Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

ок тябрь, "Ясная Поляна 31 ок тября 1995 г. рук ам тяж ело, зато на душе светло... № 216 ( 1030) И сток и ; два дн я в дворян ск ом г незде иЯ ПИШУ, что ДУМАЮ , И ТО, что НЕ МОЖ ЕТ ИРАОИТЬСЯ НО ПРАНИТЕАЬСТИУ, ИИ БОГАТЫМ КААССАМ ...» О Т СУ ЕТ Ы - Н АВСТ РЕЧУ ВЕЧ Н О М У Ж изнь н еп редск аз уе ­ ма. Еще неск ольк о дне й назад ник ак их поездок у меня не предвиделось. Но во т к о мф о р т а б е л ь н ы й «Икарус» м ч ит нас — г ру п ­ п у сотрудник ов музык аль ­ но г о и литературно г о о т ­ делов област н о г о к рае ­ ведческ о г о музея и ж ур ­ налистов — к музею - зап о ­ ведник у «Ясная По ляна». Зд е сь , в эт о м щ едр ом р о сси й ск ом у г о лк е, п о ­ даривше м миру Льва Тол ­ ст о г о , мо им сп у т н и к ам предстоит пок азать к ом ­ п ози ц ию , п о священ н ую писателю . Но это — завт ­ ра. А се г о дня. .. За ок но м автобуса — нарядная осень бу й ству ­ ет во все м позднем сво ­ ем мно г о ц ветье. Ч е м бли ­ же под ъе зж ае м к заповед ­ нику , те м к олоритнее пей ­ заж и , словно сошедши е со страниц лю би мых т о ­ мо в . М а г и ч е ск а я си л а этих мест владела п и са ­ телем , настроив е г о мы с ­ ли на ве ч ное, общечело ­ веческ ое, по мо г а ла п ро ­ тивостоять мелк ому , сию ­ минутному. Е й нельзя не поддаться, ее невоз мож ­ но не по ч у вствовать все м се р д ц ем . Но для то г о , ч тоб ы о п исать всю п р е ­ лест ь п р и р од ы « Я сн о й По лян ы» , надо б ы т ь То л ­ ст ы м. Н а м ж е о ст ает ся лишь мол ча лю боваться ею... Т АК ОЙ ПРОСТ ОЙ И САОЖ НЫЙ М И Р , ИД И АИ ПЧАН Е - "ЯСН ОЙ П ОАЯН Е" Лев Н ик олаевич ушел из ж изни почти 85 лет на­ зад, 7 ноября 1910 го да. Эта к ру г лая, но г о р ьк а я дата и стала поводо м для встре ч и ясноп олянцев и липчан. И менно встре ч и, поск ольк у то, что п роис­ ходило в до ме деда Тол ­ сто г о Н. Во лк онск о г о , на­ звать просто в ы ступлени ­ е м несправедливо. . . .С са м о г о у т р а и з просторно й г о стино й до ­ носятся музык а и пение — идет последняярепетиция. Н е занят ы е в не й музейщи ­ ки прислушиваются , заин ­ тересованно п ере г о вари ­ ваются. А мы , ж ур налист ы , о т к р ы вае м для себя ри ­ сунк и худож ник а -э ми г р а н- та А. Алек сеева , в ы ставк а к отор ы х раз местилась на первом этаж е. Пок инув Ро ­ дину в 1918 го ду, этот че­ ловек все свое творчество посвятил Росси и . Н а в ы ­ ставк е п редставлен ы е г о и ллю ст р ац и и к ро ман ам Толсто г о. К ине мато г р аф и ­ ческ и й о п ы т а втора — А. Ал е к се е в д о л г о е вр е мя работал в к ино — по влиял на е г о р исунк и — о ни вос ­ прини маются сериями , на­ п о ми н ая р а ск ад р о в к и сцен . Анна К аре нина, ее встреча с Вро нск и м , рок о ­ во й вок зал... Но вот после к оротк о г о вступительно г о слова ди ­ рек тора Липецк о г о об лас ­ тно г о к рае ведческ о г о му ­ зея Л. К а тер инк ино й начи ­ нают сво й р а сск аз о Толс­ то м е г о сотрудник и С вет ­ лана Ку к рак и Па вел Тя му - шев. В о снову к о мпозиции ле г бог а т ый материал , со ­ бранн ый липчана ми. П ись ­ ма , статьи и док у менты (в том ч исле — о т че т ы и про ­ ток ол ы по лице й ск о г о с ы с ­ ка) по мо г ли и м подробно изу ч ить ж изнь писателя в т р удн е й ш и е для Ро сси и 1891-1893 го д ы. Л е в Н ик о ­ лаевич отк р ы вает ст оло ­ в ы е для г о лодающих. Со ­ ф ь я Андреевна с до черь ми помо г аю т е му : са ми пере ­ к раивают барск ие одеж ды для бедняк ов , моют столо ­ вые , варят , лечат , к р ес ­ тят... В се й душою болея за русск о г о к ре стьянина. Тол­ сто й п ишет статьи , к ото- § ы е и з - за цензур ы мо г ут ы т ь оп уб лик ован ы лишь за г р а нице й. Кр ичащи м о в ели к о леп и и уш едш е г о ц ар ск о г о реж и ма нашим современник ам не мешало бы познак омиться хотя бы с н ек оторыми абзацами . « Н аро д г о лоден от то г о , ч то мы слишк ом сыты» , — строк и, к отор ы е не мо г ли не раздоаж ать правитель­ ство. «Здесь так все при ­ терп елись к бедствию , что идет везде непрестанн ый п ир во вре мя ч у мы. У Н е ­ чае в ы х (Мальцев ы х) б ы ли и менины.. . , у С а мариных — р о ск ош ь , у Раев ск и х — тож е — о хота, веселье. А народ мрет». Н е даро м Н. С тр а хов писал Толсто ­ му : «... Про т ив вас подня ­ лась такая злоба, так ое не ­ п обеди мое раздраж ение , ч то ясно б ы ло: в ы задели лю де й за ж ивое сильнее всяк их революционеров и вольноду мцев». Н а ч то Ле в Н и к олаеви ч ответил: «Я пишу, что ду маю , и то, что не мож ет н р ав и т ься ни правительству , ни бо г а т ы м к лассам уже Т2 лет , и пишу не нечаянно, а сознатель ­ но». ... Н а все это, на взвол ­ нованное повествование о велик о м худож ник е нак ла­ дываются свеж ие яснопо ­ лянск ие впе ча т ления, обо ­ г аща я е г о нов ы ми нюанса­ ми и к раск ами. Со че т а ние г лубок о г о знания истории литератур ы с артистиз мом и сп о л н и т е л е й п р и д ае т к омпозиции особую выра­ зительность. Об интересе к ней свидетельствует хотя бы то , ч то в зале нет ни одно г о свободно г о места. Го лоса расск азчик ов чере ­ дуются с музык ой .Толстой ее любил , знал, пони мал. Про н зи т ельн ое звуч ание ск рипк и, ак к орд ы ро яля и ро мансы , велик олепно и с ­ полненн ы е Веро й Порош и ­ но й , по мо г аю т мак сималь ­ но полно во ссо здат ь ат - ------ 1 — ....... -т^ шеи эпохи. Ба й к о вски й , Н иколаевич и са м и г р а л их произведе ­ ния, и часто слушал. Н е ­ ре дк о слушателя ми стано ­ вились и местные к ресть ­ яне. Им ч и т алась п ьеса Толсто г о « В ласть ть мы» , на постановк у к оторо й вдох ­ новил автора е г о дру г , наш зе мляк , владелец у садь ­ б ы в Па льна-Михаиловк е А. Стахови ч . С це н ы это й н ац и о н ал ьн о й р у сск о й дра мы вошли и в литера ­ турно - музык альную к омпо ­ зицию . В ы сш е й ее о ц е н к о й ст али сл о в а д и р е к т о р а «Ясно й По лян ы» , прапра в ­ н ук а Л ьва Н и к олаеви ч а г р афа В . То лсто го. О н ок а­ з ал ся , п ож алу й , са мы м внимательным и эмоц и о ­ н альн ым з р и т е л ем . Н е ск р ы вая волнения, В лади ­ мир Ильи ч поб ла г о дарил липчан за то, что они су ­ мели «оживить дух Толсто ­ го , к о тор ый , в обще м - то, ник уда не уходил, на й т и тон к ие и точн ы е ин тона ­ ции». Б ы ло решено п од ­ держ ивать связи и впредь. Ясноп олянц ы с удоволь ­ ствие м приняли при г лаше­ ние приехать на научно- п рак тич еск ую к онфер ен ­ цию по к раеведению и по ­ сетить литературную г о с ­ тиную в Л ип ец к о м к рае ­ вед че ск о м музее 31 о к т яб­ ря. Н а снимках; фрагменты встречи; липчан благодаритВ. Толстой. Ф ото Н. КОВЫРЯЛОВА. ГРАШ Т ОАСТ ОЙ НАШ СО ВРЕМ ЕН Н И К В лади мир Ильи ч — пр я ­ мой потомок Льва Толсто ­ г о. Но не ст о и т и ск ат ь вн ешнее сходст во . Пр а ­ пра дед при росте 181 с м был широк в пле ча х, мо г у ч . С у дя по восп о ми н ан и ям со вр емен н и к о в , «С к возь г р аф ск ую е г о наруж ность про г ляд ы вало что- то му ­ жицкое». Дирек тор музея невысок , но изящен. По хо- же,^ предпочитает спортив ­ н ый стиль. Тонк ие черт ы лица, сдерж анн ы е ж е ст ы , мя г ка я манера общения — все в ы дает в не м ск орее потомственно г о интелли ­ г е нта, неж ели дворянина. Разве что хобби. К ак и Лев Н ик олаевич, е го прапра в ­ нук о бож ае т вер хов ую езду. А еще — про ст и г о с ­ теприи мен . Пок а мы были на эк ск урсии , бро дили по о к р е ст н о ст я м , молодо й г р аф — е му тридцать три — са м ездил за у г о ще ни ­ е м. А к о г да все вернулись и сели за стол, вопроса м г о ст е й не б ы ло к он ца. Итак , в чьих ж е руках нахо­ дится се г о дня «Ясная По л­ яна»? . . . Н а следственная тя г а к т ворчеству не миновала и е г о — о н профессиональ ­ н ый ж ур нали ст . П и сат е ­ ле м , п ра вда, не стал — « страшно писать под тако й ф а милией» . Но вот г о то ­ вить за метк и для молодеж ­ ных изданий на ча л рано. К ак -то родители перевели Во лодю из одно й шко л ы в дру г ую , а т а м одн ок лас ­ сник и по традиции устро ­ или е г ^ « креще ние» к ула­ ка ми. По сле это г о в «Мос­ к овск о м к омсомольце» по ­ явился материал « Кто на новеньк о г о ?» , и дирек тор шк ол ы лично п ровож ала ю н о г о а в т о р а до до ма . Удивительно , но фа милия е го и родословная нико го т о г да не и н т ер есовали . Об ы ч н ый у че ник . Во т то ль­ ко на урок ах по творчеству Л . Т о л ст о г о ч у в ст вовал себя как -то неуютно. Н икак не мо г с мириться с харак ­ т ер и ст и к о й п р ап р адеда к ак «ю р одст вую ще г о во Христе» и вообще с мущал ­ ся. По т о м были ж урфак М Г У , «С ту денческ и й мери ­ диан » , « К о мсомо льск ая правда». Заняться музеем ему п р ещ ю ж и л и уж е в 1 9 9 2 - м . Пр и ч и н а б ы ла очень серьезн о й . «Я сная По ляна» разрушалась на г лазах. В известно м всему миру музее Толсто г о с бо ­ г а те й ш и ми фондами на ча ­ ли п р о в о ди т ь в ы ст ав к и творчества люде й , не и ме ­ ющих к писателю совер ­ шенно ник ак о г о о т н оше ­ ния. Тр ебовалась хо зя й ­ ск ая и твердая рука нерав ­ нодушно г о че ловека. А кто , как не пото мок Льва Н ик о ­ лаевича, мо г о т нестись к е г о па мяти более трепет ­ но ? О днак о В лади мир Иль­ и ч к и дее з а мми н и ст р а к ультуры отнесся с сомне ­ нием. Н е о добрили ее и в областно й а д министрации — бы вши й дирек тор музея всех устраивал. Но в ый же ка ндидат на эту долж ность слишк о м молод и неопы ­ тен — т ак о в б ы л г лавн ый ар г у мент. И все ж е спустя два года, он возглавил му ­ зе й. — Хо ро шо, ч то это слу ­ чилось не сразу, — г о ворит теперь В лади мир Ильи ч . — Бы ло вре мя все обдумать , мно г о е перео це нить. С е й ­ ча с мои представления со ­ всем иные. Н е про стая это задача — о ж ивить находящи й ся не­ ск ольк о лет в оцепенении музей. — Н аша це ль — воссо ­ здать де й ствующую , ж и ­ вую усадьбу, вернуть в нее ат мосферу времени. П у сть за о г р а до й двадцать пер ­ в ый век , здесь долж н ы ц а ­ р ить нравственн ы е закон ы девятнадцато г о. Ко нцепция сохранения и р азв и т и я « Ясн о й По ­ лян ы» уже ут верж дена. Н а ее о снове создается Феде ­ ральная про г р а мма. Пре д­ п ола г ае т ся сбереч ь все, что находится в централь­ но й ча сти усадьб ы , ра сши ­ рить эк спозиционн ы е п ло­ щади. Пер в ы е у спехи на­ лицо . В се ч аще и чаще поступаю т ясноп олянца м предлож ения о сотрудник че стве от к олле г из дру г их го ро дов, из-за рубежа. Н е ­ давн о хр ан и т ели му зея Бальзак а (Франция) пред­ лож или им периоди че ск и об мениваться к оллек ция ­ ми ли ч н ы х веще й п исате­ ле й. У величилось к оличес­ тво приезж ающих сюда эк ­ ск урсан тов . Но дирек тор не торопится радоваться: — У меня достато ч н о претензи й к себе. Это лишь подступ ы к настояще й р а ­ бо те . По хож е, и менно здесь нашел он по -настояще му свое место. Здесь встретил свою жену Катю, которая, окончив истфак Санк т-Пе­ тербург ск ого университета, пришла устраиваться науч ­ ным сотрудник ом. Здесь Владими р Ильич отк рыл для себя нового Толстого: — Он — не глыба. Сей ­ час меня больше тянет к его письмам, записям, дневни ­ к ам. Как выясняется, он был нормальным ж ивым человеком: ранимым и им­ пульсивным, противоречи ­ вым и сентиментальным, но всег да — п редельно и с ­ кренним. Наш собеседн и к тож е искренен. Искренен в своей надеж де на медленное и неспешное изменение се ­ годняшней ситуации в стра­ не, на постепенный выход России из политического и эк ономическ ог о к ризиса. Но он не строит иллюзий, понимая, что общество — «организм еще более слож ­ ный, чем ч еловеч еск ая душа» . А п отому п росто надо не сидеть сложа руки, а начинать строить что-то свое! для себя и других. В отдельтю взятых семье, усадьбе, заповеднике. . . .И вот мы уезж аем. Здесь, в «Ясной Поляне», вокруг нас возник теплый^ п о - н аст о ящ ему добрый микроклимат. Если бы то же самое было возмож но и в повседневной жизни... Наталья АЛ ЕК САНДРОВА, сп ец . к орр. «ЛГ». От всей душ и К О Н Ц ЕР Т Д Л Я ВЕТ ЕРАН О В в Липецком интернате для престарелых и инвалидов, что на ул. Механизаторов, с большим концертом выступили участники художес­ твенной самодеятельности Дворца культуры тракторостроителей. Для пожилых людей это был большой праздник, которыми не так часто балует их жизнь. И участники народного ансамбля русской пес­ ни чувствовали это, не жалели сил. Пели песни — лирические, шуточ­ ные, плясовые, казачьи... Много добрых слов было сказано артистам. А сами участники са­ модеятельности получили, наверное, еще больше удовлетворения от того, что их так тепло приняли в этом доме. С. АЛЕК СЕЕВА. КАЗАНДЖЯН Аеонардо Аветович С троители и монтажники города Липецка понесли тя­ желую утрату . 28 октября 1995 года скончался Л е о н и ­ д е Аветович Казанджян. До последних дней своей жизни он отдавал себя делу строи ­ тельства, которому не'изме ­ нял всю жизнь. Леонардо Аветович пос ­ ле окончания Московского инж ен ерн о -стр ои тельн о го института им. Куйбышева в 1951 году начал свою трудо ­ вую деятельность в городе Липецке мастером в СУ «Жилстрой» треста «Липец- кстрой». П ройдя все ступеньки профессионального роста, он в начале развернутого стро ­ ительства на Новолипецком м еталлургическом заводе , как начальник управления, участвует в сооружении пер­ вых коксовых батарей и д о ­ менной печи Ко 3. С 1963 по 1978 гг., в пору троит( НЛМ1 с.меннб работает заместите ­ лем управляющего трестом «Липецкетрой» — начальни­ ком наиболее сложных ком ­ плексов строительства коксо ­ вых батарей и домен. С 1978 по 1981 гг. Леонар ­ до Аветович трудится в союз ­ ном тр е сте «Спецф унда - менттяжстрой», а с 1981 по 1983 гг. работает на строи ­ тельстве .металлургического завода в Индии. По возвращении из загра­ ничной командировки Л ео ­ нардо .Аветович — снова на стройке цеха товаров наро ­ дного потребления НЛМК, в активного с ельства и расширения К , он бес- 1987 г. — на строительстве станции техоб сл уж ивания «ЗАЗ» в г. Липецке. С 1992 г. и до последнего дня Леонардо Аветович рабо ­ тал в системе концерна «Мон- тажспецстрой» в ТОО «Кант ­ ри». Его профессиональная де ­ ятельность отмечена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями, по ­ четными грамота.ми: Высшим признанием его деятельности стало присвоение ему в 1977 году почетного звания «Заслу­ женный строитель РСФСР». В когорте славных липец ­ ких строителей Леонардо Аве ­ тович отличался высоким ин ­ теллектом , п орядочн остью , умением находить контакты и решения в самой сложной о б ­ становке. Светлая память о нем с о ­ хранится в с ер дц а х лю д ей , знавших его как профессиона ­ ла, в сердцах его друзей. Группа товарищей. Ан толог ия н аш и к святынь СЛАВИТСЯ РУСЬ МАСТЕРАМИ в одном из музеев Моск овск ог о К рем­ ля довелось увидеть три большие иконы. Надписи на прик репленных рядом таблич ­ к ах зак анчивались одинак ово: «с. Бук о ­ вое». Не удерж ался, спросил у седог о слу ­ жителя: «Не то ли это Бук овое, что в Л и ­ пецк ой области? Он подтвердил мою дог адк у и добавил: — Село Бук овое было подарено в свое время здешнему храму, находилось оно в Ораниенбург ск ом уезде Рязанск ой г убер ­ нии. Оно самое! Ибо в Ораниенбур г ск ом уезде, ныне Чаплыг инск ом районе, дру ­ г ог о Бук овог о просто нет. И до образова ­ ния нашей области уезд входил в состав именно Рязанск ой г убернии. Невольно вспомнил ту встречу, к огда лю бовался друг ими и к онами -фреск ами , чудом сохранившимися в церк ви села Бу ­ к овое. Мало их осталось в здании, к ото ­ рое долг ие годы использовалось в к ачес­ тве ск лада для семян и в к отором запах г ранозана не выветрился до сих пор. Крас­ ки по-преж нему сочны, приятны глазу. Не ­ к оторые фреск и уцелели почти полностью: правее от места, где был и в ск ором вре ­ мени снова будет главный ик оностас, муд ­ ро и кротк о смотрит со стены сам Сп аси ­ тель. Чуть ниж е — две иконы, на одной сохранилась надпись «Св. Филипп , Мит ­ роп олит Моск овск ий» . Снова ниточк а к Моск ве потянулась? Впрочем, на этот раз меня интересо ­ вала не стольк о связь российск ой столи ­ цы со старинным русск им селом, ск ольк о сама церковь. Во зв оди вш и е ее зодч и е были не в меньшей мере мастерами , чем ик онопис­ цы. Построена церк овь из обычного к ир ­ пича, но прочна на изумление. Каж дый угол, что хорошо видно под осыпавшейся штук атурк ой, ук реплен тесаными плита­ ми белог о известняк а, точно такими, ка­ к ими был облицован к о г да- то К ремль Моск овск ий . А меж ду плитами пролож е­ ны мощные ж елезные внутренние тяги. Да, так ое здание и в землетрясение устоит. А потолок ? Ни единог о деревянног о пе­ рек рытия, сплошь к ирпичные полусферы. Дверные и ок онные проемы завершаю т ­ ся арк ами. — Смотри , смотри , — п одск азывает стоящий рядом Юрии Завьялк ин, опытный реставратор, вместе со своей бриг адой восстанавливающий уже не первую цер ­ ковь. — Высок ая арк а — не п росто строй ­ ность, к расота. Кирпич в так ой арк е не давит на стены, все давление — тольк о вниз, на фундамент. — Говорят, строили эту церк овь мона ­ хи Чудова монастыря. Ну, и начудили, — без иронии, с доброй завистью г оворит Завьялк ин. — Когда мы впервые подошли к церк ви, думали поначалу: невелика, за один г од восстановим, оштук атурим. .. А взялись — и поняли, что работы очень много. С полутерк ой и развернуться не­ где — все мастерк ом или малой тероч- кой, с к аж дым к ирпичиком «на вы» обхо ­ диться приходится. Рук ам тяжело, а душе радостно. Восстановить былое не просто —- чер ­ теж ей не сохранилось, но как палеонто ­ логи по неск ольк им к осточк ам воссозда ­ ют давно вымерших животных, так и рес ­ тавраторы возвращают облик буховск ой церк ви. Один секрет; похоже, так и не раз ­ гадают: в двух местах обнаруж ены зак оп ­ ченные дымоходы, к оторые выходят из глубины стен и уходят туда же. — Где-то долж на быть и котельная, или, как там она называлась, да без чертежей вряд ли найдешь, — вздыхает Завьялкин. — Не будешь ж е ради этог о ломать и сте ­ ны, и пол, и потолок ... А система отопле­ ния, похож е, здесь не менее уникальна, чем сама церковь. Мастера под началом Завьялк ина ра­ ботают на славу. Но не они одни отдают талант и силы благ ородному делу. Глава администрации села Буховое П. Вострик ов помог ает реставрации цер ­ кви с самог о начала. В 1993 году, по ини ­ циативе рук оводителя АОЗТ «Колыбельс- кое» Н. Бык ова, было принято решение восстановить церк овь за счет хозяйства. Тог да ж е приступила к работе бриг ада А. Лапшина. Сделали немало, но общая для всех сельск охозяйственных к оллек ти ­ вов беда — безденеж ье — заставила при ­ остановить работы. Помнит Вострик ов, как иск али средст ­ ва для продолж ения работ, как пришли на помощь урож енец Бухового, ныне липча­ нин В. Арж аных и к олыбельск ий фермер С. Ельчанинов. Благ одаря их участию уда ­ лось решить немало проблем и, по сути, снова начать реставрацию уж е силами бриг ады Завьялк ина. Помнит, как в рек ордные срок и бухов- ск ие плотники Павел Иноземцев, братья Иван и Василий Контаревы с товарищами сделали 64 рамы с полукруглым, под арку, верхом. Как помог али общему делу дру ­ г ие ж ители села. И все ж е реставраторы — главные. . . .К ог да входишь в реставрируемую церк овь, едк ий запах г ранозана не меша ­ ет заметить, а заметив — застыть в вос­ хищении перед чудом — уцелевшей не ­ большой фреск ой. В обрамлении синег о звездн ог о неба на чуть подрумяненном зарей облак е источаю т свет Бог -Отец , Бог -Сын и Бог -Дух Святой. Благ ословля ­ ют входящих — на труд, на добрую жизнь, на то, чтобы всег да людьми оставались.. . г. Чаплыгин. Александр АНДРЕЕВ. К онцертная ж изнь В ОРКЕСТРЕ - Д ВА НОВЫХ ДИРИЖ ЕРА Завтра в Академическом театре драмы имени Л .Н . Тол ­ стого очередной концертный сезон открывает Липецкий сим­ фонический оркестр. Вроде бы совсем немного времени про ­ шло с последнего его выступления, а изменения в коллективе произошли значительные. Прежде всего — сменился главный дирижер оркестра. Ну, не задерживаются у нас дирижеры! Особенно обидно , когда оркестр покидает музыкант яр ­ кий, талантливый. С личностью Александра Сиднева связа­ ны значительный творческий рост коллектива, постоянные гастроли солистов из Москвы, Воронежа , что сделало во з ­ можным обращаться к сложнейшим, интереснейшим парт ­ итурам. Как сложится концертная жизнь с новым главным дирижером — поживем, увидим. Н о очень хочется верить, что она принесет радость и оркестрантам, и дирижеру, и слу ­ шателям. Итак, знакомьтесь: на посту главного дирижера и худо ­ жественного руководителя Липецкого симфонического о р ­ кестра — Гарий Оганесян. В перерыве между репетициями мне удалось побеседовать с дирижером. Первое впечатление — в оркестр пришел серьезный музыкант, не тол 1 .ко практик с большим стажем работы , но и теоретик дирижерского ис ­ кусства. С 1987 года Гарий Минеевич является доцеш :ом кафедры оркестрового дирижирования Воронежского государствен ­ ного института искусств. С преподавательской дс;ятельностью все эти годы он совмещает работу в Воронежском академи ­ ческом симфоническом оркестре. Д о Воронежа была Одес ­ са. А еще раньше — учеба в Свердловской консерватории на отделении оперно-симфонического дирижирования в классе замечательного мастера Марка Павермана. Во всем облике Г. Оганесяна чувствуется уверенность профессионала , стабильность (так необходим ая оркестру), приветливое и деликатное отношение к собеседнику , музы­ кантам оркестра. В разговоре с Гарием Минеевичем меня, честно говоря, подкупило его искреннее удивление по пово ­ ду того , как смог сохраниться, не развалиться наш оркестр в Липецке, где нет музыкального вуза, музыкал 1 .ного театра, Подкупило желание музыканта работать с этим коллективом, играть для липецкого слушателя. Главным дирижером уже составлен план концертных вы­ ступлений на весь сезон. Откроется он Серенадой Д 1 я струн ­ ного оркестра Чайковского и Пятой симфонией Бетховена. Любопытно будет услышать редко исполняемый оркестро ­ вый опус Грига «Из времен Хольберга». В программу последующего концерта войде.т блистатель ­ ный ноктюрн Дебюсси «Празднества». В испо:тнении оркер!- тра п од управлением его нового второго дирижера Вадимй Зайченко, хорошо известного в наших музыкальных кругах, прозвучат четыре знаменитых концерта Вивалъди «Времена года» . Вообщ е нынешний сезон Липецкого симфонического ор ­ кестра обещает быть насыщенным, с музыкой самых различ ­ ных стилевых направлений, включая Гайдна, Моцарта , Д е ­ бю сси , Стравинского ... В художественном совете оркестра разрабатывается абонемент для детей и молодежи — учащих ­ ся не только музыкальных школ, но и самых обычных общ е ­ образовательных, лицеев, гимназий, студентов вузов, техни ­ кумов. Планируется приглашение гастролеров — дирижеров, солистов. Н . ИВАНОВА . 2 4 - я КОЛОНКА ЖИТЬдолго НЕПРОСТО, АОЧЕНЬ ПРОСТО «Сек рет долг олетия уй ­ г урск их старцев раскрыт», — отрапортовала группа к итай ­ ск их военных медик ов, вы­ полнивших зак аз Всемирной орг анизации здравоохране­ ния. Располож енный на севе ­ ро - зап аде КНР, Синьцзян - Уйг урский автономный район лидирует в Китае по числен ­ ности людей , чей возраст перевалил за сто лет. Четы­ ре, года геронтологи изучали образ жизни местных ветера­ нов, написав в итоге коллек ­ тивный п ортрет уй г урск их мафусаилов. Рец еп ты от ст а р о ст и , «распространенные» эк спер ­ тами, на поверк у ок азались сек ретом полишинеля: све- жии воздух, благ оприятная семейная атмосфера, еж ед ­ невный физическ ий труд, с малых лет. В меню п реобла ­ дают свеж ие фрукты, к арто ­ фель, к ук уруза и бобы, о с т ­ рая пища почти отсутств'/ ет. Долгожители многокрфтню чистят зубы на дню, болы ци^ <- ство из них худощавы, н о б а- луются табак ом и не держ ат дома спиртного. ГДЕ ПОЛИГЛОТОК БОЛЬШЕ? в Лондоне вып 'у 1 цбн но ­ вый справочник , вкл,к: (чающий адреса политиков и| чиновни ­ ков, работающих в так их ин ­ ститутах Европейс! «ого Сооб ­ щества, как Еврог парламент, Европейск ие к оми сси и и Со ­ вет Ми н и стр ов . Со г ласн о приведенным в н<эм сведени ­ ям, среди европегйск их дея ­ телей наименее, образован ­ ные в лингвисти ч еск ом отно ­ шении — англи‘ )ане, францу ­ зы и ирландц(о 1 ( последние обычно даже н о гзнают родно ­ го йзь 1 ка, а г оворят только по- англййеКй) . Л 1 игаь 27 процен ­ тов 6 фицйаль,нЪ 1 х лиц Брита­ нии и Ф ранции способны г о ­ ворить не т ольк о на своем родном язык а. Всег о 24 про ­ цента их ирландск их коллег мог ут ск азат ь хотя бы одну фразу не п(3(-английски. в то же время 83 процен ­ та официал ьных лиц Лю к сем­ бурга знаг .от неск олько язы ­ ков. Высок процент полигло ­ тов у не^ лцев и бельг ийцев (правда, шоследние — дву ­ язычные, по определению , без этог о им не занять ник а­ кой чиновный пост) . ; .Рисунок Владимира НЕНА Ш ЕВА. БЕЗ ТРУДА НЕеыудишь И«ПУШЛУ» из ПРУДА Подлинные истории, кото- § ые сл^ аются с рыболовами, ывают порой удивительнее небылиц из обычного набора охотничьих расск азов. Некий ж итель Сток г ольма по имени Бертиль Энгселль, отправив ­ шийся недавно порыбачить к одному из столичных водо ­ емов, подцепил на к рючок вмест о рыбы. . . револьвер «Смит и Вессон». Находк у он отнес в полицейский участок , где было установлено, что это то самое оруж ие, к оторым пользовался убийца, учинив­ ший расправу над иммиг ран ­ т ами и з ст р ан « тр ет ьег о мира» . Д ело это виси т на ст о к г ольмск ой п олиции с 1992 года и еще тогда за лю ­ бую информацию о преступ ­ нике было обещано крупное во зн аг раж ден и е. Сн ач ала рыболову полицейск ие, ес ­ тественно, не поверили, «Я их понимаю, — ск азал Бертиль, — ведь чего только наш брат не выдумывает». Но в конеч ­ ном итоге ему было вручено 200 тысяч крон (29 тысяч дол­ ларов) , а полиция заполучи ­ ла в свои руки важную улику против убийцы. Теперь бы где-то выудить и самог о пре­ ступника. По материалам российск ой и зарубеж ной прессы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz