Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

п о г о во р и м о д у х о вн ом П е р е м е н к а " с т ала в з ро с ле ть 2 3 м ар т а 1 9 9 6 г . № 56 (1 1 2 0 ) НЕМОД НАЯ НЫН Ч Е ТЕМА . Г оворить о духовном? Да немодно это нынче... Сейчас больше говорят и пишут об экономических реформах: пойдут, не пойдут, займут американцы деньги или нет, каков будет порог бедности, а еще чаще — о пороге сы­ тости. А если захотят вспом­ нить о чем-то другом, то в лучшем случае пишут о лю­ дях в белцх халатах. Да и то правду сказать: «Было бы здоровье — остальное ку­ пим», а теперь еще и добав­ ляют: «или украдем». Рань­ ше так не говорили, потому что духовность все же пре­ валировала. И хоть «героя­ ми» нашего времени сейчас являются бизнесмены, есть замечательные люди, кото­ рые помогают нам, в первую очередь пенсионерам, вы­ жить, именно духовно, в это нелегкое время, и не поте­ рять себя. Хочу рассказать о пре­ красном коллективе библио­ теки, вернее, о филиале вто­ рой городской, что около трамвайной остановки «Не­ фтебаза». Работают там три женщины: Майя Семеновна Казарская — заведующая, Ирина Ивановна Ковалевс­ кая и Людмила Владимиров­ на Потапова — библиотека­ ри. Сказать, что они добрые, сердечные, внимательные, очень мало. Они профессио­ налы в своем деле. Не слу­ чайно люди, особенно пожи­ лые, тянутся в это учрежде­ ние культуры. Знают: там их всегда выслушают, расспро­ сят про житье-бытье, помо­ гут советом. Нередко наблюдала кар­ тину — моя знакомая пен­ сионерка, Мария Ивановна, рассказывает библиотекарям о своей любимой дворняге. Прихворнула та, пришлось везти в Воро неж. Там Филю смотрел доцент, показывал студентам, целый час Иска­ ли вместе варианты лечения. «Как удачно получилось, до­ рога-то бесплатная, и доцент ничего не взял»... Филя сто­ ит тут же, красивый, весе­ лый, виляет хвостом. А вот и Иван Петрович, хоть и после автоаварии, а приковылял за книгами. Поделился новостями, о до­ черях рассказал. Вошла Н ина Степановна, в руках у нее бумажная салфетка с горкой печенья. «Пробуйте, дорогие, это по рецепту из последнего номера «Кресть­ янки». Библиотекари всех выслу­ шивают, быстро обслужива­ ют. В помещ ении тепло, уют­ но, чисто. И к этому женщи­ ны руки приложили: шторы красивые, полы чистые, до­ рожки от снега расчищен­ ные... А звонок домой? Дорого­ го стоит! «Что случилось? Почему вы давно у нас не были?» И как на душе при­ ятно станет! «Приеду скоро, родные. Спасибо!..» А что им от меня, от пенсионерки? Какая корысть?.. Тянутся люди в библиоте­ ку не только за книгами, но и ради общения. Здесь тебя всегда приветят, заметят, похвалят обнову, поднимут настроение. И откуда у биб­ лиотекарей силы берутся? Ведь и у самих здоровье не­ важное, дети заботытребуют, мужья далеко не принцы и деньжат маловато. А работа­ ют, дай Бог каждому! Здо­ ровья и удачи им! АНТОНО ВА Н инель Степановна, постоянная читательница библиотеки. От ды х а ем в сей семьей и в У С М А Н И Е С Т Ь « К О Р О Л Е В А » . . . «Голь на выдумки хитра», но и методис­ ты Усманского центра детского творчества — тоже. Они придумали конкурс «Короле­ ва мам» и вынесли его на суд зрителей и жюри, как шоу-программу с музыкой и тан­ цами. Шесть мам кружковцев центра отклик­ нулись на призыв участвовать в нем. После «рекламы» своих мам в «визитной карточ­ ке» детей настала очередь являть таланты в конкурсных заданиях, причем с лимитом времени, им самим. Да еще в ассортименте — чисто профессиональных: для портных, кулинаров, в искусстве икебаны, посвящен­ ной весне, с набором цветов, засушенных растений, веточек... и развлекательных: «Рас­ скажи сказку» с продолжением. «Это было дав- ным-давно...», угадай детскую мелодию, тан- .цевальный. С первого до последнего конкурса — тан­ цевального — в лидерах была Инга Меркурь­ ева, оператор Центральной районной больни­ цы, кружившаяся в вальсе вместе с мужем. Она и была увенчана короной, изготовленной кружковцами. ... Так что теперь в Усмани тоже есть своя королева. Самая лучшая — «Королева мам». г. Усмань Ю. ШАЙДУЛИН. Пр е ди с ло вие к в ы п у с ку у О а Ж а е л л ы е д р у зъ я ! С е г о д н яш н я я н аш а вст реча , несм от ря н а то, что ж е н с к и й м арт о в с ки й п р а з д н и к м и н о в а л , в о м н о г о м о п р е д е л е н а в а ш и ­ м и п и с ь м а м и . У в а с н аш л о сь н е м а л о теп­ лы х , д о б р ы х с л о в , чтобы восславит ь н а ­ ш и х м и л ы х с о в р е м е н н и ц — ж е н , мат е ­ р е й , б а б уш е к ^ х р ан ит ел ьни ц д о м аш н е г о о ч а г а и с е м е й н о г о уюта. И м ы в а с п о д ­ д е р ж и в а е м в этом , п у б л и к у я такую п о ч ­ ту- В то ж е в р е м я с о х р а н я е м с в о и кл у б ны е т р адиции . -П р о с и м обратить в н и м а н и е н а р у б р и к и « В аш инспе кт ор » , «Н аш и дети», «Советует п с и х о л о г » . . . Ещ е р а з н а п о м и н а е м — шлите в о п р о ­ сы н а ш е м у ю рист у п о р а з ъ я с н е н и ю с е ­ м е й н о г о п р а в а . И н е только юристу — п е ­ д а г о г у , с о ц и а л ь н о м у р аб от н и ку , в р а ч у . . . М ы н а м е р е н ы б о л ь ш ^ часть н аш е го с л е ­ д у ю щ е г о в ы п у с к а уделит ь ответам н а в аш и в о п р о сы . М ожет е просто позвонить: е ж е д н е в н о с 1 0 д о 1 2 ч а с о в д н я . Т е л е ­ ф о н : 2 5 - 0 0 - 6 9 . В ы п у с к под гот овили хсурналисты А л е к - .с а н д р К О С Я К И Н , Л и д и я Д У В И Н А . . О т ды х а ем В СП О РТ З А Л - ВМ ЕСТЕ С П АП О Й Учителя Долгоруковской средней школы вместе с роди­ телями стали организаторами праздника «Папа, мама, я — спортивная семья...». Команды подобрались на редкость азартные. Волейбол, бег, скакдлки, веселая «р ыбалка» — немало увлекатель­ ных игр придумали физруки и вожатые школы О. Тимо­ шенко, Г. Михальков, А. Барабанов, С. Чемисов, А. М.ц) тынов. Среди первоклассников, их мам и пап победителем ста­ ла команда 1 « В» класса. Первое место в своих возраст ных группах завоевали так­ же команды 2-го класса «Г» и 3-го класса «Г». Спортивный веселый праздник дополнило выступление младшей группы ансамбля танца «Сувенир» под руковод­ ством Инны и Юрия Землянухиных. (Соб. и н ф .) Ура , у на с к ани кулы ! В а ш и н спе к тор К Л Ю Ч п о д КО В Р И КО М ... Р а з г о в о р с р о д и т е л я м и — с с о в ет а м и , п р е д л о ж е н и я м и , п о л е з н о й и н ф о р м а ц и е й , к а с а ю щ е й с я в о с п и т а н и я д е - г е й , ' с е г о д н я п р о д о л ж а е т в н а ш е м в ы п у с к е и н с п е кт о р п о д е л а м н е с о в е р ш е н н о л е т н и х М о с к о в с к о г о от д е л а м и л и ц и и Е л е н а М А Т У С Е В И Ч . Хочу рассказать сегодня о случае, который привел к тому, что на учет в милицию попали, в общем-то, ранее считавшиеся благополучными в поведении подростки. ...Об этой семье во дворе знали многие: обеспеченная, богатая по нынешним временам. Отец и мать с утра уходи­ ли на работу, а маленький сын отправлялся в школу. Двой­ ные двери охраняли квартиру... Но они оказались ненадежными — из-за беспечности взрослых. Потеряли ключ, затем — другой, остался один на всех. И тогда стали его класть... в электрощиток в кори­ доре. Конечно, можно было бы быстро заказать другие клю­ чи, но... Как ни странно, ключ в коридоре оставляли на протя­ жении... нескольких месяцев. Ничего, мол, не случилось день-два, неделю, авось и дальше обойдется. Естественно, это привело к тому, что о нем узнали соседские мальчиш­ ки. Соблазн пробраться в квартиру тайком пересилил все... И бьшо это, что удивительно, не раз. Мальчишки пер­ вое время ничего не брали, кроме еды, поскольку в холо­ дильнике бьшо всего полно. Но постепенно руки потяну­ лись и за другими соблазнительными вещами — видеокас­ сетами, золотыми украшениями... Когда мама впервые обратилась в милицию, выяснилось, что она все-таки и раньше замечала, что пропадают вещи. Больше того, догадывалась и «журила», как она сама вы­ разилась, соседских пацанов... Беспечность, позволяющая легко проникнуть в кварти­ ру подросткам, нередко провоцирует их на преступления. ... В ср едней школе произошел такой случай. Дети одно­ го из классов, миновав раздевалку, свалили одежду на пос­ леднюю парту в учебном кабинете; Подросток (как потом выяснилось, подстрекаемый совершеннолетним) выкрал ключ из ш^ы школьницы. Под каким-то предлогом от­ просился домой с уроков. Отсутствовал всего один час, но за это время его взрослый подстрекатель успел совершить воровство из квартиры. Ключ подросток положил опять в карман шубы. ...Пропажу видеомагнитофона заметили только к вече­ ру. Припомнили странность — из двух дверей была закры­ та лишь одна. Конечно, преступление раскрыли, осудили виновного. А подростка и его семью поставили на учет в милицию. Немало совершается мальчишками краж из подвалов. Недавно мы выясняли обстоятельства одной из таких. Под­ ростки заявили, что дверь в подвале не взламывали она болталась на одном гвозде... Беспечность проявляют владельцы автомашин, остав­ ляя их на ночь без сигнализации во дворах. Разбивая стек­ ла, а то и «опуская» их, подростки ночью забираются в салоны машин и воруют все, что можно... Уважаемые родители! Не будьте столь беспечными сами и строго-настрого предупреждайте детей: надо быть осто­ рожнее с ключами, с охраной своего имущества, кварти­ ры. От этого зависит ваше спокойствие, покой вашего дома. А у нас, в милиции, наверняка, станет меньше подростков, стоящих на учете. По э ти ч е с к и й о с тро в о к Здравствуй , ставший м н е б л и з ким , согр евш ий своим в н и м а н и ем «Очаг»! Большое с п а с и б о з а теплые отклики о м о и х стихах. Это вдохновляет, вселяет силы и уверенность. П р ед л а гаю в ам новые л и р и ч е с к и е стихи. Хотя 8 Марта уж е и п о з а д и , ж е л аю в с ем читательницам «Очага» ж е н с ко го счастья, больших творческих успехов и в ес ен н е го настроения. С у в аж е н и ем — Антонида СОКОЛЬСКАЯ . * * * НЕ Р АЗМ Ы КА Й, Л Ю БИ М Ы Й , Р У КИ ... Не о с тавляй меня одну Ни в ча с ночной, ни в ча с печали. Не о с тавляй меня одну: Мы друг б ез друга так с кучаем. Не нужно мне ни пышных фраз, Ни роз, увядших от разлуки. Мы раз живем на св ете, раз. Не размыкай, лю б имый, руки. Не о с тавляй меня одну. Не дай в с елить с я в с ердце с траху. Я 6(63 те бя иду ко дну. Как раненая камнем птаха. Не размыкай, со мкни кольцо. В глазах моих твои лишь очи. Твое лицо, мое лицо - Два с траждущих в о бъя тьях ночи... МАМА Н ас никто не провожал, 1 ^ п к о к маме я прижала сь. Приютил на м и г вокзал. И в толпе мы затеряли сь. Б е с приютна су ета: Чемоданы и перроны, ф в ка , ругань, маята. Вот и подали вагоны. И мелькают за окном Километры, вер с ты, дали. Я мечтаю о б одном: Что б ы где-ни б удь на с ж дали... БЛАГОД АРЮ... Не украду те бя у суж еной. Благодарю за кратко с ть в с тречи. - Чего изволите отужинать? - Жена за б отит с я под вечер. Те б е неможет с я, то с кует с я. Она у с лужливо вздохнет, А мне кукушкой откукует с я. Да, одиноче с тво - не мед! Но, помня заповеди св ято. Не отниму, не украду. Чай заварю души с той мятой. Что со б ирали мы в са ду. И закружит хмельная влага, И с коротаю вечерок. ...Пу с ть пожелтевшая б умага Хранит с екрет неровных с трок... г. Хочу ра сс к аза ть» Г А Р М О Н И Р Я Х О В С К О Г О Как-то, выходя из дверей районного Дома куль­ туры, где только что закончился концерт, я неволь­ но вслушался в разговор зрителей. Обсуждали вы­ ступление гармонистов: — Здорово играет! Прямо заслушаешься, — ска­ зал один. — Да!.. Под его игру ноги просятся в пляс, — поддержал другой. «Да ведь, наверное, это о Николае Ивановиче Ря- ховском, — догадался я. Талантлив наш земляк, тут ни убавить, ни приба­ вить. Мне довелось встречать немало гармонистов. Но у него игра особая, своя. Ряховская... Что характерно, какую бы он ни взял в руки гар­ монь или даже баян,'— чувствуется его стиль. Лю­ бая мелодия у него звучит чисто, сердечно, нежно. — Гармошка для меня самое дорогое, — признал­ ся Николай Иванович. Тяга к музыке у него возникла еще лет с шести­ семи. Когда услышал игру дяди Миши, пришедшего к ним в гости. Гармонь ему тогда показалась живой. Ушел дядя Миша, а мечта осталась — самому бы так! Сделал себе гармонь... из бумаги. Раздвигая ее мехи, подпевал. Потом балалайку смастерил и брен­ чал, надоедая домочадцам, беспокоил мать просьба­ ми о покупке гармони. Не понимал,'что, оставшись без мужа и взвалив всю заботу о семье на себя, она еле-еле сводила концы с концами. Еще хуже стало после того, как их старенькая хата сгорела, а потом — и кормилица-корова пала. Ушел на фронт дядя Миша, продав задолго до того свою гармонь. Долго горевал Николай. Особенно о том, что не сбылась мечта о гармони. Заметив это, Ммия Серге­ евна стала искать для сына хоть какую-либо гармонь. И, наконец, на потолке дома одного из селян нашли старый-престарый инструмент. Как разочаровался Николай, когда взял его в руки! Воздух не держался в нем из-за трещин и узлов в мехах, недоставало кла­ виш... Казалось, гармонь отжила свой век. Но нет, сумел он все же вдохнуть в нее новую жизнь. Запел инструмент снова заливисто, звонко. —Коля, так ты не подведи, приходи! — попросил Ряховского один из жителей Куимани. Приглашение на свадьбу... Сколько их было?.. Николай Иванович не помнит. Много. Да и не толь­ ко на свадьбах. Играл на новосельях, веселил моло­ дежь на вечеринках, на «пятачках». Придут девчата к дому Николая и не уходят, пока тот не заиграет любимую «матаню» или местное «страдание*. И во­ обще, что не попросят его сыпать — исполнит. Даже не зная мелодии, тут же подберет — слух у нее пре­ красный. Николай Иванович — активный участник худо­ жественной самодеятельности, пропагандист искус­ ства — русского, народного. Он так любит конкурсы «Играй, гармонь», что ни один из них не прошел без его участия. Играет на всех праздничных выступле­ ниях, иногда и поет. Особенно отличался он в годы работы на машиностроительном заводе. Там, в ли­ тейном цехе, он был первым организатором самодея­ тельности. У Николая Ивановича есть одно хорошее прави­ ло: «Играешь сам — научи другого!* У него много воспитанников. И это особенно приятно. Будут жить русская гармошка, русские песни. К. НАЗАРО В. г. Лебедя нь. И з по ч т ы «Очага» Б А Б У Ш К А , С Е С Т Р А , К Р Е С Т Н А Я М А Т Ь . . . К о г д а в и д и ш ь э т у у ж е н е м о л о д у ю ж е н щ и н у в м е с т е с в н у ч к а м и , д о б р у ю , в н и м а т е л ь н у ю , п р и ­ в е т л и в у ю , т о н е в о л ь н о д у м а е ш ь : н е к а ж д ы й д о ­ г а д а е т с я , ч то у н е е т а к а я у д и в и т е л ь н а я , му>ке с - т в е н н а я ж и з н ь , д о с т о й н а я г л у б о к о г о у в а ж е н и я . . . А н я Д у б р о в и н а , у р о ж е н к а с е л а Н о в о -Д м и т - р и е в к а Л и п е ц к о г о р а й о н а , б ы л а о д н о й и з т е х , ч ью ю н о с т ь о п а л и л а в о й н а . В с е м н а д ц а т ь л е т о к о н ч и л а Л и п е ц к у ю ф е л ь д ш е р с к о - а к у ш е р с к у ю ш к о л у , д в а г о д а п р о р а б о т а л а с е л ь с к о й а к у ш е р ­ к о й . А в 4 2 - м уш л а н а ф р о н т . Н а п р а в и л и е е в 1 -ю г в а р д е й с к у ю а р м и ю н а н е л е г к и й у ч а с т о к — м е д с е с т р о й в х и р у р г и ч е с к о е о т д е л е н и е О РМ У (о т д е л ь н о й р о ты м е д и ц и н с к о г о у с и л е н и я ) . Э т о — с в о е г о р о д а п о д в и ж н а я ф р о н т о в а я « н е о т л о ж ­ к а » , к о т о р у ю к о м а н д о в а н и е в т е ч е н и е в с е й в о й ны н е п р е р ы в н о п е р е б р а с ы в а л о с о д н о г о у ч а с ­ т к а ф р о н т а ' н а д р у г о й . П е р е б р о с к и б ы л и с в я з а ­ ны с н а с т у п а т е л ь н ы м и о п е р а ц и я м и , в к о т о р ы х в о й с к а н е с л и б о л ь ш и е п о т е р и . Х и р у р г и ч е с к а я м е д с е с т р а — о с о б а я к а т е г о ­ р и я . Р а б о т а р я д о м с гл а в н ы м в р а ч о м , о п е р а ц и и о д н а з а д р у г о й . А н я б ы с т р о о с в о и л а с ь с э т и м с л о ж н ы м д е л о м . Б ы л и н е д е л и , з а к о т о р ы е ч е р е з р у к и м е д с е с т р ы О Р М У п р о х о д и л и с о т н и р а ­ н е ны х . В о с о б о т я ж е л ы х с л у ч а я х , и н е о д н а ж ­ д ы , А н я 'и е е -ф р о н т о в ы е п о д р у г и о т д а в а л и р а н е н ы м с в о ю к р о в ь — п р я м ы м п е р е л и в а н и ­ ем . Т а к о н а с т а л а к р о в н о й с е с т р о й м н о г и м и м н о г и м . . . З а п а д н ы й , П е р вы й и Ч е т в е р ты й У к р а и н с ­ к и е ф р о н ты . . . Д о П о л ьш и и Ч е х о с л о в а к и и п р о ­ ш л а А н н а С е м е н о в н а б о е в о й п у т ь . О с т а л и с ь , к а к п а м я т ь о т е х д н я х , у л е й т е н а н т а м е д и ц и н ­ с к о й с л у ж б ы б о е в ы е н а г р а д ы , п и с ь м а те х , к т о б л а г о д а р е н е й з а с п а с е н н у ю ж и з н ь . П о с л е в о й н ы А н н а С е м е н о в н а т р у д и л а с ь в го с п и т а л е и н в а л и д о в в о й ны , в о б л а с т н о м к о ж ­ н о м д и с п а н с е р е . С о р о к п я т ь леТ о т д а в м е д и ­ ц и н е , о н а з а с л у ж е н н о н о с и т з в а н и е «О т л и ч ­ н и к з д р а в о о х р а н е н и я » . Х о ч е т с я с о с т р а н и ц «Л Г » с к а з а т ь с п а с и б о э т о й з а м е ч а т е л ь н о й ж е н щ и н е з а е е т р у д и д о б л е с т ь , п о ж е л а т ь з д о р о в ь я , д о л г и х , р а д о с ­ т н ы х л е т ж и з н и . Ал е к сандр Ни кол а еви ч ГА РЮ ГИН , полко в ни к в о т с т а в к е . Наши д е ти в Сло в о - Б Е ЗОБЛАЧНОЕ НЕБО ? « Н е б о дет ства б ы л о с и н и м . Я р к и м , с в ет лы м , к а к л у н а . И н а д н а ш е й н а д Р о с с и е й К а к з а в ет н а я з в е з д а » . . . ( И з п о ч т ы « П е р е м е н к и » ) Милые письма! Как жаль, что нельзя издать антологию детского письма, думаю, что многие ребячьи послания для страницы «Переменка» вошли бы в этот сборник. «Переменка» — это тематическая «Страница для детей среднего школьного возраста, которая выходит раз в месяц в районной газете «За­ донская правда*. Вот уже год, как существует эта стра ница, и год, как у меня появились друзья по переписке во многих школах Задонского района. Скажу честно.,С самого на­ чала я с согласия руководства редакции пошла на провокацию. Провоцировала... детские пись­ ма. «Переменка* объявила кон­ курс на самого активного кор­ респондента. В каждом в ыпус­ ке ребятам и их родителям, за­ давалось по три вопроса. А в конце конкурса были обещаны призы. «Ну вот, писать заканчиваю, всего хорошего желаю редакции ♦Задонской правды*, — конвер­ ты с такими задушевными пос­ ланиями бережно складываю в специальную папку. Когда-ни­ будь они будут востребованы как маленькие, но яркие иллюстра­ ции нашей сегодняшней жизни. Как крохотное зеркальце из дам­ ской сумочки способно отразить общий вид его хозяйки, так и листочки из школьных тетра­ дей, изрисованные слониками, котиками, розочками и сердеч­ ками, вполне объективно пока­ зывают фрагменты нашего бы­ тия. «Переменка* задала вопрос: «Представь, что фея подарила тебе волшебную тыкву, которая в новогоднюю ночь превратит­ ся в просторный дом. Но фея сказала и свое условие: ты не сможешь жить в этом доме. Кому бы ты отдал его?* «Я бы поместил туда всех бездомных кошек и собак*. «Я бы отдала его первым женщи- нам-космонавтам*. «Пусть там будет наша сельская библиоте­ ка*. «Нужно туда поселить дет­ домовских ребят. Пусть они бу­ дут счастливы*. «Подарю дом тете Тане и ее сыночку Димоч­ ке, потому что тети Танина мать выгнала их из дома, они ей во­ дку мешали пить...* А что думают наши дети о деньгах? Попробуем выяснить через косвенный вопрос: «Если ты встретишь снежного челове­ ка, как ты ему объяснишь, что такое деньги?* «Я бы сказала, что без денег в Задонске делать нечего*. Ре­ зонно. «Деньги — это бумажки. Когда их много, ты радуешься, что можешь купить на них все, что хочешь. Сейчас все думают, что деньги — это счастье. Но и богатые могут быть несчастны­ ми*. И, как говорится, даже плакать... А это вопрос в продолжение темы: «Кто, на твой взгляд, по­ лучает самую высокую зарпла­ ту? Хотел бы ты иметь такую профессию?» Перечень самый полный: летчики, милиционе­ ры, судьи и адвокаты, банкиры, директора коммерческих фирм, актеры, президент. Летчиком и милиционером хотят быть. Биз­ несменами — нет. «Это очень опасно, их часто убивают». «Ак­ трисой не хочу быть. Нужно хорошо играть в сценках, а у меня это плохо получается». «Самая высокая зарплата у пре­ зидента. Но я не хочу им быть. У меня не получится управлять страной. И вообще —: дело не в деньгах, а в мечтах. А я мечтаю писать стихи*. Почти в каждом детском письме — стихотворения. Очень грустные: луна, я одна, капает вода, совсем отчаянная, удру­ ченная. Подобный «лирический набор» у многих юных авторов. Мне тоже становится грустно. Откуда же такая печаль в 10-12 лет? Но вернемся к хлебу насущ­ ному... Потому что в основной своей массе нашикг детям пока просто хочется... кушать. Девоч­ ка из относительно благополуч­ ной семьи прислала для «Пере­ менки» свою сказку. Фабула ее простая. В некотором царстве поселился змей Горыныч и стал есть красивых девушек. А у мес­ тного царя дочь на выданье и, как на грех, красавица. Решил царь тогда, что отдаст ее замуж за того, кто убьет змея. Пришел добрый молодец. « Вот позавтра­ каю и пойду убивать*. Наточил молодец меч и говорит: «Теперь пообедаем!» Потом все-таки убил змея. «Поужи наем!» — поужи­ нали. Ну, а потом, само собой, пир на весь мир по поводу бра­ косочетания. Или другая сказка о том, как волчонок украл у бельчонка ме­ шок конфет. Когда вора нашли, он заплакал: «Мне так хотелось конфет, а папа их никогда не покупает...* А вот ребята по заданию «Пе­ ременки* придумывают небыли­ цы. « В Зад онске появилась во­ лшебная тигрица. Где она про­ бегала, там падали шоколадные конфеты. Как съешь их, так ца­ рапины сами собой зарастают*. «Однажды я нашла в реке Дон мешок шоколадок и кольцо зо­ лотое в пять килограммов ве­ сом*. «У меня под полом заве­ лись мыши. Они мне приносят из норок драгоценные камни. А тех, кто меня обижает, они про­ сто сгрызают...* Не ужасайтесь, товарищи взрослые. Разве в ваших самых безудержных фантазиях по большому счету не то же са­ мое?.. В ы думаете, что между вами и вашим ребенком принци­ пиальная разница? И считаете, что ребенок — это всего-навсе­ го маленький человечек? Оши­ баетесь. Ребенок —это Человек. И как доказательство — детс­ кие устремления, которые не­ осознанно направлены на то, что психологи давно определили как первооснову всей жизни. Ребен­ ку, как и любому человеку, хо­ чется кушать, а главное — пос­ тоянно. Ему хочется безопаснос­ ти для себя и своих родных, а также материальных благ, ощу­ щения собственной значимости. И еще. У взрослых «человеков* это названо однозначным словом — секс. А у тех, кто еще не пе­ реступил порог взрослости... Ну, вспомните же это прозрачное, пока неопределенное и окрыля­ ющее состояние первой влюб­ ленности. «Здравствуй, дорогая «Пере­ менка*! Пишут тебе ученицы 11- го класса Ксизовской средней школы. Раньше как-то не при­ ходилось писать в газету. А те­ перь есть повод. Мы хотим пе­ редать привет молодым учите­ лям ■—выпускникам института. Работают они в Хмелинецкой школе. Наши фамилии просим не указывать...* Я, как плохой родитель, и не заметила, что «Переменка* ста­ ла взрослеть. Что делать? Под­ скажут новые письма. г. Задонск. Л. НЕ ВАРЕНЫХ. п сйхо лог у о К ОН Ф Л ИКТА Х И ТЕР П ЕНИИ ( сове т ы хо з я й к е д ом а ) Совет перв ый: не ворчите! Самые разнообразные мелочи могут сильно раздражать. Дочь не выключила свет в туалете. Сын бросил портфель где по­ пало. Муж оставил мокрое по­ лотенце в прихожей. И все это не один раз. Это' бывает каж­ дый день. Сначала ты молча убираешь за ними, потом на­ чинаешь ругать их. Помогает ли твое ворчание? Нет, не по­ могает. Поразмысли, может, ты сама не заложила в них акку­ ратность, бережливость? Мо­ жет, детям передалась часть твоих привычек, они заложе­ ны в них генетически? Ты гры­ зешь ногти. Ты всегда броса­ ешь в Ва нной свои бигуди и оставляешь открытой косме­ тичку. Ты ходишь вечером в ночной рубашке. На их заме­ чания ты не реагируешь. ,Может, можно относиться терпимее к своим ближним? Совет второй: научитесь молчать! Это большое искусст­ во —умение молчать. Женщи­ на должна овладеть этим ис­ кусством. Попробуй иногда останав­ ливать свое красноречие про­ стым способом: прикуси (бук­ вально) себе язык. Немножко больно, но, пока ты думаешь о боли, у тебя пропадает жела­ ние говорить дальше. Неплохое средство — считать до 17, до­ статочно времени, чтобы пре кратить разговор. Очень эффективное средст­ во носить с собой свою са­ мую неудачную фотографию, на которой необходимо лейкоп­ ластырем заклеить (крест-п акрест) себе рот. В нужный мо­ мент достать из сумочки эту фотографию и внимательно рассмотреть ее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz