Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

о т м е ч е ны Б о гом , о тм е ч ены р о к о м 3 0 ноября 1 9 9 6 г. э п о х а , с у д ь б а , св ерш ен и я № 2 2 9 - 2 3 0 ( 1 2 9 3 - 1 2 9 4 ) Л и к и т в о р ч е с т в а И с т о р и к о - к р л е в е д м б с к д я с т р д н и ц л В ■ Певица из Хворостянки • « Я с д е т с т в а п е л а н а р о д н ы е п е с н и . . . » Н е с к о л ь к о л е т п р о ж и л а в с е л е Х в о р о с т я н к а д е в о ч к а п о и м е н и Н а д я , Н и к т о т о г д а н е м о г п р е д п о л о ж и т ь , ч т о е е ж д е т с у д ь б а в е л и к о й п е в и ц ы Р о с с и и , , , Родилась она н а Пречистинке в Москве. Ее отец был внуком замечательного поэта Евгения Б аратынского корни по м атеринской линии уходили в наш у , лип ец ­ кую землю . В добринском селе Х воростянка находилось ую тное им ени е Н адиного деда А ндри ан а Семеновича М а зар аки . Там и ж и л а мать Н адеж ды М ария А ндриа ­ новна . По воспоминаниям дочери, она бы ла хрупкой и слабой и «на четвертом году замуж ества (в 1888 г оду)... ум ерл а от быстро р азви вш ей ся скоротечной чахо тки Скончалась она в Ялте . Гроб с телом перевезли в Хво р о стян ку и похоронили в ограде наш ей сельской ц ерк ­ ви» . Сама Н ад я провела в имении своего деда два года совсем м ал ен ькой , но п ам ять ее сохранила многое. И старинны й дом , окруж енны й ухож енным п арком , виш ­ невым садом , и глубокие пруды , и степное раздолье . Андриан Семенович был неплохим музыкантом , к нему н аведывались бр а тья Рубинш тейны , в Х воростянке бы ­ вал П .И . Ч а й к о в ски й . Сам М азараки основал в Вороне ж е филармоническое общество, был увлеченным пропа ­ гандистом песенного творчества. «М узы ка и п ение , — написала потом его внучка , — были моей стихи ей . Я пела с детства ... русские наро дны е песни , услыш анны е мною в тамбовской деревне (Х воро стян ке ) . ..Я с детства сохранила любовь к русской народной песне, ш ирокой и привольной , к а к наши бес крайни е п6Л'3 1>.' П о м н и ^ ^ З ^ ^ '^ Ш е й й й ’на 'й рм 'арки в соседние в мае в Новрчеркутино , а в начале лета в Лодыгино (ныйе И вановка ), Осенью — в К н яж -Б ай гору и знаменитую на всю округу Ч ам лы кс кую (Талицкий Ч ам лы к ) . Там она слуш ала песни бродячих певцов, цы ган , ш арм анщ иков , любовалась хороводами кр естьянских девуш ек . Впечат л ен и я юных л ет оставили глубокий след в ее творчестве. Н ачальное образование девочка получила в Хворос- тянской земской ш коле . Ее учителями были Павел А л ек ­ сеевич Н и ли вки н и М ария Петровна Ситникова . А пос ­ ле уроков она заним алась музыкой . Вместе с М азараки в четы ре р у ки и сполняли Моцарта, Шопена, Гайдна . В 1899 г оду ю ная Н ад я отправляется в Италию дл я л еч ен и я и обучения му зы кальному искусству. Там она заним ается пением у Элеоноры Липман — ученицы По ЛИНЫ Виардо , с которой долгие годы друж ил И.С . Тур г ен е в . В М о н т е -К ар л о вп ер вы е Н а д еж д а у с лы ш а л а Ф .И . Ш ал яп и н а , отк рывш его ей тайны вокального ис кусства . П олучив известие о внезапной кончине А.С . Мазара ки , д евуш к а в 1906 г оду вернулась в Хворостинку и про ­ ж и л а там с н ач ал а л ет а до конц а октября . А спустя не ­ сколько л ет , ее родовой дом был продан помещице М .Ф. Золиной и з села Богохранимое . После революции в нем разм ещ али сь ш ко л а и общ ежитие дл я учителей . Там до ­ лгое время работала и ж и л а задуш евная подруга Н ад еж ­ ды засл уж ен н ая учи т ел ьниц а Анна Ивановна Медведе ва. П озж е дом , другие барские постройки и церковь пош ли на слом ... Но вернем ся к детству и юности певицы . После смер ­ ти деда Н ад еж да поступила в Московскую консервато рию , в к ласс Умберто М азетти. После учебы тал ан тли ­ вую выпускницу зн ам ени тая Нежданова приглаш ает для совместного исполн ения дуэтов. Трудится вместе с ней и наш з ем л я к и з Л ебедяни К .И . Игумнов, который писал , что «пленялся свежестью и яркостью ее интерпретации» Не сомневаюсь, что любители и зн атоки вокала дав но уж е догадались , о ком именно идет речь , кем стала девочка и з Х воростянки . Ну, конечно , это прославлен н ая на всю Россию , н а весь мир певица Н адеж да Андре ­ евна Обухова! Слава ее росла и в последние годы перед революцией , и после О ктября 1 9 1 7 . . . Когда началась первая мировая война, Обухова кончила курсы сестер милосердия и вмес ­ те с м уж ем , заведующ им постановочной частью Б о л ь ­ шого театра П .С . А рхиповым , отправилась на фронт. Два года п евиц а трудилась сестрой милосердия в военном госпитале. Однако по настоянию своих колл ег в 1916 г оду вновь выш л а на сцену. Ее п р и н я л и в труппу Большого театра , высоко оце ­ нив ее т а л ан т и великолепны й голос. Современники в один голос утверждаю т , что Н ад еж ­ да А ндреевн а достигла соверш енства в вокальном м ас ­ терстве. В ее р еп ертуар входили 22 партии . Н аш а зем ­ л я ч к а бы л а первой исполнительницей партий Кащеев- ны («К ащ ей Бессм ертный» ) , Клариче («Любовь к трем ап ельсин ам » ) , Д али лы («Самсон и Д алила» ). Н епревзой ­ денным и в репертуаре молодой певицы стали Любаш а («Ц ар ск ая невеста» ) , М арфа в «Хованщине» и Кармен в опере Би зе . Ею созданы пленительны е образы беззавет ­ но лю бивш их ж енщ и н . Предвоенный период — время расцвета тал ан та Обу ­ ховой . В 1928 г оду ей присвоено звание заслуж енной ар ти с тки р еспублики , в 1933 г оду — народной ар ти стки республики , а в 1937 она удостоена ордена Л енин а и зв ан и я народной ар ти с тки СССР. В годы Великой Отечественной Н адеж да Андреевна часто вы с туп ала в го спи тал ях , клубах , на радио . П еви ­ ц а не по ки н у л а столицы , отказавш и сь от эваку ации в Куйбыш ев . Она-пела , вы ступала с горячими при зы в ам и наголову разбить врага , участвовала в строительстве обо ­ рони тел ьны х сооруж ений . И не случайно одной из п ер ­ вы х бы ла н а гр аж д ен а медалью «За оборону Москвы». А за вы соки е до с тиж ен и я в области искусства в 1943 г оду ей вручи ли Государственную премию первой степени . ...П о сл едний р аз Обухова побывала в Х воростянке в 1958 г оду, н ап р а вл я я с ь н а л ечение в Феодосию. Она не у зн ал а родное гнездо. Впрочем , узнавать-то было нече ­ го. Все р азруш ено , вековы е деревья вы корчеваны . От п ар к а и сада не осталось и следа. П окидала Обухова Хво ­ р о стинку со сл езам и . С собой она увезла горсть земли с могилы м атери , которую с трудом о ты ск али .. . Ум ерла в е л и к а я п евиц а в 1961 г оду. До самой смер ­ ти она пом ни ла и лю била наш и степные просторы , свою неповторимую Х воро стян ку , где ей до сих пор не поста ­ вили д аж е п ам я т н и к а . . . И горь ВЕТЛОВСКИЙ , к р аев ед . В редакционной папке с н а^нсью «Былое» лежит немало материалов, подготовленных нашими краеведами. Все они дожидаются своего срока — ведь полоса, посвященная минувшим временам земли липецкой, приходит к читателюлишь раз в месяц. Среди этих писем особое место занимают рассказы, рожденные благодаря изысканиям о жизни наших замечательных земляков, творцов, деятелей культуры. Сегодня мы решили сделать тематический выпуск, посвященный четырем из них, людям, чей вклад в российскую культуру трудно переоценить. Певица, художник, пианист, одаренный предприниматель, который не был чух<д служению муз. оставив потомству удивительные песни и романсы... Их судьбы прею>асны, хотя и нелегки, их достижении известны всей стране, но далеко не каждый липчанин знает, что они росли кто в Хворостянке, кто в Ельце, кто в Лебедяни, чтоЛипецкий край вошел в их сердца как незабываемая «малая родина».,. Это был поистине м о гу ­ ч и й , ж и з н е р а д о с т н ы й т а ­ л а н т . И з п л е я ды ти т анов , з а м е ч а т е л ь н ы х х у д о ж н и ­ к о в , п р о д о л ж а т е л е й д е л а п е р е д в и ж н и к о в . В основе его творчеств а — глубок ая и с к р е н н о с т ь , н е у с п о к о е н ­ ность , горение , вечный по ­ и ск добра и красоты , неуем ­ н а я д е ятел ьно с ть , общ ение с лю дьми и ж г у ч а я любовь к Р о ссии , родным ел ец ким местам . Р о ди л с я В аси лий М еш ­ к о в в Е л ь ц е в т р у д о в о й семье . Р ож д ен и е его совпа ­ ло с празднованием Рождес ­ тв а , и м атери к а зало с ь , что это и в честь ее тол ько что п о яви вш его ся н а свет сы н а зво н я т ко ло к о л а тридц ати трех е л е ц ки х ц ерк в ей . С п ервы х л ет судьба В а ­ с и л и я ск л ады в ал ас ь н ел е г ­ ко . У м ирает отец . М ать, ос ­ т а в ш и с ь в е р н о й п а м я т и м уж а , уходи т в м он асты рь . И м ал ьч и к воспи ты вается в с е м ь е з н а к о м ы х . П о с л е т р ех кл а ссн ой ш ко лы м ать опр ед ел яе т его в и кон оп и с ­ ную мастерскую при мон ас ­ ты р е , но, по совету х у д ож ­ н и к а Г орш кова , Васю пере ­ водят в Задон ский муж ской м он асты рь в у ч ен и ки к т а ­ л а н т л и в о м у и к о н о п и с ц у И льину . Затем М еш ков у е з ­ ж а е т н а учебу в М о скву , о п я т ь ж е в и к о н о п и с н ы е м аст ер ски е братьев Селива ­ новы х . К ром е з а н я ти й лю ­ бимой ж ивопи сью ему п р и ­ х о д и т с я р аб о т а ть д в о р н и ­ ком , продавцом и к о н . . . З а ­ тем он вновь во звр ащ ается в Е л ец . М а ть , ж е л а я сд е ­ л а т ь и з сы н а и кон оп и сц а , отпускает его с к аким -то з а ­ е зж и м м он ахом -иконопи с - цем н а Афон . Но ему хо ч е т ­ ся иного . С помощью Гор ­ ш ко в а В аси лий стал гото- , в и т ь с я д л я п о ступ л ен и я в «Московское учи лищ е ж и в о ­ п и с и , в а я 1 ^ я и зод честв а . В 1882 г оду его м еч та осу ­ щ е с т в и л а с ь . У ч и т е л я м и молодого е л ь ч а н и н а бы ли И .М .. П р я ш н и к о в , В .Д . П оленов , Е .С . Сорокин . А среди однок аш ни ков о к а з а ­ л и сь п р о сл а вл ен ны е впо с ­ л е д с т в и и К . К о р о в и н , С. И в а н о в , М. Н е с т ер о в , А . А р хи п о в , С. М алю тин , А . Головин . Уж е в у ч и л и ­ щ е пр о яви л ась одаренность М ешкова , особенно к а к пор ­ тр е ти с т а , ум ение передать х а р а к т е р н ы е ч ер ты , с х в а ­ ти т ь наиболее типическое . Т алант его развивался ярко , М еш ков д аж е пом о гал К . К о р о в и н у , п о п р а в л я л его ри су н ки . А уж е через год победил н а конкур се учени ­ ков и получил «Малую се ­ ребряную медаль» за свой ри сунок . В 1 8 8 9 г о д у М еш к о в о к ончи л у чи л ищ е и посту ­ пил в П етербургскую А к а ­ демию Х удож еств по к л а с ­ су П .П . Ч и с тя к о в а . Вы да ­ ю щ и й с я п ед а го г со в ету е т М еш кову и ск а т ь свое лицо в и ску сс тве . К этому време ­ ни М еш ков уж е автор р яд а п р е в о с х о д н ы х п о р т р е т о в : п р о ф е с с о р а С .П . Б о т к и н а , А .С . П ерф и л ьевой , которы е по п р аву сравниваю т с пор ­ тр е т ам и к и с ти Р еп и н а , Серо ­ в а . Создает М еш ков в духе п о з д н и х п е р е д в и ж н и к о в и ж а н р о в ы е п о л о т н а , т а к и е , к а к « З у б о в р а ч е в а н и е » , «Ф л ей ти с т » , «Весна иде т» , « Т яж е л а я дум а » , «Д ач к а» , «Н а лон е природы » и другие ( х р а н я т с я в Т р е т ь я к о в с к о й дар педагога . П омню , с к а ­ к и м волнением ож и д ал и мы всегда его при х оди л а и з ам е ­ ч а н и й . И з своей м астер ской , р а с п о л ож е н н о й т у т ж е , за стеной , по я вл я л с я В .Н . Золо ­ ты е кудри обрам ляю т в е л и ­ к о л епную голову . П р е к р а с ­ ное л и ц о . . . озарено ш ирокой , о т к ры т о й у л ы б к о й . . . У с ев ­ ш и сь н а стул , гр у зны й , гро ­ м о гл а сны й , в е л и к о л е п н ы й , он м аст ер с ки н ач и н ал поп ­ р а в л я т ь р и с у н о к . М а н е р а ри сов ать у него бы л а уверен- Х у д о ж н и к • «ш ш ш т т ...» Он часто повторял эти слова ученикам, художник Василий Мешков, чьи работы сегодня занимают почетное месторядом с полотнами Релина и Серова... галерее ) , «Любопытный» — х р ан и т ся в Л и п ец ком облас ­ тн ом к р а е в ед ч е с к ом м у зее . Около д еся ти полотен М еш ­ к о в а н а х о д я т с я в Е л ец к ом краеведкеском здузее. Многие ,НГО в ещ и в в е л и в золо той фонд русского искусства . В историю х удож ес тв ен ­ ной ку ль ту ры М еш ков вошел и к а к вы д ающ и й с я педагог , воспи тат ел ь м олоды х ж и в о ­ п и сц е в . В 1892 г оду он на л и чны е средства органи зует свою собственную Ш колу ж и ­ вописи и ри со в ан и я в М оск ­ ве. К а к п едагог М еш ков не у в л е к а л с я модным и теч ен и ­ ям и , х ар а к т ер ны м и д л я того периода , б^ы при верж енц ем р е а л и с т и ч е с к и х т р а д и ц и й . «Все м ин ется — одн а правда ост ан е тся , — лю бил он пов ­ то р я т ь у ч е н и к ам , — готовь ­ тесь ст ать и сти н ны м и м уж а ­ м и , дел ающ им и честь своему О течеству ...» Е г о у ч е н и к х у д о ж н и к Я ковлев вспоминал: « Школа- с т у д и я М еш ко в а п р о сущ е с ­ твов ал а более че тв ер ти в е к а , и все мы , ее во спи танни ки , в с п о м и н а е м с б л а г о д а р ­ но с т ью э ти го ды . М еш ко в ум ел з а р а з и т ь н ас п о д л и н ­ ны м э н т у з и а з м о м , ум е л в п р о сты х сл о в ах д а т ь очень много, у него был подлинный н а я , сво еобр азн ая и к р а с и ­ в а я . . . П оп р авл ял он обычно у г л е м . . . О соб енно лю б и л и уч ен и ки , собравшись кучкой з а его спиной , смотреть , к а к он п р о р и с о в ы в а л н ач а ты й , р и с у н о к до к о н ц а , д е л а л ино гда зам еча тел ьно к р а с и ­ вы е , за конч енны е р и су н к и . . . у чени ки со х р ан яли их с б л а ­ гоговейной благодарностью». Д елу п р епод ав ани я М еш ­ ков о тд ав ал ся со всем пылом своей страстной н атуры , но не о с т а в л я л и собственной ж и в о п и с и . Н а в ы с т а в к а х еж егодно п о я вл я л и с ь его но ­ вы е к а р т и н ы . Вместе с х у ­ дож н и к ам и Симовым , Б о гд а ­ новым он у ч р еж д а е т новое общество «Московское то в а ­ рищ ество х у д ож н и ко в » , ор ­ г ани зу е т вы с т а в ки молодых : Серова, К оровин а , В ино гр а ­ дова , Головин а , Б ял он и ц ко - го -Б и р у л и .. . Его у чи т ел ь П .П . Ч и с т я ­ ков з аи н т ер е со в ал ся новым обществом , приобрел н еко то ­ ры е вещ и , п о лож и т ел ьно от ­ н есся к последним к ар ти н ам М еш кова : «Ну, вот — теперь вы н аш ли себя . Теперь уж вы н ас тоящ ий худож ник!» П ох ­ в ала самого Ч и с т я к о в а доро ­ гого стоила . Видимо , н едаром в 1910 г оду М ешков был при глаш ен в Ясную П о л ян у — пи са ть п о р т р е т Л .Н . Т о л с т о г о . «Когда я п риш ел в столо ­ вую , Л .Н . ск а зал : «Я к в а ­ ш им услу гам » . Я отв етил , что п и са ть портрет ещ е не дум аю , а хочу тол ько о зн а ­ к ом и ть ся , осмотреться , пос ­ мотреть н а него , и поэтому он м ож ет у стр аи в а ть ся где хочет и к а к хочет . «Тогда пойдемте ко мне в кабин е т , — с к а з а л Л .Н . , — гд е я обычно работаю , и я н а вас н е буд у о б р ащ а т ь в н и м а ­ н и я » . М еш ков , кроме п о р ­ т р е т а Толстого , сд ел ал н е ­ с к о л ь к о зари совок : «Толс ­ той з а ш ахм а т ам и » , «Толс ­ той з а работой» . По просьбе Толстого вы п о л н и л этюды тех м ест , которы е особенно лю б и л п и с а т е л ь . В сво ем дн евни к е Л .Н . Толстой ос ­ т а ви л пометку : «Единствен ­ ны й ч ел о в ек , которы й м ен я ни о чем не р ассп р аш и в ал , — это х у д ож н и к М еш ков» . В е л и к ую О к т я б р ь с к ую соци али стич ескую револю ­ цию М еш ков встретил спо ­ койно . Он не у п ал духом . П р и н им а я деятел ьно е у час ­ ти е в со здании о р ган и зац и ­ онны х основ по охран е и с ­ то ри к о -к у л ь т у рн о го н а с л е ­ д и я . Р або тал в К олл е гии по дел ам изобрази тельного и с ­ к у с с т в а п р и М о с к о в с к о м Совете р абоче -крестьян ских и со л д а т ски х депу та тов , в Ком и ссии по охран е п ам я т ­ н и ко в и ску сс тва и ст арины . Кроме того , он ор ган и зу ­ ет худож ественную ш к о л у п р и Г о зн а к е , п р еп о д ае т в М осполиграфе , и зо с туди ях . Он с о гром ны м ин тер есом в с м а т р и в а е т с я в н о в у ю ж и зн ь . С н атуры пиш ет м а ­ н иф е с т ац ию 1 9 1 7 г од а н а Т еатральной п лощ ади . Ста ­ н о ви т ся а к ти в ны м чл еном А ссоциации худож ников ре- в о л ю ц и о н н о й Р о с с и и . В 1 9 2 4 г оду создает кбийюйй-^^ цйю «М осквичи АрЪ52ц&(о'Л:‘я" с телом И л ьи ч а» , за тем ц е ­ л ую п о р т р е т н ую г а л е р ею своих со в р ем ен н и к о в . Н е ­ смотря н а преклонны е годы , он полон сил , ж е л ан и я ж и т ь и р аботать . А к ти вн о у ч а с ­ твует во всех больш их вы ­ с т ав к а х . В 1937 г оду он, до ­ к т о р и с к у с с т в о в е д ч е с к и х н ау к , профессор А к ад ем и и худож еств , руководит одной и з творческих м аст ер ских . З а больш ие засл у ги в р а з ­ ви тии и зоб рази тельного и с ­ кусства н а гр аж д а е т с я орде ­ н ом Т р у д о в о г о К р а с н о г о З н а м е н и , м е д а л ям и . Ем у , одному и з п ер вы х , в 1943 г оду было присвоено п о ч е т ­ ное зв ан и е «Н ародный х у ­ д ож н и к России» . Ум ер В .Н . М еш ко в 26 ноября 1946 г ода. А л е к с а : Я БЛО Н СКИ П о т р е т х у д о ж н и к а В .Н . М еш к о в а . Р и с у н о к а в т о р а с т а т ь и . 1$, Два музы канта • « Э М И Л Ь Г Р И Г О Р Ь Е В И Ч Х О Ч Е Т П О Г О В О Р И Т Ь С В А М И О Б И Г У М Н О В Е . . . » Н е д а в н о и с п о л н и л о с ь 8 0 л е т с о д н я р о ж д е н и я в ы д а ю щ е г о с я с о в е т с к о г о п и а н и с т а Э м и л я Г и л е л ь с а . Э т и к о р о т к и е в о с п о м и н а н и я о н е м п р и с л а л в « Л Г » н а ш д а в н и й а в т о р , э н т у з и а с т к р а е в е д е н и я и з Л е б е д я н и А н а т о л и й К у р к о в . . . Случилось это 22 сентября 1962 г ода в Лебедяни , где в тот день ок азался Эмиль Гилельс. Кому-то н аш а встреча и разговор покаж у тся делом случая . Но я бы так не сказал . Д а , о краеведе, занимавш ем ся и зы скани ям и о ж и зни друго ­ го великого пианиста , нашего зем л я к а Константина Игум- ного, Гилельс услыш ал случайно. Но не случайно ему захо ­ телось встретиться со мной, не случаен его неподдельный и глубокий интерес к И гумнову ... Я , конечно, и не помыш лял об этой встрече. И вдруг меня встречает тогдашний зав . райотделом культуры В. Вялкин и говорит: — П ианист Эмиль Гилельс у нас в гостях . Он очень ин те ­ ресуется местными м атериалами о Константине Н иколаеви ­ че И гумнове ... — Что вы , Василий Иванович , — перебил я , — Гилельс сегодня в Л ип ец ке дает концерт. — Совершенно верно, — подтвердил мой собеседник. — Тем не менее, Эмиль Григорьевич сейчас в Лебедяни . Он обе­ дает в ресторане «Лебедь». Я р ассказал ему о м атери алах , которые вы публиковали . Гилельс попросил , чтобы вы с ним повидались . И вот я уж е в кабинете , где обедал Э.Г. Гилельс. Он был в сером костюме, среднего роста, взгляд серьезный и вним а ­ тельны й , рукопож атие крепкое . М узы кант пригласил меня к столу , и мы разговорились. — Вы когда-нибудь сами встречались с Константином Н и ­ колаевичем? — спросил Эмиль Григорьевич . — Нет, — ответил я . — Мне всего лиш ь довелось беседо ­ вать со многими людьми , общ авш имися с Игумновым и слы ­ ш авш ими его игру. Далее я расск азал о детских годах Константина Н и ко л а ­ евича , о приездах его, студента консерватории , на кани кулы в Лебедянь , где на Большой Дворянской улиц е стоял роди ­ тельский дом (сейчас улиц а Советская; в 1973 г оду на зд а ­ нии установлена м емориальная доска), о посещении м у зы ­ кантом родного города в более поздние времена. Гилельс слу- ш ал охотно, его явно интересовали д аж е м елочи , связанны е с Игумновым . Поэтому я не скупился на подробности, повес ­ твуя , например , о том, к а к в 1921 г оду Игумнов при езж ал к нам за продуктами . Он остановился в доме на Интерн ацио ­ нальной улице , где ж и л а его двоюродная сестра — учи т ел ь ­ ница Вера Петровна Игумнова. Константин Н иколаевич про ­ был в Лебедяни несколько дней. К Вере Петровне на ч аш ку ч а я за гл яды вали городские учи теля , поскольку Константин Николаевич хотел побольше у знать о постановке народного образования в уезде. А в последний вечер в Лебедяни , по просьбе учителей , пианист дал концерт в местном театре , носившем тогда название «Модерн». Тут Эмиль Григорьевич перебил меня: — А что он исполнял? Вам не удалось выяснить? Я ответил , что , по сообщению присутствовавшего на том концерте учи теля Д .А . Захарова , в заклю чение своей про ­ граммы Константин Николаевич исполнил русскую народную песню «Буря на Волге». Пианист виртуозно им провизиро ­ вал и передавал плеск волн и скреж ет обломков парусных судов, выбрасываемых на берег ... Когда Константин Н и ко ­ лаевич закончи л , наступила тишина . Л иш ь через н есколько минут вспы хнула овация , такое сильное впечатление пр ои з ­ вела игумновская «Буря на Волге» ... На прощ ание Эмиль Григорьевич сказал : — Зн ачение творчества Константина Н иколаевича в и с ­ тории советского пианизма огромно, но оно еще недостаточ ­ но изучено и мало освещено в печати . Это говорилось в то время , когда еще не была издан а монография «К .Н . Игумнов» Я .И . М ильш тейна , н асчи ты в а ­ ющая 470 страниц , другие кни ги , не проводились еж егод ­ ные конкурсы им . И гумнова ... Обед закончи лся . На улице сеял м елкий осенний дождь . Вместе с В. В ялкиным мы проводили пианиста до автомоби ­ л я «Победа». Д верца захлопнулась . Э.Г. Гилельсу предстоял концерт в Л ип ец ке .. . г. Лебедянь . А н атолий КУРКОВ . Остался след ... • М о н т е - К р и с т о р о д о м и з Л е б е д я н и Н е д а в н я я п у б л и к а ц и я в о д н о м и з н о я б р ь с к и х н о м е р о в « Н е з а в и с и м о й г а з е т ы » ст ал а к а к б ы о ч е р е д н ы м н а п о м и н а н и е м к р а е в е д а м и и с т о р и к а м н а ш е й о б л а с т и : с б о г а т е й ш е й и с т о р и е й л и п е ц к о й з е м л и с в я з а н о н е м а л о т а й н и в ы д а ю щ и х с я и м е н . О б о д н о й т а к о й э п о х а л ь н о й ф и г у р е и р а с с к а з ы в а л а ст ат ья « С у д ь б а р у с с к о г о М о и т е - К р и с т о » . . . Павел Григорьевич фон Дервиз. Им я это сегодня мало что говорит нам . А м ежду тем в истории государства российского род фон Дервизов оставил след — делами созидательными , творческими . У московских потомков П авла Григорьевича, видимо , есть сведения о том, к а к и при к а к и х обстоятельствах один из сыновей юрист-со ­ ветника голш тинской служ бы при дворе П етра I II И оан ­ на-Адольфа ок азался в уездной Лебедяни Тамбовской гу ­ бернии. В Лебедяни и родился П авел Григорьевич . Про ­ изошло это 31 ян в ар я 1826 г ода в многодетной семье будущего директора Гатчинского сиротского института Григория И вановича фон Д ервиза . В Л ебедяни , по всей видимости , прошли его детские годы — до поступления в училищ е правоведения , которое он окончил с золотой медалью в 1847 г оду. И з аттестации 1857 г ода: «Статс ­ кий советник П авел Григорьевич фон Д ерви з ... 31 ле т от роду, кавалер ордена Св. С тани слава ... происходит из дворян , недвижимого имущ ества за ним не числится» . Стало быть, ни имений , ни домов у родителей его не было. Все, чего он затем достиг, — результат огромного трудолюбия, предприимчивости , выдающ ихся знаний , одаренности. Службу он начал в Сенате по департаменту героль ­ дии , затем служ ил в одном и з военных ведомств. В 1857 г оду при гл аш ае тся на долж ность се кр етаря общества М осковско-Рязанской железной дороги. По сути , это было началом блистательной карьеры . Он берет ссуду, вклады вает деньги в затеянное общест ­ вом предприятие и становится членом правления . В 1865 г оду он совместно с К .Ф . Фон М екком (семья которого оп ек ал а и поддерж ивала П етр а И л ьич а Чайковского ) получает концессию н а строияельство Р.язано-Козловс- кой 'ж еяе эной дороги , которую^завершили сяу стя год. В сотрудничестве с фон М екком строит и Курско-Киевс ­ кую железную дорогу. Д ля России эти дороги стали поистине образцовыми — и по техническому реш ению , и по организации ок- сплуатации их. Капитал удачливого концессионера вскоре достиг ,ог-. ромных размеров — он становится одним из богатейших людей империи. (Надо заметить : строительство ж ел езны х дорог при ­ быльным было не только перспективностью дела , но и потому, что строительство и х велось в условиях стреми ­ тельного обнищ ания дворянства . Не обладающие п р ак ­ тической хваткой поместные дворяне страшно р азоря ­ лись , вкл ады вая остатки капи талов в «железную доро ­ гу». К ак это происходило в той ж е Тамбовской губер ­ нии , прекрасно показал С.Н . Терпигорев в знаменитом «Оскудении»]. Мой герои становится владельцем недвижимости в Москве, Петербурге, Р язан ской губернии , в Ш в е й ц ^ и и , Ф р анции ... Тогда-то его и н азвали русским Монте-Крис ­ то. Есть одна роковая закономерность , прослеженная на истории почти всех родов богатого российского купечес ­ тва, промышленников , банкиров . Судьба словно мстила им за удачливость , но — только потомкам . Сколько их , возросших на несметных роди тельских к апи тал ах , со ­ шло с ума, исчезло в безвестности , а то и просто безвре ­ менно погибло от н еизлечимы х болезней , выродилось! Над загадкой этой стоит подумать тем , кто сегодня, н а ­ ж ив огромные деньги, считает, что сумел «ухватить Бога за борода» ... Фон Д ервиза ч аш а си я не миновала . Ж и знь П авла Григорьевича была омрачена этим роковым об ­ стоятельством — уходят в м огилу дети , больные кост ­ ным туберкулезом . Врачи порекомендовали ему сменить клим ат — на более сухой , солнечный . Под Ниццей (юг Франции) он приобретает одиннадцать гектаров земли и создает великолепнейшую ви л л у «Вальрозе», разбивает прекраснейш ий парк . В самой ж е Н ицце строит ш колу своего имени для начального образовгшия детей. Но рок вновь распорядился по-своему: заболела го ­ рячо любимая единственная дочь Варя . Не помогли две сложнейшие операции — ш ес тн адц ати л етн яя девуш ка умирает средь роскоши и к р асо ты , созданной отцом для нее и двух сыновей ... Хоронить дочь он реш ает в России , в Москве, в скл е ­ пе церкви больницы св. Владимира , которую П авел Гри ­ горьевич учредил и назвал в п ам я ть умерш его тож е от туберкулеза сына (сегодня это Р у сак о в с к а я больница в Сокольниках). Все подготовив дл я похорон, П авел Григорьевич, слов ­ но потерял смысл ж и зн и , слом ал ся . Встречая цинковый гроб с телом дочери, он тут ж е , н а Киевском вокзале , умирает от ин суль та ... Отца и дочь хоронят теперь уж е в родовом и роковом склепе Владимирской больницы . Прекрасное надгробие розового мрамора впоследствии было увезено в Донской монастырь , а склеп х о зяй с твенны е служ бы больницы приспособили под бойлерную . П ечальн ая эта история будет неполн а , если не р ас ­ ск а зать , хотя бы кр атко , о сч ас тли вы х дн я х ж и зн и П ав ­ ла Григорьевича. Ж енат он был на Вере Николаевн е , урожденной Тайц, которую страстно и неж но лю бил . Мало кто знает , что знамениты е романсы «Вечерний звон» (на слова И вана Козлова) и «В минуту ж и зн и трудную» (на слова М иха ­ ила Лермонтова) сочинены им и посвящ ены жене — Вере Николаевне . Д а , он был прекрасным м у зы к ан том , любителем и знатоком м у зы ки . Но не только эта М уза вдохновляла его отзывчивую и одаренную душ у . П авел Григорьевич был еще и талан тливым публицистом , просветителем . ^ Тем, кому доводилось ли стать стары е ж урн алы «Русская р старина» , могут отметить вы сокопрофессиональные его работы , где рассм атривались слож ны е вопросы строи ­ тельства ж елезны х дорог в России . Сотрудничал он и в известны х м о сковских г а з е т а х «Б и рж е вы е новости» , «Московские новости» — писал н а экономические и со ­ циальны е темы . После его смерти двух сыновей подн яла вдова, Вера Николаевна . С тарший , тал ан тли вы й м у зы к ан т (Сергей Павлович фон Дервиз , за кон чи л свои дни во Ф ранции , младш ий , П авел П авлович , о стался н а родине , пережив все тяготы российской судьбы . Представители другой ветви фон Дервизов породни ­ лись впоследствии с родом х у д ож н и к а Серова. Д ля нас ж е , липчан , им я П авл а Григорьевича фон Дервиза остается дорогим , он н аш , лебедянец , и зан им а ­ ет место рядом с З ам я ти ны м , И гумновым , старцем Си- луаном Афонским . Почтим ж е его п ам я ть — в год 170- ле ти я со дня рождения зем л як а ! .. В л адим и р ПЕТРОВ , п и са тель .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz