Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
6 дек абря 1996 г. с у д ь б а к р е с т ь я н с к а я к т о п о с т а в и т з н а к р а в е н с т в а ? № 2 3 4 (1298 ) * Т о ч к а зрения " ■ А Г № “ " У г Т Д - Г Г А - . - м | 0 ^ 0 ^ 1 - ■ . ; У : Лебедянцы воспринимают свой рай он как край цветущих садов и плодовых питомников. Их плантации занимают со лидную территорию. Десятки сортов ле бедянских яблок с успехом расходятся по многим регионам России. Не случай но правительство Москвы выбрало нас одним из поставщиков плодовой продук ции. Кроме того, что садоводы сохрани ли традиционные исконно русские сорта яблок, они выращивают экологически безупречные плоды. Сегодня мы испытываем тревогу по поводу дальнейшей судьбы садов. Оче редное реформирование хозяйств ведет к тому, что плантации могут быть разде лены на участки и отданы рабочим в счет земельного или имущественного паев. Горький опыт такого реформирования известен в Краснодарском крае, г.де ты сячи гектаров сада поделили на клетки и раздали людям. В итоге садоводство практически погибло, так как занима ются им в основном несведущие люди, без соблюдения элементарной техноло гии. Вышло, как на шахматной доске:, на одной клетке — чистота и порядок, на ^другой — густота и бурьян. Нас та кой вариант не устраивает. Нас уверяли в том, что до дележа са дов дело не дойдет, что паи будут выде ляться из свободного районного фонда. Но^ ведь всем членам сельхозпредприя тий фонда явно не хватит; их тысячи и тысячи, плюс огромный отряд пенсионе ров. Уж е сегодня из уст организаторов реформ раздаются мнения о том, что все- таки придется делить сады. Подобная угроза висит и над живот новодческими комплексами, птицефаб риками, где делить начинают цеха, груп пы животных, птичьи клетки. Считаю, надо избежать подобной практики, гро зящей разорением и голодом. Ведь лю- бое реформирование должно прежде всего стимулировать и развивать производст во, способствовать наращиванию выпус ка продукции. В нашем же случае про сматривается обратное воздействие. Специализированные хозяйства надо сохранить, несмотря на чрезмерные «ста рания» реформаторов. Они являются нашим богатством, гарантирующим про довольственную безопасность. Ведь в пер вую очередь благодаря спецхозам область хорошо обеспечена животноводческой, плодовой, овощной, птицеводческой про дукцией. Зачем же рубить сук, на кото ром сидим? Есть и иные варианты ре формирования, сохраняющие основу сельхозпроизводства. Многие мои коллеги считают, что специализированные сельхозпредприя тия должны оставаться государственны ми, как в странах Европы. Это позволит лучше регулировать объемы продоволь ствия, поддерживать соответствующий уровень производства. Государство несет на себе и миссию поддержки подведом ственных предприятий. Например, осу ществляет централизованные поставки кормов для свинокомплексов и птицефаб рик, закупает у них произведенную про дукцию. Некоторые назовут это возвра том к прошлому, а я считаю это движе нием к разуму, рациональности. В деле реформирования экономики мы уже достаточно наделали ошибок. Дошли до того, что дальше — некуда. Пора глубоко продумывать то, что соби раемся делать, изменять. В противном случае нам уже в недалеком будущем грозит экономическая зависимость от так называемого цивилизованного мира. Ви талий К Л И М О В Ц О В , заместитель главы администрации Лебедянского района. С в о е г о р о д а э к с п е р и м е н та л ьны м п о л и г о н о м н аш с о в х о з с т а л в ш е с т и д е с я т ы е : го д ы , к о г д а в К и е в е бы л с о зда н в с е с о ю з н ы й и н с ти ту т с а х а р н о й с в е к л ы . Ему т р е б о в а л о с ь 2 - 3 х о з я й с т в а дл я о п р о - : б о в а н и я н а у ч ны х р а з р а б о т о к . На наш с о в х о з вы б о р пал б л а го д а р я е г о п р о ч н о й м а т е р и а л ь н о й б а з е и о п ы т ны м к а д рам . П о с л е р а с п а д а СС С Р и н с т и т у т о к а з а л с я в б л и ж н е м ) з а р у б е ж ь е , но х о з я й с т в о с о х р а н и л о с т а т у с э к с п е р и м е н т а л ь н о г о п о л и г о н а , т о л ь к о уж е не в с е с о ю з н о г о , а в с е - р о с с и й с к о г о . К т е х н о л о г и и б р а т ь е в С и - ■ н я ч к и н ы х я о т н о ш у с ь с б о л ь - ; ш им ув а ж е н и ем . Э то т е х н о л о - ; ГИЯ э н т у зи а с т о в . В п и к их с л а - : вы г е р б и ц и д о в ш и р о к о г о : с п е к т р а д е й с т в и я у н а с не : бы л о . В ы с о к и й у р о ж а й д о с т и - ■ га л с я з а с ч е т с в о е в р е м е н н о й :■:? п а х о ты , в ы р а в н и в а н и я з я б и , о с о б о г о к о м п л е к с а а г р о п р и - Н;| ем о в п о м е х а н и ч е с к о м у у н и ч - : ■| т о ж е н и ю с о р н я к о в и с о зд а в .1 н ию н е о б х о д и м о й гу с т о ты на - I с а ж д е н и й , а т а к ж е з а с ч е т : в н е с е н и я в ы с о к и х д о з м и н е - :1 р а л ь ны х у д о б р е н и й . У р о ж а й н о с т ь и у С и н я ч к и - ■! ных , и у и х п о с л е д о в а т е л е й н е р е д к о п р е вы ш а л а 3 5 0 ц е н - т н ^ о в . М а к с и м у м , на к о т о ры й м о г у т р а с с ч и ты в а т ь ны н е в б о л ь ш и н с т в е х о з я й с т в , — 2 0 0 ц е н т н е р о в с г е к т а р а . И ; ™ п р и ч и н а в с е м я с н а . И з - з а н е - ;:У н о м е р н ы х це н на у д о б р е н и я ?л ; в н е с е н и е т у ко в р е з к о с о к р а - ; : т и л о с ь . Если в о в р е м е н а С и - н я ч к и н ы х ПОД с в е к л у д а в а л и 1 6 0 - 1 8 0 к и л о г р а м м о в д е й - У,: с т в у ю щ е г о в ещ е с т в а у д о б р е - :й:1 н и й на ге к т а р , т о с е й ч а с д о з а с н и з и л а с ь д о 2 0 - 4 0 , с а м о е б о л ьш е е — 7 0 к и л о гр а м м о в . Л : П е р е б о и с у д о б р е н и я м и на - ш ч а л и с ь п р а к т и ч е с к и с 1 9 9 0 ::?! го д а . Ч е р н о зем ы и с тощ и л и с ь . Р а з р о з н и л с я И к о м п л е к с а г - к то П РАВИТ БА Л НА РЫНКЕ «Б ЕЗЗАТРАТОК» Д обры й пяток зар уб еж ны х фирм р а зв ер нули в Д об р и н с к ом р айо н е деятельность под д е в и з о м «Покупай , или проиграеш ь» . Товаром являются «беззатратные» технологии возделы вания с а х ар ной свеклы или их компоненты. А ведь когда-то в р айо н е ширилось д в иж е н и е з а распространение опыта местных новаторов — братьев Синячкиных, сум евш их сделать тяпку н енужным оруди ем . р о п р и е м о в . Т о с о л я р к и в н у ж ны й м о м е н т н е о к а зы в а е т с я , то не о б н о в л я вш а я с я го д а м и т е х н и к а п о д в о д и т , т о ге р б и ц и д ы не на ч то п р и о б р е с т и . В о т в е д ь п а р а д о к с : х о з я й с т в а с и д я т б е з д е н е г , а на наш р ы н о к р в у т с я с о с в о и м и т е х н о л о г и я м и з а р у б е ж н ы е ф и р м ы . К о н е ч н о ж е , о н и и зу ч и л и с и т у а ц ию , з н а ю т н аш и ф и н а н с о вы е в о з м о ж н о с т и , но не о т с т у п а ю т . Д е л а ю т у п о р на т о , ч то и х т е х н о л о г и и с а м о о к у п а е м ы . В у м е н и и у б е ж д а т ь п р е д с т а в и т е л я м з м у б е ж н ы х ф и рм не о т к а ж еш ь . С м о т р иш ь , в т о м и ли и н о м б е з д е н е ж н о м , к а з а л о с ь бы , х о з я й с т в е о б с уж д аю т : а н е в з я т ь ли к р е д и ты , а не з а б и т ь л и э н н о е к о л и ч е с т в о с к о т а , ч то бы з а к у п и т ь з а р у б е ж н ы е п р е п а р а ты ? Не б е р у с ь с у д и т ь о м о ти вах , п о б у д и вш и х д о б р и н с к и е х о з я й с т в а к с о т р у д н и ч е с т в у с д а т с к о й «М ари бо » , а м е р и к а н с к о й « Д а у е л а н к е » , ф р а н ц у з с к о й « М а т р о -Ф р а н ц е » , н е м е ц к о й « К л е й н е » . С к а ж у л и ш ь , к а к с к л а д ы в а л о с ь н аш е с о т р у д н и ч е с т в о с о ш в е й ц а р с к о й ф и р м о й С И Б А . П о н я в , ч то в р ы н о ч ны х у с л о в и я х с о с т а р ы м б а г а ж о м н е ч е г о и д у м а т ь о в ы ж и в а н и и , м ы н а ч а л и с т р о и т ь в с о в х о з е с в о й ц е х п о п р о и з в о д с т в у с в е к л о с е м я н . С у ть з а д у м к и з а к л ю ч а л а с ь в т ом , ч то бы не о т п р а в л я т ь с в е к л о с е м е н а ку д а - т о д л я д а л ь н е йш е й д о р а б о т к и , на ч ем мы п р е ж д е т е р я л и бо л ь ш и е д е н ь г и , а д о в о д и т ь п о с е в н о й м а те р и а л д о н уж н ы х к о н д и ц и й н а м е с те . Ч то б ы п р о и з в о д с т в о бы л о к о н к у р е н т о с п о с о б н ы м , т р е б о в а л о с ь п о д т я н у ть д о с о в р е м е н н о г о у р о в н я в с е е г о у ч а с т ки . В о з н и к л а идея з а м е н и т ь п р о т р а в и т е л ь . П р е ж н и й , «Ф ура д ан » , не у с т р а и в а л н а с и з - з а в ы с о к о й т о к с и ч н о с т и . П р о с л ы ш а в о в ы с о к о м а в т о р и т е т е ф и рм ы С ИБА , о б р а т и л и с ь в е г о В о р о н е ж с к о е п р е д с т а в и т е л ь с т в о . Т а м н ам п р е д л о ж и л и п р о т р а в и т е л ь «П ром ет» , ко т о ры й стал для нас п р о с т о н а х о д к о й . Н е у с т у п а я в эф ф е к т и в н о с ти «Ф у р а д а н у » , он о т н о с и т с я к т р е т ь е м у , с а м о м у н и зш е м у , к л а с с у т о к с и ч н о с т и . П р е д с т а в и т е л ь ф и р м ы Н и к о л а й И в а н о в и ч Б о й к о п о м о г н а й ти и с о в р е м е н н у ю м а ш и н у для пр о т р а в л и в а н и я , с о в м е с т и м ую с о б о р у д о в а н и е м д а т с к о й ф и рм ы « К ом б и я » . М ы р е ш и л и п р о д о л ж и т ь с о т р у д н и ч е с т в о с ф и рм о й , к о т о р а я п р е д л о ж и л а и спы та ть на н аш и х п о л я х це лы й к о м п л е к с п р е п а р а т о в п о б о р ь бе с б о л е з н я м и р а с т е н и й и с о рн о й р а с т и т е л ь н о с т ь ю . И з г е р б и ц и д о в н ам , в ч а с т н о с т и , п о н р а в и л с я « Ш а г у н » , к о т о р ы й в н о с и тс я п р и п о я в л е н и и у с в е к лы 2 - 4 п а р л и с т о ч к о в . П р и ч е м не бы л о з а м е ч е н о н и о д н о г о у ч а с т ка с о ж о г а м и к у л ь т у р н ы х р а с т е н и й . С е й ч а с мы п р о р а б а ты в а ем ко н т р а к ты с о ш в е й ц а р с к о й ф и р м о й . П р е п а р а ты , к о н е ч н о , д о р о г и е , н о о п ы т п о к а зы в а е т , ч то о н и с а м о о к у п а е м ы . Не д ум а е м мы о т к а з ы в а т ь ся и о т с о т р у д н и ч е с т в а с к о н к у р е н т о м СИБЫ — а м е р и к а н с к о й «Дауе л ан ке» . Ее г е р б и ц и д «Л ан тр елл » н е з а м е н и м н а п о лях , гд е б у й с т в у ю т о с о т , м о л о ч а й , б о д я к . О т е ч е с т в е н н о г о а н а л о га э т о м у п р е п а р а т у н е т . М ы а к т и в н о р а б о т а е м с о м н о г и м и з а р у б е ж н ы м и ф и р м а м и , о д н а к о п р о т и в т о г о , ч то б ы п о с та в и т ь в з а в и с и м о с т ь о т н и х в с е н аш е с в е к л о в о д с т в о . О с о б е н н о э т о к а с а е т с я с е м я н . В з я т ь д а т с к у ю ф и р м у «М а р и б о » . Э т о х о р о ш а я ф и р м а . В п р е д л а г а е м о й е ю т е х н о л о г и и Б ЕЗ Б ИЛ ЕТНЫ Й П РОЕЗ Д : ..... ■ * ВЫ ГО Д А О Б О Ю Д Н А Я ! 1 Ш ? — У нас убытков на три миллиарда, расчетный счет А*" — на картотеке н 1 федитор- : '^у-^рНйл. задолженность ЗООа миллионов рублей'. — неве село объясняет начальник автоколонны »1415 Сера фим:Просветов. — За сен тябрь , н ап рим ер , п р о финансированы наполови ну. Автоколонна считается муниципальным предпри ятием, содержится за счет городского бюджета. Н а предприятии числится в наличии 300 автобусов, ко- зффит^ент выхода их на А^,аняни^%оставляет 0 ,817 . Что это обозначает? ЕЖе- Л/ ^ е в я о на «приколе» оста- ' ются до 18 маншн. Поче- ?;:'.')ИУ?''Не хватает водителей. И это в условиях безрабо- тивсьт.'' Средняя зарплата в'' 800 тысяч рублей не всех / ' устраивает, да и условия ' ' ' т^^уда не вз легких. ';'’ Судите сами: для того •'лее^ «ЛиАЗа» установлен срок пробега 500 тысяч ки лометров, но 117 автобусов уже давно сто псрекры.ш. По автоколонне по.цюжит сннсаиию 70 процентов подвижного состава. В теж куццем году получили толь ко три новых «Ли.\,3а» и столько же «Икарусов». Какой же выход? При ходится выкручиваться: из эксплуатационной автоко лонна превратилась в р с ; . монтную, латает дыры со бственными си.ламн. Нет ере.'щтв .(ЛЯ ириобрегения новых двигателей уже в те чение пяти лет. Отказались'' от капитальных ремонтов - двигателей и систем пере дач на специализирован ных заводах. Исправление кузовов тоже взяли и 1 н о ч В свое время бы. 1 . 1 «ла зей ка» для добывания (Чюдств. Для 11 е 1 )епо.<ки лю дей предприятия и органи зации заказыва.ш ;(о ста автобусов, теперь и они от- каза.’(ись от тако» роскоши. остались только завод «Стинол» и аглофабрика, которым выделяется 15 машин. Платный проезд особой прибыли не давал, общес твенный транспорт нахо дился на частичной дота ции. Кстати, на Западе до 7 0 процентов составляют дотации из муниципа.льяо- го бюджета, а в Испании в провинциях проезд бес платный. ■' Вот почему цра! н и. ным было решение горо,(- ’ ской I I об.дасгиои а,дми11ис- 1 рации ввести бе, 1 бнлет ный проезд н взимать с ' предприятий однопроцент ный налог. Считаю , 410 0 1 ка.<ы- ; ваться от этого нельзя. Это , удобно пассажирам, это нс- обходм.мо и для нас, отме на безбплегкого проо.зда может больно у.орить по н аш ем у 'пр ед пр и я тию , вплоть до остановки его де ятельности. .8, Вячеслав Я К У Н И Н . * Экономика д е л а е т с я с т а в к а н а и с п о л ь з о в а н и е г и б р и д н ы х с е м я н , о б е с п е ч и в а ю щ и х п о в ы ш е н н у ю с а х а р и с т о с т ь и х о р о ш у ю у р о ж а й н о с т ь . Н о в е д ь э т и г и б р и ды р а с с ч и та ны на у с л о в и я З а п а д а с е г о б о л е е в ы с о ки м у р о в н е м с в е к л с ^ б о р - ки и с в е к л о п е р е р а б о т к и . У р о ж а й т а м н е х р а н и т с я , к а к у н а с , н а п р и е м н ы х п у н к т а х п о 2 - 3 м е с я ц а , а с р а з у ж е о б р а щ а е т с я в са х а р . О т е ч е с т в е н н ы е с о рта и г и б р и д ы о б л а д а ю т б о л ьш е й у с т о й ч и в о с т ь ю к порче . У н а с в с о в х о з е , н а п р и м е р , о с о б е н н о п о п у л я р н а « р а м о н с к а я -4 7 » . А и з н о в и н о к я вы д е л и л бы « р ам ге р » — с о в м е с т н ы й г и б р и д н е м е ц к о й ф и р м ы «КВ е» и Р а м е н с к о г о н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о г о и н с т и т у т а . П о с л е д н и й и п р е д л о ж и л н ам э т о т г и б р и д для и с п ы т а н и я . Н ел ь зя с т а в и т ь н аш е с в е к л о в о д с т в о в п о л н ую з а в и с и м о с т ь о т з а р у б е ж ны х т е х н о л о г и й и п о д р у го й п р и ч и н е . К а к т о л ь к о о т е ч е с т в е н н ы е п о с т а в щ и ки с ем я н , т е х н и к и , н е в ы д е р ж а в к о н к у р е н ц и и , с о й д у т с о с ц е н ы , ц е ны н а з а р у б е ж н ы е т е х н о л о г и и и их к о м п о н е н т ы б у д у т н е и м о в е р н о в з в и н ч е н ы . Т а к ч то д а в а й т е б р а т ь н а в о о р у ж е н и е и о т е ч е с т в е н - : ны е н о в и н к и , н е з а ц и к л и - : в а т ь с я н а з а г р а н и ц е , не д е л а т ь к у л ь та и з е е т е х н о л о ги й . И м е н н о т а к о й п о д х о д : и п р а к т и к у е т наш с о в х о з . : Н и кол ай ; А Р Ч А К О В , главный агроном совхоза «Петровский» Добринского района. Строгий контроль "1 проходит к аж д а я изгот авливаемая , ^ деталь в ц еха х ремонтно- м еханического з а в о д а АО «НЛМ К» , а ведь и х зд е с ь , изготавливается * сотни наим енований и различны х параметров. • Н а с н им к е : контролеры О Т К И. Козлова и О .^Лилю xина . Фото Евгения САМОХВАЛОВА . 1 1 * Фрагменты * БУДУТ ЛИ ДОНОРЫ ЗАНЕСЕНЫ В «КРАСНУЮ КНИГУ»? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Есть ли у нас в России такое равенство субъектов Федерации перед бюдже том? Нет. И это — признак неустроенности нашей эко номической конституции, незавершенности и несо вершенства экономичес ких отношений, признак слабой политической влас ти, отсутствия политичес кой воли в выравнивании ответственности всех без исключения субъектов пе ред государством, то бишь — бюджетом. Я употреб ляю слово «корпорация», чтобы подчеркнуть: все превышение текущих фе деральных доходов над расходами должно исполь зоваться на эти цели Фе дерации. Только так мы сможем обеспечить про цветание ее в целом и со блюдение социальных стандартов на всей терри тории России, избавив ре гионы от непродуктивной миграции. Если федеративные от ношения строить на осно ве взаимной выгоды, а не на основе силы, то под ра венством нужно понимать не столько равенство поли тическое, сколько эконо мическое. В качестве основных показателей фискального взаимодействия центра и регионов следует использо вать налоговый потенциал, степень загрузки налогово го потенциала, норматив ную бюджетную потреб ность и бюджетную обеспе ченность территории. Что означают эти понятия? Налоговый потенциал — это максимальная сум ма налогов, которая может быть собрана с территории, при условии, что в резуль тате не происходит падения производства, не ухудшает ся производительный потен циал территории. На прак тике в бюджетных расчетах используется приближенная оценка налогового потенци ала по единым для всех тер- ./иториальных образований формулам. Формулы отра жают количественный и ка чественный состав населе ния, все активы территории, землю, производственные фонды, природные ресур сы... Давайте зададим себе вопрос: у нас налоговый по тенциал соответствует этим условиям? Условиям поддер жания экономики государст ва или регионов на уровне? Нет, не соответствует. И я считаю, что самым главным индикатором, не теоретичес ки рассчитанным, а практи чески видимым всеми нами, является падение экономи ческого потенциала, падение ВВП и остановка или ослож нение работы подавляющего числа хозяйствующих субъ ектов. То есть этот параметр в нашей федеративной сис теме экономического взаимо действия государства и реги онов мы не выдерживаем. Степень загрузки налого вого потенциала — это отно шение суммы фактически установленных налогов к на логовому потенциалу терри тории. А нормативная бюд жетная потребность — это признаваемая корпорацией сумма расходов территори ального образования на осу ществление обязательных функций органов власти, в первую очередь, конечно, — местного самоуправления по установленным нормативам. Эта нормативная бюджетная потребность вычисляется по формуле, которая учитыва ет численность и структуру населения, нормативы обес печения его социально-бы товой, инженерной, куль турной инфраструктур, фе деральные обязанности и поручения. В бюджетную потребность территории включается определенная доля ее налогового потенци ала. Зададим опять же себе вопрос: соответствует ли она тем условиям, которые дик тует на этот раз уже насе ление по отношению к влас ти? Нет, не соответствует. Население нищает. Населе ние продолжает испытывать трудности в обеспечении и поддержании своих жизнен ных кондиций. Бюджетная обеспечен ность — это отношение нор мативной бюджетной по требности к доходной части бюджета территориального образования. К а к же формировать единую эффективную фис кальную политику? Общефедеральные расхо ды должны распределяться справедливо. Справедливо в том смысле, что всем долж но быть одинаково... труд но. И одинаково... весело. Экономически более силь ные регионы должны нести и больщую нагрузку по фе деральным расходам. Но при этом они должны быть уверены, что слабые регио ны имеют стимулы стать сильными — причем стиму лы, обязывающие их к ре альным и настойчивым дей ствиям. Стержень предлага емой системы показателей — равенство субъектов Фе дерации — отражается в равной степени загрузки их налогового потенциала. При таком подходе Федерация строится не на националь ных, а на взаимовыгодных экономических, а значит — более справедливых при нципах. Как определить самое зна чение равной для всех субъ ектов Федерации степени за грузки налогового потенциа ла? Нужно исходить из тре бования их равной бюджет ной обеспеченности. Понятно, что для достижения ее по требуется согласованное пере распределение доходов на фе деральном уровне с помощью дотации. Функции дотации — это обеспечение федераль ных социальных стандартов по всей территории Российс кой Федерации. Перераспределение дохо дов на другом уровне меха низмом дотаций производит ся только для того, чтобы га рантировать равную бюджет ную обеспеченность в пре делах согласованных норма тивов. Но не больше того. Не льзя давать какие-то льготы под производство или под какие-то общественные орга низации. Вспомните Нацио нальный фонд спорта. Вспом ните, я извиняюсь, и наших инвалидов, которые, получив льготы, никак не могут по мириться между собой, и воз никают всякие трагические ситуации. Если б этих льгот не было или они бы были ■■умеренными, то не было бы такого удивительного и дико го стремления захватить до ходы. Субъекты Федерации мо гут дополнительно загружать налоговый потенциал своих территорий для финансирова ния и экономического разви тия. Именно эта функция воз лагается на федеральные суб венции. Соглашаясь на фор мирование фонда федераль ных субвенций, все субъекты тем самым соглашаются на увеличение загрузки своего налогового потенциала. Но им это выгодно, так как, бла годаря этим расходам, в бу дущем потребуется выделять меньше средств на федераль ные дотации в слабые регио ны. В рамках этих принципов субъекты Федерации с отно сительно большим налоговым потенциалом несут и боль шую нагрузку общефедераль ных расходов. Но зато и в их распоряжении останется больше средств. Больше средств может тратиться на осуществление собственных функций. Больше будет сте пень их влияния на экономи ческую политику Федерации. Именно поэтому налоговый потенциал используется как один из компонентов бюджет ной потребности. За счет это го у всех субъектов Федера ции появится естественная заинтересованность в росте налогового потенциала. А се годня у нас обратная карти на. Мы все стремимся к сни жению налогового потенциа ла. Фискальная политика эф фективна тогда, когда в ре зультате ее проведения он растет как по регионам, так и в целом в стране. Вывод: фискальная политика Феде рации не отвечает ее целям. На формирование налого вой базы в значительной сте пени влияют инвестиционные процессы. Можно без преуве личения сказать: налоговый потенциал — это результат инвестиционной деятельнос ти. В современных условиях вопрос национального распре деления централизованных и капитальных вложений сто ит особенно остро. Распреде лять их равномерно — фак тически означает распылять. Субвенции и инвестиции до лжны распределяться с рас четом на рост налогового по тенциала. Очевидно, что ка питальные вложения нужно направлять туда, где ожида ется большая отдача. Не вдаваясь в рассужде ния, можно сказать: если мы федеральные субвенции бу дем вкладывать всегда в те проекты, которые обеспечива ют наибольший прирост на логового потенциала на рубль субвенций, то степень загруз ки налогового потенциала регионов федеральными рас ходами будет уменьшаться наиболее быстро. Это очень важный тезис. А изложенные принципы, думаю, могут об служить всю иерархию тер риториального деления Рос сии. Более того: они могут быть положены воснову меж государственного сотрудни чества. Суммируя сказанное, я хотел бы сделать следующие выводы. Первое: субъекты Федерации и регионы, не смотря на неблагоприятные макроэкономические усло вия, имеют в своем распоря жении достаточно рычагов для цивилизации экономи ческой обстановки и увеличе ния инвестиционной актив ности. Второе: в рамках кор поративного бюджетного фе дерализма действительно можно ставить и решать за дачу рационального выравни вания экономического разви тия регионов за счет опти мального уровня налогообло жения и оптимальных разме ров государственных расхо дов. Чтобы это обеспечить, нужны стимулы снижения федеральных трат на испол нение конкретных функций. Это достигается применением конкурентного функциональ но-стоимостного подхода. Я здесь этой проблемы не касал ся. Но хочу сказать: власть не должна часть функций по позициям принимать на себя, особенно когда это касается экономических или хозяй ственных расходов. Власть должна определять, что вы годнее — или самой выпол нять те или иные функции, в частности, например, тран спортное обслуживание насе ления, или — на конкурсных началах поручить какие-то из них соответствующим фир мам, которые будут лучше, чем власть, делать это для населения .и лучше , чем власть, обеспечат персональ- ность исполнения и прибыль ность. Напоследок не могу не сказать: проводимая в насто ящий момент фискальная политика государства страда ет существенными недостат ками, вызывает естественное недовольство на местах и нуждается не просто в кор рекции, а в радикальных из менениях. Сохранение ны нешних тенденций федераль но-бюджетных процессов мо жет привести к подрыву на логового потенциала именно тех регионов, которые имеют инфраструктуру.и кадровые ресурсы, приспособленные для развития в России высо ких технологий, и основу для перехода в инфраструктурное общество. Если мы не позаботимся об изменениях сейчас, то пе реложим решение слишком многих сложных йадач на плечи будущих поколений, но, возможно, уже в совер- щенно другой политической и экономической системах. Если общество и власть хо тят обеспечивать развитие экономики, а отсюда и про изводной от нее — политичес кой структуры, которую они выбрали, то нужно умело уп равлять и экономическими принципами обеспечения фе дерализма, и на.логово-право- вой средой, и теми монополь ными структурами, которые в значительной степени опре деляют, как себя чувствует экономика. Скажем, топлив но-энергетический ре сурс, который совсем недавно составлял у нас в себестоимости 5-7%, а сегодня уже — 50-60%. Всякие разговоры о ре шительных мерах по снижению этих цен на 10-15% — это пустыш ка. Ибо, если мы дей ствительно говорим о решительных мерах, то нужно оздоравливать экономику снижением цен на топливно-энерге тические ресурсы в разы. Кстати, сама топ ливно-энергетическая система тогда будет по лучать большую массу денег, потому что в го сударстве у нас станет не 15-17% платежеспособ ных, а 85%. Они смогут оплачивать новые цены. И это нужно делать. Иначе мы окажемся — уже оказались! — в по давляющем большинст ве наших производств, нашей продукции некон курентоспособными. И можем потерять незави симость не только эконо мическую, но и техноло гическую. Целый ряд производств, которые определяют линию госу дарства, — электроника, машиностроение, в час тности автомобиле- и са молетостроение — уже на грани этого. С поте рей же технологической независимости придет настоящая катастро(})а. Она выльется в экономи ческие потери и переход страны в разряд госу дарств, которыми пре- не-бре-га-ют... Записал ЮрийДЮКАРЕВ. г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz