Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
1 7 ф евр а ля 1 9 9 6 г. педагогические чтения православие, мораль , культура № 31 ( 1095 ) Семь лет назад россияне торже ственно праздновали тысячелетие Христианства на Руси. Совсем недав н о ... Что такое семь лет по сравне нию с тысячелетием? За эти немно гие годы изменилось так много — и в лучшую, и, увы, в худшую сторо ну, да так, что, кажется, мы живем сейчас в совсем другой стране. О плохом говорить не буду. На Р ож де ственских чтениях мы собрались, чтобы говорить о путях возрождения русского Православия, многовековой российской духовности, а здесь — при всех трудностях и неисчисли мых проблемах — заметны добрые всходы посеянных ранее семян. Восстанавливаются храмы, стро ятся новые, и они полны людей, при шедших туда не из одного любопыт ства, а по зову сердца. Приходят, чтобы получить и утешение в не счастьях, и новые силы для доброго дела. И все ж е приходят не все, не все слышат призыв Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающие- ся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). И вот это, пожалуй , — самое главное, что должно нас тре вожить, побуждать к размышлению и действию. Дело, конечно, не толь ко и не столько в количестве людей, м ол ящ и х ся в х р ам а х . М олиться можно и в тиши своей комнаты, и в сутолоке толпы, хотя церковная мо литва и важна. Но еще очень мно гие не знают утешения и опоры, ко торые дгиот вера, надежда , любовь. Больше того: по глубокому моему убеж дению , вера, и прежде всего Православная вера, способна дать от вет на многие вопросы, стоящие пе ред современной Россией — найхей Родиной. Д ля м еня как прав ославного христианина рассудочно-прагмати ческий подход к вере, подход с во просом: а что это мне дает? — не естественен. Но он возможен пото му, что всех объединяет в обсужде нии проблемы: и священнослужите лей , и Верующих, и людей, пока да леких от веры. Ведь в течение до лгих лет Россия была страной офи циального атеизма. Я далек от мыс ли изображать черной краской все то, что делалось во времена социа лизма , не одобряю и не очень верю тем, кто «вдруг» изменил убеж де ния , придав им противоположный знак . Однако бесспорно, что време на навязываемого сверху безбожия исказили традиционную российскую духовность, ожесточили души мно гих , принесли в мир зло и насилие. Совсем недавно мне пришлось го ворить о вере с человеком, который считает себя последовательным ате истом и которого я очень уважаю. Вообщ е я не сторонник споров с убежденными людьми. Думаю, луч ше говорить с теми, кто сомневает- ,ся или еще не успел выработать оп ределенного мировоззрения по моло дости лет. Поэтому не я начал этот разговор, но я не мог и прервать его из уважения к моему собеседнику. И вот он задал мне вопрос, на кото рый, как он полагал, у меня нет и не может быть ответа. Если Бог все ведущ и всемогущ , то как он мог допустить, чтобы храмы разорялись, служители Церкви преследовались и д аж е п р и н им али м уч ен и ч е ск ую смерть? Я знал, что мне бессмыслен но было говорить ему о посмертном воздаянии и бессмертий души . Я просто напомнил, что Бог дал чело веку свободную волю: а свободу, как известно, можно употреблять и во благо, и во зло. Вспоминаю этот час тный разговор , чтобы напомнить важную , на мой взгляд, хотя и не новую истину. Мы не можем рассчи тывать, что проповедь Евангелия и православное образование способны немедленно устранить зло в мире и прежде всего у нас на Родине. Но в последовательно-бесконечном при ближении к более совершенному об р а зу человеческому православная вера нам, несомненно, поможет. Возьмём, к примеру, следующую проблему. Народ сейчас разделен . Нрт «нерушимого единства партии, правительства и народа», зачастую нет даж е элементарной терпимости к взглядам ближнего, не говоря уж е о дальних . Подчас в одной семье люди разделены по политическим пристрастиям. В то ж е время имен но взаимному пониманию , проще нию, снисхождению к другим людям учит нас Евангелие. Я вспоминаю, как в дни противостояния в октябре 1993 года Его Святейшество Патри арх Московский и всея Руси Алек сий пытался примирить противобор ствующие стороны. Но дух прими рения тогда не восторжествовал, все завершилось жестокостью и кровью. Это значит , что в сердцах людей , принимавших участие в конфликте, не звучал евангельский призыв к миру. Более того, уверен, что, когда наши политические руководители действительно будут людьми верую щими , а не только позировать перед телекамерой в храме в известные дни й осенять себя крестным знамением н апок а з , многие р еш ения станут мягче и человечнее. Да и вся поли тика власть имущих будет, как се годня говорят, более социально ори ентированной... ■к -к 'к ...Когда-то одним из самых серь езных обвинений было обвинение в «безродном космополитизме». Вре мена эти , к счастью, ушли в про шлое. Но если раньше эти обвине ния , как правило, были ложными. то сейчас действительно появилось много людей, которые смотрят пре жде всего на Запад, которые даже не связывают своих жизненных планов с Россией. А ведь Церковь всегда вос питывала чувство патриотизма, всег да скорбела, если свое, родное, хули лось и, наоборот, превозносилось ино земное. «Не бывает пророк без чести, разве, только в отечестве своем и в доме своем», — с горечью говорил Иисус Христос (Мф. 13:57). Сейчас мы это видим буквально во всем. О многом не берусь судить про фессионально. Например, не могу ска вания. Как-то совсем забыта другая статья Конституции (55-я), согласно которой права и свободы граждан могут ограничиваться в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, здоровья, прав и за конных интересов других лиц. . . . .И н о гд а говорят, что Церковь служит сохранению только отживших традиций . Я понимаю этот вопрос иначе: все учение Церкви, по сущест ву, зовет к тому, чтобы мы не превра щались в непомнящих родства Ива нов, чтобы мы помнили и добрые, если ностью и не стесняется заявлять об этом публично. Вместе с тем проблема не так про ста. Когда-то Православие было госу дарственной религией в России . И сейчас я нередко слышу мнение, что неплохо было бы к этому вернуться. Думаю, это было бы неправильным. По сути, это означало бы, что Цер ковь будет заниматься политической деятельностью, что, полагаю, не свой ственно ее природе. Я даже не имею в виду крайние случаи, когда, напри мер, мы видим — и это многие т е л е зрители помнят — священника-рас-' на и может быть заполнена не луч шим образом. На мой взгляд, выбор в пользу атеизма плох для человека. Думаю, выражу общее мнение, напом нив, что именно в подготовленной атеизмом почве причина значитель ного успеха за е зж и х и наших соб ственных тоталитарных сект. Часть учеников — в России таких большинство — принадлежит к пра вославной конфессии, другие могут принадлежать, например, к исламу или иудаизму — все они могут учить ся в одной школе. Проблема хотя и есть, но вполне поддается решению. В янв ар е этого года в М о с кв е состоялись IV М еж д у н а р о д ны е Рождест венские образовательные чтения. Они были о р г ани зо в а ны М о с ко в с к о й Патриархией , Министерством о б р а зо в а н и я Р Ф , Р о с с и й с ко й А к а д ем и е й о бр а зов ания , М о с ко в с к им департаментом обр а зо в ани я , Министерством культуры Р Ф . З а д а ч е й чтений стало д ухо вн о е о смы сл ени е про бл ем , стоящих п е р е д системой обр а зо в ани я в Р о с си и . К а к п од ч ер кн ул замести тель министра обр а зо в ани я Р Ф А . Г. Асмолрв , развивать его н ад о «не вместо, а вмест е ...» . Совр ем енны е учены е остро чувствуют необходимость возврата к традиционным духовны м ценностям, а это м ож н о сделать п р е ж д е всего ч е р е з ш кол у . От н аш е й области в чтениях участвовала доцент Л ГП И О .Н . Ф е д о р о в а . О д н им и з кульминационны х моментов чтений стал д о к л а д виц е - президента Р осси й с ко й А кад ем и и обр азования а к а д ем и к а Н .Д . Ни - к ан д ро в а . Д у м а е м , что с основными пол ож ени ям и этого д о к л а д а интересно будет познакомиться н аш им читателям, о соб енно — п е д а го гам . А к ад е ми к Н. НИ К А Щ « Г / Т 7 ГГГ 1 Г 7 Г Г Г 1 П г Г й зать , насколько для нас подходит спланированная по западным рецеп там и с помощью иностранных совет ников экономическая реформа, хотя социальная политика, с ней связан ная, не может не вызывать серьезных сомнений. Однако многое другое впол не понятно и мне. Например, обидно и стыдно видеть, прогуливаясь по какой-нибудь старой московской ули- ц е ^ Ю и ^ е иностранных вывесок. Я ру§^)1щ*^(й*с'’Йгянин, и огульное под ражание всему иностранному пред ставляется мне просто оскорбитель ным для нашей великой Родины. Рос сия велика не только и не столько своей военной силой. Она велика ты сячелетней культурой , своей исто рией, великими достижениями и, ко нечно, своим поистине великим язы- •ком. Иногда говорят: «молодое поколе ние выбирает пепси». Не стану спо рить, но задам риторический вопрос: а как оно может выбрать, например, русский квас, если-его уж е невозмож но найти в продаже, в то время как пепси есть повсюду? Но дело, конеч но, не в том, что выпьет парень: бу тылку пепси или кружку кваса. Пер манентное исчезновение отечествен ных товаров с прилавков наших ма газинов само по себе подводит моло дежь к мысли: Россия ничего не мо жет произвести, отечественная эконо мика не способна изготовить не толь ко бытовую электронику , но даж е простую еду и питье. Западные, не свойственные российской традиции, влияния, лишающие нас самобытнос ти, ощущаются буквально на каждом шагу. Приведу примеры. Замечали ли вы, как часто теперь по телевидению звучит выражение «в этой стране» — не «в нашей стране», не «у нас», а именно «в этой стране»? Я считаю выражение это просто оскорбитель ным для России, которая для каждо го россиянина — наша Родина, а не какая-то безличная «эта страна». Еще более серьезные последствия имеет то, что происходит на рынке кино- и видеопродукции. Если под вергнуть анализу телепрограммы де монстрации художественных филь^ мов, можно найти дни , когда в Нью- Йорке шло больше российских и со ветских фильмов, чем в Москве... Давно проведены психологические исследования, показавшие, какое па губное воздействие оказывают филь мы ужасов и прочая низкопробная ки нопродукция на развращение душ и растление подростков. Скажу вполне ответственно: такого нагромождения насилия и порнографии, которого до бились мы на своих кино- и телеэк ранах, нет в большинстве развитых стран мира... .Слово «цензура» звучит неизящ но, вызывает неприятные воспомина ния. Однако, не боясь возможного об винения В' обск ур ан ти зм е , скажу : текст действующей Конституции в этом аспекте чрезмерно широко по нимает свободу. Процитирую соответ ствующий пункт статьи 29-й: «Гаран тируется свобода массовой информа ции. Цензура запрещается». И все. О большем те, кто хотел бы сделать и делает деньги на показе сцен насилия и порнографии, и мечтать не могут, А поскольку Конституция выше ран гом любого закона, а тем более подза конного акта, в сегодняшней России соответствующей деятельности создан режим наибольшего благоприятство хотите , дедовские обычаи, а самое главное, традиции, историю родной страны. Ведь, не будем забывать, тра диции Христианства имеют на Руси тысячелетнюю историю, их нельзя вытравить немногими десятилетиями безбожия, их нельзя заменить, да и не нужно заменять наспех собранны ми из различных мест идеями, даже если мы красиво назовем их общече ловеческими ценностями. Обратимся ёщ е к одному серьезно -. му вопросу. Россия подписала меж дународную «Конвенцию о правах ре бенка». В ней (статья 29) подчерки вается, что приоритет должен быть отдан национальным ценностям при должном уважении к ценностям дру гих цивилизаций. Родина ,для чело века начинается с самых простых ве щей, которые его окружают, а не с абстрактных общечеловеческих, цен ностей. Конвенции — пять лет, рус скому Православию — больше тыся чи. Й выраженная другими словами мысль о значимости национальных ценностей принадлежит нашему не; отъемлемому наследству. Сейчас в образовательных учреж дениях учебная работа должна про водиться по новым стандартам. Они соверш енствуются, однако и здесь намечаются тревожные тенденции . Так, на прошедшем в октябре 1995 года всероссийском совещании ректо ров педагогических вузов отмечалось, что вместо курсов отечественной ис тории вводятся курсы мировой исто рии, а из курса мировой и отечествен ной культуры таинственным образом исчезает специальный раздел отече ственной культуры. Конечно, с точки зрения формальной логики отече ственная культура входит в мировую. Но думаю, что такая перемена акцен тов не случайна. Конечно, опасен и вреден всякий культурный изоляционизм, и понят но, что в культуре другого народа может найтись немало близкого нам. Переход в любую крайность по при нципу Мао Цзе-Дуна «не перегнешь — не выпрямишь» не решает пробле мы. В связи с этим нельзя не вспом нить о деятельности в России различ ных заезжих религиозных сект, час то называющих себя церквями. Я да лек от мысли, что все чужестранные проповедники злонамеренны. Но бес спорно, что все они -далеки от нашей жи зни . Их деятельность защищена Конституцией в той статье о свободе информации. Полагаю, что их пропо ведь не служит устранению духовной раздробленности нашего народа, но усугубляет её. ...То благо, которое дарует вера че ловеку и обществу, возможно, конеч но, когда эта вера есть в душах лю дей. И здесь я подхожу к вопросам религиозного образования и воспита ния. Позволю себе одно терминологи ческое разъяснение, хотя до сей поры я старался избегать профессионализ мов. Для меня образование включает воспитание (т.е. приобщение к цен ностям), обучение (приобщение к нор мам деятельности) и развитие (при ращение способностей). Согласно ста тистическим опросам, более 40 про центов россиян признают себя веру ющими, причем большинство из них относится к православной конфессии. Нельзя отрицать религиозного воспи тания, коль скоро значительная часть народа считает религию для себя цен стригу в облачении, выступающего перед толпой, потрясая кулаками. Зрелище , прямо скажем , малопри влекательное. Любое вмешательство Церкви в политику, кроме благород ной миротворческой миссии, может превратить ее в арену борьбы полити ческих сил. То, что различные поли тические силы будут, особенно в пред выборные периоды, пытаться зару читься поддержкой Церкви, по-види- ■ мому,'*Неизбежно. ]^оёударство может ■' попытаться напрямую использовать Церковь в качестве орудия воздейст вия На народ в политических целях и, соответственно, в той или иной мере, «подмять» Церковь под себя. В таком случае вся жизнь Церкви, ее духовно-нравственное влияние на при хожан и все общество могут оказать ся под угрозой... .. . Поэтому полагаю, хотя это все го лишь мнение заинтересованного не профессионала, что отделенная от го сударства Церковь, находящаяся с ним в добрых отношениях, — самое правильное решение вопроса. Но при веду и мнение профессионала — свя щенника Сергия Булгакова. Находясь уж е в изгнании, он в своей статье «Православие и государство» писал: «Христианская» государственность, обеспечивщая «господствующее» по ложение православной Церкви, ока зывалось для нее и оковами, задер живавшими ее свободное развитие, и многое в исторической трагедии Пра вославия... объясняется именно этим нарушением равновесия в отношени ях Церкви и государства. Революция стр аш н ою ц ен ою н еи сч и сл им ы х жертв навсегда (надо думать) освобо дила Православие от чрезмерной свя зи с монархической государствен- • ностью . .. .П р ои зош л о ра злучени е Церкви и государства, к взаимной выгоде обоих». Мудрце слова! Но из признания светскости нашего государ ства (что меня как верующего нима- ■ ло не пугает) не следует делать выво да, что введение элементов религиоз ного образования применительно к государственным школам и к обяза тельной части их программы, т .е. по отношению к государственному стан дарту, было бы нарушением Консти туции. Понятно, что в школах негосудар ственных и в той части учебного пла на, которая в государственных шко лах является дополнительной по от ношению к обязательному стандарту, вопрос должен решаться учредителя ми, родителями, работниками школы и учениками. Что касается государ ственных школ, полагаю, следует вни мательно вчитаться в 28 статью Кон ституции, статью о свободе совести. В ней дается право «свободно выби рать, иметь и распространять религи озные и иные убеждения и действо вать в соответствии с ними». Что это значит? Свободный выбор предполага ет владение информацией. Школа до лжна готовить к осознанному выбору профессии, но она должна подготовить к столь ж е осознанному выбору по отношению к религии, то есть достав лять достаточные сведения о вере и религии, правах и обязанностях лю дей касате.льно свободного исповеда ния р ели гио зны х у б еж д ен и й . По скольку вопросы веры, отношения к ней всегда возникают у человека, рано или поздно ему придется отнестись к ним сознательно. Пустота в душе че ловеческой неизбежна, будет заполне- Необходимо рассказывать учащимся о религиях и культах, по возможнос ти стараясь избегать резких оценоч ных суждений . А потом пусть осуще ствится свободный выбор. Хочу привести пример Англии . Даже до того, как в 1989 году был принят национальный учебный план с обязательным предметом «Религия», именно религия была единственным предметом, который школа не имела правалз своего учебного, пдана исклю:^, чить. Но, как известно, в Англии из- за массы иммигрантов плюрализм религий еще больший, чем у нас. И школы обязаны учитывать это во всей полноте, предоставляя учащимся и знание о религиях, и право на молит ву в школе. Учащиеся, относящие себя к какой-либо редкой конфессии, могут не участвовать в общей рели гиозной жизни школы, но, кстати, вправе потребовать, чтобы о религии, которую они исповедуют, тоже дава лась достаточная информация. При менительно к наиболее распространен ным конфессиям — англиканству, протестантизму, католицизму — де тям должно быть предоставлено пра во на молитву и условия для нее. Та кой вариант вполне возможен и у нас. Считаю разумным, чтобы религи озное обучение существовало на всех ступенях образования, от детсада до вуза. Оно непременно должно быть и в системе дополнительного образова ния. Для соблюдения гарантирован ных Конституцией прав человека на свободу совести следует создать усло вия для проведения катехизации в армии, в тюрьмах и в больницах. От метим, что религиозное обучение, со общение знаний о религиях еще не ' являются религиозным воспитанием. В рамках обучения учитель не может брать на себя ответственность за то, какую религию будет исповедовать ученик. Он ответственен, пожалуй , только за две, однако очень непро стые, стороны обучения: правильность сведений, которые сообщает, и дух терпимости, которым должно быть пронизано все обучение. Религиозное воспитание предпо лагает ответственность воспитателя за тот выбор, который сделает ученик, хотя к выбору этому никого нельзя принуждать. Именно поэтому вопрос о религиозном воспитании в государ ственных учебных заведениях, его до пустимости, обязательности и формах гораздо сложнее. Есть много рацио нальных аргументов за и против; но это — тот случай, когда рациональ ные аргументы решающими быть не могут. Выскажу лишь убеждение, что и религиозное воспитание в учебных заведениях, особенно в школах, воз можно и необходимо. Сейчас существует уже немало на работок для изучения религии в шко лах, изданы и интересные учебные по собия. Это радует. Однако, посколь ку традиция была прервана, практи ка обучения религии в школах не может сразу закрепиться — будут споры, будут обсуждаться варианты. В связи с этим позволю себе несколь ко соображений касательно традици онных педагогических вопросов: кому учить, чему учить и как учить. По- видимому, никто не будет спорить с тем, что наилучшим учителем Пра вославия в школе является священ ник, основательно знающий религию, но разбирающийся и в вопросах пе дагогики. Вообще говоря, труд свя щенника всегда так или иначе был связан с педагогикой в том смысле, что это был труд воспитателя и про поведника. Но в течение последних десятилетий проповедническая дея тельность духовенства по известным причинам была крайне ограничена. Этим не преминули воспользовать ся заезжие проповедники, у которых именно эта сторона работы доведена до высокой степени технического со вершенства. Полагаю, что, при всех, их достоинствах, никто не сочтет их подходящими учителями ни для вос кресных наших школ, ни для систе мы образования в целом. Как вос питатели они нам просто чужды , даже если субъективно преисполне ны добрых чувств. Но священников пока не хватает, во всяком случае, безусловно недостаточно для всех наших общеобразовательных шкоЛ. И допустимым вариантом было бы ведение религиозных дисциплин вег рующим учителем, который облада ет необходимыми знаниями в дан ной предметной области. Плюс к это му — пусть будут, хотя бы эпизоди ческие, беседы учащихся со священ ником. Во всяком случае, в ближай шей перспективе другой вариант для массовой школы трудно себе пред ставить, тем б ол ее , что инач е в школьных классах окажутся либо зарубеж ны е пропов едники , либо люди, подготовленные ими. И давай те четко себе представим: есть боль шая разница между миссионерами, которые когда-то несли свет Хрис тианства язычникам, и иноземными проповедниками разных конфессий, которые приезжают учить в Россию, страну глубокой и древней, пусть прерывавшейся, но все ж е не унич тоженной до конца православной традиции. Возможен, конечно, и трётий ва риант, бытующий в наших школах, когда преподаванием религии зани маются те, кто преподавал атеизм в недавнем прошлом. Полагаю, что этот вариант худший из возможных. Я далек от мысли, что все должны были быть диссидентами в прошлом и бороться против атеизма. Но даже в то время далеко не все избирали для себя в качестве профессии анти гуманную пропаганду принудитель ного безбожия. Чему учить? Я бы не пугался на звания предмета «Закон Божий». В свое время мудрый философ сказал, что Бог один: просто каждый народ говорит с ним по-своему. Иными сло-> | вами*.' и зуч ен и е Зак он а Божьегр^ вполне можно построить так, чтобы даже дети, иёповедующие различные религии, могли учиться вместе. Од нако не будем забывать — в России 80 процентов населения — русские, или, как теперь принято говорить, — титульная нация. И, соответствен но, для них естественно изучать За кон Божий прежде всего как русское Православие. Изучения Библии ничто не может заменить. Вместе с тем едва ли мож но надеяться, что все прочтут ее на ранних этапах своей жизни и в пол ном виде. Поэтому полезны различ ные пособия, книги, в том числе и Катехизис учение Церкви, изло женное в вопросах и ответах... Как учить? Нужно не забывать, что еще долго мы будем иметь дело с детьми, по большей части ничего не знающими о религия. Поэтому следует начинать обучение в форме монологической школьной лекции. Но не обойтйсь и без диалога, общей беседы. Вот что нужно , каковы бы ни были детали методической аран жировки. Очень важно, однако, не превращать эти беседы в бесконеч ные и непродуктивные споры м еж ду верующими й атеистами. Сделать это очень непросто. Для этого необходимо наработать опыт, провести специальные педагогичес кие исследования прикладного пла на. Сейчас таких ирследований прак тически нет по простой причине: многим кажется, что самое их про ведение применительно к массовой общ еобразовательной школе — а именно о ней идет речь, поскольку там учится большинство детей , — нарушает принцип светскости нашей школы. Мое мнение уж е высказано — считаю, что проблема вполне раз решима в рамках действующей Кон ституции, статью о свободе совести необходимо соблюдать. Как я вижу перспективы? Любой прогноз о развитии образования не мыслим без тесной увязки с соци альным фоном, с уровнем гуманнос ти в обществе и государственных институтах. В этом отношении меня, уверен, не только меня одного, очень многое в современной России трево жит. Но, думаю, поступательное дви жение в развитии религиозной ж и з ни и религиозного образования уже набирает силу. Остановить его теперь вряд ли мо'гно, во всяком случае, мне не известны никакие — подчер киваю , никакие — политические силы, которые были бы в этом заин тересованы. Есть финансовые труд ности, есть трудности, связанные отсутствием опыта. Но налицо заин тересованность, добрая воля, огром ное желание способствовать возро ждению и развитию российской ду ховности , которая неотделима от Православия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz