Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

2 3 ф е в р а л я 1 9 9 6 г . л и п е ц к и е т е а т р а л ьн ы е в ст р е ч и л и с т а я ш к о л ь н у ю т е т р а д ь № 3 5 ( 1 0 9 9 ) Евгения Михайловна Сахарова живет в М оскве . В районе Царицыно. Но очень любит Липец кий театр. Часто бывает здесь . Непременная и ревностная участница ежегодных театральных встреч (1 1 - е по счету открываются сегодня ), на которых делает удивительные по фактуре и психологическому анализу доклады о писателях-классиках и их творчестве. В нынешний приезд е е тема «От реального лица — к образу», то есть о том, ка к жизнь и обычные, живые люди становятся литературными, театральными персонажами , в частности — в произведениях Чехова. Поскольку это довольно-таки известный в столичных творческих кругах специалист, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки (бывшей «Ленинки»), думаю , наш диалог будет любопытен читателям. — Как вы считаете, если бы, говоря по ­ просту, встали сегодня Толстой или Чехов, как бы они отразили наше время? Что это было бы за произведение? — Я думаю, «Палата № 6» . — По безумию и бесчеловечности ны­ нешнего мира? По числу трупов, счет ко­ торых идет на десятки тысяч? — Важно, как произведение поставить. Вот я видела спектакль один московский не­ сколько лет назад. Это была очень серьез­ ная постановка. Люди сидели как бы... за забором, чувствовали себя уже почти в са ­ мой палате № 6. Вас как будто вталкивали туда в шею. Удивительное ощущение. Тем более, что это связано было с тем, что писа­ ли тогда — о лагерях, о репрессиях, об ужа ­ сах ГУЛАГа. — Время у нас — почище чеховского. Отчего же нет таких же крупных писате ­ лей? «Большое видится на расстоянии»? — Думаю, да. Толстой написал «Войну и мир» тоже не сразу после 1812 года. Мы переживаем такое страшное время, когда не знаешь, что сказать. А хорошие писатели, конечно, есть: Василий Гроссман, Александр Солженицын... — И кто, по-вашему, сегодня преемни ­ ки Толстого или Чехова? — Толстого — как раз Солженицын. Крупнейшая фигура. А вот Чехова — пока не вижу. Может быть, Казаков, Трифонов в чем-то. — А с кем бы из крупнейших писателей на Западе или Востоке вы поставили Чехо ­ ва рядом? — Ни с кем. Это совершенно особая фи­ гура в литературе. — Почему же Александр Фадеев гово­ рил, что, хоть Чехов, безусловно, самый за ­ мечательный писатель на свете, но долго читать его скучно? — Фадеев — трагическая фигура. Он все время загонял себя в какие-то шоры. Пос­ мотрите на него просто как на писателя. «Черную металлургию» он так и не закон­ чил. «Молодую гвардию» переделывал. В литературе остался, по сути, только «Раз ­ громом». Одной-единственной работой. Я думаю, он страдал. Эти бесконечные запои у него были, по-видимому, оттого, что случались минуты прозрения, и приходило понимание: он, руководитель советской ли ­ тературы, врдет ее вопреки Пушкину, Тол­ стому, Чехову. — Всегда безумно интересно, как это жи ­ вой человек вдруг становится книжным персонажем? — Об этом я и хочу прведать в нынеш­ ний свой приезд в Липецк. Представьте себе, еще Толстой и Чехов озаботились темой... терроризма. Чехов — в 80-е, а Толстой — в конце 70-х годов прошлого века. Это меня просто-таки пронзило. Они задумали про­ изведения о террористах, но не могЛи напи­ сать о них, пока жизнь не дала толчок. Та­ ким толчком и для того, и для другого стал один и тот же человек, судьбой которого я много лет занимаюсь. Человек необыкновен­ ный, связанный с «Народной волей», хотя он никогда не участвовал в каких-либо тер­ рористических актах. Но за причастность к «Народной воле» был арестован, приговорен к расстрелу, сидел долго в Шлиссельбурге, потом его сослали на Сахалин. Там и увидел его Чехов. Вернувшись домой, он через ка­ кое-то время написал «Рассказ неизвестно- кать, должен написать сочинение, но не могу, помогите. Не знаю, чем это кончилось, но и его Чехов сохранил. В этой части архива Антона Павловича работать очень удобно. — А свои собственные письма он унич­ тожить не просил? Или, по крайней мере, не настаивал, как Бунин, чтобы их не пе ­ чатали? — Нет-нет. Как-то брата Александра он просил однажды одно письмо уничтожить. А больше — нет. Вот Левитан свой архив уничтожил. Точнее, его брат по его завеща- М в г е и и я С А Л ^ А Р О В А : «Е Щ ЕТОЛ СТ ОЙ И Ч ЕХО В О З АБОТ И Л И С Ь ТЕРРОР И З МОМ » ♦ ♦ ♦ ( го человека». Толстой же обратился к этому образу — образу раскаявшегося террориста — позже, написав «Божеское — человечес­ кое». Вещь мало извёстную, но очень инте­ ресную. Благодаря все тому же человеку. — Кто же этот человек? — Иван Павлович Ювачев. Сейчас его ни­ кто не знает. А в те времена это был очень известный писатель, автор книг «8 лет на Сахалине», «Шлиссельбургская крепость», многих других. Человек истово религиоз­ ный. Настоящий проповедник. Очень свое­ образный. Лев Толстой одобрял его произ­ ведения. То, что два наших гения литературы об­ ратились к этой личности, по.-моему, весьма примечательно. Случай, который свидетель­ ствует: как бы писатель ни был заинтересо- вгш в какой-то идее, в чем-то еще, жизнен ­ ные встречи, факты действительности име­ ют для него колоссальное значение. Тема трудная. Она требует тонкости, деликатнос­ ти. Тут нельзя наскоком. Речь-то идет о твор­ ческой лаборатории гениев. Если нет точных материалов, что это так, а не иначе, то это трудно доказывать. И все-таки путем каких- то сопоставлений писем, документов, архив­ ных материалов можно выстроить систему влияния реального лица на художественный образ, на возникновение того или иного про­ изведения. — Но ведь бывает, что архивов просто нет? — Конечно. Чехов, например, уничтожил все свои работы. — Как? На каком этапе? ■— Сразу же. Как только выходило его произведение, он тут же свои записи унич­ тожал. Скрытный был человек. А вот Толс­ той все хранил. У него вышло 90 томов. Сей­ час они переиздаются и будет больше — по- моему, томов 100. Если издать его со всеми вариантами, это будет что-то грандиозное. — Ну, что, Чехов не хотел открывать свои секреты? — Не хотел. Вот корреспонденцию, ко­ торую он получал сам, многочисленные пись­ ма — сохранил. Пронумеровал. И даже, если на письме отсутствовала дата, он ее проста­ вил. Есть письмо, в котором просьба: я, дес- — Правда, что у Чехова и Левитана была ссора? — Это история с «Попрыгуньей». Леви­ тан был обижен этим произведением и до ­ лго не встречался с Чеховым. Там и впрямь множество реалий, которые сближают героя с прототипом, и за которыми, действитель­ но, какая-то правда. Но Левитан зря оби­ жался. Сходство только в деталях, а в не существе характеров и обстоятельств. Чехов очень любил Левитана и никогда бы не ска­ зал о нем ничего дурного. Хотя у него есть странные вещи. Однажды он написал в од­ ном из писем: у меня была невеста — Ми- сюсь. Сам, своей рукой. Но вот уже сколько лет мы не можем ничего найти, похожего на эту Мисюсь. То есть художник берет какие-то черточ­ ки, что-то, где-то... Настоящие портреты один к одному он не пишет. Если не счи­ тать, конечно, Боборыкина, истинного ху ­ дожника, который описывал все с натуры и очень быстро. — Что в душе художника в такой мо­ мент происходит? Как осуществляется эта сплавка вымысла и жизни? — Ну, это всегда по-разному. Толстой, например, часто шел от какого-то реально­ го лица и, записывая в дневниках идею об­ раза, называл даже фамилию человека. У Чехова иначе. Он берет какие-то частицы. Вот я сейчас подготовила материгш для пуб­ ликации в «Чеховиаде» ! Речь о спутнике Антона Павловича, очень известном худож ­ нике, которого считают прототипом Епихо- дова в «Вишневом саде», — Иваненко. Не­ которые черты этого Иваненко, какие-то де ­ тали, случаи из его жизни очень своеобраз­ но входили в самые разные произведения Чехова. — А та же «Палата № 6», другие меди ­ цинские мотивы его творчества, конечно же, от профессии? — Естественно. Буквально несколько дней назад у нас была встреча филологов с психиатрами. Такое, знаете, научное засе ­ дание. Обсуждался «Черный монах». Пси­ хиатры потрясены, с какой точностью опи ­ сана болезнь героя. — Кто из актеров в театре или кино наиболее удачно, на ваш взгляд, воссоздал образ самого Чехова? — Мне очень нравится Юрий Яковлев. Еще со времен телесериала, который вел Владимир Яковлевич Лакшин. Он такой, чеховский весь человек. Мягкий. У него милый юмор. — Не задумывались ли вы, что беда че ­ ловеческой цивилизации в разорванности неразделимых, по сути, процессов? Творе­ ния гениев — сами по себе, исследования их наследства — сами по себе, а практи­ ческая жизнь и мы в этой жизни — сами по себе? — Знаете, я оптимистичнее вас. Те же театральные встречи в Липецке, вообще, жизнь провинции во множестве своих про­ явлений очень интересны, плодотворны, об- надеживспощи. Я вот была на Сахалине — вы бы видели, сколько там сделано и дела­ ется для возрождения духовности. А Ли ­ пецкий театр? Да одни эти наши театраль­ ные встречи способны развеять уныние. — А что для вас Липецкий театр? Как состоялось ваше с ним знакомство? — Я часто бываю в Мелихове. И вот там впервые увидела этот театр, потом позна­ комилась с главным режиссером Владими­ ром Михайловичем Пахомовым. Я была просто потрясена. Сегодня, когда искусст­ во стгшовится предметом трюкачеств, эти люди терпеливо, вдумчиво, буквально го­ дами проявляют высокое театральное слу­ жение, идут своим собственным, непохо ­ жим на другие, путем. — А какой театр у вас самый люби ­ мый? — Я долго любила МХАТ. — До распада и раздела? — Задолго до этого — в 40-50-е годы. Я видела Москвина, Тарханова, Добронраво­ ва. Многих. Тогда я была студенткой МГУ, поступила учиться в годы войны. Время го­ лодное, цо мне не жаль было даже продать свой хлебный талончик, чтобы попасть в театр, понимаете? Те свои чувства и ощущения я не срав­ ню с нынешними. Сейчаб" речь идет лишь об отдельных спектаклях. И даже — про­ сто об актерах. Смотришь — играет изуми ­ тельный актер, идешь только ради него. А ансамбля нет. Липецкий театр как раз и отличается тем, что здесь ансамбль есть. — А что вы скажете о личности Пахо ­ мова? — Замечательный человек. Одержимый. Не жалеющий себя ради искусства, дока­ пывающийся до каких-то очень интересных открытий. Мне всегда чрезвычайно инте­ ресно слушать его. Рыцарь театра. Рыцарь классики. Кто-то идет путем более или ме ­ нее признанным, а у него он — собствен­ ный. Но это тоже очень глубокое исследо­ вание, в котором режиссер выражается че­ рез актеров. Они сами становятся его ис­ следованиями, и вдруг открь 1 вается такой замечательный талант, как , например, Михаил Янко. Популярный актер, играю­ щий чеховский репертуар. — Но в целом культура в' стране, по- вашему, идет на подъем или хиреет? ^ Конечно, хиреет. Жить без денег она не может. Поставить спектакль, издать кни­ гу, получить какую-то творческую коман­ дировку очень непросто. Не дай Бог, это будет продолжаться. — Где же выход? — Я думаю, переберемся. Переживем весь этот кошмар. Пока что культура дер ­ жится на энтузиастах, бескорыстньгх лю­ дях. Но надо сказать, что в наше тяжелое время они высвечиваются особенно ярко. Беседу вел Юрий ДЮКАРЕВ. На сним ке : Евгения Михайловна Са ­ харова (справа) и ответственный се кр е ­ тарь Чеховской комиссии при Российс ­ кой а кадемии наук Алевтина Павловна К у зи ч ев а на Л и п е ц к и х театральных встречах 1994 года. Фото А. КОЗИНА. И Ш но земледельцев оно не зопаиет врасплох.. Успешно ведут подготовку к в е с е н н и м п о л е вы м работам з ем л е д е л ь ц ы со в х о з а «Пет­ р о в с к и й » Д о б р и н с к о г о р а й ­ она . Е ж едн ев но на поля вы ­ возится д о четырехсот тонн органических уд об рений , а в мастерских идет ремонт трак­ торов и комбайнов . Н еплохие н ад ои и на ф ерм ах хозяйства, благодаря качественному ко р ­ му , заготовленному впрок. На с н им к а х : Н. Д р о н о в а — лучш ая д о я р к а р айо н а ; м е х а ­ н и з ат о ры М . - Е м е л ь я н о в и С. Лиф анов . Фото Е. САМОХВАЛОВА . « Н А В Е Р Х У » НЕ ДН НАС . ПН ДА ГАТЬСЯ М Н Ж Н Н Т В Л Ь КО НА СЕБЯ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Быстро адаптировались к новым усло­ виям и Николай Буслов из «Красного ко­ лоса», Иван Баранов из «Тепличного», Александр Разамаскин с птицефабрики «Липецкая». Здесь, в частности, учатся, а точнее — уже научились использовать любую возможность заработать деньги. Вырученные средства, например, кладут в банки на депозит и получают таким обо^ра- зом немалый дополнительный доход, пешно занимаются переработкой продук­ ции на месте. В прошлом году уже в во­ сьми хозяйствг 1 х действовали мини-цехи по переработке растениеводческой и животно­ водческой продукции. Готовятся их от ­ крыть и в ряде других коллективов. Шаг этот не столько необходимый, сколько вынужденный. Значит, его надо сделать. Но... Да, многие руководители понимают: сельское хозяйство ныне убыточно не само по себе, это результат навязанной модели рынка. Всего лишь треть, а то и менее до ­ стается товаропроизводителям от выруч­ ки оплаченной покупателями продукции. Остальные две трети попадают в карман коммерсантам, переработчикам, посредни­ кам. Между тем доля товаропроизводите­ лей в совокупных затратах на производст­ во и реализацию продовольствия достигла 60-70 процентов. Вопиющая несправедли­ вость в распределении доходов, когда село обдирают как липку, и толкает на органи­ зацию переработки продукции на месте. Тем более, при этом нет налогов на при­ быль, к тому же это дает возможность всег­ да иметь наличку, столь необходимую в условиях неплатежей. Но, понимая ситуа­ цию, далеко не все готовы, хотят, умеют действовать в соответствии с ней. И это в районе, который мог бы стать во всех от­ ношениях образцом рыночной предприим­ чивости, быстрой адаптации к новым реа­ лиям жизни, готовить, опираясь на свой опыт, кадры для всей области. А кадры сегодня, может быть, как ни­ когда играют решающую роль, проверяют­ ся на зрелость, компетентность, професси­ онализм, ответственность, наконец, высо­ кие моральные качества. К сожалению, порой даже те, кто до нынешних реформ, в общем-то, справлялся, нередко теряют­ ся, сникают. Вот Анатолий Кирюшин из ОПХ «Липецкое». Оно еще недавно во многом, если не во всем, было действитель­ но показательным. Здесь рождались и «об­ катывались» самые передовые технологии, здесь получали едва ли не самые высокие урожаи и надои. А теперь? По урожайнос ­ ти — в ряду отстающих, надои снизились в три с лишним раза и не достигают и двух ­ тысячной отметки. Да, на то есть причины, не зависящие от Анатолия Петровича. Но разве нельзя было, как это делают соседи, наладить ради выживания ту же переработ­ ку продукции, фирменную торговлю? А то ведь из-за безденежья людям месяцами не выдается даже их мизерная зарплата. И они, увы, уходят. Осталось всего двенадцать механизаторов, по сути, уже некому пахать и сеять. Похожая ситуация и в АО «Ильинское», СХПК «Васильевка», некоторых других хо ­ зяйствах, где производство продукции в пос­ ледние годы сократилось подчас в 5-8 раз, где из-за безынициативности руководите­ лей, из-за того, что зачастую не решаются даже элементарные вопросы, царят разор и запустение. • Не скажешь, что в районной админис­ трации мирятся с этим. В прошлом году, в основном, по ее инициативе сменились де ­ сять руководителей. Но ведь и новые не всегда оказываются способными повести дело так, как того требует обстановка. В АО «Ильинское» к рулю встал Николай Бельских, а заметных перемен к лучшему пока не видно. При выдвижении кадров порой допускается явная поспешность. Нынешний председатель СХПК «Васильев­ ка» Юрий Голошубов уже третий на этом посту за последние годы. Но и у него тоже дела не особенно ладятся. Наследство ему, конечно, досталось такое, что не позавиду­ ешь. Но пора бы уже и показать, на что ты способен. Строгим, подчас жестким получился раз­ говор на выездном заседании областного ад­ министративного совета в Липецком рай­ оне. Выла дана соответствующая оценка работы кадров районного, местного звень­ ев в решении не только производственных, экономических проблем, но и социальных. Как отмечалось, много упущений в наро­ дном образовании, медицинском, культур­ но-бытовом обслуживании населения. Заня­ тия с учащимися кое-где ведутся в ветхих, а то и аварийных зданиях. Инвалидам, людям старым, немощным иной раз неку ­ да обратиться за медицинской помощью. В отдельных населенных пунктах месяцами не работает радио, закрыты бани, парикма­ херские, дома культуры, случается, негде даже хлеба купить. Заседание вел первый заместитель гла­ вы областной администрации Василий Жар ­ ко. В работе участвовал первый заместитель председателя областного Собрания депута тов Юрий Алтухов. Иван ЛЕСНИКОВ. ПЕНЯТЬ ЛИ НА ЗЕРКАЛО? К ом у не п р и е л а с ь с тавш ая бан а л ь н о й мы сль , что арм и я — зе р к а л о о бщ е с т в а , гл яд ясь в к о т о р о е , оно все врем я з а д а е т и з в е ч ны й в о п р о с : «Я ль на св е те все х м ил ее , все х р ум я н е й и белее?» И е сл и о тв е т не теш и т , не у с п о ка и в а е т , т а к и п о д ­ мы вае т з аш вы р н у ть э т о зе р ка л о к у д а -н и б у д ь п о д а л ь ­ ше, чтобы не р а с с тр а и в а ть с я . Но ... нельзя . В зе р к а л о гл яд е ть н е о б х о д и м о хо тя бы для у то ч н е н и я д и а гн о з а . О нем м ож н о с у д и ть по р е а к ц и и тех , к ом у д о п р и зы в а о с та л о с ь н е с к о л ь к о м е ся ц е в . О ни св о е о т н ош е н и е д е ­ м о н с т р и р у ю т в б о л ь н и ц а х и в о е н к о м а т а х , р у к а м и , н о гам и и всем , чем м о ж н о . . . о тб и в а я с ь о т п р и зы в а . Тех же , для к о го э та п е р с п е к т и в а ещ е д а л е ка , н и кто не с п р аш и в а е т . А п о ч ем у бы и не с п р о с и т ь ? М ож е т быть , у с там и м лад енце в и с т и н а з а г о в о р и т п о -и н о м у ? Но во т она и за го в о р и л а . В вид е с о ч и н е н и й на с в о ­ б о д н ую тем у , в о тд ел ьн о в зя том в о с ьм ом , кл а с с е о д ­ ной и з ш кол Л и п е ц к а . В э ти х с о ч и н е н и я х м ал ь чиш ки и д е в ч о н ки вы ра зил и св о е о т н ош е н и е к в о е н н о й с л у ж ­ бе . С ом н е н и й , что арм и я н уж н а лю б о м у го с у д а р с тв у , не вы ра зи л ни кто . В ка че с тв е п р и м е р а для п о д р а ж а ­ ния о с о б е н н о ча с то п р и в о д и л а с ь А м е р и ка . П о с т о я н ­ но с р а в н и в а л а с ь арм ия СШ А с р о с с и й с к о й и — явно не в наш у п ользу . О с о б е н н о р е з к о й к р и т и к е п о д в е р ­ гл и с ь о те ч е с тв е н н а я «дедовщ ина» , вы с о к и й т р а в м а ­ ти зм , б е зд а р н о с т ь и в о р о в а то с ть на ч а л ьн и ко в , не з а ­ б о тящ и х с я о с о л д а те , не с т р е м ящ и х с я е го х о р о ш о об учи ть и со х р а н и ть ж и з н и , зд о р о в ь е . В о т цитаты : ^Наглы х , настойчивых в армии ув аж ают , а добрых, приветливых — презирают/^. « . . . }1дти т уда просто не хочется после разго ­ воров и статей в газетах про эту «дедовщину^. У меня друг служил в армии , под М о с кв ой , и от его рассказов в письме шевелятся волосы»-. «Многие парни умирают т ам просто т ак , из- за игры всяких старших по званию». П равда , к а к п о л ож и те л ьн о е , р е б я та о тм е ч ал и , что п о ка ещ е военны е не п р о д аю т я д е р н о е о р уж и е , хотя п о пы т ки уж е есть . Но п р о д о л ж у цитаты : « . . .У с л о в и я для службы невыносимы. Солдаты голодают, ж ивут в грязи». «В военных городках не хватает жилья , и военнослужащим приходится ютиться в маленьких ком н ат уш ка х целыми семьями». И н т е р е с н о : м н о ги е п о д ч е р ки в аю т , что хо те л и бы сл уж и ть , получать в о и н с к ую п р оф е с с ию , м уж с к ую з а ­ кал ку , у в е р е н н о с ть в с е б е , н о . .. при т а ко м п о л ож е н и и дел в а р м и и п р и л ож а т все силы , чтобы у кл о н и ть с я от сл уж бы . « Я не хочу ком у -т о подчиняться, к а к ученая собачка в цирке, я хочу служить в армии , а «дедовщина» мне будет очень мешать. Я в армию не пойду не потому , что я боюсь, а потому, что мне будет ж а л к о м ам у . А чтобы туда не ходить, не надо миллионы рублей , а просто я пойду в Г А И » . «Сейчас я не одобряю действия правительства в отношении армии . В армии сейчас х а о с . . . Российская армия р а зоруж ает ся на глазах у всего мира , и тем самым подвергает страну опасности. Н о А м ер и ка для п оказа тоже уничтожает свое некоторое ненужное оружие , а с ам а . .. развивает самое совершенное оруж и е» . А что д ум аю т д е в о ч ки ? С ож алея , что п р и д е т с я р а с ­ с тава ть ся на д о л ги й с р о к с п а р н ем , все ж е счи таю т , что сл уж и ть надо , чтобы «уметь з ащ ищ а ть с тран у , ж е н у и детей» . К а к правил о , они св я зы в аю т п о л ь з у сл уж бы в а рм и и с з а ка л ко й , ко то р а я м уж чи н ам п о том п р и г о ­ д и тся в гр а ж д а н с к о й ж и з н и . А н е ко т о ры е сам и хо тел и бы сл уж и ть в а рм и и . « Я думаю , что девуш ка обладает т акими качествами, к а к осторожность, расчетливость, находчивость, которых подчас не хватает их коллегам -мужчинам . Н екот оры е думают , что большинство девуш ек — трусихи . Это, конечно , не т ак . Я р к и й тому пример — подвиги женщин-героев на войне». В ка че с тве гл а вн о й п р и ч и ны р а зб р о д а в а рм и и , в о с н о в н ом , на зы вали д е й с т в и я п р а в и те л ь с тв а . В ы с к а ­ зы в а л а с ь д а ж е крам ол ь ная мы сль , что п р а в и те л ь с тв у вы го д н о , чтобы «была р а зр у ха и в се ж ил и б е д н о , т о г ­ д а п р о с ты е лю д и б ы с т р е е п р о д а д у т с в о и а к ц и и , и б уд е т м н о го д еш е в о й р а б о ч е й силы . А сил ьная арм и я э том у то л ь ко мешает» . Т а ки е во т с о ч и н е н и я . . . А т е п е р ь врем я п о пы та ть ся о со зн а ть , о т куд а э то . О т куд а го р е ч ь и р а з о ч а р о в а н и е , о т р а в л яю щ и е н о р м а л ь н ы е п а т р и о т и ч е с к и е ч у в с т в а м ал ь чиш е к , ещ е вчера и гр а вш и х в «войнуш ку» , а з а ­ втра п р и зв а н ны х Родин у защ ищ а ть ? О т куд а ч е ты р н а д ц а ти л е тн и й п р о в и н ц и а л ь ны й п а ­ р е н е к зн а е т , ка к и е на сам ом де л е п о р я д к и в а рм и и ОШ А? Он что , с л уж и л там , за д ы х а л с я в з л о в о н н ы х д ж у н гл я х В ье тнам а , го р е л в с б и т о м «фантоме» , к о р ­ мил м о с к и т о в на п о л и го н а х Ф л о р и д ы ? О т куд а он м о ­ ж е т зн а ть , ка ко в а а рм е й с ка я д р ^ б а и ка к и е з а м е ч а ­ тел ьны е лю д и о тд аю т се б я б е з о с т а т ка с л уж б е в р о с ­ с и й с к о й а рм и и ? Я сно , о т куд а ! В клю чай т е л е в и з о р и см о т р и , парень ! Во т н а с т о ящ и е а м е р и к а н с к и е р е й н д ж е ры , в о о р у ж е н ­ ные с н о г д о головы , с за ка т а н ны м и р у ка вам и , со ж в а ч ­ кой во рту. О с в о б о ж д аю т з а л о ж н и ко в . Н адо ^ д е т — а в и а н о с е ц е л и н к о р о м п о д го н я т и на чн у т долб^ить д о те х пор , п о ка ни о д н о го вы с тр е л а не у с лы ш а т и з д ы ­ м ящ и х ся р а зв а л и н . П р оф е с с и о н а л ы , н и ч е го не с к а ­ ж еш ь . А в о т п о к а зы в а ю т н аш и х . Г р я з ны х , у с та лы х , о б о р в а н ны х , с р е д и р а зв а л и н Г р о з н о го . И т ^ ж е их п р о т и в н и к о в , ч е ч е н ц е в , зд о р о в е н н ы х , б о р о д а ты х , с п о б е д н о в зд е р н у ты м и в в е р х с т в о л а м и а в т о м а т о в и гр а н а том е то в . А в с п о м н и т е ф ильмы , з а в л а д е вш и е с о ­ зн а н и е м п о д р о с т к о в ? У ни х — С ил ь в е с тр С талл оне с голы м т о р с о м , п о л и в аю щ и й из п ул ем е та все , что ш е ­ вели тся . У нас — п о л у д у р о к с о л д а т Ч о н ки н , чуть не з а с т р е л и вш и й и з р е в о л ь в е р а св и н ью . К а к н а зы в аю тся лю д и , ко т о ры е ум ы ш л е н н о в н е д ­ ряю т в м а с с о в о е с о з н а н и е п р е з р е н и е к с в о е й с тр а н е , к ее м уж е с тв е н н ом у , т е р п е л и в о м у н арод у , к р у с с к о м у солда^V , п о л и вш е м у с в о е й к р о в ью п о л о в и н у з е м н о го ш ара? К то б уд е т их с у д и ть , и с о с т о и т с я ли э т о т суд? Во м н о го м з а в и с и т о т воли н а р о д а , ко т о р ы й д о ­ лж е н з а д а в а т ь вл а с т и в о п р о с ы и т р е б о в а т ь на н и х о тве ты . П о чем у при гл о б а л ь н ом с о к р ащ е н и и ч и с л е н ­ но с ти а р м и и ее о с н ащ е н н о с т ь р е з к о упала? К уд а д е ­ л о с ь и м у щ е с т в о , в о о р у ж е н и е ? К о м у п р о д а н о , за с ко л ь ко и к о го уж е у б и л о и п р о д о л ж а е т уб и в а ть ? Кто о р г а н и з о в а л (и п р о д о л ж а е т о р га н и з о в ы в а т ь ) т а к о е о с в ещ е н и е бо е вы х д е й с т в и й в Ч ечне? К то о р г а н и з о ­ вал п р е с т у п ны е не вы пл а ты д е н е ж ны х с р е д с т в а р м и и , в р е зул ь та те ч е го на во е н ны х о б ъ е к та х о т клю ч а е т с я э л е к т р о э н е р ги я , не п о с т у п а ю т го рю ч е е , б о е п р и п а сы , п р о д о в о л ь с т в и е , не с т р о и т с я ж ил ье , а з н а ч и т — н а ­ м е р е н н о п о д ры в а е т с я б е з о п а с н о с т ь с тр а ны , р уш и т с я б о е го т о в н о с т ь ? И н т е р е с н о , н о в а я Г о с у д а р с т в е н н а я Д у м а т а к и б у д е т л иш ь кл а п а н ом , в ы п у с к аю щ и м пар и з п е р е гр е т о г о о бщ е с т в а ? К о е - к т о с к а ж е т : ни к ч ем у уве л и ч и в а т ь н а п р я ж е н и е в о бщ е с т в е . Но куд а ж е д е т ь ­ ся о т ф а кто в , к о гд а п р е с т у п н и к и р а з г у л и в а ю т на с в о ­ бо д е , ш и к ую т на н а в а р о в а н н о е , д е м о р а л и з ую т ч е с т ­ ных лю д е й , у б и в аю т в ни х ве р у в с в о и с илы , в с п р а ­ в е д л и в о с т ь ? . . . . .П о ка хо тя бы д е т ям , н аш им м илы м , ч и с ты м , и с ­ кр е н н и м , с к а ж е м с п а с и б о з а п р а в д у и п о п р о с и м ещ е ра з п р ощ е н и я . П р о с тя т ли? Ю рий ЦЫ ГАНОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz