Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Зак он Л ипеик ой обла с т и ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов депутатов предста­ вительных органов местного самоуправления Д еп утаты представительных органов местного самоуправления избираются гражданами Российск ой Федерации , прож ивающими на соответствующей территории области и обладающими правом учас­ тия в выборах , на основе всеобщего , ра вного , пр ямого избиратель­ ного права при тайном голосовании , Каж дый гражданин имеет один голос. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах , а также на его свободное волеизъявление. Статья 2. Законодательство о выборах депутатов предста­ вительных органов местного самоуправления Выборы депутатов представительных органов местного самоуп ­ равления на территории Липецкой области проводятся в соответст ­ вии с Ко нституцией Российск ой Федерации , фе деральными зако­ нам и, У ставом и законами Липецкой области , уставами муниципаль­ ных образований. Статья 3. Избирательное право Гражданин Российск ой Федерации , прож ивающий на соответ - ствующей территории Липецкой области и достигший на день вы­ боров 18-летнего возраста, вправе избирать, а по достижении 21 года быть избранным депутатом представительного органа местно­ го самоуправления муниципального образования. Избирательные права граждан не зависят от пола, расы, нацио­ нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного ■положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, при­ знанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов депутатов представитель­ ных органов местного самоуправления Выборы депутатов представительных органов местного самоуп ­ равления назначаются представительными органами соответствен ­ но уровню проводимых выборов. Днем выборов является первое воскресенье, а в порядке исключения иной день, после истечения срока, на который был избран представительный орган прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее двух месяцев. Сообщение о дне выборов публикует­ ся в печати. к Выборы депутатов вместо выбывших назначаются в том же по- Б рядке и проводятся в те же сроки. Если до окончания срока полно- ” мочий депутатов представительных органов местного самоуправле­ ния остается менее шести месяцев, выборы депутатов вместо вы­ бывших не проводятся. Статья 5. Выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления Выборы депутатов в представительные органы местного само - . управления осуществляются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой для соответствующего представительного органа местного самоуправ­ ления нормы представительства. Численный состав представительного органа местного самоуп ­ равления определяется уставом муниципального образования. Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются на срок , устанавливаемый уставами муниципальных об­ разований, в соответствии с федеральным и облас* гным законода­ тельством и не может быть менее двух лет. Статья 6. Ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления Ограничения, связанные со статусом депутата представительно­ го органа местного самоуправления, не затрагивающие граждан­ ских прав и свобод, гарантированных Конституцией и законодатель- • ством Российск ой Федерации, устанавливаются уставами муници­ пальных образований. Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты пред- щ ставительных органов местного самоуправления Право выдвижения кандидатов в депутаты -представительных органов местного самоуправления принадлежит непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жи­ тельства и избирательным объединениям (избирательным блокам). Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней. I Статья 8. Органы, обеспечивающие подготовку и проведе- ' ние выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, подведение их итогов, контроль за соблюдением избирательных прав граждан обеспечивают изби ­ рательные к омиссии. Органы местного самоуправления, в соответ ­ ствии со своей компетенцией, принимают необходимые меры и ока­ зывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведе­ нии выборов. Статья 9. Право на предвыборную агитацию Гражданам и общественным объединениям, в соответствии с федеральным и областным законодательством, обеспечивается сво ­ бодное проведение предвыборной агитации в любых допускаемых законом формах и законными методами за или против того или ино­ го кандидата, избирательного объединения (блока). Кандидатам в депутаты и избирательным объединениям (бло­ кам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Статья 10. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и про­ ведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюдже- та. Кандидаты в депутаты.и избирательные объединения (блоки) создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Статья 11. Гласность при подготовке и проведении выбо­ ров ' Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляются открыто и глас­ но. . „ Решения избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с организацией и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, подлежат обнародованию. ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА ' И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 12. Образование избирательных округов Для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления образуются одномандатные избиратель­ ные округа на основании данных, представляемых местными адми ­ нистрациями. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяются соответствующей муниципальной избиратель­ ной к омиссией и утверждаются соотве I ствующим представитель­ ным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Исходная средняя норма представительства избирателей на из; бирательный округ устанавливается муниципальной избирательной к омиссией путем деления общего числа избирателей в соответству­ ющем муниципальном образовании на количество округов в нем. При образовании избирательных округов необходимо соблюдать их примерное равенство по числу избирателей в пределах муници­ пального образования, с допускаемым отклонением от средней нор­ мы представительства — не более 10 процентов. Избирательный округ составляет единую территорию: не допус­ кается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Списки избирательных округов с указанием их границ, числен ­ ности избирателей и мест нахождения окружных избирательных ко­ миссий публикуются г^ ниципальными избирательными к омиссия­ ми не позднее чем за 55 дней до дня выборов. Статья 13. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов представительных органов местного само ­ управления образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой администрации со ­ ответствующего' муниципального образования по согласованию с муниципальной и окружными избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах времен- . ( ного пребывания избирателей могут образовываться избиратель- . ные участки в том же порядке и в тот же срок , а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных учас­ тков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются в том же порядке по решению муниципальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной к омис­ сии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов участковых избирательных к омиссий должны быть опубликованы муниципальной избирательной к омиссией не позднее чем за 40 дней до дня выборов. ГЛАВА 3. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 14. Списки избирателей и порядок их составления Списки избирателей составляются участковыми избирательны­ ми комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме гла­ вами местной администрации. Периодическое уточнение списков зарегистрированных избира­ телей осуществляется главой местной администрации по состоя­ нию на 1 января и 1 июля каждого года, Указанные сведения об избирателях направляются в участковые избирательные комиссии сразу после их образования, но не позднее чем за 40 дней .до дня выборов. , Списки избирателей составляются в двух эк земплярах по фор­ ме, утверждаемой муниципальной избирательной к омиссией, и под­ писываются председателем и секретарем участковой избиратель­ ной к омиссии в день голосования перед началом подсчета голосов. Список избирателей составляется в алфавитном или ином по­ рядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей) . В списк е указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым вдень голосования исполняется 18 лет, дополни ­ тельно указываются день и месяц рождения. Список избирателей, которые в день голосования будут нахо­ диться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стацибнарных лечебно-профилак тических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, составляется на осно- Постановление восемнадцатого заседания Липецкого областного Собрания д е п утатов М 340-пс о т 12 ок тября 1995 года О проек те областного закона «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Липецкой области» Федерации» , областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛ ЯЕТ; Рассмотрев проектобластного закона «О выбо- рах депутатов представительных органов местно ­ го самоуправления Л ипецк ой области» , поправки и замечания рабочей группы по доработк е проек ­ тов зак онодательных актов области , предлож ения к омитетов областного Собрания депутатов по дан ­ ному вопросу и рук оводствуясь п. 2 статьи 76 Кон ­ ституции Российск ой Ф едерации и п. 2 статьи 62 федерального зак она «Об общих прингшпах орга ­ низации местного самоуправления в Российск ой 1. Принять зак он Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов местного са ­ моуправления Липецкой области» ( прилагается) . 2 , Настоящий зак он вступаетв силу со дня его опубликования в областной газете « Липецкая га ­ зета» . П р ^ седатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ. вании данных, представляемых руководителями указанных учреж ­ дений. Список избирателей — военнослужащих, находящихся в воин­ ских частях, а также членов семей военнослужащих и других изби ­ рателей, если они проживают в районах расположения воинских час­ тей, составляется на основании сведений, представляемых коман­ диром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включают­ ся в список изб^ ателеи по месту жительства на общих основаниях. Статья 15. порядок включения граждан в списки избирате­ лей В списки избирателей включаются граждане Российск ой Феде­ рации, проживающие на территории соответствующего избиратель­ ного участка, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать депутатов представительных органов местного самоуправ­ ления Липецкой области. Избиратель может быть включен в описок избирателей только на одном избирательном участке. Граждане, находящиеся в день голосования в санаториях, про­ филакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных ле­ чебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах вре­ менного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения. Избиратели, поселившиеся на тфэритории избирательного учас­ тка после представления списка избирателей для всеобщего озна­ комления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не вклю­ ченные в список , дополнительно включаются участковой избиратель­ ной комиссией в список избирателей на основании документов, удос­ товеряющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Данные об избирателях, проголосовавших досрочно в помеще- - НИИ окружной или участковой избирательных комиссий, а также про­ голосовавших в день выборов вне помещения для голосования, вно­ сятся в отдельные списки, с последующей соответствующей отмет ­ кой в основном списке. Статья 16. Ознакомление избирателей со списками изби­ рателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомле­ ния не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждому избирателю предоставляется право заявить о невклю­ чении его в список избирателей, а также о любой неточности в списке избирателей. Заявление об этом подается в участковую избиратель­ ную комиссинэ. В течение 24 часов участковая избирательная ко­ миссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклоне­ ния заявления. Решение избирательной комиссии может быть об ­ жаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, кото­ рые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок , а в день вы­ боров немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсче­ та голосов запрещается. ГЛАВА 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 17. Система избирательных комиссий Организацию подготовки и проведения выборов депутатов пред­ ставительных органов местного самоуправления обеспечивают из ­ бирательные комиссии: избирательная комиссия Липецкой области (облартная избира­ тельная комиссия); муниципальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Статья 18. Статус избирательных комиссий Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избщэательных прав граждан. При подг отовк е и проведении выборов избирательные к омис­ сии в пределах своей к омпетенции, установленной федеральным и областным зак онодательством, независимы от г осударственных ор ­ г анов и орг анов местног о самоуправления. Акты избирательных комиссии, принятые в пределах их компе­ тенции, обязательны для органов местного самоуправления, общес­ твенных объединений, предприятий, учреждении, организаций, до ­ лжностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню про­ водимых выборов) избирательных комиссий. Государственные органы, органы местного самоуправления, об­ щественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обя­ заны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализа­ ции их полномочий, в частности предоставлять необходимые поме­ щения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, све­ дения и материалы, давать ответы на обращения избирательных ко­ миссий в срок , установленный федеральным и областным законо­ дательством, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установ­ ленном законами Российск ой Федерации, законами и иными нор­ мативными правовыми ак тами Липецкой области. ' Статья 19. Порядок формирования муниципальных избира­ тельных комиссий Муниципальная избирательная комиссия образуется соответству­ ющими органами местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 6—10 членов избирательной ко­ миссии. Половина членов избирательной комиссии назначается пред­ ставительным органом местного самоуправления, другая — местной администрацией. При определении кандидатур в состав муниципальной избира­ тельной комиссии учитываются предложения общественных объеди­ нений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и' жительства. Председатель, замести тель председателя и сек ретарь муници ­ пальной избирательной к омиссии избираю тся тайным г олосовани ­ ем на е е первом заседании из числа членов муниципальной и зби ­ рательной к омиссии. После регистрации кандидата в депутаты сам кандидат, а также избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата, впра­ ве назначить в муниципальную избирательную комиссию одного члена с правом совещательного голоса. Статья 20. Порядок формирования окружных избиратель­ ных комиссий Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов пред­ ставительных органов местного самоуправления образуются в каж ­ дом избирательном округе. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до дня выборов органами местного самоуправления в количестве 5—^9членов комиссии. Половина членов избирательной комиссии назначается из числа лиц, предложенных представитель­ ным органом, другая половина — из числа лиц, предложенных мес­ тной администрацией. - При определении кандидатур в состав окружной избирательной к омиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительст­ ва. Председатель, замести тель председателя и сек ретарь ок руж ной избирательной к омиссии избираю тся тайным г олосованием на ее первом заседании из числа членов ок руж ной избирательной к омис­ сии. В случае, если представительный орган местного самоуправле­ ния и местная администрация не внесут своевременно предложе­ ния по составу окружной избирательной комиссии, формирование окружной избирательной комиссии производится муниципальной избирательной комиссией. Избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, или сам кандидат в депутаты вправе назначить одного члена, избира­ тельной комиссии с правом совещательного голоса в окружную ко­ миссию, зарегистрировавшую кандидата. При выборах депутатов представительных органов сельских (по; селковых) территорий функции окружных избирательных комиссий по решению муниципальной избирательной комиссии исполняются соответствующими участковыми избирательными комиссиями. Статья 21. Порядок формирования участковых избиратель­ ных комиссий ■ Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до дня выборов представительными органами мес­ тного самоуправления соответствующих муниципальных образова­ ний в количестве 5—10 членов комиссии. При определении кандидатур в состав участковой избиратель­ ной комиссии учитываются предложения общественных объедине­ ний, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жи­ тельства, Председатель, заместитель щэедседателя и секретарь участко­ вой избирательной.комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправле­ ния не назначил состав участковой избирательной к омиссии в уста­ новленный срок , формирование, участковой избирательной к омис­ сии производится муниципальной либо соответствующей окружной ' избирательными комиссиями. Избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, или сам кандидат в депутаты вправе назначить по одному члену к омис­ сии с правом совещательного голоса в каадую участковую избира­ тельную комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован. ^ - с В день голосования, с момента начала работы участковой изби ­ рательной к омиссии и до подписания ее членами протокола об ито­ гах голосования, на избирательных участках .вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объ­ единениями, кандидатами в депутаты, а также иностранные (между­ народные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюда­ тели осуществляют свою деятельность в соответствии с федераль­ ными законами. Статья 22. Статус члена избирательной комиссии Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обя­ зан присутствовать на всех заседаниях комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кан­ дидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном под­ чинении. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вно­ сить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответ­ ствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать,другим участникам заседания вопросы в соот ­ ветствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами со ­ ответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать завменные копии этих документов. При принятии решения избирательной комиссией члены изби ­ рательной комиссии с правом совещательного голоса в голосова­ нии не участвуют. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса мо ­ жет быть освобожден от обязанностей члена избирательной к омис­ сии до истечения срока полномочий по решению органа, его назна­ чившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письмен­ ной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Россий ­ ской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, всту ­ пившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособ­ ным, безвестно отсутствующим или умершим. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока сво ­ их полномочий они не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) либо переведены на другую работу или должность без их согласия. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса во ' время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или под­ вергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. Полномочия члена муниципальной и окружной избирательных комиссий с правом совещательного голоса, связанные с подготов­ кой и проведением выборов депутатов представительных органов местного.самоуправления продолжаются до окончания регистрации кандидатов на выборах депутатов .представительных органов мес­ тного Самоуправления следующего созыва в случае, если кандидат, интересы которого он представлял в комиссии, был избран депута­ том. Полномочия остальных членов муниципальной и окружных из­ бирательных комиссий с правом совещательного голоса прекраща­ ются через 30 дней после опубликования итогов выборов. Срок пол­ номочии участковых избирательных комйссий с правом совещатель­ ного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих из­ бирательных комиссий. Статья 23. Полномочия областной избирательной комис­ сии Областная избирательная, комиссия принимает активное учас­ тие в организации подготовки и проведения выборов депута 10 в пред­ ставительных органов местного самоуправления. С этой целью она: координирует мероприятия, связанные с проведением выборов и оказывает консультативную и методическую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории облас­ ти; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (без­ действие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим за­ коном. Статья 24. Полномочия муниципальной избирательной ко­ миссии Муниципальная избирательная комиссия, обеспечивающая ор­ ганизацию подготовки и проведения выборов депутатов представи­ тельного органа местного самоуправления: руководит работой окружных и участковых избирательных комис­ сий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (без­ действие) этих комиссий и принимает по ним решения; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; осуществляет контроль за соблюдением законности при подго­ товке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления; дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает единообразное его применение; устанавливает единую нумерацию избирательных участков по соответствующей территории; совместно с окружными избирательными комиссиями обеспе­ чивает на соответствующей территории соблюдение равных право­ вых условий участия в выборах всех кайдидатов в депутаты; по согласованию с окружными избирательными комиссиями ус­ танавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирате­ лей, подписных листов и других избирательных документов; утверждает образцы печатей избирательных комиссий; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снаб­ жение ими окружных и участковых избирательных комиссий; распределяет между окружными и участковыми избирательны­ ми комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расхо- . дованием этих средств; контролирует обеспечение окружных и участковых избиратель­ ных комиссии помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; устанавливает итоги голосования на соответствующей террито­ рии; организует повторные выборы депутатов представительных ор ­ ганов местного самоуправления в случае, если выборы признаны . несостоявщимися или недействительными, а также проводит допол­ нительные выборы в случае досрочного выбытия депутата; осуществляет другие полномочия в соответствии с федераль­ ным законодательством и настоящим законом. Муниципальные избирательные комиссии действуют До истече­ ния срока полномочий депутатов представительных органов мес­ тного самоуправления. Статья 25. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов орга­ нов местного самоуправления: совместно с участковыми избирательными комиссиями обеспе­ чивает организацию подготовки и проведения выборов депутатов органов местного самоуправления; осуществляет контроль за исполнением федерального и облас­ тного законодательства на территории избирательного округа; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (без­ действие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, вы­ дает им удостоверения установленного образца; регистрирует избирательные блоки; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатом в депутаты; распоряж ается денеж ными средствами , выделенными на прове- . дение выборов по избирательному округу; по согласованию с муниципальной избирательной комиссией утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования; организует досрочное голосование в помещении комиссии; оказывает организационно-техническую помощь участшвым из­ бирательным комиссиям в проведении голосования на избиратель­ ных участках; устанавливает результаты выборов по округу и передает их в муниципальную избирательную комиссию; - организует повторные выборы депутатов представительного ор ­ гана местного самоуправления в случаях, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, а также проводит допол­ нительные выборы в случае досрочного выбытия депутата; избранному депутату представительного органа местного само ­ управления выдает удостоверение об избрании; ■ осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает с момента прекращения полномочий избранного с ее участием пред­ ставительного органа местного самоуправления. Статья 26. Полномочия участковой избирательном комис­ сии Участк овая избирательная к омиссия: ^ ■ оповещ ает население о месте нахюкдения участк овой иадира- тельной к омиссии и времени ее работы, а такж е о дне выборов, месте и времени голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в описке изби ­ рателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих из ­ менений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избира­ тельных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также до ­ срочное голосование; производит подсчет голосов, определяет результаты голосова­ ния на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки вы­ боров и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в-соответствии с настоящим об­ ластным законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов. Статья 27. Гласность в деятельности избирательных комис­ сий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присут­ ствовать кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, предста­ вители избирательных объединений и средств массовой информа­ ции. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения изби ­ рателей, освещаются в средствах массовой информации. Статья 28. Организация работы избирательных комиссий Организация деятельности избирательных комиссий осуществля- . ется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комис­ сии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействи­ тельными принимаются на заседаниях комиссий большинством го­ лосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голо­ са. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принима­ ются простым большинством голосов присутствующих членов изби­ рательной комиссии с праврм решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председате­ лем и секретарем комиссии. 'Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при­ нятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме вы­ сказать особое мнение, которое должно быть доведено председате­ лем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов — немедленно. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комис­ сий вправе присутствовать заинтересованные стороны или их пред­ ставители. Решение избирательйой комиссии, противоречащее федераль­ ным и областным законам, либо принятое избирательной комис­ сией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. По решению муниципальной избирательной комиссии, утвер- аденному соответствующим представительным органом, председа­ тель и отдельные члены муниципальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период ор­ ганизации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 55 дней. По решению окружной избирательной комиссии, утвераденно- му муниципальной избирательной комиссией, председатель и от­ дельные члены окружной'избирательной комиссии с правом реша­ ющего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение сро ­ ка, не превышающего 50 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержден­ ному соответствующей окружной избирательной комиссией, пред­ седатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней. Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в . пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание из­ бирательных комиссий. Статья 29. Обжалование решений и действий избиратель­ ных комиссий В соответствии с Конституцией и законами Российской Федера­ ции решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, обш.ественных объединений и . должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо­ гут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, за­ явления является окончательным. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избиратель­ ные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принима­ ются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комис­ сию, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содер­ жащиеся в жалобах, требуют дополнительней проверки, решения по • ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок . Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять само- , стоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. ГЛАВА 5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 30. Понятие избирательного объединения Избирательными объединениями являются; местные отделения областных и общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых' зарегистрированы в установленном федеральным и областным законодательством по­ рядке не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выбо­ ров, и предусматривают участие в выборах органов местного само ­ управления. Статья 31. Избирательные блоки Избирательные блоки могут образовываться не менее чем дву­ мя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии со статьей 30 настоящего закона. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. . Избирательные блоки создаются на совместных общих собра­ ниях (конференциях) общественных объединений. Избирательные блоки регистрируются окружными избиратель­ ными комиссиями. Регистрация производится не позднее чем в пя­ тидневный срок после представления в избирательную комиссию совместного решения данных объединения о создании избиратель­ ного блока, подписанного уполномоченными представителями из­ бирательных объединений, и протокола совместного общего собра­ ния (конференции) общественных объединений. Статья 32. Уполномоченные представители избирательных объединений (блоков) Избирательное объединение (блок) назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять избирательное объединение (блок) по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения (блока) в выборах, в том числе по финансовым операциям." ГЛАВА 6. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ Статья 33. Выдвижение кандидатов'в депутаты избиратель- - ными объединениями (блоками) Выдвиж ение к андидатов в депутаты представительных орг анов местног о самоуправления производится с момента образования избирательных ок руг ов на собраниях ( конференциях) избиратель­ ных объединений ( блоков) с ук азанием и збира т ельн ое ок руга, в к отором будет баллотироваться к андидат. Избирательное объеди ­ нение ( блок) вправе выдвигать в одном избирательном ок руге не более одног о к андидата. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голо­ сованием. Избирательное объединение (блок1 представляет в окружную избирательную комиссию протокол и решение собрания (конферен­ ции) избирательного, объединения (блока) о выдвижении кандидата в депутаты. В решении о выдвижении кандидата должны быть указа­ ны фамилия, имя, отчество, дата рождения, местожительства, мес­ то работы и занимаемая должность (род занятий). Одновременно с этими документами представляются копии сви­ детельств о регистрации общественных объединений органами юс­ тиции, уставы объединений, состав уполномоченных представите­ лей избирательного объединения (блока) с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения (блока), а также офор^ мленную в установленном муниципальной избирательной комиссией порядке доверенность на уполномоченных представителей избира­ тельного объединения. Избирательное объединение (блок) вправе начать сбор подпи­ сей со дня выдачи окружной избирательной комиссией объедине­ нию (блоку) письменного подтверждения о приеме документов. Статья 34. Сбор подписей в поддержку кандидатов в депу­ таты, выдвинутых избирательным объединением (блоком) Избирательное объединение (блок),' выдвинувшее кандидата в депутаты, собирает подписи избирателей соответствующего округа в поддержку кандидата, в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в при­ ложении N° 1 к настоящему закону. При сборе подписей в поддерж ­ ку кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком), в подписном листе указывается его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность.(род занятий), место жительства, номер избирательного округа, в котором он выдвигает­ ся, а также указывается принадлежность кандидата к соответствую­ щему избирательному объединению (блоку). Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в под­ держку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, ад­ рес, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и упол­ номоченным представителем избирательного объединения (блока), выдвинувшего кандидата. (Продолжение на 4-й отр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz