Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
2 3 ф е в р а л я 1 9 9 6 г . л и п е ц к и е т е а т р а л ьн ы е в ст р е ч и л и с т а я ш к о л ь н у ю т е т р а д ь № 3 5 ( 1 0 9 9 ) Евгения Михайловна Сахарова живет в М оскве . В районе Царицыно. Но очень любит Липец кий театр. Часто бывает здесь . Непременная и ревностная участница ежегодных театральных встреч (1 1 - е по счету открываются сегодня ), на которых делает удивительные по фактуре и психологическому анализу доклады о писателях-классиках и их творчестве. В нынешний приезд е е тема «От реального лица — к образу», то есть о том, ка к жизнь и обычные, живые люди становятся литературными, театральными персонажами , в частности — в произведениях Чехова. Поскольку это довольно-таки известный в столичных творческих кругах специалист, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки (бывшей «Ленинки»), думаю , наш диалог будет любопытен читателям. — Как вы считаете, если бы, говоря по просту, встали сегодня Толстой или Чехов, как бы они отразили наше время? Что это было бы за произведение? — Я думаю, «Палата № 6» . — По безумию и бесчеловечности ны нешнего мира? По числу трупов, счет ко торых идет на десятки тысяч? — Важно, как произведение поставить. Вот я видела спектакль один московский не сколько лет назад. Это была очень серьез ная постановка. Люди сидели как бы... за забором, чувствовали себя уже почти в са мой палате № 6. Вас как будто вталкивали туда в шею. Удивительное ощущение. Тем более, что это связано было с тем, что писа ли тогда — о лагерях, о репрессиях, об ужа сах ГУЛАГа. — Время у нас — почище чеховского. Отчего же нет таких же крупных писате лей? «Большое видится на расстоянии»? — Думаю, да. Толстой написал «Войну и мир» тоже не сразу после 1812 года. Мы переживаем такое страшное время, когда не знаешь, что сказать. А хорошие писатели, конечно, есть: Василий Гроссман, Александр Солженицын... — И кто, по-вашему, сегодня преемни ки Толстого или Чехова? — Толстого — как раз Солженицын. Крупнейшая фигура. А вот Чехова — пока не вижу. Может быть, Казаков, Трифонов в чем-то. — А с кем бы из крупнейших писателей на Западе или Востоке вы поставили Чехо ва рядом? — Ни с кем. Это совершенно особая фи гура в литературе. — Почему же Александр Фадеев гово рил, что, хоть Чехов, безусловно, самый за мечательный писатель на свете, но долго читать его скучно? — Фадеев — трагическая фигура. Он все время загонял себя в какие-то шоры. Пос мотрите на него просто как на писателя. «Черную металлургию» он так и не закон чил. «Молодую гвардию» переделывал. В литературе остался, по сути, только «Раз громом». Одной-единственной работой. Я думаю, он страдал. Эти бесконечные запои у него были, по-видимому, оттого, что случались минуты прозрения, и приходило понимание: он, руководитель советской ли тературы, врдет ее вопреки Пушкину, Тол стому, Чехову. — Всегда безумно интересно, как это жи вой человек вдруг становится книжным персонажем? — Об этом я и хочу прведать в нынеш ний свой приезд в Липецк. Представьте себе, еще Толстой и Чехов озаботились темой... терроризма. Чехов — в 80-е, а Толстой — в конце 70-х годов прошлого века. Это меня просто-таки пронзило. Они задумали про изведения о террористах, но не могЛи напи сать о них, пока жизнь не дала толчок. Та ким толчком и для того, и для другого стал один и тот же человек, судьбой которого я много лет занимаюсь. Человек необыкновен ный, связанный с «Народной волей», хотя он никогда не участвовал в каких-либо тер рористических актах. Но за причастность к «Народной воле» был арестован, приговорен к расстрелу, сидел долго в Шлиссельбурге, потом его сослали на Сахалин. Там и увидел его Чехов. Вернувшись домой, он через ка кое-то время написал «Рассказ неизвестно- кать, должен написать сочинение, но не могу, помогите. Не знаю, чем это кончилось, но и его Чехов сохранил. В этой части архива Антона Павловича работать очень удобно. — А свои собственные письма он унич тожить не просил? Или, по крайней мере, не настаивал, как Бунин, чтобы их не пе чатали? — Нет-нет. Как-то брата Александра он просил однажды одно письмо уничтожить. А больше — нет. Вот Левитан свой архив уничтожил. Точнее, его брат по его завеща- М в г е и и я С А Л ^ А Р О В А : «Е Щ ЕТОЛ СТ ОЙ И Ч ЕХО В О З АБОТ И Л И С Ь ТЕРРОР И З МОМ » ♦ ♦ ♦ ( го человека». Толстой же обратился к этому образу — образу раскаявшегося террориста — позже, написав «Божеское — человечес кое». Вещь мало извёстную, но очень инте ресную. Благодаря все тому же человеку. — Кто же этот человек? — Иван Павлович Ювачев. Сейчас его ни кто не знает. А в те времена это был очень известный писатель, автор книг «8 лет на Сахалине», «Шлиссельбургская крепость», многих других. Человек истово религиоз ный. Настоящий проповедник. Очень свое образный. Лев Толстой одобрял его произ ведения. То, что два наших гения литературы об ратились к этой личности, по.-моему, весьма примечательно. Случай, который свидетель ствует: как бы писатель ни был заинтересо- вгш в какой-то идее, в чем-то еще, жизнен ные встречи, факты действительности име ют для него колоссальное значение. Тема трудная. Она требует тонкости, деликатнос ти. Тут нельзя наскоком. Речь-то идет о твор ческой лаборатории гениев. Если нет точных материалов, что это так, а не иначе, то это трудно доказывать. И все-таки путем каких- то сопоставлений писем, документов, архив ных материалов можно выстроить систему влияния реального лица на художественный образ, на возникновение того или иного про изведения. — Но ведь бывает, что архивов просто нет? — Конечно. Чехов, например, уничтожил все свои работы. — Как? На каком этапе? ■— Сразу же. Как только выходило его произведение, он тут же свои записи унич тожал. Скрытный был человек. А вот Толс той все хранил. У него вышло 90 томов. Сей час они переиздаются и будет больше — по- моему, томов 100. Если издать его со всеми вариантами, это будет что-то грандиозное. — Ну, что, Чехов не хотел открывать свои секреты? — Не хотел. Вот корреспонденцию, ко торую он получал сам, многочисленные пись ма — сохранил. Пронумеровал. И даже, если на письме отсутствовала дата, он ее проста вил. Есть письмо, в котором просьба: я, дес- — Правда, что у Чехова и Левитана была ссора? — Это история с «Попрыгуньей». Леви тан был обижен этим произведением и до лго не встречался с Чеховым. Там и впрямь множество реалий, которые сближают героя с прототипом, и за которыми, действитель но, какая-то правда. Но Левитан зря оби жался. Сходство только в деталях, а в не существе характеров и обстоятельств. Чехов очень любил Левитана и никогда бы не ска зал о нем ничего дурного. Хотя у него есть странные вещи. Однажды он написал в од ном из писем: у меня была невеста — Ми- сюсь. Сам, своей рукой. Но вот уже сколько лет мы не можем ничего найти, похожего на эту Мисюсь. То есть художник берет какие-то черточ ки, что-то, где-то... Настоящие портреты один к одному он не пишет. Если не счи тать, конечно, Боборыкина, истинного ху дожника, который описывал все с натуры и очень быстро. — Что в душе художника в такой мо мент происходит? Как осуществляется эта сплавка вымысла и жизни? — Ну, это всегда по-разному. Толстой, например, часто шел от какого-то реально го лица и, записывая в дневниках идею об раза, называл даже фамилию человека. У Чехова иначе. Он берет какие-то частицы. Вот я сейчас подготовила материгш для пуб ликации в «Чеховиаде» ! Речь о спутнике Антона Павловича, очень известном худож нике, которого считают прототипом Епихо- дова в «Вишневом саде», — Иваненко. Не которые черты этого Иваненко, какие-то де тали, случаи из его жизни очень своеобраз но входили в самые разные произведения Чехова. — А та же «Палата № 6», другие меди цинские мотивы его творчества, конечно же, от профессии? — Естественно. Буквально несколько дней назад у нас была встреча филологов с психиатрами. Такое, знаете, научное засе дание. Обсуждался «Черный монах». Пси хиатры потрясены, с какой точностью опи сана болезнь героя. — Кто из актеров в театре или кино наиболее удачно, на ваш взгляд, воссоздал образ самого Чехова? — Мне очень нравится Юрий Яковлев. Еще со времен телесериала, который вел Владимир Яковлевич Лакшин. Он такой, чеховский весь человек. Мягкий. У него милый юмор. — Не задумывались ли вы, что беда че ловеческой цивилизации в разорванности неразделимых, по сути, процессов? Творе ния гениев — сами по себе, исследования их наследства — сами по себе, а практи ческая жизнь и мы в этой жизни — сами по себе? — Знаете, я оптимистичнее вас. Те же театральные встречи в Липецке, вообще, жизнь провинции во множестве своих про явлений очень интересны, плодотворны, об- надеживспощи. Я вот была на Сахалине — вы бы видели, сколько там сделано и дела ется для возрождения духовности. А Ли пецкий театр? Да одни эти наши театраль ные встречи способны развеять уныние. — А что для вас Липецкий театр? Как состоялось ваше с ним знакомство? — Я часто бываю в Мелихове. И вот там впервые увидела этот театр, потом позна комилась с главным режиссером Владими ром Михайловичем Пахомовым. Я была просто потрясена. Сегодня, когда искусст во стгшовится предметом трюкачеств, эти люди терпеливо, вдумчиво, буквально го дами проявляют высокое театральное слу жение, идут своим собственным, непохо жим на другие, путем. — А какой театр у вас самый люби мый? — Я долго любила МХАТ. — До распада и раздела? — Задолго до этого — в 40-50-е годы. Я видела Москвина, Тарханова, Добронраво ва. Многих. Тогда я была студенткой МГУ, поступила учиться в годы войны. Время го лодное, цо мне не жаль было даже продать свой хлебный талончик, чтобы попасть в театр, понимаете? Те свои чувства и ощущения я не срав ню с нынешними. Сейчаб" речь идет лишь об отдельных спектаклях. И даже — про сто об актерах. Смотришь — играет изуми тельный актер, идешь только ради него. А ансамбля нет. Липецкий театр как раз и отличается тем, что здесь ансамбль есть. — А что вы скажете о личности Пахо мова? — Замечательный человек. Одержимый. Не жалеющий себя ради искусства, дока пывающийся до каких-то очень интересных открытий. Мне всегда чрезвычайно инте ресно слушать его. Рыцарь театра. Рыцарь классики. Кто-то идет путем более или ме нее признанным, а у него он — собствен ный. Но это тоже очень глубокое исследо вание, в котором режиссер выражается че рез актеров. Они сами становятся его ис следованиями, и вдруг открь 1 вается такой замечательный талант, как , например, Михаил Янко. Популярный актер, играю щий чеховский репертуар. — Но в целом культура в' стране, по- вашему, идет на подъем или хиреет? ^ Конечно, хиреет. Жить без денег она не может. Поставить спектакль, издать кни гу, получить какую-то творческую коман дировку очень непросто. Не дай Бог, это будет продолжаться. — Где же выход? — Я думаю, переберемся. Переживем весь этот кошмар. Пока что культура дер жится на энтузиастах, бескорыстньгх лю дях. Но надо сказать, что в наше тяжелое время они высвечиваются особенно ярко. Беседу вел Юрий ДЮКАРЕВ. На сним ке : Евгения Михайловна Са харова (справа) и ответственный се кр е тарь Чеховской комиссии при Российс кой а кадемии наук Алевтина Павловна К у зи ч ев а на Л и п е ц к и х театральных встречах 1994 года. Фото А. КОЗИНА. И Ш но земледельцев оно не зопаиет врасплох.. Успешно ведут подготовку к в е с е н н и м п о л е вы м работам з ем л е д е л ь ц ы со в х о з а «Пет р о в с к и й » Д о б р и н с к о г о р а й она . Е ж едн ев но на поля вы возится д о четырехсот тонн органических уд об рений , а в мастерских идет ремонт трак торов и комбайнов . Н еплохие н ад ои и на ф ерм ах хозяйства, благодаря качественному ко р му , заготовленному впрок. На с н им к а х : Н. Д р о н о в а — лучш ая д о я р к а р айо н а ; м е х а н и з ат о ры М . - Е м е л ь я н о в и С. Лиф анов . Фото Е. САМОХВАЛОВА . « Н А В Е Р Х У » НЕ ДН НАС . ПН ДА ГАТЬСЯ М Н Ж Н Н Т В Л Ь КО НА СЕБЯ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Быстро адаптировались к новым усло виям и Николай Буслов из «Красного ко лоса», Иван Баранов из «Тепличного», Александр Разамаскин с птицефабрики «Липецкая». Здесь, в частности, учатся, а точнее — уже научились использовать любую возможность заработать деньги. Вырученные средства, например, кладут в банки на депозит и получают таким обо^ра- зом немалый дополнительный доход, пешно занимаются переработкой продук ции на месте. В прошлом году уже в во сьми хозяйствг 1 х действовали мини-цехи по переработке растениеводческой и животно водческой продукции. Готовятся их от крыть и в ряде других коллективов. Шаг этот не столько необходимый, сколько вынужденный. Значит, его надо сделать. Но... Да, многие руководители понимают: сельское хозяйство ныне убыточно не само по себе, это результат навязанной модели рынка. Всего лишь треть, а то и менее до стается товаропроизводителям от выруч ки оплаченной покупателями продукции. Остальные две трети попадают в карман коммерсантам, переработчикам, посредни кам. Между тем доля товаропроизводите лей в совокупных затратах на производст во и реализацию продовольствия достигла 60-70 процентов. Вопиющая несправедли вость в распределении доходов, когда село обдирают как липку, и толкает на органи зацию переработки продукции на месте. Тем более, при этом нет налогов на при быль, к тому же это дает возможность всег да иметь наличку, столь необходимую в условиях неплатежей. Но, понимая ситуа цию, далеко не все готовы, хотят, умеют действовать в соответствии с ней. И это в районе, который мог бы стать во всех от ношениях образцом рыночной предприим чивости, быстрой адаптации к новым реа лиям жизни, готовить, опираясь на свой опыт, кадры для всей области. А кадры сегодня, может быть, как ни когда играют решающую роль, проверяют ся на зрелость, компетентность, професси онализм, ответственность, наконец, высо кие моральные качества. К сожалению, порой даже те, кто до нынешних реформ, в общем-то, справлялся, нередко теряют ся, сникают. Вот Анатолий Кирюшин из ОПХ «Липецкое». Оно еще недавно во многом, если не во всем, было действитель но показательным. Здесь рождались и «об катывались» самые передовые технологии, здесь получали едва ли не самые высокие урожаи и надои. А теперь? По урожайнос ти — в ряду отстающих, надои снизились в три с лишним раза и не достигают и двух тысячной отметки. Да, на то есть причины, не зависящие от Анатолия Петровича. Но разве нельзя было, как это делают соседи, наладить ради выживания ту же переработ ку продукции, фирменную торговлю? А то ведь из-за безденежья людям месяцами не выдается даже их мизерная зарплата. И они, увы, уходят. Осталось всего двенадцать механизаторов, по сути, уже некому пахать и сеять. Похожая ситуация и в АО «Ильинское», СХПК «Васильевка», некоторых других хо зяйствах, где производство продукции в пос ледние годы сократилось подчас в 5-8 раз, где из-за безынициативности руководите лей, из-за того, что зачастую не решаются даже элементарные вопросы, царят разор и запустение. • Не скажешь, что в районной админис трации мирятся с этим. В прошлом году, в основном, по ее инициативе сменились де сять руководителей. Но ведь и новые не всегда оказываются способными повести дело так, как того требует обстановка. В АО «Ильинское» к рулю встал Николай Бельских, а заметных перемен к лучшему пока не видно. При выдвижении кадров порой допускается явная поспешность. Нынешний председатель СХПК «Васильев ка» Юрий Голошубов уже третий на этом посту за последние годы. Но и у него тоже дела не особенно ладятся. Наследство ему, конечно, досталось такое, что не позавиду ешь. Но пора бы уже и показать, на что ты способен. Строгим, подчас жестким получился раз говор на выездном заседании областного ад министративного совета в Липецком рай оне. Выла дана соответствующая оценка работы кадров районного, местного звень ев в решении не только производственных, экономических проблем, но и социальных. Как отмечалось, много упущений в наро дном образовании, медицинском, культур но-бытовом обслуживании населения. Заня тия с учащимися кое-где ведутся в ветхих, а то и аварийных зданиях. Инвалидам, людям старым, немощным иной раз неку да обратиться за медицинской помощью. В отдельных населенных пунктах месяцами не работает радио, закрыты бани, парикма херские, дома культуры, случается, негде даже хлеба купить. Заседание вел первый заместитель гла вы областной администрации Василий Жар ко. В работе участвовал первый заместитель председателя областного Собрания депута тов Юрий Алтухов. Иван ЛЕСНИКОВ. ПЕНЯТЬ ЛИ НА ЗЕРКАЛО? К ом у не п р и е л а с ь с тавш ая бан а л ь н о й мы сль , что арм и я — зе р к а л о о бщ е с т в а , гл яд ясь в к о т о р о е , оно все врем я з а д а е т и з в е ч ны й в о п р о с : «Я ль на св е те все х м ил ее , все х р ум я н е й и белее?» И е сл и о тв е т не теш и т , не у с п о ка и в а е т , т а к и п о д мы вае т з аш вы р н у ть э т о зе р ка л о к у д а -н и б у д ь п о д а л ь ше, чтобы не р а с с тр а и в а ть с я . Но ... нельзя . В зе р к а л о гл яд е ть н е о б х о д и м о хо тя бы для у то ч н е н и я д и а гн о з а . О нем м ож н о с у д и ть по р е а к ц и и тех , к ом у д о п р и зы в а о с та л о с ь н е с к о л ь к о м е ся ц е в . О ни св о е о т н ош е н и е д е м о н с т р и р у ю т в б о л ь н и ц а х и в о е н к о м а т а х , р у к а м и , н о гам и и всем , чем м о ж н о . . . о тб и в а я с ь о т п р и зы в а . Тех же , для к о го э та п е р с п е к т и в а ещ е д а л е ка , н и кто не с п р аш и в а е т . А п о ч ем у бы и не с п р о с и т ь ? М ож е т быть , у с там и м лад енце в и с т и н а з а г о в о р и т п о -и н о м у ? Но во т она и за го в о р и л а . В вид е с о ч и н е н и й на с в о б о д н ую тем у , в о тд ел ьн о в зя том в о с ьм ом , кл а с с е о д ной и з ш кол Л и п е ц к а . В э ти х с о ч и н е н и я х м ал ь чиш ки и д е в ч о н ки вы ра зил и св о е о т н ош е н и е к в о е н н о й с л у ж бе . С ом н е н и й , что арм и я н уж н а лю б о м у го с у д а р с тв у , не вы ра зи л ни кто . В ка че с тв е п р и м е р а для п о д р а ж а ния о с о б е н н о ча с то п р и в о д и л а с ь А м е р и ка . П о с т о я н но с р а в н и в а л а с ь арм ия СШ А с р о с с и й с к о й и — явно не в наш у п ользу . О с о б е н н о р е з к о й к р и т и к е п о д в е р гл и с ь о те ч е с тв е н н а я «дедовщ ина» , вы с о к и й т р а в м а ти зм , б е зд а р н о с т ь и в о р о в а то с ть на ч а л ьн и ко в , не з а б о тящ и х с я о с о л д а те , не с т р е м ящ и х с я е го х о р о ш о об учи ть и со х р а н и ть ж и з н и , зд о р о в ь е . В о т цитаты : ^Наглы х , настойчивых в армии ув аж ают , а добрых, приветливых — презирают/^. « . . . }1дти т уда просто не хочется после разго воров и статей в газетах про эту «дедовщину^. У меня друг служил в армии , под М о с кв ой , и от его рассказов в письме шевелятся волосы»-. «Многие парни умирают т ам просто т ак , из- за игры всяких старших по званию». П равда , к а к п о л ож и те л ьн о е , р е б я та о тм е ч ал и , что п о ка ещ е военны е не п р о д аю т я д е р н о е о р уж и е , хотя п о пы т ки уж е есть . Но п р о д о л ж у цитаты : « . . .У с л о в и я для службы невыносимы. Солдаты голодают, ж ивут в грязи». «В военных городках не хватает жилья , и военнослужащим приходится ютиться в маленьких ком н ат уш ка х целыми семьями». И н т е р е с н о : м н о ги е п о д ч е р ки в аю т , что хо те л и бы сл уж и ть , получать в о и н с к ую п р оф е с с ию , м уж с к ую з а кал ку , у в е р е н н о с ть в с е б е , н о . .. при т а ко м п о л ож е н и и дел в а р м и и п р и л ож а т все силы , чтобы у кл о н и ть с я от сл уж бы . « Я не хочу ком у -т о подчиняться, к а к ученая собачка в цирке, я хочу служить в армии , а «дедовщина» мне будет очень мешать. Я в армию не пойду не потому , что я боюсь, а потому, что мне будет ж а л к о м ам у . А чтобы туда не ходить, не надо миллионы рублей , а просто я пойду в Г А И » . «Сейчас я не одобряю действия правительства в отношении армии . В армии сейчас х а о с . . . Российская армия р а зоруж ает ся на глазах у всего мира , и тем самым подвергает страну опасности. Н о А м ер и ка для п оказа тоже уничтожает свое некоторое ненужное оружие , а с ам а . .. развивает самое совершенное оруж и е» . А что д ум аю т д е в о ч ки ? С ож алея , что п р и д е т с я р а с с тава ть ся на д о л ги й с р о к с п а р н ем , все ж е счи таю т , что сл уж и ть надо , чтобы «уметь з ащ ищ а ть с тран у , ж е н у и детей» . К а к правил о , они св я зы в аю т п о л ь з у сл уж бы в а рм и и с з а ка л ко й , ко то р а я м уж чи н ам п о том п р и г о д и тся в гр а ж д а н с к о й ж и з н и . А н е ко т о ры е сам и хо тел и бы сл уж и ть в а рм и и . « Я думаю , что девуш ка обладает т акими качествами, к а к осторожность, расчетливость, находчивость, которых подчас не хватает их коллегам -мужчинам . Н екот оры е думают , что большинство девуш ек — трусихи . Это, конечно , не т ак . Я р к и й тому пример — подвиги женщин-героев на войне». В ка че с тве гл а вн о й п р и ч и ны р а зб р о д а в а рм и и , в о с н о в н ом , на зы вали д е й с т в и я п р а в и те л ь с тв а . В ы с к а зы в а л а с ь д а ж е крам ол ь ная мы сль , что п р а в и те л ь с тв у вы го д н о , чтобы «была р а зр у ха и в се ж ил и б е д н о , т о г д а п р о с ты е лю д и б ы с т р е е п р о д а д у т с в о и а к ц и и , и б уд е т м н о го д еш е в о й р а б о ч е й силы . А сил ьная арм и я э том у то л ь ко мешает» . Т а ки е во т с о ч и н е н и я . . . А т е п е р ь врем я п о пы та ть ся о со зн а ть , о т куд а э то . О т куд а го р е ч ь и р а з о ч а р о в а н и е , о т р а в л яю щ и е н о р м а л ь н ы е п а т р и о т и ч е с к и е ч у в с т в а м ал ь чиш е к , ещ е вчера и гр а вш и х в «войнуш ку» , а з а втра п р и зв а н ны х Родин у защ ищ а ть ? О т куд а ч е ты р н а д ц а ти л е тн и й п р о в и н ц и а л ь ны й п а р е н е к зн а е т , ка к и е на сам ом де л е п о р я д к и в а рм и и ОШ А? Он что , с л уж и л там , за д ы х а л с я в з л о в о н н ы х д ж у н гл я х В ье тнам а , го р е л в с б и т о м «фантоме» , к о р мил м о с к и т о в на п о л и го н а х Ф л о р и д ы ? О т куд а он м о ж е т зн а ть , ка ко в а а рм е й с ка я д р ^ б а и ка к и е з а м е ч а тел ьны е лю д и о тд аю т се б я б е з о с т а т ка с л уж б е в р о с с и й с к о й а рм и и ? Я сно , о т куд а ! В клю чай т е л е в и з о р и см о т р и , парень ! Во т н а с т о ящ и е а м е р и к а н с к и е р е й н д ж е ры , в о о р у ж е н ные с н о г д о головы , с за ка т а н ны м и р у ка вам и , со ж в а ч кой во рту. О с в о б о ж д аю т з а л о ж н и ко в . Н адо ^ д е т — а в и а н о с е ц е л и н к о р о м п о д го н я т и на чн у т долб^ить д о те х пор , п о ка ни о д н о го вы с тр е л а не у с лы ш а т и з д ы м ящ и х ся р а зв а л и н . П р оф е с с и о н а л ы , н и ч е го не с к а ж еш ь . А в о т п о к а зы в а ю т н аш и х . Г р я з ны х , у с та лы х , о б о р в а н ны х , с р е д и р а зв а л и н Г р о з н о го . И т ^ ж е их п р о т и в н и к о в , ч е ч е н ц е в , зд о р о в е н н ы х , б о р о д а ты х , с п о б е д н о в зд е р н у ты м и в в е р х с т в о л а м и а в т о м а т о в и гр а н а том е то в . А в с п о м н и т е ф ильмы , з а в л а д е вш и е с о зн а н и е м п о д р о с т к о в ? У ни х — С ил ь в е с тр С талл оне с голы м т о р с о м , п о л и в аю щ и й из п ул ем е та все , что ш е вели тся . У нас — п о л у д у р о к с о л д а т Ч о н ки н , чуть не з а с т р е л и вш и й и з р е в о л ь в е р а св и н ью . К а к н а зы в аю тся лю д и , ко т о ры е ум ы ш л е н н о в н е д ряю т в м а с с о в о е с о з н а н и е п р е з р е н и е к с в о е й с тр а н е , к ее м уж е с тв е н н ом у , т е р п е л и в о м у н арод у , к р у с с к о м у солда^V , п о л и вш е м у с в о е й к р о в ью п о л о в и н у з е м н о го ш ара? К то б уд е т их с у д и ть , и с о с т о и т с я ли э т о т суд? Во м н о го м з а в и с и т о т воли н а р о д а , ко т о р ы й д о лж е н з а д а в а т ь вл а с т и в о п р о с ы и т р е б о в а т ь на н и х о тве ты . П о чем у при гл о б а л ь н ом с о к р ащ е н и и ч и с л е н но с ти а р м и и ее о с н ащ е н н о с т ь р е з к о упала? К уд а д е л о с ь и м у щ е с т в о , в о о р у ж е н и е ? К о м у п р о д а н о , за с ко л ь ко и к о го уж е у б и л о и п р о д о л ж а е т уб и в а ть ? Кто о р г а н и з о в а л (и п р о д о л ж а е т о р га н и з о в ы в а т ь ) т а к о е о с в ещ е н и е бо е вы х д е й с т в и й в Ч ечне? К то о р г а н и з о вал п р е с т у п ны е не вы пл а ты д е н е ж ны х с р е д с т в а р м и и , в р е зул ь та те ч е го на во е н ны х о б ъ е к та х о т клю ч а е т с я э л е к т р о э н е р ги я , не п о с т у п а ю т го рю ч е е , б о е п р и п а сы , п р о д о в о л ь с т в и е , не с т р о и т с я ж ил ье , а з н а ч и т — н а м е р е н н о п о д ры в а е т с я б е з о п а с н о с т ь с тр а ны , р уш и т с я б о е го т о в н о с т ь ? И н т е р е с н о , н о в а я Г о с у д а р с т в е н н а я Д у м а т а к и б у д е т л иш ь кл а п а н ом , в ы п у с к аю щ и м пар и з п е р е гр е т о г о о бщ е с т в а ? К о е - к т о с к а ж е т : ни к ч ем у уве л и ч и в а т ь н а п р я ж е н и е в о бщ е с т в е . Но куд а ж е д е т ь ся о т ф а кто в , к о гд а п р е с т у п н и к и р а з г у л и в а ю т на с в о бо д е , ш и к ую т на н а в а р о в а н н о е , д е м о р а л и з ую т ч е с т ных лю д е й , у б и в аю т в ни х ве р у в с в о и с илы , в с п р а в е д л и в о с т ь ? . . . . .П о ка хо тя бы д е т ям , н аш им м илы м , ч и с ты м , и с кр е н н и м , с к а ж е м с п а с и б о з а п р а в д у и п о п р о с и м ещ е ра з п р ощ е н и я . П р о с тя т ли? Ю рий ЦЫ ГАНОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz