Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

1 9 ок тября 1995 г. № 209 ( 1023) Зак он Л ипеик ой обла с ти о МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Глава 1 . Общ и е полож ения Статья 1 . Понятие местного референдума Местный референдум — голосование граж дан, прож иваю­ щих в границах территории муниципального образования, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией и законами Российск ой Федерации, Уставом Липецкой области и областным законом «Об общих принципах организации мес­ тного самоуправления в Липецкой области» . Статья 2. Вопросы,'выносимые на местный референ­ дум 1. На местный референдум могут выноситься вопросы, не ­ посредственно затрагивающие интересы ж ителей, прож иваю­ щих на территории соответствующего муниципального обра ­ зования: структура органов мертного самоуправления; досрочное прекращение полномочий органов и выборных лиц местного самоуправления; изменение т а н и ц административно- территориальных и му­ ниципальных образований; строительство социально- культурных и промышленных объ­ ектов; запрещение строительства и эксплуатации объек тов, нано­ сящих вред окруж ающей среде; планы и программы развития территорий; . изменение профиля объек тов и предприятий муниципаль­ ной собственности; отчуж дение муниципальной собственности; I иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией и' законами Российск ой Федерации, Уставом и законами Ли ­ пецкой области к компетенции местного самоуправления.. 2. На местные референдумы не могут быть вынесены во­ просы, отнесенные Конституцией и закрнодательством Россий ­ ской Федерации, Уставом и законодательством Липецкой об ­ ласти к компетенции органов государственной власти. Статья 3 . Обязательность решений местного референ ­ дума 1. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный харак тер для органов и долж ностных лиц местного самоуправления, предприятий, уч­ реж дений и организаций, находящихся на территории муници­ пального образования, а такж е граж дан. 2. Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обж алованы в суд в случае противоречия закону или наруше­ ния законности при проведении референдума. Статья 4 . Право населения на участие в местном ре ­ ферендуме В местном референдуме имеют право участвовать все граж ­ дане, прож ивающие на территории муниципального образова ­ ния, обладающие избирательным правом. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граж - . дан на участие в референдуме в зависимости от происхож де­ ния, социального и имущественного полож ения, расовой и на ­ циональной принадлеж ности, пола, образования, языка, отно­ шения к религии, политических и иных взглядов, рода и харак ­ тера занятий запрещаются. Статья 5 . Общие принципы проведения местног о ре ­ ферендума 1. Граж дане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным. 2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, кон­ троль за волеизъявлением граж дан не допуск ается. 3. Граж дане участвуют в референдуме на равных основани ­ ях по месту своего прож ивания. Каждый граж данин имеет один голос. Статья 6 . Контроль за соблюдением настоящего зак о ­ на Контроль за соблюдением настоящего закона осуществля­ ют органы государственной власти и органы местного самоуп ­ равления. В осуществлении контроля за соблюдением настоя­ щего закона имеют право участвовать представители полити­ ческих партий, иных общественно-политическ их организаций и движ ений, зарегистрированных в установленном порядк е, ини­ циативных групп по проведению местного референдума, депу­ таты Федерального Собрания Российск ой федерации, депута ­ ты Липецкого областного Собрания депутатов, депутаты пред­ ставительного органа местного самоуправления. Статья 7 . Агитация по поводу местног о референдума Политическим партиям, другим общественно-политическим организациям и движ ениям, граж данам в соответствии с зак о­ нами Российск ой Федерации и Липецкой области гарантирует­ ся право беспрепятственной агитации за или против предло­ ж ения об объявлении референдума, за или против проекта во­ проса или решения, выносимого на местный референдум. Статья 8 . Гласность при подготовк е и проведении мес­ тного референдума 1. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, учас­ твующих в организации и проведении референдума, осущ ес­ твляется открыто и гласно. 2. Все решения, касающиеся местного референдума, а так ­ ж е вопросов или иных решений, выносимых на референдум, доводятся до сведения ж ителей, в том числе путем опублико­ вания местными средствами массовой информации в случае их наличия, в течение не более семи дней с момента их приня­ тия соответствующими органами. 3. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их предста ­ вителям гарантируется беспрепятственный доступ на все со ­ брания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации. 4. Комиссии по проведению местного референдума свое ­ временно информируют население о своем составе, месте на­ хож дения и времени работы, об образовании участков для го­ лосования и списк ах граж дан, имеющих право участвовать в референдуме. 5. На заседаниях к омиссии местного референдума, а такж е во время голосования и при подсчете голосов на ;^ астках для голосования, при определении результатов местного референ ­ дума вправе присутствовать представители политических партий и иных общественно- политическ их организаций и движ ений, инициативных групп местного референдума, зарегистрирован ­ ных в установленном порядке, а такж е средств массовой ин­ формации, депутаты Федерального Собрания Российск ой Фе ­ дерации и Липецкого областного Собрания депутатов, депута ­ ты представительного органа местного самоуправления. Лица, присутствующие на заседаниях комиссии или на учас­ тках для голосования, долж ны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление к омиссий местного референдума о предполагае ­ мом присутствии указанных представителей не требуется. Статья 9 . Материальное обеспечение местног о рефе ­ рендума 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением мес­ тного референдума, с момента принятия решения о его назна ­ чении производятся за счет местного бюдж ета. 2. Предприятия, учреж дения и .организации, органы госу­ дарственной власти и местного самоуправления предоставля­ ют в распоряж ение комиссий местного референдума помеще ­ ния и оборудование, необходимые для подготовки и проведе ­ ния местного референдума. Аренда помещений и оборудова ­ ния оплачивается к омиссиями местного референдума. Глава I I . Объявлен и е м е стн ог о реф е ре н дума Статья 10 . Право назначения местного референдума Право принятия решения о назначении местного референ ­ дума принадлеж ит представительному органу местного само­ управления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образо­ вания. Статья 11 . Обязательное проведение местног о рефе ­ рендума Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию установленно­ го уставом муниципального образования числа граж дан, обла ­ дающих избирательным правом, но не менее 5 процентов от общего числа ж ителей, пользующихся избирательным правом. Статья 12 . Реализация граж данами права требования местног о референдума 1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлеж ит каж дому граж ­ данину или группе граж дан, имеющих право на участие в рефе- рюндуме. Граж дане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно. 2. Сбор подписей организуют и осуществляют инициатив­ ные группы местного референдума, образуемые из граж дан в соответствии с уставом муниципального образования и насто­ ящим областным законом. Статья 13. Образование инициативной группы местно­ го референдума В целях решения вопроса о необходимости проведения П остан овлен и е восемнадцатого заседания Л ипецк ого обл а стн ого Собрания д е п ута то в М 342 - пс о т 12 .10 .95 г. О проек те областног о зак она «О местном референдуме в Липецк ой области» Рассмотрев проектобластного зак она «О мес тном референдуме в Л ипецк ой области» , реш е ­ ние к омитета по работе с депутатами и вопросам местного самоуправления, а такж е решение ра ­ бочей группы по разработк е проектов зак онода ­ тельных актов области , определяющих механизм реализации областного закона «Об общих принци ­ пах организации местного самоуправления в Л и ­ пецкой области» , областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять зак он Л ипецк ой области «О мест­ ном референдуме в Липецкой области )^ ( прилага ­ ется) . 2 . Настоящий зак он вступаетв силу со дня его опубликования в областной газете « Липецкая га ­ зета» . Председатель областного О. КОРОЛЕВ. Собрания депутатов местног о референдума по инициативе граж дан и образования инициативной группы мог ут проводиться собрания граж дан , прож ивающих на соответствующей территории. Инициаторы проведения собрания обязаны в определенный уставом муниципального образования срок , но не менее чем за 5 дней , уведомить местную администрацию о месте и времени проведения собрания. Статья 14. Регистрация инициативной группы 1. Список инициативной группы с ук азанием ее рук оводите­ ля передается для рег истрации инициативной группы в соот ­ ветствующую местную администрацию . К про ток олу прилага­ ются тек ст проек та решения , пре длаг аемог о для вынесения на референдум , и письменное обязательство членов инициатив ­ ной группы соблюдать зак онодательство о местном референ ­ думе и нести ответственность за правильность сбора п одп и - . сей. 2. Постановление главы местной администрации о рег ис­ трации инициативной группы долж но быть вынесено не позд ­ нее пяти дней с момента получения администрацией проток о ­ ла собрания и соответствующих прилож ений к нему. 3. Отк аз в рег истрации инициативной группы по мотивам нецелесообразности не допуск ается. Местная администрация выдает представителям инициативной группы постановление о рег истрации группы и соответствующие удостоверения ее чле­ нам. Постановление и удостоверения выдаются местной адми ­ нистрацией в течение трех дней с момента вынесения решения о рег истрации инициативной группы. 4. При отсутствии постановления главы местной админис­ трации по вопросу о рег истрации инициативной группы по и с ­ течении пяти дней с момента представления материалов об избрании инициативной группы она считается зарег истриро ­ ванной. В этом случае наличие, постановления главы местной администрации не требуется. 5. Общее к оличество создаваемых инициативных групп не ограничивается. Статья 15. Порядок и срок и сбора подписей инициа ­ тивными группами местного референдума 1. С момента получения постановления о рег истрации ини ­ циативная группа местног о референдума вправе орг анизовы ­ вать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на под ­ писных листах с требованием о проведении референдума! 2. Общий период,сбора подписей по вопросу о данном ре ­ ферендуме не долж ен превышать 30 дней со дня выдачи п ос­ тановления о рег истрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп. В случае, если в течение этог о срок а не было собрано не ­ обходимог о к оличества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прек ращается. С требованием о проведении рефе ­ рендума по тому ж е вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одног о года. Статья 16 . Подписной лист местного референдума 1. Листы для сбора подписей граж дан под требованием о проведении местног о референдума (подписные листы) долж ­ ны содерж ать формулировк у вопросов, предлаг аемых на ре ­ ферендум. Подписные листы составляются по форме, ук азан ­ ной в прилож ении к настоящему закону. 2. Граж данин, поддерж ивающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию , имя, отчество, дату рож дения, место ж ительства, серию й номер-паспорта, либо заменяющег о ег о док умента и дату подписания. 3. Подписные листы долж ны быть заверены рук оводителем и одним из членов инициативной группы. На к аж дом подписном листе наряду с заверяющими подпи ­ сями рук оводителя и одног о из членов инициативной группы референдума производится зап ись об общем числе заверен ­ ных подписей. Статья 17. Оформление права требования местного ре ­ ферендума 1. По ок ончании сбора подписей инициативная группа со ­ ставляет итоговый проток ол, в к отором ук азываются дата ре ­ г истрации инициативной группы, дата окончания сбора подпи ­ сей, к оличество собранных подписей и наименование местной администрации , к оторой переданы на хранение подписные лис ­ ты. 2. Подписные листы по ак ту передаются на хранение мест ­ ной администрации , зарег истрировавшей инициативную груп ­ пу, и хранятся в течение одног о г ода после опублик ования ре ­ шения референдума. 3. При обнаруж ении в подписных листах двух или более подписей одног о граж данина ег о подписи не учитываются. Статья 18 . Принятие решения по требованию о прове ­ дении местного референдума 1. Местная администрация на основе представленных ей материалов о требовании местног о референдума, ук азанных в ст. 17 настоящег о зак она, готовит проек т решения о проведе ­ нии местног о референдума и вносит ег о на рассмотрение со ­ ответствующег о представительног о орг ана местног о самоуп ­ равления. 2. Представительный орг ан местног о самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений: — о назначении референдума, дате ег о проведения и мерах по ег о обеспечению; — об отк лонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящег о закона. 2. Представительный орг ан местног о самоуправления рас ­ сматривает представленные администрацией материалы и при ­ нимает по ним решение в течение 10 дней со дня поступления требования о проведении референдума. Принятое решение в пятидневный срок доводится до све ­ дения населения. Не позднее пяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публик уется проек т выносимог о на референдум вопроса или иног о решения. Статья 19 . Срок проведения референдума Референдум не мож ет проводиться ранее 30 и позднее 60 дней со дня принятия решения о ег о проведении. Глава I I I . Подг отовк а к м е стн ом у рефе ре н думу Статья 20 . К омиссии по проведению местного рефе ­ рендума Для подг отовк и и проведения местног о референдума обра ­ зуются следующие к омиссии: к омиссия местног о референдума; участк овые к омиссии местног о референдума. Полномочия к омиссий референдума возник ают с момента их образования и прек ращаются по истечении одног о месяца с - момента опублик ования результатов референдума. Статья 21 . Образование к омиссий местного референ ­ дума 1. Комиссия местног о референдума формируется в тече­ нии 5 дней со дня принятия решения о назначении референду ­ ма в составе 6— 10 членов, при этом половина членов к омис­ сии назначается представительным орг аном местног о самоуп- . равления, а друг ая — местной администрацией на основе пред ­ лож ений местных общественных объединений, собраний изби ­ рателей по месту работы, служ бы, учебы и ж ительства. Председатель, ег о заместитель и сек ретарь к омиссии мес ­ тног о референдума избираются тайным г олосованием на ее первом заседании из числа членов к омиссии . 2. Участк овые к омиссии местног о референдума формиру ­ ются в том ж е порядк е, что и к омиссии местног о рефе'рендума, не позднее 20 дней до дня проведения местног о референдума в составе 6 — 10 членов. Председатель, ег о заместитель и сек ретарь участк овой к о ­ миссии местног о референдума избираются тайным г олосова ­ нием на ее первом заседании из числа членов комиссии.. 3. При проведении местног о референдума по вопросу до ­ срочног о прек ращения полномочий главы местной администра ­ ций, друг их выборных долж ностных лиц местног о самоуправ ­ ления, депутатов представительног о орг ана местног о самоуп ­ равления в состав к омиссий не мог ут включаться их супруги и близк ие родственник и, лица, находящиеся у них в непосред ­ ственном подчинении. 4. Комиссии местног о референдума обеспечивают своев ­ ременное информирование населения через средства массо ­ вой информации и иными способами о составе к омиссий ре ­ ферендума, месте и времени их работы, телефонах, располо ­ ж ении участк ов голосования и друг их обстоятельствах, имею ­ щих значение для надлеж ащей подготовк и и проведения рефе ­ рендума. Статья 22 . Полномочия к омиссии местного референ ­ дума Комиссия местног о референдума: — обеспечивает на территории проведения местног о рефе ­ рендума соблюдение настоящег о закона; — орг анизует деятельность участк овых к омиссий местног о референдума; — распределяет денеж ные средства по участк овым к омисг сиям местног о референдума; — к онтролирует обеспечение участк овых к омиссий местно ­ го референдума помещениями, транспортом, связью и рассмат ­ ривает друг ие вопросы материально-техническ ог о обеспече ­ ния референдума; — устанавливает формы бюллетеней местног о референду ­ ма, списк ов участник ов референдума, проток олов заседаний к омиссий референдума, друг их док ументов референдума, об ­ разцы ящик ов для г олосования и печатей к омиссии референ ­ дума, порядок хранения док ументации референдума; — заслушивает сообщения главы местной администрации по вопросам обеспечения подготовк и и проведения референ ­ дума; — подводит итоги проведения референдума; — устанавливает результаты референдума, публик ует в пе­ чати, передает по радио и друг ими способами сообщения о своей работе и о результатах референдума; — к онтролирует своевременность и правильность состав ­ ления списк ов участник ов референдума и представления их для всеобщег о ознак омления; — обеспечивает своевременное издание материалов рефе ­ рендума; — содействует орг анизации встреч, лек ций и друг их меро ­ приятий, направленных на разъяснение сути вопросов или ино ­ го решения, вынесенног о на реф^ ендум; — обеспечивает изг отовление бюллетеней и снабж ение ими участк овых к омиссий референдума; — рассматривает заявления и ж алобы на решения и дейст ­ вия участк овых к омиссий референдума и принимает по ним решения; — осуществляет иные полномочия, предусмотренные зак о ­ нодательством. Статья 23 . Полномочия участк овой к омиссии местного референдума Участк овая к омиссия местног о референдума: — составляет списк и участник ов референдума по участку; — проводит ознак омление граждан со списк ами участник ов референдума, принимает и рассматривает заявления о неточ ­ ностях в списк ах и решает 'вопрос о внесении в них соответ ­ ствующих изменений; — оповещает население о дне проведения референдума; — обеспечивает подг отовк у помещений для голосования и их надлеж ащего оборудования; орг анизует на ^ аст к е г олосование в день проведения рерферендума; — производит подсчет г олосов и определяет результаты голосования; -г . : — рассматривает заявления и ж алобы по вопросам подг о ­ товк и и проведения референдума и принимает по ним необхо ­ димые решения; — осуществляет друг ие полномочия, предусмотренные на­ стоящим зак оном. Статья 24 . Участки местного референдума 1. Территория муниципального образования делится на учас­ тки. Участк и референдума образуются главой местной адми ­ нистрации по согласованию с к омиссией референдума в тече­ ние пяти дней со дня принятия решения о назначении местног о референдума. Территории участк ов референдума мог ут совпадать с тер ­ риториями избирательных участк ов по проведению выборов в установленном зак оном порядке. В больницах, санаториях и домах отдыха мог ут создаваться участк и референдума в порядке, установленном зак онами об ­ ласти по выборам орг анов и долж ностных лиц местног о само ­ управления. 2. Каждый участок для референдума долж ен иметь помеще ­ ние, где в момент опечатывания ящик ов для голосования, вкры- тия ящик ов для г олосования и подсчета голосов должны сво ­ бодно размещаться члены участк овой к омиссии , представите­ ли общественно-политическ их орг анизаций, движ ений, пар ­ тий, инициативных групп по проведению местног о референду ­ ма, а такж е средств массовой информации. Помещение долж ­ но быть оборудовано сейфом для хранени док ументации, ме ­ белью, стендами со списк ами граждан, г олосующих на данном участк е и друг ой информацией по референдуму, к абинами и ящик ами для тайного голосования. Каждый участок мож ет иметь необходимое к оличество переносных ящик ов для голосования, к оторое определяется к омиссией местног о референдума. Вход и выход из помещения для голосования долж ны быть отдельными и располож ены так им образом, чтобы каждый г о ­ лосующий проходил тольк о через к абину для тайного г олосо ­ вания. Кабины для тайног о г олосования оснащаются столик ами, щитами с тек стом проек та решения, вынесенног о на референ ­ дум, а такж е автор^ к ами . Применение к арандашей не доп ус­ к ается. Статья 25 . Организация работы к омиссий местного ре ­ ферендума 1. Комиссии местног о референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение двух дней с мо ­ мента их образования. Заседания к омиссий референдума яв ­ ляются правомочными, если в них'Принимают участие более половины установленног о числа членов к омиссий. Решения к о­ миссий принимаются открытым г олосованием большинством г олосов от общег о числа членов к омиссии. Завмен н ы е копии указанных док ументов выдаются по первому требованию заин ­ тересованных лиц. 2. Решения к омиссии , принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения орг анами г осударственной влас­ ти и местног о самоуправления, предприятиями, учрехщениями и орг анизациями, долж ностными лицами, общественными объ­ единениями и граж данами. 3. Решения и действия участк овой к омиссии мог ут быть об ­ ж алованы в к омиссию местног о референдума или в суд. 4. Член к омиссии референдума, включая председателя, за ­ местителя председателя, сек ретаря, по ее решению мож ет о с ­ вобож даться в период подготовк и и проведения референдума от выполнения производственных или служ ебных обязаннос­ тей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума. 5. Государственные органы и орг анизации, органы местно ­ го самоуправления, долж ностные лица обязаны содействовать к омиссиям референдума в осуществлении ими своих полномо ­ чий, представлят'ь необходимые для их работы сведения и ма ­ териалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопро ­ сам, связанным с подг отовк ой и проведением референдума, в г осударственные и общественные орг аны и орг анизации, в ор ­ ганы местног о самоуправления, к долж ностным лицам, к ото­ рые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать к омис­ сии ответ не позднее, чем в трехдневный срок . 6. Председатель, заместитель председателя, сек ратерь или член к омиссии референдума мож ет быть освобож ден от своих обязаннностей в к омиссии назначившим ег о орг аном по лич ­ ному заявлению либо по представлению орг ана или орг аниза­ ции, ег о направивших. Статья 26 . Списк и граж дан, имеющих право участво­ вать в местном референдуме 1. Списк и граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по 1<аждому участк у референдума участк овой к омиссией референдума по форме, утверж даемой к омиссией местног о референдума и подписывается председа ­ телем и сек ретарем участк овой к омиссии. Списк и составляются в двух эк земплярах на основе данных, представляемых главой местной администрации.- 2. В списк и включаются все граждане, имеющие право учас­ твовать в референдуме, на момент составления списк ов про ­ ж ивающие на территории данног о участка. Гражданин, имею ­ щий право участвовать в референдуме, мож ет быть включен не более, чем в один список . Список граж дан-военнослуж ащих, находящихся в воинск их частях, а также членов семей военнослуж ащих, если они про ­ ж ивают в районФс располож ения воинск ихшастей, составляет ­ ся на основании сведений, представляемых к омандиром воин ­ ск ой части. Военнослуж ащие, прож ивающие вне воинск ой части, вклю ­ чаются в список по месту ж ительства на общих основаниях. 3. Списк и вывешиваются для всеобщег о ознак омления в помещении участк овой к омиссии референдума не позднее, чем за 15 дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан друг ими способами . Граждане, по к ак ой-либо причине не включенные в список после ег о представления для всеобщег о ознак омления, допол- •нительно включаются участковой к омиссией в список на осно ­ вании док ументов, удостоверяющих личность и подтверж даю ­ щих их место ж ительства на территории данног о участк а рефе ­ рендума. 4. Данные о гражданах, прог олосовавших досрочно в поме ­ щении к омиссии местног о референдума или участк овой к омис­ сии, а такж е прог олосовавших на дому, вносятся в отдельные списк и с последующей соответстсвующей отметк ой в основ ­ ном списк е. 5. Вносить изменения в списк и участников местног о рефе ­ рендума после начала подсчета голосов запрещается. 6. ’ Каждый граж данин вправе обж аловать невключение, не­ правильное включение в список или иск лючение из списк а, а также допущенные в списк ах неточности. Заявления о непра­ вильностях в списк е рассматриваются участк овой к омиссией референдума, которая обязана не позднее чем в трехдневный срок , а накануне и в день референдума — немедленно рассмот ­ реть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю к опию мотивированног о решения об отклонении его заявления. Это решение мож ет быть обж аловано в суд не поз ­ днее, чем за пять дней до референдума. Жалоба долж на быть рассмотрена в суде в трехдневный срок . Решение суда ок онча­ тельно. Исправление в списк е в соответствии с решением суда производится участк овой к омиссией референдума немедлен- нр. Статья 27 . Бюллетень для голосования 1. В бюллетене для голосования воспроизводится тек ст по ­ ставленног о на референдум вопроса или проек та решения и варианты волеизъяления голосующего: «за» и «против». 2. Форма и тек ст бюллетеней для голосования утверж дают ­ ся к омиссией местног о референдума не позднее чем за 20 дней до дня референдума. 3. Комиссия местног о референдума обеспечивает бюлле­ тенями для голосования участк овые к омиссии не позднее чем за 4 дня до дня референдума. Статья 28 . Время проведения местного референдума На всех участк ах для голосования голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. В случаях необходимос­ ти время голосования мож ет быть изменено к омиссией мес ­ тного референдума по ходатайству участк овых к омиссий мес ­ тного референдума.. О времени и месте гоолосования участк о­ вая к омиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня референдума. Статья 29 . Досрочное голосование В случае, если за 3 дня до дня референдума гражданин, включенный в списк и имеющих право участвовать в референ ­ думе, узнает, что не будет иметь возмож ности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы участка, он впра­ ве получить в участк овой к омиссии референдума бюллетень для голосования, а за 4 — 15 дней — в к омиссии местног о ре­ ферендума. При получении бюллетеня гражданин заполняет его и вк ладывает в конверт, который, для обеспечения тайны г о ­ лосования, скрепляется печатью к омиссии. Данный конверт хра­ нится в невск рытом состоянии до дня референдума. Статья 30 . Голосование в день референдума 1. В день проведения референдума председатель участк о­ вой к омиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов к омиссии, представителей партий и иных обществен ­ но-политическ их орг анизаций и движений, инициативных групп, а такж е средств массовой информации проверяет, освобож де­ ны ли ящики для голосования от к аких-либо вложений, а затем опечатывает их. После чего председатель участк овой к омисси на виду у всех присутствующих проверяет неповреж денность к онвертов, ос ­ тавленных досрочно прог олосовавшими граж данами, наличие на них заверительных подписей или печатей, подсчитывает к о­ личество к онвертов и ег о соответствие к оличеству отметок в списк е избирателей, их число оглашается и заносится в прото ­ кол. Затем конверты с заполненными бюллетенями опуск ает в избирательный ящик . . . . 2. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по сп и с ­ кам участник ов референдума по предъявлении паспорта или друг ог о док умента, удостоверяющег о личность граджданина. При получении бюллетеня гражданин проставляет в списк е се ­ рию и номер своег о паспорта или заменяющег о ег о док умента и расписывается против своей фамилии. 3. В тех случаях, к огда граждане, имеющие право участво ­ вать в референдуме, не мог ут по уважительным причинам при ­ быть на участок для голосования, участковая к омиссия при на­ личии их письменног о заявления поручает двум членам к омис­ сии орг анизовать голосование по месту нахождения этих граж ­ дан в присутствии общественных наблюдателей. 4. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в к аби ­ не для тайного голосования. Гражданин, к оторый не мож ет это сделать сам, вправе пО своему выбору пригласить в кабину друг ое лицо, не являющееся членом участк овой к омиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно прог олосовавшими граж данами и хра ­ нящиеся на участке, опуск аются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участк овой к омиссии в присутствии друг их ее членов и общественных наблюдателей перед началом общег о голосования. 5. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенног о на г олосование вопроса, вычерк ивает один из написанных в бюллетене ответов — «за» или «против». Статья 31 . Подсче'г голосов 1. После заявления председателя об окончании г олосова­ ния участк овая к омиссия вск рывает ящик и для голосования. Перед вск рытием ящик ов для голосования участковая к омис­ сия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллете­ ни, о чем составляется протокол. 2. На основании списк ов для голосования, в том числе от ­ дельных, к омиссия подсчитывает число выданных бюллетеней. Подсчет бюллетеней, находящихся в п мен о сн ом ящик е для г олосования, производится отдельно. При этом к оличество бюллетеней бверяется с к оличеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании за пределами участка. По результатам подсчета к омиссия устанавливает: — число граждан, имеющих право участвовать в референ ­ думе; — число бюллетеней, полученных участк овой к омиссией; — число бюллетеней, выданных граж данам на участк е ре ­ ферендума в день голосования; — число погашенных бюллетеней; — число бюллетеней, поданных граж данами, прог олосовав ­ шими досрочно; — число бюллетеней, поданных граж данами, прог олосовав ­ шими за пределами участк а референдума; — число бюллетеней, содерж ащихся в ящик ах для г олосо ­ вания; — число действительных бюллетеней; — число бюллетеней, признанных недействительными; — число голосов, поданных за вынесенный на референдум проек т решения или вопроса; — число голосов, поданных против; — поступившие в к омиссию ж алобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Недействительными признаются бюллетени, в которых отсутствует печать участк овой к омиссии или нет двух удосто ­ веряющих бюллетень подписей членов участк овой к омиссии, не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а такж е бюллетени неутверж денного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая к омиссия, фик сируя к оличество таких случаев в про ­ токоле. 4. Результаты голосования подсчитываются на каждом учас­ тке для голосования. Если на голосование выносилось однов ­ ременно неск олько вопросов, подсчет голосов по к аж дому из них осуществляется отдельно. СЬ'атья 32 . Протокол по итогам голосования 1. Итоги подсчета г олосов проверяются, обсуж даются на заседании участк овой к омиссии и заносятся в протокол, со ­ ставляемый в двух эк земплярах. Проток олы заполняются чернилами или шарик овыми ручка­ ми, подписываются всеми членами участк овой к омиссии и за ­ веряются печатью. Первый эк земпляр проток ола доставляется в к омиссию по проведению местног о референдума, второй остается на хра ­ нении в участк овой к омиссии. 2. Комиссия местног о референдума на основании проток о ­ лов участк овых к омиссий суммирует полученные данные, про ­ веряет их и после обсуж дения составляет и подписывает все ­ ми членами итоговый проток ол в двух эк земплярах, заверен ­ ный печатью. 3. Участк овые к омиссии референдума после подсчета голо ­ сов сдают копии проток олов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в местную администрацию , где они хранятся в течение одног о года, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы. (Окончание на 3 -й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz