Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
сч астливые и рок овые дни 21 ок тября 1995 т . великого писателя № 211 (1025) шея к 1 2 5 - л е т и ю со д н я р о ж д е н и я И . А. Бу н и н а V*.- г ' ' - г®'-’ ш ш ' . ■,“ '■'. ■ ' ?*;'■ ■■’. л с нежною г ру стью ласкала меня, — безумной тоскб й кого- то я звал, И сад обнаж енн ый гуд ел и стонал... Спасала Огн евк а, где в стена х усадебно го дом а он как бы вновь воскресал о т ударов судь бы... Сюда, полубезумно го, в нояб ре 1894 год а привезли его б ра тья из Полтав ы, ко гд а Варвара Пащенко покинула его, ос тавив роковую прощальную записку: «У езж аю, Ваня. Не по минай лихом!» Сюда же он приехал весной 1896 год а, вкусив первой ли т е ра турно й с лавы, из Пе т е рбур г а, «знамени тостью». Огн евк а у толила боль его д уши (а он и тогда думал о само уб ий ств е), когд а распмась семья с Анной Цакни. Наезжал он в дом бра та и л:т уреатом Пушкин ской п ремии Импера торско й академии наук, и поче тн ым академиком. Сюда привез он и Веру Николаевну Муромцеву, ко торо й суждено б ыло стать в е рной спу тн ицей на всю его жизнь. Но г лавное — здесь он творил, думал, обобщал виденное. Здесь он задумал ген иальную повесть «Деревня». Сюда, на склоны огневского оврага, он и поселил Дурновку и дурновцев, прообразом (географически и в быто вом плане) взяв жителей Огневки, имение брата. Жизнь тут была более чем скромная. Но это был свой дом. Вот из письма к брату Юлию (16 мая 1900 г.): «Выбраться в Огневку нет средств. Положение, брат, ужасное! У Евгения, го ворят, лопать решительно нечего. Надеюсь все-таки удрать и пешком дойти до Огневки». Из письма другу, писателю Алек- санфу Федорову: «...много пишу, читаю — словом, живу по-, рядочной жизнью, а это... кажется, только и можно делать, что в Огневке». Племянник Бунина Н.А. Пушешников оставил нам такие сведения о том, как работал Бунин в Огневке: «В 1900 году, ко#да Иван Алексеевич писал поэму «Листо пад», он жил в Огневке... Писал он на маленьком столике из некрашеных тесин, стоящем у окна. На столе, помню, всегда (в этот период) лежали ободранные, без обложек, книги стихов Фета, Майкова и др., в Огневке Иван Алексеевич постоянно гулял по одной и той же дороге (вечером) — на запад, к желез ной дороге...» Здесь, в Огневке, им «вспахано» необозримое творческое поле: осуществлен блистательный перевод поэмьь «Гайавата», написаны поэтические шедевры: поэма «Листопад», стихотво рения «Сапсан», «Ту звезду, что качалася в теплой воде..», «Оди- ночестао» и другие, множество рассказов, переведен «Манф ред». И так — до 1906 года. Шестнадцать лет — и каких! К 1905 году жизнь в Огневке стала невыносимой: мужики грозили убийством Евгению, подожгли хозяйственные построй- что хочется со слезами благодарности поцеловать землю. Гос поди, Господи, за что ты так мучишь нас!» (14 мая 1906 года). Дневники его полны наблюдений за природными состояния ми, за ее «вечным измененьем». Вот зарисовка пейзажа села от усадьбы: , «Глотовский сад, бахтеяровский, зеленая долина под Кол- лонтаевкой — все образовывало чудеснейший пейзаж, теплый, весенний. Зелень кленов яркая, лозин и берез — бледная; на зе ленях возле Коллонтаевки — чуть синеватый налет. Прелест ная серебристость старых тополей на лугу под глотовской усадь бой...» (28 мая 1911 года). В это лето вместе с братом съездил Бунин — в последний раз — на место, где когда-то стоял их хутор Бутырки, колы бель детских лет, О том — запись, краткая, но многозначитель ная: «Ездили с Юлием на Бутырки. О, какое грустное было мое детство! Глушь, Николай Осипович,мать...» (29 июля 1911 года). А какие замечательные воспоминания об усадьбе, о доме, о людях, его населяющих, о жителях села и самом Глотове оста вила Вера Николаевна Муромцева-Бунина в своей прекрасной книге «Беседы с памятью». Талантливые главы «Будни в Ва сильевском» и «Глотово» дают яркие и живые картины уклада и быта дома, в стенах которого Творил Бунин.Сколько коло ритных впечатлений, наблюдений, характеров, историй «взял» он здесь, в Васильевском — все они, впоследствии, вошли в его произведения. «В Глотове, кроме трех помещичьих усадеб, были две лав ки, церковь, школа, винокуренный завод, так что кроме дво рянского и крестьянского сословий были и мещане, и духовен ство, и земские служащие, и торговый люд, и, наконец, в лице сидельца винной лавки даже и чиновничество». Здесь же, <®двух шагах от нашего дома, рядом с нашим фрук товым садом», стояла сельская церковь. «В ограде находились моГилы помещиков, сзади церкви — часовня, где образа писа лись с покойных Глотовых. Из часовни был ход в их склеп — мы как-то спускались туда и видели свинцовые серые огром ные гробы, на которых металлические крышки блестели капель ками росы...» Все это было особенно дорого Бунину-писателю, волнова ло, отвечало настроениям его о бренности жизни и, одновре менно, усиливало ощущение красоты ее: вечной и ускользаю щей в мимолетности дней. Растет, растет могильная трава. Зеленая, веселая, живая. счет совершенно неведомого ему народа — вспомнит мою «Деревню»! Кроме того, и не безопасно жить теперь здесь. В ночь на 24-е у нас сожгли гумно, две риги, молотилки, веялки и т.д.» Более того, узнаем из того же письма — угрожали и ему. когда он вступился на пожаре за погорельца-арендатора: «...пьяные солдаты и мужики ор азт на меня, что я «за ста рый режим», а одна баба все вопила, что нас (меня и Колю), сукиных детей, надо немедля швырнуть в огонь. И случись еще пожар, — а ведь они, может быть, могут и дом зажечь, лишь бы поскорее выжить нашего брата отсюда, — могут и бросить, — нужды нет, что меня здесь хотят в Учредительное собрание выбирать — «пусть Иван Алексеевич там в Петер бурге за нас пролазывает»... Оценки качеств русского народа — а Бунин и в другие-то годы был строг и ответственен — полны горечи Инегодова ния: «Разговор, начатый мною, опять о русском народе. Ка кой ужас! В такое небывалое время не выделил из себя нико го, управляется Гоцами, Данами, каким-то Авксентьевым, каким-то Керенским и т.д.» («Дневник», 1 августа). «Нет никого материальней нашего народа. Все сады сру бят. Даже едя и пья, не преследуют вкуса—лишь бы нажрать ся. Бабы готовят еду с раздражением. А как, в сущности, не терпят власти, принуждения!... А как пользуются всяким сти хийным бедствием, когда все сходит с рук... Злой народ! Учас твовать в общественной жизни, в управлении государством — не могут, не хотят за всю историю!!!» И что же в итоге? «В десятом'часу вечера — газеты. Государственный пере ворот! Объявлена республика. Мы ошеломлены. Корнилов арестован. Воля Гоца, Дана, Либера и т.д. восторжествовала — Россия в их руках!»' I V. Из Васильевского Бунин вместе с женрй и племянником Николаем Пушешниковым выехал ранним утром 23 октября (ст. стиля). Уже шли. известия о погромах окрестных имений, приближалась Казанская, престольный праздник — а значит неизбежная пьяная «вольница». «С двух с половиной дня до трех ночи я убирался, заснул в два часа, в пять встал, в семь выехали...» Под Становой едва не были избиты озлобленной толпой Владимир ПЕТРОВ Е Г О Ж Е Р Т В Е Н Н О Г О Т Р Е Н О Ж Н И К А . . . I . Все наиболее важные свои произведения (да, собственно, большинство из написанного) Бунин создал .либо в деревне, либо на дачах в Крыму, под Одессой, на Капри. Емз’ просто необхб,г<яШДы- 1 ‘ 1 .^в;днн «твОрчеСкогб’запсщ» общёниее при-,- родой. «Он был неразрывно связан с природой, и связь эта ощуг щалась им иногда'не только как радость, но и как мучение - настолько была она самодовлеющей, все себе подчиняющей, настолько пре.леста мира до боли восхищала и терзала его», — писала о нем Ирина Одоевцева. И приводила слова само го Бунина: «Меня иногда красота пронзает до боли. Иногда я, несмот ря ни на что, чувствую острое ощущение блаженства...» И сетовал, что слишком мало пишет о природе: «Для меня природа так же важна, как человек. Если не важнее... Писате.ли, не чувствующие природы, скверные, ни кчемные писатели. Глухц 5 ,слепые'кроты...» • . «Запойно работаю, даже на прогу5жах, без Жбйх уже не возможно, плохо^^вижу о^ужающее», — так сообщатОй в письме литературному критику Давиду Тальникову зимой 1913 года. Причем для него бьшо очень важно состояние по годы. Лучше, ког^а — За окном зной и блеск, подоконники ярки. Безмятежны и жарки последние дни... («Последний шмель») О том же — в письме Татьникову(июнь 1915 года) из Ва- си.льевского: «...лето у нас пока чудесное, сухое, то есть имен но такое, какое мне нужно для работы». Не случайно, что Бунина постоянно тянуло к югу: он лю бил солнце. НО все же душой он был ближе к спокойной твор ческой работе в родных краях. И мечтал — до самого отъез да — приобрести дачу где-нибудь поблизости от родовых гнезд — для уединенного писательства в летние месяцы. Еще - в 1910 году он сообщал в письме к другу Петру Нилусу, ху дожнику и писателю: «Дорогой Пезр, я опять в Глотове, у сестры Софьи... И был я в дурацком положении — где основаться на лето? Ис кал дачу в имениях под Ефремовым, ездил в Липецк — и, не найдя ничего путного, клял себя, что не нанял дачку под Одес сой. Кончилось все-таки Глотовым»... Глотово (или Васильевское) — старинное село неподале ку от станции Измалково Орловско-Грязской железной до-, роги. С ним для Бунина связан очень сложный и очень важ ный период. Наиболее, может быть, весомый в личной и пи сательской судьбе...' К двадцатилетнему возрасту' Ивана, семья Буниных прак тически разорилась, сохранив лишь горькие воспоминания о родовых гнездах: хуторе Бутырки, усадьбах в Каменке, Озер ках. А потому все наиболее значимое, что создал он, живя в России, имеет отношение к имению среднего брата в деревне Огневка (Становлякского района) и усадьбе двоюродной сес тры Софьи Пушешниковой в селе Васильевском (Измалков- ского района). Озерки же (с ними связан очень небольшой . период жизни — с 1881 по 1893 годы) — это как бы колыбель юности, где взрослела детская дутна писателя. На хутор Бутырки Бунины приехали из Вотонежа, когда Ване бьшо около четырех лет; в Озерки перебрались, когда младшего из сыновей готовили в Елецкую гимназию. Следующий период — становление писательской судабы — у Бунина неразрывен с Огневкой, небогатой деревней по I склонам суходольной глубокой балки поблизости от Старо- Тифлисского тракта . Тому бы.ли серьезные основания. В 1890 году брат Евгений осуществил давнюю мечту осесть в своем именьице, стать «барином» — купил усадьбу с домом в Огневке. То было спасением: спустя три года Бунины поте- 1ряли Озерки. Мать с дочерью приютились в доме Пушешни- * ковых в Глотове, отец бедовал в Каменке с бо.льной сестрой. Старший, Юлий, жил в Полтаве, в поисках лучшей доли из Орла в Полтаву бесприютно метался Иван, остро переживав ший драму первой любви с Варей Пащенко, распад семьи, нищету, бездомность... Есть у Бунина наполненное почти мистическим ужасом стихотворение, помеченное 1893 годом. Невозможно без во лнения читать его. Оно — плач о родительском доме в Озер ках, ставшем в одночасье чужим. ...И снилося мне, что осенней порой В холодную ночь я вернулся домой. ...Деревня спала... И со страхом, как вор. Вошел я в пустанный, покинутый двор. И сжатося сердце от боли во мне. Когда я крутом поглядел при огне! Навис г.отолэк, обвалились углы. Повсюду скрипят под ногами полы И пахнет печю.ти.., .Заброшен, забыт. Навеки забыт он, родшктый наш дом!.. 11 снилося МНР, что всю ночь я лО.ДИЛ По саду, где ветер кружился и выл, Иска.т я отцг.м посаженную ель, Тех комнат искал, где сбиралась семья, Г.де мама ката, а .мою колыбель ки. В декабре 1906 года здесь завершил свои печальные земные дни отец, Алексей Николаевич. И Евгений Алексеевич решил ся: продал, от греха подальше, имение и купил кирпичный дом в Ефремове. Так из жизненной судьбы Ивана Алексеевича ушло еще одно родное гнездо, г;^е согреву семейный очаг... Следующую весну он встречал в' ГлбДове; «И опять, опять такая несказанно-сладкая грусть от этого вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру (и к себе самому), что хочется со словами благодарности поце ловать землю. Гоёлоди, Господи, за что ты так мучишь нас!» (запись от 14 мая)." . • Начался третий, и последний, период пребывания писателя на родной земле. До декабря 1,917 года, когда он простился е родиной, с прошедшей в этих краях жизнью. Навсегда... I I . Бунин всю свою трудную и долгую жизнь был бездомен — «как птица небесная». Причиной тому не столько, может быть, действительно непростые обстояте^ства, -сколько психологи ческая неприязнь всяч«&кб»#«<ббггй’с^а>)^1связаННого с ним гикриительства. Мат^риал^ьное самдутй.ерждение ^— для обы вателя. А он писатель.’<^ом» он понимал (и принимал) в ином смысле: насколько спрсобствовал окружающий быт твор ческому состоянию, душевной просветленности и возвышенной забвенности. Д о м к р е п о с т ь , но крепость духовная, повитая родовой памятью, преданиями, передающимися от поколения к поколению. Такой Дом Бунин любил, ценил, оберегал в душе. Многое в мире люблю. Больше всего мне любезен ' Дом, где пылает очаг, в зимнюю пору, когда Сыплет снегами Зевес... + * • ф В аллее перед старым домом Гнилая, черная скамья... На старый лад в быту знакомом Душа печалится моя. Она к истокам воротилась... Дому двоюродной сестры Софьи Николаевны Пушешнико вой в Васильевском (Глотове) суждено было .стать для Бунина на долгие Годы «приютом муз и вдохновений». Как и самому селу. Первые записи (1885 г.) «Дневника» Бунина начинаются с Васильевского (там он с пылкой юношеской страстью «влю бился не на шутку» в гувернантку); последние — лета и осени 1917 года — сделаны также в Васильевском. Здесь в прекрасной библиотеке хозяев он «пережил все свои первые юношеские мечты, первую жажду писать самому...» Здесь на протяжении десяти лет создавались им прекрасные и великие произведения, в том чис.ле повести «Суходол», «Дерев ня» и потрясший многих рассказ «Господин из Сан-Францис ко». О том, в каком состоянии создавался этот шедевр, есть дневниковая запись от 21 августа 1915 года: «Две недели не записывал. Время летит так быстро, что ужас берет. 14-19 писал рассказ «Господин из Сан-Франциско». Пла кал, пиша конец. Но вообще душа тупа. И не нравится. Не чув ствую поэзии деревни, редко Только. Вижу много хорошо, но нет забвенности, все думы об уходящей жизни». Бунин неоднократно отмечал, как много значит для него усадьба в Васильевском. В интервью корреспонденту газеты «Московские вести» («прекрасная старинная усадьба как нель зя лучше располагает к творческой работе»), в письмах к друзь- ям-писателям, в дневниках. «Деревенскому дому, в котором я опять провожу лето, пол тора века. И мне всегда приятно вспоминать и чувствовать его старину. Старинный, простой быт, с которым я связан, уми ротворяет меня, дает отдых среди моих постоянных скитаний. А потом я часто думаю о всех тех людях, что были здесь когда- то, —рождались, любили, женились, старились и умирали, сло вом, жили, радовались и печалились, а затем навсегда исчеза ли, чтобы стать для нас только мечтою, каким-то как будто особыми людьми старины, прош.лого. Они, — совсем не извес тные мне, — только смутные образы, только мое воображение, но всегда со мною, близки и дороги, всегда волнуют меня оча рованием прошлого...» («Дневник», 27 июля 1917 года). Замечательная запись! За этими строчками — тайна созда ния многих произведений Бунина, в первую очередь, хроники бунинского рода «Суходол» и потрясающего романа «Жизнь Арсеньева». Причем не только образы предков волновали и тревожили сладкой печалью— могилы их здесь же. на'этой зем ле: в селах Знаменское, Грунин — и Злобин Воргол, Глотове. «Ехали... мимо знаменского кладбища — там старики Рыш- ковы и уже Валентин с ними. А на кладбище возле знаменской церкви — наши: дед, бабка, дядя Иван Александрович, на ко торого я, по словам матери, будто бы разительно похож» (20 июня 1911 года). (Добавлю тут же были и пять детских моги лок — братьев и сестер его). Окружающая природа, окрестности села были для него не менее значимы, чем работа за письменным столом глотовского дома: «Темнеет — ездил в Острова (лес неподалеку от Васильев ского — В.П.) Кукушка, за Островом зарницы. И опять, опять такая несказанно-сладкая грусть от этого вечного обмана еще ■одной весны, надежд и любви ко всему миру (и к себе самому). Омыла плиты влага дождевая, И мох покрыл ненужные слова. ...И старый склеп, руина гробовая. Таит укор... Но тьр земля,-права! «Эй с* О.П1Л1П Василевскому же, глотовской усадьбе суждено было стать местом, откуда начался его исход из России. Нет, не духовный — Россию он унес в эмиграцию в своем сердце — физический. Расставание с Родиной началось здесь, в родных местах, с оте ческих могил... I I I . Зимой 1916 года Бунин заносит в дневник примечательные строки: «Дневник — одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие». Для него этим «недалеким будущим» стали 1918- 1 т ' ' - - Допщи __ .................. _ _ зйачйМьГ^ дневниковые записи, сделанные им яегом и осенью 1917 года, которые он проводил в родных краях, в доме С.Н. Пушешниковой. Они — как бы пролог «окаянных дней», фик сация начала смуты, народной драмы, государственного кру шения. По сути, это бесценный документ, сделанный Буниным — свидетелем трагических лет России, свидетелем зорким, бес пристрастным и одновременно неравнодушным. В записях — раздумья о русском народе, русской интелли генции, попытки понять, какие качества русской души приве ли к гибели вековыхустоев. Есть полные гнева и презренья стро ки: он, сын русского народа, мог позволить себе это — любя и негодуя. И вот что поразительно: в те драматические месяцы он, не переставая, создавал (выплескивал из души) стихотворе ние за стихотворением, цикл шедевров, помеченных роковой неизбежностью прощанья. Он словно искал в поэзии искупи тельного утешения, врачевал сердце, измученное происходящим вокруг. (Ззтого, может быть, не был многословен и в дневни ках— что слова? Тщета! «С великой охотою говорим о том, что любим или чего же лаем, или что противно нашему чувству. Но, увы! Суетно хо тим, напрасно ищем! Все это внешнее утешение и немалая по меха внутреннему и божественному утешению»,— как верна мысль Фомы Кемпийского! Не то — стихи. При лаконизме средств— безбрежность чувств, дрожащих туго натянутой стру ной. Можно с уверенностью говорить: душевные переживания Бунина лета и осени 1917 года ярче всего отражены в его сти хотворениях. ^ ^ Настанет Ночь моя. Ночь додгая, немая. Тогда велит Господь, творящий чудеса. Светилу новому взойти на небеса. — Смелей, сияй. Луна, все выше поднимая Свой, Солнцем данный лик. Да будет в мире весть. Что день мой догорел, но след мой в мире — есть. . (15 сентября). * ♦♦ . ' Мы сели у печки в прихожей. Одни, при угасшем огне, " В старинном заброшенном доме В степной и глухой стороне... Ночь — долгая, хмурая, волчья. Кругом все снега и снега, А в доме лишь мы да иконы. Да жуткая близость врага. Презренного дикого века Свидетелем быть мне дано, И в сердце моем так могильно. Как мерзлое это окно. (30 октября). Эти два стихотворения — как бы полюса тех чувств, что пе реживал Бунин в те дни: раздумья о вечном и свидетельство дней бегущих. Последнее стихотворение — не только документ эпохи, оно — документ биографии писателя. Из письма Тальникову от 29 июля 1917 года: « Мы сидим в деревне, пока, слава Богу, живы, здоровы и все читаем газеты — очень часто чуть не со слезами боли, оби ды, бессильной ярости. Вы говорите о литературе, но уж какая теперь литература! Где будем осенью, зимой — совершенно не знаем...» Или вот — из письма Нилусу от 27 мая: «Здесь я, очевидно, последнее' лето. Если и не отберут у Пу- шешниковых землю, жить в деревне все равно им нельзя будет — мужики возьмут не -мытьем, так катаньем. И значит, возни кает очень серьезный вопрос: где мне существовать, летом по крайней мере?.. Жить в деревне и теперь уже противно. Мужи ки вполне дети, и премерзкие. «Анархия» у нас в уезде полная, своеволие, бестолочь и чисто идиотское непонимание не то что <шозунгов», но и простых человеческих слов — изумительные. Ох, вспомнит еще наша интеллигенция — это подлое племя, со вершенно потерявшее чутье живой жизни и изолгавшееся на- солдаток. И ко всему — «Возле шлагбаума колесо рассыпа лось. До Ельца пешком — тяжко! Жутко! Остановят, могут убить...» Елец переполнен, все с тревогой ждут известий. А они — все страшней и страшней: громят усадьбы, убивают, издева- м’ »у г: ..'Г «п г О ' ' ь \ . м г ' . .... - 25-го октября (ст. стиля) Бунин покидает Елец. Навсегда. С этого рокового дня он будет возвращаться в родные края, в город детства, город первой любви лишь памятью. А нака нуне выезда из Васильевского он напишет свое последнее про изведение — прощальный цветок Подстепью, Дому, родным и близким, отеческим могилам: Звезда дрожит среди вселенной... Чьи руки дивные несут Какой-то влагой драгоценной Столь переполненный сосуд? Звездой пылающей, потиром Земных скорбей; н<^едн 1 ^р слез. Зачем, о Господа/на^з^ииром ■ Ты бытие мое вознес? И хотя до отъезда из России (Одесса; 26 января 1920 года) еще три года, этот трагический вопрос-восклицание Бунина как бы подводит черт)' под всей прожитой им жизнью на ро дине. А потом будет рассказ «Конец» (1921 год), где пережитое и здесь, и в Москве, и в Одессе сольется в одну, душу и сердце пронзающую истину: «Вдруг я совсем очнулся, вдруг меня озарило: да, так вот что — я в Черном море, я на чужом пароходе, я зачем-то плы ву в Константинополь. России — конец...» Что же стало с бунинскимДомом в родных краях? С усадь бой Пущешниковых в-Васильевском (Глотове) после изгна ния оттуда хозяев? Сведения о происходивших там событиях Бунин получил уже во Франции от знакомого: «Я недавно был в Васильевском. Был в доме, где ты ког да-то жил и писал: дом, конечно, населен, как и всюду, му жицкими семьями, жизнь в нем вполне дик^ская, первобыт ная, грязь не хуже, чем на скотном дворе. Во всех комнатах на полу гниющая солома, на которой спят, попоны, сальные подушки, горшки, корыта, сад и мириады блох...» А затем пришло уже такое сообщение: «Васильевское и все соседние усадьбы исчезли с лица зем ли'. В Васильевском нет уже ни дома, ни сада, ни одной липы главной аллеи, ни столетних берез на валах, ни твоего люби мого старого клена...» («Гегель. Фрак. Метель») Не скоро отойдет, оттает его душа: слиипсом велики и без мерно дороги были потери! Душа навеки лишена Бьшых надежд, любви и веры... Как жить ему, кровному сыну России, без того, чему он поклонялся и любил — без Родины? . . ■ Зарос крапивой и бурьяном Мой отчий дом. Живи мечтой, Надеждами, самообманом! А дни проходят чередой. Ведут свой круг однообразный. Не отступая ни на миг От пожелтевших, пыльных книг Да от вестей о безобразной, Несчастной, подлой жизни там. Где по родным, святым местам, По ниве тучной и обильной И по моим былым следам Чертополох растет могильный. (1922 г.) Но Бунин не был бы гением, если бы всякий раз, после сокрушительных поражений и утрат (а из них соткана вся его жизнь) не восставал вновь — для любви и творчества. Впере ди будут «Окаянные дни», «Митина любовь», «Жизнь Арсень ева», цикл «Темные аллеи». Будет всемирное признание. Но белевская премия. И будет память о русском небе, о русском поле, о голу боглазом мальчике, лежащем на зеленой траве и следящем бесконечный бег облаков... Сердцем по*у 1 ню только детство Остальное — не мое! Он имел на то право — сказать так.. А нам, живущим на земле, давшей России Бунина, следу ет помнить — великий художнический дар его взлелеян у нас, на земле и под небом Суходола, а опоры его жертвенного тре ножника стояли в Озерках, Огневке, Васильевском. Не забудем же эти святые бунинские места! г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz