Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
у кого идут дело 4 января 1996 г. € Г - 2 золотые руки умельца № 1 (1065) Экономика: опыт, проблемы л о к о м о т и в щ и к и Ж ДУТ « з е л е н ы й » К олле к тив Грязинск ого лок омотивного де п о вместе со своими п а ртн ерами из липецк ой фирмы « Развитие» н ам е ре н з а один год осуществить к омплек сную рек онструк цию без остановк и производства Когда смотришь на нынешнее здание локомотивного депо станции Грязи, то возникает ощущение, что время остано вилось. Окруженное со всех сторон всевозможными строе ниями, «опутанное» густой сетью разбегающихся рельсов, по которым важно плывут внушительные тепловозы, оно чем- то напоминает трудягу-паровоз, который в качестве музей ного экспоната навечно поставлен на запасном .пути. Но это обманчивое впечатление. В старых стенах депо вот уже сто двадцать три года продолжается рабочая жизнь. Многое они повидали. Рабочие нелегальные сходки, локау ты, вихри революций и гражданской войны, первые маевки и политические демонстрации... Это на деповцев прифрон товой станции легла главная ответственность постоянно дер жать локомотивный парк в рабочем состоянии, чтобы беспе- ,ребойно обеспечивать фронтовые перевозки в годы Вели кой Отечественной войны. В трудовой биографии коллектива локомотивного депо есть и еще одна приметная страница. На протяжении деся тилетий ему была присуща тяга к развитию, стремление в любых условиях непременно продвигаться вперед. В 1937 году, когда на наши железные дороги вместо паровозов-«ове- чек» пришли более современные и мощные локомотивы, была произведена первая реконструкция: здание депо стало выше. Частично произошло его обновление в пятидесятые годы. И вот сейчас, когда кругом только и говорят о разрухе и выживании, грязинские локомотивщики всерьез вступили на стезю новой реконст [^кции , как здесь говорят, — комплекс ной, коренной, способной лридать новый импульс социаль но-экономическому развитию коллектива. — Как решилась эта идея? — с этого вопроса нача лась наша беседа с главным инженером Грязинского локомотивного депо Александром Николаевичем СТО- ЛЯРЕНКО. — Примерно год назад мы обратились с письменным обос нованием в Управление дороги о необходимости реконструк ции. Ведь на сегодняшний день здание депо имеет;практи- чески полный физический износ. Учитывая серьезные эко- ном 1 -.ческие трудное. Iи, поначалу предложили простейший вариант: применяя легкие металлические конструкции, ук репить стены. В ходе дискуссии родилась новая идея — провести ре конструкцию комплексно, прейусмотреть внедрение новых технологий. Одним словом, победило мнение: «Уж делать, так делать! Пусть расходов будет чуть больше, зато выиг рыш очевиден». Дело в том, что сейчас мы вынуждены ремонтировать многие узлы современных локомотивов «на стороне» — в дру гих депо нашей дороги, в частности в Поворино. Это и на кладно, и сроки ремонта растягиваются. Да и качество зачас тую страдает. После реконструкции мы у себя, на месте, бу дем иметь возможность осуществлять полный объем ремон тных работ. Появятся, в частности, новые отделения: инстру ментальное, по ремонту аккумуляторных батарей, секций хо лодильников, другие технологические линии. Задача ставится не только техническая, но и социальная. Повышение объемов ремонтных работ позволит сохранить имеющиеся квалифицированные кадры, а также создать но вые рабочие места. В этом начинании нас поддерживает руководство Юго- Восточной железной дороги. Правда, вот уже больше года не решается вопрос с финансированием: не хватает средств, — Видимо, финансирование дается не просто под «го- ти для выполнения проектных работ. Одним словом, наши интересы совпали. Заключили до го вор на производство работ. И надо сказать, мы не ошиблись в своем выборе. У парт неров хватило выдержки и терпения в течение нескольких месяцев пройти вместе с нами все «круги» увязок, совеща ний и экспертиз, прежде чем выйти на рабочее проектирова ние. Они изъявили готовность фактически на общественных началах в сжатые сроки изготовить проекты на ряд работ. Встречное движение партнеров нам очень импонировало. Они неравнодушны к делу, за которое берутся. Так было и в случае, когда мы вместе прорабатывали варианты «добыва ния средств». Эта проблема всегда была непростой, а в ны нешних условиях тем более. Сейчас всех замучили неплате жи, отсутствие системы взаиморасчетов. А без этого ни о лую идею», а под уже имеющиеся наработки? — Он 1 ----- ------- ) и у нас есть. В течение последних месяцев, пока шла «утряска» нового комплексного плана реконструкции, мы и наши партнеры не сиде.пи сложа руки, а искали наиболее при емлемый и экономичнь'й вариант. В соответствии с догово ром, Воронежский проектный институт произвел за это вре мя техническое обследование конструкций существующего ныне цеха и возможностей их демонтажа. Отрабатывались варианты осуществлепда других работ с целым рядом парт неров. В частности, инстилгг «Жилдорпроект» будет высту пать как генеральный проектировщик, В его часть войдет за дание — вписать новый цех в габариты условий железнодо рожного транспорта. Конструкция самого нового з^ тепо — фундамент, об лицовка, несущие,конструкции к важнейший объ ем работ будет выполнять липецкая та «Развитие» и ее подразделение «Арка». Ими уже проведена предпроектная проработка, выбран вариант конструкции. Иными словами, завершена работа на уровне технического задания. О липецкой фирме «Развитие» мне хотелось бы сказать особо. Мы долго искали партнера, который бы взялся вместе с нами решить главную задачу — найти самый простой, эко номичный вариант реконструкции. Были наслышаны о про фессионализме и надежности этой фирмы, имели достаточ ную информацию на этот счет. И все же съездили к ним, что называется, на месте изучи ли возможности, узнали, какие конструкции там' выпускают, побывали в цехах. Убедились, что люди здесь серьезные, де ловые. В ходе беседы с руководством фирмы определили не только объемы конструкций здания депо, но и их возможнос какой реконструкции речи быть не могло, под одни «добрые намерения» денег никто не даст. Вот почему по обоюдному согласию с нашими партнера ми в условиях договора предусмотрели различные формы расчетов за выполнение работ: взаиморасчеты, погашение задолженностей, частичная оплата, передача долгов и т.д., вплоть до бартера. Анализировали, кто и сколько должен нам, кому и какие долги (за счет чего!) самим надо отдать. В каких предприятиях заинтересована фирма «Развитие» с коммер ческой точки зрения и т.д. Короче, у нас была достаточно полная информация о финансовых и деловых возможностях партнеров. Без этого сегод|ня просто нельзя начинать серь езное дело. Необходимо иметь целый набор вариантов и в зависимости от ситуации использовать самый.надежный. — Когда же предполагается практически начать ре конструкцию? — В принципе она у нас идет почти год. Начали с теплово го хозяйства. Подключили систему к. кольцевой теплотрасре города. Это дало возможность ^'же сейчас, в зимних услови ях, вести реконструкцию старой котельной. В эти дни завер шается демонтаж оборудования. Получен проект для установки нового, которое будет монтировать специализированная фир ма. Вспомогательные работы осуществим собственными си лами, хозспособом. Это одна из позиций общего плана реконструкции. Нача ты работы и по социальной программе развития, Я уже гово рил о том, что в ходе реконструкции и особенно по ее завер шении появятся дополнительные рабочие места, новые про фессии. А это — подготовка и переподготовка кадров. Сло вом, задача многоликая. Так всегда бывает в большом деле: одно звеЯо подтягивает другое. Мы и прошлые годы, несмотря на экономические труд ности, все же занимались строительством жилья. Сейчас эта работа усилилась. Благодаря поддержке районной админис трации нам выделены дополнительные участки земли для строительства жилья. В ближайшие годы построим восемь четырехквартирных домов. Завершено сооружение нового здания столовой. Так что реконструкция уже в пути. — На какой срок рассчитан план реконструкции глав-| ного корпуса депо? > ' — Хотелось бы получить рабочий проект на монтаж кон струкций нового здания в марте будущего года. А когда бу дет вестись сооружение нового и демонтаж старого корпуса депо (причем без остановки производства!), в это же время должна быть завершена «проработка» новых инженерных сетей и технологического оборудования. На их прокладку и установку потребуется немало времени. Так что при лучшем раскладе работ и при условии хорошего финансирования на реконструкцию здания депо потребуется не меньше года. Именно об этом сейчас идет предметный разговор с на шими партнерами. Уточняются детали, возможности, объ емы работ и их сроки. Уже пошли и сметные задания. Одним словом, что зависит от нас, то есть все предпосылки уло житься в прогнозируемые сроки. Вел беседу Иван БОБКОВ, корреспондент «ЛГ». ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, намерения у грязинских локо мотивщиков более чем серьезные. Вместе с партнера ми ойи проделали большой объем подготовительных работ. Их план реконструкции локомотивногодепо прак тически одобрен руководством Юго-Восточной желез ной дороги. Но, как и год назад, снова все уперлось в выделе- , ние необходимых для этого средств. I Слов нет, железнодорожная отрасль, как и вся наша < экономика, переживает не лучшие времена. Всевоз- \ можных проблем и «прорех» в этом сложнейшем хо зяйстве более чем достаточно. И все же хочется ее рить, чтодоброе начинание коллектива Грязинского ло комотивного / 1 епо найдет у руководства Юго-Восточ ной железной дороги и Министерства путей сообще ния не только моральную, но и материальную поддер жку. Ведь речь, в конечном счете, идет о своевремен ности и повышении качества ремонта локомотивов, о безопасности перевозок. Да и многое уже сделано. Не ужели будет затяжная остановка в начале хорошего пути? Командировка по письму н и ч е й н а я ПОЛ ОСА в . Л а р ч е н ко ,то ка р ь АО «Лем а з» , с т а р о с т а села Н овое Р а ки тино , м н о ги е годы х л о п о ч е т о с т р о и тел ьс тве д о р о ги с т в е р дым по кры тием , которая свяжет е го село с больша к о м Л и п е ц к — Д а н к о в . Кому только не адресовал он свои послания , в ка кие вы со кие двери не стучал ся. И вот — письм о в «ЛГ». Нашу газе ту Ларчен ко вы писы вает с 1969 года. И та кое постоянство , с ч и тает Вячеслав Петрович , дает ему право обра ти ть ся в «ЛГ» за помощ ью . О чем просит? О пять -таки о с о д е й с т в и и в п р о кл а д ке все т о й -ж е д о р о ги . Гля диш ь , мол, и в наш за бы тый людьми и Богом у го - бре л о к за де т счастье . А в «уголке» том 180 дворов и прож иваю т 400 душ . Начинается село сра зу за речон кой С квирня : с то ит перемахнуть чере з ме тал л и ч е с ки й м о с то к , с о е д и н яющ и й го р о д с к о й и сел ь с кий бере га , — и ты уже , ка к зам е ч ае т автор письм а , в «ничейной п о лосе» . П очем у им е н н о в «ничейной»? Д е л о , о ка зы в а е т с я , в том , что, со гл а сн о похо - з я й с т в е н н о м у д е л е н и ю . Новое Ракитино входит в состав ТОО «Звезда», чья ц е н т р а л ь н а я у с а д ь б а в сем и верстах , а весь р а б о тны й лю д ее и з д а в н а промышляет на го р од с ки х пред прия тия х и в о р га н и зациях . И и з колхо за село вроде бы вышло, и под го родс ким крылом не нашло себе места . С ирота , да и тол ь ко . И суд ьба с и р о т - Мы д ол го беседовали с Л а р чен ко . Он вспомнил , к а к хо ,цили по д о м а м с ш а п к о й , д а б ы н а б р а т ь д ен ьж а т на эл е ктр иф и ка цию села. Как более двад цати лет шла молодеж ь в з а в о д с к о й Д о м культуры коро та ть вечера , по ка не п о с т р о и л и с о б с т в е н н ы й клуб . Как докучал п р о с ь б о й на ч ал ь с тво АО «Л е маз» обустроить пеш еход ную д о р о г у чере з С квир - ню — сам ую ко р о т к ую и бойкую : д о завода , школы, м а га з и н о в и п р о ч и х г о р о д с к и х б л а г . Года д ва н а з а д д о р о г у з а сы п а л и щ ебен кой . Не асфальт, но в се -та ки и не гря зь , т е р петь можно . П о с е р ь е з н е й п р о б л е ма с ав том обил ьной гр у н товой д о р о го й . В н е п о го д у на ней вя зко , ка к в б о ло те . К а к у в е р я е т а в то р ^ п и с ьм а , уж е тр о е о д н о сельчан с кончалось , пока « с к о р а я » б у к с о в а л а на ней . По причине б е з д о р о жья рвется граф ик до с та в ки в с е л ь с к и й м а г а з и н та ки п р оф и н а н с и р о в а т ь п р о е ктН о -см е тн ую д о к у ментацию на с тр о и тел ь с тв о д о р о ги . Нынче все бумаги переданы в управ ление автомобильных д о рог, ка к едином у за ка з ч и ку, ф орм ирующ ем у план на 1996 год . Д р у го е дело, найдется ли в этом плане м е с т о н о в о р а к и т и н с к о й доро ге , которая об о йд е т ся го с ка зне не менее чем в 3 миллиарда рублей. Во всяком случае, это и гла ва райадм инистрации не решился твердо сказать . Д оп ус тим , что мольба все ж е дой,дет до област ных властей . Но ведь до - р о г э о т н ю д ь не р еш и т всех н а копивш ихся п р о блем п р и го р од но го села. Сегодня и в лебедянской гл убин ке ред ко найдется населенный пункт, где не было бы водопровода . А тут на исходе XX века чер паю т воду из колодцев , а то прямо из Д о н а — бла го он за о колицей . Опять- таки передний край ныне — га зиф и кация . Вот уже и завод с кой ми крорайон , что в пятистах метрах, в паутине га зопровод ов . А ту т , в Н овом Р а ки ти н о , тиш ь да гладь, словно и нет е го на ге о гр аф и че с к о й к а р т е . И ли т а к о й факт: на все село все го два спаренны х телефона, да и те, та к сказать , в м а лодоступны х местах. Понятно , все эти , ка к и д р у ги е , проблемы о д ним махом не решиш ь . Но решать надо. Как? Райад- министрация выделила 26 м и л л и о н о в р у б л е й на клуб. Но бю дж е т ведь не ре зи но вы й . .. , Д у м а е т с я , б о л ь ш е е участие в судьбе Нового Ракитина м о г бы принять АО «Лемаз»: там живут его рабочие . Но у завода свои слож ности с финансами . О п я ть ж е , к а к за м е т и л ге н д и р е к т о р А. М анаен - ков , предприя тие отдает ^ ^ “ ибылей ж е т . зать? Не чужое Новое Раки тино и для ТОО «Звезда». Но и там финансы пою т р ом а н сы . И п о том че го ради , рассуж даю т в то ва р и щ е с т в е , о н и д о л ж ны т р а т и т ь с в о и д е н ь ги на б л а г о у с т р о й с т в о с е л а , ко то р о е по д о б р о й воле давнымадавно «ущло» из к'ппуп'чя? и йпвпе ули ви - хлеба , д р у г и х п р о д у к то в питания . М уками обора чи вае тся за в о з угля , дров . Не каж ды й р еш и тс я вы ве зти на ры но к и зл иш ки п р о д у кц и и . .. В. Л а р ч е н ко у тве рж д а ет: «Тяжело жить в , селе, к о т о р о е в с е м и заб ь гм ! . В п р о ч е м , он не с о в с е м прав . Д в а год а на зад рай - а д м и н и с т р а ц и я с у м е л а - олхоза И во с д ла о ткровенным равнод у шием репли ка главы Оль х о в с к о й а д м и н и с т р а ц и и В. Кондратьева : — У м е н я з а б о т н е в п роворо т с о б у с тр о й с т вом центральных усадеб х о з я й с т в . А там ж и в у т одни дачни ки и п е н сион е ры. «Хотелось бы получить положительны й ответ», — з а к а н ч и в а е т п и с ь м о В. Л а р че н ко . Что ска за ть? И нам бы хотелось . И хо че т ся верить , что голос сель с к о г о с т а р о с т ы в с е ж е буде т услышан . Е. КАРПУХИН , соб . корр . «Липец кой газеты » . ГАЗ в о д о й НЕ РАЗБАВИШЬ... На специализированном автотранспортном предприятии «Липецк- облгаза» введена в строй действующих станция по переводу автомо билей на газ. Новенький , с иголочки, объект — единственный на все Центральное Черноземье и пока один и з немногих ^ России . На стан ции будет производиться установка, регулировка и ремонт газобал лонной аппаратуры любой модификации . Проектная мощность — 6 0 0 автомобилей в год. ребоев с ним не бывает. По этому и содержание автомо биля станет менее наклад ным. Затраты на переобору дование машины (а они — Коллектив м олодо го предприятия не велик, все го два ^десятка',человек. Но кажды й и з рабС^ников — Мастер с большой буквы, — р а с с к а зы в а е т н а ч ал ьн и к станции Владимир Алексан дрович Стрельников. — А по сему гарант;'|руем высокое качество испол.юния заказа, внимательное и уважитель ное отношение к владельцам автомобилей. Здесь же мь1 организовали обучение во- дителей правилам безопас ной эксплуатации автомоби лей на газе, с выдачей соот ветствующего удостовере ния. Намерены , в с кором в р е м е н и , с м о н т и р о в а т ь стенд диагностики, что поз волит заглядывать в «серд це» автомобиля и произво дить его наладку. Но и это не все. В зале для клиентов будем продавать запчасти для газобалонной аппарату ры и собственно автомоби лей. В общем, постарались обеспечить полный сервис на месте. О том , что д а е т ввод станции, можно сказать все го в нескольких предложени ях. Использование газа в ка честве топлива позволит не- ниваются примерно в тысяч рублей) окупятся все го за 14 заправок. Плюс к этому — не надо стоять в длинных очередях на АЗС,' плюс к этому — газ не бен зин , е го водой не р а зб а вишь. А отсюда — повыше ние эксплуатационных ка честв и увеличение срока службы двигателя. Так что ввод в действие нового подразделения фир мы "Л и п е ц к о б л г а з "с м е л о можно назвать событием. А рассказ с места этого собы тия закончим сообщением — адрес станции: пос. Сырс- кии, ул. Поселковая, 1-а. Те лефоны: 41-98-56, 41-98-44, 41-88-75 . М . ПОКРОВСКИЙ. Фото А. ЩУРОВА. сколько снизить загрязнение атмосферы . Для Липец ка , входящего в первую пятерку экологически неблагополуч ных городов России, послед нее крайне актуально. Да и для владельцев автомобилей наступят «светлые денечки». Газ, как известно, в два раза дешевле бензина, да и пе- Мастера Репортаж В КРАЮ ВЕЧНОЗЕЛЕНЫХ ОГУРЦОВ В се лю б я т со л н ц е в м о р о з н ую зи м ню ю пору . Но вот кто, вернее , что б е з не го про с то ж и т ь не м ож е т? Слово и з ш ести букв . П ра вильно — о гур е ц . Причем не ка ко й -н и б у д ь — па р н и ко вы й . А те п е р ь в о п р о с и к по слож нее : где в Р о с сии самая вы сокая ур ож а й н о с ть э тих самы х I? Мь па р н и ко вы х о гурцов н о гие , конечно , начнут назы ва ть южны е области , гд е солнце све ти т поярче . И будут гл убо ко не правы . По том у что ср а вн и ть ся с наш им родным л и пе ц ким АОЗТ «Т. епличное» не м ож е т ни одно из 140 подо бны х хо зяйс тв . 27 кил о гр ам м о в о гур ц о в и 16 ки л о гр ам м о в п ом ид о р о в в с е го - т о с квад р а т н о го ме тра — э то результат ! Тем более , если ум нож и ть е го на 21 ,5 ге кта р а площ адей зд ещ - них теплиц . Кто хо р ош о рабо тае т , то т хо р ош о за р а б а ты вае т . (Слышали вы, чтобы не бан киры к р е д и товали сел ь хо зни ко в , а, наоборо т , одн о из х о зя й с т в ссуж и вал о бан ки? Не м ож е т быть? А вот «Тепличное» вложило в этом году пять м ил лиардов в «Липец ккреди т» , три — в «Рисоко». Д в ухэ таж ны й оф ис П р а в о б е р еж н о го о тд еле ния А гр о п р ом б а н ка по с тр о е н тож е на их д е неж ки . Ш у тка ли , тол ь ко первы й сб о р о г у р цов и п ом и д о р о в (с ф евраля по июль ) дал в этом го д у д е ся ть миллиардов , да ещ^е три на бежали по б а н ко в с ким процен там . П одобны х ф инан совы х ре зул ьта тов и б л и з ко не д о с т и г ло ни од н о хо зя й с т в о обла с ти . Целые районы вряд ли м о гу т со п е р н и ч а ть с та ким п о к а за те лем . Эх, ра з гул я ться бы с та ким и д е н еж кам и , ф у гануть на зарпла ту и д р у ги е радо с ти ж и з ни , а п о т о м , .ка к м н о ги е делаю т , о б вин и ть ры ночны е о тн ош ени я в б а н кр о тс т ве . Но в «Теп личном» п р е к р а с н о усвоил и п р о с тую истину : с ко л ь ко ни кричи после с о б с т в е н н о го б е с п у т н о г о х о з я й с т в о в а н и я : «Реф ормы вин о ва ты . прави тел ьство не пом о гае т , цены не правил ь ные», — лучше не будет. М но гие , во зм ож но , скаж ут , что у те п л и ч ни ков «тепличные» условия , что они м о н о п о листы и дел о их в се гд а было прибыльным . Но со се д н и е родственны е хо зяйс тва в Тамбове , В о ронеж е тож е якобы м онополи сты , но нахо дятся на грани бан кро тства , в торой сб о р о в о щей вообщ е не осилили . — М нение о том , что у нас о гурцы с п о м и д о р ам и сам и растут и о с тае тся тол ь ко п р и быль «стричь», сил ьно преувеличено , — го в о ри т генеральны й д и р е к то р АОЗТ А. баранов . — Вот п р о с ты е расче ты . С дореф о рм е нны х времен наша п род у кц ия подорож ала в 1,7 ты - о гу р ч и ки в э том год у будут уж е в начале ф ев раля , а э то самы й «ходовой период» . Ю велирная техноло гия по зволяе т вы ращ и вать ггри тех же за тра тах вдвое больш е п р о д у кц ии . «Летучая команда» последние пятнад цать л е т вы езжала в каж дое хо зя й с т во с т р а ны, гд е п р им еняло сь ка ко е -т о новш ество , перь в се сп еш а т за опы том в Л и п е ц к . А а гр о - н ом а - 38 'щ и тн и ка А. Л учн и ко в у по с тоянно п р и гл аш аю т чи та ть л е кц и и в М о с к о в с к ом ,НИ И сячи ра з , а га з под с ко чил в цене в 32 ты сячи раз . Мы за су тки зим о й сж и га ем е го на 60 м ил лионов рублей , за с е зо н же на б е гае т 9 миллиардов . Ес _ ; л и исход и ть и з э тих расходов , то кил о гр ам м о гур ц о в долж ен с тои ть 60 ты сяч рублей . Но кто их б уде т по та кой цене по купа ть? Как же реш аю т л и п е ц ки е те пли чни ки эту а р иф м е ти че с кую задачку? С пом ощ ью то ч н о го ра сче та . Главны й э к о н о м и с т Г. П уч кова «прикинула» не тол ь ко все расходы и доходы на кажды й м е сяц на с т упи вш е го год а с точ - "ЗО Т го д . Кон - но стью д о 2 п роцен тов , но и на 19! троль уче т — ж еле зны й . В прочем , ка к и д и с циплина . Вот лиш ь один п рим ер . П р е д п о с е в ная п о д го т о в ка обы чно заним ала д ве недели . Нужно пропари ть грунт, заве зти рыхлящие м а териалы . Очень м н о го тяжелой ручной р а б о ты. Но се й ч а с каж до е зв е н о и з 11 чел ове к о б рабо тало свой ге к та р в с е го за два дня . Все оо.дстйемникм и зн а ком ы е п.тишли на помощ ь . К т о ’ .|у ж э в э том с е зо н е за куп ил и новые л ам пы и с ку с с т в е н н о го освещ ения . Рассада п о д н и м и п р о с т о б о г а т ы р с к а я . В р е з у л ь т а т е овощ но г о хо зяйства . П оряД о к и стерильная чи с то та в теплицах п о р аж аю т — прям о ка к родил ьное о тделение . М ож н о то л ь ко представи ть , с ко л ь ко сил на э то уходи г. Чтобы помы ть всю за с те кленн ую п о ве р хн о с ть (а от ее чисто ты ур ож а йн о с ть з а виси т на тр е т ь ) , нужно прояви ть с п о с о б н о с ти с кал ол а за и кана тоходца одн о вр ем е н но . А ка ко е т е р п е н и е нужно , чтобы кажды й б р и к е т и к земли пр о пи та ть м и кр о эл ем е н там и , вло ж и ть сем е ч ко , пер е сади ть и по том вы ра сти ть м н о гом е тр о в о е растение , ко то р о е буде т п л о д оно си ть пять \месяцев. Кстати , хим и ка тов при вы ращ ивании исп ол ь зуе тся м иним ум . О ч и с тка зем л и п р о и з в о д и т с я б е з ядов , с пом ощ ью п р опари вания . Л и п е ц ки е о гур цы зн аю т и охо тн о п о к у п а ют в М о с кве , С а н к т -П е т е р б у р ге , Туле и д р у гих город а х . П олторы ты сячи т о р г о в о - з а к у почны х о р га н и з а ц и и р аб о таю т с наш им и т е п ли чни кам и . В о сем н а д ц а ть н о ве н ь ки х гр у з о ви ков ра зв о зя т тод а р по всей с т р а н е ^Т о в а р с ко р о п о р тящ и й с я , и е го надо уметь бы с тр о п р о д а т ь . Но и 3 7 / п р е м у д р о с т ь п о с т и г л и здесь . Че го пожелать м ас тад ам те п л и чно го дела? бь Чтобы зим н е е солИце ыло ла с ко в о к их зе леным питом цам О стальные проблемы зд е с ь привы кли реш а ть сам о с то я тел ьно . И . СЕРОВ ВОЛШЕБНИК БЫТОВЫХ УСЛУГ у вас ломался холо дильник? То!" I то ч но знаете , ■ мы т а р с т в н а д )р - петь, пока Д 01 _ авишь его в м астерскую , потом д о ждеш ься из ремонта (а х о л о д и л ь ны е а гр е га ты неред ко направляю т из районов в Л ипец к ) и, на конец , по ка п р и в е зеш ь е го из м астерской . В Д о б р ом таких мы тарств м но гие не и с пы ты в а ю т уж е д о в о л ь н о давно . По крайней мере в тех случаях, ко гда за дело берется мастер по ремонту сложной бы то вой те хн и ки Иван Аре - лин . Он просто направ ляется дом ой к за ка з чи ку , взяв с с о б о й свою «мастерскую» . « М а с т е р с к а я » э т а в п о л н е у м е щ а е т с я на обычных д е тс ких саноч ках: га зо сварочны й а п парат с двумя го р ел ка ми, ком прессор , аппарат для зэ п р а в ки холодиль но го а гре га та ф реоном , н е о б х о д и м ы й и н с т р у мент. А на ч а л о с ь в се н е сколь ко ле,? назад, ко г - ",а Иван Михайлович по - ывал в М о с к в е у р о дственни ков . Вроде бы в го с ти поехал , а вот не утерпел и зашел ка к -то к к о л л е г а м в с л у ж б у бы та — п о гл я д е т ь , ка к столичны е ма стера р а б о таю т . Там и у в и д е л к ом п а к тны й свар о чны й аппарат . И д о то го за хо телось ему в своей м а с те р с ко й та кой иметь! Но известно : пока все оф ормиш ь да пока на й деш ь — прощ е и бы с т рее сам ом у все сделать. А вопрос , и з чего , — для умельца не проблема . — б а л л о н ч и к и д л я п р о п а н а и к и с л о р о д а удалось найти в б ол ьни це, на списанны х и н га л я т о р а х , — п о я с н я е т м а с те р . — М о т о р ком-, * п р е с с о р а — от в ы б р о ш е н н о г о к е м - т о х о л о дильника . Ш лан ги — «ка мазовские» , их для п о д качки шин ставят. Толь ко во т го р е л к и з а в о д с кие , стандартные . П ер вый исп а р и тел ь я м о гу за п а я т ь , е с л и на д о . А в то р о й — т р у б о п р о в о д сварить . Конечно , подумать и р у кам и п о р а б о т а т ь н е мало п р иш л о с ь , ч тобы в с е э т о п р е в р а т и т ь в о ч е н ь э ф ф е к т и в н ы й и к о м п р ' . н ы й а п п а р а т . О со б е н н о тр у д н о было п р и с п о с о б и т ь п р о п а н о вы й б а л л о н ч и к , к а к и м с п о р т см е ны о б р а б а ты вают лыжи , для заряд ки холод ил ь ны х а гр е га т о в ф реоном . Но все это уже в п р о шлом , и се годня на у л и ц а х Д о б р о г о н е р е д к о м ожно увидеть волш еб ни ка бы товы х услу г Ива на Арелина и е го чудо - саноч ки . А . АНДРЕЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz