Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
р е д а к т о р о в р а й о н н ы х г а з е т о б л а с т и К Р Е С Т Ь Я Н С К И Е К О Р Н И . . . » в т о же примерно время и в нашей «Донской правде» гневно бичевались стяжате ли из другого села — Утки- но, которые связали свое эко номическое благополучие с возделыванием далеко в ок руге известного огурца, вмес то того чтобы ударным тру дом крепи ть общественное хозяйство на базе тутошнего совхоза «Задонский». Воды с той поры утекло немало. И сегодня с груст ным юмором вспоминаешь собственные творческие уси лия на ниве борьбы с тем, что победить невозможно в при нципе, поскольку речь идет о глубинном экономическом интересе. А с ним бороться — это все равно что, подобно сервантесовскому Дон Кихо ту, атаковать на коне с коп ьем наперевес ветряные мель ницы . Но ведь и сегодня из уст местного начальства в Юрь ево и Яблоново можно услы ш ать, что народ тут плохой, работать не хочет. И думает только об одном: как бы что стащить в здешнем товари ществе «Красный путь». А к ак же он живет, этот народ, коль работать не хочет? Ведь > живет же , и многие непло хо. И вряд ли только тем, что сумеют умыкнуть в общес твенном хозяйстве. Опять мы приходим к той самой эко н ом и ч е с к о й о р г а н и з а ц и и жизни , которая лежит в ос нове всего и которая , если она не носит разумного ха рактера, то есть не учитыва ет диктуемого жизнью здра- к вого смысла, ни к чему до- " брому привести не может. Решительно не приемлю доводы тех, кто денно и нощ но, в угоду собственным по литическим интересам твер дит сегодня о развале сель ского хо зяй с тв а , о гибели деревни. Она не погибнет уже потому, что здравый емыел, способность слушать "И слы шать кормилицу нашу зем лю , интуитивно , крестьян ским чутьем доходить до ис тины , которая соединяет в себе экономический интерес и нравственную опору, поко ящуюся на уходящих в глубь веков крестьянских земле дельческих традициях, всег- . Ну, а инте да будут присущи какому-то проценту сельского населе ния. Такова внутренняя ло гика сельского уклада ж и з ни. Об этом мы много беседо вали с председателем сель хозкооператива «Восход» (он недавно был образован на базе бывшего ТОО «Восход») Николаем Григорьевым. По томственным крестьянином, который известен в районе как человек творческий, ду мающий, кое-что со своими людьми в условиях рыноч ных реформ добившийся. У него есть свои претензии к нынешним московским влас тям , но при этом Григорьев твердо убежден: «верхи — верхами», но если здесь, на месте, работать будем, как работали во времена уравни тельно-распределительные , действительно, пропадем. И он назло, так сказать, всем превратностям судьбы и не нормальностям проводимых реформ пытается доказать, и небезуспешно, что жить, и даже неплохо, можно сегод ня. Если на той же земле бу дешь с головой и душой, из- , вините, вкалывать. Так вот, об этой самой экономической организации. Как мне представляется, в «Восходе» сумели решить задачу на сегодняшний день для села едва ли не главную: соединить интересы кресть янского двора и коллектив ного хозяйства, в силу чего совершенно иным стало от ношение людей к труду. Нет, это не бывший колхоз, где все общее и все — ничье, где работали, что называется, из- под палки и где утащить что- то из хозяйства общественно го для нужд личного не счи талось зазорным. Организа ционно-правовая форма хо зяйствования в «Восходе» — ' бе'Мхозкооператив, Который образован на строго юриди ческой основе из п аевых взносов каждого его члена. П ричем к этому ш ли н е сколько месяцев путем на стойчивой работы с каждым человеком . У кого паев не было, те в счет зарплаты при купали, что тоже кое о чем говорит. ресы крестьян- ского двора учитываются, на пример, так. Посадив весной картошку на огородах, чле ны кооператива(пенсионеры тоже) дальше уже не думали о том, как, скажем, защитить посевы от вредителей . Все было сделано организованно, четко, причем дозировка яда была оптимальной. А по осе ни каждый член кооперати ва сдал в хозяйство для нужд общественного питания по два мешка отборного карто феля. Теперь, надеюсь, по нятно, почему в «Восходе» иным стало отношение к тру ду, к коллективной собствен ности. Бы вш и е к о лл е к ти вны е хозяйства во многих случа ях потому сегодня и разва ливаются, что они когда-то создавались без глубокого у ч е т а л и ч н о г о и н т е р е с а крестьянина. И потому они были как бы сами по себе, а крестьянин со своим подсоб ным хозяйством сам по себе. Смена вывески, формальное преобразование бывших со вхозов и колхозов в ТОО ни чего в сложившемся поряд ке вещей не изменили. Отсю да раздрай на земле, бесхо зяйственность во всех ее про явлениях, малоэффективный труд, что при рыночной эко номике, когда сверху по фон дам в плановом порядке пе рестали поступать ресурсы, н еи збеж но об ор ачи в ае тся экономическим крахом. Но с е л ь с к а я гл у б и н к а живет, присутствия духа не теряет и на московских по литиков полагается не очень, памятуя о том, что самому плошать, прежде всего, не надо. Она очень не хочет, чтобы за нее кто-то что-то думал, принимал какие-то реш ения , эксперим ентиро вал. Она хочет сама о себе побеспокоиться и устроить ; й)йзнЬ ПЬ ЬОббтВенному разу мению, к ак подсказываю т мужицкий крестьянский ум, земледельческие традиции, опыт предков. Многое связы вает с предстоящими 22 де к а б р я вы борами м естной власти, хотя и скепсиса, не верия в возможные переме ны хватает. Из того же Юрьево побы вала недавно в редакции «За- ЛЮ БИ И з н а й РОД И М ЫЙ к р а й г ото в я с ь к своему 80-летию, усманская газета «Новая жизнь» год назад объявила одноимен ный творческий конкурс. Много интересных фактов узнали ус- манцы о родных местах. А не давно местный краевед Д.Комя- ков поведал в своем очерке «Та ланты из народа» не только об известном многим основопо ложнике квантовой электроники Щщ ш Ш ш Ш Щ в —академике, лауреате Нобелев ской премии, дважды Герое Со циалистического Труда Н,Басо ве, выдающемся русском уче- ном-химике Ф.Флавицком, та лантливых ученых-медиках И.Огаркове, Т.Степанове, вид ном журналисте и обществен ном деятеле Н.Таленском и еще двух десятках ученых разных специальностей, но и ранее за секреченном создателе «лунохо дов» докторе технических наук Валентине Евграфовиче Ишев- ских. Он долго и плодотворно работал в области космонавти ки. Сейчас готовятся к публика ции еще несколько конкурсных материалов, а имена победите лей и обладателей главных при зов станут известны в конце марта, в день юбилея газеты. О ВРЕМ ЕН А , О Н РА ВЫ ! . . в обыденной жизни послед них лет, как в фильме ужасов, все больще мелькает леденящих дущу 'чсадров». Ну как можно сердцем принять и разумом по нять поступки женщин, бросаю щих своих детей? Живут сейчас в детском от делении Усманского ТМО девя тимесячные двойники Олеся и Сережа, брощенные матерью. Их согревают душевным теплом врачи, нянечки, медсестры, нян чат студенты-практиканты мес тного медучилища, а игрушки дарят то евангелистские христи ане-баптисты, то просто мило сердные люди. А пятилетний Рома (тоже из «брошенных»), встречая пытливым взглядом взрослых, ласково вопрошает: «А что вы мне принесли?» Сре ди рук, дающих конфеты, фрук ты, иные сладости, малыши все- донскои правды» группа ж енщ ин и поведала о конфликте селян с мест ным начальством. Суть в том, что в Юрьево дли тельное время не работа ет водопровод. Спустя не сколько месяцев после того, к ак он вышел из строя, руководство това рищества распорядилось доставлять воду в село в бочке. Зав. участком, в свою очередь, приказал вы д ав ать воду только тем, кто на сей момент работает в хозяйстве. Та ковых набралось незна чительное меньшинство. Остальным, в том числе и лю дям преклонного возраста, пришлось хо дить по воду к колодцу в глубокой лощине, где са нитарны е условия и с больш ими оговорками нельзя признать удовлет ворительными. П о с е т и т е л ь н и ц ы были настроены реш и тельно, а одна, самая от чаянная, заявила прямо: «На выборах буду выдви гать свою кандидатуру в м е стны е д е п у т а т ы . . . Власть н аш а с ел ьская только для формы сущес твует. Толку от нее — ни на грош. Вот и живем мы будто бы для формы. На доело». Что ж , все закономер но. Сельский люд начина ет понимать, что устрой ство его собственной жиз ни от него же и зависит, а не от доброго дяди в Москве, Липецке или За- донске. От дяди он хотел бы одного: чтобы ему не мешали нормально хозяй ствовать и хоть немного поддержали в стремлении делать главное дело зем ледельца — кормить стра ну. Наш крестьянин, по верьте, может это делать не хуже любого заморско го. То, что он выжил в столь невероятных для за падного фермера социаль но-экономических усло виях, — лучшее тому под тверждение. И пока он есть, не пропадет и Рос сия. Потому что корни у нее — крестьянские. I I! * I * щ ■ т таки надеются почувствовать тепло родной материнской ла дони... Кстати, однажды здесь нахо дилось сразу 14 нен\^ных сво им матерям детей. ГЕРО Й - ЗА РОД И Н У ГОРОЙ Усманская земля — родина 16 Героев Советского Союза. Об этом свидетельствуют бронзо вые бюсты, установленные по томками в центре города. Помимо молодоженов, вете- ранов-фронтовиков, здесь побы вали дочери Героя-танкиста Г.Телегина Альбина Бобрешова и Людмила Золотарева из Се- милук Воронежской области. Не давно приехавший из Москвы бывший летчик Н,Китаев, пос мотрев на свой бронзовый бюст в аллее Героев, сказал: «Таким я был, таким я и остался». А вот единственный среди героев моряк В.Великий немно го не дожил до знаменательно го события. Его жена Этери Александровна, проживающая в Севастополе, и брат Михаил Иванович из Лисок благодарны, что усманский журналист Нико лай Нижегородов своим поиском помог узнать о добрых делах и памяти земляков, с гордостью считающих себя причастными к славе отцов и дедов. Владимир МАКСИМЮК, Николай СТРАХОВ. ■ Обязэнности стзршвй медицинской сестры хлопотны^ НО для Инны Маслюченко из Усманской районной больни цы они привычны. После окончания медучилища она прошла хорошую школу в областной больнице. Сейчас Инна трудится в хи рургическом отделении, где ей приходится основательно заниматься с молодежью. Коллектив подобрался д р уж ный, здесь принято помогать друг другу, может, поэтому он считается одним из лучших в больнице. На снимке: старшая медсестра И. Маслюченко. Фото Алексея ЩУРОВА. Д о с и х п о р сч итал ос ь, ч то за с еле ни е земель н ы н е Тербу н ского р айо н а н ачалос ь п р иблизитель н о в к о н ц е XVI н ачал е XVII век о в . Б ол ее ра нни х докум е н тал ь н ых ист оч ни ко в о н ас еле нн ы х пу н ктах р еги о н а пока н е об н а руж е н о , поэтому вы н ос имая н а суд к р а евед о в , ист о/з ик о в и в се х тех, кт о и н т ересуется д а ле ким пр о ш лым р од н ой з ем ли , н о вая вер сия о за с еле нии н е т ол ь ко Т ербу н о в, н о и Елецк ого, Долго руко вск ого , Воло вск ого р айо н о в , предл о ж е нн ая постоя нн ым авт о ро м «Л ипецк ой газ ет ы» Валерием Богдановым , носит в больш ей степени д и с ку с с и о н ны й характер. СЕНСАЦИОННАЯ НАХОДКА Работая с фондами Рос сийской государственной библиотеки (бывшей «Ле- нинки»), в «Систематичес ком указателе к «Воронеж ским епархиальным ведо мостям» (Воронеж, 1890 г.) я вдруг натолкнулся на упо минание о материале «Исто- .рич.ескре предание села Свя- тошево» (Орловской губер нии, Ливенсйргруезда). По началу я просто не поверил своим глазам. Как известно, Святошево, старинное назва ние моего родного села На горное, в прошлом веке от носилось именно к Ливен- скому уезду Орловской гу бернии. Но, может, это только со впадение? И я решил прове рить. Срочно заказал в хра нилище указанный номер издания. И вот толстый жур нал «Воронежские епархи альные ведомости» (№ 23 от 1 декабря 1871 года) у меня в руках. Быстро перелисты ваю страницу за страницей —'’нужнрто 'материала нет. И медИеМнб Мейя охватыва ет сомнение: 'ошибка вкра- 'лась "в "«Сйс'теМатйЧеский указатель ...» Наконец, на странице 995 (!) нахожу до л г ож д а н н ы й т е к с т . Б е зымянный автор пишет «о некоторых частностях Та мерланова нашествия»... ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Все началось с публика ции «Церковно-историческо го воспоминания по поводу праздника Рождества Пре святые Богородицы» в «При бавлениях» к «Воронежским епархиальным ведомостям» (№ 18 от 15 сентября 1871 г.). Здесь рассказывалось об истории избавления Руси от монголо-татарского ига. По всей видимости, с этим ма териалом познакомился свя щ еннослужитель местной церкви СВ. Николая Свято ши (отсюда и берет начало наименование тербунского села). Основываясь на запи сях в ц ерк о вны х кни гах (как известно, в каждой цер кви существовали легенды, касающиеся происхождения данного населенного пункта, времени заложения и стро ительства хргила), свидетель ствах старожилов, здешний священник написал и послал в Воронеж «Историческое предание села Святошево». Итак, в августе 1395 года полчищ а Там ерлана (или Тимура) вторглись в пре делы нашего края . Это было страшное по своей жестокос ти н аш е с т в и е , одн ако и И С Т О К И П Р Е Д А Н И Я С Е Л А 0 Ш Г Е [ З С ) (К 100- летию Тер бу н о в ) очень загадочное. Историки утверждают, что войска Та мерлана достигли только ру бежей рязанской земли, про стояли две недели и внезап но повернули к Азовскому морю. Это невыясненное об стоятельство нашествия цер ковники связывают со спаси тельной миссией Владимир-' ской иконы Пресвятой Бого родицы. Вот как это трактуется в «Историческом предании...»: «Расположившись близ села Святошева, в 75 верстах от Ельца, Тамерлан положил со верш и ть п ер еп р аву через реку Олым». По утвержде нию автора предания, насту пил канун торжества Влади мирской иконы Божией Ма тери — 26 августа. Глубокие сумерки прикрывали движе ние неприятеля к реке. Та мерлан едет на любимом Ар г ам а к е . Верной поступью идет конь по тропинке над крутая круча у-протЖающей ” в здешних м е с т ах 'р ^ ки Хо- лопчик — В.Б .);-Н?чутье из»-' меняет ему: конь; и всащник закружились вдруг над «сто футовой бездной». Еще мину та, и, исковерканный и оглу шенный падением, Тамерлан как бы впадает в легкое за бытье. И предстала вдруг ему, как наяву, величественная женщина, окруженная орео лом славы. По словам самого Тамерлана, узнал он в ней матерь русского Бога, изобра жение которой видел прежде. Далее в предании называ ются сохранившиеся к нача лу 70-х годов прошлого века свидетельства, на которых оно и основано. «Вот почему, по устному преданию жите лей села Святошево, и назы вается до сих пор колодезь, выкопанный вблизи помяну той пропасти, Тамерлановым. А гора с пролегающей на ней крутой тропинкой — Арга- мачьей (в с. Нагорное и бли жайших окрестностях ныне не сохранились данные топо нимы — Тамерланов колодезь и Аргамачья гора — В.Б.). И была устроена на этом месте с незапамятного време ни часовня (никаких устных и письменных свидетельств о существовании в селе древней часовни пока не найдено — В.Б.). И местные жители до селе поддерж иваю т в ней огонь лампады, дожженной руками благодарных праде дов пред иконою Матери Бо жией. И пречистая слышит и дневную, и полунощную молитву крестьянина, и ви дит жаркую слезу его. Тако во предание крестьян села Святошева Орловской губер нии Ливенского уезда». МНЕНИЯ КРАЕ ВЕД А И ИСТОРИКА в поисках истины я обра тился за комментарием к из вестному летописцу Тербун ского края Александру Голу беву. Выслушав меня, Алек сандр Афанасьевич отверг до стоверность этой легенды. По его мнению, вряд ли могло сохраниться поселение, о ко тором идет речь в предании, в условиях постоянных набе гов татар (а, как известно, ко чевники вторгались в наши земли вплоть до середины XVII века — В.Б.). Не согласиться с мнением опытного краеведа было не льзя , но во мне все же ко пошилось сомнение. Поэтому я продолжил изучение лите ратурных и архивных источ ников. И вот что мне откры- : ^ о с ь . щ ',;;,.Возникновение горо;{а Ельца; относят к XII веку, ■Надо думат-ь, что тогда же (если не раньше) в этом рай оне возникли и сельские по селения. А чем отличгщся го род того времени от села? Внешне практически ничем: ведь тогда горожане также зан им али с ь зем л ед ели ем , скотоводством. Вместе с тем селяне строили свое хозяйст во так, что в любой момент при набеге кочевников без ущерба для себя они могли сняться с насиженных мест и бежать в глухомань. То есть село представляло из себя мобильное, подвижное, са мостоятельное, самоуправля емое «мини-государство». И его обитатели умели все (или, выражаясь современным язы ком, имели «широкий про филь»): и пахать, и сеять, и мастерить орудия труда, и строить жилища, делать ору жие и прекрасно владеть им. Как правило, они заранее уз навали о численности врага и, при необходимости, быст ро покидали селение. Смело можно предпол ожить, что на том месте (или где-нибудь поблизости), где находится сейчас село Нагор ное, шесть веков назад сущес твовало древнее поселение. И еще одна характерная деталь. Кочевники, нападая неожи данно на русские села и де ревни, не были заинтересова ны в их уничтожении или опустошении — они оставля ли их как своего рода прови антские пункты для последу ющих набегов. К тому же именно эти селения, вернее — их наиболее работоспособные обитатели, становились раба- ми-пленниками. Продолжая свои поиски, я обратился за разъяснекй-, ями к московскому истори- ку -литературоведу Н и ко лаю Чернову. Николай Ми хайлович родился в Кол-, пнянском районе Орловской- области. Он много работал: в архивах Орла, Москвы, других городов и довольно хорошо знает историю на-' шего края . Вот что он мне. рассказал: . '. — Путь татарских ко-! чевнйков из Ельца'вйШсне! мог.проходить мимо села! Святошево. Татары .пере п р ав л я л и с ь 'ч е р 'е з 'ф б к у ! Олым, а дальше шли илй на Ливны, или на юг. Кстати, эти большаки и поныне со храняют следы татарского освоения. Я, например, на шим орловским краеведам всегда говорю: самый древ ний исторический пам ят ник у нас — -тат ар ский шлях . Он известен с X II-' “ХШ 'веков, а все остальные “берут начало в Х1У-ХУП ве ках,.Нто, же-жасается сущ ности предания села Свято ш ев о , то это ти п и ч ны й апокриф. (Произведение на библейскую тему, признЕша-1 ем ое н ед о с т о в ер ны м — ■ В.Б.). Однако несомненно и< то , что на пространстве ! между Ельцом и Ливнами ' были поселения до нашест вия татар, то есть до XIII века. Это исторически уста новлено. Но сведений, к со-, жалению, почти нет. Конеч но, одни из них исчезли, другие, возможно, сущес твуют и поныне. Но не надо забывать и того, что в XVI-, XVII веках так называ^емое, «дикое поле» заселялось: вновь, хотя не исключено, что в памяти людей сохра-: нились предания о прежних, поселениях на этой т^рри-; тории. Скорее всего, на мес те села Святошево было ка кое-то другое поселение . Там мог быть источник (или колодезь), который местные жи тели считали святым , далее к этому добавилась легенда явно церковного происхождения. Позднее в честь легендарного события кто-то построил часовню... XXX Итак, пока историческое предание села Святошево — это легенда. Но и легенды превращаются в были, ког да люди, хорошо знающие дела, мысли, чаяния своих предшественников, являют ся продолжателями вечной борьбы за честь, независи мость и процветание своей родной земли, своего Оте чества. Валерий БОГДАНОВ. с. Нагорное — Москва. в со в е те д и р е к то р о в те п е р ь в се б о льш е сл е са р и з а се д а ю т . . . Настоящий сюрприз преподнесли последние выборы со вета директоров на Добринском сахарном заводе. Впервые большинство мест в этом органе — пять из семи — получи ли рабочие. Инженерно-технические работники оказались менее организованными и «проморгали» момент, когда надо было выдвигать своих кандидатов. Д ля этого, согласно Ус^ таву, следовало предварительно договориться между собой владельцам не менее двух процентов акций . Рабочие т а кую инициативу проявили . А итээровцы — нет. Н а запоздалые сетования заводской интеллигенции по поводу недостаточной образованности нового состава сове та директоров один из его членов, слесарь А. Прохоров, ответил: — Деньги считать сейчас все умеют! Рабочее большинство совета уж е успело показать свой характер , проявив активность на ниве заводского законот ворчества. По его инициативе введена система льгот для работников предприятия за пользование транспортными, строительными и некоторыми другими услугами в зависи мости от стаж а работы на заводе. А г у са р о в ср е д и х о зя й ств е н н и к о в н е т Н а чрезвычайный реж им работы перешел координаци онный совет, контролирующий в районе погашение недо имки по налогам . Заседания в последнее время проводятся практически каж ды й день, и ведет их сам глава районной администрации Валерий Тонких. Дело в том, что задолж ен ность по налогам в местный бюджет по-прежнему остается большой, и з-за чего задерживается выплата зарплаты р а ботникам бюджетной сферы. А н ал и з финансового состояния н ал о гоп л а т ел ьщ и к о в на за сед ан и я х координационного совета п о к а зы в а е т , что во зм ож ность р а с сч и т а т ьс я с долгами есть п р а к ти ч е с к и везде . И в х о зя й с т в а х , и на п р ед п р и я ти я х «п р о к р у ч и ваю тся» еж ем есячн о нем алы е средства . Дело л иш ь за тем , чтобы х о зя й с т в е н н и к и соблюдали н алоговое з а к о нодательство . За х о те л о сь р ебя там к ури но го ф а р ш а . . . На удочку ловких мошенников попалось руководство Добринской бройлерной фабрики . Представившись пред принимателями , группа молодых людей предложила ф и р ме посредничество в реализации куриного ф арш а . Мол, в Москве этот продукт пойдет нарасхват, причем по любой цене. 'Ударили по рукам . «Гастролеры» загрузили продук цией , стоимость которой оценивается в 200 с лиш ним м и л лионов рублей, целый автомобиль и . . . След их , конечно, простыл. Т ак в районе узнали о самой крупной в этом году аф е ре. Однако правоохранительные органы , в отличие от п ти цеводов, не растерялись . Как сообщил недавно следователь районного отдела внутренних дел Виктор Нестеров, мошен ники задержаны . В связи с тем , что они «провернули» ряд операций и в других районах области, м атериалы переда ны в областное управление внутренних дел. Рассчитывать ж е на скорое возвращ ение 200 миллио нов рублей птицеводы , однако, вряд ли могут. Стр а х о в а я м е д и ц и н а : ш а г вп е р е д , д в а ш а г а н а з а д Еще недавно добринцы радовались развитию страхово го медицинского обслуживания в районе . Ныне процесс движ ется в обратном направлении . Все амбулатории учас тковых больниц вновь переведены н а финансирование из бюджета. Главная причина — четырехмилли ардн ая задо лженность хозяйств , предприятий , организаций и учр еж дений в районный фонд страхования . Справедливости ради следует отметить, что и сами ме дики не очень-то позаботились о том , чтобы авторитет ме дицинского полиса рос. С переходом на страховую меди цину пациенты не ощутили ни улучш ения обслуживания , ни возросшего радуш ия медиков . Р азве что забывчивым больным приходилось то и дело возвращ аться домой за по лисом . Н овости р ай о н а собрал В яч е сл ав ИСКОРНЕВ , соб. корр . «Лип ецкой га зе ты » .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz