Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

«я НЕ ПРОСТО ОПТИМИСТ . 4 » ( О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 1 -й с т а . ) — З а последнее вр^ем я у вас резко уве. 1 ичилось коли­ чество кандидатов « докто­ ров наук. Неуже ли люди се­ годн я видя т смысл в том, чтобы заниматьс я н аукой? — С е г о д н я у н а с , д е й ­ стви тельн о , ок ол о 40 д о к т о ­ р о в н а у к , м н о г о а к а д е м и ­ к о в . Б о л е е т о г о , ны н ч е оп я ть по яви лс я конкур с в ас ­ п и р а н т у р у — в э т о м г о д у бы ло три -человека на место . Н о я не бу д у с вами .лукавить и говорить , что .людьми д ви ­ ж ет исключите.льно страсть к н а у ч н о й д е я т е л ь н о с т и . Здесь есть м н о го ф акторов , и в п е р в ую о ч е р е д ь ч и с т о бы товы х . Дл я к о г о - т о аспи ­ р а н т у р а — эт о о с в о б о ж д е ­ ни е о т арм ии , дл я к о г о - т о защ и т а д о к т о р с к о й — э т о лишний ш анс улучшить ж и ­ л ищ н ы е ус .лови я , к о г о - т о страш и т б е зр а б о ти ц а . Здесь н е н а д о за бы в а т ь , ч т о .мы св оим решение.м п овы си ли аспир ант ски е с тип ендии д о р а з м е р о в за р п л а ты а с с и с ­ тента . Н у , и н ак он ец , с р а б а ­ тывает и чи сто русска я т р а ­ дици я учи ть св о его р еб енк а как .можно б о л ьш е и д о л ь ­ ше. Н о , к акие бы факторы ни с р а б а ты в а л и , мы в р е ­ з у л ь т а т е р а с т и м с в о и с о ­ бственны е научны е кадры , и эт о уж е пр екрасно . — Я понимаю, что нака­ нуне юби. лея не хочется го­ ворить о грустном , но в н а­ шей беседе мы все равно не можем обойти те проблемы, которые сто я т сегодн я перед вы сшей шко.лой. В чем вы видите наиболее серьезную проблему? — Я все-таки начну с р а ­ д о с т н о г о факта . С ов сем не так д а в н о мы все были о б е с ­ п ок оены «П р о ек т ом прива ­ т и з а ц и и вы сш ей ш к олы » . Э т о озн'ача.ло, ч то все вы ­ сш и е уч ебны е заведени я ста ­ нов я тс я ч астными и.ли кб.м- м ер ч еским и . П о сл е д с т в и я , д ум аю , разъ я сн я ть не п р и хо ­ ди т с я ^ по .лучение вы сш е ­ го обр а зов ани я з ави село бы не о т с п о с о б н о с т ей р ебенк а , а о т то.лщины кош елька его р о д и т ел ей . К сч а с гью , С о ­ вет р о ссий ски х р ек тор ов су ­ м ел зан я т ь т в е р д у ю , п р и - нципиа.льную п о зиц ию и д о ­ б и т ь с я о тм ены п о р у ч е н и я пр авительства о р а зр а б о тк е зак он а «О р а з г о су д ар ст в л е ­ нии и д ем он оп ол и зац и и вы ­ сш ей школы» . К слову ска ­ з а т ь , с е г о д н я с ущ е с т в у е т о к о л о 2 0 0 т а к и х ч а с т ны х унив ер си тетов , но больш ин ­ ство из ни х не им еет ни ма- т ер и а .л ь н 'о г о -т е х н и ч е с к о й б а зы , ни с ер ь е зны х п р еп о - дават е .льеки х к а д р о в , п о с ­ к ол ьк у це.ль бы л а о д н а —^ сорвать ден ьги с п о с т у п аю ­ щих . Р еш ение эт ой п р о б л е ­ мы прин есло пользу пр еж де всего наш ей м ол о д еж и , у к о ­ т о р о й п о -п р еж н ем у о с т а е т ­ с я воз-можно сть получить б е с ­ п л атн о е вы сш ее о б р а зов ан и е . Н о н аш и -т о вн утр ен ни е п р о - бле.мы о стали сь . Г о д о т г о д а ум ен ьш аю т с я бю дж е т ны е а с ­ сигновани я н а вы сш ую школу . В эт ом г о д у по ф ин ан сир ов а ­ нию с о х р а н е ны а б с о л ю т н ы е циф ры п р ош л о г о г о д а , и э т о п р и т о й и н ф л я ц и и , к о т о р а я была! С ущ ествует п о с т ан овл е ­ ни е правительства о б увеличе ­ нии за р а б о тн о й платы д оц ен - та.м и п р оф ес со р ам . Н о о к а ­ ком. у в ел и ч ен и и м ож е т и д ти р еч ь , если янв арь 9 5 - г о г о д а ф ин ан си р у е т с я н а у р о в н е д е ­ кабр я г о д а минувш его? Н а се ­ г о д н я н аш и д о л г и за к о м м у ­ нальны е услуги составили уже • б о л е е 500 .миллионов р у бл ей . Ф актич ески и д е т а б с о лю т н о е о б н и щ а н и е р а б о т н и к о в вы ­ сш ей школы . П о сл едни е четы ­ р е г о д а мы н е п о л у ч а е м , средств на с одерж ан и е м атери ­ ал ьн о -т ехн ич еск ой ба зы и на к а п и т а л ь н о е с т р о и т е л ь с т в о . Д л я т о г о , ч т о бы д о с т р о и т ь университетский комплекс , мы вынуждены п р одав ать к о р п у ­ са в центр е , нравитс я н ам эт о Или не нравитс я . В результате т а к о г о ф и н а н с и р о в а н и я « п о о с т а т о ч н о м у п р ин ци п у » п о с ­ л едни е дв а г о д а мы ни к оп ей ­ ки не мож ем вложить в о б о р у ­ д о в а н и е , ж и зн ен н о н е о б х о д и ­ м о е нам . В о т сейчас есть в о з ­ м ож н о с т ь купить ам ери к ан с - ' к ую си с т ем у п р о ек тир ов ан и я « и н ж ен ер -к он с т р ук т ор » , п р и ­ ч ем у н и в е р с и т е т а м Ш т а ты п р е д о с т а в л я ю т ски дк у д о 7 0 , п р о ц е н т о в . Н ам эт а си с т ем а о б ош л а сь бы в 46 тыс яч д о л ­ л а р о в , н о у -н а с , е ст ес т в ен н о , таких д ен ег нет. Н а мой взгл яд, в пр и о бр ет ении т ак о го о б о р у ­ д о в а н и я з а и н т е р е с о в а н ы , в п ервую оч ер едь , предпри я ти я . В едь н е сегодн я , так завтра они б у д у т вынуждены закупать п о ­ д о б н ую техник у , а сп ециали с ­ т о в , с п о с о б н ы х р а б о т а т ь на ней , не буд ет . Я в о о бщ е у б еж ­ д ен , что лю ба я нов а я техника д о л ж н а по яв л я тьс я в п ерв ую оч ер едь в ву з ах , к от оры е г о т о ­ в я т к а д р ы , а пото .м у ж е на предпри я ти ях . Так что я очень н а д е ю с ь , ч т о р у к о в о д и т е л и крупны х пр едпри я тий о бр ат я т внимани е на эту инф орм ацию . — А нель зя ли восполнить нехватку финансировани я з а счет тех студентов, которые учатс я н а коммерческой осно­ ве? — Н и в ко .ем случае! -Мы устан овили плату за о буч ен и е на комм ерч еск ой о сн о в е таким о б р а з о м , ч тобы о н а бы ла р е ­ а л ь н а д л я б о л ь ш и н с т в а . Т е д ен ь ги , к о т о ры е мы о т э т о г о получаем , д аж е не ком п ен сиру ­ ю т наш и х за т р а т на уч ебны й пр оц есс . С егодн я у н ас 125 сту- , д ен т о в учатс я н а к ом м ер ч е с ­ к ой о сн ов е , — а эт о в сего 6-8 пр оц ен т ов о т н а б ор а . Как вы п он им а ет е , на ф ин ан сов о е п о - .ложение в у за они не вли яю т. — Давайте оп я ть уйдем от грустного... Расскажите не­ много о ваших планах на ближайшее будущее... — О б !отк ры тии .медицин ­ ского факультета в г о р о д е уже м н о го говор я т . Причем нас з а ­ р ан ее р у г аю т , обвин яя в п р о ­ ф анации м едици н ск о го о б р а ­ зовани я: де ск ать , нет м ат ери ­ ал ь н о -т ех н и ч е ск о й б а зы , н ет с о о т в е т с т в ую щ и х к а д р о в . Я хоч у сра зу внести я сность: мы б у д ем о т к ры в а т ь о т д е л е н и е дл я у г л у б л е н н о й п о д г о т о в к и лю д ей , с о б и р аю щ и х с я п о с т у ­ пать в м едицин ски е вузы . Н а таком отделении б у д е т ор г ани ­ зов ан а б о л е е серьезна я п о д г о ­ товк а п о таким предмета.м, как хими я , биол оги я . Мы планиру ­ ем , что на эт о отдел ени е к нам б у д у т п о с т у п а т ь л ю д и , уж е им еющ и е средн ее медицинское обр а зов ани е . Более т о г о , у нас заключ ен д о г о в о р с В о р он еж с ­ ким м едицинским институтом о. ц ел ев ом п р и ем е с т у д е н т о в посл е окончани я н аш его о т д е ­ лени я . А соб ств ен н о м едицин ­ ский факультет — эт о , к он еч ­ н о , д е л о д а л е к о г о б у д ущ е г о . Затем мы планируем развивать экон ом ич еск о е направление на различны х факультетах наш е ­ го в у за — эт о сегодн я т р е б о ­ вание времени . Ч то ж е касает ­ с я м оей меч ты , т о эт о откры ­ тие- ар хи т ек т ур н ой сп еци ал ь ­ ности . В от дл я э т о г о у нас им е ­ ю тс я й м ат ериально -т ехнич ес ­ ка я б а за , и кадры . Более т о г о , сегодн я и н а р о д н о е хо з яй ство нуж даетс я в кв алифициров ан ­ ны х архитекторах . Так что это мечты вп ол н е р еал ьны е и не с тол ь уж далекие . — Скептики могут задать вам вопрос; а не слишком ли много вы на себ я берете? — Я м о гу на н его ответить . С е г о д н я р е г и о н а л ь н ы е вузы долж ны и.меть мн ого специаль ­ н о ст ей с небольши .м н а б о р ом — эт о м о е 'уб еж д ен и е и эт о р е ­ алии сегодн яш н его дн я . В са ­ м о е ближ айш ее врем я крупные с т о л и ч н ы е ву зы о к аж у т с я в г л у б о ч а й ш е м к р и з и с е , п о с ­ кольку и д е т посто янный о тток и н о г о р о д н и х а б и т у р и е н т о в . Отправ.л я ть р еб енк а в д р у г о й г о р о д , во-первы х , накладно , а в о -в торы х — н еб е зоп а сн о . Из эт о г о следует , что у себ я в о б ­ л а с ти мы о б я з а ны п р е д о с т а ­ вить в о зм о ж н о с т ь м о л о ды м люд я .м получить , т у сцециаль- ность , о к о т ор ой они мечтали. Б ол ее т о г о , мы об яз аны свои ­ ми силами обесп ечить область т ем и сп ец и ал и с т ам и , в к о т о ­ ры х о н а нуж даетс я . П о эт ом у я ни сколько не сомн еваю сь , что Л и п е ц к и й г о с у д а р с т в е н н ы й технический университет буд ет п р о д о л ж а т ь р а з в и в а т ь с я и д ал ьш е , невзира я н а все п р о ­ блемы и тр удн о сти , встающ ие сегодн я п ер ед н ами. — Вот на этой оптимисти­ ческой ноте, я дум аю, и стоит закончить нашу беседу. Дай Бог вам сил воплотить все ваши планы и реализовать все ваши надежды. И еще раз — с юбилеем, Сергей Леонидович! Интервью ве-та е Елена БРЕ ДИС . 1 Р Н Г Я Й СН Т Е Т Р Ю 1 Ы СТ У 1 Й Т Ь ! ♦ Казалось бы, все предельно компактно, мобильно, приемле­ мо-скромно. Состав ансамбля — ■ три человека. Их инструменты, аппаратура помещаются вместе с ними даже в «газике». Собрались возле филармонии, погрузились — и в путь, близкий (какой-ни ­ будь городской п арк ) или не очень (какой-нибудь загородный до.м отдыха). Но , пожатуй, основной при ­ знак вокально-инстру.ментально- го трио под руководством Влади­ мира Силявкина — универсаль­ ность репертуара. Он рассчитан на шесть часов (!) непрерывного звучания и включает, разве что без тяжелого рока, самые несхо­ жие песенные направления — от фольклора до поп-музыки, клас ­ сику эстрады и ее новинки. Озна­ чает ли такая «всеядность» отсут­ ствие у трио четкой творческой концепции? Нет, она-то как раз есть и основана на подстройке трио к аудитории любого вкуса ' и возраста, к ситуации, в какой проходит очередной концерт му­ зыкантов. ■ В самых общих чертах зада ­ ча трио — создавать для своих слушателей хорошее настроение, чутко аккомпанировать ему. За ­ дача вроде бы .элем ентарная , простая, тем не менее стабильно, ■ целенаправленно решать'ее.Вла ­ димир Силявкин (аккордеон ), Александр Хмыз (клавишные) и Сергей Золотарев (вокал) начали сравнительно недавно — година- зад. До этого партнеры собира ­ лись чаще ли, реже ли вместе му­ зицировать , раздумывали , на ­ сколько удачна, надежна их затея выступать именно втроем. В. Силявкину, работающе.му в Липецкой филармонии без ма­ лого двадцать лет, было не при ­ выкать выступать соло, дуэтом, с известными певцами и разно ­ жанровыми ансамблями. Он объ­ ездил с ними всю область , да жаль только, что те времена про ­ шли. Ансамбли в восемь-десять артистов стали неподъемны для регулярных гастролей. А два ос­ тальных участника трио, в отли ­ чие от его руководителя, как бы больше отвечали каждый за себя: А. Хмыз — преподавал в музы­ кальной школе на Соколе, С. Зо ­ лотарев — ведя поиск лучшей доли, в качестве даже слесаря и строителя. Наконец, «оргмомент» остал­ ся позади, и трио, как оптималь­ но найденный сегодня вариант концертной бригады, стало с за­ видной частотой появляться на эстрадах парков, на праздниках в трудовых коллективах, порой — и на семейных торжествах.. Польза столь частых появлении для трио заключалась во «внед­ рении» его в культурную жизнь горожан, в том, что оно постави ­ ло перед.сббой цель стать их пос- ■ тоянным музыкальным собесед­ ником. Исполнителям были ни­ почем и непогода, и — иногда — чисто символическая оплата их труда. Н екоторы е праздники , по словам участников трио, выдава ­ лись просто тяжелы.ми, требова ­ ли пре-дельной самоотдачи, но условие насчет хорошего настро ­ ения соблюдалось ими неукосни­ тельно. Как и такое, что их песни — вне партий, вне политики. Это тогда, когда их приглашали сво­ ими концертами выразить отно ­ шение к определенным общес ­ твенным движениям. Трио, со ­ бственно, не отказывалось, выра ­ жало — исключительно неанга ­ жированностью, настроем песен- ' ных номеров. Следующая немаловажная : позиция трио касается его ано ­ нимности. Трио никак не называ ­ ется и название придумывать не собирается. Лучшее имя име- на его музыкантов. А иначе впол- ■не возможны перестановки соста­ ва. В че.м руководитель ансамбля не видит никакой необходимос­ т и . ' За год -фио удалось опреде­ литься с собственным имиджем, может , и не столь броским, эф­ фектным, главное же — прият ­ ным , добрым , ненавязчивым , симпатичным. Намного труднее оказалось обзавестись клавиш ­ ными должного уровня. А они нужны и для концертов, и для записи песен, создания «золото ­ го фонда». Г - Что и говорить, нелегко при ­ ходится участникам-ансамбля в -условиях спонтанного музыкаль­ ного рынка. Самим искать баланс между спросом на себя и предло­ жением, больше полагаться на су­ губо личный энтузиаз.м. на готов­ ность соответствовать зрительс­ ким ожиданиям, че.м .хотя бы на относительную гарантию;;зат 10 -: 'лучить вскоре заветные клавищ-. ‘ные. Да. нелегко, но они -Уопы-т- ные, признанные музыканты,' люди, не такие уж .молодые — по- прежнему легки на подъем. Для них. чаще всего, не случается лег­ ких праздников. Зато — хорошо их слушателя.м, которые охотно отдыхают вместе с песня.ми трио в любой обстановке, будь то-Нижний парк летом или дом отдыха сейчас, зимой. К . клюткин. Н а с н и м к е : А . Х м ы з ( с и д и т ) , В . С и л я в к и н ( с л е в а ) и С . З о . т о т а р е в . Ф о т о А . Щ У Р О В А . «КАЗАКИ РОССИИ»: ЦИРК, ДА И ТОЛЬКО И з г а с т р о л е й в с т о л и ц е И т а л и и в о з в р а т и л с я а н с а м б л ь т а н ц а Л и п е ц к о й ф и л а р м о н и и « К а з а к и Р о с с и и » . Ф а к т э т о т са.м пО с е б е к р а с н о р е ч и в , п р и м е ­ ч а т е л е н . « И з ю м и н к а » ж е е г о з а к л ю ч е н а в т о м , ч т о « К а з а к и Р о с с и и » в ы с т у ­ п а л и н е н а о б ы ч н о й к о н ц е р т н о й п - т ош а д к е , а в « З о л о т о м ц и р к е » Р и м а к а к у ч а с т н и к и т р а д и ц и о н н о г о М е ж д у н а р о д н о г о ф е с т и в а л я . Р а с с к а з ы в а е т х у ­ д о ж е с т в е н н ы й р у к о в о д и т е л ь а н с а м б л я Л е о н и д М И Л О В А Н О В : — Признаться, мы приняли предложение «Ассоциации цир ­ к о в Ро сси и» п о ех а т ь в Ри-м, слишком уж на многое не рас ­ считывая . П о сути, ведь-речь шла о заполнении нашим ансам ­ блем пауз между цирковыми но ­ мерами. Поэтому мы отправи ­ лись в Италию больше с прице ­ лом на будущее': показать себя, выйти на контакты с местными и.мпрессарио, чтобы те впослед ­ ствии ор гани зовали нам нор- магшные. сольные гастроли: Но в процессе репетиций режиссер фестивдтя Лиана Орфеи пришла к очевидной мысли— трюки, ак ­ робатика , темперамент наших танцев ни в чем не уступают со ­ бственно цирковым номерам . Прибавилось число наших выхо ­ дов , музыку к танцам решили сделать «живой», а не в записи, как сначала намечалось. Мос ­ ковскому оркестру «Большой цирк» , дирижер — -Лаврентий Погосян; пришлось засесть за ноты. Наши танцы в ином., недрц- вычном антуражф заиграли ка ­ кими-то новыми красками. По ­ лучилось, что липецкий «балет» проходил основной ' сквозной нитью через все представление. Публика прини.мала «Казаков России» очень тепло. На фести­ вале, а он длился около месяца, регулярно выявлялся рейтинг зрительских симпатий. Наш ан ­ самбль. в этот список не вклю ­ чался — мы ведь не циркачи. О днако зрители сами охотно вписывали в него «Казаков Рос ­ сии», хотя программа была со­ ставлена из интереснейших но ­ меров мастеров манеЛа Италии, Германии, Венгрии, Румынии, Франции, Китая, Кении, Бело ­ руссии, Украины, России. Атмосфера за кулисайи ца- рила 'дружелюбная, непринуж ­ денная. В свободное от репети ­ ций й представлений время наши комфортабельны е вагончики , расположенные рядом с цирком, часто посещали артисты, заня ­ тые в программе. Подходили и зрители. Приятно было пооб- .щаться, например, с Бригит Не ­ льсон, бывшей женойАрнольда' Шварценеггера. Причем она ни­ сколько не горевала, что быв ­ шая. , ' По итогам фестиваля «Каза ­ ков России» наградили специ ­ альной памятной медалью. Ну и с будущим , каж ется (тьфу- тьф у !) , все в .п о р я д к е . Ан- самб.дь пригласили на новые гастроли, сроки и место кото ­ рых уточняются. Хочу упомя ­ нуть о маленькой детали . В программках «Золотого цир ­ ка» против участников фести­ в аля у к а зы в а л а с ь лиш ь их страна. Город назывался толь ­ ко в двух случмх — с оркест ­ ром и с нашим ансамблем. И если после первых представле ­ ний слово «Липецк» мало что говорило артистам, инициато ­ рам фестиваля, то. прощаясь е нами, они пррсили передать го ­ рячий привет липчанам, живу ­ щим там, откуда пошли «Каза ­ ки России»... вж ;4р ш с Ф ермер Ле онид БО ВШИК: « ТЯЖЕЛА т К Л АЖ А, А ЯЕЗТИ НАДО» Н е у м о л и м о б е ж и т в р е м я . К а ж е т с я , с о в с е м н е д а в н о м ы п р о б и в а л и с ь с Л е о н и д о м Б о в ш и к о м н а е г о К а м А З е п о з а с н е ­ ж е н н о й , е щ е н е н а к а т а н ­ н о й п р о с е л о ч н о й д о р о г е н а е г о п о л е . А с т е х п о р п р о ш л о у ж е д в а г о д а . Д в а г о д а м ы т а р с т в , п о с ­ т о я н н ы х т р е в о г з а в ы ­ ж и в а н и е . Б о в ш и к — о д и н и з н е м н о г и х ф е р ­ м е р о в , с к е м п р и х о д и ­ л о с ь в с т р е ч а т ь с я , к т о н е в ы с т а в л я л т р у д н о с т и н а п о к а з , п о н и м а л , ч т о ж и т ь о т э т о г о н е с т а н е т , л е г ч е . Н а к р е п к о , с в я з а в с в о ю с у д ь б у с ф е р м е р с ­ к и м х о з я й с т в о м , т а щ и т , н е ж а л у я с ь , т я ж е л у ю к р е с т ь я н с к у ю т е л е г у . — П с и х -о л о г и ю к р е с т ь я н и н а , — р а з ­ м ы ш л я л о н , — ч т о т у т в с е т в о е , ч т о ты т у т х о ­ з я и н , н и ч е м н е п е р е ш и ­ б е ш ь . П о д х о д и ш ь к о в с е м у п о - х о з я й с к и , д а ж е м е л о ч ь д е л а еш ь н а д е ж ­ н о . Н а а в о с ь н е п р о й д е т . И к а к в ы к р у т и т ь с я , т о ж е д у м а е ш ь ; и щ е ш ь х о д ы - в ы х о д ы . Ц е л ь - т о о д н а : о с н о в а т е л ь н о з а ­ к р е п и т ь с я н а з е м л е , б р а т ь о т н е е п о л н о й м е ­ р о й . Н а д е л у Б о в ш и к а н е б о л ь ш о й — в с е г о - т о 6 4 г е к т а р а . Он в с е у м е ­ е т — и п а ш е т , и г р у з о ­ в и к в о д и т , и к о м б а й н , с а г р о т е х н и к о й д р у ж и т , с н а б ж е н ц е м п р и х о д и т с я б ы т ь , з а б о т и т ь с я о с б ы ­ т е п р о д у к ц и и , д а и в б у х г а л т е р и и н а д о р а з б и ­ р а т ь с я . М у ж и к о н р а б о ­ т я щ и й , с к р е с т ь я н с к о й х в а т к о й . В с е д е л а е т с а м . Н о с к а з а т ь , ч т о з а э т и г о д ы в ы б и л с я в л ю д и и ч т о х о ­ з я й с т в о е г о п р о ц в е т а е т , н е с к а ж е ш ь . Д а и т е , к т о в п р я г с я в ф е р м е р с к и й х о ­ м у т , н е п о в е р я т . Ф е р м е р с т ­ в о и з н а ч а л ь н о б ы л о о б р е ч е ­ н о н а п р о з я б а н и е , б у д у щ е е у н е г о н е п р о с м а т р и в а л о с ь . К р е с т ь я н и н , р е ш и в ш и й о б з а в е с т и с ь с в о и м х о з я й с т ­ в о м , б у д ь о н х о т ь с е м и п я ­ д е й в о л б у , н е м о ж е т р а з ­ в е р н у т ь с я , б р а т ь о т . з е м л и б о л ь ш е , ч е м б е р у т к р у п н ы е к о л л е к т и в н ы е х о з я й с т в а . ■ Н ад ели ли е г о з е м л е й — и о с т а л с я о н о д и н н а о д и н с о с в о и м и н у ж д а м и . Б о в ш и к н а п е р в ы х п о ­ р а х е щ е н а ч т о - т о н а д е я л ­ с я , д у м а л , ч т о в л а с т и в с е ж е д а д у т х о т ь м а л у ю о т д у ­ ш и н у . П о т о м п о н я л , ч т о п о с л а б л е н и я ж д а т ь н е ч е г о , в с я н а д е ж д а т о л ь к о н а с е б я . Н е с к о л ь к о с о т ф е р м е р с к и х х о з я й с т в в о б л а с т и р а з о р и ­ л о с ь , ф е р м е р ы о т к а з а л и с ь о т з е м е л ь н ы х н а д е л о в . С р е ­ д и н и х , к о н е ч н о , б ы л и и с л у ч а й н ы е п а х а р и , к о т о р ы е н е з н а л и , к а к п о д с т у п и т ь ­ с я к з е м л е , и о т к р о в е н н ы е б е з д е л ь н и к и , м е ч т а в ш и е р а з б о г а т е т ь , н и ч е г о н е д е ­ л а я . Б о в ш и к н е т о л ь к о у с т о ­ я л , н о и з а к р е п и л с я , о с т а ­ в и л , к а к г о в о р и т с я , с л е д . П о с л е д о л г и х х о ж д е н и й п о н а ч а л ь с т в е н н ы м к а би н е т а !м е м у в с е ж е о т в е л и в о з л е у с а д ь б ы в П р у ж и н к а х 0 , 7 г е к т а р а з а р о с ш е г о б у р ь - . Я НОМ в ы г о н а , к о т о р ы й н и ­ к о м у н и к а к о й п о л ь з ы н е п р и н о с и л . О б н е с о н э т о т у ч а с т о к к а п и т а л ь н о й о г р а ­ д о й , з а а с ф а л ь т и р о в а л п л о ­ щ а д к у , у с т а н о в и л а н г а р . Т е п е р ь :} н е м х р а н я т с я т е х ­ н и к а , с е м е н а , т о в а р н о е з е р ­ н о . .О б о р у д о в а л м е х а н и з и ­ р о в а н н ы й т о к , о т в е л м е с т о д л я е м к о с т е й п о д г о р ю ч е е . П р и о б р е л п е р е д в и ж н о й с в а ­ р о ч н ы й а г р е г а т . М о ж н о с к а з а т ь , м а л о -м а л ь с к и о б у с ­ т р о и л с я . А р я д о м с е г о п о л е м з а ­ р я б и л а :з е р к а л ь н а я п о в е р ­ х н о с т ь п р у д а . П р а в д а , э т о т з а п у щ е н н ы й л о ж о к е м у н е д а л и , п о т р е б о в а л и в з а м е н п а ш н ю . О н , к о н е ч н о , н е с о г л а с и л с я . О в ч и н к а в ы ­ д е л к и н е с т о и т . Н о в с е ж е н е о т к а з а л с я о т с в о е й м е ч ­ ты — и м е т ь р я д о м с п о л е м в о д о е м . П о д сы п а л п л о т и н у , а к о г д а л о ж о к з а п о л н и л и в е ш н и е в о д ы , з а р ы б и л п р у д . П у с т ь в о д о е м б у д е т о б щ и м , д л я в с е х . С у д о ч к о й п ц с и д е т ь м о ж н о , и с к у п а т ь ­ с я . И р а в н и н н о е п о л е к а к - т о п р е о б р а з и л о с ь . Ф е р м е р у и з П р у ж и н о к в и д и т с я Х о з я й с т в о н е т о л ь ­ к о в ы с о к о т о в а р н ы м , н о и м н о г о о т р а с л е в ы м . В о в с я ­ к о м с л у ч а е , к р о м е р а с т е н и ­ е в о д с т в а д о л ж н а бы т ь ж и ­ в о т н о в о д ч е с к а я ф е р м а . Х л е б х л е б о м , а м я с о ц м о ­ л о к о т о ж е п р о и з в о д и т ь н а д о . И о н ч у в с т в у е т с е б я н е л о в к о , ч т о х о з я й с т в о е г о р а з в и в а е т с я о д н о б о к о , к а к , в п р о ч е м , и у в с е х ф е р м е р о в о б л а с т и . Н о ч т о п о д е л а еш ь : р а д бы в р а й , д а г р е х и н е п у с к а ю т . Н и к а к н е вы р в е т ­ с я и з к р е д и т н ы х т и с к о в . Н а 1 6 м л н . р у б л е й к р е д и т а н а ­ к р у ч и в а л и с ь п р о ц е н т ы , х о т я о н бы л в к а к о й - т о с т е ­ п е н и л ь г о т н ы м . Т е п е р ь , с ч и т а й , р а с п л а т и л с я , о с т а ­ л о с ь д в а м и л л и о н а . В н ы ­ н е ш н е м г о д у п о с т а в и т т о ч ­ к у . М о л о ч н о -т о в а .р н ую ф е р ­ м у н а 2 5 - 3 0 к о р о в , ч т о з а ­ м ы ш л я л р а н ь ш е , с т р о и т ь в с е р а в н о б у д е т , н о н а с в о и к р о в н ы е . П о л е , п р а в д а , м а ­ л о в а т о , ч т о бы м н о г о л е т н и е т р а вы и м е т ь н а с е н о . П р о ­ с и л а д м и н и с т р а ц и ю п р и р е ­ з а т ь е щ е м а л о с т ь з е м л и ц ы — о т к а з а л а . Н е п о л о ж е н о , м о л , в о в т о р о й р а з . А е с л и з д р а в о р а з о б р а т ь с я , п о ч е м у н е п о л о ж е н о ? Д а е с л и к р е с т ь я н и н с з е м л е й н а « т ы » , п о в ы ш а е т е е п л о д о ­ р о д и е , п о л у ч а е т х о р о ш и й у р о ж а й , п о ч е м у бы и н е п р и р е з а т ь ? Л и ш н и е 2 0 - 3 0 г е к т а р о в н е с д е л а ю т Б о в ш и ­ к а л а т и ф у н д и с т о м . Я у ж н е г о в о р ю о т о м , ч т о ты с я ч и г е к т а р о в з е м л и , в ы д е л е н ­ н о й ф е р м е р а м , и л и п у с т у ­ ю т , з а р о с ш и е б у р ь я н о м , и л и д а ю т ч е т в е р т ь т о г о , ч т о м о г л и бы д а т ь , б у д ь у з е м ­ л и х о р о ш и й х о з я и н . З а ш е л р а з г о в о р о ф е р м е . — Н ы н еш н и й г о д п о в р е ­ м е н ю , — г о в о р и т Б о в ш и к . — С и л е н о к н а д о п о д н а к о ­ п и т ь . С к р е д и т о м р а с с ч и т а ­ ю с ь — г о р а с п л е ч с в а л и т ­ с я . П а ш н е й з а й м у с ь к а к с л е д у е т . У д о б р е н и я е с т ь , с е м е н а с о р т о в ы е д о б у д у . Р е ш и л я с е в о о б о р о т в н е д ­ р и т ь . С м е ш н о , к о н е ч н о , т р е х п о л к у в е л и ч а т ь с е в о о ­ б о р о т о м . Н о в с е ж е ' э т о л у ч ­ ш е , ч е м с е я т ь з е р н о в ы е п о з е р н о в ы м . Д в а г о д а н а з а д с е я л я ч м е н ь , п о т о м п о я ч ­ м е н ю — о з и м у ю п ш е н и ц у . П р е д ш е с т в е н н и к н и к у д ы ш ­ н ы й , н о у д а л о с ь с о б р а т ь н а к р у г п о 2 7 ц е н т н е р о в п ш е ­ н и ц ы с г е к т а р а . П р е д с т о я ­ щ е й в е с н о й з е р н о в ы е с е я т ь н е б у д у . О д н о п о л е о с т а в ­ л ю п о д ч и с ты й п а р , д р у г о е — п о д р а п с , т р е т ь е — п о д г о р о х . П р о г а д а ю , г о в о р и т е ? В с я к о е м о ж е т с л у ч и т ь с я . Н о в е д ь к о г д а - т о н а д о н а ­ ч и н а т ь о с в а и в а т ь к у л ь т у р у з е м л е д е л и я , х о т я и п р и м и ­ т и в н у ю . Р а д е и г о р о х , д у ­ м а ю , н е п о д в е д у т . О д н о п о л е « о т д о х н е т » . З а т о п о д о з и м у ю п ш е н и ц у б у д е т о т ­ л и ч н ы й п р е д ш е с т в е н н и к . Д е л а в х о з я й с т в е Б о в ш и ­ к а , к а к в и д н о , п л о х о л и , х о ­ р о ш о , н о и д у т . А п р о б л е м н е у б а в и л о с ь . Д е н ь г и з а с д а н н о е з е р н о э л е в а т о р вы ­ п л а ч и в а е т п о ч а с т я м . А и н ф л я ц и я п о р я д к о м с ъ е д а ­ е т э т и ч а с т и . П о ч т и н е в о з ­ м о ж н о п р и о б р е с т и о р г а н и ­ к у , н е х в а т а е т г о р ю ч е г о , з а ­ п ч а с т е й . С т р о й м а т е р и а л ы д о с т а т ь п р о щ е , н о ц е н ы н а н и х р а з о р и т е л ь н ы е . От А К - К О Р а Б о в ш и к н е ж д е т н и ­ к а к о й п о м о щ и . А в о т о т н о ­ ш е н и я с ТОО « П р о г р е с с » у н е г о с л о ж и л и с ь х о р о ш и е , о н д е л и т с я с т о в а р и щ е с т ­ в о м , ч ем м о ж е т , и о н о вы ­ р у ч а е т . Л е о н и д , Б о в ш и к н е с ч и ­ т а е т , ч т о м и н у в ш и е д в а г о д а п р о ж и т ы б е з п о л ь зы . С ы г р а л с в ою р о л ь к р е д и т , х о з я й с т в о о к р е п л о , - о б у с ­ т р о е н а у с а д ь б а , к а к о й -н и к а ­ к о й , а н а к о п л е н о п ы т . Т о л ь к о в « в е р х а х » ф е р м е ­ р а п о - п р е ж н е м у н е з а м е ч а ­ ю т . Р о д и л и е г о и б р о с и л и — в ы ж и в а й , к а к с м о ж еш ь . С м еш н о и г о р ь к о . В и к т о р К О Б З Е В . X еЖС4'1^ Г Р И Б Ы Р А С Т У Т Н Е Т О Л Ь К О В Л Е С У Помню,,е каким захватывающим интересом прочитала повесть В. Солоухина «Тихая охота». От души позавидовала людям, знающим толк в грибах, умеющим' собирать их и заготавливать впрок. . .. ' Гриб — это деликатес, вещь чрезвычайно вкус­ ная и полезная. К сожалению, из-за неблагоприят ­ ной экологической обстановки собирать грибы в пригородных лесах стало небезопасно. Газеты уже не раз и не два писали о случая:;: отравления, ведь грибы имеют свойство аккуму.чировать вредные вещества. А можно ли грибы выращивать самому? Ока ­ зывается, можно. С этой целью в Липецке три года назад при управлении лесами была создана спе­ циальная лаборатория,'которая с успехом решает эту проблему. Возглавляет ее Зоя Андреевна Коз ­ лова. Про таких, как она, журналисты обычно пи­ шут: человек, увлеченный делом. И действитель­ но, о грибах, их свойствах и особенностях Зоя Ан ­ дреевна может рассказывать часами. И слушать ее — одно удовольствие. — Вот, — Зоя Андреевна показала на сте.чла- жи, уставленные банками с какой-то беловатой жидкостью, — это и есть мицелий, а попросту го ­ воря, посевной материал. Лаборатория, разумеется, в стерильных усло­ виях;" производит два вида мице.чия — -яетний и зимний, а также два штамма (разновидности куль- туры)трибов. Один из них, пожа.луй, самый попу­ лярный — вешенка. В отличие от шампиньонов, выращивание которых требует постоянного ухо-, да и внимания, вырастить вешенку может каждый,, особенно не напрягаясь. Главное — иметь на даче участок, защищенный от прямых солнечных лучей. На нем и надо разбить грибную плантацию. Как конкретно? Зоя Андреевна подробно от ­ ветила и на этот вопрос: — Для этого- требуются свежезаготовленные чурбачки из лиственных пород деревапо 25-30 сан­ тиметров. Можно использовать и старую древеси­ ну, предварительно замочив ее в воде на 2-3 дня. Затем чурбачки заражаются мицелием. Дела ­ ется это так. Весной или в начале лета (май-июнь) выкапывают лунки глубиной 10-15 см по диаметру каждого чурбачка. Расстояние между ними долж ­ но быть не менее 20 см. Дно лунок присыпают не­ большим количеством свежих опилок. Затем по дну лунки тонким слоем рассыпают грибницу из рас ­ чета 70-100 граммов мицелия на один чурбачок и ставят последний торцом на грибницу. Оставший­ ся посевной материал можно разместить на верх­ ней части чурбачка, под «диск», отпи.ленный от него, толщиной 4-6 см. Вот и все. Единственное, что остается, так это поливать 'участок с чурбачками летом и осенью. Особенно необходим полив в засушливое время и в период роста грибов. Осенью (сентябрь-октябрь) уже можно будет собрать первый урожай вешенки. «Плодоносить» пеньки будут не менее 4-5 лет. Выращенные вами грибы, причем экологичес­ ки чистые, могут использоваться не только для су­ пов или жаркого, но и заготавливаться впрок. Кста­ ти, по пищевым достоинствам культивируемые грибы превосходят овощи и даже мясо. Они содер­ жат много белков, углеводов, витаминов, мине­ ральных солей и других полезных веществ. Обла ­ дают эти грибы и рядом лечебных свойств. Поэтому и не случаен интерес к ним. Жердевс- кий консервный завод, что в Тамбовской области, ряд сельских предприятий нашей об.части налади ­ ли тесные контакты с лабораторией. Выращива ­ ние грибов в приспособленных помещениях в лю ­ бое время года оказалось делом перспективным и прибыльным. Охотно приобретают мицелий и са­ доводы-любители! Тем же из них, кто впервые ре ­ шил занятье? выращиванием вешенки, мне остает­ ся только напомнить телефон лаборатории 43-15- 44, по которому можно получить все необходимые справки. Т а и я С У Т О Р М И Н А , н е ш т . к о р р . « Л Г » . ^ о е г(Т ВСТРЕТНАНСЬ ПОЭТЫ В КОАЫ БЕАЬСКОМ... . «...Как здорово, что все мы здесь сегодня собра­ лись»,- — пели девятиклассники, и им подпевал зал. Шла очередная встреча поэтов чаплыгинского литклу- ба «Росинка» с чнтате.тями. Встречи эти благодаря активности методиста рай­ онной библиотеки Г. Бурмистровой уже стали тради­ ционными. но нигде еще «Росинку» не встречали так теп.чо, как в Колыбельском. Возможно, потому, что организатор и ведущая встреч Зинаида Пожидаева — сама поэтесса. А.воз­ можно. потому, что в Колыбельском вообще- .зюбят жить, отдыхать и, конечно, работать интересно. Не случайно за три года существования Российской Фе­ дерации в селе трое стали заслуженными работника- .ми России: директор АО «Колыбельское» Н . Быков — заслуженным работником сельского хозяйства, дирек­ тор Дома культуры Н. Приходько — заслуженным ра­ ботником культуры и3. Пожидаева, о которой уже шла речь,— заслуженным работником народного образо­ вания. • . В Колыбельском и литературу, и поэзию любят, понимают. Звучало в этот вечер много стихов и песен. Окуджава и Коган! Высоцкий и Лермонтов. И, конеч­ но, стихи членов «Росинки». Нашлись авторы и в са.VIОм Колыбельско.м. С хо­ рошими стихами выступил Трлмачев, отличную пес­ ню исполнил бард Саша Звягин. Оба получили при­ глашение участвовать в работе клуба «Росинка». Встреча удалась. Важно, что. несмотря на засилье «забугорны.х» фильмов и песен, русские люди продол­ жают петь русские песни, любить русские стихи. И_по- тому —'«как здорово, что все мы здесь сегодня собра­ лись»! А . А Н Д Р Е Е В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz