Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
н а л и п е ц к и х п о д м о с т к а х 14 ок тября 1995 г. ^ л а у р е а т ы м е х с д у н а р о д н ы х к о н к у р с о в № 206 ( 1020) Г" 38 -й сезон Липецкой государственной филармонии Творческое содружество сроком в двадцать лет 1 !^ Приглашает музыкальная гостиная Распорядитель салона Константин КЛЮТКИН Тел. 25-41-05 ■ 5 5 СЕЗОН, ОТКРОЙСЯ! И —не по мановению волшебной па лочки, а большими стараниями всех, причастных к его началу, —сегодня он и в самом деле откроется. В Академи ческом театре драмы имени Л.Н . Тол стого откроется 38-й сезон Липецкой государственной филармонии. Дебют» этот по традиции составит серия ве черов, встреч, премьер. рил -и чув ствовал. Автор ы композици й Никола й Ч ебы- кин и Игорь Р езни ков заня ли в н ей драма ти че ских ак т еров В еру Мар т ынову, Ана толия Ч ечелева, во калистов Татьяну Хованц еву, Люд милу Бала кир еву, Све тлану Бака й, струнн ый кварт е т. Второ е о тд еление по дарит слуш ат ел ям не со мн енную радо сть еще одной в стр ечи с такими маст ера ми, как народн ый ар тист России Анатоли й Безденеж ный и за служ енный ар тист П ервое о тд еление п ервого конц ер та с езо на посвящ ено 100-Ле- тию со дня рожд ения Сергея Е с енина . Компо зиция на муз ы ку Г еор гия Свиридова « На з ем ле живу т лишь раз...» — поп ы тка во й ти в эмо ци о н ал ьн о -ф и ло с оф ски й мир поэта, просл е ди ть внутр еннее разви ти е его биографии, хо тя б ы фрагмен тарно пока зать, как и по чему, о т чего именно так он тво- России Вал ерий Радчен ко. О конц ер тах сл едующе го дня и 17 о ктября расска зано в отд ельных ма т ериа лах на э то й страниц е . В пон едельни к сц ена т е а тра буд е т отдана Государ ств енному ан самблю танца «Казаки России» (худож е с тв енный ру ководит ель Ле онид Милованов) . Над еем ся, ч то с езон, уже начав ший ся для ансамбля у ча с ти ем в юбилейных торяс ес- т вах в Ельце, У смани, Р я зани, конц ер тами на пло щадках областного ц ен тра, окаж е тся н е менее у сп еш ным, чем пр едыдущие . В ча стности, «Казаки России» готовятся в ыеха ть на гас троли в Австрию, гд е их жде т и знам ени то е т елешоу «Музы кально е подворь е» . С полгода назад на чала сь твор че ская биография Ли п ец кого городского кам ер ного хора (ру ководит ель Игорь Цилин) . Наша филар мония, е ст е ств енно, обра ти ла на н его внимание и при гласила его к сотрудни че с тву. 18 октября в малом зал е обла стного Дворца культур ы Т . Хованц ева, С . Бака й, В. Рад чен ко и хор исполнят со чинения ру с ских классиков Х1Х-ХХ в е ков. Нов ый филармониче с ки й с езон сразу ж е прид е т в муз ы кальн ые учебные за ведения Ли п ец ка и Ельца. Зд е сь про йду т конц ер т ы , в стр ечи, ма ст ер- класс с гос тями Лип ец кого трио бая нистов. Ну, а ч то ж е дальше . На на чало ноября намечен ве чер к 20-л е тию твор че ско й дея т ельно сти Т. Хованц е- вой . У ченица К.Н. Игумно ва проф е ссор Росси й ско й а кад емии музы ки Мария СТ АНЬТЕ ОБИТАТЕЛЯМИ Дж аз, П Т ИЦ» «Джаз — он как птица. Летает, пролетает, перелетает, не зная ни границ, ни таможен». X . КОРТАСАР С по явлением баг рян ца в листве , наступлени ем осенних холодов ли п ец к ая « Ст р ан а птиц» вновь ож идает своих оби тателей. Любители музы ки, вероятно, дог адались, что речь идет вовсе не об орнитолог ическ ом пара док се. Отк рывшаяся пол тора г ода назад в поме щении областной научной библиотек и филармони ческ ая музык альная г ос тиная с так им аллег ори ческ им названием , о ли цетворяющим ч асть о г ромног о мира Музыки — дж аз , вновь начинает ра боту. «Страна птиц» — это , ск орее всего , про г ра мма - абЗнемент определенной направленности, к оторая призвана сориентировать слущателя , п р освет и т ь ег о и подг отовить со зда н и е о р г а н и з а ц и о н н о й струк туры — дж аз клуба. Хотя дж аз и зазвучал в Липецк е, но г оворить о к лубе пок а не приходит ся. Так евой долж ен оп и раться не тольк о на до- бруЬ волю дирек тора фи лармонии, энтузиазм ва шег о пок орного слуги или г остеприимство работни ков отдела иск усств науч ной библиотек и, но, как писалось в хорошо извес тных нам хрестоматиях, «на движ ение сни зу са мих масс» — слушателей, любителей музык и. Вп роч ем, так ие, к то постоянно «проживает» в «Стране птиц», есть. Ср е ди них музык анты И. Рез ник ов, А. Мартынов , С. Бондарен к о , худож ник и И. и Е. Старик , ж урналист С. Зубарев. «Не до дж а за», — ск аж ете вы? От нюдь. За столетие свое го существования он не раз переж ивал трудные времена, как -то: великая депрессия СШ А 30-х г о дов, разруха после вто рой мировой войны в Ев ропе, времена «зажима» в нашем Отечестве, — но все равно продолж ал зву чать. Звучит, несмотря ни на что, и сег одня. К п ри меру — в Виннице в по мещен ии , п рин адлеж а- ' ' ' .у ,« т ч__,__ щем филармонии , отк рылся к афе-бар, г де рег улярно в ы - ' ступают дж азовые музыканты; весной в Киеве создана Ук ра инск ая дж азовая ассоциация, которая проводит рег улярные семинары, а совсем недавно ею ор г ан и зованы к онцерты всемирно известных француз ск их музык антов Мишеля Пор- тапя и Л уиса Клависа; в Тал линск ой г ородск ой ратуше те- . перь вновь будут постоянно звучать дж азовые к онцерты. Дж аз во все времена своей истории был очень чутким ба рометром социальног о состо яния, пок азателем обществен ного развития и граж данск ог о со г ласи я . Опыт «дж азовых» стран — Бельг ии, Нидерлан до в , Ф р ан ц и и , Гер ман и и , Финляндии , Ш веции — о со бенно убеж дает в этом. Так что, думается, как раз сейчас «до джаза», поск ольк у он, по мимо высок их эстетич еск их навык ов, учит мыслительной к ультуре, динамическ ому по иск у различных нестандартных решений, обладает необык но венными к оммуник ативными свойствами , то есть тем, чего н ашему о бщ ест в у ст оль не хватает. Прошедший сезон вряд ли мож но назвать насыщенным дж азовой музык ой, но знак ом ство липчан с так ими ее г ран дами , как трубач из Донецк а Валерий Колесник ов, пианист из Курск а Л еонид Винцк евич, сак софонист из Таллина Л ем- бит Саарсалу , америк анск ий г итарист Дж он Стоуэл, сдела ло этот к онцертный п ериод н ебезын тересным, подняло планк у музык альной культуры г орода на более высок ий уро вень. Хотелось бы приумно ж ить достигнутое, раздвинуть ж анровые и этническ ие рам ки. Сейчас идут перег оворы о возмож ном посещении «Стра ны птиц» молодым пианистом из Санк т-Петербург а, уже за- ^ воевавшим признание ми р о - ' вой дж азовой аудитории Ан дреем Кондак овым, с одним из н аи более своеобр азн ы х отеч ествен ных музык ан тов , вошедшим в книгу рек ордов Гин несса ( потому что еди н ственный в мире дж азмен — к олхозник ) , Эн вером Измай ловым. Выразил ж елание при ехать в Л ип ецк с лек циями известный к иевск ий музык о вед Алек сей Ког ан . Готовы приехать дж азмены из Архан гельск а, Донецк а, Киева, Вин ницы — нашлись бы возмож ности их принять. Вот гут, к о нечно, прихо,цится и помечтать о липецк их Дяг илеве и Моро зове, меценатах — любителях музык и. Выступая в Липецк е с к он цертами, лек циями, приходит ся ощущать нек ое недоуме ние, ловить вопросительные и н т он ац и и ; «А з ач ем н ам дж аз? Ведь это не наше». Да. Родина ег о — действительно не Россия, но разве задаем мы п одобные воп росы о т н о си тельно симфон и ч еск ой или оперной музык и, ведь место их формирования — далек о за пределами нашег о Отечества. В результате ряда к ультурных процессов дж аз из америк ан ск ой музык и стал общемиро вым достоянием. В нем поя- Работник и муниципального предприятия Ш о- суг - культура» совместно со специалистами биб лиотек и поселк а Сырск ий 100 - летие со дня ро ж дения велик ого русск ого поэта Серг ея Есени на отметили большим литературным вечером. Стихи Есенина читали на этом праздник е работ ники к ультуры Елена Захарова и Наталья Баша рова, учитель средней школы № 30 Юрий Дру ж инин. Татьяна Трубачева, худож ественный ру- ВСЕГДА ЛЮ БИМЫЕ СТИХИ ... к оводитель предприятия « Досуг -культура» и с полнила многие Хорошо известные романсы на стихи поэта. С большим интересом послушали любители поэзии записи голоса самог о Есени на, воспоминаний его друзей . . . От имени ж ителей поселк а глава местной ад министрации В. Мешк ов еёрдеч 5 | о поблагода рил орг анизаторов поэтическ ого праздник а. БОРИСОВА. , Гамбарян да ст конц ер т ы со своими у чени ками. Состоят ся гастроли Московского т е а тра «Эт с е т ера», ру ководи мого Ал е ксандром Каляги н ым . Что каса е тся конц ер тов, сп е ктакл ей, фе стивал ей более поздн его времени, то и они об ещаю т б ы ть в е сьма ин т ер е сн ы м и . П оруко й т ему —; едва ли не девиз ху доже ств енного ру ководит е ля филармонии Владимира Л арькова ; «Приобщ ение ли п чан, о соб енно молоде жи, к настоящ ему и скусст ву — см ы сл наш его сущ е ствования. Ина че зачем же мы нужны?» . Константин КЛЮТКИ Н. На снимк е; вы ступают «Казаки России». • 'Т г ] V - •л Ж .4 ' ЙШМ I ЭТА БАСНОСЛОВНАЯ СЫГРАННОСТЬ Липецк ому, трЕ^ о бо^ иистов — 20 пет # Ф § вились целые национальные школы, он заг оворил разными язык ами мира, в.том числе и по-русск и. И в этом наши слу шатели смог ут еще раз убе диться, побывав 17 ок тября на к онцерте в малом зале облас тног о Д ворца к ультуры, где свою новую прог рамму пред ставит пианист Л. Винцкевич. Л . Ви н ц к еви ч — ар т и ст о со бо г о дарован и я , с ярк о выраж ен н ой н ац ион альн ой природой. Иг рает ли он свою музык у, к лассик у дж аза или современные пьесы — в ег о испблк ении всегда ощущают ся ( говоря словами дж азоло- га А. Баташева) богатырск ий размах, проник новенное глу бок ое славян ск ое дыхание, русск ая широта и мудрость. У мног их липчан до сих пор вы зывает приятный трепет ег о концерт в составе интер-трио. Не имея солидных финансо вых возмож ностей , «Страна птиц» пригласила Леонида вы ступить лишь с сольным к он цер т ом. Но Л еон и д решил преподнести нам настоящий подарок — выступить в соста ве своег о нового трио: «Я дав но хотел иметь трио подобно го плана, очень хочется играть с ними». Партнеры Л. Винцк евича достаточно хорошо знак омы липчанам. С к онтрабасистом Андреем Ивановым (обладате лем Гран-при к онк урса дж азо вых исполнителей в Брю ссе ле, такой успех редк ость ср е ди отечественных дж азменов) мы встреч али сь в марте, а Олег а Юданова (ударные) на- ,верняк а любители долж ным образом оценили по резуль татам ег о мног олетней твор ческ ой работы в составе и з вестн о г о ан самбля «Архан гельск». Му зы к альн ая г о ст и н ая приглашает на этот и друг ие к онцерты всех , п отому что вряд ли найдутся равнодуш ные к эк стра- к лассу исполни телей, их артистическ ому оба янию. «Страна птиц» ж^ ^ ет своих обитателей. И. ВЕРЕЩАГИН, му .эыковед, арти ст ' Лип ец ко й филармонии . На снимк е: Л . Винцк евич ( сл ева) и Д. Стоуэл на кон ц ер т е в Ли п ец к е . В памятном альбоме, храни мом в архиве Липецкого трио баянистов, обращает на себя внимание выдержка из статьи, написанной после о.дного из концертов: «Когда слушаешь этот ансамбль, 0 1 щщение сво дится к тому, что перед нами за мечательные партнеры, не отя гощенные заботами слаженнос ти и синхронности исполнения, музицирующие самозабвенно, с гармоничным единением чувств и мыслей». Совместная творческая дея тельность солистов Липецкой государственной филармонии заслуженных артистов России, лауреатов Всероссийского, Все союзного и международных кон курсов Анатолия Науменко, Вя чеслава Мельника, Виктора Кар- пия длится вот уже два десяти летия. За эти годы ими дано свы ше трех тысяч концертов по всей стране, а также за отбежом — в Германии, Польше, Болгарии, на Кубе... Удивительно широк по охва ту различных эпох и стилей ре пертуар музыкантов, который включает сочинения Баха, Мо царта, Шуберта, Листа, Глинки, Мусоргского, Лядова, Шостаг.о- вича, Канчели. Ими подготовлен цикл органной музыки, на радио записано множество произведе ний, среди которых особой по пулярностью пользуется музыка современных авторов. Как трио Анатолий, Вячеслав и Виктор впервые попробовали себя во время учебы в Вороне жском институте искусств (класс, профессора А. Тимошенко). Тог да и обнаружились первые ро стки музыкального взаимопони мания, общих художественных . тяготений, идеалов. Но специ ального педагога, который обу чал бы их искусству ансамбле вой игры, они никогда не име ли. Свои знания они почерпну ли методом «проб и ошибок», пу тем освоения множества произ ведений и опыта других, очень разных музыкантов. Во время работы 8 библиотеках молодые музыканты с немалым изумле нием убеждались в том, какие несметные художественные бо гатства пылятся на полках кни гохранилищ, тогда как на сценах царит репертуарное однообра зие, господствуют стереотипы. Дебют трио прошел в инсти тутском зале, затем состоялись успешные выступления в других городах. Тогда их и заметил ди ректор Липецкой филармонии В. Ларьков. Он и содействовал выходу ансамбля на гастрольную «орбиту». Полезным для баянистов оказалось участие в конкурсах (1978 г. — В. Карпий завоевы вает золотую медаль на конкур се «Кубок 'мира» в Лодзи ; B. Мельник в 1979 г. становится лауреатом конкурса «Фогтландс- кие дни»; 1979 г. — коллектив — лауреат второго Всероссийск о го к онк урса в Ленинграде) и многочисленных фестивалях в Казахстане, Белоруссии, Литве, Польше, Болгарии, Китае. Это способствовало выработк е у музыкантов сценической свобо ды, исполнительской увереннос ти, артистического блеска и на лаживанию контактов с такими мастерами, как Т. Вольская и А. Трофимов, А. Скляров, И. Паниц- кий, уральское трио баянистов, C. Найко, М. Бонне (Франция), Е. Юрек (Польша), В. Чухран (Ру мыния), П. Маринов (Болгария)... Игра трио Поражает своей непринужденностью, свободой, радостью от процесса самого музицирования, (что не раз от мечалось рецензентами) . Бесспорно, у них выработал ся законченный взгляд на эсте тику ансамблевого исполнитель ства. По их мнению, ансамбле вая игра должна совмещать в себе единение и противополож ность. Для них трио — это пре жде всего особый род отноше ний. На сцене как бы демонстри руются, испытываются различ ные типы человеческих контак тов, В чисто профессиональном аспекте ансамблевое исполни тельство для А. Науменко, В. Карпия, В. Мельника — это об- Науменко — эмоционально бо лее сдержанный, в изъявлениях чувств созерцательный, но не лишенный задора и игрового азарта. Вячеслав Мельник всег да подкупает искренностью, по иском изысканных звуковых кра сок. Он — чуткий музыкант, и мног ие плюсы «ансамбля» — именно его заслуга. В игре бая ниста обращает на себя внима ние грамотность, мудрость и особая гармоничность. К Вячес лаву, не скрою, я испытываю особую симпатию. Удивительно то, что в одном человеке могут сочетаться воля, самообладание и обаяние; поразительная рабо тоспособность, любовь к книгам щее восприятие стилей, некий «полифонический» слух, позво ляющий избежать однообразия, громоздкости звуча^ ^ ия. Артис ты много уделяют внимания рас пределению звуковой светотени, рельефности каждого голоса, пласта музыкальной ткани, а так же ритму, его естественности, ак тивности. Пожалуй, именно благодаря этому возможна та удивительная живость (полное отсутствие.оттенка музейности), с которой у трио звучат произ ведения мастеров прошлых эпох. Три разных характера, три личности соединились в этом ансамбле. Виктор Карпий — эк спрессивный, порой взрывной, успевающий все держать в поле слухового контроля, мгновенно вносить новые черты в исполни тельский стиль, склонный к .им- провизационности. Анатолий и... умение вкусно приготовить обед (поварское ис 1 ^ сство — его хобби) . При его образе жиз ни особое значение приобрета ет атмосфера, царящая в доме. Вячеслав Григорьевич признает, что не может пожаловаться на отсутствие понимания, помощи. И за это он очень благодарен Евгении Мельник, его жене, и детям. Говоря сТювами слушателей ансамбля, —«трио отличает бас нословная сыгранность», «тон кое ансамблевое чувство..,». И еще; «Их сыгранность велико лепна—они понимают друг дру га с полуслова, с полувзгляда, полужеста. Такому чувству лок тя можно только позавидовать». Однако трио стремится до биться не только звуковой син хронности. Главное—ощущение динамики формы, направлен ность к кульминационным точ кам, единство архитекто ники. Не менее впечатля ет и единство звуковой па литры исполнителей, при сущая им «тембровая фан тазия». Одна из самых при влекательных черт твор ческого облика ансамбля — умение использовать множество красок, не вы ходя за рамки стиля ком позитора. Оставаясь вер ными его духу, они способ ны ок расить исполнение своей индивидцальностью, найти то самое «чуть-чуть», к оторое придает всякой интерпретации своеобра зие, гибкость и естествен ность фразировки, весьма не просто реализуемые в ансамблях . Удельный вес. коллек тива определяется его ре пертуаром. Художествен ным мерилом для трио.яв- ляется интерпретация ‘ор ганной музыки — мощный размах интеллекта и эмо ций в транскрипциях неза бываем! А сколько утон ченности в исполнении миниатюр русских компо зиторов... С самого нача ла своего существования трио поставило цель со здать оригинальный ре пертуар в данном жанре, который в то время огра ничивался неск ольк ими сочинениями. Через не ск ольк о лет им удалось «раскачать» В. Золотарева, А. Тимошенко, Ю. Романо ва, В. Черникова... Мечтают ли музыканты о новых произведениях? Да, конечно, — отвечает В. Мельник. — Нам обещаны произведения Тимошенко, Нагаева, Дербенко. С ог ромным любопытством следим за творчеством Гу- байдулиной , Денисова, Шнитке. Замечательное произведение могло бы родиться у Банщикова». Много ли работает, ре петирует трио?.Да, по-пре жнему много. Без этого нет и не может быть движения вперед, завоевания новых творческих рубежей. ' Н. СОСНОВСКАЯ, муз ы ков ед . На снимк е: Ли п ец ко е трио -баяЕшстов на м еждународном фе сти вал е в Польше . Вечер «3 г остях у Липецк ог о трио. . .» пройдет завтра в .Академическом театре драмы и соберет весьма именитых друзей «именинни ков». Среди них прежде всего, наверное, стоит назвать профессора Воронежского института искусств, заслуженного деятеля искусств Рос сии к омпозитора и исполнителя Алек сандра Тимошенко, у которого учились музыканты. Поздравит их и профессор Российской ака демии музыки имени Гнесиных Альфред Мирек , автор многих работ по истории развития баяна и аккордеона, педагог, воспитавший ряд извес тных талантливых исполнителей. А. Мирек — художественный руководитель аккордеонного дуэта Светлана Подшивалова —' Ирина Кулин-' ' ченко, чье выступление способно украсить лю бое шоу. Другой приезжающий на вечер столичный «Классик-дуэт» (Татьяна Ханинова, фортепиано — Андрей Горбачев, балалайка) — уже совсем иного плана. Он играет серьезные сочинения; необычное же сочетание инструментов, высо кий класс дуэта привносят в ка,ждый его номер чарующий элемент новизны. Безусловное украшение вечера — ансамбль русской песни «Воронежские девчата», лауреат нескольких фестивалей и конкурсов, побывав- -7 ■ ■ '■ . ■. : ' ....... ;....■........................................ ^ ■ '■' ■' ' ---- ■* ший бол.ее чем в тридцати странах Европы, Америки и Азии. Девчатам одинаково блестя ще удаются и старинные песни Черноземного региона, и сложные произведения современ ных композиторов. Гость из Горького — ансамбль народных инструментов «Мозаика», ранее работавший в нашей филармонии. Высокий профессиона лизм музыкантов позволяет им уверенно чув ствовать себя в различных формах и жанрах музыки. Собравшиеся на вечере услышат и вирту озную игру на цимбалах. Ее продемонстриру ет Лариса Рыдлевская (Минрк), лауреат трех конкурсов, солистка Государственного оркес тра народных инструментов Республики Бела русь. Аккордеонист Юрий Прохоров —липчанин, стажер Российской академик! музыки. Мастер ство этого молодого артиста уже отмечено на конкурсах в Воронеже и Клигентале. Наконец, нельзя не упомянуть Владимира Селявкина, ру ководителя, пожалуй, самого популярного се годня в Липецке коллектива—эстрадного трио. .В. Селявкин выступит на вечере соло и, мож но не сомневаться, внесет в его впечатляю- щую палитру свои неповторимые краски. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz