Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Л м « ца« |} фтАя л я 0оисгагуг*с»влмяспа«»о« (19и г о яасгетугасг«лм ш слмао* г.) | в*ч*ряа >1 фааяаа маааяяаасаогомясгмтуга И з хр они к и тв орч ес к и х пои сков Т о л ь ко з а п о сл ед н и е 2 0 л е т у ч е ны е у н и в е р си те та п о л у ч и л и свидетельства и п а тен ты н а 7 0 0 и зо б р е т е н и й * У ч е н ы е у н и в е р с и т ет а (т о г д а е щ е П о л и т е х н и ч е с к о г о инстит ут а ) п р и н и м а л и участие_ в п у с к е и о с в о е н и и у н и к а л ь н о г о , к р у п н е й ш е г о в Е в р о п е , ст а н а г о р я ч е й п р о к а т к и " 2 0 0 0 " н а Н Л М К . В м е с т е с п р о и з в о д с т в е н н и к а м и о н и б ы л и у д о с т о е н ы СС сЗ ^ р а б о т у Г о с у д а р с т в е н н о й п р е м и и • З а р а з р а б о т к у и в н е д р е н и е у с т а н о в к и ст р у й н о г о в а к у у м и р о в а н и я , н е и м е ю щ е й а н а л о г о в в м и р е , с п е ц и а л и с т ы у н и в е р с и т ет а п о л у ч и л и п р е м и ю С о в ет а М и н и с т р о в С С С Р . • Р а з р а б о т а н а о р и г и н а л ь н а я т е х н о л о г и я э л е к т р о л и т н о й о б р а б о т к и ст ал и . • С о з д а н н о в ы й к л а с с х о л о д н о т в е р д е ю щ и х ф о р м о в о ч н ы х с м е с е й , что п о з в о л и л о с н и з ит ь т р у д о ем к о ст ь и з г о т о в л е н и я и п о в ы с и л о к а ч е с т в о с р е д н и х и к р у п н ы х от л и в о к . • В п е р в ы е в м и р е р а з р а б о т а н а т е х н о л о г и я и р е ц е п т у р а п о л у ч е н и я в ы с о к о п р о ч н о г о ч у г у н а , о б л а д а ю щ е г о п л а с т и ч е с к и м и с в о й с т в а м и , а т а кж е у н и к а л ь н а я т е х н о л о г и я е г о с в а р к и . • С о в м е с т н о с к о л л е г а м и и з Института я д е р н о й ф и з и к и р а з р а б о т а н а п р и н ц и п и а л ь н о н о в а я т е х н о л о г и я о б р а б о т к и м е т а л л о в п у ч к а м и э л е к т р о н о в , что п р и д а е т м е т а л л а м о с о б ы е с в о й ст в а и от к ры в а ет д о п о л н и т е л ь н ы е в о з м о ж н о с т и в и х и с п о л ь з о в а н и и . • Р а з р а б о т а н а и в н е д р е н а т е х н о л о г и я п р о и з в о д с т в а ст р о ит е л ь ны х м а т е р и а л о в и и з д е л и й н а о с н о в е от хо д о в м е т а л л у р г и ч е с к о г о п р о и з в о д с т в а . • Р а з р а б о т а н м ет о д п р о е к т и р о в а н и я и и з г о т о в л е н и я л е г к и х м е т а л л и ч е с к и х к о н с т р у к ц и й д л я ст роит ельст ва . В с е э т о — л иш ь н есколь ко с т р о к и з х р о н и к и т в о р ч е с к и х пои с ков и д о с т и ж е н и й у ч ены х Т е х н и ч е с к о го у н и в е р с и т е т а . . . Р У С С К И Й И Н Ж Е Н Е Р - Э Т О И С Е Г О Д Н Я З В У Ч И Т Г О Р Д О (О кончани е . Н а ч а л о н а 1-й с тр .) — Н о н аш ги п о т е т и ­ че ски й аб и тури ен т м ож ет з а д а т ь вопрос : «И к уд а я п о й д у р а б о т а т ь п о с л е о к о н ч а н и я ву за ?» — З н а е т е , м ы т о ж е очень боялись отмены сис ­ т емы р а с п р е д е л е н и й . И тем не менее бол ьш ин ст ­ во и з вы пу скни ко в н ах о ­ д и т с е б е п р и м е н е н и е . Весьма нечасто родители приходя т ко мне и гово ­ р я т : «Вот, вы его учи ли , а ему негде работать» . Да, дал еко не все устр аи ваю т ­ с я по с п е ц и а л ь н о с т и — кто -то уходи т в к ом м ер ­ цию , кто -то вообще м е н я ­ ет сп еци ал ьно сть . Но не надо дел ать и з этого т р а ­ гедии — это ведь тол ько у нас бы ла система р аспр е ­ делений ; З а рубежом уж е д^вно ц ен и т с я обр а зо в а ­ ни е само по себе, к а к еще один этап в р а зви ти и л и ч ­ ности, ее культуры . В п ри ­ н ц и п е , мы пр еж д е всего д о лж ны д ав а ть очень хо ­ р ош ую общ ую б а зу д л я д а л ь н е й ш е г о р а з в и т и я . Чтобы потом человек в те ­ чени е года мог получить д о п о л н и т е л ь н ую с п е ц и ­ а л ь н о с т ь , н а к о то р ую в данный момент есть спрос. И , представьте себе, н аш и р еб я ­ та получают, потому что у них уж е совершенно иной уровень усвоения , иное отнош ение к обучению. Н а базе нашего вы ­ сшего инж енерного образова ­ н и я они в кр а тч айш и й срок могут пол у чи ть любое иное техническое . — Н у , а если бы аб и ту р и ­ ен т поинтересовался , кто все- т а к и и з вы п у скни ко в им еет ш ан с у с т р о и т ь с я по с п е ц и ­ ал ьн о с ти ? — Сейчас р азвивается вы ­ ч и с л и т е л ь н а я т е х н и к а , все время требуется новый про ­ гр аммны й продукт , поэтому вы со ко к о т и р ую т с я вы п у с ­ к н и ки каф едры АСУ. Н еред ­ к о на них поступают «целе ­ вые зака зы » еще до защ и ты диплома от предприятий , бан ­ ков , других крупны х ор гани ­ заций . Я не сомневаюсь, что будет спрос и на выпускников каф едры прикладной м атем а ­ т и к и . И н ж е н е р н ы е к а д р ы НЛМ К п р а к т и ч е с к и н а 80 п роц ен тов у к ом п л е к т о в аны вы пу скни к ам и университета . — Р ан ьш е н аш им аби ту ­ р и ен т ам Все бы ло пон ятно : з а к о н ч и л ву з — с т ал и нж е ­ нером . А сейч ас к аки е -то б а ­ к а л а в р ы , м а ги с тры .. . Им ело смы сл вводи ть эту систему? — Я целиком за нее, пос ­ к о л ь к у это более ги бк ая сис ­ тем а . Р ан ьш е ты с первого кур са уж е сталевар и никто иной . А если через п я ть лет сталевары будут не нуж ны ? А если человек разочаруется в вы б р ан н о й с п е ц и а л ь н о с т и ? Сейчас, за кон чи в за четы ре года бак ал авр ат , он получает хорош ее базовое образование и потом уж е волен выбирать конкретную узкую сп ец и али ­ зацию . Потом , в течение года он становится специалистом- инж енером . М агистрат — это ц ел е н ап р а вл ен н а я , т а к с к а ­ за ть , у з к а я подготовка по и н ­ дивидуальному п л ану к н ау ч ­ ной работе. К ак видите, п р е ­ ж н я я система бы ла к уд а бо ­ лее «окостенелой» и не д ав а ­ л а свободы выбора. — Но в ер н ем ся к в аш ем у пр едпо л агаем ом у собеседни ­ ку . С^егодня он впо лн е в п р а ­ ве з а д а т ь и т а к о й «неудоб ­ ны й» вопрос : а где г ар а н ти и , ч т о ч е р е з год п о с л е м о его п о с туп л ени я уни в ер си те т не з а к р о е т с я по т а к и м о б ъ е к ­ ти вны м п ри чи н ам , к а к , с к а ­ ж ем , отсутствие ф и н а н си р о ­ в а н и я ? — Я убежден , и у м ен я к тому есть основания, что у нас не отключат свет, тепло, воду. Х отя , не стану скры в ать , си ­ ту ац и я сегодня очень непро ­ стая . По финансированию ф е ­ деральный бюджет задолж ал нам уж е более 13 м иллиардов рублей . Мы, в свою очередь, долж ны различным организа ­ ц и ям и службам около 3 м и л ­ лиардов . Если бы нам верну ­ ли долги , не было бы н и к а ­ к и х вопросов, однако на это мы уж е и не надеемся . Самое грустное , что за кон од а т ел ь ­ ны е а к ты в наш ей стране з а ­ ч а с т у ю в з а и м о и с к л ю ч а ю т друг друга. Судите сами: было постановление Виктора Ч ер ­ номы рдина о запрещ ении от ­ клю ч ать в ву зах свет, тепло, воду. Вроде бы разумное р е ­ ш ен и е . ,Однако существует и у к а з президента , запрещ аю ­ щ ий местным властям вмеши ­ ваться в отнош ения организа ­ ций , связанны х с энергетичес ­ к и м и ресурсами , и их к ли е н ­ тов . То есть зах о тя т о тклю ­ ч а ть — пусть отключают. Ну, а у к а з президента , к а к извес ­ тно, перекры вает постановле ­ ние главы правительства. Еще с 1 ноября 95 года нашим пре ­ подава тел ям обещ али повы ­ сить зарп ла ту на 34 процен ­ та . Где это повыш ение? Есть З а к о н «О вы сш ем образова ­ н ии» , в котором сказано , что за р п л а т а преподавателей до ­ лж н а быть в два р аза выше, чем средняя зарп ла та в про ­ м ыш л ен н о с ти , а сти п ен ди я студента — не менее двух м и ­ ним альны х окладов . Н а деле ж е зарплата преподавателя со­ с т а в л я е т м ен ьш е по л о вины средней зарп л а ты в промыш ­ ленности, а стипендия студен ­ та , к а к правило , л иш ь один м и н им ал ьны й о к л ад . И что самое интересное: р еали зац и я этого З а к о н а не бы л а предус ­ мотрена ни в бюджете нынеш ­ него, ни в бюджете будущего года. — Но о тсу тстви е ф и н а н ­ си р о в ан и я д о лж н о н ем ину е ­ мо вести к регр ессу ? — Что касается м атериаль ­ ной базы — то да . Особенно это касается лабораторий и их оборудования. А вот что к а ­ сается педагогических кадров, то тут , к а к это ни удиви тел ь ­ но, у нас зам е тны й прогресс: сегодня в университете рабо ­ таю т более 2 6 0 к ан д и д а т о в н аук и более 40 докторов . Т а ­ кой научный рост стал возмо ­ ж ен во многом благодаря а к ­ тивной деятел ьно с ти н аш и х собственных двух учены х со ­ ветов, где защ ищ аю т к ан д и ­ датские и докторски е ди ссер ­ тации по ш ести специальнос ­ тям . Сегодня н аш а зад ач а — привлечь вы со к о кв алиф и ц и ­ рованные научны е к ад ры для преподавания н а вновь о ткры ­ ты х сп еци альностях . Кстати , хочу сообщить, что в ближ ай ­ шее время мы собираемся от ­ кры ть и такую новую сп еци ­ альность на базе наш ей к а ­ федры физики , к ак инженер ­ н о е д е л о в м е д и ц и н с к о й пр актике . — И п о сл едний вопрос уж е от м ен я лично , а не от в аш е го придум анного аб и ­ тури ен та : чего бы вы п ож е ­ л а л и себе и вузу к будуще ­ му 50-летн ем у юбилею ? — Если помечтать, то мне бы хотелось, чтобы это уж е был просто государственный университет, а не чисто т ех ­ нический , который бы охва ­ ты вал весь спектр образова ­ тел ьны х потребностей в р е ­ гионе. И , надо ск а зать , что мечты эти вполне р еальны , — мы уж е очень близко по ­ дошли к этому: более 40 про ­ центов студентов у нас зан и ­ м аю тс я по гум а н и т ар ны м , естественно-научным и соци ­ а л ь н о - э к о н о м и ч е с к и м н а ­ правлениям . Н у и, конечно ж е , мне бы хотелось, чтобы через десять л ет преподава ­ тели всех вузов не были уни ­ ж ены нищ енской зарплатой , чтобы неприятным воспоми ­ нанием осталась у гро за от ­ клю чения тепла и света, что ­ бы ч е л о в е к с р о с с и й с к и м вы сш им образованием вы со ­ ко котировался не только за рубежом , но и у себя в стр а ­ не. Н а у ки ю нош ей питают. Подопечный Сороса не верит в сказки о западном рае М е с я ц н а з а д н а ш а г а з е т а п о з д р а в л я л а н е д а в н е г о в ы п у с к н и к а Л Г Т У , н ы н е а с п и р а н т а С е р г е я М а с л и к о в а ■ р ,-п о б е д о й в к о н к у р с е " « С о р о х : о в с к и й с т у д е н т » . Н а к а н у н е ю б и л е я у н и в е р с и т е т а м ы в с т р е т и л и с ь с С е р г е е м , к а к с п р е д с т а в и т е л е м м о л о д о г о п о к о л е н и я у ч е н ы х , и з а д а л и е м у н е с к о л ь к о , в т о м ч и с л е и к а в е р з н ы х , в о п р о с о в . — Сергей, ученые, как известно, сегодня люди, мягко говоря, небогатые. Молодые ученые — тем более. Скажите, так кто же сегодня идет в науку? — В настоящее время это, наверное, немного чокнутые люди. Сами понимаете — дело это недоходное и уже непре­ стижное. Сегодня нет практически перспектив развития серь­ езных исследований, особенно если это связано с экспери ­ ментами. Огромная проблема и с получением информации: библиотеки не в состоянии выписывать научные журналы, за всем этим приходится ездить в «Ленинку». Эксперимен­ тальная наука теперь базируется фактически на старых за ­ пасах. — Вот удивительно — сплошные проблемы и препятст ­ вия, а вы все-таки реншли остаться в науке? — Ну, наверное, я фанатик. Я ведь о научной деятельнос­ ти стал мечтать даже не в институте, а еще в школе. Потом поступил на специальность «Машины и технологии высоко­ эффективных процессов обработки». Еще совсем недавно это была очень перспективная специальность, поскольку готови­ ла специалистов для ВПК. Но сейчас, когда наша конверсия, в основном, направлена на производство сковородок, возни­ кли определенные проблемы: специальность-то прекрасная, но требует новейшего оборудования. А где взять на него день ­ ги? Ведь машиностроение в стране в полном развале. Госу­ дарственная наука сегодня вообще не финансируется, а пред­ приятия тоже не в состоянии заключать.хоздоговора. Я ус­ пел сделать несколько научно-исследовательских работ, есть предприятия, заинтересованные в них, но ни у кого нет де ­ нег на внедрение. — Что же дал все-таки вам Сережа, университет как будущему ученому? — Я уже говорил, что еще в школе мечтал о науке. Но то были полудетские представления с размытыми контурами, весьма романтические. В университете все приобрело ясные очертания, я увидел свою мечту в трезвом, будничном свете. И ... не разочаровался. Университет помог мне понять, что наука — это не цепь триумфов и открытий, а труд, повсед­ невный и упорный, который сам по себе уже вознаграждает человека любознательного, увлеченного. Очень многим я обя ­ зан моему научному руководителю доктору наук профессору Борису Петровичу Саушкину. Теперь я знаю: путь к цели иногда важнее, чем ее достижение... — Мы с вами много говорили о проблемах. Я понимаю, что от них никуда не деться. Но хоть победа в конкурсе Сороса вас порадовала? — Конечно, это же достаточно престижный конкурс. Не буду изображать бескорыстие: грант в размере 750 долларов тоже был совсем нелишним для нищего молодого ученого. По крайней мере я сразу же купил себе компьютер, и ско ­ рость моих исследований увеличилась почти вдвое. — А если бы результаты вашей работы были таковы, что организаторы Фонда предложили вам уехать за рубеж, вы бы согласились? — Прежде всего я бы очень серьезно изучил то, чем мне там предлагают заниматься. Ну, и конечно же, уехал бы толь­ ко по контракту, то есть на некоторое время. Переезд на пос­ тоянное жительство в чужую страну я себе не представляю, да и не верю я сказкам о западном рае. — Ваша увлеченность наукой никогда не делала вас «бе­ лой вороной» среди остальных студентов? — Да не надо представлять себе ученого этаким монахом, закрывшимся в своей келье. У нас была отличная группа, да и я не единственный среди студентов увлекался наукой. И у меня есть свои слабости — например, фантастические рома ­ ны, которые я читаю запоем. — Значит, вы пока еще не разочаровались в своей меч ­ те? — Нет, пока еще поводов не было. У меня сейчас при всех наших проблемах очень интересная работа. Недавно адми ­ нистрация Липецкой области предложила мне участвовать в организации движения «Шаг в будущее» . Оно предполагает поддержку молодых ученых буквально со школы, проведе­ ние конференций, конкурсов, выставок. Кроме того, я сам себя проанализировал и пришел к выводу: у меня нет абсо­ лютно никаких способностей к бизнесу. — Ну, и о чем мечтается сейчас? — А у меня нет какой-то конкретной мечты — хотелось бы и дальше заниматься любимым делом. Конечно, хорошо было бы иметь свою лабораторию с хорошим оборудованием. Хотелось бы видеть конкретный результат научных исследо­ ваний в виде внедрений. Хотелось бы успешно защитить кан ­ дидатскую диссертацию и заняться докторской, поскольку идей очень много. Но все это не главное. Главное — продол­ жать заниматься наукой. Университет - т и е тоиь к о и е и ц ии и т е т ы п , Не интегралом единым ... И ве чн ая ве с н а. Сту д е нч е с к ая П реодолев весьма высокий барьер вступительных экзаменов в ЛГТУ , ты наконец понимаешь, что носишь гордое звание Российского Студента. Да, впереди у тебя очень нелегкий путь, в котором учеба будет занимать все основное время — 56 часов нагрузки в неделю. Но, как говорится, не интегралом единым жив студент. Да и что же это за вуз, если после окончания его будешь вспоминать только зачеты и экзамены? И можно смело сказать, что нашим выпускникам есть что вспомнить — было бы желание жить интересной и насыщенной жизнью. Кто сказал , что «технари» — это скучные люди, озабо ­ ченные только цифрами и формулами? У наших студентов множество самых разнообразных талантов, которые они могут реализовать, не выходя за стены великолепного но­ вого комплекса ЛГТУ. Ты чувствуешь в себе актерские спо­ собности? Тогда ты сможешь раскрыться в народном дра ­ матическом театре «Зонг», которым руководит заслужен ­ ный режиссер России В. Трескин. Премьеры студенческого театра всегда собирают полный зал, посмотреть спектакли «Зонга» приезжают люди со всех концов города, и отнюдь не только студенты. Во все времена гитара была неотъемлемой спутницей студента — и в «Агрономе» на яблоках, и в походах, и просто в комнате «общаги». Если ты привык не расставать ­ ся с нею, если ночами (а когда же еще бывает свободное время у студента?) ты мучительно сочиняешь строки сти ­ хов и мелодии, то тебя с радостью встретят твои едино­ мышленники в клубе бардовской песни «Зеленая карета». Студенты — народ энергичный и жизнерадостный. И как бы ни была сложна учеба, а все равно остается запас сил, которые надо реализовать, все равно остается стремле ­ ние к красоте. А что может быть красивее танца? Наши танцевальные коллективы «Вдохновение» и «Кортеж» уже успели завоевать популярность не только среди студентов, но и в городе. А разве можно не упомянуть студенческий клуб университета или лауреата российского фестиваля «Студенческая весна-96* шоу-группу «Сюрприз»? И это далеко не полный перечень творческих коллективов наше ­ го вуза. Ежегодно на университетский фестиваль «Студенческая весна» собираются тысячи зрителей. Вопрос «У вас нет лиш ­ него пригласительного?» начинают задавать чуть ли не от автобусной остановки. И это несмотря на то, что в ЛГТУ самый большой в Липецкой области киноконцертный зал на 1200 мест. По существу это итоговое мероприятие в куль ­ турной жизни студентов за год, и по накалу страстей фес­ тиваль может соперничать с любым шоу-проектом. А в те ­ чение года вас ожидают традиционное выступление перво- курскников «Осенние дебюты», праздничные программы «Новый год» и «Татьянин день». Творческая жизнь студентов не затихает даже на кани ­ кулах — в университетском лагере «Политехник» вот уже два года проводится яркий и запоминающийся областной фестиваль «Студенческое лето». Скажем честно — чтобы учиться в ЛГТУ надо иметь нехилое здоровье. А что еще укрепляет здоровье так , как спорт? Сегодня в университете работает более 20 спортив ­ ных секций. В нашем, спортклубе, который возглавляет Ю. Ларьков, воспитаны десятки мастеров спорта и сотни раз ­ рядников. Создана университетская футбольная команда, имеющая большие перспективы роста. Баскетболисты вуза уже не раз занимали призовые места не только в област ­ ных турнирах, но и в студенческих российских соревнова ­ ниях. Ежегодным городским праздником становится уни ­ верситетская легкоатлетическая эстафета, в которой при ­ нимают участие более 100 спортсменов. Профсоюзная организация студентов ЛГТУ — тема для отдельного разговора. Это одна из самых крупных и влия ­ тельных молодежных организаций в области. Помимо все­ го прочего она участвует в реализации программы по вре­ менной занятости и трудоустройству студентов, организует работу студенческой службЬх^ёезбпасностй-,-оказывает сту ­ дентам правовую консульт'ацйояную пОМОЩь, а также по­ мощь в проведении научных конференций. Сейчас наша профсоюзная организация ставит своей задачей развитие новых форм студенческого самоуправления на факультет ­ ском и университетском уровне. Короче, о жизни студентов рассказывать можно очень много. Поэтому давайте вспомним старую истину: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы ждем вас в гости на все студенческие мероприятия, а главное — мы ждем вас в будущем году на вступительных экзаменах. Олег ВОЛКОВ, председатель профкома студентов ЛГТУ. С Т У Д ЕН Ч Е С К А Я А У Д И Т О Р И Я И Ц Е Х ... (О кон ч ан и е . Н а ч а л о н а 1 -й с тр .) Д о го во рн ая система по з ­ в о л и л а в л и т ь свеж ую кровь в оба к о л л е к т и в а . Обнови ­ л а с ь н ом ен к л а ту р а , бы л от ­ к р ы т простор д л я подготов ­ к и сп еци али стов более у зк о ­ г о , н а п р а в л е н н о г о , п р о ­ ф и л я , к о л л е ги с т али ш и р о ­ к о и сп о л ь зо в а ть инди виду ­ ал ьн ую подготовку . С этой ц е л ь ю б ы л и з а к л ю ч е н ы т р е х с т о р о н н и е д о г о в о р а «комбинат-университет-сту - ден т» . Согласно им и идет се й ч а с обуч ени е и н ж е н е р ­ ны х кадров . В н ед р ен н ая н а ком би н а ­ те п ер ед о в ая си с тем а рабо ­ ты с к а д р ам и н а базе ЭВМ д а л а во зм ож ность и спользо ­ в а ть т а кж е н етрадиционны е м етоды в обучении студен ­ тов — социально -психологи ­ ч ески е и ссл едования , видео ­ тр е н и н г , тестиров ани е , э к ­ сп е р тны е о ц ен ки . ЛГТУ и к ом би н а т с помощью психо- дигщностики еж егодно про ­ вод я т отбор по всем м е т ал ­ л у р г и ч е с к и м п р о ф е с с и я м вы п у с к н и к о в универси тета . Студент знает: работа ему будет О громное д о с тиж ени е — с туд ен т ун и в ер си т е т а зн ает ещ е н а стадии обучения , что б е зр або тиц а ем у не гро зи т , ибо он уж е побы вал в ц ехах , п р и н и м а л у ч асти е в перего ­ во р а х , п о л у чи л определен ­ ны е гар а н ти и . М ало того . Д л я с тим у ли ­ р о в а н и я студентов л у чш им и з н и х у с т а н а в л и в а ю т с я сти п ен ди и АО «НЛМК» , а з а т р а ты , св я з а н ны е с и н ди ­ в и д у а л ь н о й п о д г о т о в к о й , в о зм ещ аю т с я к ом б и н а т ом н а договорной основе. И еще н ем а л о в аж н ы й ф а к т : г л а в ­ ны е сп е ц и ал и с ты ком б и н а ­ т а вм есте с р у к о во ди т ел ям и к аф е д р у частвую т в р а с п р е ­ д е л е н и и с т у д е н т о в п ер е д т е х н о л о г и ч е с к о й п р а к т и ­ кой . Т ол ько з а п я т ь последних л е т в р езерве к ом б и н а т а со ­ с т о я л и более 3 0 0 м о л о ды х сп ец и али с то в — вы п у с к н и ­ ков ЛГТУ , усп еш но пр ош ед ­ ш и х с т а ж и р о в к у . Д е с я т к и н ед авних «резервистов» уж е п о л у ч и л и п о в ы ш е н и е по служ бе . Н ап р им ер , В. Када- к и н ст ал н ач ал ь н и к ом ц ех а з а в о д а х о л о д и л ь н и к о в , И . Л и товкин — н ач ал ьником от ­ д ел а о х р аны тр у д а и т е х н и ­ к и безопасности , А . У гаров — н ач ал ь н и к ом прои звод ст ­ в а э л е к т р о т е х н и ч е с к и х с т а ­ л ей . 50 «наш их» учены х С амо собой р а з у м е е т с я , что Т ехнический университет о к а з ы в а е т Н о в о л и п е ц к о м у комбин ату огромную помощь в п од го то в к е н а у ч н ы х к а д ­ ров . Т а к , с м ом ен та о т к ры ­ т и я асп и р ан т у ры в 1985 г оду в у н и в е р с и т е т е з а щ и т и л и ди с сер т ац и и свыш е 50 к а н ­ дидатов н ау к , 5 докторов тех ­ н и ч е ски х н а у к . В его стен ах п р ош ли под го то в ку 5 за сл у ­ ж е н н ы х м е т а л л у р го в , 3 л а у ­ р е а т а Г о судар ств енной п р е ­ м и и , 150 м е т а л л у р г о в , н а ­ г р аж д е н ны х з а трудовое от ­ л и чи е орден ам и и м ед ал ям и . Н о в о л и п ч а н е п о п р а в у гордятся т а ким и воспи танни ­ к ам и Т ехнического универси ­ т е та , к а к бы вш и й дир ек тор к ом б и н а т а , м и н и с тр черной м е т а л л у р ги и с т р аны С. К о л ­ п а к о в , н ы н еш н и й з а м е с т и ­ т ел ь м и н и с т р а п р ом ы ш л ен ­ ности Р о ссии С. А ф онин , д и ­ р е к т о р р ем о н т н о г о з а в о д а , к ан д и д а т т е х н и ч е с к и х н ау к А . К о ры ш е в , з а с л у ж е н н ы е м е т а л л у р ги Р о сси и Е . Л о п а ­ тин — зам ести тел ь н ач ал ь н и ­ к а ККЦ - 1 , Ю . Г а д е ц ки й — н а ч а л ь н и к п р о к а тн о го ц ех а Л П П и м н о ги е дру ги е . Совместными усилиями М ожно без пр еув еличения ск а за ть , что ученым и и м е ­ таллур гами сообща достигну ­ ты кр уп ны е успехи в облас ­ ти со вр ем ен ны х и с с л ед о в а ­ ний по всем м е т ал лу р ги ч ес ­ к и м п еределам . Т ворч ески е пои ски не п р ек р ащ аю т с я и в н аш е трудное вр ем я . Т а к , н а у ч н о - и с с л е д о в а ­ т ел ьс к а я групп а к аф едры м е ­ та л л у р ги и под руководством п р о ф е с с о р а Г . К о р ш и к о в а вместе с н аш им и пр ои звод ­ ств ен н и к ам и провела солид ­ ны е и зы с к а н и я по сов ерш ен ­ ствованию технологии прои з ­ водства г 1 глом ер ата . Н е вд а ­ в а я сь в техн и ч е ски е подроб ­ н о с ти , с к а ж е м , ч то з а т р и года их пои ск по зволил сни ­ зи ть н а 12 процентов у д ел ь ­ ны й р асх од то п л и в а , р е з к о ум еньш ено колич ество вр ед ­ ны х выбросов. Н ау чн ая групп а профессо ­ р а Ю. Ф и лон ен ко совместно со сп еци али с там и к ом би н а т а несколько л ет и зу ч ал а вопро ­ сы спекаемости к о к с ую щ и х ­ с я у гл ей . Р е зу л ь т а т бы л о т ­ л и чны м . Внедрена тех н о л о ­ г и я го р яч е го т о р к р е т и р о в а ­ н и я ф у теровки к о к с о вы х ба ­ тар ей . Впервы е в мировой п р а к ­ т и к е под руководством пр о ­ фессора Г. Соколова бы л а в свое вр ем я сп р о е к ти р о в ан а и вн едрен а в производство у с ­ т а н о в к а поточного в а к у у м и ­ р о в ан и я с т али , в к лю ч а я р а з ­ личны е способы н епр еры вно ­ го л егирования м еталла . Ори ­ гинальность проекта подтвер ­ ж д ен а 35 ав то р ским и св и д е ­ тельствами н а и зобр етения , в св я зи с н ей защ ищ ен о 5 д и с ­ с е р т а ц и й , оп у б л и к о в ан о 25 н ау чны х с т а т е й . . . М ожно ещ е долго п р одо л ­ ж а т ь п еречень этих п о и с т и ­ не славны х дел учены х и про ­ и звод ственников . Во главе с ректором Вся органи зационно -н ауч ­ н а я д е я т е л ь н о с т ь к аф е д р ы п р о к а т к и ЛГТУ сосредоточе ­ н а в двух больш их о тр асл е ­ вы х л аб о р ато ри ях . Во главе к р у п н ейш и х н аучны х р а з р а ­ боток стоит и зв естны й у че ­ н ы й , р е к т о р у н и в е р с и т е т а а к ад ем и к С. Коцарь . П ри зн а ­ н и е м з а с л у г , его л и ч н о г о в к л а д а в со здание и освоение п р о е к тн о й м ощ ности к р у п ­ н ейш е го в м ире ст ан а го р я ­ ч е й п р о к а т к и « 2 0 0 0 » н а Н ЛМ К с т ал о п р и с уж д е н и е Сергею Л еонидовичу , вместе с р аб о тн и к ам и НЛМК , Госу ­ дар ственной прем ии в облас ­ ти н а у к и и те х н и ки . Кстати с к а з а т ь , и сегодня основной зад ач ей д л я р я д а учены х я в ­ л я е т с я с о в е рш е н с т в о в а н и е п р о к а т н о г о п р о и з в о д с т в а . Т а к , группой доц ен та В. В ет ­ р а р а зр аб о тан а и освоена т е х ­ ноло гия восстановления дета ­ л е й м е тал лу р ги ч ес ко го обо ­ р у д о в а н и я , ч т о , п о ж а л у й , я в л я е т с я сейчас едва л и не гл а вны м н апр авл ени ем . Ме ­ та л л у р ги знаю т , скол ько вре ­ м е н и и ср едс тв т е р я е т с я в ли с т оп р о к а тн ом прои зводст ­ ве и з -за зам ены валков . Толь ­ ко годовой эфф ект от р е а л и ­ з а ц и и т е х н о л о ги и «В алок* со с та вл я е т более 5 м и л л и а р ­ дов рублей . К о л ь мы уж е заговори ли о стан е «20 0 0 » , то н ел ь зя не упом януть о деятельности н а ­ у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й гр уп пы доц ен та В. Т р е т ь я к о ­ ва . У ч ены е совместно со сп е ­ ц и ал и с т ам и к ом б и н а т а п р о ­ вели н а стан е к ом п л ек с н а ­ у ч н о -и с сл ед о в а т ел ь с к и х р а ­ бот — и сследования за в ерш а ­ ю тся р а зр аб о ткой а в том а ти ­ зированны х методов проекти ­ р о в а н и я техно л о гии горячей п р о к а т к и , что по зво л я е т по ­ вы си ть к ач ество п р о к а т а до мирового уровн я . Сто патентов в р е з у л ь т а т е совместной н аучно -технич еской д е я т е л ь ­ ности ЛГТУ и АО «НЛМК» п олучено 100 патентов и а в ­ т о р с ки х свидетельств н а и зо ­ бретения . Кроме того, выш л а в св ет с о вм е с т н а я к р у п н а я м он о гр аф и я «Т онколи стовая п р о к а т к а . Т ехн о л о ги я и обо ­ рудование» (авторы Л . К у з ­ н е ц о в , А . Б е л я н с к и й , И . Ф р анц еню к ) . П р о д о лж ае т п оп о лн я ть ся « в ы сш и й эш е л о н * н аш и х у ч е ны х . Недгшно н а сп е ц и а ­ ли зи р о в ан н ом совете Т ехн и ­ ч е с к о го у н и в е р с и т е т а г л а в ­ ны й и нж е н ер к ом би н а т а А . Б е л я н с к и й з ащ и т и л до к то р ­ с к ую д и с с е р т а ц ию . С ейчас го то ви т ся к защ и т е д о к т о р ­ ской д и с сер т ац и и чл ен сове ­ т а дир е к то р о в В. Л и син . Помогая дру г дру гу Т е с н е й ш е е д е л о в о е с о ­ трудничество учены х универ ­ си т е т а и м е т ал лу р го в к ом би ­ н а т а н е о гр ан и ч и в ае т с я п р о ­ и з в о д с т в е н н о й д е я т е л ь ­ ностью . У н ас и р адости об ­ щ и е , и заботы общие . К а к бы ни было трудно к о л л е к т и в у к ом б и н а т а , его руководс тво вот уж е более ч е тв ер ти в е к а пом о гает своей к у зн и ц е к а д ­ ров . В техн и ч е ск ом п ро ек те в с е г д а о т д е л ь н о й с т р о к о й п р ед у см а т р и в аю т ся за тр а ты н а р е к о н с т р у кц ию и с т р о и ­ тельство универ си те тских по ­ м ещ ен и й . С н аш ей помощью бы ли построены дв а учебны х к о р п у са , з а счет 5 0 -п р оц ен т ­ ны х средств возведено общ е ­ ж и т и е д л я студентов . С трои тельство Л и п ец ко го п о л и т ехн ич ес ко го и н с т и т у т а в елось одноврем енно с Н ово ­ л и п е ц к и м к ом б и н а том . Н е ­ с м о т р я н а д е ф и ц и т с т р о и ­ т е л ь н ы х м ощ н о с т е й , р у к о ­ водство к ом б и н а т а всегда н а ­ х оди л о во зм ож но с ть и ср ед ­ с т в а д л я р а сш и р е н и я у ч е б ­ н ы х п л ощ а д е й . И м е н н о по н ас то ян ию НЛМ К Совет М и ­ н и с т р о в С С С Р р а з р е ш и л предусм отреть в техническом про ек те к ом би н а т а сп е ц и ал ь ­ ны й р а з д е л р а з в и т и я и н с т и ­ ту т а . В 70-е годы у п р ав л ен и е к ап и т а л ьн о го с т р о и т ел ь ­ ств а к ом б и н а т а вы с т у п а ­ ло за к а зч и к ом д л я "п о л и ­ т е х а " . П р а к т и ч е с к и все новы е к о р п у са д л я в у з а в ц ентре строи ли сь по з а к а ­ зу и н а ср ед с тв а к ом б и ­ н ат а . Вот н ес ко л ь ко с т р а н и ­ ч е к и сто ри и . В 1 9 7 0 г оду сд ае тся к о рп у с № 2 п л о ­ щ ад ью 5 3 4 4 к в а д р а т н ы х м етр а , в 1972 г оду в с т у ­ п ае т в строй к о рп у с 3 п лощ ад ью 4 8 7 7 к в а д р а т ­ ны х метров . П р о д о лж а е т ­ с я строи тельство сп о р т з а ­ л а , к о т о р ы й с д а е т с я в 1975 г оду . Т ак вот и было со зд ано вы сш е е учебное за в ед ен и е с сам ой совр е ­ м енной н ау ч н о -т ех н и ч ес ­ к о й базой . Н а н о вом к о м п л е к с е п о л и т ех н ич ес ко го и н сти т у т а в 19 -м м и к р о р а й о н е к о м б и н а т у ч а с т в у е т в строительстве о бщ еж и ти я н а 8 0 7 м ест и п о сл е вы _полнения основного о б ъ ­ ем а работ п ередает его ин с ти ту ту . Всего н а с т р о и ­ т е л ь с т в о и н с т и т у т а н а п р ав л ен о 7 ,3 м л н . руб . в п р еж н и х ц е н а х , ч т о э к в и ­ в ал ен тно стоимости 8 ж и ­ лы х домов . В 70-е годы д л я сп е ц и ­ али с тов и н с т и т у т а к ом б и ­ н а т безво зм е здно п ер е д а ­ ет ж и л о й дом по у л . П р о ­ л е т а р с к а я . Еж е годн о вы ­ д е л я е т с я до 5 к в а р т и р дл я п р еп о д ав а т ел ей и н с т и т у ­ та.. Г о в о р я т , ч т о ф а к т ы к р асно р ечи в ее слов . Ф а к ­ то в , п о л а г аю , при в ед ено д о с та точно . И до б ав и ть к н им х о ч е т с я л и ш ь одно с ю б и л е е м , д о р о г и е д р у з ь я и к о лл е ги ! Д а про д о л ж и т с я н аш а совмест н а я д е я т е л ьн о с т ь во и м я р а з в и т и я ч е р н о й м е т а л л у р г и и , н а б л а го Р о сси и Материалы подготовила Елена БРЕДИС .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz