Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

н а л и п е ц к и х п о д м о с т к а х 14 ок тября 1995 г. ^ л а у р е а т ы м е х с д у н а р о д н ы х к о н к у р с о в № 206 ( 1020) Г" 38 -й сезон Липецкой государственной филармонии Творческое содружество сроком в двадцать лет 1 !^ Приглашает музыкальная гостиная Распорядитель салона Константин КЛЮТКИН Тел. 25-41-05 ■ 5 5 СЕЗОН, ОТКРОЙСЯ! И —не по мановению волшебной па­ лочки, а большими стараниями всех, причастных к его началу, —сегодня он и в самом деле откроется. В Академи­ ческом театре драмы имени Л.Н . Тол­ стого откроется 38-й сезон Липецкой государственной филармонии. Дебют» этот по традиции составит серия ве­ черов, встреч, премьер. рил -и чув ствовал. Автор ы композици й Никола й Ч ебы- кин и Игорь Р езни ков заня ­ ли в н ей драма ти че ских ак ­ т еров В еру Мар т ынову, Ана­ толия Ч ечелева, во калистов Татьяну Хованц еву, Люд ­ милу Бала кир еву, Све тлану Бака й, струнн ый кварт е т. Второ е о тд еление по ­ дарит слуш ат ел ям не со ­ мн енную радо сть еще одной в стр ечи с такими маст ера­ ми, как народн ый ар тист России Анатоли й Безденеж­ ный и за служ енный ар тист П ервое о тд еление п ервого конц ер та с езо­ на посвящ ено 100-Ле- тию со дня рожд ения Сергея Е с енина . Компо­ зиция на муз ы ку Г еор­ гия Свиридова « На з ем­ ле живу т лишь раз...» — поп ы тка во й ти в эмо­ ци о н ал ьн о -ф и ло с оф ­ ски й мир поэта, просл е­ ди ть внутр еннее разви ­ ти е его биографии, хо тя б ы фрагмен тарно пока ­ зать, как и по чему, о т­ чего именно так он тво- России Вал ерий Радчен ко. О конц ер тах сл едующе­ го дня и 17 о ктября расска ­ зано в отд ельных ма т ериа­ лах на э то й страниц е . В пон едельни к сц ена т е ­ а тра буд е т отдана Государ­ ств енному ан самблю танца «Казаки России» (худож е с­ тв енный ру ководит ель Ле ­ онид Милованов) . Над еем­ ся, ч то с езон, уже начав ­ ший ся для ансамбля у ча с­ ти ем в юбилейных торяс ес- т вах в Ельце, У смани, Р я ­ зани, конц ер тами на пло ­ щадках областного ц ен тра, окаж е тся н е менее у сп еш­ ным, чем пр едыдущие . В ча стности, «Казаки России» готовятся в ыеха ть на гас ­ троли в Австрию, гд е их жде т и знам ени то е т елешоу «Музы кально е подворь е» . С полгода назад на чала сь твор че ская биография Ли ­ п ец кого городского кам ер ­ ного хора (ру ководит ель Игорь Цилин) . Наша филар­ мония, е ст е ств енно, обра ти­ ла на н его внимание и при ­ гласила его к сотрудни че с­ тву. 18 октября в малом зал е обла стного Дворца культур ы Т . Хованц ева, С . Бака й, В. Рад чен ко и хор исполнят со чинения ру с ­ ских классиков Х1Х-ХХ в е­ ков. Нов ый филармониче с ­ ки й с езон сразу ж е прид е т в муз ы кальн ые учебные за ­ ведения Ли п ец ка и Ельца. Зд е сь про йду т конц ер т ы , в стр ечи, ма ст ер- класс с гос­ тями Лип ец кого трио бая ­ нистов. Ну, а ч то ж е дальше . На на чало ноября намечен ве­ чер к 20-л е тию твор че ско й дея т ельно сти Т. Хованц е- вой . У ченица К.Н. Игумно­ ва проф е ссор Росси й ско й а кад емии музы ки Мария СТ АНЬТЕ ОБИТАТЕЛЯМИ Дж аз, П Т ИЦ» «Джаз — он как птица. Летает, пролетает, перелетает, не зная ни границ, ни таможен». X . КОРТАСАР С по явлением баг рян ­ ца в листве , наступлени ­ ем осенних холодов ли ­ п ец к ая « Ст р ан а птиц» вновь ож идает своих оби ­ тателей. Любители музы ­ ки, вероятно, дог адались, что речь идет вовсе не об орнитолог ическ ом пара ­ док се. Отк рывшаяся пол­ тора г ода назад в поме ­ щении областной научной библиотек и филармони ­ ческ ая музык альная г ос ­ тиная с так им аллег ори ­ ческ им названием , о ли ­ цетворяющим ч асть о г ­ ромног о мира Музыки — дж аз , вновь начинает ра ­ боту. «Страна птиц» — это , ск орее всего , про г ра мма - абЗнемент определенной направленности, к оторая призвана сориентировать слущателя , п р освет и т ь ег о и подг отовить со зда ­ н и е о р г а н и з а ц и о н н о й струк туры — дж аз клуба. Хотя дж аз и зазвучал в Липецк е, но г оворить о к лубе пок а не приходит ­ ся. Так евой долж ен оп и ­ раться не тольк о на до- бруЬ волю дирек тора фи ­ лармонии, энтузиазм ва ­ шег о пок орного слуги или г остеприимство работни ­ ков отдела иск усств науч ­ ной библиотек и, но, как писалось в хорошо извес ­ тных нам хрестоматиях, «на движ ение сни зу са ­ мих масс» — слушателей, любителей музык и. Вп роч ем, так ие, к то постоянно «проживает» в «Стране птиц», есть. Ср е ­ ди них музык анты И. Рез ­ ник ов, А. Мартынов , С. Бондарен к о , худож ник и И. и Е. Старик , ж урналист С. Зубарев. «Не до дж а ­ за», — ск аж ете вы? От ­ нюдь. За столетие свое ­ го существования он не раз переж ивал трудные времена, как -то: великая депрессия СШ А 30-х г о ­ дов, разруха после вто ­ рой мировой войны в Ев ­ ропе, времена «зажима» в нашем Отечестве, — но все равно продолж ал зву ­ чать. Звучит, несмотря ни на что, и сег одня. К п ри ­ меру — в Виннице в по ­ мещен ии , п рин адлеж а- ' ' ' .у ,« т ч__,__ щем филармонии , отк рылся к афе-бар, г де рег улярно в ы - ' ступают дж азовые музыканты; весной в Киеве создана Ук ра­ инск ая дж азовая ассоциация, которая проводит рег улярные семинары, а совсем недавно ею ор г ан и зованы к онцерты всемирно известных француз ­ ск их музык антов Мишеля Пор- тапя и Л уиса Клависа; в Тал­ линск ой г ородск ой ратуше те- . перь вновь будут постоянно звучать дж азовые к онцерты. Дж аз во все времена своей истории был очень чутким ба ­ рометром социальног о состо ­ яния, пок азателем обществен ­ ного развития и граж данск ог о со г ласи я . Опыт «дж азовых» стран — Бельг ии, Нидерлан ­ до в , Ф р ан ц и и , Гер ман и и , Финляндии , Ш веции — о со ­ бенно убеж дает в этом. Так что, думается, как раз сейчас «до джаза», поск ольк у он, по ­ мимо высок их эстетич еск их навык ов, учит мыслительной к ультуре, динамическ ому по ­ иск у различных нестандартных решений, обладает необык но ­ венными к оммуник ативными свойствами , то есть тем, чего н ашему о бщ ест в у ст оль не хватает. Прошедший сезон вряд ли мож но назвать насыщенным дж азовой музык ой, но знак ом­ ство липчан с так ими ее г ран ­ дами , как трубач из Донецк а Валерий Колесник ов, пианист из Курск а Л еонид Винцк евич, сак софонист из Таллина Л ем- бит Саарсалу , америк анск ий г итарист Дж он Стоуэл, сдела ­ ло этот к онцертный п ериод н ебезын тересным, подняло планк у музык альной культуры г орода на более высок ий уро ­ вень. Хотелось бы приумно ­ ж ить достигнутое, раздвинуть ж анровые и этническ ие рам ­ ки. Сейчас идут перег оворы о возмож ном посещении «Стра­ ны птиц» молодым пианистом из Санк т-Петербург а, уже за- ^ воевавшим признание ми р о - ' вой дж азовой аудитории Ан ­ дреем Кондак овым, с одним из н аи более своеобр азн ы х отеч ествен ных музык ан тов , вошедшим в книгу рек ордов Гин несса ( потому что еди н ­ ственный в мире дж азмен — к олхозник ) , Эн вером Измай ­ ловым. Выразил ж елание при ­ ехать в Л ип ецк с лек циями известный к иевск ий музык о ­ вед Алек сей Ког ан . Готовы приехать дж азмены из Архан ­ гельск а, Донецк а, Киева, Вин ­ ницы — нашлись бы возмож ­ ности их принять. Вот гут, к о ­ нечно, прихо,цится и помечтать о липецк их Дяг илеве и Моро ­ зове, меценатах — любителях музык и. Выступая в Липецк е с к он ­ цертами, лек циями, приходит ­ ся ощущать нек ое недоуме ­ ние, ловить вопросительные и н т он ац и и ; «А з ач ем н ам дж аз? Ведь это не наше». Да. Родина ег о — действительно не Россия, но разве задаем мы п одобные воп росы о т н о си ­ тельно симфон и ч еск ой или оперной музык и, ведь место их формирования — далек о за пределами нашег о Отечества. В результате ряда к ультурных процессов дж аз из америк ан ­ ск ой музык и стал общемиро ­ вым достоянием. В нем поя- Работник и муниципального предприятия Ш о- суг - культура» совместно со специалистами биб­ лиотек и поселк а Сырск ий 100 - летие со дня ро ­ ж дения велик ого русск ого поэта Серг ея Есени ­ на отметили большим литературным вечером. Стихи Есенина читали на этом праздник е работ ­ ники к ультуры Елена Захарова и Наталья Баша ­ рова, учитель средней школы № 30 Юрий Дру ­ ж инин. Татьяна Трубачева, худож ественный ру- ВСЕГДА ЛЮ БИМЫЕ СТИХИ ... к оводитель предприятия « Досуг -культура» и с ­ полнила многие Хорошо известные романсы на стихи поэта. С большим интересом послушали любители поэзии записи голоса самог о Есени ­ на, воспоминаний его друзей . . . От имени ж ителей поселк а глава местной ад­ министрации В. Мешк ов еёрдеч 5 | о поблагода ­ рил орг анизаторов поэтическ ого праздник а. БОРИСОВА. , Гамбарян да ст конц ер т ы со своими у чени ками. Состоят­ ся гастроли Московского т е­ а тра «Эт с е т ера», ру ководи­ мого Ал е ксандром Каляги ­ н ым . Что каса е тся конц ер­ тов, сп е ктакл ей, фе стивал ей более поздн его времени, то и они об ещаю т б ы ть в е сьма ин т ер е сн ы м и . П оруко й т ему —; едва ли не девиз ху ­ доже ств енного ру ководит е­ ля филармонии Владимира Л арькова ; «Приобщ ение ли п чан, о соб енно молоде­ жи, к настоящ ему и скусст­ ву — см ы сл наш его сущ е­ ствования. Ина че зачем же мы нужны?» . Константин КЛЮТКИ Н. На снимк е; вы ступают «Казаки России». • 'Т г ] V - •л Ж .4 ' ЙШМ I ЭТА БАСНОСЛОВНАЯ СЫГРАННОСТЬ Липецк ому, трЕ^ о бо^ иистов — 20 пет # Ф § вились целые национальные школы, он заг оворил разными язык ами мира, в.том числе и по-русск и. И в этом наши слу ­ шатели смог ут еще раз убе ­ диться, побывав 17 ок тября на к онцерте в малом зале облас­ тног о Д ворца к ультуры, где свою новую прог рамму пред ­ ставит пианист Л. Винцкевич. Л . Ви н ц к еви ч — ар т и ст о со бо г о дарован и я , с ярк о выраж ен н ой н ац ион альн ой природой. Иг рает ли он свою музык у, к лассик у дж аза или современные пьесы — в ег о испблк ении всегда ощущают ­ ся ( говоря словами дж азоло- га А. Баташева) богатырск ий размах, проник новенное глу­ бок ое славян ск ое дыхание, русск ая широта и мудрость. У мног их липчан до сих пор вы­ зывает приятный трепет ег о концерт в составе интер-трио. Не имея солидных финансо ­ вых возмож ностей , «Страна птиц» пригласила Леонида вы­ ступить лишь с сольным к он ­ цер т ом. Но Л еон и д решил преподнести нам настоящий подарок — выступить в соста ­ ве своег о нового трио: «Я дав ­ но хотел иметь трио подобно ­ го плана, очень хочется играть с ними». Партнеры Л. Винцк евича достаточно хорошо знак омы липчанам. С к онтрабасистом Андреем Ивановым (обладате­ лем Гран-при к онк урса дж азо ­ вых исполнителей в Брю ссе ­ ле, такой успех редк ость ср е ­ ди отечественных дж азменов) мы встреч али сь в марте, а Олег а Юданова (ударные) на- ,верняк а любители долж ным образом оценили по резуль ­ татам ег о мног олетней твор ­ ческ ой работы в составе и з ­ вестн о г о ан самбля «Архан ­ гельск». Му зы к альн ая г о ст и н ая приглашает на этот и друг ие к онцерты всех , п отому что вряд ли найдутся равнодуш ­ ные к эк стра- к лассу исполни ­ телей, их артистическ ому оба ­ янию. «Страна птиц» ж^ ^ ет своих обитателей. И. ВЕРЕЩАГИН, му .эыковед, арти ст ' Лип ец ко й филармонии . На снимк е: Л . Винцк евич ( сл ева) и Д. Стоуэл на кон­ ц ер т е в Ли п ец к е . В памятном альбоме, храни­ мом в архиве Липецкого трио баянистов, обращает на себя внимание выдержка из статьи, написанной после о.дного из концертов: «Когда слушаешь этот ансамбль, 0 1 щщение сво ­ дится к тому, что перед нами за­ мечательные партнеры, не отя­ гощенные заботами слаженнос­ ти и синхронности исполнения, музицирующие самозабвенно, с гармоничным единением чувств и мыслей». Совместная творческая дея­ тельность солистов Липецкой государственной филармонии заслуженных артистов России, лауреатов Всероссийского, Все ­ союзного и международных кон­ курсов Анатолия Науменко, Вя­ чеслава Мельника, Виктора Кар- пия длится вот уже два десяти ­ летия. За эти годы ими дано свы­ ше трех тысяч концертов по всей стране, а также за отбежом — в Германии, Польше, Болгарии, на Кубе... Удивительно широк по охва­ ту различных эпох и стилей ре­ пертуар музыкантов, который включает сочинения Баха, Мо ­ царта, Шуберта, Листа, Глинки, Мусоргского, Лядова, Шостаг.о- вича, Канчели. Ими подготовлен цикл органной музыки, на радио записано множество произведе­ ний, среди которых особой по­ пулярностью пользуется музыка современных авторов. Как трио Анатолий, Вячеслав и Виктор впервые попробовали себя во время учебы в Вороне­ жском институте искусств (класс, профессора А. Тимошенко). Тог ­ да и обнаружились первые ро­ стки музыкального взаимопони­ мания, общих художественных . тяготений, идеалов. Но специ ­ ального педагога, который обу­ чал бы их искусству ансамбле­ вой игры, они никогда не име­ ли. Свои знания они почерпну­ ли методом «проб и ошибок», пу­ тем освоения множества произ­ ведений и опыта других, очень разных музыкантов. Во время работы 8 библиотеках молодые музыканты с немалым изумле­ нием убеждались в том, какие несметные художественные бо ­ гатства пылятся на полках кни­ гохранилищ, тогда как на сценах царит репертуарное однообра­ зие, господствуют стереотипы. Дебют трио прошел в инсти­ тутском зале, затем состоялись успешные выступления в других городах. Тогда их и заметил ди ­ ректор Липецкой филармонии В. Ларьков. Он и содействовал выходу ансамбля на гастрольную «орбиту». Полезным для баянистов оказалось участие в конкурсах (1978 г. — В. Карпий завоевы­ вает золотую медаль на конкур­ се «Кубок 'мира» в Лодзи ; B. Мельник в 1979 г. становится лауреатом конкурса «Фогтландс- кие дни»; 1979 г. — коллектив — лауреат второго Всероссийск о­ го к онк урса в Ленинграде) и многочисленных фестивалях в Казахстане, Белоруссии, Литве, Польше, Болгарии, Китае. Это способствовало выработк е у музыкантов сценической свобо­ ды, исполнительской увереннос­ ти, артистического блеска и на­ лаживанию контактов с такими мастерами, как Т. Вольская и А. Трофимов, А. Скляров, И. Паниц- кий, уральское трио баянистов, C. Найко, М. Бонне (Франция), Е. Юрек (Польша), В. Чухран (Ру­ мыния), П. Маринов (Болгария)... Игра трио Поражает своей непринужденностью, свободой, радостью от процесса самого музицирования, (что не раз от­ мечалось рецензентами) . Бесспорно, у них выработал­ ся законченный взгляд на эсте­ тику ансамблевого исполнитель­ ства. По их мнению, ансамбле­ вая игра должна совмещать в себе единение и противополож ­ ность. Для них трио — это пре­ жде всего особый род отноше­ ний. На сцене как бы демонстри­ руются, испытываются различ ­ ные типы человеческих контак ­ тов, В чисто профессиональном аспекте ансамблевое исполни­ тельство для А. Науменко, В. Карпия, В. Мельника — это об- Науменко — эмоционально бо­ лее сдержанный, в изъявлениях чувств созерцательный, но не лишенный задора и игрового азарта. Вячеслав Мельник всег ­ да подкупает искренностью, по­ иском изысканных звуковых кра­ сок. Он — чуткий музыкант, и мног ие плюсы «ансамбля» — именно его заслуга. В игре бая­ ниста обращает на себя внима­ ние грамотность, мудрость и особая гармоничность. К Вячес­ лаву, не скрою, я испытываю особую симпатию. Удивительно то, что в одном человеке могут сочетаться воля, самообладание и обаяние; поразительная рабо­ тоспособность, любовь к книгам щее восприятие стилей, некий «полифонический» слух, позво­ ляющий избежать однообразия, громоздкости звуча^ ^ ия. Артис­ ты много уделяют внимания рас­ пределению звуковой светотени, рельефности каждого голоса, пласта музыкальной ткани, а так ­ же ритму, его естественности, ак тивности. Пожалуй, именно благодаря этому возможна та удивительная живость (полное отсутствие.оттенка музейности), с которой у трио звучат произ­ ведения мастеров прошлых эпох. Три разных характера, три личности соединились в этом ансамбле. Виктор Карпий — эк ­ спрессивный, порой взрывной, успевающий все держать в поле слухового контроля, мгновенно вносить новые черты в исполни­ тельский стиль, склонный к .им- провизационности. Анатолий и... умение вкусно приготовить обед (поварское ис 1 ^ сство — его хобби) . При его образе жиз­ ни особое значение приобрета­ ет атмосфера, царящая в доме. Вячеслав Григорьевич признает, что не может пожаловаться на отсутствие понимания, помощи. И за это он очень благодарен Евгении Мельник, его жене, и детям. Говоря сТювами слушателей ансамбля, —«трио отличает бас­ нословная сыгранность», «тон­ кое ансамблевое чувство..,». И еще; «Их сыгранность велико­ лепна—они понимают друг дру­ га с полуслова, с полувзгляда, полужеста. Такому чувству лок ­ тя можно только позавидовать». Однако трио стремится до ­ биться не только звуковой син­ хронности. Главное—ощущение динамики формы, направлен ­ ность к кульминационным точ­ кам, единство архитекто­ ники. Не менее впечатля­ ет и единство звуковой па­ литры исполнителей, при­ сущая им «тембровая фан­ тазия». Одна из самых при­ влекательных черт твор ­ ческого облика ансамбля — умение использовать множество красок, не вы­ ходя за рамки стиля ком­ позитора. Оставаясь вер­ ными его духу, они способ­ ны ок расить исполнение своей индивидцальностью, найти то самое «чуть-чуть», к оторое придает всякой интерпретации своеобра­ зие, гибкость и естествен­ ность фразировки, весьма не просто реализуемые в ансамблях . Удельный вес. коллек ­ тива определяется его ре­ пертуаром. Художествен­ ным мерилом для трио.яв- ляется интерпретация ‘ор­ ганной музыки — мощный размах интеллекта и эмо ­ ций в транскрипциях неза­ бываем! А сколько утон­ ченности в исполнении миниатюр русских компо­ зиторов... С самого нача­ ла своего существования трио поставило цель со ­ здать оригинальный ре­ пертуар в данном жанре, который в то время огра­ ничивался неск ольк ими сочинениями. Через не­ ск ольк о лет им удалось «раскачать» В. Золотарева, А. Тимошенко, Ю. Романо­ ва, В. Черникова... Мечтают ли музыканты о новых произведениях? Да, конечно, — отвечает В. Мельник. — Нам обещаны произведения Тимошенко, Нагаева, Дербенко. С ог ­ ромным любопытством следим за творчеством Гу- байдулиной , Денисова, Шнитке. Замечательное произведение могло бы родиться у Банщикова». Много ли работает, ре­ петирует трио?.Да, по-пре­ жнему много. Без этого нет и не может быть движения вперед, завоевания новых творческих рубежей. ' Н. СОСНОВСКАЯ, муз ы ков ед . На снимк е: Ли п ец­ ко е трио -баяЕшстов на м еждународном фе сти­ вал е в Польше . Вечер «3 г остях у Липецк ог о трио. . .» пройдет завтра в .Академическом театре драмы и соберет весьма именитых друзей «именинни­ ков». Среди них прежде всего, наверное, стоит назвать профессора Воронежского института искусств, заслуженного деятеля искусств Рос­ сии к омпозитора и исполнителя Алек сандра Тимошенко, у которого учились музыканты. Поздравит их и профессор Российской ака­ демии музыки имени Гнесиных Альфред Мирек , автор многих работ по истории развития баяна и аккордеона, педагог, воспитавший ряд извес­ тных талантливых исполнителей. А. Мирек — художественный руководитель аккордеонного дуэта Светлана Подшивалова —' Ирина Кулин-' ' ченко, чье выступление способно украсить лю­ бое шоу. Другой приезжающий на вечер столичный «Классик-дуэт» (Татьяна Ханинова, фортепиано — Андрей Горбачев, балалайка) — уже совсем иного плана. Он играет серьезные сочинения; необычное же сочетание инструментов, высо­ кий класс дуэта привносят в ка,ждый его номер чарующий элемент новизны. Безусловное украшение вечера — ансамбль русской песни «Воронежские девчата», лауреат нескольких фестивалей и конкурсов, побывав- -7 ■ ■ '■ . ■. : ' ....... ;....■........................................ ^ ■ '■' ■' ' ---- ■* ший бол.ее чем в тридцати странах Европы, Америки и Азии. Девчатам одинаково блестя­ ще удаются и старинные песни Черноземного региона, и сложные произведения современ ­ ных композиторов. Гость из Горького — ансамбль народных инструментов «Мозаика», ранее работавший в нашей филармонии. Высокий профессиона­ лизм музыкантов позволяет им уверенно чув­ ствовать себя в различных формах и жанрах музыки. Собравшиеся на вечере услышат и вирту­ озную игру на цимбалах. Ее продемонстриру­ ет Лариса Рыдлевская (Минрк), лауреат трех конкурсов, солистка Государственного оркес­ тра народных инструментов Республики Бела­ русь. Аккордеонист Юрий Прохоров —липчанин, стажер Российской академик! музыки. Мастер­ ство этого молодого артиста уже отмечено на конкурсах в Воронеже и Клигентале. Наконец, нельзя не упомянуть Владимира Селявкина, ру­ ководителя, пожалуй, самого популярного се­ годня в Липецке коллектива—эстрадного трио. .В. Селявкин выступит на вечере соло и, мож ­ но не сомневаться, внесет в его впечатляю- щую палитру свои неповторимые краски. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz