Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
в о п р о с ы в к о н в е р т е ч и т а т е л ь ч и т а т е л ю О т р о к и и з п и с е м СТРЕЛЯЮТ В ПРОШЛОЕ, А УБИВАЮТ БУДУЩЕЕ.., я не только прочитал интервью «Не стреляйте в прошлое из пистолета...», но даже постарался встретиться с челове ком, отвечавшим на вопросы журналиста, — Михаилом Мен- делеевичем Виленским. По-моему, как историк, он верно и убедительно оценивает значение Октябрьской революции. И хорошо, что, не_поддаваясь моде на огульное отрицание ее как «трагической ошибки», липчан нашли нужным поздравить с очередной годовщиной Октября депутаты областного Со брания, не обошли ее молчанием, взвешенно охарактеризо вали значение это го события в российской истории. Я думаю , говоря об ошибках прошлого, люди у власти слиш ком часто не замечают (или делают вид, что не замеча ют), сколько губительных ош ибок совершается сегодня! На чиная с необдуманных реформ, приватизации по Чубайсу. Мне так хотелось бы спросить г-на Чубайса напрямую: убежден ли он, что приватизация повысила (или в обозримом буду щем повьюит) производительность труда? Надуманность пред ставлений, что рабочий начнет работать лучше, поскольку, дескать, он теперь совладелец завода, очевидна. Получает- ся-то наоборот: снижение производства. И вообще — это ведь формальность, обман или самообман, что рабочий, работник становится якобы хозяином . И то, что акции уходят из рук членов трудовых коллективов на сторону, что истинными хо зяевами оказываются другие , лишь подтверждает: не это ре альная цель чубайсовской приватизации . Боюсь, и на селе то же самое произойдет с землей, если ее начнут покупать и продавать. Это же ясно, как Божий день: покупать-то ее бу дет вовсе не честный землевладелец... Егор БЫ КО В . г. Липецк. ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТА ФИРМА? В статье «Спасение утопающих — дело рук самих уто пающих» содержится т>едупреждение вкладчикам р а зорившегося «Корона-банка» о сроке приема их претен зий. Мы с женой тоже в свое время клюнули на рекламу и на халяву, не устояли. Внесли мы немного (сравни тельно), но для нас и эти суммы большие. В «РДС» — 2 0 0 тысяч рублей, в «Ростислав» — 2 0 0 тысяч рублей, в «Русскую недвижимость» — 100 тысяч рублей. А наша месячная пенсия на двоих — 50 0 тысяч рублей. Сходила моя бабка пару раз в «РДС», д а с тем и кончились наши хлопоты. Может, газета нам бы помогла и поместила информацию обо всех таких «конторах»: когда прекра щается прием претензий, по каким адресам и как туда обращаться. Посоветуйте! Ал ександр Валерьянович Д А Н И Л О В . г. Липецк. От редакции . «ЛГ» готова в интересах вкладчиков бес платно предоставить место для публикации сообщений , о которы х про си т читатель. Надеемся , что лица и у ч реждения , занимающ иеся делами упомянутых и неупо мянутых зд е сь фирм , оставш ихся долж ни кам и , не з а медлят сообщ ить реда кции нужные данные . ПОМНИ СТАЛИНГРАД... Приближаются годовщины великих событий в истории Великой Отечественной войны. Речь идет о битве за Москву и Сталинградском сражении. В «ЛГ» обратился ветеран вой ны Г. Щелоков и передал нам свои стихи, посвященные геро ям Сталинграда. Не будем стро го оценивать поэтическую, чисто литературную сторону публикуемых здесь фрагментов. Они заслуживают быть напечатанными вовсе не потому, что безупречны и высокохудожественны. Память, боль и гордость живут в сердцах старых солдат. Г. Щелоков — один из них. Он сам участвовал в боях, о которых пишет. И у него есть безус ловное право быть услышанным. Год за годом уплывают. Но не память о быЛоМ, Как солдаты умирали. Защищая отчий д ом . .................... Были дни темнее ночи. Грохот бомб, снарядов, мин. Ночами не смыкали очи. Вдыхали смрадный, едкий дым. И русская земля пылала Не то, что в поле жито. ■ Невозможно передать Что было пережито. Но мы стояли правды ради, И отступала прочь беда. Мы то сраженье в Сталинграде Забыть не сможем никогда! Х о ч у б ы т ь р е з о н а н с р а з д у м ь я ч п о з и ц и и р е з о н а н с М н е н И я у с л ы ш а н н ы м к о м м е н т а р и и о т к л и к и п р е д л о ж е н и я З а в е т н о е ЧЕМ ВЕРА ЖИВА... Мы в детстве надмирном, каК; в трансе. Нам явь лишь для сказки ' канва. Нам счастье дается авансом. Д а вера-то тем и ж и в а . . . ' 3 А к АТ К картине художника ^Л.П. Куаовлева X чЭтюды» Две горьких фигуры . уходят в закат. Два дерева голых, ' как молний зигзаги, А жизнь на последней "■<к немыслимой тяге Нас тянетупрямо куда-то назад. И, кажется, ей никогда не сгореть. Но вот она вспыхнет — последнею вспышкой, И высветит в сердце - заветное слишком. Что выразить словом уже не успеть. Что наша жизнь? Куда она нас гонит? И лишь последний убеждает жест... Сегодня Сашу Волкова ■.Л хоронят, и ранит душу духовой оркестр. Начать сначала? Всеми был бы понят. Что нежность нес он ^ тяжело; как крест, Сегодня Сашу Волкова ; - хоронят. Звучит сурово духовой : оркестр. Мятущаяся совесть не уронит А высоко поднимет . до небес. Сегодня Сашу;Волкова :: хоронят. Звенит у гроба духовой г • оркестр. Жена и дочь, ~не плачьте! Все он помнит, ДуЩа‘ое1еЛаеь, как была, есть. Сегодня Сашу Волкова '' хоронят. - Послушают его друзья оркестр. Мятущаяся совесть, .' не уронит. Но светлый храм, построив, удивит. Осталось всё, осталось ' ' всё. ........ А кроме — Не плач трубы, а музыка ‘‘ любви. Галина ГРИГОРЕНКО. г. Чаплыгин. ( О т к р о в е н н о с т ь з а о т к р о в е н н о с т ь ТАК П О КОМ ЖЕ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ? в номере за 26 .10 .96 помещено интервью с пред седателем областного общества «Мемориал» , р у ководителем рабочей группы по изданию «Книги П ам ят и жертв репрессий Липецкого края» Пете линым Б .Н . , который сетует на то, что не хва тает 88 млн . рублей на ее издание. В Книге содер жатся сведения о 155 тыс. человек. Н о это будет неполный список жертв, если не включить в него и тех, кто погиб, начиная с 1918 г., от р у к банд Васьки Кар ася , братьев Антоновых и прочих. В списке этом должно быть место и Валентину Ско- роходову, в память которого был назван Комсо мольский п ар к , и многим другим. Б .Н . Петелин думает выпустить еще два тома с именами т ак называемых раскулаченных , н а считывающих 20 тыс. семей, или около 100 тыс. человек. А я вот вношу предложение к фамилии каждого бедненького кул ачка приложить фамилии батраков, которых он эксплуатировал. Получит ся очень объемистая книга. Д л я начала сообщаю, что при подборе мате риалов по Добринскому району приложите фами лии батраков: это мой дед Глотов Ф .Ф . , моя мать — Павлова Е .Ф . , тетки Глотова Пелагея Фед., Андрюшина Ф екл а Фед., мой дядя Глотов Сера фим Фед. А может быть, необходимо начать р а боту и по установлению жертв в русско-японской войне и I империалистической, а т акж е и в более поздний период, вплоть до нашей эпохи — в горя чих точках России 90-х годов, т .к. погибшие в этих бойнях тоже являются жертвами репрессий. К о нечно, эта работа рассчитана не на один год... Полагаю , что до сих пор рабочая группа зани малась своей деятельностью без бюджетных средств и в дальнейшей работе обойдется сред ствами спонсоров. Н о , видимо, и обращаться к ним за помощью нет пока нужды , т .к . по сути эта работа еще не начата . К л а р а П А В Л О В А . Не знаю, каким прибо ром можно определить, чья боль больнее, чья кровь краснее — кулацкая или батрацкая, убитого селько ра или поставленного к стенке зажиточного мужи ка. А главное — не уверен, нужен ли он, этот прибор, будет ли от него кому-то прок и польза. В истории нет абсолют но правых и праведных, равно как и абсолютно не правых и беспросветно грешных. Особенно, если речь идет о смене вех, о сло ме вековых устоев, о катак лизмах, в которые вовлече ны не сотня или тысяча профессионалов, толпящих ся у трона, а миллионы обыкновенных граждан. Не так давно несколько часов говорил я"с "одним прекрасным человеком и убежденным коммунистом. Естественно, он ни в’ коей мере не принимал позицию нынешних оценщиков на шего послеоктябрьского прошлого. Ему чуждо было злобное и азартное стремле ние перечеркнуть созида тельный пафос первых пя тилеток, нравственное под вижничество энтузиастов, трудовые достижения наро да. Но при этом он не обе лял и не маскировал ни пре ступлений, ни ошибок, ни беззакония. Мой собеседник, кстати, обратил внимание на обстоя тельство, о котором я почти не задумывался. Оказывает ся, огромный экономический урон стране нанесла в трид цатые годы не только форси рованная коллективизация, но и репрессии против орга низаторов промышленного производства, опытных ин женеров, кадровых рабочих. Этот человек не боялся правды. Великие свершения он называл великими свер шениями, а беззаконие — беззаконием. Думаю, он не стал бы воз ражать против Книги жертв репрессий. И более того: по мере сил помог бы ее появ лению, ничуть не изменяя своей вере. Угли истории долго не гаснут. Они могут подернуть ся пеплом, но достаточно сла бого ветерка, чтобы все опять раскалилось, вспыхнуло, обожгло — не к о ж у , а душу... Сегодня у нас в России поднялся сильный ветер. Иногда — штормовой. И угли полыхают вовсю. Много охот ников подбросить в старые костры свою щепку или вет ку. Кто-то затевает возню на предмет возвращения ему, г. Липецк. видите ли, его наследствен ной собственности, дома или дворца прапрадедушки, где он никогда не жил. Кто-то, самолично реабилитируя Сталина и потрясая его пор третом, готов свалить всю вину за нынешнюю смуту на потомков недобитых, недосо- сланных «врагов народа». Но Прошлое — не особ няки и не передаваемые по наследству нетерпимость и жажда мести. Прошлое — это память. Память обо всем, без изъятий и пробелов, чес тная и мудрая, — о сделан ном и не удавшемся, о взле тах и падениях, о славе и боли. И память эта не безли ка, не безымянна. Сохране ние имен, пусть самых ску пых данных об ушедших, о погибших, погубленных, пав ших — задача неотложная и достойная. К слову, Ваше предложе ние, уважаемая Клавдия Ва сильевна, прозвучавшее в контексте письма, как мне показалось, с долей жесткой иронии, — насчет Книги па мяти об убитых в русско- японской войне или на пер вой мировой, я воспринимаю вполне всерьез. Быть может, когда-нибудь и вправду поя вится такой всеобъемлющий свод обо всех россиянах, чьи жизни унесли бурные, тре вожные, страшные события двадцатого века. Представь те, какое бы впечатление произвели сотни или тыся чи томов, где о каждом рос сиянине, загубленном вой нами, несправедливостью, слепотой и жестокостью правителей, корыстолюб цев, царей, генсеков, пре зидентов, всего-то две-три строчки мелким шрифтом. Как знать, не остудили бы они чьи-то гмячие головы, не снизили бь 1 остроту бу дущих гражданских расп рей, не уничтожили бы в чьем-то сердце соблазн си лой подавить несогласных, бабахнуть по парламенту или затеять разборку на ок раине государства... Что касается Книги па мяти жертв репрессий, то «ЛГ» уж е сообщала, что средства на ее издание вы делены,. И это, по мое'му' разумению, единственно возможное решение при всем дефиците бюджетных средств. Помните, Клавдия Ва сильевна, строчку старого поэта Джона Донна: «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит и по тебе»? Так оно и есть. Этот колокол звонит по каждо му. А если он замолкнет, то виток наших бед и утрат станет еще круче и опас нее... И . НЕВЕРОВ . П р о д о л ж е н и е с л е д у е т . . . К А К В Ы И Т И З А Т ЕС Н Ы Е Ш К О Л Ь Н Ы Е С Т ЕН Ы ? в № 191 «ЛГ » была опубликована статья пе дагога, директора липец кой средней школы М 19 Нины Поповичевой «Что бы не забыли своей вели кой истории». Поднятый в ней вопрос: ка ким долж но быть воспитание в ны нешней школе, пережива ющей значительные пере мены в учебно-воспита тельном процессе в связи с преобразованиями в об ществе, не остался не за меченным читателями , вызвал отклики. Один из них — заслуженного учи теля школы России М и х а ила Виленского — мы пуб ликуем сегодня. Уважаемая редакция! С большим вниманием несколько раз я прочитал статью Нины Поповичевой «Чтобы не забыли своей ве ликой истории». Спасибо автору и вам за ее публика цию. Мне, учителю с много летним стажем, историку- обществоведу, ветерану Ве ликой Отечественной вой ны, посвятившему жизнь воспитанию и обучению де тей, хочется высказать не которые замечания и свои соображения по этому пово ду. Автор статьи утвержда ет, что ш кола «должна иметь возможность самосто ятельно определять вариант воспитательной си с те мы...», «она не должна ко лебаться с каждым новым президентом, новой Думой и т.д. Правители приходят и уходят, а мы остаемся, ш кола вечна». И далее: «... А те, кто делает поли тику, в педагогике не проф ессионалы...» Здесь, по-мо ему, есть противоречие. Школа — это важней^- шая часть национальной культуры, и значит, госу дарству не безразлично, ка кая в школе воспитательная система. А само государство, как форма политической ор ганизации общества, зависит, от того, какой класс стоит у власти. Ныне, по словам Ель цина, Гайдара, Черномырди на и других, в России утвер жден капитализм. На недав нем съезде гайдаровской пар тии ее лидер сказал: «Мы со здали класс крупной буржу азии. Теперь нам предстоит укрепить класс средней и создать в массовом масштабе класс мелкой буржуазии». (Записано мною во время пе редачи Российского ТВ — авт.). Из этого следует, что школа не может стоять вне политики. Она зависит, зави села и будет зависеть от об щественного и политическо го строя. Осуществить сво бодный выбор воспитатель ной системы в каждой шко ле — дело несбыточное. Представьте себе, что в 19-й школе она будет строиться на социалистических принци пах, в 20-й — на буржуаз ных, в 21-й — на монархи ческих... Что из этого полу чится? Нетрудно предвидеть. Любой класс у власти за интересован в том, чтобы пе редать свои идеалы, принци пы, свои духовные и матери альные ценности в надежные руки, а это можно сделать только через систему воспи тания, установленную и кон тролирующуюся правитель ством. По своему характеру ныне у нас в России утвер ждена и все более набирает силу буржуазная система воспитания, в том числе в детских садах, школе, ТУ , вузах через всевозможные пути и каналы. Особое место отводится радио, телевиде нию, газетам, публичным выступлениям лидеров бур ж уа зны х пар тий , через Думу . И — через школу, учебники... Нина Поповичева пишет, что «демократическая шко ла должна иметь...» В ны нешнем Российском государ стве школа не является и быть не может истинно де мократической — по той при чине, что, как мне представ ляется, само государство Рос- ’ сийское является государст вом буржуазной демократии. Напомню общеизвестную ис тину: «демократия» — гре ческое слово, означающее власть (кратия) народа (де мос). Оно родилось в рабо владельческой Греции, ког да рабовладельцам принадле жала вся власть над рабами. ЕГрикрываясь такими пре красными по содержанию словами, как «демократия», «народовластие», «самоуп равление» (по существу, все они идентичны), буржуазия всех стран, в том числе и России, обманывала народ ные массы, чтобы прийти к власти и утвердить свои клас совые интересы, утвердить свое господство над большин ством народа. Крупнейший современный капиталист, недавно выставлявший свою кандидатуру в президенты страны, назвал свою партию «социалистической». Ну и что? Разве ее цели и суть от этого стали социалистически ми? А сколько нам долбили, что в России установилась «демократическая власть», что «свобода и демократия в России в опасности». Но только ни единым словечком не промолвились — о какой демократии и о чьей свободе они пекутся? Приведу лишь два из ты сяч примеров. В связи с де фицитом денег президентом страны был введен налог на «челноков» (мелкая буржуа зия), но стоило им зашуметь, как указ был отменен. И тут же повысили цены и тарифы на квартплату, электричест во, газ. При всем этом не по вышалась зарплата и пенсии. Так чья у нас «демократия» и кто присвоил себе право именоваться демосом-наро дом? Вызывает удивление, что Липецкое областное Собра ние депутатов обратилось к Президенту и правительству РФ с просьбой отменить не законно введенные тарифы, которые «...не имеют право вой основы, нарушают эко номические права регионов России и ведут к росту соци альной напряженности среди населения». Если это так, то почему областное Собрание депутатов не издало обяза тельного постановления о неисполнении решения Энер гетической комиссии РФ, которое было принято в на рушение закона и постанов ления правительства? Пока это обращение рассмотрят (навряд ли оно будет отмене но), будут страдать населе ние, предприятия... Уместно спросить: существует ли в действительности демокра тия (власть народа), народо властие и самоуправление, которые зафиксированы в Конституции РФ и в местных уставах? Другой пример. Цена на хлеб в нашей области стала расти. Прибавим рост цен в полтора раза на электроэнер гию, за тепло, газ, за теле фон... Неужели это тоже по воле народа? А мы говорим о народовластии... То же самое происходит и со школой. Для осущес твления нормального учебно- воспитательного процесса нужны не только самоотвер женные педагоги-профессио налы (кстати, таких сейчас немного). Нужны и матери альные ресурсы, н уж ны деньги. А их нет. Их нет не только для организации и ведения внеклассной и внеш кольной работы, нет даже на своевременную выдачу за рплаты. Из миллиона и бо лее рублей зарплаты, обе щанной Ельциным, многие учителя школ не получают даже те крохи, которые в десятки раз меньше по своей стоимости, чем их заработок в советский период. Зато на бирают силу частные школы. Они многократно лучше обес печены материально-техни ческими средствами. И зар плата учителей там значи тельно выше, чем в общеоб разовательных школах. Эти школы финансируются бога тыми меценатами, посколь ку их дети там учатся. Я не знаю, к а к вы, уважаемая Нина Поповичева, такое на зовете. Я это называю клас совым расслоением общества. В таком обществе государст во не заинтересовано дать до стойное обучение и воспита ние «кухаркиным детям». Такова моя точка зрения. Есть ли этой государ ственной установке какие- либо альтернативы? Может быть, лишь одна: только меньшинство россиян сегод ня разделяют идею о плодо творности капитализации страны. В умах людей живы социалистические идеалы и надежды. Поэтому, чтобы хоть в какой-то мере школа сохраняла демократическую, общенародную ориентацию, необходимо, чтобы она не за мыкалась в своих стенах. Шире и смелее нужно, в частности, устанавливать связь и взаимопомощь с му зеями, архивами, библиоте- ОТ РЕДАКЦИИ . К а к бы ни оценивать позицию Михаила Виленского, опытного и серьезного педагога , трудно не согласиться с одной его мыслью: то, что происходит в школе , нельзя рассматривать изолированно от всех противоречивых процессов, проте кающих в стране, обществе, в сфере идеологии, культуры, науки . «ЛГ» неоднократно касалась этой стороны вопроса. Уже после статьи «Чтобы н е забыли своей великой истории» появились и другие выступления на туже тему (см ., в частности, письмо группы липецких учителей и комментарий к нем у нашего обозревателя под заголовком «Невежество под м аской плюрализма?» в номере за 2 0 ноября С.Г.). Тревога воспитателен юношества отнюдь не ложная. Ш кола оказалась сегодня на роковом перекрестке дорог , иные и з которых ведут д ал е ко в сторону от провозглашаемых целей . Какую дорогу выбирать? И к а к е е выбирать в годину и материального, и духовного обнищания? Что можно сделать, что делается на практике во имя сохранения традиций, так или иначе освященных творчеством Ушинского, М акарен ко , Сухомлинского, сотен и тысяч других одаренных педагогов? К а к сохра нить в российской школе д у х высокой духовности, гражданственности и патриотизма, которые ныне под угрозой? Разговор об этом мы надеем ся продолжить... ками, заводами, обществен ными организациями, тру довыми коллективами, раз вивать краеведение. На этой базе необходимо приобщать детей к научному поиску, исследованию. Необходимо наращивать контакты с ро дителями, видеть в них еди номышленников по воспи танию. Вот тогда дети не за будут «своей великой исто рии». Пока так бывает да леко не всегда... Вот, к при меру, характерный случай. В августе в селе Частая Дуб рава проходила конферен ция учителей школ Липец кого района. Рядом с Домом культуры, где шла конфе ренция, в нескольких ша гах находится историко краеведческий музей с бо гатейшими экспонатами, с выставочным залом, в нем хранятся произведения жи вописи и скульптуры ли пецких художников. Все экспонаты музея — творе ние рук детей в течение поч ти четверти века (сбор, опи сание, археологические рас копки , оформление многих экспозиций). И представь те, музей за время работы конференции не посетил ни один учитель, хотя работни ки музея и дети готовились их встретить. Организаторы педагогического форума «не запланировали» не только посещение, но и секцион ную работу на базе музея. А между тем в новом учеб ном году вводился предмет «региональная культура» на базе краеведения. Что можно сказать после этого о профессионализме учите лей? С уважением М и х а и л В И Л Е Н С К И Й , заслуженный учитель школы России. № 231 ( 1 2 9 5 ) 0 тревогой КАКОВЫ ОТЦЫ, ТАКОВЫ И ДЕТИ Недавно в нашем по селке Сырский были со вершены два страшных преступления. Отец убил сына в семейной д ра ке и закопал в огороде, в по мойной яме. А в другой семье сын убил мать и ночью вывез ее на тележ ке в бурьян з а гаражи. Оба преступления были раскрыты. Криминальная обста новка в нашей стране на столько обострилась, что такие жуткие случаи ста новятся обычным явле нием даже для Липецка, считающегося благопо лучным городом. Летом я была на суде над восемнадцатилетней девуш кой , зар езавш ей своего отца. Кражи , и зн асил ов а ния, самоубийства со-! вершаются чуть л и н е ежедневно. Что ж е про исходит с нашим совсем недавно мирным , п о с лушным и спокойным на- ■ родом? Распри возника-! ют д аж е в религиозной среде, между верующи-!: ми. Совсем недавно мы узнали о том, как неспра ведливо были выгнаны: из своей обители мона хини Задонского монас-.^ тыря. ; Пытаюсь разобрать ся , кто ж е виноват во всем этом? В первый год перестройки мы услыша ли лозунги: «Больше со циализма!»^ «Вся власть Советам!» Но.:, под пред логом борьбы с привиле гиями с/зедства м асса -! вой информации начали- обливать грязью все то: святое и трагичное, что было в истории нашей: Родины . По народным} идеалам добра, справед ливости и нравственносг ти был нанесен страш-: ный уд ар . Духовность: была заменена простым л о зу н г ом «О б о гащ ай тесь!». И люди стали обр- гащаться любым путем. Как-то встретился мне мой бывший ученик, окончившийдевять клас-! сов на «тройки», пойнте:-:- ресовался у меня: — Сколько вы получа ете пенсии? — Чуть больше двух- соттысяч. .Он-улыбнулся: - —■ А у меня уже н е сколько миллионов. —:Где же ты их зара ботал? -шш — Очень просто. Езжу «челноком» в М о с кв у , другие города. Покупаю вещи и перепродаю , ответид он. —[Думаешь ли приоб ретать специальность и серьезно работать? Он объяснил, что еще немного подкопит мил лиончиков , купит себ е : «иномарку» и тогда воз ьмется за дело . Но вот совсем недавно узнаю: этот молодой человек, искалеченный, лежит в больнице. Он останется: инвалидом на всю жизнь. Покалечили его в «раз-: борке» такие ж е «ком мерсанты», как и он сам, на вокзале в Москве. Разбогатеть, заиметь «ин ом ар ку » , хорош о одеться — сейчас основ ная цель для большинст ва молодых. Пропаганда секса, ро скошной жизни, всевоз можные боевики превра щают подростков :в пре ступников и садистов. Проституция, пьянство и наркомания захлестнули молодое поколение. Трудные дети не ро ждаются, они появляют ся в грудны х сем ьях . Если родители пьют, во руют, живут не по сред ствам и труду, то и дети вырастают такими ж е . «яблочко отяблоньки не далеко падает» — гласит русская пословица. Большие упущения в нравственном воспита нии допускает, на мой взгляд, и школа. В этом году я присут ствовала на одном из ве черов старшеклассников и буквально в ужас при шла отнекоторых «номе ров» художественной са модеятельности. В тем ном зале при свечах под свист и улюлюканье зри телей бесновались на сцене полуголые девуш ки и юноши , исполняя разнузданные танцы. И происходило это в одной из лучших школ Липецко го района. Ни одной рус ской песни я не услыша ла в тотвечер. А кончил ся он скандалом и при гл аш ени ем работника милиции. По телевидению нас п о -п р е ж н е м у потчуют различными азартными играми и б езд арны м и «Полями чудес», а в пау з а х продолжают о ч е р нять наш у историю. В бездуховном обществе не может быть духовно го п о ко л е н и я . Каковы отцы, таковы и дети. А н н а К О К О Р Е В А , учитель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz