Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

х от я т з а щ и щ а т ь О т е че ство буд е т ж и т ь любовь . 2 м ар та 1 996 г. П Р1ДИСЛ0ВИЕ к ВЫПУСКУ Д орогие д р у з ь я ! Позвольте поблагодарить вас за то, что почта нашего клуба за последние месяцы стала гораздо богаче. У нас появились новые авторы, с которыми мы и впредь собираем ся дружить. Очень рады , что интерес к с ем е йн ом у кл уб у активнее стали проявлять педагоги. Вот и появилась мы сль : а не создать л и при «Очаге» свой надежный и верный , постоянно действующий общественный педагогический совет? Ведь у нас в одном Л ипец ке столько интересно работающих учителей... Но д л я этого нам , журналистам, нужна поддерж ка — управлений народного образования , здравоохранения , института усовершенствования учителей. Липецкого пединститута. «Очаг», рож денны й по инициативе, просьбам , предлож ениям сам и х читателей. Нуждается сегодня в проф ессиональной поддерж ке , заинтересованной помощи. Нынешний вы пуск представляет весь спектр тем, уже утвердившихся в «Очаге». Просим вас : присылайте письма , спрашивайте, советуйте, звоните... Телефон дежурного клуба : 2 5 -00 -6 9 . Выпуск подготовили журналисты Александр АНДРЕЕВ, Лидия ДУВИНА. V ш № 42 (1 1 0 6 ) ______________ : _____________ : П о э т и ч е с к и й о с т р о в о к Валентина МИРЗАХАНОВА НА РАДОСТЬ ИЛИ НА Б1ДУ..< Держу ответ перед судьбой: Что сделала, что — не успела... Держу совет сама с собой: Что, где и как недоглядела. Кого любила, как жила. Делила с кем печаль и радость? С кем рука об руку прошла. Как коротать придется старость? ...Пусть будет все, что суждено, И дни придут к концу однажды. Нам сердце всем дано одно И не дано родиться дважды. На радость или на беду ^ угих прощала и жалела... Не так уж много я живу. Но вот душа отяжелела. От лжи, от горечи обид. Что ранят поострее боли. Кто был любим, давно забыт. Чего ж ты хочешь? Вольной воли. Настоящую любовь Не убить, не сжечь. Настоящую любовь На смерть не обречь. Настоящая любовь — Солнечная нить. Настоящая любовь Будет вечно жить... ПУТЕВКУ ВЖИЗНЬ они ПОЛУЧАЮТ в ДЕТДОМЕ И г п о ч т ы « О ч а г а » Ч У В С Т В О Р О Д И Н Ы Н Е А Б С Т Р А К Т Н О . . . Хотя мои дети давно выросли и сами уже родители, я нет-нет да зайду в Липецкую среднюю шко­ лу № 27, где они учились. Прият­ но встретиться, поговорить о жиз­ ни с ее 'педагогами. Коллектив здесь дружный, стабильный, боль­ шинство работают десятки лет... Обычная школа, каких немало в городе. Но есть у нее своя осо­ бенность: здесь большое внимание уделяется военно-патриотическо­ му воспитанию. Входишь в здание и первое, что видишь — большой стенд Героев Советского Союза—липчан. Среди них ^ Иван Васильевич Шкатов. Его именем названа улица, где рас­ положена школа. По инициативе учителей уси­ лиями многих лет создана «Кни­ га памяти», рассказывающая о тех, кто жил в поселке бывшего Студеновского рудоуправления (ныне — АО «Стагдок») и погиб в годы Великой Отечественной вой­ ны. 65 воспоминаний об этих лю­ дях вошли в книгу. Листаешь ее и думаешь, хорошо сказал поэт: «Это нужно не мертвым, это нуж­ но живым...» Рядом со школой воздвигнут мемориал «Навеки в памяти на­ родной!» На его стене также вы­ сечены имен?, фррнтоцикрв, не воз^^, вратившихся н родной' гк^од.»?-' ■ ■Уроки по военному делу — ныне, хгоавда, это называется ина­ че: «Обеспечению безопасности жизнедеятельности» — ведет в школе майор Олег Леонтьевич Ва­ силевич. Ведет не казенно, не фор­ мально. Все мальчишки школы с удовольствием занимаются с ним спортом, стрельбой. А Виталий Ненахов получил даже первый разряд по стрельбе. Никогда не пустует стадион АО «Стагдок», расположенный рядом со школой. Здесь, как и в прежние времена, проходят соревнования среди учащихся на приз «Золотгш шайба», «Кожаный мяч», работа­ ет стрелковый тир, которым ру­ ководит ветеран войны и труда Ва­ силий Семенович Кузнецов. Команда школы из учащихся 10- 11-х классов все три последних года занимает среди городских школ, ПТУ и техникумов первое место. Мы нечасто говорим о важнос­ ти патриотического воспитания. А жаль... Чувство Родины — не аб­ страктно, оно складывается из многого — уважения к родной ис­ тории, своим корням, уважения к самому себе — сильному, ловко­ му, здоровому, способному всегда постоять за того, кто послабее... Не случайно каждый год не­ сколько выпускников школы обя­ зательно поступают в военные учи- л^ 1 ща, Хотят стать^ затпцт^ками , 'Отечества^.. Развё это не'зайеча- тельно? Нина ГУЛНБИНА, врач, ветеран труда. К о н с у л ь т и р у е т ю р и с т в «Очаг» часто обращаются с просьбам и дать разъ яснения по вопросам семейного права . Еще раз сообщ аем : с недавнего времени в «ЛГ» есть свой , «домашний», юрист — Л и д и я Ивановна Бамбурова . Сегодня она отвечает на ваш и письма . М о я д о ч ь с т р а д а е т х р о н и ­ ч е с к и м а л к о г о л и з м о м , п ь е т , д ет ь м и н е з а н и м а е т с я , о н и р а с ­ т у т б е з н у ж н о г о п р и с м о т р а . Р а з ъ я с н и т е , п о к а к и м о с н о в а н и ­ я м л и ш а ю т р о д и т е л е й и х п р а в и кт о д о л ж е н о б р ат и т ь с я в с уд с и с к о м о л и ш е н и и э т и х п р а в ? И . Ш а р о в а . г. Л и п е ц к . Лишение родительских прав производится по нескольким ос­ нованиям. Одно из главных — вредное влияние родителей на детей своим аморальным антиоб­ щественным поведением. Оно выражается в пьянстве на глазах у детей, сквернословии в их при­ сутствии; демонстрации интим­ ной стороны взаимоотношений женщин с мужчиной, бродяжни­ честве. Особое место среди осно­ ваний лишения родительских прав занимают хронический ал­ коголизм и наркомания. Роди­ тельских прав по этому основа­ нию лишают как отцов, так и матгаей. Дела о лишении родительских прав рассматриваются только су­ дом в порядке искового заявле­ ния. Статья 59 ч. 2 КОБС Р(?ФСР определяет круг истцов. К ним относятся органы опеки и попе­ чительства, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, один из родителей, опекун (попечитель) ребенка, прокурор. Правом обра­ щения в суд с иском о лишении родительских прав наделены ко­ миссии по делам несовершенно­ летних. Таким образом, любое заинте­ ресованное лицо, располагающее фактами недостойного поведения родителей в отношении своих де­ тей, может сообщить об этом орга­ нам опеки и попечительства или прокурору, которые вправе пред­ ъявить иск в суд, если найдут, что эта мера необходима. К а к и е и з м е н е н и я п р о и з о ш л и в з а к о н о д ат е л ь ст в е п о в о п р о с а м о к а з а н и я п о м о щ и и с о ц и а л ь н ы х л ь г от д ет я м -и н в а л и д а м ? С . К и р е е в а . г. Л и п е ц к . 19 июля 1995 года Министер­ ство труда РФ и Фонд социально­ го страхования РФ приняли пос­ тановление № 40/48 «Об утвержде­ нии разъяснения «О порядке пред­ оставления и оплаты четырех до­ полнительных выходных дней в месяц одному из работающих ро­ дителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и ин- валидгми с детства до достижения ими возраста 18 лет». Согласно это­ му разъяснению, четыре дополни­ тельных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвали- дами и инвалидами с детства пред­ оставляются в календарном меся­ це одному из работающих родите­ лей по его заявлению й оформля­ ются приказом администрации ор­ ганизации на основании справки органов социальной защиты насе­ ления об инвалидности ребенка. Необходимо указать, что ребенок не содержится в специализирован­ ном детском учреждении на пол­ ном государственном обеспечении. Если один из родителей в текущем месяце уже использовал часть вы­ ходных дней, другому работающе­ му родителю в этом же месяце предоставляются для ухода остав­ шиеся дополнительные оплачива­ емые выходные дни. О б р а з ж и з н и ПРИЗВАНИЕ - «ХОЗЯЮШКА»... Недавно институтом усовершенствования учителей проводились курсы преподавателей трудового обучения ш кол города Л ипецка . В программе и х было и знакомство с авторской программой учительницы липец кой средней ш колы № 4 9 Лю дм илы Федоровны КИСЕЛЕВОЙ. Открытый ее урок вызвал живейший ин­ терес. Во-первых, нет пока такого предмета в школе — «Хозяйка дома». Кому же не любопытно узнать, что же это такое. Во-вто­ рых, на обычный урок он не был похож. Тема: «Потребности семьи в жилье». Нагляд­ ные пособия, карты, дишраммы, выкладки- расчеты — это привычно. Но вот чтобы со всем этим можно было играть... А между тем дети именно играли. Вместе с учительницей. Прикидывали — какой семье и какая квар­ тира нужна, как ее лучше' обустроить и ук­ расить, сделав удобным, комфортабельным быт, как накопить средства для покупки нужных вещей... Неподдельное восхищение у педагогов вызвала выставка работ учащихся, выполнен­ ная ими на уроках. Вышивка, шитье, макра­ ме, вязание, лоскутное шитье, мягкая игруш­ ка... Всему этому научила детей Людмила Фе­ доровна, сама искусная хозяйка дома, мас­ терица на все руки. Авторская программа'бвша оценена вы­ соко. Теперь она имеет полное право на вве­ дение и в других школах города. Но, пожалуй, главную оценку того, что делает Людмила Федоровна, дают сами ее повзрослевшие воспитанники. Лена Ярцева, студентка технического университета: — Я у Людмилы Федоровны научилась тому, чему, наверное, никогда не научилась бы дома, хотя у меня мама тоже неплохая хозяйка... Полюбила готовить, стала шить, вязать. Для меня нет вопроса, как лучше украсить свой дом — мы здесь изучали ос­ новы интерьера... Светлана Шибина: — Я закончила ПТ'У № 28, профессия трикотг 1 жница. Ее мне помогла выбрать Ки­ селева. Что только мы не делали с ней в шко­ ле! Освоили домашнюю кухню, до сих пор ее рецепты использую — теперь у меня своя семья. Шили мягкие игрушки и продава­ ли их на ярмарках. Брали, кстати, всегда нарасхват. Людмила Федоровна — близ­ кий, дорогой мне человек... Уроки Киселевой тем хороши, что кон­ кретны. Детскому саду № 123 понадоби­ лось сшить одежду для ребят ясельного воз­ раста. Воспитанники Киселевой взялись и сшили. Фартучки, нагруднички, салфетки. Сплели кашпо для цветов, панно для зала и коридора... Мастерство Киселевой оценили не толь­ ко в Липецке. Каждое лето ее приглашают в бывший пионерлагерь «Орленок», ныне — молодежный лагерь учащихся. Там она обучает искусству макраме и воспитателей, и ребят, организует выстмки. И мало кто знает, сколько Киселевой пришлось пережить. Случилось так, что она повредила позвоночник, ей предложили... инвалидность. Лечилась у разных врачей, но никто не мог помочь. Тогда она, став членом клуба при техническом универси­ тете, решила закалять себя по системе Пор- фирия Иванова. Настойчивость и вера сде­ лали свое дело, вернули здоровье. Со свои­ ми друзьями по клубу по воскресеньям она отправляется на Силикатные озера, купа­ ется в реке в любую погоду. Выздоровев, сама стала активным пропагандистом уче­ ния Иванова в школах, среди «трудных» подростков, на предприятиях... Обаятельная, современная женщина, она из тех, к кому больше всего подходит доброе русское слово — хозяюшка... .И в школе, и дома, и вообще — в жизни. Василий ЛИЧКОВ. г. Липецк. На снимке: урок по авторской програм­ ме «Хозяйка дома» ведет учительница ли­ пецкой средней школы № 49 Л. Киселе­ ва____________________________________ Боринский детский дом внеш­ не мало чем отличается от других подобных, разбросанных по всей матушке-России. Три небольших кирпичных корпуса, расположен­ ных неподалеку друг от друга. Но... Недавно мне впервые за сорок лет пришлось увидеть, оценить и осмыслить —как живется здесь де­ тям? Шел сюда вместе с коллега­ ми по работе и в моем воображе­ нии рисовалась картина чуть ли не времен кинокартины «Путевка в жизнь»: неухоженные дети, не уме­ ющие нормально общаться, с чер­ ствыми, грубыми душами... Измо­ танные непосильным трудом педа­ гоги, воспитатели. Переступив порог, сразу понял: все, все здесь совсем по-другому. Добрые, милые лица мальчишек и девчонок, приветливых и внима­ тельных к любому, кто приходит в их Дом. Классные комнаты любо­ вно оформлены. Педагоги стремят­ ся дать ученикам хорошие знания и неплохо справляются с этим. Для лучшего усвоения материала в классах учатся по 10-15 детей. В школе успешно проводится кружковая работа, ребята объеди­ нены по интересам. Большинство хорошо танцует, читает стихи. С удовольствием рассказывают о своей жизни, веселых школьных делах, искренне делятся маленьки­ ми радостями и печалями. Побывали мы и в бытовом кор­ пусе. Небольшие комнаты-спален­ ки, чистенькие, по-домашнему уют­ ные. Самые настоящие детские гнез­ дышки, в которых царит порядок и покой... Директор детского дома Татьяна Николаевна Дьяконова — настоя­ щая русская женщина, с сильной волей и по-матерински добрым сер­ дцем, она взвалила на свои хруп­ кие плечи непосильный груз и боль­ шую ответственность за будущее пи­ томцев, да еще в такое нелегкое время. Дьяконова рассказала мно­ го интересного, поделилась плана­ ми, мягко посетовала, что не всег­ да удается их осуществить. В час­ тности, на некоторых шефов, над которыми впору самим брать шеф­ ство. Очень приятно было услышать о том, что наш завод холодильни­ ков «Стинол», в отличие от многих, всегда выполняет свои обещания, оказывает реальную и очень нуж­ ную помощь детдому. Уже смеркалось, когда мы ухо­ дили. Дети, многих из которых мы уже знали по именам, вышли нас провожать. «До свидания». «При­ езжайте опять». «Мы вас будем ждать»... И все же горький осадок остал­ ся. Почему многие из этих детей — сироты при живых родителях? И в то же время им все-таки повезло. У них есть свой дом. Дом, создгшный для них и ради них людьми щедры­ ми и мудрыми... Леонид СОКОЛОВ, начальник участка, член профкома завода холодильников «Стинол». О т д ы х а е м ПОСИДЕЛКИ ПО-ТРОИЦКИ в Троицком сельском Доме культуры Лев-Толстовского района решили всерьез, не отчета ради воз­ родить «Русские посиделки», ког­ да собира-цись сельчане и развлека­ ли себя сами: кто какими таланта­ ми одарен от природы... Для начала собрали по дворам всяческие поделки для дома и ус­ троили выставку. Самыми искус­ ными мастерицами признали работ­ ницу детсада Н. Коновалову, пен­ сионерку В. Штыркову, директора Дома культуры Л. Гаврилину. В зале установили столы — с самоварами, блинами, бубликами. Две команды из жителей села со­ ревновались в конкурсах, а победи­ телям вручали сладости в качестве призов. В перерывах между конкур­ сами выступали свои артисты, учас­ тники фольклорных ансамблей — взрослого «Сударушка» и детского «Рябинка», танцевального коллек­ тива. Соревновались в том, кто больше знает частушек. И все же­ лающие показывали себя в русской пляске под веселую гармонь мес­ тного дояра Сергея Люкаева. (Соб. инф.) В к у с н о ! ТОРТ для ЛЮБИМОЙ Уважаемый «Очаг»! Приближается В Марта. Много лет с удовольствием читая ваши выпуски , тем не менее решаю сь сделать зам ечание : зр я вы ре д ко публикуете рецепты дом аш н ей к ухни . .. Хочу поделиться своим опытом'по изготовлению торта «Птичье молоко». Рецепт очень прост, и торт п ри ж елании может изготовить лю б ой мужчина д л я своей лю б им ой женщины . Все, кто пробовал , говорят— вкусно ... Тесто: 2 яйца, 2/3 стакана са­ хара, 3 стол, ложки меда, 2 чай­ ные. ложки соды (погашенные ук­ сусом). Смешать и поставить на кастрюлю с кипящей водой. Поме­ шивать до растворения сахара (15- 20 мин.). Добавить 2,5 стакана муки. Замесить тесто, разделить на 4 части, тонко раскатать. На ско­ вороде, хорошо посыпанной мукой, выпечь коржи — до румянца. Крем; 2 стакана молока, 1 ста­ кан сахара, 2 стол, ложки крахма­ ла картофельного. Размешать, пос­ тавить на огонь, помешивая, доба­ вить вашильный сахар, довести до загустения. Сбить 200-300 г сли­ вочного масла, смешать с заварным кремом. Коржи хорошо смазать, кроме верхнего. Сверху торт украшают помадкой. Помадка: 0,5 стакана сахара, 3 чайные ложки какао, 3 столовые ложки молока. Варить 15 мин. До­ бавить 1 столовую ложку сливоч­ ного масла. Горячей помадкой на­ мазать торт, дать остыть и — на стол... Приятного аппетита! г. Липецк. Валентина КАМЫШНИКОВА. С о в е т у е т п с и х о л о г Б А Б УШ К А И В А Ф Р И К Е Б А Б УШ К А . . . В семьях, где отец помогает ма­ тери по дому, где родители веж­ ливы с бабушками и дедушками, подают пример преодоления труд­ ностей и конфликтных ситуаций, дети учатся доброте и вниманию. Они привыкают присматриваться, не нужна ли кому помощь, усту­ пать старикам место в трамвае — все это становится их второй на­ турой, а не вымученным проявле­ нием галантности поневоле. Часто случается, что взрослые, даже ненамеренно, ведут себя со старшими членами семьи как с не­ равноправными: дедушка или ба­ бушка — назойливый человек, ко­ торого приходится терпеть, или склочник, нарушающий гармонию между мужем и женой, или на­ хлебник, для которого нужно жер­ твовать помещением, а в кварти­ ре и так тесно... Дети по-своему оценивают се­ мейные отношения. Как только ре­ бенок замечает, что дедушка слаб и ему нужна помощь, а другие в силу этого считгпот себя вправе по­ мыкать им, подчеркивать его не­ полноценность, выбор ребенка ста­ новится мучительным. Он любит дедушку и уверен, что тот прав, но и папа с мгииой тоже не опшба- ются, и раз ругают дедушку, зна­ чит, он нехороший... Ребенок стра­ дает по причине, которую не по­ нимает и не хочет понимать. Между тем присутствие бабу­ шек и дедушек может стать в вы­ сшей мере воспитательным факто­ ром, особенно, когда они очень ста­ ры и больны, нуждаются в особом уходе. Ребенок быстро привыкнет к некоторым элементам самопо­ жертвования, поймет долг сильно­ го в отношении к слабому, научит­ ся помогать ближнему, Читывать потребности других. Г О В О Р Я Т д в т и Н а ш а к оп и л к а — « Г оворя т де ти » — в с е п о п о л н я е тся . Се г о д н я лю б я ­ щ а я б а б уш к а — л и п ч а н к а Н . М а р ­ ч е н к о п р е д л а г а е т « т в о р ч е с т в о » св о е й вн уч к и О л и ( 2 г о д а и 3 м е ся - ц а ) . Говорю Оле: «Рука болит, жует, жует...». Она: «А чего она ест-то, бабу­ ля?» Ворчу, приговаривая: «Ужас один, да и только!» Оля: «А где другой?» Оля: «Я буду привидение. Бегаю вот так, руками разводяю, разводяю, всех пугаю». Оля: «Купи мне сувенир-яйцо!» Го­ ворю: «Нет денег». Оля: «Апойдем, воз­ ьмем у кассира, у нее вон сколько»... Говорю: «Господи, твоя воля!» Оля: «Ну почему ты говоришь «твоя Оля». Я — моя Оля-то, моя!» (стучит пальчиком себе в грудь). Научилась произносить звук «р», спрашивает: «Бабушка, ты меня рю- бишь?» Говорю: «Рюбрю». Оля: «Ну, что ты так неправильно говоришь. Букву «р» не можешь выучить? Иди к маме, она научит». Жалуется мне: «Меня мама не лю­ бит, папа не любит». Спрашиваю — почему? «Не знаю. Я девочка умная, хорошая...» (Секунду молчит, потом весело хохочет: «Бабуль, да я ведь шко­ да!») , - < Р о т о в з г л я д Мастерица» Фото Н. ТКАЧЕНКО. ■ Судьбы людские и ВСЕ НАПОМНИТ ДЕДОВА ОТКРЫТКА Старческий, но ровный почерк. «Миленький внучек ! Тебе уже пять лет. Поздравляю тебя и желаю быть здоровым и крепким мальчиком . Слушайся и лю би папу, м ам у и всех бли зких тебе лю дей . Целую и крепко , крепко обнимаю тебя. Твой дедуш ка» . Вроде бы обычная поздравитель­ ная открытка. Но — только на пер­ вый взгляд. Дело в том, что «милень­ кий внучек» еще полгода назад был сиротой, жил в детдоме. И еще одно. Правда, очень уж горькое обстоятельство. Дедушка, Николай Петрович (все имена здесь подлинные, но фамилии, по понят­ ной причине, я называть не буду— авт.) — писал внуку из больницы. Он уже знал, что умирает. А перед смертью не лукавят. Вот почему эта открытка, по сути, является докумен­ том, подтверждающим: маленький Саша, вчерашний сирота, обрел по- настоящему близких людей, свою семью. Возможно, он никогда и не узна­ ет, сколько пришлось ради него хло- по'Гать его новым родителям, Ната­ ше и Николаю. Да и не им одним, а еще и председателю комиссии по де­ лам несовершеннолетних 3. Кургузо- вой. Волею судьбы молодая чета была лишена счастья иметь собственных детей: Николай — «чернобылец», участвовал в ликвидации последствий той страшной аварии. У него могли быть дети, но существовал риск, что они окажутся неизлечимо больны. Но ведь без детей семья — не семья. Так и пришли Николай и На­ таша к своему непростому решению... Выло это пять лет назад. Сегодня десятилетний Саша — вполне самос­ тоятельный человек. Учится... ну, не всем же быть отличниками, но чет­ верть заканчивает без троек. В доме помощник: и птицу на подворье по­ кормит, и снег расчистит. Живет семья в маленьком частном домике, на улице, застроенной таки­ ми же домами. Почти как в деревне — все, что ни случись, соседям из­ вестно. И вот нашлась одна соседка: поспешила в комиссию по делам не­ совершеннолетних с заявлением — эксплуатируется детский труд! И другой случай: та же самая до- брохотка как-то увидела, что Ната­ ша шлепнула сына (не буду говорить за что, но — за дело), и аж закипела от «праведного» гнева: — Как ты смеешь чужого ребенка бить? Ты ему не мать, всем про то известно! За разглашение тайны усыновле­ ния законом предусмотрена ответ­ ственность, но в тот момент всем было не до буквы закона. Саша, всегда ти­ хий, спокойный, вдруг вспылил: — Ты что на маму орешь?! Дура! Пошла вон! И мама, весьма строго относяща­ яся к воспитанию сына, не наказала его за грубость. Правда, весь вечер плакала, и никак Саша — а он в тот момент был в семье единственным мужчиной, потому что отец в боль­ нице лежал — не мог ее успокоить. Ну, да Бог с ними, с соседками, что в чужом глазу соринку увидят, даже если той соринки и в помине нет... Им просто не дано понять, по­ чему Николай и Наташа стали для Александра настоящими родителями, почему старики приняли его как вну­ ка, почему наташины братья так об­ радовались племяннику. Не дано, значит, им и не объяснишь... Пять лет — срок немалый, любая фальшь давно вышла бы наружу. Нет, все —по-настоящему. В общем, живи и радуйся. Да не утолили сашины родители (не могу вставить слово «приемные» — не к месту оно здесь) свою жажду отцовства, материнства. И... усыновили недавно еще и шес­ тимесячного Мишу. На всю жизнь запомнится Ната­ ше вечер, когда Саша, помогая маме укладывать в постель нового брати­ ка, вдруг спросил; • • • — Мам, а вот вырапР! Мины. \ з- нает, что приемный, к.ш мы р м \ обь- яснять будем? Про себя-то он твердо знает, уве­ рен, что родной, чего бы та соседка ни говорила... А вот как младшего братика от удара уберечь через деся­ ток лет, — об этом надо позаботить­ ся уже сейчас... —А если бы ты узнал о таком? — чуть дрогнул Наташин голос. —Ведь Миша нам точно такой же родной, как и ты, абсолютно никакой разни­ цы. Что бы ты стал делать? — Да ладно, мам, — встревожил­ ся старший сын, увидев слезы в гла­ зах Наташи. — Я бы все равно тебя любил. И папу тоже. Немного помолчал, вспоминая, и вдруг выдал от взрослых слышанное: — Не та мать, что родила, а та, что воспитала... Философ растет... Живут они, все четверо, дружно, ладно, в любви и согласии. Николай всю мужскую работу по дому делает — не нахвалится Наташа мужем. И позаботится он обо всем, и обеспечит, и приголубит — Ну, прямо — золотой? — спра­ шиваю. — Нет, дороже... Любимый, — смеется Наташа. Да и сама она — настоящая в доме хозяйка. Дети — ухоженные, весе­ лые, ласковые. Даже собака во дворе (кстати, привел ее Саша) — и та к ласке привычна. Хорошо живут. Ну, а если насту­ пит день и час, когда Саша поймет, как он и почему попал в семью? Если с укором и отчуждением посмотрит на тех, кого привык считать родны­ ми матерью и отцом? Надеюсь, не будет такого. Но, а если паче чаяния случится, думаю, положит Наташа перед старшим сы­ ном старую дедову открытку. Ту са­ мую, где написано «Миленький вну­ чек». И слова покинувшего этот мир старика восстановят покой в душе мальчика. Ведь перед смертью не лу­ кавят... А. ОКУНЕВ. _____:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz