Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
не ог орч айте с ь, м аэ с тро ! 11 Ноября 1995 г. > гт-7 меня н е к ому защ итить... (Окончание. Начало на 5-й стр.) Но вот, что он таскается, Марию Карловну не устраи вало. Брезговала. Она—дво рянка. Из старинного рода Давыдовых. Отчим ее Давы дов был крупнейший изда тель, как; и знаменитый Сы тин, Он выпускал, в частнос ти. известный журнал «Мир божий». Говорят, из него-то и вырос нынешний «Новый мир» . С Куприным Марию Карловну познакомил, кста ти, Иван Бунин. —У них, по-моему, был ребенок? — Да, дочка Лидия. Она покончила жизнь самоубий ством. — Как? Почему? — Темная история. Это было в 30-е годы. Лидия не уезж ала с Куприным в эмиг рацию, оставалась с матерью здесь. Мария Карловна раз велась с Куприным еще до революции, потом вышла за муж за Иорданского. Он был какой-то полпред Советско го Союза за рубежом. У него тож е трагическ ая судьба. Мария Карловна осталась одна. У Куприна была вторая жена. Он вернулся в Россию в 36-м году, ^ е больной, по хоронен на Волховом клад бище. Мария Карловна, тем не менее, его встретила по приез,цу. Она переписыва лась с Буниным, с Горьким — я эти письма видел. Сама она состояла до революции в партии эсэров. Умерла где- то в 68-м году. Но не в бед ности. С ней дружил Корней Иванович Чуковский, | риез- жал к нам в квартиру. Я тоже ездил к нему в Переделкино — выполнял мелкие поруче ния Марии Карловны, пере давал письма. — Зачем Чук овск ому это было нужно? Он —зна менитость, и вдруг — все ми позабытая купринская старуха-вдова? Или тогда люди не делили ближних и да 1 льних на «нужных» и «ненужных»? Это был дру гой мир? — Да, это был другой мир. С другими критериями. Пос мотрите на фотографии; Ма рия Карловна из обеспечен ной семьи, жила в юности и молодости в полном благо получии, говорила свободно и по-французски, и по-не мецки, и по-английски, но всегда далека была от мате- риального интереса. Совер- ■шенно. Правда, одно время ; она сильно запила. Я еще был мальчиком. А ей было за 70. Вдобавок курила. Но од- - наж,ды резко бросила и то, и другое. Только писала, рабо тала над мемуарами. У нее есть книга и о Мамине-Си- биряке. У меня она была с ее дарственной надписью, но, как говорится, «зачитали». В средствах мы были стеснены. Мама — швея, мас;тер по пошиву женского плс(тья, папа — до войны ра- бо 1 гал паркетчиком, но вер нулся с прострелянными ко ленями, инвалидом 2-й груп пы,, вынужден было пойти ра ботать техником-смотрите- лем, управляющим домами. Деньги по тем временам скудные. Мария к1арловна, помню, выписала мне журнал «Ю1ность», который тогда на чал выходить, журнал «Сме на».., А я еще читал у нее до- ре волюционные ж ^ налы «Земля» и «Знание». Там пе чатались не только Куприн, Арцибашев, Бунин, Горький, НО' и, скажем, Муйжель, ко торого все забыли, акмеис ты, символисты, весь этот де- ка;данс. Там же вдруг попа дался. . . Самуил Маршак . Тоже с декадентскими стиха ми. Для меня это было от крытие. Я приносил в школу, показывал. Это было откры тием и для моей учительни цы. А я ее очень уважал. Ма медо бо р у до в ан и я . Сам я к ак - т о о т в е з эл е к т р о к а р д и о с т и му ля т о р . . . — Р е ж и ссе ры , н а в е р н ое , з а к ол а ч и ваю т су м а с ш е дш и е де н ьг и ? — П о - р а з н о м у . Мы — г о с у д а р с т в е н н а я т е л е к о м п а ния, и, д ай Бо г , е сл и д е л а еш ь сп о н со р с к у ю п ер едач у . Со в с е м д р у г о е д е л о — НТВ. Т ам ц ен ы к руч е. А у мен я о к л а д — 171 ты сяч а . Ещ е п р е ми я — 2 - 3 о к лад а и п о с т а н о воч ные, в з ав и си м о ст и от п е р едач и . Ск аж ем , « Семей н ы й к ан ал» — 1 5 0 ты ся ч . В с е г о п о лу ч ает ся ты ся ч 7 0 0 . Но не в э т о м д ело . Вы в и д ел и эт у Ищ еи н ск ую б о л ь н и ц у? Ск аз к а ! Вооб^ ще- то он а 1 9 0 4 г о да р ож ден и я и д о н е г о , у мен я д аж е к ассе т ы со х р а н и л и сь — мы са м и з а п и сы в али . По т ом, е ст е ст в е н но, з аст о л ье . Я слыш ал : мол, Вы со ц к и й п ьет си льн о . Но он т о г д а к ак р аз н е п ил. За ст ол со б и р а л и сь з ав к л у б о м , д и р е к т о р з ав о д а , в се п р о си ли е г о п еть , но он в се г д а т о р о п и лся : мол , сем ь я , д ет и , а в о т м о и х д р у з е й - с т у д е н т о в не о б и д ь т е . И, п о п и в б о р ж о ми , у ходи л . Мы с Ген ой « п ро д о лж али » . Н ам э т о н р а в и ло сь . — А и з общ е н и я с Вы со ц к и м ч т о - т о з а п о м н и л ось? — М ы в с т р е ч а л и е г о о бы ч н о в о з ле т еат р а . Он вы х о д и л в к о р и ч н е в о й т а к о й д у б лен к е . Су дя п о г о ло су , я 1 Ш а Р П I З П Ш р и я К а р л о в н а сп р аш и в а л а : «Что ч и т ае т в аш а у ч и т ел ьн и ц а ? « — « П а у ст о в ск о г о , — г о в о р и л я«. — «О, — р е з ю м и р о в а л а он а, — з н ач и т , х о р о - ш ая у ч и т ел ь н и ц а « . Я б еру и з ру к Вл ад и ми р а Иван ови ч а к ниж к у К уп ри н ой - И о р д ан ск о й «Годы м о л о д о с ти . Во сп ом и н ан и я о К у п р и не» , — сер ен ьк ую , н о х о р о ш о со хр ан и вш ую ся . Точ ь-в - точь такую и з зав од ск о й б и б л и оте к и я тож е ч итал л ет3 0 н азад . Стр ан н о и гр у стн о те п ер ь л и стать это т«дубликат» — он ещ е п омн иттр еп етп ри к о сн о в ен и й ж ены того , к ого я сч итал о д н о й и з в ер ш и н р у сск о й п р о зы и у к о го уч и л ся н е тол ьк о п и сьм у , н о и ж и зн и . На к н и ге н ад п и сь: «Иван у И в ан о в и ч у К у р о п атк и н у н а п амять отавто р а М. К уп р и н о й -И о р д ан ск о й . 1 -го я н в а р я 1961 года» . Я мы сл ен н о ещ е там, в тех отл етев ш и х н а в сегд а от н а с д н ях , н о в р у к ах у Вл ад и ми р а И в ан о в и ча м ел ьк ает ещ е од и н сн и м о к : М о ск в а , К р асн ая п л о щ ад ь, са м Вл ад и м и р И в ан о вич , н езн ак омый муж и к и еще од и н , ли п ец к и й , к ото р о го я зн аю , к ак обл уп л ен н ого ... — Рыж ий? Климов?! — Точ н о . Глав а а д м и н и с т р а ц и и Ч а п лы г и н ск о г о р а й о н а . М ы п о з н а к о м и л и с ь с н и м , к о г д а о н ещ е бы л п р е д се д а т е л е м р а й и сп о л к о м а в К р а сн о м . Д о т ош н ы й , с и м п а т и ч н ы й ч ело в е к . Во в с е в н и к ает . Всю д у е м у н адо р а з о б р а т ь ся — ч то , з ач ем , п о ч е м у ? Т ак о й , з н а е т е , р ы ж е н ь к ий , лы се н ь к и й х и т р о в а н - му ж и ч о к . В с е на ю мо р е , т у д а - сю д а . . Но д е л о с в о е з н а е т т у г о . Обы ч н о , к о г д а мы с н и м а ем , он с н ами . А т у т п р и ех али в Чап лы г и н , с н и м а е м — б р и г а д а п о ст о я н н ая , ч т об н е в ы з ы в а т ь н а с т о р о ж е н н о ст ь , к ак о бы ч н о бы в ает , а е г о нет . — Ну да, вы-то привы кли, чтоб встречали, как президента? — У н а с д е в и з : п о п р и е з д у н и з а ч т о н е х в а т ат ь ся , ни к ч ем у н е п р и к а са т ь ся . О б я з а т е л ь н о и з м а ж еш ь с я с в е ж ей к р аск о й или п р о в ал и ш ь ся б о т и н к ом в г о р я ч и й , т о л ь к о н ак ат ан н ы й асфал ь т . Н у в о т . А К л и м о в а н е бы ло . К н ам п р и ст а в и л и е г о з ам е ст и т е л я . Ст о я л а в есн а . Св е т ло . Раз д о л ь н о . Я о п е р а т о р у г оворю : «Д авай сн и ма т ь в се х рыж их» — лю бо п ы т н о , к ак э т о е м у д о н е су т ? Т ем б о лее , он т о льк о - т о льк о п ри н ял д ел а в Чап лы г и н е и, д е й ст в и т ел ьн о , бы л си л ь н о з ан я т . И в о т в еч ер . Вс т р е т и л и сь . Он ср а з у : « Слуш ай , К у р оп ат к и н , ты ч ег о , ел к и - п ал к и , п о Ч а п лы г и н у в се х р ыж и х со б р а л ? Чт о э т и м х о ч еш ь ск азат ь?» — Я г о во рю : «Да вот , Ни к олай П е т р о в и ч , н е у с п е л и вы в Ч ап лы г и н п р и бы т ь , к ак уж е в о к р у г п олн о рыж их» . — А п оч е м у на сн и м к е вы с н им в М о ск ве ? И к то тр е ти й ? — Т р е т и й — э т о Бо р и со в , з ам е с т и т е л ь н ач ал ьн и к а р е ж и м а Т В «Остан к и н о» . Тож е у р ож е н ец К р а сн и н ск о г о р а й о н а Л и п ец к о й о б ла ст и . В 8 7 - м, п омн и т е , бы л « Пр ож ек т ор п ер е ст р о й к и » ? К о г д а о д н аж ды мы с к о л л е г ами р еш и ли д в и н у т ь в т е м е ст а , т ам п е- р е п о л дщ н л и с 1 | и . й м е н н о ч е - 1 р е з В б р й ' С о в а ' й а в о д и л и ' « мосты» — ч то , д а к ак ? А сн и мо к . . . Мы с Л и д и е й Гр и г о р ьев н о й Ор ло в о й п о сы л ал и в К р а сн и н с к и й р ай о н м е д о б о р у д о в а н и е . В сч е т св о е г о г о н о р ар а . Ну, з н ает е , д о г о в о р и л и сь с о д н о й ф и р мо й , и о н а в м е с т о т о г о , ч тоб о п ла т и т ь н аш у р або т у , п о с т а в и л а в К р а с н о е в с е э т и « п р и ч ан далы » . Т ам бы л и и р а з о в ы е ш п р и ц ы , о к о т о р ы х т о г д а на п ер и ф е р и и см у т н о з н али . Во т т о г д а в М о с к в у и п р и езж ал К л и мо в , бы л а м а ш и н а и з б о л ь н и ц ы . Мы им в се вр уч или . — Д а , но г оворя т , та к и е п ода р к и з е м л я к а м вы д е л а л и н е р а з и н е д в а . Ск ольк о и х было в общ е й сл ож н ост и ? На к ак ую су м му? — Ч е ст н о г о в о р я , мы н е сч и т али . Д е л а ем эт о , к о г да е с т ь в о з м о ж н о с т ь . В п р о ш лый р аз в Ищ еи н ск ую б о л ь н и ц у сам и о т в е з л и и м п о р т н ую и н в али дн ую к оля ск у с т о и м о ст ью 6 0 0 д о л л ар о в . Ещ е р ан ьш е — о б о р у д о в а н и е для о п ер ац и о н н о й . А ч ер ез К р а с н о п р е с н е н с к о е о б щ е с т в о м и л о с е р д и я — и м п о р т н ы е ш п р и ц ы . Наш и ж е, елец к и е , п о с т а в и л т а м о ш н и й з а в о д Н шш 'Шш М> шШ ММ^ жшштЖт. 9 0 - х г о до в не з н а л а ни о д н о г о к ап р емо н т а . Но т ам п р е д се д а т е л ь к о л х о з а — Се р г е й Ни к олаеви ч К удельк и н . Эн т у з и а с т ! Н а с т о я щ и й м у ж и к ! Ск аж е т — сд е л а е т . Ег о х л о п о т ами бо льн и ц у п е р е ст р о и ли , р е к о н с т р у и р о в а л и . В п а ла т ах — ш к афч и к и , ш т о р о ч - к и, в се - в се , д аж е х о л о д и л ь ник и , а в х олле — фон тан . Эт о — в в о сь м и к и л о м е т р а х от р а й о н н о й б о л ь н и ц ы . О н а с т р аш н о п е р е п о л н е н а . А в Ищ е и н е мож н о т е п е р ь с д е ла т ь г а ст р о л о г и ч е с к о е о т д е лен и е . Л еч и т ь я з в е н н и к о в — и х н ав алом . Я д умаю , Н и к о л а й Ильи ч Малю к о в , з а в е д у ю щ и й о б л з д р а в о т д е л о м — с а м х и р у р г , ле г о ч н и к , о ч ен ь и н т ер е сн ы й , д ея т ел ьн ы й о р г а н и з а т о р — со о б р а з и т , з а й ме т ся . . . За окнами — сумерки. Владимир Иванович продрог в своем стылом кабинете , как и я. Пора прощаться. Но не охота. Ча ша беседы с таким человеком неисчерпаема, п ье ш ь — не напье ш ься. Он достаетиз кармана блокнот с телефонами , и мы, уже было собрав шис ь идти, опять возвращаемся. На букву «В» в блокноте — Владимир Вы соцкий. — Эт о ст а р ы й е г о н о м е р — 1 2 6 - 5 9 - 9 1 . Г д е - т о в Но вы х Ч е р е м у ш к а х — т а м у н е г о бы ла од н о к омн а т н ая к в ар т и ра. Я с д р у з ь я м и у ст р а и в ал е г е п ер вы е к он цер ты . К ак р аз в ер н у л ся и з а р ми и , р або т ал на ТВ п ом ощ н и к о м р еж и с се р а на 6 5 р у блей , а д р у г а м о е г о Ген у М а т в е е в а в о ч е р е д ной р аз и ск лю ч и ли и з Щ у к и н ск о г о у ч и лищ а . Име н н о о т т у д а мн о г о р е б я т ст али а к т е р ами т еа т р а Ю р и я Л ю б и м о ва на Таг ан к е : Се р еж а Са в ч ен к о , Ви т али й Ш ап ов алов . . . Мы з в о н и л и к у д а - н и б у д ь в к луб и ли Д К — н а «Кали6ф> в М о с к в е и ли в п о д мо ск о в н ы й Д з е р ж и н с к и й ; « Вам н у ж ен к о н ц ер т Вы со ц к о г о ?» — «Ну ж ен » . Д е л о - т о — п о л у п о д - п ольн о е . Мы сп р аш и в а л и у Вл ад и ми р а Сем е н о в и ч а ц ен у и в се т ак о е . Он р або т ал у Л ю б и м о в а с 6 3 - г о г ода , э т о бы л р а сц в е т е г о к о н ц ер т н о й д е я т е л ь н о с т и . К а к р а з в ы ш е л ф и л ьм « Оп асн ы е г аст р оли » . Он з н а к оми л з р и т елей с п есн ями из 1 Н 1 д у м ал р ан ьш е — он вы со к и й . Но у мен я — м е т р в о се м ь д е с я т , а о н п о н и ж е — м е т р с е м ь д е с я т ч е ты р е и ли п ять. Хо т я т е л о сл о ж е н и е а т л е т и ч еск о е , сп ор т и в н ое , п лотный был муж ч ина. Я видел на сц е н е е г о м н о г о - м н о г о р аз . И в роли Гамлета, и Ги тлера. . . Но о с о б ы х р а з г о в о р о в у н а с с н и м не было . Где - к у да е д ем ? Ч т о - ч е г о ?. . — Он уже тогда остав лял впечатление лидера, человека, выбивающегося из толпы? — Ну , к о н е ч н о . И — ч ел о в ек а ц ельн о г о . И эт о п о ст о ян н о р осло . Оч ен ь з ап омн и л ся е г о к о н ц ер т в Д К з а в о д а « Серп и молот» , к от орый был п о зж е . Хо т я р ебя т а - ак т ер ы , б л и з к о с н и м з н а к омы е , н а зы в али е г о т ех н ар ем — ч ел о в е к ом , р аб о т аю щ и м н а с ц е н е з а сч е т а к т е р ск о й т е х н и к и. С н ами он д ер ж ал ся с д о ст о и н ст в ом . Бе з п ан и б р ат ст ва, н о и ст ен ы к ак о й - т о не было . Н о р мал ь н ы е [ эабочие о т н ош ен и я : ч ело в ек ехал р а бо т ат ь , а мы ем у п омо г али . Нам в ы г о р ало з а в еч ер п о 10 р у б л е й — б о л ьш и е п о т ем в р еме н ам ден ь г и . — А в подпитии вы его так и не видели? — Нет . Ни к о г да . Эт о п о т ом уж е ст ал о и з в е ст н о — и з о т к р о в ен и й М ар и н ы Вл ад и и т а к д ал е е . Я со б и р аю л и т е р а т у р у о н ем . Ск аж у лиш ь , ч то, к ак слы ш ал т о г да , в т е ат р е он т ож е д ер ж ал ся о с о б н я к ом . . . —Рядом с Высоцким на «В» — Саша Весна. Это — кто? — М о й ш к о л ь н ы й т о в а р и щ . А в о т ч у т ь в ы ш е — Бр еж н е в а Л ен а . Елен а Г р и г о р ьев н а . Я с н ей р або т ал , к о г да к в ласт и п р и ш ел Ч е р нен к о. Вы з ы в ае т в др у г одн аж ды г л а в н ы й р е д а к т о р Ег о р о в , муж ч и н а р ез к и й , с н емн ож к о к о сящ и ми г лаз ами ; «Так , К у роп ат к и н , з н а к омься ; э т о б у д е т т в оя в едущ ая в « М ам и н ой ш к оле» . Ее ф ами ли я — Бр еж н е в а , п о н я л? А э т о — К у р оп ат к и н . Т е б е в се ясн о , К у р оп ат к и н ?» Ещ е бы . Он а, о к а зы в ае т ся , ж ен а вн у к а Л е о н и д а Ильи ч а, н а з в ан н о г о в е г о ч а ст ь Л ен ей . Н о р м а л ь ная, си мп ат и ч н ая ж енщ и н а . По сп ец и ал ь н о ст и — ф а р м а к оло г и ли ч т о - т о в э т о м п ла не. Са м а в о ди ла св о и «Жи - О^ ли». Зв ал и мы ее п р о ст о Л е н о й , р а б о т а л и в м е с т е с п ол г ода — п ок а ж ив был К о н ст ан т и н Уст и н о в и ч , сд елали 7 - 8 п ер едач . Т е к ст ей в о с н о в н о м п и с а л а р е д а к т о р Л ю д ми л а Ге о р г и е в н а П о п о ва, х о т я а в т о р о м , к он еч н о , ч и сл и л а сь он а. В ее о б я з а н н о ст и в х оди ло е г о выуч и т ь и п о т ом ск а з а т ь . Д ел а л а он а эт о ср е д н е , ед в а в ы г о в ар и вала с п я т о г о дубля : « Зд р ав ст в у й т е , д о р о г и е мамы . Се г одн я мы р а сск аж ем вам, к ак п р ав и л ьн о п елен ат ь р е б е н к а. . .» На Т В мо н т аж — о сн о в а п ер ед ач и , н о Л е н а о бы ч н о си дел а с о ск у ч аю щ им видом. По ее сло в ам , он а о б ъе з д и ла в есь ми р и, к онечно, з д е сь уж е бы л о н е и н т е р е сн о . А одн аж ды см о т р и м : си д и т и в о в се к ак ая - т о т ак ая . . . «Лен , ты ч ег о?» — «У б аб уш к и — д е н ь р ож ден и я» . — «Ну, е з ж ай» . — Мы , п о п р ав де с к а зат ь , уж и не зн али , к ак с ней бы т ь . Я г оворю : «Да и нам ч е г о - н и б у д ь п р и в е з и от т уда вы п и т ь - зак у си т ь» . Редак т ор : «Ты ч то — о б алд ел?! Т ак и е сло в а ! . . За к а зы ! . . Д а н а с с р або ты выг онят ! » Но он а и с п р а в н о в се п р и в е з л а . Мы вып и ли з а з д о р о в ь е ее б а б уш к и — с у п р у г и Л е о н и д а Ильи ч а. И сч е з л а Л е н а с н аш е г о т в ор ч еск о г о г ор и зон т а так ж е вн езап н о , к ак и возни к ла. Эт о слу ч и ло сь п о сле смер т и Чер нен к о. —Владимир Иванович, у вас столько интересных встреч! А почему вы не скаж ете: самый замеча тельный человек — моя жена? — А эт о бы л о бы с к р о м н о ? К ст ат и , о н а т ож е сн и м а е т фи л ьмы — но н ауч ные и тольк о на меди ц и н ск ую т ема ти к у . Он а г лав н ы й р едак т о р « М е д и н ф о р мф и л ь м а » Р о с с и й с к о й А к а д е м и и н а у к — Татьян а Бо р и со в н а Щ ек аева. Самы й ст р о г и й мо й ф и т и к . Са м ы й п р и с т р а с т н ы й з р и тель . И ещ е . Зн а е т е , к ак г о вор и л Ст а н и сл а в ск и й ? Теат р — эт о не о т р аж аю щ ее з е р к а ло , а у в ели ч и т ельн о е стек ло . Во т и т е л е в и д е н и е — тож е. Т ольк о во м н о г о - м н о г о р аз си л ьн ей . Д о м я лю блю . Но б е з р а б о т ы м н е т р у д н о . У Щ и п ач ев а е ст ь ст р о к и , к о т о р ы е в се в р ем я в е р т я т ся у мен я в г олове: « Уп аси в ас Бо г п о з н ат ь з аб о т у — О . п р ош едш е й ю н о ст и туж и ть, ' Д ел а т ь н елю б и мую р або т у , С н елю б и мо й ж енщ и н ою ж ить» . Во т и я хо ч у так . Вр о д е п о к а п олу ч ает ся . Мы входим во двор, где высится первая советская те леба шня. В 50-е годы ее вид использовался как заставка в телетрансляциях перед нача лом кинокартин, футбола, «огоньков». Днем здесь зеле но и тенисто, как было в ста рой Москве. Сразу за забо ром — улица и метро. «За бор нарастили после октяб- ря-93, — говоритВладимир Иванович, пока мы идем к проходной с одиноким авто матчиком. —А до того мож но было просто перепрыгнуть оградку или войти в ворота. Эти чудаки из «Белого дома» махнули тогда в Останкино. А передача шла всю ночь от сюда , в двух шагах отних, при 12-1 5 охранниках». Ч е р е з ми н у т у мы н ы р я ем в м е т р о и р а с т в о р я е м с я в м н о г о л и к о й су т о л о к е . К аж ды й — св о е й д о р о г о й . Ю р и й Д Ю К АРЕВ. г . М о ск в а . ш ж М »ш яШ тт КА1 УБ111Д1Т { ■1ССИ1С1У10 ГОРДОСТЬ И ЧЕСТЬ... (Окончани е. Н ача ло на 1-н стр.) Они, граждане той державы, в большинстве своем очень гордятся своим флагом, своими историческими декларациями, своими традициями и порядкам и. В этой своей неуемной гор дости доходят до того, что ежеутренне торжественно поднима ют национальный флаг где-нибудь на ранчо в Техасе... А мы?.. Молоденькая дикторша на липецком телевидении, светло улыбаясь, произносит; «Сейчас фэны смогут насладиться фут больным зрелищем. А мы с вами прощаемся. Счастливого вам уик-энда». Надо же! У кого-то из зрителей, не исключено, от гордости дыханье сперло: во как можем, по-ихнему как бы меж ду прочим щпарим, точно В «Санта-Барбаре»! На смеси фран цузского (ах, извините, английского!) с нижегородским... Опустившись до такого примитивного уровня «отечествен ной гордости», не .могу не вспомнить также весьма примитив ный случай двадцатилетней давности. На рынке в Л и пецке не кий невоспитанный мальчишка, приехавший к нам со своей мамой-француженкой, плюнул в лицо не понравившейся ему русской тетке. Как все это произошло, не знаю, но Липецк гу де л: вон , мол, до чего дошло, вот что мы им, этим иностран цам, позволяем, они ж нам в морду плюют, а мы ... . Ах, какой ничтожный повод — грубая выходка юного ди каря из-за границы и— всенародное возмущение вообще «все ми этими иностранцами!» Но то было давным-давн о. Сегодня безро п отно терпим импортные плевки со всех ст орон. И не во з му щаемся, а ути раемся... Великая страна, великий народ принесены в жертву интере сам «мировой экономики» (читай: мировому капиталу). Мед ленно, но верно (впрочем,, гораздо быстрее, чем кажется) идет перерождение народного хозяйства с усилением сырьевых, до бывающих отраслей и исчезновением высокотехнологичных и наукоемких производств. Ведущие российские военно-косми ческие и авиакорпорации, которые невоз.можно просто «при душить» экономически, усиленно приглашаются к «сотрудни честву» с соответствующими «денежными мешками» Америки и Европы. Со своими высокими технологиями и «бесплатной», по западным меркам, интеллектуально-технической элитой они фактически начинают работать на западный военно-промыш ленный комплекс. Прочие предприятия, могущие составить конкуренцию западным, не мытьем так катаньем «затаскива ются» под контроль иностранного капитала, стремящегося не допустить их развития и проникновения на мировой рынок. Великая армия перекраивается и одевается на американс кий манер. Ее подразделения едва ли не отдают в услужение натовским генералам. Ее элитные части репетируют на заоке анских полигонах вместе с американскими солдатами действия «по разгону неконтролируемой толпы», в то время как на со бственной территории ей не хватает ни оружия, ни хлеба, ни денег ввиду приближающихся к российским границам натовс ких форпостов. Ну, какой там еще деятель «из-за бугра» не плюнул ь Рос сию? Что еще сделать, чтобы была она вечной прислугой? Рас тлить! Л и ш и ть исторических традиции! .ТГ и ш 1 , ' ;-лт5{ .ч в енно роя , ежечасно воспроизводится десятками отечественных ра дио- и телестанций, воспитывая нужного Западу рос сиянина. Потрясающее впечатление на тех, кто видел, произвел не давний телерепортаж о днях «русского искусства» в Нью-Йор ке. На экране мелькали знаменитые нью-йоркские галереи, уве шанные и уставленные произведениями современных и не очень «русских гениев». С моей, пусть не просвещенной в художес твенном смысле, точки зрения многие экспонаты могли бы при- видиться только в горячечном бреду и в эротических снах из вращенца. Не меньшую часть составили «шедевральные кол лекции», состоящие из обрывков кумачовых лозунгов, кусков колючей проволоки, пакостных выражений, навеянных ГУ Л А Гом. Ис кусство сие озарялось щедрым «зелененьким» дождем от американских доброхотов . И вос торженны ми о тзы вами по сетителе й. Прив еду хара ктерное высказывание пожилой аме риканки: «Я счастлива, что, наконец, узнала Росс ию... КГБ, ГУ Л АГ ... К а к мне повезло, что я живу в Америке!» Ну, что можно сказать? Молодцы, ребята, вы славно пора ботали ... Но русский орешек вам все-таки не по зуба м. Мы еще со времен царя Петра и русско-шведской войны не брезгуем брать уроки . Поуч имся и у вас отношению к Закону и Конституции, к Правительству и Парламенту, отношению к выборам, осознавая, наконец, что каждый из нас — это и есть народ, которому служат и Закон, и власть . Н арод , перед кото рым эти власти — в обязательном ответе . И который сумеет противостоять столь желанному для вас «массовому впадению в идиотизм» . Русс кие всегда были хорошими учениками, а по том нередко превосходили учителей своих . И подъ емом гордо го росс ий ского флага отмечали свое превосходство над быв шими учителями . А уважению к своему флагу, к своей истории и к своему будущему россиян учить не надо. г. Липецк. Сергей СТЕПАНОВ. Г а с т р о л и 1ЕД1СТЙВЙА1 А. 1ЙЙ1ГИ1У ЗАБ11... Послезавтра зрителей, к оторые придут в Л ипец кий ак адемическ ий театр драмы имени Л .Н . Толсто го, ж дут встречи со « звездой» российск ой сцены и эк рана Алек сандром Калягиным. За три десятилетия своей творческ ой деятельнос ти он перепробовал, пож алуй, все, что обычно со путствует ак терам подобног о ранга. Молодым начи нал не в самом, ск аж ем, престиж ном моск овск ом театре — имени М. Ермоловой. Теперь ж е рук оводит собственной антрепризой , названной «Е1 се1ега» («И так далее» ) . Выступал с к орифеями МХАТа и даж е выходил на ег о сцену в образе Ленина (« Так побе дим!» М. Шатрова) . Работал с известными к иноре ж иссерами ( например, с Н. Михалк овым) и сам сни мал фильмы ( совсем недавно — « Прохиндиаду- 2» ) . Антреприза — естественно, основная сейчас за бота А. Калягина, хотя совсем не обязательно он ставит каж дый ее спек так ль и иг рает в нем. Забота эта порой приносит артисту и огорчительные мину ты. Так , в целом неодобрительно столичные критики встретили дебю т «Е( се( ега» — чеховск ог о « Дядю Ваню» . Но затем антреприза « выравнялась» и се й час с успехом пок азывает спек так ли по произведе ниям Г. Пинтера, Ю . О'Нила, тог о ж е А. Чехова. С представлением, основанным на юмористичес ких расск азах русск ог о к лассик а, «Лица» — и встре тятся липчане. В прог рамме наших г остей такж е к ом позиция по « Гаргантюа и Пантагрюэлю» Ф. Рабле и блок музык альных пародий. С Калягиным выступит ак тер Моск овск ог о театра имени Е. Вахтангова Вла димир Симонов. ( Соб . инф . ) П и с ь м о б е з к о м м е н т а р и е в ж и т ь Н Е Т О Л Ь К О СТ Р АШ Н О , Н О И СТЫ Д Н О . . . Уважаемая редакция! Агитируя за подписку на «Липецкую газету», вы зада ете читателям вопрос, что им в ней интересно, а что — не очень. Что касается меня, то, в первую очередь, я чи таю у вас все, что так или иначе затрагивает тему на растающей преступности, благо в последнее время та ких публикаций много: и ру ководители ФСБ и УВД у вас высказываются, и их подчиненные, и журналис ты о всякого рода крими нальных делах сообщают, и читатели своими мыслями делятся. Читаю я это не для развлечения. Мой знако мый, когда о криминале за ходит речь, говорит: «Жить стало страшно». Нет, мне не так страшно, как стыдно и больно. Стыдно и больно за то, что великую страну от дали во власть мафии. И против нее ничего не удает ся предпринять. Преступни ков, проникших во все поры общества, государства , в прессе называют поименно, а они, как правило, не толь ко остаются на свободе, но и продолжают нарушать за коны, продолжают нажи вать неправедные деньги и даже толпами рвутся в пар ламент. Когда-то на меня силь ное впечатление произвела перепечатанная вами из газе ты «Сегодня» статья «Фаво риты братья Орловы». На столько сильное, что я ре шился вам написать, и вы мое письмо опубликовали среди д ^ г и х подобных от кликов. Так вот, там я писал, что вам, похоже, президента или Черномырдина критико вать легче, чем местного де ятеля, местного рэкетира или мафиози. И тут же призвал, несмотря ни на что, освещать реальное положение дел, поскольку люди должны знать правду. Не могу утверждать, что мой призыв вы не услышали. Но как часто вы, а главное ваши высокопоставленные собеседники, чье дело — за щита закона и правопорядка, уходите от конкретных фак тов, конкретных людей, огра ничиваетесь общими рассуж дениями и сетованиями. В частности, сколько ни жду, а продолжения истории о «фа воритах» на страницах газе ты все нет и нет. Между тем издаваемая в Москве и реализуемая в ки осках «Роспечати» газета «Сегодня», как я выяснил, от крыв номер за 3 октября, дей ствует настойчивее. Не знаю, попался ли он вам на глаза, поэтому вкратце хочу изло жить суть статьи, обрисовы вающей нынешнюю ситуа цию с Орловыми и иже с ними. В статье Степана Дворни кова, названной «Фавориты братья Орловы-2», рассказы вается, что предыдущий ма териал вызвал негативную реакцию Орловых и их команды. И дальше так: «Апофеозом критики можно считать интервью на чальника Липецкого УВД Николая Малышева, данное местным журналистам. Г-н Малышев заявил, что, иссле довав статью с калькулято ром в руках, он подсчитал, что 40 процентов фактов, приведенных в ней, являют ся полным вымыслом. Пусть эта калькуляция останется на совести г-на Малышева, но о некоторых пикантных исто риях (в качестве лирическо го отступления) из жизни ве домства этого милицейского генерала автор не может не упомянуть. Из местной прессы каж дому липчанину известно, что издержки капиталисти ческих отношений настолько сильно проникли в област ной аппарат УВД, что на се годняшний день 25 подчи ненных г-на Малышева нахо дятся под следствием, а 11 из них уже получили свои сро ки. Сам милицейский гене рал тоже не чурается «рыноч ных отношений». Руководст во Новолипецкого металлур гического комбината было весьма поражено, когда г-н Малышев выступил посред ником по навязыванию заво ду в партнеры швейцарской фирмы «Диарет», возглавля емой чеченским предприни мателем Усманом Мазае- вым. Еще в больший шок по вергло их предложение под чиненного и друга г-на Ма лышева — начальника Уп равления исполнения наказа ний Владимира Миткеева, приславшего 1 февраля 1995 года письмо № 22/403 с весь ма специфическими предло жениями. В нем начальник всех тюрем и колоний Липец кой области предложил ком бинату выгодную сделку. Комбинат определяет пере чень своих должников и спи сок претензий, а управление г-на Миткеева — за опреде ленное вознаграждение бе рется вернуть задолженнос ти. Руководство комбината, представив на минуту, что к их солидным деловым парт нерам придут «клиенты» г-на Миткеева, отпущенные в «служебные командировки» требовать возвращения до лгов, в легком ужасе отказа лось от такого заманчивого предложения». Следующая часть статьи посвящена «партийной дея тельности» Орловых, связям их с ЛДПР. Владимир Орлов назван «липецким Жиринов ским». Правда, как пишет «Сегодня», он «втайне от во ждя просадил около 100 тыс. долл, в казино и тем поста вил свое политическое буду щее на грань краха». К тому же возникли сложности на Елецкой табачной фабрике, где после снятия директора Юрия Сухоного была пре кращена отгрузка некото рым фирмам сигарет по цене 290 руб. за пачку при себес тоимости 350 руб. Тем не ме нее, цитирую, «партия Орло вых с честью вышла из вре менных затруднений». «Фи нансового гения» партии Ва лерия Осипова, ударившего ся в бега и спрятавшегося на Украине, нашли и заставили работать, «все коммерческие конкуренты в городе Липец ке были жестко предупрежде ны молодежной организа цией при партии во главе с Алексеем Владимировичем Орловым-младшим. Через фирму «Интерком» срочно готовились хорошие кон тракты на 80 млрд. руб. в от ношении местного металла и сырья различным немцам и туркам». В следующем разделе статьи факты пострашнее, в частности, о гибели ряда «со дум^с ратников по партии» и «по путчиков». Автор называет это «странными вещами». В публикации «Сегодня» мно го еще совершенно ошелом ляющей для людей, далеких от нравов таких деятелей, информации. А в последней главке со общается, что «2 сентября 1995 года Владимира Орло ва утвердили первым номе- ю ^1 в списке кандидатов ,ПР в Государственную от Липецкой области». ^итаV^ я все это, и сердце сжималось. Неужели все так и есть? Так хочется усом ниться... В какой же стране, в какое время мы живем! И как так можно жить?! В прошлый раз я подпи сался инициалами. Сейчас хотел было назваться пол ностью. Но не буду. Меня некому защитить... И. Н. Р. 5. Я написал письмо, как только прочитал «Сегод ня». Но еще не успел отослать его, как пришел номер «Ли пецкой газеты» со статьей шефа УВД Н. Малышева, где он подводит итоги деятель ности своего учреждения к Дню милиции. И уж так у него все убедительно, столь ко цифр обнадеживающих в его самоотчете... Не пред ставляю, как же все это со вместить с информацией из статьи об Орловых, с теми данными, которые там приве дены? Кому верить?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz