Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

не ог орч айте с ь, м аэ с тро ! 11 Ноября 1995 г. > гт-7 меня н е к ому защ итить... (Окончание. Начало на 5-й стр.) Но вот, что он таскается, Марию Карловну не устраи­ вало. Брезговала. Она—дво­ рянка. Из старинного рода Давыдовых. Отчим ее Давы­ дов был крупнейший изда­ тель, как; и знаменитый Сы­ тин, Он выпускал, в частнос­ ти. известный журнал «Мир божий». Говорят, из него-то и вырос нынешний «Новый мир» . С Куприным Марию Карловну познакомил, кста­ ти, Иван Бунин. —У них, по-моему, был ребенок? — Да, дочка Лидия. Она покончила жизнь самоубий­ ством. — Как? Почему? — Темная история. Это было в 30-е годы. Лидия не уезж ала с Куприным в эмиг ­ рацию, оставалась с матерью здесь. Мария Карловна раз­ велась с Куприным еще до революции, потом вышла за ­ муж за Иорданского. Он был какой-то полпред Советско­ го Союза за рубежом. У него тож е трагическ ая судьба. Мария Карловна осталась одна. У Куприна была вторая жена. Он вернулся в Россию в 36-м году, ^ е больной, по­ хоронен на Волховом клад­ бище. Мария Карловна, тем не менее, его встретила по приез,цу. Она переписыва­ лась с Буниным, с Горьким — я эти письма видел. Сама она состояла до революции в партии эсэров. Умерла где- то в 68-м году. Но не в бед­ ности. С ней дружил Корней Иванович Чуковский, | риез- жал к нам в квартиру. Я тоже ездил к нему в Переделкино — выполнял мелкие поруче­ ния Марии Карловны, пере­ давал письма. — Зачем Чук овск ому это было нужно? Он —зна­ менитость, и вдруг — все ­ ми позабытая купринская старуха-вдова? Или тогда люди не делили ближних и да 1 льних на «нужных» и «ненужных»? Это был дру­ гой мир? — Да, это был другой мир. С другими критериями. Пос­ мотрите на фотографии; Ма­ рия Карловна из обеспечен­ ной семьи, жила в юности и молодости в полном благо­ получии, говорила свободно и по-французски, и по-не­ мецки, и по-английски, но всегда далека была от мате- риального интереса. Совер- ■шенно. Правда, одно время ; она сильно запила. Я еще был мальчиком. А ей было за 70. Вдобавок курила. Но од- - наж,ды резко бросила и то, и другое. Только писала, рабо­ тала над мемуарами. У нее есть книга и о Мамине-Си- биряке. У меня она была с ее дарственной надписью, но, как говорится, «зачитали». В средствах мы были стеснены. Мама — швея, мас;тер по пошиву женского плс(тья, папа — до войны ра- бо 1 гал паркетчиком, но вер­ нулся с прострелянными ко­ ленями, инвалидом 2-й груп­ пы,, вынужден было пойти ра­ ботать техником-смотрите- лем, управляющим домами. Деньги по тем временам скудные. Мария к1арловна, помню, выписала мне журнал «Ю1ность», который тогда на­ чал выходить, журнал «Сме­ на».., А я еще читал у нее до- ре волюционные ж ^ налы «Земля» и «Знание». Там пе­ чатались не только Куприн, Арцибашев, Бунин, Горький, НО' и, скажем, Муйжель, ко­ торого все забыли, акмеис­ ты, символисты, весь этот де- ка;данс. Там же вдруг попа­ дался. . . Самуил Маршак . Тоже с декадентскими стиха­ ми. Для меня это было от­ крытие. Я приносил в школу, показывал. Это было откры­ тием и для моей учительни­ цы. А я ее очень уважал. Ма ­ медо бо р у до в ан и я . Сам я к ак - т о о т в е з эл е к т р о к а р д и о с т и ­ му ля т о р . . . — Р е ж и ссе ры , н а в е р ­ н ое , з а к ол а ч и ваю т су м а с ­ ш е дш и е де н ьг и ? — П о - р а з н о м у . Мы — г о ­ с у д а р с т в е н н а я т е л е к о м п а ­ ния, и, д ай Бо г , е сл и д е л а ­ еш ь сп о н со р с к у ю п ер едач у . Со в с е м д р у г о е д е л о — НТВ. Т ам ц ен ы к руч е. А у мен я о к ­ л а д — 171 ты сяч а . Ещ е п р е ­ ми я — 2 - 3 о к лад а и п о с т а н о ­ воч ные, в з ав и си м о ст и от п е ­ р едач и . Ск аж ем , « Семей н ы й к ан ал» — 1 5 0 ты ся ч . В с е г о п о лу ч ает ся ты ся ч 7 0 0 . Но не в э т о м д ело . Вы в и ­ д ел и эт у Ищ еи н ск ую б о л ь н и ­ ц у? Ск аз к а ! Вооб^ ще- то он а 1 9 0 4 г о да р ож ден и я и д о н е г о , у мен я д аж е к ассе т ы со х р а н и л и сь — мы са м и з а ­ п и сы в али . По т ом, е ст е ст в е н ­ но, з аст о л ье . Я слыш ал : мол, Вы со ц к и й п ьет си льн о . Но он т о г д а к ак р аз н е п ил. За ст ол со б и р а л и сь з ав к л у б о м , д и ­ р е к т о р з ав о д а , в се п р о си ли е г о п еть , но он в се г д а т о р о ­ п и лся : мол , сем ь я , д ет и , а в о т м о и х д р у з е й - с т у д е н т о в не о б и д ь т е . И, п о п и в б о р ж о ­ ми , у ходи л . Мы с Ген ой « п ро ­ д о лж али » . Н ам э т о н р а в и ­ ло сь . — А и з общ е н и я с Вы ­ со ц к и м ч т о - т о з а п о м н и ­ л ось? — М ы в с т р е ч а л и е г о о бы ч н о в о з ле т еат р а . Он вы ­ х о д и л в к о р и ч н е в о й т а к о й д у б лен к е . Су дя п о г о ло су , я 1 Ш а Р П I З П Ш р и я К а р л о в н а сп р аш и в а л а : «Что ч и т ае т в аш а у ч и т ел ьн и ­ ц а ? « — « П а у ст о в ск о г о , — г о ­ в о р и л я«. — «О, — р е з ю м и ­ р о в а л а он а, — з н ач и т , х о р о - ш ая у ч и т ел ь н и ц а « . Я б еру и з ру к Вл ад и ми р а Иван ови ч а к ниж к у К уп ри н ой - И о р д ан ск о й «Годы м о л о д о с ­ ти . Во сп ом и н ан и я о К у п р и ­ не» , — сер ен ьк ую , н о х о р о ­ ш о со хр ан и вш ую ся . Точ ь-в - точь такую и з зав од ск о й б и б ­ л и оте к и я тож е ч итал л ет3 0 н азад . Стр ан н о и гр у стн о те ­ п ер ь л и стать это т«дубликат» — он ещ е п омн иттр еп етп ри ­ к о сн о в ен и й ж ены того , к ого я сч итал о д н о й и з в ер ш и н р у сск о й п р о зы и у к о го уч и л ­ ся н е тол ьк о п и сьм у , н о и ж и зн и . На к н и ге н ад п и сь: «Иван у И в ан о в и ч у К у р о п атк и н у н а п амять отавто р а М. К уп р и ­ н о й -И о р д ан ск о й . 1 -го я н в а ­ р я 1961 года» . Я мы сл ен н о ещ е там, в тех отл етев ш и х н а в сегд а от н а с д н ях , н о в р у к ах у Вл ад и ми р а И в ан о в и ­ ча м ел ьк ает ещ е од и н сн и ­ м о к : М о ск в а , К р асн ая п л о ­ щ ад ь, са м Вл ад и м и р И в ан о ­ вич , н езн ак омый муж и к и еще од и н , ли п ец к и й , к ото р о го я зн аю , к ак обл уп л ен н ого ... — Рыж ий? Климов?! — Точ н о . Глав а а д м и н и с ­ т р а ц и и Ч а п лы г и н ск о г о р а й ­ о н а . М ы п о з н а к о м и л и с ь с н и м , к о г д а о н ещ е бы л п р е д ­ се д а т е л е м р а й и сп о л к о м а в К р а сн о м . Д о т ош н ы й , с и м п а ­ т и ч н ы й ч ело в е к . Во в с е в н и ­ к ает . Всю д у е м у н адо р а з о ­ б р а т ь ся — ч то , з ач ем , п о ч е ­ м у ? Т ак о й , з н а е т е , р ы ж е н ь ­ к ий , лы се н ь к и й х и т р о в а н - му ­ ж и ч о к . В с е на ю мо р е , т у д а - сю д а . . Но д е л о с в о е з н а е т т у г о . Обы ч н о , к о г д а мы с н и ­ м а ем , он с н ами . А т у т п р и ­ ех али в Чап лы г и н , с н и м а е м — б р и г а д а п о ст о я н н ая , ч т об н е в ы з ы в а т ь н а с т о р о ж е н ­ н о ст ь , к ак о бы ч н о бы в ает , а е г о нет . — Ну да, вы-то привы­ кли, чтоб встречали, как президента? — У н а с д е в и з : п о п р и е з ­ д у н и з а ч т о н е х в а т ат ь ся , ни к ч ем у н е п р и к а са т ь ся . О б я ­ з а т е л ь н о и з м а ж еш ь с я с в е ­ ж ей к р аск о й или п р о в ал и ш ь ­ ся б о т и н к ом в г о р я ч и й , т о л ь ­ к о н ак ат ан н ы й асфал ь т . Н у в о т . А К л и м о в а н е бы ло . К н ам п р и ст а в и л и е г о з ам е ст и т е л я . Ст о я л а в есн а . Св е т ло . Раз д о л ь н о . Я о п е р а ­ т о р у г оворю : «Д авай сн и ма т ь в се х рыж их» — лю бо п ы т н о , к ак э т о е м у д о н е су т ? Т ем б о ­ лее , он т о льк о - т о льк о п ри н ял д ел а в Чап лы г и н е и, д е й ст в и ­ т ел ьн о , бы л си л ь н о з ан я т . И в о т в еч ер . Вс т р е т и л и сь . Он ср а з у : « Слуш ай , К у р оп ат к и н , ты ч ег о , ел к и - п ал к и , п о Ч а п ­ лы г и н у в се х р ыж и х со б р а л ? Чт о э т и м х о ч еш ь ск азат ь?» — Я г о во рю : «Да вот , Ни к олай П е т р о в и ч , н е у с п е л и вы в Ч ап лы г и н п р и бы т ь , к ак уж е в о к р у г п олн о рыж их» . — А п оч е м у на сн и м к е вы с н им в М о ск ве ? И к то тр е ти й ? — Т р е т и й — э т о Бо р и со в , з ам е с т и т е л ь н ач ал ьн и к а р е ­ ж и м а Т В «Остан к и н о» . Тож е у р ож е н ец К р а сн и н ск о г о р а й ­ о н а Л и п ец к о й о б ла ст и . В 8 7 - м, п омн и т е , бы л « Пр ож ек т ор п ер е ст р о й к и » ? К о г д а о д н аж ­ ды мы с к о л л е г ами р еш и ли д в и н у т ь в т е м е ст а , т ам п е- р е п о л дщ н л и с 1 | и . й м е н н о ч е - 1 р е з В б р й ' С о в а ' й а в о д и л и ' « мосты» — ч то , д а к ак ? А сн и мо к . . . Мы с Л и д и е й Гр и г о р ьев н о й Ор ло в о й п о сы ­ л ал и в К р а сн и н с к и й р ай о н м е д о б о р у д о в а н и е . В сч е т св о е г о г о н о р ар а . Ну, з н ает е , д о г о в о р и л и сь с о д н о й ф и р ­ мо й , и о н а в м е с т о т о г о , ч тоб о п ла т и т ь н аш у р або т у , п о с ­ т а в и л а в К р а с н о е в с е э т и « п р и ч ан далы » . Т ам бы л и и р а з о в ы е ш п р и ц ы , о к о т о р ы х т о г д а на п ер и ф е р и и см у т н о з н али . Во т т о г д а в М о с к в у и п р и езж ал К л и мо в , бы л а м а ­ ш и н а и з б о л ь н и ц ы . Мы им в се вр уч или . — Д а , но г оворя т , та к и е п ода р к и з е м л я к а м вы д е ­ л а л и н е р а з и н е д в а . Ск ольк о и х было в общ е й сл ож н ост и ? На к ак ую су м ­ му? — Ч е ст н о г о в о р я , мы н е сч и т али . Д е л а ем эт о , к о г да е с т ь в о з м о ж н о с т ь . В п р о ­ ш лый р аз в Ищ еи н ск ую б о л ь ­ н и ц у сам и о т в е з л и и м п о р т ­ н ую и н в али дн ую к оля ск у с т о ­ и м о ст ью 6 0 0 д о л л ар о в . Ещ е р ан ьш е — о б о р у д о в а н и е для о п ер ац и о н н о й . А ч ер ез К р а с ­ н о п р е с н е н с к о е о б щ е с т в о м и л о с е р д и я — и м п о р т н ы е ш п р и ц ы . Наш и ж е, елец к и е , п о с т а в и л т а м о ш н и й з а в о д Н шш 'Шш М> шШ ММ^ жшштЖт. 9 0 - х г о до в не з н а л а ни о д н о ­ г о к ап р емо н т а . Но т ам п р е д ­ се д а т е л ь к о л х о з а — Се р г е й Ни к олаеви ч К удельк и н . Эн т у ­ з и а с т ! Н а с т о я щ и й м у ж и к ! Ск аж е т — сд е л а е т . Ег о х л о ­ п о т ами бо льн и ц у п е р е ст р о и ­ ли , р е к о н с т р у и р о в а л и . В п а ­ ла т ах — ш к афч и к и , ш т о р о ч - к и, в се - в се , д аж е х о л о д и л ь ­ ник и , а в х олле — фон тан . Эт о — в в о сь м и к и л о м е т р а х от р а й о н н о й б о л ь н и ц ы . О н а с т р аш н о п е р е п о л н е н а . А в Ищ е и н е мож н о т е п е р ь с д е ­ ла т ь г а ст р о л о г и ч е с к о е о т д е ­ лен и е . Л еч и т ь я з в е н н и к о в — и х н ав алом . Я д умаю , Н и к о ­ л а й Ильи ч Малю к о в , з а в е д у ­ ю щ и й о б л з д р а в о т д е л о м — с а м х и р у р г , ле г о ч н и к , о ч ен ь и н т ер е сн ы й , д ея т ел ьн ы й о р ­ г а н и з а т о р — со о б р а з и т , з а ­ й ме т ся . . . За окнами — сумерки. Владимир Иванович продрог в своем стылом кабинете , как и я. Пора прощаться. Но не­ охота. Ча ша беседы с таким человеком неисчерпаема, п ье ш ь — не напье ш ься. Он достаетиз кармана блокнот с телефонами , и мы, уже было собрав шис ь идти, опять возвращаемся. На букву «В» в блокноте — Владимир Вы­ соцкий. — Эт о ст а р ы й е г о н о м е р — 1 2 6 - 5 9 - 9 1 . Г д е - т о в Но вы х Ч е р е м у ш к а х — т а м у н е г о бы ла од н о к омн а т н ая к в ар т и ­ ра. Я с д р у з ь я м и у ст р а и в ал е г е п ер вы е к он цер ты . К ак р аз в ер н у л ся и з а р ми и , р або т ал на ТВ п ом ощ н и к о м р еж и с се ­ р а на 6 5 р у блей , а д р у г а м о ­ е г о Ген у М а т в е е в а в о ч е р е д ­ ной р аз и ск лю ч и ли и з Щ у к и н ­ ск о г о у ч и лищ а . Име н н о о т т у ­ д а мн о г о р е б я т ст али а к т е ­ р ами т еа т р а Ю р и я Л ю б и м о ­ ва на Таг ан к е : Се р еж а Са в ­ ч ен к о , Ви т али й Ш ап ов алов . . . Мы з в о н и л и к у д а - н и б у д ь в к луб и ли Д К — н а «Кали6ф> в М о с к в е и ли в п о д мо ск о в н ы й Д з е р ж и н с к и й ; « Вам н у ж ен к о н ц ер т Вы со ц к о г о ?» — «Ну ­ ж ен » . Д е л о - т о — п о л у п о д - п ольн о е . Мы сп р аш и в а л и у Вл ад и ми р а Сем е н о в и ч а ц ен у и в се т ак о е . Он р або т ал у Л ю б и м о в а с 6 3 - г о г ода , э т о бы л р а сц в е т е г о к о н ц ер т н о й д е я т е л ь н о с ­ т и . К а к р а з в ы ш е л ф и л ьм « Оп асн ы е г аст р оли » . Он з н а ­ к оми л з р и т елей с п есн ями из 1 Н 1 д у м ал р ан ьш е — он вы со к и й . Но у мен я — м е т р в о се м ь д е ­ с я т , а о н п о н и ж е — м е т р с е м ь д е с я т ч е ты р е и ли п ять. Хо т я т е л о сл о ж е н и е а т л е т и ­ ч еск о е , сп ор т и в н ое , п лотный был муж ч ина. Я видел на сц е ­ н е е г о м н о г о - м н о г о р аз . И в роли Гамлета, и Ги тлера. . . Но о с о б ы х р а з г о в о р о в у н а с с н и м не было . Где - к у да е д ем ? Ч т о - ч е г о ?. . — Он уже тогда остав­ лял впечатление лидера, человека, выбивающегося из толпы? — Ну , к о н е ч н о . И — ч ел о ­ в ек а ц ельн о г о . И эт о п о ст о ­ ян н о р осло . Оч ен ь з ап омн и л ­ ся е г о к о н ц ер т в Д К з а в о д а « Серп и молот» , к от орый был п о зж е . Хо т я р ебя т а - ак т ер ы , б л и з к о с н и м з н а к омы е , н а ­ зы в али е г о т ех н ар ем — ч ел о ­ в е к ом , р аб о т аю щ и м н а с ц е ­ н е з а сч е т а к т е р ск о й т е х н и ­ к и. С н ами он д ер ж ал ся с д о ­ ст о и н ст в ом . Бе з п ан и б р ат ст ­ ва, н о и ст ен ы к ак о й - т о не было . Н о р мал ь н ы е [ эабочие о т н ош ен и я : ч ело в ек ехал р а ­ бо т ат ь , а мы ем у п омо г али . Нам в ы г о р ало з а в еч ер п о 10 р у б л е й — б о л ьш и е п о т ем в р еме н ам ден ь г и . — А в подпитии вы его так и не видели? — Нет . Ни к о г да . Эт о п о ­ т ом уж е ст ал о и з в е ст н о — и з о т к р о в ен и й М ар и н ы Вл ад и и т а к д ал е е . Я со б и р аю л и т е ­ р а т у р у о н ем . Ск аж у лиш ь , ч то, к ак слы ш ал т о г да , в т е ­ ат р е он т ож е д ер ж ал ся о с о б ­ н я к ом . . . —Рядом с Высоцким на «В» — Саша Весна. Это — кто? — М о й ш к о л ь н ы й т о в а ­ р и щ . А в о т ч у т ь в ы ш е — Бр еж н е в а Л ен а . Елен а Г р и ­ г о р ьев н а . Я с н ей р або т ал , к о г да к в ласт и п р и ш ел Ч е р ­ нен к о. Вы з ы в ае т в др у г одн аж ды г л а в н ы й р е д а к т о р Ег о р о в , муж ч и н а р ез к и й , с н емн ож к о к о сящ и ми г лаз ами ; «Так , К у ­ роп ат к и н , з н а к омься ; э т о б у ­ д е т т в оя в едущ ая в « М ам и ­ н ой ш к оле» . Ее ф ами ли я — Бр еж н е в а , п о н я л? А э т о — К у р оп ат к и н . Т е б е в се ясн о , К у р оп ат к и н ?» Ещ е бы . Он а, о к а зы в ае т ся , ж ен а вн у к а Л е ­ о н и д а Ильи ч а, н а з в ан н о г о в е г о ч а ст ь Л ен ей . Н о р м а л ь ­ ная, си мп ат и ч н ая ж енщ и н а . По сп ец и ал ь н о ст и — ф а р м а ­ к оло г и ли ч т о - т о в э т о м п ла ­ не. Са м а в о ди ла св о и «Жи - О^ ли». Зв ал и мы ее п р о ст о Л е н о й , р а б о т а л и в м е с т е с п ол г ода — п ок а ж ив был К о н ­ ст ан т и н Уст и н о в и ч , сд елали 7 - 8 п ер едач . Т е к ст ей в о с ­ н о в н о м п и с а л а р е д а к т о р Л ю д ми л а Ге о р г и е в н а П о п о ­ ва, х о т я а в т о р о м , к он еч н о , ч и сл и л а сь он а. В ее о б я з а н ­ н о ст и в х оди ло е г о выуч и т ь и п о т ом ск а з а т ь . Д ел а л а он а эт о ср е д н е , ед в а в ы г о в ар и ­ вала с п я т о г о дубля : « Зд р ав ­ ст в у й т е , д о р о г и е мамы . Се ­ г одн я мы р а сск аж ем вам, к ак п р ав и л ьн о п елен ат ь р е б е н ­ к а. . .» На Т В мо н т аж — о сн о в а п ер ед ач и , н о Л е н а о бы ч н о си дел а с о ск у ч аю щ им видом. По ее сло в ам , он а о б ъе з д и ­ ла в есь ми р и, к онечно, з д е сь уж е бы л о н е и н т е р е сн о . А одн аж ды см о т р и м : си д и т и в о в се к ак ая - т о т ак ая . . . «Лен , ты ч ег о?» — «У б аб уш к и — д е н ь р ож ден и я» . — «Ну, е з ­ ж ай» . — Мы , п о п р ав де с к а ­ зат ь , уж и не зн али , к ак с ней бы т ь . Я г оворю : «Да и нам ч е г о - н и б у д ь п р и в е з и от т уда вы п и т ь - зак у си т ь» . Редак т ор : «Ты ч то — о б алд ел?! Т ак и е сло в а ! . . За к а зы ! . . Д а н а с с р або ты выг онят ! » Но он а и с ­ п р а в н о в се п р и в е з л а . Мы вып и ли з а з д о р о в ь е ее б а ­ б уш к и — с у п р у г и Л е о н и д а Ильи ч а. И сч е з л а Л е н а с н аш е г о т в ор ч еск о г о г ор и зон т а так ж е вн езап н о , к ак и возни к ла. Эт о слу ч и ло сь п о сле смер т и Чер ­ нен к о. —Владимир Иванович, у вас столько интересных встреч! А почему вы не скаж ете: самый замеча ­ тельный человек — моя жена? — А эт о бы л о бы с к р о м ­ н о ? К ст ат и , о н а т ож е сн и м а ­ е т фи л ьмы — но н ауч ные и тольк о на меди ц и н ск ую т ема ­ ти к у . Он а г лав н ы й р едак т о р « М е д и н ф о р мф и л ь м а » Р о с ­ с и й с к о й А к а д е м и и н а у к — Татьян а Бо р и со в н а Щ ек аева. Самы й ст р о г и й мо й ф и т и к . Са м ы й п р и с т р а с т н ы й з р и ­ тель . И ещ е . Зн а е т е , к ак г о ­ вор и л Ст а н и сл а в ск и й ? Теат р — эт о не о т р аж аю щ ее з е р к а ­ ло , а у в ели ч и т ельн о е стек ло . Во т и т е л е в и д е н и е — тож е. Т ольк о во м н о г о - м н о г о р аз си л ьн ей . Д о м я лю блю . Но б е з р а б о т ы м н е т р у д н о . У Щ и п ач ев а е ст ь ст р о к и , к о т о ­ р ы е в се в р ем я в е р т я т ся у мен я в г олове: « Уп аси в ас Бо г п о з н ат ь з аб о т у — О . п р ош едш е й ю н о ст и туж и ть, ' Д ел а т ь н елю б и мую р або т у , С н елю б и мо й ж енщ и н ою ж ить» . Во т и я хо ч у так . Вр о д е п о к а п олу ч ает ся . Мы входим во двор, где высится первая советская те­ леба шня. В 50-е годы ее вид использовался как заставка в телетрансляциях перед нача­ лом кинокартин, футбола, «огоньков». Днем здесь зеле­ но и тенисто, как было в ста­ рой Москве. Сразу за забо­ ром — улица и метро. «За­ бор нарастили после октяб- ря-93, — говоритВладимир Иванович, пока мы идем к проходной с одиноким авто­ матчиком. —А до того мож ­ но было просто перепрыгнуть оградку или войти в ворота. Эти чудаки из «Белого дома» махнули тогда в Останкино. А передача шла всю ночь от­ сюда , в двух шагах отних, при 12-1 5 охранниках». Ч е р е з ми н у т у мы н ы р я ем в м е т р о и р а с т в о р я е м с я в м н о г о л и к о й су т о л о к е . К аж ­ ды й — св о е й д о р о г о й . Ю р и й Д Ю К АРЕВ. г . М о ск в а . ш ж М »ш яШ тт КА1 УБ111Д1Т { ■1ССИ1С1У10 ГОРДОСТЬ И ЧЕСТЬ... (Окончани е. Н ача ло на 1-н стр.) Они, граждане той державы, в большинстве своем очень гордятся своим флагом, своими историческими декларациями, своими традициями и порядкам и. В этой своей неуемной гор­ дости доходят до того, что ежеутренне торжественно поднима­ ют национальный флаг где-нибудь на ранчо в Техасе... А мы?.. Молоденькая дикторша на липецком телевидении, светло улыбаясь, произносит; «Сейчас фэны смогут насладиться фут­ больным зрелищем. А мы с вами прощаемся. Счастливого вам уик-энда». Надо же! У кого-то из зрителей, не исключено, от гордости дыханье сперло: во как можем, по-ихнему как бы меж­ ду прочим щпарим, точно В «Санта-Барбаре»! На смеси фран­ цузского (ах, извините, английского!) с нижегородским... Опустившись до такого примитивного уровня «отечествен­ ной гордости», не .могу не вспомнить также весьма примитив­ ный случай двадцатилетней давности. На рынке в Л и пецке не­ кий невоспитанный мальчишка, приехавший к нам со своей мамой-француженкой, плюнул в лицо не понравившейся ему русской тетке. Как все это произошло, не знаю, но Липецк гу­ де л: вон , мол, до чего дошло, вот что мы им, этим иностран­ цам, позволяем, они ж нам в морду плюют, а мы ... . Ах, какой ничтожный повод — грубая выходка юного ди­ каря из-за границы и— всенародное возмущение вообще «все­ ми этими иностранцами!» Но то было давным-давн о. Сегодня безро п отно терпим импортные плевки со всех ст орон. И не во з­ му щаемся, а ути раемся... Великая страна, великий народ принесены в жертву интере­ сам «мировой экономики» (читай: мировому капиталу). Мед­ ленно, но верно (впрочем,, гораздо быстрее, чем кажется) идет перерождение народного хозяйства с усилением сырьевых, до­ бывающих отраслей и исчезновением высокотехнологичных и наукоемких производств. Ведущие российские военно-косми­ ческие и авиакорпорации, которые невоз.можно просто «при­ душить» экономически, усиленно приглашаются к «сотрудни­ честву» с соответствующими «денежными мешками» Америки и Европы. Со своими высокими технологиями и «бесплатной», по западным меркам, интеллектуально-технической элитой они фактически начинают работать на западный военно-промыш­ ленный комплекс. Прочие предприятия, могущие составить конкуренцию западным, не мытьем так катаньем «затаскива­ ются» под контроль иностранного капитала, стремящегося не допустить их развития и проникновения на мировой рынок. Великая армия перекраивается и одевается на американс­ кий манер. Ее подразделения едва ли не отдают в услужение натовским генералам. Ее элитные части репетируют на заоке­ анских полигонах вместе с американскими солдатами действия «по разгону неконтролируемой толпы», в то время как на со­ бственной территории ей не хватает ни оружия, ни хлеба, ни денег ввиду приближающихся к российским границам натовс­ ких форпостов. Ну, какой там еще деятель «из-за бугра» не плюнул ь Рос­ сию? Что еще сделать, чтобы была она вечной прислугой? Рас­ тлить! Л и ш и ть исторических традиции! .ТГ и ш 1 , ' ;-лт5{ .ч в енно роя , ежечасно воспроизводится десятками отечественных ра ­ дио- и телестанций, воспитывая нужного Западу рос сиянина. Потрясающее впечатление на тех, кто видел, произвел не­ давний телерепортаж о днях «русского искусства» в Нью-Йор­ ке. На экране мелькали знаменитые нью-йоркские галереи, уве­ шанные и уставленные произведениями современных и не очень «русских гениев». С моей, пусть не просвещенной в художес­ твенном смысле, точки зрения многие экспонаты могли бы при- видиться только в горячечном бреду и в эротических снах из­ вращенца. Не меньшую часть составили «шедевральные кол­ лекции», состоящие из обрывков кумачовых лозунгов, кусков колючей проволоки, пакостных выражений, навеянных ГУ Л А­ Гом. Ис кусство сие озарялось щедрым «зелененьким» дождем от американских доброхотов . И вос торженны ми о тзы вами по­ сетителе й. Прив еду хара ктерное высказывание пожилой аме­ риканки: «Я счастлива, что, наконец, узнала Росс ию... КГБ, ГУ Л АГ ... К а к мне повезло, что я живу в Америке!» Ну, что можно сказать? Молодцы, ребята, вы славно пора­ ботали ... Но русский орешек вам все-таки не по зуба м. Мы еще со времен царя Петра и русско-шведской войны не брезгуем брать уроки . Поуч имся и у вас отношению к Закону и Конституции, к Правительству и Парламенту, отношению к выборам, осознавая, наконец, что каждый из нас — это и есть народ, которому служат и Закон, и власть . Н арод , перед кото­ рым эти власти — в обязательном ответе . И который сумеет противостоять столь желанному для вас «массовому впадению в идиотизм» . Русс кие всегда были хорошими учениками, а по­ том нередко превосходили учителей своих . И подъ емом гордо­ го росс ий ского флага отмечали свое превосходство над быв­ шими учителями . А уважению к своему флагу, к своей истории и к своему будущему россиян учить не надо. г. Липецк. Сергей СТЕПАНОВ. Г а с т р о л и 1ЕД1СТЙВЙА1 А. 1ЙЙ1ГИ1У ЗАБ11... Послезавтра зрителей, к оторые придут в Л ипец ­ кий ак адемическ ий театр драмы имени Л .Н . Толсто ­ го, ж дут встречи со « звездой» российск ой сцены и эк рана Алек сандром Калягиным. За три десятилетия своей творческ ой деятельнос­ ти он перепробовал, пож алуй, все, что обычно со ­ путствует ак терам подобног о ранга. Молодым начи ­ нал не в самом, ск аж ем, престиж ном моск овск ом театре — имени М. Ермоловой. Теперь ж е рук оводит собственной антрепризой , названной «Е1 се1ега» («И так далее» ) . Выступал с к орифеями МХАТа и даж е выходил на ег о сцену в образе Ленина (« Так побе ­ дим!» М. Шатрова) . Работал с известными к иноре ­ ж иссерами ( например, с Н. Михалк овым) и сам сни ­ мал фильмы ( совсем недавно — « Прохиндиаду- 2» ) . Антреприза — естественно, основная сейчас за ­ бота А. Калягина, хотя совсем не обязательно он ставит каж дый ее спек так ль и иг рает в нем. Забота эта порой приносит артисту и огорчительные мину ­ ты. Так , в целом неодобрительно столичные критики встретили дебю т «Е( се( ега» — чеховск ог о « Дядю Ваню» . Но затем антреприза « выравнялась» и се й ­ час с успехом пок азывает спек так ли по произведе ­ ниям Г. Пинтера, Ю . О'Нила, тог о ж е А. Чехова. С представлением, основанным на юмористичес­ ких расск азах русск ог о к лассик а, «Лица» — и встре ­ тятся липчане. В прог рамме наших г остей такж е к ом ­ позиция по « Гаргантюа и Пантагрюэлю» Ф. Рабле и блок музык альных пародий. С Калягиным выступит ак тер Моск овск ог о театра имени Е. Вахтангова Вла ­ димир Симонов. ( Соб . инф . ) П и с ь м о б е з к о м м е н т а р и е в ж и т ь Н Е Т О Л Ь К О СТ Р АШ Н О , Н О И СТЫ Д Н О . . . Уважаемая редакция! Агитируя за подписку на «Липецкую газету», вы зада­ ете читателям вопрос, что им в ней интересно, а что — не очень. Что касается меня, то, в первую очередь, я чи­ таю у вас все, что так или иначе затрагивает тему на ­ растающей преступности, благо в последнее время та ­ ких публикаций много: и ру­ ководители ФСБ и УВД у вас высказываются, и их подчиненные, и журналис­ ты о всякого рода крими ­ нальных делах сообщают, и читатели своими мыслями делятся. Читаю я это не для развлечения. Мой знако ­ мый, когда о криминале за­ ходит речь, говорит: «Жить стало страшно». Нет, мне не так страшно, как стыдно и больно. Стыдно и больно за то, что великую страну от ­ дали во власть мафии. И против нее ничего не удает­ ся предпринять. Преступни­ ков, проникших во все поры общества, государства , в прессе называют поименно, а они, как правило, не толь­ ко остаются на свободе, но и продолжают нарушать за ­ коны, продолжают нажи ­ вать неправедные деньги и даже толпами рвутся в пар­ ламент. Когда-то на меня силь­ ное впечатление произвела перепечатанная вами из газе­ ты «Сегодня» статья «Фаво­ риты братья Орловы». На ­ столько сильное, что я ре ­ шился вам написать, и вы мое письмо опубликовали среди д ^ г и х подобных от ­ кликов. Так вот, там я писал, что вам, похоже, президента или Черномырдина критико­ вать легче, чем местного де­ ятеля, местного рэкетира или мафиози. И тут же призвал, несмотря ни на что, освещать реальное положение дел, поскольку люди должны знать правду. Не могу утверждать, что мой призыв вы не услышали. Но как часто вы, а главное ваши высокопоставленные собеседники, чье дело — за­ щита закона и правопорядка, уходите от конкретных фак­ тов, конкретных людей, огра­ ничиваетесь общими рассуж­ дениями и сетованиями. В частности, сколько ни жду, а продолжения истории о «фа­ воритах» на страницах газе­ ты все нет и нет. Между тем издаваемая в Москве и реализуемая в ки­ осках «Роспечати» газета «Сегодня», как я выяснил, от­ крыв номер за 3 октября, дей­ ствует настойчивее. Не знаю, попался ли он вам на глаза, поэтому вкратце хочу изло­ жить суть статьи, обрисовы­ вающей нынешнюю ситуа ­ цию с Орловыми и иже с ними. В статье Степана Дворни­ кова, названной «Фавориты братья Орловы-2», рассказы­ вается, что предыдущий ма­ териал вызвал негативную реакцию Орловых и их команды. И дальше так: «Апофеозом критики можно считать интервью на­ чальника Липецкого УВД Николая Малышева, данное местным журналистам. Г-н Малышев заявил, что, иссле­ довав статью с калькулято­ ром в руках, он подсчитал, что 40 процентов фактов, приведенных в ней, являют­ ся полным вымыслом. Пусть эта калькуляция останется на совести г-на Малышева, но о некоторых пикантных исто­ риях (в качестве лирическо­ го отступления) из жизни ве­ домства этого милицейского генерала автор не может не упомянуть. Из местной прессы каж­ дому липчанину известно, что издержки капиталисти­ ческих отношений настолько сильно проникли в област­ ной аппарат УВД, что на се­ годняшний день 25 подчи ­ ненных г-на Малышева нахо­ дятся под следствием, а 11 из них уже получили свои сро­ ки. Сам милицейский гене­ рал тоже не чурается «рыноч­ ных отношений». Руководст­ во Новолипецкого металлур­ гического комбината было весьма поражено, когда г-н Малышев выступил посред­ ником по навязыванию заво­ ду в партнеры швейцарской фирмы «Диарет», возглавля­ емой чеченским предприни­ мателем Усманом Мазае- вым. Еще в больший шок по­ вергло их предложение под­ чиненного и друга г-на Ма­ лышева — начальника Уп­ равления исполнения наказа­ ний Владимира Миткеева, приславшего 1 февраля 1995 года письмо № 22/403 с весь­ ма специфическими предло­ жениями. В нем начальник всех тюрем и колоний Липец­ кой области предложил ком­ бинату выгодную сделку. Комбинат определяет пере­ чень своих должников и спи­ сок претензий, а управление г-на Миткеева — за опреде­ ленное вознаграждение бе­ рется вернуть задолженнос­ ти. Руководство комбината, представив на минуту, что к их солидным деловым парт­ нерам придут «клиенты» г-на Миткеева, отпущенные в «служебные командировки» требовать возвращения до ­ лгов, в легком ужасе отказа­ лось от такого заманчивого предложения». Следующая часть статьи посвящена «партийной дея­ тельности» Орловых, связям их с ЛДПР. Владимир Орлов назван «липецким Жиринов­ ским». Правда, как пишет «Сегодня», он «втайне от во­ ждя просадил около 100 тыс. долл, в казино и тем поста­ вил свое политическое буду­ щее на грань краха». К тому же возникли сложности на Елецкой табачной фабрике, где после снятия директора Юрия Сухоного была пре ­ кращена отгрузка некото ­ рым фирмам сигарет по цене 290 руб. за пачку при себес­ тоимости 350 руб. Тем не ме­ нее, цитирую, «партия Орло­ вых с честью вышла из вре­ менных затруднений». «Фи­ нансового гения» партии Ва­ лерия Осипова, ударившего­ ся в бега и спрятавшегося на Украине, нашли и заставили работать, «все коммерческие конкуренты в городе Липец­ ке были жестко предупрежде­ ны молодежной организа ­ цией при партии во главе с Алексеем Владимировичем Орловым-младшим. Через фирму «Интерком» срочно готовились хорошие кон ­ тракты на 80 млрд. руб. в от­ ношении местного металла и сырья различным немцам и туркам». В следующем разделе статьи факты пострашнее, в частности, о гибели ряда «со­ дум^с ратников по партии» и «по­ путчиков». Автор называет это «странными вещами». В публикации «Сегодня» мно­ го еще совершенно ошелом­ ляющей для людей, далеких от нравов таких деятелей, информации. А в последней главке со­ общается, что «2 сентября 1995 года Владимира Орло­ ва утвердили первым номе- ю ^1 в списке кандидатов ,ПР в Государственную от Липецкой области». ^итаV^ я все это, и сердце сжималось. Неужели все так и есть? Так хочется усом­ ниться... В какой же стране, в какое время мы живем! И как так можно жить?! В прошлый раз я подпи­ сался инициалами. Сейчас хотел было назваться пол­ ностью. Но не буду. Меня некому защитить... И. Н. Р. 5. Я написал письмо, как только прочитал «Сегод­ ня». Но еще не успел отослать его, как пришел номер «Ли­ пецкой газеты» со статьей шефа УВД Н. Малышева, где он подводит итоги деятель­ ности своего учреждения к Дню милиции. И уж так у него все убедительно, столь­ ко цифр обнадеживающих в его самоотчете... Не пред­ ставляю, как же все это со­ вместить с информацией из статьи об Орловых, с теми данными, которые там приве­ дены? Кому верить?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz