Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
Л м « ца« |} фтАя л я 0оисгагуг*с»влмяспа«»о« (19и г о яасгетугасг«лм ш слмао* г.) | в*ч*ряа >1 фааяаа маааяяаасаогомясгмтуга И з хр они к и тв орч ес к и х пои сков Т о л ь ко з а п о сл ед н и е 2 0 л е т у ч е ны е у н и в е р си те та п о л у ч и л и свидетельства и п а тен ты н а 7 0 0 и зо б р е т е н и й * У ч е н ы е у н и в е р с и т ет а (т о г д а е щ е П о л и т е х н и ч е с к о г о инстит ут а ) п р и н и м а л и участие_ в п у с к е и о с в о е н и и у н и к а л ь н о г о , к р у п н е й ш е г о в Е в р о п е , ст а н а г о р я ч е й п р о к а т к и " 2 0 0 0 " н а Н Л М К . В м е с т е с п р о и з в о д с т в е н н и к а м и о н и б ы л и у д о с т о е н ы СС сЗ ^ р а б о т у Г о с у д а р с т в е н н о й п р е м и и • З а р а з р а б о т к у и в н е д р е н и е у с т а н о в к и ст р у й н о г о в а к у у м и р о в а н и я , н е и м е ю щ е й а н а л о г о в в м и р е , с п е ц и а л и с т ы у н и в е р с и т ет а п о л у ч и л и п р е м и ю С о в ет а М и н и с т р о в С С С Р . • Р а з р а б о т а н а о р и г и н а л ь н а я т е х н о л о г и я э л е к т р о л и т н о й о б р а б о т к и ст ал и . • С о з д а н н о в ы й к л а с с х о л о д н о т в е р д е ю щ и х ф о р м о в о ч н ы х с м е с е й , что п о з в о л и л о с н и з ит ь т р у д о ем к о ст ь и з г о т о в л е н и я и п о в ы с и л о к а ч е с т в о с р е д н и х и к р у п н ы х от л и в о к . • В п е р в ы е в м и р е р а з р а б о т а н а т е х н о л о г и я и р е ц е п т у р а п о л у ч е н и я в ы с о к о п р о ч н о г о ч у г у н а , о б л а д а ю щ е г о п л а с т и ч е с к и м и с в о й с т в а м и , а т а кж е у н и к а л ь н а я т е х н о л о г и я е г о с в а р к и . • С о в м е с т н о с к о л л е г а м и и з Института я д е р н о й ф и з и к и р а з р а б о т а н а п р и н ц и п и а л ь н о н о в а я т е х н о л о г и я о б р а б о т к и м е т а л л о в п у ч к а м и э л е к т р о н о в , что п р и д а е т м е т а л л а м о с о б ы е с в о й ст в а и от к ры в а ет д о п о л н и т е л ь н ы е в о з м о ж н о с т и в и х и с п о л ь з о в а н и и . • Р а з р а б о т а н а и в н е д р е н а т е х н о л о г и я п р о и з в о д с т в а ст р о ит е л ь ны х м а т е р и а л о в и и з д е л и й н а о с н о в е от хо д о в м е т а л л у р г и ч е с к о г о п р о и з в о д с т в а . • Р а з р а б о т а н м ет о д п р о е к т и р о в а н и я и и з г о т о в л е н и я л е г к и х м е т а л л и ч е с к и х к о н с т р у к ц и й д л я ст роит ельст ва . В с е э т о — л иш ь н есколь ко с т р о к и з х р о н и к и т в о р ч е с к и х пои с ков и д о с т и ж е н и й у ч ены х Т е х н и ч е с к о го у н и в е р с и т е т а . . . Р У С С К И Й И Н Ж Е Н Е Р - Э Т О И С Е Г О Д Н Я З В У Ч И Т Г О Р Д О (О кончани е . Н а ч а л о н а 1-й с тр .) — Н о н аш ги п о т е т и че ски й аб и тури ен т м ож ет з а д а т ь вопрос : «И к уд а я п о й д у р а б о т а т ь п о с л е о к о н ч а н и я ву за ?» — З н а е т е , м ы т о ж е очень боялись отмены сис т емы р а с п р е д е л е н и й . И тем не менее бол ьш ин ст во и з вы пу скни ко в н ах о д и т с е б е п р и м е н е н и е . Весьма нечасто родители приходя т ко мне и гово р я т : «Вот, вы его учи ли , а ему негде работать» . Да, дал еко не все устр аи ваю т с я по с п е ц и а л ь н о с т и — кто -то уходи т в к ом м ер цию , кто -то вообще м е н я ет сп еци ал ьно сть . Но не надо дел ать и з этого т р а гедии — это ведь тол ько у нас бы ла система р аспр е делений ; З а рубежом уж е д^вно ц ен и т с я обр а зо в а ни е само по себе, к а к еще один этап в р а зви ти и л и ч ности, ее культуры . В п ри н ц и п е , мы пр еж д е всего д о лж ны д ав а ть очень хо р ош ую общ ую б а зу д л я д а л ь н е й ш е г о р а з в и т и я . Чтобы потом человек в те чени е года мог получить д о п о л н и т е л ь н ую с п е ц и а л ь н о с т ь , н а к о то р ую в данный момент есть спрос. И , представьте себе, н аш и р еб я та получают, потому что у них уж е совершенно иной уровень усвоения , иное отнош ение к обучению. Н а базе нашего вы сшего инж енерного образова н и я они в кр а тч айш и й срок могут пол у чи ть любое иное техническое . — Н у , а если бы аб и ту р и ен т поинтересовался , кто все- т а к и и з вы п у скни ко в им еет ш ан с у с т р о и т ь с я по с п е ц и ал ьн о с ти ? — Сейчас р азвивается вы ч и с л и т е л ь н а я т е х н и к а , все время требуется новый про гр аммны й продукт , поэтому вы со ко к о т и р ую т с я вы п у с к н и ки каф едры АСУ. Н еред к о на них поступают «целе вые зака зы » еще до защ и ты диплома от предприятий , бан ков , других крупны х ор гани заций . Я не сомневаюсь, что будет спрос и на выпускников каф едры прикладной м атем а т и к и . И н ж е н е р н ы е к а д р ы НЛМ К п р а к т и ч е с к и н а 80 п роц ен тов у к ом п л е к т о в аны вы пу скни к ам и университета . — Р ан ьш е н аш им аби ту р и ен т ам Все бы ло пон ятно : з а к о н ч и л ву з — с т ал и нж е нером . А сейч ас к аки е -то б а к а л а в р ы , м а ги с тры .. . Им ело смы сл вводи ть эту систему? — Я целиком за нее, пос к о л ь к у это более ги бк ая сис тем а . Р ан ьш е ты с первого кур са уж е сталевар и никто иной . А если через п я ть лет сталевары будут не нуж ны ? А если человек разочаруется в вы б р ан н о й с п е ц и а л ь н о с т и ? Сейчас, за кон чи в за четы ре года бак ал авр ат , он получает хорош ее базовое образование и потом уж е волен выбирать конкретную узкую сп ец и али зацию . Потом , в течение года он становится специалистом- инж енером . М агистрат — это ц ел е н ап р а вл ен н а я , т а к с к а за ть , у з к а я подготовка по и н дивидуальному п л ану к н ау ч ной работе. К ак видите, п р е ж н я я система бы ла к уд а бо лее «окостенелой» и не д ав а л а свободы выбора. — Но в ер н ем ся к в аш ем у пр едпо л агаем ом у собеседни ку . С^егодня он впо лн е в п р а ве з а д а т ь и т а к о й «неудоб ны й» вопрос : а где г ар а н ти и , ч т о ч е р е з год п о с л е м о его п о с туп л ени я уни в ер си те т не з а к р о е т с я по т а к и м о б ъ е к ти вны м п ри чи н ам , к а к , с к а ж ем , отсутствие ф и н а н си р о в а н и я ? — Я убежден , и у м ен я к тому есть основания, что у нас не отключат свет, тепло, воду. Х отя , не стану скры в ать , си ту ац и я сегодня очень непро стая . По финансированию ф е деральный бюджет задолж ал нам уж е более 13 м иллиардов рублей . Мы, в свою очередь, долж ны различным организа ц и ям и службам около 3 м и л лиардов . Если бы нам верну ли долги , не было бы н и к а к и х вопросов, однако на это мы уж е и не надеемся . Самое грустное , что за кон од а т ел ь ны е а к ты в наш ей стране з а ч а с т у ю в з а и м о и с к л ю ч а ю т друг друга. Судите сами: было постановление Виктора Ч ер номы рдина о запрещ ении от клю ч ать в ву зах свет, тепло, воду. Вроде бы разумное р е ш ен и е . ,Однако существует и у к а з президента , запрещ аю щ ий местным властям вмеши ваться в отнош ения организа ций , связанны х с энергетичес к и м и ресурсами , и их к ли е н тов . То есть зах о тя т о тклю ч а ть — пусть отключают. Ну, а у к а з президента , к а к извес тно, перекры вает постановле ние главы правительства. Еще с 1 ноября 95 года нашим пре подава тел ям обещ али повы сить зарп ла ту на 34 процен та . Где это повыш ение? Есть З а к о н «О вы сш ем образова н ии» , в котором сказано , что за р п л а т а преподавателей до лж н а быть в два р аза выше, чем средняя зарп ла та в про м ыш л ен н о с ти , а сти п ен ди я студента — не менее двух м и ним альны х окладов . Н а деле ж е зарплата преподавателя со с т а в л я е т м ен ьш е по л о вины средней зарп л а ты в промыш ленности, а стипендия студен та , к а к правило , л иш ь один м и н им ал ьны й о к л ад . И что самое интересное: р еали зац и я этого З а к о н а не бы л а предус мотрена ни в бюджете нынеш него, ни в бюджете будущего года. — Но о тсу тстви е ф и н а н си р о в ан и я д о лж н о н ем ину е мо вести к регр ессу ? — Что касается м атериаль ной базы — то да . Особенно это касается лабораторий и их оборудования. А вот что к а сается педагогических кадров, то тут , к а к это ни удиви тел ь но, у нас зам е тны й прогресс: сегодня в университете рабо таю т более 2 6 0 к ан д и д а т о в н аук и более 40 докторов . Т а кой научный рост стал возмо ж ен во многом благодаря а к тивной деятел ьно с ти н аш и х собственных двух учены х со ветов, где защ ищ аю т к ан д и датские и докторски е ди ссер тации по ш ести специальнос тям . Сегодня н аш а зад ач а — привлечь вы со к о кв алиф и ц и рованные научны е к ад ры для преподавания н а вновь о ткры ты х сп еци альностях . Кстати , хочу сообщить, что в ближ ай шее время мы собираемся от кры ть и такую новую сп еци альность на базе наш ей к а федры физики , к ак инженер н о е д е л о в м е д и ц и н с к о й пр актике . — И п о сл едний вопрос уж е от м ен я лично , а не от в аш е го придум анного аб и тури ен та : чего бы вы п ож е л а л и себе и вузу к будуще му 50-летн ем у юбилею ? — Если помечтать, то мне бы хотелось, чтобы это уж е был просто государственный университет, а не чисто т ех нический , который бы охва ты вал весь спектр образова тел ьны х потребностей в р е гионе. И , надо ск а зать , что мечты эти вполне р еальны , — мы уж е очень близко по дошли к этому: более 40 про центов студентов у нас зан и м аю тс я по гум а н и т ар ны м , естественно-научным и соци а л ь н о - э к о н о м и ч е с к и м н а правлениям . Н у и, конечно ж е , мне бы хотелось, чтобы через десять л ет преподава тели всех вузов не были уни ж ены нищ енской зарплатой , чтобы неприятным воспоми нанием осталась у гро за от клю чения тепла и света, что бы ч е л о в е к с р о с с и й с к и м вы сш им образованием вы со ко котировался не только за рубежом , но и у себя в стр а не. Н а у ки ю нош ей питают. Подопечный Сороса не верит в сказки о западном рае М е с я ц н а з а д н а ш а г а з е т а п о з д р а в л я л а н е д а в н е г о в ы п у с к н и к а Л Г Т У , н ы н е а с п и р а н т а С е р г е я М а с л и к о в а ■ р ,-п о б е д о й в к о н к у р с е " « С о р о х : о в с к и й с т у д е н т » . Н а к а н у н е ю б и л е я у н и в е р с и т е т а м ы в с т р е т и л и с ь с С е р г е е м , к а к с п р е д с т а в и т е л е м м о л о д о г о п о к о л е н и я у ч е н ы х , и з а д а л и е м у н е с к о л ь к о , в т о м ч и с л е и к а в е р з н ы х , в о п р о с о в . — Сергей, ученые, как известно, сегодня люди, мягко говоря, небогатые. Молодые ученые — тем более. Скажите, так кто же сегодня идет в науку? — В настоящее время это, наверное, немного чокнутые люди. Сами понимаете — дело это недоходное и уже непре стижное. Сегодня нет практически перспектив развития серь езных исследований, особенно если это связано с экспери ментами. Огромная проблема и с получением информации: библиотеки не в состоянии выписывать научные журналы, за всем этим приходится ездить в «Ленинку». Эксперимен тальная наука теперь базируется фактически на старых за пасах. — Вот удивительно — сплошные проблемы и препятст вия, а вы все-таки реншли остаться в науке? — Ну, наверное, я фанатик. Я ведь о научной деятельнос ти стал мечтать даже не в институте, а еще в школе. Потом поступил на специальность «Машины и технологии высоко эффективных процессов обработки». Еще совсем недавно это была очень перспективная специальность, поскольку готови ла специалистов для ВПК. Но сейчас, когда наша конверсия, в основном, направлена на производство сковородок, возни кли определенные проблемы: специальность-то прекрасная, но требует новейшего оборудования. А где взять на него день ги? Ведь машиностроение в стране в полном развале. Госу дарственная наука сегодня вообще не финансируется, а пред приятия тоже не в состоянии заключать.хоздоговора. Я ус пел сделать несколько научно-исследовательских работ, есть предприятия, заинтересованные в них, но ни у кого нет де нег на внедрение. — Что же дал все-таки вам Сережа, университет как будущему ученому? — Я уже говорил, что еще в школе мечтал о науке. Но то были полудетские представления с размытыми контурами, весьма романтические. В университете все приобрело ясные очертания, я увидел свою мечту в трезвом, будничном свете. И ... не разочаровался. Университет помог мне понять, что наука — это не цепь триумфов и открытий, а труд, повсед невный и упорный, который сам по себе уже вознаграждает человека любознательного, увлеченного. Очень многим я обя зан моему научному руководителю доктору наук профессору Борису Петровичу Саушкину. Теперь я знаю: путь к цели иногда важнее, чем ее достижение... — Мы с вами много говорили о проблемах. Я понимаю, что от них никуда не деться. Но хоть победа в конкурсе Сороса вас порадовала? — Конечно, это же достаточно престижный конкурс. Не буду изображать бескорыстие: грант в размере 750 долларов тоже был совсем нелишним для нищего молодого ученого. По крайней мере я сразу же купил себе компьютер, и ско рость моих исследований увеличилась почти вдвое. — А если бы результаты вашей работы были таковы, что организаторы Фонда предложили вам уехать за рубеж, вы бы согласились? — Прежде всего я бы очень серьезно изучил то, чем мне там предлагают заниматься. Ну, и конечно же, уехал бы толь ко по контракту, то есть на некоторое время. Переезд на пос тоянное жительство в чужую страну я себе не представляю, да и не верю я сказкам о западном рае. — Ваша увлеченность наукой никогда не делала вас «бе лой вороной» среди остальных студентов? — Да не надо представлять себе ученого этаким монахом, закрывшимся в своей келье. У нас была отличная группа, да и я не единственный среди студентов увлекался наукой. И у меня есть свои слабости — например, фантастические рома ны, которые я читаю запоем. — Значит, вы пока еще не разочаровались в своей меч те? — Нет, пока еще поводов не было. У меня сейчас при всех наших проблемах очень интересная работа. Недавно адми нистрация Липецкой области предложила мне участвовать в организации движения «Шаг в будущее» . Оно предполагает поддержку молодых ученых буквально со школы, проведе ние конференций, конкурсов, выставок. Кроме того, я сам себя проанализировал и пришел к выводу: у меня нет абсо лютно никаких способностей к бизнесу. — Ну, и о чем мечтается сейчас? — А у меня нет какой-то конкретной мечты — хотелось бы и дальше заниматься любимым делом. Конечно, хорошо было бы иметь свою лабораторию с хорошим оборудованием. Хотелось бы видеть конкретный результат научных исследо ваний в виде внедрений. Хотелось бы успешно защитить кан дидатскую диссертацию и заняться докторской, поскольку идей очень много. Но все это не главное. Главное — продол жать заниматься наукой. Университет - т и е тоиь к о и е и ц ии и т е т ы п , Не интегралом единым ... И ве чн ая ве с н а. Сту д е нч е с к ая П реодолев весьма высокий барьер вступительных экзаменов в ЛГТУ , ты наконец понимаешь, что носишь гордое звание Российского Студента. Да, впереди у тебя очень нелегкий путь, в котором учеба будет занимать все основное время — 56 часов нагрузки в неделю. Но, как говорится, не интегралом единым жив студент. Да и что же это за вуз, если после окончания его будешь вспоминать только зачеты и экзамены? И можно смело сказать, что нашим выпускникам есть что вспомнить — было бы желание жить интересной и насыщенной жизнью. Кто сказал , что «технари» — это скучные люди, озабо ченные только цифрами и формулами? У наших студентов множество самых разнообразных талантов, которые они могут реализовать, не выходя за стены великолепного но вого комплекса ЛГТУ. Ты чувствуешь в себе актерские спо собности? Тогда ты сможешь раскрыться в народном дра матическом театре «Зонг», которым руководит заслужен ный режиссер России В. Трескин. Премьеры студенческого театра всегда собирают полный зал, посмотреть спектакли «Зонга» приезжают люди со всех концов города, и отнюдь не только студенты. Во все времена гитара была неотъемлемой спутницей студента — и в «Агрономе» на яблоках, и в походах, и просто в комнате «общаги». Если ты привык не расставать ся с нею, если ночами (а когда же еще бывает свободное время у студента?) ты мучительно сочиняешь строки сти хов и мелодии, то тебя с радостью встретят твои едино мышленники в клубе бардовской песни «Зеленая карета». Студенты — народ энергичный и жизнерадостный. И как бы ни была сложна учеба, а все равно остается запас сил, которые надо реализовать, все равно остается стремле ние к красоте. А что может быть красивее танца? Наши танцевальные коллективы «Вдохновение» и «Кортеж» уже успели завоевать популярность не только среди студентов, но и в городе. А разве можно не упомянуть студенческий клуб университета или лауреата российского фестиваля «Студенческая весна-96* шоу-группу «Сюрприз»? И это далеко не полный перечень творческих коллективов наше го вуза. Ежегодно на университетский фестиваль «Студенческая весна» собираются тысячи зрителей. Вопрос «У вас нет лиш него пригласительного?» начинают задавать чуть ли не от автобусной остановки. И это несмотря на то, что в ЛГТУ самый большой в Липецкой области киноконцертный зал на 1200 мест. По существу это итоговое мероприятие в куль турной жизни студентов за год, и по накалу страстей фес тиваль может соперничать с любым шоу-проектом. А в те чение года вас ожидают традиционное выступление перво- курскников «Осенние дебюты», праздничные программы «Новый год» и «Татьянин день». Творческая жизнь студентов не затихает даже на кани кулах — в университетском лагере «Политехник» вот уже два года проводится яркий и запоминающийся областной фестиваль «Студенческое лето». Скажем честно — чтобы учиться в ЛГТУ надо иметь нехилое здоровье. А что еще укрепляет здоровье так , как спорт? Сегодня в университете работает более 20 спортив ных секций. В нашем, спортклубе, который возглавляет Ю. Ларьков, воспитаны десятки мастеров спорта и сотни раз рядников. Создана университетская футбольная команда, имеющая большие перспективы роста. Баскетболисты вуза уже не раз занимали призовые места не только в област ных турнирах, но и в студенческих российских соревнова ниях. Ежегодным городским праздником становится уни верситетская легкоатлетическая эстафета, в которой при нимают участие более 100 спортсменов. Профсоюзная организация студентов ЛГТУ — тема для отдельного разговора. Это одна из самых крупных и влия тельных молодежных организаций в области. Помимо все го прочего она участвует в реализации программы по вре менной занятости и трудоустройству студентов, организует работу студенческой службЬх^ёезбпасностй-,-оказывает сту дентам правовую консульт'ацйояную пОМОЩь, а также по мощь в проведении научных конференций. Сейчас наша профсоюзная организация ставит своей задачей развитие новых форм студенческого самоуправления на факультет ском и университетском уровне. Короче, о жизни студентов рассказывать можно очень много. Поэтому давайте вспомним старую истину: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы ждем вас в гости на все студенческие мероприятия, а главное — мы ждем вас в будущем году на вступительных экзаменах. Олег ВОЛКОВ, председатель профкома студентов ЛГТУ. С Т У Д ЕН Ч Е С К А Я А У Д И Т О Р И Я И Ц Е Х ... (О кон ч ан и е . Н а ч а л о н а 1 -й с тр .) Д о го во рн ая система по з в о л и л а в л и т ь свеж ую кровь в оба к о л л е к т и в а . Обнови л а с ь н ом ен к л а ту р а , бы л от к р ы т простор д л я подготов к и сп еци али стов более у зк о г о , н а п р а в л е н н о г о , п р о ф и л я , к о л л е ги с т али ш и р о к о и сп о л ь зо в а ть инди виду ал ьн ую подготовку . С этой ц е л ь ю б ы л и з а к л ю ч е н ы т р е х с т о р о н н и е д о г о в о р а «комбинат-университет-сту - ден т» . Согласно им и идет се й ч а с обуч ени е и н ж е н е р ны х кадров . В н ед р ен н ая н а ком би н а те п ер ед о в ая си с тем а рабо ты с к а д р ам и н а базе ЭВМ д а л а во зм ож ность и спользо в а ть т а кж е н етрадиционны е м етоды в обучении студен тов — социально -психологи ч ески е и ссл едования , видео тр е н и н г , тестиров ани е , э к сп е р тны е о ц ен ки . ЛГТУ и к ом би н а т с помощью психо- дигщностики еж егодно про вод я т отбор по всем м е т ал л у р г и ч е с к и м п р о ф е с с и я м вы п у с к н и к о в универси тета . Студент знает: работа ему будет О громное д о с тиж ени е — с туд ен т ун и в ер си т е т а зн ает ещ е н а стадии обучения , что б е зр або тиц а ем у не гро зи т , ибо он уж е побы вал в ц ехах , п р и н и м а л у ч асти е в перего во р а х , п о л у чи л определен ны е гар а н ти и . М ало того . Д л я с тим у ли р о в а н и я студентов л у чш им и з н и х у с т а н а в л и в а ю т с я сти п ен ди и АО «НЛМК» , а з а т р а ты , св я з а н ны е с и н ди в и д у а л ь н о й п о д г о т о в к о й , в о зм ещ аю т с я к ом б и н а т ом н а договорной основе. И еще н ем а л о в аж н ы й ф а к т : г л а в ны е сп е ц и ал и с ты ком б и н а т а вм есте с р у к о во ди т ел ям и к аф е д р у частвую т в р а с п р е д е л е н и и с т у д е н т о в п ер е д т е х н о л о г и ч е с к о й п р а к т и кой . Т ол ько з а п я т ь последних л е т в р езерве к ом б и н а т а со с т о я л и более 3 0 0 м о л о ды х сп ец и али с то в — вы п у с к н и ков ЛГТУ , усп еш но пр ош ед ш и х с т а ж и р о в к у . Д е с я т к и н ед авних «резервистов» уж е п о л у ч и л и п о в ы ш е н и е по служ бе . Н ап р им ер , В. Када- к и н ст ал н ач ал ь н и к ом ц ех а з а в о д а х о л о д и л ь н и к о в , И . Л и товкин — н ач ал ьником от д ел а о х р аны тр у д а и т е х н и к и безопасности , А . У гаров — н ач ал ь н и к ом прои звод ст в а э л е к т р о т е х н и ч е с к и х с т а л ей . 50 «наш их» учены х С амо собой р а з у м е е т с я , что Т ехнический университет о к а з ы в а е т Н о в о л и п е ц к о м у комбин ату огромную помощь в п од го то в к е н а у ч н ы х к а д ров . Т а к , с м ом ен та о т к ры т и я асп и р ан т у ры в 1985 г оду в у н и в е р с и т е т е з а щ и т и л и ди с сер т ац и и свыш е 50 к а н дидатов н ау к , 5 докторов тех н и ч е ски х н а у к . В его стен ах п р ош ли под го то в ку 5 за сл у ж е н н ы х м е т а л л у р го в , 3 л а у р е а т а Г о судар ств енной п р е м и и , 150 м е т а л л у р г о в , н а г р аж д е н ны х з а трудовое от л и чи е орден ам и и м ед ал ям и . Н о в о л и п ч а н е п о п р а в у гордятся т а ким и воспи танни к ам и Т ехнического универси т е та , к а к бы вш и й дир ек тор к ом б и н а т а , м и н и с тр черной м е т а л л у р ги и с т р аны С. К о л п а к о в , н ы н еш н и й з а м е с т и т ел ь м и н и с т р а п р ом ы ш л ен ности Р о ссии С. А ф онин , д и р е к т о р р ем о н т н о г о з а в о д а , к ан д и д а т т е х н и ч е с к и х н ау к А . К о ры ш е в , з а с л у ж е н н ы е м е т а л л у р ги Р о сси и Е . Л о п а тин — зам ести тел ь н ач ал ь н и к а ККЦ - 1 , Ю . Г а д е ц ки й — н а ч а л ь н и к п р о к а тн о го ц ех а Л П П и м н о ги е дру ги е . Совместными усилиями М ожно без пр еув еличения ск а за ть , что ученым и и м е таллур гами сообща достигну ты кр уп ны е успехи в облас ти со вр ем ен ны х и с с л ед о в а ний по всем м е т ал лу р ги ч ес к и м п еределам . Т ворч ески е пои ски не п р ек р ащ аю т с я и в н аш е трудное вр ем я . Т а к , н а у ч н о - и с с л е д о в а т ел ьс к а я групп а к аф едры м е та л л у р ги и под руководством п р о ф е с с о р а Г . К о р ш и к о в а вместе с н аш им и пр ои звод ств ен н и к ам и провела солид ны е и зы с к а н и я по сов ерш ен ствованию технологии прои з водства г 1 глом ер ата . Н е вд а в а я сь в техн и ч е ски е подроб н о с ти , с к а ж е м , ч то з а т р и года их пои ск по зволил сни зи ть н а 12 процентов у д ел ь ны й р асх од то п л и в а , р е з к о ум еньш ено колич ество вр ед ны х выбросов. Н ау чн ая групп а профессо р а Ю. Ф и лон ен ко совместно со сп еци али с там и к ом би н а т а несколько л ет и зу ч ал а вопро сы спекаемости к о к с ую щ и х с я у гл ей . Р е зу л ь т а т бы л о т л и чны м . Внедрена тех н о л о г и я го р яч е го т о р к р е т и р о в а н и я ф у теровки к о к с о вы х ба тар ей . Впервы е в мировой п р а к т и к е под руководством пр о фессора Г. Соколова бы л а в свое вр ем я сп р о е к ти р о в ан а и вн едрен а в производство у с т а н о в к а поточного в а к у у м и р о в ан и я с т али , в к лю ч а я р а з личны е способы н епр еры вно го л егирования м еталла . Ори гинальность проекта подтвер ж д ен а 35 ав то р ским и св и д е тельствами н а и зобр етения , в св я зи с н ей защ ищ ен о 5 д и с с е р т а ц и й , оп у б л и к о в ан о 25 н ау чны х с т а т е й . . . М ожно ещ е долго п р одо л ж а т ь п еречень этих п о и с т и не славны х дел учены х и про и звод ственников . Во главе с ректором Вся органи зационно -н ауч н а я д е я т е л ь н о с т ь к аф е д р ы п р о к а т к и ЛГТУ сосредоточе н а в двух больш их о тр асл е вы х л аб о р ато ри ях . Во главе к р у п н ейш и х н аучны х р а з р а боток стоит и зв естны й у че н ы й , р е к т о р у н и в е р с и т е т а а к ад ем и к С. Коцарь . П ри зн а н и е м з а с л у г , его л и ч н о г о в к л а д а в со здание и освоение п р о е к тн о й м ощ ности к р у п н ейш е го в м ире ст ан а го р я ч е й п р о к а т к и « 2 0 0 0 » н а Н ЛМ К с т ал о п р и с уж д е н и е Сергею Л еонидовичу , вместе с р аб о тн и к ам и НЛМК , Госу дар ственной прем ии в облас ти н а у к и и те х н и ки . Кстати с к а з а т ь , и сегодня основной зад ач ей д л я р я д а учены х я в л я е т с я с о в е рш е н с т в о в а н и е п р о к а т н о г о п р о и з в о д с т в а . Т а к , группой доц ен та В. В ет р а р а зр аб о тан а и освоена т е х ноло гия восстановления дета л е й м е тал лу р ги ч ес ко го обо р у д о в а н и я , ч т о , п о ж а л у й , я в л я е т с я сейчас едва л и не гл а вны м н апр авл ени ем . Ме та л л у р ги знаю т , скол ько вре м е н и и ср едс тв т е р я е т с я в ли с т оп р о к а тн ом прои зводст ве и з -за зам ены валков . Толь ко годовой эфф ект от р е а л и з а ц и и т е х н о л о ги и «В алок* со с та вл я е т более 5 м и л л и а р дов рублей . К о л ь мы уж е заговори ли о стан е «20 0 0 » , то н ел ь зя не упом януть о деятельности н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й гр уп пы доц ен та В. Т р е т ь я к о ва . У ч ены е совместно со сп е ц и ал и с т ам и к ом б и н а т а п р о вели н а стан е к ом п л ек с н а у ч н о -и с сл ед о в а т ел ь с к и х р а бот — и сследования за в ерш а ю тся р а зр аб о ткой а в том а ти зированны х методов проекти р о в а н и я техно л о гии горячей п р о к а т к и , что по зво л я е т по вы си ть к ач ество п р о к а т а до мирового уровн я . Сто патентов в р е з у л ь т а т е совместной н аучно -технич еской д е я т е л ь ности ЛГТУ и АО «НЛМК» п олучено 100 патентов и а в т о р с ки х свидетельств н а и зо бретения . Кроме того, выш л а в св ет с о вм е с т н а я к р у п н а я м он о гр аф и я «Т онколи стовая п р о к а т к а . Т ехн о л о ги я и обо рудование» (авторы Л . К у з н е ц о в , А . Б е л я н с к и й , И . Ф р анц еню к ) . П р о д о лж ае т п оп о лн я ть ся « в ы сш и й эш е л о н * н аш и х у ч е ны х . Недгшно н а сп е ц и а ли зи р о в ан н ом совете Т ехн и ч е с к о го у н и в е р с и т е т а г л а в ны й и нж е н ер к ом би н а т а А . Б е л я н с к и й з ащ и т и л до к то р с к ую д и с с е р т а ц ию . С ейчас го то ви т ся к защ и т е д о к т о р ской д и с сер т ац и и чл ен сове т а дир е к то р о в В. Л и син . Помогая дру г дру гу Т е с н е й ш е е д е л о в о е с о трудничество учены х универ си т е т а и м е т ал лу р го в к ом би н а т а н е о гр ан и ч и в ае т с я п р о и з в о д с т в е н н о й д е я т е л ь ностью . У н ас и р адости об щ и е , и заботы общие . К а к бы ни было трудно к о л л е к т и в у к ом б и н а т а , его руководс тво вот уж е более ч е тв ер ти в е к а пом о гает своей к у зн и ц е к а д ров . В техн и ч е ск ом п ро ек те в с е г д а о т д е л ь н о й с т р о к о й п р ед у см а т р и в аю т ся за тр а ты н а р е к о н с т р у кц ию и с т р о и тельство универ си те тских по м ещ ен и й . С н аш ей помощью бы ли построены дв а учебны х к о р п у са , з а счет 5 0 -п р оц ен т ны х средств возведено общ е ж и т и е д л я студентов . С трои тельство Л и п ец ко го п о л и т ехн ич ес ко го и н с т и т у т а в елось одноврем енно с Н ово л и п е ц к и м к ом б и н а том . Н е с м о т р я н а д е ф и ц и т с т р о и т е л ь н ы х м ощ н о с т е й , р у к о водство к ом б и н а т а всегда н а х оди л о во зм ож но с ть и ср ед с т в а д л я р а сш и р е н и я у ч е б н ы х п л ощ а д е й . И м е н н о по н ас то ян ию НЛМ К Совет М и н и с т р о в С С С Р р а з р е ш и л предусм отреть в техническом про ек те к ом би н а т а сп е ц и ал ь ны й р а з д е л р а з в и т и я и н с т и ту т а . В 70-е годы у п р ав л ен и е к ап и т а л ьн о го с т р о и т ел ь ств а к ом б и н а т а вы с т у п а ло за к а зч и к ом д л я "п о л и т е х а " . П р а к т и ч е с к и все новы е к о р п у са д л я в у з а в ц ентре строи ли сь по з а к а зу и н а ср ед с тв а к ом б и н ат а . Вот н ес ко л ь ко с т р а н и ч е к и сто ри и . В 1 9 7 0 г оду сд ае тся к о рп у с № 2 п л о щ ад ью 5 3 4 4 к в а д р а т н ы х м етр а , в 1972 г оду в с т у п ае т в строй к о рп у с 3 п лощ ад ью 4 8 7 7 к в а д р а т ны х метров . П р о д о лж а е т с я строи тельство сп о р т з а л а , к о т о р ы й с д а е т с я в 1975 г оду . Т ак вот и было со зд ано вы сш е е учебное за в ед ен и е с сам ой совр е м енной н ау ч н о -т ех н и ч ес к о й базой . Н а н о вом к о м п л е к с е п о л и т ех н ич ес ко го и н сти т у т а в 19 -м м и к р о р а й о н е к о м б и н а т у ч а с т в у е т в строительстве о бщ еж и ти я н а 8 0 7 м ест и п о сл е вы _полнения основного о б ъ ем а работ п ередает его ин с ти ту ту . Всего н а с т р о и т е л ь с т в о и н с т и т у т а н а п р ав л ен о 7 ,3 м л н . руб . в п р еж н и х ц е н а х , ч т о э к в и в ал ен тно стоимости 8 ж и лы х домов . В 70-е годы д л я сп е ц и али с тов и н с т и т у т а к ом б и н а т безво зм е здно п ер е д а ет ж и л о й дом по у л . П р о л е т а р с к а я . Еж е годн о вы д е л я е т с я до 5 к в а р т и р дл я п р еп о д ав а т ел ей и н с т и т у та.. Г о в о р я т , ч т о ф а к т ы к р асно р ечи в ее слов . Ф а к то в , п о л а г аю , при в ед ено д о с та точно . И до б ав и ть к н им х о ч е т с я л и ш ь одно с ю б и л е е м , д о р о г и е д р у з ь я и к о лл е ги ! Д а про д о л ж и т с я н аш а совмест н а я д е я т е л ьн о с т ь во и м я р а з в и т и я ч е р н о й м е т а л л у р г и и , н а б л а го Р о сси и Материалы подготовила Елена БРЕДИС .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz