Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
п о г о во р и м о д у х о вн ом П е р е м е н к а " с т ала в з ро с ле ть 2 3 м ар т а 1 9 9 6 г . № 56 (1 1 2 0 ) НЕМОД НАЯ НЫН Ч Е ТЕМА . Г оворить о духовном? Да немодно это нынче... Сейчас больше говорят и пишут об экономических реформах: пойдут, не пойдут, займут американцы деньги или нет, каков будет порог бедности, а еще чаще — о пороге сы тости. А если захотят вспом нить о чем-то другом, то в лучшем случае пишут о лю дях в белцх халатах. Да и то правду сказать: «Было бы здоровье — остальное ку пим», а теперь еще и добав ляют: «или украдем». Рань ше так не говорили, потому что духовность все же пре валировала. И хоть «героя ми» нашего времени сейчас являются бизнесмены, есть замечательные люди, кото рые помогают нам, в первую очередь пенсионерам, вы жить, именно духовно, в это нелегкое время, и не поте рять себя. Хочу рассказать о пре красном коллективе библио теки, вернее, о филиале вто рой городской, что около трамвайной остановки «Не фтебаза». Работают там три женщины: Майя Семеновна Казарская — заведующая, Ирина Ивановна Ковалевс кая и Людмила Владимиров на Потапова — библиотека ри. Сказать, что они добрые, сердечные, внимательные, очень мало. Они профессио налы в своем деле. Не слу чайно люди, особенно пожи лые, тянутся в это учрежде ние культуры. Знают: там их всегда выслушают, расспро сят про житье-бытье, помо гут советом. Нередко наблюдала кар тину — моя знакомая пен сионерка, Мария Ивановна, рассказывает библиотекарям о своей любимой дворняге. Прихворнула та, пришлось везти в Воро неж. Там Филю смотрел доцент, показывал студентам, целый час Иска ли вместе варианты лечения. «Как удачно получилось, до рога-то бесплатная, и доцент ничего не взял»... Филя сто ит тут же, красивый, весе лый, виляет хвостом. А вот и Иван Петрович, хоть и после автоаварии, а приковылял за книгами. Поделился новостями, о до черях рассказал. Вошла Н ина Степановна, в руках у нее бумажная салфетка с горкой печенья. «Пробуйте, дорогие, это по рецепту из последнего номера «Кресть янки». Библиотекари всех выслу шивают, быстро обслужива ют. В помещ ении тепло, уют но, чисто. И к этому женщи ны руки приложили: шторы красивые, полы чистые, до рожки от снега расчищен ные... А звонок домой? Дорого го стоит! «Что случилось? Почему вы давно у нас не были?» И как на душе при ятно станет! «Приеду скоро, родные. Спасибо!..» А что им от меня, от пенсионерки? Какая корысть?.. Тянутся люди в библиоте ку не только за книгами, но и ради общения. Здесь тебя всегда приветят, заметят, похвалят обнову, поднимут настроение. И откуда у биб лиотекарей силы берутся? Ведь и у самих здоровье не важное, дети заботытребуют, мужья далеко не принцы и деньжат маловато. А работа ют, дай Бог каждому! Здо ровья и удачи им! АНТОНО ВА Н инель Степановна, постоянная читательница библиотеки. От ды х а ем в сей семьей и в У С М А Н И Е С Т Ь « К О Р О Л Е В А » . . . «Голь на выдумки хитра», но и методис ты Усманского центра детского творчества — тоже. Они придумали конкурс «Короле ва мам» и вынесли его на суд зрителей и жюри, как шоу-программу с музыкой и тан цами. Шесть мам кружковцев центра отклик нулись на призыв участвовать в нем. После «рекламы» своих мам в «визитной карточ ке» детей настала очередь являть таланты в конкурсных заданиях, причем с лимитом времени, им самим. Да еще в ассортименте — чисто профессиональных: для портных, кулинаров, в искусстве икебаны, посвящен ной весне, с набором цветов, засушенных растений, веточек... и развлекательных: «Рас скажи сказку» с продолжением. «Это было дав- ным-давно...», угадай детскую мелодию, тан- .цевальный. С первого до последнего конкурса — тан цевального — в лидерах была Инга Меркурь ева, оператор Центральной районной больни цы, кружившаяся в вальсе вместе с мужем. Она и была увенчана короной, изготовленной кружковцами. ... Так что теперь в Усмани тоже есть своя королева. Самая лучшая — «Королева мам». г. Усмань Ю. ШАЙДУЛИН. Пр е ди с ло вие к в ы п у с ку у О а Ж а е л л ы е д р у зъ я ! С е г о д н яш н я я н аш а вст реча , несм от ря н а то, что ж е н с к и й м арт о в с ки й п р а з д н и к м и н о в а л , в о м н о г о м о п р е д е л е н а в а ш и м и п и с ь м а м и . У в а с н аш л о сь н е м а л о теп лы х , д о б р ы х с л о в , чтобы восславит ь н а ш и х м и л ы х с о в р е м е н н и ц — ж е н , мат е р е й , б а б уш е к ^ х р ан ит ел ьни ц д о м аш н е г о о ч а г а и с е м е й н о г о уюта. И м ы в а с п о д д е р ж и в а е м в этом , п у б л и к у я такую п о ч ту- В то ж е в р е м я с о х р а н я е м с в о и кл у б ны е т р адиции . -П р о с и м обратить в н и м а н и е н а р у б р и к и « В аш инспе кт ор » , «Н аш и дети», «Советует п с и х о л о г » . . . Ещ е р а з н а п о м и н а е м — шлите в о п р о сы н а ш е м у ю рист у п о р а з ъ я с н е н и ю с е м е й н о г о п р а в а . И н е только юристу — п е д а г о г у , с о ц и а л ь н о м у р аб от н и ку , в р а ч у . . . М ы н а м е р е н ы б о л ь ш ^ часть н аш е го с л е д у ю щ е г о в ы п у с к а уделит ь ответам н а в аш и в о п р о сы . М ожет е просто позвонить: е ж е д н е в н о с 1 0 д о 1 2 ч а с о в д н я . Т е л е ф о н : 2 5 - 0 0 - 6 9 . В ы п у с к под гот овили хсурналисты А л е к - .с а н д р К О С Я К И Н , Л и д и я Д У В И Н А . . О т ды х а ем В СП О РТ З А Л - ВМ ЕСТЕ С П АП О Й Учителя Долгоруковской средней школы вместе с роди телями стали организаторами праздника «Папа, мама, я — спортивная семья...». Команды подобрались на редкость азартные. Волейбол, бег, скакдлки, веселая «р ыбалка» — немало увлекатель ных игр придумали физруки и вожатые школы О. Тимо шенко, Г. Михальков, А. Барабанов, С. Чемисов, А. М.ц) тынов. Среди первоклассников, их мам и пап победителем ста ла команда 1 « В» класса. Первое место в своих возраст ных группах завоевали так же команды 2-го класса «Г» и 3-го класса «Г». Спортивный веселый праздник дополнило выступление младшей группы ансамбля танца «Сувенир» под руковод ством Инны и Юрия Землянухиных. (Соб. и н ф .) Ура , у на с к ани кулы ! В а ш и н спе к тор К Л Ю Ч п о д КО В Р И КО М ... Р а з г о в о р с р о д и т е л я м и — с с о в ет а м и , п р е д л о ж е н и я м и , п о л е з н о й и н ф о р м а ц и е й , к а с а ю щ е й с я в о с п и т а н и я д е - г е й , ' с е г о д н я п р о д о л ж а е т в н а ш е м в ы п у с к е и н с п е кт о р п о д е л а м н е с о в е р ш е н н о л е т н и х М о с к о в с к о г о от д е л а м и л и ц и и Е л е н а М А Т У С Е В И Ч . Хочу рассказать сегодня о случае, который привел к тому, что на учет в милицию попали, в общем-то, ранее считавшиеся благополучными в поведении подростки. ...Об этой семье во дворе знали многие: обеспеченная, богатая по нынешним временам. Отец и мать с утра уходи ли на работу, а маленький сын отправлялся в школу. Двой ные двери охраняли квартиру... Но они оказались ненадежными — из-за беспечности взрослых. Потеряли ключ, затем — другой, остался один на всех. И тогда стали его класть... в электрощиток в кори доре. Конечно, можно было бы быстро заказать другие клю чи, но... Как ни странно, ключ в коридоре оставляли на протя жении... нескольких месяцев. Ничего, мол, не случилось день-два, неделю, авось и дальше обойдется. Естественно, это привело к тому, что о нем узнали соседские мальчиш ки. Соблазн пробраться в квартиру тайком пересилил все... И бьшо это, что удивительно, не раз. Мальчишки пер вое время ничего не брали, кроме еды, поскольку в холо дильнике бьшо всего полно. Но постепенно руки потяну лись и за другими соблазнительными вещами — видеокас сетами, золотыми украшениями... Когда мама впервые обратилась в милицию, выяснилось, что она все-таки и раньше замечала, что пропадают вещи. Больше того, догадывалась и «журила», как она сама вы разилась, соседских пацанов... Беспечность, позволяющая легко проникнуть в кварти ру подросткам, нередко провоцирует их на преступления. ... В ср едней школе произошел такой случай. Дети одно го из классов, миновав раздевалку, свалили одежду на пос леднюю парту в учебном кабинете; Подросток (как потом выяснилось, подстрекаемый совершеннолетним) выкрал ключ из ш^ы школьницы. Под каким-то предлогом от просился домой с уроков. Отсутствовал всего один час, но за это время его взрослый подстрекатель успел совершить воровство из квартиры. Ключ подросток положил опять в карман шубы. ...Пропажу видеомагнитофона заметили только к вече ру. Припомнили странность — из двух дверей была закры та лишь одна. Конечно, преступление раскрыли, осудили виновного. А подростка и его семью поставили на учет в милицию. Немало совершается мальчишками краж из подвалов. Недавно мы выясняли обстоятельства одной из таких. Под ростки заявили, что дверь в подвале не взламывали она болталась на одном гвозде... Беспечность проявляют владельцы автомашин, остав ляя их на ночь без сигнализации во дворах. Разбивая стек ла, а то и «опуская» их, подростки ночью забираются в салоны машин и воруют все, что можно... Уважаемые родители! Не будьте столь беспечными сами и строго-настрого предупреждайте детей: надо быть осто рожнее с ключами, с охраной своего имущества, кварти ры. От этого зависит ваше спокойствие, покой вашего дома. А у нас, в милиции, наверняка, станет меньше подростков, стоящих на учете. По э ти ч е с к и й о с тро в о к Здравствуй , ставший м н е б л и з ким , согр евш ий своим в н и м а н и ем «Очаг»! Большое с п а с и б о з а теплые отклики о м о и х стихах. Это вдохновляет, вселяет силы и уверенность. П р ед л а гаю в ам новые л и р и ч е с к и е стихи. Хотя 8 Марта уж е и п о з а д и , ж е л аю в с ем читательницам «Очага» ж е н с ко го счастья, больших творческих успехов и в ес ен н е го настроения. С у в аж е н и ем — Антонида СОКОЛЬСКАЯ . * * * НЕ Р АЗМ Ы КА Й, Л Ю БИ М Ы Й , Р У КИ ... Не о с тавляй меня одну Ни в ча с ночной, ни в ча с печали. Не о с тавляй меня одну: Мы друг б ез друга так с кучаем. Не нужно мне ни пышных фраз, Ни роз, увядших от разлуки. Мы раз живем на св ете, раз. Не размыкай, лю б имый, руки. Не о с тавляй меня одну. Не дай в с елить с я в с ердце с траху. Я 6(63 те бя иду ко дну. Как раненая камнем птаха. Не размыкай, со мкни кольцо. В глазах моих твои лишь очи. Твое лицо, мое лицо - Два с траждущих в о бъя тьях ночи... МАМА Н ас никто не провожал, 1 ^ п к о к маме я прижала сь. Приютил на м и г вокзал. И в толпе мы затеряли сь. Б е с приютна су ета: Чемоданы и перроны, ф в ка , ругань, маята. Вот и подали вагоны. И мелькают за окном Километры, вер с ты, дали. Я мечтаю о б одном: Что б ы где-ни б удь на с ж дали... БЛАГОД АРЮ... Не украду те бя у суж еной. Благодарю за кратко с ть в с тречи. - Чего изволите отужинать? - Жена за б отит с я под вечер. Те б е неможет с я, то с кует с я. Она у с лужливо вздохнет, А мне кукушкой откукует с я. Да, одиноче с тво - не мед! Но, помня заповеди св ято. Не отниму, не украду. Чай заварю души с той мятой. Что со б ирали мы в са ду. И закружит хмельная влага, И с коротаю вечерок. ...Пу с ть пожелтевшая б умага Хранит с екрет неровных с трок... г. Хочу ра сс к аза ть» Г А Р М О Н И Р Я Х О В С К О Г О Как-то, выходя из дверей районного Дома куль туры, где только что закончился концерт, я неволь но вслушался в разговор зрителей. Обсуждали вы ступление гармонистов: — Здорово играет! Прямо заслушаешься, — ска зал один. — Да!.. Под его игру ноги просятся в пляс, — поддержал другой. «Да ведь, наверное, это о Николае Ивановиче Ря- ховском, — догадался я. Талантлив наш земляк, тут ни убавить, ни приба вить. Мне довелось встречать немало гармонистов. Но у него игра особая, своя. Ряховская... Что характерно, какую бы он ни взял в руки гар монь или даже баян,'— чувствуется его стиль. Лю бая мелодия у него звучит чисто, сердечно, нежно. — Гармошка для меня самое дорогое, — признал ся Николай Иванович. Тяга к музыке у него возникла еще лет с шести семи. Когда услышал игру дяди Миши, пришедшего к ним в гости. Гармонь ему тогда показалась живой. Ушел дядя Миша, а мечта осталась — самому бы так! Сделал себе гармонь... из бумаги. Раздвигая ее мехи, подпевал. Потом балалайку смастерил и брен чал, надоедая домочадцам, беспокоил мать просьба ми о покупке гармони. Не понимал,'что, оставшись без мужа и взвалив всю заботу о семье на себя, она еле-еле сводила концы с концами. Еще хуже стало после того, как их старенькая хата сгорела, а потом — и кормилица-корова пала. Ушел на фронт дядя Миша, продав задолго до того свою гармонь. Долго горевал Николай. Особенно о том, что не сбылась мечта о гармони. Заметив это, Ммия Серге евна стала искать для сына хоть какую-либо гармонь. И, наконец, на потолке дома одного из селян нашли старый-престарый инструмент. Как разочаровался Николай, когда взял его в руки! Воздух не держался в нем из-за трещин и узлов в мехах, недоставало кла виш... Казалось, гармонь отжила свой век. Но нет, сумел он все же вдохнуть в нее новую жизнь. Запел инструмент снова заливисто, звонко. —Коля, так ты не подведи, приходи! — попросил Ряховского один из жителей Куимани. Приглашение на свадьбу... Сколько их было?.. Николай Иванович не помнит. Много. Да и не толь ко на свадьбах. Играл на новосельях, веселил моло дежь на вечеринках, на «пятачках». Придут девчата к дому Николая и не уходят, пока тот не заиграет любимую «матаню» или местное «страдание*. И во обще, что не попросят его сыпать — исполнит. Даже не зная мелодии, тут же подберет — слух у нее пре красный. Николай Иванович — активный участник худо жественной самодеятельности, пропагандист искус ства — русского, народного. Он так любит конкурсы «Играй, гармонь», что ни один из них не прошел без его участия. Играет на всех праздничных выступле ниях, иногда и поет. Особенно отличался он в годы работы на машиностроительном заводе. Там, в ли тейном цехе, он был первым организатором самодея тельности. У Николая Ивановича есть одно хорошее прави ло: «Играешь сам — научи другого!* У него много воспитанников. И это особенно приятно. Будут жить русская гармошка, русские песни. К. НАЗАРО В. г. Лебедя нь. И з по ч т ы «Очага» Б А Б У Ш К А , С Е С Т Р А , К Р Е С Т Н А Я М А Т Ь . . . К о г д а в и д и ш ь э т у у ж е н е м о л о д у ю ж е н щ и н у в м е с т е с в н у ч к а м и , д о б р у ю , в н и м а т е л ь н у ю , п р и в е т л и в у ю , т о н е в о л ь н о д у м а е ш ь : н е к а ж д ы й д о г а д а е т с я , ч то у н е е т а к а я у д и в и т е л ь н а я , му>ке с - т в е н н а я ж и з н ь , д о с т о й н а я г л у б о к о г о у в а ж е н и я . . . А н я Д у б р о в и н а , у р о ж е н к а с е л а Н о в о -Д м и т - р и е в к а Л и п е ц к о г о р а й о н а , б ы л а о д н о й и з т е х , ч ью ю н о с т ь о п а л и л а в о й н а . В с е м н а д ц а т ь л е т о к о н ч и л а Л и п е ц к у ю ф е л ь д ш е р с к о - а к у ш е р с к у ю ш к о л у , д в а г о д а п р о р а б о т а л а с е л ь с к о й а к у ш е р к о й . А в 4 2 - м уш л а н а ф р о н т . Н а п р а в и л и е е в 1 -ю г в а р д е й с к у ю а р м и ю н а н е л е г к и й у ч а с т о к — м е д с е с т р о й в х и р у р г и ч е с к о е о т д е л е н и е О РМ У (о т д е л ь н о й р о ты м е д и ц и н с к о г о у с и л е н и я ) . Э т о — с в о е г о р о д а п о д в и ж н а я ф р о н т о в а я « н е о т л о ж к а » , к о т о р у ю к о м а н д о в а н и е в т е ч е н и е в с е й в о й ны н е п р е р ы в н о п е р е б р а с ы в а л о с о д н о г о у ч а с т к а ф р о н т а ' н а д р у г о й . П е р е б р о с к и б ы л и с в я з а ны с н а с т у п а т е л ь н ы м и о п е р а ц и я м и , в к о т о р ы х в о й с к а н е с л и б о л ь ш и е п о т е р и . Х и р у р г и ч е с к а я м е д с е с т р а — о с о б а я к а т е г о р и я . Р а б о т а р я д о м с гл а в н ы м в р а ч о м , о п е р а ц и и о д н а з а д р у г о й . А н я б ы с т р о о с в о и л а с ь с э т и м с л о ж н ы м д е л о м . Б ы л и н е д е л и , з а к о т о р ы е ч е р е з р у к и м е д с е с т р ы О Р М У п р о х о д и л и с о т н и р а н е ны х . В о с о б о т я ж е л ы х с л у ч а я х , и н е о д н а ж д ы , А н я 'и е е -ф р о н т о в ы е п о д р у г и о т д а в а л и р а н е н ы м с в о ю к р о в ь — п р я м ы м п е р е л и в а н и ем . Т а к о н а с т а л а к р о в н о й с е с т р о й м н о г и м и м н о г и м . . . З а п а д н ы й , П е р вы й и Ч е т в е р ты й У к р а и н с к и е ф р о н ты . . . Д о П о л ьш и и Ч е х о с л о в а к и и п р о ш л а А н н а С е м е н о в н а б о е в о й п у т ь . О с т а л и с ь , к а к п а м я т ь о т е х д н я х , у л е й т е н а н т а м е д и ц и н с к о й с л у ж б ы б о е в ы е н а г р а д ы , п и с ь м а те х , к т о б л а г о д а р е н е й з а с п а с е н н у ю ж и з н ь . П о с л е в о й н ы А н н а С е м е н о в н а т р у д и л а с ь в го с п и т а л е и н в а л и д о в в о й ны , в о б л а с т н о м к о ж н о м д и с п а н с е р е . С о р о к п я т ь леТ о т д а в м е д и ц и н е , о н а з а с л у ж е н н о н о с и т з в а н и е «О т л и ч н и к з д р а в о о х р а н е н и я » . Х о ч е т с я с о с т р а н и ц «Л Г » с к а з а т ь с п а с и б о э т о й з а м е ч а т е л ь н о й ж е н щ и н е з а е е т р у д и д о б л е с т ь , п о ж е л а т ь з д о р о в ь я , д о л г и х , р а д о с т н ы х л е т ж и з н и . Ал е к сандр Ни кол а еви ч ГА РЮ ГИН , полко в ни к в о т с т а в к е . Наши д е ти в Сло в о - Б Е ЗОБЛАЧНОЕ НЕБО ? « Н е б о дет ства б ы л о с и н и м . Я р к и м , с в ет лы м , к а к л у н а . И н а д н а ш е й н а д Р о с с и е й К а к з а в ет н а я з в е з д а » . . . ( И з п о ч т ы « П е р е м е н к и » ) Милые письма! Как жаль, что нельзя издать антологию детского письма, думаю, что многие ребячьи послания для страницы «Переменка» вошли бы в этот сборник. «Переменка» — это тематическая «Страница для детей среднего школьного возраста, которая выходит раз в месяц в районной газете «За донская правда*. Вот уже год, как существует эта стра ница, и год, как у меня появились друзья по переписке во многих школах Задонского района. Скажу честно.,С самого на чала я с согласия руководства редакции пошла на провокацию. Провоцировала... детские пись ма. «Переменка* объявила кон курс на самого активного кор респондента. В каждом в ыпус ке ребятам и их родителям, за давалось по три вопроса. А в конце конкурса были обещаны призы. «Ну вот, писать заканчиваю, всего хорошего желаю редакции ♦Задонской правды*, — конвер ты с такими задушевными пос ланиями бережно складываю в специальную папку. Когда-ни будь они будут востребованы как маленькие, но яркие иллюстра ции нашей сегодняшней жизни. Как крохотное зеркальце из дам ской сумочки способно отразить общий вид его хозяйки, так и листочки из школьных тетра дей, изрисованные слониками, котиками, розочками и сердеч ками, вполне объективно пока зывают фрагменты нашего бы тия. «Переменка* задала вопрос: «Представь, что фея подарила тебе волшебную тыкву, которая в новогоднюю ночь превратит ся в просторный дом. Но фея сказала и свое условие: ты не сможешь жить в этом доме. Кому бы ты отдал его?* «Я бы поместил туда всех бездомных кошек и собак*. «Я бы отдала его первым женщи- нам-космонавтам*. «Пусть там будет наша сельская библиоте ка*. «Нужно туда поселить дет домовских ребят. Пусть они бу дут счастливы*. «Подарю дом тете Тане и ее сыночку Димоч ке, потому что тети Танина мать выгнала их из дома, они ей во дку мешали пить...* А что думают наши дети о деньгах? Попробуем выяснить через косвенный вопрос: «Если ты встретишь снежного челове ка, как ты ему объяснишь, что такое деньги?* «Я бы сказала, что без денег в Задонске делать нечего*. Ре зонно. «Деньги — это бумажки. Когда их много, ты радуешься, что можешь купить на них все, что хочешь. Сейчас все думают, что деньги — это счастье. Но и богатые могут быть несчастны ми*. И, как говорится, даже плакать... А это вопрос в продолжение темы: «Кто, на твой взгляд, по лучает самую высокую зарпла ту? Хотел бы ты иметь такую профессию?» Перечень самый полный: летчики, милиционе ры, судьи и адвокаты, банкиры, директора коммерческих фирм, актеры, президент. Летчиком и милиционером хотят быть. Биз несменами — нет. «Это очень опасно, их часто убивают». «Ак трисой не хочу быть. Нужно хорошо играть в сценках, а у меня это плохо получается». «Самая высокая зарплата у пре зидента. Но я не хочу им быть. У меня не получится управлять страной. И вообще —: дело не в деньгах, а в мечтах. А я мечтаю писать стихи*. Почти в каждом детском письме — стихотворения. Очень грустные: луна, я одна, капает вода, совсем отчаянная, удру ченная. Подобный «лирический набор» у многих юных авторов. Мне тоже становится грустно. Откуда же такая печаль в 10-12 лет? Но вернемся к хлебу насущ ному... Потому что в основной своей массе нашикг детям пока просто хочется... кушать. Девоч ка из относительно благополуч ной семьи прислала для «Пере менки» свою сказку. Фабула ее простая. В некотором царстве поселился змей Горыныч и стал есть красивых девушек. А у мес тного царя дочь на выданье и, как на грех, красавица. Решил царь тогда, что отдаст ее замуж за того, кто убьет змея. Пришел добрый молодец. « Вот позавтра каю и пойду убивать*. Наточил молодец меч и говорит: «Теперь пообедаем!» Потом все-таки убил змея. «Поужи наем!» — поужи нали. Ну, а потом, само собой, пир на весь мир по поводу бра косочетания. Или другая сказка о том, как волчонок украл у бельчонка ме шок конфет. Когда вора нашли, он заплакал: «Мне так хотелось конфет, а папа их никогда не покупает...* А вот ребята по заданию «Пе ременки* придумывают небыли цы. « В Зад онске появилась во лшебная тигрица. Где она про бегала, там падали шоколадные конфеты. Как съешь их, так ца рапины сами собой зарастают*. «Однажды я нашла в реке Дон мешок шоколадок и кольцо зо лотое в пять килограммов ве сом*. «У меня под полом заве лись мыши. Они мне приносят из норок драгоценные камни. А тех, кто меня обижает, они про сто сгрызают...* Не ужасайтесь, товарищи взрослые. Разве в ваших самых безудержных фантазиях по большому счету не то же са мое?.. В ы думаете, что между вами и вашим ребенком принци пиальная разница? И считаете, что ребенок — это всего-навсе го маленький человечек? Оши баетесь. Ребенок —это Человек. И как доказательство — детс кие устремления, которые не осознанно направлены на то, что психологи давно определили как первооснову всей жизни. Ребен ку, как и любому человеку, хо чется кушать, а главное — пос тоянно. Ему хочется безопаснос ти для себя и своих родных, а также материальных благ, ощу щения собственной значимости. И еще. У взрослых «человеков* это названо однозначным словом — секс. А у тех, кто еще не пе реступил порог взрослости... Ну, вспомните же это прозрачное, пока неопределенное и окрыля ющее состояние первой влюб ленности. «Здравствуй, дорогая «Пере менка*! Пишут тебе ученицы 11- го класса Ксизовской средней школы. Раньше как-то не при ходилось писать в газету. А те перь есть повод. Мы хотим пе редать привет молодым учите лям ■—выпускникам института. Работают они в Хмелинецкой школе. Наши фамилии просим не указывать...* Я, как плохой родитель, и не заметила, что «Переменка* ста ла взрослеть. Что делать? Под скажут новые письма. г. Задонск. Л. НЕ ВАРЕНЫХ. п сйхо лог у о К ОН Ф Л ИКТА Х И ТЕР П ЕНИИ ( сове т ы хо з я й к е д ом а ) Совет перв ый: не ворчите! Самые разнообразные мелочи могут сильно раздражать. Дочь не выключила свет в туалете. Сын бросил портфель где по пало. Муж оставил мокрое по лотенце в прихожей. И все это не один раз. Это' бывает каж дый день. Сначала ты молча убираешь за ними, потом на чинаешь ругать их. Помогает ли твое ворчание? Нет, не по могает. Поразмысли, может, ты сама не заложила в них акку ратность, бережливость? Мо жет, детям передалась часть твоих привычек, они заложе ны в них генетически? Ты гры зешь ногти. Ты всегда броса ешь в Ва нной свои бигуди и оставляешь открытой косме тичку. Ты ходишь вечером в ночной рубашке. На их заме чания ты не реагируешь. ,Может, можно относиться терпимее к своим ближним? Совет второй: научитесь молчать! Это большое искусст во —умение молчать. Женщи на должна овладеть этим ис кусством. Попробуй иногда останав ливать свое красноречие про стым способом: прикуси (бук вально) себе язык. Немножко больно, но, пока ты думаешь о боли, у тебя пропадает жела ние говорить дальше. Неплохое средство — считать до 17, до статочно времени, чтобы пре кратить разговор. Очень эффективное средст во носить с собой свою са мую неудачную фотографию, на которой необходимо лейкоп ластырем заклеить (крест-п акрест) себе рот. В нужный мо мент достать из сумочки эту фотографию и внимательно рассмотреть ее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz