Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
24 де к абр я 1996 г . ЭХО мо н а с т ыр с ко й др ам ы б ле с к и н и щет а н а ше г о к и н ор ы н к а № 2 46 (1310) О Б З О Р П И С Е М сош м ш па Трев о ж н ым и д о л г и м о ка за л о с ь э х о ко н ф л и к та в З а д о н с ком Свят о-Т их о н о вск ом ж е н с ком м о н аст ыре. Чем ж е р а зр еш и л о с ь п рот ив остоя ни е? И р а зр еш и л о с ь л и ? Наст ойч ив ост ь, с ка ко й ч и татели «ЛГ » сп р а шивают о б этом, в р я д л и м о ж н о сп исать н а п р а з д н о е люб оп ытств о, н а о б ы вательск о е пристрастие к с е н с а ц и ям и с к а н д а л ам . В е р ующ и е и н е в е р ую щ и е р у с с к и е лю д и связывают у п р о ч е н и е авт оритета Р у с с кой П ра в о сл а вн о й Ц е р к в и с н а д е ж д о й на со хранение и уп ро чен ие д у х о в н ы х о п о р н а р о д н о й ж и з н и , на сп а с е н и е традиционных н аци он ал ь ны х ц е н н о с тей, в ко не чном счете — на в о зр ож д е н и е Р о с с и и . Потому и пытаются понять: монастырская д р а м а , разы гравш а я в З а д о н с к е , — это сл у ча й ность и л и наст ораж ивающ ий симптом недуга с а м о й Ц ер кви? Гр ом ки е собы тия в тихой обители, а точнее — разноречивые и проти воречивые их оценки под тверждают старую исти ну: сколько людей, столь ко и мнений. Если фабу ла происшедшего в общих чертах более или менее прояснилась, то подспуд ные мотивы ее далеко не так очевидны. Да и о мно гих существенных под робностях все еще идет горячий спор. Вкратце хроника ЧП т а к о в а . М онасты рский духовник о. Петр навлек на себя неудовольствие церковных властей. Со рок с лишним насельниц скита попытались защи тить архимандрита. А в результате были выдворе ны за ворота монастыря и, оказавшись вдалеке от привычных келий, жили, молились, ночевали на железнодорожном вокза ле в Липецке, поскольку больше им негде было приклонить голову. В вы селении послушниц с мес та их постоянной пропис ки юристы, в частности транспортный прокурор области, усмотрели згвное- нарушение закона.' В' се редине октября Епархи альный совет вынес з а ключение по «делу» о. Петра. Он был признан виновным и должен был понести наказание, в те чение месяца постясь и каясь в Задонском мужс ком монастыре. Развязка: где-то спустя три недели о. Петр уехал в Суздаль и там переш ел в ряды Р у с ск ой п р ав о сл ав н ой свободной церкви. В этой хронике, естес твенно, отсутствуют весь ма принципиальные дета ли, а главное — она по рождает массу вопросов, ответы на которые у раз ных комментаторов зву чат очень по-разному. И, наверное, самый первый вопрос — о том, чем же все-таки о. Петр не пот рафил церковным влас тям . Офици ал ьн ая точ к а зрения отражена в про странном письме духовен ства Воронежско-Липец кой епархии («ЛГ», 11 о к т яб р я с .г . ) . Судя по нему, сыр-бор разгорелся и з-за неуживчивости о. Петра. Он напрочь рассо рился с настоятельницей монастыря , не пожелав смирить гордыню и влас толюбие. По сущ еству , если следо в ать ло ги к е письма священнослужи телей , конфликт разви вался по схеме классичес кой коммунальной скло ки. Та же версия подтвер ждается и в новом посла нии, составленном канди д а том п е д а г о г и ч е с к и х н а у к , доц ен том ЛГПИ О. Федоровой и настояте лем Христо-Рождествен ского собора в Липецке и е р е ем В л а д и с л а в о м Дроздовым «по благосло вению В лады ки Мефо- Д 1 Я » . Архимандрит оха рактеризован в нем суро во и однозначно: «О. Петр К уч ер с п р и п и с а н ны м ореолом святости, создан ным его близким окруже нием, никому подчинять ся не хотел , и сп олн ял только свою волю, но тре бовал абсолютного послу шания себе». О д н а к о р я д СМИ, представители обществен ности, некоторые читате ли «ЛГ» не согласны с э то й « к ом м у н а л ь н о й » в е р си ей . Н апом ню : на страницах нашей газеты свое понимание причин и истоков противостояния предложил народный ар тист России, главный ре жиссер Липецкого акаде мического театра драмы В. П ахом ов . Суммарно позиции В. Пахомова и его единомышленников мож но св ести к следующ ему . Вина о. Петра не в его дур ном характере, а в его поли- . тических высказываниях. Он позволил себе вслух выразить симпатии к оппозиции, ле вым силам. В чем радикаль но р а зош ел ся с вы сшими иерархами РПЦ . С этого и начались гонения... Что же конкретно гово рил о. Петр прихожанам? Вот фрагмент из письма в «ЛГ» журналиста Ю. Коны шева, утверждающего: «Ни для кого не секрет, что нака нуне президентских выборов отец Петр, когда его паства спрашивала, за кого отдать свой голос, назвал три име ни: «Власов, Лебедь, Зюга нов, за русского человека». Так почему же кое-кто из демократов склонен видеть в нем «зюгановца»? Отец Петр рекомендовал целый спектр п оли ти ч ески х и иных ус тремлений, воплощенных в этих людях. Отец Петр ока зался большим демократом, чем записные демократы. Он предложил людям выбор». Не меньший разброс мне ний возникает, и когда речь заходит о поведении и судь- •бе келейниц монастыря. Кри- э‘ИнГи' 0 . Петра вполне логич но осуждают и его сторон ниц, укоряя их не только за поддержку своего духовника, но и за агрессивные дейст вия. Вывод делается вполне четкий: как можно было ос тавить монахинь в монасты ре, если они дошли до состо яния невменяемости и даже, в целях устрашения началь ства, сымитировали пожар? Душераздирающая картина их «бунта» нарисована в упо мянутом письме духовенства. Правда, оппоненты поста вили под сомнение достовер ность этой картины. И более того: они убеждены, что влас ти поступили с женщинами в монашеских одеждах не по- божески. Против послушниц бросили что-то вроде епархи ального ОМОНа — крепких м уж ч и н и з с п е ц и а л ь н о й службы безопасности (ССБ) епархии. Так, депутат Госду мы Т. Астраханкина, ссыла ясь на очевидцев, сообщает, что монахинь избивали, во локли за волосы, окатывали водой... После чего 42 недав ние затворницы и перекоче вали на вокзал. Не будем обсуждать, име ли ли право послуш ницы противиться воле руководст ва и становиться на сторону о. Петра. Быть может, и не имели. Не зря же в цитиро вавшемся письме Ю. Коны шева приводится рассужде ние одного священника. По п р а в и л ам м он а с ты р ск о го житья-бытья, объяснял Ко нышеву его собеседник, мо нахиня должна слуш аться (послушница же!) и выпол нять то, что велено, без рас- суж д е н и й . П р и к аж у т ей: «Сажай кап у сту к орн ям и кверху» — надо сажать. А если посадит не так , а соот ветственно здравому смыслу, пусть пеняет на себя, пос кольку ей непременно ск а жут: «Агроном из тебя полу чится, а вот монахиня — ни когда!» Тем не менее согласитесь: даже монахиню, вырастив шую, вопреки у к а зан и ям , хороший урожай капусты, за волосы та ск ать н ел ь зя . И если бы это все же случилось, то тут уже оценки пришлось бы выносить, руководствуясь не монастырским уставом, а Уголовным кодексом. Но как бы там ни было, а люди сегодня хотят знать: где теперь изгнанные из монас тыря женщины? Что с ними? К сожалению, в письме, благословленном Владыкой, о них почему-то нет ни стро ки . Между тем, исходя из п р ед посланно го ав торам и названия — «По следам на шумевшего конфликта в З а донском скиту», — они как будто бы претендовали рас ставить все точки над «1», раздать всем сестрам по серь гам, объяснить и объяс ниться с публикой до кон ца. Надо признать, и то чек, и сережек там хва тает. В письме сказано многое, много и о многих. Досталось и газетчикам, неэтично раздувшим за донскую сенсацию, и ка закам , режиссеру, произ водственникам, бизнесме нам, депутатам, юристам, простым людям (перечис ление я беру прямо из текста), восставшим «про тив священноначалия и к анонов П равославной церкви». Описаны сове щание Епархиального со вета, замечательные усло вия , кои были созданы неблагодарному о. Петру на время отбывания им епитимьи, история Рус ской православной сво бодной церкви, какая она нехорошая и раскольни ческая . Обильно приво дятся различные паралле ли и примеры из прошло го, цитируется Писание... И только об участи соро ка женщин ничего. Ни слова. Полное молчание. Ну, ладно, допустим, все они страшные греш ницы. Ну, ладно, допус тим, их не били и не тас кали за волосы. Но все- таки пришлось-то им не сл адко . П ер еж и в а н и я , потрясения такие, что не дай Бог никому. И вооб ще — живые же люди, женщины. Не хочется ве рить, будто их судьба со чинителям письма совсем безразлична. Тем паче, что наверня ка менее компетентные по части христианского милосердия и прощения сугубо светские читатели «ЛГ» о келейницах пом нят и тревожатся. Ю. Ко нышев, к при.меру, счи тает, что с ними ничего пока не определилось . Однако, если верить газе там, то 30 из них прибы ли в Суздаль вместе с о. Петром. И руководство РПСЦ намерено открыть для них монастырь... Ч то -либо еще сооб щить об этих женщинах мы пока не можем. Среди писем, так или иначе касающихся монас тырских событий, мы по лучили и отклик нашего постоянного читателя и автора Б . Петелина. Он нашел нужным возразить В. Пахомову, который , размышляя в своем ин тервью о гонениях на о. Петра, якобы защищает большевистские времена и порочит демократов , хотя именно они вернули верующим не только хра мы, но и саму возмож ность верить и молиться. Б. Петелин приводит фак ты «процветания» при Советской власти того же Задонского м онастыря , оккупированного склада ми и почти полностью за крытого. Признаться , я ника кой апологии большевиз ма и советской власти у В. Пахомова не обнару жил . По-моему, он вел речь о другом. О том, что храмы из камня не заме няют, не могут заменить храмов в душах челове ческих. А сегодня в ду шах наших уж слишком много обломков... Именно потому и рас тревожены люди ЧП в мо настыре. Потому и испы тывают растерянность и недоумение, пытаясь ра зобраться , к а к вышло , что авторитетный и сре ди келейниц, и среди пас твы о. Петр, многое сде лавший для восстановле н и я м о н а с ты р я , ныне очутился далеко за его пределами и даже примк нул к ал ь терн ативной , хотя тоже православной, церкви? Что послужило реальной причиной его расхождения с властями РПЦ? Были ли в действи тельности насильствен ные действия против на сельниц обители?.. Согла ситесь: уже сама возмож ность, а вернее необходи мость задавать подобные вопросы касательно ду ховного, христианского института наносит ощути мый удар по тому самому храму в сердце, в душе. А ведь его так важно сбе речь, не дать и ему пре в р а т и т ь с я в гарах и пыль ... И . Н ЕВЕРОВ . С М О Т Р - К О Н К У Р С В С Е Г Д А Ж И В А Я С Т А Р И Н А Есть о д ин н еи с ся каемы й источник культуры, поток, д о н о сящ и й волны седой древности д о н а ш их потомков. Это народная устная традиция, н а родное творчество, ж и ва я старина, обладающ ая большой ж и зне нн ой силой и способностью п о с тоянного обновления . Но самой по себе традици онной культуре существовать становится все труд нее. Поэтому областным Д ом ом народного твор чества в 1996 году был объявлен смотр-конкурс работы сельски х учреж дений по ее возрож дению и сохранению . Возрождение народных праздников и обрядов — дело одновременно и лег кое, и сложное. С одной сто роны, тяга людей к тради циям очень ощутима. Но с другой, наши поколения, выросшие на идеалах выду манных учений, а не на об щечеловеческих принципах нравственности, не могут вос принимать опыт, накоплен ный веками, так, как вопло щ ала его чи с т а я р у с с к ая душа. И, кроме работников культуры, это положение ни кто не исправит. Все больше в селах про водится старинных народных праздников, обрядов, гуля ний: День Покрова, Рождес тво, Колядки , Масленица, Троица и т.д. По старинно му обычаю проходят они с иг рами да потехами. Возрожда ются и престольные праздни ки. В селе Преображенье Из- малковского района каждый год празднуется престольный праздник «Иверская» в честь Иверской иконы Божьей ма тери. В этот день отовсюду собирается огромное количес тво людей, чтобы совершить Крестный ход, испить святой воды. Из Елецкого и Ливон ского соборов п ри езж аю т священнослужители. Служба продолжается до полудня. А вечером в ДК начинается на родное гулянье. Украшением праздников всегда считаются выставки мастеров-умельцев села. Ис конно русским, родным про низано творчество этих лю дей, способных сохранить не тленную красоту и оставить ее для потомков. В свою оче редь, работники сельских ДК прилагают немало усилий по сбору фольклора, народных традиций, обрядов, предме тов старины. И, как один из результатов, в селах Василь евна Воловского района, Тре- бунки Данковского, Чернава И зм алковского , Завальное Усманского районов созданы комнаты и уголки кресть янского быта. Смотр-конкурс рассчи тан на два года, то есть сей час как бы подводятся ре зультаты его первого этапа, и они не во всем, увы, мо гут удовлетворить. Безус ловные лидеры -культпрос ветработники Воловского, Данковского, Лебедянского районов, энтузиазм, иници ативность, умение которых — пример и урок для ряда их коллег. Но впереди еще целый год. Хорошо, если бы по итогам смотра его в области назвали годом на родной культуры. Л и л и я Ф И ЛА ТО ВА , методист ОДНТ. Н А Ч И Н А Н И Я МУЗЫКА ДЛЯ ЮГО-ЗАПАДА П р и Л и п е ц к о м м у з ы к а л ь н о м у ч и л и щ е и м е н и К .Н . И г у м н о в а н а ч а л а д е й с т в о в а т ь д е т с к а я ф и л а р м о н и я . К р о м е э с т е т и ч е с к и х , п о з н а в а т е л ь н ы х , в о с п и т а т е л ь н ы х ф у н к ц и й , у н е е е с т ь с п е ц и ф и к а г е о г р а ф и ч е с к о г о п о р я д к а . Ф и л а р м о н и я п р и г л а ш а е т н а с в о и м е р о п р и я т и я , п р е ж де в с е г о , ш к о л ь н и к о в , ж и в у щ и х в ю г о - з а п а д н ы х м и к р о р а й о н а х г о р о д а , г д е у ч р е ж д е н и й к у л ь т у р ы я в н о м а л о в а т о . С е й ч а с в у ч и л и щ е ф и л а р м о н и я п р о в о д и т ц и к л к о н ц е р т о в , я в л я ю щ и х с я с в о е о б р а з н ы м о т ч е т о м к о л л е к т и в о в Л М У —■ н а р о д н о г о и а к а д е м и ч е с к о г о х о р о в , о р к е с т р о в р у с с к и х н а р о д н ы х и н с т р у м е н т о в , к а м е р н о г о и э с т р а д н о г о . Р е б я т а з н а к о м я т с я с и с т о р и е й и н с т р у м е н т о в и ж а н р о в , з н а к о м я т с я с с о л и с т а м и — у ч а щ и м и с я м у з ы к а л ь н ы х ш к о л и с т у д е н т а м и Л М У . В е д е т п р о г р а м м ы м у з ы к о в е д А л л а З а г в о з д к и н а . (Соб. инф.) К И Н О Р Ы Н О К ЕРМАКУ В СИБИРИ БЫЛО Л ЕГЧЕ... в Москве закончил работу очередной, XXX Межгосударственный кино-теле-видеорынок, оставивший неоднозначное впечатление. С одной стороны, нельзя не порадоваться, что на рынке наряду с российскими были представители ряда республик СНГ, а также Болгарии, Польши и Китая — всего около 25 0 -и различных киноорганизаций. Однако, с другой стороны, было показано довольно мало фильмов 2 3 (для сравнения: д е к а ^ ь - 9 5 — 42 , декабрь -94 — 54 ) , что не прибавило оптимизма их потенциальным покупателям. Торже ственное открытие рынка почтил своим внима нием... И.В. Сталин. Одетый в привычный мундир и с не изменною трубкой в руке, он напомнил присутствующим слова В.И. Ленина, что из всех искусств важнейшим является кино, и высказал убеждение, что участники кинорынка не обойдут сво им вниманием и новые рос сийские фильмы. Предста вителям Липецка было осо бенно приятно увидеть в роли генералиссимуса быв шего липчанина народного артиста России Леонида Ку лагина. А теперь — о наиболее интересных фильмах. Пожа луй, впервые за несколько лет программа отечествен ных лент оказалась более привлекательной, чем зару бежных. Новую комедию «Привет, дуралеи!» пред ставлял режиссер Эльдар Рязанов вместе с нескольки ми снявшимися у него акте рами. В фильме «живого классика» перемешаны сон и явь, время и пространст во, люди и судьбы, любовь и поиск сокровищ. Мастер и здесь остался верен себе, сняв кино, интересное всем и каждому. В комедии зри тели встретятся с «асисяем» Вячеславом Полуниным, Татьяной Друбич, Борисом Щербаковым. Около восьми лет (!) шли съемки многострадального фильма «Ермак» режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Герой — казачий атаман Ермак Тимо феевич вместе со своим славным войском соверша ет поход за уральские горы. Это в конечном итоге приво дит к фактическому присо единению сибирских земель к Московскому царству. Представляя картину В. Усков с горечью сказал, что, возможно, Ермаку было лег че завоевать Сибирь, чем им, кинематографистам, за вершить свою работу по причине постоянной нехват ки средств. Фильм оставля ет хорошее впечатление, особенно игра актеров, ис полнителей главных ролей — Виктора Степанова (Ермак), Никиты Джигурды (атаман Кольцо) и Ирины Алферовой (возлюбленная Ермака Але на). Прекрасно поставлены и сняты массовые сцены с привлечением свыше шести тысяч статистов. Пожалуй, наибольшее удовлетворение я получил от просмотра фильма «Прези дент и его женщина» (автор сценария и режиссер Елена Райская, исполнители глав ных ролей — Борис Токарев и Елена Сафонова). Лента уже удостоена нескольких наград на отечественных и зарубежных фестивалях, вы звала всплеск критических откликов. Рассказано же в ней о возрождении любви: лучше быть счастливым че ловеком, чем несчастным президентом. Из зарубежных лет сле дует отметить сказку режис сера Ш. Макнамара «Галга- мет» (США) и новейшую вер сию «Приключений Пинок кио» (США, Великобритания, Канада, режиссер С. Бар- рон). Бывают фильмы, непод властные времени, способ ные тронуть зрителя сегод ня. Таким мне показался фильм французского режис сера Б. Блие «Вальсирую щие», вышедший на экраны в 1974 году. Тогда еще со всем молодые «звезды» Же рар Депардье, Патрик Дэвер и Миу-Миу играют персона жей, которые живут по при нципу «что хочу, то и делаю». С участниками кинорын ка встретился председатель Госкино России Армен Мед ведев. Липецкий областной ки нофонд заключил договора на показ в нащих кинозалах таких фильмов, как «Привет, дуралеи!», «Ермак», «Прези дент и его женщина», «Игра воображения», «Максималь ный риск», «Скала», а для де тей — «Бейб» (США) и «Ко тенок» (Россия). Хотелось бы надеяться, что эти, а также другие новые фильмы най дут отклик в сердцах истин ных любителей кино. Ю ри й РА ЗУМ О ВС КИ Й . Н а сн и м к е : к а д р и з фильм а «Ермак». Р а с п о р я д и т е л ь с а л о н а К о н с т а н т и н К л ю т к и н Э Н Т У З И А С Т Ы У Д А В Ш А Я С Я « П О П Ы Т К А П О Л ЕТ А » . . . и вот в клубах дым а , в мигании разноцветных огней, с нарастающими зв у кам и м у зы ки на сцене происходит нечто:маби [^ет высоту... самолет. Нет, мы не на ка ком -ниб удь театральном Бродвее , где реально возм ож ен , допустим , спектакль «Гибель «Титаника» с имитацией в с е х вытекающе-протека- ющ их последствий. Мы — в клубе ж е ле зн о д о рож ников станции Грязи, где идет музы кальная сказка «Трусохвостик», в которой основны е события п р о исходят на борту летящего самолета. И события, признаться, не для слабонервных. Вне запно погружается в спячку пилот-медведь. Что делать, кто из пассажиров может спасти положение? Оказыва ется, не кто иной, как Тру сохвостик, паникующий от ударов грома, зато в острый момент проявляющий храб рость, решимость, столь не свойственные заячьей поро де... Каков замах, а? Надо же — самолет на сцене. Тут лю бая профессиональная труп па спасует. Грязинские же самодеятельные артисты ре шились — и «победили», сде лали спектакль. С премьеры «Трусохвостика» театраль ный коллектив клуба начал свой всего-навсего второй се зон. В первом поставлены «Про Федота-стрельца, моло дого удальца» Л. Филатова и «Моя ж ена — лгунья» Д. Эннекена. Их я не видел. Однако, судя, опять же, по замаху (обе пьесы широко шли отнюдь не в народных театрах ) , по фотографиям спектаклей, которые мне уда лось посмотреть, обе работы способны вызвать почтитель ное отношение к артист.ам «без году неделя», которые буквально на пустом месте, с ходу, с лета, ничтоже сум- няшеся стали репетировать, играть, завоевывать публику. Конечно , т е а тр а л ьны й коллектив клуба не имеет привычный для самодеятель ных трупп статус народного — его надо еще заслужить. Но по намерениям , по ре зультату в «Трусохвостике» грязинцы мало в чем уступа ют признанным , опытным артистам-любителям. Сегод ня, в сложное для культуры время, когда ... (остальную часть известных всем сожа лений опускаю) — налицо случай, вряд ли имеющий аналоги. Чтобы создать кол лектив — для простоты на зовем его ТЖД, театр желез нодорожников — понадоби лось «всего-ничего» — ре жиссер Анатолий Михайло вич Бабин и клубная для него ставка 180 ты сяч рублей . Сопоставьте: эта мизерная сумма — и целый ТЖД! Ни каких особых согласований, с ом н е н и й , и зы с к а н и й средств и т.д. Зато за год с небольшим — аж три полно метражных спектакля. А. Бабин (при определе нии его статуса тоже буду покороче — профсоюзно-те атральный работник), про жив в Средней Азии и на Севере, приехал в Грязи пен сионером. Этот изящной — да-да — внешности, молод цевато-быстрых движений человек и в Грязях, я думаю, элементарно никак не мог от казаться ох привычного для него ритма жизни. Ходил он ходил по организациям горо да, высматривал и выспра шивал — и собрал наконец вокруг себя людей, общение с которыми удивило меня много больше, чем «Трусох востик». ... Стоп! Нельзя же не ска зать еще что-нибудь про него. Самолет, к сожалению, «по техническим причинам» на премьере не взлетел, то есть хотя бы чуть-чуть не припод нялся с поверхности сцены. (Приподнимется, никуда не денется — уверили меня.) Сама пьеса, да простит меня Герой Соцтруда и соавтор текста Гимна СССР, — чушь заячья . Сказочные зверушки в современном обличье вос принимаются немощной при думкой. К «наивному циниз- ^му» на фоне авиакатастроф 'сл ед у ет отнести засыпание медведя-пилота. На обыгры вание цифры 13 не прель стился бы самый ленивый драматург. Зато — ведь не профессионалов надо судить не по тому, что им не уда лось сделать, а по тому, что удалось-таки — за. актерами . наблюдать просто приятно. Сколько старательности и увлеч енн о с ти , грамотного понимания существа персо нажей. Несомненна твердая, у в е р е н н а я р еж и с с е р с к а я р у к а . Н алицо — «спелый плод» упорных, тщательных репетиций. И так , о встрече в заку- лисье после спектакля. Спра шиваю , почему обратились именно к «Трусохвостику». В ответ: решили порадовать детей, традиционные сказки набили оскомину, хотелось поиграть всласть, сочинить спектакль с музыкой и тан цами , да и идеи, мораль в пьесе симпатичны. Понятно. А что — от такого, пусть и банального, вопроса никуда не деться, — какая сверхза дача, какие причины и по воды объединили вас в ТЖД? Если суммировать ответы — возможность отрыва от обы денности, «живое», дружное дело, человеческие и творчес кие качества Анатолия Ми хайловича. В общем, речь шла о вос требованности невостребован ного прежде артистическо- коммуникабельного потен циала участников ТЖД , о том, что они нашли то, чего им раньше не.хватало. Само лет на Сцене не взлетел, но они рады «п опы тк ам п о лета», репетируя и играя. П ер ед о м ной си д е л и взрослые люди, к которым ни в малейшей степени не применимо такое (за неиме нием никак не находящего ся лучшего) слово, как обде- ленность. Они нормально, до стойно реализовали себя в семье ли , профессии ли . Ма шинист поезда, сотрудники налоговых полиции и и н спекции, библиотекарь, пен сионерка, работники клуба. (Не буду называть фамилий, чтобы кого-то пропустить и тем самым обидеть). Рядом со взрослыми — несколько уче ников 53-й школы , детская студия ТЖД. Одна девочка... плачет. Никак не успокоит ся. Первый выход на сцену, к публике. Очень волнова лась! перед спектаклем и во время его. Бедняжка . Трога тельно. Хоть сам плачь. Артисты успокаивают де вочку, однако сами во главе с подключившейся Таисией Карповной Малыгиной, ди ректором клуба , начинают напоминать растревоженный улей. И я их понимаю. Толь ко что они обрисовали меха низм существования театра: все — декорации, костюмы, реквизит — свое, своими ру ками , из дому или ,переде ланное, из запасников клу ба. По существу, они нико му не обходятся ни в копей ку . Немного потеснились , ужались остальные клубные коллективы , в эту «брешь» втиснулся ТЖД — не более. Им не за себя — за город ские (точнее, районные) влас ти обидно. Такого клуба и такого театра в Грязях боль ше нет. Совсем ничего тако го нет. Увы, никто из райад- министрации ни на одном спектакле ТЖД не был. Влас ти вспоминают о клубе лишь тогда, когда он им нужен — к примеру, веселить народ на ярмарках. Зато город помнит об этом очаге культуры , хо дит туда (больше, собствен но, некуда). Причина невни мания властей лежит на по верхности: клуб — не их, он проходит по железнодорож ному ведомству. (Здесь-то, кстати, все в порядке. В клу бе на днях завершен солид ный ремонт, обошедшийся управлению ЮВЖД в сто миллионов рублей.) ...И злив свои беды, Таи си я К а р п о в н а и а р т к с ты «вспомнили», зачем они со брались, и вновь потек пос- лепремьерный , сле гк а вос торж енны й , п ри п одн я ты й разговор. Везет же людям . Несмотря ни на что, везет. Захотели — и смогли. Осу ществили «попытку полета». К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz