Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

п о п ы т к а п о с т а в и т ь д и а г н о з № 63-64 (1127-1128) « ОБОРОНКА . ПРЕОДОЛИМ ЛИ • КРИЗИС? П р и ч и ны н ебы в ал о го кризиса ВПК общеизвестны. Это резкое снижение государ­ ственного оборонного заказа, непродуманная «конверсия», отсутствие государственной программы поддержания тех­ нологического уровня и мо­ билизационной готовности промышленности... Оборон­ ные предприятия лишили оборонного заказа, но не ос­ вободили от обязанности со­ держать с большими затра ­ тами мобилизационные мощ­ ности, и, более того — взи ­ мают с них налоги за зани ­ маемые ими площади! Вот уж е три года продол­ жается порочный и угрожа ­ ющий национальной безопас­ ности курс на углубление ос­ новной диспропорции между затратами- на содерж ание войск и их оснащением. К чему это ведет? Россия оста­ ется с большой, плохо опла ­ чиваемой и плохо обученной армией без современного оружия, а через 10-15 лет вообще без тяжелого оружия и техники. Такая армия не способна защитить страну ни от какой внешней угро­ зы и сама станет угрозой для общества. Между тем имеются про­ работанные, четко детализи ­ рованные и обоснованные меры выхода ВПК из кризи ­ са. В среднесрочном плане полная реализация этой про­ граммы возможна только при конституционной смене пре­ зидента , правительства и парламента. Однако в крат ­ косрочной перспективе даже при нынешней экономичес­ кой и бюджетной модели можно сделать немало. Прежде всего, речь идет о сокращении численности армии с 1,5 до 1,2 млн. чел., а значит — и об отмене про­ дления срока службы и вос­ становлении отсрочек. Нуж ­ но также вернуться к закону о направлении призывников в первую очередь в Воору­ женные Силы и погранвойс­ к а . О стал ьны е силовы е структуры (в которых ныне служит более 1 млн. чел.) пусть набирают личный со­ став по контракту. Таким образом, можно изменить пропорцию «содержание: ос­ нащение». Вместо нынешних 70 : 30 на 60 : 40 (в основ­ ных развитых странах она составляет 50 : 50). Необходимо уточнение, согласование и утверждение оборонного заказа на основе Программы вооружения до 2000 г. и 2005 года. Это по­ могло бы сосредоточить ре ­ сурсы на самых передовых, высокотехнологичных произ­ водствах, составляющих ос­ нову современного военного потенциала: ракетно-косми­ ческая техника, ядерная тех­ нология, авиастроение, ра ­ диоэл ектроника , системы управления и связи, отдель­ ные экспортные предпри ­ ятия. П оддерживая высокий технологический уровень в приоритетных областях воен­ но-технического развития, сохраняя возможность возоб­ новления производства в слу­ чае необходимости, нужно резко увеличить ассигнова- ОБРАЩЕНИЕ К генералам и офицерам, военнослужащим всех родов войск и специальных подразделений ния на опытно-конструктор­ ские работы. В развиты х странах (США) сейчас резко сокращены закупки вооруже­ ний, но сохраняются высокие ассигнования на ОКР, чтобы не накапливать массу уста­ ревшего и ненужного для ны­ нешних условий арсенала оружия и быть на передовой технического прогресса с ви ­ дом на XXI век. Там соотно­ шение расходов на ОКР и ВВТ составляет почти 1:1. В бюджетной политике необходимо изменить ситуа­ цию, когда никто в стране не отвечает за исполнение воен­ ного бюджета — ни депута­ ты, ни Минфин (выделяю ­ щий деньги Минобороны об­ щим валом, причем в объеме, меньшем, чем определено бюджетом), ни Министерст­ во обороны, распределяющее средства на текущее латание дыр и провалов. Бюджет Минобороны должен стать прозрачным, контролируе ­ мым и содержащим защи ­ щенные статьи. Отдельными статьями должно быть опре­ делено финансирование раз ­ работок и поставок в войска наиболее приоритетных об­ разцов вооружения и военной техники. В этом случае законода­ тельная и исполнительная , ветви власти будут нести не­ посредственную ответствен­ ность. за исполнение бюдже­ та по национальной обороне, полную защищенность ста ­ тей, а следовательно, и за бое­ готовность Вооруж енных Сил. .От пресс-..<’ I ^ службы I объединения | I у / «Яблоко»''-'.,, I I / ^ ' '^1 Далее, нужно обеспечить «режим наибольшего благо­ приятствования» предпри ­ ятиям оборонного комплек ­ са на внутреннем рынке при реализации конверсионных программ. Многие предпри­ яти я способны выпускать конкурентоспособную про ­ дукцию самой широкой но­ менклатуры . Необходимы инвестиции и льготное нало­ гообложение. Кризис ВПК — это не кризис какой-то одной отрас­ ли народного хозяйства. В оборонном комплексе России — наиболее квалифициро ­ ванные кадры, наиболее со­ временная научная и техно­ логическая база, создание которой осуществлялось за счет жесткого ограничения ■жизненного уровня несколь­ ких поколений советских граждан. Это — националь­ ное достояние России, разру­ ш ать которое преступно . Если нынешняя международ­ ная ситуация позволяет зна­ чительно сократить оборон­ ные усилия, а это именно так и есть, — то накопленный гигантский капитал необхо­ димо сохранить, разумно пе­ ренацелив на подъем благо­ состояния народа, укрепле­ ние позиций России на ми­ ровых рынках высокой тех ­ нологии. А л ек с ей АРБАТОВ , депутат Госдумы (Коми­ тет по обороне, ф р акц и я «Яблоко»). Воины, хранители чести и достоинства Отечества! К вам в этот ответствец- ный момент обращаются де ­ п у т а ты Г о суд ар ств ен н ой Думы Федерального собра­ ния Российской Федерации, выступившие инициатора ­ ми постановки в нижней палате российского парла ­ мента вопроса о преодоле ­ нии негативных последст ­ ви й п р и н я т и я в д ек абр е 1991 года беловежских со­ глашений. Давно уже назре ­ л а необходимость дать по ­ л и т и ч е с к ую и п р авовую оценку актам , «юридичес ­ ки» закр епи вш им р азвал С о в етско го Сою за и п о ­ ложившим начало уничто ­ жению российской государ ­ ственности. Стремление об­ щественности поскорее пе ­ ревернуть постыдную стра ­ ницу в истории нашего го ­ сударства и открыть путь новому этапу объединения б р а т с ки х народов наш ло свое отражение в многочис ­ ленных наказах избирате ­ лей, в резолюциях собраний трудовых колл ективов , в тысячах и тысячах писем и обр ащ ений к д еп у та там . Поэтому принятие 15 мар ­ та с. г. Государственной Ду ­ мой соответствующих по ­ становлений явилось пре ­ жде всего выражением вы ­ сказанной на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года воли граждан России жить в единой семье наро ­ дов. Реш ения Думы ни м а ­ лейшим образом не посяга ­ ют на суверевитед;.. го су ­ дарств — уча;СТнйков "СНГ, на добровольный поэтапный х а р а к т е р и х в з а и м н о г о сближения. Они являются сп раведливым актом . Их поддержал народ, но отвер ­ гли те, кто призван ими ру ­ ководствоваться. От них же про звуч али неприкры ты е угрозы роспуска Государ ­ ственной Думы, призывы к переносу срока выборов пре­ зидента и к запрету общес­ твенных организаций , что фактически приведет к ус ­ т а н о в л е н и ю д и к т а т у р ы . Кое-кому явно не терпится повторить то, что уже слу ­ чилось в. совсем недавнем прошлом, хотя и страна, и общество еще полностью не оправились от ш ока , вы ­ званного событиями октяб ­ ря 1993 года. Не все тогда поняли, что произошло при расстреле Дома Советов. Не поняли — и получили чеченскую бой ­ ню, в которой армия и на ­ род захлебы ваю тся в со ­ бственной крови. Страна разорена, наш на ­ род бедствует и голодает. На ру к ах безработных детей умирают старики, защитив ­ шие нашу Родину от фашис­ тского нашествия. Армия раздета и разута, солдаты не обеспечены минимальным питанием, офицеры месяца ­ ми ждут зарплату . И при этом правительство не вы ­ полняет свои обязательства, не обеспечивает выплат на содержание Вооруженных Сил РФ по утвержденному Г о суд ар ств ен н ой Думой бюджету на .1996 год. Сегодня мы уверены в том, что решения Государ­ ственной Думы, спокойная и выдержанная линия пове­ дения большинства депута ­ тов встретят у вас понима ­ ние и поддержку. Будьте бдительны , вас могут спровоцировать. Оста­ вайтесь в рамках закона и верности своему народу — высшему носителю власти в стране. Помните: армия по Кон ­ ституции Российской Феде­ рации не может выступать против собственного народа и его избранников. Не опус­ тите черную тень позора на российскую армию. Память народа хранит и победы, и трагические ошибки. Либо совместными уси ­ лиями мы сохраним Россий­ ское государство, либо стра ­ на будет ввергнута в смуту с непредсказуемыми для ее народов последствиями. Наш общий гр аж дан с ­ кий долг — не допустить этого! Г. Зюганов — руководи ­ тель фракции КПРФ; Н. Х а ­ ритонов — руководитель Аграрной депутатской груп ­ пы; Н. Рыжков — руково ­ дитель депутатской группы «Народовластие»; В. Жири ­ новский — руководитель фракции ЛДПР; С. Горяче­ ва — заместитель председа­ теля Госдумы; С. Бабурин — заместитель председате­ л я Госдумы; В. Илюхин — председатель Комитета по безопасности; В. Варенни­ ков — председатель Коми ­ тета по делам ветеранов; В.. Гусев — председатель Ко ­ митета по промышленнос ­ ти; Г. Тихонов — председа­ тель Комитета по связям с СНГ. .1 ' /. / Этотрисунок тоже пришел в редакцию в толстом конверте вместе с несколькими десятками других к а ­ рикатур Вячеслава Шилова. Спешим предупредить, что художник из С-Петербурга не уточнил, кого имен ­ но изобразил в облике своего вконец отчаявшегося пациента. Во ася ком случае, судя п а всему, к парт­ иям, лицам и авторам, представленным на этой стра­ нице, данный персонаж отношения не имеет. Как нам кажется... В РОССИИ НАЧАЛАСЬ _ НОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ИУНИиНПАЛЬНАШ 1 ' ч О т . " I |И нф о рм а ЦИ 0 ЦН 0 Г 01 У гф а вл ейи я I А | : м ^ и н » 1 с т р а Ц | 1 и I П р е з и д е н т а РФ^ ^ в прошлом году был принят Закон «Об общих принци­ пах организации местного самоуправления в Российской Фе­ дерации». Реализация этого нормативного акта может быть названа «муниципализацией» всей страны — Россия долж ­ на теперь превратиться в страну, где абсолютно все гражда­ не будут жить и «самоуправляться» в «муниципальных об- разовани5{х». Слово «муниципальный» — это не что иное, как «мест­ ный» и используется оно в том случае, когда речь идет о «местном самоуправлении». Есть ли необходимость в заим ­ ствовании иностранного слова и не следует ли прекратить портить наш язык иностранными словами? В целом, конеч­ но, с этим безобразием пора бороться самыми решительны­ ми методами. Но бывают и такие случаи, когда действитель­ но подходящих и точных слов в нашем языке нет. И нет по вполне определенной причине — нет предмета, который они должны были бы обозначать. Отсюда и неизбежность исполь­ зования таких импортных слов как акция, дивиденд... То же самое относится и к таким 'терминам, как «муниципаль­ ное образование», «муниципальная полиция» и прочим де­ мократическим нововведениям. Ну, не было в России никогда настоящего полноценного самоуправления, в том числе и «местного»! Да, при послед­ них царях относительно эффективно было земство, решав­ шее в основном, как бы мы сказали, гуманитарные пробле­ мы: статистики, образования, здравоохранения. Однако, как бы сейчас ни умилялись нашим дореволюционным прошлым, вряд ли можно всерьез говорить о самоуправлении в стране, где фактически даже не было конституции, существовали сословные ограничения, массы жили патриархальной жизнью и не имели никакой политической культуры. Если же по­ пробовать сравнить задачи земства и сопоставить их с теми проблемами, с которыми сталкивается большинство терри ­ ториальных органов: обеспечение электроэнергией, теплом и водой, социальная защита малоимущих, безработица, пре­ ступность, — то становится очевидной невозможность при­ менения дореволюционного опыта. Аграрная страна превра- ’тилась в урбанизированную с совсем другим способом орга­ низации всей жизнедеятельности. При социализме тоже ни о каком самоуправлении не было и речи. Точнее, слова-то такие как раз и были, и коммунизм должен был стать системой сплошного самоуправления — даже государство должно было «отмереть». Существовали местные Советы, которые рещали вопросы местного значе­ ния. И их даже «выбирали». Но были они, как и следовало из законов тогдашней жизни, частью государства и плано ­ вой экономики, придатком партийных органов и ни в коем случае не органами самоуправления, поскольку всеобщая централизация не может существовать одновременно с чьей- то самостоятельностью. Так что нет у нас в стране исторического опыта местного самоуправления, и по большому счету даже трудно и пред­ ставить, как оно может быть организовано. А без него ни о какой реальной демократии не может быть и речи: какая это демократия, если люди лишены возможности влиять на то, что происходит в их городах и селах, а могут только наблю­ дать за словесными баталиями депутатов, обсуждающих гло­ бальные проблемы. Можно много и долго говорить о проблемах местного са­ моуправления: не создана законодательная база на федераль­ ном и региональных уровнях; не решены проблемы муници­ пальной собственйости; явно не отработана налоговая и бюд­ жетная система; не вполне ясно, какая территория может стать муниципальным образованием — район, город, село или даже отдельная деревня, и т.д. И все же главным признаком появления в стране самоуп­ равления можно считать возникновение нормальных, циви­ лизованных отношений между гражданами и той властью, которую они выбирают. Люди начинают понимать свои воз­ можности влияния на руководителей, и власть имущие впер­ вые в жизни ощущают свою зависимость от электората. В принципе, это — азбука демократии, но в нашей стране та ­ кая простая и очевидная связь выбирающих и выбираемых практически никогда не существовала. Первые, еще пере­ строечные, выборы в «первичных» производственных ячей ­ ках на предприятиях в конечном итоге оказались совершен­ но неудачной затеей. Производственный коллектив весьма часто предпочитал демагогов и недостаточно компетентных людей. «Электорат» в то время был еще не в состоянии де­ лать рациональный выбор в силу недостатка демократичес­ кой культуры. Но и те директора, которых «проваливали», тоже были виноваты, поскольку не умели отстаивать свои позиции в открытой политической борьбе. Затем пришло время выборов различного рода «парла­ ментов» — от союзного до сельсовета. И опять же избира­ тель и депутат оказались не связанными друг с другом. Лю­ бое представительное собрание — это коллективный орган, а гражданин голосует за отдельного кандидата, который, как правило, не может сам по себе провести какое-либо решение. Да и по составу все наши законодательные органы оказыва ­ лись достаточно некомпетентными и неконструктивными. Впрочем, это можно считать и следствием неясности для боль­ шинства; кто же, собственно, должен там заседать и каким образом можно оценить правильность выбора? И вот, наконец, происходившие и происходящие в регио­ нах выборы глав администраций районов и городов дали первые очевидно позитивные результаты. И до выборов, и во время них власть и избиратели показали свою способность использовать демократические институты для пользы лю^ дей. Причем именно обе стороны отчетливо проявили свой высокий уровень политической культуры. Сначала об изби­ рателях. В отличие от выборов представительных органов, граждане пришли на избирательные участки, руководству­ ясь не политическими эмоциями и страстями, а трезвым расчетом: годится ли данный руководитель для того, чтобы организовывать социально-экономические процессы, или нет. Популисты, демагоги, люди, не имеющие достаточного опы­ та, избирателями были дружно отвергнуты. Но эти результаты — это не столько следствие повыше­ ния политической культуры, сколько результат действия двух мощных факторов. Первый — эффективная кадровая работа российского президента и руководителей в регионах. Второй — наличие демократических механизмов, а попросту гово­ ря, то, что каждый региональный руководитель знает, что ему придется идти на выборы и, если он будет игнорировать интересы людей, то его не выберут и он останется без рабо­ ты. За пять лет Борису Ельцину удалось сформировать новое поколение!руководителей областей и краев, которое заслу­ жило доверие своих граждан. В свою очередь и на местах шел отбор на должности глав районов и городов по деловым качествам. В результате по стране сформировалась достаточ- ' но дееспособная и, что не менее важно, пользующаяся дове­ рием людей система исполнительной власти в регионах. Од­ нако очевидно, что «сверху» далеко не все видно и только при реальном контроле «снизу» может быть построена эф­ фективная система управления и самоуправления. Российс­ кая Конституция и принятый Закон об основах местного са­ моуправления, определившие обязательность выборов «мес­ тных руководителей», заставляют их считаться с реальными потребностями и нуждами граждан.. Любой провал, например, перебои в тепле и энергии, ухуд­ шение работы транспорта, известные случаи злоупотребле­ ния начальством своим положением на местах сразу стано­ вятся известными и предопределяют отношение избирате­ лей к главам администраций, а следовательно, и резкое сни­ жение их шансов на сохранение своих постов. Да, муниципальные выборы — это строгий экзамен, и по «блату» его не сдашь. И то, что большинство нынешних ре­ гиональных руководителей исполнительной власти, уже по­ бедившие на выборах, выдержало его, внушает оптимизм. Муниципальные выборы слабо отражаются в СМИ, в ко ­ торых, в основном, обсуждается чисто идеологическая сто­ рона. Их значение гораздо больше. И когда выборы пройдут повсеместно — это будет настоящая «муниципальная рево- дюция». Местные руководители получат оценку своей рабо­ ты, а те, кому люди не доверят, уйдут и освободят свои пос­ ты для более достойных. Уже проведенные в ряде регионов выборы показали, что этот демократический механизм в со­ временной России работает и работает эффективно. Виктор СЕРГЕЕВ. ДРУЖИТЬ СПОСОБНЫ лишь РАВНЫЕ Когда привычный порядок уступает место переменам, пугающим новизной, множеству 'людей начинает казать ­ ся, что позади осталась сплошная благодать. Одно из та ­ ких воспоминаний, особенно распространенное в нынеш ­ ней России, — о времени, когда еще «была настоящая дружба народов». Так думают многие, кому за сорок. Однако у людей еще постарше (особенно в местах смешения языков) па ­ мять цесколько иная: по их мнению, дружба была самой настоящей до Великой Отечественной, потом стала пор ­ титься на глазах. Все, как видим, относительно; оно и понятно: ведь под конец той войны в СССР появились официально назначенные «народы-молодцы», «народы- предатели» и просто «ненадежные». Так окончательно вы ­ строилась громоздкая система, в которой к аж д ая нация и народность занимала, казалось бы, раз и навсегда' Отве­ денную ей ступеньку. Вот именно — «всяк сверчок знал свой шесток»! Уз­ бекские дехкане возили «личные» фрукты не дальше со^ седнего базара, потому что были, как и русские или бело­ русские колхозники, лишены паспортов, а с ними свобо­ ды перемещения. Кавказские абреки не тревожили рус ­ ские города и станицы, а еженедельно отмечались в ко ­ мендатурах в местах ссылки. И при этом все сто с лиш ­ ним братских народов строго разделялись по четырем на ­ ционально-государственным и территориальным уровням — от союзной республики до автономного округа, за вы че-^^ . том краев и областей, которые могли иметь или не им е ть ^В в своем составе небольшие национальные автономии. В партийном аппарате любого из этих псевдогосударств, не ниже автономной республики, первый секретарь под­ бирался из «коренных», второй обязательно был русским и играл особую роль в отношениях с Центром. Другие офи ­ циальные органы старались по возможности копировать эту структуру. И что же? Система рухнула почти что в одночасье, едва только ослабевший Центр перестал внушать страх. Иначе получиться и не могло, поскольку она была искусствен ­ ной: ни одна современная федерация не делит своих гр аж ­ дан по «уровням равенства» в зависимости от их нацио ­ нальности и места проживания. С этим наследством Союза власти его бывших респуб­ лик разбирались по-разному. Одни, к ак в Грузии, Азер ­ байджане и Молдавии, попытались было настаивать на устройстве своих государств без всякого федерализма и автономий — и получили войны без победного конца. Когда же — как та же Грузия сегодня — шли на уступки, поту ­ шить вражду оказывалось уже не так просто. Другие, бо­ лее осторожные в обращении с нацменьшинствами, все , равно не могут преодолеть напряженность в отношениях — таково положение в Крыму и Северном Казахстане. Иначе поступила Россия при Борисе Ельцине. М н о ги |Ц | ставят ему в вину слова, сказанные без малого пять леЩ Р назад: мол, берите суверенитета сколько сможете; якобы из-за этого и рухнуло государство. Но при этом почему-то , забывают, что российский президент обращался не к со ­ юзным республикам, а к бывшим АССР в составе самой России. Путь получился не гладким, но верным: чего-чего, а независимости в нЯшёй Федерации Никто не взял боль ­ ше, чем ему было по силам. За одним трагическим исключением... Но не все зна ­ ют, что особенная судьба чеченцев, вырвавшая их из об­ щего хода истории, не исчерпывается сталинской ссыл ­ кой. 'У них к началу Кавказской войны не сложились даже основы феодализма, и основой жизни оставались воинствен­ ные родовые кланы . Не в последнюю очередь поэтому Чеч ­ ня уже без малого полтора века совершенно одинаково не вписывается в строй ни одного из российских государств. Но часто одного президента РФ обвиняют в кровавой каше, которую до него заваривали пять царей и минимум столь ­ ко ж е генсеков. Как говорят не без иронии горские соседи Чечни , «чего ж вы хотите, когда у них и князей настоящих сроду не бывало». 'Увы, не стал «настоящим» и Джохар Дудаев. Спору нет, на события повлияли не только особенности его характера, но и безответственность, некомпетентность, продажность многих московских политиков в 1991-1993 годах. Не секрет, что иные радикал-демократы , сторонни ­ ки идеи «единой, но делимой России», видели в дудаевс ­ кой Чечне испытательный полигон для слома старых струк ­ тур и замены прежних руководителей в регионах. Сегод­ ня практически никто из тех людей в Кремль не вхож — а результат остается... . Убедившись в опасности «обновления» по-дудаевски, федеральное руководство приняло еще одно ключевое ре ­ шение: не поддерживать «национально-демократические революции» в российских республиках . П р а в д а , ' еще осенью 1992 года на том же Северной Кавказе тяга «все поделить» отозвалась стрельбой осетиноингушских стол ­ кновений. Но сейчас прёзиденты Ахсарбек Галазов (ти ­ пичный пример российского «консерватора») и Руслан Аушев (он как раз из «новых людей») продолжают дого ­ вариваться о преодолении конфликта, который возник во многом из-за принятия бывшим Верховным Советом зако ­ на. Он предусматривал праро репрессированных народов вернуть прежние земли — но без конкретных механизмов исполнения. Однако в Дагестане, Калмыкии и Астраханс ­ кой области сумели с самого начала мирно решить те же вопросы. В остальном межнациональный мир по большому сче ­ ту сохраняется на всей территории России, включая Ту ­ винскую Республику, которая шесть лет назад .стала за ­ стрельщицей национальных конфликтов в РСФСР. Одна- ко’многие противники нынешнего руководства ставят ему. в упрек именно устройство Федерации: дескать, к ак мо ­ жет внутри единого государства существовать еще 21 су ­ веренная республика и, помимо главы этого государства, еще чертова дюжина политиков в ранге президента? Да очень просто: именно благодаря рассредоточению власти — Федеративному договору, заключенному в марте 1992 года, и двусторонним соглашениям о разграничении пред ­ метов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъ ­ ектами. Сегодня подобные соглашения различного объема подписаны с семью национальными республиками. Крас ­ нодарским краем. Калининградской, Свердловской и Орен­ бургской.областями. Такая фигура взаимоотношений плюс согласованные усилия президентов Бориса Ельцина и Мин- тимера Шаймиева позволили Татарии, отказавшейся под ­ писать Федеративный договор, избежать конфликта , по ­ добного чеченскому. Конечно, до совершенства еще далеко. Прежде всего, сохраняется разница в положении республик с их прези ­ дентами и конституциями и областей с уставами и глава ­ ми администраций. Положения двусторонних договоров нередко противоречат в частностях Основному Закону РФ. Кое-где местные национальные элиты усиленно оттирают «некоренных» от власти и имущества (это, замечу, не столь ­ ко примета нового времени, сколько пережиток старого). Но все же нынешняя управленческая «лестница», в кото ­ рой осталось фактически два основных уровня, — совсем не то, что преж няя . И если избежим очередных великих потрясений, то пойдем дальше по пути согласования ин ­ тересов. Что ж е до настоящей дружбы народов... Такое чувство может связывать только равных , иначе не избежать все новых опасных «нарывов», загоняемых на годы вглубь. Глеб МИХАЙЛОВ. (Подготовлено для Информационного Управления Ад­ министрации Президента РФ.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz