н ебы в ал о го кризиса ВПК общеизвестны. Это резкое снижение государ ственного оборонного заказа, непродуманная «конверсия», отсутствие государственной программы поддержания тех нологического уровня и мо билизационной готовности промышленности... Оборон ные предприятия лишили оборонного заказа, но не ос вободили от обязанности со держать с большими затра тами мобилизационные мощ ности, и, более того — взи мают с них налоги за зани маемые ими площади! Вот уж е три года продол жается порочный и угрожа ющий национальной безопас ности курс на углубление ос новной диспропорции между затратами- на содерж ание войск и их оснащением. К чему это ведет? Россия оста ется с большой, плохо опла чиваемой и плохо обученной армией без современного оружия, а через 10-15 лет вообще без тяжелого оружия и техники. Такая армия не способна защитить страну ни от какой внешней угро зы и сама станет угрозой для общества. Между тем имеются про работанные, четко детализи рованные и обоснованные меры выхода ВПК из кризи са. В среднесрочном плане полная реализация этой про граммы возможна только при конституционной смене пре зидента , правительства и парламента. Однако в крат косрочной перспективе даже при нынешней экономичес кой и бюджетной модели можно сделать немало. Прежде всего, речь идет о сокращении численности армии с 1,5 до 1,2 млн. чел., а значит — и об отмене про дления срока службы и вос становлении отсрочек. Нуж но также вернуться к закону о направлении призывников в первую очередь в Воору женные Силы и погранвойс к а . О стал ьны е силовы е структуры (в которых ныне служит более 1 млн. чел.) пусть набирают личный со став по контракту. Таким образом, можно изменить пропорцию «содержание: ос нащение». Вместо нынешних 70 : 30 на 60 : 40 (в основ ных развитых странах она составляет 50 : 50). Необходимо уточнение, согласование и утверждение оборонного заказа на основе Программы вооружения до 2000 г. и 2005 года. Это по могло бы сосредоточить ре сурсы на самых передовых, высокотехнологичных произ водствах, составляющих ос нову современного военного потенциала: ракетно-косми ческая техника, ядерная тех нология, авиастроение, ра диоэл ектроника , системы управления и связи, отдель ные экспортные предпри ятия. П оддерживая высокий технологический уровень в приоритетных областях воен но-технического развития, сохраняя возможность возоб новления производства в слу чае необходимости, нужно резко увеличить ассигнова- ОБРАЩЕНИЕ К генералам и офицерам, военнослужащим всех родов войск и специальных подразделений ния на опытно-конструктор ские работы. В развиты х странах (США) сейчас резко сокращены закупки вооруже ний, но сохраняются высокие ассигнования на ОКР, чтобы не накапливать массу уста ревшего и ненужного для ны нешних условий арсенала оружия и быть на передовой технического прогресса с ви дом на XXI век. Там соотно шение расходов на ОКР и ВВТ составляет почти 1:1. В бюджетной политике необходимо изменить ситуа цию, когда никто в стране не отвечает за исполнение воен ного бюджета — ни депута ты, ни Минфин (выделяю щий деньги Минобороны об щим валом, причем в объеме, меньшем, чем определено бюджетом), ни Министерст во обороны, распределяющее средства на текущее латание дыр и провалов. Бюджет Минобороны должен стать прозрачным, контролируе мым и содержащим защи щенные статьи. Отдельными статьями должно быть опре делено финансирование раз работок и поставок в войска наиболее приоритетных об разцов вооружения и военной техники. В этом случае законода тельная и исполнительная , ветви власти будут нести не посредственную ответствен ность. за исполнение бюдже та по национальной обороне, полную защищенность ста тей, а следовательно, и за бое готовность Вооруж енных Сил. .От пресс-..<’ I ^ службы I объединения | I у / «Яблоко»''-'.,, I I / ^ ' '^1 Далее, нужно обеспечить «режим наибольшего благо приятствования» предпри ятиям оборонного комплек са на внутреннем рынке при реализации конверсионных программ. Многие предпри яти я способны выпускать конкурентоспособную про дукцию самой широкой но менклатуры . Необходимы инвестиции и льготное нало гообложение. Кризис ВПК — это не кризис какой-то одной отрас ли народного хозяйства. В оборонном комплексе России — наиболее квалифициро ванные кадры, наиболее со временная научная и техно логическая база, создание которой осуществлялось за счет жесткого ограничения ■жизненного уровня несколь ких поколений советских граждан. Это — националь ное достояние России, разру ш ать которое преступно . Если нынешняя международ ная ситуация позволяет зна чительно сократить оборон ные усилия, а это именно так и есть, — то накопленный гигантский капитал необхо димо сохранить, разумно пе ренацелив на подъем благо состояния народа, укрепле ние позиций России на ми ровых рынках высокой тех нологии. А л ек с ей АРБАТОВ , депутат Госдумы (Коми тет по обороне, ф р акц и я «Яблоко»). Воины, хранители чести и достоинства Отечества! К вам в этот ответствец- ный момент обращаются де п у т а ты Г о суд ар ств ен н ой Думы Федерального собра ния Российской Федерации, выступившие инициатора ми постановки в нижней палате российского парла мента вопроса о преодоле нии негативных последст ви й п р и н я т и я в д ек абр е 1991 года беловежских со глашений. Давно уже назре л а необходимость дать по л и т и ч е с к ую и п р авовую оценку актам , «юридичес ки» закр епи вш им р азвал С о в етско го Сою за и п о ложившим начало уничто жению российской государ ственности. Стремление об щественности поскорее пе ревернуть постыдную стра ницу в истории нашего го сударства и открыть путь новому этапу объединения б р а т с ки х народов наш ло свое отражение в многочис ленных наказах избирате лей, в резолюциях собраний трудовых колл ективов , в тысячах и тысячах писем и обр ащ ений к д еп у та там . Поэтому принятие 15 мар та с. г. Государственной Ду мой соответствующих по становлений явилось пре жде всего выражением вы сказанной на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года воли граждан России жить в единой семье наро дов. Реш ения Думы ни м а лейшим образом не посяга ют на суверевитед;.. го су дарств — уча;СТнйков "СНГ, на добровольный поэтапный х а р а к т е р и х в з а и м н о г о сближения. Они являются сп раведливым актом . Их поддержал народ, но отвер гли те, кто призван ими ру ководствоваться. От них же про звуч али неприкры ты е угрозы роспуска Государ ственной Думы, призывы к переносу срока выборов пре зидента и к запрету общес твенных организаций , что фактически приведет к ус т а н о в л е н и ю д и к т а т у р ы . Кое-кому явно не терпится повторить то, что уже слу чилось в. совсем недавнем прошлом, хотя и страна, и общество еще полностью не оправились от ш ока , вы званного событиями октяб ря 1993 года. Не все тогда поняли, что произошло при расстреле Дома Советов. Не поняли — и получили чеченскую бой ню, в которой армия и на род захлебы ваю тся в со бственной крови. Страна разорена, наш на род бедствует и голодает. На ру к ах безработных детей умирают старики, защитив шие нашу Родину от фашис тского нашествия. Армия раздета и разута, солдаты не обеспечены минимальным питанием, офицеры месяца ми ждут зарплату . И при этом правительство не вы полняет свои обязательства, не обеспечивает выплат на содержание Вооруженных Сил РФ по утвержденному Г о суд ар ств ен н ой Думой бюджету на .1996 год. Сегодня мы уверены в том, что решения Государ ственной Думы, спокойная и выдержанная линия пове дения большинства депута тов встретят у вас понима ние и поддержку. Будьте бдительны , вас могут спровоцировать. Оста вайтесь в рамках закона и верности своему народу — высшему носителю власти в стране. Помните: армия по Кон ституции Российской Феде рации не может выступать против собственного народа и его избранников. Не опус тите черную тень позора на российскую армию. Память народа хранит и победы, и трагические ошибки. Либо совместными уси лиями мы сохраним Россий ское государство, либо стра на будет ввергнута в смуту с непредсказуемыми для ее народов последствиями. Наш общий гр аж дан с кий долг — не допустить этого! Г. Зюганов — руководи тель фракции КПРФ; Н. Х а ритонов — руководитель Аграрной депутатской груп пы; Н. Рыжков — руково дитель депутатской группы «Народовластие»; В. Жири новский — руководитель фракции ЛДПР; С. Горяче ва — заместитель председа теля Госдумы; С. Бабурин — заместитель председате л я Госдумы; В. Илюхин — председатель Комитета по безопасности; В. Варенни ков — председатель Коми тета по делам ветеранов; В.. Гусев — председатель Ко митета по промышленнос ти; Г. Тихонов — председа тель Комитета по связям с СНГ. .1 ' /. / Этотрисунок тоже пришел в редакцию в толстом конверте вместе с несколькими десятками других к а рикатур Вячеслава Шилова. Спешим предупредить, что художник из С-Петербурга не уточнил, кого имен но изобразил в облике своего вконец отчаявшегося пациента. Во ася ком случае, судя п а всему, к парт иям, лицам и авторам, представленным на этой стра нице, данный персонаж отношения не имеет. Как нам кажется... В РОССИИ НАЧАЛАСЬ _ НОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ИУНИиНПАЛЬНАШ 1 ' ч О т . " I |И нф о рм а ЦИ 0 ЦН 0 Г 01 У гф а вл ейи я I А | : м ^ и н » 1 с т р а Ц | 1 и I П р е з и д е н т а РФ^ ^ в прошлом году был принят Закон «Об общих принци пах организации местного самоуправления в Российской Фе дерации». Реализация этого нормативного акта может быть названа «муниципализацией» всей страны — Россия долж на теперь превратиться в страну, где абсолютно все гражда не будут жить и «самоуправляться» в «муниципальных об- разовани5{х». Слово «муниципальный» — это не что иное, как «мест ный» и используется оно в том случае, когда речь идет о «местном самоуправлении». Есть ли необходимость в заим ствовании иностранного слова и не следует ли прекратить портить наш язык иностранными словами? В целом, конеч но, с этим безобразием пора бороться самыми решительны ми методами. Но бывают и такие случаи, когда действитель но подходящих и точных слов в нашем языке нет. И нет по вполне определенной причине — нет предмета, который они должны были бы обозначать. Отсюда и неизбежность исполь зования таких импортных слов как акция, дивиденд... То же самое относится и к таким 'терминам, как «муниципаль ное образование», «муниципальная полиция» и прочим де мократическим нововведениям. Ну, не было в России никогда настоящего полноценного самоуправления, в том числе и «местного»! Да, при послед них царях относительно эффективно было земство, решав шее в основном, как бы мы сказали, гуманитарные пробле мы: статистики, образования, здравоохранения. Однако, как бы сейчас ни умилялись нашим дореволюционным прошлым, вряд ли можно всерьез говорить о самоуправлении в стране, где фактически даже не было конституции, существовали сословные ограничения, массы жили патриархальной жизнью и не имели никакой политической культуры. Если же по пробовать сравнить задачи земства и сопоставить их с теми проблемами, с которыми сталкивается большинство терри ториальных органов: обеспечение электроэнергией, теплом и водой, социальная защита малоимущих, безработица, пре ступность, — то становится очевидной невозможность при менения дореволюционного опыта. Аграрная страна превра- ’тилась в урбанизированную с совсем другим способом орга низации всей жизнедеятельности. При социализме тоже ни о каком самоуправлении не было и речи. Точнее, слова-то такие как раз и были, и коммунизм должен был стать системой сплошного самоуправления — даже государство должно было «отмереть». Существовали местные Советы, которые рещали вопросы местного значе ния. И их даже «выбирали». Но были они, как и следовало из законов тогдашней жизни, частью государства и плано вой экономики, придатком партийных органов и ни в коем случае не органами самоуправления, поскольку всеобщая централизация не может существовать одновременно с чьей- то самостоятельностью. Так что нет у нас в стране исторического опыта местного самоуправления, и по большому счету даже трудно и пред ставить, как оно может быть организовано. А без него ни о какой реальной демократии не может быть и речи: какая это демократия, если люди лишены возможности влиять на то, что происходит в их городах и селах, а могут только наблю дать за словесными баталиями депутатов, обсуждающих гло бальные проблемы. Можно много и долго говорить о проблемах местного са моуправления: не создана законодательная база на федераль ном и региональных уровнях; не решены проблемы муници пальной собственйости; явно не отработана налоговая и бюд жетная система; не вполне ясно, какая территория может стать муниципальным образованием — район, город, село или даже отдельная деревня, и т.д. И все же главным признаком появления в стране самоуп равления можно считать возникновение нормальных, циви лизованных отношений между гражданами и той властью, которую они выбирают. Люди начинают понимать свои воз можности влияния на руководителей, и власть имущие впер вые в жизни ощущают свою зависимость от электората. В принципе, это — азбука демократии, но в нашей стране та кая простая и очевидная связь выбирающих и выбираемых практически никогда не существовала. Первые, еще пере строечные, выборы в «первичных» производственных ячей ках на предприятиях в конечном итоге оказались совершен но неудачной затеей. Производственный коллектив весьма часто предпочитал демагогов и недостаточно компетентных людей. «Электорат» в то время был еще не в состоянии де лать рациональный выбор в силу недостатка демократичес кой культуры. Но и те директора, которых «проваливали», тоже были виноваты, поскольку не умели отстаивать свои позиции в открытой политической борьбе. Затем пришло время выборов различного рода «парла ментов» — от союзного до сельсовета. И опять же избира тель и депутат оказались не связанными друг с другом. Лю бое представительное собрание — это коллективный орган, а гражданин голосует за отдельного кандидата, который, как правило, не может сам по себе провести какое-либо решение. Да и по составу все наши законодательные органы оказыва лись достаточно некомпетентными и неконструктивными. Впрочем, это можно считать и следствием неясности для боль шинства; кто же, собственно, должен там заседать и каким образом можно оценить правильность выбора? И вот, наконец, происходившие и происходящие в регио нах выборы глав администраций районов и городов дали первые очевидно позитивные результаты. И до выборов, и во время них власть и избиратели показали свою способность использовать демократические институты для пользы лю^ дей. Причем именно обе стороны отчетливо проявили свой высокий уровень политической культуры. Сначала об изби рателях. В отличие от выборов представительных органов, граждане пришли на избирательные участки, руководству ясь не политическими эмоциями и страстями, а трезвым расчетом: годится ли данный руководитель для того, чтобы организовывать социально-экономические процессы, или нет. Популисты, демагоги, люди, не имеющие достаточного опы та, избирателями были дружно отвергнуты. Но эти результаты — это не столько следствие повыше ния политической культуры, сколько результат действия двух мощных факторов. Первый — эффективная кадровая работа российского президента и руководителей в регионах. Второй — наличие демократических механизмов, а попросту гово ря, то, что каждый региональный руководитель знает, что ему придется идти на выборы и, если он будет игнорировать интересы людей, то его не выберут и он останется без рабо ты. За пять лет Борису Ельцину удалось сформировать новое поколение!руководителей областей и краев, которое заслу жило доверие своих граждан. В свою очередь и на местах шел отбор на должности глав районов и городов по деловым качествам. В результате по стране сформировалась достаточ- ' но дееспособная и, что не менее важно, пользующаяся дове рием людей система исполнительной власти в регионах. Од нако очевидно, что «сверху» далеко не все видно и только при реальном контроле «снизу» может быть построена эф фективная система управления и самоуправления. Российс кая Конституция и принятый Закон об основах местного са моуправления, определившие обязательность выборов «мес тных руководителей», заставляют их считаться с реальными потребностями и нуждами граждан.. Любой провал, например, перебои в тепле и энергии, ухуд шение работы транспорта, известные случаи злоупотребле ния начальством своим положением на местах сразу стано вятся известными и предопределяют отношение избирате лей к главам администраций, а следовательно, и резкое сни жение их шансов на сохранение своих постов. Да, муниципальные выборы — это строгий экзамен, и по «блату» его не сдашь. И то, что большинство нынешних ре гиональных руководителей исполнительной власти, уже по бедившие на выборах, выдержало его, внушает оптимизм. Муниципальные выборы слабо отражаются в СМИ, в ко торых, в основном, обсуждается чисто идеологическая сто рона. Их значение гораздо больше. И когда выборы пройдут повсеместно — это будет настоящая «муниципальная рево- дюция». Местные руководители получат оценку своей рабо ты, а те, кому люди не доверят, уйдут и освободят свои пос ты для более достойных. Уже проведенные в ряде регионов выборы показали, что этот демократический механизм в со временной России работает и работает эффективно. Виктор СЕРГЕЕВ. ДРУЖИТЬ СПОСОБНЫ лишь РАВНЫЕ Когда привычный порядок уступает место переменам, пугающим новизной, множеству 'людей начинает казать ся, что позади осталась сплошная благодать. Одно из та ких воспоминаний, особенно распространенное в нынеш ней России, — о времени, когда еще «была настоящая дружба народов». Так думают многие, кому за сорок. Однако у людей еще постарше (особенно в местах смешения языков) па мять цесколько иная: по их мнению, дружба была самой настоящей до Великой Отечественной, потом стала пор титься на глазах. Все, как видим, относительно; оно и понятно: ведь под конец той войны в СССР появились официально назначенные «народы-молодцы», «народы- предатели» и просто «ненадежные». Так окончательно вы строилась громоздкая система, в которой к аж д ая нация и народность занимала, казалось бы, раз и навсегда' Отве денную ей ступеньку. Вот именно — «всяк сверчок знал свой шесток»! Уз бекские дехкане возили «личные» фрукты не дальше со^ седнего базара, потому что были, как и русские или бело русские колхозники, лишены паспортов, а с ними свобо ды перемещения. Кавказские абреки не тревожили рус ские города и станицы, а еженедельно отмечались в ко мендатурах в местах ссылки. И при этом все сто с лиш ним братских народов строго разделялись по четырем на ционально-государственным и территориальным уровням — от союзной республики до автономного округа, за вы че-^^ . том краев и областей, которые могли иметь или не им е ть ^В в своем составе небольшие национальные автономии. В партийном аппарате любого из этих псевдогосударств, не ниже автономной республики, первый секретарь под бирался из «коренных», второй обязательно был русским и играл особую роль в отношениях с Центром. Другие офи циальные органы старались по возможности копировать эту структуру. И что же? Система рухнула почти что в одночасье, едва только ослабевший Центр перестал внушать страх. Иначе получиться и не могло, поскольку она была искусствен ной: ни одна современная федерация не делит своих гр аж дан по «уровням равенства» в зависимости от их нацио нальности и места проживания. С этим наследством Союза власти его бывших респуб лик разбирались по-разному. Одни, к ак в Грузии, Азер байджане и Молдавии, попытались было настаивать на устройстве своих государств без всякого федерализма и автономий — и получили войны без победного конца. Когда же — как та же Грузия сегодня — шли на уступки, поту шить вражду оказывалось уже не так просто. Другие, бо лее осторожные в обращении с нацменьшинствами, все , равно не могут преодолеть напряженность в отношениях — таково положение в Крыму и Северном Казахстане. Иначе поступила Россия при Борисе Ельцине. М н о ги |Ц | ставят ему в вину слова, сказанные без малого пять леЩ Р назад: мол, берите суверенитета сколько сможете; якобы из-за этого и рухнуло государство. Но при этом почему-то , забывают, что российский президент обращался не к со юзным республикам, а к бывшим АССР в составе самой России. Путь получился не гладким, но верным: чего-чего, а независимости в нЯшёй Федерации Никто не взял боль ше, чем ему было по силам. За одним трагическим исключением... Но не все зна ют, что особенная судьба чеченцев, вырвавшая их из об щего хода истории, не исчерпывается сталинской ссыл кой. 'У них к началу Кавказской войны не сложились даже основы феодализма, и основой жизни оставались воинствен ные родовые кланы . Не в последнюю очередь поэтому Чеч ня уже без малого полтора века совершенно одинаково не вписывается в строй ни одного из российских государств. Но часто одного президента РФ обвиняют в кровавой каше, которую до него заваривали пять царей и минимум столь ко ж е генсеков. Как говорят не без иронии горские соседи Чечни , «чего ж вы хотите, когда у них и князей настоящих сроду не бывало». 'Увы, не стал «настоящим» и Джохар Дудаев. Спору нет, на события повлияли не только особенности его характера, но и безответственность, некомпетентность, продажность многих московских политиков в 1991-1993 годах. Не секрет, что иные радикал-демократы , сторонни ки идеи «единой, но делимой России», видели в дудаевс кой Чечне испытательный полигон для слома старых струк тур и замены прежних руководителей в регионах. Сегод ня практически никто из тех людей в Кремль не вхож — а результат остается... . Убедившись в опасности «обновления» по-дудаевски, федеральное руководство приняло еще одно ключевое ре шение: не поддерживать «национально-демократические революции» в российских республиках . П р а в д а , ' еще осенью 1992 года на том же Северной Кавказе тяга «все поделить» отозвалась стрельбой осетиноингушских стол кновений. Но сейчас прёзиденты Ахсарбек Галазов (ти пичный пример российского «консерватора») и Руслан Аушев (он как раз из «новых людей») продолжают дого вариваться о преодолении конфликта, который возник во многом из-за принятия бывшим Верховным Советом зако на. Он предусматривал праро репрессированных народов вернуть прежние земли — но без конкретных механизмов исполнения. Однако в Дагестане, Калмыкии и Астраханс кой области сумели с самого начала мирно решить те же вопросы. В остальном межнациональный мир по большому сче ту сохраняется на всей территории России, включая Ту винскую Республику, которая шесть лет назад .стала за стрельщицей национальных конфликтов в РСФСР. Одна- ко’многие противники нынешнего руководства ставят ему. в упрек именно устройство Федерации: дескать, к ак мо жет внутри единого государства существовать еще 21 су веренная республика и, помимо главы этого государства, еще чертова дюжина политиков в ранге президента? Да очень просто: именно благодаря рассредоточению власти — Федеративному договору, заключенному в марте 1992 года, и двусторонним соглашениям о разграничении пред метов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъ ектами. Сегодня подобные соглашения различного объема подписаны с семью национальными республиками. Крас нодарским краем. Калининградской, Свердловской и Орен бургской.областями. Такая фигура взаимоотношений плюс согласованные усилия президентов Бориса Ельцина и Мин- тимера Шаймиева позволили Татарии, отказавшейся под писать Федеративный договор, избежать конфликта , по добного чеченскому. Конечно, до совершенства еще далеко. Прежде всего, сохраняется разница в положении республик с их прези дентами и конституциями и областей с уставами и глава ми администраций. Положения двусторонних договоров нередко противоречат в частностях Основному Закону РФ. Кое-где местные национальные элиты усиленно оттирают «некоренных» от власти и имущества (это, замечу, не столь ко примета нового времени, сколько пережиток старого). Но все же нынешняя управленческая «лестница», в кото рой осталось фактически два основных уровня, — совсем не то, что преж няя . И если избежим очередных великих потрясений, то пойдем дальше по пути согласования ин тересов. Что ж е до настоящей дружбы народов... Такое чувство может связывать только равных , иначе не избежать все новых опасных «нарывов», загоняемых на годы вглубь. Глеб МИХАЙЛОВ. (Подготовлено для Информационного Управления Ад министрации Президента РФ.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz