Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

с и т у а ц и я в Р о с с и и — " н а п о д в е с е ' 23 м ар т а 1 99 6 г. . . . н е п о т о м у , ч т о я о с о б ы й г р е ш н и к " № 56 (1 1 20 ) В е р с * ^ Б О М Б У Н Е Н А Ш Л и , н о в з рь г е д О П А С А Ю Т С Я Ч т о п р о и с х о д и т в «к о р идо р а х вла ст и » п о сле т о г о , к ак Го сд ум а п р и н я ла сво ё п о ст а н о вле н и е о во зр о ж д е н ии Уходящая неделя в Москве перелива­ ла через край политическими страстями, в воздухе попахивало октябрем-93. Ре­ шение Госдумы напомнить стране о ре­ ферендуме Союза ССР пятилетней дав­ ности было расценено большинством га­ зет и Т В как денонсация Беловежских соглашений и открытая конфронтация с Борисом Е1пьциным. Сам президент от­ реагировал так же, только еще более эмо­ ционально. Пик пикировок пришелся на начало недели — понедельник-среду. Замести­ тель спикера Госдумы Артур Чилинга­ ров заявил, что, придя поутру на работу, не был допущен в стены парламента. Там оказалось большое число спецназовцев, которые вели себя бесцеремонно, объяс­ няя это тем, что в здание Госдумы якобы подложена бомба. Не пустили дальше входа и председателя Комитета по про­ мышленности, строительству, транспор­ ту и энергетике Владимира Гусева. Ему б ыл изложен иной мотив: в парламенте, дескать, повышенная радиация. Эти факты бурно обсуждались на пле­ нарном, заседании в среду. Создана ко­ миссия во главе с председателем Коми­ тета по безопасности Виктором Илюхи­ ным, которая вступила в контакт со спец­ службами, чтобы разобраться, что к чему. В кризис ном режиме провели консуль­ тации с Борисом Ельциным спикер Со­ вета Федерации Егор Строев и спикер Госдумы Геннадий Селезнев. В кулуарах пошли гулять са мые невообразимые слу­ хи, в том числе страшные. Одна сотрудница-де ночевала в Гос­ думе и, покинув ее к четырем утра, ви­ дела войска, чуть ли не целую дивизию — от Охотного ряда до Пушкинской пло­ щади. Существовал, мол, замысел разо­ гнать мятежный парламент, но генера­ лы-силовики не согласились. Фразу Ель­ цина, что «Дума ответит», многие расце­ нили чуть ли не как «золотой дубль» осе­ ни 1893 года. Во скресно-понедельнич­ ная блокада здания парламента рассмат­ ривается как психологическое давление на депутатов. В ходе подо бных опера­ ций не исключены также негласные обыс­ ки и досмотры внутренних объектов, при­ нятие других упреждающих техничес­ ких, оперативных и организационных мер. Многие, например, прёдполагают, что здание оснастили дополнительным арсе­ налом подслушивающих «жучков» и дру­ гой аппаратуры. Доходит до того, что вы­ сказываются и такие подозрения: если бомбы и не было, то почему бы теперь ей и не появиться? Коммунисты, в частнос­ ти, допускают, что идея роспуска Думы актуальна и сегйдня. Это могут сделать сразу же, как только депутаты разлетят- ся-разъедутся по домам на недельные ка­ никулы. В этом случае роль глав ного и единственного законодательного органа страны якобы может взять на себя Совет Федерации. Самая, же' неожиданная версия — буд­ то Борис Николаевич готов пожертвовать фигурой Виктора Чер номырдина. В нача­ ле недели, мол, они советовались узким кругом и рассматривался вариант, когда Черномырдин может отойти в тень, а Бо­ рис Николаевич внесет в Госдуму заведо­ мо непроходную кандидатуру на его мес­ то. После трехразового непрохождения предложенных Ельциным кандидатур пре­ зидент получает возможность расстаться с депутатами «мирным путем». Я попросил прокомментировать проис­ ходящее одного из «именинников» — ли- Р а с)гео к В э т е с л а в а Ш И ЛО ВА дера КПРФ Геннадия Зюганова. Вот что о н сказал. — То, что развернулось вокруг поста­ новления Госдумы «О Юридической силе для Российской Федерации — России ре­ зультатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу сохранения Союза ССР», может иметь для страны тяжелые последствия. Они очевидны. Страна нахо­ дится в тяжелейшем системном кризисе. Рейтинг Бориса Николаевича падает, при­ чем, самое любопытное, — именно после шагов, подобных тем, что он делает в эти дйи. В свое время его избрали презид ентом России. Он прОшел. А сейчас за него лишь 8-10 процентов избирателей. Только он чуть-чуть оживился, стал-заниматься де­ лом, как опять раздувает психоз. Мне ка­ жется, у него нет талантливых советни­ ков. Ведь Дума ни на что не покушается. Только восстанавливает итоги всенародно­ го референдума 1991 года. Опираясь на это, можно вести интеграцию. Энергично. Гра-. мотно. Это сулит политический капитал. Но нет — он не желает. Шумят насчет соглашения по СНГ. Но вы поднимите этот документ, там записа­ но: СНГ —это союз государств, где сущес­ твуют единая финансовая система, единая денежная единица, единая система без­ опасности, борьбы с преступностью и мно­ гое прочее. Где все это? Не выполняется. шш ш СССР Мы же предлагаем поэтапно, не покуша­ ясь ни на чей суверенитет, вести интег­ рацию. Вот и все. М еня просто потрясло, что советники его написали протест, не читая нашего документа. Они, к приме­ ру, пишут, будто мы денонсировали ре­ шение по СНГ, а мы, напротив — все, что с СНГ связано, только подтвердили. Кстати, и Совет Федерации, несмотря на отдельные резкие выкрики, принял, на мой взгляд, очень уважительное и взве­ шенное решение. Была попытка одну палату парламента столкнуть с другой. Ничего из этого не вышло. Удивил меня Юрий Лужков. В пос­ леднее время он стал- занимать достаточ­ но взвешенную политическую линию и вдруг теперь говорит, что, дескать, в Го­ сударственной Думе — диверсия. Но, из­ вините, щля одной Думы 250 диверсан­ тов — это многовато. А вот если говорить о реакции наро­ да, то она диаметрально противополож­ ная. Рыбаки с Дальнего Востока присла­ ли десятки т ысяч одобрительных откли­ ков. Я выступал в минувшее воскресенье с предвыборной платформой — зал на 5 тысяч человек был переполнен. Реакция была удивительно теплой и энергичной. Я давно такого единодушия не видел; Но, если обратили внимание, по теле­ визору никого из оппонентов нынешней власти особо не показывают. Даже такие квалифицированные дикторы, как Ари­ на Шарапова, занялись чем угодно, но не информированием сограждан. Разжи­ гание страстей в этой обстановке может обернуться бедой для всех. Мы были в одном шаге от нее, когда утром в поне­ дельник Ельцин собрал у себя силовые ведомства. К счастью, они заявили, что не могут поддержать чрезвычайщину в стране, ибо это закончится Чечней по всей России. Разговор шел напрямую, до­ статочно энергично. Надо отдать долж­ ное: все, кто занимает руководящие до­ лжности в правоохранительной ситеме, будь то Конституционный Суд, прокура­ тура, М ВД, армия, сказали, что будет беда. С одной Чечней не можем расхле- баться, а тут вся страна станет Чечней. Провокаторы только и ждут этого. Я с изумленим узнал, что упомяну­ тый протест готовил помощник президен­ та Юрий Батурин. Человек достаточно интеллигентный. Культурный. И вдруг выдает бумаги,- за которыми стоит боль­ шая война. Вплоть до разг она Думы и всех депутатов. А за ними ведь — мил­ лионы избирателей. КПРФ действует строго в рамках закона. И если с ней не умеют разговаривать, то надо хотя бы помнить, что наша организация — это полмиллиона человек. Плюс поддержа­ ли нас на выборах 15 миллионов. На всех арканов не хватит. Никакой ГУЛАГ не справится. Юрий ДЮКАРЕ В, парлам ентский обозреватель «Липецкой газеты*. П и т а н и е и зд о р о в ь е СОВЕТЫ И Н Д И ЙС КО ГО ЙО ГА К У МА Р К Р ИШ Н А МАГ И (По материалам словацкого журнала «Эсперантиста ве- гетариано») В а ж н о в е р и т ь . Т о м у , у к о г о ш о е к о л и ч е с т в о б а к т е р и й , н е т х о т ь н е м н о г о с и л ы в о л и и к о т о р ь ю м ы н е с п о с о б н ы о д о - в е р ы в в ы з д о р о в л е н и е , н е л е т ь , п е р е р а б о т а т ь . Н а ш е п о м о г у т и л у ч ш и е л е к а р с т в а . т е л о с о з д а н о н е д л я т о г о , ч т о - В а ж н о з н а т ь в н у т р е н н ю ю б ы с т а т ь м о г и л о й д л я м я с н ы х п р и ч и н у е в р е й б о л е з н и . И н - т р у п о в , д и й с к и е ж е н щ и н ы р и с у ю т Е с л и ж и в о т н о е ч у в с т в у е т , с е б е ч е р н у ю т о ч к у м е ж д у б р о - ч т о у н е г о н е в с е в п о р я д к е , в я м и , ч т о о з н а ч а е т о т к р ы т и е о н о п р е к р а щ а е т е с т ь . П о п р о - т р е т ь е г о г л а з а . П о м н и т е , ч т о б у й т е с д е л а т ь э т о с а м и . Е с ли ж е н щ и н ы б оле .е ч у в с т в и т е л ь - п о ч у в с т в у е т е н е д о м о г а н и е , н е ны , л у ч щ е р а с п о з н а ю т с у т ь е щ ь т е , т о л ь к о п е й т е п о н е м н о - б о л е з н и и е е п р и ч и н ы . Ч е л о - г у к л ю ч е в у ю в о д у , к о т о р у ю в е к о б л а д а е т н е т о л ь к о ф и з и - м о ж н о с л е г к а п о д о г р е т ь . Н е ч е с к и м т е л о м , н о и в н у т р е н - д у м а й т е , ч т о в о д а н а н о с и т н е й с у т ь ю , п о э т о м у н е в о з - в р е д — о н а о ч и щ а е т в аш о р - м о ж н о л е ч и т ь л и ш ь ф и з и ч е с - г а н и з м , в ы м ы в а е т в с е з а г р я з - к о е т е л о , н е о б х о д и м о ч т о - т о н е н н о е , н е з д о р о в о е , в р е д н о е , д е л а т ь и д л я с в о е й в н у т р е н - В о в р е м я е ды с к о н ц е н т р и - н е й с у т и . р у й т е в а ш и м ы с л и т о л ь к о на М н о г и е с ч и т а ю т , ч т о н е - е д е , д у м а й т е о т о м , ч то е д а в о з м о ж н о ж и т ь б е з м я с а . Е с т ь п р и н о с и т в ам з д о р о в ь е и б о д - и т а к и е , к о т о р ы е у т в е р ж д а ю т , р о с т ь , е ш ь т е с п о к о й н о , с о - б у д т о о н и в е г е т а р и а н ц ы , н о с р е д о т о ч е н н о . В аш ж е л у д о к п р и э т о м е д я т м н о г о я и ц , б у д е т и с п ы т ы в а т ь р а д о с т ь , р ы б ы , н е п р а в и л ь н о с о ч е т а я П о м н и т е , ч т о б е л ы й х л е б п р о д у к т ы м е ж д у с о б о й , а п о - и м у ч н ы е и з д е л и я н е п р и н о - т о м у д и в л я ю т с я , ч т о у н и х с о с я т з д о р .о в ь я , ж е л у д о к с т р а - з д о р о в ь е м н е в с е в п о р я д к е . д а е т , н е м о ж е т и х п е р е в а р и т ь . С у щ е с т в е н н а я р а з н и ц а — д о - Н а и л у чш и й х л е б — д Ь м а ш н и й , б а в л я т ь л и в с а л а т й о г у р т и л и и з г о т о в л е н н ы й и з п о л н о ц е н - с а л о . Ч е л о в е ч е с к и й о р г а н и з м н о й м у к и . Н е е ш ь т е м н о г о на н е н у ж д а е т с я в б о л ь ш о м к о - н о ч ь . л и ч е с т в е ж и р о в . Ж и р ы ж и в о т - В И н д и и с у щ е с т в у е т о б ы - н о г о п р о и с х о ж д е н и я т а к ж е , ч а й р а н о в с т а в а т ь и м ы т ь с я , к а к и м я с о , о б р а з у ю т в к р о в и Р е к о м е н д у е т с я п р и н и м а т ь м е л ь ч а й ш и е « ж и р о в ы е к о м о ч - д у ш у т р о м и в е ч е р о м ^ с н а ч а - к и » , к о т о р ы е в м е с т е с к р о в о - л а г о р я ч и й и л и т е п л ы й , з а т е м т о к о м м о г у т п о п а с т ь в р а з л и ч - х о л о д н ы й . Э т о , к р о м е в с е г о н ы е о р г а н ы , з а к у п о р и т ь и х и п р о ч е г о , с п о с о б с т в у е т г а р м о - с т а т ь п р и ч и н о й б о л е з н и . И л и н и и и в с у п р у ж е с к о й ж и з н и , ж е н а к а п л и в а ю т с я в о д н о м Е с л и е с т ь в о з м о ж н о с т ь , с л е - м е с т е и п о с т е п е н н о о б р а з у - д у е т х о д и т ь б о с и к о м п о т р а - ю т о п у х о л ь . в б . В И н д и и н е т с т у л ь е в , с и - Е ш ь т е о в о щ и , ф р у к т ы и д я т о б ы ч н о н а п о л у , п о э т о м у з е р н о в ы е . М о ж н о к о м б и н и р о - и н е т б о л е з н е й , к о т о р ы е н е - в а т ь с М о л о ч н ы м и п р о д у к т а - р е д к и в з а п а д н ы х с т р а н а х . Т о м и — и вы б у д е т е з д о р о в ы . ж е к а с а е т с я и с н а . В И н д и и Р а з л и ч н ы е р е л и г и и р е к о - с п я т н а п о л у . П о п р о б у й т е м е н д у ю т х о т я б ы р а з в н е д е - с а м и , и я у в е р е н , ч то ч е р е з ЛЮ п о с т и т ь с я . Э т о д а е т о т д ы х н е с к о л ь к о м е с я ц е в вы и з б а - ж е л у д к у . А е с л и о т д ы х а е т ж е - в и т е с ь о т р а з л и ч н ы х н а р у ш е - л у д о к , о т д ы х а ю т и д р у г и е о р - н и й в в а ш е м з д о р о в ь е , раны Е с л и б у д е т е п и т а т ь с я с о ^ В ы с а м и п о к у п а е т е с е б е о т в е т с т в у ю щ е й е с т е с т в е н н о й б о л е з н и , к о г д а Г1 0 купае те н е - п и щ е й , в аш е м ы ш л е н и е с т а - п о д х о д я щ у ю п и щ у и е д и т е н е т б о л е е г а р м о н и ч н ы м и вы б о л ь ш е , ч е м н у ж н о . Ч е л о в е к б у д е т е б о л е е д о в о л ь н ы н е н у ж д а е т с я в б о л ь ш о м к о - ж и з н ь ю . Г а р м о н и ч н о е м ы ш л е - л и ч е с т в е п и щ и . В с е , ч т о о н н и р , ч у в с т в о в н у т р е н н е й г а р - е с т н е о б х о д и м о т щ а т е л ь н о м о н и и и у д о в л е т в о р е н и я с п о - п е р ’е ж е в ы в а т ь . С к о л ь к о у н а с с о б с т в у ю т з д о р о в ь ю и д е л а - з у б о в , с т о л ь к о р а з м ы д о л ж - ю т ж и з н ь б о л е е д о л г о й , н ы и ж е в а т ь т о , ч т о у н а с в о р т у . В м я с е с о д е р ж и т с я б о л ь - _____________________ ( И Т А Р - Т А С С ) . Л И П Е Ц К О М У К Л У Б У «О З А Р Е Н И Е » - П Я Т Ь ЛЕ Т Необычное оживление царило с утра в минувшее воскресенье на Силикатных озерах. Более сотни людей —и молодежь, и пожи­ лые, и дети — поздравляли друг друга с праздником. Искупав­ шись в мартовской полынье, собрались за импровизированным столом. Угощение было на славу: домашнее печение и пироги, сдоба и варенье... Так последователи Порфирия Корнеевича Иванова отмечали пя­ тилетие своего клуба «Озарение», созданного при техническом уни­ верситете. И погода была под стать яркое солнце отражалось в воде, радовала синь неба. Не было тостов и здравиц, но шел инте­ ресный разговор о природе, об Учителе, о липчанах, которые при­ шли в клуб и не жалеют об этом. Они не вспоминали о своих недугах, которые, собственно, и заставили их прийти к учению Иванова, а говорили о том, как надо жить в согласии с природой, как использовать ее факторы и законы, чтобы не болеть. О делах и планах клуба рассказали преподаватели ЛГТУ В.П. Добр ынин, В.С. Борисов, Л.Д. Са нжировская. Активистка клуба Л.Ф. Киселева прочитала стихотворение, посвященное юбилею. Долго продолжалась беседа у костра. Все, что говорилось, б ыло интересно и понятно. Ведь здесь собрались еди номышленники, уме­ ющие понимать и поддерживать друг друга, стремящиеся по-ново­ му жить в природе. Владимир ЛИЧКОВ. Фо т о вз г л я д Р ы б а ц к о е с ч а ст ь е . Ф от о Н . Т К А Ч Е Н К О . Г я д й Я К У Н И Н ; « К П РЕ К РА СНО М У ПО Л У Я НЕ МОГ Б ЫТ Ь РАВ НО ДУШ НЫ М» » П о ли т и к и в д о м аш н и х т а п о ч к а х Г л е б Я к у н и н ( р . в 1 9 3 4 г . ) р у к о п о л о ж е н в с в я щ е н н и к и в 1 9 6 2 г о д у , с л у ж и л в К а з а н с к о м х р а м е г о р о д а Д м и т р о в а в П о д м о с к о в ь е . В 1 9 6 6 - м — з а п р е щ е н в с в я щ е н н о с л у ж е н и и , в 1 9 8 0 - м — о с у ж д е н з а а нт и с о в ет с к ую а г ит ац ию и п р о п а г а н д у , б ы л у з н и к о м Л еф о р т о в о и л а ­ г е р я П е р м ь - 3 7 д о 1 9 8 5 г о д а , з ат е м н а д в а с п о л о в и н о й г о д а с о с л а н в Я кут ию . А м н и с т и р о ­ в а н в 1 9 8 7 г о д у . Б ы л в о с с т а н о в л е н в с в я щ е н ­ н о с л у ж е н и и , ч е м и з а н и м а л с я д о 1 9 9 2 г о д а в п о д м о с к о в н о м Щ е л к о в о . Д еп ут ат В С Р о с с и и ( 1 9 9 0 г . ) и пят ой Г о с д у ­ м ы ( 1 9 9 3 г . ) . В 1 9 9 5 г о д у л и ш е н с а н а с в я щ е н ­ н и к а з а от к а з оставить д е п ут ат с к ую д е я т е л ь ­ ност ь . В д еп ут ат ы 6 - й Г о с д у м ы н е п р о ш е л . С е й ч а с в о з г л а в л я ет Комит ет С в о б о д ы С о в е с ­ ти. П о ст о я н н о ж и в ет в М о с к в е . — У вас есть теща? — Есть. Престарелая. Живет у с ына. Но и у нас бывает. Мне повезло — хорошая теща. Нормальная. Это большое счастье. — Ну, и как она относится к тому, что зять — священник? — Она религиозная. Поэтому наоборот — спроси­ те, как она реагирует, что меня сана лишили? Что я с Патриархией воюю? Как будто не смущается. — Занятно, а вот что за быт у священника? — Да, но я ведь священник не стандартный, как говорится. Какой быт? У меня уходило все на общес­ твенные дела, на политические — Дума, «Демокра­ тическая Россия», структуры... Бытом некогда за-- ниматься. Мне даже литературу почитать было не­ когда до сих пор. Живешь практически багажом, который получил в юности, в молодости. Занимаешь­ ся чисто политическими проблемами. Мало отдаешь религии. — То есть вы — больше политик, чем семьянин? — Да. Семьей жена больше занимается. — Женились поздно? — 27 лет мне было. Канун тяжелых хрущевских гонений, 1961-й год. В 62-м я б ыл рукоположен. Хру­ щев как раз поставил задачу — ликвидировать рели­ гию, она как бы должна умереть. Закрыли больше половины храмов: из 20 тысяч осталось 7-8 тысяч. Сделали это с помощью нашей Йерархии, к сожале­ нию. Было это как будто недавно. Жизнь быстро про­ скочила. — Вы были осуждены, но свою миссию все рав­ но ставили выше сеьуьи, детей? . — Конечйо. Считал — это мой долг. —.у вас такое жестокое сердце? —Не жестокое, а, я бы сказал, справедливое. Чув­ ство долга. Знаете, когда становишься священником и служишь в храме, то снимаешь с руки колечко. Тебя водят вокруг Престола. Священник как бы об- ■ ручается символически с самой Церковью. Это зна- , чит, служение ей, общественной, религиозной орга­ низации — первая задача, а семья отодвигается как бы на второй пдан. С точки зрения христианской морали это обязательно. — Да, но вы обвенчались как бы и с политикой? Это вроде двоебрачия? — Вы пра[вильно сказали. Ну что же? Дилемма сложная. Однозначно не ответишь. По возможности старался, чтоб это была гармония. Не всегда получа-. ется. Специально семью в жизни я, конечно, не от­ талкивал — так случилось. Тем более, когда сел в ' тюрьму. Тут уже действовали внешние условия. Са­ мое главное было, чтоб семья не «потекла» — есть такой термин. Чтоб не предали. Ни жена. Ни дру­ гие. Как у большинства диссидентов, слава Богу, семья оказалась на высоте. Выстояла. Хотя нападки и давление были очень сильные — со стороны госбе­ зопасности. Тончайшие. — То есть? — У них система. Начиная с того, что приходили «уговаривать»: надо вот так себя вести, вот такие показания давать. «Сиди тише, молчи — будет легче и тебе, и ему. Меньше срок дадут». Плюс.давление — жена-то еще работала. — А друзья как себя повели? — О, тяжелое дело. К сожалению, друзья цак раз оказались такие... Не выдержали. (Зломались. Был такой, ныне покойный Феликс Карелин... Потом — Виктор Капитанчук, Лев Регильсон... Они «потек­ ли». Посидев несколько месяцев, принесли покая­ ния. И, Наконец, самый знаменитый — Дмитрий Дудко. Священник, который теперь говорит, что, в общем-то, всем нам и Сахарову надо каяться Перед КГБ, просить у КГБ прощения, а не наоборот. Я си­ дел рядом в застенке, слышал, как он спорил со сле­ дователем, стучал, гремел. А потом следователя на­ градили Боевым Красным Знаменем, что он сумел его сломать. Это были друзья по диссидентству. Я вот сейчас создал Общественный Комитет защиты свободы со­ вести, а тогда был Общественный Комитет защиты прав верующих. Тоже собирали материал, предава­ ли гласности. Единственный Николай Гайнов ока­ зался стойким до конца, не покаялся, слава Богу. Правда, его не арестовывали. — Вы говорите — семья. А какая она у вас? .—Жена, трое детей, трое внуков. Жена — эконо­ мист, но давно не работает. На пенсии. Старшей до­ чери уже за 80 лет, окончила Бауманский институт (теперь университет) по медицинской электронной промышленности. Своя семья. Трое маленьких де­ тей. Так что тоже не работает. Зять живет отдельно. Вторая дочь — с нами. Заочно поступила на, юри­ дический. А сын в Америке учится. Ему 21 год. Пло­ хие отношения с нашим православием у меня отчас­ ти и поэтому. Он учится там в семинарии, в зару­ бежной Церкви, и параллельно в университет гото­ вится, учит язык. — Там, конечно, труднее, чем у нас? — Очень. Особенно, если Гринкарт не получишь. Нет, можно, конечно, но плати. А денег нет таких. Сам работает — в церкви помо1ает, прислуживает. — Жену матушкой величаете? — Только с иронией. А в основном — по имени. — Как нынче встретили Новый год? — Не думаю, чтобы он отличался в бытовом отно­ шении от торжеств у других людей. К сожалению, мы, православные, отмечаем по старому стилю и всту­ паем в некоторое противоречие с католиками, про­ тестантами, да и многими православными, которые делают это по новому календарю на Западе. Если бы мы встречали Рождество со всем остальным христи­ анским миром 25 декабря, то было бы полегче — особенно для детей, внуков, тех, кто хочет видеть елку к Новому году. А у нас, если соблюсти все ка­ ноны, это сугубый пост. Его многие нарушают. Что касается меня, то я, как у Соломона с его «суетой сует», спокоен. Новый год меня трогает уже мало. Возраст жизни такой, что пора готовиться к ее окончанию. Хоть это праздник и светский, видишь в нем мистику. Это не просто Новый год астрономи­ ческий, но и новая веха. Верстовой столб, который показывает новый километр, чтоб мы видели, сколь­ ко проехали по дороге жизни, сколько — впереди. Я живу в большом 22-этажном доме. Но что меня уми­ ляет — жизнь для большинства народа теперь слож­ ная, трудная, много оснований для уныния, а вос­ торг и веселье в эту ночь — небывалые. Как будто люди одарены необыкновенно счастливыми подар­ ками. Особенно — в этом году. Свободно продава­ лись всякие петарды, салюты, Никогда их столько не видел. Вспоминаю лишь сталинские салюты, ког­ да я был мальчишкой, и на каждом углу стреляли ракеты с крыш, зенитные установки, а еще раньше, в победу на Курской дуге, — трассирующие пули. Теперь, когда всю ночь — огромное количество зеленых, красных, белых ракет, бесконечные «Ура!», понимаешь, кроме прочего, — человек неисправи­ мый оптимист. Если можно сравнить его с какой-то, может быть, электронной машиной, ну и с точки зрения Господа Бога, оказывается, он имеет свою программу, запрограммирован на счастье, добро. По­ этому идея Царства Небесного, где великая и посто­ янная радость и славословие, вечная, как говорит­ ся, жизнь — жизнь будто при коммунизме в тран­ сформированном виде, как ее подавали коммунис­ ты, — эта идея вечно жива в сердцах людей. Они продолжает видеть перспективу, надеются на побе- ^ ду света — хотя бы в своей личной жизни. Это раду-Яь ет. “ — Глеб Павлович — вы удивительно опытный, политик. Но давайте лично о вас? Вы поднимаете бокал в эту ночь? Я видел по телевизору священ­ ника, который признается: хоть, дескать, и рост, во он не считает зазорным под Новый год сходить в баньку наподобие героя из фильма «(} легким паром», выпить водочки — ведь она из хлебушка, это не грех. А как поступаете вы? — Мой стол не отличается буквально ни чем.от стола обычных людей в любой светской компании. Я встречал праздники со многими. Абсолютно ника­ кой разницы. —« То есть вы пост на это время прерываете? Или Держите его как-то неполно? — У нас полностью это невозможно, хотя семья и жена постятся. Это невозможно выдержать даже в столовой Государственной Думы. Так что грешен, к сожалению. Страшного в этом ничего нет. Обычный стол. Собирается молодежь. Посмотрели выступле­ ние Ельцина. Я вскоре лег спать. — Что вы предпочитаете в еде? — Вкус у меня испорченный. Сам готовлю иног­ да. И рыбу, и что угодно. Когда был в лагере, мы часто голодали. В знак протеста. В день прав челове-(^^ ка. В иные политические дни. То — другое. Но это^^ были короткие голодовки. А однажды я не ел две недели, даже больше — у меня Библию отнимали. И вот.когда плохо с едой, страшно интересно изу­ чать кулинарные книги. Люблю сам солить огурцы. Люблю чеснок ^я^римв^^'^ы Щм^^;^ в ла- I — покойный Гамсахурдиа и его др' гере. А потом • «Ш х в Грузи ) узья- 'диссиденты. Когда я прйезжал^к ю, они уго щали меня всеми восточными специями. Поэтому, говорят, вкус у меня — варварский: чеснок, перец, прочее. Готовлю аджику первоклассную. Имение^ такую, как в Грузии. 9 —; У вас — коллекция поваренных, книг? — Нет. Все знания из лагеря. Может, когда ста­ ну совсем немощный, займусь этим. — А вообще, какой вы дома? Ну вот пришли, положим, свяли рясу и что — как обычный мужик, с газетой на диван? — Ну, конечно, в рясе не хожу. Телевизор — да, смотреть приходится. Газеты читаешь и дома, и в офисе. А в остальном — все обычное. Вот когда слу­ жил священником, там своя специфика: надо гото­ виться к службе, к проповеди. А тут религиозная моя сторона сведена к минимуму: молитва вечерняя, утренняя. Кратко, естественно. Единственное, когда причащаешься, то идешь в рясе. — А сами вы сколько людей причастили, отпе­ ли? — Много. Сотни. Я не вел статистики ни отпе­ тых, ни крещеных. Большинство ведь крестится, знаете как? Поскорее. Без тщательного и сознатель­ ного подхода к вере. Хотя я служил священником мало — всего три с половиной года. Потом 25 лет был под запрещени­ ем. — Дома как вы работаете? У вас там компь­ ютер, пишущая машинка, что-то еще? — Нет, самым примитивным образом. Ни компь­ ютера, нР 1 чего. Записки — да. Как вот у вас, нарабо­ танный блокнот. На таком вот пещерном уровне. Про­ сто я очень долго сижу здесь (в Госдуме —Ю. Д.). А дома работать практически некогда. — Ваш девиз? — Одного какого-то нет. Единственное, что всег­ да было, -ответственность в работе. Я йогой прежде, чем христианством, занимался. Это наложило отпе­ чаток. Рано философией увлекся — мне было 16. Литературу собирал. Капельку знал буддизм. Был христианин — за ручку мама традиционно водила. Потом — кризис: стал ярым атеистом. Через фило­ софский идеализм постепенно перешел, стал инте­ ресоваться теософией, антропософией и уже позже вернулся к христианству. — Одежда для вас много значит? Вы на сей счет привередливы? — Наоборот, меня ругают. Говорят, одеваешься чуть ли не как бич. А я просто неприхотлив. У меня всегда было какое-то странное чувство неприлично хорошо одеваться. Хотя при этом, конечно, какой- то*минимум эстетики и чистоплотности должен ос­ таваться. — Ваш внешний облик — ваша забота? Или па­ рикмахера? —Жены. Всю жизнь меня стрижет жена. Не счи­ тая того самого Дмитрия Дудко. Когда-то давно, когда он только вернулся из лагеря, то стриг меня он, этот священник. Одержимый, я считаю, духовно слом­ ленный человек. — А женщин у вас в жизни много было, Глеб Павлович? Вообще, каково у вас отношение к пре­ красному полу? — Ну, как сказать, я не могу быть равнодуш­ ным. Понимаете, мне не хотелось бы, честно говоря, откровенно отвечать на эти вопросы. Чтоб не было соблазна. Не потому, что я уж какой-то особый греш­ ник в этом смысле и сильно нарушал. Во всяком случае, заповедей держаться как-то старался. — Кстати, а сколько из десяти этиЯ заповедей вы не нарушили? — Ох, тяжелый вопрос. — Страшный. И все-таки? — Кто не нарушал? Таких, наверное, и преподо­ бных нет, святых. Может быть, по мелочи, но все нарушали. — Все десять? — В той или иной степени. Для этого и есть ис­ поведь. Беседу вел Юрий ДЮКАРЕВ г. Москва. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz