Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

п ро фе сси я: реж и сс ер Т В 11 ноября 1995 г. 47-летний Владимир Куропаткин — поэти реж иссер, работаетв Москве на ТВ, на зна ­ менитой Шаболовке, в творческом объедине­ нии «Открытый мир» . А еще он — наш земляк . С краснинскими корнями. Реж иссеры —народ битый, бывалый. С кем только не сводила судьба Куропаткина — от знаменитых актеров, музыкантов, продюсеров — до их критиков, искусствоведов и руково­ дителей культуры. Открупных медицинских светил, министров' и академиков —до эк стра ­ сенсов, народных целителей и цирковых ил ­ люзионистов, отсильных мира сего —до лю ­ дей толпы, до самой безграмотной, 93-летней липецкой крестьянки. Мы сидим у него в студии, и я не могу отде ­ латься отчувства восторж енной симпатии — так даровит, так обаятелен и почти до чехов­ ской застенчивости деликатен этотрослый, красивый человек с располагающим взглядом и утонченными руками. Перед нами —просмот­ ровый экран с его сюж етами, потом мы ухо­ дим в кабинети беседуем до сумерек , до зяб- костй в ж илах отнетопленых в предзимье ша- боловских апартаментов. — Роди л ся - т о я в Моск ве. М ай ск и й . Т ел ец . Нав ер н о е , п о эт ому в есн у лю блю . А вот 4 7 - 3 снимет к лип , напиш ет песню ... мама — и з ли п ец к и х мест , и з дер евн и Алек сан др ов к а К р ас- н и н ск о г о район а. Я сы змала т ам — к аж дое лет о езди л , а иной р аз — и зимой . Ран ьше это была Орловщина. Старшая и мл адш а я се ст р ы мамы — мои тети Ульяна Терен т ьевн а • Усман ск ая и Л ю бо вь Терен т ь ­ ев н а Бар ан о в а , у р ож ден н ы е Филат к ины , — ж ивут т ам и т е ­ п ерь. Об е на п ен си и . Одн ой — 83 г ода, др у г ой — 63. А вот п ап а мой — у р ож е ­ н ец К о ст р омск о й области . Д е ­ ревня Бабын и н о . Сей ч ас он а не сущест вует . Д а и ветвь эта , отцова обор валась : роди тели е г о у мер л и д о в ой н ы , б р а т п о г и б на фр он т е. . . С мамо й они п о зн ак оми ли сь в Моск в е , п ож ен или сь д о войны. Он а в сем ь е , в о т ч ем д о м е , бы ла второй по старшин ству . Семья большая — 8 душ . Во т и мах ­ нула на зар абот к и , п омо г ала св ои м. По том о т ец на фрон т ушел. К р оме меня, было ещ е д в о е дет ей . Умерли . Так сл о ­ ж илось. Ост ался вот я один . . . Он вклю чаетэкран . Перед н ами — п р о н зи тел ьн о е п о ­ л о в о д ье в есен н ей зел ен и и цветущих садов , си н и е дали , ста р ы й п о го ст, р е к а Д о н . • Ввысь н есется щемящая м е ­ лод и я : «У сел а Д р езгал о в а , оч ен ь-оч ен ь стар о го , мн о го л етне слы шится колокол ьный звон . За зеленым п астбищем на зар о с ш ем кладбище д н ем и ноч ью шепч ется, с бу зи н ою клён...» Это его песня, его р 6 - ' д ны е уголки . Од н осельч ан е. Со сед ск и е пацаны. Тетки. Д е ­ ревен ск ое кладбище с н ад гро ­ биями , гд е леж атего д ед Те­ р енти й Егорови ч и бабу ш к а Ан н а Мак аровна Филаткины. Кадры, которые п о ТВ видела в ся Ро сси я . Бе з уточ н ен и я имен . К ак обобщенный образ великой и уходящей ци вили ­ зации . И даж е мн огие липч а ­ не, наверное, не поняли : это — о них, на экране —они сами , и буквал ьно ряды шком — по р од ств у крови и д уш и — этот пронзител ьный автор. — Эт о Вален ти н Галю зов поет . А съемк и я делал даж е с вертолета, п ролетая н ад теми мест ами . А вот п есню «Мате ­ ри -матери » и сп олн яет мой х о ­ роший тов ар ищ Ви к тор Ш има- X новск ий . Он р аботал в теат р е Рай к и н а, се й ч а с — в т еат р е к омп о зи т ора Алек сея Ры бн и ­ к ова. Эт и к адры — в иди те? — уж е с Галич ьей г оры. В р ай ­ он е Яблон ово . Стар уш к а тож е оттуда, 1902 г ода рож дения. Д альш е — п есн я «Племянни к Алешк а» . Эт о уж е — Ген н ади й Мат веев . А вот п р о к расави - ц у - бары ню — Л ю дми ла Иль ­ ина. Вы ее зн аете? Нет? Ну к ак ж е? Вед ь эт о он а озвуч и вала сери ал «Бог атые тож е плачут». Моя хо р ош ая п одр у г а. Я ее мн о г о сн имал . Ее г оло с з в у ­ чит в к артине вмест о Вер о н и ­ к и К астро . У той он — резк и й , лающий , а у Л ю дми лы — п р и ­ ятный , задуш евн ый . Герои н я К аст р о п ришла в к аж дый дом к р о сси я н ам и мен н о так ой . На ше зн ак омство с Влад и ­ ми ром Ивановичем нач алос ь с к азуса. Л ип ецкие к оллеги -га ­ зетчи ки п роси ли п овстреч ать ­ ся на ТВ с режиссером-зем­ ляком... К уроч киным. Д а-д а , имен н о так он и сказали , К у ­ роч кина я и искал. Куда в л а ­ б и р и н та х Ш аб о л о в к и н и ткне ш ься —н еттакого. И ли ш ь в р од н ой студ и и Влад и ми ра Ивановича «Семейный канал» о д н а о з а б о ч е н н а я п р е д - съемочной нервотрепкой д ама засомн евалась: «Курочкин? А мож ет, Куропаткин?» — «Нет, — возрази л я-и «по шутил»: — «Для начала начнем с К уроч ­ кина». К о л л и з и я р а з р еш и л а с ь м о и м телефон н ым зв о н к ом Вл а д и м и р у И в ан о в и ч у . Он п опросил обож дать у охранни ­ ка на входе. И пока тотобъяс ­ нял , п оч ему на р осси й ск ом ТВ в кач естве штатников п оп ад а ­ ются... негры, Влад ими р Ива ­ нович уж е был тут как тут. Я извинился. — Ничег о . Мен я К уроч к и ­ ным и н о г да называю т . Пр ав ­ да, в дер евн е. Помни те, в 50 - 6 0 - е г оды был фильм п оп уляр ­ ный « Св адьба с п риданым» . Ег о см о т р е л и п о н е ск о л ь к у ■ раз. А там г лавный г ерой — К у ­ роч к ин , е г о и г рал Д ор он и н . Я к ак р а з бы в ал в т ех ме ст а х часто, а п ер ед арми ей к он цер ­ ты у ст р а и в а л , был в к лу бе св ой человек . Так и п овелось — К уроч к ин и Куроч к ин . Вр о ­ д е с ю мо р ом . К ороч е и звон - чей . В дер ев н е — в се на к лич ­ к ах и п розвищах . . . К уроп атки н -К уроч ки н вы- водитна экран новый сюж ет. Тепер ь п еред н ами — он сам. а с ним р яд ом популярней шая музч ета Ви ка и Вад им Цыга ­ новы. Они зап и сы ваю т св ой разговор п рямо д ома на кух ­ не: муж ики за столом «угова­ риваю т» бутылк у вод к и п од закусь , а Вика, стоя у плиты, и х п отч ует. Д у б л ь п ер вы й . Д убль второй . Третий ... Бесед а у муж иков клеится р а з от р аза бойч ей , а Ви ка хмурится и наконец Выходит и з себя: мол, достаточ но , ей н ад о к уд а-то ехать. К этом у моменту на столе — уж е вто ­ рая бутылка. Вад им Цыганов, подняв чарку, говорит в объ ­ ектив: «Ко в сем у спиртному, есл и честно , я равн од у шен . К р о м е в од к и . Я н е лю блю пит ь, я лю блю выпивать. Хотя несколько р аз бросал . Я пью обычно не с горя, а с р ад о с ­ ти, к огда хоро шая компания» . Он уж е «завелся» , а Владимир Иванович меж д у тостами еще п род олж ает реж и сси р ов ать: сяд ь так -то, п оверн ись туда- то, ми крофон вотэтак -то... — Вадим — муж и п родю ­ сер Вик и . Жили в г раж данск ом брак е, г ода 2 - 3 н азад обв ен ­ ч ались. Он а п оет п есн и т оль ­ к о на е г о стихи : В тот р аз мы п и сали « Русск ую водк у». Пе ­ р ед вами — рабоч ий мат ер и ­ ал. Вош ло не все. Было пять д у б л е й . Сн а ч а л а о п е р а т о р п редлож ил: мол, мож ет , вОду п ить будет е? Но у н ее п узы- рик и не те. Пьющий лю д ср а ­ з у бы п онял, что мы ег о д у ­ рим. . . След ом за Цыгановыми на э к р ан е — н ар од н ы й а р ти ст Ро сси и Михаил Нож кин. Сту ­ дийная зап и сь. С ним у Вл а ­ д и м и р а И в ан о в и ч а д ав н и й творческий сою з. Но если и з материала о Цыгановых в п ро ­ звучав шую в эфире передач у « вошло н е все» , то Нож кин почти в ов се не выходит. Он — оппозиционер . Вот в руках у него — гитара , он — сред н им планом, а слова, вылетающие и з н его под знакомый стр ун ­ ный бой, как в « Ошибке р ези ­ дента» , — крупным: «Какое время и нтересное настало — Страна клокочет в беспробудн ой суете. В который р аз нас заставляю тв се сначала. В который раз «до основанья, а затем» . Повсю д у новые гап оны -бедолаги Грозятн ам новою , сч астливою судьбой . И всю д у лозун ги , и митинги , и флаги В который р а з зов утнарод на смертный бой. Но это в се д о лампоч ки народу. Народ пока что зн ает об одном: Богатые — богаче с каж дым годом, д а-д а! А бедные — бедн ее с каж дым днем! ..» Это — н е п ро березовый сок , не п ро то, как «я в Ро с ­ сию , д омой хочу», и даж е не про кладбище, гд е «все сп о ­ к ой н ен ьк о — ни д р у зей , ни в р агов н е видать» . Го р азд о круче. Но, как ни горько, и куда обыденней . Банальней . «Сколько ж мож но терпеть? Сколько ж мож но страдать?» — Всен арод ные кличутуста: «Время Русь соби рать! Время Русь соби рать! Гце ж е ты, Иван Калита?!» Только эти слова еще з а ­ ставляю т встряхнуться, огля ­ д еться окрест, в смотреться в себя, в бли зк их и д алеки х — в Россию . «Время тяж елое, ока ­ янное, — говоритМихаил Нож ­ кин с экрана. — Но и светлое. К ак на оселк е, п ров ер яется все, что есть луч шее и худшее. И в народе. И в стране. И в каж дом и з нас. Ид етп оляри ­ зация д обра. Т ьма в се видней . И види ш ь: ее не так много. Просто она очень активная и очень бессов естн ая . Но она уж е заканч ивается. Д н и тем ­ ных сил в Росси и сочтены». И опять — удар по струнам: «Ну, и время окаянное! Снова смута на д воре! Снова зарево багряное Над Ро сси ей в октябре! Снова страсти накаляются! Снова в д у ш ах — тарарам! Разум в горе растворяется — Руки рвутся к топорам! !» В га з етах это м о гл о бы пройти и п роходитиногда. Но . экран заказан . Лиш ь его п ес ­ ня «Гце ж е ты, Иван Калита?» , как говоритВлад ими р Ивано ­ вич, «проскочила» в эфир од ­ наж ды, д а и то в -п реддверии мин ув шего Д н я Победы в п е ­ ред ач е «Но п омнит ми р сп а ­ сенный» . Д а еще потому, что Михаил Нож кин был одн им и з ее ведущих и сп ел ее в обой ­ оди н и з р у к о в о ди т елей р о ­ ст о в с к о г о з др ав о о х р ан ен и я п ри води т в ин тервью у ди в и ­ тельный эп и зод. Есть ребен ок — доч к а обходчик а. Она ж ила на п олустанк е. Ей ник ак их у к о ­ лов не делали . Роди тели п ро ­ верены — в се нормально. А у девочк и — СПИД . Мы твердим, будто он ,не п ередается др у ­ г ими путями, к роме уж е и зв ес ­ тных, даж е — ук усом к омара. А вот видите. Тот рук оводящий меди к стояла на своем.- Но ее мы в п ередач у не вставили . Д аж е — не мы, нам «п одск а ­ зали» . Мол, вдру г он а хоч ет об ели т ь себя , сп аст и ч ест ь мундира, Я вам ск аж у так : не столь страшен СПИД , к ак отношение к сп и дов ому больному . Д аж е если эт о ребенок . Ему п ер е ­ к рыта шк ола и все прочее. У нас ведь ср аз у н абрасываю т ­ ся, к ак дик ари . Хотя со СПИ ­ Д ом мож но ж ить и ж ивут. Тот ж е Вовоч к а п ротянул н еск оль ­ к о лет . Он наблю дался у сына ак адеми к а Вален тин а Пок ров- Влапимир КУРОПАТКИН: «ТЕЛЕЭКРАН НЕ ЗЕРКАЛО, А УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ аЕК Л О» ме с незапрещенными «Все на свете на р ассв ете началос ь» и «Я в Россию , д омой хочу, я так д авн о не видел маму...» — Вла димир Иванович , г оворят, вы имее те отнош е ­ ние и к де тск ой телеп ере ­ да ч е « АБВГДейк а» ? — Д а. С Татьяной К и р и л ­ ло вн ой Чер н яевой , п о ст о я н ­ ной ведущей эт о й п ередач и , мы р або таем вмест е уж е лет д е с я т ь . Д аж е сд е л а л и п о д эт и м н а з в ан и ем н еб ол ьш о й сп ек так ль, на ч ас десят ь , с к о ­ торым езди м по стране. Есть меч та п обывать и в Л ип ецк е, Я г оворил с Татьяной К и рил ­ ловной . Он а с удовольст ви ем п озн ак оми т ли п ец к ую дет вор у и с К л еп о й ( а р т и ст Т еат р а И з п е се н Вл а д и м и о а К у р о п атк и н а П АМЯТИ МО ЕЙ М АМЫ А ЛЕ КСАНДРЫ Т ЕРЕ НТ ЬЕВНЫ КУРОПАТКИНОЙ у села Дрезгалово Очень, очень старого Много лет ' ' .Щ . слышится ■ колокольный звон. За зеленым пастбищем, На заросшем кладбище Днем и ночью шепчется с бузиною клен... Многое изведала, Малое поведала. Сохранила тайною русск ая земля. Здесь на сельск ом кладбище Обрели пристанище Д ороги е роди чи , близкие друзья... Д о н - рек а- к расавица С солнышком ласк ается. На деревне Мазанке прокричал петух. Заглянуло солнышко В низкое оконышко. Блестк ами осыпало за пригорком луг... У села Дрезгалово Очень, очень старого Много лет не слышится колокольный звон. За зеленым пастбищем. На заросшем кладбище Днем и ночью шепчется с бузиною к лен... июль-август 1991 г. ю ног о зрителя Сер г ей Балаба ­ нов) , и с новым г ер оем п ер е ­ дач и Ш ури к ом. Во о бщ е , эт о к он цер тный вариант , А сама п ередач а вы ­ х о ди т р ег уляр н о п о р о с си й ­ ск ому к аналу и по четвертой п ро г р амме. — Но ва с- то в Л ипецк е знаю т к ак постоянног о р е ­ ж иссера Белянчик овой в ее передаче « Здоровье» ? — Д а, я был одн им и з ее реж и ссеров , мы п роработали вмест е мн о г о лет . Прак ти ч ес ­ ки, , 1 ; о само г о п оследн ег о м о ­ мен та, п ок а эта п ередач а су ­ ществовала. Теп ерь п од так им назван ием на п ервом к анале выходит сбор н и к разных п ер е ­ дач , но уж е без Белянчик овой . Нас работало четыре бри г ады. Я выдавал с. ней не мен ьш е одн ой п ередач и в месяц . ' — А что она за человек ? Эт о п ра вда , будто эк ра н ­ ный о б р а з т е л е з в е з д не все г да совпадае т с тем , что в ж изни? — Конечно. Так й у Юлии Васи л ьев н ы . На эк р ан е и в ж изни — эт о два соверш ен н о р азн ы х ч еловек а. По натуре о н а о ч е н ь эм о ц и о н а л ь н а я , оч ень нервная. Остает ся ми ­ нута д о выхода в п рямой эфи р — к аж ется н есобран н ой , у нее тысяч а воп росов : «Почему к а ­ мер а там- то , а не т ам - т о ? Где оп ератор так ой - то? Как быть с тем- то?» То ест ь о чем у г од ­ но, тольк о не к онцен трация на себе . Как будто нуж но п одпи - т а т ь ся эн е р г и е й др у г и х , да ещ е с р аздр аж ен и ем . Тут и сам не сдер ж и ш ься : «Юлия Ва си л ь е в н а , се й ч а с « вы хо ­ дить» . Подумай те, с чег о на ­ чнете, к ак будете общат ься со зрителями . . .» ' И вот, п редст ав ьт е себе: о ст аю т ся сек у н ды , он а ещ е ник ак не у сядется на место, но выходим в эфи р — и суете к о ­ нец, он а мила и собран н а, она само сп о к ой ст в и е и обаяние. Хотя тож е. . . У н ас ведь су щ е с ­ твует план к аж дой п ередач и . Самый большой г рех на ТВ — выйти з а хронометраж . Нуж но зак ан ч и в ат ь тю т ельк а в т ю ­ тельк у, на худой к он ец — м и ­ н ус или п лю с 30 сек унд. А она умудр ялась от волнения объ- . являть к ак о й - т о фр а г мен т в начале, хотя он долж ен идти в к онце. Знач ит , надо о тматы ­ вать к ассету . Л ихорадк а. За - тык и. . . — Но то, к ак ой мы ви де ­ ли и ещ е. видим иног да Бе - лянчик ову на эк ран е — е ё собстве н ный имидж ? Или е г о созда ва ли вы и ваш и к оллег и? — Имидж создали ей люди , к оторые работали рядом, е с ­ тествен н о , при ее участии к ак п ер в о й ск р и п к и . Я п р и ш ел п озж е. — Сама - то она соблю да ­ е т рецепты, к оторыми д е ­ лится с эк ран а? — Не знаю . Бою сь, что нет. Реж им работы эт ому не сп о ­ со бст в у ет . Д ен ь н ен о р ми р о ­ ванный . — Ну, что, сдела в п е р е ­ дачу, вы не са ди те сь потом о б су д и т ь е е ? П ош у ти ть? Поздравить к ог о- то с уда ­ чей или днем Ан г ела? Вы ­ пить бутылк у « Ш ампанск о­ го» ? — Так бывало. Но сей ч ас к ак о е - т о вр^ мя др у г о е . Вс е п ерестали радоват ься чуж им усп ехам. Пошла к он к уренция — даж е там, г де не долж на бы. Не творч еск ая . Ран ьш е были летуч к и , обсуж ден и я , сп оры . Теп ер ь редк о . Д а и то не в о т ­ делах , а на «Яме» — на улице Ямск о г о поля, то ест ь на у р ов ­ не всей телек омп ан ии . — Вообщ е , телевидение се г одня из всех институтов общ ества — самый продаж ­ ный. Вы не сог ласны? — Нет. По -моему , так ими стали г азеты. — Газеты — разные , но к аж дая ц е лостн а в свое й си стем е к оординат , в своей идеолог ии . А на ТВ есть вы и К иселев, е сть Владимир Познер и Алек сан др Н евзо ­ ров, пятые , д е ся тые . К а ­ лейдоск оп этот заш к алива ­ е т на полю сах к ак « туда» , так и « сюда» ... — Ну, это ясно. Информа ­ ционные п ро г раммы ест ь и н ­ формацион ные п ро г раммы . Я на них п рак тич еск и не р або ­ тал, у меня — цик ловые. Хотя делал к ак и е - т о сю ж еты для п ро г раммы «Утро». Но мален ь ­ к ие. Попутно. Мн о г о лет я работаю с Л и ­ ди ей Гри г орьевной Орловой . У н ас — своя тема. Мы со з н а ­ т ельн о , я бы ск аз ал , н р а в ­ ст вен н о ее ведем. Я — р еж и с ­ сер , Л идия Гри г орьевн а — р е ­ дак тор , сп ециальный к ор р ес ­ п ондент . — А к то вы д а е т вам темы? — Ну, вот мы делаем, на ­ п р и мер , « Семей н ы й к анал» . Эт о самы е 'р а з н ы е темы: п е ­ даг ог ик а, медицин а, встреч а с ак терами . . . Мы эти темы п ри ­ думываем или находим в ж и з ­ ни , р аз р абаты в аем , х о р ош о о р и е н т и р у я сь в сп ец и ф и к е своей работы. Мы не станем к ричать, к п римеру , что н ай де ­ на п анацея от всех бед, т аб ­ летк и от рак а, или ти раж иро ­ вать к ак и х - то сомн и т ельн ы х «целителей» . Чег о ск рывать? Д ен ьг и сег одня п равят бал. Но для н ас — п реж де в сег о дело ж урн алистск ой этик и . — И вы не верите в я с ­ новидцев, народных цели ­ телей , в « заговоры» и « при­ вороты» ? — Мы и х даем в эфир . Но оч ень- оч ень осторож но. Сами п о себ е я эти явления отр и ­ цать не мог у, тем более — по Чехову: «Этог о не мож ет быть, п отому что не мож ет быть н и ­ к огда», Ведь заг овари ваю т ж е бабушк и в дер евн е рож у, зубы и п рочее. Что - то так ое сущ е с ­ твует. Замалч и вать нельзя. Но нельзя и раздувать, к ак тог о ж ё К ашп и ровск ог о . Я видел: к о г да лю ди з аг н ан ы в у г ол своими страдан иями или му ­ ч ен и ями р одн ы х и бли з к и х , они г отовы в се отдать, д о н и ­ тк и. Эт им г решн о п ользовать ­ ся . ' • ' А вот п сихотерап ия — да. Эт ому вери ть мож но, хотя к то- то п оддает ся больше, к то- то мен ьше. Мы эт о снимали . — А больных СПИД ом? — Конеч но. Оч ень мног о. Ну, во- п ервых , мы сняли п ер ­ в о г о сп и д о в о г о бо л ьн о г о в СССР — тог о само г о Вовочк у . Эт о был военный переводчик , г омосек суали ст , верн увшийся и з Дфрик и . Ег о уж е нет. Умер . Потом мы сн яли траг едию в Ростове- н а-Д он у , к ог да СП И ­ Д о м з ар аж е н ы бы ли д е т и . Мн о г и е и з них тож е ушли. — К ак это прои зош ло? Писали , будто сле д веде т в Элисту , вы подтверхадаете? — Знаете, хоть мы и выез ­ ж али п о свеж и м следам , но мн о г ое п ок рыто мрак ом. Во ­ вочк а — г омосек , у нег о насч и ­ тали п од два десят к а «контак -. тов». А тут дети — раз. Втор ое — зар ази ли сь в медуч реж де ­ нии. Д а вдобавок — и в Эл и с ­ те, и в Ростове- н а-Д он у , п ри ­ чем к ак будто одн овремен но . В Эли сте, деск ать, было з ар а ­ ж ен и е, а п от ом п е р е б р о си ­ лось . Хотя сч ет больным шел на десят к и . Мы их сн имали . Вп олн е н о рмальн ы е в н еш н е дети . Но п отом в се замяли . Ин ­ ц и ден т , если не ош и баю сь , был сведен к нак азанию млад ­ ш ег о медп ер сон ала. А в о о б ­ ще со СПИД ом у н ас в стран е — ст р ан н о . Он не п ош ел в рост , к ак п редрек али . Недав ­ но я прочел г де- то, будто от ­ тог о мы к н ему столь н ев о с ­ п ри имч и вы , что як обы наши п редк и в начале т ек ущег о ты ­ сяч елетия уж е п ерен если п о ­ добн ую и нфек цию . Имму н и ­ тет. — Я понял, что ростов ­ ск ая история осталась з а ­ г адк ой? — В нашу п ередач у тог да вошло не все. Сошли сь на том, ч т о з ар аж е н и е бы ло ч е р е з ш п ри цы . Одн ак о , н ап р имер . ск ог о — тож е Вален тина Пок ­ ровск ог о, док тора наук , на Со ­ к олиной г оре. Там, что н азы ­ вается, в п олной боевой ц е ­ лый Центр по борьбе со СПИ ­ Д ом. Ог ромный штат, и всег о 2 или 3 больных. Если , не дай Бог , к ак ая вспышк а, т о в се г о ­ тово. Владимир Иванович гово ­ рит, а на столе у него — книги с д ар ствен н ыми н ад п и сями авторов. Я беру в руки одну, маленькую -маленькую : «Джу­ на: Поэзи я и ж ивопись» . На ней начертано: «Володи Куро- паткину, реж иссеру, счастья. Дж уна. 90 -й год». «Володи» — так и нап исан о ч ерез «и», с о шибкой . Он улыбается. — Что поделать, Влади- И з п е се н Вл а д и м и о а К у р о п атк и н а Я з а б ы л св о е и м я и отч еств о , П о з аб ы л , ск о л ь к о з и м м н е и л ет. Н и ч его м н е се го д н я н е х о ч ется . Д а й те в ю н о сть о б р атн ы й б и л ет. П о е з д м е д л е н н о тащ и тся - к ати тся . П а ссаж и р ы со м л е л и в к он ец . Гд е та д е в о ч к а в си тц е в о м п л атьи ц е , Гц е у е з д н ы й тот го р о д Ел е ц ? То п о л я ми , б е р е з ам и , л и п ам и . По п о л ям , п о л у гам , п о з а д а м И тр о п и н к ам и н е з а б ы ты м и Д о б е р у сь к д е р у н о в с к и м са д а м . Отц в ел и те са д ы , отм ете л и л и И о сы п а л и сь д ы м к о й се д о й . П о ч ем у ты в м е н я н е п о в ер и л а . П о ч ем у н е о ста л а сь с о М Н О Й ? В н е б е л и сть я з а к р у ж атся п ар ам и . В о з д у х ч и ст, ти ш и н а , б л а го д ат ь . . . С д е р у н о в с к о й к р а са в и ц е й Ба р ы н е й Д о у тр а б у д у в а л ь с тан ц ев ать . м и р И ва н ови ч , к о г д а - т о е щ е д е й ст в у ю щ и й Ег ор К узьмич Л иг ачев, член По­ литбю ро и второй человек п осле Горба ч е ва , сде ла л мн е н а дп и сь: « Юрий Ва ­ сильевичу...» — не ск лоняя имени вовсе . . . — С уч астием Дж уны и п ро нее саму мы снимали неск оль ­ к о п ер едач . Част о — у н ее дома, на Арбате. Эт о н едале ­ к о от театра имени Вахтан г о ­ ва. Старый так ой арбат ск и й двор . Она ж ивет то ли на 3-м, то ли на 4 -м этаж е. Пок а п од ­ н и маеш ь ся п о лест н и ч н ому пролету , на всех п лощадк ах и д в е р я х в и д и ш ь н а д п и си : «Сп равок не даю». К вартира у Дж уны небольшая. Д аж е т е с ­ ная. Обр аз ж изни она ведет своеобразный : работает ноча ­ ми , р и су ет , п иш ет . Эт аж ом ниж е в эт ом ж е д о м е у нее мастерск ая . Сп ат ь лож ится в б утра, п росып ается в 4 дня. По сле съемо к н ас у г ощала. Мы вып и вали , он а, п равда, н ет . К о л б а с к а п о р е з ан н ая , прочее. У нее тип а домр або т ­ ницы. Особен н о п онравилось к ушан ье — т вор о г , а в н ег о н арезан о мн о г о зелени : п ет ­ рушк а, к инза, ук роп . . . , Д ж у н а мн о г о и э м о ц и о ­ нально расск азывала. Помню , в ч астности , п ро то, к ак у нее п рои зошла ссо р а с Аллой Пу ­ г ачевой . Был к ак раз 90 -й год, если не путаю. Пуг ачева п ри ­ г ласила ее в г ости . Она п ри ­ ехала, хотела поднять т ост за п рисутствующих , а Пугачева: ты чег о, мол, эт о мой дом , т ебе слово не давали . — Так Дж уна лечить по ­ ехала или водк у пить? — Л еч и т ь вр оде. Но они сцеп или сь. По-ж енск и «стол­ к нулись». Дж уна оборвала на ней цепочк у вместе с прядью рыж их волос. Все это, по сло ­ вам Дж уны, осталось у нее в рук е. Она даж е бросила остат- . ки бу с на стол. Вообще - т о она и в п р ямь н еп р ед ск аз у емая , эмоц и о н альн ая . Мож ет «вы ­ дать» что уг одно. Аби ссин к а. Но п ришлось ей, по её ж е сло ­ вам, от туда бы ст р о р ет и р о ­ ваться. — Это вош ло в переда ­ чу? — Нет. Эт о был так ой з а ­ стольный , зак адровый р аз г о ­ вор. А п ередач а была о ее н е ­ обычных сп особн остях , о п ри ­ знании ее за рубеж ом — она к ак раз п олучила Мальтийск ий орден , ман тию , ст еп ен ь м а - . г истра. Мы даж е сняли ее по п р и лет е в а эр о п о р т Ш е р е ­ ме т ь е в о . По т ом — п р и емы беск он так тног о массаж а. — Вы на се бе это пробо ­ вали? — Нет. Поэтому ничег о не мог у ск азать. А для зрителей делали тр ехми н у т к и — п о у ­ читься п риемам, к оторые она п редлаг ала в рамк ах п рилож е ­ ния к «Здоровью» — в п ереда ­ че «Эск улап». — А правда , что бывш ие партийно- номенк ла турные бон зы Сове т ск о г о Сою за лечились, к ак небохсители, особыми препаратами , ле ­ к арствами , г арантирующ и ­ ми долг олетие? — Я бывал в ЦКБ. И в Кун ­ цево. И на Мич урин ск ом п ро ­ сп ек те, в больн ице № 1, г де леч ился Горбачев . Условия — ■да, шик арные. Тог да, п омн и ­ те, эт о «отк рывали» для о б ­ ществен ности . Мол, п ередать н ар о ду , п у ст ь в се леч ат ся . Ничег о это г о нет. Л еч атся ны ­ нешние, ну еще — «новые р у с ­ ск ие» , то ест ь бог ачи . Все, что там было, эт о — шик арные у с ­ ловия и лучшая, самая выда ­ ющаяся п рофессура. По п о г о ­ ворк е: полы — парк етные, вра ­ чи ан к етные. Он и ст ек али сь туда со всей страны. Как , на ­ п ример , лучший г ематолог Ан ­ д р е й И в а н о в и ч Во р о б ь е в , блестящий врач , замеч атель ­ ный ч еловек , п ор або т авш и й одн о время и мин истром. — Ск аж ите, ведь здраво ­ охранение вам знак омо по мног им ре г ионам. Почему ж е нет - нет , да и мельк нет на эк ране Л ипецк ? По ро ­ дству ме ст и душ и? — Мы сн имали везде. Но ­ в о си би р ск , Сар ат ов , К у й бы ­ шев, юж ные рег ионы страны. Но ни г де в Ро сси и так не р а ­ бо тала сан и тар н ая авиация, к ак в Л ип ецк ой области . Года два ее тольк о н е сн имаем. Но я знаю : вертолеты по вызову вылетают, хотя, к ак и везде, это дело трудное, доро г ое. На высоте фельдшерск ая служ ба. Просто сильные фельдшера. « Ск орая п омощь» р або т ает . Выезж ает не то, что в Моск ве, г де лю ди ж дут часами . Там в дер евн е в к онце эт о ­ го лета случай был. Утонул в п р у д у мал ь ч и к . Ф е л ь д ш е р Юлия И в а н о в н а К у з н ец о в а сделала ск рытый массаж се р ­ дца, и ск у сст вен н ое дыхание, отк ачивала ег о. И он остался ж ив . По т ому ч то он а ж и вет там, и п олучается, эт о свой , м е с т н ы й , д е ж у р н ы й в р ач . Мальчи к п ришел в себя толь ­ к о в Л ип ецк е, к уда е г о быстро доставили , но п ервый ш аг к . сп а се н и ю сд елала он а, эт а ж енщина. Так в эти х к раях на ­ лаж ено. В Моск ве, если ч ело ­ век заболе^ ) или даж е леж ит, мож ет врача и не дож даться . — Вы ч е лове к ве р ую ­ щ ий? — Теперь, знаете, что-то уж в се ст а л и в е р у ю щ и м и . На удивление. А я — к рещеный . Отн ош усь к церк ви трепетно, верую . Но вот стоиш ь и, к ак бы э т о ск а з а т ь?. . . Бо иш ься влезть в эт о нутро. Словами это не выразить. Треп ет вы ­ зывает вид храма, вид ик оны, п он имаете? А отороп ь оттог о, что войдешь, а там священни к з ап р ост о с к ем- то разболтал ­ ся или др у г ая к ак ая - н и будь обыден н ая «бытовуха» . Я от это г о отстраняю сь. У лю дей , наверное, г ен е ­ тическ ая память. Ну, н есп р о с ­ та ж е я п ривязан к местам, г де № 222 ( 1036) р оди лся мои дед , р оди лась мама? Меня тянет в деревню , в Елец . Если мн е н адо в се сбр о си т ь с себя , я — раз! — на самолет , на п оезд, к ак п о з ­ воляю т ср едст в а , и на п ару дн ей туда. Похож у, п роедусь, подышу, и мож но в Моск ву. Го ­ род Лип ецк очень люблю . Осо ­ бенно — центр. Всег да хо>ку в театр к Владими р у Пахомову. — Д рузья г оворили мне, вы даж е устроили на ТВ не ­ да вн о бен ефи с Л ипец к ой области . Ве сь день на эк ­ ране были эти замеча тель­ ные ваши песни , эти к арти ­ ны природы, сельск ая г ос­ тиная , семейный де тск ий дом , областная больница , центр репродук ции челове ­ к а . . . И опять- так и — теа тр. Вы так влюблены в нег о? — Я долг о к этому п одби ­ рался — расск азат ь о театре Пахомова. Получился р асск аз о п ремьере спек так ля « Васи ­ лий Терк ин». 1 июля он вышел в эфир , а 2 - г о или 3 - г о театр удо ст о ен был за эт у работ у п р ем и и н а Вс е р о с с и й с к о м фести вале. Правда, с самим Пахомовым лично я п ознак о ­ мился тольк о в этот раз. — Эт о — очень со вр е ­ менный , тонк ий и своеоб ­ ра зный худож ник , ж ивой , к лассическ и мыслящ ий ум. Он чрезвычайно мног о сд е ­ лал для Л и п ец к ог о к рая , для русск ог о иск усства . А ваш е впечатление? — Очень творч еск ий ч ело ­ век . Оч ень. Со св о ей п о з и ­ цией . Не к онъюнк турщик , к а ­ к их теп ерь пруд пруди. Не д ер ­ ж ит н о с по ветру или там — по власти . Ну, п редставьте себе, п о ст ав и т ь се й ч а с « Васи ли я Терк ина»? Явно не для к ассы. Пер ед эт им был Чехов . Эт о линия подлинно р усск о г о т е ­ атра. Прек расный язык . Кстати , в Моск ве «Василия Терк ина» п оставила Татьяна Д орон ин а. Я хочу п осмотреть, сравнить. У Пахомова — более п ублицистичное, что ли, п ро ­ чтение, чем были постановк и до этог о. Если п омни те, .в т е ­ ат р е и мен и М о с со в е т а эт о . и мело н еск ольк о батальный ук лон, чуть-чуть ск оморошный , с так ими замеч ательными ар ­ ти стами , к ак Олег Анофриев и Бо р и с Новик ов: А у Пахомова и г раю т ср аз у 7 ч еловек — 7 Терк иных . Со в ерш ен н о р а з ­ ные по типаж ам и даж е по воз ­ расту. Причем одновременно: пок а один ведет главную роль, о ст ал ьн ы е — в п оды г рыш е . Потом меняю тся. Есть д е р е ­ венск ий п арен ь Васили й Тер ­ к ин, ест ь суховатый интелли ­ г ен т в оч к ах, ест ь п ож илой , битый муж ик . .. Все они сли ­ ваю тся в общее п редставле ­ ние о Росси и , о народе, к ото ­ рый п обедил в этой войне. Владимир Иванович п ере ­ бираетфотографии на столе. Их много. Преимущественно цветные. Рабоч и е моменты его передач . Знакомые лица. Иллю зионистИгорь Кио, грос­ смей стер Аэрбах, артисты Ру ­ дольф (^ дин, Спартак Ми шу ­ лин и Юрий Чернов, известные академики , ж урналисты, кол- легй -телевизионщики , он сам за реж и ссерским пул ьтом, п о ­ том он ж е — с сын ом Иваном. Тоттолько недавно из армии, был солдатом — теперь сту ­ д ентреж иссерского факульте­ та Московского госуни верси - тета культуры. Приемная дочь Ната ша — студентка ж урфака МГУ, но уж е и коллега Влади ­ мира Ивановича: работаетд и ­ ректором программ ТВ. — А вот эту к ниг у п одари ­ ла мо ему отц у п ервая ж ена Алек сан дра Куп рина — Мария К ар ло в н а К у п р и н а - И о р д а н ­ ск ая. Мы ж или с нею п осле во ­ йны в одн ой к варти ре. Мн е здор ово п овезло. Она п риучи ­ ла меня читать к ниги — хор о ­ шие к ниги. Л ет в пять я уж е читал. У н ас была к омната «за- проходная» . Если выходить, то тольк о — ч ер ез ее к омнату . Эт о — Ост о ж ен к а , Пер вы й Обыден ск ий переулок . Боль ­ шая к оммуналк а. Нас ж ило там 13 семей — 52 человек а. — К ак у Высоцк ог о, «на сорок восемь к омнаток все ­ г о одна убю ная» ? — Нет, уборных было три. К вартира двухэтаж ная. Ког да- то здесь ж ил хозяин , дом был доходный , ег о сдавали внаем. Мы волей судьбы ж или в нем с Мар и ей К арловн ой г де - т о г ода с 50 - г о по 63-й , к ог да при х р у щ е в с к о м с т р о и т е л ь с т в е нам дали двухк омнатную к вар ­ т и р у в Мневни к ах , на Хор о - ш ев к е, мет р о «Ок т ябр ьск ое поле». Там я ж иву и теперь. А с Мари ей Карловной мы друж или почти до само й ее см е р т и . Я п ац ан ом п роч ел Куприна, зап рещен ных Ивана Бу н и н а и Ар ц и б аш ев а . . . Об Арцибашеве п исали при Ст а ­ лине: в есь цвет Петербур г а, деск ать, зач итывался ег о п ор ­ н о г р афи ч еск и ми р оман ами . Если вы п роли стаете даж е то, что зап рещала у нег о царск ая цензура, — эт о детск ий леп ет п р о т и в т о г о , ч то т еп ер ь на к аж дом углу. — А что Иорданск ая ра с ­ ск азывала о К уприне? — Мн о г о чег о. О том, что эт о была ли ч н о ст ь н е о д н о ­ значная. Попивал. Пог уливал. «Я, — г оворила она, — п уск а ­ ла ег о к себ е в п остель тольк о один раз в десять дней». Про ­ ж или они десять лет. Она была у нег о редак тором. По ее словам, однаж ды, в момен т оч ередн ог о заг ула, он п орвал тольк о что написанный и м « По еди н о к » . В м е л к и е к лочья. Хотел сж ечь. Но бла ­ г ополучно уснул. Мария К ар ­ ловна все это и з топ к и выну ­ ла — ведь мног олетний труд, к оторый он считал основным делом ж изни! — ск леила по к у ­ соч к ам. Через неделю -друг ую он п ришел в себя , усп ок оился и стал сок рушаться: «Как ой я дурак ! Что наделал! ?» Он а вы ­ н ула : « Во т » . К у п р и н бы л страш н о благ одарен . ( Ок ончание на 7 - й стр1)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz