Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
п о с л е с л о в и е к п е р в е н с т в у ф о р м у л а ж и з н и х у д о ж н и к а 1 6 н о я б р я 1 9 9 6 г . № 2 1 9 ( 1 2 8 3 ) Ф у т бо л С ЕЗ ОН ЗА В ЕРШЕН , О Б И Д Ы ОСТА ЛИСЬ В Е л е ц к о м с п о р т к о м п л е к с е « Л о к о м о т и в » п р о ш л а п р е с с - к о н ф е р е н ц и я , п о с в я щ е н н а я и т о г а м ф у т б о л ь н о г о с е з о н а о д н о и м е н н о й е л е ц к о й к о м а н д ы . В о в с т р е ч е п р и н я л и у ч а с т и е г л а в н ы й т р е н е р « Л о к о м о т и в а » Ю р и й Р а з н о в , п р е з и д е н т к л у б а А л е к с е и С т ю ш и н и н а ч а л ь н и к Е л е ц к о г о о т д е л е н и я ж е л е з н о й д о р о г и Н и к о л а й Б у т к о . П р е д л а г а е м ч и т а т е л я м ф р а г м е н т э т о й в с т р е ч и . О Ш А НСАХ П О ПАС Т Ь В ПЯТЕРКУ Ю р и й Р А З Н О В : Мы с т а в и л и п е р е д с о б о й з а д а ч у з а н я т ь п я т о е м е с т о , но по и т о г а м о к а з а л и с ь н а с е д ь м о м . О ц е н и в а я р е з ул ь т а ты , м о г у с к а з а т ь , ч то о н и д о лж ны бы ли б ь а ь вы ш е . П о с л е н е п л о х о й п р е д с е з о н н о й п о д го то в к и к о м а н д а в с в о ем в то р ом с е з о н е вы гл я д ел а явно с и л ь н е е . О д н а к о п ер вы й к р у г п р о ш е л со с р ы в а м и , и мы о п у с т и л и с ь н а 1 4 м е с т о , а п о д н и м а т ь с я о к а з а л о с ь н е л е г к о . Н а в е р н о е ,н е в с е п о л у ч а л о с ь п р е ж д е в с е г о у м е н я , к а к у т р е н е р а . Я с а м е щ е м н о г о м у у ч у сь .. . П р и ш л о с ь в н о с и т ь к о р р е к т и в ы , к о гд а и з о б о й м ы к о м а н ды вы пал р я д в е д ущ и х и гр о к о в . Мы о к а з а л и с ь п е р е д с е р ь е з ны м вы б о ром : н а к о го д е л а т ь с т ав к у? Д в у х ч е л о в е к п р и г л а с и л и и з л и п е ц к о г о « М е т а л л у р г а » и н е о ш и б л и с ь . Р е б я т а в н е с л и з а м е т н о е о ж и в л е н и е в и г р у , и е с л и б р а т ь и т о г и то л ь к о в т о р о го к р у г а , т о мы б Ь |Л И т р е т ь и м и в з о н е . 2. ФУТ БОЛ - ИГРА «ДОРОГАЯ» А л е к с е й С Т Ю Ш И Н : Н е б у д е т о т к р ы т и е м т о т ф а к т , что п о я в л е н и е п р о ф е с с и о н аль ной ф у тб ол ь н ой ком ан ды в Е ль ц е п р и б а в и л о ч и с л о б о л е л ьщ и к о в . Н а т р и б у н а х с т а д и о н а «Л о к о м о ти в » с о б и р а л о с ь н е м е н е е т р е х ты ся ч ч е л о в е к , и мы о к а з а л и с ь с ам ы м и п о с ещ а е м ы м и во в тор о й з о н е . Б о л е л ь щ и к и с ъ е з ж а ю т с я с о в с е г о г о р о д а , д а ж е н а и н в ал и д ны х к о л я с к а х . П р и х о д я т с е м ь я м и , д о с м е ш н о г о д о х о д и т — ж е н щ и ны д е л аю т вы ход в в е ч е р н и х платьях , для них ф у тб ол — э т о п р а з д н и к , в о зм о ж н о с т ь п о о б щ а т ь с я . Т е м б о л е е , что н а с т а д и о н вход б е с п л а т ны й . И в э то м з а с л у г а Е л е ц к о го о т д е л е н и я ж е л е з н о й д о р о г и . К с т а т и , н а ш а к о м а н д а , п о ж а л у й , е д и н с т в е н н а я в с т р а н е , ни к о п е й к и н е п о л у ч а ю щ а я и з ф е д е р а л ь н о г о , о б л а с т н о г о и г о р о д с к о г о б ю д ж е т а . К к о м у мы то л ь ко не о б р а щ а л и с ь з а п ом ощ ью , но с п о н с о ры и м е ц е н а ты н е о т кл и к н у л и с ь . Ю р и й Р А З Н О В : С о д е р ж а н и е н а ш е й к о м а н ды о б х о д и т с я д о р о г о , и б о ф у тб ол — и г р а э л и т н а я . И с э ти м п р и х о д и тс я м и р и ть с я . К а к и с т е м , ч то у д е р ж а т ь х о р о ш е г о и г р о к а н е п р о с т о . Ч т о к а с а е т с я н а ш е г о м а т е р и а л ь н о г о о б е с п е ч е н и я , т о к о л л е к ти в у ни н а д е н ь н е з а д е р ж и в а л и з а р п л а т у , с п о р т и в н а я б а з а п о з в о л я е т п р о в о д и т ь н о рм ал ь н ую п о д г о т о в к у . Н и к о л а й Б У Т К О : О тп р а в л я я с ь н а вы е з д , . .ш р и в м е ^ о л ж е н д а м а т ь о т о м , на что б у д е т ж и т ь е г о с ем ь я . О б э то м д о лж ны д у м а т ь мы — « х о з я ев а » . З а р е з ул ь та т и в ны е и гры ф у тб о л и с ты пол уч ал и п р е м и и , к о т о ры е н е п р е вы ш а л и т е х , ч то вы д аю тся н а ш и м р а б о т н и к а м в в и д е р а з о вы х в о з н а г р а ж д е н и й . Н о , к с о ж а л е н и ю , с и т у а ц и я с е й ч а с о б о с т р и л а с ь . П р е д с т о и т р е о р г а н и з а ц и я н а ш е г о о т д е л е н и я Ю . -В .ж .д . , и п о с л е д с т в и я , к о н е ч н о ж е , о т р а з я т с я н а ф и н а н с и р о в а н и и с п о р т а сам ы м н е га ти в ны м о б р а з о м . В н ы н еш н е м го д у мы у с п е л и п р о в е с т и б о л ьш ую р а б о т у н а с в о е м с т а д и о н е , с д е л а л и д в а с п о р т и в ны х з а л а в с п о р т к о м п л е к с е , п о с т р о и л и г о с т и н и ц у , ко то р а я во м н о г о м р е ш а е т бы товы е п р о б л ем ы ф у т б о л и с т о в . И в с е ж е с к о р о мы н е с м о ж е м о к а зы в а т ь п р е ж н е й п о м о щ и «Л о ком о ти в у » . И , суд я по о т н о ш е н и ю к к о м а н д е г о р о д с ки х в л а с т е й , тя н у ть е е б у д е т н е к о м у . К а к д е п у т а т о б л а с т н о г о с о б р а н и я я о б р а щ а л с я к к о л л е г а м с п р о с ь б о й ф и н а н с и р о в а т ь к о м а н д у ч е р е з б ю д ж е т , но п о н и м а н и я н е н аш е л . Д а , т р у д н о с е го д н я о бъ я с н и т ь лю д ям , к о то ры е по н е с к о л ь к у м е с я ц е в н е п о л у ч аю т п е н с и ю , что в а ж н о не п о т е р я т ь п р о ф е с с и о н а л ь н у ю к о м а н д у , в к о т о р ую вл ож е ны у ж е н ем а л ы е с р е д с т в а . Д о с т а т о ч н о в с п о м н и ть , что мы п оч ти т р и д ц а ть м и л л и о н о в з а п л а т и л и з а н е с к о л ь к и х и г р о к о в е л е ц к о г о « Т о р п е д о » з а в о д у « Г и д р о п р и в о д » , к о г д а п е р е в о д и л и их и з « с л е с а р е й » в ф у тб о л и с ты . А л е к с е й С Т Ю Ш И Н : М е н я , м я г к о г о в о р я , н е с к о л ь к о н а с т о р а ж и в а е т о т н о ш е н и е в л а с т е й Е ль ц а к «Л о к о м о ти в у » . О н о — п р о х л а д н о е , с л о в н о мы « п е р е е х а л и » д о р о г у м е с т н о й л ю б и т е л ь с к о й к о м а н д е « Т о р п е д о » . Н и к о л а й Б У Т К О : Я д у м аю , ч то в Ель ц е д о л ж н а бы ть о д н а к о м а н д а — л и д е р , а о с т а л ь ны е р а б о т а т ь в в и д е д о ч е р н и х . Мы п р е д л а г а л и в л а с т ям св о й в а р и а н т с о т р у д н и ч е с т в а с « Т о р п е д о » . Б р а л и н а с е б я е е э к и п и р о в к у , т р а н с п о р т . Н а с н е ус лы ш а л и . Д а и в о о б щ е м н о г о е у д и в л я е т . В з я ть хо тя бы и с т о р и ю с о с т а д и о н о м . А л е к с е й С Т Ю Ш И Н : Ж е л е з н а я д о р о г а у ч а с т в о в а л а в р е к о н с т р у к ц и и г о р о д с к о г о с т а д и о н а «Т р уд » , п о с т р о и л а ю ж н ую т р и б у н у , ч т о о б о ш л о с ь н е в о д н у с о т ню м и л л и о н о в р у б л е й . А к о гд а мы п о п р о с и л и д а ть н ам п о л е д л я п р о в е д е н и я к а л е н д а р н о г о м а т ч а п е р в е н с т в а ( э т о бы ло в Д е н ь г о р о д а ) , с н а с з а а р е н д у з а п р о с и л и . . . 1 0 м и л л и о н о в р у б л е й . Х о тя во в р ем я е г о р е к о н с т р у к ц и и т о р п е д о в ц ы и г р а л и н а н а ш е м « Л о к о м о т и в е » б е с п л а т н о . Ю р и й Р А З Н О В : В о п р о с о ф и н а н с и р о в а н и и н а ш е й к о м а н ды м е н я , к а к т р е н е р а , б е з у с л о в н о , в о л н у е т , э т о о с о б е н н о в а ж н о п е р е д п о д г о т о в к о й к н о в о м у с е з о н у , в к о т о р о м п е р е д н ам и п о с т а в л е н а з а д а ч а вы й т и во в т о р ую л и гу . Д о с т и ж е н и е ц е л и б у д е т во м н о г о м з а в и с е т ь н е то л ь к о о т п о д г о т о в к и и к о м п л е к т о в а н и я к о м а н ды , но и о т т о г о , п о в е р я т ли н а к о н е ц н ам в л а с т и , ч то мы н е «ф а киры н а ч а с » , а лю д и , го т о вы е о т с т а и в а т ь ч е с ть ^ ь ц а , п р и н о с и т ь е м у п о б е д ы н а ф у тб о л ь ны й п о л я х Р о с с и и . . . В с т р е ч а с ж у р н а л и с т а м и п р о ш л а ф е д е л ь н о о т к р о в е н н о . К с о ж а л е н и ю , ф о з в у ч а в ш а я к р и т и к а в а д р е с в л а с - е й Е л ь ц а б ы л а и м и н е у с л ы ш а н а п р е д с т а в и т е л е й г о р о д а п о п р о с т у н е ) ы л о н а п р е с с - к о н ф е р е н ц и и ) . И в с е ж е ( а д е е м с я , ч т о р у к о в о д с т в о Е л ь ц а и к е л е з н о д о р о ж н о г о у з л а с м о г у т н а й т и о ч к и с о п р и к о с н о в е н и я в и н т е р е с а х : п о р т а с т а р и н н о г о г о р о д а . Т а м а р а Ф Е Д Ю К И Н А . ^ • Ш т р и х и к п о р т р е т у Вилен д в о р я н ч и к о в ^ «ДАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ПОСЛЕ НАС НЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЛИ» Форма, формула жизни художника Вилена Дмитриевича Дворянчикова, условно говоря, — не монолог, а диалог, В его поле зрения постоянно прис>тствует кто-то еще, и своему «со беседнику» художник, как правило, отводит первое место, от талкивается от его позиции, соглашаясь с ним или нет. Диало ги обязательно предполагают некий высокий уровень общения и творчества. Выше этой планки — прекрасно, ниже... Что ж, люди всякие бывают. Безусловно выше — н^одны й художник России Виктор Семенович Сорокин, в его Доме мастера Вилен Дмитриевич — директор. Сорокина многие зовут дедом, считают эдаким до- брячком-старичком, ведут себя с ним «на дружеской ноге», подозрительно многовато его младших по возрасту коллег охот но сообщают, что они — ученики Виктора Семеновича. Дворянчиков не слишком разделяет такое отношение, сма хивающее на амикошонство. Сорокин — дед, дедушка для лю дей его круга, его творческой «семьи». И далеко не столь Вик тор Семенович прост, наивен, как кажется. Скорее, считает Дворянчиков, мастер внутренне схож с кардиналом (разумеет ся, не с «серым» и не с интриганом)— цельностью, прочностью натуры. Сорокин ни у кого не идет на поводу. Он и все, что вне его, — на редкость гармонично «сообщающиеся сосуды». У Сорокина — удивительное умение спонтанно отстраняться, отсекаться от массы лишнего, необязательного для него. На уровне мастера — именитые столичные гости его Дома, чьи выставки тут проходят. Соответствовать почетным гостям директор Дома обязан минимум по двум моментам — догово риться о выставке и достойно расположить ее. Кто даже и не знаком с элитой московского художественного мира, все рав но легко представит, какого труда стоит заинтересовать их Липецком. Дом мастера им интересен. «Под Сорокина» и зная Дворянчикова, гости дают свои работы для экспозиции охот но и без особых формальностей (в мировой арт-практике, за- '|-мечу,- обязательны огро.мные залоговыесумми);- -- Шаховские, Голицыны, Фаворские,Тояубкина; Блюмельу- теперь вот Клыков — целое созвездие за несколько лет после превращения «аптекарского дома» в Дом мастера. Выставку Владимира Фаворского разместили здесь в честь 50-летия По беды. Москвичи, приехавшие на вернисаж, отправились пос мотреть экспозицию сразу с вокзала. Смотрели без диалогов, молча. Ученик Виктора Семеновича по Ельцу и ученик одного из учеников мастера по Московскому художественному училищу имени 1905-го года. Дворянчиков — почти универсальный ху дожник, исключая разве что скульптуру. Такая «растопырен- ность» (словечко Вилена Дмитриевича) идет и оттого, что, до пустим, монументальная живопись, которой он охотно зани мался, — обязательно «диалогична». В одиночку она не дела ется. И случайной командой, как правило, тоже. Неслучайность определяется довольно быстро — наличием, величиной в каж дом художнике, каждом человеке выдаваемой вовне нормы (труда, энергии, таланта, совестливости— чего хотите). От нее, собственно, и зависит уровень общения, дружба или отторже ние. Важно найти ту ступеньку, которая —твоя, и больше ни чья, с которой тебя никто не мог бы столкнуть. Тогда и полу чится нормальный диалог со стоящими на иных-ступеньках. Тогда и придет успех, достойный тебя. Придет сам. Зависть к чужому успеху — неплодотворна. Раз уж речь зашла о труде и дружбе, то резонно поговорить о теме труда. Ведь ее Дворянчиков разрабатывал активно, и вновь не один — с единомышленниками. Почти графическая пластика, выверенность картин Дворянчикова о рабочих НЛМК приводят к мысли о «тяжелой» гармонии, увиденной им в дви жениях сталеваров. Оголенный же, простите, живот рабочего в паузе отдыха уж никак не свидетельствует о лакировке худож ником действительности. Показать нелегкость и достоинство труда, не опошлить «конъюнктурную» вроде бы тему — вот к чему стремились Дворянчиков сотоварищи, чьи картины он хо тел бы видеть рядом со своими, кого он постоянно тормошил, будучи 30 с лишним лет назад в числе организаторов, лидеров ((движения молодых» липецкого отделения СХ. Дворянчиков и поныне считает себя заводским художником. Сейчас это тоже не поза, не слова. Недавно он закончил трип тих, связанный с 300-летием Российского флота и Липецком, Крайние части триптиха — о железоделательном почти шаман стве времен Петра Великого и парафраз упомянутых картин о НЛМК. В центре — ((стинольная фантазия», стилистически, цве товой гаммой нарочито не соответствующая остальным частям триптиха. Где же его обычно подразумеваемая цельность? Цель ность и вправду не присутствует. Присутствуют отношение, по зиция автора, способные вызвать неоднозначную зрительскую оценку. Триптих поэтому несколько парадоксален, что для Дворян чикова не случайно. Чего, например, стоит следующая его фра за: «Если хотите. Дом мастера для меня — хобби». Но, оказыва ется, странного, неожиданного во фразе мало. Художник выпол нил основную для себя в Доме задачу — он помог привести туда мастера, преподнести Сорокину гостиную-мастерскую, достой ную его таланта. Не хобби для Дворянчикова — дети. Работа «на них», диа лог с ними на равных начались еще, возможно, с приезда в Ли пецк юных чернобыльцев, которых отправили к нам подальше от их ставшего смертоносным края. Дворянчиков и для них сде лал все, что мог, — ребята покидали «Прометей» с его картина- ■“ми^ Свойством, даром детей вызвать у нормальных взрослы.х «ро- ^'дительскую» реакцию, чем-то одарить в ответ художник с тех пор проникся, можно сказать, напрочь. В свою очередь, он хо чет, чтобы дети прониклись творчеством, верой, нравствен ностью, прониклись, естественно, без нудной опеки. Путем, как это громко и ни звучит, самосозидания. Путь детей к творчеству (с немалыми усилиями и Дворянчикова) — создание музея изо бразительных искусств в Липецкой художественной школе № 2, музея, концентрирующего способности учеников и профессио налов. Путь к вере— осуществление по инициативе Вилена Дмит риевича и с непосредственным участием ребят строительства храма СВ . Георгия Победоносца к 50-летию Победы в поселке Дальний Добровского района. Нет, вы только представьте: по строить сегодня — не по распоряжению свыше — вовлекши в дело подростков •—действительно в отдаленном поселке— храм! Слова, ставшие заголовком этих заметок, Вилена Дмитрие вича Дворянчикова, которому недавно присвоено почетное зва ние заслуженного художника России, сказаны им на приеме по поводу открытия в Липецке памятника Петру Первому. Действи тельно, сколько можно переделывать, ломать, начинать снова, бросать, топтаться на одном и том же, не ведя конструктивных, по-настоящему созидательных ((диалогов» со временем, с про шлым и будущим. ...Вскоре новая дружная детская «команда» Дворянчикова пригласит всех желающих на открытие театральной студии (ана логичной солидному театру, лишь масштабами поменьше) в по селке Матырский. Константин КЛЮТКРШ. Видеосеане «БАРХАНОВ И ЕГО ТЕЛО ХРАНИ ТЕЛЬ » Режиссер — Валерий Л а н с к о й ; в гл а в н ы х ролях — И г о р ь Б о ч к и н , В и к т о р Р а к о в , Вячес лав Ш и л о в с к и й , Л ар и са У д о в и ч е н к о , Геннадий Н а за р о в , Б о р и с Щ е р б а к о в ; с т уд и я ((Глобус» при уч ас тии ((Мосфильма» . Т В -р е кл ам а называет фильм "л у чш и м п р о е к том г о д а " . Ч т о сие о зн а ч а е т— с к а за т ь тр уд но . Если то , ч то э т о т п р о е к т осуществился с т а к о й ж е н е п р и н уж д е н н о с т ью , с к а к о й развива ется действие «Б а р х а н о ва » ,— т о гд а , ко н е ч н о , м ож н о со гласи ть ся . Д а , п о ж а л у й , в о т еше что . Ф и л ь м предла гает ны н е а кт у а л ь н ы й , х о т ь и к ом ед и й ны й , п р о е к т превращ ения не уд а чн и ка в человека , к о т о р ы й , п о пав в к р у г к р им и н а л ь н ы х и г р , р и с к у е т и вы и гры в ае т . «Ба р ха но в» — современная рос си й с ка я веселая с к а з к а , где более с и м п а т и ч н о е зло п о беждает менее сим па ти ч но е . К а к о й -н и б у д ь к и н о м а н -п е д а н т л е т ко о б н а р у ж и т в ней заим с тв ов а ни я и з за пад ны х л ен т п р о аферистов, тел охрани телей и т .п . О стал ьны е ж е зрители , л иш е нны е ки н ем а то гр аф и ч е с ки х «предрассудков» , с удо вол ь стви ем п о см о т р я т э то забавное зрелищ е с участием и звестны х а р ти с то в и восходящ ей ((звезды» м о с к о в с к о й сцены В . Ра кова в р о л и телохранителя . «П О Л И Ц Е Й С КИ Й НА ПЕРЕКРЕСТКЕ» Режиссер — Ш о н П е н н ; в гл а в н ы х ролях — Д ж е к Н и к о л с о н , А н ж е л и к а Х а с т о н , Д э ви д М о рсе , Робин У а й т ; «М и р а м а к с » , С Ш А . П е р ед нам и — подобие м елодрамы , т о л ь к о м ел од р ам ы , в о бщ ем , с у г у б о « м у ж с к о й » и с к р и м и н а л ь н ы м о т те н ко м . С традае т ю вел ир Ф р едди (Д . Н и к о л с о н ) , о тец п о ги бщ е й д очери . Н е с п о к о е н и Д ж о н Б удд (Д . М о р с е ) , в и н о в н и к ее см е р ти , выш едщ ий и з тю р ь м ы . К о н е ч н о , го р е о д н о г о и в ина д р у г о г о — несовм естимы , н е с о пос та в имы , и Ф р едди ж а ж д е т реш ающ им о б р а зом во с с та н о в и т ь п о п р а н н о е «статус к в о » — у б и т ь Д ж о н а . Н е т о р о п л и в о е повествование фильма дает пр е к р а с н ую в о зм о ж н о с т ь п о н а б лю д а т ь за и г р о й го л л и в у д с к о й суперзвезды . Г е р о и Д . Н и к о л с о н а о б ы ч н о м уж е с тве нн о б о рю т с я с небла го п р и я т н ы м и для н и х лю д ьм и и обстоятельствами . Н а э т о т раз п р о т и в о б о р с т в о идет в душ е сам о го Ф р е д д и , ((маленько го» , н е сч ас тно го , за ко м п л е к с о в а н н о го человека , д ум аю щ е го , ч то возмездие с п о м ощ ью пистолета сделает е го и ны м . . . О ч е н ь тр о га те л е н финал к а р т и н ы . У м е ю т же в Г олливуде с та ви ть по следнюю т о ч к у ! «М ИССИЯ ПРАВОСУДИЯ» Реж и ссе р— С т и в Б арне тт ; в г л а в н ы х р о л я х— Джефф У и н к о т т , Б р и д ж и т Н и л ь с е н , М а т ти а с Х ь ю з , Л у к а Б е р ко в и ч и ; « И м и д ж ор ганизейш ен» , С Ш А . Б о е в и к к а к бое ви к . Главное е го у краш е ние , п о н я т н о , Б . Н и л ь се н , бы вш ая ж е н а Сильвес т р а С таллоне . Ее ге ро иня , д о к т о р Л а р к и н , — невол ьное и кр а с н о р е ч и в о е объяснение , по че м у «м и с те р э кр а н н а я н е со кр уш им о с ть » спасовал в б р а к е со с к а н д и н а в к о й . П о д то п -м о д е л ь - н о й в н еш н о с т ью кроется т о еще н у тр о . И м иссия п р ав о с уд ия , к о т о р у ю воз главляе т пр еж няя сталлон ие вска я дива , о ка зы вается миссией совсем н а о б о р о т . М с т и т за персонажей , по павш и х ся в к а п к а н Л а р к и н , п о л и ц е й с к и й Х э р р и с — Д . У и н к о т т . Е сли С ильвестр смотрел фильм , о н на в ер н я ка к р и ч а л к о п у ((ура» и в в о з д у х го л о в н о й у б о р с в о й бросал . Х о т я Х э р р и с у — о н р ади б л а го й цели внедрился в м и с с ию — п о с т о я н н о п р и х од и т с я неле гко . Героя дубасят , под ставляю т . Н о п о з а ко н а м э кш н -п р о д у к ц и и ему н и к у да не деться , о н обречен на победу . Э т и и др у гие виде он овин ки , вы п у с ка емы е концерно .м «С ою з» , вы мож ете приобрести . в то р го в ом центре «Я н тар ь» (Л и п е ц к , Д е п у т а т с к а я , 94 , тел . 40 -39 -72 ). . I, , . . . а о п I М у з ы к а в иентре сел а Село Карамышево Грязинского рай она. Здесь находится единственная в о б ласти ведомственная (АО «НЛМК») музы кальная школа. 30 ее учеников занимают ся на двух отделениях — баяна и фортепь яно. Н а с н и м к а х : з а н я т и е в е д е т д и р е к тор А . Ш к у р к и н а ; у м у з ы к а л ь н о й ш к о л ы , к о т о р а я р а с п о л о ж е н а в с а м о м ц е н т р е с е л а . Ф от о Е в г е н и я С А М О Х В А Л О В А . Г . Журнальное обозрение Хотя «толстые» журналы п о -п р е ж н ем у пол ны р азмыш лениям и о п о с тм о д ер н и зм е (б е с конечными , как , вероятно , и он с ам ) , хотя все они вм е с те п о -п р е ж н ем у пред ставл яю т ч р е з вычайно пеструю х у д о ж е с тв ен но -п убл и ц и с ти ческую кар тину — в одном они , по сути , схожи . Схожи прои зв ед ени ям и разны х ж а нров о н а циональном вопросе , нациях , их и с тори и , их ж и зн и в се го д н яш н ем и з а в тр аш н ем д н е как по отдельности , т а к и вм есте . О бщ но с ть э та , р а з ум е е тс я , лиш ь чисто но минальная , но все равно н еи зб еж н а я , з а к о н о м е р н а я— д а ж е при р а зн и ц е взглядов в гр а н и цах отдельно взято го ж урн ал а . П онятно , что и сп е к тр разрабо тки темы на редкость ш ирок . И , если уж тут идти о т п ро с то го к слож ном у , от очевидно го , м ал опробл ем но го к о бобщ е ниям р е з к о д и с к у с си о н н о го тол ка , то п р е кр а сн ая иллю страция для начала — р а с с к а з В л ад им и р а К р а ков с ко го «Татьямба» («О ктябрь» , № 10 ). Татьямбой зовут юный «плод любви» обитатель ницы небольш о го город а и н е гр а , з а е х авш е го туд а по гости ть в год М о с ко в с ко й О лимпиады . Главная пробл ем а р а с с к а з а , в збудораживш ая п р е ж д е абсолю тно спокойны й н асч е т «пятой графы» го р од о к — ум е с тно ли д евоч ку (в ней очевидно п реобл ад аю т гены о тца , и о н а п р е кр ас но та н ц уе т ) включать в н ом ер «М алень ки х лебедей » . Автор сумел извлечь и з д а нн ой си туации м а с с у см еш ны х м ом ен тов , очень мило , п о -д о бром у обрисовать возникш ую «нац неприм ири - мость» м еж д у п ер со н аж ам и р а с с к а з а . Закан^ чив ается он о тъездом основных в о зм у ти тел ей спо кой ств ия . Но м я г ко -ю м о р и с ти ч е с к а я и н то нация «Татьямбы» о с тае тся н еи зм е н н о й , и 15 е е журнальных с тр а н и ц м иним ум на четверть часа (до о чередно го тр евож но го сообщ ения по р ад ио и ТВ ) оставляю т чи тателю о п ти м и с т и ч е с ко е н астроени е . В повести Р ус там а И б р а ги м б е к о в а «З о л о то е сеч ени е» («Д р уж ба нар^^дов», Мз 9 ) в о зн и кае т уж е реальный, большой г о р о д— Баку, Баку посл е отнюдь н еш уто чно го ис ход а части е го н асел е ния . У ав тора — своя , кр ат кая , в общ и х словах , версия по поводу то го , кем и к а к была р а зы гр ан а а з е р б а й д ж а н о -а р м я н с к а я «карта» . Н ам но го п одробн ее ж е он р а с см а тр и в а е т п ро - у ^ ш е д ш е е с ин тернациональной точки ВПЕРЕД - К ЭНТРОПИИ? печалясь о распылении уникально го с о о бщ е с т ва бакинцев . Бакинцы , по Р. И бр а гим б е ко в у , — подобие особо го «миниэтноса» , прид ававш е го городу неповторимые колорит , ауру , мощь , оча рование . Н а зв ание повести о бо зн ач ае т , кратко гово ря, гармоничность , соразм ерность цело го и каж дой из е го частей , безо тно си тел ьно к их вели чине . И Баку с бакинц ам и д о начала 9 0 - х годов представляли собой им енно т а к о е «золотое с е чение». Теперь гармонию Р. И бра гим бекову при ходится искать не в д ей стви тель но сти , а в р ам ках собственно повести . Н адо о тдать долж но е опы тному про заи ку и д р ам а ту р гу (в числе п р о че го , он — с ц е н ар и с т «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова ): повесть вы строена н ен ар о чито , скром но , м ас те р с ки . П р а к ти ч ес ки любой е е компонент «подсвечивается», дополняется то ли близким , то ли противоположным по смыслу, по значению . На золотую бакинскую «ось» слов но нанизаны события и ге р о и , в заим одо полн я ющ и е или о тв ер гаю щ и е один д р у го го , прид аю щ и е повествованию объемность , некий зер каль но -о траж ательны й и стереоэф (ф ект . П реж н е го Баку нет , зато чтут е го тр ад и ц и и основны е п е р со наж и «Золото го сечения» . К то -то и з них д о лж ен взять на себя вину з а невольное убийство хулигана , но «жертвовать», в итоге , никем не при ходится . Удачно со сед с тво двух стилей : обыч но -п ро з аи ч е с ко го и ки н о сц е н а р н о го в духе Э д варда О лби -Гарол ьд а П и н т е р а (главный герой , врач по специальности , сочинил сю ж ет , д е й с т вие ко торо го происходи т в Ам е р и к е ) . При всей о ри е н тиров анно с ти на реальный Б аку повесть Р. И б р а гим б е к о в а — н е б ол ее чем вымысел локально го знач ения , м ер кн ущ и й п е р е д пос троениям и , ко нц епц и ям и и с то р и ко -ф у туроло гичес ко го тол ка . С) п р ям о -т а ки ш о кир ую щ им м н ени ем (« /Щ уж ба народов» N 2 10 ) высту пил известный публицист Геннади й Л исич кин . В статье «Царь Борис и уп ад о к со в е тс кой «Золо той Орды» он пы тается д о к а з а ть , что — да , да! — и поныне н аш а с тр а н а сл ед у е т «порядкам , заведенным татаро -м он гольской Золотой Ордой на Руси» . На про тяж ении с ем и с половиной в е ков , по утвержд ению Г. Л и сич кин а , для Орды, Вели ко го княж ества М о с ко в с ко го , государств россий ско го и советско го характерны общность тер ри тор и и , р а зж и г а н и е вн утренней вражды , ум ени е грабить и дели ть н а гр абл е нно е , с п е ц и ф ика сбора д а ни (нало гов ) , возвыш ение столи цы з а с ч ет унижения , обирания провинции и т .д . Публицист п росит н е путать татаро -мон голов с та тарам и к а к таковыми , чье К а з а н с к о е ха н с т во, во зни кш ее на руинах Бул гарин (н е путать с Б ол гарией !), сы грало позитивную роль в р а зв и тии Руси . И продолж ает , в качестве т е п е р еш н е го Т атар стана , с е го тр е зв о й , созидательной , самостоятельной эко ном ичес кой политикой и г рать. Г. Лисич кина вполне до казательно , на мой взгляд , здесь ж е «одер гивает» Константин Б а рановский («О вр ед е кав ал ери й ски х а т а к на и с торию » ). О днако , со гл аси те сь , в позиции Г. Л и сичкина , ссы лающ е гося на уч ено го с мировым им енем Л .Н . Гумилева , все ж е «что -то есть». Д а ж е учитывая явную спрямленность , уп р ощ е н ность, о грубленность , с каковыми св ер хко нц еп туально изложены публицистом события д а в н е го прошло го и наблю дения е го сам о го . Впрочем , Г. Л и сич кин довольно -таки бледно вы глядит в св ете «версий , основанных на и с то рических свидетельствах , ф актах и документах» главно го р ед а к то р а «Октября» Анатолия Анань ева , который в своем и зд ан и и (М“№ 9 , 10 ) о пуб ликовал первый р а зд ел кни ги «П ри звание Рю ри ковичей , или Ты сячелетняя з а га д к а России» . А. Ананьев о тходи т н е только з а доорды нский п ер и од — аж з а д в е с лиш ним тысячи л е т н а з ад и п роб ует построи ть н е про сто россий скую — общ ем и р о в ую в ер сию «бы тования» и с то ри и , государств , челов ечеств а . Р азмыш ления и д о воды главно го р ед а к то р а замы каю тся , в о снов ном , на Платоне . Платон ем у отнюдь не дру г , р ед а к тору д о р о ж е и с ти н а — на редкость н ел и цеприятная . Платон — и о д но б о ко тр а к то в авш и е е го о б щ ес тв е нн о е уч ени е во гл аве с А рис то тел ем — поделили ч ел ов еч е с тв о на «бо гои збр анны х» , безо говорочны х вл асти тел ей , и подл ор ож д е н ных, рабов . Платон — «первый т е о р е ти к это го в сем ирно го с по д с тв ую щ е го ныне н ад ли чно с тями и н ар од ам и тиранства» , олиц е твор ени е силы, «самой р а зруш и тельной для свободно , самобы тно развивающихся , вернее , желавш их сам обы тно развиваться личностей , народов и рас» . Комм ентарий к вышеприведенному о гр ан и чу «частным» з ам е ч а н и ем -в о п р о сом . О зн а ч а ют ли в ерсии А. Ананьева , руководителя п е р вого п о с тп ер е с тр о е ч но го н езав и сим о го , су гу бо «демократической» ориентации журнала, что он, редактор , «прозрел»? Ведь о всемирно го с подств ующ ем ныне ти р а нс тв е с к а за н о и про н аш е время и м ес то . Л у чш е , одна ко , оставить вопрос открытым и обратиться , н ап рим ер , к б езусловно б о л е е «поли ткорректной» «И нос тр анной ли тературе» . Выпуск «Л и тер а тур н о го гида» е е д евя то го ном ера посвящен тем е «Восток и Запад» . Т ем а , казал ось бы, о бою доос тр ая , обою до конф л и к - тн ая . Н е обходя е е неко торы е остры е углы, «ИЛ» п уб л и к у е т выпуск п од к р а с н о р е ч и в о й ш ап кой ино го смысла : «Но нет В о сто к а и З а пада нет» . По м нению Ал ександра Гениса , «на чи н ае т расти новая Вавилонская башня» , б аш ня, р а з ум е е тс я , в п ер ен о с ном зна ч ении и, в отличие от п р еж н ей , с положительным резуль та том с трои тел ь ств а — п л ан етар ной ц ив ил и з ац и е й . А. Г е н и с у втори т Г ри горий Чхар тиш вили: человечество , с ко р ее всего , п рид ет к эн тро пи и , то есть , в д а нн ом ко н т е к с те , к гл о б а ли зации мировой культуры, к пос тепенном у о т м ир анию про тивос тояния за п ад н о й и во сточ ной «пар ад и гм » . Х орош о хотя бы и это . А о ткры в аеш ь деся ты й ном ер «Смены» спускаеш ься с «небес» журнальных р азмыш л е ний о в с ео бщ ем буквально на н аш у гр еш ную , ко н кр е тн ую л и п е ц к ую з ем лю . В «С м ен е» — о ч ер к С е р г е я Л и твинов а «Л ебедянь» , вполне сим па тичны й , приятный о чер к . Ж аль только что ав тору аб солю тно не пове зл о в л е б е д я н с кой го с ти н и ц е с д уш ем . Но сож а л е ни е , учиты вая основной фон д анно го обо зр ения , не столь уж о б и д н о е , тр е в о ж н о е , н е правда ли? К. клюткин . у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz