Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
прогно з ГОРНЫЕ ВЕР11Н1Ы Ш Т В ДЕКАБРЬСКОЙ МГЛЕ я ш ш ЕК й й ш ш т м т ти р й п м й я к в ты ш зш я АКРЕКШ й ЦЕЙТРЙ еТРЙТЕПЧЕСКт ЙЙЙЙМЗЙ и ЙРЗГЙЙЗЙ ЙМЙТРЙЙ — Дми трий Вадимович, давайте посмотрим на Россию как на своеобразный политический пейзаж перед декабрьской бит вой. — Мы увидим нес колько отчетливо возвышающи хся в ер ш ин. Напри.м е р, «Н аш дом — Р осс ия» — это та самая «гора», которая строится достато чно ин тен сивно с привлечением ог ромного количе ства р есу р со в. «Партия власти» на втором съ ез де заявила: у нас нет соперников. Можно верить таки.м заявле ниям или не верить, но сказать надо: да, шансы есть, шансы неплохие. Но говорить о сколь-нибудь безоговорочной побе де на выборах трудно. По нынешней ситуации движение мо жет начать , на .мой взгляд, до 10 процентов голосов. Д.ля того же, чтобы взять нечто большее, потребуются значительные уси лия. —^Как же, по-вашему, будет выглядеть ситуация на 17 де кабря? — Сама жизнь предложит избирателю — даже не партии — один простой вопрос: «Довольны вы своей жизнью сегодня или нет? Устраивает она вас —такая, какая есть, или нет?» И в конечном счете голосование 17 декабря будет голосованием «за» или «против» пореформенных реалий. Это означает, что будет лобовая схватка между властью и оппозицией. У оппозиции достаточно много шансов. И у нее есть свои «вершины». В качестве одной из них прежде всего выступает Компартия Российской Федерации. — Почему «прежде всего»? — Потому что на сегодняшний день —это главная оппо зиционная сила, хотя степень ее оппозиционности не надо пре- уве.дичивать. Сегодня уже ясно, что судьба России— это розо вый термидор. Опыт стран Восточной Европы, СНГ, а также Литвы, Украины говорит о том, что рано или поздно волна реформ неизбежно должна будет отхлынутъ. Реформы подчи няются законам синусоиды—то пик, то провал. В тот момент, когда она отхлынет, естественно, к власти приходят... нет, не старые силы — они обречены, их уже смыло, а нечто новое — модифицированное, более приемлемое из того, что осталось от старых сил. — Выходит, это будут новые коммунисты? — По-моему, будущее России — это левоцентристская ко алиция. Не псевдолевый центр, сконструированный искус ственно, а действительно настоящая серьезная левоцентристс кая сила, которая будет создана снизу самим населением, мо жет быть, чуть позже. Это неизбежно. Именно поэтому Геннадий Зюганов со своими отчетливо социал-демократически.ми наклонностями делает достаточно тяжелое и одновременно достаточно мудрое дело — собирает 1 социализме была колбаса по три рубля, все об этом умеренно-розовые силы. Да, при : помнят. Но не все в жизни измеряется только колбасой. Гор бачев говорил о колбасе, Брежнев говорил о колбасе, Хрущев мечтал страну накормить колбасой. Если Зюганов тоже заго ворит о колбасе, тогда он как серьезный политик кончится. А такая опасность есть. Если же он сможет выстроить плавный переход к средней левоцентристской розовой линии, то удер жит ситуацию. Не сможет— тогда на оппозиционном полюсе есть еще несколько нарастающих «горок». — Каких же? — Это прежде всего социал-патриотическое движение «Держава» во главе с бывшим вице-президентом Александром Руцким. Там сосредоточены на сегодняшний день, может быть, самые серьезные организационные ресурсы России. Рядом с ними —некая странная псевдовершина под назва нием «Конгресс русских общин». Странная, потому что в се редине августа состоялась встреча президента Б. Ельцина сли дером Федерации товаропроизводителей и одновременно кКс ' '■ « онгресса русских оОщин» —Юрием Скоковым. Итоги этой встречи не оглашались. Известно другое — Скоков не выхо дит на публичную арену, выставляя вместо себя генерала Ле бедя. Генерал Лебедь выступает активно, сыплет афоризмами, однако не говорит ничего конструктивного: У аналитиков и прогнозистов возникает вопрос: о чем вообще будет говорить генерал Лебедь в декабре, когда, к примеру, надоест приднес тровско-армейская тема? Пока это политика одной темы, а она уже кончается. — Тогда мы, наверное, вновь задумаемся, почему перед оче редными выборами в России возникают образования умерен но-оппозиционного, скорее центристского толка? —Тут полезно вспомнить, как два года назад Аркадий Во льский создавал внешне мощный «Грааданский союз», кото рый оттянул все ско;тько-нибудь серьезные, разу.мные, умерен но-оппозиционные силы. Чтобы они не побежали к коммунис там, чтобы не пошли на крайности. Однако на выборах ГС потерпел поражение. Вот и тепть тоже возникает мысль: не появится ли к концу года новый «1^ражданский союз» с аналогичным итоговы.м ре зультатом? Поначалу думали, что такова роль рыбкинского блока, по том выяснилось, что Рыбкин забуксовал. Кстати, можно про гнозировать, что неудача Рыбкина по созданию левоцентрис тского блока скорее всего будет стоить е.му места спикера в следующей Думе. — Что можно сказать о партии Жириновского, каковы про гнозы на ее счет? — Ее тоже можно отнести к оппозиции, хотя это специфи ческий отряд. Думаю, что Жириновский не повторит свой ус пех двухлетней давности. — А «Демократический выбор России»? По оценкам экспер тов, в списках предвыборной кампании он на 12-м непочетном месте. — Это абсолютно неудивительно: старых организацион ных структур у него практически не осталось, а имидж партии власти ими утрачен, шоковые операции, проведенные без вся кого наркоза, вряд ли побудят избирателей повторить свои ошибки. — Ехли же перейти к базовым прогнозам... — Глядя с начала осени в декабрь, видятся две крайние си туации — фантастические, но одновременно очень вероятные. С одной стороны, по 200 тысяч подписей с.могут набрать двадцать, тридцать или даже больше партий, блоков и объ единений. И тогда 17 декабря избиратель получит бюллетень, в которо.м будет целый список движений. А если на выборы, как предрекаю! эксперты, придет чуть больше половины элек тората, то голоса просто «разбегутся». Тогда результаты вы боров могут быть признаны недействительными. Не стоит сбрасывать со счетов и возможность фальсификации. И тогда финал вообще печальный. — Какова же альтернатива? — Можно представить себе, что все будет наоборот. Со гласно пригнозам, ком.мунисты могут взять 12-15 процентов. «Держава» — 8-10 процентов, Жириновский — до 10, даже давно и всерьез обиженный властями Явлинский может взять свои 7-8 и так далее. Когда мы начинаем складывать эти гипо тетические проценты, получается, что за оппозицию проголо сует две трети избирателей. — Чему же тогда будет посвящено первое заседание новой ГосударственнойДумы, в которой оппозиция будет иметь боль шинство? — Вероятно, первый вопрос будет об импичменте прези дента, а вюрой - о пересмотое нынешней Конституции. И тогда мы влезем в такую неразбериху , в которой сам черт ногу сломит. Беседу вела Элла ИВА НОВА. («Рабочая трибуна», № 173, 3 октября с.г.) — Одно только перечисле ние бед, переживаемых Рос сией, заняло бы, наверное, все полосы «Православной Моск вы». И"все же, Геннадий Ан дреевич, скажите, что трево жит вас больше всего? — Все крупные смуты на Руси п|)одолжались, как пра вило, 7-8 лет. Сейчас этот сро}с подходит к концу. Но меня беспокоит, что недруги Оте чества могут снова ввергнуть страну в пЛину насилия, раз рушения. Предпосылки к та кому повороту событий нали цо. Существуют- силы зла, ко торые никогда не хотели до бра России и ныне крайне обеспокоены тем, что в этих неимоверно трудных услови ях народ начинает прозревать. Наш былинный Илья Му-: ромец несколько лет проспал на печи и стоит сейчас у раз вилки трех дорог. Одна доро га — это превращение всей страны в большую Чечню, вторая приведет к криминаль ному государству, а третья — путь добра и справедливости. Очень важно выйти на этот путь. Ведь только в XX веке мы воевали четыре раза, недо считались почти 100 миллио нов соотечественников, и лю бая новая междоусобица за кончится для русского наро да трагически. — Откровенно говоря, ве рующие воспринимают совре менные коммунистические движения, в том числе и Ком партию РФ, настороженно. На то есть вполне определенные причины, в том числе и исто- рические^ Поэтому актуален вопрос: как сейчас ваша парт ия относится к религии, Пра- вос.давной церкви? — Не сказал бы, что отно шение верующих к нашей пар тии настороженное. Недавно я и мой коллега, депутат Зор- кальцев, который возглавляет Комитет Государственной Думы по общественным свя зям и религиозным конфесси ям, почти два часа беседова ли со святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алек сием II. Обсуждали вопросы, связанные с законотворчест вом в области свободы совес ти, проблемы, касающиеся за конов о земле. С тревогой го ворили о проникновении в Россшо иносз^занных религий. И отношение к нам было са мое положительное. Я под держиваю регулярные контак ты с митрополитом Санкт- Петербургским и Ладожским Иоанном, везде, где приходит ся бывать, встречаюсь с мес тными иерархами Русской православной церкви, нахожу у них понимание и. подцерж- гП. олитик, не понимающий колоссальной, во многом не повторимой роли, которую сыграла православная вера в становлении и развитии на шей государственноста, куль туры, не понимает саму Рос сию и не сможет вывести стра ну из кризиса. Историю Оте чества надо рассматривать целостно, в ее тысячелетнем выражении. Крестив Русь, святой равноапостольный князь Владимир заложил фун дамент внутреннего единства, основанный на высочайшей морали православия. Без это го невозможно было бы вы держать всех тягот нашей ис тории. Только в период с 1055 по 1462 год Русская земля пе ренесла 245 нашествий. Реша ющей силой в нелегкой жиз ни россиян были не богатст ва, а сила духа, очищаемая и укрепляемая православием. Когда я изучал историю, бьш поражен не только провиде нием преподобного Сергия Радонежского, но и его лич ным мужеством. Преподо бный Сергий благословил Пересвета, тот начал Кули ковскую битву и открыл рат никам путь к великому нрав ственному подвигу, совершен ному во имя спасения народа. Я удивлялся стойкости,патри арха Гермогена, который во В недавнем прошлом аме риканский истеблишмент по лагал, что, покуда на кремлев ском 1 -роне сидит Ельцин, аме риканское дело, как говорится, в шляпе. Можно не тревожить ся по поводу возможного вос крешения «российского медве дя» ^ так аллегорически изо бражают возрождение России как сверхдержавы и ее отказ от превращения в стопроцентную колонию Запада. Уже выборы 1993 года показали, что рус ский народ не настолько запу тан и беспо-мощен, как многим хотелось. С тех пор воды утек ло еще больше, и даже полити ческим слепцам стало ясно, что расчеты на увековечение полу- оккупащюнного режима гро зят обернуться крупным кон фузом. И в тамошних штабах встал вопрос: что делать? На кого ставить? Подбор новых российских «невест» вместо надоевшего Бориса и верного, но бесплод ного Егора начался еще про шлой зимой. Тогда в частных Р азговорах американские со- еседники чаще всего называ ли Черномырдина, как наибо лее подходящего наследника престола. Почему? Потому что, как говорили они, ссыла ясь на словоохотливого Сата рова, и Черномырдин, и Ель цин — одного поля ягоды: «представители ст^ой номен клатуры, которые больше все го заинтересованы в капита лизме». Такое поле Вашингто ну унавоживать не жалко, пло ды произрастают, какие ему нужны. Как пояснил эту мысль Дмитрий Сайме в серии статей В древности ж или мудрые люди. Затевая спор, они предлагали друг другу: преж де всего давайте дого воримся о терминах. И были правы. Чтобыразобрать ся в сути дела, надо не запутаться в словах. Сегодня, скаж ем, у нас патриотами именуютсебя и Шумейко, и Жириновский, и Баркашов. Но согласи тесь: патриотизм Станислава Говорухина все-таки совсем не тот, что патриотизм баркашовцев, избрав ших для себя в качестве эмблемы свастику и восхи щающихся тем, что сделал, придя к власти, Гитлер... А возьмите такие понятия, как коммунизм или со циализм. Коммунистс портретом Сталина мало что общего имеетс коммунистом, для которого катего рически неприемлемы ни сталинщина, ни бреж нев щина, ни безграничная впасть невеж ественной номен клатуры. _ На сей счетхорошо недавно высказался извест ный писатель Борис Стругацкий: «Если понимать под коммунизмом общество, где духовные потребности людей доминируютнад материальными, где человек не знаетболее высокого наслаж дения, нежели твор ческий труд; где человек свободен в своей деятель ности до тех пор, пока его свобода не начинаетогра ничивать свободу других; где создана теория воспи тания, способная раскрыть и развить в каж дом чело веке его творческие потенции, — тогда невозмож но представить себе общественного устройства более справедливого и желанного. К сож алению, слишком часто под коммунизмом по нимается совсем другое: ж елезная^ иктатура, напри мер, контроль над мыслями, всеобщее бессилие пе ред властью или, того хуже —мир на халяву, рай для бездельников, пивопровод «Жигули — Москва» . Сейчас масса людей, как будто бы ни в чем мехщу собой не согласных, работаетна то, чтобы в общес твенном сознании «коммунизм» вызывал только один ряд представлений — о насилии, о подавлении лич ности, о торж естве серости, о хронически неэффек тивной экономике. Как ни странно, этому служ ати ультрадемократы, обличающие коммунистические идеи с позиций безоглядного рынка, и оголтелые псевдомарксисты с их портретами Сталина и казар менным большевизмом. Стоитли, однако, воттак легко, просто, с привы чной бездумностью уступать и неистовым обличите лям, и неистовым радетелям коммунизма то, что вы страдала человеческая мысль на протяжении тыся челетий? Не окаж емся ли мы в этом случае вновь на задворках цивилизации, которая будетпроцветать как раз благодаря успешной реализации высоких, гуман ных и, в конечном счете, отнюдь не утопических идей? Бсех ли сторонников коммунизма или социализма можно стричь под одну гребенку? Бопросы, на кото рые предлагаемое интервью с лидером КП РФ Ген надием Зюгановым, конечно ж е, не даетисчерпыва ющие ответы, оно затрагиваетгораздо более узкий круг проблем. И тем не менее в чем-то оно проясняет позицию значительной части россиян, не поддавших ся моде на антикоммунизм и не путающих уродли вую практику минувших летс учением, которое по- преж нему вызываетпристальное внимание всего мира и небезуспешно используется в социально-по литическ ом опыте многих высокоразвитых госу дарств. > ЕСМ I С1РиЕ ПЖО С1ЯЩ Е1НШ , Ш Т ЕШ , м и т и Е п I тч 1 , п я в с е м о с т а л н ы м Я0Р111 ШТЬ ЯЕМ1ЖЕТ1 Лилер Коммднксшешй п а ртРосепшои Швмврацпи Гвинамвв ввррвспвилеитр газеты «йраввЕлавнав Мвеаваи, квтврвв ввамаиаш чатателвй «лапецквй газеты». Зюганпвт зксаав 1 завапе евкращенавм варе время Смуты сидел в темнице, окруженный врагами, и при зывал народ к изгнанию шляхты. Его услышали граж данин Минин, князь Пожарс кий, тысячи русских людей. Они сформировали ополчение и изгнали врагов из столицы. И в годину Великой Отечес твенной, когда фашисты взя ли за горло нашу страну. Пра вославная церковь возвысила свой голос в защиту Отечест ва. Это сыграло огромную роль в достижении победы. Не было бы «Истории го сударства Российского», на писанной Карамзиным, если бы не летописи, созданные в монастырях. А зодчество, иконопись, цфковное пение! Я говорил с Бондарчуком о том, как великолепно поет хор в «Войне и мире». Он сказал, что это был церковный хор из Загорска, который пел с ду шой. Мы с уважением относим ся к православию. Недавно приняли новую программу и устав, где записано, что рели гиозные убеждения являются настным делом члена партии. Действительно, в истории на шей страны у КПСС бьши раз ные периоды в отношении к церкви, но мы сделали соот ветствующие выводы и не повторим ошибок. — Геннадий Андреевич, многие наши политики гово рят о русской идее, наполняя это понятие порой диаметраль но противоположным содер жанием. На чем, по вашему мнению, должна строиться русская идея? — Недавно под моей ре дакцией вышла большая ис следовательская работа, по священная этому вопросу. Она так и назьтается —«Рус ская Идея и Государство». В ее создании приняли участие историки, юристы, социоло-' ги, религиозные деятели. В основе русской идеи лежат две в «Интернэшнл геральд три- бюн», тем «кто выгадал от ре форм, радикальных перемен не нужно. Новый привилегиро ванный класс России больше всего заинтересован в стабиль ности». Одним словом, еще не напились кровушки. Почему именно это устраивает заокеан ских стратегов? Потому, объяс няет Сайме, что «новые прави тели России — это не идеоло ги, ищущие глобальных подхо дов. Эго —прагматики, страж дущие избежать конфронтации с Западом, от которой постра дал бы доступ к их счетам в швейцарских банках, лондонс ким апартаментам и виллам в Майами». Все эти блага, на грабленные за считанные годы, позволяют Западу держать бо гатых «прагматиков» на крюч ке. Надо отдать должное бы лому комсомольцу Саймсу: душу российского аппаратчи ка, перековавшегося в купчину, он знает хорошо. Но напом ним, — речь в его статьях идет * не столько о «новых русских», проматывающих шальные бо гатства в казино Монако, сколько о правителях России. Во внешней политике от них, по мнению Саймса, Соединен ным Штатам временами мож но ждать «неприятностей». Ибо «людям, безгранично на жившимся на беззаконии в своей стране, трудно прими риться с тем, что за границей им далеко не все позволено». Но все же в основном они ско рее всего поведут себя смирен но. Ну, придавят маленько со седей, поторгуются о том, где тянуть нефтепровод, попугают основные ценности—россий ская духовность, которая не мыслима без православного мироощущения, осознания Своего истинного назначения на земле, и российская дер- жавность, государственность. Без нравственного очищения, без духовного укрепления не возможна стабилизация об становки на огромных про странствах от Балтики-до Камчатки. Очень важно понять исто рические особенности россий ской цивилизации. Это тради ции терпимости, уважения к тем, кто живет по соседству. Наши просторы осваивались не так, как это было в Новом Свете. Вперед шли не с мечом, а с крестом. Несли слово, зна ние, а не уничтожение. Поэто му в России и сохранились все народы, жившие здесь из;д)ев- ле. Скрепляющей основой, на которой было создано наше государство, является русский народ. И без его духовного возрождения невозможно воз рождение других народов страны. Большую опасность пред ставляет использование зна мени русской идеи в неблаго видных целях. Я вижу, как се годня ее пытаются использо вать те, кто в одночасье пре вратился в патриотов. Им не важно, какому Богу молиться, главное, чтобь! деньги шли. — Неправедность, против ная духу христианства, все больше охватьшает наше об щество. Как можно противо стоять этому? — Россия успешно отбива лась от тех, кто приходил с ме чом, пытаясь овладеть нашей землей, богатствами, унигчто- жить нашу веру. Но мы ока зались беззащитными перед новыми видами агрессии — агрессией лжи, несправедли вости, пошлости, алчности. Народ очень доверчив. Сей час, когда есть возможность союзом с Китаем — не более того. «Со всеми ними, — как сказала однажды Тэтчер о Гор- бачеве, — можно иметь дело. Но о восстановлении российс кой империи в ближайшем бу дущем не может быть и речи». через экран телевизеуза, ра диоточку, почтовый ящик проникнуть в каждый дом, каждую семью и обманывать людей ежечасно и ежеминут но, трудно отличить зерна от плевел. Посмотрите, какая вокруг ло.жь, как все извращается! Разглагольствуют о гласнос ти, народовластии, а глас ность давно превратилась в манипулирование обществен ным мнением, народовластие выродилось во всевластие чи новников. Говорят, что у нас демократия, а президент со- ^ ед о т о ч и л в своих руках большую власть, чем русский царь и советский генсек, вмес те взятые. Но царь-то хоть Бога боялся... Мы платим за свою довер чивость страшную цену. Насе ление России в прошлом году сократилось на 940 тысяч че ловек. Продолжительность жизни падает, у мужчин она составила 59лет. До пенсии не доживают! Народ беспощад но спаивается. В прошлом году в среднем на россиянина пришлось 14—16 литров ал коголя. А если уровень пот ребления превышает 8литров, то начинается вырождение на ции. На юге Россрга идет во йна, в стране 6 миллионов бе женцев, которых выгнали с обжитых мест. 25 миллионов русских оказались за предела ми нынешних границ государ ства. Многие из них подвер гаются неслыханным гонени ям, унижениям. Население обобрано. Сна чала «отпустили» цены, и сбе режения превратились в ни что. Из каждой тысячи рублей отняли 998. Затем обманули тех, кто, поверив передавае мой по государственным теле видению и радио рекламе, приобрел акции множества приказавших долго жить фон дов и банков. У людей отняли социаль- Вспомнили и о такой возмож ности—объявить декабрьские выборы недействительными и продержать Ельцина президен том еще несколько лет. Не по лучится — тоже не беда. Есть еще Явлинский Гриша, как за- « РУС, С Д А В А Й С Я ! » За ок е а н ом не сводят глаз с предвыборной к омп ании в России А чтобы с крючка не сорва лись, надо продолжать етрс на расширение НАТО. Пусть, мол, знают русские правители, что «иного не дано». Такова «нашдомовская» перспектива, как она видится Саймсу, ныне президенту никсоновского Фонда для мира и свободы — не последнему человеку на аме риканской политической кух не. На наш вкус, непривлека тельная перспектива. Однако к концу лета стало ясно, что дела у «нашдома» и вообще демократов идут не важно. ВАмерике стали проиг рывать другие варианты. панибратски назвал его кор респондент «Уолл-стрит джор- нэл» Стив Лизмен в статье, по строенной на интервью с гла вой «Яблока». Отрекомендо вав его как «самого популярно го либерального политика в России» и «человека с лицом херувима», автор отчитал Яв линского за отказ объединить ся с Гайдаром. И в упор спро сил: кто он —«государствен ный деятель или человек, вре дящий делу»? Сам, мол, делай выводы. Хочешь американс кой любви — слушайся. А бу дешь вредить, пеняй на себя. И вдруг будто ожогом рот ные права, их фактически ли шили свободы передвижения. Раньше каждый год в один только Крым ездили отдыхать 12миллионов человек. Теперь в Ялте половина здравниц в разгар сезона пустует. Абсо: лютное большинство не мо жет позволить себе туда пое хать: путевка стоит более 2 миллионов, да билет в один конец 800 тысяч. Но я все-таки думаю, что мы выдержим и это нашест вие, в котором клевета и день ги являются главным оружи ем. Люди начинают разби раться что к чему. Даже жули ки догадываются, что съесть можно столько, сколько пере варит желудок, надеть столь ко, сколько нужно, чтобы со греться, а все остальное от лу кавого... — Лакмусовой бумажкой, по которой легко определить ориентацию государственной системы, является ее отноше ние к церкви. Геннадий Андре- 'евич, как высчитаете, занима ет ли Русская православная церковь в нашей стране подо бающее ей положение? — Внешне — вроде бы да. Почести сильным мира сего церкви отдаются. Но в то же время на нее ведут страшное по своей силе наступление иноземные конфессии, а ны нешняя власть практически ничего не делает для того, что бы оградить страну от всевоз можных заморских проповед ников, не препятствует борь бе с Православной церковью, на которую сейчас нападают с большей тоостью, чем в свое время на КПСС. Я прекрасно понимаю, для чего это делает ся. Если удастся уничтожить духовные основы жизни об щества, то Россия будет по вержена. В свое время Геб бельс, формируя доктрину от ношения к нашей стране, ска зал, что можно разгромить армию, завоевать территорию скривило американским госпо дам. Их эмоции красочно изо бразила та же «Уолл-стрит джорнэл» в другой статье, по явившейся на днях и посвящен ной генералу Лебедю: «Он с большим преимуществом бьет ц Ельцина, и Явлинского. Его молниеносное вознесение на роль впереди бегущего стало возможным благодаря бездар ности российских властей. Его кандидатура привлекает даже антикоммунистов, уставших от растущей преступности и но менклатурнойкоррупции, свя занной сВиктором Черномыр диным, которого сторонники Лебедя именуют «мафиози но мер один». Эта харизматичес кая фигура намного опаснее Жириновского. Одна из его главных целей — реставрация российской империи, аннексия Украины, Казахстана и всего того, на что Москва положит глаз. Если правительство не сменит свою нынешнюю поли тику, «Конгресс русских об щин» проглотит их всех на обед, а затем закусит соседни ми республиками на десерт». Одним словом: караул. Лебедь плывет! Не правда ли, звучит глупо вато? Конечно, Александр Ле бедь — человек не сахар, но изображать его кровожадным людоедом — это уж слишком. И если он такой страшный, то почему же он по душе столь многи.м россиянам? Возникает вопрос: не потому ли амери канская газета нагнетает столь ко страху, что хочет подогреть в США анти 1 Iвоен- ;россиискую 1 )? Судите сам ебедь прова- ную истерИЮ7 Е и. «Даже если Л № 2 0 7 ( 1 0 2 1 ) и Т.Д., но нельзя победить этот народ, не насадив в каждой де ревне «свою» веру. Вот сейчас и пытаются насадить веру, которая не соответствует ни нашей душе, ни нашим тради циям. Изо дня в день, даже по православным праздникам, по телевидению вещают ино земные проповедники. Проис ходит подлинное нашествие лжепророков. К сожалению. Государ ственная Дума до сих пор не приняла законов, обеспечива ющих приоритет традицион ным религиям. Но на пути проникновения иностранных конфессий необходимо поста вить барьеры. Национальные интересы страны требуют, чтобы государственная поли тика обеспечивала поддержку трех мировых религий—пра вославия, ислама и буддизма, — религий традиционных для России, ставящих духовно^-^ нравственные ценности выше ^‘ меркантильно-потребительс ких. Именно это и не устраи вает силы зла, которые стара ются либо вытеснить тради ционные вероисповедания, либо посеять вражду между людьми, им приверженным. Война в Чечне, к слову, явля ется попыткой противопоста вить православных и мусуль ман и обострить тем самым ситуацию во всей России. Мы категорически против такого развития событий. Христиане и мусульмане могут и должны жить в мире между собой. — Не секрет, что в настоя-^^ шее время материальное п о -^ Р ложение Русской православ ной церкви тяжелое: строи тельство и восстановление храмов, разрушенных или по луразрушенных в свое время государством, благотвори тельная деятельность — все это стоит колоссальных денег. Какие вывидите возможности осуществления государством финансовой поддержки церк ви? —Многие обители, храмы являются общенациональным достоянием, это святыни, ко торые дороги и близки каждо му человеку, и государству надо сделать все для того, что бы они содержались в хоро шем состоянии: помогать Цер- , кви их ремонтировать и т.д.:С < другой стороны, многие люди охотно внесли бы свой пожер твования на восстановление^^ храмов, но из-за бедности Н е^^ могут сделать этого. И тут уж е^^ дело за государством, которое ДОЛЖНО проводить такую эко номическую политику, чтобы граждане его не былр Нина ми. ! — Геннадий Андреевич, хотелось быузнать ваше отно шение к воссозданию храма Христа Спасителя. — Я много размышлял о том, почему снесли этот храм. Как не дрогнула рука... Храм Христа м>шпостроен на наро дные деньги, в ознаменование великого подвига народа, имел величественный вид. Яв- л:ялся символом духовной силы, могущества общества. Недруги России разрушали именно такие храмы, монас тыри. Я — за восстановление •справедливости. !^ ам должен быть возрожден. Только хоте лось бы, чтобы в то время, как восстанавливаются святыни православия, не разрушали санатории, не закрывали больницы, дворцы культуры. Одно должно дополнять Тфу- . гое. ...Я много ездилпо стране. . Почти везде — от Калинин града до Владивостока — по бывал. Жизнь России знаю не понаслышке. Убежден, что если в стране плохо священни ку, учителю, милиционеру и врачу, то и всем остальным хорошо быть не может. Беседовал О. НИКОЛЬСКИЙ. лится, американо-россииские отношения скорее всего значи тельно ухудшатся, так как дру гая растущая политическая сила — это коммунистический блок, воглавляемый Зюгано вым. Он тоже стоит за восста новление СССР. Как лучше всего ответить на угрозу, исхо дящую о'шроссийскихнациона листов? Важнее всего не пы таться их умиротворять. Нуж на твердая и последовательная экспансия НАТО, отказ подпи тывать русские иллюзии вели- кодержавия, поддержка неза висимости Украины, помощь демократическим силам в са мой России. Такая политика должна быть в центре ответа США на поворот России к жес ткой линии». Послушать таких амери канцев, так худо придется на шему избирателю, если он от вергнет Ельцина, НДР, Явлин ского. Выход один—«Рус, сда вайся!» Как хочется некоторым американцам поруководить Россией, погаугиитерствовать в ней! Только все это уже было в нашей истории. И битые мы, и пуганые, и пережившие в от личие от американцев не одно чужеземное нашествие. Были у нас и такие правители, кото- § ые, как Горбачев, сдавались ез боя. Были и еще есть свои Лжедмитрии. В семье не без урода. Но доминирующая тра диция в российской истории иная. Она жива и сегодня. Ее олицетворяют, в частности, и Александр Лебедь, и Геннадий Зюганов. Лично меня они не пугают. Станислав МЕНЬШИКОВ. г. Роттердам. («Правда», № 183, 4 октября).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz