Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
с п е ц с л у ж б ы в ч е р а , с е г о д н я , з а в т р а 28 ок тября 1995 г. ( Ок ончание . Начало на 1-й стр.) — Давайте немного проясним вопрос, какую именно безопасность долж ны обеспечивать спецслужбы? — Во о бщ е б е з о п а с ность — по нятие очень ши рок ое. Есть военная без опасность, эк оно ми че ск ая, общ ест в ен н ая , эк о л о г и ческ ая и так далее. Реше н и е к о н к р е т н ы х з адач обеспечения безопасности в то й или ино й сфере ж из недеятельности г о сударст ва и общества осуществля ют соответ ствующи е ми н и ст ер ст ва и ведомства. Н а ор г а н ы ж е бе зоп аснос ти з а к о н о м в о з ла г ае т ся о бя з ан н о ст ь в ы явлен ия , предупреж дения и лок али- / зации внешних и внутрен них у г р о з безоп асн о ст и . Пр иче м зада ч у лок али за ции и не й тр а лизации этих у г ро з они решают, к ак пра вило, в тесно м взаимодей ствии с ор г а на ми власти и управления , пра воохрани тельн ы ми ор г а на ми , дру г и ми г о с у д а р с т в е н н ы м и струк турами . Это особен но важно под черк нуть по то му , ч то в представлени ях мно г их ор г а н ы б е зоп ас ности являются единствен но й о р г а низацие й , обе сп е ч ивающе й б е зоп асн о ст ь . То г да к ак зак он «Об ор г а нах федерально й служ б ы б е зоп асности» пря мо оп р еделяет их мест о : о ни « . . . я в ляю т ся со с т а в н о й ч а стью сил обесп еч ен и я безоп асности Ро сси й ск о й Ф едераци и и в п ределах предоставленных им пол н омо ч и й о б е сп е ч и в аю т б е з о п а сн о ст ь ли ч н о ст и , общества и г о сударства» . По зволю себе п роиллю с трировать это полож ение. Н ап р и мер , н ебе з ы з в ест н ы м Ш а милем Басаевым об ъ является о на мерении со в ерш и т ь ди в ер си ю на одном из об ъе к то в ат о м ной эн ер г ет и к и . Вп о лн е ест ест в ен н о , что т ольк о со б ст в ен н ы ми си лами И ср ед ст в ами ор г а н ы б е з опасности не в состоянии предотвратить эту у г ро зу. Поэ то му здесь сразу же з а действуется весь к омплек с сил обеспе че ния безоп ас ности, вк лючающих в себя и властн ы е струк тур ы , и ор г а н ы внутренних дел, и, при н еобходи мо ст и , а р мейск ие подразделения , а т акж е непосредственно ох- рану) ^ рбъек тов. О су щ е с твляю тся- инж енерно- тех - ни чео< и^ [ ^ ^ рыщ так далее. В .-то ж ё вре мя , ск аж е м , в т ак о й сп ец и фи ч е ск о й сфер е обесп еч ен и я б е з опасности стран ы , как про т иводе й ствие внешни м у г ро за м , в ы р аж ающ и мся в ак ти ви зац и и р а з в е д ы в а тельной и иной подрывной деятельности иностранных спецслуж б и ор г а низаци й , вся п олн ота о т вет ст вен ности лож ится и менно на ор г а н ы ФСБ. —Но ведь вроде под нимался вопрос о воз можном сотрудничестве с иностранными спец служ бами... — Д а, по к ак и м - то во проса м так ое сотрудни че с тво не тольк о воз мож но , но и в ыг о дно, как для нас, так и для наших «партнеров». Н апр и мер , в сфере борь б ы с меж дународным тер роризмом , нарк о мафией , в сфере борьб ы с ор г а низо ванно й пре ступностью , но сяще й меж дународный ха рак тер. Но ник о г да не б у - . дет так о г о , ч тоб ы мы со трудни ча ли, ск аж е м , в сфе ре об мена раз ве^ ^ ыватель- ной информацией . Напро тив, любые виды деятель ности иностранных сп ец служ б, работающих против нашей страны, мы оцени ваем как серьезную внеш нюю у г р о з у н аш ей б е з о п а сн о ст и и, и сп о л ь з у я ’ весь к омплек с находящих ся в нашем распоряж ении сил и средств, противодей ствуем этому. —Скажите, а не изме нилась ли в последние годы, с учетом происхо дящих в нашей стране преобразований, на правленность деятель ности иностранных спецслуж б? И как это сказывается на характе ре внешних угроз без опасности России? — Если г оворить к рат ко, то центр тяж ести в де ят ельн ости и н ост ран ны х спецслуж б все более сме щается в сторону осущ ес твления ими своих подрыв ных ак ций с лег альных по зиций. Что здесь имеется в виду? Как вы знаете, к руг их интересов не ог раничи вается тольк о получением разведывательной инфор мации , ск аж ем, по так им п р облемам , к ак военная мощь г осударства, так ти к о - т ехн и ч еск и е х ар ак т е ристик и новейших образ цов вооруж ения и тому по добное. Кстати, если исхо ди ть тольк о из этог о , то Липецк ая область не явля ется для иностранных раз ведок зоной приоритетных устремлений . Но сег одня к руг ин тересов зап адных разведок носит по сущес тву г лобальный харак тер, их и н т ер есует бук вально все: и перспек тивы эк оно- м' 1 ческ ог о развития рег и онов, и полож ение дел на к онк ретных предприятия)^ и сост оян и е фин ан совой системы, и направленность политическ их п роцессов в субъек тах Ф едерации , и в заимоо т н ош ен и я ме ст ных властей с центром, и мн о г ое др у г ое . Сей ч ас, например, в связи с пред стоящими выборами в Го сударствен н ую Д уму о т мечается их стремление к получению информации о настроениях людей, поли тическ их пристрастиях бу дущих избирателей , рас ст а н о в к е п о ли т и ч еск и х сил в рег ионах. И для по лучения так ой информа ции спецслуж бы исп оль зуют все и всех, будь то члены мног очисленных де- л е г а ц и й , п о сещ аю щ и х нашу область, иностран цы, приезж ающие к нам по к аналу частног о въезда. Но тревож ит даж е не стольк о ак тивность сп ец служ б, ск ольк о зан имае мая нек оторыми нашими сог раж данами, в том чис ле находящимися, на от ветственных постах, п ози ция — если уж отк рытость, т о без границ. Порой про сто п ораж аешься, к ог да приватизацией. Возьмите ситуацию, ск ладывающую ся вок ру г п р и вати заци и т о г о ж е Нов оли п ец к о г о металлург ическ ог о к омби ната. В мае 1994 года, на этапе чек овой приватиза ции, моск овск им предста ви тельством амер и к ан о ш в е й ц а р ск о й фи рмы «Ферст Бостон Компани» (кто за ней стоит — до сих пор еще не выяснено) за 45 тысяч ваучеров, денеж ный эк ви вален т к оторых равнялся 1 миллиону дол ларов, были к уплены 17 п роцен тов ак ций НЛМК , что соответствовало стои мости осн овных фондов к омб и н а т а , р ав н о й по оцен к е меж дун ар одн о г о ау ди т а 7 6 5 ми лли о н ам долларов. Иными словами, иностранцам удалось к у пить эти фонды в 765 раз дешевле их реальной сто имости . Не думаю , что та кая сделк а стала возмож ной без участия нек оторых заинтересованных лиц из ч исла вы со к оп ост авлен ных чиновников. А что в ре Гулаг» или «Собачье сер дце», разделявший точк у зрения авторов этих к ниг и находившийся в оппози ци и к су щ е ст в у ю щ ем у строю , но не предприни мавший реальных дей ст вий, направленных на на сильственное ег о измене ние или сверж ение? Со- гласитесь^ ^ что прак тичес ки никакой. Тем не менее органы КГБ нацеливались тог да на борьбу с этим яв лением. Тут, как г оворит ся, из песни слова не вы к инешь. Но это теперь все свои струк туры. А во-вто рых, там и военную раз ведк у мож но было не про водить — достаточно было поднять ак ты о передаче дудаевск ому реж иму нахо дившег ося на территории Чечни вооруж ения, п ри плюсовать к нему то, что они могли зак упить на вы рученные от продаж и не фти средства, и ситуация была бы абсолютно ясной. — С отменой 70-й статьи в том виде, в ко тором она была, в стра не де-юре покончено с С и л ь н о й Р о с с и и н у ж н ы с и л ь н ы е с п е ц с л у ж б ы . Э т о — н е и з б е ж н о с т ь . Э т о — в и н т е р е с а х в с е х р о с си я н . ж ением, связанным с пуб лик ацией статьи «Фавори ты братья Орловы»: если названные в этой статье лица не участвуют, как он заявил, в деятельности ли пецкой орг анизации пред ставляемой им партии, то почему по федеральному списк у к андидатов ЛДПР от Л и п ец к ой област и в п р ош лом су ди мы й за злостное хулиг анство Вла димир Орлов стоит под но мером п мвым , . а сам г ос п оди н Св и р и д о в и дет лишь вторым? — После октября 93- го года в адрес органов безопасности раздава лись упреки за прояв ленную пассивность в тех событиях. На ваш взгляд, долж ны ли спецслуж бы участво ватьв подобных акциях? — Я еще раз подчерк ну: политические к онфлик ты, в т о м . ч и сл е внутри ст р аны , долж ны р а з р е ш ат ься п о ли т и ч еск и ми методами . Это моя твер дая позиция. бы вш и ми к олле г ами , п р едавш и ми и н т ер есы службы в угоду сиюминут ным интересам. — А вы никогда не ре вины за прошлое КГБ- ощущали на себе бремя НКВД? — Скажите, а должны ли ощущать постоянное бре мя вины внуки тех, кто ког да-то писал доносы на со седей по к оммуналк е? Да он и даж е не зн аю т об «эпистолярном» наследии своих предков! К о г да нач ался п ер е смотр дел ж ертв полити ческих репрессий, в нашем управлении было принято решение: через работу по реабилитации долж ен про йти каждый сотрудник , как через п роцесс очищения от наследия прошлог о. У мен я не было ч у в ст ва вины, а было ощущение к ак ой-то абсолютной аб сурдности и иррациональ н о ст и п р о и сх о д и вш е г о тогда, в 30-х, 40-х... Пом ню «дело» одног о фронто ви к а, и н в али да войны . НАЦИ ОНАЛ ЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ ОСТАЮ ТСЯ ДАЖ Е В ЭПОХУ ЕЕ ПЫЛ К ОГО РОМ АН А С ЗАПАД ОМ . . . На вопросы обозревателя «ЛГ» отвечает руководитель аналитического подразделения управления ФСБ по Липецкой области Анатолий ШАБАЛИН Ч т о х о т я т у з н а т ь о н а с н а З а п а д е ? В с е . И в э т о ж р а з в е д к е п о м о г а ю т д а ж е т у р и с т ы . . . видишь, до какРй;,/5тэпе,и1!1 наши соотечё)фт^ ённ 1 : 1 ки г отовы раск рыться перед иностранцами в своей от к ровенности. А проблема так называемых инициа- тивник ов — лиц, г отовых ради пресловутых тридца ти сребреник ов поити на прямое предательство ин тересов своей Родины! .. И надо ск азать, что и н о с транные спецслуж бы уме ло используют их. Напри мер, от имени подставных ор г ан и з ац и й ими п р ед принимаются попытки со здан и я р есп о н ден т ск о й сети по всей России ( это отмечалось и у нас в об ласти ) , п редп олаг ающей целен ап равленный сбор информации с п омощью нек оторых наших сог раж дан и п оследую щ ую ее передачу за границу. Бо лее тог о, дело порой до ходит до абсурда. В про шлом г оду в г азете «Ино странец» было опублик о вано объявление, предла г ающее лицам, знающим что-либо о работе россий ск их спецслуж б за рубе ж ом, позвонить по так ому- то телефону за вознаг раж дение. Вы допуск аете та к ое г де-то в друг ой стра не? Приплюсуйте ко все му этому мног очисленные воп росн и к и , н ап р авляе мые на предприятия, типа: «С целью у ст ан овлен и я деловых отношений про сим сообщить следующие данные...» И далее следу ет целый перечень вопро сов, далек о выходящих за рамк и п р едп ола г аемо г о сотрудничества. А анк ети рован и е наших сп ец и а ли стов , выезж ающи х за г раницу. .. Одним словом. Сег од ня мы имеем дело с небы валым размахом разведы вательной деятельн ости и н осп ец служ б , о су щ е с твляемой открыто, нагло, порой вызывающе. И если мы хотим на самом деле з ащ и щ а т ь св о и н ац и о н альн ы е и н т е р е сы , то пора уж е на самом высо к ом у р о в н е п р и н и ма т ь меры по превращению на шей страны из проходно го двора в цивилизован ное г осудар ство , со з д а нию надеж ного к онтрраз ведывательног о реж има. — Мне кажется, что сегодня наиболее оче видными являются уг- § озы эк ономическ ой езопасности страны. Вы не могли бы привес ти какие-то конкретные примеры? — Да, наряду с ак тиви зацией разведывательной деят ельн ости и н ост р ан ных спецслуж б в настоя щее время серьезную уг розу нашему г осударству п редставляю т дей стви я , направленные на нанесе ние прямог о ущерба р о с си й ск ой эк он оми к е. На и б о лее яр к и е п р имеры это г о мож но п ривести в связи с проводимой у нас зу льт ат е? Ск уп и в ч ер ез подставные орг анизации ак ции НЛМК , амери к ан с кая фирма не только не ин вестировала к омбинат, но и, по всей видимости , не собирается делать этог о. Причем это еще полбеды. Сейчас, в связи с намечен ным на ближ айшее время денеж ным аук ционом по п р одаж е о ст аю щ и х ся в распоряж ении г осударства ещ е '15 процентов ак ций НЛМК , нависла реальная уг роза, что они попадут в те ж е руки. А следователь но утратится эк ономичес к ая са м о ст о я т е л ь н о ст ь этог о предприятия. В свя зи с создавшей ся си т уа цией и по нашей линии, и по линии администрации области и областног о Со брания депутатов в Моск ву были направлены соот ветствующие предлож ения по сохранению за росси й ск ой стороной к онтроль ного пак ета ак ций НЛМК. И что ж е дальше? Вдруг на уровне нек оторых высок их долж ностных чинов на всю страну заявляется о вк лю чении к омбината в число бан к ротов . В результате цены на ак ции НЛМК мг но венно падают, а тем самым для к о г о - т о со з д аю т ся льг отные условия для мас совой их ск упки на аук ци оне. Кому это надо? За чем? Я думаю , что ясный ответ на этот вопрос дал п редседатель областног о Собрания депутатов Олег Петрович Королев на п ос ледней п р есс- к онфер ен ции, орг анизованной для ме ст н ы х ж у р н али ст о в : «Ажиотаж вок руг этог о па к ета ак ций объясн яет ся ли ч н о ст н ым и н т е р е со м людей, причастных к рас продаж е г оссобствен н ос ти». Мож но было бы п ри вести и друг ие примеры, подтверж дающие тези с о том, что зарубеж ными фи нансово-п ромышленными к руг ами ск ладывающаяся в эк ономик е России ситу ация ак тивно использует ся для ослабления нашего эк ономическ ог о потенциа ла, устан овлен ия своег о к онтроля не тольк о над от дельными предприятиями, но и целыми отраслями , вытеснения нас с внешних рын к ов , п р евр ащ ен и я в сырьевой придаток разви тых г осударств. Дело не в к оличестве так их п риме ров, а в реальном наличии уг роз эк ономическ ой без опасности России . —Вы говорили об уг розах внешних. А что се годня представляют со бой внутренние угрозы безопасности? — Раньше к внутренним уг розам относили, напри мер , так ое явление, к ак д и сси д е н т ст в о . Д умаю , что и тог да это было, к о нечно, несправедливо. Ка к ую уг розу , ск аж ем, мог п р е д ст а в л я т ь ч ело в ек , прочитавший «Архипелаг в прошлом. Что ж е мы сег одня от носим к внутренним уг ро з ам? Преж де в се г о это р о ст п р ест у п н о ст и , и в первую очередь орг анизо ванной, к оторая все более начинает угрож ать не толь ко безоп асности отдель ного человек а или какой- то социальной г руппы, а уже затраг ивает интересы н ац и он альн ой б е з о п а с ности в целом. Взять хотя бы так ую сферу, как раз г рабление национальног о достояния страны. Только за последние два г ода на шим у п р ав лен и ем Ф СБ совместно с друг ими пра воохрани тельными ор г а нами области предотвра щен незак онный вывоз за г раницу сотен и сотен тонн черных и цветных метал лов, оцинк ованног о прок а та, нефтепродук тов, трех сп о р т и в н ы х само ле т о в , более десятк а предметов религиозног о культа, явля ющихся п роизведениями иск усства и представляю щих худож ественную и и с торическ ую ценность. Это т о ль к о , п о д ч ер к и в аю , предотвращено. Я уж не г оворю о делах, к оторые ворочаются в финансово к редитной сфере, сфере лицензирования, расп ре деления материальных ре сурсов и тому подобное. А взять ту ж е к оррупцию, к о торая, как ржавчина, разъ едает властные струк туры г о су д ар ст в а . Эт о так и е внутренние уг розы, к ото рые не идут ни в к ак ое сравнение с так называе мым д и с си д е н т с т в о м . Жаль только, что этог о не понимают наши зак онода тели , к оторые ни к ак не мог ут дать четкого право вого определения к орруп ции и п рин ять со о т в е т ствующий закон о борьбе с этим социальным злом. Серьезную внутреннюю уг розу безопасности пред ставляю т и вооруж енные конфлик ты в стране, рост терроризма. . . тогда уж сразу во прос по Чечне. На ваш взгляд, могли бы спец службы более эффек тивно и с меньшей кровью ликвидировать кризис в Чечне, если бы время не было упуще но? — Сразу же заявляю: по моему глубок ому убеж де нию п оли т и ч еск и е к о н флик ты долж ны решаться иск лючительно политичес к ими методами . И я до сих пор считаю, что на любом этапе мож но было бы раз реши ть эт о т к ри зи с без применения силы. Сп ец службы, как и армия, мо г ут решать к ак ие-то к он кретные, лок альные зада чи, но добиться всесторон нег о разрешения нацио нального конфлик та ОНИ не в состоянии. — Не так давно неко торые высок опостав ленные чины из Мин обороны упрекали орга ны безопасности за то, что они своевременно не представили полной информации о военном потенциале дудаевского реж има. Насколько справедливы эти упре ки? — Ну, во-первых, сбор в о ен н о й и н фо р мац и и внутри собственной стра ны не является задач ей орг анов ФСБ. Для получе ния так их сведений у Ми нистерства обороны есть политическим сыском. Значит ли это, что орга ны безопасности вооб ще не изучают и не кон тролируют деятель ность политических партий й движений? — Отвечу однозначно: зак он ом нам зап рещен о вмешательство в деятель ность официально зар е г истрированных партии и движ ений, поэтому ник а кого контроля мы не осу щ ест в ляем . Д р у г о й в о прос, если нам становит ся известно о наличии не-, з а к о н н ы х во о р уж ен н ы х формирований или о на мерениях п оли тич еск ог о движ ения или отдельных ег о членов использовать н асильствен ные методы борьбы за изменение к он ституционного строя — вот это уже по зак ону входит в нашу к омпетенцию. — А по закону вам полож ено бороться с проявлениями фашиз ма? — Да. На этот счет есть даж е со о т в е т ст в ую щ и й президента России , р у дн о ст и ж е реш ен и я этой задачи заключаются в том, что мы не имеем чет кого юридическ ог о толк о вания понятия «фашизм». Какие партии и движ ения относятся к фашистск им? Что понимать под фашиз мом в нашей сег одняшней дей стви тельн ости ? Даж е деятели партии «Русск ое национальное единство», к оторую в прессе называ ют фаши стск ой (а в это время ее представи тели свободно баллотируются в Государствен н ую Думу) , заявляют, что используе мая ими символик а — не свастик а, а восьмик онеч ный к рест. — Сегодня все чаще можно услышать, что на ближ айших выборах криминальные структу ры попытаются про рваться во власть. Будут ли органы безопасности каким-то образом кон тролировать этот про цесс? Возможныли пре вентивные меры? — Что так ие попытк и п редп рин имаю тся — это однозначно и вполне объ яснимо. Сег одня у них есть капиталы, недвиж имость и им н е о б х о д и ма т оль к о власть, позволяющая со хранить статус-к во, полу чить деп утатск ую неп ри к основенность и создавать «под себя» новые законы. Что мож но сделать? Да по действующему зак онода тельству прак тическ и ни чего. Мы ведь ж ивем не на Зап аде , г де дост ат оч н о одн ог о к рошеч н ог о п ят нышк а на репутации, что бы политическ ая к арьера была закончена. Вот поче му сег одня выясняется, что 85 к андидатов в депутаты Госдумы либо имеют суди мости, либо находятся под следствием. Причем Цен тральная и збирательная к оми ссия мак сил^ м, что мож ет, — так это обратить ся к рук оводству соответ- ст^ ющи х партии и движ е нии с предлож ением ото з в ат ь эт и к ан ди дат у ры или , в к рай н ем случ ае, опублик овать этот список в средствах массовой ин формации. Такова, к сож а лению , реальность. К ста ти, пользуясь случаем, мне бы хотелось задать вопрос р у к оводи т елю мест н о г о отделения Л ДПР Свиридо ву в связи с ег о опровер П о ч е м у , к о г д а с п е ц с л у ж б ы п о д в е р г а ю т с я н а п а д к а м , в ы сш а я в л а с т ь х р а н и т м о л ч а н и е и л и о т х о д и т в с т о р о н у ? А н д р е й С а х а р о в о ц е н и л ч е с т н о с т ь ч е к и с т о в №215 ( 1029) раньше в нашей системе люди служили по 25-30 и более лет, имели к олос сальный опыт, то сег одня уходят сразу после выслу ги, а то и увольняются из орг анов досрочно. А что мож но сделат ь? У всех есть семьи, к оторые надо кормить, а зарплата у нас весьма ск ромная. Во вся ком случае, в служ бах без оп асности к оммерческ их струк тур нашим сотрудни к ам предлаг ают намног о больше. Каж дый четвер тый нуж дается в ж илье. Добавьте к этому сп еци фик у работы: нелимитиро- ванный рабочий день, при влечение к выполнению служ ебных обязанностей в выходные дни , возмож - . ность отзыва из отпуска.. Не стану уже углубляться в более сп ецифи ч еск и е моменты. — А когда было про ще решать проблему с пополнением: раньше или сегодня? — Раньше.наша работа считалась не только высо к ооплачиваемой, но и пре стиж ной, поэтому ж елаю щих было немало . Зат о отбор был г ораздо более строг ий. Помню случай с человеком, который вроде бы подходил нам по всем параметрам, уже ставился вопрос об его зачислении. И в самый последний мо мент узнаем, что, когда на- чальник цеха попросил его Щ К по производственной не- обходимости отлож ить от пуск на неделю, он к атего рическ и отказался — мне, мол, положено. Этог о ок а залось достаточно, чтобы ег о не взяли на службу. У нас ведь ради интересов дела приходится отк азы ваться от мног ог о из того, что «полож ено» др у г им. Сейчас решать проблему пополнения новыми к адра ми г ораздо слож нее, у мо лодеж и есть возмож ность больше заработать в к ом ме р ч е ск и х ст р у к т у р ах . Плю с к этому добавьте ее о т н ош ен и е к воен н ой службе, к оторое сформи р о в ал о сь в п о следн и е годы, в том числе не без участия ваших коллег . Есть у нас проблемы, связан ные и с материально-тех- ническ ой оснащенностью. Но материальные труд- ности еще мож но п ер е жить, перетерпеть. Тяж е лее всег о не ощущать мо ральной поддерж ки со сто роны государства. Сег од ня при' любых нападках на' нас высшая власть либо хранит глубок ое молчание, ли бо ди ст ан ц и р у ет ся и делает вид, что она ни при чем. Возьмите, например^ историю с так называемой «вербовк ой наемников» в армии перед началом во енных действий в Чечне. Что, органы безопасности сами вдруг взяли и реши ли привлечь «несмышле ных офицеров» к разреше нию этог о к онфлик та? Ис тория, скаж ем, тех же Шта тов дает обратные приме ры, к огда в любых ситуа циях президент за дейст вия своих спецслуж б от вет ст вен н ост ь бер ет на себя. А у нас, как правило, следует очередная реорг а ни зация. Пойми те меня п равильно, орг аны б е з опасности , как и армия, сами себя защи ти т ь не могут. И чтобы они дей ствовали эффек тивно, они должны чувствовать, что за ними стоит г осударство и общество. —Так вышло, что во прос о деятельности ва шего аналитического подразделения остался у нас на конец разгово ра. Тем не менее не мог ли бы вы кратко расска зать об этом? — Если ответить упро щенно, то мы занимаемся эк сплуатацией и развити ем информационных си с тем, обеспечивающих опе ративно-розыск н ую дея тельность управления, а также анализом и прогно зированием развития опе ративной обстановк и в об ласти с точки зрения внеш них и вн утренни х у г р о з безопасности. Существен ное место в нашей работе зан имает информирова ние органов г осударствен ной власти и управления об этих угрозах. За 94—95 годы от нас в центр ушло более 300 информаций. —А у вас не возника ет ощущения тщетности всех ваших усилий? — На местном уровне — нет, нас отличное взаи модействие с областным рук оводством, здесь мы встречаем полное понима ние и поддерж ку. А вот на уровне Моск вы (я имею в виду не рук оводство ФСБ^ т ак ое ощ ущ ен и е п орой в о з н и к ает — к ак будт о наши материалы либо не доходят по назначению , либо оставляются без вни мания. — Какими в идеале вам видятся органы без опасности? — Сильными , эффек тивно действующими, об ладающими высок им ин теллек туальным и профес сиональным потенциалом, нужными Отечеству, госу- . дарственной власти, об ществу и каж дому граж да нину в отдельности. Беседовала Елена БРЕДИС. К стати , официальных упреков, мы тогда не полу ч али . Пр авда , в ск о р е вслед за теми событиями п о следовала оч ередн ая р ео р г ан и з ац и я ор г ан ов безопасности . Я убеж ден, что в к ри зисных ситуациях, анало гичных ок тябрьск им собы тиям 1993 года, г осудар ственная власть долж на делат ь в се во змож н ое, ч тобы не вов лек ат ь во внутренние политическ ие к онфлик ты силовые струк туры. —Спецслужбы, как и другие силовые структу ры, по своему предна значению являются ин струментом государ ственной власти, а сле довательно — заложни ками системы. За до лгие годы вашей сл>^- бы вам никогда не бы вало страшно или не уютно от того, что сме на властей или измене ния в законодательстве могут привести вас к конфликту с собствен ной совестью? — Страшно не бывало никогда, потому что у по рядочного человек а всег да остается выход — уйти в о т ст ав к у . Хо т ел бы вспомнить нелег к ий пери од п осле ав г у ст а 91 - г о года. Я, к стати, как и боль шинство моих коллег , не поддерж ал тогда создание ГКЧП, п отому что видел явные нарушения действо вавшег о зак онодательства — основания, по к оторым в стране вводилось чрез вычайное положение, вы ходили за рамк и Конститу ции и соответствующег о закона. Но что последовало за т ем?’ Мощный морально психологическ ий, прессинг в прессе, навешивание яр лыков, заявления о необ ходимости лик видации ор г анов безо п асн о ст и к ак последнег о оплота тотали таризма. .. А вспомните на стоятельные требования раск рыть оперативные ар хивы КГБ, оп убли к овать списк и наших нег ласных помощник ов. Я вам чест но признаюсь: мы были г о товы к тому, чтобы, если так ие распоряж ения п ос ледуют, пойти на наруше ние инструк ций, но унич тож ить все док ументы, а дальше — хоть под суд. Ведь это люди, сотрудни чающие с нами на чисто п атри оти ч еск ой осн ове, ник то из них денег не по лучает . Мак симум — за особые заслуг и ск ромный подарок . Это люди, к ото рые риск уют своей жизнью во имя г осударственных интересов. Люди, к оторые нам верят. Так неужели мы долж ны были предать их? Одним словом, это был очень тяж елый период — чернилось абсолютно все прошлое. Особенно было обидно, к ог да эти помои выли вали сь н ашими ж е отца четырех детей, реп рессированног о только за то, что во время г олода 1947 года он написал пись мо Сталину с просьбой по мочь фрон тови к ам хоть к ак -то переж ить это вре мя. А ск ольк о их было, та ких, с позволения сказать, «дел»! Уверен, что работа по реабилитации не могла не оставить следа в душе каждого нашего сотрудни ка. И если сег одня после дует приказ начать пресле дование людей по полити ческ им мотивам, то я уйду в отставку. В то же время я к атег о рическ и против того, что бы чернить всю историю о р г ан ов б е з о п а сн о ст и . Или прикаж ете соглашать ся с Бакатиным, заявляв шим: «Моя задача — иск о ренить традиции чек изма в этой среде»? Но ведь в чек истск ие традиции всег да входили и преданность своей Роди н е и своему народу, и г отовность к са мопож ертвованию, а глав ное — зак онопослушность. И преж де, чем посыпать голову пеплом, я бы хотел напомнить вам слова, ск а занные Андреем Дмитри евичем Сахаровым о том, что в условиях застоя и разлож ения всей системы органы безопасности ок а зались единственной орг а н и зац и ей , мен ее в се г о подверж енной к оррупции и разложению. А уж у него- то были все осн ован и я иметь к нам большие пре тензии. Для меня до си х пор г лубок о уваж аемой лич н ост ью о ст ае т ся Юрий Владимирович Андропов. Еще в 1981 году он г ово рил: «Имея дело с зак о ном, мы долж ны самым строж айшим образом со блюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не мо жет. Органы безопасности долж ны подавать пример неук оснительног о соблю дения зак он н ости , быть зак онопослушными» . И в н аше сму т н о е вр емя я лишний раз убеж даю сь, ск оль ак туальны его слова имен н о се г одн я . Пуст ь лучше нас лишний раз уп рек нут в чем-то ином, но никак не в нарушении за к онности. Мы следуем и впредь будем строг о сле довать букве и духу зак о на. — Сегодня армия пе реживает тяжелейший КРИЗИС; плачевно отра зившийся на ее боеспо собности и связанный с социально-экономичес кой ситуацией в стране. Переживает ли такой же кризис ФСБ? Достаточ но ли внимания уделяет государство спецслуж бам? — О к ризисе в ФСБ г о ворить, конечно же, нель зя. Но проблем у нас до статочно много. И главная из них — к адровая. Если
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz