Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)

сп особн ы ли мы воспитать гр а ж д а н и н а ? 2 0 ноября 1 9 9 6 г. га з — в к а ж д ы й кр е с ть ян с ки й д ом № 221 (1 2 8 5 ) Стиль рабо ты О Р О Ж Н Ы Й Т У П И К 15 а п р е л я а к ц и о н е р ы АО ЗТ «А гродорстрой» (359 человек, владеющие 3668 ак ­ циями , что со с тавл яет 12 ,2 процента от общего количес ­ тв а акций предприятия) пот ­ р еб о в а л и о т ген е р ал ьн о го д и р е к т о р а АО В. Л у н и н а провести общее собрание ак ­ ционеров . Вовсе не потому, что им вдруг захотелось по ­ то чи ть лясы . Нет , тр ебо в а ­ ние продиктовано вескими и серьезным и причин ам и . За Три с половиной года сущее- твования АО акционеры не собирались ни разу , хотя по у ст аву общ и е собрания д о ­ лжны проводиться как мини ­ мум один раз в год. И было ч т о о б с у д и т ь ; с и т у а ц и я в «Агродорстрое» складывает ­ ся прямо-таки чрезвычайная. В «ЛГ» (№ 129 о т 10 июля с.г.) уже рассказывалось о пе ­ чальной кончине Задонской Д еП М К . О т н екогда креп ­ ко го и стабильно р аб о т аю ­ щего филиала остался лищь гараж , откуда вытащено все, что можно вытащить , да зда ­ ние конторы с вывороченны ­ ми полами и оконными р а ­ м ам и , к о то р о е местные ос ­ тр о сл о вы яд ови то нарекли «домом Лунина» по ан ал о ­ гии со сталинградским «до ­ мом Павлова» . Д о л г о р у к о в с к у ю Д еП М К , где я побы вал ны ­ нешним летом , по-видимому ждет похожая судьба. Карти ­ н а пред стала глазам безот ­ р адн ая . Н астеж ь р асп ахну ­ тые ворота , а за ними ряды ржавеющей техники, к кото ­ рой давно не прикасались че ­ ловеческие руки. Н еподале ­ ку торчит труба асфальтоби ­ тум но го за во д а без привы ­ чны х к л у б о в ды м а . Г о ры щебня и песка поросли тра- вой -муравой . Вокруг тищь и безлюдье. В конторе также ни дущи. Выкручивай, выво ­ р ачивай что тебе надо, и во ­ локи . К то остановит? И в д о в е рщ е н и е се го грустного зрелищ а — огром ­ ная колдобин а возле самых ворот . Возможно, она и гра ­ ет роль «естественной» пре ­ грады на пути злоумышлен ­ ников. а скорее — некому ее засыпать . Д СПМ К простаи ­ вает уже третий год. Правда, в п р ош л ом сезоне сделали производственную площ ад ­ ку м естны м эл е к т р и к ам в счет задолженности за элек ­ троэнергию — и это все. За ­ казов больш е не поступало, да дол горуковцы за них и не боролись. Зарплату рабочие филиала не получаю т с июля 1994 г. Дыш а т на ладан и Крас- ни н ск ая Д С П М К , п р о д а в ­ ш ая ж ел езнод орож ны й ту ­ пик, битумохранилище, др о ­ би лки , В о л о в ск ая , М ПМ К «Липецкая» и другие подраз ­ д е л е н и я «А гр о д о р с т р о я » . П р о гн о з невеселый ; если в ближайшее время в деятель ­ ности АО ЗТ ничего не изме ­ нится , то , вероятно , «дома Лунина» появятся во многих районах области , а с акция ­ ми общ е с т в а м ож но будет сходить разве что до ветра. Р а зум е е т с я , т а к а я п е р ­ спектива никоим образом не устраивает акционеров. Свое кровное терять жалко. Ведь это их трудом бьша создана м ощ н а я п р о и зво д с т в ен н а я база объединения «А гродор ­ строй», ставшего в 1992 г. ак ­ ционерным общ еством . Т е ­ перь эта база , как пишут они в р е д а к ц и ю , п о т и х о н ь к у «распродается и р азб а зари ­ вается, не принося ни прибы ­ ли АО , ни дивидендов». Если верить В. Лунину , то «Агродорстрой» поставила на грань краха недальновид ­ ная политика областных влас ­ тей и, в частности, управления автомобильных доро г (УАД), д е с к а т ь , р а з в а л и в аю щ и х АОЗТ в угоду другому акцио ­ н е р н о м у о бщ е с т в у — «Л ипецкавтодор» . А многие акционеры (по крайней мере, те, что потребовали проведе ­ ния соб р ан и я ) убеждены — причины в самом ... Валерии Ивановиче , а точнее, в уров ­ не его руководства . Он, этот уровень, не отвечает реалиям сегодняшнего дня и жестким рыночным условиям. Ч тобы разобраться в ситу ­ ации, необходимо совершить н е б о л ьш о й э к с к у р с в п р о ­ шлое , и зучи ть , т а к сказать , предысторию вопроса. В св о е в р ем я п ер е д о б ­ ластью стояла задача ликви ­ д а ц и и б е з д о р о ж ь я . И о н а бы л а у сп еш н о р еш ен а . По крайней мере, в том объеме, в каком бы л а запланирован а . Трассы с твердым покрытием со е ди н и л и с Л и п ец ком все районны е центры, появились подъезды ко всем централь ­ ным усадьбам колхозов и со ­ вх о зо в . В со о р уж ен и е этих д о р о г вл ож ены гр ом а дны е средства, дороги являются со ­ бственностью области , если хотите, ее богатством . Надо ли говорить о том , как важно сберечь это богатство , иными с л о в ам и — о б е сп е чи т ь с о ­ хранность ав том агистралей . Любому хозяину ясно; лучше вовремя заменить подгнившее с т ропи ло , чем ждать , когда обрушится крыша. То же са ­ мое относится и к дорогам . За п рим ер ам и далеко не ходить. Совсем недавно в об- ' ласти существовало две сети автодорог; первая — общего пользования , обслуживаемая « А в т о д о р о м » , и в т о р а я — внутрихозяйственная, проло ­ женная «А гродорстроем» за счет управления сельского хо ­ зяйства и никем не обслужи ­ ваемая. Т ак вот. Первая сеть полностью сохранена. Что же к а с а е т с я в т о р о й , т о , к о гд а внутрихозяйственные дороги переводились в дороги обще ­ го пользования, приемная ко ­ миссия с превеликим трудом оты скивала их — столь мас ­ штабными были разрушения. П р и чи н а в бесхозности . Из ск а зан н о го , дум ается , ясно; нужно или не нужно их содер ­ жание. И вполнелогично , что УАД области с момента свое ­ го создания делает упор имен ­ но на этот вид работ. Новое же строительство финансиру ­ ется по остаточному принци ­ пу . Такой подход соответству ­ ет целевой правительственной программе «Дороги России» и Закону РФ «О дорожных фон ­ дах» , о тд ающ им при о ри т е т именно содержанию и ремон ­ ту, а не строительству и рекон ­ струкции автодорог. Н и кто не о тр и ц а е т в аж ­ ности ст р о и т ел ь с т в а новы х дорог , но при нынешних ос ­ трейших финансовых нехват ­ ках и н едо ст атк ах куда как важнее сохранить уже имею ­ щиеся. Выиграет ли, скажем, область о т т о го , что в Данков- ск ом р а й о н е п о я в я т с я т р и сельские дороги , а разрушит ­ ся трасса Д анков — Липецк? Эту мысль блестяще подтвер ­ ж д ае т п р а к т и к а н е к о то ры х российских регионов, где, рас ­ пылив средства, не смогли ни новы х д о р о г по с т р ои ть , ни старые сохранить в норм аль ­ ном состоянии . П опр ави т ся положение в экономике, зазве ­ нят в казне «лишние» деньги, тогда почему бы не направить их на строительство? А пока не до жиру, быть бы живу. Замечу также, что при ре ­ монте дорог липецкое УАД, в отличие, скажем, от соседей- воронежцев, отдает предпоч ­ тение не укладке нового слоя асфальта, а устройству повер ­ хностной обработки , которая очень эффективно предохра ­ няет от износа дорожное по ­ л о т н о . Н а г л я д ны й прим ер трасса Липецк — Елец, на ко ­ торой почти 30 лет не прово ­ д и л о с ь н и к а к о г о р ем о н т а , кроме поверхностной о б р а ­ ботки. Хорош этот метод еще и тем, что дешев. Конечно, не исключаются и другие виды ремонта магистралей, но если д о с т а т о ч н о п о в ер х н о с тн о й о б р а б о т к и , то вы б и р а е т с я именно она. При минималь ­ ных за тр а т ах сохраняется в проезжем состоянии больше ки л ом е т р о в . У д ел ьны й вес этого метода в общем объеме ремонта постепенно н араста ­ ет. Предвижу вопрос нетерпе ­ ливого читателя; какое отно ­ ш ение к с к а з ан н ом у им еет «А гр од о р с т р ой » во гл ав е с Л у н и ны м ? С а м о е п р ям о е . Поскольку сеть д оро г общего пользования пополнилась ве ­ домственными, которые т а к ­ же нужно сод ерж ать , то на строительство новых м агис ­ т р а л е й с р е д с т в о с т а е т с я с гу л ь к и н но с . В ны н еш н ем году, например, всего 39 мил ­ ли ардов . И распределяю тся они УАД отнюдь не волевым способом; кому захотел, тому и дал , а с помощью конкурса — рынок есть рынок, он дей ­ ствует и в дорожной сфере. В кон кур се м о гу т п р и н им а т ь участие любые предприятия, независимо от их ведомствен ­ ной подчиненности и формы собственности. Главное до к а ­ зать, что именно ваша органи ­ зация справится с предлагае ­ мой р а б о т о й лучш е лю бой дру гой . Не и склю чено , что при строи тельстве крупных объектов (объездов городов, рекон струкции д о р о г о п о р ­ ной сети) для участия в кон ­ курсе будут приглашаться д о ­ рожные предприятия других областей и стран СНГ. В 1994 г олу на тендерные торги было выставлено шесть объектов. Практика подтвер ­ дила , что торги резко повы ­ шают эффективность капвло ­ жений, поскольку побеждает в них тот , кто может обеспе ­ чить своевременное и качес ­ т в ен н о е вы по лн ени е р а б о т при наиболее низкой их себес ­ тоимости . И совершенно пра ­ вильно глава администрации области своим постановлени ­ ем, принятым в конце декаб ­ ря 1994 г. з а № 682, обязал уп ­ равление автомобильных д о ­ рог «все подрядные работы по строительству и реконструк ­ ции дорог (включая объекты незавершенного строительст ­ ва, финансирование которых о сущ е с т в л я л о с ь не за счет ср ед с тв д о р ож н о г о ф онд а ) распределять в 1995 году толь ­ ко на конкурсной основе». Н о вш е с т в о п р е с л ед у е т цель поднять качество дорож ­ ного строительства на такой уровень, который бы обеспе ­ чивал 20-летний срок службы магистрали, естественно, при ее нормальном содержании и проведении облегченного ре ­ монта типа поверхностной об ­ работки. И лишь по истечении этого срока осуществлять ре ­ конструкцию дороги с доведе ­ нием ее технических парамет ­ ров до нормативов, соответ ­ ствующих возросшей интен ­ сивности движения. Если же через каждые пять лет произ ­ в о д и ть усиление до р ож н о й одежды, то , разумеется, ни ­ каких средств не хватит. К а з ал о с ь бы , все ясно . Тем не менее «А гр о д о р с т ­ рой» воспринял это новшес ­ тво в ш тыки . Н а это были свои причины. «Агродорстрой» являлся ед в а ли не ед и н с т в ен ны м подрядчиком УКСа управле ­ ния сельского хозяйства, не имевшего квалифицирован ­ ных к а д р о в т е х н и ч е с к о го над зора в дорож ной сфере. Объекты нередко принима ­ лись комиссией под руковод ­ ством директора совхоза или председателя колхоза. И объ ­ единение не устояло перед со ­ б л а зн о м з а р а б а т ы в а н и я «легких» денег. Не соблюда ­ л а с ь т е х н о л о ги я р а б о т , в больших объемах использо ­ вались местные слабопроч ­ ные строительные материа ­ лы , проектны е реш ения не вьщерживались. Поэтому не мудрено, что дороги уже на второй -третий год эксплуа ­ т ации приходили в н е год ­ ность. Так , в Измалковском районе из-за низкого качест ­ ва р абот разрушены три во ­ допропускные трубы, замена каждой в ныне действующих ценах обойдется под 300 мил ­ л и о н о в рублей . П одобны е факты можно приводить по каждому району. Красноре ­ чиво и следующ ее о б с т о я ­ тельство. Одно время в «Аг ­ родорстрое» ликвидировали з а н е н а д о б н о с т ью . . . ц е н ­ тральную лабораторию , при ­ званную контролировать ка ­ чество работы . И лишь необ ­ ходимость в получении ли ­ цензии заставила возродить ее. Основной задачей «Агро ­ дорстроя» являлось выкачи ­ в а н и е г о с у д а р с т в е н н ы х средств, на которые создава ­ л и сь все н о вы е и новы е структурные подразделения, к о то ры е оп ять же сп о соб ­ с т в о в а л и вы к а ч и в а н ию средств. За короткий период ДСПМ К появились почти во всех районах, а в Липецком их родидось на свет даже три. В этом ничего плохого и не было бы, если бы не про ­ и зош л а проф ессион ал ьн ая деградация целых подразде ­ лений «Агродорстроя». Один лишь пример. Долгоруковс ­ кой ДСПМ К включили в ти ­ тул дорогу Свишни — Несте- р о в о , вы д али а в а н с в 300 миллионов рублей, но даже его отработать та не сумела. П ом еш ало отвр ати т ел ьно е качество строительства. Дру ­ гой пример. В 1992 г оду с Во- ловской ДСПМК был заклю ­ чен договор на ремонт доро ­ ги Н аб ереж ное — Волово . ДСПМ К приступила к делу, но не смогла произвести ус ­ тройство коры та под д о р о ­ жную одеж ду (п о лн о с тью вы бр ать землю). В итоге к осени это го же год а д о р о ­ жное покрытие провалилось. П р едпри ятию предложили устранить допущенный брак и продолжить работу, одна ­ ко воловцы предпочли л и ­ шиться гарантированных, по крайн ей мере, н а п ять лет объемов подряда, но брак ус ­ транять не стали. Через год и з Д С П М К п о с т у п и л о в «верхи» письмо со слезной мольбой о спасении коллек ­ тива и выделении средств (!). В этих случаях, как в кап ­ ле воды , о тр аж ается стиль р аб о ты АО ЗТ «А гродорст ­ рой». Таким он, за редким ис­ ключением, остается и сегод ­ ня. Н о подробней об этом в следующей статье. А л ек сандр С У Т О Р М И Н , спец. корр . «ЛГ » . С в ы ш е д в а д ц ат и л е г работает водите ­ л ем Виктор П авлович Ш и л о в в А О О Т «Д о - б р и н с к о е автотран ­ с по рт н о е п р е д п р и ­ ятие». Н а е го счету сотни тысяч п е р е в е ­ з е н н ы х р а з л и ч н ы х грузов . Добросовест ­ н ы й т р у ж е н и к , о н п о л ь з у е т с я з а с л у ­ ж е н ны м у в а ж е н и е м в с в о ем коллект иве . Фото Е в гения САМ О ХВ А ЛО В А . Откровенность з а откровенность НЕВЕЖ ЕСТВ О П ОД М АС К О Й П Л Ю РА ЛИ З М А? (О кончани е . Н а ч а л о на 1-й с тр .) Э та ци та та приведена в статье Всеволода Троицкого «Умопогашение», опублико ­ ванной в журнале «Москва». Н а протяжении 12 с траниц а в то р бу к в ал ьно кричи т о том , что нынешняя система о б р а з о в а н и я не с п о с о б н а воспитать Гражданина. П о ­ милуйте, о каком же воспи ­ т а н и и г р аж д а н и н а м ож ет идти речь, если тот же Водян- ский предлагает ориентиро ­ ваться прежде всего на «сво ­ бодны й вы б о р в згл яд о в и убеждений»? Стосковавшись по вожде ­ ленной свободе слова за годы идеологической цензуры, мы бросились в эту свободу с го ­ ловой , как в омут. И с радос ­ тны м пр ен ебреж ени ем о т ­ махнулись от истины, сфор ­ м у л и р о в а н н о й о дн аж ды классиком ; «свобода — это осознанная необходимость». Необходимость действовать свободно, но в рамках зако ­ на, использовать эту самую свободу во благо стране, а не во вред ей, иметь внутренние м о р а л ь ны е о гр ан и ч и т ел и , чтобы свобода эта не превра ­ тилась в беспредел и торжес ­ тво порнографии. Но откуда же возьмутся эти ограничители и эта осоз ­ нанная необходимость? А без них заигрывания со свободой з а к а н ч и в аю т с я с т р аш н о . Ориентация на «свободный выбор взглядов и убеждений» приводит к появлению моло ­ дежных фашистских органи ­ заций, которые совершенно открыто и почти официально устраиваю т свои тусовки в центре Москвы. К появлению на экранах ТВ популярных «артистов» (без кавычек не назовешь), которые не толь ­ ко цепляют на себя принад ­ лежности женского туалета, но и «имитируют» женские тела. Я согласна; гомосексу ­ альны е пристрастия — это свободный выбор человека, но зачем же на экране и на всю страну? Но вернемся к «выпаде ­ нию» исторической памяти. Одна десятиклассница заяв ­ ляет; «Я за абсолютную мо ­ нархию». Почему? — «А для меня идеал — Петр 1 ». Н ачи ­ наю напоминать, что в свое время царь Петр пролил кро ­ вушки не меньше наших ре ­ волюционных вождей. Она см о т р и т н а меня с явным удивлением — видимо, кро ­ ме «окна в Европу» речь ни о чем не шла. Тогда строю модель; абсолютным монар ­ хом становится Борис Н ико ­ лаевич, а власть свою пере ­ дает по наследству. Девочка в я в н о м з а м еш а т е л ь с т в е ; «Нет, царя надо выбирать, и чтобы законы ограничивали его власть». П ардон , тогда при чем же тут монархия, и тем более абсолютная? В свои 16 ле т обо всем этом он а , учащ аяся престижного сибирского колледжа, имеет самы е смутны е пр ед ст авл е ­ ния. Оно и понятно; сегодня модно превозносить Петра, и делается это как всегда в пол ­ ном отрыве от исторической эпохи и общего хода истори ­ ческого развития . Но тогда какими же выйдут эти дети после школы «в жизнь»? Им ведь, в отличие от нас, даже не довелось посмотреть прекрас ­ ный фильм «Петр I», в кото ­ ром актер Симонов создал не сусальный, а вполне реальный образ великого царя, со всем тем негативом , который неиз ­ бежно присутствует в любой гениальной личности. Кроме того , смущает меня и одно из принципи альны х п олож ений , вы ск азанны х в докладе «Развитие образова ­ ния в России» н а М еждуна ­ родной конференции в Жене ­ ве. В этом документе утвер ­ ждается « свобод а и п лю р а ­ л и зм в о б р а зо в а н и и » . Э то , конечно , прекрасно , что се ­ годня учителям предоставили дол гож данную свободу . Но почему воспитание моего ре ­ б е н к а д о л ж н о з а в и с е т ь о т субъективных взглядов учите ­ ля? И почему я должна дове- рятъ субъективным взглядам то го или иного педагога? И что делать, если они .меня не устраивают — заново «пере ­ в о р а ч и в а т ь » д о м а р еб ен ку м о зги в нуж ном , по моему мнению, направлении? Боюсь, что тогда в этих мозгах будет полная каша. Нет, я вовсе не хочу воз ­ вращения к «забубенным» и з а и д е о л о г и з и р о в а н н ы м школьным программам , ког ­ д а в о б я за т ел ьн ом порядке Щ 5 0 Х О Д И Л И «пр ои зв ед ени я» Леонида Ильича Брежнева и когда история советского го ­ сударства преподносилась с весьма значительными купю ­ рами. Но давайте не забывать и о том, что всякая школа д о ­ лжна ставить перед собой пре ­ жде всего государственные и общенародные цели. И имен ­ но этим целям должны подчи ­ няться школьные программы по истории и литературе . И тогда в понятия «свободы и плюрализма» уже никак нель ­ зя будет «впихнуть» как анти ­ н ацион альны е , т а к и ш ови ­ нистические идеи. И бо это во вред государству и обществу, интересы которого и ограни ­ чивают эту самую преслову ­ тую свободу. Н е в о зм о ж н о в о с п и т а т ь г р аж д а н и н а н а н е г а ти вн ом отношении к собственной ис ­ тории . Д а и в каком ныне мо ­ гущественном государстве вы бы видели беспрерывное «по ­ сыпание главы пеплом» в ка ­ честве официальной идеоло ­ гии? Честное тоизнание исто ­ рических ошибок — да , но не обгаживание собственной ис ­ тории и собственных предков. Разве Англия мешает себя са ­ мое с грязью по поводу Фол- клендов? Разве Ш таты выма ­ рывают из своей и с т ^ и и пе ­ риод , связанны й с В ьетн а ­ мом, называя свою собствен ­ ную армию оккупационной? Мое отечество не право , но это мое отечество. Это при ­ нцип, на котором там воспи ­ ты ваю т гражданина. У нас же все н аоборо т ; мое отечество не право , поэ ­ тому плевать я на него хотел, с п арш и в о й о вцы — х о ть шерсти клок. «1В1 РАТЯ1А, иВ1 ВЕЫЕ». Отечество там, где хорошо. Все больше этот принцип утверждается в го ­ ловах молодого поколения. «Он умный, ему повезло — сумел уехать». Нет, не стану врать, нередко слышу и дру ­ гое; «Я уезжать не собир а ­ юсь — при желании и здесь можно хорошо заработать .» Это единственный аргумент в по л ь зу Родины . Н е дым Отечества, что сладок и при ­ ятен, не родные могилы , а — возможность и тут з а р аб о ­ тать . Где-то — на бедах со ­ бственной страны , где-то — на проблемах собственных сограждан . М ожно зар аб о ­ тать , пойдя наемником в ту армию, которая будет боль ­ ше платить. А чему удивляться, если в школьных программах по литературе такие прозгзведе- ния) как «Война и мир», «Ев-' ’генйй Онегин», «Преступле ­ ние й наказание» отнесень! в «необязательные» для 10-11 классов? Значит, закончив ­ шие д е в я т и л е т к у , во о бщ е ничего об этом не узнают? Чему удивляться, если в по ­ собии для учителя «Гоголь. Личность и етдожественный мир» автор С. Ш ульц до к а ­ зывает, что измена Андрия в «Тарасе Бульбе» — это все­ го лишь результат свободно ­ го вы б ор а человека , к о т о ­ рый, утверждая собственную самостоятельность, отказал ­ ся от общепринятой системы ценностей и общности запо ­ рожцев! Свобода. Плюрализм ... Я хочу, чтобы мой ребе ­ нок знал историю собствен ­ ной страны не по клочкам , выдранным из нее в угоду ныне п р ав ящ ем у реж им у . Чтобы он видел революцию т а к о й , к ак о й он а бы л а — прекрасной и страшной, свя ­ той и кровавой . Чтобы он не считал своих предков либо идиотами, либо подонками, а разбирался в их ценностях и идеалах . Ч т о бы о тд ав ал должное тому, что было сде ­ лано во имя этих идеалов , пусть даж е ош ибочны х . И тогда стихотворение С. М и ­ халкова органично войдет в его сознание, не вызывая не ­ доумения или хихиканья. И то1"да, быть может, она пов ­ торит сокровенные строки ; «И мучась хорошо живется на Руси». Е л ен а Б Р Е Д И С . Г а зиф и к а ц и я Д ЕВ И З « ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ» ПРИМЕРЯЮТ НА СЕБЯ И ЛИПЕЦКИЕ ГАЗВВИКИ Согласитесь, ни один проект в области не выполня ­ ется т а к последовательно, к а к програм.ма газификации. Реали зацию программы контролирует ад.министрация области , дополняя и корректируя ее соответствующи ­ ми постановления.ми главы . В постановлении от 29 ок ­ тября с.г. «О плане газификации области в 1997 году», предусматривающем завершение ее второго этапа, ак ­ цент делается на подключение к сетям всех централь- ных усадеб сельхозпредприятий, крупных сел, объек ­ тов соцкультбы та . Кажется, на газификацию пристальное внимание об ­ ращ аю т не только в Липецкой области, но и во всем го ­ сударстве. Не случайно в этом году Президент РФ издал Указ «О программе развития газификации Центрально ­ черноземного региона в 1996-2000 годах». Ее реализа ­ ция в большинстве областей находится лишь на началь ­ ной стадии. Липецкая область по газификации идет намного впе ­ реди своих соседей. Эта программа уже в течение пяти лет является у нас приоритетной; из местного бюджета для нее ежегодно выделяются большие средства. К со ­ жалению, федеральная казна помощи региону не оказы ­ вает, да и государственная программа газификации Цен ­ трального Черноземья предусматривает в основномрас- ходование средств местного бюджета и предприятии га ­ зового комплекса. Так что и дальше рассчитывать при ­ ходится лишь на собственные силы. При всех сложностях газификация в области год от года набирает темпы. Недавно «ЛГ» сообщила о сдаче мощного газораспределительного узла у села Теплое Данковского района. Этим мы завершили первый этап газификации, повсеместно проложив линии высокого давления. Дальше газ пойдет по сетям среднего и ни ­ зкого давления. Текущий год сулит невиданные объемы работ. Пред ­ приятия — участники реализации программы — постро ­ ят не менее 1600 километров газовых сетей, подадут при ­ родное топливо в 40 тысяч квартир, 1200 объектов со ­ цкультбыта. Фактически природный газ пришел не толь ­ ко в каждый район, но и в каждый крупный населенный пункт. На недавнем совещании газовиков в очередной раз отмечалось, что наибольший объем работ выполняет фирма «Липецкгазстаой». Из общих 1600 километров сетей 1000 — наши. Ежегодно масштабы строительства увеличиваем на 200-250 километров. Думаю, и тысяча для газстроевцев не предел. Сделано немало, но и впереди непочатый край р а ­ боты. Хотелось бы извлечь поучительные уроки из пер ­ вого этапа газификации. Жизнь каждого объекта начинается с проекта. Есть проектная документация — строители приступают к ра ­ боте. К сожалению, мы нередко теряем время как раз из-за ее отсутствия. К тому же практически каждый про ­ ект содержит неточности и несоответствия, которые при ­ ходится исправлять по ходу дела. В институте «Липецк- агропромпроект» заняты грамотные, опытнью специа ­ листы. Но, думаю, на нынешнем этапе они действуют ото- рванно от практики, используют устаревшие методы, что в целом сдерживает работу. Недавно наши бригады столкнулись с такой, к при ­ меру, проблемой; проект прокладки газопровода у по ­ селка Дачный предусматривал его прохождение как раз через лесополосу с вековыми деревьями, что усложняло, затягивало дело. Нам пришлось останавливать экскава ­ торы и трубоукладчики, согласовывать и уточнять д е т а - . лн проекта с выносом линии на свободное пространст ­ во. Этого не пришлось бы делать в пожарном порядке, если бы проектировщики выехали на место и сопостави ­ ли свои прикидки с реальной обстановкой. Тогда в пла ­ нах будущих сетей не фигурировали бы дороги, балки, заборы, другие объекты, которых давно уже нет и в по ­ мине. Сдерживает также недостаток материалов, механиз ­ мов. Труб хватает, но помимо их необходимы запорная арматура, изоляционная лента, битум, электроды. Тре ­ буются средства и на командировки, содержание земле­ ройной техники, автотранспорта, горючее. Заказчик же не компенсирует нам затраты. Знакомясь с опытом газификации в Белгородской области, видишь; там облгаз действует с подрядчиком в более тесном контакте, отчего выигрывает дело. С пред ­ ложением использовать опыт соседей мы обратились к нашему «Облгазу». Цели и задачи у нас ведь едины, зна ­ чит, и средства их достижения должны быть общими. Практика показывает, что газовики действуют успеш­ нее там, где прочнее их связь с местными администраци ­ ями. Для примера можно назвать Грязи, Хлевное. Сложнее складываются отношения с руководством Краснинского, Лев-Толстовского, Липецкого районов. Случается так, что нам приходится за сто километров из Липецка гнать экскаватор, чтобы прокопать небольшое соединение траншей. Потому что на месте не помогут. Или неожиданно кончается горючее, а надо доработать смену. И в таком случае прекращаем работы, так как в районе не дадут и центнера солярки даже взаймы. Недавно от руководителей Измалковского и Лев-Тол- стовского районов в областную администрацию посту ­ пили письма с жалобами на то, что газовики, мол, плохо ведут дело. При этом авторы посланий ни словом не об ­ молвились о том, что сами-то они палец о палец не уда ­ рили, чтобы помочь нам, хотя, повторяю, согласно про ­ грамме, они рбязаны это делать. М и х а и л Ф А Р А Ф О Н О В , п р ед сед а т ел ь со в е т а дир ек торов А О З Т ф ирмы «Л и п ец к га з с тр ой » . Животноводство ЛАМБАДУ НЕ СТЫДНО ВЕЗТИ В КАНАДУ Ч то и го во ри ть , х о р о ­ ший скот на фермах Голлан- дии, Америки, Канады... Го- довой удой о т коровы 6-7 тысяч килограммов молока — явление обычное. На бу ­ ренку, дающую продукции в два раза меньше, там бы и корма не стали тр а ти ть , а бы стренько о тпр ави ли на мясокомбинат. Вероятно, поэтому у нас стало привычным полагать, будто наши селекционеры и животноводы не способны р а б о т а т ь так же. О дн а ко главный зоотехник Лев-Тол- с т о в с к о г о т о в а р и щ е с т в а имени М. Горького Н. Во ­ лкова опровергает это обид ­ ное мнение конкретными де ­ лами. Несколько лет назад по ее инициативе в хозяйст ­ во было завезено небольшое количество коров айширс- кой породы . Д о с т а в л е ны они из далекой Карелии и поначалу были плохо адап ­ тированы к условиям Ц ен ­ трального Черноземья. Од ­ нако кропотливая селекци ­ онная {забота дала свои ре ­ зультаты. П орода прижилась, ста ­ до заметно выросло , а ай- ширские буренки по продук ­ тивности давно уже заткну-, ли за пояс сим м ен т а л о к . Особенно радует свою хо ­ зяй ку , Т ам ар у С ер геевну Шутову, корова по кличке Л ам б ад а . За год он а дает более шести ты сяч ки ло г ­ раммов молока. И это дале ­ ко не в идеальных условиях содержания. Так что Л амба ­ ду не стыдно было бы пока ­ зать и в Канаде, и в Голлан ­ дии. Но такая, видно, у нее судьба, что далеких стран ей никогда не видать . Самое: большее, на что она может: рассчитывать, — это корот-: кая отлучка из родного ста-: да в областной центр. Там Ламбада побывала недавно на выставке племенных жи ­ вотных и, будто к акая -ни ­ будь «мисс» н а кон зу 'рсе красоты, вызвала всеобщий восторг и восхищение. Впрочем , было бы н е ­ справедливо счи та ть , что Л амбада и ее сородичи по айширской породе совсем уж «затмили» симменталор. С ними тоже ведется кропот ­ ливая селекционная работа ,' дающая отличные результа ­ ты и получающая высокую оценку. Так , товарищество «Гагаринское» закупило у золотушинцев почти пятьде ­ сят высокопродуктивных те ­ лочек симментальской по ­ роды. 'Не прочь воспользо ­ ваться такой возможностью и другие хозяйства, только вот у многих с финансами туговато. А кто побогаче, то же то ­ варищество имени М. Горь ­ кого, покупают на племя не только телочек, но и быков- п р о и з в о д и т е л е й сим м ен ­ тал ьской породы . Н ап р и ­ мер, все представленные на той же областной выставке ж и в о тны е бы ли куплены п р е д с т а в и т е л ям и д р у г и х районов. Однако предметом осо ­ бой гордости специалисты и животноводы из Золотухи считаю т разводимых в хо ­ зяйстве свиней породы «рос ­ сийская мясная». Само на ­ звание говори т о том , что эти животные отличаю тся от других более высоким вы ­ ходом мяса. Сала же в туше о чен ь т о н к а я п р о сл о й к а . Кроме того, «новые» свиньи отличаю тся гораздо бол ь ­ шей энергией роста и значи ­ тельно бы стрей н абираю т вес. Примечательно, что эта уникальная и перспективная порода не завезена откуда- т о , а вы в ед ен а н еп о ср ед ­ ственно в хозяйстве. Работа длилась почти два десятиле ­ тия, в прошлом году порода аттестована и официально зарегистрирована как новая под названием «российская мясная». Анатолий М Е РЛЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». С. Д ЕТЯ М В П ОДАРО К Пресс-служба Управле ­ ния исполнения наказаний УВД Л и п е ц к о й о б л а с т и объявила о проведении еже­ годной благотворительной акции «Все дети - наши» . Осужденные и спр ави тел ь ­ н о -т р у д о вы х у чр еж д ений (ИТ )/) смастерят для воспи ­ танников детских дом ов и и н т е р н а т о в и гр уш ки , м е ­ б е л ь , к о м п л е к ты б е л ь я , одеж ду и д р у г и е нуж ны е вещи. Не останутся без сюр ­ призов и они сами — перед, осужденными ИТУ вы сту ­ пят самодеятельные коллек ­ тивы. (Соб . инф .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz