Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
дв а юбилея 21 ок тября 1995 г. 4 Т - 5 летопись всенародного подвига №2 1 1 ( 1025) щир -^ И 1^в П Н Я 1 ^ 1 Н 1 1 Й 1 Н 1 Н 1 Н ш и :г^КЛ: .^.■Й ................................................ .............................................................................. .............. .............. .............................. ... ___________________________________________________________ _ РШ Ш Ш К НИЖ НАЯ ПОЛ К А к т о о н и - ОРОТОТИПЫ и М У ЗЫ ЛЮ БВИ ? в первом номере ж урнала « Роман-газета» за 1996 год будетопубликована книга извес тного пи сателя, автора многих романов и повестей Руслана Киреева « Говорите мне о лю бви ..,» . Это первая в нашей литературе попытка худож ественно расск азать о слож ных, глубоко личных отношениях прославлен ных мастеров слова с теми , кто вдохновлял их на создание романов, ра сск а зов, пьес, стихов, поэм ... Читатель встретится с Пуш киным, Баратынск им, Л . Толстым, Тютчевым, Л ермонтовым, Чеховым, Буниным, И, к онеч но ж е, с главными героинями книги — реаль ными ж енщинами, к оторых судьба связала узами любви с гениальными людьми и к ото рые запечатлены в их произведениях. Об этой новой работе и пойдетре ч ь в ин тервью с писателем Русланом КИРЕЕВЫМ . — Читатели знают вас как автора книг о современности , но вот последнее время в различных изданиях появляются ваши док у ментально- худож ественные новеллы о писа- телях- к лассик ах, как отечественных, так и за рубеж ных. Для вас это новая тема? — Не со в с е м . Л е т д е сять назад был а опу бл и к о в а н а м оя по в е сть «С ветлячок», главный герой которой — немецкий писатель-романтик Адель- берт Шамиссо, живший в эпоху наполеоновских воин. Есть рассказы о Гоголе, Льве Толстом. Уви дела свет повесть-исследование о Чехове «При ближение к Таганрогу». Есть у меня немало этю дов, статей, эссе о Пушкине, Тургеневе, Досто евском, Сервантесе, Свифте. — Но все это к асалось, в основном, твор чества писателей, в последних ж е работах вы расск азываете оо их личной ж изни. Точнее, о слож ных, подчас глубок о драматичных от ношениях прославленных мастеров слова с теми , к то вдохновил их на создание рома нов, расск азов, пьес, стихов, поэм. . . — Все верно. Великая литература всегда была литературой великих страстей, первое место сре ди которых занимает, конечно же, любовь. Пре красная Елена в гомеровском эпосе, Лаура, ко торой посвящал сонеты Петрарка, и безымянный адресат других с о н е т о в , ^ е шексрировских, фло рентийская красавица Беатриче, в п ^ в ы е явив шаяся взору девятилетнего мальчика Данте в пур пуровом платье, рано потерянная им (умерла в двадцать пять лет) и вновь обретенная в «Божес твенной комедии», уже по ту сторону земной ж и з ни. А герои новой и новейшей литературы, ожив шие под пером Гете и Гофмана, Байрона и Шел ли, Флобера и Стендаля, Эдгара По и Джека Л он дона! Особый мир — мир русской литературы: женские образы Льва Толстого, Д остоевско го , Гончарова, Островского, Чехова... А т е , кому пос вящали свои стихи Пушкин и Кольцов, Л ермон тов и Некрасов, Тютчев и Огарев!.. Не счесть чи тательских поколений, что были околдованы вол шебными строчками, но поэтический гипноз не в состоянии убить простого человеческого интере са: а существовали ли в действительности эти не обыкновенные женщины? И если да — как звали их? В каких отношениях были они с авторами тех романов, поэм и стихов, которые даровали им бессмертие? Одним словом , кто они, прототипы и музы любви? Вопрос, согласитесь, непростой, и отве тить на него можно далеко не всегда. Пытались это сделать многие, в том числе и писатели. Д е фицит фактов нередко восполнялся творческой фантазией, был стимулом для создания беллет ристических произведений, иногда вдохновенных и талантливых. Моя же работа — строго докумен тальная. В основе ее — письма и дневники, вос поминания и архивные бумаги. А также тексты, которые не принято считать документами, но ко торые, если вдуматься, таковыми являются. Это — художественная проза: романы, повести, рас сказы. Это — поэзия. Это — драматургия. Короче говоря, все, что выходит из-под пера художника и что по самой сути своей не может не быть доку ментом его души. Мои героини, все без исключе ния, — реальные женщины, которых судьба свя зала узами любви с гениальным человеком. И которые — что было для меня обязательным ус ловием — запечатлены, хотя бы бегло, в его про изведениях. , Но это новеллы не только о женщинах в жизни и, следовательно, творчестве писателей, это, в не меньшей степени, портреты самих художников слова. Ибо именно в любви наиболее ярко и не ожиданно проявляется характер недюжинного че ловека. В любви и творчестве... Одно с другим .связано множеством нитей, иногда зримых, чаще, однако, скрытых от глаз и скрытых подчас весьма глубоко, но вместе с тайной любви неизменно приоткрывается и тайна творчества. — Наверное, вы сделали для себя немало отк рытий, работая с таким материалом? — Еще бь|! Сюжет иногда выстраивался пря мо-таки детективный. Например, история с Л ер монтовым, которую впервые поведал Александр Дюма в своих записках о путешествии в Россию. Там фигурирует анонимка, которая расстроила бра к поэта и которую, как выяснилось, написал на себя сам Л ермонтов. Или история загадочного убийства возлюбленной Бестужева-Марлинского! А пассаж, который вставил Чехов в «Чай 1 ^ » и к о торый предназначался для слуха сидящей в зале женщины — ей одной. Или Гоголь, изобразивший во второй части «Мертвых душ» ту, которую меч тал видеть своей женой... — Ск олько ж е лет создавалась эта «энцик^ , лопедия человеческ их Ьтр1астей» , аналогов к оторой в мировой литера1Vре) пож алуй, нет? — Работа продолжается. И, соответственно, продолжаются публикации в периодических и з даниях. Обычно это один-два сюжета, но есть и радостное исключение. Я говорю о народном жур нале «Роман-газета». Весь свой первый номер за 1996 год она отдает моей работе. Это более двад цати пяти новелл. Герои их — Грибоедов и Тют чев, Достоевский и Фет, Герцен и Кольцов, Апол лон Григорьев и Мамин-Сибиряк, Жуковский и Тургенев, Лев Толстой и Алексей Константинович Толстой... Ну и, разумеется, Пушкин. Именно сло ва Пушкина — «Говорите мне о любви» — вынесе ны в название публикации. — Вы упоминаете тольк о русск их к ласси ков? — Да, этот выпуск посвящен им. Но, я надеюсь, наше сотрудничество с уникальным журналом, самым многотиражным в нынешней периодике, продолжится, и мне удастся рассказать о судьбах людей из других стран. Интервью подготовлено специально для «ЛГ». Ж У РН АЛ ЬНОЕ ОБОЗРЕН И Е в КОМПАНИИ с МАРКСОМ К УЗЕНОМ , ГОЛУБЧИКОМ И ДРУГИМИ ПАМЯТИ ПИСАТЕЛЯ ЗЕМЛЯК А 2 2 ок тября, в памятную бу- ;;нск ую г одовщ ину, ис- пс. 'ится и 7 0 лет со дня ро ж дения Виталия М ихайло вича Чернова — писателя- фрон тови к а , оста вивш е г о г лубок ий сл е д в литера тур ной хсизни области , внесш е г о свой вк лад в х удож е с твенную ле топись Велик ой Отечествен н ой . Выпущ ен ные ц ен тра льными и з д а тельствами ег о романы «Ар ск ий к амень» , « Полесск ая тиш и н а » , « Со к р уш е н и е тьмы» , « Три дня б е ссм е р тия» , повесть« Медвеж ьи во рота» наш ли своих бла г о дарных читателей . В 1 9 4 3 г оду, из де ся то го к ласса , в неполные се м надцать ле т В. Чернов уш ел в дей ствую щ ую армию , в воздуш но- десантные вой с к а. Боевое к рещ ение при нял в Юхсной К арелии , с тя ж елыми боями , теряя дру зей , прош ел Венг рию , Авст рию и зак ончил боевой путь в Чехословак ии. ' На фронтовых распутьях, на соп ре де льн ой п олосе , отделяющ ей ( весьма услов но!) ж изнь от смерти , пра ведный г нев обострил внут реннее зрен ие , внутренний слух . В мук ах обре та л В. Чернов да р г оворить сур о вую правду о человек е на войне^ правду о душ е чело веческ ой , обож ж енной вы сш им , предельным испыта н и ем Он ст а л одн и м и з представителей той самой « литературной пехоты» ( В. Овечк ин) , к оторая начинала трудную работу по преодо лению умозрительно- благ о- душ ног о и потому — к риво душ н ог о вз г ляда на д е й ствительность. Он прож ил все г о ш е сть де ся т три г ода и девяносто четыре дня , оставив нам,не тольк о к ниги о войне . Оре - ' ди них — « грахщанск ие» ро маны « Человек на Земле не гость» , « Избавление» , док у ментальное повествование о липецк их тра к торострои - теляху замечательный фан т а ст и ч е ск и й ром а н « Сын розовой медведицы» , выпу щ енный в золотой се ри и « Детск ой литературы» . Но наиболее значителен вк лад Виталия Чернова все- та к и в ле топись всен арод ног о подвиг а на тысячевер стных фронтах . Воск реш ая прош лое, тревож ная память писа теля продолж ает взы вать к будущ ему. Пафос ег о обращ енности к траг ическ о му и г ероическ ому меж ева нию людск их судеб в воен ное лихолетье в том и з а к лю ч а е тся , чтобы со х р а нить, дон ести , передать к ак эстафе ту , де тям и внук ам просветляющ ую веру в че ловек а. В человек а, который осознает себя частицей сво ег о народа . К оторый в г о рести и радости знает , что он не г ость на этой земле . К оторый и один в поле воин. В к анун юбилейной г о д о вщ и н ы б е з в р е м е н н о уш е дш е г о п и са те ля е сть, думаю , смысл познак омить читателей с одной из п ос ледних ег о дневник овых з а писей и отрывк ом и з док у ментальног о романа « Днеп ровск ая траг едия» . Борис Ш АЛ ЬК ЕВ. Виталий ЧЕРНОВ ГОЛУБЫЕ СНЫ Только умирающие могут по-настоящему ценить время, и оно особенно дорого, когда «остаются недостроенными зубцы башен». Теперь я понимаю тех ученых и тех писателей, которые вымаливают у врачей еще хотя бы полгода жизни, чтобы завер шить незавершенное. Разумеется, расставаться с этим светом не хочется ни одно му человеку, даже если ему^ за девяносто, потому что жажда жизни — это начало начал, и ничего сильнее этой жаады быть не может, хотя человек и сознает, что он давно «заедает чужой век» и давно уже стал обузой для близких и для общества в целом. Когда-то вера и надежда в райские кущи раскрепощала его животный страх умереть, теперь он сам, откинув от себя и надежду, и веру, ходит с протянутой рукой,- чтобы кто-то вложил в нее хотя бы еще один день милосердия, не замечая, что в его ладони давно уже лежит камень неотвратимой судьбы... Сегодня мне исполнилось 63 года. Я, честно говоря, не надеялся дожить до этой даты и был готов ко, всему. Тем более, что, находясь в тяжелейшем состояний, дописал роман «Днепровская трагедия», идеальнейшую работу мог теперь сделать любой редактор. Конечно, роман без моей личной редактуры многое потерял бы, ведь никому не ведомы те сотни и тысячи разных деталей, которые хранятся только в моей памяти, и только я могу выбрать из них самую нужную. Но все-таки вещь была завершена, и это принесло мне радость... ДОЖИТЬ до РАССОЕТА... и П М Ш 11К1П1 СШ ШЕДМ» Весть о ранении комбата стремитель но обежала всю цепь. Без приказа коман диров десантники бросились бли>ке к до роге, где все еще раздавались очереди недобитых немцев, с близкого расстоя ния стали забрасывать их гранатами . Взвод Назаренко в это время успел под бить два танка, а два других повернули назад. Но бой все не утихал. Немцы из села Будище подбросили несколько ма шин с пехотой, с пушками и минометами. Пришлось снова занимать оборону и от бивать контратаки. Кротов был без сознания, когда его пе ревязывали и поднимали на повозку, мяг ко устланную соломой: два осколка попа ли в него — один в живот, другой в грудь. — Еще можно спасти, — заверила Ко- шеленко, — если немедленно переправить на тот берег, в>санбат. Но для этого требовалось хотя бы про рваться к берегу, а прорваться пока ба тальон не мог, хотя настойчиво пытался вбить и расширить клин в наступающие ряды противника. Он буквально истекал кровью, и каждый боец был на учете, удер живая свой ру#еж. Гнедых, отодвинув в сторону убитого пулеметчика, рубил из етанкача по немецкой пехоте, когда под нималась в рост. Но немцы накатывались снова и снова, ;как одержимые. Рядовой Кубасов, которому уже доводилось во евать раньше В;танковых частях, забрал ся в башню подорванного Сухобрусом танка и стал бить из пушки по боевым по рядкам противника. Старшина Кривобо- ков, командир взвода их 3-й роты, тоже был не новичок в боевых делах. Ранее он уже воевал на Халхин-Голе. Ему и еще двум ребятам из другой роты, Батракову ■ Й ДружиЕцну, удалось: пр.одкб,чи ть!СО стан-; ковым'пулеметом через дворы Лозовки и оказаться за спиной у немцев. Это про извело ошеломляющий эффект на насту пающих. В пробитую брешь немедленно вклинились десантники. Дело пошло ве селее, и через какие-то полчаса бой мед ленно стал утих!ать. А еще через полчаса десантники и партизаны наконец-то вы- щли к Днепру.. Многие раненые, голодные, закопченные пороховой гарью, кинулись к берегу, взахлеб, пригоршнями стали пить холодную,, уже успевшую настыть за ноябрь мутноватую воду. Кротов, которого потом тоже привез ли к Днепру, чтобы переправить на левый берег, окончательно пришел в себя, изум ленно повел г л ^ а м и . Он лежал в моло дом дубнячке, на охапке соломы. Рядом с НИИ неподалеку лежали дру гие раненые, вынесенные с поля боя. Воз ле него почти неотлучно; находилась Ко- шеленко. — Где я? — спросил Кротов. — Мы все нй берегу Днепра, Николай Романович. Немцы полностью разгромле ны. Только из Секи^)ны прибыл связной от майора Блубштеина. У него тоже пол ный порядок. Других известий пока нет. Ищем лодку, чтобы вас переправить. — Стоит ли? — улыбнулся Кротов по серевшим и неузнаваемо изменившимся лицом. —. В груди жжет. Сделайте обез боливающий укол. Она ввела ему камфору и морфий. Че рез несколько минут глаза его повеселе ли, сетка глубоких морщин на щеках и на лбу разгладилась. — Идите, — махнул кистью руки Кро тов. — К другим раненым идите, а мне теперь легче. 3 потерплю. Мягкая волна успокоения, почти бла женства накатилась на него после ост рых приступов боли, снова ввергающих в пучину забытья и снова возвращаю щих ненадолго сознание. Он уже чув ствовал, понимал, что не выживет. Толь ко чудо, может быть, счастливая случай ность могли бы ему помочь, но он знал, что чудес не бывает, и потому, смирясь с тем, что его ждет еще одно, послед нее, испытание, спокойно ждал конца. «Да-а, — думал он, — пулю, предназна ченную мне, принял на себя Михаил. Зря... Смерть дважды не промахивает ся. Все -таки странно , все странно ... Неужели я прожил двадцать семь лет для того, чтобы затем умереть, так и не по няв до конца ни человеческой лжи, ни правды, ни самой жизни». Он тихо подозвал врача, которая пе ревязывала только что принесенного раненого: — Кто это? — спросил он. — Сержант Неживенко. — Из разведки? — Да, Николай Романович. — помню. Он несколько раз достав лял ценные данные о противнике в Ло- зовке и Секирне. — Вам нельзя много разговаривать, Николай Романович. — Мне сейчас все можно. Я хочу страшно пить, доктор. Кошеленко ответила: — Не могу вам этого позволить. За- мкомбат только что сообщил, что за вами выслан самолет. Она смочила ему истрескавшиеся губы водой, взятой из Днепра. — Позовите ко мне начальника шта ба. Когда тот пришел, Кротов спросил осекающимся голосом: — Григорий Иванович, доложи, сколь ко убитых и раненых у нас. Сколько у Солодченко. — Николай Романович, — развел ру ками начальник штаба. То ли у него не хватало духу назвать цифры потерь, то ли не придавал сейчас этому особого значения. — До этого ли вам? Главное, что мы победили... — Не разводи кисели, — оборвал его Кротов. — У меня нет времени. Ты же видишь, я умираю. — Шестьдесят восемь убитых. Ране ных сто двадцать семь, из них тридцать шесть тяжелых. У Солодченко двадцать семь убитых... — Оборону держите? — Оборона надежная. Не волнуйтесь. Немцев к Днепру не пустим. — От Сидоруча нет известий? — Нет. Но над Свидовком у Днепра рвутся наши снаряды и висит в воздухе истребительная авиация. Кротов слабым движением руки от пустил начальника штаба. Вскоре дей ствительно прилетел самолет. Алла Ко шеленко сделала еще одну инъекцию камфоры, отчего у Кротова сразу рас ширились зрачки и он задышал ровнее, а через минуту ввела морфий. И это было все, что она могла сделать, чтобы его успели доставить до санбата. Когда самолет взлетал, подскакивая на неровном поле, ему еще было боль но. Потом боль ушла, и он почувство вал себя невесомым. Стал накатывать ся сон. Он не хотел засыпать, зная, что вместе со сном придет и смерть. Но сил не заснуть уже не было... Два популярных журнала — «Юность» и «Иностран ная литература» — отметили летом свое сорокале тие. Вышли праздничные номера с мемуарными бло ками. Постарались редакции и по части «текущей» прозы, публицистики, критики. И вот тут-то и сказа лось различие их сегодняшних рангов. Не потому, что «НЭность» потоньше, а «ИЛ»— потолще. Просто мировая литература находится в несравненно более выгодном, прочном положении, чем отечественная, тем более — произведения довольно-таки молодых, не слишком опытных авторов, видящих мир со своей ум е р е н н о й вы со ты к о ло ко л ь н и . «Ш едевранты» «Юности» 60 -70 -х годов ушли, не столь давно поя вившиеся обосновались в иных изданиях — «Новом мире» (которому, кстати, в начале года стукнуло 70), «Знамени», «Неве», «Дружбе народов». К тому же у «Юности» появился к о н к у р е н т « Н о в а я юность». Хоть тираж ее невелик даже по нынешним меркам (4000 экз .), хоть выходит она шесть раз в год и порой сдво енными номерами, «НЮ» выглядит интереснее, раз нообразнее , авангарднее. Она находит авторов, в основном, по принципу «человек пишущий как чело век играющий», то есть слегка провоцирующий, драз нящий читателя необычными, иногда ошеломляющи ми текстами. Вдобавок создается такое ощущение, что сотруд ники «Юности» не совсем четко представляют, для какой аудитории они делают журнал. Вроде бы для любой. И для читавших его десятилетия назад, и для теперешних старшеклассников. Отсюда — желание угодить «и вашим, и нашим». Это не так просто и не всегда удается. Для большинства подписчиков тра диционная пестрота «Юности», ее оглядка на моло дежно-познавательные интересы прошлых лет, по- моему, не очень притягательны. Уж лучше «Смена», если не назвать чего-то еще попроще. Разумеется, при желании практически в любом но мере «Юности» можно найти нечто любопытное. Не из прозы, так из публицистики, эссеистики. Раскро ем, например, № 4 за 1995 год. Николай Ульянов, «Замолчанный Маркс» (из сборника статей по исто рии, вышедшего в США). Марксист № 1 предстает здесь не в слишком выигрышном виде. На ниве жур налистики (знаменитая «Новая Рейнская газета») Маркс, оказывается, взращивал, помимо идей со циального равенства, утопического мироустройства, и идеи расовой нетерпимости, выделял народы «пер восортные», долженствующие жить за счет ущемле ния «второсортных». В частности, досталось от Мар кса славянам, «возвышению» которых в Европе он упорно противился. Тема сочинения «Погребенный храм» популярно го в начале века драматурга-мистика , символиста Мориса Метерлинка — отношение человека к про шлому и будущему. Эссе бельгийца хочется цитиро вать и цитировать. Ограничимся одной выдержкой: «Чтобы извлечь из прошлого то ценное, которое в нем содержится, — а в нем содержатся почти все наши богатства, — нужно идти к нему в часы, когда наши силы в полном расцвете... выбрать там то, что нам при г одно , и о стави ть ему все прочее, за прещая ему п е р е ступать наш поро г без нашего разре шения». А теперь полистаем «Иностранку». В космосе хлы нувшего к нам зарубежного чтива журнал остается надежной путеводной звездой, высвечивающей нор мальную, настоящую литературу — классиков нача ла и середины века, лучших современных мастеров. Классика в последних книжках «ИЛ» представлена, например, французом Борисом Вианом (вспомним его прославленный роман «Пена дней»!) с головок ружительной абсурдистской фантазией «Осень в Пе кине» (№ 3). Это — книга о строительстве нелепей шей железной дороги в голой пустыне, которая по чему-то обязательно должна проходить через оди ноко стоящую гостиницу (ее, естественно, по логике проектантов, надо сломать). И до чего блестяще выписан в романе буквально каждый характер — и тех, кто волею судьбы или случая оказался втянут в Любой ж урнал хоть чем-нибудь, да ценен, пото му что стремится расширить круг читателей, док а зать: литература есть, она продолж ается эту чудовищно-грандиозную затею, и тех, кто явля ется образцовым ее исполнителем!.. По свежим следам событий в европейском со цлагере написан роман англичанина Джулиана Бар нса «Дикобраз» (№ 6; ранее «ИЛ» опубликовала его «Историю мира в 10 1/2 главах»). Перед нами — явно Болгария, пусть и с привнесением всяких авторских вольностей, суд над многолетним, теперь уже быв^ шим президентом страны и руководителем «верной и направляющей» партии Стойо Петкановым. Напи санный несколько «протокольно», бесстрастно, ро^ ман пронизан мощной, универсальной скрепляющей мыслью. В нем одновременно и раздается «всем сес трам по серьгам», то есть выясняется степень воль ной ли, невольной ли причастности персонажей к соцлагерно-болгарскому синдрому и его разруше нию и утверждается правота каждого. Даже если ______________________________ правота одних ис- ключает, перечер ки в а е т п р а в о т у идейных противни ков. Д а , п о -с в о е м у прав каждый, правы все; главное — пра во каждый раз время, выбирающее новых героев, переставляющее и расставляющее всех нас именно так, а не иначе. Итак, объективность, нейтральность, нежелание карать и превозносить, дальше которых идти некуда? Как будто бы позиция Д. Барнса, «ав тора со стороны», именно такова. Такова его вер сия-модель развала соцймперии. Но ... Стоит отме тить наиболее заметную, цельную, колоритную фи гуру романа — бывшего президента. Он остается не сломленным, он верен своим принципам, он, со бственно, одерживает моральную победу на суде и выглядит по-человечески привлекательнее своих су дей. Вот тебе и романная нейтральность, на поверку — мнимая, обусловленная не столько позицией ху дожника, сколько придуманными им непростыми пра вилами литературной игры. Еще один замечательный автор — француз Эмиль Ажар (Ромен Гари) с романом «Голубчик» (№ 7). Э. Ажар в нем мастерски показывает, сколь важно вы брать неожиданную, парадоксальную «расстановку сил», точст зрения на события и героев, в принципе, уже апробированных литературой. Основной персо наж романа, как бы его излагающий, — «маленький человек», скромный, одинокий служащий месье Ку зен (красноречива «никакая» фамилия героя). Одино чество ему скрашивает... двухметровый удав по клич ке Голубчик. Взгляд на мир, размышления Кузена, сам стиль их существования вызывают улыбку и сочувст вие. Герой нелеп, беспомощен, неуклюж, закомплек сован в' ординарнейших ситуациях, но ведь и ему так хочется счастья, взаимопонимания, теплоты, участия. Кузен явно вышел из гоголевской «Шинели». Насколь ко же при этом оригинальна его «походка» в реалиях Франции (да и одной ли Франции!) конца XX века... Иные ассоциации, отнюдь не с «Шинелью», вызы вают рассказы американца Чарльза Буковски (N9 8). Его вполне можно поставить в один ряд с Веничкой Ерофеевым, Жаном Жене, Генри Миллером. Ведь для всех них, по сути, нет ничего морально-запретного ни в литературе, ни в жизни. Эпатирующие изгибы своих жизней они без всякого смущения ставят в центр сво их сочинений. И воспринимаются сии опусы, если от решиться от ханжеских шор, вполне нормально, на вполне эстетическом (да, да!) уровне. ...В свежих номерах «толстых» журналов уже про анонсированы планы на следующий год. Планов, мож но сказать, громадье. И тут я ни в коем случае не хочу сказать, что предпочтительнее выписать: «ИЛ» или «Юность». Рискните выписать хоть что-нибудь. Любой, журнал хоть чем-нибудь, да ценен, любой стремится расширить круг читателей, доказать: литература есть, она продолжается. «Толстые» журналы по-прежнему отслеживают текущий литературный процесс, исходя из собственных возможностей и пристрастий. Сегод ня этот процесс не похож на прежний, десяти- или двадцатилетней давности, он элитарнее, причудливее, что ли. Но он идет. Не отказывайте себе в удовольст вии ощутить это его движение. Константин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz