Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
17 ноя б ря 1995 г. ЛГ" - б (Продолж ен и е. Н ача ло н а 5-й стр.) Р а зд ел Ш . Р а цион а л ьное и с пол ьзов а ни е и охр а н а н едр Статья 27. Осно вн ые требо в ан ия по р ац ион а л ьному испол ьзо в ан ию и о хране недр Осно вн ым и требо в ан иями по р ац ион альному использованию и О/ .рапе недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка пред оставления недр в пользование и недопущение самовольного поль зования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационально го комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обес печивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, исполь зуемых в .це ля х , не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов ос новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и по путных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и остав . ля емых в н едрах за па сов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество по лезных ископаемых и промыщленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; ■8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, свя занных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вреддых веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9 ) соблюдение установленного порядка консервации и ликвида ции предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных со оружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка исполь зования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение накопления промышленных, бытовых отхо дов и других загрязняющих отходов на площадях водосбора и в мес тах залегания подземных вод, используемыхдля питьевого и промыш ленного водоснабжения . • В с луч ае нарушен ия требо ваний настоящей статьи право пользо вания недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра щено специально на то уполномоченными государственными орга нами в соответствии с законодате .тьст вом . Статья 28. Гео лого- э кономическая оценка месторождений по лезных ископаемых Для определения промышленной ценности месторождений по лезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке за пасов полезных ископаемых на государственный баланс осуществля ется геолого-экономическая оценка месторождений на основе крите риев и требований, устанавливаемых органом управления государ ственным фондом недр . Статья 29. Порядо к разработки месторождений полезных ис копаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добы чей полезньрс ископаемых Разработк а ме с торож дений полезн ых и с копаем ых и п ользование недрами в целях, не св яз анн ых с д о б ычей п олезн ых и с копаем ых, о с у ще с тв ля ют ся в соответствии с утверж денными техническими проек тами. Статья'ЗО . Пер вичн ая п ереработ ка минерального сырья поль зователями недр Пользователи недр, осуществляющие первичнуюпереработку по лучаемого, ими из недр минера .чьного сырья , обязаны обеспечить: 1) строгое соблюдение технологических схем переработки мине рального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексноедавле- чение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на раз .ч ичн ых стад ия х п ерера бот ки и степени их извлечения из минерального сырья; 2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава мине рального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; 3) наиболее полное использование продуктов и отходов перера ботки (шдам^ов, пььчей, сточных вод идругих); ск . л ад иров ан и е , учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов произ водства, содержащих полезные компоненты . Статья 31. Осно вн ые требо в ан ия по б езо п асному в еден^ |р , р а- , бот, связаннвк с пользовашнпи недрами Строительство и эксплуатация предприятий по добыче подеэыых ■ ископаемых, подземных сооружений различного назначения,'прове дение геологического изучения недр допускаются только при обес печении безопасности жизни и здоровья работников этих предпри ятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами . Органы государст в енной вл аст и , пользователинедр обязань! обес печить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному веде нию работ, связанных с пользованием недрами . ' Органы государст в енного горного надзора в пр еде л ах с во ей ком петенции обеспечивают государственное нормативное ретулирова- ние вопросов безопасности работ, связанных с пользованием Тйедра- ми, а также выполняют контрольные функции . Н е поср едст в енную от в етст в енность за обес п ечен и е без оп аснь к ус ловий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководите ли предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия ра боты в соответствии с предоставленной им лицензией или привлека ются для выполнения работ по договору . , Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются: ч,; ^ 1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами—лиц, имеющих соответствующее специальное образование; 2) обеспечение . ли ц , занятых на горных и буровых работа?^^ спе циальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной за щиты; I, . 3) прим енен и е маш ин , оборудования и материалов, соответству ющих требованиям правил безопасности и санитарным нормам; 4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взры вания, их надлежащий учет, хранение и расходование; '' 5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологи ческого цикла работ и.прогнозирования опасных ситуаций, своевре менное определение и нанесение.на планы горных работ опасных зон; 6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосфе ры, содержанием в ней кислорода, вредных и взрьшоопасных газов и пылей; 7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не со ответствуют, трей)ваниям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил; 8) осуществление специальныхмероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, по лезных ископаемых и пород, а также горных ударов; 9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработ ках; 10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих ох рану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользо ванием недрами, и населения в зоне влияния указанныхработ от вред ного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникнове нии аварийных ситуаций. Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользова нии недрами, проводятся на основании лицензий на соответствую щий вид деятельности. Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений — профессиональными службами по пред упреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами. Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с поль зованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью ра ботников этих предприятий обязаны немедленно приостановить ра боты и обеспечить транспортировку людей в безопасное место. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующихпредприятий обязанынезамедлитель но информировать об этом соответствующие органы государствен ной власти и органы местного самоуправления. Статья 32. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых Проектирование и строительство населенных пунктов, промыш ленных и сельскохозяйственных комплексов, инженерных сооруже ний (дороги, трассы водо-нефтепроводов) и других хозяйственных объектов, сооружений соцкультбыта разрешается только после по лучения от управления геологии и использования недр заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предсто ящей застройки или о расположении участка за пределами зоны са нитарной охраны водозаборов. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, также раз мещение сооружений в водоохранных зонах допускается только с сог.тасия владельца лицензии на недропользование, управления гео- ло.дщ и использования недр, органов государственного надзора при обязательном 'V'словии обеспечения возможности добычи полезных ископаемых или подземных вод, или доказанной экономической це лесообразности застройки. Самовольная застройка п.чощадей залегания полезных ископае мых, водоохранных зон прекращается распоряжением администра- щш об.тасги без возмещения произведенных затрат, затрат по рекуль тивации территории, сносу сооружений и демонтажу возведенных обьек гоп. ' I ' .. > 1 ьзпкяния площадей залегания О Н Е Д Р А Х № 2 2 5 ( 1 0 3 9 ) полезных и с коп а емых Земельные участки, необходимые для проведения работ, связан ных сгеологическимизучением ииспользованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмеще нием собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении таких земельных участков принимается органами исполнительной власти области. С татья 34. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные со оружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользова тель недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации пред приятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважиныдолжны быть приведеныв состояние, обеспечивающее без опасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей приро дной среды; зданий и сооружений, а при консервации — также со хранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все юемя консервации. ,При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не свя занного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшей дерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Л и квидация и консервация предприятия по добыче полезных ис копаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей по лезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицен зию, и органом государственного горного надзора . Конс ер в ац ия и ли квидация горных выработок и иных сооруже ний, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий — пользователей недр . Статья 35. Геологическая информация о недрах Информац ия о г ео логич ес ком строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных ка чествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отче тах, картах и иных материалах, может находиться в государственной сдбственности или в собственности пользователя недр . Гео логич ес- кая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собствен ностью и представляется пользователем недр по установленной фор ме в федеральный и областной фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию . Порядо к и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российс кой Федерации . Гео логич ес кая и иная информация о недрах, полученная пользо вателем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установ ленной форме в федеральный и областной фонды геологической ин формации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях . Должнос тные ли ца федера л ьного и обл астного фондо в в г ео ло гич ес кой информации обязаны обеспечитьконфиденциальность пред ставляемой им информации, а также несут материальную, админис тративную или уголовную ответственность за ее несанкционирован ное разглашение . П раво собственности на геологическую и иную информацию о недрах отаняется в порядке, установленном законодателыггвом Рос сийс кой Федерации для других объектов собственности . Ис полни те л ь им еет пр а во испол ьзо в ать получ енную в р езу л ьта те пров еден ия работ гео логич ес кую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предус мотрено договором . Статья 36. Государственный учет и государственная регистра ция Государст в енному учету и в ключению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, представленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей . Учету подл ежат та кже лицензии на поль зование недрами . , .' Государст в енный учет и в еден и е государст в енного реестра осу щест вля ется по ед иной сис теме в поряд ке, устанавливаемом Рос ком- недра . : Н а об л астной орган у пр а вл ен ия фондом н едр во з л агается про смо тр матер и а лов и и х сог л асо в ан и е в це ля х рац ион ального исполь зования средств, исключая нерациональные Затраты и дублирующие работы . )‘Г'‘;?/Стй‘№ , Ц. 37. Государст в енная Э 1 №ф№рт и за за п асэ вдюд езных ис- В-це ля х создан ия условий для р ац ион ального комплексного ис пользования неДр, определения платы за пользование недрами, гра ниц участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полез ныхископаемыхразведанных месторождений подлежатгосударствен ной экспертизе . Предоста вл ен и е недр в пол ьзо в ан и е д ля доб ыч и пол езных ис ко паемых разрешается только после проведения государственной эк спертизы их запасов . За ключение тосударственной экспертизы о промышленной зна чимости разведанных запасов полезных ископаемых является осно ванием для их постановки на государственный учет . Государст в енная э кспертиза может проводиться на любой ста дии геологического изучения месторождения при условии, если пред ставляемые на государственную экспертизу геологические материа лы позволяют дать объективную оценку количества и качества запа сов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, гор но-технических, гидро-геологических, экологических и других усло вий их добычи . Государст в енной э кспертизе подлежит также геологическая ин формация об участках недр, пригодных для строительства Иэксплуа тации подземных сооружений, не связанных сразработкой месторож дений полезных ископаемых . Предоста вл ен и е та ких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации . Государст в енная э кспертиза запасов полезных ископаемых, гео логической, экономической и экологической информации о предос тавляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российс кой Федера-, ции и области в порядке, установленном Правительством Российс кой Федерации . Статья 38. Государственный кадастр месторождений и прояв лений полезных ископаемых Государст в енный кадастр месторождений ипроявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и областных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезньк ископаемых, рационально го размещения предприятий по их добыче, а также в других народно хозяйственных целях . Государст в енный кадастр месторождений ипроявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторож дению, характеризующие количество и качество основных и совмес тно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-эко номическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых . Гео логич ес кимуправлениемведется областной кадастр месторож дений и проявлений полезных ископаемых по форме, установленной для государственного кадастра, а также составляется и пополняется регистрационная карта масштаба 1:2(Ю{Ю0месторождений полезных ископаемых Л ип ец кой области . Статья 39. Государственный баланс запасов полезных ископа емых С це л ью учета состоян ия мин ера л ьно-сырье вой б азы в едется го сударст в енный ба л анс за п асо в пол езных ис копаемых . Он до лж ен со держать с в еден ия о количестве, качестве и степени изученности запа сов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имею щим промышленное значение, об ихразмещении, о степени промыш ленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышлен ности разведанными запасами полезных ископаемых на основе клас сификации запасов полезных ископаемых, которая утв^ждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российс кой Федерацию Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государ ственным фондом недр по согласованию с органами государствен ного горного надзора . Статья 40. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых Государст в енный кадастр месторождений ипроявлений полезных ископаемых игосударственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государ ственным фондом недр на основе геологической информации, пред ставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изуче ние недр, в федеральный и областной фонды геологической инфор мации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе госу дарственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российс кой Федерации . Статья 41. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность Ред кие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляю щие особую научную или культурную ценность, могут быть объяв лены в установленном порядке геологическими заповедниками, за казниками либо памятниками природы или культуры . Вся кая дея тельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказ ников и памятников, запрещается . В с луч ае обнаружен ия при пол ьзо в ан ии н едрам и р ед ких геологи ческих и минералогических образований, метеоритов, палеонтоло гических, археологических и других объектов, представляющих ин терес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приоста новить работы на соответствующем участке и сообщить об этом ор ганам, представившим лицензию . Статья 42. Вознаграждения за выявление месторождения по лезного ископаемого Л и ца , выявившие признаки месторождения полезного ископае мого, редкого геологического обнажения, минералогического, пале онтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в органе управле ния государственным фондом недр . Пр и под т в ержден ии орг аном у пр а вл ен ия госуд арст в енным фон дом недр ценност и у казанных участков недр лицам, их зарегистри ровавшим, выплачивается поощрительноеденежное вознаграждение . Л и ца , открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение, а также выявившие до полнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличиваю щие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение . Порядо к выплаты иразмеры поощрительного и государственно го денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Рос сийс кой Федерации или постановлением администрации Л ип ец кой области . Поощр и те л ьные и госуд арст в енные во знагражден ия в ы пл ач ив а ются за счет средст в н а воспрои з водс т во мин ера л ьно-сырье вой б азы в пр еде л ах не бо л ее 1 ,5%от годового бюджетного фонда в соответст вии со статьей 54 настоящего Закона . Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования Статья 43. Задачи государственного регулирования отнощений недропользования Осно вной ' задачей государст в енного регу лиров ан ия о тношен ий н едро пол ьзо в ан ия явля ется обес п ечен и е воспрои з водс т в а м ин ера л ь но-сырье вой б азы , ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений . Государст в енное регу лиров ан и е отношен ий н едро пол ьзо в ан ия осу щест вля ется поср едст вом упр а вл ен ия , лицензирования, учета и контроля . В задач и госуд арст в енного регу лиров ан ия в ходят: о пр еде л ен и е объемо в доб ыч и основн ых видов пол езных ис копа емых на текущий период и на перспективу в целом; обеспечение развития минерально-сырьевой базьГи подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установлениеквот на поставкудобываемого минерального сырья; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; установление стандартов (норм,правил) в области геологическо го изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения ра бот, связанных с пользованием недрами, а также рационального ис пользования и охраны недр . Статья 44. Государственное управление отношениями недро пользования Государст в енное у пр а вл ен и е отношен иями недр опо льзования осуществляется органами исполнительной власти о&гасти, а также органом управления государственным фондом недр и органами го сударственного горного надзора . Федера л ьный орган у пр а вл ен ия госуд арст в енным фондом недр создает с вои терр и тор и а л ьные подр азде л ен ия по согл асо в ан ию с ор г анам и вл аст и обл аст и . . Федера л ьный орган у пр а вл ен ия госуд арст в енным фондом недр и « Л ип ец кгеолуправление» не могут выполнять функции управления хозяйственнойдеятельностьюпредприятий, осуществляющихразвед ку и разработку .месторожден ий пол езных ис копаемых либо строи тельство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с до бычей полезных ископаемых . Статья 45. Государственное геолопиеское изучение недр В об л аст и осу щест вля ется гео логич ес кое изучение недр, в задачи которого входит: поиски и оценка месторождений полезных ископа емых в соответствии с государственными программами, наблюдение за состоянием недр и прогнозирование происходящих в них процес сов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально- сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изу чением недр . Орган и зац ия госуд арст в енного гео логич ес кого изучения недрвоз лагается на федеральный орган управления государственным фон дом недр и его территориальное подразделение " Л ип ец кгеолуправ ление" . Статья 46. Государственный контроль за геологическим изу чением, рациональным использованием и охраной недр Задачей государст в енного контроля за геологическим изучени ем, рациональным использованием и охраной недр является обеспе чение соблюдеИия:^сежи;9 .б Д ьзодате лямин едр устано вл енного поряд- го и зучен ия , использования и охраны недр, правил ведения государ ственного учета и отчетности . Государст в енный контроль за геологическим изучением, рацио нальным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля, органами государствен ного надзора и органами охраны окружающей среды и природных ресурсов . По лномочия орг ано в госуд арст в енного гео логич ес кого контро ля, прав'а, обязанности и порядок их работы определяются положе нием, утверждаемым Правительством Российс кой Федерации . Статья 47. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами Задачей государст в енного надзора за безо п асным в еден и ем ра бот , связанных спользованием недрами, является обеспечение соблю дения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр . Государст в енный надзор за безо п асным в еден и ем работ , связан‘ ных с пользованием недрами, возлагается на органы государствен ного горного надзора . Органы государст в енного горного надзора осущест вляю т с вою д еяте л ьность во в за имод ейст вии с орг анам и го суд арст в енного гео логич ес кого контроля, природоохранным и ины ми контрольными органами, профессиональными союзами . По лномочия орг ано в госуд арст в енного горного надзора , права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утвер ждаемым Правительством Российс кой Федерации . Раздел V. Плата при пользовании недрами Статья 48. Система платежей при пользовании недрами По л ьзо в ан и е недрам и явля ется пл атным , за исключением случа ев, предусмотренных статьей 49 настоящего Закона . Пр и пол ьзо в ан ии н едрам и прои з водя тся с л едующ и е вид ы пл ате- 1) сбор за участ и е в конкурсе (аукционе), 2) сбор за вьщачу лицензий, 3) платежи за пользование недрами, 4) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, 5) акцизы . Кром е то го, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и про изводятдругие платежи, предусмотренные законодательством, вклю чая плату за землю, а также плату за геологическую информацию о недрах . По л ьзо в ате ли н едр могут получ ать с кидку с платежей за ис тощение недр в соответствии со статьей 57 настоящего Закона . Вз им ан и е с пол ьзо в ате ля н едр ин ых пл атежей , не предусмотрен ных законодательством, не допускается . Пр и за ключении договоров на условиях раздела продукции меж ду Российс кой Федерацией и пользователем недр предусматривается раздел добытого минерального сырья . По ус ловиям та ких догово ров пользователь недр может освобождаться от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российс кой Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся пользователю недр по условиям догово ра в качестве вознаграждения, а доход, получаемый Российс кой Фе дерацией от реализации своей доли продукции, распределяется меж ду бюджетами разных уровней . Статья 49. Освобождение от платежей при пользовании недра ми Ос вобожд аются от пл атежей с л едующ и е категории пользовате лей недр области: 1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляю щие в установленном порядке добычу общераспространенных по лезных ископаемых и подземных вод на принадлежащемим или арен дуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд; 2) пользователи недр, ведущиерегиональные геолого-геофизичеС- киеработы, геологическуюсъемку, другие геологические работы, на правленные на общее геологическое изучение недр, инженерно-гео логические изыскания, палеонтологические, геоэкологические иссле дования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, прово димые без существенных нарушений целостности недр; 3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 5 статьи 8 настоящего Закона . В це ля х ст имулиров ан ия осво ен ия м есторожден ий пол езных ис копаемых, находящихся в сложных горно-геологическихусловияхили пониженного качества, в том числе содержащих трудно извлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, ис пользования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобы вающего и связанных, с ним перерабатывающих производств, а так же в целях внедрения экологически безопасных технологий и техно логий, повышающих извлечение основных ипопутных полезных ком понентов, пользователи недр могут частично или полностью осво бождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей . Решен и е , об отсрочке принимается органа- ми; предоставившими лицензии на пользование, а об освобождении от платежей —представительными органами власти . Органы пр едста ви те л ьной вл аст и обл аст и могу т устана влив ать до полни те л ьные осно в ан ия для освобожд ен ия о тде л ьных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет . Норм ат ивн ые пр а вов ые а кты и решения органов государствен ной власти, создающие односторонние преимущества отдельным ка тегориям пользователей недр, признаются недействительными на основании настоящего Закона в установленном порядке . Статья 50. П. 1 атежи за пользование недрами С пол ьзо в ате л ей недр в з им аются пл атеж и за поис ки, разведку мес торождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недра ми в иных целях . Размеры пл атежей за пров еден и е поис ковых и разведочных ра бот определяются в зависимости от экономико-географических ус ловий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продол жительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска . Эт и пл атеж и в з им аются в форм е разо в ых и (или) р егу лярн ых в зносо в за ед ини цу испол ьзо в анного участ ка недр или площади . Размеры регу лярн ых в зносо в , как правило, возрастают в зависимости от продолжительности проведения работ . Размеры пл атежей за добычу пол езных ис копаемых определяют ся с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономичес ких условий освоения и разработки месторождения, степени риска . П л атеж и за добычу пол езных ис копаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи . Их размеры в ключаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полез ных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горныхработ, согласованны ми с органами государственного горного надзора . Пр и этом пл ате ж и за добычу пол езных ис копаемых с объемов сверхнормативных потть взимаются в двойном размере . . П л атеж и за раз в ед куполезного ископаемого В границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого по лезного ископаемого, не взимаются . ^П л атеж и за пол ьзо в ан и е недрам и в це ля х , не связанных с добы чей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуа- - тации подземных сооружений, взимаются в формеразовых взносов и (или) регулярных платежей . Размеры эт и х пл атежей о пр еде ляю тся в за висимос т и о т размера участ ка недр, предоставляемого в пользова ние, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании . Порядо к и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Рос сийс койФедерации . О кончательные размеры этих платежей устанав ливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами . Статья 51. Распределение платежей за пользование недрами П л атеж и за пол ьзо в ан и е недрам и пос ту п ают в ф едера л ьный бюд жет , бюджет области, соответствующие местные бюджеты . В местные бюджеты пос ту п ают: пл атеж и за поис ки и разведку месторождений всех полезных ис копаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов; платежи за пользование недрами в целях, не связанных сдобычей полезных ископаемых; часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных . Вбюджет об л аст и и в ф едера л ьный бюджет пос ту п ает часть сум мы пл атежей за добычу пол езных ис копаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты . . ; ^ П л атеж и задобычу уг л е водородного с ырьярас пр еде ляю тся в сл е- Я дую щем поряд ке: г ™ местный бюджет —30% . ■; бюджет об л аст и —30%* ф едера л ьный бюджет —40 %. П л атеж и за добычу друг и х пол езных ис копаемых распределяют ся в следующем порядке: “ местный бюджет —50% бюджет области —25 % ' 1 едеральный бюджет —25 % . ’ас пр еде л ен и е пл атежей за добычу пол езных ис копаемь .гх и з ун и кальных месторождений и групп месторождений федерального зна чения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в . ин ых пропор ц ия х. Про пор ц ии ус тана влив аются по согл ашен ию вс ех за ин тересо в анных сторон. В с порн ых с луч аях решен и е по этому во просу приним ает Федера л ьное Собран и е Росс ийс кой Федерации . Рас пр еде л ен и е пл атежей за добычу под земных вод ус тана влив а ется в соо т в етст вии с водн ым за конодательством Российс кой Феде рации и Л ип ец кой области . Статья 52. Формы внесения платы за пользование недрами П лата за пользование недрами может взиматься в формах: \ денежных платежей; ^ части объема добытого минерального сырья или иной продук ции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджет области, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в установленный фонд создаваемого горного предприятия . Форма вн есен ия упл аты устана влив ается в ли ценз ии н а пользс^В вание недрами. Недопускаются требования и принятие в качестве платы за поль зование недрами ра^одкти^ь ( )^;^1 других материалов: и продуктов, распфяжение которыми /соответствии с законодатель.ством Россий- .РКрйФедерации входит в исклкф)ительное ведение Российской Феде- ' рации, а также услуг военного характера и информащии, составляю щей государственную тайну. Не допускается требование предоставления информации, состав ляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами. Статья 53. Плата за геологическую информацию о недрах, по лученную за счет государственных средств За пользование геологической информацией о недрах, получен ной за счет государственных средств, может взиматься плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и поря док ее взимания определяются положением, утвер:«даемым Прави тельством Российской Федерации. Получение сведений об участке недр иным путе:м, кроме установ ленного указанным положением, Не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию. Положения настоящей статьи не распространяются на геологи ческую информацию о недрах, полученную за счет негосударствен ных средств. Статья 54. Отчисления на воспроизводство минерально-сырь евой базы Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полез ных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, про изводят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечи вающих необходимые затратына воспроизводспао минерально-сырь-' ' евой базы области и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Размеры отчислений на воспроизводство м:инерально-сырьевой базыустанавливаются областнымСобраниемдепутатов по представ лению органов исполнительной власти области:. Размеры отчислений на воспроизводство м 1 инерально-сырьевой базы определяются как установленная доля п оимости фактически добытых полезных ископаемых. Часть суммы отчислений на востоизводс.тво минерально-сырь евой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целе вого финансирования работ, предусмотреншых федеральными про граммами геологического изучения недр. Порядок использования отчислении на воспроизводство мине рально-сырьевой базы, поступающих в бюджет области, регламен тируется законодательством. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекательных, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при исполь зовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобываю щего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается представительными органами власти. ■Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или пол ностью возместившие все расходы области: на поиски и разведку со ответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобож даются от отчисленийна воспроизводство ^яинерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти области. Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырь евой базы в размере 0,5—1,5 процента направляется на выплату воз награждении за открытие и разведку месторождений полезных иско паемых. От4ксления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, ак кумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые до- ■ бывающим предприятиям, исподьзуютоя только по целевому назна чению, порядок их использования определяется органами исполни тельной власти области. Статья 55. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его учас тниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подго товку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подго товку, оформление и регистрацию вьщаваемои лицензии на пользо вание недрами. Сбор за участие вконкурсе (аукционе) ивыдачу лицензий направ ляется в органы, выдающие лицензиги на пользование недрами. Статья 56. Акцизы Акцизы на отдельные виды мин:ерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и эксгномико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акцизах». Статья 57. Скидка за истощение недр Скидка на истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться: пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного по лезного ископаемого при низкой экономической эффективности раз^ работки месторождения, объекттшно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационал ьного использования разведанных запасов; пользователю недр, осуществ;ляющему добычу полезного иско паемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключе нием случаев ухудшения качеспщ запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработ:ки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее разме ре принимается представительными органами власти. (Окончан.ие на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz