Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

1 7 н оя б р я 1 9 9 5 г . Закон Липвикой области о Н Е Д Р А Х № 2 2 5 ( 1 0 3 9 ) 1 . Н едра я вляю тся частью земной коры, расположенной ниже поч­ венного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для ге­ ологического изучения и освоени я. 2. Н астоящ ий за кон регулирует отнощения, возникающие в связи с геологичес 1 Щм изучением, использованием и охраной недр террито­ рии Л ип ец кой области, а также в связт с использованием отходов гор­ нодобывающего и связанных с ним с перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, вк. 1 ючая пресные и минеральные подземные воды. Закон содержит правовые и экономические основы комп.чексного рационального изучения использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства, его граждан, а также всех недрополь­ зователей. Р а зд ел I. Общие положения С татья 1. Законодательство Липецкой области о недрах Законодательство Л ип ец кой области о недрах основывается на Конституции Российс кой Федерации, положениях Закона РФ «О н е­ драх» , Устава области и состоит из настоящего Закона и принимае­ мых в соответствии с ним других законов и иных нормативных пра­ вовых актов . Н астоящ ий З акон действует на всей территории области . За коныи иные нормативные правовые акты области немогут про- У гивотечитъ настоящему Закону . С п ец ифич ес кие отнощения, связанные с геологическим изучени­ ем и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоро­ нения радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регули­ роваться другими законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом . Отношен ия н едро пол ьзо в ан ия сюридич ес кими ифизическимили- цами регулируются настоящим Законом, другими законами и иными нор 1 мативными правовыми актами области . (Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользова­ ния Разгран ич ен и е пр едмето в в еден ия и полномочий м ежду органа­ м и госуд арст в енной вл аст и Российс кой Федерации и органами госу- дарстгвенной власти области в сфере государственного регулирова­ ния (зтношений недропользования осуществляется Конституцией Российс кой Федерации, Законом РФ «О н едрах». Уста вом обл аст и , а также заключаемыми Федеративным и иными договорами о разгра­ ничении предметов ведения и полномочий . По лож ен ия н астоящего Закона, касающиеся разграничения пред­ метов ведения и полномочий между органами государственной влас­ ти Российс кой Федерации и органами государственной власти об­ ласти, действуют на территории области до заключения договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области регули- ования отношений недропользования между Российс койФедерацией областью . Орг аны местного самоу пр а вл ен ия впр аве осуществлять регули­ рование отношений недропользования в пределах предоставленных им дейспгвующим законодательством полномочий . Статья 3. Собственность на недра Н едра в гр ан ицах территории области, включая Подземное про­ странство и содержащиеся в недрах цо . л езные ис копаемые, энергети­ ческие и иные ресурсы, являются государственной собственностью . Во прос ы вл аден ия , пользования и распоряжения недрами находятся в совместгном ведении Российс кой Федерации и области . Уча стки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме . Пр ава пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федераль­ ными и областными законами . Статья 4. Государс|твенный фонд недр Государст в енный фонд недр соста вля ет испол ьзуемые участ ки, представляющие собой геометризованные блоки недр (горные отво­ ды) и неиспользуемые части недр в преде . л ах терр и тор ии Л ип ец кой '' .об л аст и . С в еден ия о мин ера л ьно-сырье вой б азе об л аст и , включаю­ щей месторождения полезных ископаемых, водозаборы пресных и минеральных подземных вод, составляющие областной фонд в фор­ ме геологических отчетов и картографического материала, хранятся ’ постоянно к Л ип ец кгеолуправлением» . В л аден и е , пользование ираспоряжение государственным фондом недр осуществляется совместно Российс кой Федерацией и областью . Федер альные органы исполнительной власти и администрация ^^ипецкой области в пределах своих полномочий утверждают госу- ^ИЬрственные программы геологического изучения недр, воспроизвод-' ^Ттва минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по прегиставлению федерального органа управления государ­ ственным фондом недр и под контролем органов исполнительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей средьг . У п ра в ление государственным фондомнедр на территории Л ип ец­ кой области осуществляет Л ип ец кое территориальное управление геологии И использования недр . Статья 5. Участки недр областного значеция Для гарантированного обеспечения потребностей области стра­ тегическими и дефицитными видами ресурсов неДр, наличие кото­ рых влияет на экономическую стабильность, а также для выполне­ ния обязательств по федеральным договорам Российс кой Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископа емых, могут получать статус объектов федерально­ го значения' на о сновании совместных решений федеральных орга­ нов государственной власти и органов государственной власти об­ ласти . Ча с ть ме с торож дений о б ла с тного значения,, в том ч ис ле освоен­ ных и подготовленных к добыче полезных И9Копаемых, включается в областной фонд резервных месторож дений. По рядок отнесения участков недр к объектам областного значе­ ния, в том числе к областному фонду резервных месторождений пол­ езных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отне­ сения И Х к областной собственности устанавливаются областными законами . Статья 6. Комп етенция органов государственной власти облас­ ти в сфере регулирования отношений недропользования В компетенцию органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования на своей территории входят; ■ ' 1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов области о недрах; 2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырь­ евой базы области; • 3) разработк а и реализация программ развития и использования минерально- сырьевой базы; 4) создание и ведение фонда геологической информации, распо­ ряжение информацией, полученной за счет средств бюджета области и соответствующих местных бюджетов; 5) участие в государственной экспертизе информации о разведан­ ных запасах полезных и скопаемых и иных свойствах недр, определя­ ющих их ценность или опасность; 6) составление балаыса, запасов и кадастров месторож дений и про­ явлений полезных иск опаемых и учет участк ов недр, используемых для строительства подземных сооруж ений. Не связанных с добычей полезных ископаемых; 7) распоряжение соььместно с Российс кой Федерацией государ­ ственным фондом недр на своей территории и . в ыде л ен и е со вм естно с Росс ийс кой Федерацией '/часткОв недр федерального, областного и местного значения; 8) определение форм и установление размеров платы за пользо­ вание участками недр областного и местного значения в установлен­ ных пределах; 9) установление порядьга пользования недрами в целях разработ­ ки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного,значения, а также строительства подзем­ ных сооружений местного значения; 10) лицензирование видов деятельности, связанной с пользова­ нием участками недр об .частного и м естного значен ия ; 11) заю поч ен и е дого воров на ус ловия хразде ла продукции с субъ­ ектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр областного и местного значения; ' 12) определение условий и порядка пользования месторождения­ ми полезных ископаемых; 13) государственный контроль за геологическим изучением, ох­ раной и рациональным использованием недр в соответствии с уста­ новленным порядком; • ; 14) регулирование других Во просов в обл аст и испол ьзо в ан ия и о храны недр , за исключением сзтнесенных к ведению Российс кой Фе­ дерации . Статья 7. Комп етенц ия ор 1 ' ано в м естного самоу пр а вл ен ия р ай ­ оно в , городов в с(|)ере регу'лирювания отношений недропользова­ ния В компетенцию органов местного самоуправления районов,' го­ родов в сфере регулирования отношений недропользования входят: 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением соци- а .чьно-э кономических и эколоптческих интересов населения терри­ тории при предоставлении недр) в пользование й отводе земельных участков; „ - - 2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 3) предоставление в соответств ии с установленным порядком раз= решений на разработк у месторож дений общераспространенных пол- езньос ископаемых, а такж е на стронтельствр подземных сооруж ений местного .значения; 4) приостановление работ, связанных с пользованием недаами, на земельных участках в случае нарзушения положений статьи 22 на­ стоящего Закона; 5) к онтроль за использованием и охраной недр при добыче обще­ распространенных полезных иск опаемых, а такж е при строительстве подземных сооруж ений, не связанных с добычей полезных ископае­ мых; • 6) введение ограничений на пользование участк ами недр на тер­ риториях населенных пунк тов, пригородных зон. Объектов промыш ­ ленности., транспорта и связи в случаях, если это пользование мож ет создать угрозу ж изни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйствен- П остан овлен и е д е вятн а дцатого заседания Л ипецк ого обла стн ого Собрания д е п ута то в № 3 6 5 -пс о т 09 .11 .95 г. о проек те зак она Л ипецк ой области «О недрах» Рассмотрев представленный проек т зак она Липецк ой области «О недрах» , внесенный к омитетом по вопросам агропромышленного к омплек са, земельных отношений и экологий областного Собрания де ­ нотатов и на основании ст^ 76 п. 2 Конституции Российск ой Федерации и в соответствии с Уставом области, областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ; « н ч ч «.«и о мокшим 1. Принять областной закон «О недрах» . 2 . Настряц^ ий зак он вступает в силу со дня его опубликования в областной г азете «Липецкая газета» . Председатель областного Собрания депутатов О. Королев. ным объектам или окружающей природной среде . Раздел II. Пользование недрами Статья 8. Виды пользования недрами Н едра пр едоста вляю тся в пол ьзо в ан и е д ля ; 1) об л астного гео логич ес кого изучения, включающего геолого­ геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологи­ ческие изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическоеизтаение недр, созданию и ведению мониторинга природной среды, ^оитроль за ре­ жимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без сущес­ твенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку мес­ торождений полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе исполь­ зования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабата- вающих производств; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, нехвя- занных с добычей полезных ископаемых; * 5) образования особо охраняемых геологических объектов, име­ ющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровитель­ ное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геоло­ гических коллекционных материалов;- Недра мсиут предоставляться в Пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ис­ копаемых . В этом с луч ае добыча может прои з води ться как в процес­ се геологического изучения, так и непосредственно по его заверше­ нии . Статья 9. Участки недр, предоставляемые в пользование В соот ветствии с лицензАей на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых ге­ ологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода —геомётризованного блока недр . Пр и опр еде л ен ии гр ан и ц горного от вод а уч и ты в аются прос тран­ ст в енные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксллуатации подземных сооружений, гра­ ницы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных по­ род, контуры предохранительных целиков под природными объек­ тами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разре­ зов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной повер­ хности в связи с процессом геологического изучения и использова­ ния недр . Пред в ар и те л ьные гран и цы горного от вод а устана влив аются при пр едоста вл ен ии ли ценз ии на пол ьзо в ан и е недрам и . Пос л е разработ­ ки технического проекта, получения на него положительного заклю­ чения государственной экспертизы, согласования указанного проек­ та с органамитгосударственного надзора, охраны окружающей при­ родной сре&г, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части . По л ьзо в ате л ь недр , получивший горный отвод, имеет исключи­ тельное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии спредоставленнойлицензией . Любая деяте л ьность , свя-м- занная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен . Участ ку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горны)! выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных со­ оружений для целей, не связанных сдобычей полезныхископаемых), по решению органа управления государственным фондом недр при­ дается статус геологического отвода . В гран и цах гео логич ес кого от­ вода могут одновременно проводить работы несколько пользовате­ лей недр . Их в за имоо тношен ия опр еде ляю тся при пр едоста вл ен ии н едр в пол ьзо в ан и е. Статья 10. Ограничение пользования недрами По л ьзо в ан и е отде л ьным и уч аст ками недр может быть ограниче­ но или запрещено в целях обеспечения безопасности и охраны окру­ жающей среды . - По л ьзо в ан и е недрам и н а терр и тор ия х насе л енных пун ктов, при­ городных зон, объектов промышленности, транспорта и связи мо­ жет быть частично или полностьюзапрещено в случаях, если это поль­ зование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде . По л ьзо в ан и е недрам и н а особо охраняемых терр и тор ия х прои з­ води тся в соо т в етст вии со с татусом эт и х терр и тор ий . Статья 11. Пользователи недр По л ьзо в ате лями н едр могут быть субъе кты предпринимательс­ кой деятельности независимо от форм собственности . Права и обязанности пользователя недр возникают емомента по­ лучения лицензии на пользование недрами . По л ьзо в ате лями н едр д ля доб ыч и рад ио а ктивного сырья и захо­ ронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия . Статья 12. Сроки пользования недрами Н едра пр едоста вляю тся в пол ьзо в ан и е на о пр еде л енный сро к или без ограничения срока . Н а о пр еде л енный сро к недра'предоставля­ ются в пользование; для геологического изучения —на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с до­ бычей —на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования — на срок до 25 лет . • Сро ки пользования недрами при добыче полезных ископаемых определяются исходя из технико-экономического обоснования ихраз­ работки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр . Без огран ич ен ия сро ка могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ ных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняе- •мых объектов и в иных целях . Сроки пользования недрамаи исчисляются со дня предоставле­ ния права пользования . Он и могу т быть продл ены по ини ц и ат ив е пол ьзо в ате ля н едр на у казанные в части первой настоящей статьи сроки при выполнении им оговоренных в лицензии условий . Статья 13. Основания получения права пользования недрами Пр аво пользования недрами может быть приобретено пользова­ телем; 1) на основании совместного решения органа управления госу­ дарственным фондом недр и органа исполнительной власти области по результатам конкурса или аукциона; 2) на основании решения Правительства Российс кой Федерации по согласованию с органами исполнительной власти области для це­ лей захоронения радиоактивных отходов и токсичных вешеств в глу­ боких горизонтах, обеспечивающих их локализацию; 3) в порядке переоформления действующих лицензий на осйова- ниях, предусмотренных настоящим Законом; 4) в порядке, установленном органами представительной власти области для пользования участками недр, содержаши .м и м есторож­ ден ия об щерас прос траненных пол езных ис копаемых или имеющими ■местное значение, а также участками недр местного значения, исполь­ зуемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) на оснований решения органа управления государственным фондом недр, согласованного с органами исполнительной власти области для целей геологического изучения недр . Статья 14. Лицензия на пользование недрами Предоста вл ен и е недр в пол ьзо в ан и е оформ ля ется с п ец и а л ьным государст в енным разрешен и ем в вид е ли ценз ии , включающей уста­ новленной формы бланк с Государственным гербом Российс кой Фе­ дерации, а также текстовые, графические и иные приложения, явля­ ющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами . Л и ценз ия явля ется до кументом, удостоверяющим право ее вла­ дельца пользования участком недр в определенных границах в соот­ ветствии с указанной целью в течение установленного срока при со­ блюдении им заранее оговоренных условий . Между у полномоч енны­ м и н а то органам и госуд арст в енной вл аст и и вл аде л ьцем ли ценз ии мож ет быть за ключен договор, устанавливающий конкретные усло­ вия, связанные с пользованием недрами . Предоста вл ен и е ли ценз ий н а пол ьзо в ан и е.недрам и осу щест вля­ ется при н а личии предвмительного согласия органа управления зе­ мельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответству­ ющего земельного участка для целей недропользования . От вод зе­ ме л ьного участ ка в окончательных границах' и оформление земель­ ных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмот­ ренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию .- Статья 15. Содержание лицензии на пользование недрами Л и ценз ия и ее неотъем л емые соста вн ые част и должн ы содержать: 1) данные о пол ьзо в ате л е недр , получившем лицензию, и орга­ нах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; 2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованщ ем недрами; 3) указание пространственных границ участка недр, предостав­ ляемого в пользование; 4) указание границ земельного отвода, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представле­ ния геологической информации на государственную экспертизу); 6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользова­ нии недрами, земельньши участками; 7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право со­ бственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении; 8) соглашение о праве собственности на геологическую инфор­ мацию, получаемую в процессе пользования недрами; 9) условия выполнения установленных законодательством, стан­ дартами (нормами, правилами) требований по озхране недр и окру­ жающей природной среды, безопасному ведению работ; 10) порядок и срокй подготовки проектов ликвидации или кон-' сервации горных выработок и рекультивации земель . , Л и ценз ия н а пол ьзо в ан и е недрам и за крепляет перечисленные ус­ ловия и форму договорных отношений недропользования, в том чис­ ле договора на условиях раздела продукции, контракта на предос­ тавление услуг (с риском и .без р ис ка), а,также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону . Ус ловия пол ьзо в ан ия н едрам и , предусмотренные в лицензии, со­ храняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия . Изменен и е эт и х.ус ловий допус кает­ ся только при согласии пользователя недр и органов, предоставив-, ших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством . Статья 16. Порядо к предоставления лицензий на пользование недрами Предоставление лицензий на пользование недрами осуществля­ ется путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных ос­ нованиях, изложенных в статье 13 настоящего Закона . О пр еде л ен и е поряд ка проведения и условий конкурса или аукци­ она по каждому, объекту или группа объектов осуществляется орга­ нами, предоставляющими лицензии . - • Осно вн ым и критериями при проведении конкурса или аукциона являются; научно-технический уровень программ по геологическо­ му изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическоеразвитиетерритории,' сроки реализации соответствующих программ, эффективность при­ родоохранных мероприятий . ■ Информац ия о пр едстоящ и х конкурсах', об аукционах, их итогах, а также о предоставлении лицензий на пользование-недрами на Иных основаниях должна быть опубликована в средствах массовой инфор­ мации . Статья 17. От каз в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может последовать в следующих случаях; 1) заявка на предоставление лицензии подана снарушением уста­ новленных требований, в том числе если ее содержание не соответ­ ствует объявленным условиям конкурса или аукциона; 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специ­ алистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; 4) если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования; 5) в иных случаях, ггреду .смотренных нормат ивн ым и а ктами Ро- сийс кой Федерации и области . Стать Я'18 . Государст в енная с ис тема ли ценз иров ан ия Госуд арст в енная с ис тема ли ценз иров ан ия— это ед ин ый порядо к предоставления лицензий, включающий информационную, научно­ аналитическую, экономическую й юридическую подготовку матери­ алов и их оформление . Задачей государст в енной с ис темы ли ценз иров ан ия явля ется обес­ п ечен и е; ■- пр а ктической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы; социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории; равных возможностей всех юридических лиц и граждан вполуче­ нии лицензий; развитиярыночных отношений, проведения антимонопольной по­ литики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе инос­ транным) и защиты их права пользования недрами . Статья 19. Орган и зац ионно е обес п ечен и е государст в енной с ис­ темы ли ценз иров ан ия Орг ан и зац ионно е обес п ечен и е государст в енной с ис темы ли цен­ з иров ан ия во з л агается на федера л ьный орган у пр а вл ен ия госуд ар­ ст в енным фондом недр (Центра л ьный рег ион а л ьный гео логич ес кий центр) и его территориальные подразделения ( Л ип ец кое территори­ альное управление геологии и использования недр— Л ип ец кгеолуп- равление) . Эт и орг аны осущест вляю т подго то ви те л ьную и о кончательную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предос­ тавлениемлицензий, согласовываютусловиялицензии с государствен­ ными органами управления экономикой, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружаю­ щей природной среды, государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, с государственным управлением финансов и го- судадственной налоговой службой области . Пр и пр едоста вл ен ии ли ценз ии н а бес конкурсной основе все виды согласований проводятся совместно спотенциальным пользователем недр . . Для подго то в ки материалов по вьщаче лицензии при Л ип ец кгеол- управлении распоряжением главы администрации области создается постоянно действующая комиссия в составе представителей: комите­ та охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитета во­ дного )созяйства, Госгортехнадзора и об .частного центра санэ пидн ад- зора. Пр и н еобход имос т и привл е каются в комиссию тедставители комитета по земельным ресурсам и землеустройству . Государст в ен­ ной на логовой инсп е кции по Л ип ец кой области и другие заинтересо­ ванные службы . Л и ценз ия пр едоста вля ется со вм естно адм инис трац и ей об л аст и и Л ип ец кгеолуправлением, а в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 13 настоящего Закона — Л ип ец кгеолуправлением . Во вс ех без ис ключения случаях лицензии представляются при на­ личии пр'Инципиального согласия землепользователя на выделение земельного участка . Сама про цедура в ыде л ен ия земе л ьного участ ка осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РСФСР . Порядо к лицензирования пользования недрами регулируется фе­ деральным законодательством . Статья 20. Ан т имонопол ьные требо в ан ия при пол ьзо в ан ии н е­ драм и З а пр ещаются и .ч ив ус тано вл ённом поряд ке признаются неправо­ мочными действия органов государственной власти, а также любых пользователей недр, направленные на: ограничения вопреки условиям конкурса и .ч и ау кциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих тиобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом; уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе; замену конкурсов Иаукционов прямыми переговорами; дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, кон­ курирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими домини­ рующее положение в недропользовании; дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры . Орган у пр а вл ен ия фондом н едр впр а в е устана влив ать пр еде л ь­ ные размеры участ ков недр, количество участков и предельные запа­ сы полезных ископаемых, предоставляемых, в пользование . Статья 21. Переход пр а в а пол ьзо в ан ия н едрам и и п ереофор­ м л ен и е дейст вую щей ли ценз ии Пр а во пол ьзо в ан ия н едрам и п ереход и т к другому субъекту пред­ принимательской деятельности (юридическому лицу) в следующих случаях: 1) приизменении организационно-правовой формы предприятия- пользовате .чя недр; 2) при р еорган и зац ии пр ед прия т ия-пол ьзо в ате ля н едр пу тем при­ со ед ин ен ия другого пр ед прия т ия либо слияния сдругим пр ед прия т и­ ем , если прежнему пользователю недр принадлежит на правах со­ бственности не менее половины уставного фонда вновь созданного предприятия; 3) при реорганизации предприятия-пользователя недр путем раз­ деления либо выделения из него другого предприятия, .когда вновь созданноепредприятие продолжаетдеятельность в соответствии сли­ цензией на участке прежнего пользователя. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит пе­ реоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не под^ лежит. Переоформление лицензии обязательно также при изменении на­ звания предприятия-пользователя недр. Л и ценз ия п ереоформ ля ется по зая вл ен ию пол ьзо в ате ля н едр ор­ ганам и , предоставившими лицензию . Порядо к переоформления лицензии определяется в соответствии с требованиями настоящего . За кона к оформлению ирегистрации ли­ цензий на пользование недрами при ее выдаче . От каз в переоформлении лицензии может быть обжалован поль­ зователем недр в судебном порядке . Пра во пол ьзо в ан ия н едрам и , по .чученное пол ьзо в ате л ем недр , не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке пере­ уступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами . Статья 22. Предоста вл ен и е недр д ля р азработ ки месторожде­ ний общераспространенных полезных ископаемых Порядок предоставления недрдля разработки месторождений об­ щераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами Юридическими лицами и гражданами в границах, предос­ тавленных им земельных участков с целью добычи общераспростра­ ненных полезных ископаемых, также в целях, не связанных с добы­ чей полезных ископаемых, устанавлршаются законами и иными нор­ мативными правовыми актами об .част и . Статья 23. Доб ыча общерас прос траненных пол езных ис копае­ мых и подземных вод собственными владе .чьцам и земе л ьных учас­ т ков и мелкими водопользовате .чям и В л аде л ьцы земе л ьных участ ков имеют право, по своему усмотое- нию, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооруже­ ний для своих нуЖд на глубину др пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бьповых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснаб­ жения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами администрации области . Статья 24. Осно в ан ия для пр е кращения права пользования не­ драми Право пользования недрами прекращается; 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафикси- рбвано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии снарушением условий, пред­ усмотренных пунктом 2 части первой статьи 21 настоящего Закона . . Пра во пол ьзо в ан ия н едрам и мож ет быть досрочно пр е кращено, ■приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицен­ зию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих иди проживающих в зоне влияния работ, свя- занньгх с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицен­ зии; 3) систематического нарушения пользователем недр установлен­ ных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не пристущ 1 л к пользованию недрами в предусмотренных объ­ емах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта )(озяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии . Пр и н есог л ас ии пол ьзо в ате ля н едр с решен и ем о пр е кращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он мо)кет обжаловать его в административном или судебном порядке . Статья 25. Порядо к досрочного прекращения права по .тьзо в а- н ия н едрам и В с луч ае от каза от права пользования недрами владельцем пись­ менно должены быть уведом . л еныорганы , предоставившиелицензию, не позднее шести месяцев до заявленного срока . В л аде л ец ли ценз ии н а пол ьзо в ан и е недрам и долж ен в ы полни ть вс е обязате л ьст в а , определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользо­ вания недрами . Пр и н е в ы полн ен ии вл аде л ьцем ли ценз ии у казанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыс­ кать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке . В с луч аях , предусмотренных пунктами 1и 4 части второй статьи 24 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосред­ ственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр . Вс луч аях , предусмотренных пунктами 2,3 и5части второй статьи 24 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев содня полу­ чения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения . Пр и досрочном пр е кращении права пользования недрами ликви­ дация или консервация предприятия производится в порядке, пред­ усмотренном статьей 34 настоящего Закона . Расходы на консерва­ цию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если поль­ зование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 24 насто­ ящего Закона, или по инициативе пользователя недр . Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия-пользова­ теля недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отс>тствии вины предпри­ ятия) и пункте 4 части второй статьи 24 настоящего Закона . В с луч ае , если обстоятельства или условия, вызвавшие, приоста­ новление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме . Время , на которое оно было'приостановлено, при отсутствии вины пользова­ теля недр не включается в общий срок действия лицензии . С'гатья 26. Осно вн ые пр а в а и обя занност и по .тьзо в ате.тя недр По л ьзо в ате л ь недр им еет пр а во: 1) испол ьзо в ать пр едоста вл енный ему участо к недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствую­ щей цели, обозначенной в лицензии; 2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не проти­ воречащие действующему законодательству; 3) использовать результаты своей деятельности, в том числе до­ бытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действую­ щим законодательством; 4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в ли­ цензии; ■5) ограничивать застройку площадей залегания полезных иско­ паемых в границах предоставленного ему горного отвода; 6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изу­ чение недр' за счет собственных средств в границах горного отвбда, предоставленного ему в соответствии с лицензией; . 7) обращаться в орг аны , предоставившие лицензию, по поводу перес .мотра ус ловий ли ценз ии при во зн и кновении обстоятельств, су­ щественно отличающихся от тех, при которых лицензия была пред­ оставлена . По л ьзо в ате л ь недр обязан обес п еч и ть: 1) соб люд ен и е требо в ан ий за конодательства, а также утвержден­ ных в установленном порядке стандартов (норм, правит) по техно­ логии ведения работ, связанных с пользованием небами, и при пер­ вичной переработке минерального .сырья; 2) соб люд ен и е требо в ан ий техн ич ес ких проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, ра- зубоживания и выборочной отработки полезных ископаемьк; 3) ведение комплекса геологических и маркшейдерских работ и соответствующей документации, достаточных для обеспечения без­ опасных условий горного производства, контроля за прави .тьностью разработ ки месторождений полезных ископаемых, о .храны недр и р ац ион а л ьного и ко .м пл е ксного их использования . Мар кшейдерское обеспечение пользования недрами .может осу­ щест вля ться как маркшейдерскими службами, в .хо.тяш и .м и в сос та в пр ед прия т ия , так и специализированными маркшейдерскими пред­ приятиями, на договорной основе, при обязательном наличии у них . ли ценз ии н а прои з водс т во м ар кшейдерских работ; 4) представление геологической информации в федеральный иоб­ ластной фонды геологической информации; 5) представление достоверных данных о разведанных, извлекае­ мых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержа­ щихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связан­ ных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и областной фонды геологической информации, в органы государственной ста­ тистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандар­ том (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмос­ ферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 8) приведение участков земли и других природных объектов, на­ рушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 9) сохранность разведочных горных выработок п буровых сква­ жин, которые могут быть использованы при разработке месторож­ дений и (или) в иных хозяйственных целях: ликвидацию в установ­ ленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежа­ щих использованию; 10) выполнение условий, установ .тенных ли ценз и ей , своевремен­ ное и правильное внесение платежей за пользование недрами . К пол ьзо в ате лям н едр или привл е каемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвер­ жденных государственнбй лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего видадеятельности геологической съем­ ки, поисков, разведки,-разных способов добычи полезцыхшекопае- мых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов-пользования недрами . (Прод олж ен и е на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz