Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
Зак он Л ипеик ой обла с т и ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов депутатов предста вительных органов местного самоуправления Д еп утаты представительных органов местного самоуправления избираются гражданами Российск ой Федерации , прож ивающими на соответствующей территории области и обладающими правом учас тия в выборах , на основе всеобщего , ра вного , пр ямого избиратель ного права при тайном голосовании , Каж дый гражданин имеет один голос. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах , а также на его свободное волеизъявление. Статья 2. Законодательство о выборах депутатов предста вительных органов местного самоуправления Выборы депутатов представительных органов местного самоуп равления на территории Липецкой области проводятся в соответст вии с Ко нституцией Российск ой Федерации , фе деральными зако нам и, У ставом и законами Липецкой области , уставами муниципаль ных образований. Статья 3. Избирательное право Гражданин Российск ой Федерации , прож ивающий на соответ - ствующей территории Липецкой области и достигший на день вы боров 18-летнего возраста, вправе избирать, а по достижении 21 года быть избранным депутатом представительного органа местно го самоуправления муниципального образования. Избирательные права граждан не зависят от пола, расы, нацио нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного ■положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, при знанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов депутатов представитель ных органов местного самоуправления Выборы депутатов представительных органов местного самоуп равления назначаются представительными органами соответствен но уровню проводимых выборов. Днем выборов является первое воскресенье, а в порядке исключения иной день, после истечения срока, на который был избран представительный орган прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее двух месяцев. Сообщение о дне выборов публикует ся в печати. к Выборы депутатов вместо выбывших назначаются в том же по- Б рядке и проводятся в те же сроки. Если до окончания срока полно- ” мочий депутатов представительных органов местного самоуправле ния остается менее шести месяцев, выборы депутатов вместо вы бывших не проводятся. Статья 5. Выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления Выборы депутатов в представительные органы местного само - . управления осуществляются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой для соответствующего представительного органа местного самоуправ ления нормы представительства. Численный состав представительного органа местного самоуп равления определяется уставом муниципального образования. Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются на срок , устанавливаемый уставами муниципальных об разований, в соответствии с федеральным и облас* гным законода тельством и не может быть менее двух лет. Статья 6. Ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления Ограничения, связанные со статусом депутата представительно го органа местного самоуправления, не затрагивающие граждан ских прав и свобод, гарантированных Конституцией и законодатель- • ством Российск ой Федерации, устанавливаются уставами муници пальных образований. Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты пред- щ ставительных органов местного самоуправления Право выдвижения кандидатов в депутаты -представительных органов местного самоуправления принадлежит непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жи тельства и избирательным объединениям (избирательным блокам). Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней. I Статья 8. Органы, обеспечивающие подготовку и проведе- ' ние выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, подведение их итогов, контроль за соблюдением избирательных прав граждан обеспечивают изби рательные к омиссии. Органы местного самоуправления, в соответ ствии со своей компетенцией, принимают необходимые меры и ока зывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведе нии выборов. Статья 9. Право на предвыборную агитацию Гражданам и общественным объединениям, в соответствии с федеральным и областным законодательством, обеспечивается сво бодное проведение предвыборной агитации в любых допускаемых законом формах и законными методами за или против того или ино го кандидата, избирательного объединения (блока). Кандидатам в депутаты и избирательным объединениям (бло кам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Статья 10. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и про ведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюдже- та. Кандидаты в депутаты.и избирательные объединения (блоки) создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Статья 11. Гласность при подготовке и проведении выбо ров ' Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляются открыто и глас но. . „ Решения избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с организацией и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, подлежат обнародованию. ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА ' И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 12. Образование избирательных округов Для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления образуются одномандатные избиратель ные округа на основании данных, представляемых местными адми нистрациями. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяются соответствующей муниципальной избиратель ной к омиссией и утверждаются соотве I ствующим представитель ным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Исходная средняя норма представительства избирателей на из; бирательный округ устанавливается муниципальной избирательной к омиссией путем деления общего числа избирателей в соответству ющем муниципальном образовании на количество округов в нем. При образовании избирательных округов необходимо соблюдать их примерное равенство по числу избирателей в пределах муници пального образования, с допускаемым отклонением от средней нор мы представительства — не более 10 процентов. Избирательный округ составляет единую территорию: не допус кается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Списки избирательных округов с указанием их границ, числен ности избирателей и мест нахождения окружных избирательных ко миссий публикуются г^ ниципальными избирательными к омиссия ми не позднее чем за 55 дней до дня выборов. Статья 13. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов представительных органов местного само управления образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой администрации со ответствующего' муниципального образования по согласованию с муниципальной и окружными избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах времен- . ( ного пребывания избирателей могут образовываться избиратель- . ные участки в том же порядке и в тот же срок , а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных учас тков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются в том же порядке по решению муниципальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной к омис сии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов участковых избирательных к омиссий должны быть опубликованы муниципальной избирательной к омиссией не позднее чем за 40 дней до дня выборов. ГЛАВА 3. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 14. Списки избирателей и порядок их составления Списки избирателей составляются участковыми избирательны ми комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме гла вами местной администрации. Периодическое уточнение списков зарегистрированных избира телей осуществляется главой местной администрации по состоя нию на 1 января и 1 июля каждого года, Указанные сведения об избирателях направляются в участковые избирательные комиссии сразу после их образования, но не позднее чем за 40 дней .до дня выборов. , Списки избирателей составляются в двух эк земплярах по фор ме, утверждаемой муниципальной избирательной к омиссией, и под писываются председателем и секретарем участковой избиратель ной к омиссии в день голосования перед началом подсчета голосов. Список избирателей составляется в алфавитном или ином по рядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей) . В списк е указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым вдень голосования исполняется 18 лет, дополни тельно указываются день и месяц рождения. Список избирателей, которые в день голосования будут нахо диться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стацибнарных лечебно-профилак тических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, составляется на осно- Постановление восемнадцатого заседания Липецкого областного Собрания д е п утатов М 340-пс о т 12 ок тября 1995 года О проек те областного закона «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Липецкой области» Федерации» , областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛ ЯЕТ; Рассмотрев проектобластного закона «О выбо- рах депутатов представительных органов местно го самоуправления Л ипецк ой области» , поправки и замечания рабочей группы по доработк е проек тов зак онодательных актов области , предлож ения к омитетов областного Собрания депутатов по дан ному вопросу и рук оводствуясь п. 2 статьи 76 Кон ституции Российск ой Ф едерации и п. 2 статьи 62 федерального зак она «Об общих прингшпах орга низации местного самоуправления в Российск ой 1. Принять зак он Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов местного са моуправления Липецкой области» ( прилагается) . 2 , Настоящий зак он вступаетв силу со дня его опубликования в областной газете « Липецкая га зета» . П р ^ седатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ. вании данных, представляемых руководителями указанных учреж дений. Список избирателей — военнослужащих, находящихся в воин ских частях, а также членов семей военнослужащих и других изби рателей, если они проживают в районах расположения воинских час тей, составляется на основании сведений, представляемых коман диром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включают ся в список изб^ ателеи по месту жительства на общих основаниях. Статья 15. порядок включения граждан в списки избирате лей В списки избирателей включаются граждане Российск ой Феде рации, проживающие на территории соответствующего избиратель ного участка, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать депутатов представительных органов местного самоуправ ления Липецкой области. Избиратель может быть включен в описок избирателей только на одном избирательном участке. Граждане, находящиеся в день голосования в санаториях, про филакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных ле чебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах вре менного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения. Избиратели, поселившиеся на тфэритории избирательного учас тка после представления списка избирателей для всеобщего озна комления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не вклю ченные в список , дополнительно включаются участковой избиратель ной комиссией в список избирателей на основании документов, удос товеряющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Данные об избирателях, проголосовавших досрочно в помеще- - НИИ окружной или участковой избирательных комиссий, а также про голосовавших в день выборов вне помещения для голосования, вно сятся в отдельные списки, с последующей соответствующей отмет кой в основном списке. Статья 16. Ознакомление избирателей со списками изби рателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомле ния не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждому избирателю предоставляется право заявить о невклю чении его в список избирателей, а также о любой неточности в списке избирателей. Заявление об этом подается в участковую избиратель ную комиссинэ. В течение 24 часов участковая избирательная ко миссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклоне ния заявления. Решение избирательной комиссии может быть об жаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, кото рые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок , а в день вы боров немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсче та голосов запрещается. ГЛАВА 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 17. Система избирательных комиссий Организацию подготовки и проведения выборов депутатов пред ставительных органов местного самоуправления обеспечивают из бирательные комиссии: избирательная комиссия Липецкой области (облартная избира тельная комиссия); муниципальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Статья 18. Статус избирательных комиссий Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избщэательных прав граждан. При подг отовк е и проведении выборов избирательные к омис сии в пределах своей к омпетенции, установленной федеральным и областным зак онодательством, независимы от г осударственных ор г анов и орг анов местног о самоуправления. Акты избирательных комиссии, принятые в пределах их компе тенции, обязательны для органов местного самоуправления, общес твенных объединений, предприятий, учреждении, организаций, до лжностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню про водимых выборов) избирательных комиссий. Государственные органы, органы местного самоуправления, об щественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обя заны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализа ции их полномочий, в частности предоставлять необходимые поме щения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, све дения и материалы, давать ответы на обращения избирательных ко миссий в срок , установленный федеральным и областным законо дательством, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установ ленном законами Российск ой Федерации, законами и иными нор мативными правовыми ак тами Липецкой области. ' Статья 19. Порядок формирования муниципальных избира тельных комиссий Муниципальная избирательная комиссия образуется соответству ющими органами местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 6—10 членов избирательной ко миссии. Половина членов избирательной комиссии назначается пред ставительным органом местного самоуправления, другая — местной администрацией. При определении кандидатур в состав муниципальной избира тельной комиссии учитываются предложения общественных объеди нений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и' жительства. Председатель, замести тель председателя и сек ретарь муници пальной избирательной к омиссии избираю тся тайным г олосовани ем на е е первом заседании из числа членов муниципальной и зби рательной к омиссии. После регистрации кандидата в депутаты сам кандидат, а также избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата, впра ве назначить в муниципальную избирательную комиссию одного члена с правом совещательного голоса. Статья 20. Порядок формирования окружных избиратель ных комиссий Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов пред ставительных органов местного самоуправления образуются в каж дом избирательном округе. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до дня выборов органами местного самоуправления в количестве 5—^9членов комиссии. Половина членов избирательной комиссии назначается из числа лиц, предложенных представитель ным органом, другая половина — из числа лиц, предложенных мес тной администрацией. - При определении кандидатур в состав окружной избирательной к омиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительст ва. Председатель, замести тель председателя и сек ретарь ок руж ной избирательной к омиссии избираю тся тайным г олосованием на ее первом заседании из числа членов ок руж ной избирательной к омис сии. В случае, если представительный орган местного самоуправле ния и местная администрация не внесут своевременно предложе ния по составу окружной избирательной комиссии, формирование окружной избирательной комиссии производится муниципальной избирательной комиссией. Избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, или сам кандидат в депутаты вправе назначить одного члена, избира тельной комиссии с правом совещательного голоса в окружную ко миссию, зарегистрировавшую кандидата. При выборах депутатов представительных органов сельских (по; селковых) территорий функции окружных избирательных комиссий по решению муниципальной избирательной комиссии исполняются соответствующими участковыми избирательными комиссиями. Статья 21. Порядок формирования участковых избиратель ных комиссий ■ Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до дня выборов представительными органами мес тного самоуправления соответствующих муниципальных образова ний в количестве 5—10 членов комиссии. При определении кандидатур в состав участковой избиратель ной комиссии учитываются предложения общественных объедине ний, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жи тельства, Председатель, заместитель щэедседателя и секретарь участко вой избирательной.комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправле ния не назначил состав участковой избирательной к омиссии в уста новленный срок , формирование, участковой избирательной к омис сии производится муниципальной либо соответствующей окружной ' избирательными комиссиями. Избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, или сам кандидат в депутаты вправе назначить по одному члену к омис сии с правом совещательного голоса в каадую участковую избира тельную комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован. ^ - с В день голосования, с момента начала работы участковой изби рательной к омиссии и до подписания ее членами протокола об ито гах голосования, на избирательных участках .вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объ единениями, кандидатами в депутаты, а также иностранные (между народные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюда тели осуществляют свою деятельность в соответствии с федераль ными законами. Статья 22. Статус члена избирательной комиссии Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обя зан присутствовать на всех заседаниях комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кан дидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном под чинении. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вно сить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответ ствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать,другим участникам заседания вопросы в соот ветствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами со ответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать завменные копии этих документов. При принятии решения избирательной комиссией члены изби рательной комиссии с правом совещательного голоса в голосова нии не участвуют. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса мо жет быть освобожден от обязанностей члена избирательной к омис сии до истечения срока полномочий по решению органа, его назна чившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письмен ной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Россий ской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, всту пившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособ ным, безвестно отсутствующим или умершим. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока сво их полномочий они не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) либо переведены на другую работу или должность без их согласия. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса во ' время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или под вергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. Полномочия члена муниципальной и окружной избирательных комиссий с правом совещательного голоса, связанные с подготов кой и проведением выборов депутатов представительных органов местного.самоуправления продолжаются до окончания регистрации кандидатов на выборах депутатов .представительных органов мес тного Самоуправления следующего созыва в случае, если кандидат, интересы которого он представлял в комиссии, был избран депута том. Полномочия остальных членов муниципальной и окружных из бирательных комиссий с правом совещательного голоса прекраща ются через 30 дней после опубликования итогов выборов. Срок пол номочии участковых избирательных комйссий с правом совещатель ного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих из бирательных комиссий. Статья 23. Полномочия областной избирательной комис сии Областная избирательная, комиссия принимает активное учас тие в организации подготовки и проведения выборов депута 10 в пред ставительных органов местного самоуправления. С этой целью она: координирует мероприятия, связанные с проведением выборов и оказывает консультативную и методическую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории облас ти; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (без действие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим за коном. Статья 24. Полномочия муниципальной избирательной ко миссии Муниципальная избирательная комиссия, обеспечивающая ор ганизацию подготовки и проведения выборов депутатов представи тельного органа местного самоуправления: руководит работой окружных и участковых избирательных комис сий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (без действие) этих комиссий и принимает по ним решения; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; осуществляет контроль за соблюдением законности при подго товке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления; дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает единообразное его применение; устанавливает единую нумерацию избирательных участков по соответствующей территории; совместно с окружными избирательными комиссиями обеспе чивает на соответствующей территории соблюдение равных право вых условий участия в выборах всех кайдидатов в депутаты; по согласованию с окружными избирательными комиссиями ус танавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирате лей, подписных листов и других избирательных документов; утверждает образцы печатей избирательных комиссий; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снаб жение ими окружных и участковых избирательных комиссий; распределяет между окружными и участковыми избирательны ми комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расхо- . дованием этих средств; контролирует обеспечение окружных и участковых избиратель ных комиссии помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; устанавливает итоги голосования на соответствующей террито рии; организует повторные выборы депутатов представительных ор ганов местного самоуправления в случае, если выборы признаны . несостоявщимися или недействительными, а также проводит допол нительные выборы в случае досрочного выбытия депутата; осуществляет другие полномочия в соответствии с федераль ным законодательством и настоящим законом. Муниципальные избирательные комиссии действуют До истече ния срока полномочий депутатов представительных органов мес тного самоуправления. Статья 25. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов орга нов местного самоуправления: совместно с участковыми избирательными комиссиями обеспе чивает организацию подготовки и проведения выборов депутатов органов местного самоуправления; осуществляет контроль за исполнением федерального и облас тного законодательства на территории избирательного округа; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (без действие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, вы дает им удостоверения установленного образца; регистрирует избирательные блоки; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатом в депутаты; распоряж ается денеж ными средствами , выделенными на прове- . дение выборов по избирательному округу; по согласованию с муниципальной избирательной комиссией утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования; организует досрочное голосование в помещении комиссии; оказывает организационно-техническую помощь участшвым из бирательным комиссиям в проведении голосования на избиратель ных участках; устанавливает результаты выборов по округу и передает их в муниципальную избирательную комиссию; - организует повторные выборы депутатов представительного ор гана местного самоуправления в случаях, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, а также проводит допол нительные выборы в случае досрочного выбытия депутата; избранному депутату представительного органа местного само управления выдает удостоверение об избрании; ■ осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает с момента прекращения полномочий избранного с ее участием пред ставительного органа местного самоуправления. Статья 26. Полномочия участковой избирательном комис сии Участк овая избирательная к омиссия: ^ ■ оповещ ает население о месте нахюкдения участк овой иадира- тельной к омиссии и времени ее работы, а такж е о дне выборов, месте и времени голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в описке изби рателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих из менений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избира тельных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также до срочное голосование; производит подсчет голосов, определяет результаты голосова ния на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки вы боров и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в-соответствии с настоящим об ластным законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов. Статья 27. Гласность в деятельности избирательных комис сий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присут ствовать кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, предста вители избирательных объединений и средств массовой информа ции. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения изби рателей, освещаются в средствах массовой информации. Статья 28. Организация работы избирательных комиссий Организация деятельности избирательных комиссий осуществля- . ется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комис сии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействи тельными принимаются на заседаниях комиссий большинством го лосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голо са. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принима ются простым большинством голосов присутствующих членов изби рательной комиссии с праврм решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председате лем и секретарем комиссии. 'Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при нятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме вы сказать особое мнение, которое должно быть доведено председате лем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов — немедленно. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комис сий вправе присутствовать заинтересованные стороны или их пред ставители. Решение избирательйой комиссии, противоречащее федераль ным и областным законам, либо принятое избирательной комис сией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. По решению муниципальной избирательной комиссии, утвер- аденному соответствующим представительным органом, председа тель и отдельные члены муниципальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период ор ганизации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 55 дней. По решению окружной избирательной комиссии, утвераденно- му муниципальной избирательной комиссией, председатель и от дельные члены окружной'избирательной комиссии с правом реша ющего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение сро ка, не превышающего 50 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержден ному соответствующей окружной избирательной комиссией, пред седатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней. Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в . пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание из бирательных комиссий. Статья 29. Обжалование решений и действий избиратель ных комиссий В соответствии с Конституцией и законами Российской Федера ции решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, обш.ественных объединений и . должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо гут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, за явления является окончательным. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избиратель ные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принима ются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комис сию, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содер жащиеся в жалобах, требуют дополнительней проверки, решения по • ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок . Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять само- , стоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. ГЛАВА 5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 30. Понятие избирательного объединения Избирательными объединениями являются; местные отделения областных и общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых' зарегистрированы в установленном федеральным и областным законодательством по рядке не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выбо ров, и предусматривают участие в выборах органов местного само управления. Статья 31. Избирательные блоки Избирательные блоки могут образовываться не менее чем дву мя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии со статьей 30 настоящего закона. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. . Избирательные блоки создаются на совместных общих собра ниях (конференциях) общественных объединений. Избирательные блоки регистрируются окружными избиратель ными комиссиями. Регистрация производится не позднее чем в пя тидневный срок после представления в избирательную комиссию совместного решения данных объединения о создании избиратель ного блока, подписанного уполномоченными представителями из бирательных объединений, и протокола совместного общего собра ния (конференции) общественных объединений. Статья 32. Уполномоченные представители избирательных объединений (блоков) Избирательное объединение (блок) назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять избирательное объединение (блок) по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения (блока) в выборах, в том числе по финансовым операциям." ГЛАВА 6. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ Статья 33. Выдвижение кандидатов'в депутаты избиратель- - ными объединениями (блоками) Выдвиж ение к андидатов в депутаты представительных орг анов местног о самоуправления производится с момента образования избирательных ок руг ов на собраниях ( конференциях) избиратель ных объединений ( блоков) с ук азанием и збира т ельн ое ок руга, в к отором будет баллотироваться к андидат. Избирательное объеди нение ( блок) вправе выдвигать в одном избирательном ок руге не более одног о к андидата. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голо сованием. Избирательное объединение (блок1 представляет в окружную избирательную комиссию протокол и решение собрания (конферен ции) избирательного, объединения (блока) о выдвижении кандидата в депутаты. В решении о выдвижении кандидата должны быть указа ны фамилия, имя, отчество, дата рождения, местожительства, мес то работы и занимаемая должность (род занятий). Одновременно с этими документами представляются копии сви детельств о регистрации общественных объединений органами юс тиции, уставы объединений, состав уполномоченных представите лей избирательного объединения (блока) с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения (блока), а также офор^ мленную в установленном муниципальной избирательной комиссией порядке доверенность на уполномоченных представителей избира тельного объединения. Избирательное объединение (блок) вправе начать сбор подпи сей со дня выдачи окружной избирательной комиссией объедине нию (блоку) письменного подтверждения о приеме документов. Статья 34. Сбор подписей в поддержку кандидатов в депу таты, выдвинутых избирательным объединением (блоком) Избирательное объединение (блок),' выдвинувшее кандидата в депутаты, собирает подписи избирателей соответствующего округа в поддержку кандидата, в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в при ложении N° 1 к настоящему закону. При сборе подписей в поддерж ку кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком), в подписном листе указывается его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность.(род занятий), место жительства, номер избирательного округа, в котором он выдвигает ся, а также указывается принадлежность кандидата к соответствую щему избирательному объединению (блоку). Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в под держку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, ад рес, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и упол номоченным представителем избирательного объединения (блока), выдвинувшего кандидата. (Продолжение на 4-й отр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz