Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

у кого идут дело 4 января 1996 г. € Г - 2 золотые руки умельца № 1 (1065) Экономика: опыт, проблемы л о к о м о т и в щ и к и Ж ДУТ « з е л е н ы й » К олле к тив Грязинск ого лок омотивного де п о вместе со своими п а ртн ерами из липецк ой фирмы « Развитие» н ам е ре н з а один год осуществить к омплек сную рек онструк цию без остановк и производства Когда смотришь на нынешнее здание локомотивного депо станции Грязи, то возникает ощущение, что время остано ­ вилось. Окруженное со всех сторон всевозможными строе ­ ниями, «опутанное» густой сетью разбегающихся рельсов, по которым важно плывут внушительные тепловозы, оно чем- то напоминает трудягу-паровоз, который в качестве музей ­ ного экспоната навечно поставлен на запасном .пути. Но это обманчивое впечатление. В старых стенах депо вот уже сто двадцать три года продолжается рабочая жизнь. Многое они повидали. Рабочие нелегальные сходки, локау ­ ты, вихри революций и гражданской войны, первые маевки и политические демонстрации... Это на деповцев прифрон ­ товой станции легла главная ответственность постоянно дер ­ жать локомотивный парк в рабочем состоянии, чтобы беспе- ,ребойно обеспечивать фронтовые перевозки в годы Вели ­ кой Отечественной войны. В трудовой биографии коллектива локомотивного депо есть и еще одна приметная страница. На протяжении деся ­ тилетий ему была присуща тяга к развитию, стремление в любых условиях непременно продвигаться вперед. В 1937 году, когда на наши железные дороги вместо паровозов-«ове- чек» пришли более современные и мощные локомотивы, была произведена первая реконструкция: здание депо стало выше. Частично произошло его обновление в пятидесятые годы. И вот сейчас, когда кругом только и говорят о разрухе и выживании, грязинские локомотивщики всерьез вступили на стезю новой реконст [^кции , как здесь говорят, — комплекс ­ ной, коренной, способной лридать новый импульс социаль ­ но-экономическому развитию коллектива. — Как решилась эта идея? — с этого вопроса нача ­ лась наша беседа с главным инженером Грязинского локомотивного депо Александром Николаевичем СТО- ЛЯРЕНКО. — Примерно год назад мы обратились с письменным обос ­ нованием в Управление дороги о необходимости реконструк ­ ции. Ведь на сегодняшний день здание депо имеет;практи- чески полный физический износ. Учитывая серьезные эко- ном 1 -.ческие трудное. Iи, поначалу предложили простейший вариант: применяя легкие металлические конструкции, ук ­ репить стены. В ходе дискуссии родилась новая идея — провести ре ­ конструкцию комплексно, прейусмотреть внедрение новых технологий. Одним словом, победило мнение: «Уж делать, так делать! Пусть расходов будет чуть больше, зато выиг ­ рыш очевиден». Дело в том, что сейчас мы вынуждены ремонтировать многие узлы современных локомотивов «на стороне» — в дру ­ гих депо нашей дороги, в частности в Поворино. Это и на ­ кладно, и сроки ремонта растягиваются. Да и качество зачас ­ тую страдает. После реконструкции мы у себя, на месте, бу ­ дем иметь возможность осуществлять полный объем ремон ­ тных работ. Появятся, в частности, новые отделения: инстру ­ ментальное, по ремонту аккумуляторных батарей, секций хо ­ лодильников, другие технологические линии. Задача ставится не только техническая, но и социальная. Повышение объемов ремонтных работ позволит сохранить имеющиеся квалифицированные кадры, а также создать но ­ вые рабочие места. В этом начинании нас поддерживает руководство Юго- Восточной железной дороги. Правда, вот уже больше года не решается вопрос с финансированием: не хватает средств, — Видимо, финансирование дается не просто под «го- ти для выполнения проектных работ. Одним словом, наши интересы совпали. Заключили до го ­ вор на производство работ. И надо сказать, мы не ошиблись в своем выборе. У парт ­ неров хватило выдержки и терпения в течение нескольких месяцев пройти вместе с нами все «круги» увязок, совеща ­ ний и экспертиз, прежде чем выйти на рабочее проектирова ­ ние. Они изъявили готовность фактически на общественных началах в сжатые сроки изготовить проекты на ряд работ. Встречное движение партнеров нам очень импонировало. Они неравнодушны к делу, за которое берутся. Так было и в случае, когда мы вместе прорабатывали варианты «добыва­ ния средств». Эта проблема всегда была непростой, а в ны­ нешних условиях тем более. Сейчас всех замучили неплате­ жи, отсутствие системы взаиморасчетов. А без этого ни о лую идею», а под уже имеющиеся наработки? — Он 1 ----- ------- ) и у нас есть. В течение последних месяцев, пока шла «утряска» нового комплексного плана реконструкции, мы и наши партнеры не сиде.пи сложа руки, а искали наиболее при ­ емлемый и экономичнь'й вариант. В соответствии с догово ­ ром, Воронежский проектный институт произвел за это вре ­ мя техническое обследование конструкций существующего ныне цеха и возможностей их демонтажа. Отрабатывались варианты осуществлепда других работ с целым рядом парт ­ неров. В частности, инстилгг «Жилдорпроект» будет высту­ пать как генеральный проектировщик, В его часть войдет за ­ дание — вписать новый цех в габариты условий железнодо ­ рожного транспорта. Конструкция самого нового з^ тепо — фундамент, об ­ лицовка, несущие,конструкции к важнейший объ ­ ем работ будет выполнять липецкая та «Развитие» и ее подразделение «Арка». Ими уже проведена предпроектная проработка, выбран вариант конструкции. Иными словами, завершена работа на уровне технического задания. О липецкой фирме «Развитие» мне хотелось бы сказать особо. Мы долго искали партнера, который бы взялся вместе с нами решить главную задачу — найти самый простой, эко ­ номичный вариант реконструкции. Были наслышаны о про ­ фессионализме и надежности этой фирмы, имели достаточ ­ ную информацию на этот счет. И все же съездили к ним, что называется, на месте изучи ­ ли возможности, узнали, какие конструкции там' выпускают, побывали в цехах. Убедились, что люди здесь серьезные, де ­ ловые. В ходе беседы с руководством фирмы определили не только объемы конструкций здания депо, но и их возможнос ­ какой реконструкции речи быть не могло, под одни «добрые намерения» денег никто не даст. Вот почему по обоюдному согласию с нашими партнера ­ ми в условиях договора предусмотрели различные формы расчетов за выполнение работ: взаиморасчеты, погашение задолженностей, частичная оплата, передача долгов и т.д., вплоть до бартера. Анализировали, кто и сколько должен нам, кому и какие долги (за счет чего!) самим надо отдать. В каких предприятиях заинтересована фирма «Развитие» с коммер ­ ческой точки зрения и т.д. Короче, у нас была достаточно полная информация о финансовых и деловых возможностях партнеров. Без этого сегод|ня просто нельзя начинать серь ­ езное дело. Необходимо иметь целый набор вариантов и в зависимости от ситуации использовать самый.надежный. — Когда же предполагается практически начать ре ­ конструкцию? — В принципе она у нас идет почти год. Начали с теплово ­ го хозяйства. Подключили систему к. кольцевой теплотрасре города. Это дало возможность ^'же сейчас, в зимних услови­ ях, вести реконструкцию старой котельной. В эти дни завер ­ шается демонтаж оборудования. Получен проект для установки нового, которое будет монтировать специализированная фир­ ма. Вспомогательные работы осуществим собственными си ­ лами, хозспособом. Это одна из позиций общего плана реконструкции. Нача­ ты работы и по социальной программе развития, Я уже гово ­ рил о том, что в ходе реконструкции и особенно по ее завер ­ шении появятся дополнительные рабочие места, новые про ­ фессии. А это — подготовка и переподготовка кадров. Сло­ вом, задача многоликая. Так всегда бывает в большом деле: одно звеЯо подтягивает другое. Мы и прошлые годы, несмотря на экономические труд ­ ности, все же занимались строительством жилья. Сейчас эта работа усилилась. Благодаря поддержке районной админис ­ трации нам выделены дополнительные участки земли для строительства жилья. В ближайшие годы построим восемь четырехквартирных домов. Завершено сооружение нового здания столовой. Так что реконструкция уже в пути. — На какой срок рассчитан план реконструкции глав-| ного корпуса депо? > ' — Хотелось бы получить рабочий проект на монтаж кон ­ струкций нового здания в марте будущего года. А когда бу­ дет вестись сооружение нового и демонтаж старого корпуса депо (причем без остановки производства!), в это же время должна быть завершена «проработка» новых инженерных сетей и технологического оборудования. На их прокладку и установку потребуется немало времени. Так что при лучшем раскладе работ и при условии хорошего финансирования на реконструкцию здания депо потребуется не меньше года. Именно об этом сейчас идет предметный разговор с на ­ шими партнерами. Уточняются детали, возможности, объ ­ емы работ и их сроки. Уже пошли и сметные задания. Одним словом, что зависит от нас, то есть все предпосылки уло ­ житься в прогнозируемые сроки. Вел беседу Иван БОБКОВ, корреспондент «ЛГ». ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, намерения у грязинских локо­ мотивщиков более чем серьезные. Вместе с партнера­ ми ойи проделали большой объем подготовительных работ. Их план реконструкции локомотивногодепо прак­ тически одобрен руководством Юго-Восточной желез ­ ной дороги. Но, как и год назад, снова все уперлось в выделе- , ние необходимых для этого средств. I Слов нет, железнодорожная отрасль, как и вся наша < экономика, переживает не лучшие времена. Всевоз- \ можных проблем и «прорех» в этом сложнейшем хо ­ зяйстве более чем достаточно. И все же хочется ее рить, чтодоброе начинание коллектива Грязинского ло­ комотивного / 1 епо найдет у руководства Юго-Восточ­ ной железной дороги и Министерства путей сообще­ ния не только моральную, но и материальную поддер­ жку. Ведь речь, в конечном счете, идет о своевремен­ ности и повышении качества ремонта локомотивов, о безопасности перевозок. Да и многое уже сделано. Не­ ужели будет затяжная остановка в начале хорошего пути? Командировка по письму н и ч е й н а я ПОЛ ОСА в . Л а р ч е н ко ,то ка р ь АО «Лем а з» , с т а р о с т а села Н овое Р а ки тино , м н о ги е годы х л о п о ч е т о с т р о и ­ тел ьс тве д о р о ги с т в е р ­ дым по кры тием , которая свяжет е го село с больша ­ к о м Л и п е ц к — Д а н к о в . Кому только не адресовал он свои послания , в ка кие вы со кие двери не стучал ­ ся. И вот — письм о в «ЛГ». Нашу газе ту Ларчен ко вы писы вает с 1969 года. И та кое постоянство , с ч и ­ тает Вячеслав Петрович , дает ему право обра ти ть ­ ся в «ЛГ» за помощ ью . О чем просит? О пять -таки о с о д е й с т в и и в п р о кл а д ке все т о й -ж е д о р о ги . Гля ­ диш ь , мол, и в наш за бы ­ тый людьми и Богом у го - бре л о к за де т счастье . А в «уголке» том 180 дворов и прож иваю т 400 душ . Начинается село сра зу за речон кой С квирня : с то ­ ит перемахнуть чере з ме ­ тал л и ч е с ки й м о с то к , с о ­ е д и н яющ и й го р о д с к о й и сел ь с кий бере га , — и ты уже , ка к зам е ч ае т автор письм а , в «ничейной п о ­ лосе» . П очем у им е н н о в «ничейной»? Д е л о , о ка зы в а е т с я , в том , что, со гл а сн о похо - з я й с т в е н н о м у д е л е н и ю . Новое Ракитино входит в состав ТОО «Звезда», чья ц е н т р а л ь н а я у с а д ь б а в сем и верстах , а весь р а ­ б о тны й лю д ее и з д а в н а промышляет на го р од с ки х пред прия тия х и в о р га н и ­ зациях . И и з колхо за село вроде бы вышло, и под го ­ родс ким крылом не нашло себе места . С ирота , да и тол ь ко . И суд ьба с и р о т - Мы д ол го беседовали с Л а р чен ко . Он вспомнил , к а к хо ,цили по д о м а м с ш а п к о й , д а б ы н а б р а т ь д ен ьж а т на эл е ктр иф и ка ­ цию села. Как более двад ­ цати лет шла молодеж ь в з а в о д с к о й Д о м культуры коро та ть вечера , по ка не п о с т р о и л и с о б с т в е н н ы й клуб . Как докучал п р о с ь ­ б о й на ч ал ь с тво АО «Л е ­ маз» обустроить пеш еход ­ ную д о р о г у чере з С квир - ню — сам ую ко р о т к ую и бойкую : д о завода , школы, м а га з и н о в и п р о ч и х г о ­ р о д с к и х б л а г . Года д ва н а з а д д о р о г у з а сы п а л и щ ебен кой . Не асфальт, но в се -та ки и не гря зь , т е р ­ петь можно . П о с е р ь е з н е й п р о б л е ­ ма с ав том обил ьной гр у н ­ товой д о р о го й . В н е п о го ­ д у на ней вя зко , ка к в б о ­ ло те . К а к у в е р я е т а в то р ^ п и с ьм а , уж е тр о е о д н о ­ сельчан с кончалось , пока « с к о р а я » б у к с о в а л а на ней . По причине б е з д о р о ­ жья рвется граф ик до с та в ­ ки в с е л ь с к и й м а г а з и н та ки п р оф и н а н с и р о в а т ь п р о е ктН о -см е тн ую д о к у ­ ментацию на с тр о и тел ь ­ с тв о д о р о ги . Нынче все бумаги переданы в управ ­ ление автомобильных д о ­ рог, ка к едином у за ка з ч и ­ ку, ф орм ирующ ем у план на 1996 год . Д р у го е дело, найдется ли в этом плане м е с т о н о в о р а к и т и н с к о й доро ге , которая об о йд е т ­ ся го с ка зне не менее чем в 3 миллиарда рублей. Во всяком случае, это и гла ­ ва райадм инистрации не решился твердо сказать . Д оп ус тим , что мольба все ж е дой,дет до област ­ ных властей . Но ведь до - р о г э о т н ю д ь не р еш и т всех н а копивш ихся п р о ­ блем п р и го р од но го села. Сегодня и в лебедянской гл убин ке ред ко найдется населенный пункт, где не было бы водопровода . А тут на исходе XX века чер ­ паю т воду из колодцев , а то прямо из Д о н а — бла ­ го он за о колицей . Опять- таки передний край ныне — га зиф и кация . Вот уже и завод с кой ми крорайон , что в пятистах метрах, в паутине га зопровод ов . А ту т , в Н овом Р а ки ти н о , тиш ь да гладь, словно и нет е го на ге о гр аф и че с ­ к о й к а р т е . И ли т а к о й факт: на все село все го два спаренны х телефона, да и те, та к сказать , в м а ­ лодоступны х местах. Понятно , все эти , ка к и д р у ги е , проблемы о д ­ ним махом не решиш ь . Но решать надо. Как? Райад- министрация выделила 26 м и л л и о н о в р у б л е й на клуб. Но бю дж е т ведь не ре зи но вы й . .. , Д у м а е т с я , б о л ь ш е е участие в судьбе Нового Ракитина м о г бы принять АО «Лемаз»: там живут его рабочие . Но у завода свои слож ности с финансами . О п я ть ж е , к а к за м е т и л ге н д и р е к т о р А. М анаен - ков , предприя тие отдает ^ ^ “ ибылей ж е т . зать? Не чужое Новое Раки ­ тино и для ТОО «Звезда». Но и там финансы пою т р ом а н сы . И п о том че го ради , рассуж даю т в то ва ­ р и щ е с т в е , о н и д о л ж ны т р а т и т ь с в о и д е н ь ги на б л а г о у с т р о й с т в о с е л а , ко то р о е по д о б р о й воле давнымадавно «ущло» из к'ппуп'чя? и йпвпе ули ви - хлеба , д р у г и х п р о д у к то в питания . М уками обора чи ­ вае тся за в о з угля , дров . Не каж ды й р еш и тс я вы ­ ве зти на ры но к и зл иш ки п р о д у кц и и . .. В. Л а р ч е н ко у тве рж д а ­ ет: «Тяжело жить в , селе, к о т о р о е в с е м и заб ь гм ! . В п р о ч е м , он не с о в с е м прав . Д в а год а на зад рай - а д м и н и с т р а ц и я с у м е л а - олхоза И во с д ла о ткровенным равнод у ­ шием репли ка главы Оль ­ х о в с к о й а д м и н и с т р а ц и и В. Кондратьева : — У м е н я з а б о т н е ­ в п роворо т с о б у с тр о й с т ­ вом центральных усадеб х о з я й с т в . А там ж и в у т одни дачни ки и п е н сион е ­ ры. «Хотелось бы получить положительны й ответ», — з а к а н ч и в а е т п и с ь м о В. Л а р че н ко . Что ска за ть? И нам бы хотелось . И хо че т ­ ся верить , что голос сель ­ с к о г о с т а р о с т ы в с е ж е буде т услышан . Е. КАРПУХИН , соб . корр . «Липец кой газеты » . ГАЗ в о д о й НЕ РАЗБАВИШЬ... На специализированном автотранспортном предприятии «Липецк- облгаза» введена в строй действующих станция по переводу автомо­ билей на газ. Новенький , с иголочки, объект — единственный на все Центральное Черноземье и пока один и з немногих ^ России . На стан­ ции будет производиться установка, регулировка и ремонт газобал ­ лонной аппаратуры любой модификации . Проектная мощность — 6 0 0 автомобилей в год. ребоев с ним не бывает. По ­ этому и содержание автомо ­ биля станет менее наклад ­ ным. Затраты на переобору ­ дование машины (а они — Коллектив м олодо го предприятия не велик, все ­ го два ^десятка',человек. Но кажды й и з рабС^ников — Мастер с большой буквы, — р а с с к а зы в а е т н а ч ал ьн и к станции Владимир Алексан ­ дрович Стрельников. — А по ­ сему гарант;'|руем высокое качество испол.юния заказа, внимательное и уважитель ­ ное отношение к владельцам автомобилей. Здесь же мь1 организовали обучение во- дителей правилам безопас ­ ной эксплуатации автомоби ­ лей на газе, с выдачей соот ­ ветствующего удостовере ­ ния. Намерены , в с кором в р е м е н и , с м о н т и р о в а т ь стенд диагностики, что поз ­ волит заглядывать в «серд ­ це» автомобиля и произво ­ дить его наладку. Но и это не все. В зале для клиентов будем продавать запчасти для газобалонной аппарату ­ ры и собственно автомоби ­ лей. В общем, постарались обеспечить полный сервис на месте. О том , что д а е т ввод станции, можно сказать все ­ го в нескольких предложени ­ ях. Использование газа в ка ­ честве топлива позволит не- ниваются примерно в тысяч рублей) окупятся все ­ го за 14 заправок. Плюс к этому — не надо стоять в длинных очередях на АЗС,' плюс к этому — газ не бен ­ зин , е го водой не р а зб а ­ вишь. А отсюда — повыше ­ ние эксплуатационных ка ­ честв и увеличение срока службы двигателя. Так что ввод в действие нового подразделения фир ­ мы "Л и п е ц к о б л г а з "с м е л о можно назвать событием. А рассказ с места этого собы ­ тия закончим сообщением — адрес станции: пос. Сырс- кии, ул. Поселковая, 1-а. Те ­ лефоны: 41-98-56, 41-98-44, 41-88-75 . М . ПОКРОВСКИЙ. Фото А. ЩУРОВА. сколько снизить загрязнение атмосферы . Для Липец ка , входящего в первую пятерку экологически неблагополуч ­ ных городов России, послед ­ нее крайне актуально. Да и для владельцев автомобилей наступят «светлые денечки». Газ, как известно, в два раза дешевле бензина, да и пе- Мастера Репортаж В КРАЮ ВЕЧНОЗЕЛЕНЫХ ОГУРЦОВ В се лю б я т со л н ц е в м о р о з н ую зи м ню ю пору . Но вот кто, вернее , что б е з не го про с то ж и т ь не м ож е т? Слово и з ш ести букв . П ра ­ вильно — о гур е ц . Причем не ка ко й -н и б у д ь — па р н и ко вы й . А те п е р ь в о п р о с и к по слож нее : где в Р о с ­ сии самая вы сокая ур ож а й н о с ть э тих самы х I? Мь па р н и ко вы х о гурцов н о гие , конечно , начнут назы ва ть южны е области , гд е солнце све ти т поярче . И будут гл убо ко не правы . По том у что ср а вн и ть ся с наш им родным л и пе ц ким АОЗТ «Т. епличное» не м ож е т ни одно из 140 подо бны х хо зяйс тв . 27 кил о гр ам м о в о гур ц о в и 16 ки л о гр ам м о в п ом ид о р о в в с е го - т о с квад р а т ­ н о го ме тра — э то результат ! Тем более , если ум нож и ть е го на 21 ,5 ге кта р а площ адей зд ещ - них теплиц . Кто хо р ош о рабо тае т , то т хо р ош о за р а б а ­ ты вае т . (Слышали вы, чтобы не бан киры к р е ­ д и товали сел ь хо зни ко в , а, наоборо т , одн о из х о зя й с т в ссуж и вал о бан ки? Не м ож е т быть? А вот «Тепличное» вложило в этом году пять м ил ­ лиардов в «Липец ккреди т» , три — в «Рисоко». Д в ухэ таж ны й оф ис П р а в о б е р еж н о го о тд еле ­ ния А гр о п р ом б а н ка по с тр о е н тож е на их д е ­ неж ки . Ш у тка ли , тол ь ко первы й сб о р о г у р ­ цов и п ом и д о р о в (с ф евраля по июль ) дал в этом го д у д е ся ть миллиардов , да ещ^е три на ­ бежали по б а н ко в с ким процен там . П одобны х ф инан совы х ре зул ьта тов и б л и з ко не д о с т и г ­ ло ни од н о хо зя й с т в о обла с ти . Целые районы вряд ли м о гу т со п е р н и ч а ть с та ким п о к а за те ­ лем . Эх, ра з гул я ться бы с та ким и д е н еж кам и , ф у гануть на зарпла ту и д р у ги е радо с ти ж и з ­ ни , а п о т о м , .ка к м н о ги е делаю т , о б вин и ть ры ­ ночны е о тн ош ени я в б а н кр о тс т ве . Но в «Теп ­ личном» п р е к р а с н о усвоил и п р о с тую истину : с ко л ь ко ни кричи после с о б с т в е н н о го б е с п у т ­ н о г о х о з я й с т в о в а н и я : «Реф ормы вин о ва ты . прави тел ьство не пом о гае т , цены не правил ь ­ ные», — лучше не будет. М но гие , во зм ож но , скаж ут , что у те п л и ч ­ ни ков «тепличные» условия , что они м о н о п о ­ листы и дел о их в се гд а было прибыльным . Но со се д н и е родственны е хо зяйс тва в Тамбове , В о ронеж е тож е якобы м онополи сты , но нахо ­ дятся на грани бан кро тства , в торой сб о р о в о ­ щей вообщ е не осилили . — М нение о том , что у нас о гурцы с п о м и ­ д о р ам и сам и растут и о с тае тся тол ь ко п р и ­ быль «стричь», сил ьно преувеличено , — го в о ­ ри т генеральны й д и р е к то р АОЗТ А. баранов . — Вот п р о с ты е расче ты . С дореф о рм е нны х времен наша п род у кц ия подорож ала в 1,7 ты - о гу р ч и ки в э том год у будут уж е в начале ф ев ­ раля , а э то самы й «ходовой период» . Ю велирная техноло гия по зволяе т вы ращ и ­ вать ггри тех же за тра тах вдвое больш е п р о ­ д у кц ии . «Летучая команда» последние пятнад ­ цать л е т вы езжала в каж дое хо зя й с т во с т р а ­ ны, гд е п р им еняло сь ка ко е -т о новш ество , перь в се сп еш а т за опы том в Л и п е ц к . А а гр о - н ом а - 38 'щ и тн и ка А. Л учн и ко в у по с тоянно п р и ­ гл аш аю т чи та ть л е кц и и в М о с к о в с к ом ,НИ И сячи ра з , а га з под с ко чил в цене в 32 ты сячи раз . Мы за су тки зим о й сж и га ем е го на 60 м ил лионов рублей , за с е зо н же на б е гае т 9 миллиардов . Ес _ ; л и исход и ть и з э тих расходов , то кил о гр ам м о гур ц о в долж ен с тои ть 60 ты ­ сяч рублей . Но кто их б уде т по та кой цене по купа ть? Как же реш аю т л и п е ц ки е те пли чни ки эту а р иф м е ти че с кую задачку? С пом ощ ью то ч н о ­ го ра сче та . Главны й э к о н о м и с т Г. П уч кова «прикинула» не тол ь ко все расходы и доходы на кажды й м е сяц на с т упи вш е го год а с точ - "ЗО Т го д . Кон - но стью д о 2 п роцен тов , но и на 19! троль уче т — ж еле зны й . В прочем , ка к и д и с ­ циплина . Вот лиш ь один п рим ер . П р е д п о с е в ­ ная п о д го т о в ка обы чно заним ала д ве недели . Нужно пропари ть грунт, заве зти рыхлящие м а ­ териалы . Очень м н о го тяжелой ручной р а б о ­ ты. Но се й ч а с каж до е зв е н о и з 11 чел ове к о б ­ рабо тало свой ге к та р в с е го за два дня . Все оо.дстйемникм и зн а ком ы е п.тишли на помощ ь . К т о ’ .|у ж э в э том с е зо н е за куп ил и новые л ам ­ пы и с ку с с т в е н н о го освещ ения . Рассада п о д н и м и п р о с т о б о г а т ы р с к а я . В р е з у л ь т а т е овощ но г о хо зяйства . П оряД о к и стерильная чи с то та в теплицах п о р аж аю т — прям о ка к родил ьное о тделение . М ож н о то л ь ко представи ть , с ко л ь ко сил на э то уходи г. Чтобы помы ть всю за с те кленн ую п о ве р хн о с ть (а от ее чисто ты ур ож а йн о с ть з а ­ виси т на тр е т ь ) , нужно прояви ть с п о с о б н о с ­ ти с кал ол а за и кана тоходца одн о вр ем е н но . А ка ко е т е р п е н и е нужно , чтобы кажды й б р и к е ­ т и к земли пр о пи та ть м и кр о эл ем е н там и , вло ­ ж и ть сем е ч ко , пер е сади ть и по том вы ра сти ть м н о гом е тр о в о е растение , ко то р о е буде т п л о ­ д оно си ть пять \месяцев. Кстати , хим и ка тов при вы ращ ивании исп ол ь зуе тся м иним ум . О ч и с ­ тка зем л и п р о и з в о д и т с я б е з ядов , с пом ощ ью п р опари вания . Л и п е ц ки е о гур цы зн аю т и охо тн о п о к у п а ­ ют в М о с кве , С а н к т -П е т е р б у р ге , Туле и д р у ­ гих город а х . П олторы ты сячи т о р г о в о - з а к у ­ почны х о р га н и з а ц и и р аб о таю т с наш им и т е п ­ ли чни кам и . В о сем н а д ц а ть н о ве н ь ки х гр у з о ви ков ра зв о зя т тод а р по всей с т р а н е ^Т о в а р с ко р о п о р тящ и й с я , и е го надо уметь бы с тр о п р о д а т ь . Но и 3 7 / п р е м у д р о с т ь п о с т и г л и здесь . Че го пожелать м ас тад ам те п л и чно го дела? бь Чтобы зим н е е солИце ыло ла с ко в о к их зе леным питом цам О стальные проблемы зд е с ь привы кли реш а ть сам о с то я тел ьно . И . СЕРОВ ВОЛШЕБНИК БЫТОВЫХ УСЛУГ у вас ломался холо ­ дильник? То!" I то ч ­ но знаете , ■ мы ­ т а р с т в н а д )р - петь, пока Д 01 _ авишь его в м астерскую , потом д о ­ ждеш ься из ремонта (а х о л о д и л ь ны е а гр е га ты неред ко направляю т из районов в Л ипец к ) и, на ­ конец , по ка п р и в е зеш ь е го из м астерской . В Д о б р ом таких мы ­ тарств м но гие не и с пы ­ ты в а ю т уж е д о в о л ь н о давно . По крайней мере в тех случаях, ко гда за дело берется мастер по ремонту сложной бы то ­ вой те хн и ки Иван Аре - лин . Он просто направ ­ ляется дом ой к за ка з чи ­ ку , взяв с с о б о й свою «мастерскую» . « М а с т е р с к а я » э т а в п о л н е у м е щ а е т с я на обычных д е тс ких саноч ­ ках: га зо сварочны й а п ­ парат с двумя го р ел ка ­ ми, ком прессор , аппарат для зэ п р а в ки холодиль ­ но го а гре га та ф реоном , н е о б х о д и м ы й и н с т р у ­ мент. А на ч а л о с ь в се н е ­ сколь ко ле,? назад, ко г - ",а Иван Михайлович по - ывал в М о с к в е у р о ­ дственни ков . Вроде бы в го с ти поехал , а вот не утерпел и зашел ка к -то к к о л л е г а м в с л у ж б у бы та — п о гл я д е т ь , ка к столичны е ма стера р а ­ б о таю т . Там и у в и д е л к ом п а к тны й свар о чны й аппарат . И д о то го за хо ­ телось ему в своей м а с ­ те р с ко й та кой иметь! Но известно : пока все оф ормиш ь да пока на й ­ деш ь — прощ е и бы с т ­ рее сам ом у все сделать. А вопрос , и з чего , — для умельца не проблема . — б а л л о н ч и к и д л я п р о п а н а и к и с л о р о д а удалось найти в б ол ьни ­ це, на списанны х и н га ­ л я т о р а х , — п о я с н я е т м а с те р . — М о т о р ком-, * п р е с с о р а — от в ы б р о ­ ш е н н о г о к е м - т о х о л о ­ дильника . Ш лан ги — «ка ­ мазовские» , их для п о д ­ качки шин ставят. Толь ­ ко во т го р е л к и з а в о д ­ с кие , стандартные . П ер ­ вый исп а р и тел ь я м о гу за п а я т ь , е с л и на д о . А в то р о й — т р у б о п р о в о д сварить . Конечно , подумать и р у кам и п о р а б о т а т ь н е ­ мало п р иш л о с ь , ч тобы в с е э т о п р е в р а т и т ь в о ч е н ь э ф ф е к т и в н ы й и к о м п р ' . н ы й а п п а р а т . О со б е н н о тр у д н о было п р и с п о с о б и т ь п р о п а н о ­ вы й б а л л о н ч и к , к а к и м с п о р т см е ны о б р а б а ты ­ вают лыжи , для заряд ки холод ил ь ны х а гр е га т о в ф реоном . Но все это уже в п р о ­ шлом , и се годня на у л и ­ ц а х Д о б р о г о н е р е д к о м ожно увидеть волш еб ­ ни ка бы товы х услу г Ива ­ на Арелина и е го чудо - саноч ки . А . АНДРЕЕВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz