Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
в с п о м н и м о р о д н о м я з ы к е в о з р о д и т ь к у л ь т у р у с т р а н ы № 247 (1311 ) (О кон ч а н и е. Н а ч а ло н а 1 - й с тр.) — Пр ич ем потер и э т и , к ак м н е пред с т ав л яе т с я, в кор н е в ых о сн о в а х н а ц и о н а л ьной культуры. Скажем, в родном языке, который Иван Сергеевич Тургенев считал «поддер жкой и опорой во дни сомнений, тягостных раздумий о судьбах Родины», а Анна Ахматова писала, что потеря ро дного языка губительнее утраты крова, страшнее самой смерти, и заключала как заклинание: «Мы сохраним тебя. Русская речь, великое русское слово!» Князь Петр Андре евич Вяземский в своих воспоминаниях о Пушкине под черкивал: «Оскорбление русского языка Пушкин прини мал за оскорбление, лично ему нанесенное. В некотором роде был он п^ав, как один из высших представителей, если не высший, этого языка». Кто из наших современни ков, по вашему мнению, является ревнителем русского Я З Ы К Э • э го по ля ра з рушени я ру сской к ультур ы с а мый чу в- 1 ур.ар прише л с я по ру сскому яз ыку. Враги наши зна- л «объектам» бить, чтобы было больнее и непопра- — Из всего поля разрушения русской I ствительныйу----------- ют, по каким ' вимее. Что происходит? Школа резко сократила часы на русский (на_литературу тоже), эти часы пошли или на второй иностран ный, или на предметы, убивающие национальное сознание. Изу чение родного языка прекращается в восьмом классе. Поступа ющие в вузы показывают ужасающую безграмотность. В изда тельском деле новая техника набора упраздняет правила, на пример правила переноса слов. Коммерческие издательства отказываются от кобрекгуры : насилие и эротика в правописа нии не нуждаются^ Вытеснение отечественного товара, отечес твенных ценностей и институтов управления из жизни, да и про сто бешеное обезьянничанье перед всем западным, телевизи онное языковое гримасничанье превращают нашу речь, и уст- нук>, и письменную, в странную смесь иноязычия и вульгариз- м о а Москва, а вслед за ней и многие другие крупные города, на Россию уже не похожи: латыни на улицах больше, чем ки риллицы. Вы приводите замечательные слова о том, что оскорбление русского языка Пушкин принимал за личное оскорбление. Это естественно — и особенно для русского писателя. Однако не которые русские писатели ныне тоже решили поучаствовать в «реформации» русского языка — с другой стороны. И достига ют в своем словотворчестве таких чудес, какие уголовному миру и не снились. Почему, зачем? В советское ^ е м я обходились — и хуже, что ли, писали? Нет, лучше. Или чтобы Европа заметила и заплатила тридцать сребреников? Кто, говорите, из наших современников является ревните лем русского языка? Малый театр, не позволяющий себе на сцене неприличия. Писатели Владимир Личутин — настоящий кудесник языка, Евгений Носов, Виктор Лихоносов... Очень мно гое сделал для словарного обогащения русской речи А. И. Со лженицын. Не всегда, на мой взгляд, его «расширительная» работа удачна, но он показал великие ее возможности, которые могут быть подхвачены. — Я тоже из командировок вынесла: в школах русско му языку почет небольшой. Так как же все-таки сохранить великое русское слово? Какие средства предпринять, ка кими мерами воспользоваться? Может быть, телевидени ем? — Неужели вы еще способны ждать от телевидения чего- нибудь полезного русской речи, русской мысли? Телевидение есть и будет при нынешних порядках основным инструментом разрушения российской государственности и нравственности с духовностью. Все, что там ни делается (за очень редкими ис ключениями), есть горючее для жертвенного огня, в котором сгорают наши традиционные ценности. Неужели вы от Гусин ского с Березовским ждете, что они заговорят по-русски?! Да никогда! . . . . . . Я участвовал в комитетечторазработке государственной про граммы « (^сский язьж». 'Это^значит, нашлись люди, которым удалось убедить презйдёнта ,-что такая программа спасения языка нужна. В борёййи: дбух сИл: Ъдной — как бы скомкать программу, превратить ёё &' ГТй(Ик, и бторой — как бы сделатьее полезной, вплоть до принятия 'закона о русском языке — п р о грамма была создана, подана В'правительство для утвержде ния ее финансирования и легла туда же, где лежат груды наших благих пожеланий. Когда о ней вспомнят и вспомнят ли — труд но сказать. Пока незаметно, чтобы наше государство собира лось укрепляться своим хозяйственным и национально-духов ным устроением. Надежда — на духовное сопротивление, на энтузиастов в школе, в вузах, в библиотеках, в новых администрациях. Рус ских людей, не заинтересованных в своем уничтожении, долж но быть немало. Пока управляющая система не вернется в свое Отечество, они могут создать свое «государство», свою систе му жизнеобеспечения, которая служила бы не Америке, а Рос сии. — Но может быть, театр? Чуткий к живым токам жизни, к ее страстям и конфликтам, к личности, способный к серь езным размышлениям о человеке и мире? Не помню кто, кажется, Георгий Товстоногов, подчеркнул: потеря театра была бы губительной для нации, нам нужно всячески под держивать и совершемдтёдвёть 'театральное искусртдо. Кого в этом плане можно .бы :назвдть эталоном для дру гих? Г'’ ----------- — Знаете, едва ли.не^бояьшйнст(во театров сейчас похожи на стареющих проституток. За (ЩёмокраТйческую эпоху» они При выкли ко «второй древнейшей», а сегодня «клиент» уже не клю ет, публика не идет на пошлость и срам, в которые погружали даже классику. Вот театры, потеряв честь, и мечутся: и хочется, и колется, и зритель не велит. Вот и выдумывают, чем бы его заманить, упорствуя, соглашаясь и не соглашаясь, что заман может быть только один — мастерство, вкус, служение искусст ву. подряд вышли две «настольные» для русского человека книги — «Заговор против России» и «Триумф мировой закулисы», и ниот куда ни гу-гу. — Помнится совсем недавний заметный всплеск интере са к исторической романистике. Сейчас, похоже, этот инте рес угасает вместе с интересом к родной истории — обол ганной, затоптанной в грязь. Не кажется ли вам, что как можно скорее должна быть написана история современного государства Российского? — Недавно мне подарили книгу, чрезвычайно богато иллюс трированную и оформленную, одетую в бронзу, приготовленную для вечности. Называется книга «История российского государ ства». Издана в Петербурге предприятием «Александр Принт», текст составлен С. В. Карпущенко. На отечественную историю у нас теперь спрос, но эта готовилась для любителей особого вку са. Вроде и история, но сопровожденная от начала до конца, до 1917 года, и с т т и й к а м и — дворцовыми слухами, сплетнями, аль ковными подробностями, физиологическими и медицинскими све дениями. Словом, историческая «клубничка». В конце этого труда дан словарик с такими, к примеру, толкованиями: «масоны — пред ставители религиозно-нравственного движения...» Ну просто ан к полям русской военной славы — Куликову и Бородинскому. От данная на поругание вороватым генералам и шельмоватым жур налистам, голодная и деморализованная, армия наша должна пом нить: «...были люди в наше время!» — и будут! На Поклонной горе народная инициатива по политическим со ображениям была перехвачена московской властью, власть при нялась раздавать славу «всем сестрам по серьгам» — и мемориал вышел впечатляющим, но холодным. «Нагреется» ли когда — как знать!.. — Но если на реальную поддержку государства культуре рассчитывать сейчас нечего, может, вспомнит Россия тра диции Третьяковых, Мамонтова? — Упование на «господ хороших», мне кажется, совершенно напрасное. Они не помогут ни бедным детям, ни бедным писате лям и художникам. Являть милость способно заработанное, но не награбленное. А в России сегодня стать богатым на заработан ное трудно, все отечественное — от крупных производств до мел ких ремесел, от колхозов до фермерских хозяйств — или останов лено, или влачит жалкое существование. Бешеным богатством об завелись от передела собственности, от перекачки природных ре сурсов, от близости к преступной власти, выдающей особые ли- Ч Т О Б Ы с е е ч А н е щ с м . . . В а л ен ти н Р АСПУТИН о Ро с с и и и е е ду х о в н ы х ц е н н о ст я х я слушал «Хованщину» в Мариинском театре, он тогда еще назывался Кировским. Замечательная была работа— яркая, точ ная, торжественная. И вот «Хованщина» в Большом, где оркес тром дирижировал (похоже, не только оркестром) гражданин мира М. Л. Ростропович. И постановка из исторической пре вратилась в политическую, из М усоргского сделали сочините ля, о б с л ^ и в аю щ е го «демократию»... Кто, говорите, эталон актера? Эталон — это для палаты мер и весов, а в нынешнем искусстве есть продавшиеся и есть непродавшиеся. Их, не про давшихся, не клюнувших, не изменивших, не посрамивших своей чести и чести театра, по России, должно быть, легион. Назы вать их по именам — значит, назвать только малую и малую часть, да и то самую заметную, элиту: Татьяна Доронина, Васи лий Лановой, Николай Губенко, Владимир Заманский, Малый театр... Нет, стоики не нуждаются в перечне, они в памяти, в сердце соотечественника, в том духовном воинстве, которое бессменно несет оборону. — А книги? Писатели? — Были и книги. — И что, на ваш взгляд, весьма достойное внимания прошло незамеченным ни прессой, ни Комитетом по пе чати? — А ничто почти не замечается. Ни отдельной книги, ни со брания . «История России» С. М. Соловьева (издательство «Мысль») начиналась тиражом 200 тыс. экземпляров, заканчи вается 40 тысячами, да и те лежат. «Русская книга» ведет со брание сочинений И. А. Ильина, замечательного мыслителя, только недавно трудами своими вернувшегося на Родину: ти раж 1-го тома 25 тысяч, 5 -го тома — 7 тысяч. Книготорги не выполняют свои обязательства перед подписчиками, не зака зывают «продолжений» — невыгодно. По той же причине изда тельства обрывают художественные собрания, переходя на об служивание низкопошибного читателя. А разве замечена последняя книга Л. М. Леонова «Пирами да» — труд уникальный, требующий при чтении ума и сердца? Или «Раскол» В. Личутина? Только небольшим кругом не отпав ших от отечественной литературы людей. У Михаила Назарова гелы небесные! Для кого изготовлялось это сочинение? Ясно, что для нового класса недалекого ума и ш:юокого кармана. Слава Бог^, простым смертным оно недоступно. Это недоступно, но ведь изготовляют ся и другие, более дешевые, выдающие себя за историю. Это сейчас страсть, конечно, не случайная, хорошо оплачиваемая — перевирать отечественную летопись, редактировать ее так, что бы она убивала патриотическое чувство. С такой же целью во мно жестве издаются школьные учебники по истории. Идет война про тив России, и в этой войне в средствах не стесняются. Спасибо Дм. Балашову, талантливому и честному писателю- историку, спасибо Владимиру Личутину, Владиславу Бахревскому и всем другим, кто к прошлому России относится по-сыновьи. Что касается новой фундаментальной истории, которая не об рывалась бы на 1917-м, думаю, нет смысла с нею торопиться. гЖогдадтрана.поругана, итоги ей не подводят. Как коммунизм вы-., ставлял своей, эпохе невм ны й знак, так и нынешние хозяева... Они будут еще дальше от беспристрастного суда и коммунизму, и^ себе'. А зачем 'нам труд, увенчивающий славу России фигурами'" ' Ельцййа и Чубайса? - " —Сейчас много разговоров вокруг ельцинской програм мы на 1996 -2000 гг. в области культуры. Ваши прогнозы на эту программу? — Году, кажется, в 90-м или в 91-м, когда впервые зверям в цирке стали задерживать «зарплату», Юрий Никулин однажды пуб лично пообещал, что он доставит к Моссовету клетки с голодны ми львами и тиграми и перед входом распахнет их, предоставив хищникам самим быть ходатаями своего благополучия. Похоже, что недавно Юрий Никулин повторил свою угрозу, но на этот раз зверей пообещал запустить в здание Министерства культуры. Ибо министерская концепция развития культуры и искусства сводится в основном почему-то к цирку. К литературе она, к примеру, про явила глухую забывчивость. А посмотрите на только что опубликованный состав президен тского Совета по культуре. Поневоле воскликнешь: ба! знакомые все лица — интеллигенция особого назначения. Марк Захаров, Сергей Красавченко, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Карякин, Ролан Быков, Эрнст Неизвестный (едва ли он поменял свое американское гражданство), Булат Окуджава, Анатолий При- ставкин, Эльдар Рязанов, Геннадий Хазанов... и прочие в том же духе, всего сорок «советников». Разве это не говорит заранее, за какую культуру они станут ратовать и как они будут относиться к национальной культуре? Фавориты двора и их «вотчины» будут благоденствовать во славу «переворотного», революционного искусства, остальное ос кудеет и развалится еще больше. — Но разве открытие Третьяковской галереи, филиала Малого театра, создание музейного комплекса на Поклон ной горе, музея Г. К. Жукова и т. д. не говорит о том, что кризисные явления в российской культуре удалось ослабить и даже приостановить? — Нет, это «показательные» достижения. Без Третьяковки, без Малого театра, так же как без Русского музея, без Большого теат ра, России никак, она без них сразу потускнеет. Это вершины нашего искусства. И не поддерживать их нельзя, слишком многое у каждого из нас с ними связано. Но, как горные вершины не могут выситься без вынесшей и поддерживающей их породы, так и вершины искусства не могут висеть в воздухе. Если культурная почва под ними разрушается и осыпается, не^^стоять в конце кон цов и им. А она разрушается гибельно. Музеи Г. К. Жукова, вели кого полководца Отечественной, был возведен памятью народной. Это она потребовала почитания защитника Отечества, она нашла деятельные фигуры, исполнившие ее замысел. То же самое про изошло на Прохоровском поле, которое по праву присоединилось цензии. Богаты у нас банкиры, нажившиеся на упадке государст ва, «мохнатые лапы» из преступного мира. Для этого сорта людей искусством являются золотые унитазы, а не картины, не книги. А знатоки не побрезгуют кражей редких рукописей из библиотек, как Якубовский, судимый в Петербурге, но ни рубля не дадут на сохранение этих рукописей. В их кругу и не принято давать. Рус ское меценатство сейчас не способно народиться, оно едва спо собно на робкие жесты. — Поговорим чуть подробнее о литературе, той части культуры, которая вам ближе всего. Трудно переоценить роль писателя не только в сохранении родного языка, но и во всей общественной жизни. Талантливый писатель тверд в своих убехсдениях, понятиях, принципах, смело выражает отношение к своему времени^ угадывает истину на все вре мена. Сокровищницу русской литературы достойно пред- .ртавляют. пущ.киНг лёд Толстой, Лермонтов, Гоголь, Досто евский, .Лесков, многие, другие художники.,сл6ва.' 1(огЪ^ сегодняшних писателей вы назвали бы подлйн'н 1 > 1 м'вьфази ^'1 ' 'телем Й защитником'чаяний русского н а р о д а ? г : : : ' : " т — Прежде всего , среДора Михайловича Достоевского, .175-ле- тие которого мы недавно отметили. Он сказал о бесах, терзаю щих Россию, полно и навсегда. Верховенские захватили сегодня власть, Смердяковы проводят в народ «нравственность». 175 лет на днях исполнилось и Николаю Алексеевичу Некрасо ву. На празднике журнала «Наш современник» народный артист России Николай Пеньков читал некрасовские стихи из «сегодня» — так они отвечают нашей действительности. Я слушал их почти с мистическим чувством: да неужели же Россия никогда не изба вится и от повторяющихся из столетия в столетие одних и тех же бедствий?! Что уж тут о «выразителях» и «защитниках», что уж тут о наро дных «чаяниях»! Унижены пять тысяч художников слова, которые составляют Союз писателей России. Унижены и отвергнуты, как унижен и отвергнут новыми и отвратительными порядками народ. «Чаяния» одних — выжить, остаться людьми, а не переходить в волчье сословие. «Выразительные» возможности других ограни чены, их мало кто слышит. Нравственная и духовная роль литера туры упала, несчастный человек или идет за утешением в Божий храм, или набирается злости у телевизора. Литературе предстоит заново, как это было после революции, добиваться своего очис тительного влияния. — Но как? Если прилавки магазинов, уличные лотки за валены книгами, дурно влияющими на вкусы и мораль мо лодежи. Как вообще вернуть массового читателя к настоя щей, умной, доброй книге, которая бы воспитывала высо кую нравственность, умение благородно мыслить? — ка к читали — боюсь, уже читать не будут. Телевидение, во рвавшись в каждый дом, доканчивает уничтожение кино как ис кусства, превратив его в свой придаток, оно же убивает читателя. Это наркотик, привязывающий к себе острыми ощущениями, тот самый «синтез искусств», который гремит и сверкает постоянным балаганом, шоу. Детей вдобавок берет в плен компьютер. Живой ум, талант воображения заменяются искусственным, чертежным, подавляющим интеллект. Трудно рассчитывать, чтобы после компь ютера у юности явилась потребность в Гончарове, Тургеневе, Бу нине, Шмелеве с их неспешностью, красочностью и чувственностью повествования, сравнимого с тем, как догорает закат. И третье: наше вхождение в «цивилизованное общество» означает прежде всего принятие ценностей Запада, а Запад давно д ^ о в н о остыл и читает не из потребности души и сердца, а чтобы пощекотать нервы и убить время. Комиксы, вырабатывающие тупость, уже се годня вывалены на наших ребятишек — как из бездонного мешка Санта Клауса. Конечно, читать мы не разучимся. На Западе серьезный чита тель составляет весьма тонкий слой общества. У нас он еще долго будет вдесятеро «толще». А там, глядишь, Россия выпра вится, разберет, что для нее благо и что погибель. И вновь при мется за книги нашего теплого и благодетельного письма, без которых сиротствует душа. —Сейчас уделяется довольно большое внимание куль турному наследию русской эмиграции. — Что не отнять— последнее десятилетие привело к воссо единению двух ветвей русской |^льтуры — внртриотечествен- ной и зарубежной. Эта рана, слава Богу, затягивается. Нам те перь не представить, как можно было обходиться без трудов Ивана Ильина, Ивана Солоневича, Ивана Шмелева, Бориса За йцева, Георгия Иванова, Алексея Ремизова, Романа Гуля и мно гих других. Вернулся на родину и пароход, увозивший в 1922 году высылаемых — мыслителей и художников. Вернулся с их работами, полными любви, тоски и раздумий об исторических судьбах России и ее повторяющихся бедах. Оказалось, словно и тут был перст Божий, что со стороны, в муках отрыва от тела Родины, это видно острее и четче. — Каково ваше мнение о новой эстетике и новой мора ли, предлагаемой нынешними кинематографистами? Ведь картина удручающая —полупустые залы клубов и киноте атров, репертуар, в котором от былого отечественного кино не осталась и следа. — Ваш вопрос начинался с «новой эстетики» и «новой мора ли» нового российского кино. Того, надо полагать, кино, кото рое скинуло с себя одежды приличия и уважения к человеку; как еще относиться к этой «эстетике»? Срам! Срам и будет веч ной памятьюхудожникам, в нем участвующим из корысти и бес стыдства. Искусство небезразлично к тому, что с ним выделы вают, оно ведет счет и славе своей, и своему бесславию. — Но, полагаЮ; есть и то, что легло на душу? — Книги «Лето Г^осподне» и «Солнце мертвых» Ивана Шме лева, спектакль «Царь Борис» по А. К. Толстому в Малом театре (правда, по впечатлению двухлетней давности), Георгий Сви ридов в исполнении Дмитрия Хворостовского и Петербургской хоровой капеллы под управлением Владислава Чернушенко. — Проясним заодно один из деликатнейших вопросов: многие годы наши власти, ссылаясь на светский характер нашего государства, стремились отсечь культуру от ее ду ховных корней, в том числе от таких животворных, как рус ская православная церковь. Да и сейчас, словами Мака рия Оптинского, «юное поколение питается не млеком свя той нашей православной церкови, а каким-то иноземным мутным ядовитым заражается д)р(ом». А ведь духовный облик русского человека, как отмечают ученые, форми ровался на бесценных книгах «Жития святых», «Доброто- любие». — Этот вопрос очень кстати. В нем и ответ, один из ответов, как нам вернуться в лоно собственной жизни и собственной культуры. Выньте из русского человека его православную душу — и нет русского человека. Он станет в искренних и мучитель ных попытках искать себя, высчитывать и вычитывать — и на прасно. Никаким самосознанием, патриотизмом цельности ему не добиться. В этом горы наших несчастий. Ни один народ в мире так глубоко не принял в себя веру, так не поддался ее лепящей работе, ее проникновению в свою плоть и кровь, как русский. Из нее проистекала его особенность, личность, тепло, кто не согласится с этим — плохо знает свой народ. И когда русского человека принялись отлучать от православия, сначала образованный класс старой России, затем коммунизм, это было равносильно медленному духовному убийству. Сильнее других принявший более других, теряя, пострадал. Культура — это второй после молитвы духовный звук наро да. И у глубоко православного народа она, естественно, была неотрывной от его православного миросознания. Нельзя было показать ни быта, ни обряда, ни чувства, не коснувшись его. Попытки к отстраненности, к свободе создавали нечто неес тественное, изломанное, умозрительное. ' Нашествие чужой и извращение своей культуры не оказа лось бы столь опасным, да и просто не могло бы случиться, если бы последние поколения не начали отслаиваться, как ис точенная кора, от древа своей русскости. — Но не другая ли крайность, когда за народное и под народное идет псевдонародное? — Может быть, сейчас это не самая большая беда — псев донародность. Хуже инородность, засилье и бесовство чужого, враждебного коренной культуре. Хотя, конечно, в борьбе с на циональным в ход идет и псевдо, подмена истинного звука по хожестью, ряженостью, подражание. На телевидении псевдо превратилось в передразнивание, в издевательство и сомкну лось с «чуже». Как с этим бороться? А как бороться, если вся жизнь стара ниями «реформаторов» переиначивается в «чуже» и «псевдо»?! Вот когда освободим ее от этой зависимости и откроем со бственное лицо, тогда и ухаживать за ним, чтобы сохранить родные черты, будет легче. А пока — не отдавать свое, ни за что не отдавать. —И тут в сохранении и полном воскрешении народной культуры России особая роль, видимо, принадлежит де- ,,ррвнр?; : —;Пока жива народная культура, которая издавна составля- ’ ет источник и (фундамент всех искусств, есть надежда, что все 'детальное в конце концов поправится. Пока не иссяк народный ' язык,'литературу не выхолостить, не обасурманить. Художес твенная жизнь русской деревни в песне, в пляске, в старинном красочном обряде —до чего же она хороша и богата, как много она говорит о нашей национальной душе! Будто в другом цар стве по сравнению с большими городами, будто вдругом наро де по сравнению с телевидением. Конечно, сегодня поется и пляшется все труднее, все чаще звучат плачи, и отнюдь не фоль клорные. Но ни в какой беде нельзя забывать свое дивное са- мородство. Оно-то и есть та не учтенная морителями России, та глубинная сила, которая поможет взнять новые запасы. Не в городах, окунувшихся в чужой образ жизни, а в ней, в деревне, корни России, оттуда хлеб и правда, там наши тылы. И сколько бы ни сокрушались мы, что и деревня пострадала больше, чем в войну, что и мужик угнетен сильнее, чем в татарщину, и пьян ство там, и буйство, и разноголосица, а все равно самая стой кая и самая жизнеспособная Россия в ней, в деревне. Даже русский погребальный обряд звучит там торжественно и суро во. Но вдеревне звучит не один этот обряд— там пока все еще обряжается во всей ее полноте жизнь. Оттуда приходили Шаляпины, но оттуда же приходили иЖу ковы... — Валентин Григорьевич, вы недавно избраны в пре зидиум координационного совета движения «Народно-пат риотический союз России». Какие надехеды вы возлагае те на этот союз и какими вопросами будете в нем зани маться? — Надежды? Надежды — чтобы этот союз наконец-то стал той силой, которая бы объединила и подняла страну из отчая ния, нищеты и позора. Я не политик, однако сейчас горе-горь- кое, неотделимое от политики, разлилось на все, в том числе и на культуру и нравственность. Вот по этому «ведомству» я и надеюсь быть полезным. — Мне сейчас пришли на память слова митрополита Петра, друга Ивана Калиты: «ЧТОБЫ СВЕЧА НЕ УГАСЛА». На свечи наших душ ныне дуют недруги со всех сторон. Я желаю вам и вашим коллегам плодотворной деятельнос ти, направленной на возрождение культуры нашей стра ны, на то, чтобы не угасла свеча наших великих духовных ценностей. —Спасибо. Это верно: чтобы возродиться, надо потрудить ся. Беседу вела А н н а Х А Р И Т О Н О В А . Учен ия На п р ав ах рекламы О Т РЯДОВОГО ЗАПАСА - ДО ГЕНЕРАЛА в области под руководством военного ком и с сар а ген ер ал -м айор а В ладимира Загитова прове д ены командно-штабные мобилизационны е у ч е ния . Наш корреспондент попросил его заместите л я полковника А лександра ПОГОРЕЛОВА про ком ментировать итоги. поддержании взаимодействия с местными ор ганами власти, ком пл е к туемы м и в оин с ким и частями. Учения проводились в три этапа . Сначала отр аба ты ва лись вопросы оповещения и сбора лично го состава воен коматов и аппарата. Потом — п о с та в ка м о б и л и за ц и о н ны х ресурсов, ведение территори альной обороны , управление силами и средствами . По од ной из вводных отрабатыва лись вы сад ка д и в е р с и о н н о - разведы вательны х групп , их разведка и уничтожение. Было ор гани зо ва но размещ ение и питание людей в полевых у с ловиях. —Мероприятия в Измал- ковском районе чем-то от личались от прочих? — Это были показательные учения для офицеров всех во енных комиссариатов облас ти. В ходе их проводился учет и сбор отходящих ресурсов на а в т о т р а с с е И з м а л к о в о — — В учениях были зад ей ствованы работники всех во е н ком а то в , п р и п и с н о й с о с т а в . Т а к и е м е р о п р и я т и я облвоенкомат проводит еже годно . Но и з -за трудно го фи- н а н с о в о - э к о н о м и ч е с к о г о положения в течение послед них шести лет практическую п о д а ч у л и ч н о го со с т а в а в в о и н с к и е ч а с т и о с у щ е с твлять не удавалось. В этом год у с помощ ью главы адми нистрации области намечен ное удалось выполнить. В се го в учениях было задейство вано более трех тысяч чело век, а также грузовая техни ка и з народ но го хозяйства . —Александр Петрович, какую конкретно цель пре следовали учения? В них предстояло о п ределить готовность в оенко матов к управлению п р и зы вом и поставке м обили заци онных ре сурсов , отработать пр а кти че ские навыки лично го состава в ор гани зации и Афанасьево. У этих сел во з ле постов ГАИ были развер нуты контрольно-пропускные пункты. Личный состав об о их КПП действовал слажен но, четко. Успешно справил ся с поставленными задача ми. Всего на территории о б ласти было ра зве рн уто 18 КПП. — Были проблемы? — К сожалению , не все ДРСУ «Липец кавтодора» с пониманием отнеслись к вы полнению возложенных з а дач. Если в Измалковском и Д о б р о в с к о м р а й о н а х не было проблем с развертыва нием д о р о ж н о -к о м е н д а н т с к о й службы (к о н т р о л ь н о пр о п у с кны х п ун к то в ) , то в д р у г и х , ч тобы вы п о л н и т ь поставленные задачи, прихо дил о сь вмешиваться в ое н ным комиссарам , главам ад министраций . В целом учения прошли без происшествий , с соблю дением мер безо па сно с ти . Поставленные задачи выпол нены. Беседовал Владимир О СИПОВ . БЕЗ П РО ЕК ТА с т р о й к а О БХО Д И ТСЯ Д О РО Ж Е Проблема жилища всег да будет важнейшей для человека. Когда есть свой дом или квартира, можно спокойно решать вопросы работы, учебы, семьи. Это осталось актуальным и се годня, когда ситуация со строительством жилья в стране стала совершенно иной. Практически сверну то его финансирование из бюджета, нет средств и у предприятий. Основным источником становятся личные сбережения граж дан. Поэтому и наблюдает ся всплеск индивидуально го строительства. Как известно, возведе ние любого объекта начина ется с его проектирования. Квалифицированные услу ги в этом оказывает инсти тут «Липецкагропромпро- ект». Мы имеем богатый опыт, традиции, грамотных специалистов. Есть и ли цензия на проектирование гражданских зданий и со оружений. Строители и архитекто ры знают, что любой посе лок, район или городской квартал должен иметь не только план-схему, но и всю необходимую документацию на инженерное обеспечение жилых домов электроэнер гией, газом, водой, теплом. В этом случае исключаются недоразумения и неувязки со службами госнадзора. Но иногда заказчик эко номит на проекте, оформле нии необходимой документа ции. Стройка в этом случае обходится дороже из-за мно жества отклонений и неувя зок. Страдает архитектурно эстетическая сторона дела, когда здания выглядят чрез мерно массивными, непро порциональными. Институт «Липецкагро- промпроект» готовит доку ментацию жилых домов са мого разнообразного архитек турного решения, уровня комфортности, инженерного оборудования. Это одно- и двухэтажные коттеджи со встроенными гаражами и просторными подвалами, с оранжереями и верандами. Есть варианты ограждающих конструкций с повышенным уровнем теплозащиты, что экономит расход тепловой энергии. Предлагаются новые про чные и экологически чистые материалы. Например, яче истый бетон, выпускаемый на Липецком силикатном заводе. Из него производят мелкие стенные блоки, пли- т ш 4й1 ж ю 0йа ив т 'ш т Я № 1Ш1 |1!а1 ш и й П1 ла т ш ^ т « и м т 11М ш 1 и н м и м ш йГ 1Й11ВД 1 ЕЛ .... ■ ты перекрытия, перемычки. Этот материал экологически чист, легок, сохраняет тепло, изолирует звук, биостоек, негорюч, легко обрабатывает ся во время строительства. К сожалению, у нас этот материал широкого примене ния пока не находит. По-дру гому обстоит с этим дело в Челябинской области: там, запустив аналогичный завод, сразу же построили из лег кого бетона поселок двух этажных особняков и пока зали его по Центральному те левидению. Спрос на новый материал быстро пошел в гору. Почему и нам не пере нять опыт предприимчивос ти? А может, лучше, чтобы такие предприятия работали в режиме фирм, то есть чтобы они и производили, и строили? В деле решения жилищной пробле мы выручают порой нестандартные вари анты. Один из них — освоение черда ков многочислен ных «хрущевок» и строении с плоскими кры шами. Надстройка жилых чердаков (мансард) может дать хорошую прибавку го родского жилья. Как оку пить затраты, подсказыва ет опыт москвичей. Там до 15 процентов переоборудо ванной жилой площади пе редают в распоряжение подрядной фирмы. Осталь ная часть идет в распоря жение данного района. Для покрытия расходов кварти ры продаются с аукциона, часть идет очередникам на жилье. Специалисты института изучили опыт Москвы, го родов Западной Европы и теперь имеют ряд собствен ных разработок по оборудо ванию чердаков и надстро ек. Этот путь пополнения жилого фонда — сравни тельно дешев и эффекти вен. Владимир Б Е Л Я Е В , главный инженер института «Липецкагропромпроект»; Владимир ВЛАСОВ, главный архитектор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz