Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
1 9 ок тября 1995 г. № 209 ( 1023) Зак он Л ипеик ой обла с ти о МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Глава 1 . Общ и е полож ения Статья 1 . Понятие местного референдума Местный референдум — голосование граж дан, прож иваю щих в границах территории муниципального образования, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией и законами Российск ой Федерации, Уставом Липецкой области и областным законом «Об общих принципах организации мес тного самоуправления в Липецкой области» . Статья 2. Вопросы,'выносимые на местный референ дум 1. На местный референдум могут выноситься вопросы, не посредственно затрагивающие интересы ж ителей, прож иваю щих на территории соответствующего муниципального обра зования: структура органов мертного самоуправления; досрочное прекращение полномочий органов и выборных лиц местного самоуправления; изменение т а н и ц административно- территориальных и му ниципальных образований; строительство социально- культурных и промышленных объ ектов; запрещение строительства и эксплуатации объек тов, нано сящих вред окруж ающей среде; планы и программы развития территорий; . изменение профиля объек тов и предприятий муниципаль ной собственности; отчуж дение муниципальной собственности; I иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией и' законами Российск ой Федерации, Уставом и законами Ли пецкой области к компетенции местного самоуправления.. 2. На местные референдумы не могут быть вынесены во просы, отнесенные Конституцией и закрнодательством Россий ской Федерации, Уставом и законодательством Липецкой об ласти к компетенции органов государственной власти. Статья 3 . Обязательность решений местного референ дума 1. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный харак тер для органов и долж ностных лиц местного самоуправления, предприятий, уч реж дений и организаций, находящихся на территории муници пального образования, а такж е граж дан. 2. Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обж алованы в суд в случае противоречия закону или наруше ния законности при проведении референдума. Статья 4 . Право населения на участие в местном ре ферендуме В местном референдуме имеют право участвовать все граж дане, прож ивающие на территории муниципального образова ния, обладающие избирательным правом. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граж - . дан на участие в референдуме в зависимости от происхож де ния, социального и имущественного полож ения, расовой и на циональной принадлеж ности, пола, образования, языка, отно шения к религии, политических и иных взглядов, рода и харак тера занятий запрещаются. Статья 5 . Общие принципы проведения местног о ре ферендума 1. Граж дане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным. 2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, кон троль за волеизъявлением граж дан не допуск ается. 3. Граж дане участвуют в референдуме на равных основани ях по месту своего прож ивания. Каждый граж данин имеет один голос. Статья 6 . Контроль за соблюдением настоящего зак о на Контроль за соблюдением настоящего закона осуществля ют органы государственной власти и органы местного самоуп равления. В осуществлении контроля за соблюдением настоя щего закона имеют право участвовать представители полити ческих партий, иных общественно-политическ их организаций и движ ений, зарегистрированных в установленном порядк е, ини циативных групп по проведению местного референдума, депу таты Федерального Собрания Российск ой федерации, депута ты Липецкого областного Собрания депутатов, депутаты пред ставительного органа местного самоуправления. Статья 7 . Агитация по поводу местног о референдума Политическим партиям, другим общественно-политическим организациям и движ ениям, граж данам в соответствии с зак о нами Российск ой Федерации и Липецкой области гарантирует ся право беспрепятственной агитации за или против предло ж ения об объявлении референдума, за или против проекта во проса или решения, выносимого на местный референдум. Статья 8 . Гласность при подготовк е и проведении мес тного референдума 1. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, учас твующих в организации и проведении референдума, осущ ес твляется открыто и гласно. 2. Все решения, касающиеся местного референдума, а так ж е вопросов или иных решений, выносимых на референдум, доводятся до сведения ж ителей, в том числе путем опублико вания местными средствами массовой информации в случае их наличия, в течение не более семи дней с момента их приня тия соответствующими органами. 3. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их предста вителям гарантируется беспрепятственный доступ на все со брания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации. 4. Комиссии по проведению местного референдума свое временно информируют население о своем составе, месте на хож дения и времени работы, об образовании участков для го лосования и списк ах граж дан, имеющих право участвовать в референдуме. 5. На заседаниях к омиссии местного референдума, а такж е во время голосования и при подсчете голосов на ;^ астках для голосования, при определении результатов местного референ дума вправе присутствовать представители политических партий и иных общественно- политическ их организаций и движ ений, инициативных групп местного референдума, зарегистрирован ных в установленном порядке, а такж е средств массовой ин формации, депутаты Федерального Собрания Российск ой Фе дерации и Липецкого областного Собрания депутатов, депута ты представительного органа местного самоуправления. Лица, присутствующие на заседаниях комиссии или на учас тках для голосования, долж ны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление к омиссий местного референдума о предполагае мом присутствии указанных представителей не требуется. Статья 9 . Материальное обеспечение местног о рефе рендума 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением мес тного референдума, с момента принятия решения о его назна чении производятся за счет местного бюдж ета. 2. Предприятия, учреж дения и .организации, органы госу дарственной власти и местного самоуправления предоставля ют в распоряж ение комиссий местного референдума помеще ния и оборудование, необходимые для подготовки и проведе ния местного референдума. Аренда помещений и оборудова ния оплачивается к омиссиями местного референдума. Глава I I . Объявлен и е м е стн ог о реф е ре н дума Статья 10 . Право назначения местного референдума Право принятия решения о назначении местного референ дума принадлеж ит представительному органу местного само управления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образо вания. Статья 11 . Обязательное проведение местног о рефе рендума Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию установленно го уставом муниципального образования числа граж дан, обла дающих избирательным правом, но не менее 5 процентов от общего числа ж ителей, пользующихся избирательным правом. Статья 12 . Реализация граж данами права требования местног о референдума 1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлеж ит каж дому граж данину или группе граж дан, имеющих право на участие в рефе- рюндуме. Граж дане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно. 2. Сбор подписей организуют и осуществляют инициатив ные группы местного референдума, образуемые из граж дан в соответствии с уставом муниципального образования и насто ящим областным законом. Статья 13. Образование инициативной группы местно го референдума В целях решения вопроса о необходимости проведения П остан овлен и е восемнадцатого заседания Л ипецк ого обл а стн ого Собрания д е п ута то в М 342 - пс о т 12 .10 .95 г. О проек те областног о зак она «О местном референдуме в Липецк ой области» Рассмотрев проектобластного зак она «О мес тном референдуме в Л ипецк ой области» , реш е ние к омитета по работе с депутатами и вопросам местного самоуправления, а такж е решение ра бочей группы по разработк е проектов зак онода тельных актов области , определяющих механизм реализации областного закона «Об общих принци пах организации местного самоуправления в Л и пецкой области» , областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять зак он Л ипецк ой области «О мест ном референдуме в Липецкой области )^ ( прилага ется) . 2 . Настоящий зак он вступаетв силу со дня его опубликования в областной газете « Липецкая га зета» . Председатель областного О. КОРОЛЕВ. Собрания депутатов местног о референдума по инициативе граж дан и образования инициативной группы мог ут проводиться собрания граж дан , прож ивающих на соответствующей территории. Инициаторы проведения собрания обязаны в определенный уставом муниципального образования срок , но не менее чем за 5 дней , уведомить местную администрацию о месте и времени проведения собрания. Статья 14. Регистрация инициативной группы 1. Список инициативной группы с ук азанием ее рук оводите ля передается для рег истрации инициативной группы в соот ветствующую местную администрацию . К про ток олу прилага ются тек ст проек та решения , пре длаг аемог о для вынесения на референдум , и письменное обязательство членов инициатив ной группы соблюдать зак онодательство о местном референ думе и нести ответственность за правильность сбора п одп и - . сей. 2. Постановление главы местной администрации о рег ис трации инициативной группы долж но быть вынесено не позд нее пяти дней с момента получения администрацией проток о ла собрания и соответствующих прилож ений к нему. 3. Отк аз в рег истрации инициативной группы по мотивам нецелесообразности не допуск ается. Местная администрация выдает представителям инициативной группы постановление о рег истрации группы и соответствующие удостоверения ее чле нам. Постановление и удостоверения выдаются местной адми нистрацией в течение трех дней с момента вынесения решения о рег истрации инициативной группы. 4. При отсутствии постановления главы местной админис трации по вопросу о рег истрации инициативной группы по и с течении пяти дней с момента представления материалов об избрании инициативной группы она считается зарег истриро ванной. В этом случае наличие, постановления главы местной администрации не требуется. 5. Общее к оличество создаваемых инициативных групп не ограничивается. Статья 15. Порядок и срок и сбора подписей инициа тивными группами местного референдума 1. С момента получения постановления о рег истрации ини циативная группа местног о референдума вправе орг анизовы вать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на под писных листах с требованием о проведении референдума! 2. Общий период,сбора подписей по вопросу о данном ре ферендуме не долж ен превышать 30 дней со дня выдачи п ос тановления о рег истрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп. В случае, если в течение этог о срок а не было собрано не обходимог о к оличества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прек ращается. С требованием о проведении рефе рендума по тому ж е вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одног о года. Статья 16 . Подписной лист местного референдума 1. Листы для сбора подписей граж дан под требованием о проведении местног о референдума (подписные листы) долж ны содерж ать формулировк у вопросов, предлаг аемых на ре ферендум. Подписные листы составляются по форме, ук азан ной в прилож ении к настоящему закону. 2. Граж данин, поддерж ивающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию , имя, отчество, дату рож дения, место ж ительства, серию й номер-паспорта, либо заменяющег о ег о док умента и дату подписания. 3. Подписные листы долж ны быть заверены рук оводителем и одним из членов инициативной группы. На к аж дом подписном листе наряду с заверяющими подпи сями рук оводителя и одног о из членов инициативной группы референдума производится зап ись об общем числе заверен ных подписей. Статья 17. Оформление права требования местного ре ферендума 1. По ок ончании сбора подписей инициативная группа со ставляет итоговый проток ол, в к отором ук азываются дата ре г истрации инициативной группы, дата окончания сбора подпи сей, к оличество собранных подписей и наименование местной администрации , к оторой переданы на хранение подписные лис ты. 2. Подписные листы по ак ту передаются на хранение мест ной администрации , зарег истрировавшей инициативную груп пу, и хранятся в течение одног о г ода после опублик ования ре шения референдума. 3. При обнаруж ении в подписных листах двух или более подписей одног о граж данина ег о подписи не учитываются. Статья 18 . Принятие решения по требованию о прове дении местного референдума 1. Местная администрация на основе представленных ей материалов о требовании местног о референдума, ук азанных в ст. 17 настоящег о зак она, готовит проек т решения о проведе нии местног о референдума и вносит ег о на рассмотрение со ответствующег о представительног о орг ана местног о самоуп равления. 2. Представительный орг ан местног о самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений: — о назначении референдума, дате ег о проведения и мерах по ег о обеспечению; — об отк лонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящег о закона. 2. Представительный орг ан местног о самоуправления рас сматривает представленные администрацией материалы и при нимает по ним решение в течение 10 дней со дня поступления требования о проведении референдума. Принятое решение в пятидневный срок доводится до све дения населения. Не позднее пяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публик уется проек т выносимог о на референдум вопроса или иног о решения. Статья 19 . Срок проведения референдума Референдум не мож ет проводиться ранее 30 и позднее 60 дней со дня принятия решения о ег о проведении. Глава I I I . Подг отовк а к м е стн ом у рефе ре н думу Статья 20 . К омиссии по проведению местного рефе рендума Для подг отовк и и проведения местног о референдума обра зуются следующие к омиссии: к омиссия местног о референдума; участк овые к омиссии местног о референдума. Полномочия к омиссий референдума возник ают с момента их образования и прек ращаются по истечении одног о месяца с - момента опублик ования результатов референдума. Статья 21 . Образование к омиссий местного референ дума 1. Комиссия местног о референдума формируется в тече нии 5 дней со дня принятия решения о назначении референду ма в составе 6— 10 членов, при этом половина членов к омис сии назначается представительным орг аном местног о самоуп- . равления, а друг ая — местной администрацией на основе пред лож ений местных общественных объединений, собраний изби рателей по месту работы, служ бы, учебы и ж ительства. Председатель, ег о заместитель и сек ретарь к омиссии мес тног о референдума избираются тайным г олосованием на ее первом заседании из числа членов к омиссии . 2. Участк овые к омиссии местног о референдума формиру ются в том ж е порядк е, что и к омиссии местног о рефе'рендума, не позднее 20 дней до дня проведения местног о референдума в составе 6 — 10 членов. Председатель, ег о заместитель и сек ретарь участк овой к о миссии местног о референдума избираются тайным г олосова нием на ее первом заседании из числа членов комиссии.. 3. При проведении местног о референдума по вопросу до срочног о прек ращения полномочий главы местной администра ций, друг их выборных долж ностных лиц местног о самоуправ ления, депутатов представительног о орг ана местног о самоуп равления в состав к омиссий не мог ут включаться их супруги и близк ие родственник и, лица, находящиеся у них в непосред ственном подчинении. 4. Комиссии местног о референдума обеспечивают своев ременное информирование населения через средства массо вой информации и иными способами о составе к омиссий ре ферендума, месте и времени их работы, телефонах, располо ж ении участк ов голосования и друг их обстоятельствах, имею щих значение для надлеж ащей подготовк и и проведения рефе рендума. Статья 22 . Полномочия к омиссии местного референ дума Комиссия местног о референдума: — обеспечивает на территории проведения местног о рефе рендума соблюдение настоящег о закона; — орг анизует деятельность участк овых к омиссий местног о референдума; — распределяет денеж ные средства по участк овым к омисг сиям местног о референдума; — к онтролирует обеспечение участк овых к омиссий местно го референдума помещениями, транспортом, связью и рассмат ривает друг ие вопросы материально-техническ ог о обеспече ния референдума; — устанавливает формы бюллетеней местног о референду ма, списк ов участник ов референдума, проток олов заседаний к омиссий референдума, друг их док ументов референдума, об разцы ящик ов для г олосования и печатей к омиссии референ дума, порядок хранения док ументации референдума; — заслушивает сообщения главы местной администрации по вопросам обеспечения подготовк и и проведения референ дума; — подводит итоги проведения референдума; — устанавливает результаты референдума, публик ует в пе чати, передает по радио и друг ими способами сообщения о своей работе и о результатах референдума; — к онтролирует своевременность и правильность состав ления списк ов участник ов референдума и представления их для всеобщег о ознак омления; — обеспечивает своевременное издание материалов рефе рендума; — содействует орг анизации встреч, лек ций и друг их меро приятий, направленных на разъяснение сути вопросов или ино го решения, вынесенног о на реф^ ендум; — обеспечивает изг отовление бюллетеней и снабж ение ими участк овых к омиссий референдума; — рассматривает заявления и ж алобы на решения и дейст вия участк овых к омиссий референдума и принимает по ним решения; — осуществляет иные полномочия, предусмотренные зак о нодательством. Статья 23 . Полномочия участк овой к омиссии местного референдума Участк овая к омиссия местног о референдума: — составляет списк и участник ов референдума по участку; — проводит ознак омление граждан со списк ами участник ов референдума, принимает и рассматривает заявления о неточ ностях в списк ах и решает 'вопрос о внесении в них соответ ствующих изменений; — оповещает население о дне проведения референдума; — обеспечивает подг отовк у помещений для голосования и их надлеж ащего оборудования; орг анизует на ^ аст к е г олосование в день проведения рерферендума; — производит подсчет г олосов и определяет результаты голосования; -г . : — рассматривает заявления и ж алобы по вопросам подг о товк и и проведения референдума и принимает по ним необхо димые решения; — осуществляет друг ие полномочия, предусмотренные на стоящим зак оном. Статья 24 . Участки местного референдума 1. Территория муниципального образования делится на учас тки. Участк и референдума образуются главой местной адми нистрации по согласованию с к омиссией референдума в тече ние пяти дней со дня принятия решения о назначении местног о референдума. Территории участк ов референдума мог ут совпадать с тер риториями избирательных участк ов по проведению выборов в установленном зак оном порядке. В больницах, санаториях и домах отдыха мог ут создаваться участк и референдума в порядке, установленном зак онами об ласти по выборам орг анов и долж ностных лиц местног о само управления. 2. Каждый участок для референдума долж ен иметь помеще ние, где в момент опечатывания ящик ов для голосования, вкры- тия ящик ов для г олосования и подсчета голосов должны сво бодно размещаться члены участк овой к омиссии , представите ли общественно-политическ их орг анизаций, движ ений, пар тий, инициативных групп по проведению местног о референду ма, а такж е средств массовой информации. Помещение долж но быть оборудовано сейфом для хранени док ументации, ме белью, стендами со списк ами граждан, г олосующих на данном участк е и друг ой информацией по референдуму, к абинами и ящик ами для тайного голосования. Каждый участок мож ет иметь необходимое к оличество переносных ящик ов для голосования, к оторое определяется к омиссией местног о референдума. Вход и выход из помещения для голосования долж ны быть отдельными и располож ены так им образом, чтобы каждый г о лосующий проходил тольк о через к абину для тайного г олосо вания. Кабины для тайног о г олосования оснащаются столик ами, щитами с тек стом проек та решения, вынесенног о на референ дум, а такж е автор^ к ами . Применение к арандашей не доп ус к ается. Статья 25 . Организация работы к омиссий местного ре ферендума 1. Комиссии местног о референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение двух дней с мо мента их образования. Заседания к омиссий референдума яв ляются правомочными, если в них'Принимают участие более половины установленног о числа членов к омиссий. Решения к о миссий принимаются открытым г олосованием большинством г олосов от общег о числа членов к омиссии. Завмен н ы е копии указанных док ументов выдаются по первому требованию заин тересованных лиц. 2. Решения к омиссии , принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения орг анами г осударственной влас ти и местног о самоуправления, предприятиями, учрехщениями и орг анизациями, долж ностными лицами, общественными объ единениями и граж данами. 3. Решения и действия участк овой к омиссии мог ут быть об ж алованы в к омиссию местног о референдума или в суд. 4. Член к омиссии референдума, включая председателя, за местителя председателя, сек ретаря, по ее решению мож ет о с вобож даться в период подготовк и и проведения референдума от выполнения производственных или служ ебных обязаннос тей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума. 5. Государственные органы и орг анизации, органы местно го самоуправления, долж ностные лица обязаны содействовать к омиссиям референдума в осуществлении ими своих полномо чий, представлят'ь необходимые для их работы сведения и ма териалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопро сам, связанным с подг отовк ой и проведением референдума, в г осударственные и общественные орг аны и орг анизации, в ор ганы местног о самоуправления, к долж ностным лицам, к ото рые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать к омис сии ответ не позднее, чем в трехдневный срок . 6. Председатель, заместитель председателя, сек ратерь или член к омиссии референдума мож ет быть освобож ден от своих обязаннностей в к омиссии назначившим ег о орг аном по лич ному заявлению либо по представлению орг ана или орг аниза ции, ег о направивших. Статья 26 . Списк и граж дан, имеющих право участво вать в местном референдуме 1. Списк и граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по 1<аждому участк у референдума участк овой к омиссией референдума по форме, утверж даемой к омиссией местног о референдума и подписывается председа телем и сек ретарем участк овой к омиссии. Списк и составляются в двух эк земплярах на основе данных, представляемых главой местной администрации.- 2. В списк и включаются все граждане, имеющие право учас твовать в референдуме, на момент составления списк ов про ж ивающие на территории данног о участка. Гражданин, имею щий право участвовать в референдуме, мож ет быть включен не более, чем в один список . Список граж дан-военнослуж ащих, находящихся в воинск их частях, а также членов семей военнослуж ащих, если они про ж ивают в районФс располож ения воинск ихшастей, составляет ся на основании сведений, представляемых к омандиром воин ск ой части. Военнослуж ащие, прож ивающие вне воинск ой части, вклю чаются в список по месту ж ительства на общих основаниях. 3. Списк и вывешиваются для всеобщег о ознак омления в помещении участк овой к омиссии референдума не позднее, чем за 15 дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан друг ими способами . Граждане, по к ак ой-либо причине не включенные в список после ег о представления для всеобщег о ознак омления, допол- •нительно включаются участковой к омиссией в список на осно вании док ументов, удостоверяющих личность и подтверж даю щих их место ж ительства на территории данног о участк а рефе рендума. 4. Данные о гражданах, прог олосовавших досрочно в поме щении к омиссии местног о референдума или участк овой к омис сии, а такж е прог олосовавших на дому, вносятся в отдельные списк и с последующей соответстсвующей отметк ой в основ ном списк е. 5. Вносить изменения в списк и участников местног о рефе рендума после начала подсчета голосов запрещается. 6. ’ Каждый граж данин вправе обж аловать невключение, не правильное включение в список или иск лючение из списк а, а также допущенные в списк ах неточности. Заявления о непра вильностях в списк е рассматриваются участк овой к омиссией референдума, которая обязана не позднее чем в трехдневный срок , а накануне и в день референдума — немедленно рассмот реть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю к опию мотивированног о решения об отклонении его заявления. Это решение мож ет быть обж аловано в суд не поз днее, чем за пять дней до референдума. Жалоба долж на быть рассмотрена в суде в трехдневный срок . Решение суда ок онча тельно. Исправление в списк е в соответствии с решением суда производится участк овой к омиссией референдума немедлен- нр. Статья 27 . Бюллетень для голосования 1. В бюллетене для голосования воспроизводится тек ст по ставленног о на референдум вопроса или проек та решения и варианты волеизъяления голосующего: «за» и «против». 2. Форма и тек ст бюллетеней для голосования утверж дают ся к омиссией местног о референдума не позднее чем за 20 дней до дня референдума. 3. Комиссия местног о референдума обеспечивает бюлле тенями для голосования участк овые к омиссии не позднее чем за 4 дня до дня референдума. Статья 28 . Время проведения местного референдума На всех участк ах для голосования голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. В случаях необходимос ти время голосования мож ет быть изменено к омиссией мес тного референдума по ходатайству участк овых к омиссий мес тного референдума.. О времени и месте гоолосования участк о вая к омиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня референдума. Статья 29 . Досрочное голосование В случае, если за 3 дня до дня референдума гражданин, включенный в списк и имеющих право участвовать в референ думе, узнает, что не будет иметь возмож ности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы участка, он впра ве получить в участк овой к омиссии референдума бюллетень для голосования, а за 4 — 15 дней — в к омиссии местног о ре ферендума. При получении бюллетеня гражданин заполняет его и вк ладывает в конверт, который, для обеспечения тайны г о лосования, скрепляется печатью к омиссии. Данный конверт хра нится в невск рытом состоянии до дня референдума. Статья 30 . Голосование в день референдума 1. В день проведения референдума председатель участк о вой к омиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов к омиссии, представителей партий и иных обществен но-политическ их орг анизаций и движений, инициативных групп, а такж е средств массовой информации проверяет, освобож де ны ли ящики для голосования от к аких-либо вложений, а затем опечатывает их. После чего председатель участк овой к омисси на виду у всех присутствующих проверяет неповреж денность к онвертов, ос тавленных досрочно прог олосовавшими граж данами, наличие на них заверительных подписей или печатей, подсчитывает к о личество к онвертов и ег о соответствие к оличеству отметок в списк е избирателей, их число оглашается и заносится в прото кол. Затем конверты с заполненными бюллетенями опуск ает в избирательный ящик . . . . 2. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по сп и с кам участник ов референдума по предъявлении паспорта или друг ог о док умента, удостоверяющег о личность граджданина. При получении бюллетеня гражданин проставляет в списк е се рию и номер своег о паспорта или заменяющег о ег о док умента и расписывается против своей фамилии. 3. В тех случаях, к огда граждане, имеющие право участво вать в референдуме, не мог ут по уважительным причинам при быть на участок для голосования, участковая к омиссия при на личии их письменног о заявления поручает двум членам к омис сии орг анизовать голосование по месту нахождения этих граж дан в присутствии общественных наблюдателей. 4. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в к аби не для тайного голосования. Гражданин, к оторый не мож ет это сделать сам, вправе пО своему выбору пригласить в кабину друг ое лицо, не являющееся членом участк овой к омиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно прог олосовавшими граж данами и хра нящиеся на участке, опуск аются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участк овой к омиссии в присутствии друг их ее членов и общественных наблюдателей перед началом общег о голосования. 5. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенног о на г олосование вопроса, вычерк ивает один из написанных в бюллетене ответов — «за» или «против». Статья 31 . Подсче'г голосов 1. После заявления председателя об окончании г олосова ния участк овая к омиссия вск рывает ящик и для голосования. Перед вск рытием ящик ов для голосования участковая к омис сия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллете ни, о чем составляется протокол. 2. На основании списк ов для голосования, в том числе от дельных, к омиссия подсчитывает число выданных бюллетеней. Подсчет бюллетеней, находящихся в п мен о сн ом ящик е для г олосования, производится отдельно. При этом к оличество бюллетеней бверяется с к оличеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании за пределами участка. По результатам подсчета к омиссия устанавливает: — число граждан, имеющих право участвовать в референ думе; — число бюллетеней, полученных участк овой к омиссией; — число бюллетеней, выданных граж данам на участк е ре ферендума в день голосования; — число погашенных бюллетеней; — число бюллетеней, поданных граж данами, прог олосовав шими досрочно; — число бюллетеней, поданных граж данами, прог олосовав шими за пределами участк а референдума; — число бюллетеней, содерж ащихся в ящик ах для г олосо вания; — число действительных бюллетеней; — число бюллетеней, признанных недействительными; — число голосов, поданных за вынесенный на референдум проек т решения или вопроса; — число голосов, поданных против; — поступившие в к омиссию ж алобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Недействительными признаются бюллетени, в которых отсутствует печать участк овой к омиссии или нет двух удосто веряющих бюллетень подписей членов участк овой к омиссии, не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а такж е бюллетени неутверж денного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая к омиссия, фик сируя к оличество таких случаев в про токоле. 4. Результаты голосования подсчитываются на каждом учас тке для голосования. Если на голосование выносилось однов ременно неск олько вопросов, подсчет голосов по к аж дому из них осуществляется отдельно. СЬ'атья 32 . Протокол по итогам голосования 1. Итоги подсчета г олосов проверяются, обсуж даются на заседании участк овой к омиссии и заносятся в протокол, со ставляемый в двух эк земплярах. Проток олы заполняются чернилами или шарик овыми ручка ми, подписываются всеми членами участк овой к омиссии и за веряются печатью. Первый эк земпляр проток ола доставляется в к омиссию по проведению местног о референдума, второй остается на хра нении в участк овой к омиссии. 2. Комиссия местног о референдума на основании проток о лов участк овых к омиссий суммирует полученные данные, про веряет их и после обсуж дения составляет и подписывает все ми членами итоговый проток ол в двух эк земплярах, заверен ный печатью. 3. Участк овые к омиссии референдума после подсчета голо сов сдают копии проток олов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в местную администрацию , где они хранятся в течение одног о года, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы. (Окончание на 3 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz