Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
2 3 но ября 1 9 9 6 г. В г о с у д а р с т в е д о б р а и р а д о с т и ' Ф и н и с т " : с о х р а н и м н а р о д н ы е п р о м ы с л ы № 2 2 4 (1 2 8 8 ) пр осьбе БУД ЕТ СВО Й К И Н О К О Н Ц ЕРТН Ы Й ЗА Л С л ы ш а л , что в Л и п е ц к е н а м е с т е к и н от е ат р а «О кт я б р ь » п л а н и р у е т с я ст роит ельст во к о н ц е р т н о г о з а л а с т а к и м ж е н а з в а н и е м . П р а в д а л и эт о ? В. ТИМОХИН . г. Л ип ецк . По про сьб е чи тателя н аш ко рр ес по н д ен т взял интервью у д ирек тора ки нотеатра «Октябрь» Генна д и я Лисиченкова . — Согласно постановле нию главы администрации г. Липецка А. Савенкова от 5 ноября этого года, — сказал Геннадий Тимофеевич, — наш кинотеатр будет реорга низован в киноконцертный зал с таким же названием. Заметьте, не построен, а ре организован. Это дешевле, чем сооружение нового. — Что конкретно пред пол а га е т реорганизация? —На первом этаже наше го кинотеатра оборудуем гар д ер о б на 800 м ест , в большом з а л е расширим сцену, установим звуковую и осветительную аппаратуру. Будут сделаны гримерные для артистов. После рекон струкции зал сможет вмес тить 700 с лишним человек. — Р або ты у ж е н а ч а лись? —Сейчас готовится про ектно-сметная документация. Но, думаю, к открытию пято го фестиваля отечественно го кинематографа (4 мая 1997 г. и к Дню города) ра боты будут завершены. То есть к первомайским праз дникам городской концерт ный зал откроем. Если, ко нечно, своевременно и в полном объеме будут выде лены необходимые средст ва. — Чем см ож е т порадо вать липчан будущий кон цертный зал? — Выступлениями сим фонического оркестра, мес тных профессиональных и самодеятельных художес твенных коллективов. Будем также приглашать артистов из соседних областей и цен тра. — Х о д я т л и ны н ч е люди в кино? — В последнее время зрителей стало больше. Но до полной заполняемости зала, увы, еще далеко. На деемся, что с открытием ки ноконцертного зала положе ние изменится. И н т е р в ью в з я л Д л а д и м и р О СИ П О В . _________________; РЕО РГА Н И ЗА Ц И Я Ж К П п ом ож е т ном легче пер ежи ть зим у в поселке «Свободный сокол» п ояви ло сь новое предприятие — МУ ЖКП-5. Событие лю бопы тн о е 'н а I фоне затихающего..произ- I водства, считают сокольцы, весьма полезное. Эта новая аббревиатура расшифровы вается как муниципальное унитарное жилищно-комму нальное предприятие № 5. Полезность же его состоит в том, что теп ерь заботу о жилье переложил на свои, бюджетные, плечи город. Реорганизация заключа ется не в простой передаче жилья и другой собственнос ти с баланса на баланс. Про изошло укрупнение самого предприятия: кроме Соколь ской конторы, в него вошли вторая и пятая. Территория, которую оно будет обслужи вать, начинается в Сселках, а заканчивается на Северном Руднике, разделяя город по улицам Баумана, Гагарина до Трубного завода. Он, кстати, тоже передает свое жилье предприятию. Но в этом, в целом про грессивном, процессе мно го остросюжетных поворо тов, а в наше время и дра матических ситуаций. Дома без планового ремонта, тре буют ревизии коммуникаций, благоустройства дворов. Де нег нет. Приходится прини мать жилье «бартером». — Ничего, материалами возьмем. Сгодятся, — опти мистически настроен дирек тор ЖКП-5 Сергей Михайло вич. Конечно, ему, профес сиональному хозяйственни- ■ку,-отдавшему более деся'^" ти лет нелегкой конфликт»"' ной службе, виднее и понят нее, как запустить в дело новую структуру. Задел уже есть. Объединившиеся кон торы подключены в общую компьютерную сеть, жилищ ные массивы подготовлены к зиме, техника исправна, штат работников укомплек тован. Сегодня даже те, кто когда-то покинул службу, возвращаются. Люди впер вые за долгие месяцы по лучили зарплату. Перемены сказались на жизни горожан, чистоте тро туаров и дворов, тепле в домах. Однако только со трудники предприятия зна ют истинную цену п ер е стройке, которая бюджетом профинансирована всего в триста миллионов рублей — здесь и зарплата, и убытки, и материалы, повседневный труд. Праздники —тоже за бота комхозовцев. Новогод няя елочка, например, у ДК «Свободный сокол» стоит 34 миллиона рублей. Но и без нее нельзя. Реорганизация всегда, как ветер: может навеять добро и благополучие, а может и развеять уже нажи тое. Верится, что авторитет МУ ЖКП-5 будет все боль ше обрастать добрыми д е лами на благо людей. П . А Л Е К С А Н Д Р О В . Конф еренция Э Н Е Р Г Е Т И К И С Р А Б О Т А Л И Н А « О Т Л И Ч Н О » Расширение юго-запад ной котельной, ведущееся уже три года, — одна из важнейших строек в городе как по размаху, так и по ее значению для теплоснабже ния Липецка. Через считан ные дни к трем действую щим котлам п ри б а ви т с я ещ е один. Сейчас в о зл е него хлопочут рабочие и ин женерно-технический п ер сонал — завершаются пус ко-наладочные работы. Вместе с сопровождаю щим меня в экскурсии по котельной зам е с т и т е л ем д и р е к т о р а п р е д п р и я т и я «Тепловые сети» ОАО «Ли- пецкэнерго» Вадимом Би рюковым подним аем ся в помещение, где монтирует ся щит управления котель ной — ее мозг. К нему тя нутся сотни кабелей и р а з ноцветных проводов. Это — нервная система сооруже ния. «Колдующие» около щита специалисты устанав ливают сложные приборы, которые будут контролиро вать давление в котле, р ас ход топлива, воды... Как р а с с к а з а л Вадим Борисович, пуск нового кот ла — это лишь первый этап в работе по улучшению теп лосн абж ения Липецка и, прежде всего, новых — с восемнадцатого по д в а д цать седьмой — микрорай онов, жилых домов на ули цах Папина и Индустриаль ная. Это снимет нагрузку с северо-западной и приво кзальной котельных, рабо тающих уже на пределе сво их возможностей. ОдН]Эк;р^;Гррод стреми - рар.тет. и ,развивает ся . Поэтому следующ им шагом станет монтаж в сле дующем году пятого котла, а в перспективе и шестого. Таким образом , мощность ю го -зап ад н ой котельной увеличится в два раза, и она станет одной из крупнейших не только в области, но и во всей России. Для этой цели главный корпус значитель но р асш ир ен , построены дв а дополнительных бака дл я воды — каждый е м костью пять тысяч кубомет ров, новый газораспредели тельный пункт. Разумеется, при рекон стр у кц и и к о т ел ьн ой не обошлось бе з трудностей, связанных с хронической нехваткой у пре'дприятия «живых» денег. Поэтому с поставщиками и подрядчи ками приходилось рассчи тываться по бартеру, вексе лями, использовать взаимо зачеты . Но, н есмотря на экономические проблемы, энергетики со своей з а д а чей справляются отлично. И главный результат их рабо ты — тепло в жилых домах, на предприятиях, в школах и больницах... Г е о р г и й А Т А Н А С Я Н . У Ч И Т Е Л Ь , М У З Ы К А Н Т , Н А С Т А В Н И К О чем рассказала фотография из музея Человек только тогда ощущает себя лич ностью, когда знает свои истоки, помнит тех, кто жил на земле до него. Так было всегда! И сегодня, когда потеряны многие ориентиры, память, как животворящий огонек, может вы вести нас на светлую дорогу жизни, высвечи вая лица тех, кто в прошлом сделал немало во имя добра, человечности, радости. Учитель, музыкант, наставник — Виктор Алексеевич Загвоздкин сумел построить сво его рода настоящее маленькое государство Добра и Радости, которое называлось ан самбль песни и пляски «Орленок» Липецкого городского Дома пионеров. Маленькое? Нет! Более 300 мальчишек и девчонок занимались в этом коллективе. Одни приходили сами, с другими налаживали контакт через родителей, обращались в школы. А часто вот так, прямо на улице, заводили серьезный разговор о му зыке. И как в хорошем слаженном государст ве, каждый здесь мастерски справлялся со своим делом — пел, танцевал, читал стихи, играл на различных музыкальных инструмен тах. С детьми у Виктора Алексеевича была осо бая дружба и взаимопонимание. К каждому он относился бережно, по-отцовски, чутко по нимая и оберегая ранимую детскую душу. Бес покойная и творческая натура была у него. «Жить на одном уровне, на одной ноте, — говорил он, — самое страшное для человека. Это равьтосильно наказанию». Потому-то у это го ансамбля были своя история, свои тради ции, творческое лицо. В свое время коллек тив гремел далеко за пределами области и был признан одним из лучших в России. Бо л ее ста концертов выдержала одна из его программ «Пионерия шагает по планете». Не многим сегодняшним коллективам и артис там удается достичь подобного. Юным артистам из Липецка аплодирова ли зрители Севастополя и Сочи, Ялты и Во лгограда, Киева и Еревана, Вм он еж а и Баку, Ленинграда и Москвы. С особой теплотой й светлой восторженностью до сих пор вспо минают сами «орлята» (тепм ь почтенные отцы семейств, заслуженные работники различных предприятий, многие, кстати, сами специа листы в области культуры, искусства и обр а зования, пр^)фрссиональные артисты и педа-.., УогЖсб 9 ЙЗ'астр 6 лй,'^р^^ выступления," подбор'|Тр 6 г^амм. К 6 л 6 нньГй зал в Москве, кониеоты на ВЛНХ. встоечи с моояками Во енно-морского флота, пребывание в «Арте ке» и молодежном лагере «Спутник» —да мало ли чего не вспоминается из тех далеких, на всегда ушедших, но горячо любимых и памят ных годов детства. А съемки на Центральном и Воронежском телевидении, огромные буке ты цветов, нескончаемые аплодисменты, ге неральные репетиции до почти полуночи и всегда —рядом, неизменно —он, учитель, на ставник, руководитель. Более 20 лет руководил он коллективом, который до сих пор остается в истории Ли пецка единствейным, именно детским ансам блем песни и пляски, пожалуй, самым круп ным и разножанровым по своей природе. Именно за эту большую и творческую работу с детьми Загвоздкину было присвоено одно му из первых в области почетное звание «За служенный работник культуры России». Но никакие звания и награды не могут оце нить человеческую жизнь так, как благодар ная память потомков, светлые воспоминания учеников, внимание и почтение земляков к былому. Жизнь учителя —дети, его воспитанники. Они «пишут» его биографию. Проходят годы, много лет. И вот письмо. Незнакомый твер дый мужской почерк. А в конце подпись: «Се режа, Ваш ученик». И перечитывая послание этого когда-то маленького, вихрастого Сере жи, рассказывающего о своих взрослых д е лах, испытываешь счастье от того, что вло жил в него частицу самого себя. Огромное количество таких писем приходило Виктору Алексеевичу при жизни. И по сей день в городской Дом творчест ва учащихся, бывший Дом пионеров, прихо дят его воспитанники и приводят своих детей и уже внуков... Есть в нашем Доме творчества замечатель ный музей истории, с которым мы обязатель но знакомим всех, кто занимается у нас. Одна из его страниц посвящена деятельности В.А. Загвоздкина. Коллективы, работающие сегод ня, чтят память человека, внесшего огромный вклад в развитие творческих возможностей детей, одного из самых талантливых музыкан тов города, настоящего Педагога! О л ь г а Ш А Т А Л О В А , п е д а г о г - о р г а н и з а т о р м у з е я и с т о р и и гор о д с к о го Д о м а т в о р ч е с т в а у ч ащ и х с я . , 'Н а 'С н им к е ; 'Ю Т 0 ‘гдД!‘П р а з д н и ч й ы й к о н ц е р т н а п л . Л е н и н а г . Л и п е ц к а д а е т а н с а м б л ь п е с н и и п л я с к и «О р л ен о к » . Х у д о ж е с т в е н ны й р у к о в о д и т е л ь — з а с л уж е н н ы й р а б о т н и к к у л ь т у р ы Р о с си и В. З а г в о з д к и и . : Г Ч I: V 1 I Ш II ' 1__0 I .. ЦЖ 1Ц Ч♦ ^ • >Ч»' V* ^ г 8 | 1 г й.. ^р|' г ' > <■ • * ■ ' г « . РУК А М И ТВО РЯЩ И Й И СТО РИ Ю Плавильщик Анатолий А лек сеев начал р а с с к а з так: — На банкете по пово ду откры тия п ам я тн и к а Петру I автор его — Вячес лав Клыков заявил, что т е перь все скульптуры будет у нас отливать. А поначалу заупрямил ся. Свой памятник марш а лу Георгию Жукову он от ливал на «Монументскул^.- птуре», в Санкт-Петербур ге. Но одно дело — специ али зиров анно е п р едп ри ятие, а тут просто литейный цех НЛМК. Кто о нем зн а ет? Когда отлили и обрабо тали голову Петра I, при гласили в цех Клыкова. Ос мотрев элем ент будущей скульптуры, мастер подо брел: придраться было не к чему. Так и получили «до бро» на полное изготовле ние монумента... Впервые он переступил п о р о г л и т е й н о го п о с л е окончания Липецкого м е таллургического технику ма. Когда проходил прак тику в Туле, попал в обуче ние к деду Шаш урину, ст а рому литейщику, которого так и звали в цехе . Всю жизнь тот прожил бобылем, кроме работы ничего не знал. Литейщиком, как го ворится, был от Бога, хоть и имел четыре класса об разования. После него не надо было д е т а л ь о б р у бать. Делал все не спеша, придирчиво проверял каж дую мелочь, при этом лю бил повторять: — Ребята, делайте все хорошо, а плохо оно само получится. Цех отливал детали для ремонтных нужд з а в о д а . Заказы разовые, тут голо ву приходилось поломать, чтобы п р и с п о с о б и т ь с я . Вскоре Алексеева м ас т е ром назначили на участок изложниц. А вскоре случай под вернулся. К тому времени зачастила в цех цветного литья скульптор из Санкт- Петербурга Э. Вознесенс кая, которая и з а р а з и л а рабочих желанием иначе взглянуть на проф ессию литейщика. . Словом, загорелся , по тянуло к Новому делу. На первых порах трудновато пришлось. Обычно как — ф о рм у н аб и ли см е с ью , вставили стержни, залили металл , и д е тал ь после обработки готова. Тут же все иначе. Например, рука скульптуры отливается из десятков де тал ей , кото рые потом собираются во едино. —Когда делаешь худо жественную форму, тут, как шахматисту, надо про считать вперед все опера ции. Надо нюх иметь, если можно так выразиться. Л и т ейщ и ки долж ны то чн о д о н е с т и идею скульптора. Приходится литературу читать соо т в е т с т вующ ую . В зять скульптуру «Медный всад ник». Когда ее отливали, то и технология, и м ате риалы другие были. Тут же надо приспосабливаться к современным условиям. В основном до истины при ходилось доходить мето дом проб и ошибок, п ер е нимать друг от друга при емы в работе. «Крещение» проходи ло на барельефах героев- пионеров для заводского пионерского лагеря «Про метей». Много сил и вре мени потратили, пока от работали технологию, по добрали состав металла. Оказывается, бронза пла вится вм есте с оловом , что исключает почернение и позеленение скульпту ры. Тонкостей очень мно го. В р о д е бы , п ер вы й блин не вышел комом, что укрепило уверенность. И уж п ам ятник в ели ком у русскому писателю Ивану Бунину для Ельца отлива ли со спокойной душой. П ом о га ет Анатолию с т е р ж е нщ и ц а Т аи си я С толповская, которая в своей специальности лю бого за пояс заткнет. Сейчас уж трудно под считать, сколько произве дений искусства прошло через руки Анатолия Алек сеевича. Барельефы , па мятные доски... Вместе со скульптором Александром Вагнером колдовали над экспозицией -Трубачи». — Не жалею, что свя зал свою жизнь со столь хлопотливым делр 1 Л^.,^да может в полной мере рае-,, крыться талант.,..зп,приг: знался в конце разговора; Анатолий. В я ч е с л а в Я К У Н И Н . ИНЖЕНЕРОМ СТАТЬ ХОЧУ... В образовательных учреждениях города есть меди цинские, экологические, педагогические классы. А вот в липецкой средней школе № 6 6 появился необычный класс — энергетический. Администрация школы заключила с ЛГТУ договор на сотрудничество. Учащиеся этого класса будут поступать на факультет энергетики Московского энергетического инстидда, который работает при Липецком техническом университете. Школьники уже сейчас сталкиваются с п рактической направленностью будущей специальнос ти. Учатся зд есь ребята со всего города. А прием в эн ер гетический класс проходит на конкурсной основе: нужно сдать письменные экзамены по физике и математике. В процессе учебы школьники расширяют свои знания по математическим предметам. Есть зд есь и спецдисцип- лины: введение в энергетику, электротехника, электро снабжение, которые преподают кандидаты наук ЛГТУ. Обучение по спецпредметам ведется во внеурочное вре мя, по второму расписанию. Со второго учебного полугодия планируются практи ческие занятия в стенах университета. Майские выпуск ные экзамены в 1 1 -м классе станут вступительными на факультет столичного вуза. _____________________ (Соб. и нф .) Нет проро ка в своем Отечестве? К Т О Т А М Ш А Г А Е Т П Р А В О Й ? Л Е В О Й ! Два молодых представителя липецких анархистов Олег Ролдугин и Владимир Сергеев приняли участие в проходившей на днях в Москве учредительной конферен ции новой общественной организации «Молодежь про тив расизма в Европе». Вернувшись из столицы, они по делились своими наблюдениями и впечатлениями. Как рассказали ребята, на конференцию съехались из России, Белоруссии, Украины и Казахстана активисты раз личных левых или, точнее, ле вацких молодежных объеди нений и группировок —анар хисты, троцкисты, члены из вестного своими скандальны ми акциями профсоюза «Сту денческая защита» и прочие революционеры. В гости к до морощенным последователям Бакунина, Мао и Че Гевары приехали «братки» из англий ской рабочей партии «Мили- тан» (кстати, на их деньги и был арендован под конферен цию московский Центр совре менного искусств_а — старая халупа возле метро «Поляну ка», место тусовки столичной андеграундной богемы), а так же британские «сквоттеры» — молодежное движение, извес тное у себя на родине само вольным захватом пустующих зданий и устройством там специальных коммун для ан глийских босяков. Протест против буржуазного общест ва выражается у «сквоттеров» в регулярных стычках с поли цией, безуспешно пытающей ся выкурить их из незаконно занятой жилплощади. Вся эта пестрая компания собралась в Москве отнюдь не для того, чтобы готовить но вую мировую революцию. Об суждалась проблема более приземленная и, к сожалению, актуальная как на благополуч ном Западе, так и на небла гополучном Востоке. Это про блема поднимающих голову расизма, национализма и фа шизма. На Украине, напри мер, это ультрапатриотиче ское движение УНА-УНСо, в России — «Русское нацио нальное единство». Все эти явления, говори лось на конференции, не что иное, как порождение загни вающего буржуазного общес тва, пытающегося таким об разом запугать и подавить рабочее движение. А потому настоящим революционерам- интернационалистам, к како вым участники конференции себя причисляют, нужно все ми силами бороться с корич невой опасностью. Этим це лям и должно послужить со здание нового объединения. Среди методов борьбы —ан тифашистская и антирасист- ская пропаганда, а также ак ции в защиту меньшинств: на циональных, расовых и про чих. Под занавес конферен ции был проведен несанкци; онированный митинг на одной из московских площадей, за кончившийся, как и предпо лагало сь , «разборкой» с ОМОНом. Вот такими впечатления ми поделились липецкие анархисты по возвращении из столицы. П е т В Е Р Х О В Е Н С К И ЕТр ш . М ЕН ЯЕМ «К РАСНОЕ ИСК УССТВО» НА Ч ЕРНЫ Е ГАЛ ОШ И Б ди т ел ьн а я вах терш а на проходной Липецкого П р е д п р и я т и я н ар о д н ы х худож ественных промыс лов «Финист» не пропус ти л а м еня до тех пор, пока н е в ы с л у ш а л а м н е н и я своей подруги о высоких качествах стирального по рош ка —■худож никам д а вали зарплату «необходи мыми и нуж ны м и вещ а м и .. .» — Вы ж и в аем , ■— к о ротко прокомментировала сц е н ку дир ектор Г алин а Федорова и уточнила: — Не жив ем — выж иваем . Боль сказанного стано ви тся понятной , когда у з н аеш ь , что Г алин а И в а новн а всю сознательную ж и зн ь — от ученицы до директора — в стенах ком бината «Л ип ецкая м ини а тю р а » . Она п ом н и т то вр ем я , когда необычный человек — Евгений П ро кофьевич Ч алы х , ком ан довавш ий топливной про мышленностью о б л а с т и ,а в свободное от у гл я и дров вр ем я увл е к а вш и й ся и с кусством росписи по дере ву, м еталлу , организовал при своей небедной ф ир ме скромную мастерскую л ак о вы х миниатюр . П ри гласил мастеров из Холуя и Семенова и с тех пор в металлургическом Л ип ец ке энергично стал р а зви ваться новый , яркий и т а кой родной вид ж ивописи . Р азноц ве тным потоком из- под искусны х рук мастериц пошли радующие гл аз ш к а тулки , самовары , русские су вениры . Спрос требовал роста и расширения: до ты сячи ш к а тулок в месяц расписывали мастера . Создали свой учеб ный центр , который ежегод но выпускал около трехсот специалистов . И всем хв а та ло работы , у всех была при л и чн а я з а р п л а т а , х о тя л и п ецких ш ка ту л о к и самова ров хватало не всем. А потом приш ло время реформ, которы е сказались и на судьбе Л ипецкого ком бин а та . Н аполовину упало производство, еще ощутимее был удар по будущ ему — учебный центр стал готовить рисовальщ иков в десять раз меньше : нет работы . Но не сдаются энергич н ая Галина Федорова и ко л л ек ти в ее единомыш ленни ков и творцов. — Минувшим летом , — р а с с к а зы в а е т д и р е к то р , — сумели «пробиться» в орга низованный правительством Москвы торговый караван по Волге. От Москвы до А стра хани на барж е провезли вы ставку своих традиционны х и зд елий и новых — икон . К ар ав ан проходил по м ес там , где испокон веку зан и маются лаковой росписью. И поэтому особенно радостны ми были удивление и восхи щение местных ж и т ел ей и м ас т ер о в в ы с о к о х у д о ж е с твенными работами н аш их з е м л я к о в . Т о гд а п р о д а л и различны х изделий на 125 м иллионов рублей, заклю чи ли договора. В прошлом году сотни сувениров были и зго товлены и отправлены в сто лицу к празднованию 50 -ле тия Победы. Сейчас прибли ж ается другой праздник — 850-летие Москвы. И вн о в ь р у к о в о д и т е л и «Финиста» не ждут , пока их позовут, а предлагаю т свой товар. Уже сделаны первые ш ка ту л ки , самовары , суве ниры с юбилейной сим воли к о й , п о к а к а к о б р а з ц ы . П р е д п р и я т и е в к лю ч е н о в программу ю билейны х м е роприятий . Но этого мало — нужен госзаказ . В нем и д и р ек то р , и его з ам е с ти т ел ь А л е к с а н д р К о в ал е в в и д я т спасение от экономического краха . — А ещ е работы ли п ец ких худож ников были отме чены на Первой всероссий ской вы ставке «П равослав ная Русь», их приняли в пре стижную Ассоциацию наро дных худож ественных про мыслов России , у к р еп л яю т ся связи с дальним зарубежь ем: образцы продукции н а ходятся в Швейца рии , Ф ран ции , Канаде и Германии . И везде, где смогли себя п о к а зать, ж д ал успех. Но нет пророка в своем Отечестве — не видны липец кие таланты в родном горо де и области, а продукция ос т а е т с я не в о с тр еб о в ан н ой з е м л я к а м и . И ч т обы в ы ж и т ь , все чащ е приходится проявлять изобретательность до изворотливости, настойчи вость до упрямства , волю до тирании . П редлож или , например , свою продукцию в Белорус сию . Там в зя ли с удоволь ствием и восторгом, просят еще, но рассчитаться могут только по бартеру. Вот и тор гуют живописцы маслом, по рош ком и сп ецодеж дой , и следует отсюда, что меняем «красное искусство» на чер ные галоши. Мало того, даже со зданное в наш ем городе н е г д е п о к а з а т ь , п р о д а т ь . Единственное место, где тор гуют их и зделиями , — к в ад ратный метр на полке ЦУМа. И это отношение к своим, к тем , кто в Москве, на Арба те , в м агазине «Весна» еж е месячно продает на 50 мил лионов рублей изделий , кого х о р ош о зн аю т и лю б я т в «Гостином дворе» и «Пасса же» Санкт-Петербурга, в м а газинах Тюмени, Новосибир ска , Владивостока. Е сть и д р у г а я с т о р он а проблемы — з а п о лн и вш и е рынок ширпотреб и поддел ки . И этот процесс, к а к ни странно, косвенно поощряют властные структуры . Сегод н я в различны х ПТУ, пре ж де готовивш их ш тукату - ров-маляров , открыли груп пы подготовки мастеров л а ковой росписи . Зачем? Не д л я того л и , чтобы подо р в а т ь а в т о р и т е т ру сско го н ацион ал ьно го искусства? П едагогических кадров , м а т е р и а л о в , и н с т р у м е н т о в , базы — нет , а художников с удостоверениями выпуска ют. Однажды такую выпус кницу в зя ли в «Финист» и потом целый год учили за ново. Вспомним , к а к ф ранцу зы берегут м арку к о н ь я к а и ш ампанского . Все, что сде лано не у них или не из их сы р ь я — не к о н ь я к и не ш ам п ан ское , а лиш ь н ап и т ки . А что ж е мы? Р азве нет в наш ем городе та ки х сил и во зм ож но с тей , чтобы под держать производство, кото рое, кроме главного — к р а соты , еще работает на эко номику и авторитет не толь ко России в целом , но и м а лой р о д и ны — Л и ц е ц к а . Если у нас порой н е 'хватает органи зов анно сти , делови тости противостоять экспан сии евроам ериканцев в по ли тике и экономике, то хотя бы н аш и , исконно русскую , национальную культуру, ис к у с с т в о н адо всем миром защ и ти ть и сберечь. П ока только металлурги делом помогаю т х у дож н и кам . Б л а годаря их М ежду народному союзу опреде ли л ся коридор в Канаду и Ш в ейц а рию , они ж е по могли и зд ать в Ф и н л я н дии юбилейный календарь ведущего худож ника пред п ри я ти я — Виктора Б л и нова . А из государствен ных структур за будущее лаковой миниатюры борет ся лиш ь служ ба зан ято с ти . А надо не т а к уж мно го. Д л я н ач ал а о ткры ть , непременно в центре Л и п ец к а , сп е ц и ал и зи р о в ан ны й м а г а з и н - с а л о н , где м ож н о бы ло бы к у п и т ь уни кальны е произведения т а л а н т л и в ы х м а с т е р о в - л и п ч а н , р аб о т аю щ и х не только в «Финисте» , но и в «Л и п ец ки х у зо р а х » , в «Елецких кр уж ев ах » . Т а кое творческое и комм ер ческое объединение давно назрело и могло бы послу ж и т ь не только спасению народных промыслов, но и патриотическому воспита нию. Думается, подобная а к ц и я городских и област ны х властей поставила бьг наш город в небольшой, но почетный и пр ес тиж ны й ряд вы сококультурных го родов России . А л е к с а н д р П Р И Д Ь М А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz