Липецкая газета. 1996 г. (г. Липецк)
б о л ь ш о е видится н а расстоянии 14 ноября 1 9 9 6 г. всем ирны й д ен ь к а ч е с тв а № 2 1 7 (1 2 8 1 ) "Г В ернисаж Память С Л Ю Б О В Ь Ю к Р О С С И И вернулся из Дании липецкий худож ник Андрей Носов К то и з лю д ей т во р ч ески х хот ь однажды не у п р е к а л себя: сижу здесь, т еряю вр ем я , а вот в Европе ры я р а з в е р н у л с я . Чаще всего этот сладкий самообман н и ч ем не закан чи ва ет ся . В прочем , есть ри ско вы е н ат у ры , кот оры х гнет ет чувст во н е р е а ли зо ва н ны х возможностей и т я н ут г ^р а с к ры т ы е гори зонты . Л и п ец ки й худож ник А нд р ей Носов, о кот ором наш а газета уже ра сска зы ва ла , относит ся ко вт орой кат егории . Пролеж ивать дни на диване в п р е к р а сно д уш ны х м ечт а х — не его ст ихия . Л ет ом этого года вмест е с Конст ант ином М а ла х о вы м он п р о в е л , пожалуй , п ервую авангардную вы ст а вку в Л и п ец к е под от крыт ы м небом . Правда , небо в этот день не очень б ла го во ли ло к в о зм ут ит е л ям спокой ст вия — р а зы гра ла сь буря . Зат о л и п ч а н е в п о лн е б ла госклонно от неслись к паукообра зном у ч уд о вищ у и прочей рукот ворной нечист и , р а сст а влен но й р еб ят ам и возле Комсомольского пруда . П от ом А н д р е й бесследно п р о п а л на т ри м есяца — вот и не верь по сле этого в ч ерт овщ ину . В прочем , он и раньш е часто е зд и л в М о ск ву , со ст а влял к о н к ур ен ц ию а рбат ским худож никам . Оказалось, что на этот р а з судьба забросила его в ст о лиц у отнюдь не нашей р одины . В е р н у л с я он не только с чемоданом в п еч ат л ен и й , но и с серией пейзажей городов Д а н и и и Ш веции , вы п о л н е н ны х в новой д л я него , можно сказат ь , классической м анере . Он е зд и л работать. В р е з у л ьт ат е от к ры л д р у гую ст рану и к у л ьт у р у . А еще наш ел новы й д л я себя ст и ль , многое п о н я л и п ер ео смы сли л в своем отнош ении к искусст ву и России. Видно , не з р я п и с а л поэт: большое видит ся на р а с ст оянии . По об этом л у чш е расскажет он сам. о т с тр ан и т ьс я от то лпы и д у м а л , ч т о , у ех а в н а З а п а д , там о к аж у с ь к а к бы своим . Ведь я такой ори гин альны й , с к о си ч к о й . Но о к а зало с ь , что д атч ан е м еня эл ем ен тар но п у гаю тся . Они — н аи в ны е , просты е лю ди . У них п ри н я то здороваться с к а ж дым встречным . Но, у слыш ав мое при ве т ствие, они просто т ер яли дар р ечи и о тк ры в а л и р ты . Ч ем больш е было встреч , тем л у чш е с т ано ви л ся мой я з ы к . Н а в то р ой м е с я ц я а д а п т и р о в а л с я , и зм е н и л с я внутренне и внешне. И в ско ре почувствовал , что со мной происходит тр ан сф орм ация : я становлю сь ж естче , холод н ей . П о яви л ас ь лж и в о с ть в еж едн евном общ ении . В ер нее , это не л ож ь , а и х м ен тали тет . Уж е говориш ь в еж л и вы е ф р а зы , не тр а тя д у ш ев ны х сил . Д л я западного ч е л о в е к а здесь кро ется ж е л а н и е бы ть со всеми в до бры х о тн ош е н и ях . Своеоб р а з н а я ф о р м а з а щ и т н о г о — Ч т о , т о с к а п о р о д и н е с т а л а м у чи ть ? — К о н е чн о , я в д анном слу ч а е н е о р и г и н а л ен . Мне н р а в и л о с ь п о д а в а т ь себя и свое и с кусство немного со с к а н д а л ь ным , клоун адс - к и м у к л о н о м . Н о , в ернувш и сь и з п о е з д к и , я б о л ьш е лю блю с в ою з е м л ю . П р ож и в там три м е с я ц а я н е то что со с к у чи л ся , я пр о с т о у с т а л от всего чуж ого . О казалось , что я п р и н ад л еж у своей культуре , своей стран е . Надо оставать с я самим собой в р ам к ах той среды , в которой сф ормиро в а л с я . И т ам я и н тер есен им енно тем , что я русский х у д ож н и к , з а мной опреде л ен ны й к у л ь т у р ны й б а гаж — А н др ей , т в о я п о е з д к а — э т о в ы с т р а д а н н а я м е ч т а и л и п р и я т н а я н е ож и д а н н о с т ь ? — Это п о л н а я н е о ж и д анно сть . Н аш а вы с т а в к а в Л и п е ц к е п о к а з а л а , ч т о н уж н о и с к а т ь что -то новое , и п р еж д е всего себя . Н едо л г о д у м а я , со г л а с и л с я н а п р ед л ож е н и е п о ех а ть в Д а н ию по вы з о в у . К он ечно , это бы л а ч и с т а я ав ан тю р а . Д е н е г х в а т и л о н а б и л е т т у д а и обратно . Я при бы л в К оп ен гаген с сотн ей д о л л ар о в . Н а э ти д е н ь ги там м ож н о п р ож и т ь т р и д н я , а не т р и м е с я ц а . А к о гд а до б р а л с я до го р од а -п о р т а н а Севере — Эсберг, где ж и л и п р и гл а си вш и е м е н я лю ди , к а р м а н ы бы ли вообщ е пу с ты . Вот тут и н ач ал а сь ш к о л а ж и з н и . — И ч е м ж е т ы з а р а б а т ы в а л н а х л е б н а с ущ н ы й ? — Е сли честно , п р и х о ди ло сь в к а лы в а т ь . Р и со в ал п о р тр е ты н а у л и ц е , в м а г а зи н а х . Р еш и л попробов ать себя в п е й з аж е . П ош л о н е плохо , хотя ран ьш е .этим н е . з а н и м а л с я . Н адо с к а з а т ь , ч то у в аж е н и е к и ску сс тву н а З а п а д е го р а зд о вы ш е , чем у н ас . Т ам ум ею т ц е н и т ь р у ч н ую р а б о т у . Н о Д а н и я — не Ф р а н ц и я и не И т а л и я . Х у д о ж н и к б е з и м е н и .м о ж е т о б е с п е ч и т ь себе т о л ь к о с е г о д н яш н и й д ен ь . А чтобы н а к о п и т ь д е н ег н а п о е здки по с тр ан е , п риш л о сь р аб о та ть п ом ощ н и к ом бу л о чни ка , убирать в к о р о вн и к е , и сп о л н я т ь рол ь п р и сл у ги в с ем ь е . .. — Д а в а й т е п о го во р им о в п е ч а т л е н и я х . . . — Я , к о н е ч н о , м н о г о слы ш а л про ш о к р у с с к и х , поп авш их впервы е н а Запад . П одготовил себя к сп о к ой ном у во сприятию . Б есполе з но . Я бы л просто по трясен , к а к то л ь ко выш ел и з аэро пор та . До си х пор лом аю го лову : почему? Просто к а ж дой к л е то ч кой чув ству еш ь , что о к а з а л с я в другом м ир е . Все чуж о е : ч уж о й м ен т а л и тет , ч у ж а я ж и зн ь . — А м а г а з и н ы ? — К а к р а з это д л я м ен я было несущ ественно . Супер м арк еты , вы вески , витрины , оформленные в садомазохис тс ком стил е — это все р а в но , что д е вуш к а с х о р ош и м и м ан ер ам и вдруг оденет с я к р и к л и в о и вы зы вающ е . И гр а , м а с к и р о в к а . С ама Д а н и я , с п я ти со тл е тн им и д о м ам и , з а к о т о ры м и с т а р а тел ьно у х аж и в аю т , н а ч ер д а к а х к о то ры х х р а н я т с я де д у ш к и н ы в ещ и — сов сем другое . Н а ули чны х п ри л ав к а х л еж а т тов ары , п род ав ц о в н е т . П одх оди и бери , ниче го не о х р ан я е т с я . Ч т о ещ е п о р а ж а е т ? К тебе ср а зу подход ят с вопро сом : вы и з П ол ьш и и л и из Р о с с и и ? Я ч у в с т в о в а л в о к р у г себя фон ч уж а к а , инос тр а н ц а и п оним ал : от этого надо поскорее и зб ави ться . В Л и п е ц к е я всегда пы т а л с я р еф л е к с а . Они — люди з а к ры ты е . Мне ж е не х в а тал о д уш е вн о го м а т е р и а л а , что л и . н аш ей с тр аны . С тало о т к ры т и ем и то , что мы в общ ей массе умнее и г л у б ж е т е х ж е д а т ч а н . Н аш к о м п л е к с н е п о л н о ценности , с в я з а н ны й с м а т е р и а л ь н ы м и т р у д н о с т я ми , за с т а в л я е т нас посто ян н о р а з в и в а т ь с я . А там ж и в у т сы ты е лю ди , у к о торы х все определено , все устоялось . — А с а м а с т р а н а ? — С ама Д а н и я чем -то н апом ин ает ку сок сы р а — это с т р ан а коров , з а с ты в ш а я с к а з к а А н д е р с е н а . Ш в ец и я — п о л н ая пр о ти воположность . Она п ор ази л а вы с о к и м в и к и н г о вы м ду хом чи с то ты и ц ел еу с тремленности . Там нет д а т с к о й р а с с л а б л е н н о с т и , х о т я р а с с т о я н и е м е ж д у этим и стр ан ам и — 2 0 к и лометров . — О т в о и х в п е ч а т л е н и я х п у т еш е с т в е н н и к а м ы п о г о в о р и л и , а ч т о т е б е д а л а п о е з д к а к а к х у д ож н и к у ? — К о п е н г а г е н в этом году бы л и збран европ ей с кой столиц ей к у л ь ту рн ой ж и зн и . Побывав в одном из самы х п р ес тиж ны х музеев современного и ск у сс тв а ^ Л у и зи а н е , где сейчас э к с п о н и р у е т с я П и к а с с о , я п о н я л , почем у х у д ож н и ки с т р ем я т с я н а З ап ад . Ь к а - зы в ае т ся , там сердце моей проф ессии , ведь к ар ти ны п р иш л и оттуда в п етровс кую эпоху н а см ену и к о нам . А в России — ее душ а . Д л я м е н я с е й ч а с в аж н о в зя ть у н и х этот к у л ь т у р н ы й п е р в о и с т о ч н и к , то есть уровень э с т ети ки , от н о ш е н и й « х у д о ж н и к — зр и т е л ь * . А им п о к а з а т ь свою работу , о траж ающ ую мою родную , экзотическую д л я них ж и зн ь . Н ам есть чему поучи ться у м а т уш к и Е вропы и есть чем ее удиви ть . И го р ь СИЗОВ . ОСО Б Н ЯК РЕМЕСЕЛ В этом ст ари н н ом к и р п и ч н ом о с о б н я к е , ч т о н а у г л у С о в е т с к о й в с а м о м ц ен т р е Л е б е д ян и , п ер ебы в ало н ем ал о к в ар т и р ан т о в — от р ай к ом о в с к о й п ар т - б и б л и о т е к и до р ай со б е са . Н ы н ч е т у т новы е х о з я е в а и н е п р и в ы ч н а я в ы в е с к а — «Дом р ем есел» . А все н ач ал о с ь с ч е л о би тной м естны х х у д ож н и к о в гл а в е р ай а дм и н и с т р а - ц и и В. К р а с н и к о в у у с т у п и т ь в н о в ь о к а з а в ш и й с я бесхозным особняк д л я пос тоянной вы с та вки и х работ. Н о в л а с т ь п р е д е р ж а щ и е в з г л я н у л и н а п р о б л е м у ш и р е , р еш и в соб р а т ь под одной к ры ш е й в сех н е р а в н одуш ны х к х у д ож е с т в е н ной к и с т и и п р и к л а д н ом у и ск у сс тву . Ч то ж е теп ер ь з а вы в е с к о й ? Т в о р ч е с к а я м а с т ер с к а я и л и «м а л а я Т р е т ь я к о в к а » ? Н и то , ни другое . С ко р ее — н ечто вроде у чебно го за в е д е н и я , где под р у к о вод ством о п ы т н ы х м а с т е ров м о л о д еж ь , п р еим ущ е с тв енно у ч ащ и ес я городских ш к о л , по зн ает основы н ар о д н ы х р ем е с е л , к о т о ры е в н аш е смутное вр ем я стали бы стро забы в а ть ся . Это л о с к у тн о е ш и ть е , х о х л ом с к а я ро спи сь , ручное тк ач ес тво , р езьб а по дереву , гончарное р ем есло и д аж е лозоплете - ни е . В о злож ен а эта п ер сп ек т и в н а я з а т е я н а В ален тину Савельеву, человека творчес к и увлеченного и неплохого х о з я й с т в е н н и к а . Под ее н а чал ом в зд ан и и был сделан д о л г и й , за т о к а п и т а л ь н ы й р ем он т (бы вш и е к в а р т и р а н ты о гр ан и ч и в ал и с ь сменой п ерегородок ) . Н е без пом о щ и адм и ни с тр ац и и и ее о т д ел а к у л ь т у ры В. Савельева сф о р м и р о в а л а ш т а т з н аю щ и х м астеров . С к аж ем , р у к о води т ел ь к р у ж к а го н ч ар ного р ем есл а В ячесл ав Т и тов з а к о н ч и л х уд гр аф Л и п е ц к о г о п е д и н с т и т у т а и у сп е л н а р а б о т а т ь опы т н а одном и з го н ч а р ны х п р ед п р и я т и й о б л а с т и . М а с т ер л о с к у т н о г о ш и т ь я Е л е н а И в ан н и к о в а не то л ь ко п ед а го г -во сп и т а т ел ь , но и п р о ф е с с и о н а л ь н ы й п о р тн о й с ум ением к р о я . Светлана Ми х а й л о в а и О ксан а Д урн ев а — дип л ом ир о в анны е сп ец и ал и с ты х о х л ом с кой р о сп и с и . . . Тем не менее п р а к т и ч е с к и все м ас т ер а п рош ли ещ е кр а тк о ср о ч ны е област ны е к у р сы . Н у , а опы тн ей ш и й А л е к с е й Н и к о л а е в и ч К о л ы х а л о в , з а в е д у ю щ и й р а й о т д е л ом к у л ь т у р ы , н е п р ев зой д ен ны й сп ец и али с т по л о зе , — м астер , что н а зы в а е т с я , от Бога . К ч е с т и р у к о в о д и т ел ей р а й о н н ы х с л у ж б , он и не т о л ь к о р а с щ е д р и л й с ь н а п р е с т и ж н ы й о с о б н я к , не т о л ь к о пом о гли с ремонтом , но и « з а в е р ш и л и ц и к л » , вы д ели в средства н а т ехн о л о ги ч ес к о е оборудование — м у ф е л ь н ы е п е ч и о б ж и г а , р езьбовы е с т ан к и и прочее, в к лю ч а я м ебель . Х о тя , к о н ечно , проблем ещ е х в а т а е т . С т е м и ж е к р а с к а м и , н и т к а м и , м а т е р и а л о м д л я л о ск у тн о го ш и т ь я . Кто бы подумал — глину , и ту п р и х оди т ся во зи ть и з соседнего Л е в -Т о л с т о в с к о г о р а й о н а , своя не тя н е т по кач еству . П о к а л иш ь м еч таю т м аст е р а о ш вейной м аш и н к е . Сегодня в Доме ремесел 60 к р уж к о в ц е в , собранны х с помощ ью м естны х ш ко л и р ек л ам ы . З а н я т и я еж ед н ев ны е , ц и к л учебы строго по врем ени не о гр анич ен . К а к з ам е ти л а С в етл ан а М и х ай лов а , все за ви си т от ж е л а н и я и способностей р еб я т . Одни н а ходу сх в а ты в аю т , други е в т я ги в аю т с я в дело пом едленнее . В д о к а з а т е л ь ство со слалась н а очень вос п р и им чи вы х Ольгу И но зем ц еву , Г алину М орозову , Со фью Зуб ар еву , ко торы е уж е п р о ш л и « к а р а н д а ш н ы й к у р с » и л о в к о о р у д у ю т ки стью . Ч т о ж е б о л ьш е в л е ч е т м о л о д е ж ь ? О к а з ы в а е т с я , х о хлом ская роспись, л о ску т ное ш и тье и ручное тк а ч е с тво . Н аверное , потому , что о сваиваю т все это будущ ие н евесты , а им больш е с р у ки «интеллигентны е* профес с и и д л я с е м ь и и д о м а . К р у ж к о в ц ы у с п е л и з а я в и т ь о себе у ч а с т и ем в р ай о н ны х я р м а р к а х , в ы с т ав к ах , п р а здн и к ах н ар о дного творчества . А к а к ж е и н ици аторы челобитной? И они не оби ж ены . Д л я постоянно д е й с т в у ю щ е й в ы с т а в к и и х тво р ч е с тв а вы д ел ены дв а больших зала . П равда, слу ч ает ся и вр ем енн ая «сме н а декор аций» . Т ак , н едав но в Доме ремесел дем он стрировались м у зейны е э к спон аты , посвящ енны е пи- с а т е лю - з е м л я к у Е в ген ию З а м я т и н у , а с е й ч а с оба з а л а з а н я ты р аб о там и из фондов областной к а р т и н ной галереи . В общ ем , всем в этом старинном особняке н ах о ди т ся место —• и н ач и н аю щ им ученикам , и опы тным проф ессионалам . Е в ген и й К А РП У Х И Н , соб . к о р р . «Л и п ец ко й г а з е ты » . ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. . . И з п и с ь м а в р е д а к ц и ю 26-27 ноября в Л ип ецком государст венном педаго гическом инст ит ут е состоится конф еренция учит е лей региона . Она связана с усложнением и обострени ем проблем педагогики в связи с переходом на м но го у ровневую сист ему высшего педагогического образова ни я . и д е я ее принадлеж ит зам ечат ельном у уч еном у Олегу К азанском у . Он на ч а л ее подготовку уже тяже ло больным . Сорок дней назад его не стало . Начатое завершают ко л ле ги , д р у зь я , уч еники Олега А н ат о л ь евича ... Конференцию они посвящают его п ам ят и . И з в о с п о м и н а н и й д р у з е й и к о л л е г Вокруг Олега всегда была вы сочайш ая к он ц ен тр аци я умны х и кр асивы х людей . Он при тягивал их , к а к м аг нитом . А точнее — он был катализатором их саморас к ры ти я , создавая ситуации , в которых человек не мог не с п р а в и т ь с я со с л ож н ы м и проблемами , х о тя р аньш е , скорее всего, и не задумы вался о них . Люди ш ли на его л екц и и , оргдеятельны е и г р ы , з а с е д а н и я к л у б о в , вклю чались в любые затева емые им дела , потому что там их ж д ал успех. Рядом с ним «все получалось». Хо чется , чтобы получилась и з а д ум ан н а я им к о нф ер е н ция . Чтобы она прошла та к , к а к если бы он был еще с нами . В. ШАБАРШИН , д о ц е н т к а ф е д р ы х и м и и , к а н д и д а т х и м и ч е с к и х н а у к . О лег Анатольевич обла дал даром деятельной люб ви. Она откры вала лучш ее в человеке и давала ощущение надежности, защищенности, уверенности в себе. Он не прощал одного: невнимания и равнодушия к другим . О. ГРЕЗНЕВА , к а н д и д а т п е д а г о г и ч е с к и х н а у к , с т а р ш и й п р е п о д а в а т е л ь М е ж в у з о в с к о г о ц е н т р а п о п р о б л е м а м в а л е о л о г и ч е с к о г о о б р а з о в а н и я . Г оворят , он сгор ел , не сберег себя . Но он не мог иначе! Он не мог « экон о мить* . Он торопился , очень торопился успеть сд ел а ть , сказать , отдать. Тем более, ему было что о тд а т ь . Его п е д а г о г и к а и м е л а особый нравственный стерж ень — любовь. П оследняя его к н и га так и названа : «Педаго ги ка к а к любовь». Это к а к завещ ание нам , ж ивущ им . Т. ХОРО ШИЛОВА , п р еп од ав а т ел ь л аб о р ато ри и творческой п ед аго ги ки ЛГПИ . И з п и с ь м а О . К а з а н с к о м у е г о д р у з е й и з А н гл и и После прочтения ваш ей кни ги создается целостн ая к а р т и н а тво р ч е с тв а и тех опасностей разруш ени я , к о торые ему гро зят . Но , вне всякого сомнения , любовь и творчество сильнее , чем зло и разруш ение. И дея мира и с п о к о й с т в и я о сн о в ан а н а любви ко всем и п р и я ти и всего. К ак редко находиш ь таки е мысли , к а к и е есть в ваш ей книге! Д ер ек , Тин а и все н аш и др у з ья «ЛГ» а д м и н и с т р а ц и и и к о л л е к т и в а Л и п е ц к о г о п е д а г о г и ч е с к о г о и н с т и т у т а Олег Анатольевич работал в ЛГПИ около 20 лет. А до этого — вож аты й , учитель директор ш колы . Последние годы он был проректором по н ау чной р або те , руководи л лабораторией творческой п е да гогики . Мы хотим подчер кнуть это снова: творческой . Н и какой иной педагогики он не при зн авал . Об этом он пи сал в своих кни гах «Культу р а человеческого общ ения» , «П едагогика общ ения» , «Ос новы педагогической деятель ности» , «Игра в самих себя», «П ед а г о г и к а к а к лю бов ь» . Это он ст арался привить сту дентам , аспирантам , которые сегодня с гордостью говорят о себе к а к о «школе К а зан ского». Он был остановлен на пол пути , на полувздохе, на по роге новых дел. В июне этого года Олегу Анатольевичу при своено звание профессора. Но он не успел об этом узнать . В конце ноября должна была со стояться н аучн ая конферен ция , которую он увлеченно го т о в и л . В п ер еди — з ащ и т а д и с с е р т а ц и й его у ч е н и к о в , вдохновленны х его идеям и , его пониманием миссии рус ского педагога ... Олега А натольевича нет. Но продолжение начатого им сл е д у е т . И з а д у м а н н а я им к о н ф е р е н ц и я со с то и т с я . И кни ги его читаю тся, обсужда ю тся , помогают будущим пе д а го гам с т а т ь н а с т о ящ и м и проф ессион ал ам и и н ас то я щ и м и лю д ьм и . И у ч е н и к и его, наследуя учителю , слу ж а т Детству , служ ат Россий ской ш коле , служ ат Россрш... Безопасность движения Езда в тумане: дальний свет изОавит ввдителя пт невриятннстей Осень. Для водителя она обычно связана с мокрыми от обильных дождей дорогами, с первыми заморозками и голо ледом, с ночными и еще более частыми в это время дневными туманами. О том, как повысить без опасность движения; в услови ях недостаточной видимости дневного тумана, и пойдет раз говор. В дневном тумане, к сожа лению, противотуманные'фары, как и любые другие,' поло'жёния не спасают, так как просто не в состоянии высветить дорогу и объекты на ней лучше солнеч ного и вообще естественного света. Многие водители уже по няли это. Однако не все сдела ли правильный вывод. По на блюдениям ГАИ, например, ког да метеорологическая даль ность видимости снижается днем до 300-400 метров и ме нее, приблизительно 70 про центов водителей включают на автомобилях лишь подфарники, 20 — ближний свет фар, 5 про центов — дальний, а остальные вообще считают, что включать осветительные приборы не обя зательно. Между тем экспери менты показали, что в тумане средней плотности, когда авто мобиль темного цвета пример но с расстояния 100 метров уже просматривается, его передние габаритные огни совсем не вид ны. Следовательно, большинст во водителей напрасно расходу ют энергию, полагая, что могут безопасно двигаться в тумане с включенными подфарниками. В несколько лучшем положе нии находятся те, кто включает- в это время противотуманные фары или ближний свет, так как они видны срасстояния 120-130 метров, когда контуры сам о го . автомобиля еще неразличимы... Однако, как показывает практи ка, наиболее безопасно в этой ситуации двигаться с дальним светом. Он заметен уже с 200 метров и не опасен для ослеп ления. Благодаря сравнительно высокой естественной освещен ности дороги и ослабляющему действию тумана вероятность этого исключена. Именно даль ний свет фар в плотных туманах помогает предотвратить стол кновение со встречными тран спортными средствами. Как ви дите, в этом случае на автомо биле не обязательны дополни тельные осветительные прибо ры, а следует лишь рациональ но использовать стандартные, пусть только как сигнальные огни спереди. Статистика свидетельствует о том, что две трети дорожных происшествий в туманах — это наезды на автомобили, движу щиеся в попутном направлении. Порой такие аварии носят ха рактер цепной реакции с учас тием нескольких машин — в ос новном и з -за недостаточной эффективности в дневных тума- ■■нах стандартной световой сиг нализации. Поэтому наш совет - тем, кому часто приходится ез- ,,дить в, таких условиях: обору дуйте свой автомобиль специ альными противотуманными за дними фонарями. Они не менее важны, чем передние противо туманные фары, и в первую оче редь днем, когда интенсивность движения в п я ть -сем ь раз выше, чем в темное время су ток. По силе света противоту манные задние фонари превос ходят габаритные огни автомо биля в десятки раз. Цвет у них красный, а размеры светящей ся поверхности не превышают 140 кв. см. С такими светотех ническими и спектральными ха рактеристиками в дневном ту мане движение на автомобиле более безопасно. Г . Ф У Р С О В , с т .и н с п е 1 стор УГАИ У В Д о б л а с ти , к а п и т а н м и л и ц и и . Тайм -аут СПАРТАКИ АДА ДОПРИ ЗЫВНИКОВ К о м а н д а Л е в -Т о л с т о в ского района явл я е тся тр ех к р а т н ы м победи тел ем об л а с т н о й с п а р т а к и а д ы д о п р и з ы в н о й м о л о д е ж и и у ч а с т н и ц е й р о с с и й с к о г о ф е с т и в а л я 1 9 9 6 г о д а в Б р я н с к е . П р е п о д а в а т е л и ш ко л и ПУ № 15 п о стоян но ведут работу по подготов к е р еб ят к служ бе в Воору ж е н ны х Силах России . И недавно в райц ен тр е прош ли очередные соревно в ан и я допризывной молоде ж и . В п ер в о й г р у п п е не было р ав ны х Л ев-Толстов- ской средней ш коле , ком ан д а к о то р ой з а н я л а п ервы е м е с т а по всем в и д ам п р о г р а м м ы . С р е д и с е л ь с к и х ш к о л п о б е д и т ел ям и с т ал и у ч ащ и е с я З о л о т уш и н с к о й ш к о лы . В л и ч н ом п ер в ен с тв е в стрельбе и з п н евм а тической вин товки л у чш и й результат , 48 очков и з 50 во зм ож ны х , у Д ан и л а О сипова (Золо ту ш и н с к а я ш ко л а ) . В под т я ги в а н и и н а п ер е кл ади н е л у ч ш им и бы ли у ч ащ и ес я Лев- Толстовской средней ш ко лы А н т о н Б о д р я г и н и Б о р и с У т ки н . Экология и мы о т Л И КБ Е З А ОР ОВОИ П РИ РО К а к у ж е с о о б щ а л а « Л Г » , в н а ш е м г о р о д е п р о ш л а п е р в а я р е г и о н а л ь н а я н а у ч н о - т е х н и ч е с к а я к о н ф е р е н ц и я э к о л о г о в Ц е н т р а л ь н о г о Ч е р н о з е м ь я . М ы п о п р о с и л и Ю р и я Ф и л о н е н к о — д о к т о р а т е х н и ч е с к и х н а у к , р е к т о р а г у м а н и т а р н о э к о л о г и ч е с к о г о и н с т и т у т а , о д н о г о и з и н и ц и а т о р о в п р о в е д е н и я в с т р е ч и у ч е н ы х , п р о к о м м е н т и р о в а т ь и т о г и е е р а б о т ы , п о д е л и т ь с я с в о и м и в п е ч а т л е н и я м и . Мы н а ч а л и , н ак о н ец -то , к о н ц ен т р и р о в а т ь си лы в о к р у г г л а вн о й пробл емы совр ем енно с ти — э к о л о г и ч е с к о й б е зо п а сн о с т и с ущ е с т в о в а н и я ч е л о в е к а . В п ер вы е см о гл и н е в м и н и с т е р с к и х и адм и н и с т р а ти в н ы х к о р и д о р а х , а в п р и вы ч н о й , н ау чной среде в с т р е т и т ь с я , о бм е н я т ь с я и д е ям и , опы том , р а з р а б о т к ам и по о бо зн ач енной пробл ем е . Д л я нас это в аж н о и в о р г а н и з а ц и о н н ом , и тв орческом п л а н а х , т а к к а к п о зв о л я е т к р еш ен ию зад ач подходи ть ком - п л е к сн о , в сесторонн е , д ей ствовать эфф екти вн ее . Е сл и ж е го во ри ть о п р ев али р ующ и х тем ах д о к л а д о в , то сл еду е т п одч ер кн у ть и х н апр авл енно с ть н а эк о л о ги ч ес ко е обр а зовани е и пр о св ещ ени е к а к а к т у а л ь н о е тр ебов ани е вр ем ени . Обучение природо о х р ан ны м д и с ц и п л и н ам — это се годн я то н а п р а в л ени е , н а котором м ож ем сделать больш е всего. Ведь н аш е й бедной с т р ан е с р ас т ер зан н о й эк он ом и к ой п о к а не по к а р м а н у вн едр ени е эк о л о ги ч е с ки ч и с ты х т е х н о л о ги й . Они требую т о гр ом ны х к а п и т а л ь ны х в л ож е н и й . Вот мы и ст авим перед собой р е а л ь ную з а д а ч у ф о рм и р о в ан и я у н ас ел ен и я эк о ло ги ч ес к о го м и р о в о з зр е н и я . И здесь им еем п ервы е с к р ом ны е у сп ехи . П р еж д е всего доби ли сь п р еп о д а в ан и я соо твет с т в ую щ и х д и с ц и п л и н в и н с т и т у т а х и о б у ч ен и и ш к о л ь н и к о в . В ди п л ом ны х п р о ек т а х об я зат ел ьно р а з р а б а ты в а е т с я эк о л о ги ч е с ки й р а зд ел — н ад еем ся во сп и тать новое , отв етственное за природу , п о к о л е ние . Н ам е т и л с я поворот к п ри родоохр анным пробл е м ам и у пр ои звод ственников . Когда -то они т р а ти л и всего тр и проц ен т а прибы ли н а эк о л о ги ч е с ки е м е р о п р и я т и я (дл я сп р а вки : во всем м ир е — сем н ад ц а т ь ) , а се годн я уж е отдельны е р ен т аб ел ьны е п р ед п р и я т и я в к л ады в аю т в эти про гр аммы до дв ад ц а ти процентов . Конечно , это тол ько н ач ало , но бо л ьш и н с т ву стало пон ятно : вредное прои зводство к а л е ч и т один аково м лад ен ц а и с т ар и к а , рабочего и г ен е р ал ь ного ди р е к то р а . Это пример изм еняющ егося со зн ания н а м асш таб ном , р егион альном уровне . Но обр азовани е не м е нее в аж н о и н а бы товом . Вот простой прим ер . С кол ь к о тв ердим : н е л ь з я сж и г а т ь л и с т ь я в к о с т р а х . А почем у н е л ь з я — объ я сн я ем м ало . А н адо , чтобы к аж д ы й ч ел о в ек зн а л , что при и х сж и г а н и и обр а зу е т с я ди о к син — о тр а вл яющ ее вещ ество , вы зы в аю щ ее ц елы й бук е т оп асны х забо л ев ан и й , в том чи сл е и о н ко ло гич ески е . Д р у г о й с л у ч а й . 'У си л енно р е к л а м и р у ю т с я и проп агандирую тся бы товы е ф и л ь т ры д л я о чи с тки воды . Д а , приспособления нуж ны е . Н о полезны они при грамотном пол ь зо в ан и и : если в ф и л ь т р е к а к ак ти в н о е вещ ество и сп о л ь зую т с я у гл ер оды , то в к о н т а к т е с водой , сод ерж ащ ей х л о р (а в Л и п е ц к е в с я вода х л о р и р о в а н н а я ) , о п я т ь обр а зу е тся д и о к син . Ч тобы со зда ть эк о л о ги ч е с ки образованное об щ ество , н уж ны бол ьш и е тео р е ти ч ес ки е и ссл ед о в а н и я , со здание н а и х базе соо твет ствующ их учеб н и к о в , пр о гр ам м , п р а к т и ч е с к и х пособий , что , в свою очередь , требует о б ъ еди н ен и я н ау ч ны х си л р егион а . Этой объ еди н и т ел ьн ой ц ел и н аш а к о нф е р ен ц и я до сти гла , поэтому она п л ан и р у е т ся к а к пос тоянно дей с т вующ ая , про води ть ся будет в р а зны х городах . С ледующ ая состои тся в Воронеж е . З а п и с а л А л е к с а н д р П РИ Д ЬМ А . В «ТРУДЕ» СЧИ ТАЮ Т , ЧТО Л И П Е Ц К У П О Р А В С У П Е Р Л И Г У Интерес к л и п ец к ом у хоккею проснулся вдруг у столичных изданий. Недав но в еженедельнике «Хок кей* было опубликовано ин тервью с главным тренером ХК «Липецк* Н . Соловь евым; готовится материал о нашей команде и в «Труде». В конце октября в Липецке побывал корреспондент этой газеты Анатолий Ше лухин. За несколько дней, прове денных в нашем городе, он встретился с руководителя ми ХК «Липецк» и облас тного управления по физи ческой культуре и спорту. А своими выводами о перспек тивах хоккейного клуба по делился в беседе с коллегой из «ЛГ»: — Если говорить о состо янии хоккейного дела в Ли пецке, то бросается в глаза низкий уровень тренировоч ного быта команды (речь о допотопной ледовой арене, неую тных р а з д е в ал к ах и тренерской комнате) и од новременно заинтересован ность высоких чинов в под нятии вашего хоккея на но вую ступень. Так что, все вышеперечисленные пробле мы вполне разрешимы. А вот сама игра коман ды оставляет только прият ное впечатление. Е^динствен- ное, мне кажется, не меша ло бы немного укрепить обо рону. В целом, думаю, ХК «Липецк* по силам уже в нынешнем сезоне завоевать путевку в Суперлигу. С этим мнением я приехал в ваш город, с этим и уезжаю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz