Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

17 ноя б ря 1995 г. ЛГ" - б (Продолж ен и е. Н ача ло н а 5-й стр.) Р а зд ел Ш . Р а цион а л ьное и с пол ьзов а ни е и охр а н а н едр Статья 27. Осно вн ые требо в ан ия по р ац ион а л ьному испол ьзо­ в ан ию и о хране недр Осно вн ым и требо в ан иями по р ац ион альному использованию и О/ .рапе недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка пред­ оставления недр в пользование и недопущение самовольного поль­ зования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационально­ го комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обес­ печивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, исполь­ зуемых в .це ля х , не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов ос­ новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и по­ путных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и остав . ля емых в н едрах за па­ сов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество по­ лезных ископаемых и промыщленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; ■8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, свя­ занных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вреддых веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9 ) соблюдение установленного порядка консервации и ликвида­ ции предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных со­ оружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка исполь­ зования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение накопления промышленных, бытовых отхо­ дов и других загрязняющих отходов на площадях водосбора и в мес­ тах залегания подземных вод, используемыхдля питьевого и промыш­ ленного водоснабжения . • В с луч ае нарушен ия требо ваний настоящей статьи право пользо­ вания недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра­ щено специально на то уполномоченными государственными орга­ нами в соответствии с законодате .тьст вом . Статья 28. Гео лого- э кономическая оценка месторождений по­ лезных ископаемых Для определения промышленной ценности месторождений по­ лезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке за­ пасов полезных ископаемых на государственный баланс осуществля­ ется геолого-экономическая оценка месторождений на основе крите­ риев и требований, устанавливаемых органом управления государ­ ственным фондом недр . Статья 29. Порядо к разработки месторождений полезных ис­ копаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добы­ чей полезньрс ископаемых Разработк а ме с торож дений полезн ых и с копаем ых и п ользование недрами в целях, не св яз анн ых с д о б ычей п олезн ых и с копаем ых, о с у­ ще с тв ля ют ся в соответствии с утверж денными техническими проек ­ тами. Статья'ЗО . Пер вичн ая п ереработ ка минерального сырья поль­ зователями недр Пользователи недр, осуществляющие первичнуюпереработку по­ лучаемого, ими из недр минера .чьного сырья , обязаны обеспечить: 1) строгое соблюдение технологических схем переработки мине­ рального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексноедавле- чение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на раз .ч ичн ых стад ия х п ерера­ бот ки и степени их извлечения из минерального сырья; 2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава мине­ рального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; 3) наиболее полное использование продуктов и отходов перера­ ботки (шдам^ов, пььчей, сточных вод идругих); ск . л ад иров ан и е , учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов произ­ водства, содержащих полезные компоненты . Статья 31. Осно вн ые требо в ан ия по б езо п асному в еден^ |р , р а- , бот, связаннвк с пользовашнпи недрами Строительство и эксплуатация предприятий по добыче подеэыых ■ ископаемых, подземных сооружений различного назначения,'прове­ дение геологического изучения недр допускаются только при обес­ печении безопасности жизни и здоровья работников этих предпри­ ятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами . Органы государст в енной вл аст и , пользователинедр обязань! обес­ печить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному веде­ нию работ, связанных с пользованием недрами . ' Органы государст в енного горного надзора в пр еде л ах с во ей ком­ петенции обеспечивают государственное нормативное ретулирова- ние вопросов безопасности работ, связанных с пользованием Тйедра- ми, а также выполняют контрольные функции . Н е поср едст в енную от в етст в енность за обес п ечен и е без оп аснь к ус­ ловий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководите­ ли предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия ра­ боты в соответствии с предоставленной им лицензией или привлека­ ются для выполнения работ по договору . , Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются: ч,; ^ 1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами—лиц, имеющих соответствующее специальное образование; 2) обеспечение . ли ц , занятых на горных и буровых работа?^^ спе­ циальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной за­ щиты; I, . 3) прим енен и е маш ин , оборудования и материалов, соответству­ ющих требованиям правил безопасности и санитарным нормам; 4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взры­ вания, их надлежащий учет, хранение и расходование; '' 5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологи­ ческого цикла работ и.прогнозирования опасных ситуаций, своевре­ менное определение и нанесение.на планы горных работ опасных зон; 6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосфе­ ры, содержанием в ней кислорода, вредных и взрьшоопасных газов и пылей; 7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не со­ ответствуют, трей)ваниям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил; 8) осуществление специальныхмероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, по­ лезных ископаемых и пород, а также горных ударов; 9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработ­ ках; 10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих ох­ рану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользо­ ванием недрами, и населения в зоне влияния указанныхработ от вред­ ного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникнове­ нии аварийных ситуаций. Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользова­ нии недрами, проводятся на основании лицензий на соответствую­ щий вид деятельности. Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений — профессиональными службами по пред­ упреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами. Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с поль­ зованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью ра­ ботников этих предприятий обязаны немедленно приостановить ра­ боты и обеспечить транспортировку людей в безопасное место. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующихпредприятий обязанынезамедлитель­ но информировать об этом соответствующие органы государствен­ ной власти и органы местного самоуправления. Статья 32. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых Проектирование и строительство населенных пунктов, промыш­ ленных и сельскохозяйственных комплексов, инженерных сооруже­ ний (дороги, трассы водо-нефтепроводов) и других хозяйственных объектов, сооружений соцкультбыта разрешается только после по­ лучения от управления геологии и использования недр заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предсто­ ящей застройки или о расположении участка за пределами зоны са­ нитарной охраны водозаборов. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, также раз­ мещение сооружений в водоохранных зонах допускается только с сог.тасия владельца лицензии на недропользование, управления гео- ло.дщ и использования недр, органов государственного надзора при обязательном 'V'словии обеспечения возможности добычи полезных ископаемых или подземных вод, или доказанной экономической це­ лесообразности застройки. Самовольная застройка п.чощадей залегания полезных ископае­ мых, водоохранных зон прекращается распоряжением администра- щш об.тасги без возмещения произведенных затрат, затрат по рекуль­ тивации территории, сносу сооружений и демонтажу возведенных обьек гоп. ' I ' .. > 1 ьзпкяния площадей залегания О Н Е Д Р А Х № 2 2 5 ( 1 0 3 9 ) полезных и с коп а емых Земельные участки, необходимые для проведения работ, связан­ ных сгеологическимизучением ииспользованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмеще­ нием собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении таких земельных участков принимается органами исполнительной власти области. С татья 34. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные со­ оружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользова­ тель недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации пред­ приятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважиныдолжны быть приведеныв состояние, обеспечивающее без­ опасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей приро­ дной среды; зданий и сооружений, а при консервации — также со­ хранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все юемя консервации. ,При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не свя­ занного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшей­ дерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Л и квидация и консервация предприятия по добыче полезных ис­ копаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей по­ лезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицен­ зию, и органом государственного горного надзора . Конс ер в ац ия и ли квидация горных выработок и иных сооруже­ ний, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий — пользователей недр . Статья 35. Геологическая информация о недрах Информац ия о г ео логич ес ком строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных ка­ чествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отче­ тах, картах и иных материалах, может находиться в государственной сдбственности или в собственности пользователя недр . Гео логич ес- кая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собствен­ ностью и представляется пользователем недр по установленной фор­ ме в федеральный и областной фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию . Порядо к и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российс кой Федерации . Гео логич ес кая и иная информация о недрах, полученная пользо­ вателем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установ­ ленной форме в федеральный и областной фонды геологической ин­ формации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях . Должнос тные ли ца федера л ьного и обл астного фондо в в г ео ло­ гич ес кой информации обязаны обеспечитьконфиденциальность пред­ ставляемой им информации, а также несут материальную, админис­ тративную или уголовную ответственность за ее несанкционирован­ ное разглашение . П раво собственности на геологическую и иную информацию о недрах отаняется в порядке, установленном законодателыггвом Рос­ сийс кой Федерации для других объектов собственности . Ис полни те л ь им еет пр а во испол ьзо в ать получ енную в р езу л ьта­ те пров еден ия работ гео логич ес кую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предус­ мотрено договором . Статья 36. Государственный учет и государственная регистра­ ция Государст в енному учету и в ключению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, представленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей . Учету подл ежат та кже лицензии на поль­ зование недрами . , .' Государст в енный учет и в еден и е государст в енного реестра осу­ щест вля ется по ед иной сис теме в поряд ке, устанавливаемом Рос ком- недра . : Н а об л астной орган у пр а вл ен ия фондом н едр во з л агается про­ смо тр матер и а лов и и х сог л асо в ан и е в це ля х рац ион ального исполь­ зования средств, исключая нерациональные Затраты и дублирующие работы . )‘Г'‘;?/Стй‘№ , Ц. 37. Государст в енная Э 1 №ф№рт и за за п асэ вдюд езных ис- В-це ля х создан ия условий для р ац ион ального комплексного ис­ пользования неДр, определения платы за пользование недрами, гра­ ниц участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полез­ ныхископаемыхразведанных месторождений подлежатгосударствен­ ной экспертизе . Предоста вл ен и е недр в пол ьзо в ан и е д ля доб ыч и пол езных ис ко­ паемых разрешается только после проведения государственной эк­ спертизы их запасов . За ключение тосударственной экспертизы о промышленной зна­ чимости разведанных запасов полезных ископаемых является осно­ ванием для их постановки на государственный учет . Государст в енная э кспертиза может проводиться на любой ста­ дии геологического изучения месторождения при условии, если пред­ ставляемые на государственную экспертизу геологические материа­ лы позволяют дать объективную оценку количества и качества запа­ сов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, гор­ но-технических, гидро-геологических, экологических и других усло­ вий их добычи . Государст в енной э кспертизе подлежит также геологическая ин­ формация об участках недр, пригодных для строительства Иэксплуа­ тации подземных сооружений, не связанных сразработкой месторож­ дений полезных ископаемых . Предоста вл ен и е та ких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации . Государст в енная э кспертиза запасов полезных ископаемых, гео­ логической, экономической и экологической информации о предос­ тавляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российс кой Федера-, ции и области в порядке, установленном Правительством Российс­ кой Федерации . Статья 38. Государственный кадастр месторождений и прояв­ лений полезных ископаемых Государст в енный кадастр месторождений ипроявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и областных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезньк ископаемых, рационально­ го размещения предприятий по их добыче, а также в других народно­ хозяйственных целях . Государст в енный кадастр месторождений ипроявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторож­ дению, характеризующие количество и качество основных и совмес­ тно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-эко­ номическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых . Гео логич ес кимуправлениемведется областной кадастр месторож­ дений и проявлений полезных ископаемых по форме, установленной для государственного кадастра, а также составляется и пополняется регистрационная карта масштаба 1:2(Ю{Ю0месторождений полезных ископаемых Л ип ец кой области . Статья 39. Государственный баланс запасов полезных ископа­ емых С це л ью учета состоян ия мин ера л ьно-сырье вой б азы в едется го­ сударст в енный ба л анс за п асо в пол езных ис копаемых . Он до лж ен со­ держать с в еден ия о количестве, качестве и степени изученности запа­ сов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имею­ щим промышленное значение, об ихразмещении, о степени промыш­ ленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышлен­ ности разведанными запасами полезных ископаемых на основе клас­ сификации запасов полезных ископаемых, которая утв^ждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российс кой Федерацию Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государ­ ственным фондом недр по согласованию с органами государствен­ ного горного надзора . Статья 40. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых Государст в енный кадастр месторождений ипроявлений полезных ископаемых игосударственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государ­ ственным фондом недр на основе геологической информации, пред­ ставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изуче­ ние недр, в федеральный и областной фонды геологической инфор­ мации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе госу­ дарственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российс кой Федерации . Статья 41. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность Ред кие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляю­ щие особую научную или культурную ценность, могут быть объяв­ лены в установленном порядке геологическими заповедниками, за­ казниками либо памятниками природы или культуры . Вся кая дея­ тельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказ­ ников и памятников, запрещается . В с луч ае обнаружен ия при пол ьзо в ан ии н едрам и р ед ких геологи­ ческих и минералогических образований, метеоритов, палеонтоло­ гических, археологических и других объектов, представляющих ин­ терес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приоста­ новить работы на соответствующем участке и сообщить об этом ор­ ганам, представившим лицензию . Статья 42. Вознаграждения за выявление месторождения по­ лезного ископаемого Л и ца , выявившие признаки месторождения полезного ископае­ мого, редкого геологического обнажения, минералогического, пале­ онтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в органе управле­ ния государственным фондом недр . Пр и под т в ержден ии орг аном у пр а вл ен ия госуд арст в енным фон­ дом недр ценност и у казанных участков недр лицам, их зарегистри­ ровавшим, выплачивается поощрительноеденежное вознаграждение . Л и ца , открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение, а также выявившие до­ полнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличиваю­ щие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение . Порядо к выплаты иразмеры поощрительного и государственно­ го денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Рос­ сийс кой Федерации или постановлением администрации Л ип ец кой области . Поощр и те л ьные и госуд арст в енные во знагражден ия в ы пл ач ив а­ ются за счет средст в н а воспрои з водс т во мин ера л ьно-сырье вой б азы в пр еде л ах не бо л ее 1 ,5%от годового бюджетного фонда в соответст­ вии со статьей 54 настоящего Закона . Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования Статья 43. Задачи государственного регулирования отнощений недропользования Осно вной ' задачей государст в енного регу лиров ан ия о тношен ий н едро пол ьзо в ан ия явля ется обес п ечен и е воспрои з водс т в а м ин ера л ь­ но-сырье вой б азы , ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений . Государст в енное регу лиров ан и е отношен ий н едро пол ьзо в ан ия осу щест вля ется поср едст вом упр а вл ен ия , лицензирования, учета и контроля . В задач и госуд арст в енного регу лиров ан ия в ходят: о пр еде л ен и е объемо в доб ыч и основн ых видов пол езных ис копа­ емых на текущий период и на перспективу в целом; обеспечение развития минерально-сырьевой базьГи подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установлениеквот на поставкудобываемого минерального сырья; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; установление стандартов (норм,правил) в области геологическо­ го изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения ра­ бот, связанных с пользованием недрами, а также рационального ис­ пользования и охраны недр . Статья 44. Государственное управление отношениями недро­ пользования Государст в енное у пр а вл ен и е отношен иями недр опо льзования осуществляется органами исполнительной власти о&гасти, а также органом управления государственным фондом недр и органами го­ сударственного горного надзора . Федера л ьный орган у пр а вл ен ия госуд арст в енным фондом недр создает с вои терр и тор и а л ьные подр азде л ен ия по согл асо в ан ию с ор­ г анам и вл аст и обл аст и . . Федера л ьный орган у пр а вл ен ия госуд арст в енным фондом недр и « Л ип ец кгеолуправление» не могут выполнять функции управления хозяйственнойдеятельностьюпредприятий, осуществляющихразвед­ ку и разработку .месторожден ий пол езных ис копаемых либо строи­ тельство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с до­ бычей полезных ископаемых . Статья 45. Государственное геолопиеское изучение недр В об л аст и осу щест вля ется гео логич ес кое изучение недр, в задачи которого входит: поиски и оценка месторождений полезных ископа­ емых в соответствии с государственными программами, наблюдение за состоянием недр и прогнозирование происходящих в них процес­ сов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально- сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изу­ чением недр . Орган и зац ия госуд арст в енного гео логич ес кого изучения недрвоз­ лагается на федеральный орган управления государственным фон­ дом недр и его территориальное подразделение " Л ип ец кгеолуправ­ ление" . Статья 46. Государственный контроль за геологическим изу­ чением, рациональным использованием и охраной недр Задачей государст в енного контроля за геологическим изучени­ ем, рациональным использованием и охраной недр является обеспе­ чение соблюдеИия:^сежи;9 .б Д ьзодате лямин едр устано вл енного поряд- го и зучен ия , использования и охраны недр, правил ведения государ­ ственного учета и отчетности . Государст в енный контроль за геологическим изучением, рацио­ нальным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля, органами государствен­ ного надзора и органами охраны окружающей среды и природных ресурсов . По лномочия орг ано в госуд арст в енного гео логич ес кого контро­ ля, прав'а, обязанности и порядок их работы определяются положе­ нием, утверждаемым Правительством Российс кой Федерации . Статья 47. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами Задачей государст в енного надзора за безо п асным в еден и ем ра­ бот , связанных спользованием недрами, является обеспечение соблю­ дения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр . Государст в енный надзор за безо п асным в еден и ем работ , связан‘ ных с пользованием недрами, возлагается на органы государствен­ ного горного надзора . Органы государст в енного горного надзора осущест вляю т с вою д еяте л ьность во в за имод ейст вии с орг анам и го­ суд арст в енного гео логич ес кого контроля, природоохранным и ины­ ми контрольными органами, профессиональными союзами . По лномочия орг ано в госуд арст в енного горного надзора , права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утвер­ ждаемым Правительством Российс кой Федерации . Раздел V. Плата при пользовании недрами Статья 48. Система платежей при пользовании недрами По л ьзо в ан и е недрам и явля ется пл атным , за исключением случа­ ев, предусмотренных статьей 49 настоящего Закона . Пр и пол ьзо в ан ии н едрам и прои з водя тся с л едующ и е вид ы пл ате- 1) сбор за участ и е в конкурсе (аукционе), 2) сбор за вьщачу лицензий, 3) платежи за пользование недрами, 4) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, 5) акцизы . Кром е то го, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и про­ изводятдругие платежи, предусмотренные законодательством, вклю­ чая плату за землю, а также плату за геологическую информацию о недрах . По л ьзо в ате ли н едр могут получ ать с кидку с платежей за ис­ тощение недр в соответствии со статьей 57 настоящего Закона . Вз им ан и е с пол ьзо в ате ля н едр ин ых пл атежей , не предусмотрен­ ных законодательством, не допускается . Пр и за ключении договоров на условиях раздела продукции меж­ ду Российс кой Федерацией и пользователем недр предусматривается раздел добытого минерального сырья . По ус ловиям та ких догово­ ров пользователь недр может освобождаться от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российс кой Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся пользователю недр по условиям догово­ ра в качестве вознаграждения, а доход, получаемый Российс кой Фе­ дерацией от реализации своей доли продукции, распределяется меж­ ду бюджетами разных уровней . Статья 49. Освобождение от платежей при пользовании недра­ ми Ос вобожд аются от пл атежей с л едующ и е категории пользовате­ лей недр области: 1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляю­ щие в установленном порядке добычу общераспространенных по­ лезных ископаемых и подземных вод на принадлежащемим или арен­ дуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд; 2) пользователи недр, ведущиерегиональные геолого-геофизичеС- киеработы, геологическуюсъемку, другие геологические работы, на­ правленные на общее геологическое изучение недр, инженерно-гео­ логические изыскания, палеонтологические, геоэкологические иссле­ дования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, прово­ димые без существенных нарушений целостности недр; 3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 5 статьи 8 настоящего Закона . В це ля х ст имулиров ан ия осво ен ия м есторожден ий пол езных ис­ копаемых, находящихся в сложных горно-геологическихусловияхили пониженного качества, в том числе содержащих трудно извлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, ис­ пользования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобы­ вающего и связанных, с ним перерабатывающих производств, а так­ же в целях внедрения экологически безопасных технологий и техно­ логий, повышающих извлечение основных ипопутных полезных ком­ понентов, пользователи недр могут частично или полностью осво­ бождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей . Решен и е , об отсрочке принимается органа- ми; предоставившими лицензии на пользование, а об освобождении от платежей —представительными органами власти . Органы пр едста ви те л ьной вл аст и обл аст и могу т устана влив ать до полни те л ьные осно в ан ия для освобожд ен ия о тде л ьных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет . Норм ат ивн ые пр а вов ые а кты и решения органов государствен­ ной власти, создающие односторонние преимущества отдельным ка­ тегориям пользователей недр, признаются недействительными на основании настоящего Закона в установленном порядке . Статья 50. П. 1 атежи за пользование недрами С пол ьзо в ате л ей недр в з им аются пл атеж и за поис ки, разведку мес­ торождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недра­ ми в иных целях . Размеры пл атежей за пров еден и е поис ковых и разведочных ра­ бот определяются в зависимости от экономико-географических ус­ ловий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продол­ жительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска . Эт и пл атеж и в з им аются в форм е разо в ых и (или) р егу лярн ых в зносо в за ед ини цу испол ьзо в анного участ ка недр или площади . Размеры регу лярн ых в зносо в , как правило, возрастают в зависимости от продолжительности проведения работ . Размеры пл атежей за добычу пол езных ис копаемых определяют­ ся с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономичес­ ких условий освоения и разработки месторождения, степени риска . П л атеж и за добычу пол езных ис копаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи . Их размеры в ключаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полез­ ных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горныхработ, согласованны­ ми с органами государственного горного надзора . Пр и этом пл ате­ ж и за добычу пол езных ис копаемых с объемов сверхнормативных потть взимаются в двойном размере . . П л атеж и за раз в ед куполезного ископаемого В границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого по­ лезного ископаемого, не взимаются . ^П л атеж и за пол ьзо в ан и е недрам и в це ля х , не связанных с добы­ чей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуа- - тации подземных сооружений, взимаются в формеразовых взносов и (или) регулярных платежей . Размеры эт и х пл атежей о пр еде ляю тся в за висимос т и о т размера участ ка недр, предоставляемого в пользова­ ние, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании . Порядо к и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Рос­ сийс койФедерации . О кончательные размеры этих платежей устанав­ ливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами . Статья 51. Распределение платежей за пользование недрами П л атеж и за пол ьзо в ан и е недрам и пос ту п ают в ф едера л ьный бюд­ жет , бюджет области, соответствующие местные бюджеты . В местные бюджеты пос ту п ают: пл атеж и за поис ки и разведку месторождений всех полезных ис­ копаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов; платежи за пользование недрами в целях, не связанных сдобычей полезных ископаемых; часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных . Вбюджет об л аст и и в ф едера л ьный бюджет пос ту п ает часть сум­ мы пл атежей за добычу пол езных ис копаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты . . ; ^ П л атеж и задобычу уг л е водородного с ырьярас пр еде ляю тся в сл е- Я дую щем поряд ке: г ™ местный бюджет —30% . ■; бюджет об л аст и —30%* ф едера л ьный бюджет —40 %. П л атеж и за добычу друг и х пол езных ис копаемых распределяют­ ся в следующем порядке: “ местный бюджет —50% бюджет области —25 % ' 1 едеральный бюджет —25 % . ’ас пр еде л ен и е пл атежей за добычу пол езных ис копаемь .гх и з ун и­ кальных месторождений и групп месторождений федерального зна­ чения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в . ин ых пропор ц ия х. Про пор ц ии ус тана влив аются по согл ашен ию вс ех за ин тересо в анных сторон. В с порн ых с луч аях решен и е по этому во­ просу приним ает Федера л ьное Собран и е Росс ийс кой Федерации . Рас пр еде л ен и е пл атежей за добычу под земных вод ус тана влив а­ ется в соо т в етст вии с водн ым за конодательством Российс кой Феде­ рации и Л ип ец кой области . Статья 52. Формы внесения платы за пользование недрами П лата за пользование недрами может взиматься в формах: \ денежных платежей; ^ части объема добытого минерального сырья или иной продук­ ции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджет области, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в установленный фонд создаваемого горного предприятия . Форма вн есен ия упл аты устана влив ается в ли ценз ии н а пользс^В вание недрами. Недопускаются требования и принятие в качестве платы за поль­ зование недрами ра^одкти^ь ( )^;^1 других материалов: и продуктов, распфяжение которыми /соответствии с законодатель.ством Россий- .РКрйФедерации входит в исклкф)ительное ведение Российской Феде- ' рации, а также услуг военного характера и информащии, составляю­ щей государственную тайну. Не допускается требование предоставления информации, состав­ ляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами. Статья 53. Плата за геологическую информацию о недрах, по­ лученную за счет государственных средств За пользование геологической информацией о недрах, получен­ ной за счет государственных средств, может взиматься плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и поря­ док ее взимания определяются положением, утвер:«даемым Прави­ тельством Российской Федерации. Получение сведений об участке недр иным путе:м, кроме установ­ ленного указанным положением, Не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию. Положения настоящей статьи не распространяются на геологи­ ческую информацию о недрах, полученную за счет негосударствен­ ных средств. Статья 54. Отчисления на воспроизводство минерально-сырь­ евой базы Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полез­ ных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, про­ изводят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечи­ вающих необходимые затратына воспроизводспао минерально-сырь-' ' евой базы области и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Размеры отчислений на воспроизводство м:инерально-сырьевой базыустанавливаются областнымСобраниемдепутатов по представ­ лению органов исполнительной власти области:. Размеры отчислений на воспроизводство м 1 инерально-сырьевой базы определяются как установленная доля п оимости фактически добытых полезных ископаемых. Часть суммы отчислений на востоизводс.тво минерально-сырь­ евой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целе­ вого финансирования работ, предусмотреншых федеральными про­ граммами геологического изучения недр. Порядок использования отчислении на воспроизводство мине­ рально-сырьевой базы, поступающих в бюджет области, регламен­ тируется законодательством. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекательных, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при исполь­ зовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобываю­ щего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается представительными органами власти. ■Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или пол­ ностью возместившие все расходы области: на поиски и разведку со­ ответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобож­ даются от отчисленийна воспроизводство ^яинерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти области. Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырь­ евой базы в размере 0,5—1,5 процента направляется на выплату воз­ награждении за открытие и разведку месторождений полезных иско­ паемых. От4ксления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, ак­ кумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые до- ■ бывающим предприятиям, исподьзуютоя только по целевому назна­ чению, порядок их использования определяется органами исполни­ тельной власти области. Статья 55. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его учас­ тниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подго­ товку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подго­ товку, оформление и регистрацию вьщаваемои лицензии на пользо­ вание недрами. Сбор за участие вконкурсе (аукционе) ивыдачу лицензий направ­ ляется в органы, выдающие лицензиги на пользование недрами. Статья 56. Акцизы Акцизы на отдельные виды мин:ерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и эксгномико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акцизах». Статья 57. Скидка за истощение недр Скидка на истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться: пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного по­ лезного ископаемого при низкой экономической эффективности раз^ работки месторождения, объекттшно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационал ьного использования разведанных запасов; пользователю недр, осуществ;ляющему добычу полезного иско­ паемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключе­ нием случаев ухудшения качеспщ запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработ:ки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее разме­ ре принимается представительными органами власти. (Окончан.ие на 7-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz