Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
х от я т з а щ и щ а т ь О т е че ство буд е т ж и т ь любовь . 2 м ар та 1 996 г. П Р1ДИСЛ0ВИЕ к ВЫПУСКУ Д орогие д р у з ь я ! Позвольте поблагодарить вас за то, что почта нашего клуба за последние месяцы стала гораздо богаче. У нас появились новые авторы, с которыми мы и впредь собираем ся дружить. Очень рады , что интерес к с ем е йн ом у кл уб у активнее стали проявлять педагоги. Вот и появилась мы сль : а не создать л и при «Очаге» свой надежный и верный , постоянно действующий общественный педагогический совет? Ведь у нас в одном Л ипец ке столько интересно работающих учителей... Но д л я этого нам , журналистам, нужна поддерж ка — управлений народного образования , здравоохранения , института усовершенствования учителей. Липецкого пединститута. «Очаг», рож денны й по инициативе, просьбам , предлож ениям сам и х читателей. Нуждается сегодня в проф ессиональной поддерж ке , заинтересованной помощи. Нынешний вы пуск представляет весь спектр тем, уже утвердившихся в «Очаге». Просим вас : присылайте письма , спрашивайте, советуйте, звоните... Телефон дежурного клуба : 2 5 -00 -6 9 . Выпуск подготовили журналисты Александр АНДРЕЕВ, Лидия ДУВИНА. V ш № 42 (1 1 0 6 ) ______________ : _____________ : П о э т и ч е с к и й о с т р о в о к Валентина МИРЗАХАНОВА НА РАДОСТЬ ИЛИ НА Б1ДУ..< Держу ответ перед судьбой: Что сделала, что — не успела... Держу совет сама с собой: Что, где и как недоглядела. Кого любила, как жила. Делила с кем печаль и радость? С кем рука об руку прошла. Как коротать придется старость? ...Пусть будет все, что суждено, И дни придут к концу однажды. Нам сердце всем дано одно И не дано родиться дважды. На радость или на беду ^ угих прощала и жалела... Не так уж много я живу. Но вот душа отяжелела. От лжи, от горечи обид. Что ранят поострее боли. Кто был любим, давно забыт. Чего ж ты хочешь? Вольной воли. Настоящую любовь Не убить, не сжечь. Настоящую любовь На смерть не обречь. Настоящая любовь — Солнечная нить. Настоящая любовь Будет вечно жить... ПУТЕВКУ ВЖИЗНЬ они ПОЛУЧАЮТ в ДЕТДОМЕ И г п о ч т ы « О ч а г а » Ч У В С Т В О Р О Д И Н Ы Н Е А Б С Т Р А К Т Н О . . . Хотя мои дети давно выросли и сами уже родители, я нет-нет да зайду в Липецкую среднюю шко лу № 27, где они учились. Прият но встретиться, поговорить о жиз ни с ее 'педагогами. Коллектив здесь дружный, стабильный, боль шинство работают десятки лет... Обычная школа, каких немало в городе. Но есть у нее своя осо бенность: здесь большое внимание уделяется военно-патриотическо му воспитанию. Входишь в здание и первое, что видишь — большой стенд Героев Советского Союза—липчан. Среди них ^ Иван Васильевич Шкатов. Его именем названа улица, где рас положена школа. По инициативе учителей уси лиями многих лет создана «Кни га памяти», рассказывающая о тех, кто жил в поселке бывшего Студеновского рудоуправления (ныне — АО «Стагдок») и погиб в годы Великой Отечественной вой ны. 65 воспоминаний об этих лю дях вошли в книгу. Листаешь ее и думаешь, хорошо сказал поэт: «Это нужно не мертвым, это нуж но живым...» Рядом со школой воздвигнут мемориал «Навеки в памяти на родной!» На его стене также вы сечены имен?, фррнтоцикрв, не воз^^, вратившихся н родной' гк^од.»?-' ■ ■Уроки по военному делу — ныне, хгоавда, это называется ина че: «Обеспечению безопасности жизнедеятельности» — ведет в школе майор Олег Леонтьевич Ва силевич. Ведет не казенно, не фор мально. Все мальчишки школы с удовольствием занимаются с ним спортом, стрельбой. А Виталий Ненахов получил даже первый разряд по стрельбе. Никогда не пустует стадион АО «Стагдок», расположенный рядом со школой. Здесь, как и в прежние времена, проходят соревнования среди учащихся на приз «Золотгш шайба», «Кожаный мяч», работа ет стрелковый тир, которым ру ководит ветеран войны и труда Ва силий Семенович Кузнецов. Команда школы из учащихся 10- 11-х классов все три последних года занимает среди городских школ, ПТУ и техникумов первое место. Мы нечасто говорим о важнос ти патриотического воспитания. А жаль... Чувство Родины — не аб страктно, оно складывается из многого — уважения к родной ис тории, своим корням, уважения к самому себе — сильному, ловко му, здоровому, способному всегда постоять за того, кто послабее... Не случайно каждый год не сколько выпускников школы обя зательно поступают в военные учи- л^ 1 ща, Хотят стать^ затпцт^ками , 'Отечества^.. Развё это не'зайеча- тельно? Нина ГУЛНБИНА, врач, ветеран труда. К о н с у л ь т и р у е т ю р и с т в «Очаг» часто обращаются с просьбам и дать разъ яснения по вопросам семейного права . Еще раз сообщ аем : с недавнего времени в «ЛГ» есть свой , «домашний», юрист — Л и д и я Ивановна Бамбурова . Сегодня она отвечает на ваш и письма . М о я д о ч ь с т р а д а е т х р о н и ч е с к и м а л к о г о л и з м о м , п ь е т , д ет ь м и н е з а н и м а е т с я , о н и р а с т у т б е з н у ж н о г о п р и с м о т р а . Р а з ъ я с н и т е , п о к а к и м о с н о в а н и я м л и ш а ю т р о д и т е л е й и х п р а в и кт о д о л ж е н о б р ат и т ь с я в с уд с и с к о м о л и ш е н и и э т и х п р а в ? И . Ш а р о в а . г. Л и п е ц к . Лишение родительских прав производится по нескольким ос нованиям. Одно из главных — вредное влияние родителей на детей своим аморальным антиоб щественным поведением. Оно выражается в пьянстве на глазах у детей, сквернословии в их при сутствии; демонстрации интим ной стороны взаимоотношений женщин с мужчиной, бродяжни честве. Особое место среди осно ваний лишения родительских прав занимают хронический ал коголизм и наркомания. Роди тельских прав по этому основа нию лишают как отцов, так и матгаей. Дела о лишении родительских прав рассматриваются только су дом в порядке искового заявле ния. Статья 59 ч. 2 КОБС Р(?ФСР определяет круг истцов. К ним относятся органы опеки и попе чительства, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, один из родителей, опекун (попечитель) ребенка, прокурор. Правом обра щения в суд с иском о лишении родительских прав наделены ко миссии по делам несовершенно летних. Таким образом, любое заинте ресованное лицо, располагающее фактами недостойного поведения родителей в отношении своих де тей, может сообщить об этом орга нам опеки и попечительства или прокурору, которые вправе пред ъявить иск в суд, если найдут, что эта мера необходима. К а к и е и з м е н е н и я п р о и з о ш л и в з а к о н о д ат е л ь ст в е п о в о п р о с а м о к а з а н и я п о м о щ и и с о ц и а л ь н ы х л ь г от д ет я м -и н в а л и д а м ? С . К и р е е в а . г. Л и п е ц к . 19 июля 1995 года Министер ство труда РФ и Фонд социально го страхования РФ приняли пос тановление № 40/48 «Об утвержде нии разъяснения «О порядке пред оставления и оплаты четырех до полнительных выходных дней в месяц одному из работающих ро дителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и ин- валидгми с детства до достижения ими возраста 18 лет». Согласно это му разъяснению, четыре дополни тельных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвали- дами и инвалидами с детства пред оставляются в календарном меся це одному из работающих родите лей по его заявлению й оформля ются приказом администрации ор ганизации на основании справки органов социальной защиты насе ления об инвалидности ребенка. Необходимо указать, что ребенок не содержится в специализирован ном детском учреждении на пол ном государственном обеспечении. Если один из родителей в текущем месяце уже использовал часть вы ходных дней, другому работающе му родителю в этом же месяце предоставляются для ухода остав шиеся дополнительные оплачива емые выходные дни. О б р а з ж и з н и ПРИЗВАНИЕ - «ХОЗЯЮШКА»... Недавно институтом усовершенствования учителей проводились курсы преподавателей трудового обучения ш кол города Л ипецка . В программе и х было и знакомство с авторской программой учительницы липец кой средней ш колы № 4 9 Лю дм илы Федоровны КИСЕЛЕВОЙ. Открытый ее урок вызвал живейший ин терес. Во-первых, нет пока такого предмета в школе — «Хозяйка дома». Кому же не любопытно узнать, что же это такое. Во-вто рых, на обычный урок он не был похож. Тема: «Потребности семьи в жилье». Нагляд ные пособия, карты, дишраммы, выкладки- расчеты — это привычно. Но вот чтобы со всем этим можно было играть... А между тем дети именно играли. Вместе с учительницей. Прикидывали — какой семье и какая квар тира нужна, как ее лучше' обустроить и ук расить, сделав удобным, комфортабельным быт, как накопить средства для покупки нужных вещей... Неподдельное восхищение у педагогов вызвала выставка работ учащихся, выполнен ная ими на уроках. Вышивка, шитье, макра ме, вязание, лоскутное шитье, мягкая игруш ка... Всему этому научила детей Людмила Фе доровна, сама искусная хозяйка дома, мас терица на все руки. Авторская программа'бвша оценена вы соко. Теперь она имеет полное право на вве дение и в других школах города. Но, пожалуй, главную оценку того, что делает Людмила Федоровна, дают сами ее повзрослевшие воспитанники. Лена Ярцева, студентка технического университета: — Я у Людмилы Федоровны научилась тому, чему, наверное, никогда не научилась бы дома, хотя у меня мама тоже неплохая хозяйка... Полюбила готовить, стала шить, вязать. Для меня нет вопроса, как лучше украсить свой дом — мы здесь изучали ос новы интерьера... Светлана Шибина: — Я закончила ПТ'У № 28, профессия трикотг 1 жница. Ее мне помогла выбрать Ки селева. Что только мы не делали с ней в шко ле! Освоили домашнюю кухню, до сих пор ее рецепты использую — теперь у меня своя семья. Шили мягкие игрушки и продава ли их на ярмарках. Брали, кстати, всегда нарасхват. Людмила Федоровна — близ кий, дорогой мне человек... Уроки Киселевой тем хороши, что кон кретны. Детскому саду № 123 понадоби лось сшить одежду для ребят ясельного воз раста. Воспитанники Киселевой взялись и сшили. Фартучки, нагруднички, салфетки. Сплели кашпо для цветов, панно для зала и коридора... Мастерство Киселевой оценили не толь ко в Липецке. Каждое лето ее приглашают в бывший пионерлагерь «Орленок», ныне — молодежный лагерь учащихся. Там она обучает искусству макраме и воспитателей, и ребят, организует выстмки. И мало кто знает, сколько Киселевой пришлось пережить. Случилось так, что она повредила позвоночник, ей предложили... инвалидность. Лечилась у разных врачей, но никто не мог помочь. Тогда она, став членом клуба при техническом универси тете, решила закалять себя по системе Пор- фирия Иванова. Настойчивость и вера сде лали свое дело, вернули здоровье. Со свои ми друзьями по клубу по воскресеньям она отправляется на Силикатные озера, купа ется в реке в любую погоду. Выздоровев, сама стала активным пропагандистом уче ния Иванова в школах, среди «трудных» подростков, на предприятиях... Обаятельная, современная женщина, она из тех, к кому больше всего подходит доброе русское слово — хозяюшка... .И в школе, и дома, и вообще — в жизни. Василий ЛИЧКОВ. г. Липецк. На снимке: урок по авторской програм ме «Хозяйка дома» ведет учительница ли пецкой средней школы № 49 Л. Киселе ва____________________________________ Боринский детский дом внеш не мало чем отличается от других подобных, разбросанных по всей матушке-России. Три небольших кирпичных корпуса, расположен ных неподалеку друг от друга. Но... Недавно мне впервые за сорок лет пришлось увидеть, оценить и осмыслить —как живется здесь де тям? Шел сюда вместе с коллега ми по работе и в моем воображе нии рисовалась картина чуть ли не времен кинокартины «Путевка в жизнь»: неухоженные дети, не уме ющие нормально общаться, с чер ствыми, грубыми душами... Измо танные непосильным трудом педа гоги, воспитатели. Переступив порог, сразу понял: все, все здесь совсем по-другому. Добрые, милые лица мальчишек и девчонок, приветливых и внима тельных к любому, кто приходит в их Дом. Классные комнаты любо вно оформлены. Педагоги стремят ся дать ученикам хорошие знания и неплохо справляются с этим. Для лучшего усвоения материала в классах учатся по 10-15 детей. В школе успешно проводится кружковая работа, ребята объеди нены по интересам. Большинство хорошо танцует, читает стихи. С удовольствием рассказывают о своей жизни, веселых школьных делах, искренне делятся маленьки ми радостями и печалями. Побывали мы и в бытовом кор пусе. Небольшие комнаты-спален ки, чистенькие, по-домашнему уют ные. Самые настоящие детские гнез дышки, в которых царит порядок и покой... Директор детского дома Татьяна Николаевна Дьяконова — настоя щая русская женщина, с сильной волей и по-матерински добрым сер дцем, она взвалила на свои хруп кие плечи непосильный груз и боль шую ответственность за будущее пи томцев, да еще в такое нелегкое время. Дьяконова рассказала мно го интересного, поделилась плана ми, мягко посетовала, что не всег да удается их осуществить. В час тности, на некоторых шефов, над которыми впору самим брать шеф ство. Очень приятно было услышать о том, что наш завод холодильни ков «Стинол», в отличие от многих, всегда выполняет свои обещания, оказывает реальную и очень нуж ную помощь детдому. Уже смеркалось, когда мы ухо дили. Дети, многих из которых мы уже знали по именам, вышли нас провожать. «До свидания». «При езжайте опять». «Мы вас будем ждать»... И все же горький осадок остал ся. Почему многие из этих детей — сироты при живых родителях? И в то же время им все-таки повезло. У них есть свой дом. Дом, создгшный для них и ради них людьми щедры ми и мудрыми... Леонид СОКОЛОВ, начальник участка, член профкома завода холодильников «Стинол». О т д ы х а е м ПОСИДЕЛКИ ПО-ТРОИЦКИ в Троицком сельском Доме культуры Лев-Толстовского района решили всерьез, не отчета ради воз родить «Русские посиделки», ког да собира-цись сельчане и развлека ли себя сами: кто какими таланта ми одарен от природы... Для начала собрали по дворам всяческие поделки для дома и ус троили выставку. Самыми искус ными мастерицами признали работ ницу детсада Н. Коновалову, пен сионерку В. Штыркову, директора Дома культуры Л. Гаврилину. В зале установили столы — с самоварами, блинами, бубликами. Две команды из жителей села со ревновались в конкурсах, а победи телям вручали сладости в качестве призов. В перерывах между конкур сами выступали свои артисты, учас тники фольклорных ансамблей — взрослого «Сударушка» и детского «Рябинка», танцевального коллек тива. Соревновались в том, кто больше знает частушек. И все же лающие показывали себя в русской пляске под веселую гармонь мес тного дояра Сергея Люкаева. (Соб. инф.) В к у с н о ! ТОРТ для ЛЮБИМОЙ Уважаемый «Очаг»! Приближается В Марта. Много лет с удовольствием читая ваши выпуски , тем не менее решаю сь сделать зам ечание : зр я вы ре д ко публикуете рецепты дом аш н ей к ухни . .. Хочу поделиться своим опытом'по изготовлению торта «Птичье молоко». Рецепт очень прост, и торт п ри ж елании может изготовить лю б ой мужчина д л я своей лю б им ой женщины . Все, кто пробовал , говорят— вкусно ... Тесто: 2 яйца, 2/3 стакана са хара, 3 стол, ложки меда, 2 чай ные. ложки соды (погашенные ук сусом). Смешать и поставить на кастрюлю с кипящей водой. Поме шивать до растворения сахара (15- 20 мин.). Добавить 2,5 стакана муки. Замесить тесто, разделить на 4 части, тонко раскатать. На ско вороде, хорошо посыпанной мукой, выпечь коржи — до румянца. Крем; 2 стакана молока, 1 ста кан сахара, 2 стол, ложки крахма ла картофельного. Размешать, пос тавить на огонь, помешивая, доба вить вашильный сахар, довести до загустения. Сбить 200-300 г сли вочного масла, смешать с заварным кремом. Коржи хорошо смазать, кроме верхнего. Сверху торт украшают помадкой. Помадка: 0,5 стакана сахара, 3 чайные ложки какао, 3 столовые ложки молока. Варить 15 мин. До бавить 1 столовую ложку сливоч ного масла. Горячей помадкой на мазать торт, дать остыть и — на стол... Приятного аппетита! г. Липецк. Валентина КАМЫШНИКОВА. С о в е т у е т п с и х о л о г Б А Б УШ К А И В А Ф Р И К Е Б А Б УШ К А . . . В семьях, где отец помогает ма тери по дому, где родители веж ливы с бабушками и дедушками, подают пример преодоления труд ностей и конфликтных ситуаций, дети учатся доброте и вниманию. Они привыкают присматриваться, не нужна ли кому помощь, усту пать старикам место в трамвае — все это становится их второй на турой, а не вымученным проявле нием галантности поневоле. Часто случается, что взрослые, даже ненамеренно, ведут себя со старшими членами семьи как с не равноправными: дедушка или ба бушка — назойливый человек, ко торого приходится терпеть, или склочник, нарушающий гармонию между мужем и женой, или на хлебник, для которого нужно жер твовать помещением, а в кварти ре и так тесно... Дети по-своему оценивают се мейные отношения. Как только ре бенок замечает, что дедушка слаб и ему нужна помощь, а другие в силу этого считгпот себя вправе по мыкать им, подчеркивать его не полноценность, выбор ребенка ста новится мучительным. Он любит дедушку и уверен, что тот прав, но и папа с мгииой тоже не опшба- ются, и раз ругают дедушку, зна чит, он нехороший... Ребенок стра дает по причине, которую не по нимает и не хочет понимать. Между тем присутствие бабу шек и дедушек может стать в вы сшей мере воспитательным факто ром, особенно, когда они очень ста ры и больны, нуждаются в особом уходе. Ребенок быстро привыкнет к некоторым элементам самопо жертвования, поймет долг сильно го в отношении к слабому, научит ся помогать ближнему, Читывать потребности других. Г О В О Р Я Т д в т и Н а ш а к оп и л к а — « Г оворя т де ти » — в с е п о п о л н я е тся . Се г о д н я лю б я щ а я б а б уш к а — л и п ч а н к а Н . М а р ч е н к о п р е д л а г а е т « т в о р ч е с т в о » св о е й вн уч к и О л и ( 2 г о д а и 3 м е ся - ц а ) . Говорю Оле: «Рука болит, жует, жует...». Она: «А чего она ест-то, бабу ля?» Ворчу, приговаривая: «Ужас один, да и только!» Оля: «А где другой?» Оля: «Я буду привидение. Бегаю вот так, руками разводяю, разводяю, всех пугаю». Оля: «Купи мне сувенир-яйцо!» Го ворю: «Нет денег». Оля: «Апойдем, воз ьмем у кассира, у нее вон сколько»... Говорю: «Господи, твоя воля!» Оля: «Ну почему ты говоришь «твоя Оля». Я — моя Оля-то, моя!» (стучит пальчиком себе в грудь). Научилась произносить звук «р», спрашивает: «Бабушка, ты меня рю- бишь?» Говорю: «Рюбрю». Оля: «Ну, что ты так неправильно говоришь. Букву «р» не можешь выучить? Иди к маме, она научит». Жалуется мне: «Меня мама не лю бит, папа не любит». Спрашиваю — почему? «Не знаю. Я девочка умная, хорошая...» (Секунду молчит, потом весело хохочет: «Бабуль, да я ведь шко да!») , - < Р о т о в з г л я д Мастерица» Фото Н. ТКАЧЕНКО. ■ Судьбы людские и ВСЕ НАПОМНИТ ДЕДОВА ОТКРЫТКА Старческий, но ровный почерк. «Миленький внучек ! Тебе уже пять лет. Поздравляю тебя и желаю быть здоровым и крепким мальчиком . Слушайся и лю би папу, м ам у и всех бли зких тебе лю дей . Целую и крепко , крепко обнимаю тебя. Твой дедуш ка» . Вроде бы обычная поздравитель ная открытка. Но — только на пер вый взгляд. Дело в том, что «милень кий внучек» еще полгода назад был сиротой, жил в детдоме. И еще одно. Правда, очень уж горькое обстоятельство. Дедушка, Николай Петрович (все имена здесь подлинные, но фамилии, по понят ной причине, я называть не буду— авт.) — писал внуку из больницы. Он уже знал, что умирает. А перед смертью не лукавят. Вот почему эта открытка, по сути, является докумен том, подтверждающим: маленький Саша, вчерашний сирота, обрел по- настоящему близких людей, свою семью. Возможно, он никогда и не узна ет, сколько пришлось ради него хло- по'Гать его новым родителям, Ната ше и Николаю. Да и не им одним, а еще и председателю комиссии по де лам несовершеннолетних 3. Кургузо- вой. Волею судьбы молодая чета была лишена счастья иметь собственных детей: Николай — «чернобылец», участвовал в ликвидации последствий той страшной аварии. У него могли быть дети, но существовал риск, что они окажутся неизлечимо больны. Но ведь без детей семья — не семья. Так и пришли Николай и На таша к своему непростому решению... Выло это пять лет назад. Сегодня десятилетний Саша — вполне самос тоятельный человек. Учится... ну, не всем же быть отличниками, но чет верть заканчивает без троек. В доме помощник: и птицу на подворье по кормит, и снег расчистит. Живет семья в маленьком частном домике, на улице, застроенной таки ми же домами. Почти как в деревне — все, что ни случись, соседям из вестно. И вот нашлась одна соседка: поспешила в комиссию по делам не совершеннолетних с заявлением — эксплуатируется детский труд! И другой случай: та же самая до- брохотка как-то увидела, что Ната ша шлепнула сына (не буду говорить за что, но — за дело), и аж закипела от «праведного» гнева: — Как ты смеешь чужого ребенка бить? Ты ему не мать, всем про то известно! За разглашение тайны усыновле ния законом предусмотрена ответ ственность, но в тот момент всем было не до буквы закона. Саша, всегда ти хий, спокойный, вдруг вспылил: — Ты что на маму орешь?! Дура! Пошла вон! И мама, весьма строго относяща яся к воспитанию сына, не наказала его за грубость. Правда, весь вечер плакала, и никак Саша — а он в тот момент был в семье единственным мужчиной, потому что отец в боль нице лежал — не мог ее успокоить. Ну, да Бог с ними, с соседками, что в чужом глазу соринку увидят, даже если той соринки и в помине нет... Им просто не дано понять, по чему Николай и Наташа стали для Александра настоящими родителями, почему старики приняли его как вну ка, почему наташины братья так об радовались племяннику. Не дано, значит, им и не объяснишь... Пять лет — срок немалый, любая фальшь давно вышла бы наружу. Нет, все —по-настоящему. В общем, живи и радуйся. Да не утолили сашины родители (не могу вставить слово «приемные» — не к месту оно здесь) свою жажду отцовства, материнства. И... усыновили недавно еще и шес тимесячного Мишу. На всю жизнь запомнится Ната ше вечер, когда Саша, помогая маме укладывать в постель нового брати ка, вдруг спросил; • • • — Мам, а вот вырапР! Мины. \ з- нает, что приемный, к.ш мы р м \ обь- яснять будем? Про себя-то он твердо знает, уве рен, что родной, чего бы та соседка ни говорила... А вот как младшего братика от удара уберечь через деся ток лет, — об этом надо позаботить ся уже сейчас... —А если бы ты узнал о таком? — чуть дрогнул Наташин голос. —Ведь Миша нам точно такой же родной, как и ты, абсолютно никакой разни цы. Что бы ты стал делать? — Да ладно, мам, — встревожил ся старший сын, увидев слезы в гла зах Наташи. — Я бы все равно тебя любил. И папу тоже. Немного помолчал, вспоминая, и вдруг выдал от взрослых слышанное: — Не та мать, что родила, а та, что воспитала... Философ растет... Живут они, все четверо, дружно, ладно, в любви и согласии. Николай всю мужскую работу по дому делает — не нахвалится Наташа мужем. И позаботится он обо всем, и обеспечит, и приголубит — Ну, прямо — золотой? — спра шиваю. — Нет, дороже... Любимый, — смеется Наташа. Да и сама она — настоящая в доме хозяйка. Дети — ухоженные, весе лые, ласковые. Даже собака во дворе (кстати, привел ее Саша) — и та к ласке привычна. Хорошо живут. Ну, а если насту пит день и час, когда Саша поймет, как он и почему попал в семью? Если с укором и отчуждением посмотрит на тех, кого привык считать родны ми матерью и отцом? Надеюсь, не будет такого. Но, а если паче чаяния случится, думаю, положит Наташа перед старшим сы ном старую дедову открытку. Ту са мую, где написано «Миленький вну чек». И слова покинувшего этот мир старика восстановят покой в душе мальчика. Ведь перед смертью не лу кавят... А. ОКУНЕВ. _____:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz