Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

1 7 ф евр а ля 1 9 9 6 г. педагогические чтения православие, мораль , культура № 31 ( 1095 ) Семь лет назад россияне торже ­ ственно праздновали тысячелетие Христианства на Руси. Совсем недав­ н о ... Что такое семь лет по сравне ­ нию с тысячелетием? За эти немно ­ гие годы изменилось так много — и в лучшую, и, увы, в худшую сторо ­ ну, да так, что, кажется, мы живем сейчас в совсем другой стране. О плохом говорить не буду. На Р ож де ­ ственских чтениях мы собрались, чтобы говорить о путях возрождения русского Православия, многовековой российской духовности, а здесь — при всех трудностях и неисчисли ­ мых проблемах — заметны добрые всходы посеянных ранее семян. Восстанавливаются храмы, стро ­ ятся новые, и они полны людей, при­ шедших туда не из одного любопыт ­ ства, а по зову сердца. Приходят, чтобы получить и утешение в не ­ счастьях, и новые силы для доброго дела. И все ж е приходят не все, не все слышат призыв Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающие- ся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). И вот это, пожалуй , — самое главное, что должно нас тре ­ вожить, побуждать к размышлению и действию. Дело, конечно, не толь ­ ко и не столько в количестве людей, м ол ящ и х ся в х р ам а х . М олиться можно и в тиши своей комнаты, и в сутолоке толпы, хотя церковная мо ­ литва и важна. Но еще очень мно ­ гие не знают утешения и опоры, ко ­ торые дгиот вера, надежда , любовь. Больше того: по глубокому моему убеж дению , вера, и прежде всего Православная вера, способна дать от­ вет на многие вопросы, стоящие пе ­ ред современной Россией — найхей Родиной. Д ля м еня как прав ославного христианина рассудочно-прагмати ­ ческий подход к вере, подход с во ­ просом: а что это мне дает? — не естественен. Но он возможен пото ­ му, что всех объединяет в обсужде ­ нии проблемы: и священнослужите ­ лей , и Верующих, и людей, пока да ­ леких от веры. Ведь в течение до ­ лгих лет Россия была страной офи ­ циального атеизма. Я далек от мыс­ ли изображать черной краской все то, что делалось во времена социа ­ лизма , не одобряю и не очень верю тем, кто «вдруг» изменил убеж де ­ ния , придав им противоположный знак . Однако бесспорно, что време ­ на навязываемого сверху безбожия исказили традиционную российскую духовность, ожесточили души мно ­ гих , принесли в мир зло и насилие. Совсем недавно мне пришлось го ­ ворить о вере с человеком, который считает себя последовательным ате ­ истом и которого я очень уважаю. Вообщ е я не сторонник споров с убежденными людьми. Думаю, луч ­ ше говорить с теми, кто сомневает- ,ся или еще не успел выработать оп ­ ределенного мировоззрения по моло ­ дости лет. Поэтому не я начал этот разговор, но я не мог и прервать его из уважения к моему собеседнику. И вот он задал мне вопрос, на кото­ рый, как он полагал, у меня нет и не может быть ответа. Если Бог все ­ ведущ и всемогущ , то как он мог допустить, чтобы храмы разорялись, служители Церкви преследовались и д аж е п р и н им али м уч ен и ч е ск ую смерть? Я знал, что мне бессмыслен ­ но было говорить ему о посмертном воздаянии и бессмертий души . Я просто напомнил, что Бог дал чело ­ веку свободную волю: а свободу, как известно, можно употреблять и во благо, и во зло. Вспоминаю этот час ­ тный разговор , чтобы напомнить важную , на мой взгляд, хотя и не новую истину. Мы не можем рассчи ­ тывать, что проповедь Евангелия и православное образование способны немедленно устранить зло в мире и прежде всего у нас на Родине. Но в последовательно-бесконечном при ­ ближении к более совершенному об ­ р а зу человеческому православная вера нам, несомненно, поможет. Возьмём, к примеру, следующую проблему. Народ сейчас разделен . Нрт «нерушимого единства партии, правительства и народа», зачастую нет даж е элементарной терпимости к взглядам ближнего, не говоря уж е о дальних . Подчас в одной семье люди разделены по политическим пристрастиям. В то ж е время имен ­ но взаимному пониманию , проще ­ нию, снисхождению к другим людям учит нас Евангелие. Я вспоминаю, как в дни противостояния в октябре 1993 года Его Святейшество Патри ­ арх Московский и всея Руси Алек ­ сий пытался примирить противобор ­ ствующие стороны. Но дух прими ­ рения тогда не восторжествовал, все завершилось жестокостью и кровью. Это значит , что в сердцах людей , принимавших участие в конфликте, не звучал евангельский призыв к миру. Более того, уверен, что, когда наши политические руководители действительно будут людьми верую ­ щими , а не только позировать перед телекамерой в храме в известные дни й осенять себя крестным знамением н апок а з , многие р еш ения станут мягче и человечнее. Да и вся поли ­ тика власть имущих будет, как се ­ годня говорят, более социально ори ­ ентированной... ■к -к 'к ...Когда-то одним из самых серь ­ езных обвинений было обвинение в «безродном космополитизме». Вре ­ мена эти , к счастью, ушли в про ­ шлое. Но если раньше эти обвине ­ ния , как правило, были ложными. то сейчас действительно появилось много людей, которые смотрят пре ­ жде всего на Запад, которые даже не связывают своих жизненных планов с Россией. А ведь Церковь всегда вос ­ питывала чувство патриотизма, всег ­ да скорбела, если свое, родное, хули ­ лось и, наоборот, превозносилось ино ­ земное. «Не бывает пророк без чести, разве, только в отечестве своем и в доме своем», — с горечью говорил Иисус Христос (Мф. 13:57). Сейчас мы это видим буквально во всем. О многом не берусь судить про ­ фессионально. Например, не могу ска ­ вания. Как-то совсем забыта другая статья Конституции (55-я), согласно которой права и свободы граждан могут ограничиваться в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, здоровья, прав и за ­ конных интересов других лиц. . . . .И н о гд а говорят, что Церковь служит сохранению только отживших традиций . Я понимаю этот вопрос иначе: все учение Церкви, по сущест ­ ву, зовет к тому, чтобы мы не превра­ щались в непомнящих родства Ива­ нов, чтобы мы помнили и добрые, если ностью и не стесняется заявлять об этом публично. Вместе с тем проблема не так про ­ ста. Когда-то Православие было госу ­ дарственной религией в России . И сейчас я нередко слышу мнение, что неплохо было бы к этому вернуться. Думаю, это было бы неправильным. По сути, это означало бы, что Цер ­ ковь будет заниматься политической деятельностью, что, полагаю, не свой­ ственно ее природе. Я даже не имею в виду крайние случаи, когда, напри ­ мер, мы видим — и это многие т е л е ­ зрители помнят — священника-рас-' на и может быть заполнена не луч ­ шим образом. На мой взгляд, выбор в пользу атеизма плох для человека. Думаю, выражу общее мнение, напом­ нив, что именно в подготовленной атеизмом почве причина значитель ­ ного успеха за е зж и х и наших соб ­ ственных тоталитарных сект. Часть учеников — в России таких большинство — принадлежит к пра ­ вославной конфессии, другие могут принадлежать, например, к исламу или иудаизму — все они могут учить ­ ся в одной школе. Проблема хотя и есть, но вполне поддается решению. В янв ар е этого года в М о с кв е состоялись IV М еж д у н а р о д ны е Рождест венские образовательные чтения. Они были о р г ани зо в а ­ ны М о с ко в с к о й Патриархией , Министерством о б р а зо в а н и я Р Ф , Р о с с и й с ко й А к а д ем и е й о бр а зов ания , М о с ко в с к им департаментом обр а зо в ани я , Министерством культуры Р Ф . З а д а ч е й чтений стало д ухо вн о е о смы сл ени е про бл ем , стоящих п е р е д системой обр а зо в ани я в Р о с си и . К а к п од ч ер кн ул замести ­ тель министра обр а зо в ани я Р Ф А . Г. Асмолрв , развивать его н ад о «не вместо, а вмест е ...» . Совр ем енны е учены е остро чувствуют необходимость возврата к традиционным духовны м ценностям, а это м ож н о сделать п р е ж д е всего ч е р е з ш кол у . От н аш е й области в чтениях участвовала доцент Л ГП И О .Н . Ф е д о р о в а . О д н им и з кульминационны х моментов чтений стал д о к л а д виц е - президента Р осси й с ко й А кад ем и и обр азования а к а д ем и к а Н .Д . Ни - к ан д ро в а . Д у м а е м , что с основными пол ож ени ям и этого д о к л а д а интересно будет познакомиться н аш им читателям, о соб енно — п е ­ д а го гам . А к ад е ми к Н. НИ К А Щ « Г / Т 7 ГГГ 1 Г 7 Г Г Г 1 П г Г й зать , насколько для нас подходит спланированная по западным рецеп ­ там и с помощью иностранных совет ­ ников экономическая реформа, хотя социальная политика, с ней связан ­ ная, не может не вызывать серьезных сомнений. Однако многое другое впол­ не понятно и мне. Например, обидно и стыдно видеть, прогуливаясь по какой-нибудь старой московской ули- ц е ^ Ю и ^ е иностранных вывесок. Я ру§^)1щ*^(й*с'’Йгянин, и огульное под ­ ражание всему иностранному пред ­ ставляется мне просто оскорбитель ­ ным для нашей великой Родины. Рос ­ сия велика не только и не столько своей военной силой. Она велика ты ­ сячелетней культурой , своей исто ­ рией, великими достижениями и, ко ­ нечно, своим поистине великим язы- •ком. Иногда говорят: «молодое поколе ­ ние выбирает пепси». Не стану спо ­ рить, но задам риторический вопрос: а как оно может выбрать, например, русский квас, если-его уж е невозмож ­ но найти в продаже, в то время как пепси есть повсюду? Но дело, конеч ­ но, не в том, что выпьет парень: бу ­ тылку пепси или кружку кваса. Пер ­ манентное исчезновение отечествен ­ ных товаров с прилавков наших ма ­ газинов само по себе подводит моло ­ дежь к мысли: Россия ничего не мо ­ жет произвести, отечественная эконо ­ мика не способна изготовить не толь ­ ко бытовую электронику , но даж е простую еду и питье. Западные, не свойственные российской традиции, влияния, лишающие нас самобытнос ­ ти, ощущаются буквально на каждом шагу. Приведу примеры. Замечали ли вы, как часто теперь по телевидению звучит выражение «в этой стране» — не «в нашей стране», не «у нас», а именно «в этой стране»? Я считаю выражение это просто оскорбитель ­ ным для России, которая для каждо ­ го россиянина — наша Родина, а не какая-то безличная «эта страна». Еще более серьезные последствия имеет то, что происходит на рынке кино- и видеопродукции. Если под ­ вергнуть анализу телепрограммы де ­ монстрации художественных филь^ мов, можно найти дни , когда в Нью- Йорке шло больше российских и со ­ ветских фильмов, чем в Москве... Давно проведены психологические исследования, показавшие, какое па ­ губное воздействие оказывают филь ­ мы ужасов и прочая низкопробная ки ­ нопродукция на развращение душ и растление подростков. Скажу вполне ответственно: такого нагромождения насилия и порнографии, которого до ­ бились мы на своих кино- и телеэк ­ ранах, нет в большинстве развитых стран мира... .Слово «цензура» звучит неизящ ­ но, вызывает неприятные воспомина ­ ния. Однако, не боясь возможного об ­ винения В' обск ур ан ти зм е , скажу : текст действующей Конституции в этом аспекте чрезмерно широко по ­ нимает свободу. Процитирую соответ ­ ствующий пункт статьи 29-й: «Гаран­ тируется свобода массовой информа ­ ции. Цензура запрещается». И все. О большем те, кто хотел бы сделать и делает деньги на показе сцен насилия и порнографии, и мечтать не могут, А поскольку Конституция выше ран ­ гом любого закона, а тем более подза ­ конного акта, в сегодняшней России соответствующей деятельности создан режим наибольшего благоприятство ­ хотите , дедовские обычаи, а самое главное, традиции, историю родной страны. Ведь, не будем забывать, тра­ диции Христианства имеют на Руси тысячелетнюю историю, их нельзя вытравить немногими десятилетиями безбожия, их нельзя заменить, да и не нужно заменять наспех собранны­ ми из различных мест идеями, даже если мы красиво назовем их общече ­ ловеческими ценностями. Обратимся ёщ е к одному серьезно -. му вопросу. Россия подписала меж ­ дународную «Конвенцию о правах ре ­ бенка». В ней (статья 29) подчерки ­ вается, что приоритет должен быть отдан национальным ценностям при должном уважении к ценностям дру ­ гих цивилизаций. Родина ,для чело ­ века начинается с самых простых ве ­ щей, которые его окружают, а не с абстрактных общечеловеческих, цен ­ ностей. Конвенции — пять лет, рус ­ скому Православию — больше тыся ­ чи. Й выраженная другими словами мысль о значимости национальных ценностей принадлежит нашему не; отъемлемому наследству. Сейчас в образовательных учреж ­ дениях учебная работа должна про ­ водиться по новым стандартам. Они соверш енствуются, однако и здесь намечаются тревожные тенденции . Так, на прошедшем в октябре 1995 года всероссийском совещании ректо ­ ров педагогических вузов отмечалось, что вместо курсов отечественной ис ­ тории вводятся курсы мировой исто ­ рии, а из курса мировой и отечествен­ ной культуры таинственным образом исчезает специальный раздел отече ­ ственной культуры. Конечно, с точки зрения формальной логики отече ­ ственная культура входит в мировую. Но думаю, что такая перемена акцен ­ тов не случайна. Конечно, опасен и вреден всякий культурный изоляционизм, и понят ­ но, что в культуре другого народа может найтись немало близкого нам. Переход в любую крайность по при ­ нципу Мао Цзе-Дуна «не перегнешь — не выпрямишь» не решает пробле ­ мы. В связи с этим нельзя не вспом­ нить о деятельности в России различ ­ ных заезжих религиозных сект, час ­ то называющих себя церквями. Я да ­ лек от мысли, что все чужестранные проповедники злонамеренны. Но бес ­ спорно, что все они -далеки от нашей жи зни . Их деятельность защищена Конституцией в той статье о свободе информации. Полагаю, что их пропо ­ ведь не служит устранению духовной раздробленности нашего народа, но усугубляет её. ...То благо, которое дарует вера че ­ ловеку и обществу, возможно, конеч ­ но, когда эта вера есть в душах лю ­ дей. И здесь я подхожу к вопросам религиозного образования и воспита ­ ния. Позволю себе одно терминологи ­ ческое разъяснение, хотя до сей поры я старался избегать профессионализ ­ мов. Для меня образование включает воспитание (т.е. приобщение к цен ­ ностям), обучение (приобщение к нор ­ мам деятельности) и развитие (при ­ ращение способностей). Согласно ста ­ тистическим опросам, более 40 про ­ центов россиян признают себя веру ­ ющими, причем большинство из них относится к православной конфессии. Нельзя отрицать религиозного воспи ­ тания, коль скоро значительная часть народа считает религию для себя цен ­ стригу в облачении, выступающего перед толпой, потрясая кулаками. Зрелище , прямо скажем , малопри ­ влекательное. Любое вмешательство Церкви в политику, кроме благород ­ ной миротворческой миссии, может превратить ее в арену борьбы полити ­ ческих сил. То, что различные поли ­ тические силы будут, особенно в пред ­ выборные периоды, пытаться зару ­ читься поддержкой Церкви, по-види- ■ мому,'*Неизбежно. ]^оёударство может ■' попытаться напрямую использовать Церковь в качестве орудия воздейст ­ вия На народ в политических целях и, соответственно, в той или иной мере, «подмять» Церковь под себя. В таком случае вся жизнь Церкви, ее духовно-нравственное влияние на при­ хожан и все общество могут оказать ­ ся под угрозой... .. . Поэтому полагаю, хотя это все ­ го лишь мнение заинтересованного не­ профессионала, что отделенная от го ­ сударства Церковь, находящаяся с ним в добрых отношениях, — самое правильное решение вопроса. Но при­ веду и мнение профессионала — свя ­ щенника Сергия Булгакова. Находясь уж е в изгнании, он в своей статье «Православие и государство» писал: «Христианская» государственность, обеспечивщая «господствующее» по ­ ложение православной Церкви, ока ­ зывалось для нее и оковами, задер ­ живавшими ее свободное развитие, и многое в исторической трагедии Пра­ вославия... объясняется именно этим нарушением равновесия в отношени ­ ях Церкви и государства. Революция стр аш н ою ц ен ою н еи сч и сл им ы х жертв навсегда (надо думать) освобо­ дила Православие от чрезмерной свя ­ зи с монархической государствен- • ностью . .. .П р ои зош л о ра злучени е Церкви и государства, к взаимной выгоде обоих». Мудрце слова! Но из признания светскости нашего государ­ ства (что меня как верующего нима- ■ ло не пугает) не следует делать выво­ да, что введение элементов религиоз ­ ного образования применительно к государственным школам и к обяза ­ тельной части их программы, т .е. по отношению к государственному стан ­ дарту, было бы нарушением Консти ­ туции. Понятно, что в школах негосудар ­ ственных и в той части учебного пла­ на, которая в государственных шко ­ лах является дополнительной по от­ ношению к обязательному стандарту, вопрос должен решаться учредителя ­ ми, родителями, работниками школы и учениками. Что касается государ ­ ственных школ, полагаю, следует вни­ мательно вчитаться в 28 статью Кон ­ ституции, статью о свободе совести. В ней дается право «свободно выби­ рать, иметь и распространять религи ­ озные и иные убеждения и действо ­ вать в соответствии с ними». Что это значит? Свободный выбор предполага­ ет владение информацией. Школа до ­ лжна готовить к осознанному выбору профессии, но она должна подготовить к столь ж е осознанному выбору по отношению к религии, то есть достав ­ лять достаточные сведения о вере и религии, правах и обязанностях лю ­ дей касате.льно свободного исповеда ­ ния р ели гио зны х у б еж д ен и й . По ­ скольку вопросы веры, отношения к ней всегда возникают у человека, рано или поздно ему придется отнестись к ним сознательно. Пустота в душе че ­ ловеческой неизбежна, будет заполне- Необходимо рассказывать учащимся о религиях и культах, по возможнос ­ ти стараясь избегать резких оценоч ­ ных суждений . А потом пусть осуще ­ ствится свободный выбор. Хочу привести пример Англии . Даже до того, как в 1989 году был принят национальный учебный план с обязательным предметом «Религия», именно религия была единственным предметом, который школа не имела правалз своего учебного, пдана исклю:^, чить. Но, как известно, в Англии из- за массы иммигрантов плюрализм религий еще больший, чем у нас. И школы обязаны учитывать это во всей полноте, предоставляя учащимся и знание о религиях, и право на молит ­ ву в школе. Учащиеся, относящие себя к какой-либо редкой конфессии, могут не участвовать в общей рели ­ гиозной жизни школы, но, кстати, вправе потребовать, чтобы о религии, которую они исповедуют, тоже дава ­ лась достаточная информация. При ­ менительно к наиболее распространен­ ным конфессиям — англиканству, протестантизму, католицизму — де ­ тям должно быть предоставлено пра ­ во на молитву и условия для нее. Та­ кой вариант вполне возможен и у нас. Считаю разумным, чтобы религи ­ озное обучение существовало на всех ступенях образования, от детсада до вуза. Оно непременно должно быть и в системе дополнительного образова ­ ния. Для соблюдения гарантирован­ ных Конституцией прав человека на свободу совести следует создать усло ­ вия для проведения катехизации в армии, в тюрьмах и в больницах. От­ метим, что религиозное обучение, со ­ общение знаний о религиях еще не ' являются религиозным воспитанием. В рамках обучения учитель не может брать на себя ответственность за то, какую религию будет исповедовать ученик. Он ответственен, пожалуй , только за две, однако очень непро ­ стые, стороны обучения: правильность сведений, которые сообщает, и дух терпимости, которым должно быть пронизано все обучение. Религиозное воспитание предпо ­ лагает ответственность воспитателя за тот выбор, который сделает ученик, хотя к выбору этому никого нельзя принуждать. Именно поэтому вопрос о религиозном воспитании в государ ­ ственных учебных заведениях, его до ­ пустимости, обязательности и формах гораздо сложнее. Есть много рацио ­ нальных аргументов за и против; но это — тот случай, когда рациональ ­ ные аргументы решающими быть не могут. Выскажу лишь убеждение, что и религиозное воспитание в учебных заведениях, особенно в школах, воз ­ можно и необходимо. Сейчас существует уже немало на ­ работок для изучения религии в шко ­ лах, изданы и интересные учебные по­ собия. Это радует. Однако, посколь ­ ку традиция была прервана, практи ­ ка обучения религии в школах не может сразу закрепиться — будут споры, будут обсуждаться варианты. В связи с этим позволю себе несколь ­ ко соображений касательно традици ­ онных педагогических вопросов: кому учить, чему учить и как учить. По- видимому, никто не будет спорить с тем, что наилучшим учителем Пра ­ вославия в школе является священ ­ ник, основательно знающий религию, но разбирающийся и в вопросах пе ­ дагогики. Вообще говоря, труд свя ­ щенника всегда так или иначе был связан с педагогикой в том смысле, что это был труд воспитателя и про ­ поведника. Но в течение последних десятилетий проповедническая дея ­ тельность духовенства по известным причинам была крайне ограничена. Этим не преминули воспользовать ­ ся заезжие проповедники, у которых именно эта сторона работы доведена до высокой степени технического со ­ вершенства. Полагаю, что, при всех, их достоинствах, никто не сочтет их подходящими учителями ни для вос­ кресных наших школ, ни для систе ­ мы образования в целом. Как вос ­ питатели они нам просто чужды , даже если субъективно преисполне ­ ны добрых чувств. Но священников пока не хватает, во всяком случае, безусловно недостаточно для всех наших общеобразовательных шкоЛ. И допустимым вариантом было бы ведение религиозных дисциплин вег рующим учителем, который облада ­ ет необходимыми знаниями в дан ­ ной предметной области. Плюс к это ­ му — пусть будут, хотя бы эпизоди ­ ческие, беседы учащихся со священ ­ ником. Во всяком случае, в ближай ­ шей перспективе другой вариант для массовой школы трудно себе пред ­ ставить, тем б ол ее , что инач е в школьных классах окажутся либо зарубеж ны е пропов едники , либо люди, подготовленные ими. И давай ­ те четко себе представим: есть боль ­ шая разница между миссионерами, которые когда-то несли свет Хрис ­ тианства язычникам, и иноземными проповедниками разных конфессий, которые приезжают учить в Россию, страну глубокой и древней, пусть прерывавшейся, но все ж е не унич ­ тоженной до конца православной традиции. Возможен, конечно, и трётий ва ­ риант, бытующий в наших школах, когда преподаванием религии зани ­ маются те, кто преподавал атеизм в недавнем прошлом. Полагаю, что этот вариант худший из возможных. Я далек от мысли, что все должны были быть диссидентами в прошлом и бороться против атеизма. Но даже в то время далеко не все избирали для себя в качестве профессии анти ­ гуманную пропаганду принудитель ­ ного безбожия. Чему учить? Я бы не пугался на ­ звания предмета «Закон Божий». В свое время мудрый философ сказал, что Бог один: просто каждый народ говорит с ним по-своему. Иными сло-> | вами*.' и зуч ен и е Зак он а Божьегр^ вполне можно построить так, чтобы даже дети, иёповедующие различные религии, могли учиться вместе. Од­ нако не будем забывать — в России 80 процентов населения — русские, или, как теперь принято говорить, — титульная нация. И, соответствен­ но, для них естественно изучать За ­ кон Божий прежде всего как русское Православие. Изучения Библии ничто не может заменить. Вместе с тем едва ли мож ­ но надеяться, что все прочтут ее на ранних этапах своей жизни и в пол ­ ном виде. Поэтому полезны различ ­ ные пособия, книги, в том числе и Катехизис учение Церкви, изло ­ женное в вопросах и ответах... Как учить? Нужно не забывать, что еще долго мы будем иметь дело с детьми, по большей части ничего не знающими о религия. Поэтому следует начинать обучение в форме монологической школьной лекции. Но не обойтйсь и без диалога, общей беседы. Вот что нужно , каковы бы ни были детали методической аран ­ жировки. Очень важно, однако, не превращать эти беседы в бесконеч ­ ные и непродуктивные споры м еж ­ ду верующими й атеистами. Сделать это очень непросто. Для этого необходимо наработать опыт, провести специальные педагогичес ­ кие исследования прикладного пла ­ на. Сейчас таких ирследований прак ­ тически нет по простой причине: многим кажется, что самое их про ­ ведение применительно к массовой общ еобразовательной школе — а именно о ней идет речь, поскольку там учится большинство детей , — нарушает принцип светскости нашей школы. Мое мнение уж е высказано — считаю, что проблема вполне раз ­ решима в рамках действующей Кон ­ ституции, статью о свободе совести необходимо соблюдать. Как я вижу перспективы? Любой прогноз о развитии образования не мыслим без тесной увязки с соци ­ альным фоном, с уровнем гуманнос ­ ти в обществе и государственных институтах. В этом отношении меня, уверен, не только меня одного, очень многое в современной России трево жит. Но, думаю, поступательное дви жение в развитии религиозной ж и з ­ ни и религиозного образования уже набирает силу. Остановить его теперь вряд ли мо'гно, во всяком случае, мне не известны никакие — подчер киваю , никакие — политические силы, которые были бы в этом заин ­ тересованы. Есть финансовые труд ности, есть трудности, связанные отсутствием опыта. Но налицо заин тересованность, добрая воля, огром ное желание способствовать возро ждению и развитию российской ду ховности , которая неотделима от Православия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz