Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

в о п р о с ы в к о н в е р т е ч и т а т е л ь ч и т а т е л ю О т р о к и и з п и с е м СТРЕЛЯЮТ В ПРОШЛОЕ, А УБИВАЮТ БУДУЩЕЕ.., я не только прочитал интервью «Не стреляйте в прошлое из пистолета...», но даже постарался встретиться с челове ­ ком, отвечавшим на вопросы журналиста, — Михаилом Мен- делеевичем Виленским. По-моему, как историк, он верно и убедительно оценивает значение Октябрьской революции. И хорошо, что, не_поддаваясь моде на огульное отрицание ее как «трагической ошибки», липчан нашли нужным поздравить с очередной годовщиной Октября депутаты областного Со ­ брания, не обошли ее молчанием, взвешенно охарактеризо ­ вали значение это го события в российской истории. Я думаю , говоря об ошибках прошлого, люди у власти слиш ком часто не замечают (или делают вид, что не замеча ­ ют), сколько губительных ош ибок совершается сегодня! На ­ чиная с необдуманных реформ, приватизации по Чубайсу. Мне так хотелось бы спросить г-на Чубайса напрямую: убежден ли он, что приватизация повысила (или в обозримом буду ­ щем повьюит) производительность труда? Надуманность пред ­ ставлений, что рабочий начнет работать лучше, поскольку, дескать, он теперь совладелец завода, очевидна. Получает- ся-то наоборот: снижение производства. И вообще — это ведь формальность, обман или самообман, что рабочий, работник становится якобы хозяином . И то, что акции уходят из рук членов трудовых коллективов на сторону, что истинными хо ­ зяевами оказываются другие , лишь подтверждает: не это ре ­ альная цель чубайсовской приватизации . Боюсь, и на селе то же самое произойдет с землей, если ее начнут покупать и продавать. Это же ясно, как Божий день: покупать-то ее бу ­ дет вовсе не честный землевладелец... Егор БЫ КО В . г. Липецк. ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТА ФИРМА? В статье «Спасение утопающих — дело рук самих уто­ пающих» содержится т>едупреждение вкладчикам р а ­ зорившегося «Корона-банка» о сроке приема их претен­ зий. Мы с женой тоже в свое время клюнули на рекламу и на халяву, не устояли. Внесли мы немного (сравни ­ тельно), но для нас и эти суммы большие. В «РДС» — 2 0 0 тысяч рублей, в «Ростислав» — 2 0 0 тысяч рублей, в «Русскую недвижимость» — 100 тысяч рублей. А наша месячная пенсия на двоих — 50 0 тысяч рублей. Сходила моя бабка пару раз в «РДС», д а с тем и кончились наши хлопоты. Может, газета нам бы помогла и поместила информацию обо всех таких «конторах»: когда прекра ­ щается прием претензий, по каким адресам и как туда обращаться. Посоветуйте! Ал ександр Валерьянович Д А Н И Л О В . г. Липецк. От редакции . «ЛГ» готова в интересах вкладчиков бес ­ платно предоставить место для публикации сообщений , о которы х про си т читатель. Надеемся , что лица и у ч ­ реждения , занимающ иеся делами упомянутых и неупо ­ мянутых зд е сь фирм , оставш ихся долж ни кам и , не з а ­ медлят сообщ ить реда кции нужные данные . ПОМНИ СТАЛИНГРАД... Приближаются годовщины великих событий в истории Великой Отечественной войны. Речь идет о битве за Москву и Сталинградском сражении. В «ЛГ» обратился ветеран вой ­ ны Г. Щелоков и передал нам свои стихи, посвященные геро ­ ям Сталинграда. Не будем стро го оценивать поэтическую, чисто литературную сторону публикуемых здесь фрагментов. Они заслуживают быть напечатанными вовсе не потому, что безупречны и высокохудожественны. Память, боль и гордость живут в сердцах старых солдат. Г. Щелоков — один из них. Он сам участвовал в боях, о которых пишет. И у него есть безус ­ ловное право быть услышанным. Год за годом уплывают. Но не память о быЛоМ, Как солдаты умирали. Защищая отчий д ом . .................... Были дни темнее ночи. Грохот бомб, снарядов, мин. Ночами не смыкали очи. Вдыхали смрадный, едкий дым. И русская земля пылала Не то, что в поле жито. ■ Невозможно передать Что было пережито. Но мы стояли правды ради, И отступала прочь беда. Мы то сраженье в Сталинграде Забыть не сможем никогда! Х о ч у б ы т ь р е з о н а н с р а з д у м ь я ч п о з и ц и и р е з о н а н с М н е н И я у с л ы ш а н н ы м к о м м е н т а р и и о т к л и к и п р е д л о ж е н и я З а в е т н о е ЧЕМ ВЕРА ЖИВА... Мы в детстве надмирном, каК; в трансе. Нам явь лишь для сказки ' канва. Нам счастье дается авансом. Д а вера-то тем и ж и в а . . . ' 3 А к АТ К картине художника ^Л.П. Куаовлева X чЭтюды» Две горьких фигуры . уходят в закат. Два дерева голых, ' как молний зигзаги, А жизнь на последней "■<к немыслимой тяге Нас тянетупрямо куда-то назад. И, кажется, ей никогда не сгореть. Но вот она вспыхнет — последнею вспышкой, И высветит в сердце - заветное слишком. Что выразить словом уже не успеть. Что наша жизнь? Куда она нас гонит? И лишь последний убеждает жест... Сегодня Сашу Волкова ■.Л хоронят, и ранит душу духовой оркестр. Начать сначала? Всеми был бы понят. Что нежность нес он ^ тяжело; как крест, Сегодня Сашу Волкова ; - хоронят. Звучит сурово духовой : оркестр. Мятущаяся совесть не уронит А высоко поднимет . до небес. Сегодня Сашу;Волкова :: хоронят. Звенит у гроба духовой г • оркестр. Жена и дочь, ~не плачьте! Все он помнит, ДуЩа‘ое1еЛаеь, как была, есть. Сегодня Сашу Волкова '' хоронят. - Послушают его друзья оркестр. Мятущаяся совесть, .' не уронит. Но светлый храм, построив, удивит. Осталось всё, осталось ' ' всё. ........ А кроме — Не плач трубы, а музыка ‘‘ любви. Галина ГРИГОРЕНКО. г. Чаплыгин. ( О т к р о в е н н о с т ь з а о т к р о в е н н о с т ь ТАК П О КОМ ЖЕ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ? в номере за 26 .10 .96 помещено интервью с пред ­ седателем областного общества «Мемориал» , р у ­ ководителем рабочей группы по изданию «Книги П ам ят и жертв репрессий Липецкого края» Пете ­ линым Б .Н . , который сетует на то, что не хва ­ тает 88 млн . рублей на ее издание. В Книге содер­ жатся сведения о 155 тыс. человек. Н о это будет неполный список жертв, если не включить в него и тех, кто погиб, начиная с 1918 г., от р у к банд Васьки Кар ася , братьев Антоновых и прочих. В списке этом должно быть место и Валентину Ско- роходову, в память которого был назван Комсо ­ мольский п ар к , и многим другим. Б .Н . Петелин думает выпустить еще два тома с именами т ак называемых раскулаченных , н а ­ считывающих 20 тыс. семей, или около 100 тыс. человек. А я вот вношу предложение к фамилии каждого бедненького кул ачка приложить фамилии батраков, которых он эксплуатировал. Получит ­ ся очень объемистая книга. Д л я начала сообщаю, что при подборе мате ­ риалов по Добринскому району приложите фами ­ лии батраков: это мой дед Глотов Ф .Ф . , моя мать — Павлова Е .Ф . , тетки Глотова Пелагея Фед., Андрюшина Ф екл а Фед., мой дядя Глотов Сера ­ фим Фед. А может быть, необходимо начать р а ­ боту и по установлению жертв в русско-японской войне и I империалистической, а т акж е и в более поздний период, вплоть до нашей эпохи — в горя ­ чих точках России 90-х годов, т .к. погибшие в этих бойнях тоже являются жертвами репрессий. К о ­ нечно, эта работа рассчитана не на один год... Полагаю , что до сих пор рабочая группа зани ­ малась своей деятельностью без бюджетных средств и в дальнейшей работе обойдется сред­ ствами спонсоров. Н о , видимо, и обращаться к ним за помощью нет пока нужды , т .к . по сути эта работа еще не начата . К л а р а П А В Л О В А . Не знаю, каким прибо­ ром можно определить, чья боль больнее, чья кровь краснее — кулацкая или батрацкая, убитого селько­ ра или поставленного к стенке зажиточного мужи ­ ка. А главное — не уверен, нужен ли он, этот прибор, будет ли от него кому-то прок и польза. В истории нет абсолют­ но правых и праведных, равно как и абсолютно не­ правых и беспросветно грешных. Особенно, если речь идет о смене вех, о сло­ ме вековых устоев, о катак ­ лизмах, в которые вовлече­ ны не сотня или тысяча профессионалов, толпящих­ ся у трона, а миллионы обыкновенных граждан. Не так давно несколько часов говорил я"с "одним прекрасным человеком и убежденным коммунистом. Естественно, он ни в’ коей мере не принимал позицию нынешних оценщиков на­ шего послеоктябрьского прошлого. Ему чуждо было злобное и азартное стремле­ ние перечеркнуть созида­ тельный пафос первых пя­ тилеток, нравственное под­ вижничество энтузиастов, трудовые достижения наро­ да. Но при этом он не обе­ лял и не маскировал ни пре­ ступлений, ни ошибок, ни беззакония. Мой собеседник, кстати, обратил внимание на обстоя­ тельство, о котором я почти не задумывался. Оказывает­ ся, огромный экономический урон стране нанесла в трид­ цатые годы не только форси­ рованная коллективизация, но и репрессии против орга­ низаторов промышленного производства, опытных ин ­ женеров, кадровых рабочих. Этот человек не боялся правды. Великие свершения он называл великими свер­ шениями, а беззаконие — беззаконием. Думаю, он не стал бы воз­ ражать против Книги жертв репрессий. И более того: по мере сил помог бы ее появ­ лению, ничуть не изменяя своей вере. Угли истории долго не гаснут. Они могут подернуть­ ся пеплом, но достаточно сла­ бого ветерка, чтобы все опять раскалилось, вспыхнуло, обожгло — не к о ж у , а душу... Сегодня у нас в России поднялся сильный ветер. Иногда — штормовой. И угли полыхают вовсю. Много охот­ ников подбросить в старые костры свою щепку или вет­ ку. Кто-то затевает возню на предмет возвращения ему, г. Липецк. видите ли, его наследствен­ ной собственности, дома или дворца прапрадедушки, где он никогда не жил. Кто-то, самолично реабилитируя Сталина и потрясая его пор­ третом, готов свалить всю вину за нынешнюю смуту на потомков недобитых, недосо- сланных «врагов народа». Но Прошлое — не особ­ няки и не передаваемые по наследству нетерпимость и жажда мести. Прошлое — это память. Память обо всем, без изъятий и пробелов, чес­ тная и мудрая, — о сделан­ ном и не удавшемся, о взле­ тах и падениях, о славе и боли. И память эта не безли­ ка, не безымянна. Сохране­ ние имен, пусть самых ску ­ пых данных об ушедших, о погибших, погубленных, пав­ ших — задача неотложная и достойная. К слову, Ваше предложе­ ние, уважаемая Клавдия Ва­ сильевна, прозвучавшее в контексте письма, как мне показалось, с долей жесткой иронии, — насчет Книги па­ мяти об убитых в русско- японской войне или на пер­ вой мировой, я воспринимаю вполне всерьез. Быть может, когда-нибудь и вправду поя­ вится такой всеобъемлющий свод обо всех россиянах, чьи жизни унесли бурные, тре­ вожные, страшные события двадцатого века. Представь­ те, какое бы впечатление произвели сотни или тыся­ чи томов, где о каждом рос­ сиянине, загубленном вой­ нами, несправедливостью, слепотой и жестокостью правителей, корыстолюб­ цев, царей, генсеков, пре­ зидентов, всего-то две-три строчки мелким шрифтом. Как знать, не остудили бы они чьи-то гмячие головы, не снизили бь 1 остроту бу­ дущих гражданских расп­ рей, не уничтожили бы в чьем-то сердце соблазн си­ лой подавить несогласных, бабахнуть по парламенту или затеять разборку на ок­ раине государства... Что касается Книги па­ мяти жертв репрессий, то «ЛГ» уж е сообщала, что средства на ее издание вы­ делены,. И это, по мое'му' разумению, единственно возможное решение при всем дефиците бюджетных средств. Помните, Клавдия Ва­ сильевна, строчку старого поэта Джона Донна: «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит и по тебе»? Так оно и есть. Этот колокол звонит по каждо ­ му. А если он замолкнет, то виток наших бед и утрат станет еще круче и опас­ нее... И . НЕВЕРОВ . П р о д о л ж е н и е с л е д у е т . . . К А К В Ы И Т И З А Т ЕС Н Ы Е Ш К О Л Ь Н Ы Е С Т ЕН Ы ? в № 191 «ЛГ » была опубликована статья пе­ дагога, директора липец ­ кой средней школы М 19 Нины Поповичевой «Что ­ бы не забыли своей вели­ кой истории». Поднятый в ней вопрос: ка ким долж ­ но быть воспитание в ны­ нешней школе, пережива ­ ющей значительные пере­ мены в учебно-воспита ­ тельном процессе в связи с преобразованиями в об­ ществе, не остался не за ­ меченным читателями , вызвал отклики. Один из них — заслуженного учи ­ теля школы России М и х а ­ ила Виленского — мы пуб ­ ликуем сегодня. Уважаемая редакция! С большим вниманием несколько раз я прочитал статью Нины Поповичевой «Чтобы не забыли своей ве­ ликой истории». Спасибо автору и вам за ее публика­ цию. Мне, учителю с много­ летним стажем, историку- обществоведу, ветерану Ве­ ликой Отечественной вой­ ны, посвятившему жизнь воспитанию и обучению де­ тей, хочется высказать не­ которые замечания и свои соображения по этому пово­ ду. Автор статьи утвержда­ ет, что ш кола «должна иметь возможность самосто­ ятельно определять вариант воспитательной си с те ­ мы...», «она не должна ко ­ лебаться с каждым новым президентом, новой Думой и т.д. Правители приходят и уходят, а мы остаемся, ш кола вечна». И далее: «... А те, кто делает поли­ тику, в педагогике не проф­ ессионалы...» Здесь, по-мо­ ему, есть противоречие. Школа — это важней^- шая часть национальной культуры, и значит, госу­ дарству не безразлично, ка ­ кая в школе воспитательная система. А само государство, как форма политической ор­ ганизации общества, зависит, от того, какой класс стоит у власти. Ныне, по словам Ель­ цина, Гайдара, Черномырди­ на и других, в России утвер­ жден капитализм. На недав­ нем съезде гайдаровской пар­ тии ее лидер сказал: «Мы со­ здали класс крупной буржу­ азии. Теперь нам предстоит укрепить класс средней и создать в массовом масштабе класс мелкой буржуазии». (Записано мною во время пе­ редачи Российского ТВ — авт.). Из этого следует, что школа не может стоять вне политики. Она зависит, зави­ села и будет зависеть от об­ щественного и политическо­ го строя. Осуществить сво­ бодный выбор воспитатель­ ной системы в каждой шко ­ ле — дело несбыточное. Представьте себе, что в 19-й школе она будет строиться на социалистических принци ­ пах, в 20-й — на буржуаз­ ных, в 21-й — на монархи­ ческих... Что из этого полу­ чится? Нетрудно предвидеть. Любой класс у власти за­ интересован в том, чтобы пе­ редать свои идеалы, принци­ пы, свои духовные и матери­ альные ценности в надежные руки, а это можно сделать только через систему воспи­ тания, установленную и кон ­ тролирующуюся правитель­ ством. По своему характеру ныне у нас в России утвер­ ждена и все более набирает силу буржуазная система воспитания, в том числе в детских садах, школе, ТУ , вузах через всевозможные пути и каналы. Особое место отводится радио, телевиде­ нию, газетам, публичным выступлениям лидеров бур­ ж уа зны х пар тий , через Думу . И — через школу, учебники... Нина Поповичева пишет, что «демократическая шко ­ ла должна иметь...» В ны­ нешнем Российском государ­ стве школа не является и быть не может истинно де­ мократической — по той при­ чине, что, как мне представ­ ляется, само государство Рос- ’ сийское является государст­ вом буржуазной демократии. Напомню общеизвестную ис­ тину: «демократия» — гре­ ческое слово, означающее власть (кратия) народа (де­ мос). Оно родилось в рабо­ владельческой Греции, ког ­ да рабовладельцам принадле­ жала вся власть над рабами. ЕГрикрываясь такими пре­ красными по содержанию словами, как «демократия», «народовластие», «самоуп­ равление» (по существу, все они идентичны), буржуазия всех стран, в том числе и России, обманывала народ­ ные массы, чтобы прийти к власти и утвердить свои клас­ совые интересы, утвердить свое господство над большин­ ством народа. Крупнейший современный капиталист, недавно выставлявший свою кандидатуру в президенты страны, назвал свою партию «социалистической». Ну и что? Разве ее цели и суть от этого стали социалистически­ ми? А сколько нам долбили, что в России установилась «демократическая власть», что «свобода и демократия в России в опасности». Но только ни единым словечком не промолвились — о какой демократии и о чьей свободе они пекутся? Приведу лишь два из ты­ сяч примеров. В связи с де­ фицитом денег президентом страны был введен налог на «челноков» (мелкая буржуа­ зия), но стоило им зашуметь, как указ был отменен. И тут же повысили цены и тарифы на квартплату, электричест­ во, газ. При всем этом не по­ вышалась зарплата и пенсии. Так чья у нас «демократия» и кто присвоил себе право именоваться демосом-наро­ дом? Вызывает удивление, что Липецкое областное Собра­ ние депутатов обратилось к Президенту и правительству РФ с просьбой отменить не­ законно введенные тарифы, которые «...не имеют право­ вой основы, нарушают эко­ номические права регионов России и ведут к росту соци­ альной напряженности среди населения». Если это так, то почему областное Собрание депутатов не издало обяза­ тельного постановления о неисполнении решения Энер­ гетической комиссии РФ, которое было принято в на­ рушение закона и постанов­ ления правительства? Пока это обращение рассмотрят (навряд ли оно будет отмене­ но), будут страдать населе­ ние, предприятия... Уместно спросить: существует ли в действительности демокра­ тия (власть народа), народо­ властие и самоуправление, которые зафиксированы в Конституции РФ и в местных уставах? Другой пример. Цена на хлеб в нашей области стала расти. Прибавим рост цен в полтора раза на электроэнер­ гию, за тепло, газ, за теле­ фон... Неужели это тоже по воле народа? А мы говорим о народовластии... То же самое происходит и со школой. Для осущес­ твления нормального учебно- воспитательного процесса нужны не только самоотвер­ женные педагоги-профессио­ налы (кстати, таких сейчас немного). Нужны и матери­ альные ресурсы, н уж ны деньги. А их нет. Их нет не только для организации и ведения внеклассной и внеш­ кольной работы, нет даже на своевременную выдачу за ­ рплаты. Из миллиона и бо­ лее рублей зарплаты, обе­ щанной Ельциным, многие учителя школ не получают даже те крохи, которые в десятки раз меньше по своей стоимости, чем их заработок в советский период. Зато на­ бирают силу частные школы. Они многократно лучше обес­ печены материально-техни­ ческими средствами. И зар­ плата учителей там значи­ тельно выше, чем в общеоб­ разовательных школах. Эти школы финансируются бога­ тыми меценатами, посколь­ ку их дети там учатся. Я не знаю, к а к вы, уважаемая Нина Поповичева, такое на­ зовете. Я это называю клас­ совым расслоением общества. В таком обществе государст­ во не заинтересовано дать до­ стойное обучение и воспита­ ние «кухаркиным детям». Такова моя точка зрения. Есть ли этой государ ­ ственной установке какие- либо альтернативы? Может быть, лишь одна: только меньшинство россиян сегод­ ня разделяют идею о плодо­ творности капитализации страны. В умах людей живы социалистические идеалы и надежды. Поэтому, чтобы хоть в какой-то мере школа сохраняла демократическую, общенародную ориентацию, необходимо, чтобы она не за­ мыкалась в своих стенах. Шире и смелее нужно, в частности, устанавливать связь и взаимопомощь с му­ зеями, архивами, библиоте- ОТ РЕДАКЦИИ . К а к бы ни оценивать позицию Михаила Виленского, опытного и серьезного педагога , трудно не согласиться с одной его мыслью: то, что происходит в школе , нельзя рассматривать изолированно от всех противоречивых процессов, проте­ кающих в стране, обществе, в сфере идеологии, культуры, науки . «ЛГ» неоднократно касалась этой стороны вопроса. Уже после статьи «Чтобы н е забыли своей великой истории» появились и другие выступления на туже тему (см ., в частности, письмо группы липецких учителей и комментарий к нем у нашего обозревателя под заголовком «Невежество под м аской плюрализма?» в номере за 2 0 ноября С.Г.). Тревога воспитателен юношества отнюдь не ложная. Ш кола оказалась сегодня на роковом перекрестке дорог , иные и з которых ведут д ал е ко в сторону от провозглашаемых целей . Какую дорогу выбирать? И к а к е е выбирать в годину и материального, и духовного обнищания? Что можно сделать, что делается на практике во имя сохранения традиций, так или иначе освященных творчеством Ушинского, М акарен ко , Сухомлинского, сотен и тысяч других одаренных педагогов? К а к сохра ­ нить в российской школе д у х высокой духовности, гражданственности и патриотизма, которые ныне под угрозой? Разговор об этом мы надеем ся продолжить... ками, заводами, обществен­ ными организациями, тру­ довыми коллективами, раз­ вивать краеведение. На этой базе необходимо приобщать детей к научному поиску, исследованию. Необходимо наращивать контакты с ро­ дителями, видеть в них еди­ номышленников по воспи­ танию. Вот тогда дети не за­ будут «своей великой исто­ рии». Пока так бывает да­ леко не всегда... Вот, к при­ меру, характерный случай. В августе в селе Частая Дуб­ рава проходила конферен­ ция учителей школ Липец­ кого района. Рядом с Домом культуры, где шла конфе­ ренция, в нескольких ша ­ гах находится историко ­ краеведческий музей с бо­ гатейшими экспонатами, с выставочным залом, в нем хранятся произведения жи ­ вописи и скульптуры ли­ пецких художников. Все экспонаты музея — творе­ ние рук детей в течение поч­ ти четверти века (сбор, опи­ сание, археологические рас­ копки , оформление многих экспозиций). И представь­ те, музей за время работы конференции не посетил ни один учитель, хотя работни­ ки музея и дети готовились их встретить. Организаторы педагогического форума «не запланировали» не только посещение, но и секцион­ ную работу на базе музея. А между тем в новом учеб­ ном году вводился предмет «региональная культура» на базе краеведения. Что можно сказать после этого о профессионализме учите­ лей? С уважением М и х а и л В И Л Е Н С К И Й , заслуженный учитель школы России. № 231 ( 1 2 9 5 ) 0 тревогой КАКОВЫ ОТЦЫ, ТАКОВЫ И ДЕТИ Недавно в нашем по ­ селке Сырский были со ­ вершены два страшных преступления. Отец убил сына в семейной д ра ке и закопал в огороде, в по ­ мойной яме. А в другой семье сын убил мать и ночью вывез ее на тележ­ ке в бурьян з а гаражи. Оба преступления были раскрыты. Криминальная обста­ новка в нашей стране на ­ столько обострилась, что такие жуткие случаи ста­ новятся обычным явле ­ нием даже для Липецка, считающегося благопо ­ лучным городом. Летом я была на суде над восемнадцатилетней девуш кой , зар езавш ей своего отца. Кражи , и зн асил ов а ­ ния, самоубийства со-! вершаются чуть л и н е ­ ежедневно. Что ж е про ­ исходит с нашим совсем недавно мирным , п о с ­ лушным и спокойным на- ■ родом? Распри возника-! ют д аж е в религиозной среде, между верующи-!: ми. Совсем недавно мы узнали о том, как неспра ­ ведливо были выгнаны: из своей обители мона ­ хини Задонского монас-.^ тыря. ; Пытаюсь разобрать­ ся , кто ж е виноват во всем этом? В первый год перестройки мы услыша­ ли лозунги: «Больше со ­ циализма!»^ «Вся власть Советам!» Но.:, под пред ­ логом борьбы с привиле ­ гиями с/зедства м асса -! вой информации начали- обливать грязью все то: святое и трагичное, что было в истории нашей: Родины . По народным} идеалам добра, справед ­ ливости и нравственносг ти был нанесен страш-: ный уд ар . Духовность: была заменена простым л о зу н г ом «О б о гащ ай ­ тесь!». И люди стали обр- гащаться любым путем. Как-то встретился мне мой бывший ученик, окончившийдевять клас-! сов на «тройки», пойнте:-:- ресовался у меня: — Сколько вы получа ­ ете пенсии? — Чуть больше двух- соттысяч. .Он-улыбнулся: - —■ А у меня уже н е ­ сколько миллионов. —:Где же ты их зара ­ ботал? -шш — Очень просто. Езжу «челноком» в М о с кв у , другие города. Покупаю вещи и перепродаю , ответид он. —[Думаешь ли приоб ­ ретать специальность и серьезно работать? Он объяснил, что еще немного подкопит мил ­ лиончиков , купит себ е : «иномарку» и тогда воз ­ ьмется за дело . Но вот совсем недавно узнаю: этот молодой человек, искалеченный, лежит в больнице. Он останется: инвалидом на всю жизнь. Покалечили его в «раз-: борке» такие ж е «ком ­ мерсанты», как и он сам, на вокзале в Москве. Разбогатеть, заиметь «ин ом ар ку » , хорош о одеться — сейчас основ ­ ная цель для большинст­ ва молодых. Пропаганда секса, ро ­ скошной жизни, всевоз ­ можные боевики превра ­ щают подростков :в пре ­ ступников и садистов. Проституция, пьянство и наркомания захлестнули молодое поколение. Трудные дети не ро ­ ждаются, они появляют­ ся в грудны х сем ьях . Если родители пьют, во ­ руют, живут не по сред ­ ствам и труду, то и дети вырастают такими ж е . «яблочко отяблоньки не ­ далеко падает» — гласит русская пословица. Большие упущения в нравственном воспита­ нии допускает, на мой взгляд, и школа. В этом году я присут­ ствовала на одном из ве ­ черов старшеклассников и буквально в ужас при ­ шла отнекоторых «номе­ ров» художественной са ­ модеятельности. В тем­ ном зале при свечах под свист и улюлюканье зри ­ телей бесновались на сцене полуголые девуш ­ ки и юноши , исполняя разнузданные танцы. И происходило это в одной из лучших школ Липецко ­ го района. Ни одной рус ­ ской песни я не услыша­ ла в тотвечер. А кончил ­ ся он скандалом и при ­ гл аш ени ем работника милиции. По телевидению нас п о -п р е ж н е м у потчуют различными азартными играми и б езд арны м и «Полями чудес», а в пау ­ з а х продолжают о ч е р ­ нять наш у историю. В бездуховном обществе не может быть духовно ­ го п о ко л е н и я . Каковы отцы, таковы и дети. А н н а К О К О Р Е В А , учитель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz