Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
с и т у а ц и я в Р о с с и и — " н а п о д в е с е ' 23 м ар т а 1 99 6 г. . . . н е п о т о м у , ч т о я о с о б ы й г р е ш н и к " № 56 (1 1 20 ) В е р с * ^ Б О М Б У Н Е Н А Ш Л и , н о в з рь г е д О П А С А Ю Т С Я Ч т о п р о и с х о д и т в «к о р идо р а х вла ст и » п о сле т о г о , к ак Го сд ум а п р и н я ла сво ё п о ст а н о вле н и е о во зр о ж д е н ии Уходящая неделя в Москве перелива ла через край политическими страстями, в воздухе попахивало октябрем-93. Ре шение Госдумы напомнить стране о ре ферендуме Союза ССР пятилетней дав ности было расценено большинством га зет и Т В как денонсация Беловежских соглашений и открытая конфронтация с Борисом Е1пьциным. Сам президент от реагировал так же, только еще более эмо ционально. Пик пикировок пришелся на начало недели — понедельник-среду. Замести тель спикера Госдумы Артур Чилинга ров заявил, что, придя поутру на работу, не был допущен в стены парламента. Там оказалось большое число спецназовцев, которые вели себя бесцеремонно, объяс няя это тем, что в здание Госдумы якобы подложена бомба. Не пустили дальше входа и председателя Комитета по про мышленности, строительству, транспор ту и энергетике Владимира Гусева. Ему б ыл изложен иной мотив: в парламенте, дескать, повышенная радиация. Эти факты бурно обсуждались на пле нарном, заседании в среду. Создана ко миссия во главе с председателем Коми тета по безопасности Виктором Илюхи ным, которая вступила в контакт со спец службами, чтобы разобраться, что к чему. В кризис ном режиме провели консуль тации с Борисом Ельциным спикер Со вета Федерации Егор Строев и спикер Госдумы Геннадий Селезнев. В кулуарах пошли гулять са мые невообразимые слу хи, в том числе страшные. Одна сотрудница-де ночевала в Гос думе и, покинув ее к четырем утра, ви дела войска, чуть ли не целую дивизию — от Охотного ряда до Пушкинской пло щади. Существовал, мол, замысел разо гнать мятежный парламент, но генера лы-силовики не согласились. Фразу Ель цина, что «Дума ответит», многие расце нили чуть ли не как «золотой дубль» осе ни 1893 года. Во скресно-понедельнич ная блокада здания парламента рассмат ривается как психологическое давление на депутатов. В ходе подо бных опера ций не исключены также негласные обыс ки и досмотры внутренних объектов, при нятие других упреждающих техничес ких, оперативных и организационных мер. Многие, например, прёдполагают, что здание оснастили дополнительным арсе налом подслушивающих «жучков» и дру гой аппаратуры. Доходит до того, что вы сказываются и такие подозрения: если бомбы и не было, то почему бы теперь ей и не появиться? Коммунисты, в частнос ти, допускают, что идея роспуска Думы актуальна и сегйдня. Это могут сделать сразу же, как только депутаты разлетят- ся-разъедутся по домам на недельные ка никулы. В этом случае роль глав ного и единственного законодательного органа страны якобы может взять на себя Совет Федерации. Самая, же' неожиданная версия — буд то Борис Николаевич готов пожертвовать фигурой Виктора Чер номырдина. В нача ле недели, мол, они советовались узким кругом и рассматривался вариант, когда Черномырдин может отойти в тень, а Бо рис Николаевич внесет в Госдуму заведо мо непроходную кандидатуру на его мес то. После трехразового непрохождения предложенных Ельциным кандидатур пре зидент получает возможность расстаться с депутатами «мирным путем». Я попросил прокомментировать проис ходящее одного из «именинников» — ли- Р а с)гео к В э т е с л а в а Ш И ЛО ВА дера КПРФ Геннадия Зюганова. Вот что о н сказал. — То, что развернулось вокруг поста новления Госдумы «О Юридической силе для Российской Федерации — России ре зультатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу сохранения Союза ССР», может иметь для страны тяжелые последствия. Они очевидны. Страна нахо дится в тяжелейшем системном кризисе. Рейтинг Бориса Николаевича падает, при чем, самое любопытное, — именно после шагов, подобных тем, что он делает в эти дйи. В свое время его избрали презид ентом России. Он прОшел. А сейчас за него лишь 8-10 процентов избирателей. Только он чуть-чуть оживился, стал-заниматься де лом, как опять раздувает психоз. Мне ка жется, у него нет талантливых советни ков. Ведь Дума ни на что не покушается. Только восстанавливает итоги всенародно го референдума 1991 года. Опираясь на это, можно вести интеграцию. Энергично. Гра-. мотно. Это сулит политический капитал. Но нет — он не желает. Шумят насчет соглашения по СНГ. Но вы поднимите этот документ, там записа но: СНГ —это союз государств, где сущес твуют единая финансовая система, единая денежная единица, единая система без опасности, борьбы с преступностью и мно гое прочее. Где все это? Не выполняется. шш ш СССР Мы же предлагаем поэтапно, не покуша ясь ни на чей суверенитет, вести интег рацию. Вот и все. М еня просто потрясло, что советники его написали протест, не читая нашего документа. Они, к приме ру, пишут, будто мы денонсировали ре шение по СНГ, а мы, напротив — все, что с СНГ связано, только подтвердили. Кстати, и Совет Федерации, несмотря на отдельные резкие выкрики, принял, на мой взгляд, очень уважительное и взве шенное решение. Была попытка одну палату парламента столкнуть с другой. Ничего из этого не вышло. Удивил меня Юрий Лужков. В пос леднее время он стал- занимать достаточ но взвешенную политическую линию и вдруг теперь говорит, что, дескать, в Го сударственной Думе — диверсия. Но, из вините, щля одной Думы 250 диверсан тов — это многовато. А вот если говорить о реакции наро да, то она диаметрально противополож ная. Рыбаки с Дальнего Востока присла ли десятки т ысяч одобрительных откли ков. Я выступал в минувшее воскресенье с предвыборной платформой — зал на 5 тысяч человек был переполнен. Реакция была удивительно теплой и энергичной. Я давно такого единодушия не видел; Но, если обратили внимание, по теле визору никого из оппонентов нынешней власти особо не показывают. Даже такие квалифицированные дикторы, как Ари на Шарапова, занялись чем угодно, но не информированием сограждан. Разжи гание страстей в этой обстановке может обернуться бедой для всех. Мы были в одном шаге от нее, когда утром в поне дельник Ельцин собрал у себя силовые ведомства. К счастью, они заявили, что не могут поддержать чрезвычайщину в стране, ибо это закончится Чечней по всей России. Разговор шел напрямую, до статочно энергично. Надо отдать долж ное: все, кто занимает руководящие до лжности в правоохранительной ситеме, будь то Конституционный Суд, прокура тура, М ВД, армия, сказали, что будет беда. С одной Чечней не можем расхле- баться, а тут вся страна станет Чечней. Провокаторы только и ждут этого. Я с изумленим узнал, что упомяну тый протест готовил помощник президен та Юрий Батурин. Человек достаточно интеллигентный. Культурный. И вдруг выдает бумаги,- за которыми стоит боль шая война. Вплоть до разг она Думы и всех депутатов. А за ними ведь — мил лионы избирателей. КПРФ действует строго в рамках закона. И если с ней не умеют разговаривать, то надо хотя бы помнить, что наша организация — это полмиллиона человек. Плюс поддержа ли нас на выборах 15 миллионов. На всех арканов не хватит. Никакой ГУЛАГ не справится. Юрий ДЮКАРЕ В, парлам ентский обозреватель «Липецкой газеты*. П и т а н и е и зд о р о в ь е СОВЕТЫ И Н Д И ЙС КО ГО ЙО ГА К У МА Р К Р ИШ Н А МАГ И (По материалам словацкого журнала «Эсперантиста ве- гетариано») В а ж н о в е р и т ь . Т о м у , у к о г о ш о е к о л и ч е с т в о б а к т е р и й , н е т х о т ь н е м н о г о с и л ы в о л и и к о т о р ь ю м ы н е с п о с о б н ы о д о - в е р ы в в ы з д о р о в л е н и е , н е л е т ь , п е р е р а б о т а т ь . Н а ш е п о м о г у т и л у ч ш и е л е к а р с т в а . т е л о с о з д а н о н е д л я т о г о , ч т о - В а ж н о з н а т ь в н у т р е н н ю ю б ы с т а т ь м о г и л о й д л я м я с н ы х п р и ч и н у е в р е й б о л е з н и . И н - т р у п о в , д и й с к и е ж е н щ и н ы р и с у ю т Е с л и ж и в о т н о е ч у в с т в у е т , с е б е ч е р н у ю т о ч к у м е ж д у б р о - ч т о у н е г о н е в с е в п о р я д к е , в я м и , ч т о о з н а ч а е т о т к р ы т и е о н о п р е к р а щ а е т е с т ь . П о п р о - т р е т ь е г о г л а з а . П о м н и т е , ч т о б у й т е с д е л а т ь э т о с а м и . Е с ли ж е н щ и н ы б оле .е ч у в с т в и т е л ь - п о ч у в с т в у е т е н е д о м о г а н и е , н е ны , л у ч щ е р а с п о з н а ю т с у т ь е щ ь т е , т о л ь к о п е й т е п о н е м н о - б о л е з н и и е е п р и ч и н ы . Ч е л о - г у к л ю ч е в у ю в о д у , к о т о р у ю в е к о б л а д а е т н е т о л ь к о ф и з и - м о ж н о с л е г к а п о д о г р е т ь . Н е ч е с к и м т е л о м , н о и в н у т р е н - д у м а й т е , ч т о в о д а н а н о с и т н е й с у т ь ю , п о э т о м у н е в о з - в р е д — о н а о ч и щ а е т в аш о р - м о ж н о л е ч и т ь л и ш ь ф и з и ч е с - г а н и з м , в ы м ы в а е т в с е з а г р я з - к о е т е л о , н е о б х о д и м о ч т о - т о н е н н о е , н е з д о р о в о е , в р е д н о е , д е л а т ь и д л я с в о е й в н у т р е н - В о в р е м я е ды с к о н ц е н т р и - н е й с у т и . р у й т е в а ш и м ы с л и т о л ь к о на М н о г и е с ч и т а ю т , ч т о н е - е д е , д у м а й т е о т о м , ч то е д а в о з м о ж н о ж и т ь б е з м я с а . Е с т ь п р и н о с и т в ам з д о р о в ь е и б о д - и т а к и е , к о т о р ы е у т в е р ж д а ю т , р о с т ь , е ш ь т е с п о к о й н о , с о - б у д т о о н и в е г е т а р и а н ц ы , н о с р е д о т о ч е н н о . В аш ж е л у д о к п р и э т о м е д я т м н о г о я и ц , б у д е т и с п ы т ы в а т ь р а д о с т ь , р ы б ы , н е п р а в и л ь н о с о ч е т а я П о м н и т е , ч т о б е л ы й х л е б п р о д у к т ы м е ж д у с о б о й , а п о - и м у ч н ы е и з д е л и я н е п р и н о - т о м у д и в л я ю т с я , ч т о у н и х с о с я т з д о р .о в ь я , ж е л у д о к с т р а - з д о р о в ь е м н е в с е в п о р я д к е . д а е т , н е м о ж е т и х п е р е в а р и т ь . С у щ е с т в е н н а я р а з н и ц а — д о - Н а и л у чш и й х л е б — д Ь м а ш н и й , б а в л я т ь л и в с а л а т й о г у р т и л и и з г о т о в л е н н ы й и з п о л н о ц е н - с а л о . Ч е л о в е ч е с к и й о р г а н и з м н о й м у к и . Н е е ш ь т е м н о г о на н е н у ж д а е т с я в б о л ь ш о м к о - н о ч ь . л и ч е с т в е ж и р о в . Ж и р ы ж и в о т - В И н д и и с у щ е с т в у е т о б ы - н о г о п р о и с х о ж д е н и я т а к ж е , ч а й р а н о в с т а в а т ь и м ы т ь с я , к а к и м я с о , о б р а з у ю т в к р о в и Р е к о м е н д у е т с я п р и н и м а т ь м е л ь ч а й ш и е « ж и р о в ы е к о м о ч - д у ш у т р о м и в е ч е р о м ^ с н а ч а - к и » , к о т о р ы е в м е с т е с к р о в о - л а г о р я ч и й и л и т е п л ы й , з а т е м т о к о м м о г у т п о п а с т ь в р а з л и ч - х о л о д н ы й . Э т о , к р о м е в с е г о н ы е о р г а н ы , з а к у п о р и т ь и х и п р о ч е г о , с п о с о б с т в у е т г а р м о - с т а т ь п р и ч и н о й б о л е з н и . И л и н и и и в с у п р у ж е с к о й ж и з н и , ж е н а к а п л и в а ю т с я в о д н о м Е с л и е с т ь в о з м о ж н о с т ь , с л е - м е с т е и п о с т е п е н н о о б р а з у - д у е т х о д и т ь б о с и к о м п о т р а - ю т о п у х о л ь . в б . В И н д и и н е т с т у л ь е в , с и - Е ш ь т е о в о щ и , ф р у к т ы и д я т о б ы ч н о н а п о л у , п о э т о м у з е р н о в ы е . М о ж н о к о м б и н и р о - и н е т б о л е з н е й , к о т о р ы е н е - в а т ь с М о л о ч н ы м и п р о д у к т а - р е д к и в з а п а д н ы х с т р а н а х . Т о м и — и вы б у д е т е з д о р о в ы . ж е к а с а е т с я и с н а . В И н д и и Р а з л и ч н ы е р е л и г и и р е к о - с п я т н а п о л у . П о п р о б у й т е м е н д у ю т х о т я б ы р а з в н е д е - с а м и , и я у в е р е н , ч то ч е р е з ЛЮ п о с т и т ь с я . Э т о д а е т о т д ы х н е с к о л ь к о м е с я ц е в вы и з б а - ж е л у д к у . А е с л и о т д ы х а е т ж е - в и т е с ь о т р а з л и ч н ы х н а р у ш е - л у д о к , о т д ы х а ю т и д р у г и е о р - н и й в в а ш е м з д о р о в ь е , раны Е с л и б у д е т е п и т а т ь с я с о ^ В ы с а м и п о к у п а е т е с е б е о т в е т с т в у ю щ е й е с т е с т в е н н о й б о л е з н и , к о г д а Г1 0 купае те н е - п и щ е й , в аш е м ы ш л е н и е с т а - п о д х о д я щ у ю п и щ у и е д и т е н е т б о л е е г а р м о н и ч н ы м и вы б о л ь ш е , ч е м н у ж н о . Ч е л о в е к б у д е т е б о л е е д о в о л ь н ы н е н у ж д а е т с я в б о л ь ш о м к о - ж и з н ь ю . Г а р м о н и ч н о е м ы ш л е - л и ч е с т в е п и щ и . В с е , ч т о о н н и р , ч у в с т в о в н у т р е н н е й г а р - е с т н е о б х о д и м о т щ а т е л ь н о м о н и и и у д о в л е т в о р е н и я с п о - п е р ’е ж е в ы в а т ь . С к о л ь к о у н а с с о б с т в у ю т з д о р о в ь ю и д е л а - з у б о в , с т о л ь к о р а з м ы д о л ж - ю т ж и з н ь б о л е е д о л г о й , н ы и ж е в а т ь т о , ч т о у н а с в о р т у . В м я с е с о д е р ж и т с я б о л ь - _____________________ ( И Т А Р - Т А С С ) . Л И П Е Ц К О М У К Л У Б У «О З А Р Е Н И Е » - П Я Т Ь ЛЕ Т Необычное оживление царило с утра в минувшее воскресенье на Силикатных озерах. Более сотни людей —и молодежь, и пожи лые, и дети — поздравляли друг друга с праздником. Искупав шись в мартовской полынье, собрались за импровизированным столом. Угощение было на славу: домашнее печение и пироги, сдоба и варенье... Так последователи Порфирия Корнеевича Иванова отмечали пя тилетие своего клуба «Озарение», созданного при техническом уни верситете. И погода была под стать яркое солнце отражалось в воде, радовала синь неба. Не было тостов и здравиц, но шел инте ресный разговор о природе, об Учителе, о липчанах, которые при шли в клуб и не жалеют об этом. Они не вспоминали о своих недугах, которые, собственно, и заставили их прийти к учению Иванова, а говорили о том, как надо жить в согласии с природой, как использовать ее факторы и законы, чтобы не болеть. О делах и планах клуба рассказали преподаватели ЛГТУ В.П. Добр ынин, В.С. Борисов, Л.Д. Са нжировская. Активистка клуба Л.Ф. Киселева прочитала стихотворение, посвященное юбилею. Долго продолжалась беседа у костра. Все, что говорилось, б ыло интересно и понятно. Ведь здесь собрались еди номышленники, уме ющие понимать и поддерживать друг друга, стремящиеся по-ново му жить в природе. Владимир ЛИЧКОВ. Фо т о вз г л я д Р ы б а ц к о е с ч а ст ь е . Ф от о Н . Т К А Ч Е Н К О . Г я д й Я К У Н И Н ; « К П РЕ К РА СНО М У ПО Л У Я НЕ МОГ Б ЫТ Ь РАВ НО ДУШ НЫ М» » П о ли т и к и в д о м аш н и х т а п о ч к а х Г л е б Я к у н и н ( р . в 1 9 3 4 г . ) р у к о п о л о ж е н в с в я щ е н н и к и в 1 9 6 2 г о д у , с л у ж и л в К а з а н с к о м х р а м е г о р о д а Д м и т р о в а в П о д м о с к о в ь е . В 1 9 6 6 - м — з а п р е щ е н в с в я щ е н н о с л у ж е н и и , в 1 9 8 0 - м — о с у ж д е н з а а нт и с о в ет с к ую а г ит ац ию и п р о п а г а н д у , б ы л у з н и к о м Л еф о р т о в о и л а г е р я П е р м ь - 3 7 д о 1 9 8 5 г о д а , з ат е м н а д в а с п о л о в и н о й г о д а с о с л а н в Я кут ию . А м н и с т и р о в а н в 1 9 8 7 г о д у . Б ы л в о с с т а н о в л е н в с в я щ е н н о с л у ж е н и и , ч е м и з а н и м а л с я д о 1 9 9 2 г о д а в п о д м о с к о в н о м Щ е л к о в о . Д еп ут ат В С Р о с с и и ( 1 9 9 0 г . ) и пят ой Г о с д у м ы ( 1 9 9 3 г . ) . В 1 9 9 5 г о д у л и ш е н с а н а с в я щ е н н и к а з а от к а з оставить д е п ут ат с к ую д е я т е л ь ност ь . В д еп ут ат ы 6 - й Г о с д у м ы н е п р о ш е л . С е й ч а с в о з г л а в л я ет Комит ет С в о б о д ы С о в е с ти. П о ст о я н н о ж и в ет в М о с к в е . — У вас есть теща? — Есть. Престарелая. Живет у с ына. Но и у нас бывает. Мне повезло — хорошая теща. Нормальная. Это большое счастье. — Ну, и как она относится к тому, что зять — священник? — Она религиозная. Поэтому наоборот — спроси те, как она реагирует, что меня сана лишили? Что я с Патриархией воюю? Как будто не смущается. — Занятно, а вот что за быт у священника? — Да, но я ведь священник не стандартный, как говорится. Какой быт? У меня уходило все на общес твенные дела, на политические — Дума, «Демокра тическая Россия», структуры... Бытом некогда за-- ниматься. Мне даже литературу почитать было не когда до сих пор. Живешь практически багажом, который получил в юности, в молодости. Занимаешь ся чисто политическими проблемами. Мало отдаешь религии. — То есть вы — больше политик, чем семьянин? — Да. Семьей жена больше занимается. — Женились поздно? — 27 лет мне было. Канун тяжелых хрущевских гонений, 1961-й год. В 62-м я б ыл рукоположен. Хру щев как раз поставил задачу — ликвидировать рели гию, она как бы должна умереть. Закрыли больше половины храмов: из 20 тысяч осталось 7-8 тысяч. Сделали это с помощью нашей Йерархии, к сожале нию. Было это как будто недавно. Жизнь быстро про скочила. — Вы были осуждены, но свою миссию все рав но ставили выше сеьуьи, детей? . — Конечйо. Считал — это мой долг. —.у вас такое жестокое сердце? —Не жестокое, а, я бы сказал, справедливое. Чув ство долга. Знаете, когда становишься священником и служишь в храме, то снимаешь с руки колечко. Тебя водят вокруг Престола. Священник как бы об- ■ ручается символически с самой Церковью. Это зна- , чит, служение ей, общественной, религиозной орга низации — первая задача, а семья отодвигается как бы на второй пдан. С точки зрения христианской морали это обязательно. — Да, но вы обвенчались как бы и с политикой? Это вроде двоебрачия? — Вы пра[вильно сказали. Ну что же? Дилемма сложная. Однозначно не ответишь. По возможности старался, чтоб это была гармония. Не всегда получа-. ется. Специально семью в жизни я, конечно, не от талкивал — так случилось. Тем более, когда сел в ' тюрьму. Тут уже действовали внешние условия. Са мое главное было, чтоб семья не «потекла» — есть такой термин. Чтоб не предали. Ни жена. Ни дру гие. Как у большинства диссидентов, слава Богу, семья оказалась на высоте. Выстояла. Хотя нападки и давление были очень сильные — со стороны госбе зопасности. Тончайшие. — То есть? — У них система. Начиная с того, что приходили «уговаривать»: надо вот так себя вести, вот такие показания давать. «Сиди тише, молчи — будет легче и тебе, и ему. Меньше срок дадут». Плюс.давление — жена-то еще работала. — А друзья как себя повели? — О, тяжелое дело. К сожалению, друзья цак раз оказались такие... Не выдержали. (Зломались. Был такой, ныне покойный Феликс Карелин... Потом — Виктор Капитанчук, Лев Регильсон... Они «потек ли». Посидев несколько месяцев, принесли покая ния. И, Наконец, самый знаменитый — Дмитрий Дудко. Священник, который теперь говорит, что, в общем-то, всем нам и Сахарову надо каяться Перед КГБ, просить у КГБ прощения, а не наоборот. Я си дел рядом в застенке, слышал, как он спорил со сле дователем, стучал, гремел. А потом следователя на градили Боевым Красным Знаменем, что он сумел его сломать. Это были друзья по диссидентству. Я вот сейчас создал Общественный Комитет защиты свободы со вести, а тогда был Общественный Комитет защиты прав верующих. Тоже собирали материал, предава ли гласности. Единственный Николай Гайнов ока зался стойким до конца, не покаялся, слава Богу. Правда, его не арестовывали. — Вы говорите — семья. А какая она у вас? .—Жена, трое детей, трое внуков. Жена — эконо мист, но давно не работает. На пенсии. Старшей до чери уже за 80 лет, окончила Бауманский институт (теперь университет) по медицинской электронной промышленности. Своя семья. Трое маленьких де тей. Так что тоже не работает. Зять живет отдельно. Вторая дочь — с нами. Заочно поступила на, юри дический. А сын в Америке учится. Ему 21 год. Пло хие отношения с нашим православием у меня отчас ти и поэтому. Он учится там в семинарии, в зару бежной Церкви, и параллельно в университет гото вится, учит язык. — Там, конечно, труднее, чем у нас? — Очень. Особенно, если Гринкарт не получишь. Нет, можно, конечно, но плати. А денег нет таких. Сам работает — в церкви помо1ает, прислуживает. — Жену матушкой величаете? — Только с иронией. А в основном — по имени. — Как нынче встретили Новый год? — Не думаю, чтобы он отличался в бытовом отно шении от торжеств у других людей. К сожалению, мы, православные, отмечаем по старому стилю и всту паем в некоторое противоречие с католиками, про тестантами, да и многими православными, которые делают это по новому календарю на Западе. Если бы мы встречали Рождество со всем остальным христи анским миром 25 декабря, то было бы полегче — особенно для детей, внуков, тех, кто хочет видеть елку к Новому году. А у нас, если соблюсти все ка ноны, это сугубый пост. Его многие нарушают. Что касается меня, то я, как у Соломона с его «суетой сует», спокоен. Новый год меня трогает уже мало. Возраст жизни такой, что пора готовиться к ее окончанию. Хоть это праздник и светский, видишь в нем мистику. Это не просто Новый год астрономи ческий, но и новая веха. Верстовой столб, который показывает новый километр, чтоб мы видели, сколь ко проехали по дороге жизни, сколько — впереди. Я живу в большом 22-этажном доме. Но что меня уми ляет — жизнь для большинства народа теперь слож ная, трудная, много оснований для уныния, а вос торг и веселье в эту ночь — небывалые. Как будто люди одарены необыкновенно счастливыми подар ками. Особенно — в этом году. Свободно продава лись всякие петарды, салюты, Никогда их столько не видел. Вспоминаю лишь сталинские салюты, ког да я был мальчишкой, и на каждом углу стреляли ракеты с крыш, зенитные установки, а еще раньше, в победу на Курской дуге, — трассирующие пули. Теперь, когда всю ночь — огромное количество зеленых, красных, белых ракет, бесконечные «Ура!», понимаешь, кроме прочего, — человек неисправи мый оптимист. Если можно сравнить его с какой-то, может быть, электронной машиной, ну и с точки зрения Господа Бога, оказывается, он имеет свою программу, запрограммирован на счастье, добро. По этому идея Царства Небесного, где великая и посто янная радость и славословие, вечная, как говорит ся, жизнь — жизнь будто при коммунизме в тран сформированном виде, как ее подавали коммунис ты, — эта идея вечно жива в сердцах людей. Они продолжает видеть перспективу, надеются на побе- ^ ду света — хотя бы в своей личной жизни. Это раду-Яь ет. “ — Глеб Павлович — вы удивительно опытный, политик. Но давайте лично о вас? Вы поднимаете бокал в эту ночь? Я видел по телевизору священ ника, который признается: хоть, дескать, и рост, во он не считает зазорным под Новый год сходить в баньку наподобие героя из фильма «(} легким паром», выпить водочки — ведь она из хлебушка, это не грех. А как поступаете вы? — Мой стол не отличается буквально ни чем.от стола обычных людей в любой светской компании. Я встречал праздники со многими. Абсолютно ника кой разницы. —« То есть вы пост на это время прерываете? Или Держите его как-то неполно? — У нас полностью это невозможно, хотя семья и жена постятся. Это невозможно выдержать даже в столовой Государственной Думы. Так что грешен, к сожалению. Страшного в этом ничего нет. Обычный стол. Собирается молодежь. Посмотрели выступле ние Ельцина. Я вскоре лег спать. — Что вы предпочитаете в еде? — Вкус у меня испорченный. Сам готовлю иног да. И рыбу, и что угодно. Когда был в лагере, мы часто голодали. В знак протеста. В день прав челове-(^^ ка. В иные политические дни. То — другое. Но это^^ были короткие голодовки. А однажды я не ел две недели, даже больше — у меня Библию отнимали. И вот.когда плохо с едой, страшно интересно изу чать кулинарные книги. Люблю сам солить огурцы. Люблю чеснок ^я^римв^^'^ы Щм^^;^ в ла- I — покойный Гамсахурдиа и его др' гере. А потом • «Ш х в Грузи ) узья- 'диссиденты. Когда я прйезжал^к ю, они уго щали меня всеми восточными специями. Поэтому, говорят, вкус у меня — варварский: чеснок, перец, прочее. Готовлю аджику первоклассную. Имение^ такую, как в Грузии. 9 —; У вас — коллекция поваренных, книг? — Нет. Все знания из лагеря. Может, когда ста ну совсем немощный, займусь этим. — А вообще, какой вы дома? Ну вот пришли, положим, свяли рясу и что — как обычный мужик, с газетой на диван? — Ну, конечно, в рясе не хожу. Телевизор — да, смотреть приходится. Газеты читаешь и дома, и в офисе. А в остальном — все обычное. Вот когда слу жил священником, там своя специфика: надо гото виться к службе, к проповеди. А тут религиозная моя сторона сведена к минимуму: молитва вечерняя, утренняя. Кратко, естественно. Единственное, когда причащаешься, то идешь в рясе. — А сами вы сколько людей причастили, отпе ли? — Много. Сотни. Я не вел статистики ни отпе тых, ни крещеных. Большинство ведь крестится, знаете как? Поскорее. Без тщательного и сознатель ного подхода к вере. Хотя я служил священником мало — всего три с половиной года. Потом 25 лет был под запрещени ем. — Дома как вы работаете? У вас там компь ютер, пишущая машинка, что-то еще? — Нет, самым примитивным образом. Ни компь ютера, нР 1 чего. Записки — да. Как вот у вас, нарабо танный блокнот. На таком вот пещерном уровне. Про сто я очень долго сижу здесь (в Госдуме —Ю. Д.). А дома работать практически некогда. — Ваш девиз? — Одного какого-то нет. Единственное, что всег да было, -ответственность в работе. Я йогой прежде, чем христианством, занимался. Это наложило отпе чаток. Рано философией увлекся — мне было 16. Литературу собирал. Капельку знал буддизм. Был христианин — за ручку мама традиционно водила. Потом — кризис: стал ярым атеистом. Через фило софский идеализм постепенно перешел, стал инте ресоваться теософией, антропософией и уже позже вернулся к христианству. — Одежда для вас много значит? Вы на сей счет привередливы? — Наоборот, меня ругают. Говорят, одеваешься чуть ли не как бич. А я просто неприхотлив. У меня всегда было какое-то странное чувство неприлично хорошо одеваться. Хотя при этом, конечно, какой- то*минимум эстетики и чистоплотности должен ос таваться. — Ваш внешний облик — ваша забота? Или па рикмахера? —Жены. Всю жизнь меня стрижет жена. Не счи тая того самого Дмитрия Дудко. Когда-то давно, когда он только вернулся из лагеря, то стриг меня он, этот священник. Одержимый, я считаю, духовно слом ленный человек. — А женщин у вас в жизни много было, Глеб Павлович? Вообще, каково у вас отношение к пре красному полу? — Ну, как сказать, я не могу быть равнодуш ным. Понимаете, мне не хотелось бы, честно говоря, откровенно отвечать на эти вопросы. Чтоб не было соблазна. Не потому, что я уж какой-то особый греш ник в этом смысле и сильно нарушал. Во всяком случае, заповедей держаться как-то старался. — Кстати, а сколько из десяти этиЯ заповедей вы не нарушили? — Ох, тяжелый вопрос. — Страшный. И все-таки? — Кто не нарушал? Таких, наверное, и преподо бных нет, святых. Может быть, по мелочи, но все нарушали. — Все десять? — В той или иной степени. Для этого и есть ис поведь. Беседу вел Юрий ДЮКАРЕВ г. Москва. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz