Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
з а в т р а б у д е т п о з д н о . 9 9 6 Л Т - 2 ч е м г о с у д а р с т в о б о г а т е е т . № 4 4 (1 1 08 ) З а к о н о в м н о г о — т о л к у м а л о Предпр инятая пять лет назад попытка сра зу перейти от централизованного управления к саморегулирующейся системе рыночных от ношений вызвала целую волну новых зако нов. В результате м ы получили законодатель ство, полное противоречий. Судите сами. По оценке государственно-правового управления при президенте России, ежегодно встране при нимается до 35000 нормативных актов. В со ответствии с Конституцией России 89 субъек там Федерации, в том числе и Липецкой об ласти, предоставлено право принимать зако нодательные акты. Но проблема втом, что на местном уровне часто нет возможности полу чать достоверную информацию о действую щем законодательстве. Поэтому качество за конопроектных работ оставляет желать луч шего. Неразбериха в этом вопросе ведет к большим экономическим потерям. Взять ар битр ажные суды, где все больше времени ухо дит на оценку нормативных актов на непро тиворечивость. Уже сейчас нехватка арбит ражных судей достигает 40 процентов. Не является исключением и наша область. Не успело областное Собрание депутатов при нять закон «Об общих принципах организа ции местного самоуправления вЛипецкой об ласти», как прокуратура и представитель пре зидента опротестовали ряд положений этого закона. Такая же участь постигла решение сес сии Липецкого городского Собрания предста вителей, определившей структуру городско го самоуправления. Однако это только одна из проблем зако нотворчества. Другая состоит в реализации законодательных актов. Не секрет, что на мес тном уровне порой они принимаются без до статочного экономического обоснования и учета последствий их применения. Выход — в создании механизма реализа ции законов. Если местная администрация со бирает сильную команду, создает аналитичес кие центры, то она не только способна эффек тивно пользоваться нормативными актами, но и помогать в совершенствовании федераль ного законодательства. Одним из таких при меров является структура управления адми нистрации Воронежской области, разработан ная местным университетом и нашедшая при менение в других регионах. К сожалению, у нас практически отсутствует подразделение, способное на достаточно высоком професси ональном уровне работать с нормативными актами. М а л о м у б и з н е с у — б о л ь ш у ю д о р о г у Не меньшее значение имеет взаимодейст вие муниципальных властей с малым предпри нимательством. Экономические службы об ласти и города заняты, в основном, текущей статистической работой. И попытки админис трации исправить положение явно недоста точны. Т4к, комитет экономики администра ции Липецка недавно возглавил молодой энергичный специалист А. Гуркин. Но его рабочее время уходит преимущественно на совещания, заседания, подготовку различных справок. К тому же у него нет сильной коман ды. Назрела необходимость создать подраз деление из практиков-профессионалов. Они у нас есть.' Назову лишь кандидата экономичес ких наук, доцента кафедры бизнеса и менед жмента ЛТУЛ. Шамарину, недавно прошед шую трехгодичную стажировку в Швейцар ском техническом университете, кандидата наук, работавшего заведующим кафедрой экономики ЛТУ, С. Шебунина и других. Заниматься этим нужно сегодня, завтра— может быть поздно. Область и город зависят от АО «НЛМК», за счет прибыли которого в большей мере формируется бюджет. Но воз можно истощение этого ручейка доходов. На мировом рынке наблюдается перепроизвод ство черных металлов. Запад уже предъявля- М у н и ц и п ал ь н ы й з ае м п р о т и в «п и р ам и д » Набирает силу процесс выпуска муници пальных займов, которых в России зарегис трировано более 120. Они имеют титул госу дарственных, но это не означает, что феде ральное правительство гарантирует их пога шение. Оно только предоставляет налоговые льготы. С облигаций субъектов Федерации не платится налог на прибыль, которая по Т о ч ка зрения • Д О М НАДО НА С ТРОИТ Ь С Ш УН| А Н Е С К Р Ь Ч ИНАТ Ь 1АМЕНТА , || Н 1И ет России требование — ограничить постав ки ряда изделий из стали. Конечно, руковод ство комбината, удачно сочетая высочайший профессионализм и глубокие теоретические знания, в случае осложнений найдет решение проблемы. И всеже, думаю, нет необходимос ти объяснять, как важно уже сегодня найти и другие источники пополнения бюджета. Д а е ш ь м у н и ц и п ал ь н ы й бан к ! в первую очередь нужно создать муници пальный банк, который будет проводить кре дитно-денежную политику на Местном уров не; аккумулировать средства бюджетной сфе ры, коммунальных услуг, внедрять системы страхования инвесторов от риска. За такими банками будущее. Так, правительство Моск вы утвердило программу взаимодействия с банковской системой города врамках управ ления средствами столичного бюджета. Фун кции по обслуживанию счетов городского правительства в большей мере будут распре делены между муниципальными банками. Усиливая их роль, правительство столицы пополняет бюджет и осуществляет дорого стоящие проекты (строительство храма Хрис та Спасителя, восстановление больницы в го роде Буденновске и т.д.). В Ленинградской области также принято решение основать собственный банк, где пла нируется сконцентрировать основные бюд жетные средства. Новый вариант закона РФ «О банках и банковской деятельности» лега лизовал практику создания муниципальных банков, разрешил использовать государ ственные ресурсы при формировании устав ных капиталов. По нашим расчетам, созда ние муниципального банка администрацией Липецка способно более чем на треть увели чить бюджет города. Более того, переняв вы полнение части функции от Сбербанка иком мерческих банков, он мог бы стать крупней шим в регионе. Для этого есть все условия. Такому банку по силам будет открыть доступ к средствам, хранящимся вгосударственных, пенсионных, страховых и иных фондах. прочим ценным бумагам колеблется в рай оне 35 процентов, а налог на операции с цен ными бумагами втрое меньше. Наиболее ус пешно развивается рынок муниципальных облигаций в Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Сыктывкаре, Якутии. Размещение в Перми в конце 1994 года облигации облас тного займа во втором полугодии 1995 года позволило получить доход для бюджета бо лее 2 миллиардов рублей. Есть все условия и у нас. Администрация Липецка своевременно запретила необосно ванную приватизацию муниципальной со бственности, создав на будущее необходи мый резерв средств для улучшения социаль но-экономического положения города и вы пуска облигаций. Р ын о к жи лья: проблем ы и п ер спектив ы По сравнению с 1985 годом среднегодо вые объемы строительства в России упали более чем на 40 процентов. В настоящее вре мя не более 5 процентов граждан, нуждаю щихся в улучшении жилищных условий, мо гут единовременно оплатить строительство или приобрести жильё. Единственным реги оном страны, которому удалось сохранить количество вновь вводимых жилых площа дей, является столица, где около 65 процен тов новостроек продается по коммерческим ценам на открытом рынке, и стоимость квад ратного метра в 2-2,5 раза выше стоимости строительства. За счет этой разницы прави тельство Москвы имеет возможность распре делять треть вводимых площадей между оче редниками и зачислять во внебюджетный ин вестиционный фонд до 4 триллионов рублей в год. В последнее время растет спрос на при обретение жилья в рассрочку и снижается на жилье со стопроцентной предоплатой. Сей час используются различные механизмы при влечения средств. В том числе и размещение ценных бумаг. Наиболее надежными из них являются жилищные облигации муниципаль ных займов. Так, выполнение обязательств по облигациям Московского жилищного займа гарантировалось имуществом, принад лежащим правительству Москвы, и жилой площадью, строящейся по его заказу. В связи с решением федерального прави тельства не взыскивать налог на добавленную стоимость и спецналог на муниципальное строительство, атакже снятием налога на при быль ценных бумаг, следует ожидать резкого повышения ликвидности муниципальных цен ных бумаг, в том числе и вЛипецке (если они появятся). От в ау ч е р н о й к д е н е ж н о й Ваучерная приватизация имела целый пласт негативных явлений. Надежды на повы шение эффективности работы акционирован ных предприятий не оправдались. Серьезные злоупотребления обнаружились в процессе приватизации муниципальной собственности; магазинов, столовых, ателье. Городские власти приостановили эту при нудительную приватизацию из-за несоответ ствия оценочной и реальной стоимости объ ектов. Практика оценки недвижимости в Рос сии еще далека от норм, принятых в цивили зованных странах. Она осуществляется по стандартной методике по балансовой стои мости объектов, с учетом однократной пере оценки в соответствии с постановлением пра вительства от 1992 года. При фонде имущест ваЛипецкой области функционируют группы оценщиков. Но в связи с начавшейся денеж ной приватизацией муниципальной собствен ности и частичной продажи ее на аукционах возникнет острая необходимость подготовки более профессиональных оценщиков недвижи мости. Спрос на подобные услуги будет рас ти. Начинает работать закон о банкротстве, набирает обороты страховой рынок. Все это требует независимого и компетентного сужде ния о стоимости. Вр ем я д е л ат ь вы в о д ы Итак, к каким же выводам подводит крат кий аналитический обзор, проведенный нами? В первую очередь необходимо разработать экономические механизмы региональных от ношений; финансовые, собственнические, нор мативно-правовые. Особенно важно их ком плексное применение и выбор тех, которые следует задействовать в первую очередь. Нужно признать, что государство не спо собно на данном этапе обустроить надежный финансовый рынок. Поэтому нет иного спо соба начать инвестиции ввосстановлении эко номики региона, как создавать собственную финансовую инфраструктуру. Для этого надо разработать и принять закон, регулирующий функционирование липецких банков, а также иногородних филиалов и отделений, в основ ном, московских. Аккумулируя средства на селения регионов, они получают прибыль, ко торая уходит в столицу. Это одна из причин хорошего финансового положения Москвы, бюджет которой в значительной мере попол няется за счет оттока финансовых средств из регионов с помощью интервенции крупных московских банков. Нужно создать муниципальный банк, на ладить выпускмуниципа.мьиых займов, начать организационное оформление рынка жилья. Решение этих вопросов станет материальной базой для комплексного' развития инфраструк туры города и области. Дом надо начинать строить с фундамента, а не с крыши, как это у нас часто бывает. _____ __ _ А. СТАРОДУМОВ, ______________кандидат эконо.мических наук. Ф о н д и м у щ е с т в а Л и п е ц к о й о б л а с т и п р и г л а ш а е т р у к о в о д и т е л е й а к ц и о н е р н ы х о б щ е с т в п р и н я т ь у ч а с т и е в к о н с у л ь т а т и в н о м с о в е щ а н и и « Н о вы й з а к о н « Об а к ц и о н е р н ы х о б щ е с т в а х » в д е й с т в и и » . Со в е щ а н и е со стои тся 1 2 м а р т а 1 9 9 6 г о д а в 10 ч а со в п о а д р е с у : у л . С к о р о х о д о в а , 2 , в то р о й эта ж . в работе совещания принимают участие руководители и специалисты областной ад министрации, Комитета по. управлению госимуществом области, областного Арбит ражного суда, областного Фонда имущества и областной налоговой инспекции. В о п р о с ы с о в е щ а н и я : 1. Сфера применения закона «Об акционерных обществах». 2. Рещение организационных вопросов по проведению собраний, избранию руково дящих и исполнительных органов АО. 3. Приведение внутренних документов АО в соответствие с законом «Об акционер; ных обществах». На совещании можно приобрести ряд учредительных документов АО, привёденных в соответствие с федеральным законом «Об акционерных обществах». К о м п л е к т в к л ю ч а е т : — Закон об АО. — Примерный устав АО в новой редакции. — Положение «О порядке созыва и проведения общего собрания акционеров», по ложение о совете директоров, ревизионной комиссии и о деятельности регистраторов. Д л я п о л у ч е н и я к о м п л е к с а д о к ум е н т о в н е о б х о д и м о п е р е в е ст и 9 3 0 тыс. р у б л е й , в к л ю ч а я НДС , н а р / с ч е т Ф о н д а им ущ е ст в а . При себе иметь копию платежного поручения. В день проведения совещания стои.мость пакета .можно оплатить наличными. р^ р п п м м н я е м : с р о к д л я п р и в е д е н и я у ч р е д и т в л ь и м х _д о к у м е н т о в _ в г о о т в е т с т в и е с т р е б о в а н и я м и з а к о н а и с т е к а е т 1 и ю л я 1 9 9 6 г о д а . аш расчетный счет №609895 в «Липецккомбанке» МФО 044206704 МРКЦ ГУ ЦБ 4ФО 044206001 кор/счет 700161704 ИНН 4826012134. ( С п р а в к и п о т е л е ф о н а м : 7 4 - 3 9 - 6 5 ; 7 7 - 7 5 - 6 7 , 7 4 - 3 8 - 6 0 у м е хани зат ора у с м а н с к о г о к о л х о з а «Рассвет» В а с и л и я М а л аш е н к о (н а с н и м к е ) , к а к и у его т оварищ ей , г л а в н а я з а д а ч а с е й ч а с — подгот овка техники к в е с е н н е м у с е в у . К о н е ч н о , х л е б о р о б ы д ел ают каче ст в ен ны й ремонт , н о латание и з н ош е н н о г о о б о р у д о в а н и я н е может заменит ь п л а н о м е р н о г о о б н о в л е н и я п а р ка . Вот потому-то и о з а б о ч е н м еха ни зат ор . ^ ^ , ___________________ Ф о т о А . ЩУРОВА. С п е циа лист бьет тревогу БЕ РЕМ У З ЕМЛИ ДВ У М Я Р УКА МИ^ АОТДАЕМОДВОИ . ИТО Ч ЕРЕ З РА З ... ...Разговор пойдет о нашей земле-кормилице. 35 лет от дала янаучным изысканиям имогу свидетельствовать; о зем ле всегда тревожились, разрабатывали программы повыше ния плодородия российского поля. Природе понадобились тысячелетия, чтобы создать пло дородный пласт. Известно, например, что за столетие чер ноземный слой возрастает натри сантиметра. Только натри! А сегодня земля все время теряет свою силу. Снижение в почве содержания гумуса— основного показателя плодоро дия — происходит из года в год, а за последние пять лет на- растаюшими темпами. По данным проектно-изыскательно го Центра агрохимической службы (Липецкий» (ПИЦАС), за три десятилетия (1964-1994 гг.) содержание гумуса в поч вах области снизилось на 0,4 процента. Выполагаете, это не много? Тогда приведу такой пример. ВДобринском районе — прекрасные черноземы. В 1964 году в нихеодержалось 7,3 процента гумуса, теперь — 6,9. Доказано, что потеря одной десятой процента гумуса ведет к недобору 1 центнера зерна с гектара. Для Добринки это шесть-семь тысяч тонн. Что ка сается области в целом, то по той же причине хозяйства не добирают 60-65 тысяч тонн зерна. Не так уж и мало. И это особенно хорошо чувствуют земледельцы Задонского, Лебе дянского, Данковского, Краснинского районов. Казалось бы, чего проше; верни земле то, что взял, и она еще послужит. Но — не возвращаем. Агрохимические иссле дования показывают, что для поддержания бездефицитного баланса гумуса ежегодно требуется вносить врасчете на гек тар пашни 6,1 тонны органических удобрений, а для расши ренного воспроизводства — не менее 8 тонн. А что делае.м мы? В 1989 году в среднем на гектар пашни хозяйства вносили по 5,9 тонны органики. Это был наибо лее показательный год. Затем работа по внесению органи ческих удобрений резко замедлилась. В 1994 году на гектар пашни было внесено 2 тонны, в 1995 — 1,1 тонны. Прибли жаемся к нулевой отметке. Сук, на котором сидим, подрублен основательно. Дикий по своей сути рынок так взвинтил цены, что сельскохозяй ственным предприятиям оказались не по карману минераль ные удобрения. Вот большинство и свело их внесение до ми нимума. Поче.му земледельцы области последние годы собирали приличные урожаи зерновых, а в 1994 году они были на удив ление высокими? Загадка проста. Зерновы.м культурам хва тало питания благодаря последействию органических удоб рений, что легли в почву, можно сказатц, «в запас». Хуже было с сахарной свеклой, картофелем, кукурузой. Эти куль- дуры больше потребляют питательных веществ, потому и урожай их был более чем скромным. Невосполни.мый ущерб наносит закисленность почв. Она , разрушает гумус. Ни одна культура на заиленном поле не даст хорошего урожая. Разной степени кислотности вхозяй ствах области подвержены 1млн. 238 тыс. гектаров— 78 про центов пашни. А в Данковском, Грязинском, Лебедянском, Лев-Толстовском районах большая половина полей сильно и средне закислены. В восьмидесятые годы проведен значительный объем ра бот по известкованию, фосфоритованию почв. Но проблему раскисления решить неудалось. 150тысяч обработанных гек таров в год — не те масштабы, требовалось их, по крайней мере, вдвое увеличить. Ведь при возделывании культур по интенсивной технологии применялись в больших количест вах физиологически кислые минеральные туки, на кислот ность влияли итакие факторы, как повышенный вынос с уро жаем кальция, вымывание его из почвы осадками. А годы реформирования сельского хозяйства стали года ми резкого сокращения объема работ по раскислению почв. Известный немецкий ученый Ю. Либих еще в прошлом веке писал; «Причина возникновения ипадения наций лежит в од ном и том же. Расхищение плодородия почвы обусловлива ет их гибель, поддержание этого плодородия — их жизнь, богатство и могущество». Вот так. Уже в прошлом веке повышению плодородия почвы придавали особое значение. А мы? Нас не тревожит даже то, что естественное плодородие убывает, что за истек шее столетие, по данным исследований, содержание гумуса в почве уменьшилось с 11-13 до 6-7 процентов. Реформато ры вдалбливают нам, что у рынка существуют законы, кото рые надо соблюдать. А в земледелии? Разве его законы поз волено нарушать? А главный из них — закон постоянного повышения плодородия почвы. Он гласит; «Вынос питатель ных веществ основной и побочной продукцией должен ком пенсироваться внесением в почву органических, минераль ных удобрений, других средств, повышающих плодородие». Сколько же еще мы будем у земли брать двумя руками, а отдавать одной и то через раз? Не от хорошей жизни эта проблема оказалась на третьем плане. У коллективных хозяйств, фермеров нет средств, что бы планомерно проводить дорогостоящие работы. То, что кое-где делается, врасчет принимать не стоит. Нужна систе ма. Крестьянам необходима действенная помощь. Государ ство не может оставаться в стороне. Дотировать эти работы, выдавать целевые льготные кредиты — как угодно, но оно обязано их финансировать. Что-то может и областной бюд жет. Лишь общими усилиями удастся вызволить землю из беды... Л. НЕПОБЕДИМАЯ, кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный агроном Российской Федерации. К он курс их В С Е Г Д АЖ ДУ Т. ИОНИПРИХОДЯТ- сДОБРЫМСЕРДЦЕМИТЯЖЕЛЫМИСУМХЙМИ В 1 9 8 7 г о д у , к о г д а с о ц и а л ь н а я с л у ж б а т о л ь к о з а р о ж д а л а с ь , в о б л а с т и б ы л о 2 4 с о ц р а б о т н и к а . С е г о д н я б о л е е т р е х с п о л о в и н о й т ы с я ч ч е л о в е к о б с л у ж и в а ю т н а д о м у п р е с т а р е л ы х и о д и н о к и х . . . ...Зал пестрел от женских нарядов, сиял добрыми улыбками. Скорее празд ник, чем конкурс. Если хотите— ито, и другое вместе, темболее что такого вни мания кпредставителям этой профессии еще не было никогда. Кто-то из организаторовхорошо ска зал; их всегда ждут, иони приходят с до брыми сердцами и... тяжелыми сумками. Так каким же должен быть социальный работник? Если обратиться к статисти ке, то он обязан совмещать49 тофессий. А еще—бытьтерпеливым, заботливым, чутким и... физически сильным, если учесть нашу российскую специфику... На сцене — 21 участник конкурса. Двадцать дам и один рыцарь — Нико лай Чуринин из Лебедяни, которого, ес тественно, зрители встретили особенно бурными аплодисментами. Первое задание называлось просто; «Будем знакомы». Если выраньше ниче го не слышали о социальной службе, то после представления ее каждым участни ком могли получить исчерпывающую информацию, да еще сдобренную юмо ром. Зрительские симпатии, как эстафе та, переходили от одной конкурентки к другой, ивсякий раз казалось, ну вот уж теперь лучше не скажешь. Но когда на стал череддвадцатой, зал замер, слушая простые слова; «Меня зовут Меринова Лариса, по профессии педагог-психолог. Уменя семья, двое детей...» Адальше— все о любимой работе. Жюри по досто инству оценило «психологический» ход; И болельщики уже пристально следили за Ларисой в следующих конкурсах, пе решептываясь; а что скажет психолог? Впрочем, вточном знании психоло гии, прежде всего престарелых подопеч ных, никому из тех, кто оказался в тот день на сцене, не откажешь. Это проде монстрировал конкурс «Неожиданные ситуации». Попробуйте ивырешить «за дачку» экспромтом. —Леночка, — обращается к соцра- ботнику бабушка. —Тымне вчера мяса купила. А я вот одного кусочка не до считалась... —Да что вы, бабушка, явамвсемясо принесла! Бабушка не унимается. Ваши действия? Обидеться? Нельзя. Нагрубить—тем более. Моментальный и неожиданный от вет, вызвавший одобрительный смех в зале, находит соцработник; «Не брала я, бабушка, вашк 1 о мяса. Оно ведь мне ини кчему. Мытолько вчерасвоего поросен ка зарезали — сама не знаю, куда мясо деть». Бабушка вполне удовлетворена. Но всеэто шутки, игра... Ажизнь ста риков, забытых собственными детьми, увы, невесела.Эти одинокие люди меч тают хотя бы ненадолго увидеть сына или дочь, пишут им письма. А потому объявленный «Липецкой газетой» кон курс налучшее письмо стал важным зве ном вэтих соревнованиях. Поощритель ный приз от «ЛГ» получила Людмила Мельникова из Елецкого района. Итак, первый областной конкурс со циальных работников, организованный управлением социальнойзащитынаселе ния администрации области, прошел. Было бы несправедливо не сказать о его многочисленных спонсорах, которых сердечно поблагодарили и устроители праздника. Это областной совет жен щин, фирма «Росгосстрах-Липецк», швейная фабрика «Космос», магазин «Белыеросы»... А всего 20 организаций и предприятий. Дух доброты и сердечности сопро вождал всепроисходившее наэтом праз днике. И, конечно, он пронизал и вы ступления профессиональных и самоде ятельные артистов; детского ансамбля «Родничок», ансамбля русской песни «Зень», солистки хора ветеранов труда ФаиныАбрамовны Абрамчиковой. А взаключение назовем лучших со циальных работников года. Лмиса Ме ринова из города Липецка. Людмила Мельникова — Елецкий район. Ольга Кобелева—Хлевенский район. Они по лучили ценные подарки; победитель — холодильник«Стинол», призеры— сти ральную машину «Малютка» и ком плект посуды... Людмила ПОЖИДАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz