Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

п ьем и к урим с т абильн о . .. потенциал ~ это работа . .. ' 14 ноября 1995 г. ПОЛОЖЕНИЕ СЕРЬЕЗНОЕ. НО НЕ БЕЗНЫХОДНОЕ Н е д а вн о в к ом и тете п ищ е вой и п е р е р а баты ваю щ е й п р ом ыш л е н н ости со сто я л ся о б л а стн о й а к ти в п о и тога м р а б оты п р е д п р и яти й п ищ е вой и п е р е р а баты ваю щ е й п ромыш л е н н ости з а д е в ять м е ся ц е в это го год а . На совещ а н и и вы ступ и л и с д о к л а д а м и р я д сп е ц и а л и стов к ом и тета и п од ве д ом стве н н ы х е м у отр а сл е й . Довол ьно стаб ил ьное полож ен и е д ел сложилось в таких отраслях, как спиртовая (темп роста к прошлому РОДУсос та вил 116 про центо в) , табач­ ная — 119 и пивобезалкогольная — 118 процентов . В м инув шем сентябре пор адо в а­ ли и с ахаро в ары , увеличив выработ­ ку сахара в 3,3 раза . Все это , безусловно, хорошо . Но , как понимаете, одной продукцией вышеперечисленных отраслей сьгг не будешь . Други е же отрас ли пи ще вой и п ерерабаты в ающей пром ыш л ен­ ност и по х в а ли ться в ысо кими пока­ зателями, увы, не могут . Та к, мо­ лочная отрасль отстает по сравнению с прошлым годом на 15 процентов, мясная — на 18, кргшмалопаточная — на 5,- пищеконцентратная — на 21 ... - Возьмем , к примеру, животно- водствоТ Ва де вя ть месяце в у н асе­ л ен ия б ы ло за куплено всего 6,7 ты­ сячи тонн молока . И это при имею- щихся-то ресурсах в 53 тысячи тонн?! Специалисты говорят, что сдерживающим фактором по увели­ чению закупок молока у населения является несвоевременная оплата за сданную продукцию в сезон основ­ ного производства молока, так как реализация масла животного проис­ ходит в основном к концу года . В с вя з и с эт им , мол, необходимо бы предусмотреть в областном бюдже­ те возвратные финансовые средства для зщ^упок, как делается это в Бел­ городской области . Возможно , опыт соседей удач ­ ный, экономически выгодный . Но в едь и у н ас сам и х есть прим еры то л­ кового бтношения к делу . В настоя­ щее вр емя лид ером по за купкам мо­ лока'Является Лебедянс кий гормол- завод (директор Кремнев А . Н .). За ­ купку мголока для предприятия у населения,производят хозяйства с последующей транспортировкой на завод . За вод ж е прои з води т во зме­ щен и е затрат пос та в щ и ку . К а к го­ ворится: просто, выгодно, удобно. Ну , а пока из-за снижения заку ­ пок молока производство масла жи ­ вотного в целом по области снизи­ лось на 10 тысяч тонн, сыров жир ­ ных — на 620 тонн . Про и з водс т в енные мощност и мя ­ соп ерерабаты в ающ и х пр ед прия т ий обл аст и , по последним данным, ис­ пользуются на 64 процента . Пр ичи­ н а — отсутст ви е сырья в дос таточ­ ном количестве . За 9 месяце в этого года у се л ьхоз прои з води те л ей об л ас­ т и за куплено 16,4 тысячи тонн мяса, что на 42 процента меньше, чем за такой же период 1994-го . У насе л е­ н ия , правда, закуплено скота в два' раза больше к уровню прошлого года, но этот показатель, к сожале­ нию, ситуацию в целом не спасает . Про и з водс т во мяс а и субпроду ктов I категории у нас снизилось на 4,2 тысячи тонн, колбасных изделий — на 2,6 . Торгующ и е орган и зац ии об ласти и других регионов должны мясоком­ бинатам 12,4 миллиарда рублей, а сами заводы сельхозпроизводителям — более 10 миллиардов . Н а ибол ее с ложн ая с и туац ия с ей­ час на пр ед прия т ия х крахмалопаточ- нрй отрасли . Весь год не работает Д ан ковский крахмальный завод . Уже в едётся речь о том , чтобы про­ вести здесь мероприятия по банкрот­ ству либо продать предприятие с аук ­ циона . С л або работа л и К азац кий крахмальный . Пра вд а , ситуация здсь стабилизируется . Н еда вно , напри ­ мер, закуплено сырье . Н еб л аго прия тное полож ен и е с ло­ жилос ь на Гряз инс ком пищевом комбинате . Ему до лжн ы вос емь м ил­ ли ардо в , комбинат — 10 миллиар­ дов . Пр иб ы ли ж е получ ено то л ь ко 7,3 миллиарда рублей при рентабель­ ности 21 процент . Но лид ером в сниж ен ии об ъем ов проду кции из 50-ти пищевых и пе­ рерабатывающих предприятий об­ ласти является Л ип ец кая кондитер­ ская фабрика « Л и конф» . Мощност и здесь испол ьзуются в сего на 6 про­ центо в , объемы производства снизи­ лись на 35 процентов . За де вя ть ме­ сяце в 1995-го кондитерских изделий выработано 1,5 тысячи тонн . Пр и хо­ рошей реа ли зац ии этого х в ат ило б ы торго вл е то л ь ко на два месяца рабо­ ты . Сн иж ен и е объемо в прои з водс т­ в а соот в етст в енно у в е личив ает цены на проду кции ). Н а со в ещан ии б ы ли прив едены и положи те л ьные моменты работы в о трас ля х пи ще вой и п ерерабаты в а­ ющей пром ыш л енност и , высказаны деловые предложения . Их реа ли за­ ц ия по з воли т в ы пр а ви ть с и туац ию . Свою подд ерж ку пообещал и пред­ седатель областной сельскохозяй ­ ственной коллегии Николай Киреев . Ан ато лий ЖАДО В. № 223 (1037) Ч И С Т Ы Й г о л о с Х О Р А в Л и п е цк ом вы ста воч н ом за л е отк рыл а сь ф отовы с­ та вк а , р а сск а зы ваю щ а я о б уд и вите л ьн ом ч елове к е — П орф и ри и К орн е е ви ч е И ва н ове , о е го уч ен и и — « Ж изнь б е з бол е зн ей » , к отор ое он сф орм ул и рова л п р осто и д о сту п н о д л я к аж дого. Он и са м всю свою ж и зн ь был д о сту п е н лю д ям . И бл а год а ря и зум и те л ь ­ н ом у эф ф е к ту и зл е чи ва н и я н е д у гов , уч ен и е з а во е в а ­ л о се р д ц а м н оги х п осл е д овате л е й . На отк рыти и вы ста вк и вы ступ и л и те , к ого м етоды И ван ова , п о сущ е ству , верн ул и к н орм а л ьн ой , а к ти в ­ н ой ж и зн и . Се год н я он и — п роп а га н д и сты уч ен и я и готовы так ж е д е л и ться с лю бым ж елаю щ им свои м опытом . Н ебл а гоп ол учи е эк ол оги и се й ч а с ч увствует к аж дый . Те м бол е е ак туальны м етоды озд оровл е н и я , п ре д л ож е н ны е И ва н овым , ве д ь гл а вны е л е к а р ств а — ваш д у х , п р и р од а и вод а , а он и пок а д оступ н ы . И е сл и вы р еш и л и сь вм еш аться в свой обр а з ж и з ­ н и — п ри х од ите н а вы ста вк у . З д е сь опытные к он сул ь ­ танты п ом о гутва м д об ры м и совета м и . _________________________ _____________ Ф ото А . Щ УРОВА. Еще од ин му зы кальный коллектив Л и­ п ец ка, наряду с симфоническим оркестром, получил статус муниципального . Поя вл ен и е камерного хора, к счастью, не осталось не заменённым властями . Админис трац ия го­ род а о казалась прозорливой и смогла оце­ нить уникальность й перспективность начи­ нающего коллектива . Хор бьш в зят под со­ от в етст вую щую о п е ку, ему предоставлены постоянные помещения для репетиций и выступлений, решаются другие его насущ­ ные проблем ы. А коллектив этот действительно уника­ лен . Все дело в том, что в течение долгих десятилетий в нашем народе была утеряна традиция хорового пения . Утеряна вместе с уничтожением, забвением духовной правос­ лавной музыки, принципы которой состав­ ляют саму суть русского хорового пения . Поэтому даже в самое ста бил ьное вр емя у нас в с тране насч и ты в а лос ь ли шь нес коль­ ко подобных коллективов, которые, тем не менее, пользовались славой и за рубежом, и в своем Отечеств е. Сегодня с и туац ия с хо­ ро в ым и коллективами мало изменилась, зато меняется отношение к духовному на­ следию Руси . И Л ип ец кий камерный хор, один из немногих в Центра л ьном Ч ерно­ земье , да и вообще в России , взялся за вы­ полнение труднейшей и благороднейшей миссии возрождения русского хорового пе­ ния . В коллективе около тридцати человек . Все он и му зы канты-профессионалы, выпус­ кники Л ип ец кого музыкального-училища имени К . Н . Игумно в а ( класс преподавателя Л. Ко зловой) и музыкальных вузов страны . Н е которые из них поют в церковных хорах . Художест в енный ру ководитель и дири­ жер хора — Игорь Цы лин . Пос ле оконча­ ния нашего музыкального училища он был студентом Казанской консерватории, учил­ ся у знаменитого хорового дирижера А. Ка­ зачкова. 80-летний маэстро является од­ ним из немногих носителей уникальной традиции синодального хорового пения. Тщательная работа И. Цылина с хором над звуком, качеством и изменчивостью во­ кального тона, его мерцанием, чувство меры, стиля, формы исполняемой музыки — все это, видимо, впитанные дирижером приметы школы замечательного мастера. Подготовленная Л ип ец ким камерным хором программа, прозвучавшая на днях в малом зале областнОго Дворца культу­ ры, состояла из духовной православной музыки и сочинений русских композито­ ров . Все прои з в еден ия исполнялис ь а ка ­ пелла . С лу шате ли по зна комились с литур­ гическими песнопениями Ипполитова-Ива- нова . Ар ханге л ьс кого, Давйдовского, Чес­ ноков а. Хор исполнил две части из литур­ гии Святого Иоанна Златоуста Чайковско­ го и Хоровой концерт Архангельского . Программа очень с ложн ая. И , тем не ме­ нее, молодой коллектив справился с нею . Голо са з вуч а ли строго и в оз вышенно, ув­ лекая слушателей своей неприхотливой изменчивостью, подвижностью, отличны­ ми тембровыми сочетаниями пения . Но И. Цы лин д а л е к от эйфории первых успешных выступлений коллектива, пре­ красно понимая, что хор находится в ста­ дии становления, что главным сейчас яв­ ляется упорная, кропотливая, тщатёльней- шая рабо та. Работа над самой разнообраз­ ной музы кой —русской, зарубежной, куль­ товой, светской . Н , ИВАНОВА. Из дальних странствий возвратясь. ПОСЛЕ АТАКИ Х ОР О Ш О ПОСИДЕТЬ С П РОТИ ВН И КОМ З А ОДН И М с т о л о м • • • ПРИ УСЛ ОВИИ , что БОЙ БЫЛ УЧЕБНЫМ Н а фоне д р ам ат и ч е с к и х и п ан и ч е ски х но ­ в о ст ей , д о б и в ающ и х о ст ат к и о пт и м и зм а у б е зм о л в ст в ующ е го - н а р о д а н е к о г д а в е л и ­ кой ст раны ,, п очт и н е за м ет н ы м о ст ал о сь со быт и е , в з в о л н о в а вш е е , т ем не м ен е е , а в и ­ а ц и он ны е к р у г и Р о ссии . В п е р вы е в и ст ори и сл ож н ейш е го и и зм ат ы в а ю щ е г о в о е н н о г о п р от и во ст о я н и я З а п а д—В ост ок ро ссий ски е а в и ат о р ы в ст р ет и л и с ь л и ц о м к л и ц у , по с ут и д е л а , с бы вш им « в е р о ят н ы м п р от и в ­ н и к ом » . Н о не н а в ой н е , а н а с в о е о б р а зн ом р ы ц а р с к о м т у р н и р е , с л у ч а й н о с о вп а вш ем с п р а з д н о в а н и ем 75 -л ет ия ВВС Юж но-Аф ­ р и к а н с к о й р е с п у б л и к и . Н а г р а н д и о зн о е а в и ­ аш о у в Ю А Р бы л и п р и г л аш е н ы р у к о в о д ст ­ во ВВС и в е д ущ и х с ам о л ет о ст р о ит е л ь ны х ф и рм Р о с сии , а т акж е л у чш и е л ет ч и к и и а ви а ц и о н ны е сп ец и а л и ст ы наш ей ст р а ны . З а м ет и м : х от я у ч а ст и е н аш и х ф и рм в р а з л и ч н ы х а в и а с а л о н а х да вн о ст а л о н е зы б ­ л ем о й т р а д и ц и е й , н а эт от р а з к онт а кт ы выш ли н а п р и н ц и п и а л ьн о н о вы й у р о в е н ь . Н е о г р а н и ч и вш и с ь р е к л а м н ы м п о к а з о м 'а ви а ­ т е хн и ки в в о з д у х е , х о з я е в а и го ст и о р г а н и ­ зо в а л и и п р о в е л и до и п о сл е ш о у б о л ьш ую . с е рию с о вм е ст н ы х у ч е б н о -т р е н и р о в о ч н ы х п о л ет о в . П о л ет ы в к лю ч а л и п р а кт и ч е с к о е зн а к о м ст в о с а ви ат е х н и к о й соп е р н и к о в , р е ­ а л ь н ую о ц е н к у б о е вы х во зм ож но ст ей с а м о ­ л ет о в , м а ст е р ст в а л ет ч и к о в в уч е б н ы х в о з ­ д уш н ы х б о я х . Ч ит ат е л ям «Л Г » , в и д и м о , п р и ят н о б у д ет у з н ат ь , чт о в небо А ф р и к и с р е д и в е д у щ и х л е т ч и к о в - и с п ы т а т е л е й ст р а н ы п о д н и м а л и с ь л и п ец к и е л ет ч и к и , х о ­ р ош о и з в е ст н ы е ш и р о к о й п у б л и к е п о и х п о л ет ам н а т а к п о лю б и вш и х с я в з р о с л ы м и д ет ям а в и аш о у н а н аш ем во ен н ом а э р о д ­ р о м е . Это за сл уж ен ны й во ен ны й л ет ч и к РФ п о л к о в н и к Х а р ч е в с к и й А л е к с а н д р Н и к о л а ­ е в и ч , в о е н н ы й л ет ч и к - с н а й п е р п о л к о в н и к ■ Ст ац енко В л а д и м и р В а си л ь е ви ч , лет чик -ис- п ы т а т е л ь 1 к л а с с а п о л к о в н и к П е т р о в А л е к с а н д р П ет р о в и ч , во ен ны й л ет чи к -сн ай ­ п е р п о д п о л к о в н и к К у л еш и н И г о р ь Ю р ь е ви ч . Б о ево е у п р а в л е н и е экип аж ам и н а а в и а б а з а х Ю А Р у с п еш н о в ы п о л н я л и н аш и л у ч ш и е ш т у рм а н ы п о д п о л к о в н и к Л о б к о в ск и й С ер ­ гей И в а н о ви ч , м а й о р У сенко Ю рий И в а н о ­ вич . П о с л е п р и бы т и я в Л и п ец к с эт им и з а ­ м е ч ат е л ь н ы м и а в и ат о р ам и в ст р ет и л с я во ­ ен ны й о б о зр е в ат ел ь «ЛГ» Ю . ЦЫ ГАН О В . — Какие цели, на ваш взгляд, преследо­ вали организаторы этого беспрецедентного со­ ревнования в небе? А. Харчевский: — Военно:.техническое со­ трудничество, в частности, дает возможность представить более достоверную картину по­ ложения дел у зарубежных коллег и учесть их опыт. Совместные военные учения и так ­ тические упражнения позволяют показать и другой стороне свою силу, а силу уважают и противники, и союзники. Осознание этой силы влияет на взаимную безопасность, а значит, способствует укреплению мира. К сожалению, ударная мощь авиации часто демонстрирует­ ся в военных конфликтах, гибнет мирное на­ селение, поэтому наш мирный опыт междуна­ родного военного сотрудничества, думаю, пос­ лужит добрым примером. Думаю, что военное руководство ЮАР чувствует настоятельную не­ обходимость в обновлении самолетного парка и совершенствовании подготовки летного со­ става. Наши же самолетостроительные фирмы за­ интересованы в расширении рынка сбыта. Так что интерес был обоюден. — — —— — г а е С Г Р У ^ Г Г ж и ль- _ — Как вы считаете, у нас есть шансы по­ бедить на южноафриканском рынке, тради­ ционно занятом нашими конкурентами из США, Франции, Англии? А. Харчевский: — Надеюсь. Ведь наши са­ молеты не уступают по своим качествам луч­ шим американским образцам, а предлагаем мы их по более низкой цене. — Как прошел перелет наших самолетов на такое огромное расстояние, были ли ка ­ кие-либо сложности? И. Кулешин: — Самолеты МиГ-29 в разо­ бранном виде вместе с техническим персона­ лом и имуществом уместились в грузовом от^ секе знаменитого Ан-124 («Руслана»), который сам по себе вызвал восхищение специалистов. покрыв расстояние в 10000 километров за 14 часов с одной посадкой в Дубае. Сборка само­ летов и их подготовка к полетам на авиабазе «Худспруйт» (северо-запад ЮАР) выполнена на-, шими специалистами рекордно быстро, за 30 часов. Самолеты Су-30, Су-35 вообще добира­ лись самостоятельно, за счет исключительно вы­ соких летных характеристик и наличия совре­ менных средств самолетовржд^ия,,отвечаю­ щих лучшим миров)Ым обр&зцйм. ' — Каковы самые интересные впечатления от пребывания на незнакомой авиабазе? К). Усенко: — Прекрасное состояние всех аэродромных сооружений, ухоженность, мно­ гочисленная и хорошо организованная охрана. Современные командные пункты, средства уп­ равления, оснащенные по последнему слову техники,— комфортабельные рабочие места, комнаты для занятий, отдыха.' Четкая органи­ зация работы, хорошее питание. (Не хватало черного хлеба и первых блюд, все остальное — в избытке). Во всем чувствовался строгий, не­ рушимый порядок, нами уже подзабытый. — Что можно сказать о подготовке южно­ африканских летчиков? В. СтаЦенко: — Это настоящие профессио­ налы. И неудивительно! Боевые семолеты они начинают осваивать, имея не менее 800 часов налета на учебно-тренировочных, типа «Импа- ла», на котором и нам довелось, кстати, по­ летать. В год налетьшают по 230-250 часов. Ле­ тают до 41 год а, после чеГо уходят в запас и работают в гражданских авиакомпаниях . Ч то , к слову, решает проблему их занятости . К тому же от п адает необход имос ть с п ец и а л ьной под­ го то в ки пилотов для' гражданской авиации . Довол ьно знач и те л ьно он и ус ту п ают наш им пило там в подго то в ке к полетам в сложных метеоусловиях и ночью, видимо, из-за несовер­ шенства бортового оборудования своих самоле­ тов . — А каковы их самолеты-истребители? А. Петров: — Наиболее современная маши­ на — «Мираж-3 82 «Чита» французского про­ изводства. По основньгм летным характеристи­ кам он уступает самолету МиГ-29 в 2-3 раза, по эффективности оборудования — в 1,2-1,5 раза. Разрыв между остальными самолетами, более старыми, и МиГ-29 еще больше. Что ка ­ сается Су-30 и Су-35, то самолеты такого клас­ са уникальны в мировой авиации, им вообще нет аналогов. — А как все это проявилось в тренировоч­ ных воздушных боях? В. Стаценко: — Летч и ки ЮА Р прод емон­ стр иров а ли в е ли колепное владение своими са­ молетами, слаженность действий . Мане вриро­ в ан и е в ы полняли н а пр еде л ах во зможностей свои х маш ин . Одн ако превосходство наших са­ молетов было слишком очевидным, да и наши летчики смогли продемонстрировать это пре­ восходство в полном объеме . Мы не проигр а ли ни одного во здушного боя. — К а к складывались личные взаимоотно­ шения пилотов после «боев»? A . Петро в: — Пон ача лу чувс т вов а л ась не­ которая настороженность . Возможно , это объ­ ясняется определенной идеологической инер­ цией, тем, что такой прямой контакт между нами произошел впервые . Одн ако постепенно этот ледок таял . B. Стацен ко: — У профессионалов так бы­ вает часто, уважение достигается не официаль­ ными разговорами, а совместной работой, об­ щим риском, «■чувством локтя» . И. Кул еш ин: ^ Э то особенно проявилос ь в пол етах на наш и х само л етах с д войн ым у пр а в­ л ен и ем , на которых были «провезены» все учас­ твовавшие в боях летчики ЮА Р. Воздух быст­ ро сб лиж ает пило то в , хотя, бывает, и ненадо­ лго . А . Харче вс кий: — Думаю, что уважение, которое внушила наша неплохая техника, до­ сталось и нам . Е сли это по ш ло н а пол ьзу де лу . тем более приятно . С. Лоб ковский: — Добавлю, что руководст­ во ВВС ЮАР как предупредительные хозяева постаралось организовать наше знакомство со своей страной, ее великолепной, чисто афри­ канской природой, достопримечательностями . Мно гие из нас побывали в семьях коллег, поз­ накомились с их бытом . Все сн им а ли н а вид ео­ камеры, получился хоть и любительский, но фильм . — А вс е-та ки каков же быт их военных? И. Кул еш ин: — Хорош ий вопр ос. Но ком­ ментировать его не хотелось бы. С кажу толь­ ко, что зарплата офицера превышает нашу при­ мерно в 10 раз и выплачивается регулярно . Ж иву т в служ ебных коттеджах из нескольких комнат, спешен, гостиной, кабинета и прочих помещений . К концу службы каждый успева­ ет в рассрочку Купить себе жилье в Претории, Иоганнесбурге или еще где, по желанию . Ю. Усен ко: — Быт у них налажен непло хо. Поражают св оей ч ис тотой п ар ки, скверы, дома . Удручающе розные и ш иро кие автодороги, много довольных, жизнерадостных детей. — Одна ко с приходом к власти Нельсона Манделы черное большинство, получив поли- я е в ч « ' “ ^ ^ 5 в четыре» , я е е т е е и 6 е . , _ , я --------- тиЧеские права, не улучшило своего экономи­ ческого положения . Ч то в ам уда лос ь у вид еть с в еж им в зг лядом? А. Петров: — Неравенство белых и черных во всех смыслах заметно. Среди офицерского состава авиации черных, по-видимому, мало. В городах они живут в предместьях, где броса­ ется в глаза бедность, агрессивность людей. Появляться там белому небезопасно. — В начале нашего разговора речь шла о взаимных уроках, которые стороны намере­ вались извлечь. Каковы же эти уроки? А. Харчевский: — Что касается их уроков, судить могу по совместному отчету, который, на мой взгляд, достаточно объективно отража­ ет мнение командования ВВС ЮАР о нашей авиатехнике и подготовке летного состава. Они весьма скрупулезно отметили и некоторые не­ достатки нашей техники, которые мы сами выявили гораздо раньше и сейчас устраняем. Наш же основной урок состоит в том, что об авиации надо заботиться. В авиации нет и не может быть мелочей. Как театр начинается с вешалки, так и авиация начинается с дома, из дверей которого летчик, попрощавшись с женой и детьми, уходит на полеты, с автобуса, в который он садится, с дороги, по которой этот автобус поедет..". Неуважение общества к не­ легкому труду летчика, штурмана наведения, техника приводит к глобальной потере самоу­ важения, порождает безразличие, равнодушие^, а то и ожесточение. Весь этот отрицательный эмоциональный заряд переносится на аэродром, -приводит к некачественному выполнению бо­ евых задач, а то и к тяжелым .летным проис­ шествиям. России не обойтись без современной авиа­ ций, поэтому за прошлые, сегодняшние и бу­ дущие просчеты придется заплатить непомер­ но большую цену. Напомню, что сейчас у нас прекрасная техника, созданная трудом целых поколений авиаконструкторов, ценой жизни многих летчиков-испытателей, летчиков стро­ евых частей. Опытные экземпляры этих машин поднялись в воздух еще в конце семидесятых годов, с тех пор шел длительный процесс дове­ дения их качеств до сегодняшнего уровня. Сей- ю т з а р п л а т у « час же многие ОКБ (опытно-конструкторские базы) переживают тяжелые дни из-за краха системы финансирования. Многие перспектив­ ные разработки заморожены, научно-производ­ ственные коллективы распадаются. Пока что Россия, в основном, «проедает» доставшееся ог' СССР наследство. Останется ли она ведущей авиационной державой? Многие задают себе этот мучительный вопрос. И. Кулешин: — Л ично я н а л ета л в этом году 43 часа , с учетом командировки в Африку . Пе­ ред этой п оезд кой даже не дали толком потре­ нироваться . У мо и х то в ар и щей на л ет' гораздо меньше. Постоянно гото вимся к по .тетам и жд ем , ждем, ждем ... то плив а. Хотя добыча нефт и в России по ка не прекратилась, насколько я знаю . Та к и утрачиваются нелегКо приобретенные лет­ ные навыки, так и готовим молодежь ... В. Стацен ко; — Ни одна страна не продает ■новейшие образцы самолетов, не перевооружив свои собственные ВВС. Но у н ас , по-видимому, финансовое положение отрасли сейчас настоль­ ко тяжелое, что мы вынуждены с молотка про- ' давать бесценные научно-технические разработ­ ки, и то не здорово получается . Но как бы ни было тяжело стране, здравый смысл должен поб едить. Обидно, что, посадив на голодный паек всю страну, алчное чиновничество себя не огра­ ничивает ни Б чем. Их в Африку слетелось я,внс больше, чем требовалось для дела... И. Кулешин; — А вот у южноафриканцев я не заметил ажйотажа и излишней помпезности. ■: Планированием полетов и общим руководством занимался заместитель командира эскадрильи майор Питер Аккерман. Он же подписывал все основные документы. У нас такие мероприятия без генералитета немыслимы. Не потому, что я не уважаю опыт и умение наших генералов. А потому, что трудиться в воздухе приходится (и всегда приходилось) капитанам и майорам, и им надо доверять, их надо к этому готовить... Не первое столетие идет в России истори­ ческий спор между западниками и славянофи­ лами, с переменным успехом, с мордобоями и переворотами, с фаворитами и фаворитками, с политическими убийствами и неискренними по­ каяниями. То превозносим свое отечественное и косте­ рим почем зря сытый и потому тлетворный, за ­ евшийся и загнивающий Запад. То лижем ему сапоги, с лукавым азиатским прищуром пог­ лядывая снизу вверх на реакцию благодетеля, на-деясь сорвать подачку. Но Запад — не до­ брый Санта Клаус, спешащий с рождественски­ ми подарками в наш дом — Россию. У этого хорошо упитанного, привыкшего командовать белого дядьки крепкие кулаки и огромные день­ ги. Он и сам сильно уважает кулак и доллар. Остальные «общечеловеческие» ценности он нередко оставляет нам, на скудное пропитание тела и успокоение души. Великий Петр, заискивая перед голландски­ ми корабельными гиютниками, предками совре­ менного^ бура-южноафриканца, знал, для чего он это делает, где, сколько кораблей он потом построит. Будучи равнодушен к еде, роскоши, праздности, он не нуждался в многотысячной охране, в бронированных каретах и льстивой дворне. А если бы в то время какой-нибудь чокну­ тый русский Ле в ша сооруд ил и з подручн ых ма ­ тер и а лов оп ытный л етате л ьный а пп арат , он бы на нем первый и слетал ... Одна ко Богу — Богово, кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево ... Пра ви те л ь до лж ен пр а ви ть , рабочий — работать, крестьянин — пахать, а летчик — летать . И врод е бы Еш кто не против ... Броме вор а , который не хочет сидеть в тюрьме! Часто слышишь слово «потенциал» ._^ Д ес­ кать, у нашей страны огромный военный, на­ учный, экономический, духовный и прочий потенциал . Особенно любя т это с лово оп т имис­ ты от демо кратии, этакие сытенькие бодрячки, обещаюпще «и белку, и свисток ...» в св ет лом бу дущем. «Жа л ь то л ь ко, жить в эту пору пре­ красную уж не придется ни мне, 'ни тебе» . И , задавая многим людям даже с высшим 1 'гхни- ческим образованием вопрос: «А что та 1 сое по-, тенциал?», в ответ я слышал различную чушь, косвенное свидетельство «фундаментальности» нашего образования . Пр ави^пьно ответил только ученик 8 Класса: «Потенциал — это работа» . Мо лод ец! Имеет смыс л говори ть о по тенц и а л е ли шь тогда , ког­ да может быть совершёна определенная ^рабо­ та; построена электростанция, сдан жилой дом, взлетел новый самолет . Ду тые мус кулы не спо­ собны вложить силу в руку и совершить рабо­ ту, ручей денег из банков в ларьки и обратно, беспредельное воровство под бесконечную го­ ворильню — это не работа и никакой не потен­ циал . Боюсь , нет пока силы, которая может научить и заставить страну напряженно рабо­ тать . Поя ви тся та кая сила — выживем . За пис а л Юрий ЦЫ ГА НОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz