Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

24 де к абр я 1996 г . ЭХО мо н а с т ыр с ко й др ам ы б ле с к и н и щет а н а ше г о к и н ор ы н к а № 2 46 (1310) О Б З О Р П И С Е М сош м ш па Трев о ж н ым и д о л г и м о ка за л о с ь э х о ко н ф л и к ­ та в З а д о н с ком Свят о-Т их о н о вск ом ж е н с ком м о ­ н аст ыре. Чем ж е р а зр еш и л о с ь п рот ив остоя ни е? И р а зр еш и л о с ь л и ? Наст ойч ив ост ь, с ка ко й ч и ­ татели «ЛГ » сп р а шивают о б этом, в р я д л и м о ж ­ н о сп исать н а п р а з д н о е люб оп ытств о, н а о б ы ­ вательск о е пристрастие к с е н с а ц и ям и с к а н д а ­ л ам . В е р ующ и е и н е в е р ую щ и е р у с с к и е лю д и связывают у п р о ч е н и е авт оритета Р у с с кой П ра ­ в о сл а вн о й Ц е р к в и с н а д е ж д о й на со хранение и уп ро чен ие д у х о в н ы х о п о р н а р о д н о й ж и з н и , на сп а с е н и е традиционных н аци он ал ь ны х ц е н н о с ­ тей, в ко не чном счете — на в о зр ож д е н и е Р о с ­ с и и . Потому и пытаются понять: монастырская д р а м а , разы гравш а я в З а д о н с к е , — это сл у ча й ­ ность и л и наст ораж ивающ ий симптом недуга с а м о й Ц ер кви? Гр ом ки е собы тия в тихой обители, а точнее — разноречивые и проти ­ воречивые их оценки под­ тверждают старую исти ­ ну: сколько людей, столь ­ ко и мнений. Если фабу­ ла происшедшего в общих чертах более или менее прояснилась, то подспуд­ ные мотивы ее далеко не так очевидны. Да и о мно­ гих существенных под ­ робностях все еще идет горячий спор. Вкратце хроника ЧП т а к о в а . М онасты рский духовник о. Петр навлек на себя неудовольствие церковных властей. Со­ рок с лишним насельниц скита попытались защи ­ тить архимандрита. А в результате были выдворе­ ны за ворота монастыря и, оказавшись вдалеке от привычных келий, жили, молились, ночевали на железнодорожном вокза ­ ле в Липецке, поскольку больше им негде было приклонить голову. В вы ­ селении послушниц с мес­ та их постоянной пропис ­ ки юристы, в частности транспортный прокурор области, усмотрели згвное- нарушение закона.' В' се ­ редине октября Епархи ­ альный совет вынес з а ­ ключение по «делу» о. Петра. Он был признан виновным и должен был понести наказание, в те ­ чение месяца постясь и каясь в Задонском мужс ­ ком монастыре. Развязка: где-то спустя три недели о. Петр уехал в Суздаль и там переш ел в ряды Р у с ск ой п р ав о сл ав н ой свободной церкви. В этой хронике, естес­ твенно, отсутствуют весь­ ма принципиальные дета ­ ли, а главное — она по ­ рождает массу вопросов, ответы на которые у раз ­ ных комментаторов зву ­ чат очень по-разному. И, наверное, самый первый вопрос — о том, чем же все-таки о. Петр не пот ­ рафил церковным влас ­ тям . Офици ал ьн ая точ к а зрения отражена в про ­ странном письме духовен­ ства Воронежско-Липец ­ кой епархии («ЛГ», 11 о к т яб р я с .г . ) . Судя по нему, сыр-бор разгорелся и з-за неуживчивости о. Петра. Он напрочь рассо ­ рился с настоятельницей монастыря , не пожелав смирить гордыню и влас ­ толюбие. По сущ еству , если следо в ать ло ги к е письма священнослужи ­ телей , конфликт разви ­ вался по схеме классичес ­ кой коммунальной скло ­ ки. Та же версия подтвер ­ ждается и в новом посла ­ нии, составленном канди ­ д а том п е д а г о г и ч е с к и х н а у к , доц ен том ЛГПИ О. Федоровой и настояте ­ лем Христо-Рождествен ­ ского собора в Липецке и е р е ем В л а д и с л а в о м Дроздовым «по благосло ­ вению В лады ки Мефо- Д 1 Я » . Архимандрит оха ­ рактеризован в нем суро ­ во и однозначно: «О. Петр К уч ер с п р и п и с а н ны м ореолом святости, создан ­ ным его близким окруже ­ нием, никому подчинять ­ ся не хотел , и сп олн ял только свою волю, но тре ­ бовал абсолютного послу­ шания себе». О д н а к о р я д СМИ, представители обществен­ ности, некоторые читате ­ ли «ЛГ» не согласны с э то й « к ом м у н а л ь н о й » в е р си ей . Н апом ню : на страницах нашей газеты свое понимание причин и истоков противостояния предложил народный ар ­ тист России, главный ре ­ жиссер Липецкого акаде ­ мического театра драмы В. П ахом ов . Суммарно позиции В. Пахомова и его единомышленников мож ­ но св ести к следующ ему . Вина о. Петра не в его дур ­ ном характере, а в его поли- . тических высказываниях. Он позволил себе вслух выразить симпатии к оппозиции, ле ­ вым силам. В чем радикаль ­ но р а зош ел ся с вы сшими иерархами РПЦ . С этого и начались гонения... Что же конкретно гово­ рил о. Петр прихожанам? Вот фрагмент из письма в «ЛГ» журналиста Ю. Коны ­ шева, утверждающего: «Ни для кого не секрет, что нака ­ нуне президентских выборов отец Петр, когда его паства спрашивала, за кого отдать свой голос, назвал три име ­ ни: «Власов, Лебедь, Зюга ­ нов, за русского человека». Так почему же кое-кто из демократов склонен видеть в нем «зюгановца»? Отец Петр рекомендовал целый спектр п оли ти ч ески х и иных ус ­ тремлений, воплощенных в этих людях. Отец Петр ока ­ зался большим демократом, чем записные демократы. Он предложил людям выбор». Не меньший разброс мне­ ний возникает, и когда речь заходит о поведении и судь- •бе келейниц монастыря. Кри- э‘ИнГи' 0 . Петра вполне логич ­ но осуждают и его сторон ­ ниц, укоряя их не только за поддержку своего духовника, но и за агрессивные дейст ­ вия. Вывод делается вполне четкий: как можно было ос­ тавить монахинь в монасты ­ ре, если они дошли до состо­ яния невменяемости и даже, в целях устрашения началь ­ ства, сымитировали пожар? Душераздирающая картина их «бунта» нарисована в упо­ мянутом письме духовенства. Правда, оппоненты поста­ вили под сомнение достовер­ ность этой картины. И более того: они убеждены, что влас­ ти поступили с женщинами в монашеских одеждах не по- божески. Против послушниц бросили что-то вроде епархи ­ ального ОМОНа — крепких м уж ч и н и з с п е ц и а л ь н о й службы безопасности (ССБ) епархии. Так, депутат Госду­ мы Т. Астраханкина, ссыла ­ ясь на очевидцев, сообщает, что монахинь избивали, во­ локли за волосы, окатывали водой... После чего 42 недав ­ ние затворницы и перекоче ­ вали на вокзал. Не будем обсуждать, име ­ ли ли право послуш ницы противиться воле руководст ­ ва и становиться на сторону о. Петра. Быть может, и не имели. Не зря же в цитиро ­ вавшемся письме Ю. Коны ­ шева приводится рассужде ­ ние одного священника. По п р а в и л ам м он а с ты р ск о го житья-бытья, объяснял Ко ­ нышеву его собеседник, мо ­ нахиня должна слуш аться (послушница же!) и выпол ­ нять то, что велено, без рас- суж д е н и й . П р и к аж у т ей: «Сажай кап у сту к орн ям и кверху» — надо сажать. А если посадит не так , а соот­ ветственно здравому смыслу, пусть пеняет на себя, пос ­ кольку ей непременно ск а ­ жут: «Агроном из тебя полу ­ чится, а вот монахиня — ни ­ когда!» Тем не менее согласитесь: даже монахиню, вырастив ­ шую, вопреки у к а зан и ям , хороший урожай капусты, за волосы та ск ать н ел ь зя . И если бы это все же случилось, то тут уже оценки пришлось бы выносить, руководствуясь не монастырским уставом, а Уголовным кодексом. Но как бы там ни было, а люди сегодня хотят знать: где теперь изгнанные из монас ­ тыря женщины? Что с ними? К сожалению, в письме, благословленном Владыкой, о них почему-то нет ни стро ­ ки . Между тем, исходя из п р ед посланно го ав торам и названия — «По следам на ­ шумевшего конфликта в З а ­ донском скиту», — они как будто бы претендовали рас ­ ставить все точки над «1», раздать всем сестрам по серь ­ гам, объяснить и объяс ­ ниться с публикой до кон ­ ца. Надо признать, и то­ чек, и сережек там хва ­ тает. В письме сказано многое, много и о многих. Досталось и газетчикам, неэтично раздувшим за ­ донскую сенсацию, и ка ­ закам , режиссеру, произ ­ водственникам, бизнесме­ нам, депутатам, юристам, простым людям (перечис­ ление я беру прямо из текста), восставшим «про­ тив священноначалия и к анонов П равославной церкви». Описаны сове ­ щание Епархиального со­ вета, замечательные усло­ вия , кои были созданы неблагодарному о. Петру на время отбывания им епитимьи, история Рус ­ ской православной сво ­ бодной церкви, какая она нехорошая и раскольни ­ ческая . Обильно приво ­ дятся различные паралле ­ ли и примеры из прошло ­ го, цитируется Писание... И только об участи соро­ ка женщин ничего. Ни слова. Полное молчание. Ну, ладно, допустим, все они страшные греш ­ ницы. Ну, ладно, допус­ тим, их не били и не тас ­ кали за волосы. Но все- таки пришлось-то им не ­ сл адко . П ер еж и в а н и я , потрясения такие, что не дай Бог никому. И вооб­ ще — живые же люди, женщины. Не хочется ве­ рить, будто их судьба со­ чинителям письма совсем безразлична. Тем паче, что наверня ­ ка менее компетентные по части христианского милосердия и прощения сугубо светские читатели «ЛГ» о келейницах пом ­ нят и тревожатся. Ю. Ко ­ нышев, к при.меру, счи ­ тает, что с ними ничего пока не определилось . Однако, если верить газе ­ там, то 30 из них прибы ­ ли в Суздаль вместе с о. Петром. И руководство РПСЦ намерено открыть для них монастырь... Ч то -либо еще сооб ­ щить об этих женщинах мы пока не можем. Среди писем, так или иначе касающихся монас­ тырских событий, мы по ­ лучили и отклик нашего постоянного читателя и автора Б . Петелина. Он нашел нужным возразить В. Пахомову, который , размышляя в своем ин ­ тервью о гонениях на о. Петра, якобы защищает большевистские времена и порочит демократов , хотя именно они вернули верующим не только хра ­ мы, но и саму возмож ­ ность верить и молиться. Б. Петелин приводит фак ­ ты «процветания» при Советской власти того же Задонского м онастыря , оккупированного склада ­ ми и почти полностью за ­ крытого. Признаться , я ника ­ кой апологии большевиз ­ ма и советской власти у В. Пахомова не обнару ­ жил . По-моему, он вел речь о другом. О том, что храмы из камня не заме ­ няют, не могут заменить храмов в душах челове ­ ческих. А сегодня в ду ­ шах наших уж слишком много обломков... Именно потому и рас ­ тревожены люди ЧП в мо­ настыре. Потому и испы ­ тывают растерянность и недоумение, пытаясь ра ­ зобраться , к а к вышло , что авторитетный и сре ­ ди келейниц, и среди пас ­ твы о. Петр, многое сде­ лавший для восстановле ­ н и я м о н а с ты р я , ныне очутился далеко за его пределами и даже примк ­ нул к ал ь терн ативной , хотя тоже православной, церкви? Что послужило реальной причиной его расхождения с властями РПЦ? Были ли в действи ­ тельности насильствен ­ ные действия против на ­ сельниц обители?.. Согла­ ситесь: уже сама возмож ­ ность, а вернее необходи ­ мость задавать подобные вопросы касательно ду ­ ховного, христианского института наносит ощути ­ мый удар по тому самому храму в сердце, в душе. А ведь его так важно сбе­ речь, не дать и ему пре ­ в р а т и т ь с я в гарах и пыль ... И . Н ЕВЕРОВ . С М О Т Р - К О Н К У Р С В С Е Г Д А Ж И В А Я С Т А Р И Н А Есть о д ин н еи с ся каемы й источник культуры, поток, д о н о сящ и й волны седой древности д о н а ­ ш их потомков. Это народная устная традиция, н а ­ родное творчество, ж и ва я старина, обладающ ая большой ж и зне нн ой силой и способностью п о с ­ тоянного обновления . Но самой по себе традици ­ онной культуре существовать становится все труд­ нее. Поэтому областным Д ом ом народного твор­ чества в 1996 году был объявлен смотр-конкурс работы сельски х учреж дений по ее возрож дению и сохранению . Возрождение народных праздников и обрядов — дело одновременно и лег ­ кое, и сложное. С одной сто­ роны, тяга людей к тради ­ циям очень ощутима. Но с другой, наши поколения, выросшие на идеалах выду­ манных учений, а не на об­ щечеловеческих принципах нравственности, не могут вос­ принимать опыт, накоплен ­ ный веками, так, как вопло­ щ ала его чи с т а я р у с с к ая душа. И, кроме работников культуры, это положение ни ­ кто не исправит. Все больше в селах про­ водится старинных народных праздников, обрядов, гуля ­ ний: День Покрова, Рождес ­ тво, Колядки , Масленица, Троица и т.д. По старинно ­ му обычаю проходят они с иг­ рами да потехами. Возрожда­ ются и престольные праздни ­ ки. В селе Преображенье Из- малковского района каждый год празднуется престольный праздник «Иверская» в честь Иверской иконы Божьей ма ­ тери. В этот день отовсюду собирается огромное количес­ тво людей, чтобы совершить Крестный ход, испить святой воды. Из Елецкого и Ливон­ ского соборов п ри езж аю т священнослужители. Служба продолжается до полудня. А вечером в ДК начинается на ­ родное гулянье. Украшением праздников всегда считаются выставки мастеров-умельцев села. Ис­ конно русским, родным про­ низано творчество этих лю ­ дей, способных сохранить не­ тленную красоту и оставить ее для потомков. В свою оче­ редь, работники сельских ДК прилагают немало усилий по сбору фольклора, народных традиций, обрядов, предме­ тов старины. И, как один из результатов, в селах Василь ­ евна Воловского района, Тре- бунки Данковского, Чернава И зм алковского , Завальное Усманского районов созданы комнаты и уголки кресть ­ янского быта. Смотр-конкурс рассчи ­ тан на два года, то есть сей ­ час как бы подводятся ре ­ зультаты его первого этапа, и они не во всем, увы, мо ­ гут удовлетворить. Безус ­ ловные лидеры -культпрос ­ ветработники Воловского, Данковского, Лебедянского районов, энтузиазм, иници ­ ативность, умение которых — пример и урок для ряда их коллег. Но впереди еще целый год. Хорошо, если бы по итогам смотра его в области назвали годом на ­ родной культуры. Л и л и я Ф И ЛА ТО ВА , методист ОДНТ. Н А Ч И Н А Н И Я МУЗЫКА ДЛЯ ЮГО-ЗАПАДА П р и Л и п е ц к о м м у з ы к а л ь н о м у ч и л и щ е и м е н и К .Н . И г у м н о в а н а ч а л а д е й с т в о в а т ь д е т с к а я ф и л а р м о н и я . К р о м е э с т е т и ч е с к и х , п о з н а в а т е л ь н ы х , в о с п и т а т е л ь н ы х ф у н к ц и й , у н е е е с т ь с п е ц и ф и к а г е о г р а ф и ч е с к о г о п о р я д к а . Ф и л а р м о н и я п р и г л а ш а е т н а с в о и м е р о п р и я т и я , п р е ­ ж де в с е г о , ш к о л ь н и к о в , ж и в у щ и х в ю г о - з а п а д н ы х м и к р о ­ р а й о н а х г о р о д а , г д е у ч р е ж д е н и й к у л ь т у р ы я в н о м а л о в а ­ т о . С е й ч а с в у ч и л и щ е ф и л а р м о н и я п р о в о д и т ц и к л к о н ­ ц е р т о в , я в л я ю щ и х с я с в о е о б р а з н ы м о т ч е т о м к о л л е к т и ­ в о в Л М У —■ н а р о д н о г о и а к а д е м и ч е с к о г о х о р о в , о р к е с т ­ р о в р у с с к и х н а р о д н ы х и н с т р у м е н т о в , к а м е р н о г о и э с ­ т р а д н о г о . Р е б я т а з н а к о м я т с я с и с т о р и е й и н с т р у м е н ­ т о в и ж а н р о в , з н а к о м я т с я с с о л и с т а м и — у ч а щ и м и с я м у з ы к а л ь н ы х ш к о л и с т у д е н т а м и Л М У . В е д е т п р о г р а м ­ м ы м у з ы к о в е д А л л а З а г в о з д к и н а . (Соб. инф.) К И Н О Р Ы Н О К ЕРМАКУ В СИБИРИ БЫЛО Л ЕГЧЕ... в Москве закончил работу очередной, XXX Межгосударственный кино-теле-видеорынок, оставивший неоднозначное впечатление. С одной стороны, нельзя не порадоваться, что на рынке наряду с российскими были представители ряда республик СНГ, а также Болгарии, Польши и Китая — всего около 25 0 -и различных киноорганизаций. Однако, с другой стороны, было показано довольно мало фильмов 2 3 (для сравнения: д е к а ^ ь - 9 5 — 42 , декабрь -94 — 54 ) , что не прибавило оптимизма их потенциальным покупателям. Торже ственное открытие рынка почтил своим внима­ нием... И.В. Сталин. Одетый в привычный мундир и с не­ изменною трубкой в руке, он напомнил присутствующим слова В.И. Ленина, что из всех искусств важнейшим является кино, и высказал убеждение, что участники кинорынка не обойдут сво­ им вниманием и новые рос­ сийские фильмы. Предста­ вителям Липецка было осо­ бенно приятно увидеть в роли генералиссимуса быв­ шего липчанина народного артиста России Леонида Ку­ лагина. А теперь — о наиболее интересных фильмах. Пожа­ луй, впервые за несколько лет программа отечествен­ ных лент оказалась более привлекательной, чем зару­ бежных. Новую комедию «Привет, дуралеи!» пред­ ставлял режиссер Эльдар Рязанов вместе с нескольки­ ми снявшимися у него акте­ рами. В фильме «живого классика» перемешаны сон и явь, время и пространст­ во, люди и судьбы, любовь и поиск сокровищ. Мастер и здесь остался верен себе, сняв кино, интересное всем и каждому. В комедии зри­ тели встретятся с «асисяем» Вячеславом Полуниным, Татьяной Друбич, Борисом Щербаковым. Около восьми лет (!) шли съемки многострадального фильма «Ермак» режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Герой — казачий атаман Ермак Тимо­ феевич вместе со своим славным войском соверша­ ет поход за уральские горы. Это в конечном итоге приво­ дит к фактическому присо­ единению сибирских земель к Московскому царству. Представляя картину В. Усков с горечью сказал, что, возможно, Ермаку было лег­ че завоевать Сибирь, чем им, кинематографистам, за­ вершить свою работу по причине постоянной нехват­ ки средств. Фильм оставля­ ет хорошее впечатление, особенно игра актеров, ис­ полнителей главных ролей — Виктора Степанова (Ермак), Никиты Джигурды (атаман Кольцо) и Ирины Алферовой (возлюбленная Ермака Але­ на). Прекрасно поставлены и сняты массовые сцены с привлечением свыше шести тысяч статистов. Пожалуй, наибольшее удовлетворение я получил от просмотра фильма «Прези­ дент и его женщина» (автор сценария и режиссер Елена Райская, исполнители глав­ ных ролей — Борис Токарев и Елена Сафонова). Лента уже удостоена нескольких наград на отечественных и зарубежных фестивалях, вы­ звала всплеск критических откликов. Рассказано же в ней о возрождении любви: лучше быть счастливым че­ ловеком, чем несчастным президентом. Из зарубежных лет сле­ дует отметить сказку режис­ сера Ш. Макнамара «Галга- мет» (США) и новейшую вер­ сию «Приключений Пинок­ кио» (США, Великобритания, Канада, режиссер С. Бар- рон). Бывают фильмы, непод­ властные времени, способ­ ные тронуть зрителя сегод­ ня. Таким мне показался фильм французского режис­ сера Б. Блие «Вальсирую­ щие», вышедший на экраны в 1974 году. Тогда еще со­ всем молодые «звезды» Же­ рар Депардье, Патрик Дэвер и Миу-Миу играют персона­ жей, которые живут по при­ нципу «что хочу, то и делаю». С участниками кинорын­ ка встретился председатель Госкино России Армен Мед­ ведев. Липецкий областной ки­ нофонд заключил договора на показ в нащих кинозалах таких фильмов, как «Привет, дуралеи!», «Ермак», «Прези­ дент и его женщина», «Игра воображения», «Максималь­ ный риск», «Скала», а для де­ тей — «Бейб» (США) и «Ко­ тенок» (Россия). Хотелось бы надеяться, что эти, а также другие новые фильмы най­ дут отклик в сердцах истин­ ных любителей кино. Ю ри й РА ЗУМ О ВС КИ Й . Н а сн и м к е : к а д р и з фильм а «Ермак». Р а с п о р я д и т е л ь с а л о н а К о н с т а н т и н К л ю т к и н Э Н Т У З И А С Т Ы У Д А В Ш А Я С Я « П О П Ы Т К А П О Л ЕТ А » . . . и вот в клубах дым а , в мигании разноцветных огней, с нарастающими зв у кам и м у зы ки на сцене происходит нечто:маби [^ет высоту... самолет. Нет, мы не на ка ком -ниб удь театральном Бродвее , где реально возм ож ен , допустим , спектакль «Гибель «Титаника» с имитацией в с е х вытекающе-протека- ющ их последствий. Мы — в клубе ж е ле зн о д о рож ­ ников станции Грязи, где идет музы кальная сказка «Трусохвостик», в которой основны е события п р о ­ исходят на борту летящего самолета. И события, признаться, не для слабонервных. Вне ­ запно погружается в спячку пилот-медведь. Что делать, кто из пассажиров может спасти положение? Оказыва ­ ется, не кто иной, как Тру ­ сохвостик, паникующий от ударов грома, зато в острый момент проявляющий храб ­ рость, решимость, столь не ­ свойственные заячьей поро­ де... Каков замах, а? Надо же — самолет на сцене. Тут лю ­ бая профессиональная труп ­ па спасует. Грязинские же самодеятельные артисты ре ­ шились — и «победили», сде­ лали спектакль. С премьеры «Трусохвостика» театраль ­ ный коллектив клуба начал свой всего-навсего второй се ­ зон. В первом поставлены «Про Федота-стрельца, моло­ дого удальца» Л. Филатова и «Моя ж ена — лгунья» Д. Эннекена. Их я не видел. Однако, судя, опять же, по замаху (обе пьесы широко шли отнюдь не в народных театрах ) , по фотографиям спектаклей, которые мне уда ­ лось посмотреть, обе работы способны вызвать почтитель ­ ное отношение к артист.ам «без году неделя», которые буквально на пустом месте, с ходу, с лета, ничтоже сум- няшеся стали репетировать, играть, завоевывать публику. Конечно , т е а тр а л ьны й коллектив клуба не имеет привычный для самодеятель­ ных трупп статус народного — его надо еще заслужить. Но по намерениям , по ре ­ зультату в «Трусохвостике» грязинцы мало в чем уступа ­ ют признанным , опытным артистам-любителям. Сегод­ ня, в сложное для культуры время, когда ... (остальную часть известных всем сожа ­ лений опускаю) — налицо случай, вряд ли имеющий аналоги. Чтобы создать кол ­ лектив — для простоты на ­ зовем его ТЖД, театр желез ­ нодорожников — понадоби ­ лось «всего-ничего» — ре ­ жиссер Анатолий Михайло ­ вич Бабин и клубная для него ставка 180 ты сяч рублей . Сопоставьте: эта мизерная сумма — и целый ТЖД! Ни ­ каких особых согласований, с ом н е н и й , и зы с к а н и й средств и т.д. Зато за год с небольшим — аж три полно ­ метражных спектакля. А. Бабин (при определе ­ нии его статуса тоже буду покороче — профсоюзно-те­ атральный работник), про ­ жив в Средней Азии и на Севере, приехал в Грязи пен ­ сионером. Этот изящной — да-да — внешности, молод­ цевато-быстрых движений человек и в Грязях, я думаю, элементарно никак не мог от­ казаться ох привычного для него ритма жизни. Ходил он ходил по организациям горо­ да, высматривал и выспра ­ шивал — и собрал наконец вокруг себя людей, общение с которыми удивило меня много больше, чем «Трусох­ востик». ... Стоп! Нельзя же не ска ­ зать еще что-нибудь про него. Самолет, к сожалению, «по техническим причинам» на премьере не взлетел, то есть хотя бы чуть-чуть не припод­ нялся с поверхности сцены. (Приподнимется, никуда не денется — уверили меня.) Сама пьеса, да простит меня Герой Соцтруда и соавтор текста Гимна СССР, — чушь заячья . Сказочные зверушки в современном обличье вос­ принимаются немощной при­ думкой. К «наивному циниз- ^му» на фоне авиакатастроф 'сл ед у ет отнести засыпание медведя-пилота. На обыгры­ вание цифры 13 не прель ­ стился бы самый ленивый драматург. Зато — ведь не­ профессионалов надо судить не по тому, что им не уда ­ лось сделать, а по тому, что удалось-таки — за. актерами . наблюдать просто приятно. Сколько старательности и увлеч енн о с ти , грамотного понимания существа персо­ нажей. Несомненна твердая, у в е р е н н а я р еж и с с е р с к а я р у к а . Н алицо — «спелый плод» упорных, тщательных репетиций. И так , о встрече в заку- лисье после спектакля. Спра­ шиваю , почему обратились именно к «Трусохвостику». В ответ: решили порадовать детей, традиционные сказки набили оскомину, хотелось поиграть всласть, сочинить спектакль с музыкой и тан ­ цами , да и идеи, мораль в пьесе симпатичны. Понятно. А что — от такого, пусть и банального, вопроса никуда не деться, — какая сверхза ­ дача, какие причины и по­ воды объединили вас в ТЖД? Если суммировать ответы — возможность отрыва от обы­ денности, «живое», дружное дело, человеческие и творчес­ кие качества Анатолия Ми­ хайловича. В общем, речь шла о вос­ требованности невостребован­ ного прежде артистическо- коммуникабельного потен ­ циала участников ТЖД , о том, что они нашли то, чего им раньше не.хватало. Само­ лет на Сцене не взлетел, но они рады «п опы тк ам п о ­ лета», репетируя и играя. П ер ед о м ной си д е л и взрослые люди, к которым ни в малейшей степени не применимо такое (за неиме ­ нием никак не находящего ­ ся лучшего) слово, как обде- ленность. Они нормально, до­ стойно реализовали себя в семье ли , профессии ли . Ма­ шинист поезда, сотрудники налоговых полиции и и н ­ спекции, библиотекарь, пен ­ сионерка, работники клуба. (Не буду называть фамилий, чтобы кого-то пропустить и тем самым обидеть). Рядом со взрослыми — несколько уче ­ ников 53-й школы , детская студия ТЖД. Одна девочка... плачет. Никак не успокоит ­ ся. Первый выход на сцену, к публике. Очень волнова ­ лась! перед спектаклем и во время его. Бедняжка . Трога ­ тельно. Хоть сам плачь. Артисты успокаивают де ­ вочку, однако сами во главе с подключившейся Таисией Карповной Малыгиной, ди ­ ректором клуба , начинают напоминать растревоженный улей. И я их понимаю. Толь ­ ко что они обрисовали меха ­ низм существования театра: все — декорации, костюмы, реквизит — свое, своими ру ­ ками , из дому или ,переде ­ ланное, из запасников клу ­ ба. По существу, они нико ­ му не обходятся ни в копей ­ ку . Немного потеснились , ужались остальные клубные коллективы , в эту «брешь» втиснулся ТЖД — не более. Им не за себя — за город­ ские (точнее, районные) влас ­ ти обидно. Такого клуба и такого театра в Грязях боль ­ ше нет. Совсем ничего тако ­ го нет. Увы, никто из райад- министрации ни на одном спектакле ТЖД не был. Влас­ ти вспоминают о клубе лишь тогда, когда он им нужен — к примеру, веселить народ на ярмарках. Зато город помнит об этом очаге культуры , хо ­ дит туда (больше, собствен ­ но, некуда). Причина невни ­ мания властей лежит на по ­ верхности: клуб — не их, он проходит по железнодорож ­ ному ведомству. (Здесь-то, кстати, все в порядке. В клу ­ бе на днях завершен солид ­ ный ремонт, обошедшийся управлению ЮВЖД в сто миллионов рублей.) ...И злив свои беды, Таи ­ си я К а р п о в н а и а р т к с ты «вспомнили», зачем они со­ брались, и вновь потек пос- лепремьерный , сле гк а вос ­ торж енны й , п ри п одн я ты й разговор. Везет же людям . Несмотря ни на что, везет. Захотели — и смогли. Осу­ ществили «попытку полета». К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz