Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

в с п о м н и м о р о д н о м я з ы к е в о з р о д и т ь к у л ь т у р у с т р а н ы № 247 (1311 ) (О кон ч а н и е. Н а ч а ло н а 1 - й с тр.) — Пр ич ем потер и э т и , к ак м н е пред с т ав л яе т с я, в кор ­ н е в ых о сн о в а х н а ц и о н а л ьной культуры. Скажем, в родном языке, который Иван Сергеевич Тургенев считал «поддер­ жкой и опорой во дни сомнений, тягостных раздумий о судьбах Родины», а Анна Ахматова писала, что потеря ро­ дного языка губительнее утраты крова, страшнее самой смерти, и заключала как заклинание: «Мы сохраним тебя. Русская речь, великое русское слово!» Князь Петр Андре­ евич Вяземский в своих воспоминаниях о Пушкине под­ черкивал: «Оскорбление русского языка Пушкин прини­ мал за оскорбление, лично ему нанесенное. В некотором роде был он п^ав, как один из высших представителей, если не высший, этого языка». Кто из наших современни­ ков, по вашему мнению, является ревнителем русского Я З Ы К Э • э го по ля ра з рушени я ру сской к ультур ы с а мый чу в- 1 ур.ар прише л с я по ру сскому яз ыку. Враги наши зна- л «объектам» бить, чтобы было больнее и непопра- — Из всего поля разрушения русской I ствительныйу----------- ют, по каким ' вимее. Что происходит? Школа резко сократила часы на русский (на_литературу тоже), эти часы пошли или на второй иностран ­ ный, или на предметы, убивающие национальное сознание. Изу­ чение родного языка прекращается в восьмом классе. Поступа ­ ющие в вузы показывают ужасающую безграмотность. В изда ­ тельском деле новая техника набора упраздняет правила, на ­ пример правила переноса слов. Коммерческие издательства отказываются от кобрекгуры : насилие и эротика в правописа ­ нии не нуждаются^ Вытеснение отечественного товара, отечес ­ твенных ценностей и институтов управления из жизни, да и про ­ сто бешеное обезьянничанье перед всем западным, телевизи ­ онное языковое гримасничанье превращают нашу речь, и уст- нук>, и письменную, в странную смесь иноязычия и вульгариз- м о а Москва, а вслед за ней и многие другие крупные города, на Россию уже не похожи: латыни на улицах больше, чем ки ­ риллицы. Вы приводите замечательные слова о том, что оскорбление русского языка Пушкин принимал за личное оскорбление. Это естественно — и особенно для русского писателя. Однако не ­ которые русские писатели ныне тоже решили поучаствовать в «реформации» русского языка — с другой стороны. И достига ­ ют в своем словотворчестве таких чудес, какие уголовному миру и не снились. Почему, зачем? В советское ^ е м я обходились — и хуже, что ли, писали? Нет, лучше. Или чтобы Европа заметила и заплатила тридцать сребреников? Кто, говорите, из наших современников является ревните ­ лем русского языка? Малый театр, не позволяющий себе на сцене неприличия. Писатели Владимир Личутин — настоящий кудесник языка, Евгений Носов, Виктор Лихоносов... Очень мно ­ гое сделал для словарного обогащения русской речи А. И. Со ­ лженицын. Не всегда, на мой взгляд, его «расширительная» работа удачна, но он показал великие ее возможности, которые могут быть подхвачены. — Я тоже из командировок вынесла: в школах русско­ му языку почет небольшой. Так как же все-таки сохранить великое русское слово? Какие средства предпринять, ка ­ кими мерами воспользоваться? Может быть, телевидени­ ем? — Неужели вы еще способны ждать от телевидения чего- нибудь полезного русской речи, русской мысли? Телевидение есть и будет при нынешних порядках основным инструментом разрушения российской государственности и нравственности с духовностью. Все, что там ни делается (за очень редкими ис ­ ключениями), есть горючее для жертвенного огня, в котором сгорают наши традиционные ценности. Неужели вы от Гусин ­ ского с Березовским ждете, что они заговорят по-русски?! Да никогда! . . . . . . Я участвовал в комитетечторазработке государственной про ­ граммы « (^сский язьж». 'Это^значит, нашлись люди, которым удалось убедить презйдёнта ,-что такая программа спасения языка нужна. В борёййи: дбух сИл: Ъдной — как бы скомкать программу, превратить ёё &' ГТй(Ик, и бторой — как бы сделатьее полезной, вплоть до принятия 'закона о русском языке — п р о ­ грамма была создана, подана В'правительство для утвержде ­ ния ее финансирования и легла туда же, где лежат груды наших благих пожеланий. Когда о ней вспомнят и вспомнят ли — труд ­ но сказать. Пока незаметно, чтобы наше государство собира ­ лось укрепляться своим хозяйственным и национально-духов ­ ным устроением. Надежда — на духовное сопротивление, на энтузиастов в школе, в вузах, в библиотеках, в новых администрациях. Рус­ ских людей, не заинтересованных в своем уничтожении, долж ­ но быть немало. Пока управляющая система не вернется в свое Отечество, они могут создать свое «государство», свою систе ­ му жизнеобеспечения, которая служила бы не Америке, а Рос ­ сии. — Но может быть, театр? Чуткий к живым токам жизни, к ее страстям и конфликтам, к личности, способный к серь­ езным размышлениям о человеке и мире? Не помню кто, кажется, Георгий Товстоногов, подчеркнул: потеря театра была бы губительной для нации, нам нужно всячески под­ держивать и совершемдтёдвёть 'театральное искусртдо. Кого в этом плане можно .бы :назвдть эталоном для дру­ гих? Г'’ ----------- — Знаете, едва ли.не^бояьшйнст(во театров сейчас похожи на стареющих проституток. За (ЩёмокраТйческую эпоху» они При­ выкли ко «второй древнейшей», а сегодня «клиент» уже не клю ­ ет, публика не идет на пошлость и срам, в которые погружали даже классику. Вот театры, потеряв честь, и мечутся: и хочется, и колется, и зритель не велит. Вот и выдумывают, чем бы его заманить, упорствуя, соглашаясь и не соглашаясь, что заман может быть только один — мастерство, вкус, служение искусст ­ ву. подряд вышли две «настольные» для русского человека книги — «Заговор против России» и «Триумф мировой закулисы», и ниот ­ куда ни гу-гу. — Помнится совсем недавний заметный всплеск интере­ са к исторической романистике. Сейчас, похоже, этот инте­ рес угасает вместе с интересом к родной истории — обол­ ганной, затоптанной в грязь. Не кажется ли вам, что как можно скорее должна быть написана история современного государства Российского? — Недавно мне подарили книгу, чрезвычайно богато иллюс ­ трированную и оформленную, одетую в бронзу, приготовленную для вечности. Называется книга «История российского государ ­ ства». Издана в Петербурге предприятием «Александр Принт», текст составлен С. В. Карпущенко. На отечественную историю у нас теперь спрос, но эта готовилась для любителей особого вку ­ са. Вроде и история, но сопровожденная от начала до конца, до 1917 года, и с т т и й к а м и — дворцовыми слухами, сплетнями, аль­ ковными подробностями, физиологическими и медицинскими све ­ дениями. Словом, историческая «клубничка». В конце этого труда дан словарик с такими, к примеру, толкованиями: «масоны — пред ­ ставители религиозно-нравственного движения...» Ну просто ан ­ к полям русской военной славы — Куликову и Бородинскому. От­ данная на поругание вороватым генералам и шельмоватым жур ­ налистам, голодная и деморализованная, армия наша должна пом ­ нить: «...были люди в наше время!» — и будут! На Поклонной горе народная инициатива по политическим со ­ ображениям была перехвачена московской властью, власть при ­ нялась раздавать славу «всем сестрам по серьгам» — и мемориал вышел впечатляющим, но холодным. «Нагреется» ли когда — как знать!.. — Но если на реальную поддержку государства культуре рассчитывать сейчас нечего, может, вспомнит Россия тра­ диции Третьяковых, Мамонтова? — Упование на «господ хороших», мне кажется, совершенно напрасное. Они не помогут ни бедным детям, ни бедным писате ­ лям и художникам. Являть милость способно заработанное, но не награбленное. А в России сегодня стать богатым на заработан ­ ное трудно, все отечественное — от крупных производств до мел ­ ких ремесел, от колхозов до фермерских хозяйств — или останов ­ лено, или влачит жалкое существование. Бешеным богатством об ­ завелись от передела собственности, от перекачки природных ре ­ сурсов, от близости к преступной власти, выдающей особые ли- Ч Т О Б Ы с е е ч А н е щ с м . . . В а л ен ти н Р АСПУТИН о Ро с с и и и е е ду х о в н ы х ц е н н о ст я х я слушал «Хованщину» в Мариинском театре, он тогда еще назывался Кировским. Замечательная была работа— яркая, точ ­ ная, торжественная. И вот «Хованщина» в Большом, где оркес ­ тром дирижировал (похоже, не только оркестром) гражданин мира М. Л. Ростропович. И постановка из исторической пре ­ вратилась в политическую, из М усоргского сделали сочините ­ ля, о б с л ^ и в аю щ е го «демократию»... Кто, говорите, эталон актера? Эталон — это для палаты мер и весов, а в нынешнем искусстве есть продавшиеся и есть непродавшиеся. Их, не про ­ давшихся, не клюнувших, не изменивших, не посрамивших своей чести и чести театра, по России, должно быть, легион. Назы ­ вать их по именам — значит, назвать только малую и малую часть, да и то самую заметную, элиту: Татьяна Доронина, Васи ­ лий Лановой, Николай Губенко, Владимир Заманский, Малый театр... Нет, стоики не нуждаются в перечне, они в памяти, в сердце соотечественника, в том духовном воинстве, которое бессменно несет оборону. — А книги? Писатели? — Были и книги. — И что, на ваш взгляд, весьма достойное внимания прошло незамеченным ни прессой, ни Комитетом по пе ­ чати? — А ничто почти не замечается. Ни отдельной книги, ни со ­ брания . «История России» С. М. Соловьева (издательство «Мысль») начиналась тиражом 200 тыс. экземпляров, заканчи ­ вается 40 тысячами, да и те лежат. «Русская книга» ведет со ­ брание сочинений И. А. Ильина, замечательного мыслителя, только недавно трудами своими вернувшегося на Родину: ти ­ раж 1-го тома 25 тысяч, 5 -го тома — 7 тысяч. Книготорги не выполняют свои обязательства перед подписчиками, не зака ­ зывают «продолжений» — невыгодно. По той же причине изда ­ тельства обрывают художественные собрания, переходя на об ­ служивание низкопошибного читателя. А разве замечена последняя книга Л. М. Леонова «Пирами ­ да» — труд уникальный, требующий при чтении ума и сердца? Или «Раскол» В. Личутина? Только небольшим кругом не отпав ­ ших от отечественной литературы людей. У Михаила Назарова гелы небесные! Для кого изготовлялось это сочинение? Ясно, что для нового класса недалекого ума и ш:юокого кармана. Слава Бог^, простым смертным оно недоступно. Это недоступно, но ведь изготовляют ­ ся и другие, более дешевые, выдающие себя за историю. Это сейчас страсть, конечно, не случайная, хорошо оплачиваемая — перевирать отечественную летопись, редактировать ее так, что ­ бы она убивала патриотическое чувство. С такой же целью во мно ­ жестве издаются школьные учебники по истории. Идет война про ­ тив России, и в этой войне в средствах не стесняются. Спасибо Дм. Балашову, талантливому и честному писателю- историку, спасибо Владимиру Личутину, Владиславу Бахревскому и всем другим, кто к прошлому России относится по-сыновьи. Что касается новой фундаментальной истории, которая не об ­ рывалась бы на 1917-м, думаю, нет смысла с нею торопиться. гЖогдадтрана.поругана, итоги ей не подводят. Как коммунизм вы-., ставлял своей, эпохе невм ны й знак, так и нынешние хозяева... Они будут еще дальше от беспристрастного суда и коммунизму, и^ себе'. А зачем 'нам труд, увенчивающий славу России фигурами'" ' Ельцййа и Чубайса? - " —Сейчас много разговоров вокруг ельцинской програм­ мы на 1996 -2000 гг. в области культуры. Ваши прогнозы на эту программу? — Году, кажется, в 90-м или в 91-м, когда впервые зверям в цирке стали задерживать «зарплату», Юрий Никулин однажды пуб ­ лично пообещал, что он доставит к Моссовету клетки с голодны ­ ми львами и тиграми и перед входом распахнет их, предоставив хищникам самим быть ходатаями своего благополучия. Похоже, что недавно Юрий Никулин повторил свою угрозу, но на этот раз зверей пообещал запустить в здание Министерства культуры. Ибо министерская концепция развития культуры и искусства сводится в основном почему-то к цирку. К литературе она, к примеру, про ­ явила глухую забывчивость. А посмотрите на только что опубликованный состав президен ­ тского Совета по культуре. Поневоле воскликнешь: ба! знакомые все лица — интеллигенция особого назначения. Марк Захаров, Сергей Красавченко, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Карякин, Ролан Быков, Эрнст Неизвестный (едва ли он поменял свое американское гражданство), Булат Окуджава, Анатолий При- ставкин, Эльдар Рязанов, Геннадий Хазанов... и прочие в том же духе, всего сорок «советников». Разве это не говорит заранее, за какую культуру они станут ратовать и как они будут относиться к национальной культуре? Фавориты двора и их «вотчины» будут благоденствовать во славу «переворотного», революционного искусства, остальное ос ­ кудеет и развалится еще больше. — Но разве открытие Третьяковской галереи, филиала Малого театра, создание музейного комплекса на Поклон­ ной горе, музея Г. К. Жукова и т. д. не говорит о том, что кризисные явления в российской культуре удалось ослабить и даже приостановить? — Нет, это «показательные» достижения. Без Третьяковки, без Малого театра, так же как без Русского музея, без Большого теат ­ ра, России никак, она без них сразу потускнеет. Это вершины нашего искусства. И не поддерживать их нельзя, слишком многое у каждого из нас с ними связано. Но, как горные вершины не могут выситься без вынесшей и поддерживающей их породы, так и вершины искусства не могут висеть в воздухе. Если культурная почва под ними разрушается и осыпается, не^^стоять в конце кон ­ цов и им. А она разрушается гибельно. Музеи Г. К. Жукова, вели ­ кого полководца Отечественной, был возведен памятью народной. Это она потребовала почитания защитника Отечества, она нашла деятельные фигуры, исполнившие ее замысел. То же самое про ­ изошло на Прохоровском поле, которое по праву присоединилось цензии. Богаты у нас банкиры, нажившиеся на упадке государст ­ ва, «мохнатые лапы» из преступного мира. Для этого сорта людей искусством являются золотые унитазы, а не картины, не книги. А знатоки не побрезгуют кражей редких рукописей из библиотек, как Якубовский, судимый в Петербурге, но ни рубля не дадут на сохранение этих рукописей. В их кругу и не принято давать. Рус­ ское меценатство сейчас не способно народиться, оно едва спо ­ собно на робкие жесты. — Поговорим чуть подробнее о литературе, той части культуры, которая вам ближе всего. Трудно переоценить роль писателя не только в сохранении родного языка, но и во всей общественной жизни. Талантливый писатель тверд в своих убехсдениях, понятиях, принципах, смело выражает отношение к своему времени^ угадывает истину на все вре­ мена. Сокровищницу русской литературы достойно пред- .ртавляют. пущ.киНг лёд Толстой, Лермонтов, Гоголь, Досто­ евский, .Лесков, многие, другие художники.,сл6ва.' 1(огЪ^ сегодняшних писателей вы назвали бы подлйн'н 1 > 1 м'вьфази ^'1 ' 'телем Й защитником'чаяний русского н а р о д а ? г : : : ' : " т — Прежде всего , среДора Михайловича Достоевского, .175-ле- тие которого мы недавно отметили. Он сказал о бесах, терзаю ­ щих Россию, полно и навсегда. Верховенские захватили сегодня власть, Смердяковы проводят в народ «нравственность». 175 лет на днях исполнилось и Николаю Алексеевичу Некрасо ­ ву. На празднике журнала «Наш современник» народный артист России Николай Пеньков читал некрасовские стихи из «сегодня» — так они отвечают нашей действительности. Я слушал их почти с мистическим чувством: да неужели же Россия никогда не изба ­ вится и от повторяющихся из столетия в столетие одних и тех же бедствий?! Что уж тут о «выразителях» и «защитниках», что уж тут о наро ­ дных «чаяниях»! Унижены пять тысяч художников слова, которые составляют Союз писателей России. Унижены и отвергнуты, как унижен и отвергнут новыми и отвратительными порядками народ. «Чаяния» одних — выжить, остаться людьми, а не переходить в волчье сословие. «Выразительные» возможности других ограни ­ чены, их мало кто слышит. Нравственная и духовная роль литера ­ туры упала, несчастный человек или идет за утешением в Божий храм, или набирается злости у телевизора. Литературе предстоит заново, как это было после революции, добиваться своего очис ­ тительного влияния. — Но как? Если прилавки магазинов, уличные лотки за ­ валены книгами, дурно влияющими на вкусы и мораль мо­ лодежи. Как вообще вернуть массового читателя к настоя­ щей, умной, доброй книге, которая бы воспитывала высо­ кую нравственность, умение благородно мыслить? — ка к читали — боюсь, уже читать не будут. Телевидение, во ­ рвавшись в каждый дом, доканчивает уничтожение кино как ис ­ кусства, превратив его в свой придаток, оно же убивает читателя. Это наркотик, привязывающий к себе острыми ощущениями, тот самый «синтез искусств», который гремит и сверкает постоянным балаганом, шоу. Детей вдобавок берет в плен компьютер. Живой ум, талант воображения заменяются искусственным, чертежным, подавляющим интеллект. Трудно рассчитывать, чтобы после компь ­ ютера у юности явилась потребность в Гончарове, Тургеневе, Бу­ нине, Шмелеве с их неспешностью, красочностью и чувственностью повествования, сравнимого с тем, как догорает закат. И третье: наше вхождение в «цивилизованное общество» означает прежде всего принятие ценностей Запада, а Запад давно д ^ о в н о остыл и читает не из потребности души и сердца, а чтобы пощекотать нервы и убить время. Комиксы, вырабатывающие тупость, уже се ­ годня вывалены на наших ребятишек — как из бездонного мешка Санта Клауса. Конечно, читать мы не разучимся. На Западе серьезный чита­ тель составляет весьма тонкий слой общества. У нас он еще долго будет вдесятеро «толще». А там, глядишь, Россия выпра­ вится, разберет, что для нее благо и что погибель. И вновь при­ мется за книги нашего теплого и благодетельного письма, без которых сиротствует душа. —Сейчас уделяется довольно большое внимание куль­ турному наследию русской эмиграции. — Что не отнять— последнее десятилетие привело к воссо­ единению двух ветвей русской |^льтуры — внртриотечествен- ной и зарубежной. Эта рана, слава Богу, затягивается. Нам те­ перь не представить, как можно было обходиться без трудов Ивана Ильина, Ивана Солоневича, Ивана Шмелева, Бориса За­ йцева, Георгия Иванова, Алексея Ремизова, Романа Гуля и мно­ гих других. Вернулся на родину и пароход, увозивший в 1922 году высылаемых — мыслителей и художников. Вернулся с их работами, полными любви, тоски и раздумий об исторических судьбах России и ее повторяющихся бедах. Оказалось, словно и тут был перст Божий, что со стороны, в муках отрыва от тела Родины, это видно острее и четче. — Каково ваше мнение о новой эстетике и новой мора­ ли, предлагаемой нынешними кинематографистами? Ведь картина удручающая —полупустые залы клубов и киноте­ атров, репертуар, в котором от былого отечественного кино не осталась и следа. — Ваш вопрос начинался с «новой эстетики» и «новой мора­ ли» нового российского кино. Того, надо полагать, кино, кото­ рое скинуло с себя одежды приличия и уважения к человеку; как еще относиться к этой «эстетике»? Срам! Срам и будет веч­ ной памятьюхудожникам, в нем участвующим из корысти и бес­ стыдства. Искусство небезразлично к тому, что с ним выделы­ вают, оно ведет счет и славе своей, и своему бесславию. — Но, полагаЮ; есть и то, что легло на душу? — Книги «Лето Г^осподне» и «Солнце мертвых» Ивана Шме­ лева, спектакль «Царь Борис» по А. К. Толстому в Малом театре (правда, по впечатлению двухлетней давности), Георгий Сви­ ридов в исполнении Дмитрия Хворостовского и Петербургской хоровой капеллы под управлением Владислава Чернушенко. — Проясним заодно один из деликатнейших вопросов: многие годы наши власти, ссылаясь на светский характер нашего государства, стремились отсечь культуру от ее ду­ ховных корней, в том числе от таких животворных, как рус­ ская православная церковь. Да и сейчас, словами Мака ­ рия Оптинского, «юное поколение питается не млеком свя­ той нашей православной церкови, а каким-то иноземным мутным ядовитым заражается д)р(ом». А ведь духовный облик русского человека, как отмечают ученые, форми­ ровался на бесценных книгах «Жития святых», «Доброто- любие». — Этот вопрос очень кстати. В нем и ответ, один из ответов, как нам вернуться в лоно собственной жизни и собственной культуры. Выньте из русского человека его православную душу — и нет русского человека. Он станет в искренних и мучитель­ ных попытках искать себя, высчитывать и вычитывать — и на­ прасно. Никаким самосознанием, патриотизмом цельности ему не добиться. В этом горы наших несчастий. Ни один народ в мире так глубоко не принял в себя веру, так не поддался ее лепящей работе, ее проникновению в свою плоть и кровь, как русский. Из нее проистекала его особенность, личность, тепло, кто не согласится с этим — плохо знает свой народ. И когда русского человека принялись отлучать от православия, сначала образованный класс старой России, затем коммунизм, это было равносильно медленному духовному убийству. Сильнее других принявший более других, теряя, пострадал. Культура — это второй после молитвы духовный звук наро­ да. И у глубоко православного народа она, естественно, была неотрывной от его православного миросознания. Нельзя было показать ни быта, ни обряда, ни чувства, не коснувшись его. Попытки к отстраненности, к свободе создавали нечто неес­ тественное, изломанное, умозрительное. ' Нашествие чужой и извращение своей культуры не оказа­ лось бы столь опасным, да и просто не могло бы случиться, если бы последние поколения не начали отслаиваться, как ис­ точенная кора, от древа своей русскости. — Но не другая ли крайность, когда за народное и под народное идет псевдонародное? — Может быть, сейчас это не самая большая беда — псев­ донародность. Хуже инородность, засилье и бесовство чужого, враждебного коренной культуре. Хотя, конечно, в борьбе с на­ циональным в ход идет и псевдо, подмена истинного звука по­ хожестью, ряженостью, подражание. На телевидении псевдо превратилось в передразнивание, в издевательство и сомкну­ лось с «чуже». Как с этим бороться? А как бороться, если вся жизнь стара­ ниями «реформаторов» переиначивается в «чуже» и «псевдо»?! Вот когда освободим ее от этой зависимости и откроем со­ бственное лицо, тогда и ухаживать за ним, чтобы сохранить родные черты, будет легче. А пока — не отдавать свое, ни за что не отдавать. —И тут в сохранении и полном воскрешении народной культуры России особая роль, видимо, принадлежит де- ,,ррвнр?; : —;Пока жива народная культура, которая издавна составля- ’ ет источник и (фундамент всех искусств, есть надежда, что все 'детальное в конце концов поправится. Пока не иссяк народный ' язык,'литературу не выхолостить, не обасурманить. Художес­ твенная жизнь русской деревни в песне, в пляске, в старинном красочном обряде —до чего же она хороша и богата, как много она говорит о нашей национальной душе! Будто в другом цар­ стве по сравнению с большими городами, будто вдругом наро­ де по сравнению с телевидением. Конечно, сегодня поется и пляшется все труднее, все чаще звучат плачи, и отнюдь не фоль­ клорные. Но ни в какой беде нельзя забывать свое дивное са- мородство. Оно-то и есть та не учтенная морителями России, та глубинная сила, которая поможет взнять новые запасы. Не в городах, окунувшихся в чужой образ жизни, а в ней, в деревне, корни России, оттуда хлеб и правда, там наши тылы. И сколько бы ни сокрушались мы, что и деревня пострадала больше, чем в войну, что и мужик угнетен сильнее, чем в татарщину, и пьян­ ство там, и буйство, и разноголосица, а все равно самая стой­ кая и самая жизнеспособная Россия в ней, в деревне. Даже русский погребальный обряд звучит там торжественно и суро­ во. Но вдеревне звучит не один этот обряд— там пока все еще обряжается во всей ее полноте жизнь. Оттуда приходили Шаляпины, но оттуда же приходили иЖу­ ковы... — Валентин Григорьевич, вы недавно избраны в пре­ зидиум координационного совета движения «Народно-пат­ риотический союз России». Какие надехеды вы возлагае­ те на этот союз и какими вопросами будете в нем зани­ маться? — Надежды? Надежды — чтобы этот союз наконец-то стал той силой, которая бы объединила и подняла страну из отчая­ ния, нищеты и позора. Я не политик, однако сейчас горе-горь- кое, неотделимое от политики, разлилось на все, в том числе и на культуру и нравственность. Вот по этому «ведомству» я и надеюсь быть полезным. — Мне сейчас пришли на память слова митрополита Петра, друга Ивана Калиты: «ЧТОБЫ СВЕЧА НЕ УГАСЛА». На свечи наших душ ныне дуют недруги со всех сторон. Я желаю вам и вашим коллегам плодотворной деятельнос­ ти, направленной на возрождение культуры нашей стра ­ ны, на то, чтобы не угасла свеча наших великих духовных ценностей. —Спасибо. Это верно: чтобы возродиться, надо потрудить­ ся. Беседу вела А н н а Х А Р И Т О Н О В А . Учен ия На п р ав ах рекламы О Т РЯДОВОГО ЗАПАСА - ДО ГЕНЕРАЛА в области под руководством военного ком и с ­ сар а ген ер ал -м айор а В ладимира Загитова прове ­ д ены командно-штабные мобилизационны е у ч е ­ ния . Наш корреспондент попросил его заместите­ л я полковника А лександра ПОГОРЕЛОВА про ком ­ ментировать итоги. поддержании взаимодействия с местными ор ганами власти, ком пл е к туемы м и в оин с ким и частями. Учения проводились в три этапа . Сначала отр аба ты ва ­ лись вопросы оповещения и сбора лично го состава воен ­ коматов и аппарата. Потом — п о с та в ка м о б и л и за ц и о н ны х ресурсов, ведение территори ­ альной обороны , управление силами и средствами . По од ­ ной из вводных отрабатыва ­ лись вы сад ка д и в е р с и о н н о - разведы вательны х групп , их разведка и уничтожение. Было ор гани зо ва но размещ ение и питание людей в полевых у с ­ ловиях. —Мероприятия в Измал- ковском районе чем-то от ­ личались от прочих? — Это были показательные учения для офицеров всех во ­ енных комиссариатов облас ­ ти. В ходе их проводился учет и сбор отходящих ресурсов на а в т о т р а с с е И з м а л к о в о — — В учениях были зад ей ­ ствованы работники всех во ­ е н ком а то в , п р и п и с н о й с о ­ с т а в . Т а к и е м е р о п р и я т и я облвоенкомат проводит еже ­ годно . Но и з -за трудно го фи- н а н с о в о - э к о н о м и ч е с к о г о положения в течение послед ­ них шести лет практическую п о д а ч у л и ч н о го со с т а в а в в о и н с к и е ч а с т и о с у щ е с ­ твлять не удавалось. В этом год у с помощ ью главы адми ­ нистрации области намечен ­ ное удалось выполнить. В се ­ го в учениях было задейство ­ вано более трех тысяч чело ­ век, а также грузовая техни ­ ка и з народ но го хозяйства . —Александр Петрович, какую конкретно цель пре ­ следовали учения? В них предстояло о п ­ ределить готовность в оенко ­ матов к управлению п р и зы ­ вом и поставке м обили заци ­ онных ре сурсов , отработать пр а кти че ские навыки лично ­ го состава в ор гани зации и Афанасьево. У этих сел во з ­ ле постов ГАИ были развер ­ нуты контрольно-пропускные пункты. Личный состав об о ­ их КПП действовал слажен ­ но, четко. Успешно справил ­ ся с поставленными задача ­ ми. Всего на территории о б ­ ласти было ра зве рн уто 18 КПП. — Были проблемы? — К сожалению , не все ДРСУ «Липец кавтодора» с пониманием отнеслись к вы ­ полнению возложенных з а ­ дач. Если в Измалковском и Д о б р о в с к о м р а й о н а х не было проблем с развертыва ­ нием д о р о ж н о -к о м е н д а н т ­ с к о й службы (к о н т р о л ь н о ­ пр о п у с кны х п ун к то в ) , то в д р у г и х , ч тобы вы п о л н и т ь поставленные задачи, прихо ­ дил о сь вмешиваться в ое н ­ ным комиссарам , главам ад ­ министраций . В целом учения прошли без происшествий , с соблю ­ дением мер безо па сно с ти . Поставленные задачи выпол ­ нены. Беседовал Владимир О СИПОВ . БЕЗ П РО ЕК ТА с т р о й к а О БХО Д И ТСЯ Д О РО Ж Е Проблема жилища всег­ да будет важнейшей для человека. Когда есть свой дом или квартира, можно спокойно решать вопросы работы, учебы, семьи. Это осталось актуальным и се­ годня, когда ситуация со строительством жилья в стране стала совершенно иной. Практически сверну­ то его финансирование из бюджета, нет средств и у предприятий. Основным источником становятся личные сбережения граж ­ дан. Поэтому и наблюдает­ ся всплеск индивидуально­ го строительства. Как известно, возведе­ ние любого объекта начина­ ется с его проектирования. Квалифицированные услу­ ги в этом оказывает инсти­ тут «Липецкагропромпро- ект». Мы имеем богатый опыт, традиции, грамотных специалистов. Есть и ли ­ цензия на проектирование гражданских зданий и со­ оружений. Строители и архитекто­ ры знают, что любой посе­ лок, район или городской квартал должен иметь не только план-схему, но и всю необходимую документацию на инженерное обеспечение жилых домов электроэнер­ гией, газом, водой, теплом. В этом случае исключаются недоразумения и неувязки со службами госнадзора. Но иногда заказчик эко­ номит на проекте, оформле­ нии необходимой документа­ ции. Стройка в этом случае обходится дороже из-за мно­ жества отклонений и неувя­ зок. Страдает архитектурно­ эстетическая сторона дела, когда здания выглядят чрез­ мерно массивными, непро­ порциональными. Институт «Липецкагро- промпроект» готовит доку ­ ментацию жилых домов са­ мого разнообразного архитек­ турного решения, уровня комфортности, инженерного оборудования. Это одно- и двухэтажные коттеджи со встроенными гаражами и просторными подвалами, с оранжереями и верандами. Есть варианты ограждающих конструкций с повышенным уровнем теплозащиты, что экономит расход тепловой энергии. Предлагаются новые про­ чные и экологически чистые материалы. Например, яче­ истый бетон, выпускаемый на Липецком силикатном заводе. Из него производят мелкие стенные блоки, пли- т ш 4й1 ж ю 0йа ив т 'ш т Я № 1Ш1 |1!а1 ш и й П1 ла т ш ^ т « и м т 11М ш 1 и н м и м ш йГ 1Й11ВД 1 ЕЛ .... ■ ты перекрытия, перемычки. Этот материал экологически чист, легок, сохраняет тепло, изолирует звук, биостоек, негорюч, легко обрабатывает­ ся во время строительства. К сожалению, у нас этот материал широкого примене­ ния пока не находит. По-дру­ гому обстоит с этим дело в Челябинской области: там, запустив аналогичный завод, сразу же построили из лег­ кого бетона поселок двух­ этажных особняков и пока ­ зали его по Центральному те­ левидению. Спрос на новый материал быстро пошел в гору. Почему и нам не пере­ нять опыт предприимчивос­ ти? А может, лучше, чтобы такие предприятия работали в режиме фирм, то есть чтобы они и производили, и строили? В деле решения жилищной пробле­ мы выручают порой нестандартные вари­ анты. Один из них — освоение черда­ ков многочислен ­ ных «хрущевок» и строении с плоскими кры ­ шами. Надстройка жилых чердаков (мансард) может дать хорошую прибавку го­ родского жилья. Как оку ­ пить затраты, подсказыва­ ет опыт москвичей. Там до 15 процентов переоборудо­ ванной жилой площади пе­ редают в распоряжение подрядной фирмы. Осталь­ ная часть идет в распоря­ жение данного района. Для покрытия расходов кварти­ ры продаются с аукциона, часть идет очередникам на жилье. Специалисты института изучили опыт Москвы, го­ родов Западной Европы и теперь имеют ряд собствен­ ных разработок по оборудо­ ванию чердаков и надстро­ ек. Этот путь пополнения жилого фонда — сравни­ тельно дешев и эффекти­ вен. Владимир Б Е Л Я Е В , главный инженер института «Липецкагропромпроект»; Владимир ВЛАСОВ, главный архитектор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz