Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
г л а в н о е — п о н я т ь д р у г д р у г а 3 0 ноябр я 1 9 9 6 г . Т Ы с л ы ш и ш ь , к а к р е л ь с ы п о ю т ? № 2 2 9 - 2 3 0 ( 1 2 9 3 - 1 2 9 4 ) ПРЕДИСЛ0ВИ1 К ВЫПУСКУ У в а ж а е м ы е д р у з ь я , ч и т а т е л и « О ч а г а » ! С е г о д н я н а ш в ы п у с к о б ъ е д и н и л м а т е р и а л ы , к о т о р ы е р а с с к а з ы в а ю т о с е м ь е , в о б щ е м - г о , в о д н о м а с п е к т е : к а к в л и я е т и а н е е в р е м я . П о чит а йт е с о в ет ы в е л и к о й б а б у ш к и Е к а т е р и н ы В т о р о й . М у д р о с т ь ю и с п о к о й с т в и е м н а п о л н е н ы е е с т р о к и о в о с п и т а н и и с о б с т в е н н ы х в н у к о в . А в е д ь зто б ы л д а л е к и й от н а с в е к . . . С е м ь я с е г о д н я ( п о д р у б р и к о й « Ж и з н ь к а к о н а есть») — о б эт ом р а з м ы ш л я е т ж у р н а л и с т . К а к ж и в е т с я н ы н ч е ж е и щ и н а м - м а т е р я м и к а к р е ш а ю т с я п р о б л е м ы д ет ст ва , м ат е р и н ст в а , з а щ и т ы с е м ь и — и о б зт ом н а ш в ы п у с к . Есть с м ы с л , п р о ч и т а в п у б л и к а ц и и , с о п о с т а в и т ь , с д е л а т ь с в о и в ы в о д ы , п р о ст о п о р а з м ы ш л я т ь . . . П и ш и т е н а м , з в е н и т е ( 2 5 - 0 0 - 6 9 ) , п р и е зж а й т е в гости ( у л . М о с к о в с к а я , 8 3 , 4 этаж , 4 0 - я к о м н а т а ) . В ы п у с к п о д г о т о в и л а Л и д и я Д У В И Н А . ___ 0 Т И ? Г О ВО Р Я Т Д ЕТИ Андрей (два года) просится на колени к маме. Т а шутит: — Лезь, лезь, я тебя сейчас съем... — А я не еда. ■мухомор ядовитый! Едут в трамвае. Саша (3 года) делает «страшные» глаза маме: — Тихо , мамуля. Тихо ... Слышишь, как рельсы поют? * * * Андрей никак не хочет идти в кабинет врача. — Мамочка , знаешь что? А давай сделаем так: ты меня сейчас прово дишь на улицу, и я тебя там подожду. — Андрей, пойдем гулять. Обувайся. — А где мои обутки? Оля (3 года) приходит из детского сада восторженная: — Бабушка, а меня сегодня воспитательница похвалила. Говорит: «Олень ка, заинька, ну помолчи хоть минутку, не мешай деткам». * * ♦ Оля: — Где моя видимка? — А что это? Оля делает гримасу на лице: — Н у как ты, баба, не знаешь. Д а это прищемилка такая. Вот так волосы возьмешь... раз!., и больно. Оля: «Бабушка, ну что ты сказала, что несчастная. Ты — счастная: у тебя вон сколько много есть — я, мама, папа, дедушка и ты». (Прислали из домашнего альбома бабушка Н. Марченко и мама двух сыновей А . Шалимова, г. Липецк.) В женсоветах области 0 Ч Е М Б О Л Я Т С Е Р Д Ц А У М А Т Е Р Е Й ? в преддверии десятилетия женского движения в облас [ 1 ТН активно проходят отчетно-выборные конференции го- 1 родских и районных женсоветов. Разговор идет о многих ;актуальных вопросах, затрагивающих жизненные интере- |:сы матерей, тружениц, общественных деятельниц. Женсоветы — общественная организация, не располЯ' тающая ни своей материальной базой, ни средствами. ОД' !нако, объединяя матерей и жен, хорощо понимающих, как :важен их голос в период экономического кризиса, пережи- !ваемого страной, они делают немало, если действуют ини- |:циативно. Нащ внештатный корреспондент Т. Владимирова рас- 1:сказывает о пленуме Лебедянского районного женсовета :Итак, о чем болят сердца у матерей, и как решаются прО' |:блемы на местах? П Р О БЛ Е М Ы, П РОБЛ Е М Ы ... \Л . БЕЗЛЕПКИНА, инспектор по охране детаво: — у нас в районе существует несколько программ , ка - I:сающихся детей-инвалидов, сирот, детей из семей беженцев I и переселенцев, одаренных ребят. Н о особенно волнует про - :блема детско го сиротства. Во все времена на Руси сиротам I уделялось особое внимание. О них заботилось государство, [сердобольные люди. Осиротевшими считали тех, у ко го ;умерли родители. : В последние годы мы все чаще сталкиваемся с другим р и д о м сир(Йства ;тшейуеыым социальным, ко гда ретемок ГОстается одйнокми 'й сйлуродительского предательства', [ выполнения ими своих обязанностей. Н ам удалось скоор- 1лпппровать деятельность всех служб , стоящих на страже прав детей, объс.ппшть их ус 1 шия. Все дети устроены. Н о :вот что тревожно . В Лебедяни действует специальный дет- [с ки й дом , в ко тором воспитываются 63 ребенка. И з них 51 [ имеет живых родителей. Э то страшная цифра. I Основные причины сиротства — хронический ал кого л и зм родителей, пребывание их в местах лишения свободы, ;отказ о т ребенка в роддоме, лишение родительских прав. \А1. ЕЕАРУШКИНА, председатель женсовета района: — в последние годы ухудшается показатель здоровья де- ;тей. Лиш ь 41 процент можно отнести к практически здоро вым. 31 — имеют отклонения в здоровье, 27 — хронически больные. М ы провели с врачами среди школьников осмотр. Оказалось: 27 ,5 процента страдают нарушениями зрения, 22 ;— осанки , 12,5 — речи. Неблагоприятные условия внутри образовательных уч- :реждений сопоставимы по своему влиянию на здоровье де- :тей с экологическим фактором. М н о ги е школы нуждаются в капремонте, улучшении отопления и водоснабжения, 37 процентов не имеют спортзалов, освещенность в большин- ;стве — ниже допустимых норм. Добавьте сюда еще и пи та ние. Ежедневно выделяемая на питание сумма в 1138 руб лей обеспечивает лишь 20 процентов необходимого. У нас в районе нет ни одного оздоровительного лагеря для детей. Летний отдых был организован только в при- :школьных лагерях. А многие родители сейчас просто не в состоянии обеспечить ребенку условия для здорового об- :раза жизни . . . .И 1С А К О Н И Р ЕШ А Ю Т С Я Администрация района совместно с отделом социаль- I ной защиты проводит большую работу по улучшению пен сионного и специального обслуживания женщин . Предус I:мотрены льготы для различных категорий граждан в опла I те коммунальных услуг, скидка по оплате за телефон и ра- I дио. Оказывается гуманитарная помощь в приобретении I топлива , заготовке овощей на зиму, в ремонте квартир. Особое внимание обращается на многодетные семьи. И х I в районе 444, в них воспитываются 1530 детей. В 810 непол- ных семьях — 962 ребенка. 348 одиноких матерей получаю т пособие, многодетным оказана натуральная помощь на сум- !му 6 млн. 516 тысяч рублей. За 9 месяцев адресную помощь получили 1637 человек на сумму 312 млн. '74,4 тысячи руб - ! И. ЕВДОКИМОВА, председатель первичного \женсовета села Троекурово: ■— в нашем хозяйстве, Т О О «15 лет Октября» , женщи - I ны, работающие операторами машинного доения, в первую [ очередь обеспечиваются жильем. Квартплата с работников Т О О взимается в размере 50 процентов от расценок. Рабо- [ чая неделя— 41 час, а в случае переработки люди получаю т 10 -процентную надбавку. В каждом отделении есть магази- I ны, в селе действуют все необходимые объекты соцкультбы- [ та. Зарплата выплачивается ежемесячно, все желающие обес печиваются санаторными путевками. За последний год ни один работни к Т О О не сокращен , все многодетные семьи [ обеспечены жильем. Оказывается материальная помощь тем, кто находится в больницах , на стационарном лечении. Т а - кая система защиты женщины и семьи ведет к стабильнос- I ти , снижает негативное воздействие от экономических труд ностей. ! В. КАЦАЙ, председатель Атрономовскон сельской адмииистрацнн: — у нас 34 многодетные семьи, 19 матерей-одиночек, 8 неблагополучных семей, 70 участников войны. Около 60 пре старелых людей приняты на социальное обслуживание. Н аш женсовет через ш колу выявил особо нуждающихся детей с целью оказания материальной помощи семьям. 22 Ж л учащихся групп продленного дня питаются бесплатно. Оказываем материальную помощь малообеспеченным семьям. В прошлом году она составила около двух миллио нов рублей. Члены женсовета часто посещают жителей на дому , пом о гаю т решать им те или иные проблемы — в при обретении топлива , закупке продуктов, одежды, постельных принадлежностей в тех семьях, где выделенные по линии соцобеспечения деньги используются нерационально. * * Ш: Фотовзгляд Ш А Г А Й , Н 1 А Л Ы Ш , У В Е Р Е Н Н Е Й . . . Конечно, это ненормально , когда здоровый р еб е н о к при живы х р о д и телях воспитывается в спецучрежде нии . Но что п од ел а еш ь . .. И в л и п ец ком Д о м е р еб е н к а , о котором идет речь , добры е р у ки ж енщ ин , работа- 1 рщих здесь , делают все , чтобыдети росли здоровыми . М алыш и тянутся к ним , к а к к своим м ам ам . Д а по сути, они и есть и х настоящие мате р и . Некоторые трудятся з д е с ь в очень непростых условиях , по многу лет и не уходят, потому что н е могут обделить вниманием этих беззащит ных крох . Валентина Захаровна П о пова (на с ним ке ) уж е 4 2 года р а б о тает медсестрой . П риш ла совсем молоденькой девуш кой и осталась. Н адо видеть, к а к тянут к н ей ручон ки малыши, и она отзывается на этот бесхитростный порыв. Многих детей вынянчила ласковая ж енщ ина , хотя счета она и н е ведет. Просто стара ется обогреть их , дать что-то д о - № о е . Х удо , если они начнут жизнь б ез тепла и л ас ки . Фото А л е кс ея ЩУРОВА . Семейные традиции З О Л О Т Ы Е Д И Н А С Т И И Поч ти шестидесятилетняя история усманской средней ш ко лы № 1 связана с преподаванием в ней династии Золотаревых. Ее основоположником был Д . Золотарев, выходец из многодет ной семьи. В Усмань с женой и детьми он приехал в 1937 году с дипло мом Воронежского университета. Работал сначала учителем истории, затем директщэом школы. Огненными дорогами вой ны гвардии старшина Д^ до Вены. После войны заведовал отделом культуры, роно. Десять лет директорствовал в средней школе № 1, являясь ^ с в о д н и к о м знаменитого на всю страну «липецкого опыта». Это факт: об успехах учителей первой школы знали не только коллеги рес публик СССР , но и социалистических стран — ГД Р , Болгарии, Северной Кореи. Эстафету от Д . Золотарева принял его сын Евгений, препод ававший историю в школе № 1 пятнадцать лет. Вот что написа ла в своих воспоминаниях преподаватель С.-Петербургского по лиграфического института Е . Таборисская: «Особняком в моей школьной биографии запечатлелся учитель истории Евгений Дмитриевич Золотарев. Он пришел к нам в восьмом классе после окончания вуза. Молодой , обаятельный. Мы «испытывали» его на свой лад на владение аудиторией, контактность , самообла дание. Именно он ввел в школьный обиход радиопередачи на больших переменах, которые под его руководством готовили старшеклассники. Организовал оркестр электромузыкальных инстоументов. Это было свежо, интересно...» Третья в «золотой династии» Золотаревых — дочь Светла на, тоже десять лет преподававшая в школе по семейной тради ции историю. Усмань вообще славится учительскими семьями. Пожалуй , самую длинную по у>емени и представительству династии учи телей создали Иван Павлович Д убняков и его жена Татьяна Вла димировна Спасская, преподававшие еще в гимназии . А затем эстафету приняла их дочь — Калерия Ивановна. Чет веро уж е ее дочерей и сейчас в учительском строю: Валентина — воспитатель группы продленного дня школы № 1, Тамара — руководитель театра кукол в Центре детского творчества и до суга, Антонина возглавляет подростковый клуб «Алые пару са», а Татьяна преподает в совхозе-колледже «Усманский» рус ский язык и литературу. Размышляет педагог К Н И Г А В В А Ш Е М Д О М Е . . . С ум атош ная нынче жи знь — с телевизором, видеотехникой , м а гни тофонной музы кой . Н а ж м и любую к н о п к у — и внимай (а совре.мениые наши дети говорят «балдей»). Все реже и реже сын или дочь берут в руки к н и гу , ту , что называют «мудростью времени». Задумаемся над этим. Поелуш аем мнение библиотекаря , педаго га , воспитателя . фессию медика. Н о зато ее дочь Светлана, шэавнучка Т . Спас ской, тоже стала учи«льниц ей , к а к и прабабушка^ русского И только пятая, М ар гари та , пошла не в маму, выб^ав_про- языка и литературы. Брат Светланы и правнук И . Дубнякова — Геннадий также в этом году защищает диплом в Липецком пединституте, работая при этом директором в Грязинском П Т У - 14. Т а к что получается, что это уже не золотая династия, а брил лиантовая. Юрий ШАЙДУЛИН. г. Усмань. Я часто с горечью думаю о бед ности душ и современных подрост ков . Меняю тся приоритеты в их чте нии. Падает интерес к художествен ной классике. Вечные кн и ги вытес няет легкое чтиво . Н о ведь извест но , что, ко гд а люди перестают чи тать мудрые кн и ги , они перестают думать. Культивируются грубая фи зическая сила, животный страх , ав том ати зиров а нны е ф и зиоло гич е ские страсти. Т о же самое наблюда ется в театре и кино . Н о высокое искусство и, прежде всего, классическая литература про шлых столетий и наш е го уходяще го века не умерли. К а к же повернуть к ним лицом наш их детей и подрос тков? Д ум аю , если бы они любили А . П у ш к и н а , М . Л е рм о н то в а , А . Ф ета , Ф . Тю тчева , А . Блока , А . А х матову, если бы знали наизусть мно- го (!) стихов этих и дру гих бессмер тных поэтов, душ а ребят была бы богаче , чище, возвышеннее, а лич ность к аж д о го из ни х — светлее. Конечно , только чтением это го не исправить. И все-таки! ...В детских библиотеках наш е го города работаю т множество ум ных, талантливых библиотекарей , которы е превращаю т фонды муд рых к н и г в «напояющи вселенную» реку . О ни стараются най ти клю чик к душе к аж до го ребенка, проводят эксперименты по организации досу га детей, семейных чтений , приоб щ аю т их к творческому диало гу в литературных гостиных. Часы раз мышления, вечера поэзии , литера турны е вернисажи , и гровы е п р о граммы по творчеству классиков , диспуты и обсуждение к н и г с «бо левыми» проблем ам и становятся для ребят тро пи нкой н а п ути к пре красному. Я верю в неограниченные воз можности детских библиотек в вос питании у ребят благоговейного от ношения к хорошей кни ге , к высо ком у искусству. Особенно если они ориентированы одновременно и на юно го читателя , и н а родителей, и на учителей . И семья, и ш ко л а , и б и б л и о те к а — все д о лж ны быть причастны и ответственны за вос питание высокого вкуса , любви к ч тению . Н у ж н о то л ь ко единство действий. К а к часто учащиеся, а ино гда и учителя и даже библиотекари, не хо тя т читать те произведения, к о то рые вклю чены в ш ко л ь н ую п р о грамму . В своей работе мы сталки ваемся с этим явлением. Н о есть педа го ги , у которых «ч и таю т все». И я убеждена, что т а к и х беспокойных наставников немало. Н о знаю т ли об этом опы те библио текари? А зам еча тельные инновации в воспитании тв орчес ко го читателя , накопл ен ные специалистами, к а к правило. не знакомы учителям. Д а в н о обсуждается вопрос о единстве действий всех педа го ги ческих учреждений , каковыми яв ляются и детские библиотеки . О д н ако до сих пор не разрушена ве дом ственная стена , отделяющая учреждения культуры от детского сада, ш колы , детского дома... Я го ворю им енно о р аботе воспи та тельной, развивающей растущ ую личность, но ни в коей мере стан дартизации , унификации. Сегодня создаются самые раз личные школы : лицеи, гимназии и т а к далее. В составе педа го гич е с ко го процесса лю бой из них — личность учащ е гося -воспитанни - ка . В центре всей работы детской библиотеки — личность читателя . Здесь делается все для его индиви дуально го самостоятельного и ж е ланно го образования через чтение. Есть условия для общения по пово ду чтения с людьми, с которыми ин тересно ему лично . С людьми, пе ред которыми он не страшится об наружить свое незнание, неумение. И неправильно рассуждают те, кто пытается разделить информацион ные процессы и воспитание твор ческого читателя. К ом у они нужны, если не п о м о г аю т становлению личности подростка , ее самореали зации? Д аж е большой суммой уль трасовременной информации нель зя подменить образованность. Я у б е ж д е н а , ч т о п р о б л ем а тв орческо го чтения детей и под ростков должна определить одно из ведущих направлений педаго ги ческой, социальной психологии и теории развития личности в про цессе свободного индивидуально го чтения. Почему прежде в каждой семье, где любили детей и заботились о них к а к о будущих личностях , не пременно с ранних лет приобщали к высокой поэзии , к сказке? П о т о му ч то с к а з к и всегда развивали чувство справедливости, ненавис ти к злу, будили воображение, фан тазию . Если мы серьезно думаем и за б о тим с я о н аш ем б уд ущ ем , то именно честь , совесть, порядоч - нос!гь следует, .рассматривать к а к найболЬе значимые судьбоносные качества личности. И , конечно же, обществу следу ет позаботиться о будущем детских библиотек . И б о приобретенная в детстве болезнь равнодушия и, еще с тр аш н е е , н еп р и я ти я кл а с с и ки , лучш его , что создано человечест вом, к а к правило , остается неизле чимой . Галина Г У Р Ь Е В А , зам. директора Централизованной библиотечной системы г . Л ип ец ка по работе с детьми, педагог. Судьбы людские Т Р Н А Р ан ь ш е это й др уж н ой сем ье за ви до вали . А те п ер ь . Глядя на телеэкран , где шли с к а ким и -то гневными лозун гами в адрес власть предержа щ их пожилые люди , ветераны войны, старший сын усмехнулся: — В о т они , отец , твои «товарищи» . Рожи - то , р ож и какие ... О тец сердито вскинулся: — К а к ты смеешь, паршивец , та к говотить? Д а эти «товарищи» жи зни не жалели, чтобь! ты, вот та к , развалясь в кресле, булку с колбасой жевал и пялился в телевизор... — Н е нужны мне их жертвы , — с дерзостью отпарировал сын. — Ещ е скаж и , что они сей час там , на площади , ради меня надрываются. Я сам знаю , к а к мне жи ть ... — Д а , у ж ты знаешь. Д ень ги лихие — это еще не все... М а т ь не мо гла вставить слово в эту пере палку . П ри ти х нув , грустно молчала: это ведь не в первый раз м уж с сыном т а к ссорятся. И больше всего ее терзало то , что младший сын, раскрыв рот , с восхищением глядел на брата: к а к он т а к , с о тцом -то ... Н е т , они теперь решительно не поним аю т д р у г д р у га . Н а п р а с н о Лю дм ил а С теп анов на старалась к а к -то замазать образовавшуюся тре щ ину в семейных отнош ениях — она располза лась все больше и больше. Н еприя тнос ти начались и с младшим . Э то т нацелился на «бизнес», а прощ е говоря, на спе куляцию . К а к - т о наткнулась на него у входа в универмаг, где он бой ко предлагал прохожим импортные сигареты . О н а опешила , останови лась, к а к вкопанная , но он ее даже не заметил. «Сколько?» — спросила она. «С оро к» , — с ходу ответил он и осекся, подняв на нее глаза. Д ом а была бурная сцена. О тец и мать сры вались н а к р и к , сын хны кал и дерзил: «Д им ке вон родители каж ды й день по стольнику даю т , а у вас на мороженое не допросишься»... — Т а к ты спекулянтом захотел быть? — гре мел П е тр Васильевич. — Д а я в твои годы уж е родителям пом о гал , трудился... И т у т у старш е го сына, до сих пор безучаст но лежавш е го с детективом на диване, вырва лась фраза, хлестнувшая старш их , к а к пощ ечи на: «Д а вы о т ж и зн и отстали , чудаки . В аш по езд давно уш ел ...» — Вы подумайте , — сокрушалась , расска зывая об этом , добрейшая Лю дм ила С тепанов на. — М ы отстали , и им за нас стыдно. А спро сите — почему? П о т ом у что не крадем , не об м аны ваем , не пьем , не р а зв р а тн и ч а ем . Всю жизнь положили , чтобы их честными людьми вырастить. У ч и л и только хорош ему — и вот благодарность. О х , что ж е с нами распрокля тая жи знь сделала — т а к хо р ош о , д р уж н о жили , и вот... Вы — журналист , напиш ите про это , обязательно напиш ите . Ч т о мне было сказать отчаявшейся мате ри? По-человечески понятна и обида П етра Ва сильевича, для ко то ро го , я знаю , нет в жи зни ничего важнее семьи, детей, дома . Ж ил и , рас тили сыновей по своему образу и подобию , себе на радость, а они совсем другие , нынче будто чужие . О т это го горь ко и страшно . Д ум аю , то , что происходит в этой семье, не только личная их драма . Раньш е мы лю били повторять : семья — ячейка общества . Н о было ли это т а к на са мом деле? Семьдесят с лиш ним лет советской истории семья не была ор ганичным звеном в нашей общественной структуре . С тру к тура эта о т т о р га л а челов ека с е го ч а с тн о й , ли чной жизнью . Благое пожелание мы долгое время принимали за правду, а рядом жила и ложь. О тец говорил дома: «П од ал заявление в пар тию » . И пояснял^матери: «Без билета ведь ни куда не двинут , а у нас скоро место начальни к а отдела освббоди'гся». И мать согласно ки вала. И сама, п р о ч а я беспартийная пор тни ха, рассказывала дома , к а к «чихвостили» на собрании ее товарку за то , что правду -матку резала начальству в лицо . И что рабочие, и она в том числе, промолчали: а что сделаешь, лбом стену не прошибешь ... Д е ти все это слышали, видели, впитывали в себя. И , наверное, их се годняшний протест в общ ем -то закономерен . В к а к о й -т о мере рас плата за наш у податливость , долготерпение, за то рабское, что дол го не замечали в себе, а теперь т а к трудно по капле выдавливать... За все воздается... А с дру гой стороны , трудились ведь честно всю жизнь и детей хотели видеть трудолюби выми. Н а честном труде м но гое стояло, дер жалось, укреплялось. Честный труд приносил свои плоды. Н е берусь я и оправдывать нынешних де тей. О ни взрослеют сейчас куда быстрее, чем мы в детстве. Взрослеют и в своем порыве со к р уш и ть старое , все ни зв ер гнуть стараю тся избавить себя и о т т а к о го «рудимента» , к а к совесть, освободиться о т т а ки х «неудобных» понятий , к а к «дол г» , «обязанность» , смеются над просты м и , н е к о гд а обязательными для нормально го человека постулатам и ж и зни , среди которы х и заповедь « Ч ти о тца своего». Э то не м ож ет не прой ти безболезненно для семьи, общества. Есть вещи преходящие , подвластные вея ниям времени, а есть кате гории вечные. К ним относятся такие понятия , к а к семья, родитель ский долг , сыновняя благодарность. У в аж е ние к родителям , чувство любви к тем , к то , пусть и не т а к , к а к тебе хотелось бы, заботит ся о тебе, делает все, чтобы поставить тебя на н о ги . Э то естественно для человека во все, даже самые суетные, переходные времена. О т ношение к родителям — это то , что , к а к л а к мусовая бум аж ка , фиксирует любое отклоне ние от общечеловеческой нормы , а значи т , и неблагополучие в обществе. Д а , люди не безгрешны , не ангелы, и ош и бок все мы допустили немало. Н о негоже сы новьям и дочерям рядиться в ман тии судей и выносить при говор людям , вскормившим их . Честнее, справедливее попытаться понять (они ведь та ки е умные , современные дети !) приро ду родительских ош ибо к , всю сложность к о ренной л ом ки себя, своих представлений о жи зни и ее ценностях. И всегда помнить , что нет в мире н и ко го , к то любил бы тебя крепче , самоотверженнее, сильнее, чем мать и отец. Н е т , семья не «ячейка» , она — стержень об щества . У нас расш а таны м но ги е устои , но особенно болезненно отозвались эти потрясе ния на семье. О тчужденность детей и родите лей, стариков и молодежи , несходство взгля дов, взаимное непонимание , глухое раздраже ние д р у г на д р у га м ож но , конечно , объяснить тя го там и ж и зни , чудовищной доро говизной , тревогой за зав траш ний день. Объяснить , но не оправдать. И слава Бо гу , если в семье, о ко торой идет речь, «разберут баррикады» , не с т а н ^ упорствовать: одни — в своем вчераш нем дне, дру гие — в кажущ емся им непо гре шимом сегодняшнем . Ж елание понять дру г друга , готовность де лать ш а ги навстречу — без это го дом м ож ет и не выдержать встрясок наш е го бурно го вре мени. А ведь именно семья с ее неповторимой атмосферой, с ее традициями , к а к нич то дру гое , н уж н а человеку . Т в о й дом — твоя кр е пость. Н о лишь то гд а , ко гд а ты укреплял ее своими руками . Алексей ЯГУНОВ, член Союза журиалпстоп России. в ш 1 т ш т ш ж 1 Это любопытно СОВЕТЫ ^ ВЕЛИКОЙ БАБУШКИ Е ка терин а Вторая была не только великой императрицей , но и примерной бабушкой , активно участвовала в вос питании внуков. Основываясь на при нципах разумности и естественности, свободы личности и нормального здоро вого быта , а т а кж е на трудах авторитет ных педагогов-фнлософов, русская ца рица написала программу воспитания собственных внуков — «А збуку» , пре следуя две цели: раскрыть ум для внеш них впечатлений и возвысить душу. Вот некоторые советы великой бабуш ки . Касательно умонаклонення к добру. Добрые пос тупки должны быть всегда замечены и поощрены . Старайтесь при всех случаях вселять в детей человеко любие и сострадание ко всякой твари. Д е ти плачу т либо о т упрямства , либо о т болезни, но надо запрещать всякие слезы. К т о не слушается, т о т болен, и надо поступать с ним , к а к с больным. К т о с младенчества не приучен по виноваться п ри к азанию и совету роди телей и воспитателей, то т , созрев, не в состоянии будет слушать советы здра во го рассудка и справедливости. Ч е го дети повелительным голосом требовать будут, то го не давать. Главное наставление детей. Д олж н о лю би ть б л и ж н е го , быть д о бр ож е л а тельным и чистосердечным , удалять гневную горячность , боязливость и пус тое презрение. Уч тивость основана на том , чтобы не иметь худо го мнения ни о себе, ни о ближнем . Про тивны уч ти вости природная грубость и невнима ние к том у , ч то др у гим нравится или не нравится, пренебрежение к людям , вы сказанное словом или взглядом, движе нием , п ос тупком , н асмеш ки , умышлен ные споры и противоречия . Н о и из лишняя учтивость непереносима. О занятиях . Веселым и грам детей не мешать и малых неисправностей при игре не унимать ; дав детям совершен н ую св об о д у , м о ж н о у з н а ть нрав и склонности их . Н е оставлять детей ни ко гд а праздными. За учение не бранить, но если учится хорош о , то похвалить. С трахом научи ть нельзя, ибо в душ у , объ ятую с тр а хом , не более вложи ть учения , чем на дрож ащ ей бумаге н апи сать. (П о материалам «А иФ » ) . ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz